Презентация на тему агрессия для студентов. Агрессия и агрессивность

Разделы: Школьная психологическая служба

Цель: Расширение знаний о чувствах и эмоциях: гнев, злость, агрессия. Формирования умения выражать чувства в социально приемлемых способах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, бланк, ручка.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

«Жили-были старик со старухой. Не проходило и дня, чтобы они не ругались. И хотя оба устали от ссор, остановиться никак не могли. Однажды зашла к ним в дом ворожея и подарила им ведро заговоренной воды: «Если опять на ругань потянет, набери полный рот этой воды, и ссора пройдет». Только она за дверь, как старуха начала старика ругать, а он набрал в рот воды и молчит. Что же теперь, старухе одной воздух сотрясать? -для ссоры нужны двое! Так они и отвыкли от брани».

Презентация
1 слайд

Тема нашего урока «Гнев, злость, агрессия»

Вспышки гнева и злости – это защитная реакция организма. Таким образом мы избавляемся от переполняющих нас эмоций и переживаний. Сила, направленность и продолжительность агрессивных проявлений зависит от целого спектра психологических, биологических и социальных факторов. Давайте разберемся вместе.
(Обсуждение).

3 слайд

Не без известной доли агрессивности людям не обойтись. Мягкотелость и попустительство, укрепленные не в силе но в слабости, могут принести не меньше вреда. Когда нужно отстоять спортивную честь страны на международных соревнованиях, когда необходимо спасти своих близких от нападения уличных хулиганов, наконец, когда приходится с оружием в руках защищать свою Родину - тут без высокого уровня управляемой агрессивности не обойтись. Энергии агрессии питают смелость и отвагу, дерзость и самоотверженность, способность идти на риск и проявляемую в экстремальных условиях находчивость.
Посмотрите пожалуйста на представленный вам бланк и поставьте «+» если вы согласны с утверждением, «-» если не согласны.
(Обсуждение).

В наше сумбурное и взбалмошное время мало кто оказывается в состоянии реально управлять собственной агрессивностью.
Психология агрессии заключает в себе золотое правило, которое необходимо помнить – гневные эмоции – это нормальная реакция личности, но их необходимо строго контролировать.

Контроль своих эмоций, особенно негативных, - это залог здорового общения с окружающими.

Работа с анкетой.
Обсуждение в парах.
Записываем на доске ответы на вопрос: «Что вы делаете, когда злитесь?».
Определяем какие из этих реакций здоровые, а какие – нездоровые и почему?
Обсуждение.

Ни для кого не секрет, что наш мир полон агрессии, гнева, обид. Первая реакция людей попавших под шквал унижения и оскорблений – это защита. Но все защищают себя по-разному. Давайте разберемся, как это можно сделать правильным путем.

Пошаговая инструкция:
1 шаг - Не дайте волю своим чувствам.
Самое время напомнить себе, что использовать те же методы (оскорблять и унижать в ответ) – это значит проявить слабость, принять поражение, утратить чувство собственного достоинства.
Самая лучшая реакция, сказать человеку в ответ, что в таком тоне, вы общаться не намерены. Отстранитесь от него, займитесь своими текущими делами.

2 шаг - Предпринять конструктивные меры. В спокойной обстановке решите для себя, что вы будете делать дальше:
- простите этого человека, и все будет, как прежде (т.е. произошедший инцидент не повлияет на ваши отношения),
- простите человека, но постараетесь держаться от него подальше (измените отношение к человеку после произошедшего).
Что из вышеперечисленного является правильным для вас, зависит от степени близости и качества отношений между вами и обидчиком.

10 слайд

3 шаг - «Шаг на встречу, не жди когда всё разрешиться само собой»
Воздерживаясь от упреков начните разговор с чего-нибудь позитивного.
Не забудь про невербальные средства общения – язык телодвижений, зрительный контакт.

11 слайд

4 шаг - Замени «ты»-обращения на «я»-обращения
«Я уверен(а), ты не понял(а) ...», - гораздо более результативное начало, чем фразы типа: «Ты не понимаешь…!».
Начни трудный для тебя разговор таким образом: «Мне очень не нравится эта ситуация, но я бы непременно хотел(а) все это с тобой обсудить прямо сейчас».

12 слайд

5 шаг - Помните, что не заслуженные обвинения и оскорбления сыпятся на вас, не как на личность, а как на объект разрядки. Не испытывайте чувство вины, работайте над собственной самооценкой, и не принимайте всё близко к сердцу.

Если Вы ещё не готовы поговорить с другом непосредственно, если Вы немного стеснены, огорчены или злитесь, попробуйте написать письмо. В письме Вы сможете четко объяснить, что чувствуете. Вы можете спокойно потратить время на то, чтобы высказать своё мнение без лишних эмоций, как это было бы при личной встрече. Это даст человеку время подумать, прежде чем дать ответ.

14 слайд
Техники снятия агрессии, гнева и злости.

15 слайд

Упражнение «Улыбка Будды»
Техника, позаимствованная из даосского учения Шоу-Дао, позволит Вам легко приходить в состояние душевного равновесия, Успокойтесь и постарайтесь ни о чем не думать. Полностью расслабьте мышцы лица и представьте, как они наливаются тяжестью и теплом, а затем, потеряв упругость, как бы «стекают» вниз в приятной истоме. Сосредоточьтесь на уголках Ваших губ. Не прилагайте мышечных усилий. Вы почувствуете, как Ваши губы сами растягиваются в едва уловимую улыбку, а во всем теле появиться ощущение зарождающейся радости. Старайтесь выполнять это упражнение каждый день, пока состояние «улыбки Будды» не будет для Вас привычным.
Упражнение «Шаг вперед - зверь, шаг назад – человек»
Делаем сидя за партами, выставляем правую ногу веред (шаг вперед), вызывая в себе дикую ярость, ощутите готовность крушить все на своем пути. Затем возвращаем ногу (шаг назад) и выполняем «улыбку Будды» возвращаясь к состоянию абсолютного спокойствия. Делая шаг вперед, перевоплощаясь в разъяренного зверя подкрепляйте свою ярость рыками, можно сжимать челюсть, кулаки. При шаге назад очень важно поймать момент расслабления, уделяя внимание мышцам.
Это упражнение требует больших эмоциональных затрат. Выполняя регулярно, Вы увидите, что Ваши шаги будут все быстрее, и Вы научитесь легко переходить от ярости к полному спокойствию.

16 слайд

Вывод:
Понятно, что психологическим видением агрессии должен обладать каждый из нас как ради управления самим собой, так и ради более полного понимания поведения окружающих.
Мы убеждены в том, что всем без исключения было полезно познакомиться с материалами, представленными на нашем уроке, не только ради удовлетворения чисто теоретического интереса, но, прежде всего, ради понимания способов практического управления агрессивностью.

Ответьте пожалуйста на вопросы:
Что полезного ты сегодня узнал?
Что из урока ты будешь применять в жизни?
О чём бы ты хотел узнать на наших уроках?

Литература:
Бэрон Р., Ричардсон Д. Арессия – СПб.: Изд. «Питер»,1999.
Дудко Н.Н. К проблеме агрессивности. СПб., 1998.
Малкина –Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

Cлайд 1

«Агрессия - любая форма поведения, направленная к цели причинения ущерба или вреда другому лицу,не желающему такого с ним обращения » (Роберт Бэрон).

Cлайд 2

Что происходит с подростком в современном мире? Что является побудителем агрессивного поведения?

Cлайд 3

Чувство « Особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчётливо выраженный предметный характер и отличающийся сравнительной устойчивостью. В основе агрессивного поведения личности лежат переживания, которые, как правило, носят неприятный характер.

Cлайд 4

Переживания подростка Окружающая среда держит ребёнка в состоянии стресса. Трудности в школе,проблемы социального характера. Запреты окружающих. Внутренние барьеры на пути к ожидаемым целям порождают стремление к эмоциональной агрессии. Сильное долгосрочное состояние неудовлетворённости. Эмоциональное провоцирование со стороны учителей, родителей, сверстников. Цели, поставленные перед подростком (обществом, семьёй, школой) недосягаемые,в силу объективных и субъективных причин.

Cлайд 5

В таком состоянии подростком управляют чувства: Обиды Гнева Злости Зависти Мести. Единственная цель: доказать окружающим свою значимость любой ценой, повысить самооценку.

Cлайд 6

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ НЕГАТИВНОМУ ПОСТУПКУ ПОДРОСТКА Модель поведения Тебе плохо(больно, страшно, стыдно) – нападай – получай удовольствие (жертва отступает). И если вдруг на пути к ожидаемой цели возникнут барьеры, то эмоциональная агрессивность будет только нарастать.

Cлайд 7

Вывод: неприятности,страдания, угрозы, оскорбления приводят подростков к агрессивным действиям по отношению к окружающим (школе, семье, сверстникам, посторонним людям). Ребёнок, нападая на жертву, достигает определенных целей: может влиять на ситуацию, осуществлять власть над другой личностью, решать материальные проблемы, повышать чувство собственной ценности. Эмоциональная агрессия доставляет физиологическое удовольствие, а оно быстротечно, это состояние необходимо поддерживать постоянно.

Cлайд 8

Существуют ли меры, которые позволять ослабить агрессивное поведение? Формы агрессивных реакций: Физическая агрессия (нападение - использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу, хлопанье дверями и др.) Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора) , так через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань, оскорбление и унижение другого человека, распространение клеветы, и сплетен).

Cлайд 9

Речевая защита и речевая агрессия подростков. Вывод первый. « Подобно слезам, брань как средство эмоциональной и психологической разрядки может быть полезна для душевного здоровья любого человека, тем более подростка » . Вывод второй. «Исключить из человеческой речи бранные слова так же трудно, как уничтожить саму речь. Данное утверждение тем более справедливо для детей и подростков, потому что они постоянно находятся в состоянии активного овладения языком и речью» . Вывод третий. «Генитальный мат достаточно органично входит в речь подростков ещё и потому, что отроческому возрасту свойственен повышенный интерес к вопросам взаимоотношения полов. А нынешний разговорный сексуальный словарь довольно вульгарен и по лексическому составу фактически смыкается с матом, но подростки используют слова именно из этого словаря, потому что они хоть и неблагозвучны, зато живы и естественны» . Вывод четвёртый. «Всё сказанное выше отнюдь не означает, что любые усилия педагогов по искоренению сквернословия не имеют смысла. Отстаивать чистоту речи необходимо. Другое дело, что традиционные средства профилактики сквернословия доказывают свою несостоятельность» .

Cлайд 10

При оказании помощи подросткам в кризисном состоянии рекомендуется использовать следующие способы и приемы: Информирование Установление логических взаимосвязей Метафора Проведение логического обоснования Самораскрытие Конкретное пожелание Парадоксальная инструкция Убеждение Помощь в отреагировании неконструктивных эмоций. Релаксация Повышение энергии и силы Переоценка Ролевое проигрывание и другие.

Коррекция агрессивного поведения у подростков

Подготовила: Смаилова А.Н

Группа ПиП-42

Проверила: Демиденко Р. Н

Агрессия – (от латинского «agressio» - нападение, приступ) – мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативное переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.)

Агрессивное поведение – это не прирожденная биологическая реакция (за исключением неконтролируемых действий, совершаемых лицами невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями.

Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. Агресси́вность (лат. aggressio - нападать ) - свойство личности, выраженное в предпочтении использования насильственных методов для достижения своих целей.

Подростковый возраст сам по себе сложный момент, переживаемый человеком. С точки зрения физиологии происходят сильнейшие изменения в организме, гормональный всплеск, сопровождающий половое созревание оказывает сильнейшее воздействие на эмоциональную сферу подростка. Как следствие этого происходят перестроечные изменения в познавательной сфере.

Тип агрессии

Физическая – активная - прямая

Примеры

Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.

Физическая – активная - непрямая

Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.

Физическая – пассивная - прямая

Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).

Физическая – пассивная - непрямая

Вербальная – активная - прямая

Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).

Словесное оскорбление или унижение другого человека.

Вербальная – активная - непрямая

Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.

Вербальная - пассивная - прямая

Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д.

Вербальная - пассивная - непрямая

Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).


Правила, которые позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов. 1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: - полное игнорирование реакций ребенка/подростка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; - выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно..."); - переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня"); - позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал"). Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации. Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы: - констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно"); - констатирующий вопрос ("ты злишься?"); - раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?"); - обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит"); - апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").


3. Контроль над собственными негативными эмоциями. Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации. Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: - повышение голоса, изменение тона на угрожающий; - демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу"); - крик, негодование; - агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы"; - сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; - негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; - использование физической силы; - втягивание в конфликт посторонних людей; - непреклонное настаивание на своей правоте; - нотации, проповеди, "чтение морали", - наказания или угрозы наказания; - обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не..."; - сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу; - команды, жесткие требования, давление; - оправдания, подкуп, награды. Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

5. Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

6. Сохранение положительной репутации ребенка. Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения. Для сохранения положительной репутации целесообразно: - публично минимизировать вину подростка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину; - не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему; - предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками. Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.


7. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы: - нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.); - пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; - внушение спокойствия невербальными средствами; - прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; - использование юмора; - признание чувств ребенка.

Этапы реализации коррекционной программы:

1.Ориентировочный этап.

Задачи: знакомство и установление эмоционально-положительного контакта с ребенком, ориентировка детей в обстановке игровой комнаты, введение норм и правил поведения на занятиях, санкций за их нарушения, разработка ритуалов приветствия и прощания, знакомство детей друг с другом.

Методы и приемы работы: _____________

2.Этап объективирования трудностей развития и конфликтных ситуаций.

Задачи: объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в игре и общении со сверстниками и взрослыми, диагностика особенностей поведения и эмоциональной сферы ребенка, обеспечение эмоционального отреагирования ребенком чувств и переживаний, связанных с негативным прошлым опытом взаимодействия.

3.Конструктивно-формирующий этап.

Задача: решение тех задач, на которые направлен тренинг.

Методы и приемы работы: _______________

4.Обобщающе-закрепляющий этап.

Задача: подведение итогов - чему участники научились, что они теперь умеют и т.д. Перенос нового позитивного опыта в практику реальной жизни ребенка и его отношений с другими людьми.

Методы и приемы работы: ___________________

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Агрессия – это целенаправленное нанесение физического или психологического ущерба другому лицу. Агрессивность – способность причинить вред другому человеку.

Cлайд 4

Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику. Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику. Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.

Cлайд 5

Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает предметы, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится “грозой” всего детского коллектива. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Он ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.

Cлайд 6

Мальчики Девочки Агрессия грубая, открытая, менее управляемая Агрессия скрытая, избирательная, направленная

Cлайд 7

Столкновение с агрессивностью у родителей вызывает недоумение, растерянность. Обычно, что делают родители? Они наказывают ребёнка.

Cлайд 8

Проявление жестокости и непослушания – это не всегда наличие психических отклонений. Часто ребёнок просто не знает как себя правильно вести. Разовые вспышки могут перерасти в психическое нарушение, когда ребёнок «заражается» агрессивностью родителей.

Cлайд 9

2. Когда ребёнок живёт в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему- у него формируется ощущение враждебности окружающего мира. Проявления жестокости у детей начинаются со взаимоотношений со взрослыми.

Cлайд 10

стремление привлечь к себе внимание сверстников стремление получить желанный результат стремление быть главным защита и месть желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство отношение в семье и непоследовательность родителей

Cлайд 11

Рекомендации психолога: 1. Избегать угроз и физического наказания. 2. Наблюдайте за играми ребёнка. 3. Обсуждайте с ребёнком на какого персонажа книги или мультфильма он хочет быть похож или нет. 4. Если ребёнок рассказывает свой сон, выслушайте, так как во сне он видит то, чего ему не хватает в жизни.

Cлайд 12

7. В порыве гнева ни в коем случае не обзывайте ребёнка – он будет копировать ваше поведение и слова в общении и с людьми, и с животными. 8. Не фиксировать внимание на агрессии. 5. Приучите ребёнка рассказывать то, что его волнует, что он переживает. Пусть ребёнок привыкнет говорить о своих чувствах, о том, что нравится, а что нет. 6. Введите в свой лексикон выражения «я обидел-ся», «я рассердился», «я огорчён» и введите эти слова в активный словарный запас ребёнка.

Cлайд 13

9. Запрет и повышение голоса – неэффективные способы. 10. Принимать ребёнка таким как есть. Избегайте бесконечных нотаций, лучше подавайте пример гуманного поведения, заостряйте внимание на таких примерах в жизни, книгах, фильмах.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

АГРЕССИЯ ВИДЫ. ФОРМЫ. ПРИЧИНЫ. Составила: Педагог-психолог ГКУ СО «ЦП ДОПР «Созвездие» (коррекционный)» Руслана Викторовна Бусел Составила: Педагог-психолог ГКУ СО «ЦП ДОПР «Созвездие» (коррекционный)» Руслана Викторовна Бусел

Американские психологи А. Басс и А. Дарки выделили пять видов агрессии:

Вербальные агрессивные реакции А. Басс разделил на три типа: - отвержение – вербальная агрессивная реакция типа «иди прочь», «убирайся» и т.п.; - враждебные замечания типа «твое присутствие раздражает меня», «не выношу тебя» и т.п.; -критицизм, он может быть направлен не непосредственно против личности, а против принадлежащих личности предметов, одежды, выполняемой работы и т.п.

Агрессия принимает самые разнообразные формы. По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий: негативные – позитивные (деструктивные – конструктивные); явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия – скрытая агрессия); вербальные – физические (словесное нападение – физическое нападение); прямые – косвенные (непосредственно направленные на объект – смещенные на другие объекты); враждебные – инструментальные (с целью причинения вреда/ боли другому человеку – с иными целями); эго- синтонные (принимаемые личностью) – эго- дистонные (чуждые для «Я», осуждаемые самой личностью).

Наиболее привычными, явными выражениями агрессивности, считаются: - злословие, -повышение тона и громкости голоса, -аффектация (бурное проявление негативных эмоций), -принуждение, -негативное оценивание, -оскорбление, -угрозы, -использование физической силы (кусание, царапание, удары), -применение оружия. Скрытые формы агрессивности выражаются в - уходе от контактов, -бездействии с целью навредить кому-то, -причинении вреда себе и самоубийстве.

Агрессия может быть направлена: на окружающих людей (на врачей, педагогов, сверстников и т.д.); только на близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку); на животных (птиц, кошек, насекомых); на себя (свое тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей, отказа от еды); на внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества и т.п.); на символические и фантазийные (в форме серийных агрессивных рисунков, коллекционирования оружия, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).

Агрессивность конкретной личности может дифференцироваться: 1. По степени личностной вовлеченности: ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию); агрессивное состояние (в структуре посттравматического расстройства, на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации); 2. По степени активности: пассивная агрессивность (в форме бездействия или отказа от чего-либо); активная агрессивность (в форме разрушительных или насильственных действий). 3. По эффективности: конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации, успеху и совпадению со стрессовыми ситуациями); деструктивность агрессивности (наносящей ощутимый ущерб самой личности или окружающим ее людям). 4. По выраженности психопатологической составляющей: нормальное агрессивное состояния; агрессивность в рамках патологических реакций; агрессивность в рамках личностных расстройств (например, нарциссического или пограничного расстройств личности); агрессивность в рамках психических заболеваний и психопатологических синдромов: эксплозивный, психоорганический, дементный, сумеречное расстройство сознания и др.

Выделяют основные факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения: а) стиль воспитания (гипер – и гипоопека); б) проявления агрессии в семье; в) повсеместная демонстрация сцен насилия; г) нестабильная социально-экономическая обстановка; д) индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.); е) социально-культурный статус окружения.

Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессии ребенка играет среда и воспитание. Играет роль и характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия. Если значимые близкие ребёнка ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, часто проявляют негативизм в присутствии ребёнка, то наверняка у ребёнка, а в дальнейшем и у взрослого человека эти проявления станут постоянной чертой характера.

Для тёплых слов не нужен повод, И ждать не нужно много лет. Дарите их в жару и в холод, С утра под вечер и в обед! БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!