Базовые эмоции. Базовые эмоции составляют основу всех эмоциональных переживаний

В данном вопросе мы рассмотрим 10 базовых эмоций и варианты (шкалы) проявлений каждой из них; кратко дадим характеристику каждой эмоции для того, чтобы воспитатель четко представлял себе, что скрывается за каждым понятием. Тогда более ясно можно представлять себе, что и как надо воспитывать у ребенка.

Каждая из этих эмоций выполняет несколько функций:

  • биологическая - направляет кровь, энергетические ресурсы;
  • мотивирующее воздействие - направляет и побуждает восприятие, мышление, поведение;

социальная функция - обеспечивает, организует взаимодействие ребенка с людьми.

Необходимо помнить о том, что эмоции неизменны; меняется лишь форма их проявления. Радость - всегда радость; печаль - печаль, а вот форма проявления в детстве, отрочестве, зрелости - разная.

Шкала дифференциальных эмоций

1. Интерес - базовая эмоция, проявляющаяся в процессах:

  • внимательность;
  • сконцентрированность;
  • настороженность.

2. Радость -

  • восторг;
  • счастье;
  • удовольствие.

3. Удивление -

  • удивление (испуг);
  • изумление;
  • ошеломление (шок).

4. Печаль -

  • унылость;
  • печальность;
  • обескураженность.

5. Гнев -

  • разгневанность;
  • злость;
  • бешенство.

6. Отвращение -

  • неприязнь;
  • отвращение;
  • омерзение.

7. Презрение -

  • высокомерие;
  • пренебрежительность;
  • надменность.

8. Страх -

  • испуг;
  • боязнь.

9. Стыд -

  • сконфуженность;
  • стыдливость;
  • стеснительность.

10. Вина -

  • раскаивание;
  • виновность;
  • заслуживающий порицания.

Исследуя особенности опыта ребенка при переживании базовых эмоций ученые (Бартлетт, Изард, Ноулис и др.) исходили из того. Что эмоциональный опыт - это многогранное явление, которое отражает разные стороны чувств, мышления и поведения человека. Каждая из 10 базовых эмоций представлена тремя эффективными состояниями, через которые они и проявляются.

Самая главная эмоция в человеке - это интерес, т.к. именно эта эмоция обеспечивает работоспособность ребенка, человека.

Вот, иногда на занятии ребенок выключается, вертится, мешает другим - значит, ему не интересно. А воспитатель надрывается, используя разного рода административные установки: вот, сейчас накажу; будешь мешать - не пойдешь с нами гулять; ты у меня повертись-повертись - потом получишь и т.п.

А всего-то надо подойти и сказать: “Ты, наверное придумал что-то новое, необычное, но не знаешь, как это сделать. Скажи мне на ушко, о чем ты думаешь, я постараюсь тебе помочь, если смогу...(или, что-то в этом роде).

При таком варианте общения делается попытка активизировать интерес ребенка к его действиям; и если это получится - то тогда будут действия ребенка по лепке, рисованию, рассказыванию и т.п.

А если нет? То тогда воспитатель должен использовать любые ухищрения, спец. эффекты, чтобы этого добиться. Ну например, не хотят дети, не могут, отхлопать ритм, повторить движения, запомнить последовательность операций - прикрепите яркие кусочки ткани, игрушки, лампочки к своим ногам и рукам, телу и пусть дети повторяют ритм движения, последовательность действий и т.п.

Перемены, одушевленность, новизна - вот далеко неполный перечень причин, которые вызывают интерес. Запомните это и используйте в работе не одни и те же средства наглядности, а разнообразные схемы, таблицы и пр.

Приходите на работу в разной одежде, различном макияже; меняйте свои тапочки (или их детали, помпоны, прикрепляйте кусочки разноцветных тканей и т.п.) в детском саду и обращайте на это внимание малышей.

“Какого цвета сегодня мои тапочки? Что изменилось в них? Почему? Попробуйте определить мое настроение, и если можете - исправьте его”

Примерная символика цветов: синие тапочки - грусть; красные тапочки - радость; зеленые тапочки - удовольствие...

И еще такой факт! Мозг новорожденного ребенка имеет почти 90% нервных клеток мозга взрослого человека, но это не завершенный в развитии субстракт. Учитывая, что формирование межанализаторных связей обусловлено влиянием окружающей среды, а эмоция интереса является мотивирующей силой постоянного сенсорного взаимодействия ребенка со средой, то напрашивается вывод о том, что эмоция интереса способствует развитию мозга .

Взаимодействие интереса с сенсорными, познавательными процессами приводит к развитию конструктивных, интеллектуальных, художественных, творческих форм активности. Эмоция интереса является главной мотивационной составляющей процессов восприятия, внимания, познания.

Радость вызывают социальное взаимодействие (общение), игра, преодоление восприятий, реальных или воображаемых, настойчивость в достижении поставленных целей (решимость, упорство, труд) и пр.

Радость - позитивная эмоция, имеющая большое значение для формирования социальной контактности ребенка, для его состояния организма, для его психического состояния.

Радость нельзя запланировать, но можно сделать так, чтобы наши дети чаще испытывали радостные переживания. Главное, что может и должен сделать для ребенка воспитатель и родители - это чувство безопасности в ваших с ним взаимоотношениях. Чувство безопасности, радостные улыбки взрослых создают благоприятную почву для развития у ребенка исследовательской активности и служат источником радостных переживаний.

Предлагаемая нами программа “Развитие личностных начал” Е. Яковлевой строилась с учетом именно этих положений. Обратите внимание на инструкции , оценочные суждения, которые использует воспитатель в своей речи. Вот ваш арсенал формирования эмоции радости.

Удивление вызывается резким изменение стимула. Например, вы ставите перед детьми экран, за который вбежала мышка, а выбежала - лиса; или вбежал котенок - выбежал кот. Будет удивление или нет? Удивление очень кратковременное состояние. Его задача - подготовить ребенка к эффективному адекватному взаимодействию с новым, внезапным событием и его последствиями. Основная функция удивления состоит в том, чтобы в момент изменения в окружающей среде, соорганизовать действия ребенка, позволившие бы ему адаптироваться.

Эта эмоция очень важна именно для нашего контингента. Который не умеет быстро перестраиваться. Значит для того, чтобы развить перестроечные механизмы, необходимо включать в занятия задания, которые бы вызывали эмоцию удивления и требовали бы от детей воспроизведения каких-то иных действий.

Например, за экран вбежала птичка; воспитатель просит детей поймать ее, показав место, откуда она должна вылететь. Дети группируются около другого конца экрана, готовясь ее поймать. А вылетают две птички и одна вверху экрана, другая - внизу. Детям надо быстро перестроить свои действия, чтобы поймать этих птичек. А сам вылет двух птичек в разных местах вызвал эмоцию удивления (изумления, испуга - может быть у кого-то...)

Печаль вызывается разлукой, отделением, смертью, разочарованием, неудачами в достижении поставленной цели. Эмоция печали переживается как грусть, уныние, хандра; интенсивное переживание печали доставляет человеку боль.

Печаль, замедляя общий темп человека, дает возможность “оглянуться назад”. Эмоция печали выполняет и коммуникативную функцию, сообщая самому человеку и окружающим его людям о дисгармонии. Выражая печаль, ребенок дает понять, что ему плохо, что он нуждается в помощи.

Печаль может выполнять и мотивационную функцию: добиться цели, установить контакт.

Так, например, если ребенок печалится, воспитателю можно обратиться к нему с такими фразами: “Тебе плохо, я могу чем-то помочь тебе?” Или “Тебе плохо, грустно потому, что ты не сделал... Хочешь, я покажу тебе, как бы сможешь сам это исправить?”

Печаль также играет важную роль в формировании и развитии механизмов эмпатии (способность понять другого). Печальные сопереживания побуждают ребенка к альтруистическому поведению: помочь зайке, спасти девочку от медведей и пр.

Однако, на практике нередко бывает, что ребенок оказывается в ситуации “замкнутого круга”, которая не дает ребенку возможности выразить печаль, гнев без того, чтобы не навлечь на себя еще большее наказание. Становится источником самоизоляции ребенка, слабо выраженной индивидуальности, чрезмерной боязни печали, источником апатии и усталости.

Например. Воспитатель одинаково бранит ребенка и за отказ идти спать и за игрушки, и за то, что он плохо чувствует себя. Недифференцированная брань и постоянные наказания усугубляют печаль ребенка, порождая к жизни самозащитные формы поведения, ухода в себя.

Поощряющий тип социализации печали с нашим контингентом детей способствует профилактике стрессов поведения, развитию механизмов преодоления печали, что в конечном итоге формирует доверие, честность, готовность к общению с воспитателем.

Гнев вызывается, как правило, чувством физической или психической несвободы. Так, например, ученые Сампос и Стенберг (1981) обнаружили, что сковывание свободы движений рук вызывает даже у 4-х месячных младенцев реакцию гнева. Запреты подросткам на что-то побуждают их делать именно это.

Препятствия в достижении цели, постоянно действующие неприятные события, чувство провала, разочарования в себе, чувство несправедливого устройства мира, чувство, что тебя обманули, предали, использовали - все эти факторы могут выступать в качестве причин гнева.

Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придает индивиду ощущение силы и храбрости. А это, в свою очередь, стимулирует индивида. Отстаивать свои права, т.е. защищать себя как личность! Вот почему необходимо развивать у малышей механизмы, при помощи которых можно регулировать эмоцию гнева. Гнев подавляет страх. А ведь у наших детей нередки не просто страхи, а фобии различного рода. А если использовать гнев, как “противоядие” против страхов. Именно это и делается в терапевтических целях.

Уже в раннем младенческом возрасте крик, плач есть эмоция гнева, вызванного, как правило физическим страданием, болью. Для младенца - это самая естественная адаптивная реакция. Однако, по мере развития и приобретения возможности избегать неприятностей стимуляции реакция гнева приобретает другие формы. С помощью родителей и воспитателей ребенок должен научиться тем формам поведения, которые помогут ему снизить интенсивность причины гнева. Воспитатель должен научить ребенка отличать ситуации, в которых совершение действий (проявление злости, наказание, обида, отказ от совместных действий и т.п.) против источника боли необходимо, от тех ситуаций (укол, прививка, мытье головы шампунем...) в которых такие действия будут неадекватными).

Управление эмоциями гнева, отвращения и презрения - это непростая проблема. Нерегулируемое влияние этих эмоций на мышление и поведение может привести к серьезным нарушениями адаптации и развитию психосоматических симптомов.

Страх складывается из ряда физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, обусловленного ожиданием угрозы, опасности, боязни физического повреждения (особенно у малышей).

Причинами страха могут стать: любая эмоция, результат оценки какой-то ситуации, как потенциально опасной, чувств неминуемого провала, ощущение собственной неадекватности, ожидание боли.

Наши малыши часто боятся выйти и прочитать стишок, спеть, объяснить что-то, хотя они умеют это делать, но они боятся! И этот страх продиктован ощущением собственной неадекватности, неуверенности в себе...

Являясь очень сильной эмоцией, страх оказывает влияние на познавательные процессы и поведение ребенка.

Когда малыш испытывает страх, его внимание резко суживается, заостряется на объекте, предмете. Сильный страх создает эффект “тоннельного восприятия”, т.е. ограничение восприятия, мышления, свободы поведения человека.

С другой стороны страх - это адаптивная эмоция в норме, побуждающая поиск безопасной ситуации; он заставляет нас учитывать возможный риск.

Процесс социализации (формирования) страха у ребенка в значительной мере обусловлен родителями. Разумный подход предполагает включение некоторой доли страха, обучение приемам противостояния страху, а также развитие навыков избегания опасных стимулов, или снижения их интенсивности.

Согласно описанию Томкинса (1963), он считает полезным научить своих детей спец. приемам противостояния страху; делиться с ребенком своим собственным опытом переживания страха.

Я пошел в лес один, мне было очень страшно, но я вспомнил, что совсем недалеко есть маленький домик...

Однажды мне надо было выступать на Новогоднем празднике. Я очень боялся, что забуду слова, но я подумал, хлопну 3 раза в ладошки и воспитатель мне подскажет...

- Высказывать готовность встретить опасность вместе, противостоять ей, поддерживая любые действия ребенка самостоятельно справиться со страхом.

“Ты боишься идти на укол, но давай я пойду первая и ты будешь держать меня за руку, чтобы посмотреть, как что происходит, потом. Если хочешь посмотреть на то место, где мне сделали укол, что там осталось;

- Учить ребенка избегать потенциально опасных ситуаций : не ходить с незнакомыми людьми, не есть землю, т.к. ... и пр.

Совершенно ясно, что есть ряд методов, используемых воспитателем в своей работе, которые несут в себе негативные последствия .

Среди таких методов:

Переживание страха происходит довольно редко, но это не означает отказ от формирования у ребенка адекватных форм поведения и развития у него защитных механизмов.

Стыд - эмоция малоизученная. Однако, некоторые материалы позволили нам рассмотреть ее в аспекте личностного развития ребенка.

Стыд - это, как правило, ощущение поражения, унижения, отчужденности. Х. Льюис так определяет стыд: “Человек, переживающий стыд, ощущает себя объектом презрения и насмешки. Он чувствует себя смешным, униженным, маленьким. Он ощущает беспомощность, неадекватность. Неспособность и невозможность осмыслить ситуацию. Стыд может спровоцировать печаль или гнев, которые в свою очередь вызывают переживания стыда. Взрослый человек чувствует себя ребенком, слабость которого выставлена на всеобщее обозрение.

Пристыженный человек ощущает, что любой вправе смеяться над ним и презирать его. Любой вправе отвернуться и отречься от него. Комплекс стыда объединяет в себе такие чувства как смущение, робость, сдержанность, стеснение, досаду, унижение” .

Причинами стыда являются и чувства (разочарование в себе, ощущение изоляции, печаль, неловкость, скованность), и мысли (о неудачах, о том, что сделал что-то не так, грязные, аморальные мысли, мысль о совершенной глупости, о том. Что над вами насмехаются), и действия (аморальный поступок, вредный для окружающий).

Эмоция стыда выполняет жизненно важные функции для человека.

Во-первых, переживание стыда повышает восприимчивость ребенка к чувствам и оценкам окружающих, и таким образом активизирует самооценку своего “Я”.

Во-вторых, стыд разоблачает “Я”.

В третьих, обостренное переживание стыда пробуждает более острое, нежели другие эмоции, осознание собственного тела. Это внимание по отношению к своему физическому “Я” заставляет ребенка обратить внимание на чистоплотность, на гигиену, одежду и пр.

Эмоция стыда обладает особой отзывчивостью способности к личностной целостности. При первых признаках посягательства на “Я” (ну, посмотри, какой ты грязный...) стыд встает на его защиту, побуждая ребенка противостоять (я не грязный; все такие; сама такая).

Отрицание выступает в роли барьера на пути стыда, т.к. стыд - крайне болезненная эмоция, которую мучительно переживать и трудно скрыть. Отрицание - это способ отодвинуть стыд. Надо это помнить в работе. Когда дети начинают упорно не соглашаться с чем-то, отрицают что-то, вспомните о предварительных ваших действиях и словах.

Другим способом защиты от стыда является подавление , когда люди пытаются не думать о ситуациях, стимулирующих их, вызывающих стыд. Используя механизм подавления, человек “сжигает все мосты”, которые могли бы заставить его переосмыслить ситуацию. Он удовлетворяется своим “Я”, самоутверждаясь, как Нарцисс. (Льюис, 1971).

Самоутверждение - это тоже один из способов защиты от стыда.

Нередко дети начинают хвастать друг перед другом своими родителями (“А вот мой папа может...”), или какими-то своими достоинствами (“А вот я могу съесть целого слона...”) и т.п. Что представляет собой попытку защитить свое “Я”. Подумайте, как в такой ситуации можно поддержать ребенка, найдите за что реально его можно похвалить.

Переживая стыд, ребенок опускает или отворачивает голову, прячет взгляд, заливается румянцем. Способность к стыду означает, что ребенок реагирует на мнения других, и это способствует развитию адекватных форм поведения.

Стыд обеспечивает развитие навыков самоконтроля и обучение самостоятельности. Эмоция стыда неразрывно связана с другими аффектами и социальным поведением. Стыд участвует в развитии социальных способностей: контактности, обходительности, скромности и т.п. Воспитатель в своей работе должен уделять внимание отработке адекватного проявления стыда, развитие у ребенка способов его переживания и защиты своего “Я”.

Вина - эта эмоция, как и другие, прошла долгий путь развития. Человека не обучают эмоции вины, она заложена социокультурным фактором. Она не имеет ярко выраженного мимического проявления, зато оказывает сильное влияние на внутреннюю жизнь.

Причиной вины, как правило, выступает неправильный поступок, результаты которого потом и переживаются. Специфическая функция эмоции вины заключается в том, что она побуждает ребенка исправить ситуацию. Но для этого он должен научиться понимать, что его поступки могут причинить вред другим людям. Ребенок должен уяснить, что он способен управлять своим поведением, и что он отвечает за него. Многие исследователи (Зан-Уокслер, Радке-Ярроу, Кинг...) отмечают, что уже в возрасте полутора лет дети демонстрируют признаки понимания последствий своего поведения. Конечно, эти данные относятся к норме; но тем не менее эта информация должна быть учтена. Как часто мы слышим: “Он маленький, и ничего не понимает. Вот вырастет и поймет”. При таком подходе вряд ли возможно реагировать на осознание ребенком вины при совершении плохого поступка: кошку замучил, сделал больно другу и т.п. А ведь именно вина играет ключевую роль в процессе становления совести, которая потом и выступает в роли регулятора нравственного поведения. Главной предпосылкой развития личной и социальной ответственности является вина, которая пробуждает альтруизм, переживания положительных эмоций, и именно они обеспечивают освоение, усвоение ребенком высших форм поведения : поведения этического, нравственного.

Мы рассмотрели основные “базовые” эмоции (за исключением “отвращения” и “презрения”, которые находятся на стадии экспериментальной обработки) применительно к понятию “общей готовности ребенка к школе”. Именно это направление в работе воспитателя с детьми, имеющими ОВЗ, позволяет ему наиболее эффективно справиться с этой задачей. Мы предлагаем в “обходные пути развития” аномального ребенка включить систематическую работу по развитию базовых эмоций и механизмов их регуляции.

А эти базовые эмоции рассматриваются как диапазон, веер направлений работы воспитателя по развитию эмоционально-волевой сферы ребенка, через которую можно будет скорректировать и поведение и речь, и мышление!

Еще раз подчеркнем, что программа, материал останется тот, по которому вы работаете. Мы предлагаем вам календарное планирование работы воспитателя для средней, старшей, подготовительных групп - на каждый день. Но при реализации нашего подхода воспитатель берет занятие из нашего плана и проводит по схеме, которую мы рассмотрим в разделе “Планирование занятий воспитателя”. Здесь же отметим тот факт, что мы предлагаем воспитателю стать на стезю работы над личностью ребенка, его мотивами, эмоциями, его поведением, а не усвоение величины, формы, цвета, размера предметов. Это пусть станет пищей, материалом для отработки малышом эмоции радости, печали, удивления и пр. Итак, рассматривая блок “общей готовности” ребенка к школе, мы подробно остановились на личностном развитии ребенка: мотивах дошкольника, базовых эмоциях личности.

В “общую готовность” ребенка к школе отечественные психологи относят и умственное развитие (А.Запорожец, Н.Н. Подъяков, Ф.А. Сохин, Л.А. Венгер)


Базовые или первичные эмоции это 10 базовых эмоций: пять положительных и пять отрицательных. Все о Положительных эмоциях и Отрицательных эмоциях и их видах, а также характеристиках.Психологи очень часто пользуются таким понятием как фундаментальные (базовые, первичные) эмоции. Ведь эмоция считается фундаментальной, если она имеет свой собственный механизм возникновения (специфический внутренне детерминированный нервный субстрат), выражается вовне особыми мимическими или нервно — мимическими средствами и является субъективным переживанием (т.е. имеет феноменологическую качество).
К фундаментальным эмоциям относятся 10 базовых эмоций: пять положительных и пять отрицательных.

Положительные эмоции :

1. Интерес (любопытство, заинтересованность) — эмоциональное состояние, способствует развитию навыков, умений, получению знаний, мотивирует обучение. Интерес — положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений, творческие устремления.

2. Радость — эмоция, при которой мы становимся уверенными в себе, начинаем понимать, что живем не зря, что наша жизнь полна глубокого смысла. Мы чувствуем себя лю бимимы, нужными, мы довольны собой и миром. Мы полны энергии, мы уверены в том, что преодолеем любые трудности. Радость — положительное эмоциональное возбуждение, возникающее при появлении возможности достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невысокой или неопределенной.

3. Удивление порождается резким изменением стимуляции. Причиной возникновения являются внезапные, неожиданные события. Удивление — резкое повышение нервной стимуляции, возникающей вследствие какого-то неожиданного события. Возникновение данной эмоции способствует мгновенной ориентации всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивление.

4. Стыд характеризуется осознанием несоответствия собственных мыслей, поступков и внешности не только ожиданиям других людей, но и собственным представлениям о должном поведении и внешний образ. Стыд возникает как переживание несогласованности (действительной или только кажущейся) между нормой поведения и фактическим поведением, прогнозирования осуждая или резко негативной оценки окружающих. Стыд мотивирует желание спрятаться, исчезнуть.

5. Вина — интенсивное чувство собственной неправоты отношении человека или группы людей. Вина может ощущаться по себе, когда человек понимает, что ее поступок вступает в противоречие с ее характером. Вина стимулирует мыслительные процессы, связанные с осознанием вины и поиском путей исправления ситуации. Вина — эмоция, похожая на стыд, поскольку также возникает в результате рассогласования ожидаемой и реального поведения. Однако стыд могут породить какие-либо ошибки, вина же возникает при нарушениях морального характера, причем в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность.

Отрицательные эмоции :

1. Горе в своем составе преимущественно эмоцию печали, а главной причиной является потеря (временная — разлука, постоянная — смерть), реальная, мнимая, физическое или психо — логическая. Горе способствует укреплению социальных связей и группового единства. Горе — эмоция, обусловлено комплексом причин, связанных с непоправимыми жизненными потерями.

2. Гнев — эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением значительного препятствия на пути удовлетворения чрезвычайно важной для субъекта потребности, имеет стенический характер. Гнев может вызвать желание наказать, может способствовать мобилизации сил, породить чувство уверенности в правильности собственных действий.

3. Отвращение — эмоциональное состояние, его вызывают объекты (предметы, люди, обстоятельства и т.д.)., Столкновение с которыми (физическое взаимодействие, общение и т.д.) входит в противоречие с нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, что сочетается с гневом, в личных отношениях может мотивировать агрессивное поведение, желание избавиться кого-то или чего-то. Отвращение часто возникает вместе с гневом, но имеет собственные признаки и иначе субъективно переживается.

4. Презрение — это холодная эмоция, поведение, суп — роводжуе эту эмоцию, не вызывает общественного одобрения. Пренебрегая человека, мы чувствуем превосходство над ней. Это больше, чем равнодушие, презрение всегда пресыщено по — чутьем ценности и значимости собственного»Я» по сравнению с» Я» другого человека. Презрение — эмоция, отражает потерю другим человеком или целой группой своей значимости для индивида, переживания последним своей преимущества по сравнению с ними.

5. Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник настоящей или воображаемой опасности. Индивид в психологическом состоянии страха, как правило, меняет свое поведение. Страх вызывает у человека депрессивное состояние, беспокойство, стремление избежать неприятной ситуации, иногда парализует ее деятельность. Страх — переживание, обусловленное получением прямой или косвенной информации о реальной или мнимой угрозы, ожидание неудачи при выполнении действия, обусловленной ситуацией, которая возникла. Считается, что страх является одной из сильнейших негативных эмоций. Страх может парализовать человека, и наоборот, — мобилизовать ее энергию.
Некоторые авторы выделяют интеллектуальные эмоции, иногда их называют эмоциями высшего порядка ввиду их непосредственной связи с процессом творчества как уровнем деятельности человека. Важными интеллектуальными эмоциями есть сомнение, уверенность, догадка, удивление, удовольствие и др.. Интеллектуальные эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными.


Свою классификацию эмоциональных процессов С.Л. Рубинштейн построил на трех уровнях:
1. Уровень органической эмоциональной чувствительности — связан с органическими потребностями. Это эмоциональная окраска, эмоциональный тон ощущений.
2. Уровень предметных чувств — выраженный в сознательном переживании отношения человека к миру (через отношение к определенному предмету). Сюда относятся интеллектуальные, эстетические, моральные и другие эмоции, которые различают за-висимости от того предметной сферы, к которой адресованы.
3. Уровень обобщенных мировоззренческих чувств . Это юмор, ирония, чувство трагического, комического, возвышенного и т.д.., Которые могут выступать в качестве более или менее отдельные состояния, но в основном отражают мировоззренческие установки человека.

По функциональному признаку, содержанием которой является оценка смысла различных явлений жизни, выделяются две группы эмоциональных явлений: ведущие и производные .
Ведущие эмоции сигнализируют о смысле предмета определенной потребности. Они предшествуют деятельности и обеспечивают преобразование предмета потребности в мотив. К этому классу относятся биологические, социальные и собственно психологические эмоции.
Производные эмоции возникают уже в процессе деятельности и проявляют отношение индивида к тому, что способствует или препятствует удовлетворению его потребностей. Такие эмоции возникают в конкретных ситуациях и оценивают смысл явлений, обусловленных отношением субъекта к ведущему мотиву текущей деятельности. Это, например, эмоции успеха — неуспеха, сигнализирующие индивиду о степени успешности его деятельности. В свою очередь, производные эмоции делятся на констатируемые , предсказательные и обобщающие .
Констатируемые эмоции «обозначают» успешные или неуспешные попытки индивида достичь цели, предсказательные — функционируют в ситуациях, неоднократно повторяются. Основываясь на констатируемые, они сигнализируют о возможном результате того или иного варианта действия. Обобщающие эмоции взаимодействуют с ведущими и стимулируют деятельность при предвидении быстрого успеха или тормозят при предвидении возможных трудностей и неудач.
По структурному признаку эмоциональные явления делятся на: эмоциональный тон ощущений , собственно эмоции , аффекты , настроение , страсти , стресс и фрустрацию .
Эмоциональный тон простейшая форма эмоций, которая имеет вид смутных ощущений, сопровождающих жизненно важные воздействия вкусового, температурного, болевого и иного характера. Чаще всего это чувство удовлетворения или неудовлетворения, и они оценивают степень благоприятности воздействия на организм тех или иных раздражителей (В. Вундт, М. Грот).
Генетически поздней формой этого вида эмоций является эмоциональный чувственный тон, благодаря которому тот или иной объект может быть приятным, смешным, скучным, нежным и т.п..

112kb. 02.03.2008 02:44 110kb. 02.03.2008 13:12 110kb. 02.03.2008 03:32 155kb. 02.03.2008 03:34 211kb. 02.03.2008 03:36 157kb. 02.03.2008 03:38 119kb. 02.03.2008 03:40 127kb. 02.03.2008 13:15 150kb. 02.03.2008 13:16 115kb. 02.03.2008 03:47 121kb. 02.03.2008 03:49 127kb. 02.03.2008 02:50 103kb. 02.03.2008 13:18 179kb. 02.03.2008 13:52 219kb. 02.03.2008 13:52 98kb. 02.03.2008 03:59 94kb. 02.03.2008 13:53 179kb. 02.03.2008 04:01 140kb. 02.03.2008 04:04 130kb. 02.03.2008 04:05 97kb. 02.03.2008 04:06 139kb. 02.03.2008 13:55 180kb. 02.03.2008 11:45 117kb. 02.03.2008 04:12 93kb. 08.12.2010 11:06 116kb. 02.03.2008 11:29 105kb. 02.03.2008 13:56 116kb. 02.03.2008 11:40 148kb. 02.03.2008 11:52 77kb. 02.03.2008 11:55 133kb. 02.03.2008 17:46 127kb. 02.03.2008 11:58 138kb. 02.03.2008 02:59 125kb. 02.03.2008 03:01 74kb. 02.03.2008 03:05 109kb. 29.08.2008 13:56

17 Базовые эмоции+неверб.doc

17 Базовые эмоции: теоретические подходы и критерии выделения. Критика идеи базовых эмоций с позиций социального конструктивизма.

План ответа


  1. Базовые эмоции.


    1. Критерии выделения.

  2. Теории базовых эмоций.

    1. Подход К. Изарда.

    2. Подход П. Экмана.

    3. Подход Плутчика.


Ответ:


  1. Базовые эмоции.

    1. Изучение и основные характеристики.
Эмоции можно определить как особые субъективные состояния, в которых отражается отношение субъекта к тому или иному предмету.

Есть идея, что существует ограниченный список основных эмоций, которые имеют врожденную основу.

Попытки определить набор “фундаментальных”, или “базисных” (“базальных”), эмоций имеют давнюю традицию в Европе. Этим занимались многие . Во всех случаях предлагалось и разное число эмоций, и самые различные способы их классификации.

Врожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных сос-тояний и отношений человека к чему-либо. В 80-х гг. XX в. Была проведена целостная исследовательская программа, исходящая из представлений о существовании ограниченного набора базовых эмоций и сконцентрированную на анализе выражений лица. Эту программу предлагают называть Программой исследований выражений лица 1997. Ее основные постулаты формулируются по-разному в зависимости от того, что находится в центре внимания конкретных авторов. Попробуем привести список положений, которые представляются наиболее типичными для Программы исследований выражений лица.

1. У человека существует ограниченный набор базовых эмоций. К ним чаще всего относят: радость, гнев, страх, горе, удивление, отвращение. Несколько реже: презрение, стыд. Иногда и некоторые другие эмоции. Как правило, в список входит от 5 до 10 названий.

2. Основные признаки БЭ: врожденность, более раннее возникновение в онто- и филогенезе, отчетливая и специфическая нейроанатомическая основа, кросс-культурная универсальность, специфическое мимическое проявление.


    1. ^ Критерии выделения.

  1. Наличие специфических выражений лица является необходимым и достаточным признаком для выделения БЭ. На статус базовых могут претендовать только эмоции, имеющие свои специфические мимические выражения, и, напротив, выявление устойчивого мимического паттерна свидетельствует о том, что он выражает некоторую БЭ. Выражения лица, связанные с БЭ, являются генетически детерминированными; они запускаются врождёнными программами и универсальны для всех культур.

  2. Выражения лица, специфичные для БЭ, легко узнаются представителями различных культур, в том числе и далеких друг от друга. Существуют культурно обусловленные правила выражения эмоций, приводящие к усилению, ослаблению или изменению отдельных мимических паттернов. Однако БЭ легко проникают через эти искажения и распознаются наблюдателями.

  3. Значение «базовых» выражений лица инвариантно и не зависит от контекста. Это означает, что БЭ узнаются по выражениям лица даже в тех случаях, когда другая информация (о ситуации, о поведении человека и т.п.) не соответствует мимике.

  4. Все остальные человеческие эмоции являются вариантами базовых или результатом их смешения. Так, вариантами гнева являются раздражение и ярость. Тревога может интерпретироваться как смесь страха, горя, гнева, стыда и интереса.

  5. Субъективное переживание эмоций возникает под воздействием эфферентных сигналов, поступающих в ЦНС от мимических мышц. Именно благодаря этой информации человек «знает», какую эмоцию он испытывает. Данное положение является прямым наследником периферической теории эмоций Джеймса-Ланге. Из него следует, что преднамеренное конструирование и удержание человеком определённого мимического паттерна порождает паттерн эфферентных сигналов, соответствующих определенной эмоции, что, в свою очередь, приводит к субъективному переживанию этой эмоции.

  1. ^ Теории базовых эмоций.
Основные авторы, которые занимаются проблемой базовых эмоций: Изард, Экман, Плутчик.

    1. Подход К. Изарда.
Теория дифференциальных эмоций К.Э. Изарда. Теория дифференциальных эмоций получила такое название из-за того, что объектом ее изучения является частные эмоции, которые рассматриваются по отдельности. В основе теории лежат 5 основных тезисов: 1.Основную мотивационную систему человека составляют десять базовых эмоций.2. Каждая эмоция подразумевает специфический способ переживания.3.Все фундаментальные эмоции по-разному воздействуют на когнитивную сферу и на поведение в целом.4.Эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами и оказывают на них влияние. (Драйвы – это физиологические потребности или нужды).5.В свою очередь драйвы влияют на протекание эмоционального процесса. В рамках дифференциальной теории эмоции - не только мотивационная система организма, но и базовые личностные процессы, которые придают смысл человеческому существованию.

Дифференциальная теория эмоций определяет эмоции как сложные процессы, которые имеют нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты.1. Нейрофизиологический аспект определяет эмоцию как функцию соматической нервной системы.2. На нервно-мышечном уровне - проявляется в виде мимической активности. 3.На чувственном уровне - эмоция представлена переживанием.

Критерии базовых эмоций (Изард): 1.Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.2.базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики). 3.базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.4.базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.5.базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации. Этим критериям, по мнению автора, соответствуют такие эмоции как радость, интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина .


    1. ^ Подход П. Экмана.
Для Экмана основным критерием для выделения базовых эмоций служили универсальные способы мимического выражения. Экман выделяет следующие базовые эмоции: гнев, отвращение, страх, радость, печаль, удивление. Экманом была создана система кодирования выражений лица (FACS), которая очень надежно описывает разные выражения лица. Он проводил эксперименты, в которых испытуемые разных национальностей успешно распознают эмоции, скрывающиеся за выражениями лица. Особенно хорошо узнают радость, печаль. Часто путают страх, удивление. Эти эксперименты были подвержены критике. Дискуссия ведется до сих пор.

    1. ^ Подход Плутчика.
Плутчик рассмотрел эмоции как средство адаптации, играющее важную роль в выживании на всех эволюционных уровнях (психоэволюционная теория эмоций). Каждая эмоция связана с комплексом адаптивного поведения. Ниже приводятся базовые прототипы адаптивного поведения и соответствующие им эмоции (аффективно-когнитивные структуры).

^ Протипический адаптивный комплекс

Первичная эмоция

Инкорпорация – поглощение пищи и воды

Принятие

Отвержение – реакция отторжения, рвота

Отвращение

Разрушение – устранение препятствия на пути удовлетворения

Гнев

Защита – первоначально в ответ на боль или угрозу боли

Страх

Репродуктивное поведение – реакции, сопутствующие сексуальному поведению

Радость

Депривация – утрата объекта, приносящего удовольствие

Горе

Ориентировка – реакция на контакт с новым, незнакомым объектом

Испуг

Исследование – более или менее беспорядочная, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды

Надежда или любопытство

Таким образом, Плутчик выделяет 8 эмоций, 8 адаптивных механизмов.

Плутчик определяет эмоцию как комплексную соматическую реакцию, сопряженную с конкретным адаптивным биологическим процессом, общим для всех живых организмов.


    1. Суммарная таблица по подходам.
Подборка списков эмоций из статьи А. Ортони, Дж. Клоура, А. Коллинза “Когнитивная структура эмоций”.

Автор

Фундаментальные эмоции

Основания для отбора

Арнольд М.Б.

гнев, отвращение, мужество, удрученность, желание, отчаяние, страх, ненависть, надежда, любовь, печаль

отношение к тенденциям действия

Экман П.

гнев, отвращение, страх, радость, печаль, удивление

универсальные способы мимического выражения

Фрижда Н.

желание, радость, гордость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд

формы готовности к действию

Грей Дж.

ярость/ужас, беспокойство, радость

врожденность

^ Изард К.Э.

радость, интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина

врожденность

Джеймс В.

страх, горе, любовь, ярость

физическое ощущение

МакДугалл В.

гнев, отвращение, приподнятое настроение, страх, подавленность, эмоция нежности, изумление

отношение к инстинктам

Морер О.X.

боль, удовольствие

неусваиваемые эмоциональные состояния

Отли К., Джонсон-Лэрд, П.Н.

гнев, отвращение, страх, счастье, печаль

Не требуют пропозиционального содержания

Панксепп Дж.

ожидание, страх, ярость, паника

врожденность

Плучик Р.

принятие, отвращение, гнев, страх, радость, горе, испуг, надежда или любопытство

отношение к адаптивным биологическим процессам

Томкинс С.С.

гнев, интерес, презрение, отвращение, страх, радость, стыд, удивление

плотность нейронной активности

Уатсон Дж.Б.

страх, любовь, ярость

врожденность

Уейнер Б.

счастье, печаль

атрибутивно-независимое

  1. ^ Позиция социального конструктивизма.
В целом, идея социального конструктивизма состоит в том, что вещи становятся известны нам (или ученым) под определенными именами – подвергаются интерпретации и попадают к нам как свои собственные репрезентации. Конструкция как метафора (у Сисмондо) позволяет указать, откуда берется верование в «объективную реальность» (будь то представления о «неизменном и объективном характере физического мира» или о «порядке вещей, естественном устройстве общества»). Такие представления возникают в ходе развития как результат проб и ошибок, закрепляются в языке и сознании и транслируются в новом эпистемологическом статусе.

Социальный конструктивизм критикует идею существования базовых эмоций. В разных культурах существуют разные эмоции, которые представителям этих культур кажутся базовыми. Анализируется культура, отношение к эмоциям. В разных культурах в центре внимания людей оказываются разные эмоции. Например, японская эмоция амае (полное принятие меня другим человеком, чувство принадлежности, любви со стороны кого-то, чувство, что кто-то о тебе позаботиться). Можно сказать, что для японцев эта эмоция – базовая. У нас она базовой не является. Нет слов, чтобы ее обозначить.


  1. Невербальная коммуникации: система, направления изучения, механизмы и точность определения значения.
План:

  1. Основные системы невербальной коммуникации

  2. Цели невербальной коммуникации

  3. Направления изучения невербалики.

  4. Механизмы определения содержания невербального сообщения.

1. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации.

Невербальная коммуникация включает в себя следующие основные знаковые системы:


  1. оптико-кинетическую

  2. пара-и экстралингвистика

  3. организацию пространства и времени коммуникативного процесса

  4. визуальный контакт

  5. гаптика (прикосновения к кому-либо, к чему-либо)

  6. ольфакция (язык запахов. Запахи помогают человеку самопрезентироваться)

  7. Гастика (язык пищи и напитков) Пища и напитки могут помочь определить настроение участников. Могут являться показателем отношения к человеку.
Оптико-кинетическая система.

Она включает в себя жесты, мимику, пантомимику, походку. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела. Первоначально исследования в этой области были осуществлены Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у животного и человека. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в систему коммуникаций придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при интерпретации общения в различных культурах. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследования – кинесика, которая занимается их изучением.

Позы (интерпретация поз может осуществляться по следующим параметрам):


  1. в зависимости от этапа общения (как человек вступает и как выходит из контакта)

  2. виды общения (симпатия-антипатия, подчинение-доминирование, включенность-отчужденность)

  3. психофизиологические состояния (напряженные-расслабленные, активные-пассивные)

  4. соответствие поз партнеров друг другу (синхронные-несинхронные)

  5. направленность поз

  6. соответствие поз другим элементам экспрессии (гармоничность)
Жесты (интерпретируются по следующим параметрам)

  1. участие в создании 1-2 рук

  2. перекрещивание, симметричное расположение рук

  3. центробежность (от себя) – центростремительность (к себе)

  4. однозначность – многозначность
Экман и Фризен разделили движения на 5 видов

  1. жесты-символы=эмблемы – имеют точный вербальный смысл

  2. иллюстраторы

  3. движения, служащие для выражения эмоций

  4. жесты-регуляторы

  5. жесты-адапторы (чвакание, чмокание)
Походка (ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность)

Мимика включает в себя следующие параметры:

1.Стабильные сигналы (цвет кожи, форма лица)

2.Относительно стабильные сигналы (претерпевающие изменения в течение жизни – морщины)

3.Нестабильные сигналы (кратковременные изменения, движение мышц лица, покраснения)

Паралингвистика и Экстралингвистика представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса так же выступает особой знаковой системой. Проксемика – как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э.Холл, который называет проксемику « пространственной психологией», исследовал первые формы пространственной организации общения у животных.

Холл зафиксировал нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0-45см), персональное расстояние (45-120см), социальное расстояние (120-400см), публичное расстояние (400-750см) Каждое из них свойственно особым ситуациям общения.

^ Пространственная организация общения так же может быть разнообразной, что будет влиять на эффективность общения.


  1. фронтальная организация. Коммуникатор находится напротив аудитории. Коммуникатор в таком пространстве способен доминировать, способен управлять, это повышает возможность договориться. Минус в том, что существует редукция обратной связи. Четко задано ролевое пространство. Территория коммуникатора всегда больше, чем территория 1 реципиента.

  2. круговое расположение. Часто происходит смена ролей коммуникатора и реципиента, у всех формально равная территория. Уравнены возможности визуального контакта. У коммуникатора меньше возможности управлять, у реципиентов больше возможности договориться, больше обратной связи. Однако, информация часто искажается, происходит ее наложение, участники с ней активно работают.

  3. смешанное расположение (птичка, стол начальника) Есть возможность визуального контакта со всеми и у всех остальных есть возможность контакта друг с другом. Есть вынесенность коммуникатора, больше возможностей договориться у реципиентов. Ближе к коммуникатору садятся его близкие, он слушает то, что говорят они, напротив садится оппозиция.

  4. «стол переговоров». 2 группы, 2 лидера. Лидеры садятся напротив друг друга, сильные участники по правую руку. Слабые по левую – благодаря этому процесс коммуникации не выходит из под контроля
Ряд исследований в данной области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти вычлененные наборы получили название хронотопов . (термин введен Ухтомским). Описаны хронотопы «больничной палаты», «вагонного попутчика» и др.

Визуальный контакт (исследуется движение глаз, их размер, обмен взглядами, длительность взгляда, смена статики и динамики взгляда. Избегание его и т.д.)

2. Цели невербальной коммуникации


  1. передача и получение информации (разъяснение содержание вербального сообщения; как эквивалент вербальному сообщению; способ обратной связи)

  2. Усиление когнитивной активности коммуникатора

  3. Усиление когнитивной активности реципиента

  4. Изменение аттитюдов и побуждение к деятельности

  5. Поддержание вербального сообщения

  6. Эмоциональное заражение

  7. Саморегуляция коммуникатором своего эмоционального состояния

  8. Самораскрытие, выражение коммуникатором своих эмоций

  9. Самопрезентация коммуникатора

  10. Выражение отношения к партнеру и определение его статуса
3.Направления изучения невербалики.

Каждая знаковая система использует свои знаки. Которые можно рассмотреть как коды. Для построении понятного всем кода, для изучения системы, необходимо выделение каких-то единиц внутри каждой системы знаков.

Одна из попыток в области кинетики принадлежит К. Бёрдвистлу . Он предложил выделить единицу телодвижения человека. Телодвижения разделяются на единицы, а затем из этих единиц образуются более сложные конструкции. Совокупность единиц представляет собой своеобразный алфавит телодвижений. Наиболее мелкой семантической единицей предложено считать кин, или кинему. (выделено 50-60 отдельных кинем: кивки, повороты головы, нос, щеки и т.д.) Хотя отдельный кин самостоятельного значения не несет при его изменении меняется и вся система. Из кинем образуются кинеморфы, которые и воспринимаются в ситуации общения. На этой основе был построен словарь телодвижений. Тело было поделено на 8 зон и кины записывались для каждой из них, только тогда можно было получить словарь. Однако, данная методика подверглась критике из-за недоработанности и неприменяемости для различных культур.

^ П. Экман – классифицировал эмоции. (методика FAST - facial affect technique) Лицо разделялось на три зоны, горизонтальными линиями. Затем выделяют 6 основных эмоций (удивление, страх. Отвращение, радость, горе, гнев) наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств. Фиксация эмоций по зоне позволяет регистрировать более или менее определенно мимические движения. Дополнительные эмоции образуются путем наложения основных.

^ Система Леонгарда. Для каждого состояния существует доминирующая часть лица: мины области лба – страх, внимание; подбородок и нос – отвращение, стремление; рот – удивление; область глаз – удовлетворение, симпатия, оценивание; область щек – страдание и скорбь; неспецифические мины – мины смеха, слез, смущения; интегральные мины – пренебрежение, восхищение, счастье..

4. Механизмы определения содержания невербального сообщения.


  1. Категоризация: у людей существует эталон эмоционального состояния:

  • Обобщенное опознание (хорошее-плохое)

  • Дифференцированное опознание (определенная эмоция)
Условия точного определения эмоций

1. характер эмоций (основные эмоции; интенсивность эмоционального состояния, негативные эмоции)

2. Особенности эталона (эталоны, включающие динамические и интегральные характеристики; эталоны, включающие мимические признаки и жесты)


Более точно определяют

Менее точно определяют

Женщины, 8-25 лет, и особенно 16-17 лет, актеры, выраженный индивидуализм в культуре, люди с большой когнитивной сложностью, децентрация. Высокая тревожность, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, люди с сильной эмоциональной экспрессией, экстерналы, лидеры, стремление к эмоциональной близости с другими

Мужчины, после 50, 25-30 лет, учителя врачи, студенты. Слабый индивидуализм. Когнитивная простота, эгоцентризм, низкая тревожность, эмоциональная устойчивость, позитивное отношение к себе, слабая эмоциональная экспрессия. интерналы враждебные, избегание эмоциональной близости..

2 .Имитация невербального поведения

Методы обучения понимания невербалики


  1. ролевые игры

  2. обратная связь

  3. опознание значений невербальных показателей по фото и видео.
Причины трудностей понимания невербальной коммуникации

  1. Необходимость учета нескольких параметров невербального поведения

  2. Зависимость от ситуации (расстояние до собеседника, наличие партнера, подготовленность собеседников, занятость вербального канала)

  3. Межгрупповые различия

  4. индивидуальные различия (внешний вид, тревожность, аутизм, мускулинность-феминность, потребность в общении, авторитарность)
Методики изучения содержания невербального сообщения

  1. Методика свободной семантической оценки невербального поведения (Лабушская)

  2. просмотр невербального поведения с последующей оценкой коммуникатора по ряду личных черт

  3. Опросник « Социально-психологические особенности субъекта общения»

  4. демонстрация невербального поведения с последующей оценкой когнитивной активности и эмоционального состояния коммуникатора.

  5. Демонстрация невербального поведения с последующей оценкой когнитивной активности и эмоционального состояния реципиента

  6. Демонстрация невербального поведения с последующей оценкой убедительности сообщения

  7. Наблюдение за невербаликой участников эксперимента и последующее её сопоставление с их состоянием

  8. Моделирование ситуации, вызывание определенных состояний, и наблюдение за невербаликой.

  9. Проигрывание респондентами эмоциональных состояний.
5. Определение точности понимания невербальной коммуникации.

  1. Соотнесение эмоциональных состояний респондентов с вызывавшими их ситуациями

  2. Опознание фото эталона эмоционального состояния

  3. Опознание эмоционального состоянии по голосу

  4. Опознание эмоционального состоянии по ряду изображений

  5. Опознание значения эмоций по видеозаписи.

«Развивающая среда в ДОУ» - Социальный эффект. Проект: «Родители - управление образовательным учреждением – качество». ЦЕНТР МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ г. ТОЛЬЯТТИ. Уровень образования педагогических кадров. Квалификационные категории. Система психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольника. Резистентность – сопротивляемость и устойчивость детского организма к разного рода негативным воздействиям.

«Предметно-развивающая среда» - Организация предметно-развивающей среды для дошкольников в ОУ района. Цель: Необходимым условием эффективного решения проблемы современного качественного дошкольного образования, является реализация комплексных мер. Задачи: (вытекают из проблем). Создание в ОУ предметно-развивающей среды, обеспечивающей развивающее обучение детей.

«Методика Марии Монтессори» - Катушки. Система Марии Монтессори. Прищепки. Развитие слуха. Задача Монтессори-учителя. Вкладыши. Письмо и чтение. Переливание воды. Подготовленная среда. Переносные столы и стулья. Зона математического развития. Жизненная практика. Основная идея метода. Двигательное развитие. Методика Марии Монтессори.

«Развивающая среда» - Реализация модульного проекта кабинет логопеда "Алмазная штольня". Показатели результативности. Детский сад - пространство развития ребенка. Основная идея проекта. После реализации проекта. Реализация модульного проекта физкультурного зала. Значение предметно - развивающей среды. Цели и задачи проекта.

«Кризис трёх лет» - Если истерика все же началась. Основные признаки кризиса. Истерика. Упрямство. Внутреннее противоречие. Изменения в развитии ребенка. Негативизм. Кризис 3-х лет. Самый острый кризис. Проявление вредности.

«Особенности развития ребёнка» - Общее недоразвитие речи. Комплексное воздействие. Шепотной речи тоже нужно учить. Эхо. Режим. Золотая серединка. Щетка. Быстрая речь. Леворукость. Мелкая моторика. Юла. Жесты дополняют нашу речь. Отсутствие фразовой речи. Хорошо устроенный мозг. Умственное развитие. Подражание. Язык. Плохое настроение.

Важные вопросы:

Сколько же всего существует эмоций?

Есть множество точек зрения на эти вопросы. Например, Уильям Джеймс считал, что эмоций существует столько, сколько имеется слов для их характеристики, и что каждой эмоции соответствуют присущие ей физиологические проявления. В наше время большинство ученых не разделяют позиции Джеймса, а некоторые даже заявляют о наличии лишь небольшого числа основных (базовых) эмоций. Кроме того, высказывается идея о том, что, хотя существует небольшой ряд первичных, или основных, эмоций, есть еще огромное количество сложных эмоций, производных от базовых.

Деление эмоций на первичные (базисные) и вторичные - этот подход характерен для сторонников дискретной модели эмоциональной сферы человека . Однако разные авторы называют различное число базисных эмоций - от двух до десяти.

К. Изард называет 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление.

С его точки зрения, базовые эмоции должны обладать следующими обязательными характеристиками:

    имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;

    проявляются при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);

    влекут за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком;

    возникли в результате эволюционно-биологических процессов;

    оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации.

Однако сам Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные им к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.

Описание десяти фундаментальных эмоций,

образующих основную мотивационную систему поведения человека (по К. Изарду)

Эмоция

Проявления в поведении

Причины активации

Функции

Перемены обстановки, одушевленность, новизна

Заинтересованный человек выглядит воодушевленным, его внимание, взгляд и слух направлены на интересующий объект. Он переживает чувство захваченности, зачарованности, поглощенности

Играет мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта, обеспечивает работоспособность человека, социальный интерес играет большую роль в коммуникации. Повышает внимание, любознательность, поиск.

Социальные взаимодействия,

преодоление препятствий,

достижение целей. Связана с возможностью удовлетворить потребность.

Человек испытывает чувство психологического комфорта и благополучия, он становится увереннее в себе.

Радостные переживания способствуют формированию чувства привязанности и взаимного доверия между людьми

Печаль (горе, страдание)

Разнообразные проблемные ситуации, неудовлетворенные потребности, разочарование, смерть близких, неудачи в достижении целей и т.п.

Печаль может сопровождаться плачем или рыданиями. Опечаленный человек разговаривает мало и неохотно, темп его речи замедлен. Переживание печали описывается как уныние, грусть, чувство изоляции и одиночества.

Положительные социальные функции: переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи. Печаль тормозит умственную и физическую активность человека, и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию.

Ограничения свободы, препятствия в достижении целей, неправильные или несправедливые действия окружающих, некоторые раздражающие факторы (боль, ощущение дискомфорта и т.п.)

В гневе человек чувствует, что у него «вскипает» кровь, лицо горит, мышцы напряжены. Чем сильнее гнев, тем больше потребность в физическом действии, тем более сильным и энергичным чувствует себя человек.

Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придает индивиду ощущение силы и храбрости. Уверенность в себе и ощущение собственной силы стимулируют индивида отстаивать свои права, то есть защищать себя как личность.

Отвращение

Физически и психологически вредные объекты, вызывающие неприятные ощущения, или потенциально опасные вещества. Кроме того, противоречие с какими-либо принципами или установками субъекта.

Человек стремиться отстраниться от неприятного объекта или устранить его.

Биологическая функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Мотивирующая роль заключается в установлении взаимосвязей между чрезвычайно широким кругом раздражителей, с одной стороны, и реакцией избегания - с другой.

Презрение

Неодобрение действий других людей, чувство собственного превосходства, победа, одержанная над соперником и т.п.

Сопровождается чувством ценности и значимости собственного «Я» по сравнению с «Я» другого человека, предполагает надменную или снисходительную манеру общения с объектом презрения.

Презрение служит положительным целям тогда, когда оно направлено на тех людей, которые его заслуживают.

Информация о реальной или воображаемой опасности. Неуверенность, дурные предчувствия. Боль, одиночество и «внезапное изменение стимуляции», внезапное приближение, необычность, высота, - то есть естественные сигналы опасности. В качестве активатора страха может выступать также неустойчивая привязанность.

Внимание резко сужается, заостряясь на объекте или ситуации, сигнализирующей нам об опасности. Страх ограничивает свободу поведения человека и сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию.

Страх выполняет важные адаптивные функции, так как заставляет человека искать средства для защиты от возможного вреда.

Смущение

Ощущение беззащитности в ситуации социального взаимодействия.

Человек прячет глаза, отворачивается, улыбаясь при этом, и зачастую украдкой посматривает на смутившего его человека.

Адаптивные функции: смущение может уберечь ребенка от слишком близкого знакомства с незнакомыми объектами и небезопасным окружением.

Осознание несоответствия

помыслов, поступков человека не только ожиданиям окружающих, но и его собственным представлениям.

Переживая стыд, человек опускает или отворачивает голову, прячет взгляд, прикрывает глаза и заливается стыдливым румянцем.

Стыд побуждает индивида к

приобретению навыков социального взаимодействия и способствует большему взаимопониманию между человеком и окружающими его людьми и большей ответственности пред обществом.

Нарушения неких, принятых

человеком этических, моральных или религиозных стандартов.

Если человек чувствует себя виноватым, у него возникает желание загладить свою вину или хотя бы принести извинения человеку, перед которым он провинился.

Вина играет роль в воспитании социальной ответственности.

11. Удивление

Внезапное неожиданное событие.

Приостановление деятельности, активизация познавательной сферы.

Способствует освобождению от предыдущих эмоций и направляет на объект все когнитивные процессы.