Пассивная агрессия, скрытая агрессия и манипуляции. Приятие и враждебность Скрытая враждебность как с ней работать

Алена: Стиль взаимоотношений в семье и стиль взаимоотношений с окружающими взаимосвязаны. Обратная связь с окружающими, их мнения и оценки, слова поддержки и поощрения оказывают огромное влияние на формирование самооценки в детском и подростковом возрасте. В случае, когда обратная связь с ребенком поддерживается лишь в негативной форме, в виде наказаний и угроз, критических замечаний и слов осуждения, у него возникают сомнения по поводу своей ценности:

"Являюсь ли я значимой личностью? Стою я чего-то сама по себе или нет? Достойна ли я уважения? Добьюсь ли признания со стороны других?"

Сомнения в себе становятся постоянными спутниками взрослеющей личности. Потеря ощущения миролюбивости ближайшего окружения тормозит развитие любознательности ребенка. Он гораздо меньше стремится осваивать окружающий мир и тем самым так и не приобретает необходимых навыков общения, активного познания окружающей действительности.

Вместе с утратой доверия к людям возникает настороженность, страх отвержения, стиль общения становится защитным. Ожидание негативного отношения со стороны других вызывает страх в общении, который препятствует установлению доброжелательных взаимоотношений с другими.

Ирина: Как утрата доверия к людям в детском возрасте отражается во взрослой жизни человека?

Алена: Во взрослой жизни это проявляется в заниженной самооценке, непринятии себя, антипатии к своей личности, в защитном поведении по отношению к другим.

Даша: Мне все время кажется, что я для других неинтересна… В общении явственно ощущаю свою роль Обузы и не ожидаю от него ничего хорошего… Может быть, такое состояние возникло у меня с детства… Я не ощущала своей желанности…

Алена: Без ощущения своей желанности в мире взрослых ребенку сложно поверить в собственную значимость, поверить в свою «хорошесть». У него формируется четкое представление о себе как о «незначимом», "недостойном уважения", "нехорошем".

Нелли: Как это отражается во взрослой жизни?

Алена: Во взрослой жизни детский негативный сценарий взаимоотношений лишает человека возможности свободно изучать действительность.

Вера: Как это происходит?

Алена: Прошлый негативный опыт непрошеным гостем вмешивается в реальность, влияет на оценку настоящих событий, нарушает самовосприятие, искажает объективную картину реальных взаимоотношений.

Юлия: Как этот негативный сценарий восприятия и самовосприятия формируется?

Алена: Дети, лишенные родительской поддержки, а значит, и столь необходимого ощущения безопасности, став взрослыми, крайне болезненно реагируют на любое воздействие из внешнего мира. Они ожидают от окружающих лишь неприятностей! Исследование окружающего мира подменяется «выискиванием» сигналов неудачи, провала, недоброжелательности окружающих.

Даша: Как это понять?

Алена: Вместо того, чтобы акцентировать внимание на своих успехах и руководствоваться ими, ребенок обучается уделять внимание лишь своим промахам и игнорировать результаты. Следовательно, начинает панически боятся осуждения, наказания, критических оценок. Страх осуждения усиливает сигнал: "Стоп! Взрослый мир опасен! Без особой надобности инициативы не проявлять! Инициатива – наказуема! Усилия – бесплодны!" Даша: Именно так я и ощущаю…

Алена: Это не удивительно! Таким образом и возникает ощущение замкнутого круга проблем!

Восприятие действительности

Дашину проблему усугубляет еще и то, что в книге под заголовком "Все, что было позитивного в моей жизни…" в графе «плюс» у нее не оказалось никаких записей, за исключением двух первых строк, говорящих о положительных событиях и приятных переживаниях в ее жизни. Следуя своей детской установке, Даша все еще воспринимает мир через прошлые негативные эмоции. Она все еще зависит от прошлого негативного опыта.

Марина: Чем оборачивается продолжающаяся зависимость от прошлого негативного опыта?

Алена: Негативный прошлый опыт искажает объективное восприятие происходящих в настоящем событий, искажает саму действительность, сужает поле зрения. В этом случае восприятие становится односторонним, а не многосторонним.

Ольга: Что имеется в виду?

Алена: Восприятие действительности может быть двояким. Как оптимистичным, так и пессимистичным. Человека с оптимистичной установкой отличает: широкий кругозор, исследовательская ориентация, объективность оценок, вера в свои возможности, вера в успех.

Галина: Что отличает пессимистов?

Алена: Пессимистов отличает: узкий кругозор, панический страх освоения окружающей действительности, зависимость от негативных оценок со стороны, хроническая неуверенность в себе, сомнения в успехе.

Рита: Когда мы можем говорить о пессимистической установке, а когда – об оптимистичной?

Алена: Когда внимание человека фокусируется лишь на негативных сторонах действительности, на ограничениях и препятствиях, уместно говорить о пессимистической установке. Оценка действительности с точки зрения преимуществ и перспектив свидетельствует об оптимистичной установке.

Вы, конечно же, слышали забавные шутки о различной оценке пессимистами и оптимистами одних и тех же фактов. Эти шутки довольно точно передают разницу между пессимистичной и оптимистичной жизненными установками. Пораженческая установка является визитной карточкой пессимиста. Оптимиста же отличает вера в успех!

Зоя: Как будет реагировать оптимист, столкнувшись с неудачей?

Алена: Оптимист, обнаружив свою неспособность справиться с той или иной ситуацией, будет обучаться, пробовать до тех пор, пока не достигнет желаемого. Оптимист не так уж быстро теряет веру в успех! Самооценка оптимиста устойчива, его вера в успех оказывается гораздо сильнее сомнений и разочарований!

Даша: Что можно сказать о пессимисте?

Алена: Пессимист, столкнувшись со своей неспособностью в чем-либо, еще больше разочаруется в себе, а заодно и в других… У пессимиста крайне неустойчивая самооценка, он легко теряет в себя веру, легко разочаровывается в людях.

Неудовлетворенность собой

Юлия: Как пессимист и оптимист реагируют на неудовлетворенность собой, своим местом среди других?

Алена: Человек, не удовлетворенный собой и своим местом среди других, может поступить двояко. Оптимист будет ориентироваться на свои настоящие достижения и выберет исследовательскую стратегию освоения жизни: "За что я могу себя уважать? Какие личные достижения свидетельствуют о моих способностях? Почему я достойна самоуважения? Как добиться самоуважения в будущем?"

Пессимист же будет ориентироваться на свою прошлую неспособность, беззащитность, настоящие недостатки и выберет подстраховочную стратегию адаптации к реальности: "Как мне подстраховаться на случай новых неприятностей? Как избежать новых наказаний за неудачи? Как защитить свое хрупкое Я, сохранить крохи самоуважения?" Подобная подстраховка на случай неудач приводит лишь к новому витку переживаний, новым сомнениям, усилению страха перед жизнью.

Пессимистичная установка на жизнь, негативное самовосприятие служит индикатором защитного поведения человека и серьезного нарушения самооценки. В этом случае можно представить себе человека, пробирающегося сквозь дремучие заросли и с трудом перепрыгивающего через сложные препятствия, в то время как рядом пролегает удобная дорога, идти по которой – сплошное удовольствие!

Даша: Почему путник выбирает более трудную дорогу, если существует более удобная?

Алена: Путник ее не замечает! Он с детства привык обращать внимание лишь на препятствия и неприятности. А как известно, что активно ищешь, то и находишь!

Неадекватное самоотношение

Мы то и дело сетуем на свои «дефекты» вместо того, чтобы повышать самоуважение за счет развития достоинств! Как мы успели убедиться на собственном опыте, размер наших неприятностей измеряется отнюдь не лишними килограммами, невыгодными особенностями внешности или прошлыми неудачами, а неадекватным самоотношением! За фасадом внешних очевидных проявлений заниженной самооценки, неудовлетворенности собой скрывается более серьезная причина – неприятие себя в качестве достойной уважения личности, продолжающаяся зависимость от детского ощущения беззащитности, неспособности отстоять себя, свое достоинство. Страх потери самоуважения – самый тяжелый из всех возможных страхов!

Не стоит думать, что история Даши – это из ряда вон выходящая история "скверной девчонки", которая всех ненавидела, на всех обижалась, а окружающие только и думали, как бы ей насолить. Это обычная история, правдивое описание детских впечатлений, оставивших свой след во взрослой жизни нормальной женщины. И таких историй, к сожалению, гораздо больше, чем вы думаете! В памяти каждого человека хранится груз воспоминаний обиженного ребенка. Тем не менее Даша все-таки отличается от многих других людей!

Рита: Чем же именно!

Алена: Своей смелостью заглянуть в самые потаенные уголки своей памяти, своего негативного прошлого!

Вера: Да, на это, конечно же, нужна смелость! Даша не такая уж беззащитная, какой сама себя считает! Я до сих пор не могу решиться на такое откровение!

Даша: Это было не так уж страшно сделать… Неосознаваемое негативное прошлое кажется гораздо болезненнее и опаснее, нежели является таковым в действительности! Мне, конечно, было неприятно вспоминать эти моменты, я даже плакала от боли! Но после того, как освободилась от накопленных негативных эмоций, мне стало гораздо легче… Я почувствовала себя более свободной. Сама этому состоянию удивилась! Для меня состояние свободы ново! Даже не знаю, почему мне стало так легко на душе, ведь проблемы мои еще не разрешились! Но начинаю думать, что смогу справиться со своими проблемами. Они не такие уж неразрешимые!

Алена: Сделав первый шаг в сторону осознания своих комплексов, Даша приоткрыла дверь в свое свободное от "лишних вещей" настоящее! У Даши появился шанс шаг за шагом создавать свою жизнь "здесь и сейчас", причем согласно своим желаниям, по своему усмотрению, а не под влиянием неосознаваемого бремени прошлого!

Приветствую, дорогие читатели! Доводилось ли вам ощущать дискомфорт, находясь в обществе знакомых, коллег или членов семьи? Ставлю доллар на то, что доводилось и не раз. Хотите знать, почему так происходит? Некоторым людям свойственно проявлять враждебность по отношению к окружающим. Иногда ко всем сразу, иногда выборочно, иногда намеренно, а зачастую идя на поводу у игр подсознания.

Порой нам доводится сталкиваться с взрывоопасной агрессией (гневом), а иногда со скрытой враждебностью. Как понять, что Вы является жертвой агрессии и как с этим бороться? Об этом мы и поговорим сегодня.

Враждебность и ее маски

Очень часто, становясь жертвами враждебности, человек не отдает себе в этом отчет. Вы можете спросить – «Чем же грозят такие проявления, если мы их все равно не замечаем?» Я объясню, скрытый негатив, который на нас изливают окружающие, может не доходить до нашего понимания, но он неизбежно проникнет в наше . Тогда мы чувствуем себя подавленно, дискомфортно, неуверенно, можем идти на поводу у агрессоров, препятствуя развитию своего потенциала и подавляя собственное достоинство. Так быть не должно.

Враждебность — это в психологии, эмоциональное состояние человека, желающего взять под контроль людей, которые не соответствуют его ожиданиям.

Давайте разберемся на более доступном и простом примере. Свекровь глубоко убеждена, что невестка не должна работать. В основе ее представлений об идеальной жене, лежит облагораживание дома, ведение хозяйства и забота о ее ненаглядном сыночке. В то время как невестка желает строить карьеру, при этом придя к абсолютному согласию и взаимопониманию с супругом. Всякий раз, находясь с невесткой, намекать на то, что невестка недостаточно хороша для ее сына, плохая хозяйка, мать, жена и так далее.

Как проявляется такая враждебность, если не прямым нападением? Намеки, невербальные сигналы (ухмылки, вздохи, закатывание глаз, покачивание головой) и множество других способов послать бедной невестке «обволакивающую» как сказал бы Сэм Вакин агрессию, и вторгнуться в ее личные границы.

Так какой бывает враждебность? Она бывает под маской скрытой агрессии, или посредством «открытого огня». Что делать если вы столкнулись с «открытым огнем» я рассказала в статье « ».

Как понять, что вы стали жертвой и распознать скрытую агрессию?

Скрытая агрессия – уничижительное отношение, оказывающее давление на человека и затрагивающее его суверенитет. Целью агрессора обычно стоит – манипулирование и контроль над жертвой. В статье я помогаю создать правильную линию поведения. Но для того чтобы приступить к ее формированию, нужно понять действительно ли вы стали жертвой. Вот самые распространенные признаки замаскированной агрессии:

  • нелестные сравнения («ты как тот крокодил из анекдота»);
  • сарказм («куда нам, ты же у нас знаешь это лучше всех»);
  • командный тон («делай так, как тебе говорят»);
  • замечания («ты делаешь это неправильно» «это должен знать каждый»);
  • снисхождение («да ладно тебе, неужели ты не знал о таких простых вещах?»);
  • обобщение («ну у тебя все как обычно»);
  • хвастовство («я бы давно уже все доделал»);
  • напоминание о неудаче («повторится как в тот раз»);
  • ложное сочувствие («держись, а то выглядишь просто ужасно»);
  • мимика и жесты (те самые, которые использовала наша свекровь).

Как противостоять агрессии?

Чаще всего воплощение определения враждебности и агрессии, встречается нам на работе среди коллег. Именно поэтому справится с ней сложнее всего, ведь если взять нас под контроль пытаются наши родные, они делают это не из злого умысла, с ними можно поговорить, найти компромиссы. Что касается знакомых и людей, которых мы считаем друзьями, тут, если проблема не решаема, можно просто оборвать всякие связи. А вот когда речь о коллегах по работе, вопрос становится остро. Вы держитесь за свое место, но чувствуете, что Вас на нем не жалуют? Найти решение, поможет статья, в которой я поднимаю .

Второй способ основан на согласии с агрессором. Да, именно согласие с утверждением и издёвками, какими бы они не были колкими, поможет отвадить оппонента. Добавьте в согласие каплю иронии и сарказма и вот, волк мчит назад в свой лес.

Помните, что натура агрессора скрывает под собой собственное бессилие, неуверенность и комплексы. Унижая других, человек утверждает свое я.

Главное , ведь другие могли не замечать скрытой враждебности от оппонента, а значит именно ваше поведение, вызовет негодование. Можно попробовать и третий вариант – это диалог. Возможно, оппонент не дает адекватной оценки своему поведению, проведя спокойный, но конструктивную беседу тет-а-тет, можно добиться перемен в лучшую сторону.

Чтобы лучше понять своих коллег, и сформировать правильное поведение в команде, прочтите статью, в которой я рассказываю на что с . Если осознаете что с «тяжелыми» людьми придётся уживаться, правильную тактику, поможет найти автор книги «Как разговаривать с м*даками. Что делать с неадекватными и невыносимыми людьми в вашей жизни» — Марк Гоулстон.

На этом я прощаюсь. Подписывайтесь на рассылку и не давайте агрессорам взять над вами верх.

Эмоции можно разделить на простые и сложные. Простая эмоция имеет только один чувственный оттенок: либо удо­вольствие, либо боль. Сложные эмоции сочетают в себе эле­менты и удовольствия, и боли. Печаль и сострадание, напри­мер, относятся к сложным эмоциям. Две эмоции или больше могут объединяться и образовывать более сложную реак­цию. В частности, чувство обиды сочетает в себе гнев и страх. На то или иное чувство часто накладываются оценочные суждения, порождая то, что я называю концептуальной эмо­цией. К этой категории относятся вина, стыд и тщеславие.

Тонкие эмоциональные реакции человека порой вооб­ще не поддаются определению. Невозможно описать сло­вами все оттенки чувств, которые способен испытать чело­век. У меня нет намерения анализировать все возможные эмоциональные реакции. Однако некоторые из них важны для понимания человеческой личности. Именно на этих чувствах мы сосредоточим свое внимание.

Существуют две пары простых, противоположных друг другу эмоций. Первую пару составляют страх и гнев; вто­рую - любовь и ненависть. Между полюсами второй пары располагаются все чувства, которые можно сгруппировать под заголовками «приятие» и «враждебность». В основном эти чувства характеризуют наше отношение к другим людям, хотя мы можем говорить о любви и ненависти по отно­шению к предметам и ситуациям.

Приятие - это обращенность к миру и другим людям, сопровождающаяся позитивным настроем и приятными ожиданиями. Она выражается в теле в виде экспансивной реакции: в результате расширения периферических кро­веносных сосудов происходит приток крови к поверхнос­ти тела. Это приносит физическое ощущение тепла. Для чувства приятия характерна такая теплота. Говоря о при­ятном нам человеке, мы используем выражение «теплые отношения». Имеют место и другие физические проявле­ния удовольствия. Мускулатура становится мягкой и рас­слабленной, замедляется сердцебиение, сужаются зрачки и так далее.

Тепло сосредотачивается главным образом в коже, ко­торая обильно насыщается кровью. В результате возника­ет желание физического контакта с человеком, являющим­ся объектом этих чувств. Таким контактом может быть ру­копожатие, объятие или поцелуй. Все нежные чувства обладают эротическим качеством и служат выражением эротического импульса, или Эроса. Эротическая составля­ющая приятия может быть рецессивной (recessive*) или доминирующей. Она рецессивна в случае дружеских от­ношений и носит доминирующий характер в отношениях сексуальных. Ярко выраженная эротическая составляю­щая является результатом высокой степени возбуждения, сфокусированного на эротических зонах. Также происхо­дит обильный приток крови к этим областям.


Противоположные чувства - а именно те, которые мож­но обозначить как враждебные, - также обусловлены то­ком крови, но движущимся уже в противоположном направ­лении. Происходит отток крови от поверхности тела, что вызывает ощущение холода. Все враждебные чувства ха­рактеризуются холодностью. Враждебно настроенный че­ловек вытесняет любые теплые чувства и становится абсолютно холоден по отношению к другому человеку. Он теряет всякое эротическое желание, и ему становится отврати­тельна идея физического контакта. Все враждебные чув­ства, следовательно, равнозначны отказу от чувств.

Ни приятие, ни враждебность не несут в себе агрессив­ного отношения. Агрессия - это функция мышечной систе­мы, которая в ситуации возникновения вышеупомянутых чувств почти не проявляет себя. Хотя агрессивный компо­нент часто примешивается к этим чувствам, переводя их в конкретные действия. Например, в случае сексуального вза­имодействия такое добавление необходимо для того, чтобы мог произойти половой акт. Когда элемент агрессии соеди­няется с враждебным чувством, это приводит к атаке или нападению, а это отличается от чисто враждебной реак­ции - характеризующейся холодностью и равнодушием.

Слово «агрессивный» в психологическом смысле про­тивопоставляется пассивности. Агрессия означает движе­ние по направлению к человеку или объекту, тогда как словом «пассивный» обозначают торможение такого дви­жения. Человек может проявлять агрессивную враждеб­ность или агрессивное принятие, точно так же как может быть пассивен в выражении враждебности или принятия. Очевидно, что слово «активный» нельзя использовать в этом контексте как противоположность пассивному, по­скольку ему недостает оттенка направления или цели. Агрессивный игрок в теннис преисполнен решимости выиграть, тогда, как активный игрок может не иметь та­кой цели.



Продемонстрировать полярность чувств приятия и враждебности, поможет обсуждение и сопоставление та­ких понятий, как дружелюбие и недружелюбие, а также любовь и ненависть.

Дружелюбие отличает наши чувства к человеку, предпочтения, мнения и установки которого близки нашим собственным, от чувств, которые мы испытываем к незнаком­цу. С другом можно разделять удовольствия. С незнакомыми людьми человек на это не решается. Однако с каждым актом разделенного удовольствия незнакомец превращается в друга.

Сдержанность, демонстрируемая в отношении к незна­комцу, ярко проявляется в поведении детей старшего воз­раста. Маленький ребенок, у которого еще не развито чув­ство «Я», не проводит различий среди своих ровесников. С другой стороны, к новичку в уже сформировавшейся группе детей отнесутся настороженно, и он сам не решит­ся сразу же подойти к детям. Некоторое время он будет наб­людать за их занятиями с некоторого расстояния, постепен­но подходя поближе. Когда они немного привыкнут к его присутствию, кто-нибудь из детей может пригласить его присоединиться к общей игре. Когда это произойдет, мож­но считать, что он принят.

Посторонний человек становится нарушителем спокой­ствия и гармонии, царящих в уже сплотившейся группе. Его присутствие может мешать привычному выражению чувств и обмену впечатлениями среди участников груп­пы, и, следовательно, может вызвать некоторую враждеб­ность или холодность. С другой стороны, незнакомец прив­носит некоторую новизну и вызывает возбуждение. По­этому к нему возникает определенный интерес, который приведет к установлению контакта. Какой из двух факто­ров будет в наибольшей степени определять реакцию на незнакомца, зависит от характеров членов группы. Уве­ренному в себе человеку намного легче принять незнаком­ца, чем неуверенному.

Дружелюбие по отношению к незнакомым людям больше свойственно тем, кто ориентирован на удоволь­ствие, чем тем, кто одержим властью. В целом можно ска­зать, что когда людям хорошо, они склонны быть более восприимчивыми к незнакомым. Удовольствие делает их доброжелательными и открытыми для нового опыта. Не­знакомого человека могут пригласить на вечеринку, при этом в обществе людей, стремящихся к власти, он, ско­рее всего, будет persona поп grata. Люди, посвятившие себя борьбе за власть, не доверяют незнакомцам и боятся их. Когда удовольствие отсутствует, незнакомца часто встречают с неприязнью и даже враждебностью. Много лет назад я видел карикатуру, ярко иллюстрирующую подобную ситуацию. Два богача-уэльсца стояли в поле, с угрюмыми лицами глядя на приближающегося к ним незнакомца.

- Ты его знаешь, Билл? - спросил первый.

- Нет, - ответил второй уэльсец.

- Швырни-ка в него камнем, - сказал первый.

Гостеприимное отношение к незнакомым людям явля­ется частью обучения иудейско-христианской традиции, а также некоторых других. Современная цивилизация, с ее безграничными возможностями для путешествий и обще­ния, казалось бы, должна разрушать существующие барь­еры между людьми. Но создается лишь видимость этого процесса. Под маской радушия и сердечности, с которой встречают туриста, всегда можно заметить скрытую сдер­жанность и холодность по отношению к незнакомцу, со сто­роны людей, жизнь которых лишена радости.

Преследование незнакомца является уже скорее выра­жением ненависти, чем просто недружелюбия. Являясь подходящим объектом для враждебных чувств, он легко становится мишенью подавленной ненависти, истоки ко­торой восходят к болезненным переживаниям детства. Люди проецируют на незнакомца те глубокие враждебные чувства, которые изначально были направлены на роди­тельские фигуры, но подавлялись под воздействием вины. Незнакомец становится козлом отпущения, на которого Могут быть излиты все враждебные чувства. Такой пере­нос обычно получает социальное одобрение и легко рацио­нализируется со стороны эго. Недружелюбие, которым встречают незнакомца, может исчезнуть при более близком знакомстве, но было бы ошибкой полагать, что ненависть к чужаку можно преодолеть с помощью воспитания и наставлений.

Подавленная ненависть требует терапевтической рабо­ты, которая могла бы помочь ее высвободить. Во-первых, необходима та или иная форма аналитической техники, способная вывести в сознание подавленный материал. Во-вто­рых, следует проработать и высвободить чувство вины, ко­торое способствует поддержанию враждебных чувств в по­давленном состоянии. И, в-третьих, должны быть предоставлены некоторые средства для физического вы­ражения враждебности в контролируемых условиях, что­бы позволить разрядиться скрытым за чувствами физичес­ким напряжениям. Когда это происходит, способность че­ловека к переживанию удовольствия восстанавливается, и «хорошие чувства» становятся естественным состояни­ем его тела.

Любовь и ненависть - известная пара противополож­ностей. Можно хорошо себе представить себе, насколько они противоположны, если вспомнить, что ненависть - это остывшая (frozen) любовь, то есть любовь, обратив­шаяся в лед. Когда любовь превращается в ненависть -это происходит не из-за простого разочарования. Посколь­ку любовь основывается на ожидании удовольствия, то в отсутствие оного она просто медленно увядает. Отвергну­тый влюбленный чувствует обиду, но не ненависть. Нена­висть возникает как следствие предательства. Если чело­век сделал признание в любви, которое было принято дру­гим, то его сердце полностью раскрывается, он всецело доверяет себя другому. Предать его доверие - все равно, что вонзить нож в сердце. Предательство вызывает у че­ловека шок, который парализует все его действия и бло­кирует все чувства. Это похоже на то, как продукты под­вергаются моментальной заморозке, останавливающей все внутренние биохимические процессы.

Только предательству под силу превратить чувство при­нятия во враждебность. Предательство дружбы обращает позитивное чувство в неприязнь. В результате предатель­ства доверия принятие оборачивается враждебностью. Степень враждебности, соответственно, оказывается пропорциональна интенсивности позитивных чувств, вложен­ных в отношения.

Чувства симпатии и доброжелательности объединяют людей и создают истинный дух сообщества, так что каж­дый человек заботится о благополучии другого. Для любви особенно характерны взаимная забота и обоюдная зависи­мость. Влюбленный человек принимает любимого в свое сердце и в то же время отдает свое сердце ему. Вполне по­нятно, почему предательство имеет такие последствия. Оно наносит глубокую рану, которая заживает очень медленно и оставляет рубец на всю жизнь.

Самым тяжким является предательство ребенка роди­телем, особенно матерью. Маленький ребенок не только целиком зависит от своей матери, но и полностью открыт ей. Мать предает его, когда выражает по отношению к нему враждебность или ведет себя деструктивно. В результате у ребенка возникает чувство, что его не любят. Проявление гнева не имеет таких последствий. Гнев - это прямое, от­крытое чувство, которое в действительности свидетель­ствует о заинтересованности. Враждебность по отношению к ребенку - это совершенно другой вопрос. Враждебность никогда не бывает биологически оправдана, поскольку ре­бенок является продолжением матери. Это выражение не­нависти матери к самой себе и перенос той враждебности, источником которой стало предательство женщины ее соб­ственной матерью.

Враждебность по отношению к ребенку обычно возни­кает, когда он перестает соответствовать образу того, ка­ким в родительском представлении должен быть ребенок. Этот образ является также их бессознательным, идеализированным образом собственного «Я». Если ребенку не удается соответствовать этому образу, родитель чувствует себя преданным. Чувство, что его предатели, превра­щает родительскую привязанность во враждебность, вызывающую впоследствии негативную реакцию у ребенка. Так создается порочный круг, из которого ни родитель, ни ребенок не находят выхода. Подобной прискорбной ситуации можно избежать, если родители будут ясно пони­мать, что их ребенок, как любое живое существо, в своем поведении руководствуется единственно принципом удо­вольствия. Воспитание из ребенка будущего члена циви­лизованного общества требует творческого подхода, ос­нованного на признании этого принципа, - если мы хо­тим избежать разрушительных последствий родительской враждебности.

Ненависть содержит в себе возможность любви. Если, например, предательство прощено, то человек оттаивает, и поток его чувств возобновляется. Такое часто происходит на поздних стадиях терапии. В самом начале терапии каж­дый пациент постепенно сознает подавляемую враждеб­ность или ненависть по отношению к родителям, вызван­ную их предательством. Потом эти негативные чувства выс­вобождаются, как описано выше. После разрядки всех напряжений и появления позитивных чувств, пациент мо­жет принять тот факт, что поведение матери определялось ее собственным воспитанием, и может простить ее. Теперь он испытывает подлинную привязанность к матери вместо принудительной любви, которой был обременен. Нена­висть постепенно сменяется любовью также и вне тера­певтических сессий, когда происходит честный обмен чув­ствами и подлинное примирение.

Известны и такие случаи, когда первоначальная реак­ция ненависти спонтанным образом сменялась любовью. Подобное развитие событий можно объяснить тем, что силь­ное влечение существовало всегда, однако течению его препятствовала боязнь предательства. Этот страх можно выразить следующим образом: «Если я позволю себе тебя любить, ты отвернешься от меня и причинишь мне боль, поэтому я ненавижу тебя». По мере снижения чувства стра­ха при дальнейших контактах любовь расцветает. Страх предательства может также скрываться за чрезмерной ревностью, заставляющей человека с подозрением следить за каждым шагом любимого человека.

Есть такие знания, которые жизненно необходимы. Пока человек не имеет представление о каком-то явлении, пока у него отсутствует понятийный аппарат, то явление может с ним происходить, но понимания о том, что происходит не будет. Знания о манипуляциях и пассивной агрессии жизненно необходимые знания, которым следует обучать даже детей. я настоятельно рекомендую книги: Джорж Саймон "Кто в овечьей шкуре?" и Альберт Бернстайн "Эмоциональные вампиры".

"Манипуляторы относятся к такому типу людей, которые готовы приложить любые усилия, чтобы добиться цели, но делают все возможное, чтобы скрыть свои агрессивные намерения.[...]

Когда эмоциональные страдания заставляют жертв скрытой агрессии впервые обратится за помощью, они обычно слабо представляют себе, почему им так плохо: просто ощущают смятение, тревогу или подавленность. Однако постепенно к ним приходит понимание того, что сводит их с ума присутствие в жизни определенного человека. Они не доверяют этому человеку, но не в силах объяснить почему. Они сердятся на него, но при этом сами испытывают чувство вины. Они пытаются конфликтовать с ним из-за его поведения, но в конечном итоге сами оказываются в глухой обороне. Люди чувствуют подавленность и отчаяние, потому что идут на уступки, хотя собирались настаивать на своем, и говорят "да", когда хотят сказать "нет", и все попытки изменить положение вещей оказываются тщетны. Контакт с таким человеком всегда вызывает у них чувство смятения, ощущение, что их использовали. [...]

Скрытая и пассивная агрессия
Пассивная агрессия , как и подразумевает само словосочетание, - это агрессия в бездействии. Примерами пассивной агрессии могут служить разнообразные способы эмоциональной "мести" другому человеку - отказ сотрудничать с ним, бойкот, проявление обиды и недовольства, жалобы и нытье, намеренная "забывчивость" из-за того, что вы сердитесь или не считаете себя обязанными идти навстречу, и тому подобное.
Скрытая агрессия , напротив весьма деятельна, хотя и выглядит завуалированной. Когда кто-то действует скрыто-агрессивно, он использует расчетливые и хитроумные способы добиться своего или получить нужную реакцию, но при этом искусно прячет свои намерения. [....]

Чрезвычайно важно научится видеть в манипулятивном поведении присущую ему агрессивность и узнавать хитроумные приемы, с помощью которых манипуляторы направляют свою агрессию в нашу сторону. [...]

Мы заранее запрограммированы верить, что проблемное поведение проявляется лишь тогда, когда внутри человека бушует буря эмоций или он чем-то серьезно встревожен. Нас учили, что люди ведут себя агрессивно только в ответ на нападение в той или иной форме. Поэтому даже тогда, когда наше чутье говорит нам, что кто-то атакует нас без весомых причин, просто пытаясь взять над нами верх, мы не готовы внять предупреждениям внутреннего голоса. Как правило, мы озадаченно пытаемся понять, что же так сильно досадило этому человеку, заставив вести его столь неуравновешенно. Мы с головой уходим в анализ ситуации, вместо того, чтобы просто отвечать на нападение. Нам почти никогда не приходит в голову, что это может быть всего-навсего стремление человека отвоевать то, что ему нужно, настоять на своем или стать хозяином положения. И когда мы видим в нем прежде всего пострадавшего, мы вязнем в попытках понять его, вместо того, чтобы позаботится о себе.[...]

Как распознать приемы манипуляций и контроля *

Преуменьшение.
Этот прием представляет собой уникальный сплав отрицания с рационализацией. С его помощью агрессор пытается убедить окружающих, что его поведение не столь пагубно и безответственно, как кто-либо может подумать.Это попытка сделать муху из слона. Преуменьшение отчетливо высвечивает разницу между невротиком и личностью с расстройством характера. Невротик часто делает слона из мухи,т.е."катострофизирует" происходящее. Индивидуум с расстройствами характера чаще стремится представить свои неправомерные действия как нечто незначительное.Цель этого приема - заставить человека, который пытается сопротивляться манипулятору, счесть свою критику слишком жесткой и преувеличенной, а оценку ситуации - несправедливой. Преуменьшение - это не столько способ успокоить себя по поводу собственного поведения, сколько проманипулировать вашим впечатлением об этом поведении. Они не хотят, чтобы вы видели в них отъявленных мерзавцев.Важно помнить, что их самих вполне устраивает их агрессивный образ действий, так что главная задача здесь - убедить вас, что в их поведении нет ничего предосудительного.

Ложь.
Манипуляторы и другие личности с расстройствами характера отшлифовали ложь до степени высокого искусства.. Важно помнить, что личности с расстройствами характера лгут часто, порой просто из спортивного интереса, и делают это охотно даже тогда, когда вполне можно было бы обойтись правдой. Ложь умолчанием - весьма неуловимая разновидность лжи, используемая манипуляторами. Тоже самое можно сказать про ложь искажением. Манипулятор придерживает важную часть правды или искажает какие-то существенные элементы, чтобы оставить вас в неведении. Один из самых незаметных разновидностей искажения - расплывчатость. Это излюбленная тактика манипуляторов. Они тщательно выстраивают рассказ, чтобы создать впечатление, что вы владеете информацией, но при этом опускают важные детали, которые позволили бы вам восстановить всю картину.

Отрицание.

Отрицание - это отказ агрессора признать свои вредоносные или причиняющие боль поступки, которые он со всей очевидностью совершил. Таким образом он лжет (и себе, и окружающим) о своих агрессивных намерениях. Прием "Кто - я?!" заставляет жертву, пытающуюся противостоять агрессору, усомниться в обоснованности своих действий. Кроме того, агрессор тем самым выдает себе разрешение продолжать в том же духе. Манипулятивный прием отрицания - это маневр, посредством которого агрессор вынуждает окружающих остановиться, отступить и, возможно, даже обвинить себя в несправедливости.

Выборочная невнимательность.
Агрессор игнорирует предупреждения, просьбы, желания окружающих и, говоря шире, вообще все, что может отвлечь его от осуществления своих намерений. Используя прием "Не хочу об этом слышать!", агрессор, как правило, прекрасно знает, что вам от него нужно. С помощью этого приема он активно сопротивляется попыткам привлечь его внимание и вынудить воздержаться от поведения, которое нуждается в коррекции.

Рационализация.

Рационализация - это попытка агрессора оправдать свое поведение, которое, как ему прекрасно известно, было неуместным и зловредным. Этот прием может быть весьма эффективным, особенно если объяснение или оправдание звучит достаточно осмысленно для того, чтобы любой добропорядочный человек в него поверил. Рационализация не только устраняет внутренние препятствия, приглушая угрызения совести которые могли возникнуть у агрессора, но и позволяет ему избежать обвинений со стороны других людей. Если агрессору удается убедить вас, что его действия оправданны, это развязывает ему руки и позволяет без помех продолжить движение к цели.

Уклонение.
Движущуюся цель труднее поразить. Когда мы пытаемся прижать манипулятора к стене, либо удержать обсуждение на чем-то, что нас не устраивает, он блестяще меняет тему, уклоняется и юлит. Фокусники давно знают, что если отвлечь внимание зрителя, можно совершенно незаметно спрятать что-либо в карман или извлечь оттуда. Манипуляторы используют приемы отвлечения внимания и уклонения, чтобы сбить нас с толку, не дать нам сосредоточиться на их поведении и спокойно продолжать реализацию своих скрытых намерений. Порой это происходит неуловимо. Вы можете спорить с манипулятором по очень важному вопросу, а минуту спустя поймать себя на том, что непостижимым образом сползли к обсуждению совершенно другой темы.

Увиливание.
С помощью этого приема, тесно связанного с уклонением, манипулятор пытается не позволить загнать себя в угол, давая на прямой вопрос беспорядочные ответы или как-то иначе замыливая тему. Неявным, но действенным вариантом увиливания является намеренная расплывчатость . Скрыто-агрессивные личности мастерски дают расплывчатые ответы на простые, "в лоб", вопросы. Здесь нужно держать ухо востро: порой расплывчатость неочевидна, и вам кажется, что вы получили ответ, хотя это не так.

Скрытая угроза.
Агрессоры часто угрожают своим жертвам, чтобы поддерживать состояние тревоги, запуганности и готовности подчиняться. Они выдвигают встречные доводы с такой силой и страстью, что заставляют оппонента уходить в глухую оборону. Что касается скрыто-агрессивных личностей, то они запугивают своих жертв преимущественно завуалированными угрозами. Это позволяет вынудить окружающих защищаться, не угрожая открыто и не демонстрируя явной враждебности.Для скрыто-агрессивных личностей важно получать свое, сохраняя при этом лицо.

Вызывание чувства вины.
Это один из двух излюбленных приемов в арсенале скрыто-агрессивных личностей (второй - взывание к совести). Это особая разновидность запугивания. Агрессивные личности прекрасно знают, что прочие люди (особенно невротики) сильно отличаются от них устройством совести. Они знают также, что полноценной совести сопутствует развитая способность испытывать стыд и чувство вины. Манипуляторы мастерски используют свои знания, чтобы выставить себя более добропорядочными по сравнению с жертвой и тем самым загнать ее в подчиненное положение, заставив тревожиться и сомневаться в себе. Чем совестливее потенциальная жертва, тем эффективнее чувство вины в качестве оружия.
Агрессивные личности всех мастей часто и действенно используют давление на чувство вины для манипуляции, что это служит прекрасной иллюстрацией фундаментальных различий в характере между ними и всеми прочими типами личности (особенно невротиками). Манипулятору достаточно лишь намекнуть совестливому человеку, что тот недостаточно заботлив, слишком себялюбив и т.п.,- и жертва немедленно начинает чувствовать себя ужасно. Напротив, совестливый человек может до посинения пытаться заставить манипулятора (или агрессивную личность, или личность с расстройством характера) почувствовать угрызения совести, признать неправомерность своих действий, взять на себя ответственность - все будет тщетно.

Укоризна, или взывание к совести.
Это способ усилить неуверенность в себе или страх другого человека с помощью неявного сарказма и унизительной критики. Скрыто-агрессивные личности используют этот прием, чтобы противник почувствовал себя неполноценным, недостойным и в итоге пошел на уступки. Это хороший способ сформировать у слабой стороны неизбывное ощущение своей неполноценности, что позволяет агрессору сохранять господствующее положение сколь угодно долго.
Скрыто-агрессивные личности умело используют взывание к совести в его наиболее незаметной форме. Иногда этот прием проскальзывает лишь во взгляде или интонации. С помощью риторических замечаний, тонкого сарказма и других методов они могут заставить вас почувствовать жгучий стыд за одну лишь попытку бросить им вызов.

Исполнение роли жертвы.
Суть этого приема - выставить себя жертвой обстоятельств или чьих-то действий, чтобы вызвать сочувствие, пробудить жалость и тем самым получить что-то от окружающих. Одна из закономерностей, на которые опираются скрыто-агрессивные личности состоит в том, что менее враждебные и бесчувственные люди обычно не могут смотреть, как кто-то страдает. Итак, этот прием очень прост: убеди свою жертву в том, что ты тем или иным образом страдаешь, - и она попытается облегчить твои муки. Легкость, с которой можно играть на сочувствии совестливых, чувствительных, заботливых дюдей, - их слабое место.

Очернение жертвы.
Этот прием часто используется в паре с исполнением роли жертвы. Агрессор применяет его, чтобы сделать вид, что лишь отвечает на агрессию со стороны истинной жертвы - то есть защищается. Это помогает агрессору вынудить жертву обороняться. Прием очернения жертвы - наиболее мощный инструмент для того, чтобы заставить кого-то бессознательно защищаться и вместе с тем замаскировать собственные агрессивные намерения и поступки.

Маскировка под служение.
Скрыто-агрессивные личности используют этот прием, чтобы спрятать корыстные планы под маской служения благородной цели. Это распространенная, но трудно распознаваемая тактика.Под прекрытием тяжкого труда ради чужого блага скрыто-агрессивные личности протаскивают собственное честолюбие, жажду власти и стремление занять господствующее положение.

Проецирование вины (обвинение других).
Агрессивные личности всегда ищут способы переложить ответственность за свое агрессивное поведение на других. Скрыто-агрессивные личности не только прекрасно умеют находить козлов отпущения, но делают это настолько неуловимо, что их сложно поймать за руку.

Показная невинность.
Манипулятор демонстрирует показную невинность, когда пытается убедить вас, что любой причиненный им ущерб был нечаянным или что он вовсе не совершал того, в чем его упрекают. Этот прием выстроен так, чтобы заставить вас усомниться в своей оценке ситуации и, возможно, даже в здравости своего рассудка. Иногда эта тактика столь утонченна, что проявляется лишь как выражение удивления или негодования на лице манипулятора в тот момент, когда он противостоит вам. Но даже выражение лица призвано заставить вас задуматься задним числом, правы ли вы, указывая этому человеку на его дурное поведение.

Показное неведение или смущение.
Этот прием тесно связан с показной невинностью и выглядит следующим образом: манипулятор действует так, будто он в курсе того, о чем вы говорите, или сбит с толку тем важным вопросом, к которому вы стараетесь привлечь его внимание. Тем самым манипулятор "валяет дурака", пытаясь вынудить вас усомниться в своем здравомыслии. К показному неведению или смущению склонны прибегать все типы личностей с расстройствами характера. Это очень действенный способ завуалировать свою злонамеренность. Помните о том, что все личности с расстройством характера (а особенно агрессивные личности) - это очень целеустремленные индивидуумы, которые стремятся во чтобы то не стало осуществить свои намерения и используют описанные приемы сознательно, расчетливо и умышленно. Хотя они часто заявляют, что "не знают", что вы имеет в виду, когда предъявляете им эти претензии, или "совершенно не понимают", почему совершили тот поступок, который вы сочли оскорбительным, важно не попадаться на эту уловку мнимой неосведомленности.

Демонстративный гнев.
Согласно устоявшемуся мнению, гнев - непроизвольная эмоциональная реакция, которая предшествует агрессии. Но намеренная демонстрация гнева может быть очень действенным и хорошо просчитанным инструментом запугивания, принуждения и в конечном итоге манипуляции.
Более того, если речь идет о поведении агрессивной личности, будет ошибкой считать, что гнев обязательно предшествует агрессии. Агрессивные личности прибегают к открытому выражению гнева, чтобы запугивать других и манипулировать ими. Изначально у них нет гнева. Они просто хотят то, что хотят, и впадают в ярость тогда, когда им этого не дают. В этом случае они начинают использовать любые приемы, чтобы убрать с пути помеху.Иногда самым действенным приемом оказывается демонстрация достаточного эмоционального накала и бешенства, чтобы шокировать другого человека и заставить его подчинится." (с)

Из книги Д. Саймона "Кто в овечьей шкуре?"

* приведено с моими сокращениями.

От себя добавлю.
Читая книгу Саймона впервые я ловила себя на мысли, а как понять кто манипулятор, а кто жертва? Часто сталкиваюсь с таким феноменом как "у каждого своя правда".
Сейчас у меня есть ответ на этот вопрос. В межличностных отношениях двоих людей можно определить какие у кого социальные роли. Например мать-дочь, муж-жена, свекровь-сноха, подруга-подруга, начальник-подчинены, бабушка-внук и т.д. У каждой роли есть очевидный набор функций, свойственных только этой роли. Тот, кто не выполняет функции в соответствии со свой социальной ролью, тот манипулирует.

Например, у ребенка проблемы с успеваемостью в школе. Домашние задания узнает мама, уроки помогает делать бабушка (практически сама делает) - манипулирует в данном случае ребенок. Другое дело, что в этой истории это зачем-то надо кому-то из членов семейной системы. Но об этом в другой раз.

У меня такой консёрн случился. Разбираясь в своих коммуникациях, нашла одну здоровенную дырку.

Вот есть враждебность открытая. Когда другой человек тебе откровенно хамит, грубит, угрожает, вот это все. С этим мне понятно, что делать.

А вот есть враждебность скрытая. Несмотря на то что ее сложно верифицировать, ощущается она очень отчетливо, думаю, вы тоже сталкивались с ней. Благо, проявлений скрытой враждебности полно: от советов "надо делать так, я же хочу для тебя лучшего" (на самом деле не хочет) до "ой, ты так потолстела\похудела", брякнутого не просто невпопад, а так, что потом стоишь и думаешь - что это было и зачем? Ну форм полно, на самом деле. В целом, ее можно отсечь следующим образом - человек вроде говорит что-то социально приемлимое, но это выбивает из колеи, делает неприятно и вызывает мысли wtf вообще. Довольно часто это вещается с родительской позиции старшего и авторитетного. Есть еще один популярный вид - подкатывание "снизу" из серии "вооот, хорошо тебе, ты такая успешная-красивая, а вот яяяя" - тоже скрытая враждебность как она есть.

Так вот.
Во-первых, я поняла, что часто эту скрытую враждебность просто в себя пропускаю, потому что не распознаю сразу. Ладно. С этим тоже понятно, что делать - прислушиваться к своим ощущениями.
Во-вторых - и в этом консерн - я не знаю, что делать, когда ты ее отсек, эту враждебность. Она действительно замаскирована под заботу\участие\авторитетный совет и у меня просто нет формулировок, которые помогли бы ее более-менее отбивать на подходе и возвращать автору, не вляпываясь в нее самой. Я не слишком искрометный человек в плане острых и быстрых ответов, мне удобнее наработанные стратегии.

Сейчас я дошла до одной рабочей стратегии - интересоваться "а зачем ты мне это сейчас говоришь и с какой целью?" и это работает, хотя приводит в итоге к ситуации "да ничего я такого не хотела, все тебе показалось, пфф, обидка!" и убирает от тебя подальше носителя скрытой враждебности. У этой стратегии один минус - она жрет ресурсы, которые уходят на этот самый разговор.

Есть ли какие-то другие универсальные формулировки у вас в ходу?

P.S. И еще один важный момент. Я вот поняла, что не даю в лоб таким людям из странной иллюзии, что с ними можно будет выстроить нормальную ровную коммуникацию. Но вот перебираю сейчас варианты и понимаю, что нормальные коммуникции я выстраивала как раз с людьми, с которыми входила в открытый клинч (если говорить о враждебном отношении). А вот со скрытой враждебностью коммуникации все были гнилыми и пусть некоторые и жили какое-то время, все равно в конце заканчивались каким-то буэ. Вот мне интересно: это у меня так или в принципе здоровое общение с человеком в такой позиции невозможно.