Нарушение прав ребёнка в школе. Другие трудные ситуации

Многим родителям приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями в школах, в которых учатся их дети. Данная подборка поможет проконсультировать друзей и коллег, как аргументированно отстоять свою позицию перед администрацией школы.

1. В гимназии обязывают покупать детям школьную форму у конкретного производителя. Форма очень плохого качества и при этом дорогая. Директор гимназии утверждает, что если мой ребенок будет ходить в школу без формы или в форме неустановленного образца, то его имеют право не пустить на уроки и даже отчислить. У них действительно есть такое право?

Обязательный или добровольный характер ношения школьной формы зависит от того, закреплены ли требования к форме в уставе вашей гимназии или ином локальном нормативном акте (например, в правилах внутреннего распорядка) или нет. В любом случае исключить ребенка из гимназии или не пускать его на уроки за то, что он не носит форму, администрация гимназии не вправе.

Напрямую вопрос о школьной форме в законодательстве не урегулирован. Однако в соответствии с пунктами 12 и 13 части 2 статьи 32 Закона РФ № 3266-1 «Об образовании» (далее – закон № 3266-1) образовательное учреждение вправе самостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, правила внутреннего распорядка, иные локальные акты. Минобразования России в письме от 14.11.2000 № 22-06-1203 разъяснило, что образовательное учреждение вправе ввести форму для обучающихся, но это обязательно должно быть зафиксировано в уставе или ином локальном акте.

При этом, даже если в уставе или ином локальном акте установлены такие санкции за нарушение требования об обязательности школьной формы как исключение учащегося либо его недопущение на занятия, эти положения незаконны. Во-первых, в таком случае нарушается конституционное право на образование (ст. 43 Конституции РФ). Во-вторых, основания для исключения из образовательного учреждения названы в пункте 7 статьи 19 закона № 3266-1. Это неоднократные грубые нарушения устава, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения. Вряд ли можно отнести к таким грубым нарушениям явку без формы или в форме неустановленного образца.

2. В школе учительница ударила моего ребенка. Какие меры должна предпринять администрация и куда я могу обратиться, если со стороны директора не будет должной реакции?

Применение методов физического и психического насилия по отношению к учащимся не допускается (п. 6 ст. 15 закона № 3266-1). Администрация школы по жалобе родителей должна запросить у учителя письменное объяснение, провести дисциплинарное расследование, и если изложенные в жалобе факты подтвердятся, не позднее одного месяца со дня обнаружения данного проступка привлечь учителя к дисциплинарной ответственности (ст. 193 ТК РФ, п. 2 ст. 55 закона № 3266-1). Возможны следующие виды дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ). Причем применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, является специальным основанием увольнения педагогического работника (п. 2 ст. 336 ТК РФ, п. 4 ст. 56 закона № 3266-1). Конкретный вид ответственности определяет администрация школы (ч. 5 ст. 193 ТК РФ). При отсутствии мер реагирования со стороны администрации вы можете жаловаться в ваш территориальный орган управления образованием (окружное управление образованием, департамент образования и т. д.). Кроме того, можно жаловаться в прокуратуру (она обязана осуществлять надзор за исполнением законов органами управления и руководителями любых коммерческих и некоммерческих организаций – п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре РФ») и уполномоченному по правам ребенка. Можно требовать и возбуждения уголовного дела по статьям 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью) или 116 (нанесение побоев, не повлекших легкого вреда здоровью) Уголовного кодекса. Для этого необходимо подать заявление мировому судье, к судебному участку которого относится адрес вашей школы (ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 32, ч. 1 ст. 318 УПК РФ). Кроме того, если факт физического насилия подтвердится в ходе дисциплинарного или уголовного расследования, вы можете требовать от школы компенсации морального вреда (ст. 151 ГК РФ, п. 3 ст. 32 закона № 3266-1).

3. В государственной школе, где учится мой сын, практикуются постоянные поборы на различные хозяйственные нужды – от ремонта помещений до оплаты услуг охранников. Вправе ли школа собирать деньги с родителей на хозяйственные нужды?

Собирать деньги с родителей школа не вправе. Но родители могут исключительно на добровольной основе по своей инициативе передавать школе деньги в качестве благотворительного взноса.

Порядок финансирования любого образовательного учреждения зависит от его статуса: государственное (федеральное, субъекта Федерации), муниципальное или частное. Финансирование государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется из бюджета соответствующего уровня на основе специальных нормативов (п. 2, 4 ст. 41 закона № 3266-1). При этом образовательное учреждение вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц (п. 8 ст. 41 закона № 3266-1). Пожертвование может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению (п. 3 ст. 582 ГК РФ), тогда жертвователь может требовать отчета об использовании средств, и если они были использованы не по назначению, потребовать их возврата (п. 5 ст. 582 ГК РФ). Например, можно пожертвовать школе деньги конкретно на оплату услуг охранной организации. Возможно и пожертвование без указания определенного назначения использования средств. В любом случае передача денег школе должна осуществляться в безналичном порядке путем перечисления на ее банковский счет либо на счет благотворительного фонда, из средств которого впоследствии выделяется помощь школе. Прямого запрета на получение пожертвований наличными нет, но такой порядок обязательно должен сопровождаться выдачей жертвователю квитанции к приходному кассовому ордеру с подписью главного бухгалтера и печатью (штампом) кассира (п. 13 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного решением совета директоров Банка России от 22.09.93 № 40).

Если под видом добровольных пожертвований в школе собирают деньги фактически принудительно (например, всем родителям объявляется конкретная сумма, которую необходимо передать на нужды школы), можно жаловаться в ваш территориальный орган управления образованием, Рособрнадзор, прокуратуру.

4. Дочь учится в первом классе, и учительница ставит им в тетрадках оценки, включая неудовлетворительные (двойки, тройки). Я слышала, что оценки в первом классе запрещены. Это так?

Да, это так. Причем в первом классе недопустима не только система балльного (отметочного) оценивания. Не рекомендуется даже использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (например, «звездочки» и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка (письмо Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11-13).

5. В школе требуют, чтобы дети посещали занятия только в сменной обуви. Тех, кто забывает «сменку», дежурные отправляют домой за обувью. Где установлена обязательность ношения сменной обуви в школах?

Обязательность наличия у учащихся сменной обуви обычно устанавливается в уставе школы или иных локальных актах (например, в правилах внутреннего распорядка), которые учащиеся обязаны соблюдать.

Необходимость наличия сменной обуви связана с поддержанием чистоты в помещениях школы, однако в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» такого обязательного требования, как наличие сменной обуви у учащихся, не предусмотрено.

Но даже если обязательность посещения занятий в сменной обуви установлена локальным актом школы, отказывать ученикам в доступе в школу на том основании, что они явились без «сменки», незаконно.

В данном случае нарушается право на образование. Вы можете письменно пожаловаться на действия дежурного, не пустившего ребенка на занятия, директору школы, а если эта практика не прекратится – в контролирующие организации (территориальный орган управления образованием, прокуратуру).

У него появляется масса новых обязанностей. Но не стоит забывать о том, что помимо обязанностей у ребенка есть и права. Закон «Об образовании» перечисляет основные права ребенка в школе , которые обязательно должны соблюдаться.

Основные обязанности и права ребенка в школе перечисляются в уставе конкретного образовательного учреждения, но они должны противоречить закону «Об образовании», в частности, статье 50, озаглавленной «Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников» .

Основное право - это право на образование . Учащиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными стандартами и требованиями. Право на образование включает в себя, в частности:

  • право на обучение по индивидуальным планам;
  • право на ускоренный курс обучения;
  • право на бесплатное пользование библиотекой;
  • право на получение дополнительных образовательных услуг (как платных, так и бесплатных).

Если ребенок учился в неаккредитованной частной школе или находился на домашнем обучении, он имеет право пройти аттестацию в аккредитованном образовательном учреждении и получить документ об образовании.

Также ребенок имеет право на уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, информации, свободное выражение собственных мнений и убеждений . К сожалению, эти права ребенка в школе могут нарушаться. Так, нарушением права на уважение человеческого достоинства можно считать различные формы психического насилия , встречающиеся в школе:

  • угрозы, унижения, оскорбления словом и делом со стороны учителей;
  • предъявление к ребенку завышенных требований;
  • систематическая необоснованная критика, высказанная в некорректной форме;
  • открытая демонстрация негативного отношения к школьнику;
  • «буллинг» (травля со стороны одноклассников);
  • ксенофобия и дискриминация по любому признаку.

Что делать в том случае, если имеет место нарушение прав ребенка в школе? Защита прав ребенка в школе - это дело родителей и администрации . Задача родителей - заметить, что права ребенка ущемляют, и сообщить об этом администрации, задача администрации - разобраться. Обычно в конфликтных ситуациях администрация идет навстречу и проводит внутреннее расследование, чтобы избежать публичной огласки.

Если у ребенка произошел , сначала попробуйте решить проблему мирно, поговорив с учителем: при любом конфликте нужно выслушать обе стороны. Если это не помогло, обратитесь к директору школы. На основе вашего письменного заявления он обязан провести внутреннее служебное расследование . Приказом по школе создается комиссия, в которую включаются в том числе ученики или родители, а по результатам работы комиссии принимается решение.

Если ребенка обижают другие дети, нужно для начала поговорить с его родителями, возможно, этого будет достаточно. В том случае, если издевательства продолжаются, обратитесь в комиссию по делам несовершеннолетних и их прав . Сделать это можно как лично, так и через учителя. За обидчиков младше 14 лет отвечают их родители, которые обязаны компенсировать моральный и материальный ущерб. Если виновнику больше 14 лет, за некоторые деяния он будет отвечать сам.

Предотвращение дискриминации и ксенофобии - это обязанность учителей . Так что в случае травли вашего ребенка по какому-либо признаку обращайте к ним. Если учителя и администрация школы бездействуют и попустительствуют дискриминации, а среди учеников сильны ксенофобные настроения, вы имеет полное право обратиться в инспекцию по делам несовершеннолетних. Бывали случаи, когда на администрацию школы подавали в суд за попустительство.

Также ребенок имеет право на безопасные и приятные условия учебы . Несоблюдение правил техники безопасности на уроках физкультуры, запах краски в коридорах в результате не законченного вовремя ремонта, низкая температура в классах в зимнее время - все то, что может нанести вред здоровью ребенка, дает вам полное право высказать свои претензии.

Соблюдение прав ребенка в школе - это обязанность не только педагогического коллектива и администрации, но и родителей . Интересы ребенка должны быть вашим приоритетом. Если ребенок жалуется, не игнорируйте эти жалобы, не бойтесь обращаться к администрации: она обязана следить за тем, чтобы права ребенка в школе соблюдались. Если вы хотите, чтобы у ребенка остались только положительные воспоминания о школьных годах, не бойтесь добиваться соблюдения его прав - но при этом требуйте от ребенка выполнения его обязанностей.

Ваш ребенок только пошел в школу или, быть может, уже заканчивает ее. Но когда у него возникают какие-либо проблемы ил неприятности, вы теряетесь и не знаете, что делать и как быть, дабы защитить его права в . Ведь школьная жизнь порой полна самых непредвиденных и сложных ситуаций.

Где найти ответы на мучающие вопросы? На что имеет ? Как защитить его права? Для того чтобы в неприятной ситуации действовать правильно и быстро женский сайт рассказывает Вам о правах ребенка в школе .

На что имеет право ребенок в школе? С одной стороны, есть масса законов, защищающих права самых маленьких граждан, а с другой – детям особенно сложно защитить себя.

Право ребенка на образование

Каждый ученик имеет право:

  1. самостоятельно выбирать образовательное учреждение. Например, если ему нравится образовательная программа школы, которая находится далекого от его дома, он имеет все права учиться там.
  2. обучаться в условиях , гарантирующих его безопасность. Например, если на уроке физкультуры его заставляют лазать по канату, а внизу нет специальных матов, он имеет право отказаться.
  3. на уважение со стороны преподавателей, администрации школы, охранников, уборщицы и т.д.
  4. на бесплатное образование : начальное, основное (до 9 класса ), полное среднее образование (9-11 классов). Но только первое. Если он останется на второй год в 7-м классе, учить бесплатно его никто не обязан.
  5. получать любые книги из школьной библиотеки.
  6. только на добровольных началах помогать благоустройству школы. Т.е. если ребенок не хочет подметать школьный двор или копать траншеи, никто не имеет право его заставлять это делать.
  7. посещать дополнительные занятия, кружки, спортивные секции. Т.е.никто не может отказать ребенку в приеме в хор под предлогом, что он не умеет петь, и у него нет музыкального слуха. Тоже самое с баскетбольной секцией – ребенка, даже невысокого роста, обязаны принять в нее.
  8. помощь психолога и учителей во время учебного процесса. Если у ребенка возникли вопросы по школьной программе, учитель обязан ему помочь.
  9. перевод в другую школу (при согласии родителей ). Ребенок может перевестись в другую школу даже в конце учебного года.
  10. участвовать в управлении школы, если это разрешено Уставом самой школы. Например, ребенок, даже если он не входит в совет школы, может присутствовать на его заседаниях.
  11. свободное посещение мероприятий, не входящих в учебный план (праздничные концерты, школьные экскурсии и др .).

На деле же все выглядит немного по-другому. Бесплатная школа иногда обходится родителям дороже частной – учебники, школьная форма, факультативные занятия и многое другое, за что приходится платить и немало. Да и с переводом ребенка в другую школу не все так красиво и чинно, как описывается в законе. На практике ребенок может перейти в только соответствующего уровня, т.е. если до этого он учился в обычной школе, перевестись в физико-математическую он вряд ли сможет. Кроме того, ему понадобится разрешение директора новой школы и наличие свободного места там.

Доступность образования порой учениками и учителями понимает по-разному. К примеру, ребенок забыл дневник или пришел в школу не по форме (мама постирала, не успела высушить, а запасную не купили из-за нехватки денег). Преподаватель тут же решает его наказать и не допускает к занятиям – подобное случается сплошь и рядом (лично меня не раз отправляли домой переодеваться, когда я приходила в школу не по форме 🙂 ). Запрещая посещать занятия, учитель тем самым нарушает закон «Об образовании» и Конституцию РФ. Ведь он имеет право лишь сделать замечание и требовать соблюдение устава.

Право ребенка на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность

Под физическим насилием подразумевается применение физической силы к ребенку. А вот четкого определения для психического насилия нет.

Формы психического насилия:

  • угрозы в адрес школьника;
  • преднамеренная изоляция;
  • предъявление завышенных требований, не соответствующих статусу и возрасту;
  • унижение и оскорбление достоинства;
  • систематическая критика, не имеющая обоснований и выводящая ребенка из душевного равновесия;
  • негативная характеристика школьника;
  • демонстрация негативного отношение к нему.

В соответствии с ст. 32 Закона «Об образовании» школа несет ответственность за здоровье (психическое и физическое ) и жизнь обучающихся в ней детей во время образовательного процесса. Школа несет ответственность за причинение вреда ученику (здоровью, имуществу и т.д .), если не в силах доказать, что вред причин не по ее вине.

На деле привлечь учителя к ответственности за жестокость к ученикам бывает очень сложно. Связано это с тем, что обычно свидетелями расправы являются или его коллеги, или учащиеся. Понятное дело, что ученики находятся под прессом своего учителя, который может легко повлиять на их мнение. А учителя и директор в любом случае станут на защиту своего коллеги.

Советы родителям по защите прав ребенка в школе:

  1. Прежде всего, помните, что главной ценностью для Вас должны выступать интересы ребенка.
  2. Если конфликт в школе приобретает серьезную форму, то первое, что Вам нужно сделать — это перевести ребенка в другую школу.
  3. Если ребенка ударили , то первым делом он должен пройти освидетельствование у школьного врача или же в ближайшем трампункте.
  4. В случае психического насилия над ребенком (запугивание, прессинг, оскорбление ) освидетельствование можно пройти у школьного психолога или в поликлинике по месту жительства.
  5. Обязательное выявления круга потенциальных свидетелей происшествия. Чем раньше – тем лучше.
  6. Родителям обязательно нужно обратиться к директору школы с просьбой разобраться. Для этого они пишут заявление, которое регистрируют у секретаря. Директор в свою очередь обязуется провести служебное расследование и взять объяснительные записки с виновных лиц. В случае подтверждения факта насилия директор должен подвергнуть виновного наказанию — выговор или увольнение.

В случае недовольства родителей принятыми мерами, они могут обратиться в милицию, прокуратуру или суд с просьбой принять меры.

Для копирования этой статьи Вам не нужно получать особое разрешение,
однако активная , не закрытая от поисковиков ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Пожалуйста, соблюдайте наши авторские права .

Конституцией Российской Федерации каждому ребенку гарантировано право на получение основного общего образования бесплатно.

При приеме в школу ребенок имеет право ознакомиться с Уставом и правилами внутреннего распорядка школы, которые должны быть вывешены администрацией школы для всеобщего обозрения.

Ученик имеет право на ускоренный курс обучения по предмету, который может выучить досрочно. Способы помощи школы такому желанию ученика должны содержаться в Уставе школы.

Ребенок имеет право участвовать в управлении внутренней жизнью школы. Если школьник не согласен с решением администрации учебного заведения, он вправе обратиться за содействием в уполномоченные государственные органы через своего представителя (родителя, учителя). Эта возможность предусмотрена статьей 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Ребенок старше восьми лет вправе участвовать в создании в школе общественных объединений и организаций, если они не носят политического или религиозного характера. Ученики могут проводить собрания и митинги по вопросам защиты своих прав, если такие собрания не нарушают Устава школы.

Ребенок имеет право бесплатно пользоваться школьной библиотекой.

Федеральными законами от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены права ребенка на уважение его человеческого достоинства, свободу совести, информации, на свободное выражение свих мнений и убеждений, а также свободу от принудительного труда.

При обучении в школе каждый ученик обязан: соблюдать Устав и правила общеобразовательного заведения; добросовестно учиться; посещать занятия, входящие в основную образовательную программу,в соответствии с расписанием; бережно относиться к имуществу школы; уважать честь и достоинство других учеников и работников школы; выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Нередки случаи, когда с родителей школьников взимаются средства на нужды школы. Следует знать, что решение о передаче денег в пользу школы может быть только добровольным.
Это же касается и факультативных занятий. В каждой школе есть учебный план, в котором расписана по классам основная общеобразовательная программа, а также дополнительные задания, кружки и факультативы. Основная программа – бесплатна и обязательна для школьника, посещение дополнительных занятий может быть только добровольным. Учитель не может заставить ученика ходить на дополнительные занятия, которые не входят в основную программу.

В школе не должна навязываться какая-либо религия или убеждения. Ребенок имеет право на свободу совести и вероисповедания. Школа не имеет права проводить какие-либо мероприятия религиозного характера и собирать пожертвования для религиозных организаций. Ученики имеют полное право отказаться участвовать в таких мероприятиях.

Кроме того, педагог не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к какой-либо религии.

В случае нарушения прав ребенка родители и иные законные представители могут обратиться с письменной жалобой к директору школы. В случае непринятия мер — в территориальный орган департамента образования по месту нахождения школы или в прокуратуру. Кроме этого, родители вправе обжаловать действия администрации школы в судебном порядке.

В школе также не допустимо применение физического и психического насилия по отношению к ученикам. Использование таких методов является основанием для привлечения работника образовательного учреждения к уголовной ответственности.

Получение образования в школе занимает значительную часть жизни ребенка, его детства. Важно, чтобы процесс обучения был комфортным и безболезненным для неокрепшей детской психики. Защита интересов и законных прав детей позволяет сделать образование не только безопасным, но и сохраняющим личность, честь и достоинство будущего гражданина правовой и демократической страны.

Набор прав, гарантированных каждому ребенку в школе

Все основные права граждан независимо от их возраста и социального статуса закреплены в Конституции России и в отдельных нормативных актах. Помимо этого нашей страной были ратифицированы многочисленные международные акты и конвенции, закрепляющие права человека, в том числе и ребенка.

К основополагающим правам, принадлежащим всем людям от рождения, относятся: право на имя, на жизнь и другие.

Набор прав каждого ребенка включает как основополагающие права, так и специфические права, связанные с получением образования в школе. Перечень таких прав регламентирован в ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (в частности, ст. 34) и ФЗ № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. и включает:

Перечисленные права являются лишь базисом и могут быть дополнены и другими, например, право на ускоренное обучение, если установленная школьная программа освоена быстрее учебного плана или право свободы вероисповедания.

Надлежащее исполнение прав ребенка является прямой обязанностью учебного заведения, в лице его руководства и педагогического состава.

Внимание! Родители, являясь в силу правовых норм законными представителями, вправе защищать права ребенка всеми установленными законом средствами и способами.

Права в школе отдельных категорий детей

Дети, которые в силу физического и психологического развития, требуют индивидуального подхода и обладают расширенными правами. Это позволяет им чувствовать себя равными другим детям и осваивать школьную программу в соответствии с установленными стандартами образования.

К детям, требующим дополнительное внимание со стороны образовательных учреждений, относятся , полные сироты и иные категории установленные законом. Такие дети имеют право:

  • приоритетное зачисление в школу при наличии очереди либо ограничений по количеству учеников;
  • выбор школы в зависимости от территориального фактора, а также с учетом рекомендаций и показаний медико-педагогической экспертизы;
  • при решении вопросов отчисления из-за неуспеваемости обязательно участие Комиссии по делам несовершеннолетних, которая контролирует защиту прав и интересов учеников.

Способы и средства защиты прав ребенка

Права ребенка устанавливает федеральное законодательства, уставы учебных заведений могут лишь их расширить, не ухудшая положение самого ребенка-школьника. Защита всех прав осуществляется в строгом соответствии с законодательством, а также посредством способов и средств, сформулированных в уставе школы.

Родители и школьники самостоятельно вправе защищать свои интересы следующими способами:

В заявлении указать все обстоятельства произошедшего со слов ребенка с учетом имеющихся доказательств. После проведения внутреннего расследования в зависимости от степени вины педагога в отношении него может быть вынесено дисциплинарное взыскание либо решение об увольнении и невозможности заниматься педагогической деятельностью в будущем.

Защита прав ребенка в школе: видео