Пути и условия формирования самостоятельности в деятельности младших школьников. Список использованной литературы

Младший школьный возраст - чрезвычайно важный этап в развитии личности. В воспитании самостоятельности существенную роль играет интерес к деятельности, желание ею заниматься, довести начатое дело до конца, правильно оценить свои возможности. Здесь важно сочетание внешних факторов и внутреннего состояния конкретного ребенка. Для того, чтобы процесс воспитания самостоятельности был максимально эффективным, необходимо соблюдать некоторые условия. Мои наблюдения и опыт педагогической деятельности позволяют мне утверждать, что лучше всего воспитание самостоятельности происходит в творческой деятельности. Чтобы выполнить творческую деятельность, нужно самостоятельно добыть информацию и правильно ею воспользоваться. Следующее условие - наличие специальных знаний и умений. Они определяют готовность учащихся к самостоятельному действию. Но не всегда ученик, владеющий знаниями и умениями, стремится проявить самостоятельность. Для этого нужна внутренняя потребность действовать самому - мотив. Сотрудничество ребенка с учителем (воспитателем) и ребятами также необходимо для успешного воспитания самостоятельности, ведь общение в деятельности учит договариваться, согласовывать свои действия с окружающими.
Процесс воспитания самостоятельности младшего школьника можно разделить на несколько этапов. Главной задачей первого этапа может быть активизация воли и мышления ребенка, его умений. Для этого ребенку могут быть предложены разнообразные поручения. Степень трудности должна быть такова, чтобы ребенок мог справиться сам или с некоторой помощью взрослого. Кроме того, необходимо создавать такие ситуации, которые вызывали бы у ребенка желание самостоятельно искать способы выполнения задания, учили бы переносу способов выполнения одного задания на аналогичное. На втором этапе одной из основных задач будет развитие осознанного отношения к выполнению предложенного учителем задания, свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации, что характерно для активно-поискового уровня развития самостоятельности. Педагог (воспитатель) побуждает и направляет ребенка, помогает организовать работу, довести начатое до конца. Этому способствует вовремя заданный вопрос, напоминание, совет, оценка работы, чтение литературного произведения соответствующего содержания, специально продуманная беседа. Одним из эффективных приемов может быть наблюдение за деятельностью сверстников и последующий ее анализ. Это может облегчить ребенку перенос увиденного в свой опыт. Дети убеждаются, что одно и то же дело можно выполнять по-разному, по-своему. На третьем этапе формирования самостоятельности важными задачами являются: закрепление проявлений самостоятельности. Решению этих задач способствуют все методы и приемы, которые использовались ранее. Педагог старается заинтересовать ребенка, поддерживает его мотивацию. Алгоритм действий педагога на этом этапе уже не такой развернутый, как на предыдущих этапах. Он может спросить ребенка, как тот собирается выполнять поручение, вспомнить возможные варианты его выполнения.
Таким образом, младший школьный возраст в силу присущих ему особенностей, является благоприятным для развития самостоятельности. Воспитание этого качества личности возможно лишь в процессе организации реальной практической деятельности, достаточно значимой для этого возраста.

Формирование познавательной самостоятельности у детей младшего школьного возраста в процессе обучения

Вывод

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность

Актуальность проблемы исследования состоит в том, что сейчас очень высокие требования жизни у организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные методы освоения нового материала. Дети должны быть готовыми к усвоению нового материала и новых знаний, поэтому формирование познавательной самостоятельности у ребёнка младше школьного возраста будет актуальна

Противоречие

Таким образом, сложились противоречия между потребностью в формировании познавательной самостоятельности ребёнка и недостаточной разработанностью заданий на уроках

Проблема

Проблема исследования заключается в разработке заданий готовности к способности формированию в обучении в школе

Объектом исследования является процесс формирования познавательной самостоятельности детей в школе

Условия формирования познавательной самостоятельности в школе и условия её формирования

Подобрать и разработать урок, способствующий к формированию познавательной самостоятельности у детей младшего школьного возраста в процессе обучения

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Ознакомиться с литературой по проблеме исследования;

2. Разработать и подобрать урок для формирования познавательной самостоятельности;

3. Описать проведение урока по формированию познавательной самостоятельности.

Гипотеза

Формирование познавательной самостоятельности у младших школьников будет эффективным, если предложить им интереснейший необычный урок, что позволит детям формировать свою познавательную самостоятельность.

Научная новизна

Новизна состоит в том, что были подобраны и переработаны уроки для формирования познавательной самостоятельности у детей младшего школьного возраста.

Теоретическая и практическая значимость

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что изучено значение урока как основы развития самостоятельности детей младшего школьного возраста, разработана вариативная форма использования экскурсии на уроках в начальной школе, которая апробирована и подтверждена результатами экспериментальной работы.

1. Познавательная самостоятельность

1.1 Сущность познавательной самостоятельности и её проявление

Познавательная самостоятельность - это способность критически рассматривать явления жизни, видеть возникающие задачи, уметь их ставить и находить способы их решения, мыслить, действовать инициативно, творчески, стремиться к открытию нового и упорно идти к достижению цели. Самостоятельность как стержневое качество личности, проявляется в процессе выполнения познавательных и практических задач при минимальной помощи и руководстве со стороны других лиц, при этом подлинная самостоятельность предполагает сознательную мотивированность действий и их обоснованность. Познавательная самостоятельность является целью специально организованной работы учителя технологии. Познавательная самостоятельность характеризуется способностью учащегося принимать мотивированные решения с минимальной посторонней помощью, для решения им задач, поставленных перед ним учителем в учебном процессе.

Нетрадиционные формы урока способствуют формированию познавательной самостоятельности, помогают в формировании базовых понятий курса технологии, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Польза нетрадиционных форм урока очевидна, поскольку в настоящее время школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Нетрадиционные формы урока базируются на понимании учащихся как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы и имеют большое многообразие, однако их все же можно сгруппировать по следующим позициям: урок-игра или урок-учебная игра; урок-учебная дискуссия; урок-исследование. Анализ психолого-педагогических исследований; в области формирования познавательной самостоятельности дает возможность предположить, что ряд вопросов остается недостаточно разработанным. В частности, не нашли трактовки вопросы, связанные с обоснованием психолого-педагогических условий, направленных на формирование познавательной самостоятельности у младших школьников как личностного свойства с учетом их полоролевых особенностей; с разработкой системы методов и приемов, направленных на формирование названного свойства с учетом полоролевых и индивидуальных особенностей младших школьников в ходе вышеназванного процесса.

Таким образом, мы определили рад противоречий в исследуемой проблеме между:

* потребностью общества в конкурентоспособной, самостоятельной, творческой, интеллектуальной личности, подготовка которой продолжается в начальной школе, и отсутствием системных знаний о динамике и психолого-педагогических условиях формирования познавательной самостоятельности у младших школьников с учетом их полоролевых особенностей;

* важностью научного обоснования процесса формирования познавательной самостоятельности у младших школьников, складывающейся с практикой обновления программно-методического обеспечения по формированию названного личностного свойства и отсутствием толкования психолого-педагогических условий оптимизации этого процесса в начальной школе; осознанием педагогами необходимости активизации познавательной потребности у младших школьников и недостаточным осмыслением ими применения педагогической диагностики для выявления уровня развития мотивации у последних;

* стремлением учителей начальных классов к использованию системы средств, направленных на формирование мотивационных, содержательно-операционных и волевых установок у младших школьников, и отсутствием теоретического обоснования целостной педагогической технологии, учитывающей закономерности формирования познавательной самостоятельности у последних.

Выявленные противоречия позволили выйти на проблему исследования, которая заключается в недостаточной разработанности и обоснованности процесса формирования познавательной самостоятельности у младших школьников с учетом их поло-ролевых особенностей, оказывающего существенное влияние на повышение продуктивности и качества их учебно-познавательной деятельности.

Область познавательного интереса -- познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. Именно интерес играет основную роль в поддержании и развитии познавательной активности.

Для выявления уровня сформированности познавательной потребности школьника необходимо выделить следующие параметры познавательного интереса.

Показатели интеллектуальной активности

Проявлением интереса учащихся в учебном процессе является их интеллектуальная активность, о которой можно судить по многим действиям.

Вопросы, ученика, обращенные к учителю, более всего знаменуют познавательный интерес. Вопрос выражает стремление постичь еще неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса. Самостоятельно заданный вопрос выражает поиск, активное стремление найти первопричину. Инертный, равнодушный к учению ученик не задает вопросов, его интеллект не тревожат нерешенные вопросы.

Другим показателем интеллектуальной активности являются стремления учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения. Предложения учителя ("Кто хочет?", "Кто может?"), конечно, адресованы к учащимся, которые обладают этими стремлениями. Именно от них следует ожидать быстрого и активного отклика на постановку проблемных вопросов, столкновение различных точек зрения, споров, догадок и предположений, что поднимает общий тонус обучения.

Отчетливым показателем интеллектуальной активности, сопутствующей интересу школьников, является их активное оперирование приобретенным багажом знаний и умений. Познавательный интерес не уживается со штампом и шаблоном, поэтому привлечение приобретенных знаний к различным ситуациям я задачам свидетельствует об их гибкости, их свободном использовании и может способствовать стремлению глубоко проникнуть в познание.

Активная оборачиваемость приобретенных научных знаний -- очень значимый показатель интереса, который обозначает, что сами знания превратились уже в метод познания новых, а познавательный интерес поднялся на высокий уровень своего развития.

Бывает, конечно, и так, что ученик в доказательстве своих суждений опирается на эмпирические основания, извлекая их из своих наблюдений и впечатлений, на некоторые отрывочные примеры, особо запомнившиеся случаи из жизни. Подобные проявления активности учащихся также свидетельство познавательного интереса, но другого, менее высокого уровня.

Таким образом, первый и самый основной параметр показателей познавательного интереса, который может обнаружить учитель без достаточных усилий, -- это интеллектуальная активность школьника, в которой как в фокусе собираются все ее проявления в познавательном интересе.

Эмоциональные проявления.

Другим параметром показателей, по которым учитель может судить о наличии познавательного интереса учащихся, является эмоционально благополучный фон познавательной деятельности ученика. Эмоциональное начало в интересе составляет его важнейшие энергетические ресурсы.

Эмоциональный настрой деятельности ученика является показателем его познавательного интереса. По своим наблюдениям учитель может установить такие эмоциональные проявление познавательного интереса, как удивление, гнев, сопереживание, адекватные содержанию приобретаемых знаний. Наиболее ярко выражают учащиеся эмоции интеллектуальной радости. Эти эмоции рождаются по разным поводам: они могут сопровождать сочувствие герою произведения, исторического события, научного открытия, симпатии к личности ученого, общественного деятеля. Обычно этот ясно видимый и даже бурно протекающий процесс выражен в репликах, мимике, жестах у младших школьников.

Волевые проявления

Параметром показателей познавательного интереса учащихся являются регулятивные процессы, которые во взаимодействии с эмоциональным настроем выражены в особенностях протекания познавательной деятельности учащихся.

Прежде всего, они проявляются в сосредоточенности внимания и слабой отвлекаемости. В этом смысле по количеству отвлечений некоторые исследователи судят об отсутствии или слабости интереса учащихся.

Весьма ясным показателем познавательного интереса является поведение ученика при затруднениях. Устойчивый и достаточно глубокий интерес обычно сопряжен со стремлениями преодолеть трудности, попробовать различные пути для разрешения сложной задачи.

Регулятивные механизмы познавательной деятельности школьника очень осязаемо и ощутимо дают знать об интересе к знаниям и по стремлениям к завершенности учебных действий.

Показательны в этом отношении реакции учащихся на звонок с урока. Для одних звонок является нейтральным раздражителем, и они продолжают работу, стараясь довести ее до конца, завершить благополучным результатом, другие моментально демобилизуются, перестают слушать, оставляют неоконченным начатое задание, закрывают книги и тетради и первыми выбегают на перемену. Впрочем, реакция на звонок также великолепный показатель интересного и неинтересного урока.

Кроме того, установлены общие закономерности действия интереса в обучении.

Первая -- зависимость интересов учеников от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности. Понимать ее следует так, что чем больше знаний у ученика имеется по определенному предмету, тем выше его интерес к этому предмету. И наоборот.

Вторая -- зависимость интересов школьников от их отношения к учителям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают. Сначала педагог, а потом его наука -- зависимость, которая проявляется постоянно.

В каждом классе постепенно выделяются конкретные типы отношения детей к учению, на которые, прежде всего, следует ориентироваться учителю.

На основе параметров познавательного интереса можно выделить несколько уровней познавательной активности школьника.

Так, Т.И. Шамова выделяет три уровня познавательной активности:

Первый уровень - воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: "Почему?"

Второй уровень - интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень - творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Однако, выделение только трех уровней познавательной активности на наш взгляд не отражает современную картину активности младших школьников.

И.П. Подласый, ориентируясь на активность ребенка, подразделяет младших школьников на пять типов. Наиболее распространен первый тип -- хорошие исполнители ("слушалки и отвечалки"). Они старательны, но безынициативны. Ведущий мотив их деятельности -- опосредованный интерес: обрадовать родителей, завоевать авторитет в классе, заслужить похвалу учителя. Второй тип -- дети с интеллектуальной инициативой: они имеют собственное мнение, избегают подсказок, стараются работать самостоятельно, любят сложные задания. Третий тип -- дети, у которых проявляется особое отношение к напряженной учебной деятельности. Они активны, хорошо соображают, но думают медленно, а потому пребывают все время в напряжении. Требуют индивидуального подхода. Четвертый тип -- дети с заниженными интеллектуальными способностями. Они не могут самостоятельно выполнять учебные задания, находятся в подавленном состоянии или, наоборот, демонстрируют бесшабашность. Главное для них, чтобы учитель их не заметил. Причины здесь разные: незрелость ребенка, слабая дошкольная подготовка. Наконец, в каждом классе есть небольшая группа детей, которых объединяет отрицательное отношение к учению. Дети не могут освоить школьную программу по причине интеллектуальной отсталости, глубокой запущенности.

Условия формирования познавательной самостоятельности младших школьников

В ходе проведенного теоретического анализа выявлены основные условия организации такого обучения, которое будет способствовать формированию познавательной самостоятельности младших школьников.

Первое условие заключается в изменении механизма усвоения знаний: новое знание не дается учащимся в виде готового образца, а создается ими в процессе самостоятельной поисковой деятельности.

Второе условие состоит в необходимости построения учебного материала как развивавшейся системы знаний. Выполнение этого условия обеспечивает возможность реализации всех трех элементов в структуре деятельности: целеполагания, целеисполнения, контроля и оценки результата.

Важнейшим условием условного развития познавательной самостоятельности младших школьников является внедрение в учебный процесс системы учебных творческих заданий. Каждое задание представляет проблемную ситуацию для учащегося, разрешаемую им в ходе эвристического поиска. Сложность учебных творческих заданий определяется уровнями развития предметного знания. Любой уровень конструируется как последовательность усложняющихся тем, каждая из которых разрабатывается в виде ряда усложняющихся познавательных задач, то есть учебных творческих заданий. В ходе выполнения таких заданий обязательно создается что-то новое, полезное для субъекта деятельности.

Четвертое условие - использование совместных форм организации обучения младших школьников. В ходе исследований показано, что для освоения учащимися традиционно взрослых сфер деятельности: целеполагания, контроля, оценки результата необходимо от отношения "ребенок-взрослый" перейти к отношению "ребенок-ребенок". Показано, что именно общение в группе равных между собой сверстников дает младшему школьнику возможность критично относиться к действиям, словам, мнениям других людей, формирует умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, соглашаться или оспаривать, а главное - иметь свою собственную точку зрения, отличать ее от чужой, уметь ее отстаивать. Использование дискуссионных и коллективно-распределительных форм обучения создает условия для развития рефлексии каждого учащегося в отношении собственной интеллектуальной деятельности.

Важным условием в процессе развития познавательной самостоятельности учащихся является личность учителя, его ведущая организаторская роль. В ходе исследований установлено, что учитель должен быть не просто источником готовых образцов знании, а организатором самостоятельной поисковой деятельности учащихся по созданию новых значительных образцов. От учителя требуется большее доверие к учащимся, большая опора на их собственные наблюдения, личный опыт, интуиции, фантазии, инициативу. Урок становится своеобразной лабораторией совместного поиска, организуемого и направляемого учителем.

Создание положительной мотивации и высокого эмоционального настроя - еще одно условие успешного развития познавательной самостоятельности учащихся. Для младших школьников в силу их индивидуальных и возрастных особенностей очень важен благоприятный эмоциональный фон на уроках. Результаты исследований показали, что если у обучаемого нет желания, интереса к способам и содержанию учебной деятельности, то нет надежды добиться существенных результатов в ее выполнении, поскольку мысль рождается не из другой мысли, а из мотивационной сферы нашего мышления (Л.С. Выготский). Система учебных творческих заданий, таким образом, объективно необходима для формирования положительного мотивационного фона учащихся.

В ходе исследований выявлена важность целенаправленного формирования самостоятельной поисковой деятельности и необходимость на каждом уроке добиваться приращения не только в знаниях, но и в деятельностном аспекте. Это означает, что на каждом занятии ставится не только задача по открытию и усвоению новых знаний (представлений, понятий, отношений), но и задача формирования умения осуществлять основные компоненты самостоятельной деятельности: целеполагание, целеосуществление, контроль и оценку результатов. Обработка всех составляющих самостоятельной поисковой деятельности в их единстве обеспечивает развитие познавательной самостоятельности в целом.

Три компонента познавательной самостоятельности

Можно выделить три компонента познавательной самостоятельности: мотивационный, содержательно-операционный и волевой. Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Однако наиболее существенным из них является мотивационный, так как проявление самостоятельности в познавательной деятельности напрямую связано с ее мотивом. Роль мотивации в учебной деятельности младшего школьника мы подробно рассмотрели в предыдущем параграфе. Отметим лишь, что поскольку познавательная активность - качество деятельности, в котором проявляется, прежде всего, отношение ученика к предмету и процессу деятельности, то на первое место среди всех ее условий следует поставить формирование у учащихся положительных мотивов учения.

В основе познавательного мотива лежит познавательная потребность. Именно ее и нужно формировать, так как потребность является первопричиной всех форм поведения и деятельности человека.

Потребность теснейшим образом связана с наличием у школьников устойчивых познавательных интересов. Область познавательного интереса -- познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. Именно интерес играет основную роль в поддержании и развитии познавательной активности.

1.2 Познавательная деятельность

Т. Гоббс выдвинул справедливое требование о том, что каждое исследование необходимо начинать с определения дефиниций. Таким образом, попробуем определить, что подразумевают, говоря о деятельности.

Для начала приведём различные определения понятия "деятельность", встречающиеся в психолого-педагогической литературе.

Так Немов Р.С. Определяет деятельность как "специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования" .

Исследователь Зимняя И.А. в свою очередь под деятельностью понимает "динамическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности" .

Деятельность это и активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на неё.

В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создаёт то, что без его активности не существовало бы в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же гипотетически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями он построил современное общество, города, машины с их помощью произвел на свет новые продукты потребления, материальную и духовную культуру, и в конечном счёте преобразовал самого себя. "Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природе людей" .

Так учебная деятельность включает в себя разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решение задач и т.д. В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. Например, цель прополки - создать условия для роста культурных растений.

Итак, подводя итоги выше сказанному можем сделать вывод о том, что деятельность это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.

Деятельность человека очень многообразна, мы будем рассматривать более подробно познавательную деятельность человека.

Возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет (1-4 классы) и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка -- его поступлением в школу. Данный возраст называют "вершиной" детства.

"В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма" (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В данный период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля).

Поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребенка.

Психологи отмечают, что ведущей в это время становиться учебная деятельность, однако игровая, трудовая и другие виды деятельностей влияют на становление его личности. "Учение для него (ребёнка) -- значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни"

Поступление в школу -- это такое событие в жизни ребенка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания ("хочу") и мотив долженствования ("надо"). Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми.

Поступивший в школу ребенок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. Осознание критических замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие и приводит к изменению самооценки. Если до школы некоторые индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались взрослыми людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни, в результате чего эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств становятся особенно заметными. В первую очередь обнаруживают себя сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрослых.

Ребенок начинает занимать новое место и внутри семейных отношений: "он -- ученик, он -- ответственный человек, с ним советуются и считаются" .

Все больше растет зависимость младшего школьника не только от мнения взрослых (родителей и учителей), но и от мнения сверстников. Это приводит к тому, что он начинает испытывать страхи особого рода, как отмечает А.И. Захаров, "если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, то в младшем школьном возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми" .

В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к новой жизненной ситуации, и в этом ему помогают разнообразные формы защитного поведения. В новых отношениях с взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других, т.е. новообразованием становиться интеллектуальная и личностная рефлексия.

Младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил. Конечно, значительный вклад в моральный мир ребенка несет с собой и раннее детство, но печать "правил" и "законов", подлежащих исполнению, идея "нормы", "долга" - все это типичные черты моральной психологии определяются и оформляются как раз в младшем школьном возрасте. "Ребенок типически "послушен" в эти годы, он с интересом и увлечением принимает в душе разные правила и законы. Он не способен формировать свои собственные моральные идеи и стремится именно к тому, чтобы понять, что "нужно" делать, испытывая наслаждение в приспособлении"

Следует отметить, что для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку. Заимствуя критерии нравственной оценки у взрослых, младшие школьники начинают активно требовать от других детей соответствующего поведения.

В данном возрасте наблюдается такое явление как нравственный ригоризм детей. Младшие школьники судят о нравственной стороне поступка не по его мотиву, понять который им трудно, а по результату. Поэтому поступок, продиктованный нравственным мотивом (например, помочь маме), но закончившийся неблагополучно (разбита тарелка), расценивается ими как плохой. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе.

Включаясь в учебную деятельность, под руководством учителя, дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т.к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Меняется и потребностная сфера младшего школьника. Доминирующими потребностями в младшем школьном возрасте становятся потребности в уважении и почитании, т.е. признание компетентности ребёнка, достижение им успехов в определённом виде деятельности, и одобрении со стороны, как сверстников, так и взрослых (родителей, учителей и других референтных лиц). Так в возрасте 6 лет обостряется потребность в познании внешнего мира и его объектов, "значимых для общества" . Согласно исследованиям М.И. Лисиной, в младшем школьном возрасте получает развитие потребность в признании другими людьми. В целом же младшие школьники испытывают потребность "реализовать себя как субъекта, приобщаясь к социальным сторонам жизни не просто на уровне понимания, но, как и преобразователи" . Одним из основных критериев оценки себя и других людей становятся нравственные и психологические особенности личности.

Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что доминирующими потребностями у ребёнка младшего школьного возраста являются потребности в социальной активности и реализации себя в качестве субъекта общественных отношений.

Итак, подводя итоги выше сказанному, за первые четыре года школьного обучения происходит формирование многих существенных черт личности и становление ребёнка как полноценного участника социальных отношений.

"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности". В.А. Сухомлинский.

Способы формирования познавательной самостоятельности

Преемственность экспериментальной системы выражается в том, что в ее содержании учитывается уровень готовности к самостоятельной деятельности, с которым дошкольники включаются в начальное обучение, а также продолжают реализоваться единые принципиальные подходы к организаций усвоения учебного содержания. Речь идет прежде всего о принципе единства содержательной и операционной сторон обучения, его ориентации на "зону ближайшего развития" ребенка В этом мы видим объективные предпосылки осуществления преемственности- Как показал процесс экспериментальной работы, необходимо помочь первоклассникам преодолеть существующий разрыв между слабой операционной готовностью К поисковой деятельности и новыми требованиями, которые возникают, как правило, при освоении поискового содержания. Эту функцию в формирующем эксперименте выполняет этап процессуальной подготовки.

По своему замыслу проводимое исследование устремлено на достижение готовности младших школьников к успешному решению задач последующего этапа обучения, поэтому перспективность разрабатываемой системы формирования является ее неотъемлемым качеством, которое изначально предполагалось, В наибольшей мере перспективность процесса формирования отражена в организационно-процессуальной и мотивационной стороне поисковой деятельности.

В частности, прочное усвоение программы-минимума процессуальных умений и мотивационного состава обеспечивает надежную основу формирования умений учащихся организовать свои действия, прогнозировать результаты, осуществлять самостоятельный поиск, весь этот комплекс по своим развивающим возможностям выходит за рамки начального звена, ориентирован на обобщенную модель осуществления поисковой деятельности независимо от содержания Не менее важно для эффективности; системы формирования достижение такого сочетания ее компонентов, при котором создается непрерывность педагогического воздействия на формируемое качество. Его необходимость обусловлена не только сложным составом познавательной самостоятельности и взаимосвязью ее компонентов. Не меньшая роль принадлежит тем особенностям, которые возникают в процессе формирования в связи со спецификой организации учебной деятельности в начальных классах. А именно: первичность овладения учащимися многими программными знаниями и общеучебными умениями и навыками, целостность начального звена в системе средней школы и его относительная самостоятельность, ярко выраженная сензитивность формирования определенных элементов познавательной самостоятельности. Вое это требует постоянного и многостороннего воздействия на формируемое качество, тонкой вдумчивой корректировки достигаемых результатов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников.

Каким образом обеспечивалась непрерывность формирования? Самой надежной предпосылкой мы считаем реализацию на протяжении всего начального звена (с периода обучения грамоты до последней четверти третьего класса) поисковой деятельности в разных формах представления, календарно и тематически регулируемых учебной программой. Не менее важным условием являлась достаточная повторяемость типов познавательных заданий на протяжений І-Ш классов, которое в сочетании с разнообразием формы предъявления поискового содержания позволяло избегать методического однообразия и вместе с тем целенаправленно добиваться прочности и гибкости формируемых умений.

Дидактические игры как средства активизации познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения.

Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуется взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму.

Существенный признак дидактической игры - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.

Приведем примеры дидактических игр, которые применяют на практике учителя.

а) Игры - упражнения. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: "Пятый лишний". На уроке естествознания учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.

б) Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

в) Игры - соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

г) Сюжетно - ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игр наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", "Круглый стол" и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историка, филолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

д) Познавательные игры - путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать "путешествия" на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую "станцию" выставляются отметки.

Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала - "Смертельный грех учителя - быть скучным". Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес - не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности. Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников - это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением.

Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию. Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей. Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - организация и включение в урок дидактических игр. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Путь к нему лежит, прежде всего, через включение дидактических игр.

Организация учебно-познавательной деятельности. Основные компоненты организации учебно-познавательной деятельности младших школьников.

Под организацией учебно-познавательной деятельности учащихся понимают определенный порядок дидактического процесса в структурном и функциональном смысле, придание этому процессу необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Рассмотрю различные подходы к понятию "организация".

"Организация" - от позднелатинского "organiso" - сообщаю стройный вид, устраиваю. В толковом словаре СИ. Ожегова организация трактуется как "хорошее, продуманное устройство, внутренняя дисциплина". Согласно "Философской энциклопедии" организация - "упорядочение, налаживание, приведение в систему… объекта, соотношение частей какого-либо объекта". Там же выделяются двойственность понятия "организация", его предметная часть (расположение и взаимосвязь элементов целого) и функциональная часть (действия и взаимодействия этих элементов).

Педагогическая наука опирается на базисные понятия теории научной организации труда. По мнению В.П. Боголепова, организацию можно характеризовать как определенный порядок в структурном и функциональном смысле: взаимосвязь и взаиморасположение элементов некоторого комплекса (предметная и структурная части организации); действия и взаимодействия элементов комплекса (функциональная часть), обусловленных единством целей или выполняемых ими функций и определенными обстоятельствами места и времени. . Согласно данной теории организация рассматривается как тот или иной порядок.

Рассмотрю понятие "организация учебно-познавательной деятельности". В результате анализа литературы в отношении понятия "организация учебно-познавательной деятельности" учащихся школы первой ступени выделяют три подхода его к определению:

1) в качестве деятельности только учителя (В.И. Загвязинский, Л.П. Кныш, В.П. Стрезикозин, Н.А. Семенов, В.П. Тарантей и др.);

2) в качестве деятельности только учащихся (М.А. Данилов, М.С. Загородная, С.Ф. Збандуто, В.И. Есипов, Т.М. Николаева, Т.И. Огородников, О.С. Тесемницина);

3) в качестве взаимосвязи, взаимодействия учителя (управление) и ученика, а также взаимодействия учащихся между собой (В.Я. Голант, К.Б. Есипович, Н.Н. Казанцев, Н.В. Попов, И.Я. Лернер, Е.И. Машбиц, А.Я. Савченко, Р.А. Хабиб, В.А. Выхрущ, Г.И. Щукина, В.К. Дьяченко).

Основные компоненты организации учебно-познавательной деятельности младших школьников.

Деятельность учителя:

1. Деятельность, способствующая пониманию, осознанию и принятию учащимися целей и задач обучения.

2. Информационная деятельность (ознакомление с новыми знаниями), формирование навыков учебно-познавательной деятельности.

3. Руководство процессом приобретения знаний, формирования навыков учебно-познавательной деятельности.

4. Руководство процессом познания научной картины мира.

5. Руководство процессом перехода от теории к практике.

6. Организация практическо-творческих занятий, направленных на развитие компетенции.

7. Проверка и оценивание компетенции, полученной учащимися в учебно-познавательной деятельности.

Деятельность учащихся:

1. Понимание, осознание, принятие поставленных целей, осознание мотивов деятельности.

2. Приобретение новых знаний, формирование навыков учебной деятельности.

3. Процесс чувственного познания, приобретения представлений и знаний для формирования понятий.

4. Познание научной картины мира.

5. Приобретение навыков учебно-познавательной деятельности.

6. Практическое применение знаний, навыков учебно-познавательной деятельности в окружающем мире.

7. Формирование навыков анализа и самоконтроля результатов, полученных в учебно-познавательной деятельности.

Как видно, подходы 1 и 2 являются лишь различными аспектами рассматриваемого понятия, и лишь подход 3 способствует правильному пониманию вопроса. Это связано с тем, что учебно-познавательная деятельность имеет бинарный характер, поэтому, в ее организации должны рассматриваться две взаимосвязанные и взаимообусловленные деятельности - учителя и учащихся.

Следовательно, под организацией учебно-познавательной деятельности надо понимать специальную упорядоченность учебно-познавательных действий учащихся и учителя, отвечающую целям, мотивам и задачам и протекающую в определенном режиме. Термин "специальная упорядоченность" стоит рассматривать как совокупность форм протекания учебно-познавательной деятельности, целей, методов, средств, результатов обучения, которые определяет учитель в соответствии с требованиями к содержанию образования.

Целесообразная организация учебно-познавательной деятельности обеспечивает сопряженность внешних условий, действий, с теми внутренними процессами, которые создают благоприятную "внутреннюю среду" (мотивации, активности мыслительных, эмоциональных, перспективных и других процессов, важных для познания), содействующих интенсивному развитию личности… От организации учебно-познавательной деятельности зависит общий тонус учения, дисциплина мысли, собранность, порядочность и четкость учащихся в самостоятельном учебном труде, взаимопомощь в учении.

Выделю следующие первичные признаки организации учебно-познавательной деятельности обучаемых (по Г.И. Хозяинову):

1. Четкая формулировка цели, постановка задач и доведение их до обучаемых;

2. Построение обучения как системы организации учебно-познавательной деятельности обучаемых на разных этапах учебного занятия. Выбор наиболее рациональных видов деятельности обучаемых по овладению учебным материалом.

3. Выбор методов учения в соответствии с поставленными задачами, содержанием и возможностями обучаемых.

4. Система организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, формирование познавательной самостоятельности.

5. Учет индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых. Индивидуализация и дифференциация в организации учебной деятельности.

Капко Светлана Васильевна

Наумова Татьяна Николаевна

Развитие самостоятельности у детей

младшего школьного возраста

Актуальность и постановка проблемы исследования, успешное решение сложных задач обучения и воспитания в современной школе, в частности, неразрывно связано с проблемой интенсификации педагогического процесса, поиском наиболее эффективных методов, форм и приемов работы с учащимися. Задачей в современных условиях является реализация в учебном процессе максимальной самостоятельности учащихся начальных классах. Анализ исследований по проблемам эффективности и оптимизации обучения, а также практики работы школ позволяет убедиться, что одним из главных условий повышения качества обучения является формирование у младших школьников самостоятельности мышления, умения самостоятельно добывать и анализировать информацию.

Формирование самостоятельности уже в младшем школьном возрасте можно назвать одной из приоритетных задач школы. Активизация самостоятельности школьников в учебной и других видах деятельности является одной из актуальных проблем современной педагогической теории и практики. Самостоятельность рассматривается в двух разных, но взаимосвязанных аспектах: как характеристика деятельности учащегося и как черта личности. Самостоятельность как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую им способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. В деятельности и общении со взрослыми и сверстниками в этот возрастной период формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка. В связи с чем, актуальной проблемой становится поиск методов обучения, способствующих развитию навыков самостоятельного решения учебных и жизненных трудностей. Анализ педагогических и психологических исследований свидетельствует о том, что проблема стимулирования самостоятельности школьников привлекает многих исследователей.

Младший школьный возраст, как любой другой, характеризуется тем, что ребенку, ставшему школьником, хочется стать человеком ответственным, самостоятельным, трудолюбивым, обязанным выполнять свой долг перед взрослыми и своим будущим, подавляющим сиюминутные желания.

Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Анализ психолого-педагогических исследований показывает разнообразие подходов к определению понятия «самостоятельность»: интеллектуальные способности ученика и его умения, позволяющие ему самостоятельно учиться; готовность учащегося своими силами продвигаться в овладении знаниями; свойство личности, проявляющееся в желании своими силами овладеть знаниями и способами деятельности.

Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что к началу младшего школьного возраста дети достигают выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре, в труде, в познании, в общении. Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная деятельность. В учебной деятельности у него формируются навыки самоконтроля и саморегуляции.

На основе теоретического изучения исследований по проблеме формирования самостоятельности школьников была разработана система педагогических условий стимулирования самостоятельной деятельности школьников, состоящая из следующих элементов:

    диагностирование уровней самостоятельной деятельности учащихся.

    моделирование стимулирующего воздействия на процесс самостоятельной деятельности младших школьников и организация самостоятельной деятельности учащихся на основе комплекса стимулов;

    анализ и коррекция самостоятельной познавательной деятельности школьников, моделирование новой ситуации.

Из опыта работы была создана Памятка для родителей:

Пять простых правил, которые помогут стать нашим детям самостоятельнее:

1) Соблюдайте режим дня.

2) Провожая утром ребёнка на первом этаже, проверьте: все ли вещи Вы ему отдали. Не поднимайтесь на второй этаж. Не заходите в класс.

3) Не давайте в школу лишних вещей.

4) Забирая ребёнка из школы, звоните в класс, или на мобильный телефон класса.

5) Расспрашивайте ребёнка о дне в школе. Хвалите его даже за маленькие успешные самостоятельные шаги.

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж»,

преподаватель психолого-педагогических дисциплин Ломшина Т.В.

В русле становления развивающей парадигмы обучения направление идей смещается от вопросов организации самостоятельной деятельности к проблеме достижения самостоятельности учеником, с учетом его интересов и возможностей. М. А. Данилов отмечает, что стимулировать развитие самостоятельности возможно посредством моделирования учебных затруднений учащихся и создания проблемных ситуаций .

Самостоятельность школьника – это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению. То есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь взрослого заключается в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверхопекой. Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. Это объясняется тем, что современный учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирование готовности учащихся к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества.

На начальной ступени обучения в деятельности учителя приоритетными задачами являются: обучение учащихся умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения; оценивать результаты своих действий, т.е. главная задача учителя – это формирование компонентов учебной деятельности. При этом под формированием понимается не “насильственная” деятельность “извне”, а создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащимися. Роль педагога в этом процессе состоит еще и в том, чтобы подбирать для их реализации необходимые средства и приемы.

Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы:

    наличие задания учителя;

    руководство учителя;

    самостоятельность учащихся;

    выполнение задания без непосредственного участия учителя;

    активность учащихся.

Учителю для успешной организации самостоятельной работы в классе важно использовать различные методические рекомендации, памятки. При выполнении различных заданий или анализе выполненных заданий постоянно обращается внимание учащихся на памятки, рекомендации, алгоритмы. Это помогает им быстрее овладеть необходимыми умениями, усвоить определенный порядок действий и некоторые общие способы организации своей деятельности. Очень важен контроль выполнения самостоятельной работы. Каждую самостоятельную работу необходимо проверять, подводить ее итоги, определять: что удалось лучше, а на что следует обратить особое внимание. Нужно распознать причину появления ошибки – найти верный путь к ее исправлению. Именно при выполнении самостоятельной работы имеется реальная возможность выяснить причину ошибки, а, следовательно, и правильно спланировать самостоятельную работу учащихся, связанную с совершенствованием навыков, достижением прочных знаний, рациональным использованием учебного времени. Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику его продвижение вперед. Поскольку одной из ведущих задач, встающих перед учителем, является создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащихся, возникает необходимость определить основные этапы организации самостоятельной учебной деятельности младших школьников, как на уровне учителя, так и на уровне ученика. Технологическое обоснование данной организации представляет собой деятельность учителя и ученика на соответствующих этапах урока. Наиболее эффективным видом самостоятельной работы считается самостоятельная работа творческого характера. Важным условием формирования самостоятельной творческой деятельности является мотивация, в основе которой у учащихся начальной школы лежит учебно-познавательный интерес. Для повышения эффективности формирования мотивации проводится ее диагностика. Начиная со 2-го класса через анкетирование можно определить вид учебно-познавательного интереса учащихся .

Самостоятельность как качество личности характеризуется высоким уровнем осознанной деятельности, которую осуществляет ребенок без посторонней помощи.

Анализ данных исследований показывает, что при выявлении условий и средств развития самостоятельности многими авторами предпринимается попытка выделить как можно больше различных факторов, далеко не однозначных с точки зрения развития у детей самостоятельности. Так, Ю. Н. Дмитриева выделяет пять компонентов проявления самостоятельности: 1) круг и система знаний; 2) овладение методами мыслительной деятельности; 3) овладение определенными организационными технологическими навыками; 4) волевая целеустремленность; 5) направленность личности на решение задач, связанных с ее потребностями .

Н. А. Половникова обосновывает следующие уровни проявления самостоятельности младшими школьниками: копировально- воспроизводящий, комбинированный и творческий:

I уровень – самостоятельное выполнение школьниками упражнений, заданий и задач с целью тренировки по показанному, готовому образцу, где знания детей «не перестраиваются», а выполняются воспроизводящие действия с минимальной затратой умственных усилий;

II уровень – характеризуется тем, что дети выполняют более сложные действия по переносу знаний и умений (как бы осуществляя переход от «незнания» к «знанию»), т.е. осуществляют самостоятельную деятельность;

III уровень – умение творчески использовать имеющиеся знания и умения в новых условиях, при решении различных проблемных ситуаций, проявление готовности практически использовать знания в жизни на уровне творческой деятельности по заданной учителем теме, а также на уровне творческой деятельности по самостоятельно избранной теме .

Таким образом, самостоятельность младшего школьника – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами.

Библиографический список:

    Гаврилычева, Г. Воспитание самостоятельности [Текст] / Г. Гаврилычева // Воспитание школьников. – 2008. – № 6. – С. 33-38.

    Данилов, М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения [Текст] / М. А. Данилов. – М.: Просвещение, 2008. – 82 с.

    Дмитриева, Ю. Н. Психологические основы самостоятельности как свойства личности [Текст] / Ю. Н. Дмитриева // Ученые записки. – М.: МГУ, 2004. – 657 с.

Родители пытаются все делать за ребенка, но от этого никому не лучше, малыш не станет самостоятельным. Он приучается надеяться на других, подрывается вера в свои силы. Самостоятельность сама не формируется, она развивается.

Существуют этапы развития самостоятельности:

·Этап подражания. Ребенок копирует все действия и образы взрослых.

·Этап частичной самостоятельности. Дети самостоятельно выполняют часть работы.

·Этап более полной самостоятельности. Выполняются определенные работы самостоятельно.

Зачастую родители сами отказываются развивать самостоятельность у детей, им так удобнее и проще. Беспокоиться не нужно, если ребенок что-то сделает без ведома или разрешения родителей. Если ребенок следует указаниям родителям, он не будет искать способы, как иначе взаимодействовать с родителями. Как бы родители не наказывали, ребенок все равно будет надеяться на опеку.

По мере взросления ребенка формируется самостоятельность. На каждом этапе нужно в меру поощрять детскую самостоятельность. Ограничивать самостоятельную деятельность нежелательно, так как приведет к негативным реакциям.

Процесс развития самостоятельности у преподавателей требует значительного терпения. Детей важно научить: ответственности, принимать и адекватно реагировать на критику, стремление к общественной деятельности, внутренней дисциплине. Именно внутренняя дисциплина формирует самостоятельность.

Невозможно воспитывать самостоятельность не предоставляя ее. Учебная деятельность должна показывать свои результаты. Для получения результата, ребенку необходимо ее осознавать, как цель. Многие задаются вопросом, могут ли первоклассники быть самостоятельными? Это является одной из задач психического развития. Вырабатывается не только самостоятельность, но и умственное развитие.

Уровень развития самостоятельности мышления способствуют принимать взвешенные и обдуманные решения, формируется стратегия жизнедеятельности, возможность прогнозировать будущие.

Главная задача учителя – сформировать компоненты учебной деятельности. Признаки самостоятельной деятельности:

Руководства учителя

Задание педагога

Самостоятельность учащихся

Выполнения задания без вмешательства учителя

Активность учащихся

Педагогу при самостоятельной работе лучше использовать памятки, методические рекомендации. При выполнении заданий постоянно обращать внимания школьников на памятки, алгоритмы. Ученики быстрее приобретут умение овладевать материалом.

Самый эффективный вид самостоятельной работы – это творческая деятельность. Важное условие в формирование творческой деятельности – мотивация, в основе которой лежит учебно-познавательный процесс. Для повышения эффективности проводится диагностика. Диагностику можно начинать проводить со 2-го класса, методом анкетирования. Например, можно спросить: «Лучше решить одну сложную задачу или несколько простых? »

Есть некоторые условия по сформированию практики самостоятельной деятельности:

·Наличие системы в использовании задачи.

·Разработать планирование заданий, по содержанию и форме.

·Уровень сложности заданий должен соответствовать уровню учебных возможностей младших школьников.

·Соблюдение продолжительности самостоятельной работы.

·Последовательное усложнение заданий.

·Четкое сочетания контроля и самоконтроля, формирование целей заданий.

Педагоги изо дня в день спокойно, последовательно учат всех учащихся в классе, как организовывать рабочее место и готовиться к уроку, выполнение заданий. Никому повторение не навредит, одни ученики только осваиваются, формируются, а более смышленые дети «закрепляют». Недопустимо дисциплинарное воздействие и раздражительный тон. Это способствует к негативному восприятию школы и педагога, излишнее напряжение на уроке. Организовывается самостоятельная деятельность с опорой на образы, которые задают последовательность действий. Расширить и закрепить опыт самостоятельной работы поможет хоровое проговаривание приемов работы.

Диагностика школьниковпроводится тщательно. Многие дети самостоятельные в жизни. Они сами одеваются, раздеваются, помогают родителям, даже в магазин могут сходить. Они легко находят друзей и общаются. Однако в школе ребенок может повести себя иначе. Учитель жалуется, что ребенок пассивный, его нужно регулярно подталкивать и поторапливать к работе. Стоит разобраться, в чем заключается самостоятельность младшего школьника в учебе.

Школьнику необходимо научиться ставить перед собой цели и задачи, уметь решать их из собственного побуждения. Ребенок должен чувствовать, что ему интересно, что надо это сделать. Тогда не будет постоянного контроля и стояния над душой со стороны родителей. Диагностика развития младших школьниковв этом и заключается. Педагоги считают, что важное качество ребенка является интерес, активность в познании, умение планировать свою работу, инициатива и умение ставить перед собой цели. Родителям на первый взгляд может показаться, что малыш еще маленький принимать решения и выполнять задачи. Родителям не всю жизнь опекать ребенка, поэтому ему нужно раскрыть качества к самостоятельности.

Постоянный контроль родителей тормозит развитие самостоятельности младших школьников. Ребенку не нужно часто слышать от взрослых, такие фразы «Не лезь в разговоры старших», постоянно твердить, что он еще маленький и тому подобное. Если школьника так контролировать, то он перестанет отвечать за свои действия и будет перекладывать вину на других.

Если ребенок еще не научился ставить перед собой цели, ему нужно подавать варианты действий. Уроки для младших школьниковпомогут вырабатывать и раскрывать самостоятельность. Например, диктант по русскому языку. У малыша следует спросить, что необходимо сделать в первую очередь, что повторить, что нужно сделать в конце диктанта и т. д. Возможно ребенок не сразу поймет, что нужно сделать в первую очередь: пойти погулять или сделать уроки или подождать пока придут родители.

Родителям не стоит рассчитывать, что малыш сразу научиться принимать решения и решать поставленные задачи. Ему можно намекнуть, что путь к успеху – это не родительские старания, а его собственная инициатива и самостоятельность.

Для выработки самостоятельности педагоги рекомендуют сделать памятки для ребенка. В памятках заложен алгоритм в разных ситуациях. Например, как решить сложную задачу, выучить новое правило, сделать работу над ошибками. Памятки зарисовываются в виде рисунка или схемы. Вешается над рабочим столом и ребенок уже может сверяться с алгоритмом. Так развитие самостоятельности младших школьниковначнет продвигаться с «мертвой точки».

В учение важным навыком является самоконтроль. Из-за невнимательности дети часто совершают ошибки. Школьник должен уметь узнать, нахождение написание слов в словаре, запомнил ли содержание параграфа, проверять правильность математических вычислений. Дома, в школе на уроке под рукой нужно иметь схему самопроверки. Когда малыш научиться проверять себя, тогда будет меньше сделанных ошибок.

Поступление в школу для ребенка это новый этап личностного роста и развития. Теперь в развитии самостоятельности участвует учебная деятельность. Деловые качества проявляются в подростковом возрасте. И формируются они в процессе учебы. От деловых качеств зависит мотивация достижения успехов.

Советы для родителей в воспитании самостоятельности ребенка младшего возраста.

·Ребенка нужно проучить к выполнению домашних обязательств. Он может помогать по хозяйству, потом в дальнейшем появится личная обязанность, за которую отвечает только ребенок. Например, накрыть на стол, полить цветы, вынести мусор и т. д.

·Малыш должен сам себя обслуживать. Предъявляемые требования к детям должны быть адекватными, в силу возраста. За ребенка не нужно делать работу, если он в состоянии сам справиться с ней. Иначе ребенок с легкостью привыкнет, что родители напомнят пару раз и все равно сделают сами, при этом перестанет реагировать на слова. Если малышу несколько раз рассказано собрать и приготовить одежду, а он не сделает, то пусть школьник поволнуется завтра, когда будет опаздывать в школу.

·Ребенка можно привлекать к обсуждению общих планов, пусть выскажет свое мнение, которое нужно учитывать. Если произошел конфликт, обсудите вместе, необходимо найти решение проблемы, прийти к компромиссу.

·Не нужно все время стоять над ребенком и контролировать, так он никогда не научиться быть самостоятельным. Ребенок занимается делами, не стоит беспокоить, просто время от времени посматривать, как продвигаются дела. Если малыш отвлекся, стоит поинтересоваться, как успехи в работе.

·На вопросы ребенка нужно отвечать, но «не разжевывать». Следует спросить у малыша, как они делали то или иное задание в школе. Родителям можно сделать вид, что они забыли, как это делается, ведь столько времени прошло. Например, нахождение синонимов можно вместе посмотреть в словаре. Так ребенок научиться пользоваться словарем и справочной литературой.

·Чтобы младший школьник меньше отвлекался, составляется расписание. Ребенок сможет контролировать свое время. Например, сколько и во сколько уходит времени на обед, делание уроков и т. д.

·Малышу хочется погулять или посмотреть интересную передачу, опять – таки вместе надо рассчитать время, чтобы успеть все сделать. Выполненное задание считается сделанным, если оно аккуратно и полностью.

·Стоит присмотреться и выявить особенности малыша, понаблюдав стиль работы: долго «раскачивается» при выполнении задания или легко вливается в работу, как быстро утомляется при однообразной работе, какой вид деятельности дается легче. Например, счет, письмо, рисование, чтение. Учитывая данные особенности можно составить план выполнения уроков на каждый день. Постепенно школьник научиться правильно рассчитывать свое время и родителям перестанет быть необходимым в комнате ребенка. Придется контролировать только конечный результат деятельности. Ребенку обустраивается постоянное место рабочего стола, где ему будет приятно и удобно заниматься. Нельзя разрешать одновременное совмещение занятий уроками и смотрение телевизора, компьютера. Обстановка должна быть тихой и спокойной.

·Портфель собирается самостоятельно школьником. Ничего не забыть поможет список предметов на определенный день.

·То, что говорят и обещают родители нужно непременно выполнять. Иначе угрозы дети в итоге станут пропускать мимо ушей. Обещали поставить в угол, значит пусть стоит.

Самостоятельная деятельность учащихся сложный и трудоемкий процесс. Здесь должны быть заинтересованы как родители, так и педагоги. Только сплоченная работа сможет дать нужный результат. Хотя основная задача лежит на родителях, ведь они с детства пытаются сформировать в ребенке самостоятельность. Закладывают и раскрывают определенные навыки и возможности. Более или менее подготовленный школьник передается в опытные руки педагога, который помогает раскрыть в ребенке нужный потенциал.

В каждой семье складываются разные отношения — про это знают все родители, но некоторые за этим не следят. Родители могут следовать своим методам решения проблем или руководствоваться каким-либо рекомендациям. Важно предъявляя требования к ребенку не забывать о его праве на собственное мнение, самому принимать решения и нести ответственность. Если ребенок из неблагополучных семей, то основная доля должна ложиться на учителя.

Как родителям, так и педагогам придется запастить терпением. Это всего лишь дети, которым необходимо помочь стал самостоятельным человеком. Ведь внимание для них слишком важно.