Биологические игры на уроках биологии. Дидактические игры на уроках биологии и химии

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ

(И. Агеева)

В первом отдыхают,

Пиво попивают.

Ветка толстая - второе ,

Может быть совсем сухое.

Вместе всё - он зверь лесной,

Просыпается весной,

Он в норе своей живёт,

Ест он все, что лишь найдёт.

Ловко землю он копает,

А, уставши, засыпает.

Спать без отдыха весь день

Зверю этому не лень.

(Бар + Сук = Барсук )

Первое можете в море искать,

Но за него вам нельзя заплывать.

А на втором раньше землю пахали -

Трактора встарь люди даже не знали.

Целое - это животное тоже,

Очень оно на второе похоже.

(Буй + Вол = Буйвол )

Называем так домишко,

Хлам где всякий и дровишки.

Буквам место изменить -

Будет рыбка в море плыть.

(Сарай - сайра )

Первый в бутылку легко залезает,

Тщательно стенки её отмывает.

А за вторым на рыбалку идём,

Клюнет когда на крючок он, мы ждём.

(Ёрш )

Первый рисует фигуры на льду,

А вот второго в конюшню веду.

Третий на крыше два ската скрепляет,

В море четвёртый живёт-поживает.

Пятый приветливо машет крылом,

Небо над лугом его синий дом.

(Конёк )

Первый - большая хищная птица,

Что над погибшим животным кружится.

Длинная часть у гитары - второй ,

Крепко сжимается левой рукой.

На документах секретных есть третий .

Что же за слово? Подумайте, дети.

(Гриф )

С «Б » - он в атаку солдат поднимает,

В дальней Австралии с «В » обитает.

(Комбат - вомбат )

С буквой «Р » - помощник-автомат,

Труд любой он облегчить вам рад.

С буквой «Х » - его имеет слон,

Знаменит длиной своею он.

(Р обот - хобот )

С первой «С » - огромная я птица,

Что летать не может научиться.

С первой «Ш » - меня должны все знать:

Вальсов много ведь сумел я написать.

(Страус - Ш траус)

C «Г » - я хищник полосатый,

Вашим кошкам брат, ребята.

А без «Г » - я учрежденье,

Всё в мишенях помещенье.

(Тигр - тир)

С «Л » - на севере живёт,

Быстро нарты он везёт.

С «С » - бывает после лета,

Время года, дети, это.

(Олень - осень)

НА СОДЕРЖАНИЕ

ВЕРНИТЕ ЗВЕРЕЙ В СЛОВА

Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова и названия тех зверей , которые из них «убежали».

ГИ _ _ _ _ _ (правила сохранения здоровья)

_ _ _ _ _ _ _ ИУМ (растение семейства лютиковых)

_ _ _ _ ОСТЬ (покорность, смиренность)

ПА _ _ _ _ ДНИК (огороженный садик перед домом)

ДВУСТ _ _ _ _ А (охотничье ружьё)

П _ _ _ _ ОК (небольшой населённый пункт)

_ _ _ _ _ КА (вкусное прозвище автомобильного руля)

Г_ _ _ _ _ (часть ноги от колена до стопы)

БРА _ _ _ _ ЕР (охотник вне закона)

ЗА _ _ _ _ КА (печная дверь)

_ _ _ _ МАНИЕ (познавание, постижение)

_ _ _ _ _ ЧА (наблюдательная пожарная вышка)

ГЛЮ _ _ _ _ (виноградный сахар в плодах, мёде)

ПО _ _ _ _ _ (окраска поверхностей мелом или известью)

Д _ _ _ _ (рука, ладонь в старину)

(Убежавшие звери : гиена, дельфин, крот, лиса, волк, осёл,

баран, олень, конь, слон, пони, калан, коза, белка, лань.)

НА СОДЕРЖАНИЕ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОМОНИМЫ

С помощью предложенных подсказок отгадайте названия биологических объектов или биологические термины , являющиеся многозначными словами.

Не только вереница или очередь, но и травянистое лекарственное растение семейства сложноцветных.

(Череда)

Не только принадлежность для соколиной охоты, но и часть корня.

(Чехлик)

Не только единица скорости морских судов, но и участок стебля.

(Узел)

Не только начальный отдел желудка коровы, но и след от листа на побеге растения.

(Рубец)

Не только чёрная бархатная ленточка, которую женщины носили на шее, но и газонный цветок жёлто-оранжевого цвета.

(Бархотка)

Не только спортсмен, занимающийся борьбой, но и ядовитая трава семейства лютиковых, известная также под названием аконит.

(Борец)

Не только женские украшения для лица и тела, но и назойливые двукрылые летающие насекомые.

(Мушки)

Не только приспособление для ношения двух ведер на плече, но и крупная хищная стрекоза.

(Коромысло)

Не только крупная хищная птица, питающаяся падалью, но и порода охотничьих собак.

(Грифон)

Не только специалист по подводным работам, но и крупная собака-спасатель.

(Водолаз)

Не только круг вальса или этап состязания, но и горный кавказский козёл.

(Тур)

Не только тайна, но и вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками.

(Секрет)

Не только астрономический прибор, но и порода золотой аквариумной рыбки.

(Телескоп)

Не только жилище животных в неволе, но и элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений.

(Клетка)

Не только жительницы Германии, но и тропические жалящие насекомые.

(Немки)

Не только дежурство, сменная работа, но и болотная многолетняя трава.

(Вахта)

Не только заводная вращающаяся детская игрушка, но и лесной жаворонок.

(Юла)

Не только заводная вращающаяся детская игрушка, но и малая выпь.

(Волчок)

Не только острая колючка, но и крупная проходная осетровая рыба.

(Шип)

Не только смена медицинской повязки, но и хищное млекопитающее семейства куниц.

(Перевязка)

Не только рубящий кухонный инструмент, но и птица семейства чистиковых.

(Топорик)

Не только специалистка по пошиву одежды, но и птица, «шьющая» гнездо из листьев.

(Портниха)

Не только небольшой ресторанчик, кабаре, но и овощное растение.

(Кабачок)

Не только шоколадные конфеты, но и грибы.

(Трюфели)

Не ряд одинаковых по размеру, ровных предметов, наложенных один на другой, но и часть ноги.

(Стопа)

Не только хозяйственная ёмкость, но и часть скелета.

(Таз)

Не только детское орудие труда, но и кость в верхней части спины.

(Лопатка)

Не только сторона грани многогранника, но и кость грудной клетки.

ВИКТОРИНА «ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ»

У кого есть язык (язычок) , но нет рта ?

(У колокола, у ботинка, у пламени)

У кого есть горлышко , но нет шейки ?

(У бутылки, у графина)

У кого есть зубы , но нет языка и рта ?

(У пилы, у расчёски, у шестерёнки)

У кого есть ушко , но нет головы ?

(У иголки)

У кого есть кисти , но нет рук ?

(У винограда, у рябины)

У кого есть спинка , но нет животика ?

(У стула, у дивана)

У кого есть ножки , но нет ручек и головы ?

(У стола, у табуреток, у дивана)

У кого есть ручки , но нет ножек ?

(У дверей, у окон, у чашек и кружек)

У кого есть нос (носик) , но нет лица ?

(У корабля, у чайника)

У кого есть лицо , но нет головы ?

(У ткани, у одежды)

У кого есть рёбра , но нет позвоночника ?

(У куба, у призмы, у пирамиды)

У кого есть головка , но нет волос, ручек и ножек ?

(У спички, у булавки, у луковицы)

У кого есть почки , но нет желудка и печени ?

(У дерева)

У кого есть косточки , но нет скелета ?

(У абрикоса, у вишен, у сливы и пр.)

Какие ноготки не царапаются и не знают маникюра?

(Цветы ноготки, иначе - календула)

Чьи глазки разноцветные и никогда не моргают?

(Цветы Анютины глазки)

У кого голос есть, а головы и тела нет?

(У эха)

У кого нет ни кулаков , ни бицепсов , а любого силача с ног свалит?

(У сна)

Из какой чашечки невозможно пить?

(Из коленной чашечки)

Кто без языка говорит и поёт?

(Радио, магнитофон)

Кто бежит без ног ?

(Река, ручей, время)

Без рук , без ног , а двери и окна открывает, деревья ломает, шапки срывает?

(Ветер)

Кто без крыльев летит, без ног бежит, без хвоста и плавников плывёт?

(Облака)

Кто без глаз , а слезами плачет?

(Туча, облако, сосулька, свеча.)

Кто не имеет ни лёгких , ни жабр, а дышит и вздыхает?

(Тесто)

У кого есть усы , но нет лица ?

(У клубники, огурцов, кабачков)

БИОЛОГИЯ + ГРАММАТИКА

Как правильно: пя тнистый пя тон или пи тнистый пи тон?

(Правильно писать пя тнистый пи тон.)

С каким знаком препинания неразлучны все ласточки ?

(С точкой - ласточка )

Какая домашняя птица всё время всем задает один из вопросов родительного падежа?

(Курица - Куда? )

Какого рода кольраби?

(С точки зрения грамматики - женского рода, с точки зрения биологии - рода капуста, овощная культура.)

Назовите овощ, имеющий общие корни с «капюшоном», «капиталом» и «капитаном».

(Капуста, все эти слова произошли от латинского «капут» - голова.)

Название какой змеи может быть наречием?

(Уж)

Название какой птицы может быть и глаголом повелительного наклонения?

(Попугай)

Название семьи каких животных может быть ещё и глаголом повелительного наклонения?

(Летающих насекомых - рой.)

Какая профессия у человека, который утверждает, что слова «нарвал», «марал», «гну» и «рой» являются не глаголами, а именами существительными?

(Биолог, так как он знает, что нарвал - это морское млекопитающее семейства дельфинов, марал - парнокопытное животное семейства оленей, гну - антилопа, рой - пчелиная семья.)

Кто пишет фразу «держи дерево» слитно, одним словом?

(Ботаники, держидерево - ветвистый кустарник семейства крушиновых.)

Как правильно писать: «бобр» или «бобёр»?

(Если хотите написать название животного-грызуна , то пишите «бобр», а если говорите про его мех или воротник из него, то пишите «бобёр». Буква «Ё» превращает живого бобра в воротник!)

Правильно ли написал ученик, что «косатка - это деревенская ласточка»?

(Нет, косатка - это крупный хищный дельфин, а деревенская ласточка - это касатка . Из-за одной буквы ласточка может оказаться в океане! А что будет, если в письме к любимой девушке вы назовёте её ласково «косаточкой»?!)

Правильно ли написано слово «тели фон»?

(Да, если речь идёт о тропическом паукообразном хищнике.)

Правильно ли написано слово «каретт а»?

(Да, если речь идёт о морской черепахе из тропических морей.)

  • Слайд 2

    Правила игры

    • Играют четыре команды
    • Правила сходны с правилами телепередачи «Своя игра»
    • Право первого хода разыгрывается жребием
    • Правильный ответ оценивается суммой баллов, назначенной за вопрос
    • При неправильном ответе - право хода передается соперникам
  • Слайд 3

    Значение знаков

    • «Счастливый случай» - команда получает удвоенное число баллов за данный вопрос; если ответ неверный - баллы не снимаются.
    • «Своя игра» - команда имеет право увеличить или уменьшить число баллов за данный вопрос.
    • Вопрос-аукцион - одна команда может перекупить вопрос у другой.
    • «Кот в мешке» - вопрос надо отдать другой команде.
    • «Ва-банк» - вопрос перебивается только ва-банком
  • Слайд 4

    • Заключительный раунд
    • Из предложенных 5 тем путем вычеркивания остается одна. Команда делает ставку на определенное число баллов. Зачитывается вопрос, ответ участники команды записывают на листах. По окончанию времени (1 минута) ответы зачитываются вслух. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
  • Слайд 5

    • 1 раунд
  • Слайд 6

    • Клетка
    • Ткани
    • Великие анатомы
    • Доказательства
    • Железы
  • Слайд 7

    10

  • Слайд 8

    20

    • Эта клеточная структура выполняет роль таможни и благодаря ей не все проникает в организм
    • Клеточная мембрана
  • Слайд 9

    30

    • Небольшие шарообразные структуры, содержащие вещества, которые уничтожают старые структуры клетки
    • Лизосомы
  • Слайд 10

    10

    • Клетки какой ткани изображены на рисунке
    • Гладкая мышечная
  • Слайд 11

    20

    • Межклеточное вещество именно этой ткани является упругим эластичным
    • Хрящевая
  • Слайд 12

    30

    • Именно эта ткань образует самую крупную железу нашего организма
    • Эпителиальная
  • Слайд 13

    10

    • 15 г этого гормона хватило бы для всех людей земного шара. Благодаря ему человек способен проявить фантастичную выносливость. Назовите гормон и железу.
    • Адреналин Надпочечники
  • Слайд 14

    20

    • В сказке золушка есть такое описание
    • …разгневанная мачеха превращается на глазах у нелюбимой падчерицы в ведьму - нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала трястись. Эти симптомы схоже с болезнью именно этой железы
    • Щитовидная железа. Базедотва болезнь
  • Слайд 15

    30

    • Болезнь Иценко-Кушинга. Жир сосредотачивается в районе плечевого пояса, надключичных областях, в шейном районе позвоночника. Одновременно протекает утончение рук и ног ввиду потери жировой ткани и атрофирования мышц. Лицо приобретает округлую форму, щеки окрашиваются в красноватый цвет, появляются труднозаживающие язвы, сухостью ее и высоким сшелушиванием, высокая хрупкость капилляров, при пустяковых ушибах проявляются гематомы. Вместе с этим возникает чрезмерная пигментация эпидермиса в районах трения (шея, локти, подмышки). У женщин нередко регистрируется высокий гирсутизм на лице (усы, борода) и в районе груди.
    • Гипофиз
  • Слайд 16

    10

    • По свидетельству этого ученого, он заполнил анатомическими рисунками 120 альбомов. До нашего времени дошло несколько сотен этих изображений, главным образом костей и мускульной системы.
    • Изучение его рукописей, большей частью зашифрованных (прочесть их можно было только в зеркальном отражении), началось лишь в конце XVIII в
    • Леонардо да Винчи
  • Слайд 17

    20

    • Врач лечит, природа исцеляет
    • Противоположное излечивается противоположным
    • Я направлю режим больных им на пользу, сообразно моим силам и разумению, воздерживаясь от причинения какого-либо вреда или несправедливости
    • Гиппократ
  • Слайд 18

    30

    • Наиболее известный персидский врач (980-1037 гг.) написал «Канон врачебной науки» (около 1000 года), содержащий значительные анатомо-физиологические данные, заимствованные у Гиппократа, Аристотеля и Галена, к которым он прибавил собственные представления о том, что организм человека управляется не тремя органами, как утверждал Платон, а четырьмя: сердцем, мозгом, печенью и яичком.
    • Авицена
  • Слайд 19

    10

    • Назовите явление
    • Атавизм
  • Слайд 20

    20

    • В настоящее время принято полагать, что зубы мудрости является зачаточными вследствие изменения рациона питания (уменьшение потребления твёрдой и жёсткой пищи). Назовите научный термин нефункционирующий
    • Рудимент
  • Слайд 21

    30

    • Книги «Происхождение человека и половой отбор», «О выражении эмоций у человека и животных». Доказывают родство человека и животных. Автор
    • Чарльз Дарвин
  • Слайд 22

    • 2 раунд
  • Слайд 23

    • Органы чувств
    • Мышцы
    • Кровь
    • Кости
  • Слайд 24

    10

    • Масса этого органа у мужчин составляет в среднем 1375 граммов, у женщин - 1275 граммов, индивидуальные колебания - от 900 до 2000 граммов. Для сравнения – масса органа Тургенева - 2012 грамма, Павлова - 1653 грамма, Менделеева - 1751 грамм, Гете - 1210 граммов. Работают только около 4 процентов имеющихся клеток, остальные находятся в резерве. Ежечасно гибнет около тысячиклеток этого органа.
    • Головной мозг
  • Слайд 25

    20

    • Часть головного мозга, регулирует температуру тела так же, как термостат.
    • Эта часть знает, что температура вашего тела должна быть (около 98,6 по Фаренгейту или 37 по Цельсию), и если вашему телу слишком жарко, он показывает это с помощью пота. Если вам слишком холодно, он заставляет вас дрожать. Дрожь и потливость помогают привести температуру вашего тела в норму.
    • Промежуточный мозг
  • Слайд 26

    30

    • Именно это занятие с маленьким ребенком способствует развитию его мозга
    • Чтение вслух и частый разговор
  • Слайд 27

    10

    • В этом органе человека около 110-130 миллионов рецепторов. ОН не способен воспринимать неподвижное, поэтому, они все равно движутся, делая в секунду от 20 до 70 движений с минимальной амплитудой.
  • Слайд 28

    20

    • Если вы съели слишком много, он становится менее острым. Попробуйте немного ограничить себя в еде, если необходима идеальная острота
  • Слайд 29

    30

    • Человек способен различать до 10 000 запахов. В верхней части носовой полости размещается около 10 млн обонятельных рецепторов. Каждый рецептор заканчивается пучком тонких нитевидных жгутиков - обонятельных волосков. Вдыхаемые с воздухом молекулы пахучих веществ растворяются в слизи эпителия и взаимодействуют с обонятельными волосками. Обоняние доминирует над вкусом: когда нос заложен и не воспринимает запахи, пища кажется безвкусной. Назовите рецептор
    • Обонятельная луковица
  • Слайд 30

    10

    • Не только хозяйственная ёмкость, но и часть скелета.
  • Слайд 31

    20

    • Большеберцовая кость
    • Эта кость может выдержать осевую нагрузку в 1600-1800 кг (легковой автомобиль). Она же - и самая длинная кость скелета, около 27 процентов от роста человека.
  • Слайд 32

    30

    • Эта кость не связана ни с какими костями туловища, ее фиксируют 15 мышц.
    • Лопатка
  • Слайд 33

    10

    • На долю именно этого пальца кисти приходится 75 процентов ее функции
    • Большого
  • Слайд 34

    20

    • Самая сильная на растяжение мышца человека. Она способна удержать груз весом до 130 кг
    • икроножная
  • Слайд 35

    30

    • Когда мышечная ткань подвергается нагрузкам, она делает именно это, затем заново ….и от этого приобретает еще большую силу.
    • Повреждается и восстанавливается
  • Слайд 36

    10

    • За один удар в этот сосуд выбрасывается примерно 130 миллилитров крови
    • Аорта
  • Слайд 37

    20

    • Первая прививка против бешенства была сделана 6 июля 1885 года 9-летнему Йозефу Майстеру по просьбе его матери. Лечение закончилось успешно, симптомы бешенства у мальчика не появились. Кто сделал эту привывку
    • Луи Пастер
  • Слайд 38

    30

    • Жидкость внутри этих плодов может быть использована как заменитель плазмы крови. Первые банки крови появились во время Второй Мировой войны. Их основателем принято считать американца Чарльза Дрю, который, по жестокой иронии, умер в 1950 году от потери крови в результате автомобильной катастрофы
    • Зеленых кокосов
  • Слайд 39

    • 3 раунд
  • Слайд 40

    • Пищеварение
    • Разное
    • Витамины
  • Слайд 41

    10

    • Длина этого органа 1,5-1,8 метра, диаметр его может увеличиваться с 6-8 до 40-45 сантиметров.
    • Толстый кишечник
  • Слайд 43

    30

    • Кого на Древнем Востоке кормили только вареным мясом и почему они были недовольны?
    • Приговоренных к смертной казни людей кормили только мясом. Происходило зашлаковывание организма, и человек погибал от самоотравления
  • Слайд 44

    10

    • В 1897 г. голландский врач Хейкман заметил, что куры на его ферме и больные в тюрьме (он был тюремным врачом) тяжело болеют, если питаются очищенным рисом, но, питаясь неочищенным рисом, выздоравливают. Он сделал вывод, что в шелухе риса находится какой-то элемент, отсутствие которого вызывает эту болезнь.
    • В1 тиамин
  • Слайд 45

    20

    • Одна выкуренная сигарета разрушает 25-100 мг витамина …
  • «ИГРОВЫЕ МОМЕНТЫ НА

    УРОКАХ БИОЛОГИИ»

    Учитель биологии ОШ № 142

    Турксибского района г. Алматы

    Кулинская Лейла Рахамжановна

    Использование игровых моментов на уроках биологии.
    Каждого человека всегда, где бы он не находился, окружают различные животные и растения. Биология достаточно сложный предмет, где изучают не только видовой состав флоры и фауны, но и большое количество понятий и определений, законов и закономерностей. Сделать такую работу интересной и увлекательной, в то же время научной и познавательной, повышать активность учащихся, интерес к предмету – является главной задачей современного учителя.

    В настоящее время, главной проблемой школы является большая информационная загруженность и нежелание детей учиться. Но в процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок, учащиеся способны выполнить объём заданий, в несколько раз, превышающий обычный урок.

    Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности, развивает мыслительную деятельность учащихся, коммуникативность, прививает любовь к предмету. Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Это необходимо, поскольку современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ученика. Реализация этой задачи объективно требует нового подхода к обучению, к организации всего познавательного процесса. Кроме того, современная школа требует научить каждого ученика самостоятельно учиться.

    Именно в игре человек испытывает радость побед и восторг открытий, в игре он мечтает и фантазирует, стремится «взять» высоту и помериться силой и умом с противником.

    Учебная игра вводится в учебный процесс в качестве творческого учебного задания и обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности, способствует формированию и развитию интеллектуальных умений учащихся.

    В своей работе я использую несколько вариантов игровых моментов, которые выступают как составляющие урока, так и игровые уроки, посвящённые закреплению изученного материала. Вот некоторые примеры игровых моментов:

    Каждый преподаватель, независимо от преподаваемого им предмета, на своих уроках использует игровую деятельность. И применение различных игр на уроках я считаю очень актуальным, и даже необходимым. Так как, не стоит забывать, что мы работаем с детьми, а дети, независимо от их возраста, всегда не прочь поиграть. Будь им 10 или 17 лет, игра всегда вызывает у них интерес. И эту заинтересованность видна, когда произносишь слова: «А, давайте поиграем!». При обозначении условий игры, оживает весь класс. Во время игры наблюдается 100 % активность класса, азарт, интерес, причем не только к самой игре, но и к изучаемой на данном уроке теме, и, естественно, к предмету биологии в целом.

    По окончанию занятия ребята очень часто просят применить на следующем уроке такую же игру. Можно включить какую-либо игру на следующий урок, только вид игровой деятельность изменить, так как одна и та же игра быстро надоедает ребятам. Ученики, зная, что им предстоит разгадывать кроссворд или ребусы, тему урока слушают очень внимательно, потому что каждый из них, даже слабоуспевающим ученикам, хочет поучаствовать в игре и ответить правильно, и как они сами говорят: «не ударить лицом в грязь перед своими одноклассниками».

    На своих уроках я часто применяю игры, которые занимают 5- 10 минут урочного времени.

    Пример игр на уроках биологии.

    1. Найдите «лишнее» слово и объясни, почему оно является «лишним»:

    амебы, эвглена зеленая, бактерии , инфузория-туфелька.
    моллюски , земноводные, птицы, млекопитающие.

    2. Из предложенных символов, выбрав русские буквы, вы получите слово, которому необходимо дать определение.

    АZY♀СТWРО§НОМ ♫И☺Я

    АСТРОНОМИЯ

    3. Шарады

    С «Г» – принадлежность для болтов,
    С «Л» – гонит лаем лис, волков,
    С «М» – не имеет рукавов,
    С «Ч» – быстрокрылый рыболов.
    (Гайка, Лайка, Майка, Чайка. )

    Животное – мой первый слог,
    Второй, итоговый, – предлог.
    А совокупное значенье –
    Воды и ветра сотворенье.

    (Вол-на. )

    С «Р» – название цветка,
    С «К» – создатель молока,
    С «Л» – с виноградовых кустов,
    С «П» – обойдемся мы без слов.

    (Роза, Коза, Лоза, Поза. )

    Отыщите непрерывную ломаную линию, которая так обошла бы все клетки, нигде не пересекаясь и никуда не заходя дважды, чтобы следуя за линией, можно было прочесть о значении жуков щелкунов.

    5. Растительные анаграммы.

    Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия растений.

    Тосол = лотос; Тарас = астра.

    6. Табло из букв

    На партах, перед учащимися лежат карточки с определениями. На доске появляется слайд с множествами букв. Ученикам необходимо, на этом табло найти термины к своим определениям. Движение можно осуществлять только по горизонтали и вертикали.

    7. “ Угадай – ка”.

    Кто знает к каким классам относятся, указанные в заголовках строк, животные, тот сможет составить ключевое слово из букв, находящихся на “правильных” пересечениях.

    8. Кроссворды

    Это земноводное легко отличается от лягушки
    по грубой коже, покрытой бугорками (жаба) и т.д.

    9. Путаница

    Изучив тему «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов» пусть девизом вашей жизни пусть станут слова известного врача Амосова, который всю жизнь лечил сердца людей. (Разгадайте этот девиз, запишите и запомните!)

    10. “Кто определит раньше”

    В игре участвуют две команды. Перед командами на столе кладут образцы гербарных экземпляров по числу играющих. Для команд гербарные образцы должны быть хорошо известны, поэтому предлагают только растения изученных семейств. По сигналу учителя, учащиеся бегут к столу, по одному игроку от каждой команды, каждый выбирает из своей стопки любой гербарный образец, пишет на отдельном листке название и кладет в гербарий. За ним бегут следующие игроки. Побеждает команда, выполнившая задание первой и без ошибок.

    11. "Да-нетка", или универсальная игра для всех.

    Суть игры заключается в том, что ведущий (учитель или ученик) загадывает нечто (число, предмет, героя, явление:). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы ведущий может отвечать только словами "да", "нет", "и да, и нет".

    Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.

    Приведу пример использования данной игры на уроке биологии в 6 классе.

    Вопрос: Задумано растение. Какое?
    - Это травянистое растение? - Да.
    - Это ромашка? - ответа нет (показывается жест отрицания).

    Растет в огороде? - И да, и нет.
    - Растение двудольное? - Да.
    - Это культурное растение? - Нет.
    - Растение семейства крестоцветных? - Да.
    - Цветки белые? - Да.
    - Плод стручок? - Нет.
    - Стручочек? - Да.
    - Это растение - пастушья сумка? - ДА! Ответ найден.
    После игры обязательно краткое обсуждение: какие вопросы были правильными, корректными? Какие и почему неверными и слабыми? Это необходимо для того, чтобы вырабатывать у ребят стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному задаванию вопросов и простому угадыванию.

    13. Что? Где? Когда?
    Игра на уроке обобщения по классу «Птицы».

    Учащиеся образуют группы или команды (каждая группа имеет свое название, связанное с темой урока). Игра состоит из 3 туров, участвуют в ней 4 команды со своими названиями и эмблемами, в каждой по 4 человека. С помощью жеребьёвки разыгрывают очерёдность подхода команд к игровому полю. Участник команды крутит волчок, стрелка показывает сектор с количеством баллов за правильный ответ. Учитель зачитывает вопрос, на обдумывание даётся 30 сек.

    В случае неточного ответа, участники других команд дополняют, и получают дополнительные баллы. Если команда не дает правильного ответа, вопрос передается ученикам другой команды. Сектор «Б» – банкрот, вопрос тоже передаётся другой команде. Сектор «+» – это означает, что количество баллов, указанных в секторе, суммируется. Количество баллов учитель фиксирует в контрольном листе. По окончанию игры подводятся итоги, выставляются оценки.

    Вопросы для команды №1
    1) Из каких отделов состоит тело птицы?
    2) Какое значение имеет форма тела птицы для полёта?
    3) Какие виды перьев есть на теле птицы?
    4) Как птицы ухаживают за своим перьевым покровом?

    Вопросы для команды №2
    1) Какое строение имеет контурное перо птицы?
    2) Какое значение имеет перьевой покров птицы?
    3) В чём различие линьки птиц и змей?
    4) Назовите черты приспособления к полёту в строении черепа птицы?

    Вопросы для команды №3
    1) Какого строение и значение пухового пера?
    2) Назовите черты приспособления к полёту в строении позвоночника птицы?
    3) Какое значение имеет киль грудной кости?
    4) Каково строение скелета нижней конечности птицы?

    Вопросы для команды №4
    1) Из каких костей состоит скелет крыла птицы?
    2) Почему пресмыкающиеся могут голодать много дней, а птицы едят очень часто?
    3) Почему птица не задыхается во время полёта?
    4) Чем отличается строение кровеносной системы птиц и пресмыкающихся?

    Игры - тренинги.

    Эти игры приходят на помощь в трудный момент - чтобы растворить скуку однообразия:

    14. Игра "Собери рисунок". Учащимся на карточках предлагаются рисунки растений. На планшете, разделенном на поля предлагаются семейства растений. Учащемуся необходимо правильно сопоставить растение и семейство. Перевернув карточки обратной стороной, составляется какое-нибудь изображение.

    15. Игра "Компетентность"

    До игры: тема игры известна заранее, и ученики готовятся к ней за 1-2 недели. Желательно, чтобы приготовленные задания предварительно посмотрел учитель.
    Во время игры: команды обмениваются пакетами с заданиями и решают их одновременно за отведенное время. После этого каждый вопрос команды соперницы отвечает тот ученик, которого выберут соперники!
    Такая схема работы хороша тем, что каждая команда заинтересована в знаниях каждого своего участника. А значит, сильные подтягиваю слабых.

    16. Тест-тренажер – это хорошая разминка как перед началом урока, так этот тест хорош в качестве закрепление знаний в конце урока.

    17. Ребусы

    18. Игра «С точностью до…»

    Эта игра уместна, когда ученики изучили кровеносную систему человека. Ребятам необходимо вспомнить, что означают цифры и числа стоящие в первом столбике, и сопоставить их с вариантами ответа, которые даны во втором столбике. Учащиеся могут работать самостоятельно в тетради, либо один ученик выполняет задание у доски. Но в любом случае по окончанию этой работы, проверяем правильность выполнения задания.

    Например, в 7 классе при изучении отрядов млекопитающих.

    Учитель приглашает к доске по одному ученику от группы и предлагает сыграть в игру “Цветик-семицветик ”(на доске из цветной бумаги наклеен цветок, учащиеся срывают лепестки, на которых с другой стороны написаны названия отрядов Млекопитающих животных). Каждая группа характеризует выдранный ими отряд по плану.

    а) представители;
    б) среда и место обитания;
    в) характерные признаки, приспособленность к среде;
    г) значение в природе и жизни человека;
    д) интересные факты из жизни представителей данного отряда

    (На выполнение это задания ученикам отводится 10 минут).

    По истечению времени каждая группа характеризует выбранный ими отряд.
    Рассмотрев характеристику и представителей каждого из отрядов учитель предлагает учащимся поиграть:

    Игра № 1 «Кто это такой?»
    А) Сделал дыру, вырыл нору,

    Солнце сияет, он и не знает.
    Ответ: Крот

    К какому отряду относится это животное?
    Ответ: Насекомоядные

    Какие приспособления имеются у крота к жизни в почве?

    Ответ: Тело плотное, цилиндрической формы, голова лишена ушных раковин, шея почти незаметна. Сильные передние конечности – короткие, но с широкой кистью, вооруженной мощными когтями. В связи с жизнью в темной норе глаза крота недоразвиты, величиной с булавочную головку.

    Знает ли кто-нибудь интересный факт из жизни крота?
    Ответ: Крот может за одну ночь прорыть туннель длиной в 70 метров.

    Игра № 2 «Найди животное»

    На доске написаны отряды животных класса Млекопитающих, учащиеся должны с помощью магнитов из предложенных рисунков выбрать и разместить на доске представителей этих отрядов. (Насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные).

    Игра № 3 «Попробуй-ка, отыщи меня!»

    Учитель раздает каждой группе учащихся отпечатанные на А4 картинку с изображением огромного количества животных, спрятанных в зарослях, стоящих на полянах и т.д. Учащимся необходимо найти представителей отрядов, которые были изучены на этом уроке.

    Каждая группа по очереди находит и называет животных. Если ученики из группы не могут найти животного, то эта группа выбывают из игры, и так пока не останется одна группа, она и будет победителем.

    Игра № 4 “Ты – мне, я – тебе”.

    На предыдущем уроке учащимся было дано домашнее задание придумать несколько вопросов по теме, чтобы они отличались от вопросов параграфа.

    Для игры нужен небольшой мягкий (поролоновый) мячик.

    Учитель начинает игру, бросает мячик одному из учеников и задаёт вопрос.

    Ученик отвечает на вопрос и бросает мячик любому другому ученику класса, задавая свой вопрос. Тот, поймав мячик, отвечает на вопрос и бросает мячик следующему ученику.

    Если кто-нибудь из учеников затрудняется ответить на вопрос, ему помогает сосед по парте (или ученик, сидящий перед ним или за ним).

      Загадки

    Кто быстрее всех летает,
    черной молнией мелькает,
    ртом открытым на лету
    ловко ловит мошкару?

    (Черный стриж .)

    Хоть не птицы, а летают,
    Ультразвуки издают,
    В темноте людей пугают,
    В спячку зимнюю впадают,
    Насекомых истребляют
    В дуплах днем они живут.
    (Летучие мыши)

    Близка опасность – он в клубок
    И иглы выставляет,
    А ночью с аппетитом он
    Личинок поедает.
    А с наступлением зимы,
    При недостатке пищи
    Впадает в спячку до весны –
    Никто его не ищет. (Еж).

    Тело желтоватое, круглое в разрезе,
    Острыми концами держатся в кишке,
    Три губы имеют и раздельнополы, Кто это такие? Назовите мне.
    (Аскариды )

    2. «Семь бед - один ответ»

    Учитель предлагает слово, а учащиеся – 7 объяснений (пояснений) этого термина (можно называть только отдельные слова)

    Игра является средством интеллектуального развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя.

    Как повысить, развить интерес учащихся к изучению биологии? Этот вопрос волнует многих учителей, в том числе и меня. Я четко понимаю, что знания, умения, навыки учащихся по биологии должны отвечать требованиям современного общества. Для меня важно, чтобы информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, потому что тогда у школьников возникнет желание изучать биологию и вне урока, узнавая все больше и больше. Я считаю, что разнообразный и интересный урок помогает обогатить знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов, и даже повлиять на выбор профессии в будущем. Проведение различных игровых моментов на уроке (практические работы, уроки-игры, экскурсии, конференции, дискуссии, семинары, лекции, зачеты, КВН) способствуют формированию творческой, самостоятельной личности учащихся. Совместная работа сближает учащихся и учителя, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников. Кроме того учащиеся приобретают широкие возможности для формирования практических навыков работы с различными источниками знаний: книгой, Интернетом, которые помогут им в дальнейшем, учась в ВУЗах или в других учебных заведениях.

    Использование дидактических игр как один из методов повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии, химии и во внеурочное время»

    Опыт актуален, так как он тесно связан с решением проблемы школы «Гуманизация учебно-воспитательного процесса». Данный опыт позволяет повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Он позволяет решить главную проблему, стоящую перед современной школой - нежелание детей учиться, большая информационная загруженность. В процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок, дети способны выполнить объём заданий, в несколько раз превышающий обычный урок.

    Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед нашей школой задачу: в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учёбе, самостоятельности и творчества.

    Воспитание у наших выпускников самостоятельности, инициативы, активности - требование наших дней. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы и организационные формы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных заданий, решения задач. В учебном процессе, не получая все знания в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок преподавателя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, проблемных ситуаций и других средств, активизирующих познавательную деятельность.

    Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными.

    Активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков. Методы активного обучения подразделяются на не имитационные и имитационные. Имитационные методы подразделяются на неигровые и игровые. Более подробно я расскажу об игровых методах. Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.

    К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Хотя ещё классики русской педагогики (Ушинский, Сухомлинский, Макаренко, Рубинштейн) в своих теоретических трудах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности, и указывали на необходимость изучения методической разработки игр для школьников. «Мы придаём такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», - писал К. Д. Ушинский.

    Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогики. Ведь основная функция учителя - это не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создавать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться.

    Школьная практика свидетельствует о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.

    Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, игра преследует одновременно две цели: игровую и учебную. С одной стороны - это средство моделирования окружающей действительности, а с другой - методический приём обучения. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в процессе игры, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают общение.

    Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально - пассивных детей, которых в нашей школе большинство. Проводились специальные исследования, в результате которых выяснилось, что в процессе игры такой ребенок способен выполнить объём учебной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

    Когда же нужна игра? Исследования психологов показывают, что если у школьников сформирован устойчивый и глубокий интерес к предмету, то здесь от игры можно отказаться (старшие классы). Если же такого интереса нет и учитель стремится создать его, то здесь игра может стать добрым помощником педагога. Необходимо также учитывать возраст школьников: чем они младше, тем игра для них важнее. И здесь не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, - это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Психолог Давыдов отмечает: «Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребёнка. Организация игровой деятельности детей требует не менее глубоких специальных научных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработка медико-генетических норм обеспечения жизни ребёнка». «А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», - утверждает В.Ф. Шаталов. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные сведения и знания ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недоступным для ученика, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие - важные психологические эффекты игры. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой учёного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. Назначение дидактических игр - развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность и другие) и закрепление знаний, приобретаемых на уроке. Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете в целом и о его существенных особенностях и т. д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом каждой игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным делом.

    Требования к игре.

    1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
    2. Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, оформление - красочным, разнообразным.
    3. Обязательный элемент каждой игры - её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
    4. В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры.

    Работой над данной проблемой я занимаюсь два года. Я попробовала применить в своей практике большое количество разнообразных дидактических игр. Мной разработаны не только уроки, где фрагментарно применяются игровые моменты, но и уроки, где игра - ведущий метод (уроки - ролевые игры, уроки - конкурсы, уроки - смотры знаний, уроки - викторины, урок - расследование, урок - экспертиза и другие).

    Начну с уроков - игр.

    1. Урок - ролевая игра «В мире животных. Тип Членистоногие». Этот урок я провожу в 7 классе как урок - обобщение пройденного материала. Заранее распределяю роли, (это зависит от количества учащихся в классе), чтобы в процессе урока было задействовано как можно больше детей. Выбираю двух ведущих, которые должны хорошо знать признаки типа Членистоногих и классов, входящих в данный тип. Следующие роли - роли корреспондентов, которые рассказывают о разных представителях типа Членистоногие. В качестве представителей выбираем животных, обитающих в разных точках нашей планеты, не забываем о наших местных видах. Подбирая материал, стараюсь, чтобы информация была интересной, необычной. Так, на этом уроке корреспонденты рассказывают о следующих Членистоногих: омарах и лангустах, пауке - каракурте «черной вдове», мухе - цеце, оводах и слепнях, бродячих муравьях, блохе, колорадском жуке. Рассказывая о животном, корреспондент показывает на карте области обитания. Готовясь к уроку, ребята сами делают рисунки животных, о которых рассказывают. В дискуссию о колорадском жуке включается профессор Массачусетского университета, который рассказывает о полезных свойствах колорадского жука. В конце урока 2 ученика - зоолога рассказывают интересные факты из жизни Членистоногих, проводят викторину о Членистоногих для закрепления знаний.

    Готовясь к этому уроку, ребята учатся работать с дополнительной литературой - подобрать источник, выбрать главную, интересную информацию. У учащихся развивается речь, так как свои доклады они не читают, а рассказывают своими словами. Каждый ребёнок хочет доказать себе и одноклассникам, что он способен подготовить и рассказать что-то интересное, соответственно повышается самооценка и самоуважение. Так как в конце урока ребят ждёт викторина, то внимание их сконцентрировано на предлагаемой информации. В обычный урок ребята с большой неохотой готовят доклады, а здесь каждый хочет поучаствовать. Слушая одноклассников, ребята учатся культуре общения, поведения; у них воспитывается чувство уважения к окружающим.

    2. Урок - смотр знаний «Кровь. Кровеносная система». Этот урок я провожу в 8 классе как урок - контроль знаний. Этот урок позволяет в игровой нетрадиционной форме проверить знания и умения учащихся, полученные при изучении темы «Кровь. Кровеносная система». Весь опрос и контроль знаний проводится в виде нескольких конкурсов, для этого класс делится на две команды. Первый конкурс «Термины» или устный биологический диктант, учитель читает определения, учащиеся должны дать названия. Второй конкурс «Найди ошибку». Учитель зачитывает рассказ, в котором допущено 8 ошибок. Команда должна эти ошибки найти и исправить. Внимательны обе команды, так как можно дополнить ответ соперников и заработать дополнительные баллы. Третий конкурс «Приём в травмпункте». Командам предлагается ситуация - описание, они должны определить, каков характер травмы и оказать первую помощь. Четвёртый конкурс «С точностью до….». Учащимся предлагаются цифры, их задача определить, что эти цифры обозначают. Пятый конкурс «Решение биологических задач». Учащимся предлагаются по две биологических задачи, на которые нужно ответить. Шестой конкурс «Имена». Командам по очереди называется имя учёного, сделавшего какое- то открытие в области изучения крови или кровеносной системы, задача команды - определить, что же за открытие этим учёным совершено. Седьмой конкурс «Сообщения». Это домашнее задание - команды по жребию вытянули тему для своего сообщения, и в течение 2 - 3 минут выступают по своей теме. Восьмой конкурс «Ребусы», проводится как дополнительный (если позволяет время) - каждая команда должна решить по четыре ребуса, кто быстрее. Затем подводятся итоги урока.

    Данная форма урока позволяет опросить большое количество учащихся, проконтролировать усвоение большого объёма материала. На этом уроке очень важны дисциплина и внимание, чтобы иметь возможность ответить.

    3. Урок - путешествие «Клетка - единица живого». Этот урок я провожу в 11 классе как повторно-обобщающий урок. Весь повторяемый материал разбит на несколько станций, находясь на которых, учащиеся выполняют определённые задания.

    1. Станция «Историческая». На столе лежат визитные карточки учёных, внёсших свой вклад в развитие цитологии. Учащиеся вытягивают визитки и рассказывают об учёном, чьё имя написано на визитке. 2. Станция «Блиц на знание биологических терминов». Учащиеся называют термины по их определениям. 3. Станция «Сравнительно-анатомическая». На карточках написаны некоторые характерные особенности строения клеток того или иного организма. Задача учащихся - определить, о каком организме идёт речь. 4. Станция «Строение клетки». У учащихся на парте таблички с названиями органоидов клетки. Учитель зачитывает функции, выполняемые этим органоидом. Учащиеся должны поднять карточку с нужным органоидом. 5. Станция. «Физиологическая». На карточках даны названия веществ, входящих в состав клетки. Какие функции эти вещества выполняют. 6. Станция. «Генетическая». Задание на биосинтез белка. Приведены две нуклеотидных последовательности ДНК, написать процесс транскрипции и трансляции с этой последовательности.

    4. Урок - конкурс «Покрытосеменные растения». Этот урок я провожу как урок проверки и контроля знаний. Класс делится на две команды. 1 конкурс - «Загадки с грядки», команды отгадывают загадки о растениях изученных семейств. 2 конкурс - «Определи растение». Командам раздаются наборы растений (гербарии) с определительными карточками. Команды определяют растения, кто быстрее и правильнее, затем рассказывают, как проводилось определение. 3 конкурс - «Слушай, не зевай». У команд есть таблички с названиями семейств изученных растений. Учитель называет признаки - учащиеся поднимают табличку с названием семейства (или семейств). 4 конкурс - «Отгадай задуманное растение». На доске находятся несколько гербарных экспонатов. Каждая команда загадывает растение, а затем, задавая наводящие вопросы, должна отгадать растение, задуманное соперниками. Побеждает команда, быстрее отгадавшая растение. 5 конкурс - «Знаешь ли ты систематику растений». У команд таблички с таксономическими единицами. Учитель зачитывает различные биологические названия, учащиеся должны поднять карточку с нужным таксоном. 6 конкурс - «Пятый лишний». Командам раздаются гербарии растений из одного семейства, выбрать лишнее растение, не относящееся к этому семейству. 7 конкурс - «Назови родственника». За 1 минуту необходимо написать как можно больше растений из семейства Сложноцветных. Затем команды зачитывают растения (по очереди), побеждает команда, которая последней назовёт растение. 8 конкурс - «Рассказ - небылица». Это домашнее задание. Каждая команда составляет рассказ, о каком-либо растении, допуская 5 ошибок. Задача соперников - найти и исправить ошибки. Подводятся итоги, выставляются оценки. В ходе этого урока дети очень активны, здесь от них требуется знание не только теории, но и умения применить свои знания на практике. Для победы в этом уроке необходимо объединение учащихся в команду, сплоченность, внимательность и дисциплина.

    5. Урок - ролевая игра. «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение». При проведении этого урока между учащимися распределяются роли (генетик, врач - инфекционист, нарколог, социолог, эколог, невропатолог, лаборант). Дети готовят выступления, в которых отображено вредное воздействие алкоголя, никотина, наркотиков, стресса на нервную систему. Учащиеся углубляют понятие здорового образа жизни, причины заболеваний нервной системы, их предупреждение. Иллюстрацией к изучаемым вопросам является демонстрация лабораторных опытов; тестирование учащихся школы; таблицы и графики.

    6. Урок «Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами». Урок изучения нового материала. На этом уроке провожу выставку косметических средств по уходу за кожей, ногтями, волосами. Учащиеся выступают в роли косметологов, рассказывая о видах косметики. Правилах ее использования. Учащиеся - «народные целители» рассказывают о рецептах народной медицины, применяемых для лечения угревой сыпи, отбеливания кожи и т.д.

    7. Урок «Глобальные проблемы загрязнения атмосферы» проводится на уроке химии в 11 классе как один из завершающих. Учащиеся распределяются на группы-секции, каждая секция готовит информацию по определенной проблеме загрязнения. Учащиеся в секции сами распределяют задания: кто будет готовить сообщение, решать задачу или проводить эксперимент. Это способствует укреплению коллективизма, взаимовыручки в группе.

    8. Урок - игра «Слабое звено» по теме «Углеводороды». Провожу этот урок в 10 классе как урок контроля знаний. Данная форма позволяет за сравнительно небольшое время проверить качество усвоения довольно большой темы. Учащиеся имеют возможность продемонстрировать свои знания по таким вопросам, как: ученые-химики, внесшие свой вклад в изучение углеводородов; особенности строения молекул углеводородов; физические и химические свойства; качественные реакции; области применения. Кроме уроков - игр, я использую игру как фрагмент урока. Очень часто я использую игру «Биологическая рыбалка». Для игры готовы рыбы, на нижней стороне которых написаны задания. Два ученика - «рыболова», от каждой команды выходят и ловят удочками с прикрепленными магнитами рыб. Затем в течение 2 - 3 мин. команды готовятся к ответам, потом отвечают. Игра многофункциональна, т.к. позволяет, заменив задания, применять её на разных уроках. Кроме этого, в такой игровой форме можно спросить слабых учащихся, которые, выполняя данное задание чувствуют себя увереннее. Игра - «Биологическое лото». На табличках написаны разные группы животных, учитель называет виды животных, а учащиеся распределяют этих животных по своим табличкам. Эта игра позволяет систематизировать, классифицировать изученных животных по группам. Развивается память, внимание учащихся. По такому же принципу я провожу игру «Химическое лото» , где учащиеся должны распределить формулы предлагаемых веществ по классам неорганических (органических) соединений. Игра - «Зоопарк». Учащиеся за 1 мин. должны написать как можно больше животных. Затем по очереди зачитывают свои ответы, побеждает ребёнок, который назовёт последнее животное. При выполнении этого задания дети анализируют имеющуюся информацию о животных вообще. Учатся обобщать понятие «животное». Игра - «Третий лишний». Из трёх слов выбрать одно лишнее. Например, костянка, семянка, яблоко (6 класс). С одной стороны, лишнее - семянка, т.к. это сухой плод, с другой стороны - яблоко, т. к. это многосемянный плод.

    Игра - «Составь пары». 7 класс Класс Рыбы.

    1) Лососевые; Латимерия. 2) Осетровые. Жерех. 3) Карпообразные. Ёрш. 4) Колючепёрые. Белуга. 5) Кистепёрые. Горбуша.

    Кроме таких игр я использую разнообразные кроссворды, ребусы. Дети сами составляют кроссворды, сказки, творческие задания и отчеты, рисунки фантастических животных и т. д.

    Путем перестановки букв составить название рыбы.

    ШУБА + РОГ = ГОРБУША

    РЕКА + СНОП + РАК = КРАСНОПЕРКА ВИД + АСТРА = СТАВРИДА ИЛ + ЛАПА + ПИР = ПРИЛИПАЛА РАБ + УДА + РАК = БАРРАКУДА ТРЕК + АС = ТРЕСКА АС + ПЛУТ = ПАЛТУС БАЛ + КАМА = КАМБАЛА ЛОВ + ПАТ = ПЛОТВА

    Для усложнения данного задания можно попросить учащихся придумать вопросы к получившимся названиям рыб.

    Широкое поле деятельности для использования игр существует во внеклассной работе по биологии и по химии. Дети с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях, как: игры «Счастливый случай» - «Зима в природе»; «Звездный час» - «Птицы», «Первоцветы», «Собака бывает…», «Брейн ринг» - «Мое здоровье» и т.д.

    И самым главным, на мой взгляд, является тот факт, что дети не считают мой предмет второстепенным, ненужным. Они с увлечением изучают биологию, сдают экзамены, затаив дыхание, слушают рассказы о живом. Применяют полученные на уроках знания в повседневной жизни.

    Считаю, что как учитель, я приблизилась к реализации своей цели в обучении и всестороннему развитию личности ученика, чтобы он мог использовать знания и умения, полученные на моих уроках в реальной взрослой жизни, жил в ладу с окружающей природой, людьми и собой.