Падежи русского языка окончания существительных. Падежи
Термин «падеж» называет грамматическую категорию изменяемых слов русского языка.
В русском языке существуют как изменяемые, так и неизменяемые слова. У изменяемых слов, принадлежащих к именам существительным, прилагательным, числительным и местоимениям, можно указать форму слова, которая соответствует определенному падежу. Исходя из этого, можно дать общее определение грамматической категории падежа:
А вот как определяет, что такое падеж Википедия:
С помощью форм слова связываются друг с другом в определенное сообщение, формируют законченную мысль. Сравните:
клен, осень, багряный, окно, мой, ранний.
Ранней осенью в моё окно мне машет багряной макушкой клен.
В первой строке записан обычный перечень слов, не связанных друг с другом. Вторая строка с помощью формоизменения слов (падежей) представляет собой предложение, в котором содержится сообщение, законченная мысль.
В русском языке различают шесть падежей, которые представлены ниже в таблице с вопросами и предлогами.
Таблица падежей
Падежи в русском языке (таблица с вопросами и с окончаниями)
Рассмотрим систему падежей имени существительного, уточнив определение падежа:
Падежи существительных. Падежные предлоги
Именительный падеж
Именительный падеж употребляется для наименования предметов. Это исходная, начальная форма существительного, которая отвечает на вопросы:
- кто? - бабушк-а, мастер_, отец_;
- что? - тишин-а, дом_, счасть-е, радость_.
Именительный падеж всегда употребляется без предлога и называется прямым падежом в отличие от остальных, носящих название косвенных. В именительном падеже существительное выступает в роли подлежащего в предложении или именной части сказуемого.
Мой брат учится в шестом классе.
Вася - мой младший брат.
Родительный падеж
Родительный падеж кого? чего?
- нет (кого?) бабушк-и, мастер-а, отц-а;
- нет (чего?) тишин-ы, дом-а, счасть-я, радост-и.
Все косвенные падежи (кроме предложного) могут употребляться как с предлогами, так и без них, например:
нет (чего?) дома - остановился у (чего?) дома.
Предлоги уточняют значение падежей. Так, с родительным падежом употребляются предлоги:
от, до, для, из-за, у, без, ради, вокруг, около, мимо и др.
Например:
Дательный падеж
Дательный падеж существительного отвечает на вопросы: кому? чему?
- Дам (кому?) бабушк-е, мастер-у, отц-у;
- дам (чему?) тишин-е, дом-у, счасть-ю, радост-и.
С дательным падежом употребляются предлоги:
к, благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу.
- Подойти к матери;
- поступить согласно правилам;
- идти навстречу ветру;
- действовать наперекор судьбе.
Винительный падеж
Винительный падеж существительного отвечает на вопросы: кого? что?
- Вижу (кого?) бабушк-у, мастер-а, отц-а;
- вижу (что?) тишин-у, дом_, счасть-е, радость_.
С существительными в форме винительного падежа употребляются предлоги:
в, на, за, про, под, сквозь, через, спустя, включая, несмотря на.
- Вернуться спустя год;
- рассказать про орла;
- пройти сквозь пламя;
- переступить через ступеньку;
- выйти, несмотря на ливень.
Предлоги «в», «на», «за», «под» в форме винительного падежа существительного раскрывают направленность на объект действия:
Творительный падеж
Творительный падеж существительного отвечает на вопросы: кем? чем?
- Горжусь (кем?) бабушк-ой, мастер-ом, отц-ом;
- любуюсь (чем?) тишин-ой, дом-ом, счасть-ем, радость-ю.
С этим падежом употребляются предлоги:
с, над, за, под, перед, меж, между, в связи с, вместе с, согласно с;
- приехать с другом;
- парить над полем;
- остановиться перед вокзалом;
- посадить за домом;
- действовать согласно с распоряжением;
- я вместе с братом;
- пройти между рядами.
Предложный падеж
Предложный падеж существительного отвечает на вопросы: о ком? о чём?
- забочусь о ком? о бабушк-е, о мастер-е, об отц-е;
- расскажу о чём? о тишин-е, о дом-е, о счасть-е, о радост-и.
Существительное в форме предложного падежа, как говорит его название, употребляется только с предлогами:
Обратим внимание, что одушевленные существительные отвечают на вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком?
Неодушевленные существительные отвечают на падежные вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?
Определение падежа существительного
Чтобы определить падеж существительного, нужно предпринять следующие действия:
- первый шаг - найти слово, к которому относится данное существительное;
- второй шаг - поставить от этого слова к существительному вопрос.
По вопросу и по окончанию определяем падеж существительного.
Я люблю свою бабушку.
Люблю (кого?) бабушк- у (в.п.)
В отдельных случаях предлоги являются средством различения падежей, например:
- прислониться к (чему?) стен- е - д.п.;
- висит на (чём?) стен- е - п.п.;
- хвост у (кого?) лошад- и - р. п.;
- скакать на (ком?) лошад -и - п. п.
Система падежей составляет склонение изменяемых частей речи - имен существительных, прилагательных, местоимений и числительных. Узнаем о типах склонения имен существительных, о том, как определить склонение.
Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных
На заметку!
А вы знали, что выделяют ещё 9 падежей, которые не изучают в школе?
Таблицы и статьи про падежи в русском языке
Грамматика русского языка – это одна из самых важных частей языка. Грамматика позволяет нам говорить уверенно, правильно и без ошибок . Зачастую речь людей, не знающих грамматику, звучит очень забавно, ведь все слова при этом звучат нелепо и несвязно. Например, ведь всем доводилось слышать как какой-нибудь иностранец пытается общаться на русском языке. Откровенно говоря, у них ничего не получается и они выглядят нелепо. Для того чтобы не выглядеть как они необходимо знать грамматику.
Имя существительное – это одна из самых главных самостоятельных частей речи, которая является практический самой часто встречающейся частью речи. Она обладает такими непостоянными признаками, как число, падеж. Падежная парадигма – это изменение существительного в зависимости от смысла, которым он обладает в предложении. В этой статье вы узнаете, как определять падежи у существительных , что такое косвенные падежи, как правильно задавать им вопросы, а также про сами падежи и их вопросы.
Единственным правилом правильного изменения существительных является правильная постановка окончания в связи с заданными вопросом. Для носителей языка это является легким занятием, но иностранцам требуется запоминать окончания и правильно их определять.
Это интересно: какие бывают слова омонимы, можно ли обойтись без них в русском языке?
Также существует 3 вида склонения у существительных.
- Первое склонение. Имя существ. мужского и женского рода с окончанием -а, -я. Например, фляга, свинья.
- Второе склонение. Имя существ. мужского и среднего рода с окончанием -о, -е. Например, дерево, колодце.
- Третье склонение. Имя существ женского рода с нулевым окончанием, либо на -ь. Например, конь, лошадь.
Изменение существительных разных склонений .
В русском языке существует такое понятие, как косвенные падежи – это все падежи, кроме именительного.
Все они имеют свой смысл :
Определители
Существует много путей определения падежа существительного. Самым быстрым, легким и эффективным путем на сегодняшний день является использование определителей. Разные падежи возможно определить, употребляя следующие определители.
obrazovanie.guru
Склонение имен существительных, падежи русского языка, таблицы
Склонение имён существительных
Склонение - это изменение слов различных частей речи (имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, причастий) по падежам и числам. Имена существительные в русском языке имеют три основных типа склонения, которые отражены в таблице ниже. Если вам нужны числительные, вы можете почитать про склонение числительных в другой статье.
Основные типы склонения имён существительных в русском языке
Пояснения и примеры
Существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а / -я в именительном падеже единственного числа: жена, земля, слуга, юноша, забияка.
Существительные на -ия (армия, Греция) имеют в дательном и предложном падежах единственного числа окончание -и.
Существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и существительные среднего рода с окончанием -о / -е в именительном падеже единственного числа: закон, конь, село, поле.
Существительные на -ий и -ие (гений, настроение) имеют в предложном падеже единственного числа окончание -и.
Существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа: ель, мышь, дочь, лошадь, радость.
У существительных, оканчивающихся в именительном и винительном падежах единственного числа на шипящую, всегда пишется на конце мягкий знак: мышь, дочь.
Во множественном числе различия между типами склонения практически отсутствуют, так что можно отдельно говорить об особом склонении существительных множественного числа.
О правописании падежных окончаний существительных см.: Правописание безудaрных окoнчаний имён сущeствительных.
Падежами выражаются различные роли существительного в предложении. В русском языке выделяется шесть падежей. Определить падеж существительного в предложении можно по вопросу.
Помимо основных вопросов, падеж существительного можно также узнать по вспомогательным вопросам, на которые отвечают обстоятельства. Так, вопрос откуда? предполагает родительный падеж (из магазина, от верблюда); вопрос куда? предполагает винительный падеж (в лес, на лекцию, на урок); вопрос где? предполагает предложный падеж (в лесу, на лекции, на уроке).
В следующей таблице будут представлены названия падежей русского языка, вопросы каждого падежа и вспомогательные вопросы. Падежи русского языка (3 класс) — таблица:
Именительный падеж называется прямым падежом, а все остальные падежи - косвенными падежами.
Обобщим разницу в склонениях в следующей таблице.
Cклонение во множественном числе
Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода типа авторы / берега
Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа вместо окончания -ы (-и) могут иметь ударное окончание -а (-я). Это прежде всего:
1) многие односложные существительные типа лес - леса, шёлк - шелка, бок - бока, глаз - глаза, снег - снега и т. д.;
2) многие двусложные существительные, имеющие в форме единственного числа ударение на первом слоге, например: берег - берега, голос - голоса, вечер - вечера, город - города, округ - округа, череп - черепа и т. д.
Однако строгих закономерностей распределения существительных по вариантам окончаний найти нельзя, поскольку на данном участке языка наблюдаются колебания. Перечислим в приводимой ниже таблице наиболее употребительные нормативные варианты, в которых возможны ошибки.
С окончанием -а (-я)
С окончанием -ы (-и)
адреса, берега, борта, буфера, берега, века (но: во веки веков, на веки вечные), векселя, вензеля, города, директора, доктора, егеря, желоба, жемчуга, жернова, катера, колокола, корма, купола, кучера, острова, отпуска, паспорта, перепела, повара, погреба, профессора, сорта, стога, сторожа, терема, тетерева, хутора, фельдшера, шафера, якоря
Следующие самые употребительные существительные допускают двоякое образование именительного падежа множественного числа:
Некоторые существительные с разными окончаниями в именительном падеже множественного числа различаются по значению. Приведём самые употребительные слова:
кoрни (у растений)
листы (железные, бумажные)
ордены (рыцарские, монашеские)
коренья (сушёные овощи)
корпуса (здания, войсковые соединения)
лагеря (военные, детские)
листья (у растений)
меха (выделанные шкуры)
ордена (знаки отличия)
счета (документы для оплаты)
сыновья (у матери)
тона (оттенки цвета)
Варианты окончаний родительного падежа множественного числа существительных
В родительном падеже множественного числа имена существительные могут иметь окончания — , -ов (-ев), -ей . На этом участке языка также существуют большие колебания. Мы приведём в таблице наиболее употребительные нормативные варианты, в которых возможны ошибки.
с окончанием —
с окончанием -ов (-ев)
с окончанием -ей
англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, осетин, румын, татар, туркмен, цыган, турок;
партизан, солдат, гусар, драгун, кирасир;
валенок, сапог, чулок, ботинок, погон, эполет;
ампер, ватт, вольт, ом, аршин, микрон, герц, рентген;
колен, плеч, чисел, кресел, брёвен, полотен, волокон, рёбер, ядер, розог, кухонь, кочерёг, ставен (ставня), басен, песен, сплетен, домен (домна), черешен, боен (бойня), барышень, боярышень, деревень, одеялец, полотенец, блюдец, вафель, туфель, кровель, оглобель, свадеб, усадеб, нянь, дел;
брызг, брюк, бус, каникул, макарон, денег, потёмок, носилок, салазок.
киргизов, казахов, узбеков, монголов, таджиков, якутов;
платьев, устьев, подмастерьев, носков;
метров, граммов, килограммов, гектаров, рельсов;
апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов, лимонов;
болотцев, копытцев, корытцев, кружевцев, оконцев;
заморозков, клавикордов, лохмотьев, отрепьев, подонков.
ружей, джоулей, свечей (но: Игра не стоит свеч);
кеглей, саклей, распрей, рикшей, пашей, юношей;
будней, клещей, яслей, дрожжей, дровней, людей, отрубей, саней.
Разносклоняемые имена существительные
К разносклоняемым именам существительным относятся десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) и существительное мужского рода путь. Разносклоняемыми они называются потому, что в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа имеют окончание существительных 3 склонения -и, а в творительном - окончание существительных 2 склонения -ем /-ём.
Существительные на -мя имеют в родительном, дательном, творительном и предложном падежах единственного числа и во всех падежах множественного числа суффикс -ен- / -ён-, а слова семя, стремя, кроме этого суффикса, имеют в родительном падеже множественного числа суффикс -ян- (семян, стремян).
Покажем изменение разносклоняемых существительных в следующей таблице.
время, семя, путь-
времен-а, семен-а, пут-и
времен-и, семен-и, пут-и
времён- , семян- , пут-ей
времен-и, семен-и, пут-и
времен-ам, семен-ам, пут-ям
время, семя, путь-
времен-а, семен-а, пут-и
времен-ем, семен-ем, пут-ём
времен-ами, семен-ами, пут-ями
о времен-и, семен-и, пут-и
о времен-ах, семен-ах, пут-ях
Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных
В русском языке есть несклоняемые имена существительные - слова, которые не изменяются по падежам. К ним относятся иноязычные существительные с основой на гласные (пальто, кафе, такси, кенгуру, меню, Шоу, Сочи, Тбилиси), иноязычные существительные женского рода на согласный (мисс, миссис, мадам, роман Жорж Санд), русские и украинские фамилии на -о и -ых / -их и -аго (в гостях у Долгих, стихотворение Шевченко, читать о Живаго, с Дурново) и сложносокращённые слова типа сельпо, ЦСКА, МГУ, ВВЦ.
Падеж несклоняемого существительного определяется по вопросу и по зависимым от этого существительного склоняемым словам (если они есть), например: Сними (что? - винительный) пальто; В этом (в каком? в чём? - предложный) пальто тебе будет жарко.
Число несклоняемого существительного определяется по зависимым от него склоняемым словам (если они есть), по глаголу (если он есть) или по контексту, например: Этих (каких - множественное число) пальто уже нет в продаже; Пальто стоило (единственное число) очень дорого; В магазин привезли десять пальто (множественное число).
Несклоняемые существительные в основном относятся к среднему роду: эскимо, метро, кашне, какао, меню, такси, иногда - к мужскому: кофе, пенальти. Род многих таких существительных может определяться следующими признаками:
1) полом обозначаемого лица или животного (для одушевлённых существительных): богатый / богатая рантье, старый / старая кенгуру;
2) родовым (общим) понятием: широкая авеню (авеню вид улицы), вкусная кольраби (кольраби - вид капусты), солнечный Сухуми (Сухуми - город);
3) главным словом, лежащим в основе словосочетания, из которого образовалось сложносокращённое слово: замечательный ТЮЗ (театр юного зрителя), новая ГЭС (гидроэлектростанция).
Степени сравнения качественных имён прилагательных
В соответствии со своим общим значением качественные прилагательные имеют две степени сравнения, показывающие различия по степени проявления признака, - сравнительную и превосходную.
Сравнительная степень обозначает большее проявление признака в одном предмете, чем в другом, например: Это пирожное слаще торта (слаще, чем торт). Сравнительная степень бывает простая и составная.
Простая сравнительная степень образуется от прилагательных с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше. Перед суффиксом -е всегда происходит чередование согласных основы.
красивый - красив-ее (красив-ей)
мудрый - мудр-ее (мудр-ей)
Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются ни по родам, ни по падежам, ни по числам. В предложении они чаще всего бывают сказуемыми, редко - определениями, например:
Этот город красивее, чем наш родной (сказуемое).
Давай найдём место красивее (определение).
Составная сравнительная степень образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее.
сладкий - более (менее) сладкий
низкий - более (менее) низкий
Второе слово в форме составной сравнительной степени изменяется по родам, падежам и числам. В предложении прилагательные в данной форме бывают как сказуемыми, так и определениями, например:
Погода сегодня более тёплая, чем неделю назад (сказуемое).
Давай искупаем его в более тёплой воде (определение).
Сравнительная степень прилагательных не может быть образована сразу простым и составным способом. Ошибочными являются формы типа более слаще, менее ниже: надо или более сладко, менее низко, или слаще, ниже.
Превосходная степень обозначает превосходство данного предмета по сравнению с остальными по какому-либо признаку, например: Эверест - самая высокая вершина в мире. Превосходная степень, как и сравнительная, бывает простая и составная.
Простая превосходная степень образуется от прилагательных с помощью суффикса -ейш- (-айш-).
Прилагательные в форме простой превосходной степени изменяются по родам, падежам и числам. В предложении они бывают как определениями, так и сказуемыми, например:
Эверест - высочайшая вершина в мире (определение).
Этот кратер - глубочайший (сказуемое).
Составная превосходная степень образуется двумя путями.
1. К прилагательному прибавляются слова самый, наиболее, наименее, например: красивый - самый красивый, наиболее красивый, наименее красивый.
В форме составной превосходной степени со словом самый по родам, падежам и числам изменяются оба слова, а со словами наиболее и наименее - только прилагательное.
В предложении эти формы могут быть как определениями, так и сказуемыми.
Мы подошли к самому красивому парку (определение).
Этот парк самый красивый (сказуемое).
2. К сравнительной степени прилагательного прибавляется слово всего, если идёт сравнение с неживыми предметами и явлениями, и слово всех, если идёт сравнение с живыми предметами или явлениями или если один из предметов сравнивается со всеми.
Этот дом выше всего в округе.
Этот дом выше всех домов в округе.
Этот мальчик выше всех в школе.
Эти формы не изменяются. В предложении они являются сказуемыми.
Превосходная степень прилагательных не может быть образована сразу простым и составным способом. Ошибочными являются формы типа самый высочайший, наиболее глубочайший: надо или самый высокий, наиболее глубокий, или высочайший, глубочайший.
Как различать простую сравнительную степень и составную превосходную степень прилагательных, наречий и слов категории состояния
Окончания русских падежей правила
Местоимение ВЫ может использоваться не только во множественном числе. Это же местоимение используют в качестве вежливой формы обращения к незнакомому человеку или к человеку старшего возраста.
ПРОФЕССИИ. Образование существительных женского рода
От существительных мужского рода, обозначающих профессию, при помощи суффикса «-К-» можно образовать существительные женского рода, обозначающие лиц женского пола. Конечно, слово также приобретает окончание женского рода.
Он студент. – Она студентка.
Он журналист. – Она журналистка.
Но есть в русском языке группа слов, обозначающих профессию, форма которых не меняется в зависимости от пола человека. Например:
Он менеджер. – Она менеджер.
Он инженер. – Она инженер.
Он доктор. – Она доктор.
Он музыкант. – Она музыкант.
Выражение отрицания в русском языке.
При отрицательном ответе на вопрос без специального вопросительного слова в русском языке нужно использовать ДВА слова: «НЕТ» и «НЕ». Сначала нужно сказать «НЕТ», а потом повторить частицу «НЕ» непосредственно перед отрицанием.
Например: ЭТО КЛЮЧ ? НЕТ , ЭТО НЕ КЛЮЧ.
В вопросе и ответе важную роль играет интонация. В вопросе вы делаете акцент на самом важном для вас слове – на этом слове повышается и интонация.
При ответе негативная частица «не» и следующее слово произносятся вместе как одно фонетическое слово. На «не» обычно ударения не бывает.
В зависимости от смысла вопроса, «не» может стоять перед:
Существительным: Это стол? — Нет, не стол. Наречием: Дом там? — Нет, не там. Глаголом: Ты знаешь? — Нет, не знаю. Прилагательным: Дом большой? – Нет, не большой.
Местоимения
ОБОЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
В русском языке есть специальные слова для обозначения национальности. Для обозначения национальностей лиц мужского и женского пола существуют разные существительные, соответственно, мужского и женского рода. Для обозначения нескольких людей одной национальности существует особая форма множественного числа.
Посмотрите на таблицу: существительные мужского рода, как правило, образуются с помощью суффиксов -ец (канадец ), -ан+-ец (американец ), реже с помощью суффикса анин (англичанин ). Некоторые существительные мужского рода имеют особые формы: француз , турок, грек. Исключением является и форма русский (русская, русские) . Русский – это форма прилагательного, а не существительного.
Существительные женского рода, как правило, оканчиваются на -ка (канадка ), -анка (американка ) или -янка (китаянка ), однако есть и исключения: француженка .
Множественное число образуется по правилам образования множественного числа существительных.
Если существительное мужского рода заканчивается на -ец (канадец ) или -анец (американец ), то соответствующее существительное во множественном числе будет заканчиваться на -цы (канадцы ) или -анцы (американцы ). Множественное число существительных типа француз , грек образуется по общему правилу путем добавления окончания -ы или -и : французы , греки . Обратите внимание на форму турок – турки . Особую форму множественного числа имеют существительные мужского рода на –анин: формы множественного числа оканчиваются на –ане: англичанин – англичане .
Как вы заметили, в русском языке существует много способов образования форм существительных, обозначающих национальности. Самое главное, что необходимо запомнить: для обозначения национальности человека используется не прилагательное, а специальное существительное. Особые формы существительных, обозначающих национальности, следует выучить наизусть.
Когда мы хотим охарактеризовать действие или описать состояние, мы обычно используем наречия . Наречие – это такая часть речи в русском языке, которая никогда не меняет свою форму.
Когда мы говорим о том, где происходило действие, мы используем наречия, которые отвечают на вопрос где? . Это наречия места.
- Номер справа.
- Лифт там, слева.
- Ресторан внизу.
Когда мы хотим сказать, когда происходило действие, то используем наречия, которые отвечают на вопрос когда? . Это наречия времени.
- Завтрак утром, обед днём, ужин вечером.
Когда мы хотим сказать о том, какого качества было действие или состояние, то используем наречия, которые отвечают на вопрос как? . Это наречия образа действия.
- Летом жарко ,зимой холодно .
- Это хорошо .
- В ресторане очень дорого .
Наречия чаще всего употребляются с глаголами, обозначающими состояние или действие, с прилагательными и другими наречиями. Наречие ставится перед этими словами и обозначает степень интенсивности действия, интенсивность состояния или степень качества.
Встречаются наречия и в предложениях с конструкцией со словом ЭТО
Когда мы хотим описать состояние мира, природы вокруг нас, мы используем безличные предложения (где нет активного субъекта) с наречиями. В таких предложениях всегда есть указание на время или место. Обычно в начале подобного предложения стоит информация о том, где или когда имеет место событие, в конце – информация о том, каково его качество – вопрос как .
Особенностью русского языка по сравнению с большинством европейских является то, что в структуре предложений, описывающих состояние мира вокруг, в настоящем времени не используется глагол быть . В прошедшем и будущем времени соответствующие формы этого глагола обязательно присутствуют:
Запомните! Обычно наиболее важную (новую) информацию помещают в конце предложения, сравните:
- Завтрак утром (не днём и не вечером).
- Утром завтрак (не обед и не ужин).
Существительные множественного числа (продолжение)
Существительные мужского рода, которые оканчиваются на -г, -к, -х, -ж, -ш, -ч, -щ, и существительные женского рода, которые оканчиваются на -га, -ка, -ха, -жа, -ша, -ча, -ща, образуют множественное число с помощью буквы И:
speak-russian.cie.ru
Для связной речи в русском языке одни и те же слова могут употребляться в разных формах, это может быть единственное или женский, мужской или средний род, а также склонения с изменением окончаний. И особо важную роль в построении верных высказываний играют именно падежи, которые показывают синтаксическую роль и связь слов в предложении. Склонению подвергаются местоимения и числительные. И в изучении русского языка очень важно научиться определять падежную форму этих частей речи и знать, на какие вопросы отвечают падежи.
Основные падежи русского языка
Падежная система русского языка достаточно проста для изучения, однако несколько особенностей в ней имеется. Поэтому в школьной программе этой теме уделяется огромное количество времени. Первым делом детей знакомят с тем, на какие вопросы отвечают падежи и как они называются. Вниманию школьников, как правило, представляют лишь шесть основных падежей, хотя на самом деле их намного больше, однако из-за близкой схожести разновидности устаревших падежных форм объединили с основными. Хотя по этому поводу среди лингвистов до сих пор ведутся споры.
Именительный падеж
Именительный падеж в сокращенном виде записывается Им. п. Вопросы именительного падежа - кто? и что? Для всех частей речи такая является начальной и может выступать наименованием предмета, лица или природного явления, а в предложении всегда выступает в роли подлежащего. Например:
Девушка вышла из комнаты; Солнце садилось за горизонт.
Также в именительном падеже может стоять именная часть составного сказуемого. Например:
Никита - мой сын; Александр Васильевич - директор.
Также всегда в именительном падеже стоит главный член и обращение. Например:
Шуми, шуми, камыш; Вот старый домик.
Родительный падеж
Употребление родительного падежа может быть как после глаголов, так и после имен. Слова при таком склонении отвечают на вопросы кого? чего? В сокращенном виде его записывают Р.п.
Эта форма слов имеет разнообразное значение и синтаксическое применение. Глагольный родительный падеж может указывать на предмет:
- в случае, когда глагол имеет при себе отрицание: не сносить головы, не поведать правды;
- если действие относиться не ко всему предмету, а лишь к его части: испить воды, съесть супа, нарубить дров.
Приименной родительный падеж может указывать на целый ряд отношений:
- принадлежность кому или чему либо: дом матери, платье куклы;
- отношение чего-то целого к какой-либо части: номер гостиницы, ветка дерева;
- оценивание или определение качеств: кепка зеленого цвета, слезы счастья, человек слова.
Именно поэтому для правильного определения падежной формы очень важно знать, на какие вопросы отвечают падежи.
Имена существительные, употребленные в родительном падеже вместе с прилагательными сравнения, указывают тот предмет или лицо, с которым их сравнивают. Например:
Красивее Наташки, белее снега, быстрее молнии.
Дательный падеж
Чтобы понять, как употребить слово в том или ином случае, нужно четко знать, на какие вопросы отвечают падежи, в каком случае используется определенная форма склонения. Так, например, дательный падеж (кому? чему?) слов чаще всего ставится после глаголов и лишь в немногочисленных случаях после слов, обозначающих предметы.
Главным образом слова в этом падеже употребляются для обозначения главного предмета, к которому направлено действие.
Например:
Передать привет подруге, угрожать врагу, приказ подчиненным.
В безличных предложениях слова в дательном падеже могут употребляться в качестве сказуемого. Например:
Саше стало страшно. Мальчику было холодно. Больной становится все хуже.
Винительный падеж
Вопросы винительного падежа похожи на вопросы других падежей, а именно - на родительный и именительный. Так, к одушевленному предмету это вопрос кого? а к неодушевленному - что? И достаточно часто школьники путают этот падеж с именительным, поэтому для правильного определения в первую очередь в предложении необходимо выделить грамматическую основу. Слова в этой падежной форме чаще всего употребляются при глаголах и обозначают объект, на который полностью переходит действие.
Например:
Ловить рыбу, чистить туфли, сшить юбку, выпекать пирог.
Также слова, стоящие в могут выражать количество, время, пространство и расстояние. Например:
Целое лето, каждая минута, каждый год.
Творительный падеж
Так же, как и другие падежные формы, вопросы творительного падежа имеют две формы для живых и неживых предметов. Это особые вопросы, которые не спутаешь с другими формами. Так, для одушевленного предмета творительный падеж отвечает на вопрос кем? Например:
Он был знаком (с кем?) с Оксаной и (с кем?) ее матерью .
Для неодушевленного предмета творительный падеж отвечает на вопрос чем? Например:
Накормил (чем?) хлебом, напоил (чем?) водой.
Как правило, эта форма слов употребляется в сочетании с глаголами, тесно связанными с именами.
Такая падежная форма слов при глаголах всегда выступает в качестве средства и орудия действия, может быть образом или способом действия, а также иметь значения времени, места, пространства и того, кем производится действие. Например:
(чем?) палкой.
Старик подперся (чем?) ладонью.
Дорога вела (чем?) лесом.
Сказки «Айболит», «Путаница» и «Тараканище» написаны (кем?) Корнеем Чуковским.
Также данная падежная форма слов может встречаться и при именах и иметь следующие значения. При существительных:
- орудие действия: бить рукой, чистить щеткой;
- действующее лицо: охрана дома сторожами, отпуск товара продавцом;
- содержание самого действия: заниматься немецким языком;
- определительное значение: колбаса колечком, пение басом.
При прилагательных слова в творительном падеже употребляются со значением ограничения указанного признака. Например:
Он был сильный умом и известен своими открытиями.
Предложный падеж
Шестой и последний падеж, который изучают в школьной программе - предложный.
Вопросы предложного падежа, как и других падежных форм, разделяются по направлению к живым предметам (на ком? о ком?) и неживым (на чем? о чем?) . Слова в этом падеже всегда используются с предлогами, именно отсюда и название самого падежа. В зависимости от употребляемого предлога меняется и значение, вопросы предложного падежа всегда строятся при помощи тех же предлогов, которые употребляются в конкретных случаях в контексте.
Употребление предлогов со словами в предложном падеже
Для правильного определения падежной формы слов и правильного употребления их в речи очень важно знать, как связываются падежи с вопросами и предлогами при употреблении различных форм слов в предложениях.
Каждый из используемых предлогов придает слову свое значение:
Какую роль играют падежи, вопросы и предлоги
Таблица предлогов, которые употребляются в сочетании с различными падежными формами слов, играет огромную роль в изучении падежной системы русского языка.
Ведь именно они, присоединяясь к существительным, могут раскрыть различные значения одного и того же слова.
Падеж | Предлог | Значение | Пример |
Родительный | вокруг, из-за, до, у | определяют пространство, в котором находится предмет или в котором происходит действие | ходить вокруг парка, вышел из-за дома, стоять у дерева |
Дательный | к, по | употребляются для указания на приближение к объекту, предмету или на место события | подойти к подруге, ехать по бездорожью |
Винительный | в, за, на | указывают, на какой объект направлено действие | обнять за талию, смотреть в окно, поставить на стол |
Творительный | под, за, над, с | может иметь много значений, в том числе указывать на направленность определенного действия и обозначать пространство | летать над землей, ходить под мостом, дружить с бабушкой |
Склонение существительны, прилагательных и числительных по падежам
Одной из основных тем данного раздела русского языка является тема: "Склонение по падежам". В результате такого изменения слово преобразуется, приобретая новое окончание, что достаточно важно для правильности построения речи. Склонение происходит путем изменения слова так, чтобы оно отвечало на вопросы каждого падежа. Склонение существительных имеет самостоятельный характер, в то время как прилагательные и числительные в контексте всегда зависят от падежа, в котором стоит связанное с ними слово.
В случае со склонением числительных вопрос также можно видоизменить, как для прилагательного, благодаря чему будет легче просклонять слово.
Падеж | Падежный вопрос | Вопрос для числительного | Числительное |
Именительный | кто? что? | сколько? какой? | |
Родительный | кого? чего? | скольких? какого? | восьмого восьмого |
Дательный | кому? чему? | скольким? какому? | восьмому |
Винительный | кого? что? | сколько? какого? | восьмого восьмого |
Творительный | кем? чем? | сколькими? каким? | |
Предложныйй | о ком? о чем? | о скольких? о каком? | о восьмом о восьмой о восьмом |
Цель школьной программы - научить детей не только правильно определять падежную форму слов в том или ином предложении, но и уметь правильно употребить предлог, который полностью раскроет значение высказывания. Такие умения очень важны для построения грамотной речи. Именно поэтому данной теме уделяется особое внимение и достаточное количество уроков русского языка, чтобы дети могли не только изучить, но хорошо закрепить данный материал.
- Именительный падеж (кто? что?) - друг
- Родительный падеж (нет кого? чего?) - друга
- Дательный падеж (подошел к кому? чему?) - к другу
- Винительный падеж (вижу кого? что?) - друга
- Творительный падеж (доволен кем? чем?) - другом
- Предложный падеж (говорили о ком? о чем?) - о друге
Насколько мне известно, в настоящее время в русском языке в общей сложности существуют шесть падежей, каждый из которых отвечает на определнные вопросы. В частности, именительный падеж отвечает на вопросы Кто? и Что?, родительный падеж отвечает на вопросы Кого? и Чего?, дательный падеж отвечает на вопросы Кому? и Чему?, винительный падеж отвечает на вопросы Кого? и Что?, творительный падеж отвечает на вопросы Кем? и Чем, а также предложный падеж отвечает на вопросы О ком? и О чм?.
Вспомним 6 падежей русского языка: именительный п-ж, родительный п-ж, дательный п-ж, винительный п-ж, творительный п-ж, предложный п-ж.
Каждый из перечисленных падежей отвечает на определенные вопросы. Просклоняем для примера существительные одушевленные и неодушевленные ребенок и стол.
- Именительный : кто ? ребенок что ? стол
- Родительный : кого ? ребенка чего ? стола
- Дательный : кому ? ребенку чему ? столу
- Винительный : кого ? ребенка что ? стол
- Творительный : кем ? ребенком чем ? столом
- Предложный : о ком ? о ребенке о чем ? о столе
В русском языке существует 6 падежей, каждый из которых отвечает на вопросы:
1- Именительный падеж (существует кто?/что? )
2- Родительный падеж(нет кого?/чего? )
3- Дательный падеж (дать кому?/чему? )
4- Винительный падеж (вижу кого?/что? )
5- Творительный падеж (творю кем?/чем? )
6- Предложный падеж (думаю о ком?/ о чем? )
В русском языке падежи отвечают на такие вопросы:
- именительный падеж - кто? что?
- родительный падеж - кого? чего?
- дательный падеж - кому? чему?
- винительный падеж - кого? что?
- творительный падеж - кем? чем?
- предложный падеж - о ком? о чем?
В русском языке 6 падежей, каждый из которых отвечает на определенный вопрос:
- Именительный - кто? что?
- Родительный - кого? чего?
- Дательный - кому? чему?
- Винительный - кого? что?
- Творительный - кем? чем?
- Предложный - о ком? о чем?
Помните, когда мы в детстве запоминая цвета радуги учили поговорку: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан? Аналогичным образом, для быстрого усвоения названий падежей в русском языке, достаточно вызубрить одну слегка смешную присказку: Иван родил девчонку, велел тащить пелнки .
Так как первые буквы шести падежей мы уже запомнили, осталось выучить вопросы и разобраться с окончанием. В этом нам помогут удивительные вспомогательные слова.
Итак, поехали!
Именительный (есть у каждого из нас кто? что?) - мама;
Родительный (у кого мы ищем совет в трудную минуту? чего?) - у мамы;
Дательный (дать ЛЮБОВЬ кому? чему?) - маме;
Винительный (винить (виним) особенно в детстве, за свои же ошибки кого? чего?) - маму;
Творительный (я сотворен кем? чем?) - мамой;
Предложный (думаю часто о ком? о чм?) - о маме.
Добрый день, в русском языке можно найти шесть падежей, каждый из которых имеет по два вопроса. Внизу представлена фотография, на которой обозначены все шесть падежей, также показаны вопросы в зависимости от рода конкретного слова.
Желательно знать название падежей и какие вопросы им задаются, поэтому советую их выучить наизусть.
Падежей в русском языке всего шесть, их нужно выучить наизусть еще в начальной школе, поскольку без них на уроках русского не обойтись.
Именительный: кто? что?
Родительный: кого? чего?
Дательный: кому? чему?
Винительный: кого? что?
Творительный: кем? чем?
Предложный: о ком? о чем?
Падежи в русском языке отвечают на падежные и на смысловые вопросы. По этим вопросам легче определить падеж, в форме которого находится в предложении или в словосочетании слово. Ниже привожу списки большинства этих вопросов с примерами.
Падежные .
- Именительный. Кто? - Человек. Что? - Морковь.
- Родительный. Кого? - Оленя. Чего? - Тетради.
- Дательный. Кому? - Котнку. Чему? - Весне.
- Винительный. Кого? - Ттю. Что? - Зиму.
- Творительный. Кем? - Генералом. Чем? - Шваброй.
- Предложный. О ком? - О солдате. О чм? - О решительности.
Смысловые .
- Именительный. (не имеет таких вопросов)
- Родительный. Где? - Возле речки. Куда? - До озера. Откуда? - Из степи.
- Дательный. Где? - По лугам. Куда? - К воде.
- Винительный. Куда? - За дом.
- Творительный. Где? - За усадьбой.
- Предложный. Где? - В снегу.
В современном русском языке сохранилось только шесть падежей . Рассмотрим их на примере слов красота (неодушевленное существительное) и соловей (одушевленное существительное) с ударными окончаниями:
именительный падеж кто? соловей_, что? красот-а
родительный падеж нет кого? соловь-я , чего? красот-ы
дательный падеж бегу к кому? соловью , к чему? к красот-е
винительный падеж вижу кого? соловь-я , что? красот-у
творительный падеж восхищаюсь кем? соловь-м, чем? красот-ой
предложный падеж думаю о ком? о соловь-е , о чм? о красот-е .
У одушевленных существительных совпадают формы родительного и винительного падежей множественного числа, а у неодушевленных - формы именительного и винительного падежа множественного числа:
нет кого?, вижу кого? - соловьев;
что? столы, вижу что? столы.
В великом русском языке существует шесть падежей , для определения которых, у каждого существуют свои грамматические вопросы:
У именительного падежа - вопросы: кто?,что?
У родительного падежа - вопросы: кого?, чего?
У дательного падежа - вопросы: кому?, чему?
У винительного падежа - вопросы: кого?, что?
У творительного падежа - вопросы: кем?, чем?
У предложного падежа - вопросы: о ком?, о чем?
Падежи, в русском языке, призваны заполнить собой, все возможные вариации склонения слов в разном контексте. То есть их ровно столько, сколько нужно для того, что бы каждый человек, мог так строить свою речь, что бы за счет нее можно было полноценно доносить информацию до окружающих.
В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.
На какие же вопросы отвечают падежи? . Покажем это на примере склонения слова друг.
Русский язык относится к языкам синтетического строя: в них словоизменение происходит посредством присоединения или изменения флексий – иначе говоря, окончаний, – которые передают несколько значений. Отличительной чертой такой парадигмы является сочетание нескольких значений в рамках одной морфемы.
В языках аналитического строя (например, романских: испанском, французском) порядок слов и предлоги исполняют то же самое назначение, для чего нужны падежи имён существительных и прилагательных в русском языке, то есть устанавливают грамматическое значение словоформы и её синтаксическую связь с другими членами предложения.
Понятие склонения: склонение в русском языке
Флективная природа русского языка проявляется в том, что именные части речи присоединяют окончания, передающие категории года, числа и падежа . Этот процесс называется склонением. В русском языке, согласно традиционной классификации, имя существительное имеет три склонения, хотя существуют и другие подходы. Например, Андрей Анатольевич Зализняк предлагает определять парадигмы «школьных» первого и второго склонения как вариации общего субстантивного типа.
Разнообразие концепций наблюдается не только в этой области. Из школьных учебников известно, что существительные и прилагательные русского языка изменяются по шести падежам, но лингвистика оспаривает это утверждение. Это связано с тем, что в некоторых случаях существительное принимает окончание, которое не входит в традиционную парадигму склонения (например, выпей чаю , вместо выпей чая ; не знать правды вместо не знать правду ). К счастью, знать эти дополнительные падежи, примеры которых приведены, совсем необязательно.
Тем не менее большинство людей далеко от научных изысканий и споров, по-прежнему оперирует лишь шестью падежами , запоминая их при помощи мнемонических правил. К сожалению, для запоминания падежных окончаний таковых не существует и их приходится зубрить наизусть. Но даже самые грамотные люди порой впадают в ступор, раздумывая, какое же окончание будет верным в этом случае. При наличии затруднений лучше всего обратиться к таблице :
Название падежа | Вопрос | Предлоги | Окончания 1 склонения | Окончания 2 склонения | Окончания 3 склонения | Окончания множественного числа |
Именительный | кто? что? | -а, -я | -о, -е | -ы, -и, -а, -я | ||
Родительный | кого? чего? чей? чья? чьё? | без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг | -ы, -и | -а, -я | -и | -, -ов, -ев, -ей |
Дательный | кому? чему? | к, по | -е, -и | -у, -ю | -и | -ам, -ям |
Винительный | кого? что? | в, за, на, про, через | -у, -ю | -о, -е | = И.п. | -, -ы, -и, -а, -я, -ей |
Творительный | кем? чем? | за, над, под, перед, с | -ой (-ою), -ей (-ею) | -ом, -ем | -ю | -ами, -ями |
Предложный | о ком? о чём? | в, на, о, об, обо, при | -е, -и | -е, -и | -и | -ах, -ях |
Как видно из таблицы, во многих случаях формы существительного в винительном и именительном падежах совпадают. Связано это с их грамматическим и синтаксическим значением: имя существительное в именительном падеже обозначает субъект действия и в предложении является подлежащим, в то время как винительный вводит объект действия и является дополнением.
В античной Греции грамматики под сильным влиянием натурфилософии предполагали, что именительный – некое совершенство, «правильная» форма слова , а все остальные – отклонение от идеала. Собственно, сам термин «склонение» передаёт логику древних учёных. Выведенное ими противопоставление существует до сих пор, хотя и по другим причинам. Так, падежи делятся на:
- прямые (именительный) – не зависят от других членов предложения и не управляются глаголами;
- косвенные (все остальные) – вводятся предлогами и выступают в функции дополнения.
Значения косвенных падежей
Падежи русского языка имеют конкретные функции в образовании связей между членами предложения. Например, родительный передаёт смысл принадлежности и включенности во что-либо (тетрадь сына, дом из дерева ), а дательный вводит адресата речи или процесса (позвонить маме, сказать другу ). Совремённый творительный падеж включил в себя сразу несколько значений, среди которых можно выделить орудие действия (стучать молотком ) и траекторию пути (идти лесной тропой ). Предложный падеж, как следует из названия, с помощью предлогов передаёт множество различных значений, из которых, в качестве примера, можно выделить местоположение в пространстве (комната в доме ).
Выделение этих значений и умение их определять является базисом для соблюдения орфографических норм. Ошибки в падежных окончаниях весьма распространены. Чтобы их избегать, необходимо как минимум правильно определить падеж.
Определение падежа имени существительного
Простой таблицы окончаний мало для верного написания слова. Как правило, проблема состоит в определении необходимого падежа. В качестве примера подобной трудности можно назвать орфоэпически похожие формы родительного и дательного падежей 1 склонения единственного числа (бабушки – бабушке). Однако, существует простой способ определить необходимое в том или ином случае окончание. Для этого нужно:
Описанные выше операции весьма просты и эффективны . Но существуют другие инструменты, которые не требуют запоминания падежных вопросов и типов склонений. С развитием высоких технологий и интернет-коммуникаций стало возможным составление специальных программ и сервисов, которые способны за доли секунды просклонять необходимое существительное онлайн. Данный метод подойдёт и школьникам, и взрослым.
Падеж - это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа - это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.
Владение в совершенстве умением склонять разные части речи по падежам является отличительной чертой человека грамотного, образованного. Нередко школьная программа, детально разъясняющая падежи русского языка, забывается через несколько лет, что приводит к грубейшим ошибкам в составлении правильной структуры предложения, отчего члены предложения становятся не согласованными между собой.
Пример неправильной формы склонения слова
Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо рассмотреть пример, показывающий некорректное использование падежной формы слова.
- Яблоки были настолько красивыми, что хотелось тут же их съесть. Их блестящая красного цвета кожица скрывала сочную мякоть, обещая поистине удивительное наслаждение вкуса.
Во втором предложении присутствует ошибка, указывающая на то, что падежи существительных в русском языке благополучно позабыты, поэтому слово «вкуса» имеет неправильное склонение.
Правильным же вариантом было бы написание предложения следующим образом:
- Их блестящая красного цвета кожица скрывала сочную мякоть, обещая поистине удивительное наслаждение (чем?) вкусом.
Сколько падежей в русском языке, столько и форм изменения окончаний слов, определяющих правильное употребление не только падежной формы, но и числа, рода.
Интересно, какой процент взрослых людей, не связанных с писательской, редакционной, образовательной или научной деятельностью, помнит, сколько падежей в русском языке?
Неутешительные результаты Тотального диктанта, проведенного в этом году, оставляют желать лучшего, показывая недостаточный уровень грамотности большей части населения. Всего лишь 2% всех участников написали его без единой ошибки, получив заслуженную «пятерку».
Наибольшее количество ошибок было выявлено в расстановке пунктуационных знаков, а не в правильности орфографического написания слов, что делает результаты не такими уж и плачевными. С правильностью написания слов люди особых проблем не испытывают.
А для корректного склонения их в предложении стоит вспомнить названия падежей, а также, на какие вопросы отвечает слово в каждой конкретно падежной форме. Кстати, число падежей в русском языке равно шести.
Краткая характеристика падежей
Именительный падеж чаще всего характеризует подлежащее или другие главные части предложения. Он единственный всегда употребляется без предлогов.
Родительный падеж характеризует принадлежность или родство, иногда другие взаимоотношения.
Дательный падеж определяет точку, символизирующую окончание действия.
Винительный падеж является обозначением непосредственного объекта действия.
Творительный падеж обозначает инструмент, с помощью которого совершается действие.
Предложный падеж употребляется только с предлогами, обозначает место действия или указывает на объект. Некоторые лингвисты склонны разделять предложный падеж на два вида:
- изъяснительный, отвечающий на вопросы «о ком?», «о чем?» (характеризующий предмет мыслительной деятельности, рассказа, повествования);
- местный, отвечающий на вопрос «где?» (непосредственно местность или час происходящего действия).
Но в современной образовательной науке все же принято выделять шесть основных падежей.
Существуют падежи русского языка прилагательных и имен существительных. Склонение слов применяется как для единственного, так и для множественного числа.
Падежи русского языка существительных
Существительное - это часть речи, обозначающая название объектов, выступающая в предложении в качестве подлежащего или дополнения, отвечающая на вопрос «кто?» или «что?».
Многообразие способов склонения слов делает сложным для восприятия иностранцами многогранный и богатый русский язык. Падежи имен существительных склоняют слово, изменяя его окончание.
Падежные формы существительных могут изменять окончания, отвечая на вопросы:
- касательно одушевленных субъектов - «кого?», «кому?»;
- неодушевленных предметов - «что?», «чего?».
Падежи | Вопросы | Примеры изменения окончаний | Предлоги |
Именительный | Мальчик(), мяч() | ||
Родительный | Кого? Чего? | Мальчик(а), мяч(а) | |
Дательный | Кому? Чему? | Мальчик(у), мяч(у) | |
Винительный | Кого? Что? | Мальчик(а), мяч() | На, за, через, про |
Творительный | Мальчик(ом), мяч(ом) | За, под, над, перед, с |
|
Предложный | О ком? О чем? | Мальчик(е), мяч(е) | О, на, в, об, при, обо |
Несклоняемые существительные
Существуют имена существительные, употребляемые в любом падеже без склонения окончаний и не образующие множественного числа. Это слова:
- кенгуру, такси, метро, фламинго;
- некоторые собственные имена иностранного происхождения (Данте, Осло, Шоу, Дюма);
- нарицательные иностранные существительные (мадам, миссис, мадемуазель);
- русские и украинские фамилии (Долгих, Седых, Грищенко, Стецько);
- сложные аббревиатуры (США, СССР, ФБР);
- фамилии женщин, обозначающие объекты мужского пола (Алиса Жук, Мария Кроль).
Изменение прилагательных
Имена прилагательные - самостоятельная часть речи, обозначающая признаки и характеристики объекта, отвечающая на вопросы «какая?», «какой?», «какие?». В предложении выступает в роли определения, иногда сказуемого.
Так же как существительное, склоняется по падежам путем изменения окончаний. Примеры приведены в таблице.
Падежи | Вопросы |
| Предлоги |
Именительный | |||
Родительный | Кого? Чего? | Добр(ого) | От, без, у, до, возле, для, вокруг |
Дательный | Кому? Чему? | Добр(ому) | |
Винительный | Кого? Что? | Добр(ого) | На, за, через, про |
Творительный | За, под, над, перед, с |
||
Предложный | О ком? О чем? | О, на, в, об, при, обо |
Не склоняемые по падежам прилагательные
Падежи русского языка способны изменять все имена прилагательные, если они не представлены в краткой форме, отвечая на вопрос «каков?». Данные прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого и не склоняются. Например: Он умен.
Падежи множественного числа
Имена существительные и прилагательные могут быть в единственном и множественном числе, что также отражают падежи русского языка.
Множественное число образуется путем изменения окончания, склонения слов в зависимости от вопроса, на который отвечает падежная форма, с помощью таких же предлогов или без них.
Падежи | Вопросы | Примеры изменения окончаний имен существительных | Примеры изменения окончаний имен прилагательных | Предлоги |
Именительный | Мальчик(и), мяч(и) | Добр(ые), красн(ые) | ||
Родительный | Кого? Чего? | Мальчик(ов), мяч(ей) | Добр(ых), красн(ых) | От, без, у, до, возле, для, вокруг |
Дательный | Кому? Чему? | Мальчик(ам), мяч(ам) | Добр(ым), красн(ым) | |
Винительный | Кого? Что? | Мальчик(ов), мяч(и) | Добр(ых), красн(ые) | На, за, через, про |
Творительный | Мальчик(ами), мяч(ами) | Добр(ыми), красн(ыми) | За, под, над, перед, с |
|
Предложный | О ком? О чем? | Мальчик(ах), мяч(ах) | Добр(ых), красн(ых) | О, на, в, об, при, обо |
Особенности родительного и винительного падежей
У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».
Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:
- на вечеринке не было «кого?» (Павла), «чего?» (шампанского);
- в магазине не было «кого?» (продавца), «чего?» (хлеба);
- в тюремной камере не оказалось «кого?» (заключенного), «чего?» (кровати).
То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.
В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:
- на вечеринку доставили «кого?» (Павла), «что?» (шампанское);
- в магазин не привезли «кого?» (продавца) «что?» (хлеб);
- в тюремной камере не обнаружили «кого?» (заключенного) «что?» (кровать).
Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.
Умение правильно склонять различные части речи по падежам, числу, роду является отличительной чертой человека умного, грамотного, высоко оценивающего русский язык и его основные правила. Стремление к познанию, повторению и совершенствованию знаний является отличительной чертой высокоинтеллектуальной личности, способной к самоорганизации.