Вопросы творительного падежа. Вопросы предложного падежа

13 августа 2016

Родительный падеж необходим в русском языке для выражения разных отношений между явлениями мира: это может быть определение предмета через другой предмет (дом из дерева); действие и его субъект (шелест листвы), действие и его объект (строительство дома), действие и его место (гулять около дома), отсутствие предмета (нет ветра).

Любой падеж определяется по вопросу.

На какой вопрос отвечает родительный падеж имени существительного?

Если речь идёт о существительных, это зависит от категории одушевлённости или неодушевлённости. Родительный падеж отвечает на вопрос:

  • кого? - одушевлённое существительное
  • чего? - неодушевлённое существительное

В таблице даны существительные в родительном падеже с предлогами. Именно эти предлоги употребляются с данным падежом имён существительных.

Обстоятельственные вопросы родительного падежа

Не всегда бывает удобно поставить падежные вопросы. Когда существительное с предлогом в предложении обозначает время, образ, место, цель действия, тогда употребляется родительный падеж, вопросы которого будут обстоятельственными:

  • откуда?
  • когда?
  • зачем?

Видео по теме

Определение значения родительного падежа по вопросу

Классифицировать значения удобнее всего в таблице:

Существительные в родительном падеже имеют значение:

времени действия

образа действия

места действия

причины действия

цели действия

после обеда

среди дня

до вечера

без печали

без энтузиазма

без огонька

из города

возле школы

из-под куста

с радости

из любопытства

из-за обиды

для работы

для учёбы

Как видно из таблицы, родительный падеж существительных с предлогами имеет широкий спектр употребления в качестве обстоятельства.

Самая большая проблема при изучении родительного падежа

Как правильно:

  • среди турок или среди турков?
  • двести грамм колбаски или двести граммов колбаски?
  • килограмм мандарин или мандаринов?
  • пара туфель или туфлей?

Если у кого-то от этих вопросов возникает оторопь, это нормально.

Самая большая головная боль - форма родительного падежа множественного числа.

Конечно, можно сказать: «Нам нет делов, мы не знаем падежов». Но бывают такие обстоятельства, когда знание - сила. Например, предстоит ЕГЭ по русскому.

Эта тема является самой трудной при изучении данного падежа, так как словоформ образуется несчётное множество и не запутаться в них бывает затруднительно.

Для удобства усвоения можно разделить материал на группы по их роду.

Существительные женского рода во множественном числе родительного падежа

У этих существительных обычно выделяется нулевая флексия. А вот то, что перед окончанием определяется начальной формой (ед. ч, им. п.)

Стоит напомнить, что слова в именительном падеже отвечают на вопрос кто? или что? Родительный падеж отвечает на вопрос кого? или чего?

  • В им. п. -а с шипящ. перед ней: баржа - барж, кража - краж, лужа - луж, лыжа - лыж, туча - туч (без ь).
  • В им. п. -а,-я не после шипящ.: вафля - вафель, туфля - туфель, домна - домен, кочерга - кочерёг, няня - нянь, розга - розог, свадьба - свадеб, сплетня - сплетен, простыня - простынь, усадьба - усадеб.
  • В им. падеже - ия: лекция - лекций, армия - армий, пародия - пародий, фамилия - фамилий, экскурсия - экскурсий.
  • В им. п. - ья или -я: ладья - ладей, статья - статей, кегля - кеглей. Но: певуний, попрыгуний, хлопотуний, шалуний, колдуний, оладий.

  • В им. п. - ня: вишня - вишен, спальня - спален, колокольня - колоколен (здесь без мягкого знака); деревня - деревень, кухня - кухонь, яблоня - яблонь (здесь с мягким знаком).
  • В им. п. - ь: мать - матерей, дочь - дочерей, тетрадь - тетрадей, ночь - ночей, площадь - площадей, кровать - кроватей, кость - костей, плеть - плетей, постель - постелей, печь - печей (окончание -ей).

Существительные во множеств. числе среднего рода родительного падежа

В таких существительных форма родительного падежа тоже в большинстве случаев с нулевым окончанием, но бывают и флексии -ев, -ов.

  • В им. п. -о: окно - окон, решето - решет, зеркало - зеркал, судно - суден; село - сёл, весло - вёсел; яблоко - яблок Но: шило - шильев, дно - доньев, личико - личиков (окончание -ев, -ов).
  • В им. п. -е: поле - полей, блюдце - блюдец, полотенце - полотенец.
  • В им. п. -ие, -ье: гнездовье - гнездовий, завоевание - завоеваний, кушанье - кушаний, побережье - побережий, снадобье - снадобий, угодье - угодий. Но: платье - платьев, устье - устьев, низовье - низовьев (окончание -ев).

  • В им. п. -ьё: ружей. Но: копий, отребий.

Родительный падеж существительных множественного числа мужского рода и существительные, которые употребляются только во мн. ч.

Слова мужского рода образуют очень много словоформ родительного падежа, не подчиняющихся никаким правилам. Для удобства можно классифицировать их по окончаниям и воспользоваться для этого таблицей:

родительный падеж отвечает на вопрос кого? или чего?

нет англичан, болгар, осетин, молдаван, могикан, мордвин, румын, грузин, армян, турок, туркмен, славян, татар, башкир, бурят, граждан, старшин, солдат, партизан, цыган,

нет латышей, дядей, жителей, королей, королевичей, царей, царевичей, юношей, парней

нет шофёров, зятьёв, литовцев, эстонцев, гениев, бедуинов, бушменов, таджиков, сванов,карелов, сарматов, карелов, тунгусов, узбеков, калмыков, мичманов, бедуинов, киргизов, якутов, сапёров, минёров, гусаров, драгунов, уланов, подмастерьев

при собирательном значении - эскадрон гусар, полк драгун, десяток улан; рота гренадер, отряд кадет

предметы

чулок, сапог, валенок, опорок, погон,

путей, корней

кореньев, ботов, носков, рельсов, стаканов, листьев, листов, браслетов, брелоков,

единицы измерения

100 вольт, аршин, рентген, герц, ом, копеек, 5 карат

семь пядей, 100 рублей

10 граммов, килограммов, центнеров, акров, гектаров, дюймов, литров метров, миллиметров, сантиметров, пудов, фунтов, футов, ярдов, динаров, долларов, тугров, стерлингов

названия продуков

нет макарон

много абрикосов, апельсинов, помидоров, томатов, бананов, баклажанов, лимонов, мандаринов,

Существительные, имеющие одну форму множественного числа в родительном падеже также варьируются и не имеют определённого правила.

Прилагательные и причастия в родительном падеже

Имена прилагательные и причастия также склоняются по падежам и имеют окончания, зависящие от вопросов, которые ставятся к ним от существительных.

Если рассматривать только родительный падеж, вопросы ставятся следующие:

  • Какого? - муж. и сред. рода
  • Какой? - женск. рода

Например:

  • зари (какой?) алой, вечерней - окончание -ей, -ой;
  • моря (какого?) глубокого, сверкающего - окончания -ого, -его;
  • корабля (какого?) большого, плывущего - окончания -ого, -его.

К прилагательным и причастиям ставятся вопросы родительного падежа множественного числа:

  • каких?
  • что делающих?
  • что сделавших?

Например:

Парусов (каких?) белых, (что делающих?) белеющих, (что сделавших?) раскрывшихся.

- (грамм.) в индоевропейских языках образуется несколькими суффиксами. I. Суффиксы os es s (три разновидности одного и того же суффикса, с различными ступенями вокализации) образует Р. падеж единственного числа от основ на согласный звук и на все… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

родительный падеж - ● Родительный даты указывает на дату какого либо события. Это произошло первого марта. Совещание откроется десятого мая. Добрый помещик поздравлял Ивана Петровича с рождением сына, явившегося на свет в селе Покровском 20 августа 1807 года...… … Словарь управления

Форма падежа, сочетающаяся с глаголом, именем (существительным, прилагательным, числительным), наречием (в форме сравнительной степени) и выражающая значение объекта, принадлежности, количества и др. Родительный даты указывает на дату какого либо … Словарь лингвистических терминов

См. genitivo … Пятиязычный словарь лингвистических терминов

родительный падеж - род ительный пад еж … Русский орфографический словарь

родительный падеж - Форма слова, употребляемая в тексте построения речи как одно из стилистических средств. Считается, что использование в творческих работах учащихся цепи слов в родительном падеже, – это речевая ошибка. Но между тем в научной речи употребление… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

родительный падеж - лингв. Косвенная падежная форма, выражающая значение объекта, принадлежности, количества; отвечает на вопросы: кого? чего? … Словарь многих выражений

Ч падеж, отвечающий на вопрос кого чего? Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

родительный падеж качественной оценки - ед. В морфологической стилистике: разновидность родительного определительного, характеризующая черты или свойства предмета. Человек большого ума, доброго сердца, веселого нрава, высокого роста, крепкого сложения … Учебный словарь стилистических терминов

РОДИТЕЛЬНЫЙ, родительная, родительное. Только в выражении: родительный падеж (грам.) отвечающий на вопрос: кого чего? или в других случаях (напр. у прил.) падеж, зависящий от слова в этом падеже. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Родительный падеж , Мила Иванцова. В роддомах вчерашние незнакомки часто делятся самым сокровенным, уверенные, что больше никогда не встретятся. Однако судьбы молодых киевлянок оказались тесно связанными: Катя, Ира и Наташа…
  • Родительный падеж в русском языке: формы и употребление. Сравнительный анализ функций родительного падежа в английском и русском языках. - 2-е мзд. , Райен Н.. Пособие, ориентированное на учащихся вузов, дает полное представление о русском родительном падеже. Книга состоит из трех частей. В первой и второй главах описана грамматика родительного…

Как утверждается во многих источниках, падежи необходимы нам для правильной постановки предложения, чтобы люди могли понимать друг друга, могли правильно и грамотно изъяснять свои желания. В русском языке имеют место быть такие названия падежей: предложный, творительный, именительный, дательный и винительный. Ах да, еще и родительный. Именно о нем пойдет речь далее. Родительный является косвенным падежом. Он выражает, своего рода, отношение принадлежности. Падеж имеет практически любая часть речи, но присваивается падеж по имени существительному.

Вопросы родительного падежа.

Родительный падеж отвечает на вопросы «кого?», «чего?» . В дополнение к эти вопросам добавляют слово «нет». «(Нет) Кого? Чего?». Для примера, возьмем слово «рубашка», в родительном падеже оно будет выглядеть как «рубашки ».

Окончания и примеры слов в родительном падеже.

Слово, отвечающее на вопросы «Кого?», «Чего» будет находиться в родительном падеже и при этом иметь окончания в единственном числе первого склонения – «ы», «и» (нет крысы ); в единственном числе второго склонения – «а», «я» (нет берега ), и в третьем склонении – «и» (нет грязи ). Во множественном числе слова, склоняемые в родительный падеж, будут иметь окончания: в первом склонении окончание у слова будет нулевым, во втором – «ов» (докторов ), и в третьем склонении «ев», «ей» (мазей ). Чаще всего родительный падеж идет в содружестве с предлогами: «от», «с», «из». Хотелось бы еще так же отметить, что родительный падеж выполняет ряд функций:

  • разделительная - «часть из на с»;
  • притяжательная - «переулок района »;
  • отложительная - «выйти из дома ».

В разных странах мира существую разные языки. Для понимания людьми определенного языка существуют различные методы. Например, в русском – имеются падежи. В других языках, в которых отсутствует это понятие существуют различная расстановка слов, предлоги и прочие методы связи слов в предложения и наделение их смыслом. В нашем родном языке существуют такие падежи, как творительный, именительный, дательный, предложный, родительный и винительный. Изменение падежа у какой-либо речевой части называется ее склонением, которое выражается в окончании слова.

Вопросы дательного падежа.

Более детально рассмотрим дательный падеж. Дательный падеж отвечает на вопросы вопросы «Кому?», «Чему?» , в дополнение к этим вопросам выступает такое слово, как «дать».

Например, дать «Кому?», «Чему» - человеку, лестнице.

«К доске был вызван отвечать ученик Иванов». Существительное «доска» в данном предложении находится в дательном падеже и в единственном числе.

«К школьным доскам прилагался специальный мел». В этом примере то же самое существительное находится в дательном падеже, но уже во множественном числе.

Окончания и предлоги дательного падежа.

Далее поговорим об окончаниях. Как уже указывалось выше, при изменении падежа у любого слова меняется его окончание. В дательном падеже у существительных первого склонения будет окончание «Е» (стене, доске), второго склонения – окончание «У» (полену, кондиционеру) и третьему склонению достанется окончание «И» (грязи).

Для красивой связки слов в предложении используются предлоги. С существительными, находящимися в дательном падеже применяют предлоги «К» и «По».

« По мосту шел человек, наслаждаясь волшебной красотой реки», «К очередной дате мы начинали готовить мероприятия».

Русский язык сложно представить без падежей. Именно они помогают нам правильно разговаривать, писать и читать. Всего в русском современном языке существует шесть падежей, каждый падеж имеет свой вопрос и свое окончание. Для того чтобы было более понятно, мы рассмотрим каждый падеж в отдельности, а также разберем, на какие вопросы отвечают падежи.

Падежи в русском языке

  1. Именительный - отвечает на вопросы «кто?», «что?». Пример: собака, книга;
  2. Родительный – отвечает на вопросы «кого?», «чего?». Пример: собаку, книгу;
  3. Дательный - отвечает на вопросы «кому?», «чему?». Пример: собаке, книге;
  4. Винительный - отвечает на вопросы «кого?», «что?». Пример: собаку, книгу;
  5. Творительный - отвечает на вопросы «кем?», «чем?» Пример: собакой, книгой;
  6. Предложный - отвечает на вопросы «о ком?», «о чем?». Пример: о собаке, о книге.

Именительный падеж является единственным падежом в русском языке, на вопрос которого отвечает подлежащее. Родительный падеж определяет принадлежность, родство и некоторые другие отношения. Дательный падеж определяет точную конечную точку действия, адресата послания. Винительный падеж обозначает непосредственный объект действия. Творительный определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности. Предложный можно представить в виде вопроса: «Вы думаете о ком, о чём?».

Теперь Вы знаете, на какие вопросы падежи отвечают.