Отличие родительного от винительного падежа с примерами. Как отличить родительный падеж от винительного в существительных

Имя существительное – часть речи, обозначающая всякую предметность, т.е. имя существительное отвечает на вопрос «кто» либо «что». Изменяется существительное по падежам. Дабы не путать между собой падежи, существует сурово определенная система отличий между ними. Данная статья поможет в будущем легко отличить родительный падеж от винительного.

Вам понадобится

  • Существительные в родительном и винительном падежах.
  • Умение определения падежей.
  • Познание вопросов, определяющих падежи.

Инструкция

1. В русском языке шесть падежей имен существительных: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Такие названия даны им недаром. Разглядим из них каждого два падежа: родительный и винительный.

2. Родительный падежСогласно определениям в русском языке, родительный падеж обозначает: Принадлежность кому-либо либо чему-либо, скажем «шкурка песца», « журнал педагога»; Если имеет место соотношение целого и его части, скажем «страница журнала (Р.п.)»; Отображение знака предмета по отношению к иному предмету, скажем «итоги опроса (Р.п.)»; Объект воздействия при наличии глагола с негативной частицей «не», скажем, «не ест мяса (Р.п.)»; Объект воздействия при наличии глагола, обозначающего желание, намерение либо удаление, скажем, «хотеть счастья (Р.п.)», «избежать ответственности (Р.п.)»; Если имеет место сопоставление предметов, скажем, «прочнее дуба (Р.п.)»; Если существительное является объектом измерения, счета либо родительной даты, скажем «ложка сметаны» либо «День Парижской Коммуны».

3. Винительный падежСогласно определениям в русскоом языке винительный падеж обозначает: Переход действия на предмет всецело, скажем «листать журнал», «вести машину»; Передачу пространственных и временных отношений «пройти милю», «отдыхать месяц»; В редких случаях образуется как связанность от наречия, скажем «оскорбительно за друга».

4. Дабы никогда не перепутать падежи существительного, значимо помнить, что всем падежу в русском языке соответствует многофункциональный вопрос, задав тот, что данному существительному, в результате получаем соответствующий падеж.Родительному падежу соответствует вопрос «нет кого?» для одушевленных и «нет чего?» для неодушевленных существительных.Винительному падежу соответствует вопрос «вижу кого?» для одушевленных и «вижу чего?» для неодушевленных существительных.Определять падежи существительных по его определениям либо окончаниям весьма затруднительно. Возможен, запомнить все определения родительного и винительного падежей достаточно сложно. А окончания существительных достаточно зачастую совпадают.Приведем пример с применением одущевленного существительного во множественном числе:Поблизости я подметил людей (вижу кого? – В.п.)Вокруг не было людей (не было кого? – Р.п.)Как видите, склоняется в обоих падежах слово идентично.Но, для того, дабы окончательно удостовериться в правильности определения падежа, подставьте мысленно взамен одушевленного существительного неодушевленное. Скажем:Поблизости я подметил столб (вижу кого? – В.п.)Вокруг не было столбов (не было кого? – Р.п.)Из примера видно: неодушевленное существительное в винительном падеже не изменяется в различие от того же существительного, имеющего родительный падеж.

5. Отсель дозволено сделать итоги:1. Дабы отличить родительный падеж от винительного, задайте существительному определяющий вопрос.2. Если вам трудно определить падеж одушевленного существительного, т.к. вопрос «кого?» относится к обоим падежам, то подставьте взамен этого существительного неодушевленное и задайте ему определяющий вопрос. Для родительного он будет «нет чего?», а для винительного «вижу что?». Если слово будет выглядеть как в именительном падеже, тогда падеж вашего существительного – винительный.

В большинстве случаев различение форм родительного и винительного падежа не представляет никаких сложностей: надобно только обратить внимание на падежные окончания. Если же окончания обеих форм совпадают, надобно делать по дальнейшему алгорифму.

Инструкция

1. Если перед вами неодушевленное существительное, то вам следует задать вопрос к этому слову. Существительные в родительном падеже отвечают на вопрос «чего?» и гармонируют со словом «нет». Существительные в винительном падеже отвечают на вопрос «что?» и гармонируют со словом «вижу». Скажем: надеваю (что?) пальто – винительный падеж, хожу без (чего?) пальто – родительный падеж.

2. Если перед вами одушевленное существительное мужского рода II склонения, то вам следует подставить взамен него всякое слово I склонения и посмотреть на его окончание. Скажем: подстрелил кабана = подстрелил лисицу (окончание –у – винительный падеж), напугался кабана = напугался лисицы (окончание –ы – родительный падеж).

3. Если перед вами одушевленное существительное, стоящее во множественном числе, то его следует заменить неодушевленным существительным в той же форме. Скажем: люблю людей, люблю (что?) письма – винительный падеж. Люблю искренность людей, люблю искренность (чего?) писем – родительный падеж.

Полезный совет
В русском языке существуют несклоняемые существительные, скажем, «пальто», «кофе», когда в любом падеже слово выглядит идентично. В этом случае падеж дозволено определить только по ключевому вопросу.

Существительное – это часть речи, называющая предметы и отвечающая на вопросы «что? »/ «кто? ». В русском языке существительное выступает в роли дополнения, обстоятельства, подлежащего или сказуемого. Это одна из основных лексических категорий обозначающих названия вещей, организмов и живых существ, лиц, событий, фактов, географического положения, явлений, а также свойств, состояний, качеств и действий. Видоизменяется существительное по специальным падежам, между которыми существует определенная система различий. Чтобы избежать грамматических и лексических ошибок, необходимо уметь их различать.

Необходимо:

Чтобы научиться отличать винительный падеж от родительного, необходимо вспомнить школьную программу русского языка за 4-5 класс. В данном случае Вам пригодится не только школьный учебник, но и таблица падежей.

Инструкция:

  • Школьный учебник нам говорит, что в русском языке есть всего шесть падежей. Называются они следующим образом: именительный , дательный , предложный , творительный , винительный и родительный . Нас интересуют последних два, поэтому сосредоточимся на них.
  • Чтобы определить эту характеристику для любого существительного, необходимо использовать специальные вспомогательные вопросы и слова. Следует отметить, что как школьники, так и весьма образованные люди постоянно путают между собой винительный и родительный падежи. Это происходит потому, что вспомогательные вопросы для их определения практически идентичны: для родительного «нет кого? чего? », для винительного «вижу кого? что? ». То есть вопрос к одушевленным предметам задается одинаковый: «кого? ».
  • Если у Вас не получается определить нужную форму, задайте уточняющий вопрос к существительному: «вижу что? » или «нет чего? », чтобы определить ее. Винительный падеж употребляется в том случае, если слово приобретает форму именительного после уточняющего вопроса.
  • Родительный падеж также можно определить, используя проверочное слово «кошка» . Подставив на место любого существительного указанное слово, обратите внимание на окончание. Пример: вместо слова «учитель» в словосочетании «гордость за учителя», подставив проверочное слово, получаем словосочетание «гордость за кошку» . Окончание « и» указывает на родительный падеж, окончание «у» на винительный.
  • Запомните, что родительный всегда указывает на соотношение целого и части (стакан воды ), сравнение с чем-то или кем-то (красивее Василисы ) и принадлежность (мотоцикл брата ). Винительный же описывает и обозначает временно-пространственные отношения (ждать минуту ), а также указывает на переход от действия на предмет (гладить кошку ).











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

«Лишь усвоив в возможном совершенстве первостепенный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.»
Ф.М. Достоевский

Изучение падежей имени существительного одна из важных тем русского языка. Знание падежей помогает нам правильно излагать мысли, быть уверенными в выполнении письменных работ.

Благодаря исследовательской работе, мы изучили историю возникновения падежей, узнали их значение и трудности, закрепили навыки разграничения падежей именительного, винительного и родительного. Наше исследование позволило нам также определить самые трудные падежи.

Согласно социологическому исследованию, самым трудным в определении падежом среди наших одноклассников является винительный падеж, на втором месте – именительный падеж. Надо отметить, что сам по себе именительный падеж трудностей не представляет, но в тексте его можно перепутать с винительным падежом.

Для чего языку нужен падеж? Если бы, например, в русском языке вдруг исчезли все падежные окончания, мы не сумели бы понять ни одного предложения. Например, в предложении Волк испугал Петю существительное Петя стоит в винительном, а существительное волк – в именительном падеже. А теперь попробуем в том же самом предложении поставить существительное Петя в форму именительного, а существительное волк – в форму винительного падежа: получившееся предложение Петя испугал волка описывает иную ситуацию, в определенном смысле противоположную первой. Можно сказать, что падеж указывает на те роли, которые Петя и волк играют в ситуации: если поменять падежи, то и роли поменяются.

Таким образом, изучение падежей является необходимым для каждого, кто желает в совершенстве овладеть русским языком.

Цели:

  • формировать умения распознавать И.п. и В.п. имён существительных в предложении;
  • отрабатывать умение определять падеж существительного по вопросу и предлогу, разбирать предложение по членам;
  • воспитывать внимательность, самостоятельность, чувство взаимопомощи.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Проверка дом. задания.

2 слайд

С. 80 упр. 150

– Дома вы должны были составить предложения и определить падеж имён существительных.

– Что надо сделать, чтобы определить падеж?

(Чтение предложений и определение падежей)

– Прочитайте предложение, которое соответствует предложенной в учебнике схеме.

III. Чистописание.

3 слайд

IV. Словарно-орфографическая минутка.

4 слайд

На слайде напечатаны слова на фоне рисунка «В поле». Найти лишние.

Какие буквы пропущены?

С оставшимися словами составить словосочетания, поставив их в различных падежах. Записать в тетрадь с комментированием, определить падеж.

(Например: хлеб из пшеницы (Р.п.), наблюдал за работой (Т.п.) и т.д.)

V. Работа над новой темой.

5 слайд

Сообщение темы урока и постановка целей.

– Сегодня мы будем продолжать учиться определять падеж имён существительных.

Посмотрите, у нас в гостях два падежа. Они очень похожи друг на друга и мы будем учиться их отличать. Как вы думаете, какие это падежи? (И. и В.) Формирование новых знаний.

– В чём сходство (вопросы ) и различие (предлоги, член предложения ) этих падежей?6 слайд

– А что о себе расскажут сами падежи?

– Я именительный падеж, 7 слайд
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.

– А я винительный падеж, 8 слайд
И я во всём виню невежд.
Зато отличников – люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

– Прочитайте предложения. 9 слайд

– Какое сущ. встретилось во всех предложениях?

– На какой вопрос оно отвечает? Можно ли по нему определить падеж?

Вывод: Неодушевлённые имена сущ. и в И. и в В. падежах отвечают на один и тот же вопрос – что?

– Тогда давайте искать отличия.

Вывод: Если сущ. является подлежащим, то оно стоит в И.п., если второстепенным членом, то в В.п. (с предлогом или без).

Разбор предложений с комментированием.

У какого ещё сущ. мы не определили падеж? (растёт где? в чём? в питомнике – П.)

Что такое питомник?

VI. Закрепление знаний.

10 слайд

Дополните предложение существительными, поставив их в нужном падеже.

Саша взял ………. вышел на ………. и расчистил ……….. .

Проверка пропущенных букв по слайду.

Что ещё вы нашли в этом предложении? (Предложение с однородными членами. Объяснить постановку запятой, союз и).

Слова для справок: ул..ца, д..ро..ка, л..пата.

VII. Подведение итогов, выводы по таблице.

11 слайд

Как отличить Им. падеж от Вин.?

Д/з стр.81 упр.153, учить правило.

VIII. Задание на карточках (по вариантам).

IX. Рефлексия.

Заполнение таблицы.

Винительный падеж используют в сочетаниях слов и предложениях только с глаголами либо с его формами, такими как причастие или деепричастие. А также винительный падеж отвечает на вопросы: «Что?» и «Кого?». Чаще всего он используется как выражение прямого объекта действия: пишу текст, играю в футбол, строю дом и подобные словосочетания. Подробнее о винительном падеже и его отличиях от родительного будет написано в этой статье.

Такой падеж может обозначать абсолютно разные значения . Винительный:

  1. (Времени) - время действия, которое уже совершено: гулять каждое утро.
  2. (Количества) - количественная сторона отглагольного действия: стоить тридцать рублей.
  3. (Меры) - мера времени или пространства: пройти сто шагов.
  4. (Объекта) - объект, на который направлено действие: открыть дверь.
  5. (Результата) - предмет - результат какого-либо действия: сварить суп.

Если вы запомните вопросы винительного падежа «Кого?» или «Что?», у вас не возникнет трудностей с его определением.

Какие окончания может иметь винительный падеж

По вопросам падежа можно определить окончание слова.

У винительного падежа бывают такие окончания:

  1. Имя существительное, которое стоит в единственном числе: собаку, дверь, стол, компьютер, дорогу, машину.
  2. Винительный падеж во множественном числе: собак, дверей, столов, компьютеров, дорог, машин.
  3. В единственном числе прилагательное и причастие заканчиваются: круглый и круглого, круглую, круглое; твердый и твердого, твердую, твердое, собачий и собачьего, собачью, собачье.

Какие предлоги употребляются

Такая форма слова совмещается с множеством предлогов , сложных и простых. В том случае, если слово совмещается с такими предлогами как: с, на, за, в или под (простыми), то оно определяет какое-либо значение. Определение может быть по цели, причине, времени, свойству, состоянию и т.д. В совокупности с простым предлогом, такие слова могут иметь совсем другие значения: собирать ягоды, плыть по реке, играть в прятки и так далее, то есть иметь объективное значние. Также слово может нести в себе восполнение информации.

В случае полных предложений, в которых есть простые предлоги, словосочетания выступают совсем в другом значении. К примеру, словосочетание указывает на предикативное значение (награда за участие). А также может распространять предложение (недалеко от дома - школа; летом наступают долгожданные каникулы.) Вместе с предлогами «под», «за» высказывается неточные факты (ей около двадцати, ему под тридцать).

Еще такие существительные сочетаются с составными предлогами (не обращая внимания на, спустя сутки).

Отличие винительного падежа от родительного

Для того чтобы не запутаться при определении падежа, необходимо понять, что для каждого варианта есть индивидуальный вопрос, который важно правильно задать.

Если задать ключевой вопрос и найти совпадающий вариант, то вы запросто определите, в родительном или винительном падеже слово. Слово в родительном падеже часто называет отношение предмета к чему-то, отношение между целыми и частями, описание объекта в сравнении с другим предметом, предмет, на который оказывают влияние и тому подобное. Эти существительные должны отвечать на вопросы «чего» и «кого». Выяснить падеж существительного, ориентируясь только на окончание или значение довольно трудно, так есть множество нюансов и можно ошибиться.

В таких вариантах иногда совпадают даже концовки слов. Чаще всего можно ошибиться, если необходимо определить форму одушевленного имени существительного. В том случае, если с вопросом «кого» довольно сложно понять форму, то необходимо мысленно заменить одушевленное слово неодушевленным . Поставьте вопрос в винительной форме «вижу что?», а в родительной - «нет чего?». Если же существительное, форму которого необходимо выяснить, получится таким же, как и в именительном падеже, то это будет означать то, что оно стоит в винительном.

Следующий способ различия винительной и родительной формы. В том случае если вам необходимо определить форму падежа существительного неодушевленного, то поставьте необходимый вопрос, на который нужно ответить. Например: несу (что?) пакет, смотрю (на что?) на пакет. Во втором варианте слово находится в родительной падеже.

Если существительное одушевленное, имеет второе склонение и мужской род, то достаточно заменить его любым словом первого склонения и обратить внимание на концовку. К примеру: вижу кота - вижу собаку: окончание -у обозначает родительный падеж; нет кота - нет собаки: окончание -и - винительный).

В том случае, если существиетльное одушевленное и стоит во множественном числе, то его необходимо мысленно изменить на любое неодушевленное, которое отвечает на вопрос «что?» (люблю лошадей - люблю (что?) одежду - винительный; люблю красоту лошадей - люблю красоту одежды - родительный).

Важно обратить внимание на то, что в русском языке присутствует множество слов, которые не склоняются (пальто, метро и другие). Во всех вариантах они остаются неизменными.

Есть вероятность, что описанные выше способы не помогут. Необходимо всегда проверять падеж, задавая ключевой вопрос, чтобы избежать ошибок.

Видео

Из этого видео вы получите дополнительную информацию по теме «Винительный падеж имен существительных».

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Какой падеж нужен при отрицании?

Существительное, относящееся к глаголу с отрицанием, может иметь форму родительного или винительного падежа, например: не прочитал этой статьи – не прочитал эту статью . Трудность заключается в том, что в одних случаях тот или иной падеж является предпочтительным, а в других существует равная возможность употребления как родительного, так и винительного падежа.

Когда нужен родительный падеж?

    При сочетании с глаголом не иметь : не имеет права , значения , смысла , намерения , понятия , влияния ; не имеет дома , денег , машины , брата , друга , сведений .

    При наличии слов никакой , ничей, ни один : не взял на себя никакой ответственности, не потерял ни одного грамма, не прочитал ни одной статьи.

    При глаголах восприятия, мысли : не понял вопроса, не знал урока, не чувствовал боли, не заметил ошибки, не видел дорожного знака .

    Если существительное имеет отвлеченное значение: не теряет времени, не испытывает желания, не скрывает радости .

    Если в качестве зависимого слова используется местоимение: не допущу этого; не делайте того.

    Если перед глаголом или непосредственно перед именем есть усилительные частицы и , даже : Отправлялись за покупками втроем , но Любе и слова сказать не удавалось , старики сами все выбирали (Кетл.); Руки дрожат и не держат даже плошки с лекарством - не удержать им и книги (Сарт.); На тротуарах тесно , но никто вас не толкнет , никто ни с кем не ссорится , не услышишь даже громкого слова (газ.)

    При наличии повторяющегося союза ни... ни: не читает ни книг, ни газет.

    не играет роли , не производит впечатления , не обращает внимания, не уделяет внимания, не приносит ущерба , не придает значения, не вызывает сомнения, не принимает участия и т. д. А также: не говоря (не сказав ) худого слова ; не сводить глаз с кого -чего -л .; не находить себе места ; плетью обуха не перешибешь .

Когда нужен винительный падеж?

    Если отрицание не стоит не при глаголе, а при другом слове: не очень люблю стихи, не всегда читает книги, не вполне усвоил предмет (ср.: люблю стихи, но не очень; читает книги, но не всегда; усвоил предмет, но не вполне).

    Если при глаголе кроме данного существительного должно быть еще одно зависимое существительное или прилагательное: он не считает книгу интересной ; не прочитал статью за вечер; не обеспечили регион электроэнергией; Разве вы не считаете эту практику полезной ?

    Если существительное относится к инфинитиву, отделенному от глагола с отрицанием другим инфинитивом : он не хочет начинать писать мемуары (ср. он не хочет писать мемуаров и мемуары ).

    При наличии в предложении местоимений, указывающих на определенность объекта: Эту песню не задушишь , не убьешь; он не решил эту задачу (ср.: он не решал задач ); Ростов , не желая навязывать свое знакомство , не пошел в дом (Л. Толст.).

    При наличии после существительного придаточного предложения со словом который : Он не прочитал книгу, которую я ему дал .

    При одушевленном существительном или при имени собственном: Со времени моего кондукторства я не люблю Лесную улицу (Пауст.); Но Суровцев уже понимал , что уйти , не повидав Веру , не в силах (Чак.).

    Если отрицание входит в состав частицы едва не , чуть не , чуть -чуть не : Едва не уронил стакан ; Чуть не пропустил трамвай ; Чуть было не потерял билет .

    В собственно отрицательных предложениях типа Некому показать работу ; негде опубликовать статью.

    В некоторых устойчивых сочетаниях: Не морочь мне голову ; Не скаль зубы .

В остальных случаях существительные в описываемых конструкциях обычно можно использовать в форме и родительного падежа, и винительного падежа.

Какой падеж в этих конструкциях использовался раньше – родительный или винительный?

Прежде при глаголах с отрицанием почти всегда употреблялся родительный падеж. «Русская грамматика» пишет: «Единая старая норма обязательного родительного падежа при глаголах с отрицанием в современном языке под влиянием разговорной речи не выдерживается: во многих случаях употребление винительного падежа не только предпочитается, но и является единственно правильным».

Строгая обязательность родительного падежа при глаголе с отрицанием подвергалась сомнениям уже в XIX веке. Возражая критику, А. С. Пушкин писал: «Стих "Два века ссорить не хочу" критику показался неправильным. Что гласит грамматика? Что действительный глагол, управляемый отрицательною частицею, требует уже не винительного, а родительного падежа. Например: я не пишу стихов . Но в моем стихе глагол ссорить управляем не частицею не , а глаголом хочу . Ergo правило сюда нейдет. Возьмем, например, следующее предложение: Я не могу вам позволить начать писать... стихи , а уж конечно не стихов . Неужто электрическая сила отрицательной частицы должна пройти сквозь всю эту цепь глаголов и отозваться в существительном? Не думаю» (из статьи «Опровержение на критики», 1830).

Использованная литература:

    Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Словарь грамматических вариантов русского языка. –3-е изд., стер. М., 2008.

    Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1980.