Методы первичной профилактики основных стоматологических заболеваний презентация. Презентация "Профилактика стоматологических заболеваний у беременных женщин" – проект, доклад

Профилактика заболеваний зубов

Учитель биологии КОУ Омской области «Адаптивная школа-интернат № 5» ОЗЕРЕЦ Т.Н.


В норме у человека имеется 28-32 постоянных зуба.


  • Это тщательное удаление с поверхности зубов и дёсен зубных отложений с помощью различных средств гигиены. Зубы нужно чистить не менее 3 минут 2 раза в день – утром и вечером.



Полезные продукты

  • Это свежие твёрдые фрукты и овощи, цельнозерновые продукты, бобы, шпинат, вода, зелёный чай, орехи, рыба, яйца, кисломолочные продукты, мясо птицы

  • Сладкие газированные напитки, жевательные таблетки, алкоголь, сладости, сухофрукты, белый хлеб, макароны, картофель фри, чипсы

  • Чтобы сохранить зубы здоровыми необходимо приходить на осмотр к врачу-стоматологу не реже двух раз в год.

  • Это длительный хронический процесс, который является очагом и источником инфекции, так как с пищей ребенок постоянно заглатывает большое количество микроорганизмов и продуктов разложения тканей зуба и пищи, задерживающейся в кариозной полости.


  • Это когда в воспалительный процесс вовлечена пульпа. Это очень серьезно, так как можно лишиться зуба.


  • Прикусывание языка, нижней челюсти, губ, щек, предметов.
  • Привычка сосать пальцы, грызть ногти, игрушки.
  • Жевательная леность.

  • Зубы – это первое, о чем следует говорить и думать, когда речь заходит о вреде курения.


Правила для сохранения здоровых зубов:

1. Не стоит грызть зубами то, для чего они не предназначены – колоть орехи, открывать пивные бутылки. Также следует быть осторожным с продуктами, содержащими твердую сердцевину.

2. Газированные напитки лучше пить через трубочку-соломку, максимально избегая контакта напитков с зубами.

3. Чаще поласкайте рот простой водой после принятия пищи, особенно богатой углеводами и кислотами.

4. Не стоит чистить зубы сразу после употребления в пищу кислых продуктов. После воздействия кислоты эмаль зубов более уязвима к механическому воздействию. Правильнее прополоскать рот водой, а чистку осуществить спустя полчаса.


Соблюдать гигиену полости рта;

Ограничить потребление сахаросодержащих продуктов;

Регулярно посещать стоматолога.


LOGO 9 ФЕВРАЛЯ 2011г. Международный День стоматолога Стоматологические заболевания Это группа заболеваний органов полости рта, зубов, десен. Наиболее распространенное заболевание зубов – это кариес. Не леченный кариес опасен осложнениями (пульпитом, периодонтитом). К стоматологическим заболеваниям относится также заболевания пародонта (гингивиты, пародонтиты, пародонтоз), некариозные поражения зубов (флюороз и т.д.) ФАКТЫ В России в 88% случаев у 6-летних, а в 85,7% у 15-летних детей имеются признаки заболеваний пародонта: кровоточивость десен, зубной камень К 35-44 годам и 65 годам и старше у всех обследованных (89,5 - 99,5%) выявляются более тяжелые поражения пародонта, с наличием зубного камня и пародонтальных карманов различной глубины. Наиболее высокие показатели нуждаемости в санации отмечены в возрастной группе детей 6 лет, а также среди взрослого населения (3544 года и 65 лет и старше). В Волгоградской области распространенность кариеса у детей составляет 88%. У взрослого населения поражаемость кариесом достигает 100%. КАРИЕС ЗУБОВ Кариес - заболевание твердых тканей зуба, выражающееся в последовательном его разрушении (эмали, дентина, цемента), с образованием полости. В зависимости от степени поражения различают неосложненный и осложненный кариес (пульпит и периодонтит) Кариес молочных зубов: поражение зубных зачатков Первичной причиной возникновения раннего кариеса может быть поражение зубных зачатков еще во внутриутробном периоде, произошедшее из-за перенесенных матерью заболеваний во время беременности (а также в результате приема в этот период некоторых лекарственных препаратов). Это могут быть острые инфекционные заболевания, токсикозы (особенно поздние), стрессы, интоксикации (плохая экология, профессиональная вредность, вредные привычки). Одним из факторов, провоцирующих кариес у будущего ребенка, могут быть частые роды (с перерывом менее 2-х лет.) Возникновению кариеса могут способствовать также недоношенность плода, тяжелые роды, искусственное вскармливание, болезни желудочно-кишечного тракта. Кариес молочных зубов: углеводы В дальнейшем кариес молочных зубов может возникнуть у ребенка, если его кормят большим количеством углеводов. Природа кариеса тесно связана с наличием во рту большого количества патогенных микроорганизмов (бактерий), активно размножающихся в углеводной среде. В результате жизнедеятельности микроорганизмов (ферментативной переработки углеводов) образуются органические кислоты, вызывающие деминерализацию эмали. Поэтому стоматологи рекомендуют заменять сахаросодержащие продукты на пищу, содержащую ксилит (клубника, лук, морковь). Кариес зубов: недостаток фторидов Возникновению кариеса способствует недостаток фторидов (соединений фтора). Фториды поступают в организм с водой, продуктами. Фториды являются потенциальным фактором защиты от кариеса, поскольку подавляют активность ферментов, участвующих в образовании органических кислот. При этом введение фторидов внутрь более эффективно, чем местное применение фторсодержащих препаратов. Однако необходимо учитывать, что фториды в избыточных концентрациях токсичны, вызывают флюороз, заболевания желудочно-кишечного тракта, почек. Оптимальной считается доза фторидов приблизительно 0,1 мг на 1 кг массы тела в день. Существует мнение, что на степень поражения кариесом зубов у детей первых лет жизни влияют возраст и состояние здоровья матери, сезонные особенности, срок рождения ребенка. Например, обнаружено, что чем старше мать, тем меньше риск кариеса у ребенка. Чаще болеют кариесом дети, рожденные весной. Кариес молочных зубов: грудное вскармливание Увеличение продолжительности грудного вскармливания (до 12 месяцев и более) положительно влияет на здоровье зубов ребенка. Но при этом потребление ребенком сахара должно быть минимальным. Существует и другая сторона этой проблемы. Длительное (более года) грудное вскармливание должно обязательно сочетаться с кормлением ребенка разнообразной (в том числе и твердой) пищей, что ведет к самоочищению твердых тканей зубов при жевании. При этом происходит также очищение слюны от избытка в ней молочнокислых бактерий. Кариес молочных зубов: грудное вскармливание Увеличение продолжительности грудного вскармливания (до 12 месяцев и более) положительно влияет на здоровье зубов ребенка. Но при этом потребление ребенком сахара должно быть минимальным. Длительное (более года) вскармливание должно сочетаться с кормлением ребенка разнообразной (в том числе и твердой) пищей, что ведет к самоочищению твердых тканей зубов. При этом также очищается слюна от избытка в ней молочнокислых бактерий. Кариес молочных зубов: бутылочный кариес Особую проблему представляет собой так называемый "бутылочный кариес". Частое кормление из бутылочки, особенно ночью, вызывает попадание в рот ребенка легко ферментируемых углеводов, которые остаются там на всю ночь, питая бактерии и вызывая кариес. "Бутылочный кариес" – это очень быстро развивающийся кариес, возникающий в 2,5-15% случаев. Он характеризуется поражением передних 4-6 зубов и проявляется характерным коричневатым налетом. Позже поражение может распространиться и на жевательные зубы как верхней, так и нижней челюсти. Возникновение кариеса Кариес возникает последовательно - сначала на поверхности эмали зуба появляется пигментное пятно (белого, а потом и желтого цвета). Вскоре оно приобретает коричневую окраску. В дальнейшем разрушается эмаль, а после этого дентин. Этот процесс протекает достаточно медленно, в более редких случаях - быстро. Возникающая полость сначала в эмали, а потом в дентине прогрессирует в глубину и в ширину. Остатки пищи в ней являются питательной средой для бактерий, находящихся в большом количестве в полости рта. " Первая стадия кариеса может годами оставаться неизменной. При обнаружении кариозной полости нужно сразу обратиться к стоматологу. Иначе дальнейшее разрушение зуба приведет к пульпиту, и вызовет сильную зубную боль ФАКТОРЫ РИСКА КАРИЕСА 1. Неполноценность диеты и питьевой воды. 2. Соматические заболевания в период Text созревания тканей зуба. 3. Экстремальные воздействия на организм. 4. Наследственность, обеспечивающая полноценность эмали. Text МЕСТНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА КАРИЕСА 1. Зубная бляшка и зубной налет. 2. Нарушение состава и свойств ротовой жидкости.Text 3. Углеводные пищевые остатки в полости рта. 4. Отклонение в биохимическом составе твердых тканей зуба и неполноценная структура тканей зуба. Text 5. Состояние зубочелюстной системы в период закладки, развития и прорезывания зубов. Стратегия профилактики 1. Стоматологическое просвещение населения; 2. Обучение правилам рационального питания; 3. Обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта; 4. Эндогенное использование препаратов фтора; 5. Применение средств местной профилактики; 6. Вторичная профилактика (санация полости рта). LOGO

«Профилактика стоматологических заболеваний»

План

I Введение:

1) Определение профилактики стоматологических заболеваний;

2) Цели и задачи профилактики;

3) Актуальность темы.

II Основная часть.

Методы профилактики основных стоматологических заболеваний:

1) Стоматологическое просвещение населения;

2) Обучение правилам рационального питания;

3) Обучение правилам стоматологического ухода за полостью рта;

4) Эндогенное использование препаратов фтора;

5) Применение средств местной профилактики;

6) Вторичная профилактика (санация полости рта).

III Резюме

IV Выводы

V Библиография

I Введение.

Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний поло-сти рта. Внедрение программ профилактики приводит к резко-му снижению интенсивности кариеса зубов и болезней паро-донта, значительному уменьшению случаев потери зубов в моло- дом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших сто-матологических заболеваний.

Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достато-чно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.

Цели и задачи профилактики:

Уменьшение интенсивности и распространенности кариеса зубов; увеличение количества лиц, не имеющих кариеса.

Снижение процента лиц, у которых выявлены признаки поражения тканей пародонта; уменьшение количества секстантов с кровоточивостью, зубным камнем и патоло-гическими карманами в ключевой возрастной группе в соответствии с индексом нуждаемости в лечении болез-ней пародонта.

Актуальность темы:

Тема профилактики стоматологических заболеваний очень актуальна, поскольку результаты многочисленных исследований показывают, что интенсивность основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и болезни пародонта) среди насе-ления России достаточно высока.

Так, у трехлетних детей интенсивность кариеса временных зубов составляет в среднем 3,7, то есть у каждого трехлетнего российского ребенка почти 4 зуба поражены кариесом.

В дальнейшем, с возрастом, наблюдается значительное нарас-тание активности кариеса. К 15 годам среднее количество пораженных зубов среди подростков достигает 8,0. У взрослого населения поражаемость зубов кариесом достигает 100%.

Что касается состояния тканей пародонта, то оно оказалось неудовлетворительным у большинства населения России, неза-висимо от возраста и места проживания. К 35 – 44 годам и старше практически у всех обследованных выявились тяжелые поражения пародонта с преобладанием зубного камня и паро-донтальных карманов различной глубины.

Что касается Белгородской области, то за 2000 год пародон-тит зарегистрирован в 52, 18 случаев, а за 2001 год – 96,70 случаев.

II Основная часть.

Методы профилактики основных

стоматологических заболеваний:

1) стоматологическое просвещение населения;

2) обучение правилам рационального питания;

3) обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;

4) эндогенное использование препаратов фтора;

5) применение средств местной профилактики;

6) вторичная профилактика (санация полости рта).

Методы стоматологического просвещения – это беседы, лек-ции, семинары, уроки здоровья, игры и т.д.

Методы, предусматривающие заинтересованное участие насе-ления, называются активными. Их преимуществом является не-посредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия.

Методы не требующие активного участия населения, назы-ваются пассивными.

Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую ауди-торию. Недостаток – отсутствие обратной связи между паци-ентами и специалистом.

Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подраз-деляют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная.

Ступени, которые надо преодолеть любому человеку для выработки полезной привычки: знание => понимание => убеж-дение => навык => привычка.

Обучение правилам рационального питания.

Питание может влиять на ткани зубов двумя путями: во-первых, во время формирования зуба перед прорезыванием и, во-вторых, после прорезывания.

Для формирования резистентных к кариесу зубов одним из главных условий является полноценное в качественном и коли-чественном отношении питание беременной женщины, включа-ющее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты. Большое значение имеет питание в первый год жизни ребенка, когда идет закладка и развитие постоянных зу-бов.

Возникновению и прогрессированию кариеса зубов у насе-ления способствуют следующие особенности питания:

Высокое содержание в пищи легко ферментируемых углеводов, особенно сахара;

Увеличение частоты приема пищи;

Уменьшение употребления пищи, требующей интенсив-ного жевания, которое приводит к повышению тока слю-ны и «естественному очищению полости рта»;

Уменьшение потребления пищи, способствующей ингиби-рованию кариесу зубов.

Индивидуальная гигиена полости рта.

Индивидуальная гигиена предусматривает тщательное и регу-лярное удаление зубных отложений с поверхностей зубов и десен самим пациентом с помощью различных средств гигиены.

Существует много методов чистки зубов. Один из них – стандартный метод чистки зубов Пахомова Г.Н. Он заключается в следующем: чистку зубов начинают с участка в области верх-них правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.

При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров зубную щетку располагают под углом в 450 к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными движениями. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов. Заканчивают чистку круговыми движениями.

Основным инструментом для чистки зубов является зубная щетка.

Существует 5 степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.

Наиболее широко применяются щетки средней степени жест-кости.

Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и зубного налета с боковых поверх-ностей зубов.

Флюсы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контакт-ных поверхностей зубов.

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать хорошими дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующе-го.

Основными компонентами зубных паст является абразивные, гелеобразующие и пенообразующие вещества, отдушки, краси-тели.

Самым массовым лечебно-профилактическим средством явля-ются фторсодержащие зубные пасты. Поступление фторида в эмаль зубов увеличивает ее резистивность к кислотной демине-рализации за счет образования более устойчивых к растворению структур.

Зубные пасты, содержащие в своем составе фосфаты камня, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, обладают выраженным противокариозным дей-ствием.

В последнее время широко используют лечебно-профи-лактические зубные пасты, в состав которых входят несколько лекарственных растений (шалфей, мята перечная, ромашка, эхинация и др.).

Жевательная резинка – средство, позволяющее улучшить ги-гиеническое состояние полости рта за счет увеличения коли-чества слюны и скорости слюноотделения, что способствует очищению поверхности зуба и нейтрализации органических кислот, выделяемых бактериями зубного налета.

Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта. Они улучшают очищение поверхностей зубов, предупре-ждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта.

Эндогенные методы применения фторидов.

Применение соединяющих фтора для профилактики кариеса зубов можно условно разделить на два основных способа – системный (эндогенный) – поступление фторидов в организм с водой, солью, молоком, в таблетках или каплях; и местный (экзогенный) – использование растворов, гелей, зубных паст, лаков.

Средства для местного применения.

Фторидсодержащие лаки. Их используют для пролонги-рования периода воздействия фторидов на эмаль. Они образуют прилегающую к эмали пленку, остающуюся на зубах в течении нескольких часов, а в фиссурах, щелях и микропространствах – несколько дней и даже недель.

Средняя редукция прироста кариеса при применении лака составляет 50%.

Фторосодержащие растворы и гели.

Используют препараты с высокой концентрацией фторида натрия (2% раствор фторида натрия).

Эффективным реминерализирующим препаратом является «Ремодент», используемый в виде раствора для аппликации и зубной пасты.

Герметики для запечатывания фиссур зубов

Назначение герметиков заключается в создании физического барьера, предотвращающего попадание в ретенционные учас-тки эмали микроорганизмов ротовой полости и конечных про-дуктов их жизнедеятельности.

Этапы герметизации фиссур:

Протравливание эмали зуба 35-37% ортофосфорной кислоты в течении 15-

20 секунд;

Отмывание кислоты с поверхности зуба водно-воздушной струей;

Повторная изоляция зуба от слюны ватными валиками и слюноотсосом;

Высушивание протравленной поверхности воздухом. Протравленная эмаль должна быть тусклой, матовой, меловидно-белого цвета.

Нанесение герметика должно проводиться немедленно тонким слоем по всей фиссурно-ямочной сети жевательной поверхности, исключая при этом образова-ние пузырьков воздуха и завышение окклюзионной высо-ты зуба.

Контроль за постановкой герметика осуществляется в следующие сроки: через неделю, месяц, полгода и год.

III Резюме

Таким образом, из вышеизложенного следует, что при отсутствии программ профилактики на популяционном уровне относительно невысокая поражаемость зубов кариесом и легкая степень заболевания парадонта у детей и подростков переходит у взрослых в достаточно тяжелую форму, что, в свою очередь, приводит к увеличению потребности в терапевтическом, хирургическом и ортопедическом лечении.

IV Выводы

Учитывая то, что интенсивность основных стоматологических заболеваний среди населения России достаточно высока, огром-ное значение имеет знание и проведение профилактических мероприятий.

В стоматологическом просвещении, помимо врачей-стомато-логов, должны участвовать психологи, педагоги и другие специ-алисты по обучению.

Целесообразно начинать мотивацию с педагогов и медицин-ских работников детских учреждений. После этого следует орга-низовать встречи с родителями детей, объяснить им возмож-ность и важность предотвращения заболеваний зубов и десен, рассказывать о правилах и особенностях чистки зубов у детей.

Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны быть строго дифференцированы в зависимости от их возраста: если с маленькими детьми лучше проводить занятия в форме игры, то со старшими разговаривать надо так же, как со взрослыми.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что для улучшения стоматологического здоровья на уровне популяции необходимы усилия не только специалистов, но и общества в целом. Должно сформироваться общественное мнение, что забо-титься о здоровье полости рта так же необходимо, как и о кра-соте своей внешности.

Алябьева Дарья - 11 «а» класс

Тема проекта: «»

ЦО №1430, 11 «а» класс

Аннотация

Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов молодом возрасте и увеличению числа детей с интактными зубами.

Цель исследований

Обучить гигиеническим навыкам чистки зубов детей младшего школьного возраста.

Изучение и анализ социологической, технической, медицинской и научной литературы по профилактике заболеваний полости рта, используя математический, социалогический метод.

  1. Создано обучающее пособие в виде мультимедийного диска на тему «Здоровые зубы» в программе Power Point c использованием возможностей данной программы: внедрение звука, мультимедийных роликов, картинок. Данное пособие может использоваться на уроках природоведения, а также диск может использоваться классными руководителями для проведения тематических классных часов.
  2. В рамках проекта учащиеся вторых классов Центра образования №1430 в количестве 54 человек (7-8 лет) были поделены на 2 группы (по 27 человек): наблюдения и сравнения. Для учащихся наблюдаемой группы был разработан санитарный урок «Здоровые зубы» для обучения навыкам гигиены полости рта.
  3. Для учащихся наблюдаемой группы был проведен санитарный урок на тему «Здоровые зубы».
  4. Проведено обследование учащихся группы наблюдения и группы сравнения по индексу гигиены Федорова-Володкиной. Осмотр осуществлялся визуально после использования препарата «Динал». Через 2 недели было проведено повторное обследование.
  5. Проведена обработка и анализ проведенных исследований.

Выводы

Учитывая то, что интенсивность основных стоматологических заболеваний у детей среди младшего школьного возраста достаточно высока, огромное значение имеет знание и проведение профилактических мероприятий.

Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны проводиться регулярно для обучения навыкам гигиены полости рта.

Таким образом, для улучшения стоматологического здоровья детей необходимы усилия не только специалистов, но и общества в целом. Должно сформироваться общественное мнение, что заботиться о здоровье полости рта так же необходимо, как и о красоте своей внешности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Форум юношеских талантов:

Соревнование молодых исследователей

программы “Шаг в будущее” в Центральном

федеральном округе РФ,

Московская открытая конференция

школьников “ НТТМ Москва 2011 ”

ПРОЕКТ

«Профилактика стоматологических заболеваний у учащихся младшего школьного возраста»

Научные консультанты: д.м.н., профессор Прохончуков Александр Алексеевич

Научный руководитель: Алябьева Наталья Михайловна – учитель ИИТ

Москва, 2011

Тема проекта: « Профилактика стоматологических заболеваний у учащихся младшего школьного возраста »

ЦО №1430, 11 «а» класс

Аннотация

Обоснование выбора направления

Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов молодом возрасте и увеличению числа детей с интактными зубами.

Цель исследований

Методы проведения исследования

Изучение и анализ социологической, технической, медицинской и научной литературы по профилактике заболеваний полости рта, используя математический, социалогический метод.

Результаты проведения исследования

  1. Создано обучающее пособие в виде мультимедийного диска на тему «Здоровые зубы» в программе Power Point c использованием возможностей данной программы: внедрение звука, мультимедийных роликов, картинок. Данное пособие может использоваться на уроках природоведения, а также диск может использоваться классными руководителями для проведения тематических классных часов.
  2. В рамках проекта учащиеся вторых классов Центра образования №1430 в количестве 54 человек (7-8 лет) были поделены на 2 группы (по 27 человек): наблюдения и сравнения. Для учащихся наблюдаемой группы был разработан санитарный урок «Здоровые зубы» для обучения навыкам гигиены полости рта.
  3. Д «Здоровые зубы».
  4. Проведено обследование учащихся группы наблюдения и группы сравнения по индексу гигиены Федорова-Володкино й. Осмотр осуществлялся визуально после использования препарата «Динал». Через 2 недели было проведено повторное обследование.
  5. Проведена обработка и анализ проведенных исследований.

Выводы

Основная часть

Обоснование выбора направления

Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и увеличению числа детей с интактными зубами.

Один из путей предупреждения стоматологических заболеваний - правильная чистка зубов.

Цель исследований

Обучить гигиеническим навыкам чистки зубов детей младшего школьного возраста.

Задачи исследований

  1. Ознакомиться с методами профилактики заболеваний полости рта.
  2. Ознакомиться с методами правильной чистки зубов.
  3. Разработать санитарный урок гигиены полости рта.
  4. Провести обследование с помощью методов оценки гигиены полости рта по индексу гигиены Федорова-Володкиной.

Актуальность проблемы

По данным ВОЗ 92% населения Земного шара не умеет чистить зубы.

Высокая распространенность и интенсивность кариеса зубов и заболеваний пародонта обуславливает особую актуальность проблемы и профилактики этих заболеваний. Распространенность кариеса зубов у детей в разных регионах России колеблется от 60 до 95%. Распространенность воспалительных заболеваний пародонта у детей школьного возраста достигает 80%. Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта.

Отсутствие профилактических мероприятий в дошкольных и школьных учреждениях, отсутствие школьных стоматологических кабинетов ведет к возникновению заболеваний полости рта.

Научная статья

Введение. Высокая распространенность и интенсивность кариеса зубов и заболеваний пародонта обуславливает особую актуальность проблемы и профилактики этих заболеваний. Распространенность кариеса зубов у детей в разных регионах России колеблется от 60 до 95%. Распространенность воспалительных заболеваний пародонта у детей школьного возраста достигает 80%. Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших стоматологических заболеваний.

Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.

Материалы и методы. В рамках проекта был проведено обучение и тестирование учащихся вторых классов Центра образования №1430. Учащиеся в количестве 54 человек (7-8 лет) были поделены на 2 группы (по 27 человек): наблюдения и сравнения. Для учащихся наблюдаемой группы был проведен санитарный урок на тему: «Здоровые зубы». Затем проведено обследование по индексу гигиены по Федорову-Володкиной . Осмотр осуществлялся визуально после использования препарата «Динал». Через две недели, а затем через месяц было проведено повторное обследование. Для работы использовался анализ социологический, технический, медицинской и научной литературы по диагностике и лечению заболеваний полости рта с использованием математического и социалогического методов.

Методы профилактики основных стоматологических заболеваний:

1) стоматологическое просвещение населения;

2) обучение правилам рационального питания;

3) обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;

4) эндогенное использование препаратов фтора;

5) применение средств местной профилактики;

6) вторичная профилактика (санация полости рта).

Методы стоматологического просвещения – это беседы, лекции, семинары, уроки здоровья, игры и т.д.

Методы, предусматривающие заинтересованное участие населения, называются активными. Их преимуществом является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия.

Методы не требующие активного участия населения, называются пассивными.
Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию. Недостаток – отсутствие обратной связи между пациентами и специалистом.

Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подразделяют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная.

Ступени, которые надо преодолеть любому человеку для выработки полезной привычки: знание => понимание => убеждение => навык => привычка.

Обучение правилам рационального питания. Для формирования резистентных к кариесу зубов одним из главных условий является полноценное в качественном и количественном отношении питание беременной женщины, включающее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты.

Возникновению и прогрессированию кариеса зубов у населения способствуют следующие особенности питания:

Высокое содержание в пищи легко ферментируемых углеводов, особенно сахара;

Увеличение частоты приема пищи;

Уменьшение употребления пищи, требующей интенсивного жевания, которое приводит к повышению тока слюны и «естественному очищению полости рта»;

Уменьшение потребления пищи, способствующей ингибированию кариесу зубов.

Индивидуальная гигиена полости рта. Индивидуальная гигиена предусматривает тщательное и регулярное удаление зубных отложений с поверхностей зубов и десен самим пациентом с помощью различных средств гигиены.

Существует много методов чистки зубов. Один из них – стандартный метод чистки зубов Пахомова Г.Н. Он заключается в следующем: чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.

При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров зубную щетку располагают под углом в 45º к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными движениями. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов. Заканчивают чистку круговыми движениями.

Основным инструментом для чистки зубов является зубная щетка.

Существует 5 степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.Наиболее широко применяются щетки средней степени жесткости.

Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и зубного налета с боковых поверхностей зубов.

Флюсы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов.

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать хорошими дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.

Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторсодержащие зубные пасты. Поступление фторида в эмаль зубов увеличивает ее резистивность к кислотной деминерализации за счет образования более устойчивых к растворению структур.

Зубные пасты, содержащие в своем составе фосфаты камня, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, обладают выраженным противокариозным действием.

В последнее время широко используют лечебно-профилактические зубные пасты, в состав которых входят несколько лекарственных растений (шалфей, мята перечная, ромашка, эхинация и др.).

Жевательная резинка – средство, позволяющее улучшить гигиеническое состояние полости рта за счет увеличения количества слюны и скорости слюноотделения, что способствует очищению поверхности зуба и нейтрализации органических кислот, выделяемых бактериями зубного налета.

Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта. Они улучшают очищение поверхностей зубов, предупреждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта.

Вывод. При отсутствии программ профилактики на популяционном уровне относительно невысокая поражаемость зубов кариесом и легкая степень заболевания пародонта у детей и подростков переходит у взрослых в достаточно тяжелую форму, что, в свою очередь, приводит к увеличению потребности в терапевтическом, хирургическом и ортопедическом лечении.

Практическая часть

  1. Тема обучения профилактике стоматологических заболеваний актуальна для учащихся школ. По данной тематике был произведен полный информационный обзор, как библиотечного материала, так и Интернет материалов. Изучены достижения и перспективы. Самые интересные, с нашей точки зрения, аспекты представлены в мультимедийном обучающем пособии.

Обучающее пособие в виде мультимедийного диска на тему «Здоровые зубы» создано в программе Power Point c использованием возможностей данной программы: внедрение звука, картинок, видео. Данное пособие может использоваться для профилактики и обучению навыкам гигиены полости рта.

  1. В рамках проекта учащиеся вторых классов Центра образования №1430 в количестве 54 человек (7-8 лет) были поделены на 2 группы (по 27 человек): наблюдения и сравнения. Для учащихся наблюдаемой группы был разработан санитарный урок «Здоровые зубы» для обучения навыкам гигиены полости рта. План и ход урока представлен в приложении 1.
  2. Д ля учащихся наблюдаемой группы был проведен санитарный урок на тему «Здоровые зубы».
  3. Проведено обследование учащихся в группе наблюдения и в группе сравнения по индексу гигиены Федорова-Володкино й. Осмотр осуществлялся визуально после использования препарата «Динал». Через две недели было проведено повторное обследование. В качестве теста гигиенической очистки зубов используют окраску губной поверхности шести нижних передних зубов йод-йодидно-калиевым раствором (калия йодид – 2 г; йод кристаллический – 1 г; вода дистиллированная – 40 мл).

Количественную оценку производят по пятибалльной системе:

окрашивание всей поверхности коронки зуба – 5 баллов;

окрашивание 3/4 поверхности коронки зуба – 4 балла;

окрашивание 1/2 поверхности коронки зуба – 3 балла;

окрашивание 1/4 поверхности коронки зуба – 2 балла;

отсутствие окрашивания поверхности коронки зуба – 1 балл.

Разделив сумму баллов на число обследованных зубов, получают показатель гигиены полости рта (индекс гигиены – ИГ).

Расчет производят по формуле:

ИГ= Ки (сумма оценок каждого зуба) / n

где: ИГ – общий индекс очистки; Ки – гигиенический индекс очистки одного зуба;

n – число обследованных зубов [обычно 6].

Качество гигиены полости рта оценивают следующим образом:

хороший ИГ – 1,1 – 1,5 балла;

удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла;

неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла;

плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла;

очень плохой ИГ – 3,5 – 5,0 баллов.

При регулярном и правильном уходе за полостью рта индекс гигиены в пределах 1,1–1,6 баллов; значение ИГ 2,6 и более баллов свидетельствует об отсутствии регулярного ухода за зубами.

Рис.1. Определение индекса гигиены по Федорову-Володкиной.

Результаты обследования, проводимые после проведения урока «Здоровые зубы» показал, что хороший показатель гигиены полости рта (ИГ) - 1,1 балла был определен у 2 учащихся. Оценку удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла получили 5 учащихся. Неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла был определен у 13 человек. Плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла зафиксирован у 4 человек. Очень плохой ИГ – 3,5 – 5,0 баллов – у 3 ребят. (Рис. 2)

Рис.2. Оценка качества гигиены полости рта по Федорову-Володкиной в группе наблюдения сразу после проведения санитарного урока.

В группе сравнения в день проведения санитарного урока было также проведено обследование учащихся. Хороший показатель гигиены полости рта (ИГ) - 1,1 балла был определен у 1 человека. Оценку удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла получили 5 учащихся. Неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла был определен у 11 человек. Плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла зафиксирован у 8 человек. Очень плохой ИГ – 3,5 – 5,0 баллов – у 2 ребят. (Рис. 3).

Рис.3 . Оценка качества гигиены полости рта по Федорову-Володкиной в группе сравнения в день проведения санитарного урока в группе наблюдения.

Через 2 недели после проведения санитарного урока «Здоровые зубы» было проведено повторное обследование учащихся в группе наблюдения. Хороший показатель гигиены полости рта (ИГ) - 1,1 балла был определен у 5 учащихся. Оценку удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла получили 11 учащихся. Неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла был определен у 11 человек. Плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла и очень плохой ИГ не были выявлены ни у кого из ребят. (Рис. 4).

Рис.4. Оценка качества гигиены полости рта по Федорову-Володкиной в группе наблюдения через 2 недели.

Через 2 недели после проведения санитарного урока «Здоровые зубы» было проведено повторное обследование учащихся в группе сравнения. Хороший показатель гигиены полости рта (ИГ) - 1,1 балла был определен у 2 человек. Оценку удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла получили 6 учащихся. Неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла был определен у 7 человек. Плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла зафиксирован у 8 человек. Очень плохой ИГ – 3,5 – 5,0 баллов – у 4 ребят. (Рис. 5).

Рис.5. Оценка качества гигиены полости рта по Федорову-Володкиной в группе сравнения через 2 недели.

Выводы. В результате проведения обследования можно утверждать, что дети в группе сравнения и в группе наблюдения не умеют правильно чистить зубы. В среднем у ребят зафиксирована плохая оценка гигиены полости рта.

После проведения санитарного урока «Здоровые зубы» учащиеся группы наблюдения научились (не все!) правильно чистить зубы. Хотя есть дети с неудовлетворительным ИГ, но плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла и очень плохой ИГ не были выявлены ни у кого из ребят.

Выводы и заключение

Учитывая то, что интенсивность основных стоматологических заболеваний у детей среди младшего школьного возраста достаточно высока, огромное значение имеет знание и проведение профилактических мероприятий.

Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны проводиться регулярно для обучения навыкам гигиены полости рта.

Таким образом, для улучшения стоматологического здоровья детей необходимы усилия не только специалистов, но и общества в целом. Должно сформироваться общественное мнение, что заботиться о здоровье полости рта так же необходимо, как и о красоте своей внешности.

Список литературы

  1. Стоматология детского возраста под редакцией Т.Ф. Виноградовой. Москва, 1987.
  2. Руководство по терапевтической стоматологии под редакцией А.И. Евдокимова. Москва, 1967.
  3. Бажанов Н.Н. Стоматология. Москва, 1984.
  4. Рыбаков А.И., Платонов Е.Е. Терапевтическая стоматология. Москва, 1968.
  5. Рожновской А.В. Профилактика стоматологических заболеваний у детей. 2007.
  6. www.rusmg.ru.
  7. www.stomatolog-24.narod.ru.

Приложение 1. План и ход санитарного урока «Здоровые зубы».

Тема урока: Здоровые зубы.

Цели урока:

Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности.

Развитие познавательных интересов, навыков гигиены полости рта, самоконтроля.

Формирование умения грамотно излагать свою точку зрения

Задачи урока:

  1. Рассказать учащимся о строении зуба;
  2. показать учащимся значение правильного ухода за зубами для здоровья, рассказать о роли пищи для сохранения зубов здоровыми, о пище, вредной для здоровья зубов.

Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийный проектор,
компьютеры, тест.

План урока:

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Первичное закрепление изученного материала

Итог.

Домашнее задание.

Ход урока:

Организационный момент

Приветствие, объяснение хода урока. Постановка целей и задач для учащихся.

Объяснение нового материала. На доске нет темы урока.

Просмотр презентации к уроку.

[Слайд 1]. Сейчас нам предстоит разгадать загадку, а разгадав ее узнаем ключевое слово, это и будет тема урока.

Ребята, а у вас болели зубы?

[Слайд 2].Просмотр фрагмента мультфильма: «Храбрая птичка Тари».

[Слайд 3] Ребята. Какие сказки вы знаете, в которых у главного героя болят зубы?

Стихотворение Б.П.Корнилова (отрывок).

После просмотра мультфильма проводится краткая беседа о том, что дети знают об уходе за зубами, умеют ли они ухаживать за зубами, о пище, которая полезна или вредна для зубов.

[Слайд 5]. Строение зуба.

[Слайд 6]. Индивидуальная гигиена.

– это тщательное ежедневное удаление с поверхности зубов и десен зубных отложений с помощью различных средств гигиены. Зубы нужно чистить не менее 3 минут 2 раза в день – утром и вечером.

[Слайд 7]. Правильная чистка зубов.

Зубы необходимо чистить после каждого приема пищи. По данным Всемирной организации здравоохранения 92% населения Земли не умеет чистить зубы.

[Слайд 8]. Зубные пасты.

Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторидсодержащие зубные пасты. Фториды увеличивают устойчивость зубов к кислотам, которые образуются после приема пищи. Эти пасты рекомендуются детям и взрослым для профилактики кариеса зубов.

Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют процессу формирования эмали зубов. Регулярный массаж десен активизирует обменные процессы, улучшает кровообращение в тканях десны.

[Слайд 9]. Всем ребятам следует помнить, что для поддержания стоматологического здоровья и предупреждения стоматологических заболеваний необходимы:

  1. эффективная гигиена полости рта;
  2. ограничение потребления сахарсодержащих продуктов;
  3. использование фторидов;
  4. регулярное посещение стоматолога.

Подведение общего итога урока. Итак, наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать:

Домашнее задание. Подводятся итоги. Повторяются правила ухода за зубами.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Профилактика стоматологических заболеваний у детей в возрасте от 6 до 12 лет Работу выполнил: студент 4 курса стоматологического факультета Сафарян Д.А. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования Первый Московский Государственный Медицинский Университет им. И.М. Сеченова


Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших стоматологических заболеваний. Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания


Методы профилактики основных стоматологических заболеваний: Стоматологическое просвещение населения Обучение правилам рационального питания; Обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта; Эндогенное использование препаратов фтора; Применение средств местной профилактики;


Методы стоматологического просвещения Беседы Лекции Семинары Уроки здоровья Игры и т.д. Методы, предусматривающие заинтересованное участие населения, называются активными. Их преимуществом является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия. Методы не требующие активного участия населения, называются пассивными. Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию. Недостаток – отсутствие обратной связи между пациентами и специалистом. Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подразделяют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная. Ступени, которые надо преодолеть любому человеку для выработки полезной привычки: знание => понимание => убеждение => навык => привычка. понимание => убеждение => навык => привычка.">


Общая характеристика периода от 6 до 12 лет Продолжается прорезывание постоянных зубов и замена молочных. Это состояние называется "сменным" прикусом. У уже прорезавшихся зубов заканчивается (полностью к 14 годам) формирование корней (т.е. вначале они не сформированы, и зуб уже есть «на улице», а корень его в челюсти только продолжает свое формирование и через какое-то время закрывается его верхушка). Окончательно формируется и приобретает постоянный размер верхнечелюстная пазуха, т.к. в более раннем возрасте ее развитию "мешают" находящиеся в челюсти зачатки постоянных зубов. Уплотняется структура костной ткани челюстей.


Типичные проблемы и симптомы периода Характерными проблемами данного возраста являются увеличение кариозных зубов за счет еще более плохой гигиены (дети идут в школу, им становится некогда качественно это делать по утрам, снижается и контроль со стороны родителей - детей школьного возраста уже принято считать самостоятельными).


Типичные проблемы и симптомы периода Очень характерными в этом возрасте становятся и травмы: отломы коронок постоянных резцов (возможно при посещении спортивных секций либо во время самостоятельных прогулок на зимних горках). Сложности этих травм состоят в том, что при отломе коронки зуба часто обнажается пульпа зуба (сосудисто- нервный пучок внутри эмали и дентина), а удалить "нерв" и запломбировать канал в ряде случаев не представляется возможным, так как корень зуба еще не сформирован (не закрыта его верхушка в челюсти, и он представляет собой раструб, как бы открытую воронку, а не закрытый конус как у взрослых). Поэтому лечение таких зубов проводится под длительным и постоянным наблюдением, требует бережного контроля, врачи как бы доращивают корень зуба, и только потом при необходимости пломбируют канал.


Типичные проблемы и симптомы периода Сформировываются патологии прикуса (сосание карандаша или ручки во рту во время учебы), открытый прикус (дети идут в школу, увеличивается нагрузка на иммунитет, учащаются простудные заболевания, как возможный результат невылеченных насморков – аденоиды и, соответственно, преимущественно ротовое дыхание, и в результате патологии прикуса). Если постоянные жевательные зубы не были герметизированы, то следующий за кариесом воспалительный процесс в пульпе (пульпит) также представляет сложность в лечении по причине несформированных еще корней (только жевательные зубы - это уже многокорневые зубы, т.е. еще более сложные в лечении при несформированных корнях в данном возрасте). Корни 6-х зубов окончательно формируются, как правило, к годам, корни резцов к 8-10 годам.


Обучение правилам рационального питания Питание может влиять на ткани зубов двумя путями: во-первых, во время формирования зуба перед прорезыванием и, во-вторых, после прорезывания. Для формирования резистентных к кариесу зубов одним из главных условий является полноценное в качественном и количественном отношении питание беременной женщины, включающее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты. Большое значение имеет питание в первый год жизни ребенка, когда идет закладка и развитие постоянных зубов. Возникновению и прогрессированию кариеса зубов у населения способствуют следующие особенности питания: - высокое содержание в пищи легко ферментируемых углеводов, особенно сахара; - увеличение частоты приема пищи; - уменьшение употребления пищи, требующей интенсивного жевания, которое приводит к повышению тока слюны и «естественному очищению полости рта»; - уменьшение потребления пищи, способствующей ингибированию кариесу зубов.


Пасты и гели для чистки зубов зубные порошки ополаскиватели полости рта жевательные резинки, не содержащие сахара зубные щетки приспособления для очищения языка межзубные щетки (ершики) зубные нити зубочистки межзубные стимуляторы ирригаторы полости рта средства для ухода за съемными ортопедическими и ортодонтическими конструкциями красители для самостоятельного выявления зубных отложений Межзубные ершики, зубные нити, зубочистки, межзубные стимуляторы и однопучковые специальные зубные щетки можно объединить в группу интердентальных средств гигиены полости рта Средства для индивидуального ухода за полостью рта включают:


Зубная паста это комбинации абразивного материала и отдушки, связанных между собой в когезионную массу; с помощью зубной щетки она используется для чистки доступных поверхностей зубов. Основными компонентами зубной пасты являются: абразивные (соскабливающие) гелеобразующие и пенообразующие вещества красители отдушки и вещества, улучшающие вкусовые качества активные реагенты, обеспечивающие лечебно-профилактические свойства пасты Зубные пасты


Фторидсодержащие зубные пасты Зубные пасты Эльмекс-гель, содержащий мг/кг олафура, рекомендуется для использования один раз в неделю детьми в возрасте от 6 лет и старше с повышенным риском возникновения кариеса зубов под наблюдением взрослых. Применение геля показано также при использовании ортодонтических аппаратов. Гель, как и паста, используется для чистки зубов в течение 2 мин. Дети не должны проглатывать гель. После чистки следует прополоскать рот водопроводной водой.


Фторидсодержащие зубные пасты Эффективность фторидсодержащих паст зависит от содержания в них фторида. Противокариозный эффект зубной пасты, усиливается при увеличении концентрации фторида до 2500 мг/кг. Увеличение содержания фторида на каждые 500 мг/кг противокариозный эффект возрастает на 6%. Противокариозное действие пасты начинается при содержании в ней 250 мг/кг F -. Европейской комиссией установлен предел для концентрации фторида, который не должен превышать 1500 мг/кг. Для профессионального местного использования фторида в стоматологии выпускаются гели с содержанием мг/кг F -. Зубные пасты


Зубные пасты для детей Требования, предъявляемые к детским зубным пастам, следующие: Низкая абразивность. Для временных зубов и только что прорезавшихся постоянных зубов, а также при пониженной кислоторезистентности эмали оптимально использование гелевых паст. Значение RDA для детских паст не должно превышать SO. Отсутствие вкусовых добавок, способных вызвать желание ребенка есть пасту или приучить его к сладкому вкусу. Предпочтительно использование нейтральных, мятных или фруктовых ароматизаторов, которые не вызывают неприятия у ребенка. Привлекательный внешний вид и удобная для использования ребенком упаковка.


Зубные пасты для детей Зубные пасты для детей 7-12 лет: Blend-a-med (Junior Gel) (NaF, фосфаты); Colgate junior (0,15 % NaF 680 ч/млн F -); Colgate junior super star (0,76 % Na 2 PO 3 F 1000 ч/млн F -); My first Colgate (NaF); Dental dream for children (0,5 % Na 2 PO 3 F 660 ч/млн F -, кальция лактат); Four Fruit (Na 2 PO 3 F, NaF); Mildfresh junior (0,76 % Na 2 PO 3 F ч/млн F -); Sanino Junior (Na 2 PО 3 F); Новый жемчуг Юниор 7-12 лет (0,76 % Na 2 PO 3 F 1000 ч/млн F -, масло чайного дерева); Детский жемчуг комплекс (Na 2 PO 3 F 500 ч/млн F -, кальция глицерофосфат); Каримед детский (NaF, кальция глюконат); Продент для подростков (NaF + Na 2 PО 3 F).


Зубные пасты для детей При использовании зубных паст детьми, особенно в период обучения чистке зубов, необходим контроль со стороны родителей. Известно, что антибактериальное и реминерализирующее действие зубных паст осуществляется, когда паста находится во рту не менее 23 мин, что требует тщательной чистки зубов.




Подушечка для чистки языка!!! Маленькая овальная головка щетки с окантовкой из мягкого материала Зона нанесения зубной пасты Многоуровневые щетинки Нескользкая, мягкая, объемная ручка с изгибом для большого пальца Зубная щетка для ухода за ротовой полостью детей старше 5 лет, у которых все еже остаются молочные и уже появились постоянные зубы. Для эффективной чистки зубов смешанного расположения и очистки языка Для приучения детей к правильной гигиене ротовой полости Для защиты десен Для нанесения рекомендованного количества зубной пасты Для более удобной и эффективной чистки зубов Для удобства и комфорта во время чистки зубов Colgate Smiles 5+ Colgate Smiles 5+






Растворы для полоскания полости рта Для ежедневных полосканий применяют 0,05%, а для еженедельных 0,20% раствор фторида натрия. Растворы для полосканий рекомендуются как для индивидуального использования, так и в группах детей в школьных классах. Растворы для полоскания полости рта принято делить на две группы растворы, содержащие противомикробные средства первого и второго поколений. Большинство из выпускаемых в настоящее время растворов принадлежит к первому поколению, поскольку их активные компоненты способны блокировать рост микроорганизмов в течение всего лишь 30 мин, а некоторые из них действуют даже меньше 30 мин.


Зубные щетки В настоящее время в продаже имеется множество моделей зубных щеток, отличающихся между собой по размеру и форме рабочей головки, длине и типу эластичных ворсинок, соотношения утла головки щетки по отношении к ее ручке и т.д. Различия в дизайне зубных щеток, а также химический состав и расположение ворсинок и их пучков послужили предметом многочисленных исследований и публикаций на тему выбора оптимального образца зубной щетки. литературе доминирует положение о том, что округленные на конце ворсинки щетки должны быть мягкими, сделанными из нейлона, и собраны в пучок на короткой головке. Каждая зубная щетка состоит из ручки и рабочей части-головки с посаженными в нее кустиками щетинок. В последнее время для изготовления щеток используется синтетическое волокно (нейлон, сетрон, перлон, дерлон, полиуретан и др.).


Зубные щетки Существует 4 степени жесткости зубных щеток: жесткие, средней жесткости, мягкие и очень мягкие. Исключение составляют детские зубные щетки, которые изготавливаются из мягкой и очень мягкой щетины. Наиболее эффективны щетки средней жесткости и мягкие, так как их щетинки, будучи более гибкими, очищают десневую бороздку и лучше проникают в межзубные промежутки. Очень мягкие щетки рекомендуется использовать в период лечения заболеваний пародонта, когда состояние десны не позволяет проводить энергичную чистку зубов. При нормальном состоянии зубов и пародонта рекомендуется использовать щетки средней жесткости и мягкие.


Зубные щетки Для детей до 12 лет рекомендуются мягкие щетки с рабочей головкой до 25 мм. Важно следить родителям за состоянием щетки. В зависимости от ее качества щетка может использоваться для чисток зубов, т.е. в течение 2 мес (Marthaler T.M., 1988; 1990). А – 3 ряда пучковБ – 4 ряда пучков Размеры и количество пучков ворсинок зубных щеток для детей в возрасте от 2 до 12 лет (А) и в возрасте старше 12 лет (Б)


Зубные щетки При выборе зубной щетки следует руководствоваться следующими основными правилами (Marthaler T.M., 1990) : щетка должна иметь удобную ручку и не вращаться во время чистки конструкция щетки не должна определять ее движения щетка не должна способствовать горизонтальным движениям; (г) щетка должна соответствовать возрасту человека


Уход за полостью рта с использованием зубной щетки компании (2 раза в день после еды чистите зубы не менее 2 мин, язык – 10 с) Внешнюю поверхность зубов очищают выметающими движениями в направлении от десны к краю зуба. Головку щетки располагают под углом в 45 0 к очищаемой поверхности Внутреннюю поверхность задних (жевательных) зубов следует очищать круговыми движениями, передних зубов – короткими вертикальными движениями Жевательную поверхность зубов чистят, перемещая щетку вперед-назад. Более высокая щетина на кончике щетки обеспечивает лучший доступ к задним зуба Для очищения языка используется уникальная подушечка на обратной стороне головки щетки, позволяющая удалить бактерии, вызывающие появление неприятного запаха изо рта


Методы чистки зубов Методы чистки зубов, рекомендованные многими авторами, отличаются между собой по характеру движения зубной щетки по поверхности зубов, а именно вертикальные, горизонтальные, круговые, вибрирующие и выметающие. Детальный анализ имеющихся данных литературы свидетельствует о существенных разногласиях авторов в оценке их эффективности, за исключением круговой методметод Басc Методы чистки зубов кругового и Басс-метода, которые признаются большинством исследователей как наиболее эффективные для полноценного удаления зубного налета. Зубная щетка под углом 45° по отношению к длинной оси зуба круговыми выметающими движениями освобождает поверхность зуба от зубного налета.




Зубные нити флоссы Основные цели применения нитей тщательное удаление налета с труднодоступных боковых поверхностей, а также удаление остатков пищи, застревающих между зубами. Применяют вощеную и невощеную нить, круглую и плоскую, независимо от этого при правильном пользовании нитью эффективность очистки одинаковая. Плоская и вощеная нить более удобна, так как она легче проходит сквозь контактные точки, не рвется и охватывает большую поверхность зуба. С этой целью можно использовать шелковую или суровую нить.






Силанты (герметики) для фиссур эмали Следующим этапом профилактического лечения после пломбирования активных кариозных поражений является покрытие (запечатывание) фиссур и ямок силантами, представляющими собой пластичный материал, выполняющий функции физического барьера для кариесогенных бактерий. Силанты могут остановить кариозный процесс на ранних стадиях его развития. Методика применения силантов довольна проста, однако требует тщательного выполнения инструкции производителя и особенно по предотвращению попадания влаги в операционное поле.


Фтористый лак В настоящее время на рынке доминируют фтористые лаки Duraphat, Duraflor, Fluor Protector, Cavity Shield (фирмы Colgate Oral Pharmaceuticals; Pharmascience, Montreal, Canada; Ivoclar/Vivadent и OMNII Oral Pharmaceuticals соответственно). Duraphat, Duraflor и OMNII содержат в своем составе 5% фторида натрия, a Fluor Protector 0,1% фторида натрия.


Подкисленные фосфатом гели фторида натрия Аппликации подкисленных гелей необходимо проводить с особой осторожностью, предупреждает возможность его проглатывания, и в этой связи Комитет экспертов ВОЗ по стоматологии рекомендовал руководствоваться следующими правилами: количество геля, помещаемого в назубную каппу, не должно превышать 2 мл или 40% от ее объема для аппликации отдельных зубов в индивидуально изготовленные каппах следует использовать не более 5-10 капель геля пациент должен находиться в кресле в сидячем положении, а его голова слегка наклонена вперед следует постоянно использовать слюноотсос во время аппликации геля на зубы керамические коронки и элементы протезов необходимо покрывать вазелином удалить остатки слюны с помощью слюноотсоса по завершении аппликации длительность аппликации должна составлять не более 4 мин, после аппликаций пациенту не рекомендуется принимать пищу в течение 30 мин. При активном течении кариеса рекомендуется повторять аппликации геля каждые полгода не оставлять пациента без присмотра во время аппликации хранить гель в недоступном для посторонних месте


Патогенетическая профилактика Реминерализующая терапия «Ремодент» «Остеовит» «Вита» Реминерализующие кальций-фосфатсодержащие гели Реминерализующие растворы, получаемые диализом раствора солей через полупроницаемые мембраны Фторпрофилактика Редукция кариеса Полоскания 0,02-0,20% растворами фторидов40% Аппликации 1-2% расвторами и гелями фтора53% Чистка зубов фторсодержащими пастами16-30% Электрофоретическое введение фторидов29% Фтористые лаки40-45% Изоляция фиссур зубовДо 90% Глубокое фторирование по Кнаппвосту95%






Использование фторидов в программах массовой профилактики кариеса зубов Метод аппликации фтористых гелей Необходимо принять все меры для минимального заглатывания геля пациентом. Ограничить количество геля до 2 мл, что составляет приблизи­тельно 40% объема индивидуальной ложки. Ограничить количество геля, помещаемого на губку, до 5-10 капель. Посадить пациента в сидячее положение с наклоненной вперед головой. Использовать слюноотсос в течение всей процедуры. После процедуры пациент должен сплевывать слюну или держать слюноотсос 30 секунд. Держите контейнер с гелем вдали от пациента. Не оставляйте пациента одного. Продолжительность процедуры не должна превышать четыре минуты.


Использование фторидов в программах массовой профилактики кариеса зубов Самостоятельно используемые гели Необходимо принять все меры для минимального заглатывания геля пациентом. ФТОРИСТЫЕ ГЕЛИ Концентрация F - Использование самостоятельное использование (ppm) профессиональное применение (12300 ppm) 2 раза в год профессиональные процедуры 1 раза в неделю домашнее использование


Использование фторидов в программах массовой профилактики кариеса зубов Фтористые лаки Лаки наносятся на зубы кисточкой или с помощью специального шприца. Эффективность лаков подтверждена в коммунальных программах профилактики кариеса зубов. В последнее время использование фторлаков как альтернативного метода профилактики кариеса зубов увеличивается в связи с небольшой трудоемкостью для персонала и небольшой затратой времени для пациента. Применение фторлаков рекомендуется 2-3 раза в год у пациентов, находящихся под риском возникновения кариеса. Противопоказаний нет.


Использование фторидов в программах массовой профилактики кариеса зубов ПОЛОСКАНИЯ РАСТВОРАМИ ФТОРИДОВ Ежедневно Еженедельно 0,05% раствор фторида натрия (230 ppm) хранить в местах, недоступных для детей 0,2% раствор фторида натрия (900 ppm) (или 2 раза в неделю) не рекомендуется детям до 6 лет ВОЗ, 1994


ФТОРСОДЕРЖАЩИЕ ЗУБНЫЕ ПАСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ Фториды фторид натрия монофлюорофосфат натрия аминофторид Эффективность Дозы фтора Использование Качество 2500 ppm - опасны 25% при чистке зубов всю жизнь детивзрослые При использовании с очень раннего возраста возможны легкие формы флюороза зубов Не рекомендуется



Жевательная резинка не воздействует непосредственно на кариесогенные факторы микроорганизмы зубного налета субстрат (углеводы пищи) дефицит фтора за исключением F-содержащих Жевательная резинка стимулирует секрецию слюны минеральные вещества микроэлементы буферные свойства бактерицидные свойства удаление остатков пищи Тактика стоматолога в отношении широко распространенной среди населения привычки жевания резинок