Подбор дидактических игр для разных возрастных групп. Специфические особенности дидактических игр
1. «Фигурные таблицы».
Нарисовать геометрические фигуры в несколько рядов на листе (порядок любой, произвольный).Это могут быть круги, треугольники, флажки, квадраты и т.д.
Задание: по сигналу малыш должен найти, например, треугольники, флажки и квадраты. В треугольнике поставить черточку, в квадрате - плюсик (крестик), в середине флажка нарисовать крупную точку.
2. «Цифровая таблица».
Это задание для детей, умеющих считать в пределах 25- 30.Нарисуйте таблицу 5#5 квадратиков, в каждом расположите числа от 1 до 25 в произвольном (хаотичном) порядке. Задание для малыша - найти и показать как можно быстрее все числа по порядку.
3. «Назови соседей».
Играть можно с мячиком. Бросаете ребенку мячик и называете любое число в пределах, известных ребенку. Ребенок должен быстро называть «соседей» числа (предыдущее и последующее числа). Теперь он бросает мяч обратно и называет свое число, теперь «соседей» нужно назвать вам. Когда игра будет освоена, можно усложнить задачу. В ответ на число, названное ребенком, вы «ошибаетесь», а малыш должен внимательно слушать и исправлять ваши неверные ответы.
4. «Мячик - исправляйка».
Бросаете мяч ребенку и произносите несогласованные слова. Малыш ловит мяч и говорит правильное словосочетание из этих слов (детям постарше можно дать задание составить предложение).В «исправляйку» можно играть и один на один, и с группой детей. Возможные варианты:
Кошка - царапать; врач - лечить; дождь - лить; собака - гулять; телефон - звонить; девочка - плакать; книга - читать; мяч - уронить; парикмахер - стричь; нож - резать; футболисты - играть; мышка - шуршать; стекло - разбить; краски - рисовать; дерево -расти; голова - болеть; телевизор - показывать; карандаш -точить; портной - шить; ученик - отвечать т.д.
5. «Топаем и хлопаем».
Произносите правильные и неправильные фразы. Если правильные- малыш хлопает, если неправильные - топает. Например: «Кошка летает», «Корова дает молоко», «Трава синяя», «Зимой идет снег», «Собака меньше муравья» и т.д.
6. «Три задания».
Ребенок по команде «Замри!» стоит посередине комнаты в произвольной удобной позе. Вы даете ему три задания, которые он должен запомнить и выполнить. Предупредите, что выполнять задания надо именно в том порядке, как они были названы. Начинать можно, когда вы скомандуете: «Раз, два, три!» Задания придумываете сами, например такие:
- - Два раза топни левой ногой.
- - Назови любой предмет одежды.
- - Встань возле предметы, сделанного из стекла.
- - Хлопни в ладоши столько раз, сколько тебе лет.
- - Подними вверх правую руку и подпрыгни три раза.
- - Встань рядом с предметом мебели, название которого начинается на звук «С».
Позже, когда малыш освоится, задания можно усложнять («Четыре задания», «Пять заданий»). Играть можно с друзьями - хорошая тренировка не только общения, но и внимания.
7. «Мы знаем профессии!»
Это один из вариантов игры на внимание. Вместо профессий можно дать задание не пропустить «растение», «животное», «виды транспорта» - любые слова определенной группы. Вы произносите слова. Когда малыш слышит «нужное», он подпрыгивает, или поднимает руки, или хлопает - о правилах можно договориться. Играть можно и с одним ребенком и с группой детей.
8. «Сколько успеешь?»
Пока вы считаете до тридцати, малыш должен найти и назвать как можно больше предметов, в названии которых, например два слога.
Другие варианты игры:
- - назвать все предметы на какую-нибудь букву;
- - назвать все предметы определенного цвета;
- - назвать все предметы определенной формы;
- - назвать все предметы определенного размера…
Еще один вариант этой же игры: попросите малыша внимательно оглядеться, потом пусть закроет глаза. И тогда вы дадите задание. Здесь будет работать не только внимание, но и память.
То есть по одним правилам вы сможете провести как минимум десять игр. Играть можно в комнате или на улице, только с одним ребенком или с группой.
9. «Послушай!»
Это игры на развитие слухового внимания. В них также можно играть и с одним ребенком, и с группой детей. Такие игры хорошо развивают умение слышать речь, сосредотачиваться на звуках.
- - Внимательно послушай, что происходит за дверью (за окном). Через минутку попробуй рассказать обо всех звуках.
- - Закрой глазки и попробуй угадать, какой предмет издает звук. (Можно использовать как игрушки, так и обычные предметы, позвенеть колокольчиком, постучать ложкой об ложку, пошуршать газетой и т.д.
- - выполни задание, которое я произнесу шепотом (с расстояния двух-трех метров): «Подними куклу», «Принеси паровозик», «Посади на диван мишку» и т.д.
- 10. «Мы послушаем хлопки»
Перед игрой договоритесь с ребенком о правилах. Например, если вы хлопните в ладоши один раз, малыш должен четко, как солдатик, шагать по комнате. Если услышит два хлопка - сразу замереть на одной ноге и раскинуть руки в стороны. Три хлопка - быстро присесть, а четыре - попрыгать. Если хлопаете не по порядку, задача малыша - внимательно слушать, считать хлопки и выполнять правила.
11. «Куда ползет букашка?»
На листе бумаги начертите квадрат, разделите его на клетки. Для совсем маленьких детей достаточно 9 клеток (как для игры в «крестики-нолики»), для тех, кто постарше,- 16 клеток. Когда ребенок играет в первый раз, можно дать ему «букашку» (цветной кружочек, мелкую игрушку из киндер-сюрприза, маленькую картинку жучка или мухи). Скажите: «Сейчас мы поиграем. Наша букашка ползет по полю, но двигается только по команде. Передвигаться она может вверх, вниз, вправо или влево. Я буду говорить ход, а ты поможешь букашке ползти. После этого вы диктуете ходы, например: 1 клетка вверх, 1 клетка вправо и т.д. Как только ребенок поймет игру, уберите «макет букашки», дальше играть будете без него. Правила немного измените, скажите, что передвигаться будет букашка-«невидимка» будет «мысленно», водить пальцем по клеточкам или рисовать нельзя. Покажите, с какой клеточки начинается игра, и вновь диктуйте ходы. В конце спросите: «Где остановилась букашка? На какую клеточку она приползла?»
Когда малыш освоит игру, количество клеток в квадратном поле можно увеличить до 24 или 36, а ходы усложнить, например: 3 клетки вправо, 2 клетки наискосок влево-вверх и т.д. Эта игра поможет малышу освоиться в мысленном ориентировании по клеточкам.
12. «Что я загадала?»
Играть можно и с окружающими предметами, и с картинками в любой книге. Например, попросите малыша внимательно посмотреть вокруг и назвать, что вы загадали, по описанию: «Этот предмет большой, коричневого цвета, деревянный» (шкаф). Такие задания можно давать малышу в любом месте - хоть в доме, хоть на улице, хоть в очереди в поликлинике. Возможен и «обратный» вариант: ребенок загадывает, называет признаки предмета, а вы отгадываете.
Дидактические игры для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Балдовская Гуля Рашитовна, воспитатель МБ ДОУ «Сказка» №385, г.Екатеринбург.Описание материала:
Игра обогащает ребёнка знаниями, будит его фантазию и воображение, развивает умения и навыки, стимулирует развитие мышления, памяти, способствует психическому развитию в целом. Именно игра ведёт ребёнка от развлечения к развитию. В игре обучение детей протекает легче и быстрее.
В игре происходит становление личности ребёнка, развиваются черты его характера, формируется общительность, инициативность, активность.
В игре ребёнок получает массу удовольствий, развивается эмоционально.
Ребёнок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.
Данный материал можно использовать на прогулке в детском саду и в пришкольном летнем лагере. Предназначен для учителей начальных классов, воспитателей старшей группы, студентов, родителей.
Цель: развитие памяти, речи, развитие фонематических представлений, совершенствование навыков составления и чтения слов, развитие математических способностей, уточнение знаний о геометрических фигурах, их закрепление, развитие навыка пересказа знакомой сказки.
Задачи: 1. Стимулировать развитие мышления, памяти, воображения, фантазии.
2. Формировать коммуникативные навыки
1. «Умные классики»
Оборудование: цветной мел, мешочки с карточками, контейнер с фишками или медальоны.
Педагог предлагает поиграть детям в необычные классики. На площадке цветным мелом чертятся традиционные классики, состоящие из шести квадратов.
Игроки выстраиваются в одну колонну друг за другом перед классиками. Все вместе игроки решают, как будут совершать передвижение: прыгая на обеих ногах, на одной ноге или меняя ноги.
Первый этап игры называется « +1». Играющий достаёт из мешочка карточку с цифрой (1,2,3,4) и, прыгая из квадрата в квадрат, решает примеры, причём в первом примере он прибавляет единицу к тому числу, которое написано у него на карточке. Например, у играющего на карточке число 2. Значит, он составляет и решает цепочку примеров 2+1=3, 3+1=4, 4+1=5, 5+1=6, 6+1=7, 7+1=8. Пройдя все квадраты и решив примеры, играющий получает фишку. Таким же образом на первом этапе действуют все игроки. Допустивший ошибку игрок не проходит первый этап и не получает фишку.
Второй этап игры называется «-1». Для этого этапа в мешочке лежат карточки с числами: 10,9,8,7. Например, у играющего на карточке число 9. Значит, он составляет и решает цепочку примеров 9-1=8, 8-1=7, 7-1=6, 6-1=5, 5-1=4, 4-1=3.
Третий этап называется «Подбери слова». Для этого в мешочке лежат карточки с буквами. Играющие, совершая прыжки, должны придумать слова, содержащие звук, соответствующий букве на карточке.
Четвёртый этап «Обобщения». Для него на карточках написаны слова-обобщения. Прыгая из квадрата в квадрат, играющий перечисляет слова на заданную тему.
В конце игры подводятся итоги. Побеждают игроки, прошедшие все этапы без ошибок и получившие по четыре фишки. Вместо фишек можно использовать медальоны.
2. «1, 2, 3,4, 5»
Оборудование: мяч среднего размера, мешочек с карточками.
Педагог предлагает детям образовать круг и с помощью любой считалки выбирает водящего. Водящий встаёт в центр круга и берёт в руки мешочек с карточками. По команде педагога дети начинают перебрасывать мяч по кругу (по часовой стрелке), произнося слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Мяч бросай и не зевай,
Что покажут, называй.
После этого водящий достаёт из мешочка карточку, показывает её детям и называет (например, для дошкольного возраста подойдут такие обобщения: «овощи», «фрукты, «музыкальные инструменты», «лекарственные растения», « полевые цветы», « профессии», «насекомые», «спорт», «природные явления», « домашние животные», «дикие животные», «садовые ягоды», «лесные ягоды», «зимующие птицы», «перелётные птицы».
Для младшего школьного возраста обобщающие слова усложняются:
«реки», «моря», «озёра», «страны», «речные рыбы», «морские рыбы», «планеты», «марки машин», «животные жарких стран, «животные крайнего севера», «комнатные цветы», «садовые цветы» и т.д). Итак, обобщающие слова педагог выбирает, учитывая возраст детей.
Тот ребёнок, у которого в руках мяч, начинает ритмично подбрасывать его со словами: « Я знаю пять названий овощей: помидор -один, огурец-два, картофель-три, баклажан-четыре, патиссон-пять». После этого он перебрасывает мяч стоящему от него слева ребёнку. Водящий вновь достаёт, показывает и называет карточку. Дети, которые не смогли назвать пять предметов по предложенной теме, выбывают из игры.
Считалочка:
Тра-та-та! Тра-та-та!
Вот какая красота:
На горе стоит сосна,
На сосне сидит без сна
Пучеглазая сова,
Вот такая голова.
Всю ночь не спит,
За порядком следит.
А ты не следи,
Раз, два, три, выходи!
3. «Волшебное дерево»
Оборудование : разноцветные квадраты из картона или пластика с написанными на них слогами (ЗИ, МА, МА, ГА, ЗИН, ЛИ, СА, КА, ЧЕ, ЛИ, У, ЛИ, ЦА, МА, ЛИ, НА, ТРА, ВА, КАР, ТИ, НА, НЕ, БО, ДЕ, РЕ, ВО, ЛО, ПА, ТА, МО, ЛО, КО, КО, РО, ВА и т. д), разноцветные прищепки, ведёрки по числу детей.
Перед прогулкой педагог с помощью скрепок прикрепляет на ветви дерева или куста карточки со слогами.
Отрывок из стихотворения К.И. Чуковского открывает игру:
Как у наших у ворот
Чудо дерево растёт.
Затем дети вместе с педагогом гуляют по территории и ищут это чудо-дерево, удивляются, что на дереве «растут» карточки со слогами.
Педагог предлагает детям составить слова из слогов, которые висят на дереве (на кусте). Как только ребёнок составляет слово, педагог снимает карточки с дерева и кладёт ребёнку в ведёрко. Когда карточки на дереве закончатся, педагог предлагает расположиться на скамейке и сложить из слогов, которые лежат в ведёрках, слова. Дети составляют и читают слова. Побеждает тот ребёнок, у которого получилось наибольшее количество слов.
4. «Хитрые фигуры»
Оборудование: пары разноцветных геометрических фигур или парные предметные картинки, подбор их зависит от того в какой группе проводится игра.
Дети становятся в круг. С помощью считалочки выбирают водящего. Водящий становится в круг, смотрит, как педагог раздаёт геометрические фигуры, и запоминает, у кого какие фигуры в руках. Когда каждый ребёнок получит фигуру, педагог просит детей спрятать фигуры за спину и говорит следующие слова:
Ну а ты теперь води,
Быстро парочки найди!
Водящий подходит к любому играющему и просит показать фигуру, которая у него за спиной. Ребёнок показывает фигуру. Водящий должен показать ребёнка, у которого такая же фигура. Если он ошибается три раза, игра начинается сначала. Выигрывает, если правильно назовёт все пары.
Считалочка:
Динь-дон, динь-дон,
На полянке перезвон.
Колокольчики звенят,
Так приветствуя ребят.
Динь-дон, динь-дон,
Выходи из круга вон.
5. «Колечко»
Оборудование: колечко.
Педагог предлагает детям встать в круг и берёт в руки колечко. С помощью считалки выбирают водящего, он становится в круг. Педагог произносит текст и передаёт колечко ребёнку, стоящему справа. Дети подбирают слова, содержащие указанный педагогом звук ([з],[с],[к],[ш],[ч],[ц]) и передают колечко по кругу.
Педагог: Передай колечко другу,
Пусть бежит оно по кругу.
Передай колечко
Да скажи словечко.
У кого колечко, тот должен назвать слово, в котором содержится звук, который указал педагог. Далее игра продолжается. Задача водящего заключается в том, чтобы запомнить все слова, которые назвали дети. Если игра продолжалась 8 раз. В конце водящий должен назвать 8 слов на разные звуки.
Считалочка:
На скамье сидели в ряд
Волк и семеро козлят,
Царь Салтан и князь Гвидон,
Айболит, лиса и слон,
Дядя Стёпа, Несмеяна.
Назови всех без обмана.
По порядку сосчитай,
А не можешь –вылетай!
6. «Поляна сказок»
Педагог приглашает детей на Поляну сказок (на веранду), где предварительно развешаны иллюстрации сказок, рассказов. Можно вынести на прогулку магнитную доску. Дети вспоминают название, сказочных героев, сюжет сказки.
7. «Чей узелок»
Оборудование: узелок из ткани, повешенный на палочку.
Перед прогулкой педагог кладёт на видное место на прогулочной площадке узелок на палочке, в котором лежат муляжи овощей и фруктов.
Педагог предоставляет детям самим обнаружить на прогулочной площадке узелок. Он вместе с детьми удивляется тому, откуда взялся узелок, кто мог его оставить. Рядом с узелком дети находят письмо. Педагог вместе с детьми читает: «Дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста, разобраться с тем, где здесь овощи, а где фрукты. Чиполлино». Дети раскладывают овощи и фрукты в две разных ёмкости, предложенные педагогом. Затем педагог предлагает детям «сварить» компот из фруктов и щи из овощей.
Данная методика проведения дидактических игр поможет вам сделать прогулки интересными и разнообразными.
Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.
Жанна Кочерга
Примеры дидактических игр (подборка)
Дидактические игры с предметами (игрушками) .
«Посмотри и запомни» . На столе раскладываются предметы; вызванный ребенок внимательно осматривает то, что лежит на столе, затем отворачивается от стола и по памяти называет асе предметы; воспитатель меняет набор предметов и вызывает следующего ребенка.
«Угадай, что спрятали» . Воспитатель раскладывает на столе предметы, показывая каждый предмет детям, которые называют, что это; затем вызывает ребенка, который становится спиной к столу; воспитатель убирает один из предметов; ребенок поворачивается к столу, осматривает предметы, угадывает и называет, что спрятал воспитатель.
«Наведи порядок» . В этой игре воспитатель учит детей называть предметы и классифицировать их. Для игры подбираются предметы двух-трех категорий; они раскладываются по категориям, а затем воспитатель перекладывает предметы из одной категории в другую и предлагает детям определить, что изменилось, и восстановить порядок.
Во всех этих играх вместо предметов можно взять так называемые предметные картинки нужной категории предметов.
В младшей группе, кроме дидактических игр «Угадай, что спрятали» , «Чудесный мешочек» (ребенок вынимает предмет и называет его, проводятся дидактические игры с предметными парными картинками.
«Найди и принеси» . Воспитатель раскладывает на видных местах предметные картинки, затем вызывает ребенка, дает ему одну из парных картинок (ребенок должен назвать, что нарисовано) и предлагает по ней найти такую же картинку.
В этой игре, как и в других дидактических играх , возможны различные, более сложные варианты :
1) воспитатель только показывает парную картинку, а ребенок ищет такую же по памяти;
2) вместо картинок воспитатель раскладывает на видных местах предметы, ребенок по картинке должен найти соответствующий предмет.
В старшей и подготовительной к школе группах проводится игра «Угадай, что изменилось» . В этой игре воспитатель так комбинирует расположение предметов, чтобы детям пришлось использовать слова : впереди, сзади, сбоку, вверху, внизу, справа, слева и т. п.
1. «Назови цвет»
Цель : Учить детей различать цвета, называть их, развивать умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать речь, внимание, логическое мышление, усидчивость. Развивать мелкую моторику пальцев.
Оборудование
Возраст : 2-3 года.
Ход игры:
Взрослый раскладывает карточки перед ребёнком и просит его найти предметы заданного цвета. Например , взрослый берёт карточку с машиной синего цвета и просит малыша найти любой другой предмет на карточке такого же цвета. Для того, чтобы он понял правила игры, необходимо показать ему как в эту игру нужно играть, указав на цветок синего цвета и пояснив, что машина и цветок одного цвета.
«Одинаковые предметы»
Цель : Учить детей находить одинаковые предметы разного цвета. Развивать речь, внимание, умение сравнивать предметы. Развивать мелкую моторику пальцев.
Оборудование : 24 карточки с предметами основных цветов.
Возраст : 2-3 года.
Ход игры:
Взрослый раскладывает карточки перед ребёнком и просит его найти одинаковые предметы.
Например , взрослый берёт карточку с машиной зелёного цвета и просит малыша найти ещё такую же машину другим цветом. Для того, чтобы он понял правила игры, необходимо показать ему как в эту игру нужно играть, указав на машину красного цвета и пояснив, что на карточках изображены машины разного цвета.
2. «Что лишнее»
Цель : Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание, память, усидчивость, наблюдательность, ориентировку в пространстве. Активизировать речь детей.
Оборудование : 12 красочных и отлично выполненных карточек, на которых изображено четыре предмета (три предмета одного цвета, один предмет – другого) .
Возраст : 2 - 4 года.
Ход игры:
Взрослый кладёт перед ребёнком карточку с изображением четырёх предметов и просит его найти «лишний» , объяснить - почему он выбрал именно этот предмет, чем он отличается от других, почему остальные подходят друг другу.
Словесные дидактические игры .
Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят» (3-4 года)
Дидактическая задача : учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.
Количество играющих : 5-6 детей
Игровое правило : отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий
Игровое действие : Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.
Мишка большой, а мышка … (маленькая) . Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый) . А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину, а мышка любит (сыр, сухарики) .
Лапы у Мишки толстые, а у мышки (тоненькие) . А у кого хвост дилннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий.
Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.
Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик» (3-4 года)
Дидактическая задача : Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки
Количество играющих : 4-6 детей
Игровое правило : внимательно слушать собеседника
Игровое действие : Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк» . Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше : «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит : («Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик» .) Козлята … (впустили зайчика) . Они угостили его (капустой, морковкой) . Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться) . Зайчик играл … (на барабане, а козлята … (весело прыгали) .
Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка» (3-4года)
по сказке «Курочка Ряба»
Дидактическая задача : Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Количество играющих : подгруппа детей
Игровые правила : курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей
Игровое действие : воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба» . После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба» . Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя :
Курочка Ряба, куда ты пошла?
На речку.
Курочка Ряба, зачем ты пошла?
За водичкой.
Курочка Ряба, зачем тебе водичка?
Цыпляток поить.
Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?
Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)
При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям : «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают : «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т. д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.
Игры с детьми старшего дошкольного возраста
Словесно-дидактическая игра «Радио» (старший дошкольный возраст)
Дидактическая задача : Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей
Количество играющих : неограниченно
Игровое правило : слушать и не мешать товарищам
Игровое действие : Воспитатель, обращаясь к детям, говорит : «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио» . Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль» , «Лиса и волк» , «Теремок» и т. д.)
Словесно-дидактическая игра «Вершки-корешки» (старший дошкольный возраст)
Дидактическая задача : упражнять детей в классификации овощей (по принципу : что у них съедобно – корень или плоды на стебле)
Количество играющих : неограниченно
Материал : картинки с овощами и фанты
Игровое действие :
Вариант 1 Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками» , а что – «корешками» . «Съедобный корень овоща будем называть «корешками» , а съедобный плод на стебле – «вершками» . Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно : вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, т. к. в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет : «Морковь!» Дети отвечают : «Корешки» . «Помидор!» - «Вершки» . «Лук!» - «Вершки и корешки» . Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.
Вариант 2. Воспитатель говорит : «Вершки» , а дети вспоминают овощи, у которых съедены вершки. Эту игру хорошо проводить после чтения русской народной сказки «Мужик и медведь»
1. «На птичьем дворе» . Цель : закрепить знания о том как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение.
Воспитатель предлагает прослушать стихотворение :
Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора – Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху - Гру-гру-гру! Гру-гру-гру!
Наши курочки в окно – Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок ранним утром поутру
Нам споет - Ку-ка-ре-ку!
«Как кричат уточки? гуси?.
Затем детей делят на группы «уточки» , «гуси» и т. д. Воспитатель говорит слова, а дети отвечают звукоподражанием.
2. «Пчелки» . Цель : упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношении звука Ж, учить действовать по словесному сигналу.
Воспитатель с детьми вспоминают про пчелок, рассматривают картинки, предлагает поиграть. Один ребенок – медведь, остальные – пчелки, воспитатель – мама-пчелка.
Слова пчелки-мамы движения
Полетели пчелки собирать мед с цветочков.
Мишка-медведь идет, мед у пчелок унесет, Пчелки, домой! Дети бегают по комнате, размахивают руками. Затем бегут в угол комнаты, медведь направляется туда же.
Слова пчелок-детей
Этот улей – домик наш, уходи медведь от нас : ж-ж-ж-ж-ж-ж! Машут крыльями, прогоняют медведя, улетают. Медведь ловит пчелок.
Игры для детей средней группы : «Воробушки и автомобиль» , «Кто в домике живет» , «Гуси-гуси» , «Так бывает или нет» , «Каравай» , «Зайка» , «Добавь слово» .
1. «Зеркало» . Цель : развивать речевую и двигательную активность.
Дети становятся в круг, выбранный по считалке водящий ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят :
Ровным кругом, друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Вовочка покажет,
Будем дружно выполнять.
Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют за ним.
2. «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое? Цель : уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходства предметов.
Дети сидят в кругу, воспитатель называет слова и просить перечислять какие предметы можно назвать этим одним словом.
Длинный (день, поезд, широкая (дорога, речка) и т. д.
Игры для детей старшей и подготовительной групп :
1. «Назови три (пять) предметов». Цель : упражнять детей в классификации предметов.
Воспитатель называет слово (например- мебель , бросает мяч ребенку, а ребенок должен назвать 3 слова, которые можно объединить словом мебель.
Настольно-печатные дидактические игры .
Настольно-печатная игра «Парные картинки» (3-4 года)
Дидактическая задача : Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.
Количество играющих :
Материал : парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и фишки
Игровые правила : Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку.
Игровое действие : поиск нужных карточек.
Настольно-печатная игра «Сложи картинку» (3-4 года)
Дидактическая задача : Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность
Количество играющих :
Игровые правила : Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку
Игровое действие : поиск частей, складывание целой картинки
Настольно-печатная игра «Лото» (3-4 года)
Дидактическая задача : Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания : где что растет; закреплять знания детей о русских народных сказках
Количество играющих :
Игровые правила : закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты, т. е сказке
Игровое действие : находить маленькие карточки с изображением эпизодов из сказок и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование – кто первый закроет все карточки
Настольно-печатная игра «Домино» (3-4 года)
Дидактическая задача : Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку
Количество играющих :
Игровые правила : Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки
Игровое действие : Если нет парной карточки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.
Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку» (старший дошкольный возраст)
Дидактическая задача : Развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов
Количество играющих :
Игровое правило : По сигналу воспитателя начать «расколдовывать» сказку
Игровое действие : Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки : петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т. д. Вначале воспитатель закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их.
Когда задание будет выполнено можно с детьми сочинить небольшие сказки и записать их на карточки, заменив героев знаками. Ребенок «расколдовывает» свою сказку, подставляя нужный персонаж