Презентация по истории на тему индустриализация. Презентация по истории на тему «Индустриализация» (9 класс)

Что такое индустриализа́ция Социалисти́ческая индустриализа́ция СССР (Ста́линская индустриализа́ция) процесс форсированного наращивания промышленного потенциала СССР для сокращения отставания экономики от развитых капиталистических стран, осуществлявшийся в 1930-е годы. Социалисти́ческая индустриализа́ция СССР (Ста́линская индустриализа́ция) процесс форсированного наращивания промышленного потенциала СССР для сокращения отставания экономики от развитых капиталистических стран, осуществлявшийся в 1930-е годы. Официальной задачей индустриализации было превращение СССР из преимущественно аграрной страны в ведущую индустриальную державу. Официальной задачей индустриализации было превращение СССР из преимущественно аграрной страны в ведущую индустриальную державу.


Первый этап Начало социалистической индустриализации как составной части «триединой задачи по коренному переустройству общества» (индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и культурная революция) было положено первым пятилетним планом развития народного хозяйства (). Одновременно были ликвидированы частнотоварные и капиталистические формы хозяйства. Начало социалистической индустриализации как составной части «триединой задачи по коренному переустройству общества» (индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и культурная революция) было положено первым пятилетним планом развития народного хозяйства (). Одновременно были ликвидированы частнотоварные и капиталистические формы хозяйства.


В ходе довоенных пятилеток в СССР был обеспечен стремительный рост производственных мощностей и объёмов производства тяжёлой промышленности. Согласно распространённому мнению, это в дальнейшем позволило СССР одержать победу в Великой Отечественной войне. Наращивание индустри- альной мощи в 1930-е считалось в рамках советской идеологии одним из важнейших достижений СССР. В ходе довоенных пятилеток в СССР был обеспечен стремительный рост производственных мощностей и объёмов производства тяжёлой промышленности. Согласно распространённому мнению, это в дальнейшем позволило СССР одержать победу в Великой Отечественной войне. Наращивание индустри- альной мощи в 1930-е считалось в рамках советской идеологии одним из важнейших достижений СССР.


План ГОЭЛРО (сокр. от Государственная комиссия по электрификации России) (сокр. от Государственная комиссия по электрификации России) Планом предусматривалось опережающее развитие электроэнергетики, привязанное к планам развития территорий. План ГОЭЛРО, рассчитанный на 1015 лет, предусматривал строительство 30 районных электрических станций общей мощностью 1,75 млн. квт. Проект охватывал восемь основных экономических районов (Северный, Центрально- промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Западно-сибирский, Кавказский и Туркестанский). Планом предусматривалось опережающее развитие электроэнергетики, привязанное к планам развития территорий. План ГОЭЛРО, рассчитанный на 1015 лет, предусматривал строительство 30 районных электрических станций общей мощностью 1,75 млн. квт. Проект охватывал восемь основных экономических районов (Северный, Центрально- промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Западно-сибирский, Кавказский и Туркестанский).


От НЭПа… До 1928 г. СССР проводил относительно либеральную «Новую экономическую политику» (НЭП). В то время как сельское хозяйство, розничная торговля, сфера услуг, пищевая и лёгкая промышленность находились в основном в частных руках, государство сохраняло контроль над тяжёлой промышленностью, транспортом, банками, оптовой и международной торговлей. До 1928 г. СССР проводил относительно либеральную «Новую экономическую политику» (НЭП). В то время как сельское хозяйство, розничная торговля, сфера услуг, пищевая и лёгкая промышленность находились в основном в частных руках, государство сохраняло контроль над тяжёлой промышленностью, транспортом, банками, оптовой и международной торговлей.


К плановой экономике С внешнеполитической точки зрения, страна находилась во враждебных условиях, что требовало основательного перевооружения. Однако начать такое перевооружение было невозможно в силу отсталости тяжёлой промышленности. Правительство считало, что одним из факторов, сдерживающих развитие промышленности в городах, был недостаток продовольствия. С внешнеполитической точки зрения, страна находилась во враждебных условиях, что требовало основательного перевооружения. Однако начать такое перевооружение было невозможно в силу отсталости тяжёлой промышленности. Правительство считало, что одним из факторов, сдерживающих развитие промышленности в городах, был недостаток продовольствия. Эти проблемы партийное руководство намеревалось решать путём планового перераспределения ресурсов между сельским хозяйством и промышленностью. Эти проблемы партийное руководство намеревалось решать путём планового перераспределения ресурсов между сельским хозяйством и промышленностью.


Первый пятилетний план Главной задачей введённой плановой экономики было наращивание экономической и военной мощи государства максимально высокими темпами. Главной задачей введённой плановой экономики было наращивание экономической и военной мощи государства максимально высокими темпами. Разработанный проект первого пятилетнего плана (1 октября 1928 г. 1 октября 1933 г.) был одобрен на XVI конференции ВКП(б) (апрель 1929 г.) как комплекс тщательно продуманных и реальных задач. Разработанный проект первого пятилетнего плана (1 октября 1928 г. 1 октября 1933 г.) был одобрен на XVI конференции ВКП(б) (апрель 1929 г.) как комплекс тщательно продуманных и реальных задач. Стране предстояло развернуть строительство новых отраслей промышленности, увеличить производство всех видов продукции и приступить к выпуску новой техники. Стране предстояло развернуть строительство новых отраслей промышленности, увеличить производство всех видов продукции и приступить к выпуску новой техники.


Мобилизация населения Прежде всего, используя пропаганду, партийное руководство обеспечило мобилизацию населения в поддержку индустриализации. Комсомольцы в особенности восприняли её с энтузиазмом. Недостатка в дешевой рабочей силе не было, поскольку после коллективизации из сельской местности в города от нищеты, голода и произвола властей перебралось большое число вчерашних сельских жителей. Прежде всего, используя пропаганду, партийное руководство обеспечило мобилизацию населения в поддержку индустриализации. Комсомольцы в особенности восприняли её с энтузиазмом. Недостатка в дешевой рабочей силе не было, поскольку после коллективизации из сельской местности в города от нищеты, голода и произвола властей перебралось большое число вчерашних сельских жителей. Миллионы людей самоотверженно, почти вручную, строили сотни заводов, электростанций, прокладывали железные дороги, метро. Часто приходилось работать в три смены. Миллионы людей самоотверженно, почти вручную, строили сотни заводов, электростанций, прокладывали железные дороги, метро. Часто приходилось работать в три смены.


Первые результаты В 1930 г. было развёрнуто строительство около 1500 объектов, из которых 50 поглощали почти половину всех капиталовложений. В 1930 г. было развёрнуто строительство около 1500 объектов, из которых 50 поглощали почти половину всех капиталовложений. Был воздвигнут ряд гигантских промышленных сооружений: ДнепроГЭС, металлургические заводы в Магнитогорске, Липецке и Челябинске, Новокузнецке, Норильске а также Уралмаш, тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, Харькове, Уралвагонзавод, ГАЗ, ЗИС (современный ЗИЛ) и др. В 1935 г. открылась первая очередь Московского метрополитена общей протяжённостью 11,2 км. Был воздвигнут ряд гигантских промышленных сооружений: ДнепроГЭС, металлургические заводы в Магнитогорске, Липецке и Челябинске, Новокузнецке, Норильске а также Уралмаш, тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, Харькове, Уралвагонзавод, ГАЗ, ЗИС (современный ЗИЛ) и др. В 1935 г. открылась первая очередь Московского метрополитена общей протяжённостью 11,2 км.


Индустриализация сельского хозяйства Уделялось внимание и индустриализации сельского хозяйства. Уделялось внимание и индустриализации сельского хозяйства. Благодаря появлению отечественного тракторостроения, в 1932 г. СССР отказался от ввоза тракторов из-за границы, а в 1934 г. Кировский завод в Ленинграде приступил к выпуску пропашного трактора «Универсал», который стал первым отечественным трактором, экспорти- руемым за границу. За десять предвоенных лет было выпущено около 700 тыс. тракторов, что составило 40 % от их мирового производства. Благодаря появлению отечественного тракторостроения, в 1932 г. СССР отказался от ввоза тракторов из-за границы, а в 1934 г. Кировский завод в Ленинграде приступил к выпуску пропашного трактора «Универсал», который стал первым отечественным трактором, экспорти- руемым за границу. За десять предвоенных лет было выпущено около 700 тыс. тракторов, что составило 40 % от их мирового производства.


Подготовка кадров Из-за границы были приглашены инженеры, многие известные компании, такие как Siemens-Schuckertwerke AG и General Electric, привлекались к работам и осуществляли поставки современного оборудования Из-за границы были приглашены инженеры, многие известные компании, такие как Siemens-Schuckertwerke AG и General Electric, привлекались к работам и осуществляли поставки современного оборудования Чтобы создать собственную инженерную базу, в срочном порядке создавалась отечественная система высшего технического образования. В 1930 г. в СССР было введено всеобщее начальное образование, а в городах обязательное семилетнее. Чтобы создать собственную инженерную базу, в срочном порядке создавалась отечественная система высшего технического образования. В 1930 г. в СССР было введено всеобщее начальное образование, а в городах обязательное семилетнее.


Поощрение и стимулирование С целью повышения стимулов к работе, оплата стала более сильно привязываться к производительности. С целью повышения стимулов к работе, оплата стала более сильно привязываться к производительности. Прежде всего, ударников на заводах просто лучше кормили. (В период гг. городское население находилось на карточном обеспечении важнейшими продук­тами питания). Прежде всего, ударников на заводах просто лучше кормили. (В период гг. городское население находилось на карточном обеспечении важнейшими продук­тами питания). В 1935 г. появилось «движение стахановцев», в честь забойщика шахты А. Стаханова, который, согласно официальной информации того времени, в ночь с 30 на 31 августа 1935 г. выполнил за смену 14,5 нормы. В 1935 г. появилось «движение стахановцев», в честь забойщика шахты А. Стаханова, который, согласно официальной информации того времени, в ночь с 30 на 31 августа 1935 г. выполнил за смену 14,5 нормы.


Отрицательные стороны Поскольку капиталовложения в тяжёлую индустрию почти сразу превысили ранее запланированную сумму и продолжали расти, была резко увеличена денежная эмиссия (то есть печать бумажных денег), что привело к росту цен и дефициту потребительских товаров. Поскольку капиталовложения в тяжёлую индустрию почти сразу превысили ранее запланированную сумму и продолжали расти, была резко увеличена денежная эмиссия (то есть печать бумажных денег), что привело к росту цен и дефициту потребительских товаров. Для получения иностранной валюты, необходимой для финансирования индустриализации применялись в том числе такие способы как продажа картин из коллекции Эрмитажа. Для получения иностранной валюты, необходимой для финансирования индустриализации применялись в том числе такие способы как продажа картин из коллекции Эрмитажа.


Итоги первой пятилетки В конце 1932 г. было объявлено об успешном и досрочном выполнении первой пятилетки за четыре года и три месяца. Подводя её итоги, Сталин сообщил, что тяжёлая индустрия выполнила план на 108 %. За период между 1 октября 1928 г. и 1 января 1933 г. производственные основные фонды тяжёлой промышленности увеличились в 2,7 раза. В конце 1932 г. было объявлено об успешном и досрочном выполнении первой пятилетки за четыре года и три месяца. Подводя её итоги, Сталин сообщил, что тяжёлая индустрия выполнила план на 108 %. За период между 1 октября 1928 г. и 1 января 1933 г. производственные основные фонды тяжёлой промышленности увеличились в 2,7 раза. Вслед за первой пятилеткой последовала вторая, с несколько меньшим акцентом на индустриализации, а затем третья пятилетка, которая проходила в условиях начавшейся Второй мировой войны. Вслед за первой пятилеткой последовала вторая, с несколько меньшим акцентом на индустриализации, а затем третья пятилетка, которая проходила в условиях начавшейся Второй мировой войны.


Результаты индустриализации К 1940 г. было построено около 9 тыс. новых заводов. К концу второй пятилетки по объёму про­мышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. Резко снизился импорт. Открытая безработица была ликвидирована. Занятость увеличилась с одной трети населения в 1928 году до 45 % в 1940 году, что обеспечило около половины роста ВНП. К 1940 г. было построено около 9 тыс. новых заводов. К концу второй пятилетки по объёму про­мышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. Резко снизился импорт. Открытая безработица была ликвидирована. Занятость увеличилась с одной трети населения в 1928 году до 45 % в 1940 году, что обеспечило около половины роста ВНП. За период гг. вузы и техникумы подготовили около 2 млн специалистов. Были освоены многие новые технологии. Был также заложен фундамент для советской науки, которая по отдельным направлениям со временем вышла на ведущие мировые позиции. На созданной индустриальной базе стало возможным проведение масштабного перевооружения армии. За период гг. вузы и техникумы подготовили около 2 млн специалистов. Были освоены многие новые технологии. Был также заложен фундамент для советской науки, которая по отдельным направлениям со временем вышла на ведущие мировые позиции. На созданной индустриальной базе стало возможным проведение масштабного перевооружения армии.


Поводы для критики С началом индустриализации резко снизился фонд потребления, и как следствие, уровень жизни населения. К концу 1929 г. карточная система была распространена почти на все продовольственные товары, но дефицит на пайковые товары по-прежнему остался. С началом индустриализации резко снизился фонд потребления, и как следствие, уровень жизни населения. К концу 1929 г. карточная система была распространена почти на все продовольственные товары, но дефицит на пайковые товары по-прежнему остался. В дальнейшем уровень жизни начал улучшаться. В 1936 г. карточки были отменены, что сопровождалось повышением зарплат. Средний уровень потребления на душу населения в 1938 был на 22 % выше, чем в Однако наибольший рост был среди партийной и рабочей элиты и совершенно не коснулся подавляющего большинства сельского населения, или более половины населения страны. В дальнейшем уровень жизни начал улучшаться. В 1936 г. карточки были отменены, что сопровождалось повышением зарплат. Средний уровень потребления на душу населения в 1938 был на 22 % выше, чем в Однако наибольший рост был среди партийной и рабочей элиты и совершенно не коснулся подавляющего большинства сельского населения, или более половины населения страны.


Окончание индустриализации Дата окончания индустриализации определяется различными историками по-разному. С точки зрения концептуального стремления в рекордные сроки поднять тяжёлую промышленность, наиболее выраженным периодом была первая пятилетка. Дата окончания индустриализации определяется различными историками по-разному. С точки зрения концептуального стремления в рекордные сроки поднять тяжёлую промышленность, наиболее выраженным периодом была первая пятилетка. Наиболее часто под концом индустриализации понимают последний предвоенный год (1940 г.), но уровня ВВП характерного для индустриально развитых стран экономика СССР достигла только в 1960-е гг. Наиболее часто под концом индустриализации понимают последний предвоенный год (1940 г.), но уровня ВВП характерного для индустриально развитых стран экономика СССР достигла только в 1960-е гг. Следует учитывать также социальный аспект индустриализации, поскольку лишь в начале 1960-х гг. городское население превысило сельское. Следует учитывать также социальный аспект индустриализации, поскольку лишь в начале 1960-х гг. городское население превысило сельское.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема: Идея построения социализма в одной стране и возвышение И.В. Сталина. СССР в 1930-е годы: коллективизация и индустриализация Цель? Домашнее задание: §17,18, рассказ про культурную революцию (с.118-121)

2 слайд

Описание слайда:

План – задачи! Причины свёртывания нэпа Индустриализация: причины, ход, итог, значение Коллективизация: причины, ход, итог, значение Культурная революция: причины, ход, итог, значение (Д/З)

3 слайд

Описание слайда:

Причины отказа от нэпа Итоги нэпа: к 1927 г. – с/х - к уровню 1913 г., решались соц. проблемы, в деревне – кулаки, середняки, наёмный труд Но! Малоземелье и безземелье в деревне, в городе – фабрично-заводское производство не обеспечивало всех желающих рабочими местами – безработица, концессии – 1% производства, нэпманы не вкладывают капиталы в долгосрочные проекты, товарооборот между городом и деревней иссякал: промышленность не обеспечивала крестьян удобрением, доступной техникой, крестьяне жили натуральным хозяйством

4 слайд

Описание слайда:

Разгром «правого уклона» и новые ориентиры Хлебозаготовительный кризис Н.И. Бухарин (Коминтерн), А.И. Рыков (пред. СНК), М.П. Томский (профсоюзы): продолжать нэп, помощь из-за рубежа, гибкие закупочные цены, развитие лёгкой промышленности И.В. Сталин: свёртывание нэпа, крестьян к уголовной ответственности за срыв поставок хлеба, карточная система, развитие тяжёлой промышленности быстрыми темпами за счёт коллективизации в с/х Правый кулацкий уклон

5 слайд

Описание слайда:

Ход индустриализации Индустриальный рывок - в неполные три пятилетки: 1928-1933 гг. - первая пятилетка; 1933-1937 гг. - вторая пятилетка; 1938-1942 гг. - третья пятилетка (прервана в июне 1941 г.).

6 слайд

Описание слайда:

База индустриализации - европейская часть РСФСР и Украина. Урал, Сибирь - перестройка. С конца 30-х гг. - строительство предприятий-дублеров. Днепрогэс (1932 г.) Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты (1932 г.) Тракторные заводы: Сталинградский (1930 г.) Харьковский (1931 г.) Челябинский (1933 г.) Ростсельмаш (Р-н-Д) (1930 г.) Комбайностроительный завод "Коммунар" (Запорожье) Уральский машиностроительный завод Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс) Московский и Горьковский автозаводы Московский метрополитен (его и каналы строили заключенные) Беломоро-Балтийский канал Канал Москва-Волга

7 слайд

Описание слайда:

Итоги индустриализации Форсированная индустриализация  независимость от Запада по экономическим поставкам. СССР преодолел отставание, обогнал или вплотную приблизился (уголь, нефть, чугун, сталь, цемент, древесина- Германию, Англию, Францию). НО! по производству на душу населения - сильное отставание. НО! диспропорции: обрабатывающая/добывающая отрасли, тяжелая/легкая.

8 слайд

Описание слайда:

Социалистическое соревнование До середины 30-х гг. - движение ударников (3,5 млн. чел.). Забойщик Никита Изотов из Донбасса, 1933 г. 5 норм за смену. Осень 1935 г. - стахановское движение. А.Стаханов, забойщик, шахта "Центральная-Ирмино". В ночь на 31 августа 1935 г. - 14-кратная норма. Осенью того же года дважды побил свой рекорд и переведен на административную работу. Кузнец А.Бусыгин, ткачихи Евдокия и Мария Виноградовы, машинист П.Кривонос.

9 слайд

Описание слайда:

«Социалистическое соревнование» использовалось и в трудовых лагерях 1928 г. - впервые использовался лагерный труд на заготовке леса Идеологи: "перевоспитание трудом" - Горький! Образуемые концлагеря - исправительно-трудовые (ИТЛ) Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) 1930 г. - ОГПУ, переименовано в Главное управление (ГУЛАГ) ОГПУ 1934 г. - 500.000 лагерников 1940 г. - >1,5 млн. чел

10 слайд

Описание слайда:

Коллективизация в СССР - процесс объединения мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные, коллективные путём производственного кооперирования.

11 слайд

Описание слайда:

Ход коллективизации Первый этап - ноябрь 1929 г. - весна 1930 г. Силами местных властей и "двадцатипятитысячников" - поголовное принудительное объединение единоличников в коммуны. Обобществление средств производства, личного подсобного хозяйства, имущества. Силами ОГПУ и КА - выселение "раскулаченных" (все недовольные) и в лагеря (5 млн.) Недовольство: массовый бой скота, бегство в города, антиколхозные восстания. Подавляют - армия, авиация.

12 слайд

Описание слайда:

Страна на гране гражданской войны По поручению ЦК, Сталин в "Правде" от 2 марта 1930 г. - статья "Головокружение от успехов". Сталин как-бы "осудил "перегибы". Виноваты - местные власти и рабочие, посланные создавать колхозы. ИТОГ: к лету 1930 г. - колхозов 1/5 от всех крестьянских хозяйств

13 слайд

Описание слайда:

Второй этап - осень 1930 г. - январь 1933 г. Только с/х артели, допускающие существование личных подсобных хозяйств. Лето 1931 г. - "сплошная коллективизация" - не "поголовная". Нужно: 70% в зерновых районах, 50% в остальных. Уже было: 80% в зерновых районах, 50% в остальных. ИТОГИ Июль 1931 г. - пленум ЦК констатировал, что колхозное крестьянство - основа земледелия, колхозы - основные производители с/х продукции. Январь 1933 г. - искоренение эксплуатации и победа "социализма" в деревне.

14 слайд

Описание слайда:

1930 г. - I Всесоюзный съезд колхозников 1935 г. - II Всесоюзный съезд колхозников Примерный устав с/х артели (вместо Устава 1930 г.) По Уставу 1930 г.: земля - за колхозами в "вечное пользование"; бригады - основная форма организации труда в колхозах; учет и оплата - по трудодням; определение размеров ЛПХ. По Уставу 1935 г.: новые производственные - "равносоциалистические" отношения 1935-1936 гг. - переход колхозов на новый устав. Окончательное складывание колхозного строя в СССР.

Мультимедийное пособие по теме "Социалистическая индустриализация" содержит основные информативные блоки, понятия, таблицы и иллюстративный материал. Может использоваться для урока и самостоятельной подготовки учащихся по теме. Состоит из двух частей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Индустриализация в СССР

Индустриализация – создание тяжелой промышленности, крупного машинного производства. н. ХХ в. – Россия – аграрно-индустриальная страна 2 эшелона модернизации результат революции и гражданской войны – аграризация к середине 20-х годов – завершено восстановление экономики в основном. СССР достиг уровня 1914 г. XIV съезд партии в1925 г. взял курс на индустриализацию при сохранении союза рабочего класса и крестьянства и сбалансированным развитием промышленности и сельского хозяйства

Причины отказа от НЭПа Проблема совместимости нэпа и коммунистической идеологии Возможность «мелкобуржуазного перерождения» Советской власти Проблемы реконструкции крупной промышленности Рост безработицы Выдвижение лозунга (1926 г.) – «Догнать и перегнать капиталистический мир» Обострение англо-советских отношений (попытка организовать политическую и экономическую блокаду СССР)

Возможные варианты либеральная политика к капиталистическим элементам в стране, во внешней торговле, привлечение иностранных капиталов «нэповская» - на основе равновесия между промышленностью и сельским хозяйством, между мелкотоварным и социалистическими укладами при сохранении командных высот государством ускоренная индустриализация с использованием внешнеэкономических способов регулирования экономики

Ликвидация технико-экономической отсталости страны; достижение экономической независимости; создание мощной оборонной промышленности; развитие базовых отраслей промышленности (металлургической, топливной и химической). Цели индустриализации

Внутрипартийная борьба о методах, темпах индустриализации, и источниках накопления. Бухарин Николай Иванович Троцкий Лев Давидович Лейба Давидович Бронштейн. «П равые » «Левые»

Внутрипартийная борьба За « сверхиндустриализацию »; за перекачку средств из сельского хозяйства в промышленность через налоговую политику, предлагал обложить деревню «индустриальной данью». увеличив налоги на нэпмана в городе и кулака в деревне. За неэквивалентный обмен между городом и деревней. предлагали поднять зарплату рабочим деревню основным источником средств для развития промышленности, против растущего бюрократизма., За постепенные преобразования. За развития рыночных отношений в аграрном секторе экономики За снижение цен на промтовары Снижение земельного налога и расширение аренды земли Облегчение найма рабочей силы «Левые» «П равые »

Введение карточной системы и подписка на государственные займы (привели к уменьшению зарплаты вдвое) Доходы легкой промышленности и сельского хозяйства Доходы от внешней торговли Вывоз нефти, золота, леса, распродажа сокровищ музеев и храмов Использование принудительного труда ГУЛАГа (главное управление лагерей) Источники финансирования

1927-1928гг. хлебозаготовительный кризис Осенью 1927 г. недобрали 128 млн. пудов зерна. Под угрозой голода оказались города и армия рушились планы экспорта зерна Пришлось с 1928 г. ввести карточную систему распределения продуктов в городах. Было решено взять хлеб у крестьян силой, применив чрезвычайные меры. Это вызвало сопротивление крестьян, в ряде мест произошли восстания.

Пути выхода из кризиса Бухарин Н.И. Рыков А.И. Томский М.П - Помощь из-за рубежа - Введение более гибких закупочных цен - Индустриализация за счёт развития легкой промышленности - Производство товаров широкого потребления - Налаживание товарообмена между городом и деревней - Подъем сельского хозяйства «правый уклон» Сталин И.В. В.В. Куйбышев, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Я.Э. Рудзутак - Курс на ускоренную индустриализацию - «ликвидация кулачества как класса» - Создание в деревне крупных социалистических коллективных хозяйств (колхозов) «генеральная линия»

В результате жесткой и беспринципной борьбы Сталин стал единоличным и непререкаемым лидером ВКП (б), что дало ему возможность, по его собственным словам, «послать нэп к черту»

Первый пятилетний план 1929 -1932 гг. 2 плана: отправной (при неблагоприятных условиях) и оптимальный (при max благоприятных условиях) Через два года был увеличен Создание 1235 (1500) предприятий Лозунг – «Техника решает всё!»

В конце 1932 года было объявлено об успешном и досрочном выполнении 1 пятилетки за 4 года и 3 месяца.

Итоги первой пятилетки Днепрогэс Магнитогорский, Кузнецкий и Запорожский металлургический комбинаты Сталинградский тракторный завод Московский и Горьковский автозаводы Уралмаш 12,5 млн. новых рабочих, в т.ч. из деревни 8 млн. чел. Социалистическое соревнование с 1929 г. 65% рабочих Ударные бригады – 26% рабочих Изотовское движение (обучение новых рабочих на производстве) Героичский труд, энтузиазм

Днепрогэс

Магнитогорский металлургический комбинат

Кузнецкий металлургический комбинат

Шахтёр – Изотов Никита Алексеевич Сталинградский тракторный завод

Беломорканал, соединивший Белое и Балтийское моря 1931 – 1933 гг.

Построен силами заключенных ГУЛАГа. 227 километров.

Беломорканал Согласно официальным данным во время строительства канала в БелБалтЛаге умерло в 1931 году 1438 заключённых (2,24 % от числа работавших), в 1932 году - 2010 человек (2,03 %), в 1933 году 8870 заключённых (10,56 %) из-за голода в стране и аврала перед завершением стройки. После окончания строительства 4 августа 1933 года освобождены – 12 484 заключённых, сокращены сроки – для 59 516 заключённых. За руководство строительством награждены орденом Ленина 6 крупных деятелей ОГПУ - Г. Г. Ягода, М. Д. Берман, Л. И. Коган, Я. Д. Рапопорт, С. Г. Фирин и Н. А. Френкель. После окончания строительства на эксплуатации канала была занята 71 тысяча заключённых.


Конспект урока истории в 9 классе

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта

УМК «Данилов А.А., Косулина Л.Г.»

учителя истории

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 134»

Иванчук Елены Николаевны

Тема: «Индустриализация в СССР»

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний или УУД

Планируемые результаты:

Личностные (ЛР): -осознание успешности в учебной деятельности

Ценностное отношение к совместной образовательной деятельности.

Метапредметные (МПР):

Регулятивные

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

Уметь осуществлять контроль (самоконтроль, взаимоконтроль)

Познавательные

Развивать учебную компетентность;

Уметь создавать и преобразовывать таблицу, план;

Формулировать определения

Коммуникативные

Учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Контролировать действия партнера

Предметные (ПР)

Знать причины, цели и источники индустриализации в СССР;

Знать историческое значение индустриализации СССР;

Уметь анализировать текст, делать выводы и составлять таблицу, план на основе текста

Цель урока: - сформулировать представление об индустриализации СССР;

Формировать и развивать у учащихся умения анализировать текст и делать вывод, адекватно использовать речевые средства;

Развивать навыки составления таблицы, плана на основе текста и работы с исторической картой;

Давать характеристику историческим фактам;

Воспитывать познавательную активность, культуру общения и труда

Основные понятия: индустриализация, модернизация, пятилетка, стахановское движение.

Основные даты: 1925 г. – XIV партийная конференция и XV съезд партии

1928-1932 гг. – первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР

1933-1937 – второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР

Межпредметные связи: обществознание – модернизация, план

Место урока в разделе: 6

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, лист самооценки, рабочий лист, карта «Индустриализация в СССР. Первые пятилетки», Атлас по Истории России, тест

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат, универсальные учебные действия

1. Организационный момент. Мотивация на получение новых знаний

Создание позитивного и делового настроения на урок

Приветствие учащихся

Предлагает учащимся заполнить лист самооценки

Приложение 1.

Приветствие учителя стоя в тишине

Заполнение листа самооценки

Настрой на успешную учебную деятельность

Деловой настрой

2. Актуализация знаний

Вспомнить историческую обстановку накануне 1920-х гг

Даёт слово заранее подготовленному ученику выступить в роли архивариуса с исторической справкой

Ученик сообщает историческую справку, а обучающиеся заслушивают, анализируют

Делают вывод о необходимости преодоления технико-экономической отсталости страны страны

3. Создание ситуации затруднения

Подвести учащихся к теме урока целям

Предлагает учащимся сформулировать предполагаемую тему урока

Запоминают визуально дату XIV партийной конференцияи и XV съезда партии

Формулируют тему урока

Прогнозируют процесс экономического ускорения страны

4. Постановка цели урока

Осознание учебной задачи урока

Побуждает учащихся на формирование целей урока

Учатся формулировать цели урока

Формулируют цели урока

5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Анализ выполненного задания и формулировка вывода

Напоминает правила работы в группе

Приложение 2.

Выполняют задание, читают текст, анализируют его, отвечают на вопросы, составляют таблицу, план, оглашают результаты работы своей группы, оценивают работу каждого члена группы в достижении результатов

Стремятся выполнить учебную задачу, записывают основные факты, фиксируют схемы в тетрадь, основные понятия, учитывают различные мнения, осознают успешность результата

6. Первичная проверка понимания

Демонстрация новых знаний

Предлагает группам предъявить результат деятельности группы

Участники групп демонстрируют свои результаты, дополняют друг друга, другие группы фиксируют их продукт в тетрадь, задают уточняющие вопросы

Вырабатывают ценностное отношение к совместной образовательной деятельности, осуществляют контроль

7. Первичное закрепление

Подведение итогов урока

Активизирует учащихся на подведение результатов урока

Подводят итог: называют основные даты, термины, определяют историческое значение

Понимают учебную задачу, развивают грамотную устную речь

8. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

Контроль усвоения нового материала

Предлагает учащимся выполнить тест на 6 вопросов с парным контролем,

Приложение 3,

напоминает критерии оценивания и предоставляет ключ к тесту

Выполняют тест, проверяют, оценивают

Самостоятельно выполняют задание, осуществляют парный контроль

9. Рефлексия

Самооценка обучающимися результатов учебной деятельности на уроке

Предлагает учащимся провести самооценку и самоанализ, эмоциональное отношение к уроку в целом, к этапам урока

Работают с листом самооценки, используют смайлики для выражения эмоционального отношения к уроку

Развивают навыки самоанализа, осмысления собственных действий и мыслей, своего настроения

10. Объяснение и понимание домашнего задания

Закрепление дома знаний, полученных на уроке

Объясняет домашнее задание, контролирует запись в дневнике

Записывают задание в дневник, вникают в суть домашнего задания

Понимают учебную задачу домашнего задания

Индустриализация в СССР Социалистическая индустриализация СССР (Сталинская индустриализация) процесс форсированного наращивания промышленного потенциала СССР для сокращения отставания экономики от развитых капиталистических стран, осуществлявшийся в 1930-е годы. Официальной задачей индустриализации было превращение СССР из преимущественно аграрной страны в ведущую индустриальную державу. Начало социалистической индустриализации как составной части «триединой задачи по коренному переустройству общества» (индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и культурная революция) было положено первым пятилетним планом развития народного хозяйства (). Одновременно были ликвидированы частнотоварные и капиталистические формы хозяйства.


Причины индустриализации Необходимость: создания МТБ социализма достижения экономической независимости страны укрепления её обороноспособности Сталин воспользовавшись очередным кризисом НЭПа объявил о «наступлении социализма по всему фронту».На первый план вышло ускоренное развитие базовых отраслей промышленности (топливно- сырьевая, металлургия, машиностроение и др.)от которых зависело общее состояние экономики.


Условия индустриализации На Западе индустриализация проводилась за счет средств полученных от развития сельского хозяйства и легкой промышленности. Но в СССР не было времени на осуществление данного подхода. Поэтому индустриализация осуществлялась за счет ограбления села и продажи за границу сырья, хлеба, культурных ценностей. В условиях ограниченности ресурсов руководство перешло к их централизованному распределению и к плановости всей экономики.


ГОЭЛРО Уже в годы Гражданской войны советское правительство начало разработку перспективного плана электрификации страны. В декабре 1920 г. план ГОЭЛРО был одобрен VIII Всероссийским съездом Советов, а через год его утвердил IX Всероссийский съезд Советов. Планом предусматривалось опережающее развитие электроэнергетики, привязанное к планам развития территорий. План ГОЭЛРО, рассчитанный на 1015 лет, предусматривал строительство 30 районных электрических станций (20 ТЭС и 10 ГЭС) общей мощностью 1,75 млн квт. Проект охватывал восемь основных экономических районов (Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Западно-сибирский, Кавказский и Туркестанский). Параллельно велось развитие транспортной системы страны (реконструкция старых и строительство новых железнодорожных линий, сооружение Волго-Донского канала). Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась почти в 7 раз, с 2 до 13,5 млрд. кВт·ч.


Первая пятилетка В 1927 г.началась разработка 1 пятилетнего плана. В 1929 г.он был утвержден.предусматривалось увеличить промышленное производство на 180%,сельско - хозяйственное на 55%.Тяжелая промышленность должна была развиваться опережающими темпами-230% за 5 лет. Сталин в это время выдвинул идею «Великого скачка»-чтобы за 5-10 лет догнать Запад, ушедший вперед в своем индустриальном развитии на лет.


Итоги первой пятилетки По темпам роста промышленности СССР обогнал царскую Россию почти в 3 раза. Он вышел на 2-е место в мире по общим показателям и лидировал по темпам прироста промышленного производства. СССР стал экономически независим от Запада, который в тот период так же как и наша страна находился на стадии индустриального общества. Но эти успехи были достигнуты за счет перенапряжения экономики и не пропорционального ее развития, в ущерб легкой промышленности и сельского хозяйства.


Коллективизация Коллективиза́ция это процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы в СССР). Проводилась в СССР в конце 1920-х начале 1930-х гг. (решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927), в западных районах Украины, Белоруссии и Молдавии, в Эстонии, Латвии и Литве, а также в социалистических странах Восточной Европы и Азии после Второй мировой войны, на Кубе в 1960-е гг. Цель коллективизации формирование социалистических производственных отношений в деревне, ликвидация мелкотоварного производства для разрешения хлебных затруднений и обеспечения страны необходимым количеством товарного зерна.




Основные этапы коллективизации 1928-начало форсированного создания колхозов (25-тысячники) В газете «Правда» статья Сталина «Год великого перелома» Объявлена политика «ликвидации кулачества как класса» Голод. 40-ые г.г.-Завершающий этап


Крестьянский вопрос (1929) Население около 160 млн. чел. 80% - крестьянство 26 млн. хозяйств млн. бедняцких хозяйств млн. середняцких хозяйств. - свыше 1 млн. кулацких хозяйств.




Последствия -+ Отвлечение огромных средств от развития с/х производства Созданы условия для индустриального скачка Отчуждение крестьян от собственности и результатов труда, ликвидация экономических стимулов в с/х. Обретена независимость от импорта важных с/х культур Массовый «уход» крестьян из деревни, дефицит рабочей силы Дополнительные рабочие руки в город Укрепление социальной базы сталинской диктатуры Повысился уровень механизации с/х труда


Главные задачи культурной революции ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры. ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина.


Народное образование 30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В основу положен принцип бесплатного обучения. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне В 1930 году было принято постановление ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении". К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена


Церковь и религия 11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения. 18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский. 21 января 1918 г. - опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ.