Ориентировка во времени средняя группа конспект. Конспект занятия по математическому развитию в средней группе: «Ориентировка во времени

Тема: Особенности формирования представлений и понятий о времени у детей дошкольного возраста.

Ориентировка во времени детей второй младшей группы

Задачи и содержание работы:

На втором-третьем году жизни начинают формирова­ть у детей навыки ориентировки во времени.

- ввести сначала в пассивный, а по­том в активный словарь ребенка слова , характеризующие разные временные отрезки:

День-ночь,

Утро - вечер

Сложность при формировании у детей времен­ных представлений: время не имеет наглядности, а ребёнок мыслит образами. Поэтому времяпознается опосредованно, через содержание деятельности: ночью спят, утром идут в детский сад, а вечером возвращаются домой .

Представления детей о времени различные.Чем больше с ребенком общаются , выделяя специальные слова , обо­значающие время, тем выше у него уровень ориентиров­ки во времени.

Формы работы:

- Повседнев­ное общение с ребенком

Специальные игровые занятия (индивидуальные и коллективные) с использованием:

б есед с детьми, чтения рассказов, сказок

- Игры или игровые упражнения с применением иллюстративного материала и без него

Игра «Когда это бывает?» - закрепить харак­терные особенности частей суток.

Материал: раз­нообразные иллюстрации.

Ход. При рассматривании ребенокобращает внимание не только на предметную сторону кар­тинки , т.е. что

нарисовано на ней, а и на то, какое время года, или какая часть суток изображена на этой картинке. Ребенок

запоминает, что люди делают утром, днем, вече­ром, ночью.

Игра «Что и когда мы дела­ем?»

Ход.Воспитатель задаёт вопросы

Что мы с вами делаем сейчас? - «Играем».

А что мы делали до этого? - «Ку­шали».

А еще что делали? - «Ходили гулять».

А что будем делать, когда поиграем, куда потом пойдем?

А что мы будем делать вечером?

А завтра, куда мы пойдем?

Методические приёмы:

- Ознакомление детей с частями суток следуетначинать с контрастных отрезков: день-ночь, утро-вечер.

- Игры и упражнения на ориентировку во времени требуют многоразовых повторений . Тут не следует спе­

шить. Важно, чтобы ребенок использовал специальные термины осознанно.

Формированию этих представлений способствует :четкий распорядок дня , т.е. в определенное время

подъем детей,

утренняя гимнастика,

игры и др.

Младшие дошкольники характеризуют время, прежде всего,по событиям, которые происходили непосредственно с

каж­дым из них в течение дня и вызвали сильные эмоции.

По­степенно они отходят от такого понимания времени и начи­нают связывать его с действиями ,

происходящими в окру­жающей жизни.

- Характерным для детей этого возраста является восприятие времени как предмета , существующего отдельно:

«Куда деваются дни? Куда ушло вчера? Откуда пришло завтра?» - спрашивают дети.

Ориентирование детей средней группы во времени

Задачи и содержание работы:

Расширять представления де­тей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро, день, вечер, ночь);

Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

Ориентировка во времени развивается в основном в повседневной жизни и на чувственной основе.

Методические приёмы:

Наблюдения;

Рассматрива­ние картин, иллюстраций;

Чтение сказок, рассказов стихов, загадок;

«Солнце глянуло в комнату, Зачирикали птички:

Хватит спать! Хватит спать!

Просыпайтесь, малыши».

Какое это время суток?

(Утро)

Закончилась программа «Спокойной ночи», Я ложусь спатьи мои игрушки тоже ложатся спать... Когда это бывает?

(Вечером )

Дидактические игры;

Объяснение нового материала, пояснения;

Под влиянием обучения осознается, что всегда одни сут­ки сменяют другие .

Сутки, которые идут сейчас, называют­ся сегодня, те, которые прошли, -вчера, а сутки, которые еще не настали, -

завтра. В каждых сутках четыре части: утро, день, вечер, ночь.

Для уточнения новых знаний воспитатель проводит беседы о том, что делали вчера, сегодня (утром, днем,

вече­ром, ночью), что будут делать завтра (Т.Д.Рихтерман).

- Новое: используют условные картинки: модели, схемы.

Сформи­ровать представления о цикличности, периодичности, непрерывности лучше всего можно с помощьюкруга, раз­деленного на части. Ребенку так будет легче представ­лять непрерывность времени : заканчиваются ночь, начинается утро и т.д.

Конспект занятия по математическому развитию в средней группе:

«Ориентировка во времени. Части суток».

Цель: формировать представление о частях суток (утро - вечер, день - ночь); закреплять знание цветов, геометрических фигур, счета до 4.

Задачи :

Образовательные: Закрепить название частей суток, названия цветов, геометрических фигур. Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Развивающие: продолжать развивать логическое мышление, внимание, речь, ориентировку в пространстве.
Воспитательные: продолжать воспитывать умение слушать указания воспитателя и действовать в соответствии с ними; воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.

Тип занятия: НОД

Форма занятия: групповая, фронтальная

Продолжительность занятия: 20 минут

Участники: воспитатель и обучающиеся

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, мольберт (экран), сюжетные картинки с изображением действий, происходящие утром, днем, вечером, ночью ; мяч; игрушка – медведь; конверт с заданиями.

Раздаточный материал на каждого ребенка: клей, салфетка для клея, схема-таблица «Части суток» (формат А-4) , три Солнышка и одна Луна; «Блоки Дьенеша».

Предварительная работа : беседа с детьми «О частях суток и их последовательности». Наблюдение за изменениями в природе и обсуждение действий взрослых и детей в разное время суток. Дидактическая игра «Всему свое время». Игра «Утро - вечер».

Методы и приемы работы с детьми: беседа, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика, презентация, рассматривание сюжетных картинок (формат А-4) и беседа по ним, вопросы, физкультминутка, игры, поощрение, оценка .

Планируемый результат: научить детей ориентироваться во времени суток (утро, день , вечер, ночь); проявлять интерес к информации, которую получают во время общения; активно и доброжелательно взаимодействовать с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

Место проведения : групповое помещение.

Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время (мин.)

    Организационный этап.

Приветствие

Сюрпризный момент (медвежонок Мишутка)

Пальчиковая гимнастика

    Основной этап.

Рассматривание и б еседа по картинкам

Дидактическая игра «Всему свое время»

Физкультминутка

Игра «Утро - вечер»

Игра-конструирование «Блоки Дьенеша»

Прощание с гостем

    Заключительный этап.

Итог. Рефлексия деятельности

Ход занятия:

1. Организационный этап.

Дети заходят в группу и встают перед мольбертом (экраном). СЛАЙД 1

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Давайте, поприветствуем друг друга и наших гостей. СЛАЙД 2, СЛАЙД 3

Дети приветствуют друг друга и гостей.

Дети садятся на стульчики перед мольбертом (экраном). СЛАЙД 3

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в гости придет гость, что бы узнать, кто, нужно отгадать загадку. Вы любите отгадывать загадки? (ответы детей) Тогда внимательно слушайте загадку:

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь

Это зверь лесной … (медведь)

Стук в дверь. Воспитатель вносит мишку с конвертом.

Воспитатель: - Правильно. Сегодня к нам в гости пришел Мишутка. Ребята, поздоровайтесь с Мишуткой. (Дети приветствуют мишку)

Воспитатель: - Мишутка не просто так пришёл к нам в гости, ему нужна наша помощь. Осенью, когда мишка ложился в зимнюю спячку приготовил себе картинки с изображением действий, происходящие в разное время суток, сложил все в правильном порядке и положил к себе под подушку. Думал, что, когда проснётся, у него будет подсказка, какие действия нужно делать утром, днем, вечером и ночью. Пока Мишутка спал, все картинки перемешались. Проснувшись весной, медвежонок обнаружил, что все картинки перемешаны, и он очень огорчился. Все картинки собрал в конверт и принес нам. Мишутка очень хочет, что бы мы ему помогли.

Воспитатель: - Дети, поможем нашему гостю?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Чтобы, все у нас получалось, сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять» . В. Волина СЛАЙД 4

Вышли пальчики гулять, («Шагают» пальчиками.)

Стали весело плясать. (Вращают кисти рук.)

Вот так, вот так

Стали весело плясать.

Пальчики играли, (Соединяют с большим.)

Собаку увидали. (Показывают собаку.)

Она громко лает,

Пальчики пугает.

Пальчики сбежались,

В кулачок все сжались, (Сжимают кулачки.)

А собака ходит, (Правой рукой показывают собаку)

Пальцы не находит (Левую сжимают в кулачок.)

Кулачки стучали, (Кулачками стучат друг о друга.)

Собаку испугали. («Шагают» пальчиками.)

Ну а пальчики опять

Стали дружно танцевать.

Поплясали, поплясали. (Вращают кисти рук.)

Ох, как быстро мы устали! (Показывают лапки зайца.)

Мы немножко отдохнем (Пальчики «спят»).

И опять плясать начнем. (Вращают кисти рук.)

2. Основной этап.

Воспитатель: - Ребята, давайте откроем конверт, посмотрим картинки.

Воспитатель показывает первую картинку. СЛАЙД 5

Воспитатель: - Ребята, а кто изображен на этой картинке? Что они делают?

Дети: - Дети, они гуляют на улице и играют.

Дети: - День.

Воспитатель: - Правильно. Что мы еще делаем днем?

Дети: - Играем, занимаемся, гуляем.

Воспитатель: - Даша, пожалуйста, спроси у Кости. - Костя, скажи, пожалуйста, что ты ещё делаешь днём?

Костя: - Я днём играю.

Воспитатель: - Полина, пожалуйста, спроси у Дани. - Даня, скажи, пожалуйста, что ты ещё делаешь днём?

Ксюша: - Я днём занимаюсь.

Воспитатель показывает вторую картинку. СЛАЙД 6

Воспитатель: - Ребята, кто изображен на этой картинке и что они делают?

Дети: - Дети, они делают зарядку.

Воспитатель: - Значит, какое это время суток?

Дети: - Утро.

Воспитатель: - Правильно. А что мы еще делаем утром?

Дети: - Умываемся. Завтракаем. Идем в детский сад.

Воспитатель: - Маша, пожалуйста, спроси у Паши. - Паша, скажи, пожалуйста, что ты ещё делаешь утром?

Паша: - Я утром завтракаю.

Воспитатель: - Денис, пожалуйста, спроси Ксюшу. - Ксюша, скажи, пожалуйста, что ты делаешь утром?

Ксюша: - Я утром иду в детский сад.

Воспитатель показывает четвертую картинку . СЛАЙД 7

Воспитатель: - Как вы думаете, какое время суток изображено на этой картинке?

Дети: - Ночь. Мальчик уже спит в кроватке.

Воспитатель: - Правильно.

Воспитатель показывает третью картинку. СЛАЙД 8

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, какое это время суток?

Дети: - Вечер.

Воспитатель: - Почему, вы думаете, что вечер?

Дети: - Семья собралась вместе и пьет чай.

Воспитатель: - А что вы еще делаете вечером?

Дети: - Идем домой из садика. Ужинаем. Смотрим телевизор.

Воспитатель: - Даша, пожалуйста, спроси у Амира. - Амир, скажи, пожалуйста, что ты делаешь вечером?

Амир: - Смотрю телевизор.

Воспитатель: - Ребята, пожалуйста, посмотрите, правильно ли расположены у нас картинки?

Дети: - Нет!

Воспитатель: - А как они должны быть расположены?

Дети: - Утро, день, вечер, ночь?

Воспитатель: - Дети, скажите, пожалуйста, какие картинки нужно поменять местами?

Дети: - Первую и вторую, третью и четвертую.

Воспитатель: - Правильно. Ребята, давайте еще раз повторим. СЛАЙД 9

Дети обобщают: - Утром мы просыпаемся, делаем зарядку, чистим зубы, завтракаем и идем в детский сад. Днем: занимаемся, играем, гуляем, обедаем, отдыхаем. Вечером: смотрим телевизор, играем, умываемся, чистим зубы и ложимся спать. Ночью спим.

Дидактическая игра «Всему свое время» (карточки). СЛАЙД 10

Воспитатель: - Дети, у меня на столе ещё лежат картинки, и мне кажется, что что-то тут не так. Я попрошу подойти ко мне и помочь Дениса и Полину. Денис, тебе нужно подобрать картинки с действиями, которые выполняются «Утром и денем», а Полина – « Вечером, ночью». (Дети подбирают картинки и с помощью магнитов прикрепляют картинки к магнитной доске ).

Воспитатель: - Сейчас, ко мне подойдут и помогут Соня и Даша. Мы все проверим правильную последовательность действий изображённых на картинках. (Работа детей и всей группы )

Воспитатель: - Молодцы, вы дружно справились с заданием. Сейчас мы повторим наши действия в течении суток (игра с мячом)

Завтракаем мы утром, а ужинаем … (вечером)

Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)

Солнце светит днем, а луна … (ночью)

Ужинаем вечером, а завтракаем … (утром)

Воспитатель: - Молодцы, все справились. Пришло время для физкультминутки. СЛАЙД 11

Физкультминутка «Прогулка»
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (
Подскоки на правой ножке )
И по этой по дорожке
Скачем мы на левой ножке. (
Подскоки на левой ножке )
По тропинке побежим. (
Бег на месте )
До лужайки добежим. (
Бег продолжается )
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки. (
Прыгаем на обеих ногах )
Стоп! (
Присели )
Немного отдохнем
И домой пешком пойдем. (
Ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз,

выдох, сели на свои места ).

Воспитатель: - Сейчас предлагаю присесть за столы.

Дети садятся за столы.

Работа на схемах-таблицах «Части суток» СЛАЙД 12

Воспитатель: - Ребята, пожалуйста, посмотрите на ваших столах лежат альбомные листы с картинками - схемами «Части суток» и четыре кружочка. Три кружка жёлтого цвета, а один – белого. Как вы думаете, что это?

Дети: - Солнышки и Луна.

Воспитатель: - Правильно. Сейчас мы будем на наших листочках показывать сутки. Берем первый жёлтый кружок и в первом прямоугольнике наклеиваем справа, второй – во втором прямоугольнике, вверху, а третий – в третьем прямоугольнике, слева. Четвертый кружок белого цвета – это Луна, его приклеим на чёрный фон вверху – четвертый прямоугольник.

Воспитатель: - Ребята, давайте посчитаем, сколько у нас в сутках частей?

(утро -1, день -2, вечер -3, ночь -4) СЛАЙД 13

Дети: - Четыре.

Воспитатель: - Ребята, я сейчас предлагаю по фантазировать. Хотите?

Дети: - Да.

Игра – конструирование «Блоки Дьенеша» . ( Перед каждым ребёнком лежит набор.)

Воспитатель: - Посмотрите, у вас на столах лежат наборы. Посмотрите, что вы видите в коробочках. СЛАЙД 14

Дети: - Геометрические фигуры.

Воспитатель: - Какие фигуры вы видите?

Дети: - Круги, треугольники, прямоугольники, квадраты.

Воспитатель: - Правильно, я сейчас вам предлагаю посмотреть на образцы и пофантазировать. СЛАЙД 15

Вы из этих фигур создать свою композицию. Согласны?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Что, у вас получилось?

Обсуждение композиций детей.

Воспитатель: - Ребята, вы молодцы, помогли Мишутке. Теперь Мишутка знает части суток и что нужно делать, и не ошибется. Пришла пора прощаться и Мишутке отправляться домой. В благодарность за помощь Мишутка дарит вам все картинки.

Дети прощаются с гостем.

3. Заключительный этап.

Итог. Рефлексия деятельности .

О чем говорили?

Чему учились на занятии?

Что запомнилось на занятии? СЛАЙД 16

ЛИТЕРАТУРА

    Белошистая А. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет / [Текст] // пособие для педагогов дошкольных учреждений. Кн. 1. – М.: Владос,

    Васильева М.А., Гербова В.В., Коморова Т.С. Программа воспитание и обучения в детском саду/[Текст] // издательский дом «Просвешение », 2006г

    Грибанова А.К., Колечко В.В., Пасека А.М., Щебракова Е.И. Математика дошкольникам. / [Текст] // – Рад. школа. 1988.

    Игнатьева А.Г. Занятие по математике «Ознакомление с сутками» // г.о. Зеленоград.

    Метлина Л.С. Математика в детском саду. / [Текст] // М.: Просвещение, 1984.

    Петерсон Л.Г., Кочемасов Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. / [Текст] // Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2003.

    Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. / [Текст] // – М.: Просвещение, 1991.

    Соколова Е.И. , Тарабарина Т.И. Детям о времени. Пособия для родителей и педагогов / [Текст] // .- Ярославль: Академия развития,1996.

    Щербакова Е.И. Формирование временных представлений / [Текст] // Дошкольное воспитание.-1998.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ


Конспект по ФЭМП в средней группе по ознакомлению детей с ориентировкой во времениВозраст: 4 – 5 лет.
Цель: Формирование понятия времени у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
расширять представления о частях суток;
учить правильно, употреблять эти термины в речи;
упражнять детей в счете до пяти;
закреплять умение раскладывать предметы правой рукой слева – направо;
продолжать упражнять детей в установлении отношений «поровну», пользуясь приемами наложения.
Развивающие:
развивать память, внимание, речь.
Воспитательные:
воспитывать у детей заботу о близких.
Оборудование:
демонстрационный материал: часы с картинками частей суток «звездочки» для игры, 5 курочек и 5 цыплят, фланелеграф.
раздаточный материал: двухполосные карточки, зайчики и капуста по 3 штуки на каждого ребенка.
Активизация и обогащение словаря: утро, день, вечер, ночь, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.Методы и приемы:
Наглядный (показ картинок).


Предварительная работа: счет в пределах 5, рассматривание картинок с изображением частей суток, решение неравенств путем прибавления и убавления, сравнение двух чисел, работа с двухполосными карточками, повторение названий геометрических фигур.
Форма организации детей: фронтальная.
Ход НОД:
1.Вводная часть:
Дети из раздевалки проходят в группу и садятся на стульчики, расставленные полукругом.
Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с часами, которые говорят когда спать, когда вставать, когда работу начинать. И еще есть интересные картинки. Это не простые часы, они показывают части суток.
(тикают часы)
Стрелка, стрелка покрутись,
время суток покажись!
(Стрелка остановилась на части суток – утро)
Воспитатель: Что здесь нарисовано? (зайчик просыпается)
Какое это время суток?
Дети говорят о том, что на картинке изображено утро, зайчик просыпается.
Воспитатель: Да, правильно изображено утро, зайчик просыпается.
(включить запись петушка)
2. Основная часть:
Воспитатель показывает игрушечного петушка или картинкус его изображением и читает потешку:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка.
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Воспитатель: «Когда просыпаются детки?» - воспитатель показывает картинку с изображением петушка, сидящего на заборе, на фоне встающего солнышка.
Дети: утром
Воспитатель обращает внимание на четырех курочек, расположенных в верхней части фланелеграфа: «Кто еще просыпается вместе с петушком? Сколько всего курочек?»
Ответы детей.
Воспитатель вызывает ребенка, просит посчитать курочек и расположить в нижней части фланелеграфа столько же цыплят: «Сколько курочек? Сколько цыплят? Что можно сказать о количестве курочек и цыплят? Проснулась еще одна курочка и прибежала к четырем курочкам (прикрепляет на фланелеграф еще одну курочку). Курочек стало больше, чем цыплят?»
Воспитатель считает курочек и спрашивает: «Сколько курочек? (Считает вместе с детьми.) Как получилось пять курочек? Сколько цыплят? Пять курочек и четыре цыпленка - сравните, кого больше. (Пять курочек больше, чем четыре цыпленка.) Четыре цыпленка и пять курочек - кого меньше. (Четыре цыпленка меньше, чем пять курочек.) Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы курочек и цыплят стало поровну: по пять».
Воспитатель уточняет, как получилось 5 цыплят. (К 4 цыплятам добавили еще 1 цыпленка). Затем восстанавливает неравенство и предлагает сделать равенство путем убавления. («Как еще можно сделать так, чтобы курочек и цыплят стало поровну?»)
Доброе утро! Птицы запели
Добрые люди, вставайте с постели
Прячется вся темнота по углам
Добрые люди идут по делам!
Воспитатель: Скажите, а что делают люди по утрам?
Дети говорят, что когда утром люди встают они умываются, заправляют постель, делают зарядку, завтракают.
(тикают часы)
Стрелка, стрелка покрутись,
время суток покажись!
Воспитатель: Что здесь нарисовано, ребята?
Дети говорят о том, что на картинке изображено, что зайчик радуется солнышку.
Воспитатель: А когда это бывает?
Воспитатель: Динь - дилень, динь – дилень наступил прекрасный день! День самое светлое время суток. Именно в это время люди стараются делать серьезные и важные дела. А что мы делаем днем?
Дети отвечают, что днем они играют, рисуют, поют, читают, гуляют, занимаются.Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Не ошибись».
Воспитатель уточняет названия геометрических фигур, выложенных на фланелеграфе (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), и предлагает поиграть.
Воспитатель в разном порядке показывает геометрические фигуры, а дети выполняют соответствующие движения: круг - прыгают, квадрат - хлопают в ладоши, треугольник - приседают, прямоугольник - шагают на месте.
Воспитатель: Пока мы играли, наступило время обеда! Наш Зайчик тоже проголодался. С ним вместе проголодались и зайчата.
Ребята, подойдите к столам. У каждого из вас есть карточка.
На верхнюю полоску положите четыре зайчика. Левой рукой придерживаем карточку, а правой считаем слева на право. Сколько у нас зайчат?
Дети отвечают, что всего четыре зайчика.
Воспитатель: Сколько зайчиков у тебя Вова? А у тебя Катя? Настя у тебя сколько зайчиков?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
Воспитатель: Возьмем один кочан капусты и дадим первому зайчику. Всех зайцев накормили?
Дети отвечают, что не всех! Остальные зайчики остались без капусты!
Воспитатель: Ребята, дайте каждому зайчику по кочану капусты. Каждому зайчику хватило? Никого не обидели? Прибежал еще один зайчонок. Пять зайчиков и четыре кочана капусты – сравните чего меньше (Четыре кочана меньше, чем пять зайчиков) Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы зайчиков и капусты стало поровну. По сколько теперь зайчиков и капусты?»
Воспитатель уточняет у детей способы уравнивания предметов и образование полученных чисел.
Дети отвечают, что теперь капусты и зайчиков у нас поровну. Отодвигают карточки, выходят из-за стола и подходят к часам.
Физ. минутка
Смотри скорей, который час
Тик-так, тик-так, тик-так!
Налево раз, направо раз
Тик-так, тик-так, тик-так!
(тикают часы)
Стрелка, стрелка покрутись,
время суток покажись!
Воспитатель: Что здесь нарисовано?
Дети отвечают, что на картинке нарисован зайчик, который смотрит телевизор.
Воспитатель: Какое это время суток?
Дети отвечают, что вечер.
Солнце за гору садиться,
Звезды зажигаются,
На траву роса ложится,
Вечер начинается!
Что вечером делают люди!
Дети отвечают, что вечером люди возвращаются с работы домой, ужинают, смотрят телевизор, расправляют кровати и готовятся ко сну!
Воспитатель: А кому вечером, перед сном поют колыбельную песню?
Дети отвечают, что вечером перед сном колыбельную песню родители поют своим детям, чтобы они крепко спали, и им приснились хорошие сны.
Вечер - солнышко садится,
Всех зовет угомониться.
Хочет посмотреть в тиши
«Спокойной ночи, малыши!»
Воспитатель: Ребята, давайте споем колыбельную песню нашим куклам.
Под аудиозапись ребята поют колыбельную песню куклам.
(тикают часы)
Стрелка, стрелка покрутись,
время суток покажись!
Воспитатель: Что здесь нарисовано, ребята? Какое время суток?
Дети отвечают, что на картинке изображена ночь.
Воспитатель: Ребята, а что вы ночью делаете?
Дети рассказывают, что ночью они спят.
Воспитатель: Правильно, ночью дети и взрослые отдыхают, потому что работали, учились, занимались делами – устали! И только звезды подмигивают весело друг другу!
Игра «Найди себе пару».
Наступила ночь. Стало темно. Зажглись звездочки на небе.
Дети берут по одной звездочке и начинают двигаться под музыку. Наступило утро. Стало светло. По окончании мелодии они находят себе пару: ребенка со звездочкой такого же цвета и образуют ворота, взявшись за руки и встав друг за другом. Игра повторяется.
3. Заключительная часть:
Воспитатель: Вот мы и познакомились со всеми частями суток. Давайте их назовем.
Дети вместе с воспитателем называют части суток.
Утро, день, вечер, ночь –
Убежали сутки прочь,
Чтоб о сутках не жалеть
Нужно каждый час беречь,
Чтоб успеть потанцевать,
Почитать, порисовать,
Поиграть с друзьями,
И помочь, конечно, маме!
Тик-так, тик-так,
Знаем сутки мы вот так!
Вам понравилось узнавать, что то новое? А какие задания вам показались самыми трудными? Маша, что тебе понравилось больше всего? Ксюша, а тебе?
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали! Вы были внимательными, сообразительными, узнали что – то новое. Молодцы!



Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с геометрическими фигурами и формами в старшей группе Возраст: 5 – 6 лет.
Цель: совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов.Задачи:
Обучающие:
закреплять знания о геометрических фигурах;
сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля;
совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;
упражнять в решении логических задач и задач на смекалку;
формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях.
тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование.
Развивающие:
развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к учению, интереса к математике;
воспитывать доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование:
демонстрационный материал: таблички с названием привалов; игрушка Старичка – лесовичка, изображение цифр с 1 до 7 на листах бумаги размером А4 для физкультминутки, геометрические фигуры, магнитная доска, поднос, красные и желтые цветы из картона, плакат с рисунком цветочной поляны, плакат с рисунком геометрической страны.
раздаточный материал: карточки-цифры с 1 до 5; наборы геометрических плоскостных и объемных фигур, альбомные листы по количеству детей. Рабочие листы с заданиями «геометрические деревья», «геометрические дома», «геометрические качели». Листы бумаги, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры.
Активизация и обогащение словаря: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, плоскостные фигуры, объемные фигуры, куб, шар, цилиндр, крона.Методы и приемы:
Словесный (вопросы, пояснения, разъяснения, художественное слово).
Практический (игры и упражнения).
Поощрение, подведение итогов занятия.
Предварительная работа с детьми: игры на закрепление геометрических фигур, игры на ориентировке на листе бумаги, закрепление счета в пределах 7.
Формы организации детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (конструктивно-модельная деятельность), «Социализация» (игровая деятельность).
Ход НОД:
1.Вводная часть:
Организационный момент.
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки Будут думать много, ловко. Ушки будут слушать, Ротик четко говорить. Ручки будут хлопать, Ножки будут топать. Спинки выпрямляются, Друг другу улыбаемся,
Занятие начинается.
2. Основная часть:
Воспитатель: Внимание, ребята! Хочу вам сообщить, сегодня путешествие хотим мы совершить. Я знаю волшебные слова, которые помогут нам отправиться в путешествие в страну геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете? (ответы детей).
Воспитатель: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат - это плоскостные фигуры. Еще есть фигуры объемные - куб, шар, цилиндр.
В геометрической стране геометрические фигуры везде - везде. А с нами пойдет Старичок – лесовичок, он все тропки в стране геометрических фигур знает. Нам много придется сегодня пройти и много задачек решить по пути. Итак, отправляемся в сказочное путешествие.
«Ножкой топнем – в ладоши хлопнем
Вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся
Глаза закроем – скажем «АХ» - и окажемся в гостях»
Вот мы и в стране геометрических фигур.
Наш первый привал. А называется он «Трудные задачки».
На привале посидим, и задачки все решим.
Ребята, садитесь за столы.
Упражнение «Геометрические деревья»
Перед вами карточки, на которых изображены деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры. Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? (Пять деревьев).Покажите дерево, с кроной похожей на круг (овал, треугольник, прямоугольник, квадрат). Какое по счету дерево с круглой кроной (овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной)?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше.
Шли мы, шли, шли мы, шли, на второй привал «Угадай - ка» пришли.
Этот привал находится на улице «Геометрическая».
Рассмотрите дома геометрической страны.
Как вы думаете, в каком доме живет какая геометрическая фигура?Чей дом самый высокий (низкий)?Чей дом самый широкий (узкий)?К чьему дому ведет самая длинная (короткая) дорожка?
На столах у вас лежат конверты. В них карточки с изображением цифр. Выложите из карточек цифровой ряд.
Покажите карточку с той цифрой, сколько этажей в квадратном доме (2) (прямоугольном (2), треугольном (2)).
Молодцы, вы отлично справились с заданием.
Упражнение «Геометрические качели»
В стране геометрических фигур есть волшебные качели. На качелях катаются геометрические фигуры. С левой стороны качелей посадите кататься три круга. А на правую сторону посадите квадратов, на один меньше, чем кругов. Что можно сделать, чтобы кругов и квадратов стало поровну? (Добавить один квадрат или убрать один круг.)
Шли мы, шли, шли мы, шли и на третий привал пришли.
Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»
А сейчас возьмите с края стола листы бумаги и приготовьте для работы картонные геометрические фигуры.
Поставь квадрат в правый верхний угол.Поставь круг в середину листа.Поставьте треугольник в левый нижний угол.Поставьте овал в левый верхний угол.Поставьте треугольник в правый нижний угол.
Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.
Динамическая пауза «Сосчитай и сделай»
А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.
Вставайте из-за столов и выходите ко мне.
Нас ждет физкультминутка!
Сколько точек в этом круге (5), Столько раз поднимем руки. Сколько палочек до точки (6), Столько встанем на носочки.Сколько ёлочек зелёных (4),Столько сделаем наклонов.Сколько здесь у нас кружков (7),Столько сделаем прыжков.
В стране геометрических фигур Старичку-лесовичку очень нравится и ему бы хотелось здесь остаться. Он просит, чтобы вы помогли ему построить дом, а для строительства он принес материал. Вот, что он принес (показ строительного материала).
Поможем построить дом для Старичка-лесовичка? (ответ детей)
Какие фигуры подойдут для строительства? Это кубы, они объёмные, у них есть углы, ребра, грани. Одна грань куба – квадрат.
Чем куб отличается от квадрата? (квадрат плоский, куб объемный)
Чем куб отличается от шара? (есть углы, не может катиться).
Какое общее свойство у куба и шара? (они оба объемные)
Воспитатель: - Почему из кубов удобно строить? (они не катятся, объемные).
Из каких фигур мы строили дом? (ответы детей).
Ребята, а кем были вы во время строительства домов? (строителями). А кто такие строители? (ответы детей)
Воспитатель: Нелегкое дело - строительство дома. Устали вы, наверное, пока строили, давайте немного взбодримся.
Физкультминутка:
1, 2, 3, 4, 5 – хотим строителями стать (хлопки, руки в стороны)
Дружно доски поднимаем (руки вверх)
Быстро гвозди забиваем (кулачком об кулачок)
Кистью красим новый дом (поворот вокруг себя, «красят кистью»)
Чтоб уютно было в нём.
1, 2, 3, - дом построен – посмотри! (прыжки, руки в стороны).
Воспитатель: - Ну как Старичок – лесовичок, ребята построили для вас дом?
Молодцы, ребята! Старичок-лесовичок в благодарность вам за помощь дарит вот этот сундучок. Заглянем в него? Посмотрите, это сладкие гостинцы!
Ну что ж, как не грустно, но нам пора возвращаться домой, все тропинки одолели без запинки.
Закройте все глаза, а мы сосчитаем обратным счётом от 3 до 1. Вот мы и в группе, но я думаю, что мы ещё не раз побываем в замечательной стране геометрических фигур.
3. Заключительная часть:
Воспитатель: А теперь оцените своё участие в путешествие. Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете свою работу на «отлично» – возьмите красный цветок на подносе и наклейте его на плакате с изображением цветочной поляны, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли бы сделать лучше – возьмите и наклейте цветок желтого цвета. (Дети оценивают свою работу).
Воспитатель: Вы сегодня побывали в гостях у сказки, где все связано с математикой. Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями. Какие задания вам показались интересными? Какие сложными? С какими заданиями вы справились быстрее?
Занятие закончилось, спасибо Старичку - лесовичку за наше сказочное путешествие!

Ботвинова Лилия Олеговна
Воспитатель МБДОУ№186 комбинированного вида г. Кемерово
Конспект непосредственной образовательной деятельности (средняя группа)
Интеграция образовательных областей: Познание (Формирование элементарных математических представлений), Коммуникация (Развитие речи), сенсорное развитие.
Тема: Ориентирование во времени и пространстве.
Цели: Закреплять знания о частях суток и их последовательности, умение ориентироваться в пространстве (лево, право, вверх, низ), закреплять умение использовать в речи предлоги. Закреплять знание цвета и плоскостных геометрических фигур.
Развивать пространственную ориентацию, логическое мышление, внимание.
Воспитывать самостоятельность, усидчивость, культуру математической речи.
Оборудование: карточки с изображением времен года, индивидуальные наборы плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), аудиозапись детской песни "Буги-Вуги"
Непосредственная образовательная деятельность
I Оргмомент
II Сообщение темы и целей
Сегодня мы вспомним времена года и их последовательность и поупражняемся различать и называть направления- лево, право, вверх, низ.
III Закрепление знаний
1. Загадки
Петушок зарю встречает,
Мама деток умывает,
Иней на траве, как пудра.
Что за время суток? (Утро)
Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (День)
День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи -
Наступает темный... (вечер)
На дворе темным-темно,
Месяц смотрит к нам в окно.
Спят в кроватках сын и дочка -
Значит, наступила... (ночка)
Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.

Улетел уж вечер прочь,

А за ним крадется... (ночь)

Послушайте внимательно загадки и попробуйте их разгадать.

Посмотрите на карточки, какие части суток на них изображены?

Расположите карточки так, чтобы части суток стали по порядку.

С чего начинаются сутки? (с утра)

Чем заканчиваются? (ночью)

Какое время следует после утра? (день)

После дня? (вечер)

2. Упражнение «Необычная походка»

Цель: Закрепить знание и умение различать правую и левую сторону, направление вперед и назад. Развивать внимание, пространственную ориентацию. Воспитывать самостоятельность.

Ход: Дети становятся в одну линию и по сигналу воспитателя начинают движение согласно указаниям до обозначенного места.

Например: шаг вперед, шаг влево, шаг вперед, шаг в право, шаг назад и т.д.

3.Фронтальная работа. Упражнение «Лабиринт»

Цель: Закреплять умение различать правую и левую сторону, направление вверх и вниз.

Ход: Детям предлагается пройти лабиринт (помочь герою добраться до чего- либо), проговаривая направление движения.

IV Физминутка,

Физминутка проводится с музыкальным сопровождением (детская песня «Буги- вуги»)

V Самостоятельная работа

Диктант с геометрическими фигурами.

У каждого ребенка на столе индивидуальный игровой набор плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и предмет «ориентир».

Цель: Закреплять умение ориентироваться в пространстве, знание плоскостных геометрических фигур.

Ход: Детям предлагается расположить геометрические фигуры, согласно указанным направлениям воспитателя.

Положите перед собой домик. Справа от дома положите круг, слева от дома квадрат, над домом овал, под домом прямоугольник и т.д.

Какие фигуры оказались слева?

Какими цветами?

Какие фигуры оказались справа?

Какими цветами?

С какой стороны фигур получилось больше?

Елена Голубенко
Конспект ООД по математике в средней группе «Ориентировка во времени»

Конспект ООД по математике в средней группе " Ориентировка во времени "

Задачи :

Уточнение полученных знаний, представлений, умений, которые они получили на занятиях по математике :

Закреплять представления о временах года : осень, зима, весна, лето;

Закреплять умение различать и правильно называть части суток : утро, вечер, день, ночь, их признаками, последовательностью; правильно пользоваться словами;

Учить отгадывать загадки о временах года ;

Развивать слуховое восприятие, внимание и память.

Демонстрационный материал : иллюстрации с изображением времен года и частей суток , два домика, игрушки : кот, зайчик, собака, мышка.

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем подходят к окну и рассказывают, что они видят на улице, какая погода (ясное и голубое небо; солнце на небе светит; на улице светло) .

Ребята, давайте поиграем? Отгадайте, когда это бывает :

Над рекой заря встаёт

На дворе петух поёт.

Умываются котята,

Просыпаются ребята.

(утро)

«утро»

Когда заканчивается ночь, наступает утро. Всходит солнце. И всё вокруг просыпается : и деревья, и цветы, и насекомые, и животные.

Что вы делаете утром? (Ответ ребенока : - просыпаюсь, встаю, умываюсь, иду в детский сад, делаю зарядку, завтракаю).

Солнце в небе высоко

До заката далеко

Зёрна в норку тащит мышь.

Учит азбуку малыш.

(день)

Следом за утром наступает день. Солнце уже высоко. Дети в детском саду играют, гуляют, обедают.

Воспитатель показывает картинку «день»

А что вы делаете днём? (Ответы детей) .

Солнце красное зашло.

Белка прячется в дупло.

Дрёма в гости к нам идёт,

Сказку он с собой ведёт.

(вечер)

Вечер наступает, когда заканчивается день и на улице начинает темнеть. Солнышко прячется. А ребята возвращаются из детского сада.

Что вы делаете вечером? (Ответ ребенка : - возвращаюсь домой из детского сада, гуляю, смотрю телевизор, готовлюсь ко сну).

Воспитатель показывает картинку «вечер»

В небе звёздочки горят.

Птицы спят и рыбки спят.

Спят цветы в саду на грядках,

Ну, а мы в своих кроватках.

(ночь)

Когда это бывает? (дети отвечают ночью)

Правильно, ночью. За вечером приходит ночь. Ночью темно. На смену солнцу приходит луна. А ночью что вы делаете? (Ответ детей : - спим) .

Давайте посчитаем, сколько у нас частей в сутках? (утро-1, день-2,

вечер- 3, ночь-4).

Сколько частей в сутках? (четыре) .

Ребята мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение» .

Дидактическая игра

Завтракаем мы утром, обедаем мы (днем, а ужинаем (вечером) .

Солнце светит днем, а луна (ночью) .

Ребята, давайте еще отгадаем загадки :

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

(Весной)

В небе - радуга-дуга.

На грядке - ягода-нуга,

Солнцем озеро согрето :

Всех зовёт купаться.

(Летом)

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Осенью)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зимой)

Воспитатель закрепляет картинки с временами года на доске .

Ребята, помогите мне расположить картинки по порядку. Что было раньше, а что – потом.

Дети переставляют картинки в правильном порядке.

Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали, и, наверное, устали? Тогда у нас физкультминутка :

1 поднять руки вверх

2 вытянуть руки вперед и сделать хлопок

3 правой рукой дотянуться до левого колена, а левой рукой до правого

Ребята, хотите поиграть? Давайте поиграем в игру «Не ошибись» : назови предметы, которые находятся справа от тебя, слева от тебя, перед тобой, за тобой, над тобой и под тобой. (Дети по очереди участвуют в игре.)

Посмотрите, к нам в гости пришли зверята и они тоже хотят играть с нами. Они спрятались в домиках, а вы отгадайте, в каком домике кто находится. (Воспитатель размещает два домика, в которых живут игрушечные зверюшки, детям нужно ответить, в каком домике живут зверюшки (справа или слева)

Ответы детей.

Молодцы, ребята, и зверята тоже рады, они благодарят вас за веселую игру и прощаются с нами. И мы им скажем : до свидания, приходите к нам еще!

Публикации по теме:

«Ориентировка во времени». Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа Программное содержание: Закреплять преставление о последовательности дней недели, учить детей называть месяцы года, развивать чувство времени,.

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе «Число и цифра 10. Ориентировка во времени: определение времени по часам» Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Пояснительная записка МБДОУ «Д С «Ромашка» Сматрова Ольга.

Конспект ООД по математике в младшей группе Воспитатель: Мы снова встретились с вами в детском саду. А откуда вы пришли в детский сад? Дети: Из дома. Воспитатель: Я тоже пришла в детский.

Конспект ООД по математике в подготовительной группе Конспект ООД по математике в подготовительной группе Цель: закрепление полученных знаний, проанализировать готовность детей подготовительной.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Ориентировка в пространстве» Тема: Ориентировка в пространстве. Задачи: Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе; развивать.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Ориентировка в пространстве. Ориентировка во времени» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, детский сад № 30 «Ёлочка». Конспект занятия по ФЭМП в средней группе по.