Осознанность и эмоциональная устойчивость. Станьте другом всем своим эмоциям

(5)

Несмотря на то, что те или иные эмоции (пусть не всегда сильно и отчетливо выраженные) мы испытываем постоянно, разобраться в собственном эмоциональном состоянии, правильно распознать свои эмоции далеко не всегда бывает легко.

Недаром и в искусстве, и во многих психологических течениях господствует взгляд на эмоции как на «темную» сторону — нечто властное, но непознаваемое, захватывающее человека, буквально принуждающее его действовать так, а не иначе. Причины кроются в самих особенностях этого психологического феномена.

Во-первых , эмоции редко проявляются в чистом виде — почти всегда человек испытывает некое более или менее сложное сочетание различных эмоций.

Во-вторых , физиологические реакции, сопровождающие каждую из эмоций, имеют много общего: учащение дыхания и сердцебиения, мышечное напряжение могут быть «симптомами» и страха, и гнева, и радостного предвкушения. Поэтому телесные ощущения тоже не только не привносят ясности в опознание той или иной эмоции, но и могут, наоборот, давать ошибочные подсказки.

Не пропустите статью "".

В-третьих , каждого из нас с раннего детства учат управлять эмоциями. К сожалению, представления о том, как именно это нужно делать, обусловлены в основном культурой и традициями, но далеко не всегда соответствуют психологическому благополучию каждого конкретного индивида. Одной из первых подвергается атаке со стороны общества эмоция гнева: в большинстве современных культур (и уж во всяком случае в европейской!) гнев считается неприемлемым, вредным, опасным.

Понятно, что ограничение свободного выражения гнева — мера, необходимая для выживания общества. С другой стороны, уничтожить эту эмоцию насовсем, как вирус бубонной чумы или черной оспы, нельзя: это невозможно технически, а кроме того, найдись даже такое волшебное средство, все равно было бы недопустимо им воспользоваться — ведь гнев необходим человеку для выживания, для того, чтобы в нужный момент защитить себя или другого.

В результате получается очень двойственная ситуация: гнев знаком каждому из нас, но мы с младых ногтей усвоили, что «не должны» его испытывать, а тем более — проявлять.

Чуть менее резко, но тоже довольно активно не одобряется обществом и эмоция страха. Такие положительные вроде бы эмоции, как радость и интерес, тоже подвергаются гонениям: детям то и дело внушают, что они не должны проявлять чрезмерного любопытства, а также слишком бурно выражать свои восторги — особенно если повод, с точки зрения взрослых, того не заслуживает.

В результате многие свои эмоции мы «не узнаем» просто потому, что считаем их неприемлемыми.

И получается замкнутый круг: эмоции считаются «неразумными», с трудом поддающимися контролю, опасными. Поэтому их изо всех сил стремятся обуздать — подавить или полностью подчинить сознательной регуляции, запретив их свободное переживание и выражение. В результате мы все больше теряем контакт с собственной эмоциональной сферой, а из-за того, что плохо разбираемся в своих эмоциях, оказываемся беззащитными под их натиском.

Из сказанного уже, наверное, становится понятным, насколько важно все-таки научиться разбираться в своем эмоциональном мире, различать и осознавать свои эмоции. Независимо от того, как именно вы собираетесь поступать с ними — ставить под контроль разума или свободно выражать, — для начала все-таки надо понимать, что именно вы чувствуете. Психологи неустанно разрабатывают методы, позволяющие научить людей распознаванию и осознанию эмоций.

Один из таких методов — тренинг сензитивности (т. е. развития чувствительности).

Известный психолог Карл Роджерс описывал происходящее в рамках такого тренинга следующим образом.

Ведущий тренинга предлагает собравшимся поговорить о себе, своих чувствах, но сам ограничивается лишь некоторыми замечаниями время от времени, ни в коем случае не принимая на себя руководящую роль — чего, конечно, поначалу ожидают от него участники тренинга. Довольно быстро участники начинают испытывать замешательство и раздражение, поскольку сложившаяся ситуация непонятна им: ведь обычно люди, обращающиеся за психологической помощью, рассчитывают, что психолог будет их «лечить» — подробно расспрашивать, давать рекомендации. На самом же деле в условиях группового тренинга основное исцеляющее и развивающее значение имеют отношения, взаимодействия, возникающие между людьми. После того как ситуация в группе нагревается до некой высокой точки, участники начинают более или менее открыто выражать свои эмоции — пусть поначалу негативные, связанные с раздражением и непониманием происходящего.

Повышение общего эмоционального градуса приводит к тому, что участники группы становятся более откровенными, а это позволяет создать новые, доверительные отношения между ними. Постепенно возникает атмосфера искренности и взаимной заинтересованности, люди перестают прятать свои подлинные чувства.

Сензитивность участников действительно возрастает, они обучаются распознавать эмоции окружающих их людей, замечают и критикуют тех участников, которые пытаются лицемерить или скрыться под какой-то маской. Такой интенсивный обмен эмоциями, постоянная обратная связь между участниками группы приводят к тому, что люди начинают более точно осознавать и понимать и эмоции других людей, и свои собственные.

Важно отметить: погружение в такой кипящий «эмоциональный котел» для кого-то может оказаться не только не полезным, но и по-настоящему опасным!

Мы все нуждаемся в том, чтобы уметь понимать свои эмоции и переживания других людей, но далеко не каждый готов находиться в обстановке полной откровенности и подчас безжалостной критики. Тренинг сензитивности (как и любой другой психологический тренинг, подразумевающий крайне тесное взаимодействие с участниками группы) может принести огромную пользу, но человеку, обладающему обостренной чувствительностью к критике, не имеющему более или менее устойчивой самооценки, этот метод может причинить болезненную психологическую травму.

Почему так важно осознавать эмоции, которые нас обуревают, и в чем опасность полного слияния с собственными чувствами? Как пограничное расщепление и ненависть к объекту, вызывающему боль, уничтожает в нашем сознании все его хорошие качества и тем самым разрушает привязанность? В чем отличия западного и восточного подходов в работе с негативными переживаниями и какие ресурсы сознания нужно задействовать, чтобы научиться эмоциональной регуляции? Разбираемся вместе с практикующим врачом-психотерапевтом Максимом Пестовым.

Про феноменологию осознанности написано масса текстов, мы сегодня сделаем акценты на ее терапевтических функциях и попробуем разобраться, почему одной осознанности недостаточно для достижения ментального благополучия.

Вообще в гештальт-терапии осознавание является одним из главных механизмов усложнения психики. Для чего оно вообще нужно? Ответ очень простой – для того, чтобы иметь возможность регулировать свою эмоциональную жизнь. Есть два полюса ее протекания: когда субъект слит со своими чувствами и полностью захвачен ими, вплоть до аффективного сужения сознания и пограничного расщепления, и когда он способен эмоционально реагировать, сохраняя при этом возможность не только быть в процессе, но и наблюдать за ним. Осознавание позволяет не только участвовать в чем-то, но и видеть то, как это устроено. Осознавая, я помещаю себя в центр происходящего, а не остаюсь болтаться на периферии. Если воспользоваться метафорой, ум без осознавания подобен лошади, которая несется вскачь. Осознавание в таком смысле помогает вспомнить, что я нахожусь на лошади. После этого обнаружения мы можем ей управлять вместо того, чтобы зависеть от ее настроения.

Читайте другой материал автора:

Осознавание является отправным пунктом, с которого начинается эмоциональная регуляция. С одной стороны, оно запускает процесс, который разворачивается во времени, и за развитием которого мы можем наблюдать, а с другой - само по себе нуждается в некотором поддерживающем фундаменте.

Часто бывает так, что даже понимая необходимость осознавания, мы спохватываемся о нем далеко не сразу. Например, сокрушаемся, что, обладая нужными навыками, не имели возможности ими воспользоваться. Вот именно для этого к осознаванию необходимо присовокупить такую способность как памятование , у которой очень много коннотаций в западном подходе осмысления психической деятельности. Например, существует термин Mindfullness, который лучше переводить именно таким образом, а не считать его синонимом Awareness. Памятование позволяет в нужный момент включать осознавание. В этом значении оно соответствует концепции о наблюдающем Эго .

К ещё одной способности, необходимой для функционирования осознавания, относится развитие внимания или сосредоточенности. Важно не просто что-то там понимать, но и сохранять осознавание на протяжении достаточного количества времени. С точки зрения здравого смысла, контакт с неприятными переживаниями вызывает естественную интенцию скорейшим образом это прекратить. В восточной традиции этому желанию противопоставляется способность наблюдать эмоциональные реакции как объекты своего ума, сохраняя невовлеченность в эти процессы. В западной традиции возможность психической переработки неприятных переживаний определяется как неспецифическая сила Эго . Соответственно, внимание развивается по линиям ясности и стабильности и тем самым придает осознаванию необходимую направленность и устойчивость.

Итак, мы коротко описали «левую и правую руки» осознавания . Теперь посмотрим, что из этого вытекает. В процессуальном отношении осознавание позволяет вернуть опыту присущую ему целостность. Когда мы говорим про осознанность, то чаще всего имеем в виду обращение своего внимания к телесным компонентам эмоций. Психотерапевты иногда называют это заземлением — когда наблюдение телесных ощущений помогает снизить захваченность эмоциями. Это происходит в том числе и потому, что осознавание приводит к замедлению и тем самым увеличивает точность и снижает интенсивность переживаний. Это первый этап, обнаружение себя в точке, с которой начинается путь.

Следующий этап, который логично вытекает из предыдущего, называется символизацией или процессом придания смыслов. Очень важно иметь возможность поместить свои переживания в какой-то контекст, поскольку эмоционально сложная ситуация является частью остальной жизни. Часто аффект возникает тогда, когда переживание оказывается подвешенным в воздухе и изолированным от фоновых чувств. Например, переживание злости может быть особенно трудно переносимым, если нельзя получить доступ к другим эмоциям, которые также присутствуют в этих отношениях. Такая аффективная реакция называется пограничное расщепление , когда ненависть к «плохому» объекту уничтожает его хорошие качества и тем самым разрушает привязанность.

Читайте также:

Также следует помнить, что эмоции являются контактным феноменом, а это значит, что одного только осознавания недостаточно: важно связать эмоцию с потребностью и с объектом, который мог бы ее удовлетворить. Когда эмоции остаются «индивидуальным» процессом, с которым субъект пытается совладать самостоятельно и не «разворачивает» их в контакт, то мы наблюдаем остановку переживания. Крайним проявлением этого процесса оказывается наступление состояния психической травмы. Соответственно, задачей эмоциональной регуляции является возвращение чувствительности при психической анестезии, а не поддержка избегания контакта с отрицательными эмоциями.

Осознавание контекста позволяет совершить переход к третьему этапу эмоциональной регуляции, который мы условно назовем процессуальным мышлением . Под этим я понимаю способность наблюдать сложную эмоцию в измерениях прошлого (контекст совместной истории) и будущего (потенциал ее развития). Если этого не происходит, то переживание прерванного опыта, в которых кажется, что отношения рушатся, или жизнь разделилась на до и после, сильно способствует развитию аффекта, который затопляет сознание и находит себе выход в отреагировании. А этот способ не приводит к приращению опыта, скорее наоборот, препятствует психической переработке.

1) отчетливая фиксация человеком своего состояния, создающая возможность управления и контроля за этим состоянием; 2) способность выразить это состояние в знаковой форме.

При этом степень осознанности эмоций и чувств должна быть различной. Человек может знать, что он переживает нечто и что это переживание явно отличается от всœех предыдущих (так, впервые влюбленный испытывает состояние, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он не может определить, но в то же время знает, что оно продолжается и что его невозможно ни с чем сравнить).

Иной уровень, который можно назвать собственно осознанием, проявляется в том, что человек способен знание о своем состоянии выразить в словесных (вербальных) категориях (ʼʼЯ вас любил, любовь, еще, быть может, в моей душе угасла не совсœемʼʼ). Именно на этом уровне возможен контроль над эмоциями, то есть:

  • способность предвидеть их развитие;
  • понимание факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и их последствия.

Одно из главных наблюдений, сделанных Фрейдом, а позднее подтвержденных многочисленными экспериментальными исследованиям, состоит по сути в том, что эмоциональные процессы осознаются не полностью и не всœегда. Не осознаются, прежде всœего, те процессы, которые возникли и формировались в раннем детстве. По этой причине многие эмоциональные переживания и ассоциации этого периода никогда не получают своего выражения в знаковых формах, хотя и могут участвовать в регуляции поведения взрослого человека. Не осознаются и ставшие привычными чувства к людям, с которыми имеется наиболее тесная связь. Пока чувства формируются, существует высокая степень осознания: различные черты новых товарищей или соперников замечаются и обдумываются. Но по мере того как взаимоотношения устанавливаются, осознание соответственно уменьшается, пока происходящее не начинает восприниматься как само собой разумеющееся.

Основной показатель зрелой нормальной эмоции – ее произвольный характер.
Размещено на реф.рф
Произвольность при этом принято понимать как возможность опосредованного управления выражением, переживанием и порождением эмоции.

Разведение переживания и проявления в социализированной и окультуренной эмоции, возможность отсроченной, измененной или подавленной реакции – всœе это результат формирования произвольности. Эмоция приобретает произвольность не напрямую, а посредством знаково-символических операций, к которым относятся вербализация и владение предметной областью эмоций.

Осознание эмоций происходит благодаря процессам научения. Человек учится выделять в изначально не дифференцированной массе переживаний некоторые специфические переживания, связанные, к примеру, с голодом, беспокойством, гневом, страхом. Этот процесс осуществляется при активном содействии других людей, приобретая тем самым сугубо социальный характер.

Общаясь с ребенком, мать проводит его через такие этапы, как дифференциация своих и чужих чувств, их название, установление связи с предметом, обучение формам выражения. Ребенок учится не только узнавать, к примеру, что эмоция, которую он переживает, принято называть злость, но и замечать, что с ним происходит, когда он злится, какие у него возникают при этом мысли и образы и т. д.

ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Вопрос о месте социальных факторов в формировании и проявлении эмоций давно и серьезно изучается психологами. В случае если Ч. Дарвин в своей работе ʼʼВыражение эмоций у человека и животныхʼʼ (1872) утверждал, что мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит от вида животных, то последующие исследования показали, что идея Дарвина верна лишь отчасти. Социальные детерминанты также играют существенную роль в эмоциональном поведении людей.

К числу наиболее известных экспериментов, подтвердивших данный вывод, относятся эксперименты Лэндиса, которые проводились в 20-е годы XX в. (результаты были опубликованы в 1924 ᴦ.). Это были довольно жестокие эксперименты. Так, для того чтобы вызвать сильные отрицательные эмоции, за спиной испытуемого неожиданно раздавался выстрел; или испытуемому приказывали отрезать большим ножом голову живой белой крысе, а в случае отказа экспериментатор сам у него на глазах совершал эту операцию; в других случаях испытуемый, опуская руку в ведро, неожиданно находил там трех живых лягушек и одновременно подвергался удару электрического тока и т. д. Таким образом Лэндису удавалось вызывать подлинные эмоции. На протяжении всœего эксперимента испытуемых фотографировали, причем основные группы мышц лица обводились углем. Это позволяло впоследствии с помощью фотографий измерять смещения, происходившие при различных эмоциональных состояниях в результате сокращения мышц. Вопреки ожиданиям, оказалось невозможным выявить мимику, типичную для страха, смущения и других эмоций (если считать типичной мимику, характерную для большинства людей). Вместе с тем было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях: человек закрывал или широко раскрывал глаза, морщил лоб, открывал рот и т. д. Далее Лэндис провел дополнительные опыты с некоторыми испытуемыми, которым предлагалось изобразить некоторые эмоции, испытанные ими в эксперименте (отвращение, страх и т. д.). Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц тех же самых испытуемых, когда они переживали подлинные эмоции.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, эксперименты Лэндиса указывают на крайне важно сть различать общепринятую, конвенциональную мимику как признанный способ выражения эмоций и спонтанное, непроизвольное проявление эмоций (По: Рейковский, 1979).

Важным моментом в осознании собственных эмоциональных реакций и состояний является принятие или непринятие их в данной культуре. Затрудненный доступ к сознанию имеют те эмоциональные процессы, проявление которых сталкивается с наказанием. К примеру, запреты в области сексуальной жизни женщин, выражавшиеся в требованиях скромности, сдержанности и даже презрения в отношении любых проявлений сексуальности, были важным моментом воспитания в разные исторические эпохи, особенно на рубеже XIX и XX вв. Не удивительно, что Фрейд так часто наблюдал у своих пациенток признаки отрицательных эмоций, связанных с собственной сексуальной активностью.

Другой пример отрицательно подкрепляемой эмоции – эмоция страха у мужчин. В случае если ʼʼнастоящий мужчинаʼʼ не должен бояться, то проявление страха обрекает его на осуждение и насмешки.

Воплощаясь в тело человека, Душа берёт с собой определённое количество своей энергии. Плюс на протяжении всей жизни идёт её подпитка энергией от Создателя и от её Высших аспектов. На что мы, уже как люди, расходуем эту энергию?

Мы можем вложить её в творчество – создание своей жизни, воплощение наших проектов, идей. А можем просто выплеснуть её наружу. Существует много энергопрактик для наполнения физического и тонких тел энергией. Но также необходимо найти каналы, по которым наша энергия уходит.

Одним из каналов утечки энергии являются отрицательные , негативные эмоции . Хотя мы знаем, что не существует «хороших» и «плохих» эмоций – всё есть опыт. Просто для удобства понимания мы разделяем их на 2 группы.

Мне нравится вот такое определение:

Негативные эмоции – это эмоции, которые мешают росту и развитию Души Учителя из Тонкого Мира

Поэтому негативным эмоциям уделяется такое большое внимание.

Чего не нужно делать с негативными эмоциями

  1. Их нельзя подавлять – т.е. убеждать себя, что всё хорошо, когда это совсем не так.
  2. Их нельзя вытеснять в подсознание – т.е. убеждать себя в отсутствии эмоциональной проблемы, когда она есть.

Иначе подавленные и вытесненные эмоции создадут другие проблемы – болезни, неприятные ситуации. Об этом я писала в .

Во время консультации мы с человеком ищем причины его жизненных проблем, и часто этими причинами являются подавленные и не прожитые эмоции в прошлых воплощениях Души. И в нынешней жизни они создают похожие ситуации, как-бы требуя, чтобы Душа наконец-то обратила на них внимание и высвободила эту энергию.

Невозможно прожить жизнь без отрицательных, негативных эмоций. Но можно научиться их контролировать . Тогда не будет вреда для вас и для окружающих. Потому что выплёскивать свою внутреннюю бурю на них тоже не полезно)))
Контроль своих эмоций означает, что мы живём и проявляемся в этом мире осознанно .

Осознание своих эмоций

Негативные эмоции часто возникают за доли секунды, раз – и она есть.
Самое первое, что полезно сделать – это обратить внимание на ту эмоцию или чувство, которые вы испытываете прямо сейчас.
Осознать , понять , что они возникли.

Мы в основном действуем на автомате: нас зацепили – мы сразу реагируем. И часто реагируем до последних сил – своих или собеседника)). Потому, что нет осознанности – что со мной сейчас происходит ?

Первое время этому моменту приходится уделять внимание. Через какое-то время практики это происходит за доли секунды.
И главное – это таки работает!

Например : вы беседуете с кем-то из домашних – и в какой-то момент у вас меняется настроение. Ваша задача – отследить вовремя этот момент и осознать свою возникшую эмоцию: «А ведь я сейчас раздражена (или злюсь, или др.)».
Осознание своей негативной эмоции и её принятие – уже половина дела!

Взгляд со стороны

Много людей долгое время пребывают в состоянии депрессии, гнева, неудовлетворённости, вины или беспокойства. Большинство методов, которые учат избавляться от этих ощущений, не проникают в суть проблемы.

Такое происходит потому, что мы не видим общей картины происходящего. Мы находимся внутри ситуации и вовлечены в неё с головой.

Посмотрите на ситуацию со стороны , взглядом наблюдателя:
– А что вообще сейчас происходит??
– Моя ли эта эмоция?
– Хочу ли я её сейчас испытывать? Или я снова автоматически вовлекаюсь?
– Если она моя – тогда что именно меня так зацепило? На что я так реагирую?

Такой взгляд со стороны творит чудеса – нарастающий шторм постепенно утихает и разговор продолжается в нормальном режиме. Или же ваше общение на этом заканчивается, но без бури.

Пока вы проделываете эти нехитрые приёмы, возможно, вы пропустите и не услышите какие-то фразы вашего собеседника.

НО – вы сохраните внутренний покой, вы сохраните свою и его энергию, вы не доведёте дело до конфликта, со всеми его последствиями!

Также очень помогает остановить внутреннюю бурю простое упражнение.

Вы говорите себе мысленно (или вслух):

– СТОП! Расслабляюсь!

Проживание негативной эмоции

Негативные эмоции не полезно подавлять и вытеснять – их нужно проживать . Проживать можно по-разному.

Например, можно кого-то ударить, когда внутри нарастает гнев; а можно просто поплакать в укромном месте. Поскольку мы говорим об осознанном проявлении себя в этом мире, то «ударить» не подходит. А поплакать очень даже полезно, в том числе и для мужчин.

Есть также простая практика для проживания эмоции.

  1. Выберите удобное для себя место, сядьте, а лучше прилечь, если есть возможность.
  2. Обратите внимание на своё тело:
    – почувствуйте, где эта эмоция уже находится или только зарождается в вашем теле,
    – как она ощущается,
    – как её энергия движется в вашем теле – откуда и куда.
  3. Наблюдайте её со стороны – НЕ оценивая и НЕ осуждая себя, просто наблюдайте её.
  4. Примите эту эмоцию – Да, она есть, я её испытываю .
  5. Попросите Высшие Силы наполнить вас любовью , или сделайте это сами, если уже умеете. В любви негативные эмоции нейтрализуются и трансформируются.

Во время выполнения этой практики происходит осознание , принятие своей негативной эмоции и её трансформация – без вреда для себя и окружающих.
Необходимо лишь несколько минут – и вы в порядке.

Дыхание

Ещё один эффективный способ проживания эмоции – дыхание . Медленные глубокие вдохи и выдохи также помогают остановить бурю.

Здесь уже включается физиология. Эту практику тоже надо выполнять осознанно, а не автоматически.

  1. Сосредоточьтесь на своём дыхании. Наблюдайте, как прохладный воздух входит через ваши ноздри и наполняет сначала лёгкие, а затем всё ваше тело.
  2. Выдох – наблюдайте, как тоненькой ниточкой уже тёплый воздух покидает ваше тело через ноздри. Ничего специально делать не надо – просто наблюдайте…
  3. Теперь вспомните вашу эмоцию – что сейчас от неё осталось? Как изменилось ваше состояние?

Взять ответственность на себя

Ответственность – это одно из важных качеств личности, которая занимается гармонизацией своего внутреннего мира. О важности принятия ответственности на себя говорят также и Учителя из Тонкого Мира.

Что это значит относительно эмоций?
Это значит, что я понимаю, что:
– не он меня обидел, а я сама (сам) обиделась на него…
– не она меня разозлила, а я сама (сам) разозлилась на неё…
– не новости меня расстроили и теперь у меня депрессия, а я сама (сам) позволила себе отреагировать депрессией на новости…
– не ребёнок меня вывел из себя своими школьными оценками, а я сама (сам) разгневалась на ребёнка…

Это значит, что я не виню других людей в том, что происходит со мной.
Это значит, что я сама несу ответственность за то, что происходит в моей жизни.

Почему это происходит именно так, как происходит, – это уже другой вопрос, с которым нужно работать. И опять же – я работаю сама с собой, а не пытаюсь изменить и сделать лучше других людей!

Когда мы понимаем свою личную ответственность – резко уменьшается количество неприятных и конфликтных ситуаций в нашей жизни.

К примеру, мы прекращаем поток обвинений и претензий в адрес обидчика. Потому что обидчика просто НЕТ. Таким образом уменьшается количество негативной энергии, выпущенной нами в окружающий мир)).

И в результате наше личное пространство становится более чистым и светлым. А также сохраняется наша личная энергия.

Мы не отвечаем за их эмоции

Также мы не отвечаем за эмоции других людей. Часто мы виним себя за то, что, например, обидели кого-то или вызвали чьё-то негодование.

Но это не так: это их личная реакция на наши слова или поступки. Их эмоции – это их личная ответственность. Их эмоции указывают им на те стороны их личности, с которыми им нужно работать.

Т.е., у них был выбор – например, обидеться или не обидеться. Даже когда была такая цель – обидеть.
Безусловно, вы ВСЕГДА можете попросить прощения у любого человека, когда вас что-то гложит. Этого никто не отменяет. Но не стоит винить, осуждать себя и посыпать голову пеплом!

Представьте, насколько уменьшится количество ссор и конфликтов, когда каждый из нас будет нести свою личную ответственность за каждое слово, за каждый поступок по отношению к другим людям!

Не искать виноватых вовне, а именно нести свою личную ответственность.

Негативные эмоции и работа с ними – это большая тема. И это тема всей нашей земной жизни)))

Лично я люблю короткие практики и упражнения, которые не требуют много времени для их выполнения.
В этой статье я поделилась с вами своим опытом и простыми, эффективными техниками, которые помогут вам начать эту работу.

И основные этапы этой работы: осознание , принятие , контроль и трансформация своих эмоций.

P.S. Буду рада, если вы поделитесь в комментариях, как вы работаете с непродуктивными (негативными) эмоциями!!

Время бежит и нередко мы многое теряем. Ищем счастье и ждем момент, когда оно наступит. Но всегда ли мы внимательны к тому, что с нами происходит?

Всегда ли успеваем заметить, что вдруг произошло то, чего мы так давно ждали.

Бывает, что мы не замечаем как добрались до работы. Или, придя на работу, не удается вспомнить - выключили плиту или нет, точно ли закрыли дверь. И эти мысли захватывают все наше внимание. Не дают выполнять рабочие задачи.

Из-за чего случаются такие «провалы в памяти»?

От того, что когда мы выключали утюг и закрывали дверь, наши мысли были где-то далеко. Может мы думали о предстоящем совещании. А может о том, что у ребенка в саду утренник и нужно подготовиться.

В любом случае, мы не присутствовали в тот момент в своей настоящей жизни, мы пропустили важные моменты.

Осознанность

Другими словами – это умение жить здесь и сейчас, проживать каждое мгновение своей жизни.

Как это работает в жизни? Это установка фокуса внимания на настоящем моменте. Обычно же, наши мысли витают где-то в будущем – мы строим планы. Или в прошлом – то воспоминания из детства, то прокручиваем разговор прошедший неделю назад.

Сфокусируйтесь на настоящем моменте и вы увидите множество деталей. Улыбки людей вокруг, насколько яркий свет там, где вы сидите, какая температура сейчас, теплые руки или холодные.

Все зависит от того, на что вы смотрите.

Осознанность помогает перенаправить поглощенный мыслями ум на настоящий момент. На ваши физические и эмоциональные ощущения.

Осознанность - это внимательность ко всему, что происходит с вами. Внимательность успокаивает и фокусирует, вы становитесь осознанными в каждом моменте.

Мечтая о будущем или вспоминая прошлое, мы забываем про настоящее. Но важно чаще напоминать себе, что люди, которые живут настоящим моментом, намного счастливее и увереннее в себе.

Жить здесь и сейчас - звучит довольно просто, хотя на самом деле требует много практики. Внимательность помогает развивать навык управления эмоциями. В итоге вы добьетесь контроля над эмоциями без подавления.

Ваше мышление станет ясным и простым. Принимать решение станет легче и интереснее. Даже если вы попадете в стрессовую ситуацию, вы сможете мыслить ясно и будете видеть больше вариантов, чем тот, кто среагировал на стресс.

Случалось ли вам испытывать настолько сильные чувства, что они полностью захватывали ваше внимание?

Чаще всего это происходит во время споров и ссор с близкими. Мы даем себе обещание в следующий раз при общении с мамой, или ребенком не повышать голос, не раздражаться. Но вот очередное недопонимание и мы выходим из себя. Говорим какие-то слова, о которых потом жалеем. Как такое произошло?

Мы потеряли связь с настоящим моментом, потеряли связь с собой, своими эмоциями. Не осознавали себя в этот момент.

Вы обращаете внимание на свои эмоции? Как они влияют на принятие решений?

Чтобы стать эмоционально здоровым, важно узнавать свои эмоции, осознавать и принимать их. Осознание эмоций - это шаг к их управлению. Важно всегда быть внимательным к настоящему.

Бывает, что мысли о недавнем разговоре или событии занимают все наше внимание. Вы - это не ваши мысли. Ваши переживания, страхи, чувство вины и другие негативные эмоции - это не вы, а всего лишь часть пережитого.

Если вас захлестывают эмоции, вы теряетесь или уже готовы кричать на другого, первое, что необходимо сделать, это остановиться.

Оглянитесь, посмотрите вокруг, сделайте глубокий вдох и понаблюдайте. Что вы видите, какие люди вокруг вас, что они делают, какие слова произносят. Какие звуки вы слышите и какие запахи чувствуете. Вам холодно или тепло. Возможно, в этот момент вы находитесь на улице и там дождь, или ветер, а может припекает солнышко.

Когда вы находились в красивом месте или переживали радостное событие, сколько раз вы думали о том, что это скоро закончится, вместо того, чтобы наслаждаться моментом?

Или вы обдумывали, что ждет вас завтра. Размышляли какой разговор с другом у вас был несколько дней назад. Часто мы думаем о чем-то другом вместо того, чтобы проживать настоящую жизнь, которая происходит с нами прямо сейчас.

Используйте каждую возможность, чтобы научиться получать удовольствие от каждого момента. Осознанность – это ответственный выбор своих эмоций.

Выбор – мы управляем эмоциями, или эмоции управляют нами. В этом необходимо тренироваться.

Этот навык не возникает сам по себе, но его возможно наработать, развить. Ведь осознанность позволяет менять то, что нам не нравится, наши автоматизмы, привычки.

Жизнь становится намного богаче и насыщеннее, но при этом спокойнее и гармоничнее. Ведь теперь вы управляете собой и свой жизнью!

Будьте счастливы в каждом мгновении!

[специально для Школы Саморазвития «Начать Жизнь Заново»]