Психологическое давление на ребенка со стороны учителя. Как вести себя, если учитель предвзято относится к ребёнку

Не всегда в школе детей обижают одноклассники. К сожалению, взрослые, воспитанные люди, получившие право обучать малышей, прививать им любовь к знаниям, нередко выбирают изгоя в собственном классе со всеми вытекающими последствиями.

Как быть, если вашего ребенка обижает учитель в школе?

Родителям ребенка, попавшего в эту непростую ситуацию, приходится несладко. С одной стороны, у них нет желания вступать в противоборство с администрацией учебного заведения, но и оставлять проблему без внимания тоже не лучший вариант.

Школьные конфликты решаются миром

Это правило желательно применять не только в случае конфликта с одноклассниками, но и с учителями. Прежде чем решиться на открытое противостояние, мамам и папам следует подумать, а имеются ли основания для этого. Если учитель ставит заниженные отметки, не обращает внимание на ученика, слишком предвзято относится к ребенку, это можно отнести к субъективным признакам назревающего конфликта. Согласитесь, для вас ваше чадо – лучший на свете мальчик или девочка, но для педагога знания ребенка отражают его уровень подготовки. Что касаемо жесткости, то подобные требования учитель может предъявлять не только к одному ученику, а ко всему классу в целом.

Конечно, в случае, когда ребенок приходит домой в слезах и говорит, что учительница обозвала его нехорошим словом, толкнула и треснула линейкой по голове, оставлять без внимания проблему не стоит. Более того, важна быстрая реакция на действия горе-педагога.

Стоит заметить, что не все дети готовы делиться с родителями проблемами личного характера, так как боятся гнева взрослых. Но задача родителей заключается в том, чтобы иметь максимально доверительные отношения с ребенком, быть ему другом и советчиком. Если ребенок будет знать, что родители не отмахнутся от него, не станут на сторону учителя, так как считается, что взрослые всегда правы, он непременно поделится с мамой или папой подобной информацией.

Итак, если в школе возник конфликт:

Ваши действия должны заключаться в том, чтобы установить все предпосылки ссоры. Узнайте, как вел себя учитель, почему он поступил именно так. Поспрашивайте мнение не только собственного ребенка, но и поинтересуйтесь у одноклассников, какова картина происшедшего. Не спешите высказываться по теме, ведь дети могут видеть ситуацию иначе.

Непременно поговорите с учителем, который обидел вашего ребенка. Ведите себя спокойно, не провоцируйте ссору. Постарайтесь донести до педагога информацию, что вы намерены решить проблему исключительно мирным путем. Если никакого результата добиться не получается, значит, надо идти дальше – к руководству школы.

Никогда не кричите на учителя, не показывайте, что вы взвинчены и оскорблены до предела. Кроме того, не устраивайте «разбор полетов» на глазах у других учителей или у всего класса. Не позволяйте себе делиться мыслями с другими родителями, если информация не проверена. Никогда не используйте мат в разговоре с педагогом, даже если учитель позволял себе нечто подобное, общаясь с вашим ребенком.

Не надо спешить и обращаться в вышестоящие инстанции без предварительной беседы с руководством школы. Как правило, проблема конфликтов в школьном коллективе связана с отсутствием знаний о том, как безболезненно выходить из сложной ситуации. Если люди плохо понимают собственные эмоции, они никогда не поймут эмоции другого человека. Именно это понимание и играет важную роль в разрешении конфликтов. Оно также носит название эмоциональный интеллект. Таким образом, дети должны научиться слушать друг друга, понимать, какие эмоции испытывают и находить причины конфликта. Конечно, стоит научить ребенка видеть последствия разных вариантов развития ситуации.

Эмоциональный интеллект надо развивать с малых лет, и оказывать помощь малышу в этом должны именно родители, вместе с психологом.

Как поменять учителя в классе?

К этой радикальной мере следует прибегать лишь тогда, когда все остальные варианты решения конфликтной ситуации не дали должного результата. Если вы хотите, чтобы вашего ребенка обучал другой учитель, необходимо написать коллективное письмо от класса с обращением к руководству школу. Изложите детально, по каким причинам вы хотите заменить учителя, напишите факты, подтверждающие ваши замечания, а потом заверьте подписями родителей. Передайте заявление директору школы, причем не забудьте оставить себе один экземпляр. На вашем документе должна стоять подпись секретаря с датой приема.

Если в классе вы не нашли поддержку, то у вас есть право напрямую обратиться к директору с заявлением о переводе ученика в другой класс.

Надо заметить, что как в первом, так и во втором случае, у руководства школы есть множество лазеек, чтобы отказать вам. Согласно нормам СанПиНа, в классе не должно быть больше двадцати пяти человек. В переводе в другой класс вам могут отказать также по причине разных программ. Руководство школы не захочет создавать прецедент, так как, глядя на вас другие родители могут последовать вашему примеру.

После любого заявления, которое вы напишите в адрес руководства школы, вам придется встретится, как с самим учителем, так и с руководством учебного заведения.

Если учитель ведет себя агрессивно, что делать?

Дети бывают очень сложными, они ведут себя дерзко и хамовато, но даже это не дает учителю права использовать физическую силу для усмирения непослушного ребенка.

Если педагог использовал физическую силу, все телесные повреждения следует зафиксировать в больнице. Речь идет также о шлепках, толчках, дерганьях за уши. Законные представители ученика должны написать заявление в полицию или Следственный Комитет. На основании этого заявления, а также необходимых доказательств будет принято решение о возбуждении уголовного дела. С нерадивого учителя будет взыскана материальная компенсация.

Если на вашего ребенка давят психологически, что делать?

В этом случае следует вести себя аналогичным образом, только вам придется записать разговор с педагогом на диктофон. Будет не лишним собрать показания свидетелей. Помните, что несовершеннолетних детей имеют право опрашивать исключительно в присутствии взрослых: мамы или папы, а также психолога.

Не думайте, что ваше личное обращение в местное управление образования даст эффект. Как правило, чиновники не любят, чтобы подобные случаи становились достоянием общественности. Если об инциденте узнают СМИ, это приведет к повышенному вниманию правоохранителей к данной структуре.

Все же, справедливости ради надо заметить, что учителя используют физическую силу, пытаясь воспитывать детей, довольно редко. Родители также должны знать, что педагог не может поставить ребенку плохую отметку за пропуск занятия, так как оценки нужны для того, чтобы определять уровень знаний ребенка. В случае сомнений, взрослые могут попросить администрацию школы провести независимую оценку уровня подготовки ребенка.

Учитель также не имеет права изымать у детей телефоны и планшеты, даже если это прописано в школьном Уставе. Нельзя выгонять школьника с урока, каждый раз, когда он ведет себя слишком шумно.

Взрослые должны вмешиваться в конфликт с педагогом, но, конечно, после подобных происшествий у детей школьная лучше не становится. Всегда надо стремиться решить проблему мирным путем. Если же учитель использовал психологическое или физическое давление, действовать надо немедленно.

Отправить через E-mail

Для начала Вам необходимо самой понять причины конфликта, оценить его остроту и попытаться выяснить точки зрения конфликтующих сторон.

Первым делом спокойно побеседуйте с ребёнком на эту тему, внимательно выслушайте его. Главная цель вашего разговора – дать ему возможность выразить свои негативные эмоции. Только после этого сын сможет принять от Вас помощь в конструктивном решении проблемы.

В ходе беседы обратите внимание на несколько важных моментов:

  • когда ребёнок будет рассказывать об отношениях с учителем и одноклассниками не нужно прерывать его монолог: он может заплакать, повысить голос, использовать грубые слова и обидные прозвища – будьте терпеливы и сдержаны;
  • после того, как ребёнок выплеснет все свои переживания, попросите его остановиться на отдельных нюансах конфликта. Например, предложите сыну вспомнить, когда учитель впервые выразил свою неприязнь к нему, в каких ситуациях педагог начинает повышать голос, по каким поводам возникают стычки с одноклассниками и т.д.;
  • в ходе беседы проявляйте свое сочувствие, не выражая при этом агрессии и негативных эмоций в адрес учителя и одноклассников: необходимо убедить сына в том, что у учителя и у его сверстников нет стремлений умышленно причинить ему зло, просто ему и им иногда трудно понять друг друга;
  • в конце разговора разработайте план совместный действий. Хорошо, если предложения будут исходить от ребёнка. Поставьте сына в известность о необходимости Вашего разговора с учителем, чтобы выяснить его позицию.

Далее поговорите с классным руководителем, но без предъявления ему своих претензий. Скорее всего, в таком формате общения вам будет легче вместе найти выход. Узнайте его взгляд на проблемы Вашего сына в школе, действительно ли существует конфликт во взаимоотношениях, в чём классный руководитель видит причины таких столкновений, и в чём может заключаться Ваша помощь как родителя.

В диалоге следите за тем, чтобы разговор строился на основании конкретных фактов, а не только на личных впечатлениях учителя (в конце концов, учитель – такой же человек, как и Вы, и тоже может ошибаться). Выслушав доводы учителя, старайтесь быть объективной. Горячая защита и оправдание каких-либо негативных поступков Вашего ребёнка (если такие все-таки были) внешними причинами, не помогут найти консенсус и помочь выработать совместный план действий.

В тоже время не заискивайте перед учителем, не преувеличивайте вину своего ребёнка, так как Вы защищаете его права, стремясь к тому, чтобы он комфортно чувствовал себя в школе. Посмотрите на конфликт с высоты своего жизненного опыта. Не забывайте, что за возникновение, ход и итоги конфликта отвечает педагог – как специалист, профессионально занимающийся обучением и воспитанием детей. Если разговор с учителем зашел в тупик, спросите прямо: каким он видит благополучный выход из сложившейся ситуации?

Одной из сторон конфликта являются одноклассники, но ни в коем случае не пытайтесь стать посредником между ними и сыном, и тем более – быть судьей. Во-первых, это может очень серьезно испортить Ваши личные отношения с ребёнком, поскольку все дети очень опасаются заработать репутацию «маменькиного сына». Во-вторых, дети всегда настороженно относятся к чужим родителям, поскольку убеждены, что чужой родитель не может быть объективным, поскольку всегда защищает только своего ребёнка. Посредниками могут быть только классный руководитель и, при необходимости, школьный психолог. Кроме того, было бы замечательно, если бы Ваш сын сам (конечно, с помощью Ваших подсказок) научился выстраивать свои отношения со сверстниками и разрешать вероятные в будущем конфликты, ведь у него вся жизнь впереди, и не всегда родители будут рядом.

Если Вы приложили все возможные усилия, но понимаете, что не можете разрешить сложившуюся ситуацию, тогда нужно обратиться к директору или заместителю директора образовательного учреждения. А если Вы чувствуете, что Ваш ребёнок нуждается в дополнительной психологической помощи и поддержке, Вам необходимо обратиться к школьному психологу, а если его в школе нет, то к детскому психологу территориального центра социальной помощи семье и детям. Такие центры есть практически в каждом муниципальном образовании Свердловской области и районах крупных городов.

Надеюсь, что Вы изберёте путь конструктивного разрешения конфликта и совместно с классным руководителем найдете выход из сложившейся ситуации.

Психологическое давление на ребенка со стороны учителя

Спрашивает: Мира

Пол: Мужской

Возраст: 8

Хронические заболевания: не указаны

Здравствуйте, мой ребёнок пошел во второй класс и с первой недели приносит двойки как за знания, так и за поведение. Причем за знания оценки иногда занижены. Например, из 4 заданий ребенок довольно аккуратно и правильно выполнил 3 (75%). За это ему поставили всего 3-ку.
Он геперактивный ребёнок и не может спокойно сидеть на месте. Но проблема также и в методах воспитания применяемых его учительницей. Так ребёнок чаще всего сидит за последней партой рядом мальчиком с которым у него ярко выраженный конфликт. На наши просьбы пересадить сына учитель отвечает, что постоянно меняет учеников местами. Также когда ребёнок сидел за первой партой его на глазах учительницы ударял в спину кулаком другой ученик (за то, что мой сын мешал) и она говорила при всех детях: "Правильно, правильно! ". После этого моего сына посадили одного за последней партой со словами: "Ты всегда будешь сидеть на позорном месте! " Также звучали и такие слова: "Ты всегда будешь получать двойки! "
Ответьте насколько действия учителя правильны? Нужно ли поговорить об этом с самой учительницей или завучем? Чем подобные действия учительницы начальных классов вредны для психики моего ребёнка?

Маниакально-депрессивный симптом, депрессия, замкнутость, социофобия, телефонофобия, психологическое давление Началось всё (подозрение на маниакально-депрессивный синдром), давно - 4,5 месяца назад. Стала замечать за собой характерные симптомы (позже прочитала много литературы по теме, ознакомившись с ней, поняла, что именно это и происходит). Всерьёз обращать внимание на это стала только 2 месяца назад: начались проблемы со сном (приходится себя уговаривать, постоянно оттягиваю момент ухода ко сну), частые впадения в депрессию (тревожные состояния, постоянный стресс, низкая самооценка, самобичевание, апатия, снижение аппетита, усталость, сниженная работоспособность, рассеянная концентрация внимания,) могут сменяться маниакальным синдромом (на время приподнятое настроение, активность, оптимистический настрой, множество новых идей и проектов, быстрая речь, потребность в общении (обычно я мало в нём нуждаюсь). Ухудшилась память: забываю многие вещи меньше, чем за минуту. Всё это на фоне острой социофобии и неустойчивого климата в семье. Не нахожу поддержку, в основном, получаю в адрес упрёки, хотя и работаю над собой, стремлюсь делать лучше. Недавно начала замечать за собой неконтролируемые приступы плача (необходимость поплакать буквально несколько секунд) - очень пугает, так как испытываю такую потребность постоянно последние 2 недели. Очень сложные отношения с матерью: у неё частые приступы раздражённости и агрессии, с детства я очень её боюсь, да и сейчас ничего не изменилось - мне по-прежнему не удаётся наладить с ней контакт, чувствую с её стороны психологическое давление, а в периоды, когда мы с ней общаемся, непременно пугаюсь, что очень скоро это опять сменится её раздражённым поведением, причём, это может случится абсолютно внезапно. Отец старается абстрагироваться от всего этого и каждый раз, когда у нас с матерью возникает конфликт, остаётся безучастен, даже, когда мне нужна помощь. Возможен ли какой-то план действий? Или может ли моё состояние быть связано с микроклиматом в семье? Хотя бы совет, так как обратиться мне не к кому. Спасибо.

3 ответа

Не забывайте оценивать ответы врачей, помогите нам улучшить их, задавая дополнительные вопросы по теме этого вопроса .
Также не забывайте благодарить врачей.

Ребенок должен знать и понимать требования педагогов, требования должны быть стабильны и справедливы. Тогда проблем с поведением будет меньше. Несправедливость в оценках вырабатывает заниженную самооценку и неадекватное самовосприятие ребенка. Давать оценку действиям педагога сложно, не зная всех нюансов ситуации. Если все так как говорите вы, то наверное стоит еще раз пообщаться с педагогом, выяснив ее требования и ВМЕСТЕ выработав подход к ребенку. Не поможет - есть завуч и директор. Но лучше все решить с самой учительницей.

Екатерина Сергеевна 2016-10-11 06:14

Сменив место жительства в прошлом году мы перешли в новую школу, но к моему сожалению при переводе случился инцидент который был решен на уровне органов местного самоуправления. Директор отказывалась принимать моего ребенка в определенный класс и ее даже не смущало что в школу мы пришли по прописке и места в классе есть (19 учеников). Ребенка приняли к учителю которого до переезда мы посещали как дополнительного педагога. У ребенка стоит диагноз ЗРР (сенсорная алалия, с которым не покладая рук и головы мы боремся с помощью профессионалов: логопед, дефектолог, и так как ранее стоял диагноз сенсомоторная алалия ходим на дополнительные занятия, в нашем случае повторение это путь к тому что ребенок "схватит" материал) При поступлении в 1 класс нам был рекомендован класс 7 вида. В который мы пошли, но спустя 10 дней преподаватель переговорив с завучем пришли к выводу что ребенку нужен обычный первый класс по программе "Школа России", т. е. при переводе в нынешнюю школу мы уже обучались в обычном первом классе.
Как только мы перешли и отказались от услуг преподавателя дополнительно (я считаю что это как минимум не профессионально, да и по ФЗ если педагог видит что ребенок не успевает или часто болеющий он должен взять ребенка на дополнительные занятия в школе) у нас начались проблемы, ребенок стал хмурым, начали поступать жалобы педагога что он кусается, дерется, отвлекается и отказывается на уроках заниматься. Я не обратила внимания, все списала что новый класс, новая обстановка, что адаптация у ребенка - так закончился 1 класс.
Хочу уточнить у ребенка стоит диагноз БА (бронхиальная астма, при чем проявлялась она при заболеваниях ОРЗ и ОРВИ, все они проходили с осложнениями на дыхательную систему) и преподаватель была в курсе.
Мы перешли во 2 класс, отучились 2 недели и с астмой попали на больничный. Тогда я еще не предала этому большого значения списала что осень и все болеют, ребенок категорически отказывался заниматься на уроках (со слов учителя). После выхода с больничного наш преподаватель заболел и мы попали к заменяющему его учителю. И тут случилось чудо, ребенок принес в 1 день 5 по самостоятельной, рассказывал что его хвалят, он стал сам делать уроки с удовольствием, потому что вместо "см" ему ставили хорошие оценки 4 и 5. Радость ребенка продлилась не долго. И тут я начала замечать неприятные вещи. Меня всегда учили прислушиваться к педагогам что они хотят только лучшего для детей. Забыла уточнить что при окончании 1 класса наш преподаватель настаивала на коррекционном классе, что бы мы перешли.
Так вот вышел основной педагог, первая неделя была еще нечего ребенок даже писал классные работы, на вторую неделю выдали тетради после проверки и когда я увидела что она перечеркнула оценки преподавателя который ее замещал, я была в недоумении - как минимум не этично так поступать. Через пару дней забирая сына со школы я стала свидетелем того что она кричит (она вышла за ним в холл и потребовала дневник, объясняя это тем что он не показывает ей записал ли он домашнее задание), ребенок сунул мне рюкзак и спрятался за мной, педагог наверно прибывая к концу 5 урока в " растроганных " чувствах даже не обратила внимания на свой тон, взяла сына за руку и повела его в класс что бы он записал задание на дом.
Самое страшное случилось пару дней спустя, к сожалению жизнь такова что я одна воспитываю сына, учится он с 1 смены и вторую часть дня занимается своими детскими делами (играет, смотрит телевизор, спит, учит уроки и т. д.). Вернувшись с работы я его застала в истерическом состоянии, и оно усугубилось когда я спросила как дела в школе. Ребенок начал задыхаться, спустя час приняв медикаменты, пообнимавшись мы поехали на дополнительные занятия. Ребенок мне рассказал что он расстроился из-за не записанного домашнего задания, еще позже он мне рассказал что просидел под партой 2 урока и перемену. Я вытягивала из него все на протяжении 5 часов по не многу. Потому что каждый раз его захлестывали эмоции о он начинал реветь и задыхаться (Для меня такое состояние у него было впервые). Суть рассказа была такова, учитель кричала и говорила: ". если я не буду делать то что она говорит она расскажет маме и ты меня накажешь". Я забрался под стол потому что испугался.
Педагог не сообщила мне об инциденте, не мне не соц. Педагогу, не психологу школьному. Когда я позвонила ей в тот же день она начала говорить что это не однократно (что ужаснуло меня еще больше), и это норма для моего ребенка и начала вести разговор что она еще в 1 классе предлагала перейти нам в коррекционный класс, а еще лучше на индивидуальное обучение (хотя показаний нет). Со следующего дня ребенок перестал посещать школу, прошло уже 5 дней, стал спокойнее, ждем прием по записи к психологу и неврологу. Написала жалобу в органы местного самоуправления. Директор попыталась пригласить меня на беседу когда я второй экземпляр жалобы приносила для школы, встретив меня в коридоре она и завуч (которого я видела первый раз) пытались сказать что поведение моего ребенка ужасное и учитель не виноват (интересные методы воспитания подумала я, загнать 7 летнего мальчика под стол при всем классе и продолжать вести урок). Часть родителей на следующий день была настроена против меня, стали собирать положительные характеристики на учителя (значит не первый случай в ее практике подумала я). Кто защитит наших детей как не родители, теперь вот боюсь переводиться в другую школу. Боюсь оставлять ребенка с посторонними или новыми людьми, стала посещать репетиторов вместе с ним. Наверно нам обоим теперь нужен психолог =)
Помогите мне направьте в нужное русло, конечно мы сменим школу, и в свете всего я больше стала прислушиваться к своему чаду. Очень раздражает тот факт, что не администрация школы не учитель не понимают что сидя за последней партой, точнее под ней почти 2 часа ребенок мог причинить себе вред и отпуская после такого происшествия домой не поставив законного представителя в известность о произошедшем. Если бы я приехала с работы на 30 мин. Позже то астматический приступ мог привести к ужасным последствиям. Как нам пережить этот жуткий момент прошлой недели и выкинуть его из жизни?!

Обучение в школе для ребёнка – это не только получение знаний, но и опыт социализации в коллективе сверстников и взрослых людей – учителей. Отношения между людьми очень многогранны, поэтому неудивительно, что школьник может столкнуться с негативными проявлениями в свой адрес со стороны учителя: придирчивостью или даже враждебностью.

Как разграничить предвзятое отношение и требовательность

Не всегда чрезмерная требовательность является проявлением предвзятого отношения педагога

Как правило, родители узнают о проблемах в отношениях между педагогом и своим чадом из уст ребёнка. И, конечно, он привносит в рассказ свои субъективные оценки и эмоции, часто подводя черту: «Она (он) меня не любит и придирается». Мамам и папам сложно в этой ситуации разобраться, является ли такое положение вещей объективной реальностью или результатом мнительности или фантазии ученика. К тому же, многие дети требовательность педагога воспринимают как проявление предвзятого отношения. Поэтому родителям очень важно составить правильную картину сложившихся отношений. Для этого:

  • чаще говорите с ребёнком на темы, связанные со школьной жизнью, – так станет понятно, где правда, а где фантазии;
  • обратите внимание на успеваемость ребёнка по тому предмету, который ведёт учитель, предъявляющий претензии к вашему школьнику (если оценки резко снизились, то позанимайтесь с ребёнком или наймите репетитора, тогда можно будет сделать вывод об объективности выставления оценок);
  • наведайтесь в школу, поговорите с учителями и классным руководителем, но сделайте это не «по поводу», а в качестве мониторинга успеваемости (ни ребёнку, ни учителям об истинных причинах визита в учебное заведение знать не нужно).

Таким образом вам удастся понять, какие отношения у вашего школьника с учителями и учениками. А также выяснить, действительно ли учитель предвзято относится к ребёнку, или просто требователен к качеству знаний.

Как психологически настроить ребёнка

Доверие - основа отношений с ребёнком

Отношения между людьми многогранны, поэтому нет ничего удивительного в том, что кто-то нравится, а кто-то нет. Не исключение и межличностные отношения учителя и учеников. Педагог – такой же человек, как и все, поэтому у него могут быть симпатии и антипатии. Некоторые учителя любят активных, любознательных учеников, некоторым по душе дисциплинированные тихони. Конечно, профессиональный учитель умеет скрывать свои эмоции, но иногда случаются исключения. В этом случае возникает конфликтная ситуация с тремя участниками:

  • учеником;
  • учителем;
  • родителями школьника.

Задача последних заключается в том, чтобы найти выход из ситуации с минимальными потерями для эмоционального здоровья формирующейся личности. Поэтому очень важно правильно настроить ребёнка в данной конкретной ситуации:

  1. Чаще говорите своему чаду, как вы его любите – ребёнок должен быть уверен, что его принимают и любят самые близкие люди;
  2. Объясните, что любой ребёнок, хоть ещё и маленький – тоже личность, и никто не имеет права его оскорблять, высмеивать или унижать;
  3. Разберите конфликтную ситуацию с максимальной объективностью – в независимости от того, кто был не прав, объясните отпрыску, почему, такое поведение недопустимо;
  4. Попробуйте вместе с ребёнком наметить стратегию поведения в случае, если учитель придирается или допускает оскорбления;
  5. Наметьте план дальнейших совместных действий (разговор с учителем, директором, переход в другой класс или школу) для разрешения сложившейся ситуации.

Какими способами можно избавиться от предвзятого отношения

Родители должны регулярно общаться с учителями

Придирки, предвзятое отношение со стороны учителя, как правило, сами по себе не проходят, поэтому родителям нужно принимать активные меры по разрешению конфликта. Существует несколько способов:

  • открытый разговор с учителем;
  • беседа с представителями администрации (директором, завучами);
  • перевод учащегося в другой класс или школу;
  • публичное освещение проблемы в СМИ.

Разберём каждый из них. Самый простой и правильный выход – разговор с учителем. Определив причины того, почему педагог невзлюбил ребёнка, можно найти совместный путь выхода из конфликтной ситуации. На том, как правильно спланировать беседу с педагогом, остановимся чуть позже.

Если учитель не идёт на разговор или не считает нужным менять своё отношение к ребёнку, то следует обратиться к директору или завучам – возможно, у них будут более веские доводы, убеждающие педагога пересмотреть своё поведение.

Это интересно! Ежегодно около 20% детей переходят в другие школы из-за придирок со стороны учителей.

Когда конфликт слишком затянулся, а отношение учителя отрицательно сказывается на психологическом и эмоциональном состоянии школьника, то имеет смысл перевести ребёнка в другой класс или школу. Однако не стоит видеть в этом способе панацею от любых трудностей – в жизни у вашего чада будет много встреч с неудобными или конфликтными людьми, поэтому не рекомендуется создавать ему тепличные условия в детстве.

Если же учитель не только позволят себе публичные оскорбления, но и применяет физическую силу в адрес ребёнка, и этому есть подтверждение, то такие вопиющие нарушения прав детей должны быть освещены в средствах массовой информации с привлечением социальных служб и правоохранительных органов.

Как правильно построить беседу с педагогом

Мирное разрешение конфликта - главная цель разговора с учителем

Зная о проблеме в отношениях ученика и учителя только от ребёнка, нельзя составить полное мнение о причинах придирок со стороны педагога. Поэтому лучшим выходом будет разговор с учителем. Однако для беседы нужно подготовиться и повести её таким образом, чтобы не усугубить ситуацию. Итак, отправляясь беседовать с педагогом:

  1. Попытайтесь назначить встречу лично, не через администрацию школы.
  2. Выберите правильное время. Лучше всего, если это будет после уроков, но не в конце рабочего дня.
  3. Желательно, чтобы встреча проходила тет-а-тет, но в стенах школы (лучший вариант – кабинет, серьёзные разговоры в коридоре – табу).
  4. Постарайтесь дать понять педагогу, что вы не собираетесь ни в чём его уличать или обвинять.
  5. Начините разговор с обозначения желаемого результата («Мне бы хотелось, чтобы наша беседа повлекла за собой позитивные изменения в отношениях с моим сыном/дочерью»).
  6. Обязательно оговорите тот факт, что признаёте некоторые недостатки своего ребёнка, и мягко направьте разговор в русло признания того, что каждый имеет право на ошибку (в случае, если ваше чадо действительно в чём-то провинилось).
  7. Далее стоит прямо задать вопрос о причинах недовольства вашим ребёнком. Возможно, таким образом учитель «мстит» за какие-то действия в свой адрес со стороны ученика (например, оскорбление).
  8. В зависимости от полученного ответа, разговор может пойти по двум направлениям: взаимопонимание и признание со стороны педагога своих ошибок, или озлобление из-за вашей попытки уличить учителя в непрофессиональном отношении к детям.
  9. Завершить разговор в любом случае нужно, поблагодарив за уделённое время.

В зависимости от того, каких результатов вам удастся добиться беседой с учителем, проще наметить план дальнейших действий.

О каких законах забывают педагоги, выгнав ученика из класса, отобрав телефон, прилюдно зачитывав школьную переписку или поставив двойку за отсутствие на уроке? Рассказывает юрист Ксения Печеник.

Очень часто родители сталкиваются с жалобами подростков на действия учителей. Как соблюсти грань между интересами ребенка, педагогическим процессом и не поссориться с администрацией школы на ровном месте? В последние годы уровень правосознания как школьных педагогов, так и учеников и их родителей, заметно повысился. Дети стали более грамотными, а учителя балансируют на грани воспитательного процесса и закона. Тем не менее, нередко от школьников можно услышать жалобы на применение не педагогических, а порой и незаконных мер воспитания и наказания к ним. Так на что же имеет право учитель? Давайте разбираться.

Согласно п.4. ст. 55 Закона «Об образовании» при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания. Однако как определить границы допустимости педагогических методов? На что учитель имеет право, а на что нет? Рассмотрим наиболее типичные ситуации.

Учитель применяет физическое или психическое насилие к ученику

Не секрет, что ученики бывают сложными, но, несмотря на это, п. 6 ст. 15 Закона «Об образовании» запрещает применение насилия, выраженного в физической или психической форме.

В случае, если учитель ударил ребенка, дал подзатыльник или пощечину, он понесет дисциплинарную, гражданскую или даже уголовную ответственность. Все зависит от характера причиненного ущерба здоровью. Известен случай, когда учителя одной из школ Петрозаводска уволили за подзатыльник ученице 6-го класса . Возможность увольнения учителя за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, предусмотрена ч. 4 ст. 56 Закона «Об образовании» в качестве дополнительного оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя помимо тех, которые предусмотрены Трудовым Кодексом.

Конечно, случаи рукоприкладства, в особенности с тяжкими последствиями для учеников, со стороны педагогов крайне редки, однако если это случилось, необходимо зафиксировать этот факт. Это может быть видеозапись, свидетельские показания и т.д. В случае, если имеются следы побоев, их необходимо зафиксировать в ближайшем медпункте и сфотографировать, после чего можно обращаться с заявлением в полицию или с жалобой в прокуратуру. В зависимости от тяжести причиненного здоровью вреда, противоправные действия педагога могут быть квалифицированы по ст. 116 УК РФ (побои), ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).

Критерии определения степени тяжести вреда здоровью представлены в Правилах определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522. и в Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н. Согласно действующего уголовного законодательства есть несколько градаций причиненного вреда.

Так, к тяжкому вреду относятся в том числе:

Вред, опасный для жизни человека;
потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
прерывание беременности;
психическое расстройство;
заболевание наркоманией либо токсикоманией;
неизгладимое обезображивание лица;
значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
полная утрата профессиональной трудоспособности;

К средней тяжести вреда здоровью относят:

Длительное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице более 21 дня);
значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

К легкому вреду относят:

Кратковременное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице до 21 дня включительно);
незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

Таким образом, если, не дай Бог, Ваш ребенок пострадал от действий педагога, его ответственность будет определяться правоохранительными органами, на основании последствий, причиненных здоровью ребенка.

Частым случаем нарушения прав ребенка является изъятие у него в школе каких-либо предметов (телефона, планшета, украшений и др).

Вопрос о том, имеет ли учитель право изъять у ученика телефон, планшет или иное имущество, которое, по его мнению, мешает образовательному процессу, едва ли не самый популярный в сети.

Ответ: нет и еще раз нет. Даже если нечто подобное предусмотрено школьным Уставом, такие действия учителя могут быть квалифицированы как грабеж (открытое хищение чужого имущества). Если такое произошло, то необходимо обратиться сначала с жалобой к директору школы, и, если не поможет - в полицию – с заявлением о факте незаконного завладения имуществом.

Может ли учитель выгнать с урока или не пускает на урок?

Имеет ли право учитель выгонять ученика с урока? О таком праве ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Следовательно, если учитель выгнал ученика с урока или не пустил на урок, можно написать заявление директору школы об устранении препятствий доступа к образовательному процессу. Если ситуация повторяется неоднократно, и жалобы директору не принесли никакого результата, можно обращаться с жалобой в прокуратуру или суд.

Не надо забывать также о том, что, выгоняя ученика с урока или не допуская его к занятиям, учитель рискует быть привлеченным к ответственности вплоть до уголовной в случае, если в это время с учеником произойдет несчастный случай, либо гражданской - если ученик совершит какое-либо правонарушение. Согласно ч.3. п.3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» , ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса несет образовательное учреждение.

Учитель отнял у ученика записку и прочел в присутствии всего класса

Это неправомерно. Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Дети – не исключение. Право на неприкосновенности частной жизни гарантируется ст. 12 Всеобщей декларации прав человека , согласно которой «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Все это имеет непосредственное отношение в том числе, к содержанию записок учащихся.

Учитель поставил двойку за отсутствие на уроке

Учитель не имеет права так поступать, поскольку в соответствии с Законом «Об образовании», система оценок применяется только для оценивания знаний учащихся.

Возникает вопрос: что же тогда делать учителю, если практически все привычные методы запрещены законом? Для того, чтобы достичь желаемого порядка и дисциплины в классе существует множество других педагогических приемов и методов, не связанных с нарушением прав учеников. К примеру, пригрозить нерадивому ученику жалобой директору школы, либо вызовом родителей в школу.

Вместе с тем, каждому родителю следует детально изучить Устав учебного заведения. Как правило, в нем содержатся все допустимые меры наказания учеников. Однако, в случае наличия противоречий с действующем законодательством, Устав школы можно оспорить в судебном порядке.

Безусловно, «топорные» методы борьбы с администрацией школы или с конкретным педагогом не сделают жизнь ребенка в школе лучше. Если ситуация еще не зашла слишком далеко, и есть возможность урегулировать вопрос мирно, не привлекая юристов, следует рассмотреть вопрос о привлечении к переговорному процессу с администрацией школы психолога школы или независимого медиатора (посредника в урегулировании конфликта).