Семейное насилие презентация. Презентация, насилие

Покинут счастьем будет тот, Кого ребёнком плохо воспитали, Побег зелёный выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит. Саади

насилию в семье

Вербий Е. Ю., учитель английского языка

Дёмкина В. В., учитель математики

МКОУ «Крепинская СОШ» Калачевский р-он

Волгоградской обл.

Виды насилия

1. Физическое

2. Эмоциональное

Что Вы говорите ребёнку, Что Вы говорите ребёнку,

  • когда он в очередной раз не убрал в комнате?
  • когда он прогулял уроки?
  • когда он в очередной раз пришёл домой в не назначенный час?

Ситуации

1. «Сколько раз повторять: немедленно убери бардак в своей комнате!»

  • 1. «Сколько раз повторять: немедленно убери бардак в своей комнате!»
  • 2. «Ты прогуливаешь уроки и хочешь остаться неучем!»
  • 3. «Ты никогда не приходишь вовремя! В следующий раз будешь ночевать под дверью!»
1. «Мне становится неловко, когда гости видят неубранную постель. Под покрывалом она смотрится гораздо лучше». 2. «Сегодня звонила классная руководительница по поводу твоей посещаемости. Мне было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать этих переживаний. Каждый сам отвечает за свои поступки, а если тебе нужна помощь, мы можем поговорить об этом». 3. «Когда в семье кто-то приходит позже, чем мы договаривались, я волнуюсь так, что не нахожу себе места. Мне хочется видеть тебя дома к десяти часам вечера, а в особых случаях мы можем договариваться отдельно. Тогда я буду чувствовать себя спокойно». 1) Похвала 1) Похвала 2) Обнять, приласкать, улыбнуться 3) Подарок, награда 4) Пойти куда-то вместе 5) Поиграть в любимую игру 6) Разрешить что-то сделать, заняться любимым делом 7) Исполнение желаний, дать сладкое 8) Одобрение поступка

Поощрения

1) Лишение чего-либо (морального или материального) 1) Лишение чего-либо (морального или материального) 2) Поставить в угол, домашний арест 3) Обругать, пристыдить 4) Молчание, т. е бойкот 5) Заставить что-либо сделать 6) Физическое наказание (шлепок, намеренная боль) 7) Порицание 8) Сравнение с другими детьми 9) Жалоба папе

Наказания

1) Уважение к детям 1) Уважение к детям 2) Последовательность 3) Учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности 4) Справедливость: нельзя наказывать сгоряча 5) Соответствие между отрицательным поступком и наказанием 6) Твердость, если наказание объявлено, то его не следует отменять 7) Коллективный характер наказания - участвует вся семья.

которые необходимо учитывать при наказании

Слово Слово

2) Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний.

3) Не ставьте своему ребенку каких бы ни было условий.

4) Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

5) Не наказывайте ребенка за то, что позволяете делать себе.

6) Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

7) Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

9) Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости от его учебных успехов.

Памятка для родителей

Родители, которые хотят иметь детей, должны не только ставить себе вопрос: какого ребёнка я хочу вырастить, но и какую старость я хочу иметь и буду ли я её иметь вообще?

Дети – во всех смыслах – наше будущее.

Если мы не хотим иметь жестокое будущее, мы обязаны противостоять жестокости и насилию в настоящем.

Все интересующие вопросы вы можете задать специалистам на сайте WWW.YA-RODITEL.RU

Памятка для родителей

«Противодействие жестокому обращению с детьми»

Прежде чем применить физическое наказание к ребенку,

ОСТАНОВИТЕСЬ!

«Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем».










Насилие в семье может иметь разный вектор направленности: - со стороны мужа по отношению к жене; - со стороны жены по отношению к мужу; - со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям; - со стороны старших детей к младшим; - со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам; - со стороны одних членов семьи по отношению к другим.


ПРИЗНАКИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОМОЧЬ ВЫЯВИТЬ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ - ребенок постоянно голодает из-за нехватки пищи; - ребенок всегда опаздывает в школу; - ребенок всегда пропускает школу; - ребенок носит грязную одежду, что имеет неприятный запах; - ребенок одет не по погоде, не по сезону; - ребенок выглядит усталым и больным; - ребенок выглядит заброшенным;


Нехватка необходимого медицинского лечения (ребенка не водят к врачу, есть ряд запущенных хронических заболеваний); - ногти у ребенка не стриженные и грязные; - у ребенка постоянные инфекции, вызванные нехваткой гигиены; - за ребенком не следят и его часто оставляют на произвол судьбы; - информация о трудовой деятельности ребенка (особенно младшего возраста); - ребенок попрошайничает, убегает из дома


ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЗАЩИТУ ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ КОНСТИТУЦИЯ УКРАИНЫ. Статья 52. Любое насилие над ребенком преследуется законом... Статья 56. Каждый гражданин Украины имеет право на защиту и получение правовой помощи. Статья 10 Закона Украины «Об охране детства». Статьей установлено, что каждому ребенку гарантируется право на свободу, личную неприкосновенность и защиту достоинства. Любое насилие над ребенком и его эксплуатация преследуются законом.






Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие: физические недостатки - носящие очки, проблемы со слухом, нарушением двигательного аппарата и др.; особенности поведения - замкнутые дети или дети с импульсивным поведением; особенности внешности - рыжие волосы, большие уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота, худоба); страх перед школой; отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети).




СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ сопровождается сексуальными домогательствами и сексуальной эксплуатацией несовершеннолетних. «КИБЕРБУЛИНГ" - это насилие (в том числе сексуальное) через Интернет: технически сфабрикованные сексуальные фото с изображением выбранной жертвы, сексуально оскорбительные записки, письма, сплетни, злословие, видео и т.д.


ФИЗИЧЕСКОЕ ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО сопровождается нанесением физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме сотрясения, побоев, истязания, в виде ударов и пощечин.




Проблема насилия в школьной среде является результатом действия многих факторов, среди которых можно выделить: - социальные условия; - психологические особенности школьников; - компьютерные игры - жестокие герои видеоигр выступают как модели поведения, которым следуют школьники.


ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1. Помните, что насилие над вами, совершенное родителями, не является нормой жизни. Насилие - недопустимая вещь в отношениях людей. 2. В семье вы имеете право на то, чтобы к вам относились с уважением, не оскорбляли. 3. Вы имеете право на защиту, если даже родные люди унижают ваше достоинство. 4. Поделитесь своими проблемами с учителем, классным руководителем, психологом школы, обратитесь в милицию или в службу по делам несовершеннолетних в случае совершения в отношении вас насилия или жестокости. 5. Не верьте в угрозы со стороны обидчиков. 7.Знайте, когда вас постоянно контролируют, унижают, принуждают к чему-то, используют в общении с вами бранные слова - это насилие. 8. Не считайте, что вы заслужили такое отношение со стороны взрослых. Никто, в том числе ваши родители, родные, не имеют права унижать вас, вести себя жестоко по отношению к ребенку - это карается законом.


ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ: Управление по защите прав ребенка при Министерстве Украины по делам семьи и молодежи Отдел защиты прав ребенка при Министерстве Украины по делам семьи и молодежи Отдел профилактики беспризорности и безнадзорности детей при Министерстве по делам семьи и молодежи Отдел семейных форм воспитания, опеки и попечительства при Министерстве по делам семьи и молодежи Государственный центр социальных служб для молодежи Украинский молодежный центр Департамент криминальной милиции по делам несовершеннолетних, Всеукраинская бесплатная детская линия «Телефон Доверия»

Cлайд 1

Семейное насилие в отношении младших школьников и возможные последствия

Cлайд 2

Cлайд 3

Насилие – применение физической силы к кому-либо, принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности, притеснение. Насилие в семье – это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб.

Cлайд 4

Индикаторы жестокого обращения в отношении младших школьников: агрессивность или, наоборот, подавленность; безнадзорность; ухудшение успеваемости; ухудшение здоровья; физические признаки (ссадины, кровоподтеки и т.д.); информация из других источников (одноклассники, их родители и т.д.).

Cлайд 5

Факторы, которые способствуют жестокому обращению с детьми Принято жестокое отношение к детям Критическая ситуация или стечение обстоятельств Недостаток элементарных знаний о детском развитии Строгие наказания обычно не считают насилием

Cлайд 6

Основные виды семейного насилия в отношении младших школьников: физическое насилие; эмоциональное (психическое) насилие; сексуальное насилие; отсутствие заботы о детях;

Cлайд 7

Группа детей, которая в силу внутренних или внешних обстоятельств имеют повышенный риск подвергнуться насилию со стороны взрослых дети – инвалиды с физическими и умственными недостатками; дети, появившиеся на свет после тяжелой беременности или родов; дети, чей пол не соответствует ожиданиям родителей; нежеланные дети; нелюбимый ребенок в семье; дети, имеющие сходство с нелюбимыми родственниками; дети с расстройствами и нетипичными вариантами поведения – раздражительные, гиперактивные, агрессивные, со слабым контролем поведения и др.; высокоодаренные или талантливые дети

Cлайд 8

Ближайшие последствия насилия Физические последствия – изменения в физическом здоровье и развитии ребенка. Когнитивные последствия – изменения в познавательной сфере и в системе представлений о мире и о себе. Эмоциональные последствия – это негативные изменения в эмоциональной сфере и в самовосприятии. Поведенческие последствия – устойчивые негативные изменения в поведении ребенка. Социальные последствия – изменения в способностях ребенка строить эффективные социальные отношения.

Cлайд 9

Отдаленные последствия насилия Стойкие нарушения на физиологическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом и социальном уровне

Cлайд 10

Выраженность отдаленных последствий насилия в развитии ребенка зависит от сочетания ряда факторов: Характеристика насилия над младшим школьником: от кого исходило насилие; является ли ребенок прямым объектом насильственных действий или свидетелем насилия в адрес значимых для него людей; вид(ы) насилия, которым он подвергался; длительность ситуации насилия; частота насильственных действий и эпизодов; степень тяжести насильственных действий; особенности раскрытия факта насилия; Личностные особенности младшего школьника: устойчивость ребенка по отношению к стрессам; уровень самооценки; уровень интеллектуального развития.

Cлайд 11

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро В. Сухомлинский

Жестокое обращение с детьми-

это любое действие (или бездействие) родителей, иных законных представителей, воспитателей и других лиц, которое приводит (либо велика вероятность, что может привести) к смерти, серьёзному физическому или эмоциональному вреду, сексуальному насилию.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.


Из истории

Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э.

  • детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость;
  • их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее;
  • детей продавали и покупали.

Научными исследованиями установлено, что:

  • насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье;
  • ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями;
  • для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство;
  • более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.

  • в 2008 году от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей (по данным из Совета Федераций);
  • около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.


Ученый-психолог Д. Гилл разделил детей - жертв жестокого обращения на несколько возрастных групп:

первая - от 1 года до 2 лет;

вторая - от 3 до 9 лет (число случаев удваивается);

третья - с 9 до 15 лет (частота снова понижается, пока не достигается исходный уровень, а после 16 лет постепенно совсем исчезает).


Виды насилия над детьми в семье

  • физическое насилие;
  • пренебрежение потребностями и нуждами ребенка;
  • сексуальное насилие;
  • психологическое эмоциональное насилие.

Пренебрежение нуждами ребенка

Пренебрежение основными нуждами ребенка-это

невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании. Пренебрежение включает в себя ряд таких проявлений, как пренебрежение потребностями в образовании и развитии, медицинской помощи при наличии у ребёнка хронических заболеваний.


Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие:

Алкоголики, наркоманы;

Лица с психическими расстройствами;

Юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;

Родители с низким социально-экономическим уровнем жизни;

Родители,имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.


Последствия пренебрежения

Внешние проявления :

  • утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
  • у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
  • одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
  • нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

  • отставание в весе и росте от сверстников;
  • педикулез, чесотка;
  • частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;
  • запущенный кариес;
  • отсутствие надлежащих прививок;
  • задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

  • постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;
  • неумение играть;
  • постоянный поиск внимания/участия;
  • частые пропуски школьных занятий;
  • крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
  • склонность к поджогам, жестокость к животным;

Психологическое (эмоциональное)насилие

Эмоциональное (психологическое) насилие включает в себя постоянное отвержение, обвинение в адрес ребёнка, унижение его достоинства, длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей.


К психологическому насилию относится:

  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;
  • оскорбление и унижение его достоинства;
  • открытое неприятие и постоянная критика;
  • лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;
  • предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
  • преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
  • вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

  • задержка психического развития;
  • невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
  • низкая самооценка;
  • эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
  • избыточная потребность во внимании;
  • депрессия, попытки суицида;
  • неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
  • ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение;
  • нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).

Группы риска детей по эмоциональному насилию

  • дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
  • дети раннего возраста;
  • дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
  • дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
  • дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;
  • дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
  • дети, в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие

  • не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
  • публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
  • сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
  • обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.

Сексуальное насилие над детьми

Сексуальное насилие над детьми американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам - до 18 лет) и человеком, который старше его по крайней мере на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется или как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.


Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где :

  • патриархально-авторитарный уклад;
  • плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
  • конфликтные отношения между родителями;
  • мать ребенка чрезмерно занята на работе;
  • ребенок долгое время жил без родного отца;
  • вместо родного отца - отчим или сожитель матери;
  • мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
  • мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

Физическое насилие

Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.


Чаще всего это происходит в семьях, где:

  • убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  • нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
  • родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
  • родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
  • дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.

Физическое насилие проявляется как:

  • удары по лицу;
  • тряски, толчки;
  • затрещины,
  • удушения,
  • пинки;
  • заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;
  • избиение ремнем, веревками;
  • нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.


Распознание факта физического насилия над ребенком

Характер повреждений:

  • синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
  • ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
  • повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
  • выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
  • участки облысения, кровоподтеки на голове;
  • повреждения внутренних органов.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка.

Возраст 3 года – 6 лет:

  • примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
  • пассивная реакция на боль;
  • болезненное отношение к замечаниям, критике;
  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
  • псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
  • негативизм, агрессивность;
  • лживость, воровство;
  • жестокость по отношению к животным;

Младший школьный возраст:

  • стремление скрыть причину повреждений и травм;
  • одиночество, отсутствие друзей;
  • боязнь идти домой после школы;

Подростковый возраст:

  • побеги из дома;
  • суицидальные попытки;
  • делинквентное поведение;
  • употребления алкоголя, наркотиков.

Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают детей, являются:

  • противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
  • обвинение в травмах самого ребенка;
  • позднее обращение или не обращение за медицинской помощью;
  • отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
  • неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
  • большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.

Последствия жестокого обращения с детьми в семье

  • уход в религиозные секты;
  • объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;
  • агрессивное, преступное поведение детей;
  • сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.

Уголовный кодекс РФ


Защита прав ребенка в законодательных актах

Семейный кодекс РФ гарантирует:

право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)

право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)

лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)

немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)


Защита прав ребенка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)

защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)

обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)

признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)

защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)

защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)

меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)


Этапы решения проблемы в России

  • 2010 год в России объявлен годом общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.
  • 25 мая 2010 г. Президент России Дмитрий Медведев поддержал движение "Россия - без жестокости к детям!" и стал первым его участником.
  • В августе-сентябре в России создан единый общероссийский телефон доверия для детей, подвергшихся жестокому обращению.
  • Уже функционирует сайт www.ya-roditel.ru

Дети – главный подарок для мира, С ними чудесней земная картина. Всё понимают, берутся за всё Лучшее с ними людское житьё Частенько слабы, неумелы их руки, Но некогда думать ребятам о скуке. В движеньях, заботах их время проходит, Удача к усердным с годами приходит. В детские годы мечты расцветают, Взрослые часто об этом не знают. Надо детишкам права объяснить, Многому надо их обучить. Мир станет лучше на нашей планете, Если счастливыми будут все дети!