Что такое диктатура народа. Альтернатива капитализму наркоманов и деградации России

Под диктатурой подразумевается значительное уменьшение или полное отсутствие политических и гражданских свобод в стране в связи с концентрацией власти в руках одного человека или группы лиц. А само слово «диктатор» стало синонимом грубых нарушений прав человека и жестокости.

Представляем вам самые диктаторские страны мира . Рейтинг составлен на основе данных развлекательного сайта Hubpages.

5. Зимбабве

Открывает рейтинг современных государств с наиболее жестоким диктаторским режимом. После успешного начала антиколониальной освободительной войны Роберт Мугабе был избран первым президентом независимой республики Зимбабве, но на протяжении многих лет он все больше подчеркивал свои диктаторские тенденции. Правительство Мугабе критикуется как внутри страны, так и на международной арене за пытки и убийства 70 000 человек, 70% уровень безработицы и 500% уровень инфляции. Его режим проникнут насилием и нетерпимостью. В Зимбабве приняты законы против гомосексуалистов, и был осуществлен «черный передел» — насильственное изъятие земли у белых граждан с передачей их ферм безземельным крестьянам и ветеранам войны.

4. Экваториальная Гвинея

В число самых диктаторских стран в мире входит крошечное государство в Западной Африке, которым управляет Теодоро Обианг Нгема Мбасого. Экваториальная Гвинея с ее 500 000 жителями, не представляла интереса для мира, пока в 1991 году на шельфе в ее территориальных водах не были обнаружены огромные запасы нефти. Впрочем, от этого 60% жителям Гвинеи ни холодно ни жарко, они живут на 1 доллар в день. А большую часть нефтяной прибыли Теодоро Обианг кладет на свой банковский счет. Диктатор заявил, что в его стране нет бедности, просто население привыкло жить по-другому. В Гвинее нет общественного транспорта или газет, и только 1% государственных расходов тратится на здравоохранение.

3. Саудовская Аравия

Саудовская Аравия является одной из немногих стран мира, где в течение многих десятилетий никогда не проводились хотя бы формальные выборы правителя. Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз с 2015 года. Незамужние взрослые женщины не могут путешествовать, работать или получать медицинские процедуры без разрешения мужчины-опекуна из числа близких родственников. Им не разрешено даже водить машину.

В королевстве применяется смертная казнь, пытки и внесудебные аресты. Полиция нравов даже запрещает продажу Барби, так как эта кукла является символом упадка и развращенности Запада.

2. Северная Корея

На втором месте в списке самых жестоких диктаторов мира находится Ким Чен Ын, сын Ким Чен Ира. Он стал диктатором Северной Кореи в 2011 году, на следующий день после смерти своего отца. Блистательный товарищ (один из официальных титулов северокорейского руководителя) изначально должен был править страной вместе с дядей Чан Сон Тхэком. Однако в декабре 2013 года дядя был обвинен в государственной измене и казнен.

Считается, что в стране 150 000 человек занимаются принудительным трудом в лагерях, созданных, чтобы наказать предполагаемых политических диссидентов и их семьи, а также граждан, бежавших из страны в Китай, но выданных китайским правительством.

1. Судан

На первом месте в топ-5 самых диктаторских стран мира 2015 находится крупнейшее африканское государство. Его возглавляет президент Омар Хасан Ахмад аль-Башир. Он пришел к власти после военного переворота, и сразу приостановил действие конституции, отменил Законодательное собрание и запретил политические партии и профсоюзы. Диктатор всегда настаивал, что жизнь народа должна регулироваться шариатом, даже в Южном Судане, с его преимущественно христианским населением.

Омар Хасан Ахмад аль-Башир печально известен за организацию массовых убийств чернокожих граждан во время конфликта в Дарфуре. Из-за гражданской войны в Южном Судане между черным и арабским населением более 2.7 млн человек стали беженцами. В 2009 году Международный уголовный суд впервые за всю историю своего существования выписал ордер на арест действующего руководителя государства. На это аль-Башир, обвиненный в преступлениях против человечности и военных злодеяниях, ответил, что те, кто выдали этот ордер, могут его съесть.

Многое из происходящего сегодня объясняется защитной реакцией на десятилетнее попрание либерал-радикалами национального достоинства русского народа-государствообразователя и разрушение российской государственности. Доведенный до грани уничтожения российский национально-государственный организм закономерно стремится к самосохранению через консолидацию власти, укрепление государства, усиление национального самосознания русского большинства страны. Это неизбежный результат содеянного в прошлом, но от современников зависит то, какую форму приобретут эти процессы. Кто-то из политиков будет игнорировать эти объективные тенденции, чем приговорит себя к маргинализации. Кто-то же будет демагогически разыгрывать патриотическую карту и на новой волне рваться к власти во имя шкурных интересов. Но само начало созидательных процессов говорит о том, что формируется поколение политиков-государственников, которые понимают, что возрождение России пролагается только через возрождение государственности. Понимание сути происходящего помогает созидательно ориентироваться и избегать опасностей.
В этом смысле очень актуальны исследования русского философа Ивана Александровича Ильина, который еще в конце сороковых годов описал объективные тенденции переходного периода - после неизбежного распада коммунистического режима. Прежде всего, для российской истории очевидно, что "Такие пространства, такое число народностей, таких склонных к индивидуализму людей можно сплотить исключительно централизованным единым государством, можно удержать исключительно авторитарной (не путать с тоталитарной) формой правления. Россия может иметь собственные, самостоятельно возникающие организованные формы авторитарного государства и демократического государства - в единстве. Именно этим - не случайностью и не деспотией московского центра - объясняется то, что Россия на протяжении веков оставалась монархией, притом все сословия и профессиональные цеха вырабатывали и практиковали своеобразные формы самоуправления" (И.А.Ильин). Иван Ильин был убежден, что переход от коммунизма к органичной для России государственности возможен только через национальную диктатуру, - не собственно диктатуру, но авторитарный режим. Ибо только просвещенный авторитаризм или демократическая, либеральная диктатура может избежать послекоммунистического хаоса, охлократии, которые неизбежно заканчиваются приходом диктатора. Понятно, что потрясения девяностых годов резко сузили возможности для возрождения России, но и многому научили. Во всяком случае, сейчас неизмеримо больше людей, способных услышать пророческие суждения русского философа.
И.А.Ильин в книге "Наши задачи" предупреждал о гибельности демократических соблазнов после падения коммунистического режима, когда в обществе не будет никаких предпосылок для демократии:
"Русский народ выйдет из революции нищим. Ни богатого, ни зажиточного, ни среднего слоя, ни даже здорового, хозяйственного крестьянина - не будет вовсе. Нищее крестьянство, пролетаризованное вокруг "агрофабрик" и "агрогородов"; нищий рабочий в промышленности; нищий ремесленник, нищий горожанин... Это будет народ "бесклассового общества"; ограбленный, но отнюдь не забывший ни того, что его ограбили, ни того, что именно у него отняли, ни тех, кто его подверг "экспроприации"... Все будут бедны, переутомлены и ожесточены. Государственный центр, ограбивший всех, исчезнет; но государственная монетная единица, оставшаяся в наследство наследникам, будет обладать минимальной покупательной силой на международном рынке и будет находиться в полном презрении на внутреннем рынке. И трудно себе представить, чтобы государственное имущество, награбленное и настроенное, было оставлено коммунистами в хозяйственно-цветущем виде: ибо оно, по всем видимостям, пройдет через период ожесточенной борьбы за власть. Итак, предстоит нищета граждан и государственное оскудение: классическое последствие всех длительных революций и войн... Подорваны все духовные и все социальные основы демократии - вплоть до оседлости, вплоть до веры в труд, вплоть до уважения к честно нажитому имуществу. В клочки разодрана ткань национальной солидарности. Повсюду скопилась невиданная жажда мести. Массы мечтают о том, чтобы стряхнуть с себя гипноз подлого страха и ответить на затяжной организованный террор бурным дезорганизованным террором".
Таково неизбежное состояние России после десятилетий коммунистической диктатуры. Ильин предвидел, что в этих условиях явятся силы, которые попытаются использовать политическую инфантильность общества и увлечь его болотными огнями псевдодемократии:
"И в этот момент им предложат: 1. "Демократическую свободу"; 2. "Право всяческого самоопределения" и 3. "Доктрину народного суверенитета". Кто же будет отвечать за неизбежные последствия этого?.. Лозунг "демократия немедленно и во что бы то ни стало" один раз привел уже в России к тоталитарной диктатуре. Он грозит такой же диктатурой и впредь, но уже антикоммунистической... Или они попытаются создать новый "демократический фашизм", чтобы, воспевая свободу, попирать ее от лица новой, неслыханной в истории псевдодемократии?.. Если что-нибудь может нанести России, после коммунизма, новые, тягчайшие удары, то это именно упорные попытки водворить в ней после тоталитарной тирании демократический строй. Ибо эта тирания успела подорвать в России все необходимые предпосылки демократии, без которых возможно только буйство черни, всеобщая подкупность и продажность, и всплывание на поверхность все новых и новых антикоммунистических тиранов... Если в народе нет здравого правосознания, то демократический строй превращается в решето злоупотреблений и преступлений. Беспринципные и пронырливые люди оказываются продажными, знают это друг про друга и покрывают друг друга: люди творят предательство, наживаются на этом и называют это "демократией"".
Как видим, анализ И.А.Ильина оказался очень злободневным. Какой же выход видел философ в этой ситуации?
"И вот когда после падения большевиков мировая пропаганда бросит во всероссийский хаос лозунг: "Народы бывшей России, расчленяйтесь!" - то откроются две возможности: или внутри России встанет русская национальная диктатура, которая возьмет в свои крепкие руки "бразды правления", погасит этот гибельный лозунг и поведет Россию к единству, пресекая все и всякие сепаратистские движения в стране; или же такая диктатура не сложится, и в стране начнется непредставимый хаос передвижений, возвращений, отмщений, погромов, развала транспорта, безработицы, голода, холода и безвластия. Тогда Россия будет охвачена анархией и выдаст себя с головой своим национальным, военным, политическим и вероисповедным врагам... Пройдут годы национального опамятования, оседания, успокоения, уразумения, осведомления, восстановления элементарного правосознания, возврата к частной собственности, к началам чести и честности, к личной ответственности и лояльности, к чувству собственного достоинства, к неподкупности и самостоятельной мысли, - прежде чем русский народ будет в состоянии произвести осмысленные и непогибельные политические выборы. А до тех пор его может повести только национальная, патриотическая, отнюдь не тоталитарная, но авторитарная - воспитующая и возрождающая - диктатура... После большевиков Россию может спасти - или величайшая государственная дисциплинированность русского народа или же национально-государственно-воспитывающая диктатура... Спасти страну от гибели может только строгий авторитарный (отнюдь не тоталитарный!) режим... При таких условиях национальная диктатура станет прямым спасением, а выборы будут или совсем неосуществимы, или окажутся мнимыми, фикцией, лишенной правообразующего авторитета".
Конечно, современное сознание пугает термин "диктатура", но в сочетании с определением "национальная" это понятие обретает у Ильина глубокий и актуальный для нас смысл:
"...Многие думают:... или тоталитарная диктатура - или формальная демократия. А между тем в самой этой формулировке уже указываются новые исходы: 1. Диктатура, но не тоталитарная, не коммунистическая; диктатура, организующая новую неформальную демократию, а потому демократическая диктатура; не демагогическая, "сулящая" и развращающая, а государственная, упорядочивающая и воспитывающая; не угасающая свободу, а приучающая к подлинной свободе. 2. Демократия, но не формальная, не арифметическая. Не прессующая массовые недоразумения и частные вожделения; демократия, делающая ставку не на человеческого атома и не безразличная к его внутренней несвободе, а на воспитываемого ею, самоуправляющегося, внутренне свободного гражданина; демократия качественности, ответственности и служения - с избирательным правом, понятым и осуществленным по-новому. А за этими двумя возможностями скрывается множество новых политических форм в разнообразнейших сочетаниях. Начиная с новой, творческой, чисто русской народной монархии".
Очевидно, что ельцинский режим девяностых годов сочетал признаки как раз противоположные - худшее из диктатуры и карикатурное из демократии. Это диктатура именно демагогическая, сулящая и развращающая, угасающая свободу, а не приучающая к подлинной свободе; демократия же сегодня - только формальная, арифметическая, прессующая массовые недоразумения и частные вожделения, безразличная к внутренней свободе человека. Какова миссия национальной диктатуры?
"Только такая диктатура и может спасти Россию от анархии и затяжных гражданских войн. Чтобы приучить людей к свободам, надо давать их столько, сколько они в состоянии принять и жизненно наполнить, не погубляя себя и своего государства; безмерная и непосильная свобода всегда была и всегда будет - сущим ядом. Чтобы пробудить правосознание в народе, надо воззвать к его чести, оградить его от погромных эксцессов властными запретами и предоставить на усмотрение народа не более того, чем сколько он сумеет поднять и понести, не погубляя себя и своего государства. Безмерные полномочия никогда не приводили к добру, а только вызывали политическое опьянение и разнуздание страстей. И ныне ни одна государственная конституция не предоставляет ни одному народу таких полномочий... Чтобы приучить людей к государственно-верному изволению, надо начинать с ограниченного права голоса: давать его только оседлым, только семейным, только работящим, только никогда не служившим компартии, только возрастно зрелым, только приемлемым и для избирателей и для национальной власти. Иными словами: надо начинать с системы не имущественных цензов, обеспечивающих необходимый минимум почвенности, честности и государственного смысла, с тем чтобы в дальнейшем, по мере оздоровления народа и страны, расширять круг голосующих. Все остальное было бы доктринерским безумием и погублением России... Твердая, национально-патриотическая и по идее либеральная диктатура, помогающая народу выделить кверху свои подлинно лучшие силы и воспитывающая народ к трезвлению, к свободной лояльности, к самоуправлению и к органическому участию в государственном строительстве,.. верность обязательствам и договорам, чувство собственного достоинства и чести".
На что может опираться национальная диктатура? Чего она требует у национального лидера?
"Сократить период самочинной мести, бесчинной расправы и соответствующего нового разрушения - сможет только национальная диктатура, опирающаяся не верные войсковые части и быстро выделяющая из народа наверх кадры трезвых и честных патриотов... Диктатору, спасающему страну от хаоса, необходимы: воля, сдерживаемая чувством ответственности, грозное импонирование и всяческое мужество, военное и гражданское... Сущность диктатуры в кратчайшем решении и в полновластии решающего. Для этого необходима одна, личная и сильная воля. Диктатура есть по существу своему учреждение военно-образное: это есть своего рода политическое полководчество, требующее глазомера, быстроты, приказа и повиновения... Никакой коллегиальный орган не овладеет хаосом, ибо он сам оп себе уже заключает начало распада... В час опасности, беды, смятения и необходимости мгновенных решений-приказов - коллегиальная диктатура есть последняя из нелепостей... Диктатура имеет прямое историческое призвание - остановить разложение, загородить дорогу хаосу, прервать политический, хозяйственный и моральный распад страны. И вот есть в истории такие периоды, когда бояться единоличной диктатуры значит тянуть к хаосу и содействовать разложению... Во главе становится единоличный диктатор, делающий ставку на духовную силу и на качество спасаемого им народа... Эту ставку на свободную и благую силу русского народа должен сделать будущий диктатор. При этом качеству и таланту должна быть открыта дорога вверх с самого низа. Необходимый отбор людей должен определяться не классом, не сословием, не богатством, не пронырливостью, не закулисными нашептами или интригами и не навязыванием со стороны иностранцев, - а качеством человека: умом, честностью, верностью, творческой способностью и волею. России нужны люди совестливые и храбрые, а не партийные выдвиженцы и не наймиты иноземцев... Итак, национальный диктатор должен будет: 1. Сократить и остановить хаос; 2. Немедленно начать качественный отбор людей; 3. Наладить трудовой и производственный порядок; 4. Если нужно будет, оборонить Россию от врагов и расхитителей; 5. Поставить Россию на ту дорогу, которая ведет к свободе, к росту правосознания, к государственному самоуправлению, величию и расцвету национальной культуры".
Сверхзадача подлинного национального лидера - духовная: пробудить творческие силы народа и создать условия для их оформления в органичные для России политические институты.
"Политика имеет задания: властно внушаемая солидаризация народа, авторитетное воспитание личного, свободного правосознания. Оборона страны и духовный расцвет культуры; созидание национального будущего через учет национального прошлого, собранного в национальном настоящем... Современный русский политик начертит нам строй, в котором лучшие и священные основы монархии впитают в себя все здоровое и сильное, чем держится республиканское правосознание. Он начертит нам строй, в котором естественные и драгоценные основы истинной аристократии окажутся насыщенными тем здоровым духом, которым держатся подлинные демократии. Единовластие примирится с множеством самостоятельных изволений; сильная власть сочетается с творческой свободой; личность добровольно и искренно подчинится сверхличным целям и единый народ найдет своего личного главу, чтобы связаться с ним доверием и преданностью. И все это должно совершиться в вековечных традициях русского народа и русского государства. И притом - не в виде "реакции", а в формах творческой новизны. Это будет новый русский строй, новая государственная Россия".
Все это может звучать утопично, но при углубленном раздумье, однако, оказывается ближе к реальности, чем многое из нынешнего. Реальности, конечно, истинной, а не фантасмагорической, каковая сегодня "правит бал". То, к чему призывает Ильин, конечно, идеал. Но этот сверхидеал способен подвигнуть народ на спасающее сверхусилие.
Мы видим, что отечественный философ провидел происходящее и предвидел грядущее. Но напрасно было бы искать у него панацею. Это не рецепты спасения, а ясный анализ ситуации и четкие формулировки наших задач. Как и должно быть, все это ставит еще больше вопросов, но, главное, побуждает к творческой борьбе за спасение своего отечества.

Если таковы необходимые предпосылки творческой демократии (см. «Н.З.» с. 5, 8), то ясно, что при отсутствии их демократия перестает быть творческой государственной формой, а становится разлагающей. Желать ли нам для России такого разлагающего бесформия? Конечно, нет. Вся задача наша будет состоять на первых порах в том, чтобы сократить возможно более период неизбежного хаоса, который разольется в России после падения тоталитарного коммунизма. Нелепый и жизненно зловредный зажим был слишком длителен; террор, применявшийся им, был слишком жесток и беспощаден; несправедливость была безмерна; насилие было вызывающе; ставка все время делалась на бессовестных садистов, которые покупали подлецов, заговаривали глупцов и искореняли драгоценных русских людей. Негодование «загонялось внутрь», протесты заливались кровью. Как только люди почуют, что «режиму конец», так все закипит.

В чем выразится это «кипение»? Стоит ли это описывать? Одно можно сказать: искоренение лучших русских людей – оставляло жизнь и свободу худшим; система страха, пресмыкательства, лжи, лести и насилия снижала систематически нравственный уровень и вызывала на поверхность душ древние осадки жестокости, наследие татар. Надо предвидеть страшное, чего не остановят никакие уговариватели, что окажется непосильным для всех непротивленцев, как таковых. Сократить период самочинной мести, бесчинной расправы и соответствующего нового разрушения – сможет только национальная диктатура, опирающаяся на верные войсковые части и быстро выделяющая из народа наверх кадры трезвых и честных патриотов. Попытка же немедленно ввести «демократию» затянет это хаотическое кипение на непредвиденное время и будет стоить жизни огромному количеству людей, как виновных, так и невинных.

Кто этого не желает, тот должен требовать немедленной национальной диктатуры. Да, ответят мне, но – это диктатура должна быть «демократическая»! Это понятие может иметь три различных значения.

1. «Демократическая диктатура» может означать, во-первых, что диктатором должен быть партийный демократ.

Ждать добра от такого диктатора в России нет никаких оснований. Видели мы «всю полноту власти» в руках таких демократов: дивились на их красноречие, слышали их категорические отказы от усмирения погромов, видели, как они «защищали» свое учредительное собрание и как они бесследно скрылись за границу. Эти люди рождены для рассуждений, дискуссий, резолюций, интриг, газетных статей и бегства. Это люди позы, а не воли; люди пера, а не власти; люди сантимента, импонирующие только самим себе. А диктатору, спасающему страну от хаоса, необходимы: воля, сдерживаемая чувством ответственности, грозное импонирование и всяческое мужество, военное и гражданское. Русские формальные демократы совсем не созданы для России, им место в Дании, в Голландии, в Румынии; их умственный горизонт совсем неподходящ для великой державы; их трепет за «чистоту» своих сентиментально-свободолюбивых одежд – противогосударствен; их склонность ко всяческой амнистии и к международной солидарности, их приверженность к традиционным лозунгам и отжившим схемам, их наивная уверенность в том, что народная масса состоит везде и всегда из прирожденных и благонамеренных демократов, – все это делает их водительство в послебольшевистской России чрезвычайно опасным и безнадежным. Среди них нет ни одного Носке, который справился в Германии с переворотом Каппа; ни одного Мока, как во Франции, ни одного Шельбы, как в Италии, ни одного Салазара, как в Португалии. И если в Соединенных Штатах этого не видят, то люди там просто слепы.

2. «Демократическая диктатура» может означать, во-первых, что дело будет передано в руки немногочисленного коллегиального органа (директории), который будет поставлен в подчинение многочисленному коллегиальному органу (парламент по кооптации, набранный из всех февральских зубров с присоединением распропагандированной эмигрантской молодежи и перебежавших коммунистов).

От такой «диктатуры» можно ждать только одного: самого скорого провала. Коллегиальная диктатура есть вообще внутреннее противоречие. Ибо сущность диктатуры в кратчайшем решении и в полновластии решающего. Для этого необходима одна, личная и сильная воля. Диктатура есть по существу своему учреждение военно-образное: это есть своего рода политическое полководчество, требующее глазомера, быстроты, приказа и повиновения. У семи нянек дитя бывает без глаза. Медицина не поручает операцию коллективному органу. Гофкригсрат есть заведение просто провальное. Дискуссия как бы создана для растраты времени и упущения всех возможностей. Коллегиальность органа означает – многоволие, несогласие и безволие; и всегда – бегство от ответственности.

Никакой коллегиальный орган не овладеет хаосом, ибо он сам по себе уже заключает начало распада. В нормальной государственной жизни, при здоровом политическом строе и при наличности неограниченного времени – это начало распада может быть преодолено с успехом в заседаниях, прениях, голосованиях, уговорах и переговорах. Но в час опасности, беды, смятения и необходимости мгновенных решений-приказов – коллегиальная диктатура есть последняя из нелепостей. Требовать коллегиальной диктатуры может только тот, кто боится диктатуры вообще и потому старается утопить ее в коллегиальности.

Римляне знали спасительность единовластия и не боялись диктатуры, давая ей полные, но срочные и целевые правомочия. Диктатура имеет прямое историческое призвание – остановить разложение, загородить дорогу хаосу, прервать политический, хозяйственный и моральный распад страны. И вот есть в истории такие периоды, когда бояться единоличной диктатуры значит тянуть к хаосу и содействовать разложению.

3. Но «демократическая диктатура» может иметь еще одно значение, а именно: во главе становится единоличный диктатор, делающий ставку на духовную силу и на качество спасаемого им народа.

Не подлежит никакому сомнению, что Россия сможет возродиться и расцвести только тогда, когда в это дело вольется русская народная сила в ее лучших персональных представителях, – вся, сколько ее есть. Народы России, отрезвившиеся в унижениях, одумавшиеся в многолетней каторге коммунизма, постигнувшие, какой великий обман скрывается за лозунгом «государственного самоопределения национальностей» (обман, ведущий к дроблению, ослаблению и порабощению с тыла!), должны встать от одра, стряхнуть с себя паралич большевизма, братски объединить свои силы и воссоздать единую Россию. И притом так, чтобы все чувствовали себя не заморышами и рабами, застращиваемыми из бюрократически тоталитарного центра, а верными и самодеятельными гражданами Российской Империи. Верными – но не рабами или холопами, а верными сынами и субъектами публичных прав. Самодеятельными – но не сепаратистами, или революционерами, или разбойниками, или предателями (ведь они тоже «самодеятельны»…), но свободными строителями, трудниками, слугами, гражданами и воинами.

Эту ставку на свободную и благую силу русского народа должен сделать будущий диктатор. При этом качеству и таланту должна быть открыта дорога вверх с самого низа. Необходимый отбор людей должен определяться не классом, не сословием, не богатством, не пронырливостью, не закулисными нашептами или интригами и не навязыванием со стороны иностранцев, – а качеством человека: умом, честностью, верностью, творческой способностью и волею. России нужны люди совестливые и храбрые, а не партийные выдвиженцы и не наймиты иноземцев…

И если демократию понимать в этом смысле, в смысле всенародного самовложения, всенародного служения, творческой самодеятельности во имя России и качественного отбора вверх, – то поистине трудно будет найти порядочного человека, христианина, государственно мыслящего патриота, который не сказал бы вместе со всеми: «да, в этом смысле и я тоже демократ». И будущая Россия – или осуществит это и явит подлинную творческую народную силу, или расползется, распадется и ее не будет. Мы веруем в первое; господа расчленители явно добиваются второго.

Итак, национальный диктатор должен будет:

1. сократить и остановить хаос;

2. немедленно начать качественный отбор людей;

3. наладить трудовой и производственный порядок;

4. если нужно будет, оборонить Россию от врагов и расхитителей;

5. поставить Россию на ту дорогу, которая ведет к свободе, к росту правосознания, к государственному самоуправлению, величию и расцвету национальной культуры.

Можно ли думать, что такой национальный диктатор выйдет из нашей эмиграции? Нет, на это нет никаких шансов. Здесь не должно быть иллюзий. И если, не приведи Бог, Россия оказалась бы завоеванной иностранцами, то эти последние посадили бы или своего иностранного тирана, или эмигрантскую коллегиальную диктатуру – для вящего позорного провала.

4.2.3. Основы конституционного строя Китая (КНР)

В Китайской Народной Республике, провозглашенной 1 октября 1949 года, конституция принималась 4 раза – в 1954 г., 1915 г., 1978 г. и 1982 г. До принятия первой конституции с первого дня существования КНР, действовала временная конституция , которая официально именовалась «Общая программа НПКСК» (НПКСК – Народный политический консультативный совет Китая – высший орган китайской революции, который принял на себя функции парламента).

Общая программа заложила основные начала, на которых стала создаваться молодая Китайская Народная Республика:


  • демократическая диктатура народа;

  • народно-демократический (а затем – социалистический) строй; права и свободы, а также обязанности человека;

  • многопартийная система при руководящей роли коммунистической партии;

  • общественное народное хозяйство;

  • вспомогательная роль в экономике национальной буржуазии;

  • унитарное государство, запрет создавать внутри Китая образования, имеющие государственный статус;

  • право малочисленных наций на автономию;

  • организация власти по советскому типу – через систему собраний народных представителей всех уровней.
Основные положения Общей программы были узаконены в Конституции 1954 г., которая реально действовала более 10 лет.

В годы «культурной революции» (1966–1976 гг.), кампании жестокого террора против инакомыслящих, конституционный строй был фактически ликвидирован и управление страной на всех уровнях было во многом основано на произволе властей и «толпы». За год до смерти Мао Цзэдуна была принята Конституция 1975 года, которая закрепила результаты «культурной революции».

После смерти Мао в 1976 г. и начала реформ была принята новая Конституция 1978 г., имевшая компромиссный, конъюнктурный характер.

По мере развития в стране реформ, возглавляемых Дэн Сяопином, 4 декабря 1982 года ВСНП вновь приняло конституцию – конституцию «модернизированного социализма», которая действует и ныне.

Конституция КНР 1982 г. – сравнительно небольшой по объему документ. Она включает 138 статей, размещенных в 4 главах (1). «Общие положения», 2). «Основные права и обязанности граждан», 3). «Государственная структура», 4). «Государственный флаг. Государ-ственный герб. Столица»).

Важнейшей особенностью конституции Китая является то, что и по форме, и по содержанию – это типичная социалистическая конституция. Основные подходы к регулированию общественных отношений, их иерархия примерно такие же, как и в других социалистических конституциях как прошлого, так и настоящего.

Конституция КНР перегружена нормами-принципами, нормами-декларациями, нормами-лозунгами и нормами-программами. Порой трудно провести четкую грань между указанными нормами и классическими юридическими нормами.

В качестве примера можно привести следующие нормы: «Кто не работает – тот не ест», «Все государственные органы и государственные служащие поддерживают тесные связи (?) с народом...». Данные нормы не содержат четких правил поведения, не могут быть защищены в суде. Об их содержании можно лишь догадываться.

Особого внимания заслуживает введение к Конституции. В данном случае Китай последовал традиции азиатских социалистических стран (Вьетнама, КНДР) заменять преамбулу введением. Если преамбула – это короткая, торжественная часть Конституции, которая обосновывает ее принятие и декларирует основные принципы, то введение – это небольшой рассказ (объемом в 1–2 книжные страницы) об историческом пути, пройденном страной и народом.

Введения к Конституциям азиатских социалистических стран обычно говорят о тяжелом колониальном прошлом, о появлении мудрого вождя-героя, который создал коммунистическую партию и возглавил борьбу за освобождение, о самой героической борьбе, о победе революции, о трудовых буднях народа, о дальнейших целях. Введение к Конституции КНР описывает:


  • тяжелое историческое прошлое китайского народа, его героическую борьбу за освобождение;

  • увековечивает роль личности Мао Цзедуна в этой борьбе ;

  • восхваляет коммунистическую партию;

  • ставит цели на будущее.
Особенность введения в редакции 1982 года – косвенное упоминание о реформах – «модернизации». Его завершает следующее программное заявление: «В дальнейшем коренная задача государства – общими силами осуществить социалистическую модернизацию. Народы всех национальностей Китая, руководимые Коммунистической партией Китая и вооруженные марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзедуна, будут и впредь отстаивать демократическую диктатуру народа и социалистический путь, постоянно совершенствуя различные социалистические институты, развивать социалистическую демократию, укреплять социалистическую законность, с тем чтобы … превратить страну в высокоцивилизованное, высокодемократическое, социалис-тическое государство».

В главе 1 Конституции сформулированы общие положения. Данную сферу основополагающих общественных отношений в западных конституциях нередко именуют основами конституционного строя. Однако китайские законодатели, следуя социалистической правовой традиции, сделали упор в регулировании именно основы общественно-политического, а не конституционного строя. Можно выделить следующие основные положения, характеризующие общественно-политический и экономический строй:


  • Китай (КНР) – социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян;

  • основным строем КНР является социалистический строй;

  • любым организациям или отдельным лицам запрещается подрывать социалистический строй;

  • вся власть в КНР принадлежит народу (в реальности – коммунистической партии);

  • руководящей и направляющей силой китайского общества является Коммунистическая партия Китая;

  • коммунистическая партия, сконцентрировав волю китайского народа, вырабатывает свою позицию и политические установки, которые затем на основе решений ВСНП (парламента) становятся законами и решениями государства;

  • Китай строит экономику, где отсутствует эксплуатация человека человеком и господствует принцип «От каждого – по способностям, каждому – по труду»;

  • основным видом собственности является социалистическая собственность;

  • государство допускает частный сектор в экономике, но при условии, если он будет служить и общественным интересам (например производить необходимые товары, давать людям работу и т. д.) и будет играть дополнительную, вспомогательную роль по отношению к основному государственному (социалистическому) сектору экономики;

  • государство оказывает поддержку иностранным инвесторам;

  • государство на основе социалистической собственности ведет плановое хозяйство;

  • с помощью всесторонне сбалансированных экономических планов и вспомогательной роли рыночного регулирования государство гарантирует пропорциональное, гармоничное развитие народного хозяйства.
Конституция КНР в главе 2 закрепляет основные права и обязанности граждан. Можно выделить следующие специфические черты китайского конституционного регулирования прав и свобод:

  • следуя социалистической конституционно-правовой традиции, китайские законодатели делают основной упор на права гражданина, а не человека вообще;

  • исходя из данной посылки , можно предположить, что закрепленные в конституции права не распространяются на иностранцев (поскольку они не являются гражданами Китая);

  • в конституции, несмотря на обилие других прав, отсутствует закрепление права на жизнь – главного права человека;

  • в Китае часто применяется смертная казнь: например, за многие преступления от политических до незначительных уголовных, экономических предусматривается наказание в виде смертной казни, которое нередко выносится китайскими судами;

  • нет нормы о свободе мысли;

  • конституция обязывает супругов реализовывать планирование рождаемости (одна семья – один ребенок). Нарушение этого правила влечет за собой денежный штраф в 3 тыс. юаней и определенные неприятности в дальнейшей жизни. С одной стороны, государство стремится ограничить рост более чем миллиардного населения, с другой – это существенное ограничение важнейшего естественного права человека – права иметь потомство, в-третьих, в этой связи в Китае слишком часто делаются аборты. В результате которых гибнут миллионы неродившихся младенцев, а в современном конституционном праве, особенно западных стран, наметилась тенденция защищать право на жизнь не только родившихся, но еще и неродившихся людей;

  • конституция УНР дает не только типичную для социалистических конституций формулировку «права и обязанности гражданина» (а не «права и свободы человека»), но и содержит слишком большой перечень обязанностей;

  • специфически китайской является норма конституции о запрете каким бы то ни было способом подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле; данная норма находит еще более детальное развитие в Уголовном кодексе (ст. 138), данные нормы были вызваны к жизни негативным опытом прошлого, когда в годы «культурной революции» 1966–1976 гг. систематической травле и оскорблениям, нередко носившим публичный характер, подвергались тысячи партийно-хозяйственных работников и иных граждан. Конституционно введя запрет травли, законодатели стремились положить конец этой практике и не допустить подобных явлений в будущем.
В целом китайское конституционное регулирование прав и свобод значительно отстает от мировых стандартов (и по объему, и по юридической технике). Тем не менее, Конституция 1982 года в данной сфере ушла далеко вперед по сравнению с предыдущими конституциями (Конституция 1975 года содержала только 4 статьи о правах и свободах, 1978 – 16, 1982 – 24).

Регулирование правового статуса личности в Конституции 1982 года – самый лучший вариант конституционного регулирования данной проблемы по сравнению с теорией и практикой прежних лет.

Китай является унитарным государством с административными автономиями. Административно-территориальное устройство страны включает 3 уровня: верхний (провинции, автономные районы, города центрального подчинения), средний (уезды, автономные уезды, автономные округа и города) и нижний (волости, национальные волости, поселки, городские районы).

Для Китая актуален национальный вопрос. Из более чем миллиардного населения ханьцы составляют чуть более 90 %. В то же время неханьские народы составляют около 9 %, но это свыше 90 млн человек. Причем неханьцы занимают около половины территории Китая – малообжитые районы Севера и Запада.

В целях решения национального вопроса в Китае созданы автономии на всех трех уровнях: автономный район (Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский, Тибетский, Нинся-Хуэйский, Гуанси-Чжуанский, Сянган (Гонконг), автономный округ и автономный уезд (30) и национальная волость (124). Высшими должностными лицами автономных районов, автономных уездов, национальных волостей должны быть представители национальностей, образовавших автономию , и к этим же национальностям должны, как правило, принадлежать иные руководители автономий.

В китайской конституционной доктрине нет принципа разделения властей (в «чистом» виде, как его понимают европейцы). Наоборот, вся власть должна принадлежать органу представительства народа – собранию народных представителей (СНП), китайский вариант Совета. Исходя из этого, существует единая соподчиненная «пирамида» собраний народных представителей, причем нижестоящие СНП формируют вышестоящие. Выборы в КНР многоступенчатые (3 ступени) и непрямые:


  • народ непосредственно избирает депутатов местных СНП;

  • местные СНП избирают депутатов провинциальных СНП, СНП автономных районов и городов центрального подчинения;

  • провинциальные СНП избирают депутатов Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП).
ВСНП является высшим органом государственной власти Китая и имеет следующие особенности:

  1. является самым большим по численности «парламентом» мира – включает 2 тысячи на родных представителей;

  2. избирается с помощью непрямых, 3-ступенчатых выборов;

  3. часть депутатов избирается от вооруженных сил в результате многоступенчатых выборов внутри армии;

  4. депутаты ВСНП имеют императивный мандат, то есть они связаны волей тех, кто их избрал, и могут быть досрочно отозваны;

  5. депутаты работают на непрофессиональной основе – совмещают депутатскую деятельность с основной работой;

  6. ВСНП собирается на сессию 1 раз в год, сессия длится 2–3 недели – очень долго для парламента социалистических стран;

  7. помимо законодательных, обладает контрольными функциями;

  8. ВСНП имеет двухступенчатую структуру – из своего состава формирует Постоянный комитет («малый парламент»);

  9. постоянный комитет работает круглый год между сессиями ВСНП (то есть текущую деятельность осуществляет «малый парламент» – постоянный комитет, а раз в год на сессию собирается «большой парламент» – ВСНП);
ВСНП обладает широкими полномочиями:

  • принимает конституцию КНР и вносит в нее изменения;

  • осуществляет контроль за проведением конституции в жизнь;

  • принимает и изменяет уголовные и гражданские законы, законы о государственной структуре и иные основные законы;

  • избирает председателя КНР (главу государства) и зам. председателя КНР;

  • по представлению председателя КНР утверждает кандидатуру премьер-министра Государственного совета (ГС);

  • по представлению премьера ГС утверждает кандидатуры его заместителей, министров, членов ГС, председателей комитетов, главного ревизора и начальника секретариата;

  • избирает председателя Центрального военного совета, по представлению председателя Центрального военного совета утверждает кандидатуры других членов Центрального военного совета;

  • избирает председателя Верховного народного суда;

  • избирает генерального прокурора Верховной народной прокуратуры;

  • рассматривает и утверждает планы экономического и социального развития, отчеты об их выполнении;

  • рассматривает и утверждает государственный бюджет, отчет о его исполнении;

  • изменяет или отменяет ненадлежащие постановления Постоянного комитета ВСНП;

  • утверждает образование провинций , автономных районов и городов центрального подчинения;

  • утверждает образование особых административных районов и их режима;

  • решает вопросы войны и мира;

  • осуществляет другие полномочия, которые надлежит осуществлять верховному органу государственной власти.
Постоянный комитет (ПК) ВСНП, работающий между сессиями ВСНП, состоит из 400 членов, избирает из своего состава председателя ПК, его заместителя, начальника секретариата. В период своей работы ПК выполняет ряд важных функций:

  • дает толкование конституции, осуществляет надзор за ее проведением в жизнь;

  • принимает и изменяет законы, кроме тех, которые должны приниматься ВСНП;

  • изменяет законы, принятые ВСНП, если данные изменения не затрагивают принципиальных положений данных законов;

  • дает толкование законов;

  • в период между сессиями ВСНП может вносить поправки в планы экономического развития и бюджет;

  • отменяет акты Госсовета, противоречащие конституции и законам;

  • осуществляет контроль за работой Госсовета, Центрального военного совета, Верховного народного суда (!) и Верховной народной прокуратуры (!);

  • отменяет противоречащие конституции и законам акты органов государственной власти провинций и органов местного самоуправления;

  • в период между сессиями ВСНП по представлению премьера Госсовета смещает и назначает министров;

  • осуществляет назначение высших должностных лиц, кроме тех, которых избирает и назначает ВСНП;

  • назначает и отзывает дипломатических представителей КНР в зарубежных государствах;

  • устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и специальные звания, а также принимает решения об их присвоении;

  • вводит чрезвычайное положение;

  • решает вопросы войны и мира в период между сессиями ВСНП.
Таким образом, в Китае фактически сосуществует два «парламента» – «большой» и «малый», которые имеют сходные полномочия, «подстраховывают», а порой и прямо дублируют друг друга. В то же время Постоянный комитет формируется ВСНП, несет ответственность ВСНП и подотчетен ему.

Конституция предусматривает институт единоличного главы государства – председателя КНР, который избирается ВСНП на 5 лет и ответствен перед ним. Председателем КНР (и его заместителем) может быть гражданин КНР, достигший 45 лет. Традиционно председателем КНР избирается Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) или один из ее высших лидеров.

Высшим административно-исполнительным органом Китая является правительство – Государственный совет (ГС).

Структура судов КНР во главе с Верховным народным судом и Верховной народной прокуратуры соответствует административно-территориальному делению страны. Специфика судебной системы и прокуратуры КНР состоит в том, что они являются правоохранительными органами социалистического государства, должны быть «близки к народу», помимо решения «противоречий внутри народа» должны бороться с «врагами», имеют карательный уклон, не являются независимыми (находятся под контролем соответствующих СНП и их постоянных комитетов, а также партийных органов).

Срок полномочий ВСНП – 5 лет. Срок полномочий ПК ВСНП, других органов и должностных лиц, избираемых ВСНП – 5 лет.

Важнейшей особенностью Конституции КНР 1982 года является норма об ограничении времени пребывания высших должностных лиц на своих постах двумя сроками. Только два 5-летних срока могут находиться на своих постах:


  • председатель КНР;

  • премьер ГС;

  • генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры;

  • председатель Верховного народного суда;

  • иные должностные лица, избираемые ВСНП.
Эта норма – уникальная для Китая, где всего за 6 лет до ее принятия закончилась «культурная революция» и где Мао Цзэдун 27 лет руководил партией и фактически государством, а Чжоу Эньлай 27 лет возглавлял правительство.

Особенностью высших органов государственной власти является то , что они не имеют самостоятельного значения. Все они являются «приводными ремнями» власти коммунистической партии, существующей фактически и закрепленной в конституции. Несмотря на это в Китае существует многопартийная система, где помимо КПК действует еще 8 партий: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демократическая лига Китая, Ассоциация содействия развитию демократии в Китае, Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая, Партия стремления к справедливости, Общество «3 сентября», Лига демократической автономии Тайваня, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев. Однако, на деле многопартийность носит фиктивный характер, так как:


  • все партии должны быть обязательно лояльны существующему строю и дружественны КПК;

  • попытки создать действительно оппозиционную партию жестоко пресекались в политическом и уголовном порядке;

  • партии очень малочисленны – по нескольку тысяч человек, в то время как КПК насчитывает 40 млн человек;

  • партии имеют слабые оргструктуры и не имеют реального влияния;

  • весь политический и государственный режим способствует однопартийности.
Фактически КПК сама является истинным Госаппаратом, где принимаются решения и выдвигаются кадры. Управление работой собраний народных представителей находится под контролем КПК, которые узаконивают ее волю, а правительство исполняет ее решения.

4.2.4. Основы конституционного права Монголии

Уникальность развития Монголии в том, что Монголия совершила «прыжок» из феодального общества в социалистическое, минуя стадию капитализма, а затем – не менее стремительный «прыжок» из социализма в капитализм.

До 1921 года Монголия представляла собой полуколониальное феодальное государство во главе с богдо-Гэгэном – абсолютным правителем, который совмещал политическую и теократическую власть. В 1921 году в стране произошла народно-демократическая революция, в результате которой была установлена ограниченная монархия: власть богдо-Гэгэна и аристократии была сильно уменьшена, а также создано народное правительство.

В 1924 году монархия была окончательно упразднена и принята первая Конституция Монголии 1924 года, в которой была закреплена республиканская форма правления, провозглашена принадлежность всей власти аратам, то есть крестьянам (рабочего класса в то время не было), учреждался высший орган народного представительства – Великий народный хурал, а также иные органы народной власти.

После этого в Монголии было принято еще две Конституции – в 1940 г. и 1960 г. Конституция 1940 г. закрепила окончательную победу народно-демократического строя и провозгласила курс на строительство социализма. Через 20 лет Конституция 1960 г. зафиксировала победу в стране социализма и узаконила руководящую роль МНРП – партии коммунистов.

Социализм в Монголии просуществовал ровно 30 лет (1960–1990 гг.). В 1990 г. в стране наметились массовые антисоциалистические выступления, что положило начало буржуазно-демократическим реформам.

В отличие от азиатских социалистических стран (Китая, Вьетнама, Северной Кореи), которые либо сохранили социалистический строй, либо пытаются его приспособить к современным условиям, Монголия стала единственной азиатской страной, которая решительно отказалась от социалистического строя и начала строительства буржуазно-демократического капиталистического общества.

13 января 1992 года была принята четвертая по счету и ныне действующая конституция Монголии, которая закрепила отказ от социализма и первые результаты буржуазно-демократических реформ. Конституция Монголии 1992 года – одна из самых кратких в мире. Она содержит всего 70 статей, предельно конкретна, почти лишена социалистических черт и полностью деидеологизирована. Можно выделить следующие основные положения и особенности Конституции Монголии 1992 года.

Конституция Монголии подробно регулирует основные права и свободы человека. Ею закрепляются такие основополагающие права, как:


  • право на жизнь (не попавшее в конституции обновляющихся Китая и Вьетнама), в том числе на жизнь в экологически чистой, безопасной внешней среде;

  • право на свободу убеждений, свободу слова, печати;

  • право на выезд за границу и возвращение на родину;

  • право на свободу совести; право на петиции ;

  • право на медицинскую помощь, социальную помощь в старости.
Следует отметить, что конституционное регулирование прав и свобод в Монголии, несмотря на свою лаконичность, отвечает современным мировым стандартам.

Высшими государственными органами Монголии являются парламент – Великий государственный хурал, президент, правительство, Верховный суд.

^ Великий государственный хурал (парламент Монголии), состоящий из 76 депутатов, непосредственно избирается гражданами Монголии на 4-летний срок.

Великий государственный хурал занимает центральное место среди органов государственной власти Монголии. Он обладает широкими полномочиями, главными из которых являются принятие законов, формирова­ние иных государственных органов и осуществление контроля за их деятельностью.

Президент Монголии осуществляет функции главы государства. Он избирается путем всенародных выборов по 2-туровой системе абсолютного большинства. Президент совместно с парламентом формирует правительство.

Несмотря на избрание всем народом, президент подотчетен в своей деятельности парламенту. Он может быть смещен с должности Великим государственным хуралом простым большинством голосов от числа присутствующих (!). Правительство и иные государственные органы также ответственны перед Великим государственным хуралом – высшим органом государственной власти.

В Монголии, в отличие от многих азиатских стран, предусмотрен высший специальный орган конституционной юстиции – ^ Суд конституционного надзора. Суд конституционного надзора состоит из 9 судей, достигших 40 лет и обладающих высокой юридической и политической квалификацией. Они избираются Великим государственным хуралом на 6-летний срок: 3 судей выдвигает сам хурал, 3 – президент, 3 – Верховный суд с правом переизб­рания еще на один срок.

Конституция Монголии может быть изменена Великим государствен­ным хуралом большинством в 3/4 голосов. Если какая-либо поправка отклоняется, она может быть вновь принята только Великим государственным хуралом следующего созыва.

4.2.5. Основы конституционного права Японии

Конституционное развитие Японии началось в 1889 г., когда была принята первая японская конституция. Данная конституция закрепила результаты победившей буржуазно-демократической революции (революции Мэйдзи). Несмотря на свой консерватизм и архаичность (закрепление сословных различий и привилегий, большие полномочия императора, наличие особой наследственной палаты в парламенте для аристократии – палаты пэров), Конституция 1889 г. дала мощный толчок экономическому и политическому развитию страны.

После поражения Японии во Второй мировой войне и ее оккупации американскими войсками началась разработка новой конституции. Важной особенностью новой конституции было то, что она разрабатывалась при активном участии и под давлением Дальневосточной комиссии – оккупационного органа, который имел полномочия на коренную реформу японской конституции.

Ведущую роль в деятельности Дальневосточной комиссии играли ученые и генералы США. Фактически послевоенная конституция Японии была написана для этой страны США и их союзниками.

Окончательно новая конституция Японии была принята парламентом в октябре 1946 г. и вступила в силу 3 марта 1947 года. Данная конституция действует по сей день, и в силу своей «жесткости» она осталась в неизменном виде. Можно выделить следующие особенности действующей конституции 1947 г. (и ее отличия от прежней Конституции 1889 г.):


  • закреплен принцип народного суверенитета (власть исходит от народа, а не от императора);

  • сохранена конституционная монархия во главе с императором, однако полномочия императора существенно ограниченны;

  • высшим органом государственной власти объявлен парламент;

  • ликвидирована наследственная палата пэров парламента;

  • предусмотрена двухпалатная структура парламента, состоящего из двух выборных палат – палаты представителей и палаты советников;

  • парламенту предоставлено право формировать правительство;

  • правительство стало ответственным перед парламентом, а не перед императором;

  • ликвидированы сословия (пэры, князья и т. д.); закреплены основополагающие права и свободы человека;

  • конституционно закреплен принцип-обязательство об отказе Японии от войны и от вооруженных сил (ст. 9: «Японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров»);

  • на основании данной нормы конституции (принятой под прямым давлением США) Япония до настоящего времени официально не имеет своей армии (кроме немногочисленных сил самообороны).
Первые статьи конституции Японии посвящены регулированию статуса и полномочий императора . Согласно ст. 1 конституции император является символом государства и единства народа, статус которого определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть.

Император Японии:


  • является сугубо церемониальной фигурой (представительство Японии внутри страны и за рубежом, причем сама деятельность и поведение , одежда императора жестко регламентированы и обставлены сложными и таинственными церемониями, уходящими корнями в средневековье);

  • не имеет самостоятельных полномочий по управлению государством (все действия императора носят характер «освящения», придания дополнительной силы решениям других государственных органов);

  • император, в частности, промульгирует законы и правительственные указы, созывает парламент, издает акт о роспуске парламента, на основании соответствующего решения подтверждает назначение министров, принимает верительные грамоты от иностранных послов.
Императорский трон передается по наследству, как правило, от отца к старшему сыну. Императором может быть только мужчина. Восшествие на престол нового императора олицетворяет собой начало новой «эры», которая имеет собственное летоисчисление. Так, в 1989 г. после смерти императора Хирохито, правившего в 1926–1989 гг., на престол взошел его сын – император Акихито. С этого же года началась эра Хээнсэй (процветание).

Организационным обеспечением деятельности императора занимается особый орган – Совет императорского дома.

Высшим органом государственной власти Японии и единственным законодательным органом государства является парламент, состоящий из двух палат: палаты представителей и палаты советников.

Палата представителей (нижняя палата) состоит из 500 депутатов, которые избираются на 4 года по системе единственного непередаваемого голоса. (Вся страна делится на 129 многомандатных округов, в каждом из которых борьба идет за 3–5 мандатов. Избиратель в многомандатных округах голосует только за одного кандидата, и депутатами становятся кандидаты, занявшие в округе с 1 по 3 (по 4, 5) места. Таким образом, в парламенте представлена воля почти всех избирателей).

Палата советников (верхняя палата) состоит из 252 депутатов (советников):


  • 152 советника избираются в многомандатных округах, совпадающих с границами префектур, по системе единственного непередаваемого голоса;

  • 100 советников избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам) в масштабе общенационального округа;

  • срок полномочий палаты советников – 6 лет;

  • каждые три года переизбирается половина советников.
Можно выделить следующие особенности избирательного процесса в Японии:

  • правом голоса обладают подданные, достигшие 20 лет;

  • право быть избранным в палату представителей наступает с 25 лет, а в палату советников – с 30 лет;

  • кандидаты должны внести избирательный залог в размере 3 млн йен (палата представителей) и 2 млн йен (палата советников). Залог не возвращается, если кандидат не набрал числа голосов, получающегося при делении числа избирателей в округе на число мандатов;

  • избирательная кампания длится 2 недели;

  • в ходе избирательной кампании запрещено агитировать против других кандидатов, ходить по квартирам и использовать телевидение больше 3 минут;

  • наиболее распространенная форма агитации – выступление в округе и встречи с избирателями;

  • как правило, сама по себе избирательная кампания (особенно для нового кандидата) не приносит пользы, так как на практике выборы в Японии – это конкуренция уже сложившихся репутаций;

  • распространена семейственность и клановость: около четверти депутатов – дети, жены и иные родственники прежних депутатов.
Главные функции парламента – принятие законов, бюджета, формирование правительства. Верхняя палата советников более стабильна. Она имеет длительный срок полномочий – 6 лет, каждые 3 года обновляется наполовину, но может быть распущена.

Нижняя палата представителей, наоборот, может быть досрочно распущена императором по решению правительства (что часто имеет место на практике). Поэтому выборы в палату представителей происходят гораздо чаще, чем 1 раз в 4 года (реально – раз в 2 года).

Высшим органом исполнительной власти Японии является правительство – Кабинет министров. В него входят: премьер-министр, 12 министров, 8 государственных министров (заместителей премьер-министра и министров без портфеля).

Правительство Японии формируется парламентом и ответственно перед ним.

Премьер-министр Японии – ключевая фигура Кабинета министров. Он фактически является действующим руководителем страны. Формирование Кабинета министров начинается с избрания парламентом из числа своих членов премьер-министра. Пока парламент (особенно только что избранный) не избрал премьер-министра , он не может решать другие вопросы.

Можно выделить следующие особенности формирования и функционирования Кабинета министров Японии:


  1. Согласно традиции премьер-министром избирается лидер партии, победившей на выборах.

  2. Половина министров обязательно должны быть депутатами парламента (как и сам премьер-министр).

  3. Назначение на министерский пост не влечет за собой утраты депутатского мандата; на практике почти все члены правительства – депутаты, причем продолжающие одновременно исполнять депутатские функции и не теряющие связи с избирателями.

  4. Кабинет министров, как правило, заседает тайно.

  5. Решения принимаются только консенсусом – единогласно.

  6. За работу ответственно только все правительство в целом, вынесение вотума недоверия премьер-министру влечет за собой отставку всего правительства.

  7. При вынесении парламентом вотума недоверия, правительство либо целиком уходит в отставку, либо остается у власти и премьер-министр в 10-дневный срок распускает нижнюю палату парламента; на практике правительство, получившее вотум недоверия, чаще предпочитает распускать парламент, чем уходить в отставку.

  8. Кабинет министров Японии – недолговечное образование в лучшем случае он остается у власти не более 2 лет.

  9. Согласно японским традициям и менталитету, во-первых, одни люди не могут быть главнее и авторитетнее других, во-вторых, на государственных постах нельзя быть слишком долго и партии должны постоянно выдвигать новых людей, в силу чего премьер-министры и министры должны постоянно меняться: министры – каждый год, премьер-министры – каждые два года.

  10. Министры (в первую очередь являются представителями парламента 9 правящих партий) в министерствах, которые они возглавляют, и, как правило, не являются специалистами в соответствующих отраслях.

  11. Это обусловливает особую структуру японских министерств: во главе каждого министерства стоит сам министр и два его заместителя – политический и административный; политический заместитель, как и министр, – представитель партии в министерстве, он уходит в отставку одновременно с министром, а административный заместитель министра – профессиональный чиновник со специальным образованием, как правило, работавший всю жизнь в данной сфере и долгие годы в министерстве; административный заместитель министра годами профессионально руководит министерством, а министры и их политические заместители каждый год приходят и уходят, не успев детально вникнуть в дела министерства.
Состав парламента и формирование правительства всецело зависят от результатов выборов, в ходе которых соперничают политические партии и их кандидаты. В этой связи актуален вопрос о партийной системе Японии.

Длительное время, в течение 38 лет (1955–1993 гг.), в Японии существовала многопартийная система с единственной доминирующей партией, каковой являлась Либерально-демократическая партия. Именно ее представители 38 лет подряд становились премьер-министрами, занимали большую часть министерских постов , определяли внутреннюю и внешнюю политику страны.

ЛДПЯ – партия крупного бизнеса, высшей бюрократии, предпринимателей. Будучи долгое время единственно правящей партией, ЛДПЯ, тем не менее, имела множество течений по своему составу: в партии насчитывалось 6 фракций, которые вели постоянную борьбу за влияние в партии.

В 1993 г. ЛДПЯ проиграла выборы и потеряла монопольное право на власть. Это объясняется, во-первых, усталостью японских избирателей от одной и той же правящей партии, снижением авторитета ЛДПЯ в связи с громкими скандалами, разоблачающими коррупцию в ее высших эшелонах, постоянными расколами в партии и выходом из ее состава мелких группировок; во-вторых, выросли и окрепли другие политические партии и движения:


  • социал-демократическая партия Японии (создана в 1945 г.), в 1945–1991 гг. носила название Социалистическая партия, поддерживала тесные связи с КПСС; после 1991 г. значительно «поправела», что вывело ее в число ведущих партий Японии;

  • партия «Комэйто» (чистой политики) – основана на буддистских идеях;

  • партия демократического социализма;

  • Коммунистическая партия (маловлиятельна как в прошлом, так и в настоящее время);

  • партия «Сакигакэ» – отколовшаяся часть ЛДПЯ.
Постепенно вместо многопартийной системы с единственной доминирующей партией (ЛДПЯ) в Японии складывается классическая двухпартийная система (по образцу США, а больше – Великобритании), где соперничают две основные партии – правоцентристская (либеральные демократы) и левоцентристская (социал-демократы).

Япония – унитарное государство, административно-территориаль-ными единицами которого являются: Токийский столичный округ, остров Хоккайдо, 43 префектуры.

В префектурах (областях) избирается местный представительный орган и губернатор.

Судебную систему Японии составляют:


  • 50 окружных судов;

  • 8 высших судов;

  • Верховный суд;

  • суды по семейным делам (в том числе рассматривают дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними до 20 лет);

  • дисциплинарные суды – рассматривают незначительные гражданские и мелкие уголовные дела.
Особую структуру и функции имеет Верховный суд:

  • состоит из главного судьи и 14 судей, назначаемых Кабинетом министров;

  • работает либо пленарно (кворум – 9 человек), либо по отделениям (5 человек каждое, кворум – 3);

  • является высшей судебной инстанцией;

  • осуществляет конституционный контроль;

  • дает руководящие разъяснения нижестоящим судам и оказывает своими решениями большое влияние на их работу.
Пересмотр конституции Японии осуществляется, если за него проголосуют не менее 2/3 депутатов каждой из палат, а затем данное решение будет утверждено на референдуме. Однако практика пересматривать конституцию в Японии не сложилась, и она остается в прежнем виде.

Задания к разделу


  1. Выявите общие и особенные черты конституций ведущих стран Западной Европы.

  2. Выявите общие и особенные черты конституций стран Азии.

  3. Объясните причины, способствовавшие формированию Европейского Союза.

  4. Выявите специфику парламентаризма в странах Азии и Западной Европы.

  5. Объясните, какова особенность демократии стран Азии и Западной Европы.

  6. В чем специфика системы разделения властей в странах Азии и Западной Европы?

Демократическое государство с суверенной демократией – это то государство, которое мы видим сегодня в России. Суверенность начисто отменило истинную демократию. Введение вертикали власти привело фактически к вертикали коррупции. Суды, как лакмусовая бумажка государственного устройства, превратились в извращённую форму вынесения решения именем государства.

Сегодня мы наблюдаем странную картину: лидеры страны стали во весь голос призывать нас, простой народ, к патриотизму, но, в то же самое время, им стал неинтересен народ в целом. Во многом народ даже мешает элите. Их занимают вопросы корпоративного обогащения экономической элиты, а народ оказался жалким инструментом в этом процессе. Нельзя думать, что они не понимают, что в случае крупного военного конфликта им придётся опираться на армию, которая формируется из народа. Приходит мысль о том, что даже страшилка с вражеским окружением страны наших лидеров не интересует. Они как будто знают нечто такое, что позволяет им полностью исключить военный поворот событий. Или же очень быстро исчезнуть из этой Богом забытой страны? Поэтому, наверное, для этого они покупают недвижимость за рубежом и перевозят туда своих родных.

Диктатура народа

Диктатура народа – это правовая среда управления страной внутри неё, основанная на первичности права референдума и прямых выборов соответствующего масштаба административного деления, начиная от общегосударственного уровня и заканчивая любым самым мелким местным уровнем управления. Такое определение отличается от определения Мао Цзе Дуна (см. Иоахим Шикель. Идеи Мао Цзэдуна): «Диктатура народа по своей сути идентична диктатуре пролетариата». В нашем понимании диктатура народа – это демократический способ сосуществования всех классов и сословий населения.

Референдум является необходимым условием отмены делегирования прав избирателей своим выборным представителям, если в этом назрела необходимость. Это не просто объявление импичмента, это законный способ производить ротацию руководителей. Этот шаг является гарантией ликвидации злоупотребления властью, как это наблюдается обычно, когда права избирателей широко делегируются народным представителям любого уровня. Эти представители, так называемые «слуги народа», как правило, узурпируют всю власть в своих руках, а, пользуясь отсутствием в законах рычагов их контроля и перевыборности, - чуть ли не в открытую воруют налево и направо. Такое право воровать, которое пока что существует почти законно, – наглая издёвка их над народом.

Ни о каком тираническом, монархическом, авторитарном режиме при демократическом методе контроля не может быть и речи. Полная смена руководителей, лидеров находится в руках народа.

Что такое народ?

Разные словари дают разные ответы, в смысловом значении размытые. Это характерно для понятия символического значения. Народ – это символ. Мы (автор статьи м присоединившиеся к его мнению единомышленники) будем придерживаться определений: «народ – это население страны, объединённое одним управлением из одного центра» и «народ – это часть населения, имеющая право выбора, официального и неофициального».

Диктатура народа означает, что любые спорные ситуации в стране, не подлежащие рассмотрению в судебном порядке, разрешаются через мнение народа путём прямого и непосредственного голосования, как на общегосударственном уровне, так и на местном уровне управления. Естественно на это панируются соответствующие средства из бюджета – демократия дорого стоит. В таком случае вся бюрократия будет находиться под полным народным контролем. Значит, и для коррупции не останется лазеек.

Защита от охлократии и анархии

Любителям демократии необходимо, однако, знать, что демократическое большинство, принимающее своё судьбоносное решение, как правило, голосует за то, что ему хорошо известно, то есть за старое, или же может вести соглашательскую позицию при недостатке информации и неразвитости личной воли и образования. Поэтому такой способ правления всегда требует значительной информационной подготовки, разъяснений, бесед. Кроме того, уровень культуры разных слоёв народа определяет психологическую устойчивость общества. Следовательно, культура является тем полем, на котором сорнякам не будет места.

Нужно продумать защиту от охлократии и анархии, чтобы обсуждение и принятие решения по какому-либо спорному вопросу не приводило к тупиковым ситуациям. Для этого может существовать, например, Совет Старейшин.