Вред прогресса. О "пользе" и "вреде" "прогресса"

В научном мире, обществе, в средствах массовой информации обострилась старая как мир дискуссия о полезности или вредности научно-технического прогресса , о необходимости его обуздания или даже запрета. Об этом можно спорить бесконечно, пользуясь всеми благами современной цивилизации: сидя в теплых, светлых апартаментах, снабженных всеми видами современной бытовой техники, и используя при этом компьютеры и другие средства оргтехники и связи. Особенно «продуктивен» этот спор на различных симпозиумах и конференциях, периодически организуемых в лучших уголках мира, куда в мгновение ока слетаются и съезжаются отовсюду лучшие представители дискутирующих сторон.

Нужно, однако, признать, что есть под этой дискуссией и объективное основание. С тех пор, как история фиксирует жизнь человека на земле, нет убедительных доказательств, что удельное количество несчастных людей в современном мире уменьшилось по сравнению с прежними временами, начиная с самых древнейших, хотя в законы природы мы проникли намного глубже, а уровни материального потребления и материальных возможностей даже сравнивать смешно. Хуже того, в наше время небывалого развития науки и технологий большинство людей яснее, чем когда-либо повседневно ощущают глобальную угрозу не только своему «безмятежному счастью», но и просто своему существованию.

Слово «прогресс», на мой взгляд, необходимо разделить на две составляющие: во-первых, на освобождение человека от «табу», которые были «установлены» самой природой (законами материального мира); во-вторых, освобождение человека от «табу», которые были «приняты» людьми для гармонизации человеческих отношений, исходя из первородной склонности людей к скотству (греховности).

Существует заблуждение, что первая составляющая «прогресса», а именно – освобождение человека от «технологических» «табу», которые он вынужден был на себя принять в силу своего неумения противостоять действию объективных законов материального мира (например, закона всемирного тяготения и т.д.) независима от второй. Ярким результатом этого заблуждения является бесконечная гонка вооружений и все более и более кровопролитные войны, что навряд ли можно назвать прогрессом!

Логично предположить, что снятию технологических «табу» должна соответствовать готовность людей к правильному использованию результатов технологического развития, очищение людей от своей «греховности». Другими словами, истинный прогресс может существовать лишь в том случае, если люди от поколения к поколению будут становиться всё лучше и лучше: светлее, добрее, «человечнее».

Пока же, к сожалению, достаточно четко видна совершенно обратная тенденция: научно-техническое развитие, предоставляя человеку огромные возможности и освобождая его от тяжёлого физического и умственного труда, увеличивает свободное время человека не для творческого и нравственного развития, а для его нравственной деградации (в том числе - деградации элиты человеческих сообществ) на фоне всякого рода сомнительных развлечений и наслаждений, усиливая и умножая таким образом худшие свойства человека, и примеров тому - бездна.

Поэтому, сегодняшнее однобокое научно-техническое развитие человеческого общества можно лишь условно назвать прогрессом, так как вторая его сторона (очищение человека) оказалась практически неизменной во времени.

Л. Ландау: «Все науки делятся на естественные, неестественные и противоестественные».

Испокон веков люди постоянно совершенствуют себя (то есть учатся) и всё, что их окружает, чтобы облегчить своё существование и улучшить свою жизнь. В этом и состоит сама суть научно-технического прогресса (НТП). Жизнь постоянно ставит как перед отдельным человеком, так и перед человечеством в целом различные вопросы. Отвечая на них, люди ещё больше узнают об окружающем их мире и ещё больше его совершенствуют.

Но может быть, этому есть предел? Может быть, пора остановиться и повернуть «назад, к природе», пока НТП не причинил людям и человечеству непоправимый вред? Жизнь показала, что остановить человечество в его развитии невозможно. И этому есть несколько причин.

Во-первых, без дальнейшего прогресса человечество просто не выживет, оно вымрет от голода, холода и болезней. Во-вторых, невозможно запретить людям думать, развиваться и создавать новое. И в-третьих, в нашем мире всё решают не человечество и не лучшие его представители, а те, кто присвоил себе титул «мировая элита», хотя, по сути дела, таковыми не являются. Это сильные мира сего, которым НТП приносит огромные прибыли, а их предприятия дают работу множеству людей. Поэтому маловероятно, чтобы и те, и другие вдруг разом отказались от своих заработков. Именно поэтому так тяжело решаются вопросы с охраной природы Земли, например, со снижением опасных выбросов в атмосферу. Но решить их можно, и они всё же решаются. И именно наука может подсказать, как избежать опасных сторон НТП, а человеческое общество сделать более совершенным.

Но может быть, существует всё-таки рубеж, за которым совершенствование жизни людей окажется невозможным, а возникающие проблемы решить больше не удастся? К счастью, мир бесконечен, и для его совершенствования существует бесконечное множество решений. К примеру, в музыке существует всего 7 нот. А сколько мелодий люди сочинили за столетия и сколько ещё создадут? Одних только атомов нам известно около 100. Их сочетание может создать бесконечное множество молекул, и т.д., а тем более невозможно исчерпать бесконечную вселенную. По-видимому, возможно всё, ну, или почти всё, что человек может себе вообразить. Именно поэтому люди всего за несколько столетий достигли огромных успехов в науке и технике, причём НТП ускоряется.

Природа (или Бог) наделила человека интеллектом, способностью мыслить. Человек не тогда стал Homo sapiens, когда взял в руки палку, а тогда, когда научился сначала думать, а только потом – делать (правда, не все и не всегда этим правилом руководствуются). Именно мышление позволяет человеку разбираться в окружающем его мире, выделять существующие в нём закономерности, а затем, в соответствии с этими закономерностями, планировать свою деятельность и, если потребуется, корректировать её в полезном для людей направлении.

И чтобы реже ошибаться, лучше понимать действительность, люди должны научиться с пользой применять свой интеллект, использовать особые правила мышления, то есть учиться заниматься наукой с целью получения объективных и достоверных результатов. Наука сама по себе не несёт никакой опасности. Учёные работают только потому, что им интересно добывать новые знания, но вот те, кто использует достижения учёных, действуют потому, что это им выгодно, и в этом – зло. В США, например, учёные-исследователи получают примерно в 10 раз меньше, чем сотрудники корпораций, преобразующие новые знания в новую продукцию. Как говорят, у учёного совсем другая система ценностей (если хотите, другая мораль).

Зло несут не атомные бомбы и выбросы промышленности. Зло несут люди, движимые своими внутренними пороками – глупостью, жадностью, эгоизмом, стремлением к неограниченной власти и т.д. Опасность проистекает не от НТП, а от эгоизма, позволяющего некоторым людям ставить свои личные интересы выше интересов большинства других людей, использовать достижения НТП не только на пользу, но и во вред людям. Опасность исходит от культа безумного потребительства, примитивных желаний, затмевающих голос разума. Вот это и ведёт постоянно человечество к катастрофе. Мало того, безумные магнаты препятствуют развитию науки и образования, доведению до людей в полном объёме достоверных результатов науки, повышению образованности населения. Для них важно, чтобы людьми было легче управлять и манипулировать, а для этого нужно, чтобы большинство людей оставались малообразованными и тёмными, не могли различать правду и ложь, даже если правда просочится в СМИ. Чего стоит одна лишь попытка руководства США запретить публикации об изменении климата.

Попытки остановить НТП в истории человечества уже были. В Египте, Японии, Китае были периоды, когда почти на 1000 лет были законсервированы формы общественной жизни и технологии. Это произошло потому, что правители этих стран решили – управляемое ими общество достигло совершенства, и развиваться дальше не надо. В Англии и во Франции ткачи-кустари восставали и пытались разрушить ткацкие фабрики. Были и другие подобные случаи. К чему это приводило, общеизвестно. Новое всегда побеждало.

В доисторические времена на Земле существовало множество могучих цивилизаций. Ну, и где они теперь? Так что бороться против НТП бесполезно, но нужно добиваться того, чтобы его достижения не использовались во вред людям. Сумели же 1200 учёных-аграриев собраться вместе и принять такое решение против грядущей катастрофы, что сейчас его без всякого принуждения выполняет большинство стран мира, в том числе и прежде всего, – развитые страны, что особенно впечатляет.

Ну, а нам, простым смертным, что делать? Ну конечно, использовать данный природой или Богом интеллект, чтобы применять в повседневной жизни только то, что нам полезно, и не применять то, что вредно (особенно табак, наркотики, алкоголь, непроверенные лекарственные средства, пустопорожние пищевые добавки и т.д., и т.п.). И в этом деле лучше перебдеть, чем недобдеть, а сомнение толкуется в пользу потребляющего. И тогда будет нам благо, а здоровья прибавится. Поэтому желаю своим читателям здоровья и удачи!

В одном из хадисов сообщается, что Всевышний говорит: «В конце времён Я распространю знания так, что ими будут обладать женщина и мужчина, взрослый и младенец ».

Этот хадис сообщает о тех возможностях, которые человечество обрело сегодня в связи с научно-техническим процессом. Массовое распространение знаний началось с изобретением печатного станка, появление радио и телевидения сделали их еще более доступными, а благодаря Интернету любой человек, вне зависимости от местонахождения, одним кликом мышки может получить исчерпывающую информацию о любом интересующем его вопросе.

Поистине фантастические возможности, о которых предыдущие поколения даже мечтать не могли, доступны сегодня людям. Но вместе с тем, как мало тех, кто использует этот дар Всевышнего ради того, чтобы обрести Его довольство.

Всего несколько лет назад, чтобы найти интересующую нас информацию, приходилось обходить библиотеки или книжные магазины, в которых даже после многодневных поисков могли ничего не найти. Так обстояло дело в мегаполисах. А для жителей небольших городов задача ещё более усложнялась.

Сегодня, живя даже в деревне, можно путешествовать по виртуальным библиотекам, в которых собраны сотни тысяч книг.

Интернет предоставляет широчайшие возможности для распространения истинных знаний и учёным-богословам необходимо воспользоваться этой возможностью. Находясь в высокогорном селе и даже не выходя из дома, проповедник сегодня может иметь многотысячную аудиторию.

Рассмотрим некоторые формы реализации этих возможностей.

К примеру, можно зарегистрироваться на одном из форумов или в социальной сети и обсуждать с людьми интересующие их вопросы.

Учёный-богослов может также открыть свой интернет-дневник и публиковать в нём статьи по этим вопросам.

За относительно небольшие деньги сегодня можно приобрести видеокамеру или же диктофон. Имея такие устройства, учёный может записывать проповеди и лекции и выставлять их как в аудио– и видеоформате. На сайте сайт мы размещаем проповеди и лекции многих учёных, и к нам с разных концов планеты приходят отзывы благодарных слушателей. Но хотелось бы, чтобы число проповедников, подключённых к этой работе, было больше.

Или вот другой пример. Можно создать сайт и размещать на нём электронные версии книг, которые изучают студенты исламских учебных заведений. Учёные могли бы записывать аудио– и видеолекции по этим урокам, которые затем прикреплялись бы к учебникам. И каждый желающий имел бы возможность прослушать разъяснение нескольких учёных по какому-либо уроку. Также на интернет-ресурсе можно предоставить возможность вести обсуждения по каждому уроку.

Ограниченные размеры этой колонки не дают возможность описать все возможности, предоставляемые современными технологиями, но вышеописанного, полагаю, тоже достаточно, чтобы иметь представление о них. Главным условием реализации является освоение возможностей Интернета теми, кто уже владеет религиозными знаниями.

Любое, даже самое великое дело, начинается с первого шага. Нами создан сайт svetislama.ru, где имеется возможность обсуждать различные религиозные вопросы. Поэтому призываю алимов, имамов, всех тех, кто изучал религиозные науки, зарегистрироваться на этом сайте и принять в его работе самое активное участие, начав с ответов на вопросы, задаваемые пользователями ресурса. Администраторы сайта с удовольствием помогут вам, если возникнут какие-либо технические вопросы.

Абубакр Дациев

Почему наши дети, как заворожённые, часами сидят у монитора?

В чём причина компьютерной зависимости детей и подростков? Куда девается любовь к подвижным играм и потребность в дружбе, общении? Какие движущие силы заставляют простое увлечение компьютерными играми и чатами перерасти в постоянную потребность?

Компьютерная зависимость

Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 1980-х годов американские учёные. В наше время термин «компьютерная зависимость» всё ещё не признан многими учёными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером очевиден и приобретает всё больший размах. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: Интернет-зависимость и игромания, которые так или иначе связаны с проведением длительного времени за компьютером. Характерными особенностями зависимостей различного типа являются: синдром абстиненции, стремление заполучить объект зависимости, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей.

Давайте перечислим основные причины возникновения компьютерной зависимости у младших школьников (7-10 лет) и подростков.

1. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье . Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.

2. Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером . Например, жил-был 13-летний подросток. Ничем особо не увлекался, читать не любил, гулять тоже, по дому помогать особо не стремился, да и к учёбе мало рвения проявлял – так, телевизор бы ему всё смотреть да «в потолок плевать». И вот, появляется у этого юного лентяя компьютер! Подросток понимает, что можно, сидя дома и не утруждая себя излишним напряжением, стать крутым бандитом (в игре), найти себе собеседника, с которым в любой момент не трудно прекратить общаться, достать (скачать) реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку. Столь радужная перспектива «пригвождает» ребёнка к экрану монитора. Опять же не факт, что обязательно возникнет компьютерная зависимость, но… предпосылка весомая.

3. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей . Допустим, ребёнок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. 4. Например, ребёнок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребёнка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он – главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребёнок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.

4. Следующую причину психологи обозначили как «наличие тяжёлой инвалидности, серьёзного заболевания» . Разумеется, нет ничего плохого в том, что компьютер позволяет таким детям «открывать мир», находить друзей – это абсолютное благо. Зависимость же наступает тогда, когда при появлении альтернативных возможностей обучения, общения, досуга, они (эти новые возможности) отвергаются, когда компьютер используется лишь как средство получения удовольствия, но не информации, не пользы.

Вы, вероятно, спросите: «А отличник, здоровый ребёнок, у которого много друзей и с родителями прекрасные отношения, не может приобрести компьютерную зависимость?» Отвечу: конечно, может! Детская психика ведь ещё не окрепшая, стержень характера ещё не сформировался, «компьютерных соблазнов» очень много, а во многих компьютерных играх могут использоваться эффекты, оказывающие психологическое влияние.

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если:

– в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;

– у ребёнка разносторонние интересы и увлечения;

– ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;

– ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

Маргарита Мельникова

Опасно ли подросткам играть в компьютерные игры и вообще иметь дома компьютер?

Мы попросили известного психолога Алиасхаба Мурзаева ответить на вопрос: опасно ли подросткам играть в компьютерные игры и вообще иметь дома компьютер?

Вопрос неоднозначный и требует неоднозначного ответа. Сейчас в магазинах наблюдается широкий выбор дисков с различными играми и программами. Не все из них вредны, как и не все полезны. Начнём с того, насколько опасно иметь в доме компьютер.

Да, действительно, в этом есть определённая доля опасности, поскольку компьютер может полностью занять подростка и у него пропадёт интерес к подвижным играм и физическим упражнением. У многих подростков наблюдается выраженная игровая зависимость. Однако, с другой стороны, наличие компьютера дома позволяет контролировать время, проведенное подростком за компьютером, а также может выступить в роли поощрения или наказания за какие-либо действия и что самое главное, это знание того, в какие игры играет подросток и каковы его интересы. Не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и моральных качеств. Тут решающее значение приобретает то, какие игры выбираются. Крайне нежелательно или даже запретно играть в игры, в которых много насилия, убийств и жестокости. Эти игры, безусловно, несут вред и опасность для развития подрастающего поколения. Родители должны чётко следить за тематикой игр, а не жить по принципу «чем бы дитя не тешилось – лишь бы не плакало». Надо советоваться с консультантами по продажам о характере той или иной игры, в чем её цель и т.д. Также недопустимо, чтобы подросток домашние задания выполнял, пользуясь готовыми ответами из Интернета – это не только отупляет, но и подавляет познавательную мотивацию.

Алиасхаба Мурзаев. Психолог

Научно-технический прогресс прочно укоренился в нашей сегодняшней жизни. Современный человек с молоком матери впитывает представление о его несомненной пользе. Научно-технический прогресс (НТП) представляется "великим благодетелем" человечества, которого были лишены праотцы.

Попытаемся разобраться, что дал человеку научно-технический прогресс.

Как жили праотцы, не знавшие научно-технического прогресса? Их жизнь рисует нам точное слово Библии. По этому слову Авель был пастырем скота, а Каин - земледельцем. Таким образом, Господь прямым ли научением или через творческий поиск человека дал первым людям умения, обеспечивающие их пищей, одеждой и достаточным для тех климатических условий жилищем (шатрами из шкур). На этих умениях человечество прожило несколько тысячелетий, да и до сих пор пищу нам дают земледелие и скотоводство.

Достаточно ли этих умений для человеческого благополучия? Не будем брать в пример святых людей, которые и в нашем-то веке умудряются жить, как древние патриархи, и по знать такое блаженство, которое никто в мире познать не может. Возьмем подобных нам обыкновенных людей. Конечно, мы не можем вызвать их из глубины веков и расспросить, но о состоянии их душ свидетельствует сотворенное ими искусство, в особенности литература.

О чем радовались наши далекие предки? О том ли, что они освоили новую технологию укладки дороги, или изобрели новые, более прочные ткани, или усовершенствовались в кораблестроении? Нет, они радовались о том же, о чем радуемся мы: о красоте окружающего мира, о любви, о добре, благородстве, живущих в человеческой душе.

О чем они плакали? О том ли, что письма из Греции друзьям в Египет идут слишком долго, а поездка туда слишком трудна? О том ли, что нельзя приготовить пищи в микроволновой печке, а потом хранить ее в холодильнике? О том ли, что нельзя полететь на Луну и высадить туда луноход? Нет, они плакали о том же, о чем плачем мы: о бренности и тленности земного бытия, о метаниях человеческой души, о самовластии греховных страстей, возмущающих мир в человеческом сообществе и в душе каждого человека.

Потому и вечны шедевры искусства, что они говорят о вечных проблемах человека, а значит ни одной из этих проблем научно-технический прогресс не решил.

Чего же все-таки мы достигли? Одной из главных задач, поставленных перед прогрессом еще в эпоху Возрождения (когда он еще не назывался научно-техническим), было освобождение человека от тягот физического труда, то есть того самого "пота лица", которым наказал Господь человека за грех. Казалось бы, мы достигли колоссальных успехов: сеялки, веялки, уборочные машины, доилки, поилки и прочее в сельском хозяйстве; экскаваторы, подъемные краны и множество машин и станков в промышленности; пылесосы, стиральные и моющие машины, программируемые плиты и печи в домашнем хозяйстве. Но каков же результат? Большинство людей как белки в колесе мечутся, добывая хлеб насущный, а некоторым, как в древние времена, приходится трудиться непосильно. Как в древности, так и теперь есть люди, которые умудряются не трудиться и жить за счет других, и этих людей как тогда, так и сейчас поражает моральное разложение, худшее, чем непосильный труд… Единственное заметное изменение - это замена преимущественно физического труда на преимущественно умственный. В результате меняется и форма переутомления: вместо усталых, ноющих мышц - издерганные нервы и "едущая крыша", но вряд ли такими изменениями можно гордиться.

Другая благородная цель, которую ставили приверженцы научно-технического прогресса - победить нужду, то есть через достигнутое с помощью научно-технического прогресса материальное изобилие накормить голодных, одеть холодных и т.п. Успехи научно-технического прогресс в материальном производстве превзошли всякие ожидания, но желаемого результата мы не достигли. Хотя очевидно, что сегодняшний производственный потенциал способен накормить, одеть и дать крышу над головой всему земному населению, однако из-за черствости, жадности и эгоизма людей этого не происходит, и множество людей не имеют самого необходимого.

Отметим еще одну сторону проблемы имущественного не равенства: помимо людей, действительно лишенных необходимого, гораздо большее количество людей чувствуют себя обделенными из-за зависти к более богатым. Чувство же зависти невозможно насытить никаким научно-техническим прогрессом, и древний скотовод с одной козой, взирая на соседа с двумя козами, чувствовал себя так же плохо, как и владелец "жигулей", взирающий на владельца "мерседеса".

К чему же мы пришли? Несмотря на усилия множества лучших умов человечества, огромный багаж добытых знаний, множества созданных на основе этих знаний остроумнейших технологий, приблизиться к поставленным целям нам не удается.

Ощущение движения вперед поддерживается еще и тем, что внедрившиеся в нашу жизнь достижения научно-технического прогресса кажутся нам жизненно важными. Ложность этого ощущения легко увидеть на примерах новинок научно-технического прогресса, освоенных в обиходе в самое последнее время. Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский написал все свои сочинения от руки, великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому посчастливилось дожить до пишущих машинок, а сейчас каждый первоклассник печатает "мама мыла раму" на компьютере и искренне уверен, что без компьютера он не сможет приготовить уроки.

Другой пример - происходящая на наших глазах мобильная телефонизация всей страны. Лет пятнадцать назад нас волновало множество вещей, но не отсутствие мобильной связи, а сегодня кажется, что жить без нее очень плохо.

Конечно, и общество подстраивается под внедрения научно-технического прогресса, делая их необходимыми. (Если задания у первоклашек будут принимать только напечатанными на принтере, то в самом деле, без компьютера уроки не сделать.)

Итак, реального движения к поставленным целям не происходит, но наша жизнь становится зависимой от все большего и большего количества вещей, то есть мы как бы "подседаем" на каждый внедренный в жизнь продукт научно-технического прогресса. Мы как будто бежим изо всех сил вперед, но остаемся на месте.

В чем же причина этого бега на месте? Чтобы ответить на этот вопрос подробно, потребовался бы отдельный трактат, но можно указать три основные причины, а каждый читатель пусть сам попытается проследить действие этих причин в окружающей жизни.

Первая причина коренится в человеческой природе, которая в одних своих свойствах неизменна, а в других если и меняется, то не под влиянием научно-технического прогресса, но под действием совсем других сил. Душа человека сотворена Богом так, что насыщается только духовной пищей, а материальные блага, сколько их не давай, насытить ее не способны. С другой стороны, душа человеческая после грехопадения подвластна греховным страстям. Страсти эти, бушуя в душе отдельного человека и в обществе в целом, не позволяют правильно использовать плоды научно-технического прогресса.

Вторая причина заключается в том, что премудрость человеческих творений, каких бы высот она ни достигала, есть ничто по сравнению с непостижимой до конца для человека премудростью Божиего мироустройства. Здесь мы должны вспомнить еще одну задачу, поставленную человеком перед научно-техническим прогрессом,- вернуть утраченную при грехопадении власть человека над природой. Отметим, что власть эта понимается как насильственно добываемая в некой войне с природой. Вспомним, например, хорошо знакомый всем старше сорока висевший в школах плакат: "Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача". Вспомним слова песни В. Высоцкого о физиках: "Мы тайны эти с корнем вырвем у ядра..." Вспомним, наконец, стихи для детей младшего возраста, написанные С. Маршаком о строительстве Днепрогэса: "Человек сказал Днепру: я стеной тебя запру... Но ответила вода: ни за что и никогда" . Становится ли человек победителем в этой войне? С одной стороны, он в чем-то покоряет природу. С другой - дерзко нарушает равновесие мира, устроенного Богом для благополучного обитания человека.

Можно ли организовать экономическую жизнь, используя все достижения человеческого разума, но в содружестве с природой? Да, и примеры такого экономического устроения жизни являют нам некоторые монастырские хозяйства. Особенно яркой иллюстрацией служит Соловецкий монастырь, где монахи в суровых условиях Приполярья сотворили настоящее чудо. На Соловецких островах, до появления монахов вообще не пригодных для постоянного жительства, зацвели сады, яблоки из которых подавались к самому царскому столу. Следы монастырского благоустройства Соловецких островов видны и сейчас и поражают воображение даже далеких от веры экскурсантов, приезжающих в эти святые места. К сожалению, магистральный путь развития цивилизации пошел в другом направлении.

В Божием мироустроении учтено все, а человек не в состоянии предвидеть и десятой доли последствий своих действий. В результате эти непредвиденные последствия часто сводят на нет все плоды человеческих усилий. Это техногенные и экологические катастрофы, которые пока поражают нас локально, но грозят поразить глобально. Это загрязнение среды обитания человека и истощение энергетических ресурсов, это уничтожение животного и растительного мира и изменение климата. Техногенное изменение климата привело к тому, что уже сегодня сводки новостей пестрят сообщениями о стихийных бедствиях. Бесконечные наводнения, лавины, тайфуны, извержения, землетрясения создают для нас ощущение осажденного города, и хотя научно-технический прогресс дал человеку мощные средства защиты от стихийных бедствий, он же сделал человека и более уязвимым. Ведь теперь наша нормальная жизнь зависит от множества вещей: транспорта, связи, энергоснабжения, водоснабжения, канализации и т.д., а все это подвержено разрушительным ударам стихии.

Третья причина заключается в том, что поскольку цели научно-технического прогресса не соответствуют Божиему определению о человеке, то Господь разрушает плоды человеческих усилий. В такую ситуацию человечество, как нам повествует Библия (Быт. 11, 1-9), уже попадало при строительстве вавилонской башни. Тогда люди восхотели построить башню до неба, а Господь вместо одного, общего для всех людей языка дал разным родам разные языки, так что люди перестали понимать друг друга и вынуждены были бросить свой труд. С высоты наших сегодняшних знаний тогдашний замысел людей кажется до смешного наивным. До какого неба они хотели достать? Физического неба, как какой-то определенной поверхности, как мы сегодня знаем, не существует. Достать же до духовного неба, то есть места обитания Бога и ангелов, никакой башней невозможно (хотя и сегодняшняя атеистическая пропаганда в своих примитивных формах доходит до высказываний типа: "В космос летали, а Бога не видали". ) Да, затея с башней крайне наивна, а не такой ли наивной глупостью выглядят планы достичь человеческого счастья с помощью кучи материальных благ? Это наивно и глупо не только с точки зрения библейского учения о человеке, но и с точки зрения простого человеческого опыта. Более того, этот план пагубен. Поэтому Господь, разрушивший тогда план вавилонских столпотворителей, разрушает и теперь планы строителей научно-технического прогресса, сохраняя для человека спасительный труд в поте лица своего ради хлеба насущного.

Пагубность мира изобилия для человека понимают и люди, не просвещенные библейским учением о человеке, но способные объективно смотреть на мир. В западной литературе возник целый жанр "антиутопии", где писатели рисуют яркие картины плачевного состояния достигшего изобилия человечества.

Обсуждение проблемы научно-технического прогресса можно было бы продолжать еще очень и очень долго, но, как нам кажется, мы указали основные направления мысли, которые читатель может развивать самостоятельно, наблюдая за развитием научно-технического прогресса в мире. Для многих, в том числе и для многих чад Церкви, приведенные выше соображения покажутся странными или даже отталкивающими, так как представление о пользе научно-технического прогресса прочно укоренилось в человеческой идеологии. Однако на деемся, что и таким читателям мы подсказываем новые темы для размышлений, и самостоятельная работа мысли может раз рушить в них устоявшиеся стереотипы.

По книге "Гармония Божественного творения. Взаимоотношения науки и религии"