Общество и природа обществознание 8 кл боголюбова. Природа, общество, человек план-конспект занятия по обществознанию (8 класс) на тему

Урок 10 ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК

28.10.2013 9134 0

Эпиграф к уроку:

Каждое живое существо должно свык­нуться с тем, что оно - опытный экземп­ляр природы, а не окончательный вариант.

Вильгельм Швёбеяь - немецкий ученый, публицист, афорист

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: продолжить формирование у учащихся представления о природе как естественной основе жизнедеятельности человече­ского общества.

Учащиеся должны знать, что:

1)природа - это естественная среда обитания человека;

2)ноосфера - область планеты, охваченная активностью чело­века, его разумной деятельностью;

3)нормы морали стали регулировать отношения людей;

4)человечество постепенно поднимается на новую ступень раз­вития.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1)природа;

2)биосфера;

3)ноосфера;

4)общество;

5)моральные нормы.

Учащиеся должны уметь:

1)раскрывать основные значения понятий;

2)определять роль природы в жизни человека и общества;

3)аргументировать свои ответы;

4)определять значение моральных норм и запретов в жизни общества.

Ход урока

I.Изучение нового материала.

1.Работа с таблицей.

Задание. Запишите в таблицу, что вам известно по этой теме (в графу «Знаю»), вторую и третью колонки оставьте незаполнен­ными до тех пор, пока не будет изучен текст параграфа.

Знаю

Узнал

Хочу еще узнать

2.Работа в группах.

Изучение данного учебного материала лучше всего провести с использовани­ем одного из приемов технологии критического мышления - модель Зиг­заг.

Условия. Учащиеся объединяются в группы по 4 человека. Для того чтобы каждый имел свой номер, можно либо рассчитаться на 1, 2, 3, 4, либо раздать карточки разного цвета.

Затем учитель обращает внимание на материал учебника и со­вместно с учениками ставится цель урока, кратко обсуждается те­ма. Учитель говорит о том, что к концу урока каждый член группы должен понять тему, но растолковывать ее ученики будут по час­тям, а потом из частей создается общее знание.

Весь материал разбивается на 4 части.

Первые номера отвечают за раздел «Что такое природа?».

Вторые - «Связь человека с природой».

Третьи - «Человек - венец природы?».

Четвертые - «Вершина пирамиды или звено в цепи?».

Когда все поняли, создаются новые группы, куда входят - только все первые номера, только все вторые номера, только все третьи номера, только все четвертые номера.

Их задача заключается в том, чтобы изучить материал, доско­нально разобраться, обсудить его, выбрать наиболее приемлемые методы и приемы для объяснения товарищам. Когда материал изу­чен, группы возвращаются в свое первоначальное состояние и на­чинают обучать своих друзей. Первые номера объясняют свою часть, вторые, третьи, четвертые - свою.

И теперь каждый ученик владеет всем объемом знаний по пара­графу.

Заполняется вторая колонка таблицы «Узнал».

Закрепление можно организовать как групповую работу, где учащиеся чита­ют дополнительный материал, анализируют его, отвечают на вопросы.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Теория «Гея»

В конце 60-х годов появилась теория, которую решили назвать по имени древнегреческой богини Земли. Согласно этой теории живые существа - не пассивные жертвы среды обитания, они спо­собны воздействовать на нее. Иначе говоря, наша планета ведет себя как гигантский живой организм, в котором все живые сущест­ва взаимодействуют между собой, обеспечивая его устойчивость.

С позиции этой теории можно объяснить некоторые факты, от­носящиеся к зарождению жизни. В то время в атмосфере Земли содержалось 90 процентов двуокиси углерода. Это создавало сверхпарниковый эффект, благодаря которому на Земле поддержи­валась теплая температура. Но Солнце постепенно разогревапось. Почему же не произошло перегрева Земли? По мнению английско­го ученого Лавлока, одного из создателей теории «Гея», это объяс­няется наличием на Земле живых существ. Например, первые бак­терии потребляли двуокись углерода, что приводило к отсасыва­нию его из атмосферы и тем самым ограничивало способность этого газа создавать парниковый эффект. Позже, около 3,7 млрд лет назад, появились первые формы сине-зеленых водорослей, ко­торые стали использовать солнечный свет для производства пита­ния. Но одновременно они вырабатывали кислород. Со временем в атмосфере накопилось заметное его количество, что привело к ох­лаждению планеты и заложило первоосновы той жизни, которая известна нам сегодня.

В соответствии с этой теорией прогнозируют и будущее. Если начнется глобальное потепление климата, то Землю спасет планк­тон. Он станет выбрасывать в атмосферу больше определенного газа, в результате появятся частицы серы, что, в свою очередь, уве­личит образование капель воды, значит, и облаков. Облака будут сильнее затенять поверхность Земли и отражать обратно в косми­ческое пространство больше солнечного света. Таким образом, по этой теории, на разогревание Солнца Земля ответит деятельностью, обеспечивающей охлаждение среды обитания.

За годы своего существования теория привлекла на свою сто­рону самых разных сторонников. Так, промышленники и произво­дители довольны тем, что из нее вытекает вывод о способности нашей матери-природы пережить даже обильные промышленные загрязнения. Лавлок готов согласиться с этим, но добавляет, что тогда, быть может, на смену человеку придет более устойчивый к загрязнениям биологический вид.

Жизнь - высшая ценность

Вспомним знаменитую сказку о соловье Г. Андерсена. Именно перед лицом смерти император вновь пожелал увидеть живого со­ловья. И это исполнено глубокого смысла: ведь смерть - привиле­гия живого - позволяет ощутить единство с миром природы. Вот почему пение живой птицы отгоняет смерть, начинавшую одоле­вать императора, как только тот добавил к механическому при­дворному церемониалу еще и искусственного соловья.

В мире созданных человеком материальных вещей многое цен­но. Но живое более ценно. Этому выводу даются разные обоснова­ния. Одни считают, что живое - это творение Божье, которое все­гда выше созданного руками человека. Другие утверждают, что органическое превосходит искусственное прежде всего потому, что первому присуща внутренняя целесообразность, тогда как послед­нему - лишь внешняя (служить удовлетворению определенных по­требностей человека).

Из этого положения следует вывод о необходимости очень бе­режного отношения ко всему живому. Прервать естественный ripo - цесс развития и эволюции живого, длящийся миллионы лет, допус­тимо лишь в том случае, если, к примеру, это способствует сохране­нию человеческой жизни (например, уничтожение болезнетворных микробов, мухи це-це и т. д.).

Вопросы и задания:

1.Из теории «Гея» различные ученые делают противополож­ные выводы. Одни считают, что земная жизнь сознательно (то есть в соответствии с определенной целью) управляет своей средой. Другие убеждены, что природа действует в полном соответствии с дарвиновской теорией эволюции: бессознательно, без какого-либо разумного плана. Просто все дело в том, что при наличии в мире более 30 млн биологических видов жизнь обладает огромной спо­собностью к самосохранению. А как вы считаете? Свое мнение ар­гументируйте.

2.Согласны ли вы с утверждением, что совершенно недопус­тимо, к примеру, во имя строительства автострады, увеличиваю­щей человеческую мобильность, заливать бетоном те участки, в которых только и могут выжить определенные виды живых су­ществ? Аргументируйте свою позицию.

3.Обсудите возможности и перспективы следующего прогноза. Некоторые ученые считают, что можно высвободить силы «Геи», для того чтобы зародить жизнь на Марсе. Согласно этому предло­жению, для того чтобы разогреть планету, сделать так, чтобы по ее поверхности снова потекли реки, нужно выпустить в атмосферу Марса достаточное количество хлорфторуглерода, который даст начало парниковому эффекту. Затем надо будет внедрить на Марс стойкие микроорганизмы из сухих долин Антарктиды. Эти кро­шечные создания путем фотосинтеза будут создавать кислород. А поскольку им не будут мешать ни хищники, ни соперники, они смогут очень быстро размножиться и покрыть всю поверхность планеты. После этого можно будет приступить к заселению ее людьми. И тогда посев, произведенный с помощью космических кораблей, приведет к появлению в космосе первого потомка Земли.

Ш Словарь

Биосфера - нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и часть метосферы Земли, населенная живыми организмами; самая круп­ная экосистема Земли.

Ноосфера - «мыслящая оболочка», высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием человечества, когда разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития.

Природная система - совокупность элементов живой и (или) неживой природы, находящихся в определенной связи и отноше­ниях между собой и образующих относительно устойчивое единст­во и целостность.

К разделам «Человек - венец природы?» и «Вершина пирамиды или звено в цепи?»

Понимание человеком своего места и роли в природе историче­ски изменчиво. Так, архаическим культурам было свойственно по­нимание человека как части великого природного организма, боже­ственного и живого. Единство человека и природы отражалось в мифах. В ритуалах человек также пытается символически выразить свою общность с природой.

С началом оседлого образа жизни, развитием земледелия, вы­делением социальных групп, возникновением городов и госу­дарств, появлением ремесленной техники, начатков наук отноше­ние человека к природе меняется. Хотя наука пока не теряет связи с мифом, но начинают применяться количественные методы при изучении природы, появляются астрономия и геодезия. В Древней Греции зарождается дедуктивная наука, выводящая теоремы из ак­сиом. Так, и греческой, и индийской наукам издавна был известен закон, получивший имя Пифагора, однако в индийских текстах он лишь приводится, тогда как Евклид его доказывает. Вместе с тем многие древнегреческие мыслители наделяли душой природные явления. Например, Платон и Аристотель даже звезды считали одушевленными.

В эпоху средневековья в европейских странах господствовало христианское вероучение. Природа здесь уже не есть нечто суще­ствующее само по себе, ее бытие порождено Богом.

При этом человеку в природе отводится центральное место.

Постепенно зарождалась идея о безграничных возможностях человека в познании и преобразовании природы. Так, еще в сред­ние века появилась идея о том, что человек творит математические сущности.

В новое время вместе с идеями французского философа Декар­та стало утверждаться отношение к человеку как высшей ценности и единственно разумному и одухотворенному началу в мире. По сути, растения и животные стали рассматриваться как машины, не имеющие внутреннего мира. Это в дальнейшем помогло преодо­леть все сомнения по поводу проводимых над животными опытов. Вместе с тем отдельные мыслители нового времени хотя и не оду­шевляли природу, но все-таки наделяли ее достоинством. В ее су­ществовании и развитии видели проявление истинного, доброго и прекрасного, что человек обязан почитать и любить.

Но не эти воззрения определяли общественное сознание людей индустриальной эпохи. Все более утверждалась идея главенства активного, творческого человека, стоящего над враждебной ему и косной природой, которую предстоит полностью преобразовать с учетом потребностей людей. Такие представления станут в даль­нейшем одним из источников экологической опасности.

Принадлежность к двум мирам

Сущность человека двойственна. С одной стороны, он порож­ден природой и поэтому, безусловно, является ее частью. Но с дру­гой - он - единственное существо, способное постигать принципы существования самого себя и природы. Таким образом, человек есть отличное от всего царства природы. Помимо природного, че­ловек включен также и в мир общества. Как социальное существо человек входит в определенные социальные группы и общности, живет и действует в системе определенных общественных отноше­ний, создает искусственную среду обитания - «вторую природу». Как живое существо человек подчиняется общим законам развития биосферы, имеет определенную совокупность видовых признаков; биологически обусловлены половые различия людей, продолжи­тельность детства, зрелого возраста и старости. Передается по на­следству, то есть биологически обусловлена, и одаренность разных людей в различных видах деятельности, например, в музыке, мате­матике ит. п.

Ряд ученых считают, что от далеких предков люди восприняли и некоторые инстинктивные программы поведения, которые с ге­нами передаются из поколения в поколение. Так, по мнению зна­менитого австрийского врача и исследователя 3. Фрейда, в основе войн лежат древние инстинкты агрессии и разрушения.

Вопрос о том, какое из двух начал - биологическое (природное) или социальное (общественное) - является определяющим в фор­мировании способностей, чувств, поведения человека, остается и сегодня предметом острого спора. Одни исследователи и филосо­фы считают, что решающая роль принадлежит биологическим фак­торам. Именно благодаря им произошло становление и развитие биологического вида. Другие выдвигают на первый план влияние на человека общества и общественных отношений. Лишь с их по­мощью человек овладевает языком, сознанием, культурой, навыка­ми общественного поведения, способностью трудиться.

Теория, о которой спорят

Есть виды живых существ, вооружения которых сокрушитель­ны, а приемы их применения молниеносны (ядовитые насекомые, змеи). Боевая стычка между соперниками в данном случае неми­нуемо закончилась бы смертью одного из них, а то и обоих. У по­добных видов естественный отбор вырабатывает запрет применять оружие во внутренних стычках. Эту систему инстинктивных запре­тов биологи назвали естественной моралью. Она тем сильнее, чем сильнее от природы вооружено животное.

Человек и его ближайшие предки были слабо вооруженными животными, даже укусить и то толком не могли. Поэтому у него изначально слабы инстинктивные запреты, слаба естественная мо­раль. Но впоследствии человек начал создавать и совершенствовать искусственное оружие и стал самым вооруженным видом на Земле. Мораль же почти не изменилась. Иначе говоря, беда человека не в его высокой агрессивности, а в его недостаточной моральности.

Вопросы и задания:

1.Наука утверждает, что увеличение сложности системы ведет к ее неустойчивости. Например, при разрушении транспортной се­ти, газо-, водо- и электроснабжения город погибает. А хутор при таком же воздействии выживет (у каждого свой огород, колодец). Отсюда следует, что простейшие, способные питаться множеством веществ, не съедобных для высших существ, выживут при любых потрясениях. Человек же наиболее уязвим.

Согласны ли вы с подобной точкой зрения? Свою позицию обоснуйте.

2.Какие из перечисленных характеристик и свойств человека и особенностей его жизни можно отнести к биологически обуслов­ленным, а какие к социально заданным:

-способность овладеть речью;

Умение пользоваться столовыми принадлежностями при еде;

-перенесенные в жизни заболевания;

-членораздельная речь;

-способность мыслить.

3.Существует точка зрения, согласно которой многие живот­ные, чем они генетически ближе друг к другу, тем более друг другу противны, тем более, так сказать, карикатурны друг для друга. Тот же механизм срабатывает и в людях. Проиллюстрировать это мож­но отношением к языкам. Если чужой язык очень далек от родного (для русский - эстонский или китайский), то нам он просто непоня­тен. Более близкий язык (например, немецкий, литовский) уже вы­зывает неприятие в употреблении знакомых корней и слов, и, на­конец, близкие языки (болгарский, украинский) воспринимаются просто как смешные, как пародия на русский (вспомним творчест­во Гоголя, Шолохова).

Разделяете ли вы данную точку зрения? Следует ли из приве­денного утверждения, что наиболее враждебно друг к другу могут относиться именно близкие по культуре и духу народы?

Ш Словарь

Естественная среда обитания человека - та часть природы, с которой общество взаимодействует в процессе своего развития и жизнедеятельности. На первых этапах становления человечества естественная среда его обитания охватывала лишь небольшую часть земной поверхности. Теперь же она включает не только всю поверхность Земли, но и ее недра, Мировой океан, околоземное воздушное пространство, а также часть нашей Солнечной системы.

Искусственная среда обитания человека - это та часть окру­жающей среды, которая создана человеком в процессе историче­ского развития, является продуктом жизнедеятельности человека и общества и не существует сама по себе как природа. В состав ис­кусственной среды входят созданные человеком жилища, города, села, дороги, транспортные средства, орудия труда и многое другое.

Домашнее задание: § 8.

Тест по обществознанию Человек, общество, природа для учащихся 8 класса. Тест предназначен для проверки знаний по теме Личность и общество. Тест состоит из 3 частей. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания и в части 3 — 1 задание (4 вопроса).

1. Выберите неверное утверждение.

1) природа — это естественная среда обитания человека
2) природа — это всё, что возникло вместе с человеком
3) под природой понимают биосферу планеты Земля
4) природа — это определяющие свойства какого-либо объекта, выражающие его сущность

2. Оболочка Земли, заселённая живыми организмами и на­ходящаяся под их воздействием, называется

1) биосферой
2) атмосферой
3) ноосферой
4) гидросферой

3. Область планеты Земля, охваченная разумной деятельно­стью человека, — это

1) биосфера
2) литосфера
3) гидросфера
4) ноосфера

4. Высший тип мыслительной деятельности

1) понимание
2) поведение
3) разум
4) гениальность

5. Большинство исследователей считает, что разум является результатом работы

1) сердца
2) эндокринной системы
3) мозга
4) нервной системы

6. Выберите неверное выражение.

1) для цивилизации как стадии развития общества характерно её выделение из природы
2) в эпоху первобытности общество жило по жёстким правилам поведения, которые исследователи называют мононормами
3) в первобытном обществе люди руководствовались нормами морали
4) возникновение государства означало переход человече­ства от первобытного стада к общественной организа­ции людей

7. Выберите неверное выражение.

1) мораль была выработана в процессе эволюции человека для сдерживания чрезмерного индивидуализма
2) мораль выражает личные или общественные ценности
3) мораль является одним из социальных регуляторов по- ведения человека
4) мораль устанавливается государством и поддерживает­ся его принудительной силой

8. Антропологи называют современного человека

1) человек умелый
2) человек прямоходящий
3) человек работающий
4) человек разумный

9. Большинство исследователей считают, что биологический вид современного человека появился впервые в

1) Африке
2) Европе
3) Азии
4) Австралии

10. Биологическую теорию происхождения человека разработал

1) В.И. Вернадский
2) Ч. Дарвин
3) Вольтер
4) Э. Фромм

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, характеризуют понятие социальные регуля­торы поведения человека в обществе .
Мораль, религия, способности, традиции, обычаи.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

2. Установите соответствие между латинскими терминами, означающими этапы эволюции человека как биологиче­ского вида, и аналогичными терминами на русском языке: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Латинские термины

А) Homo habllis
Б) Homo erectus
В) Homo neanderthalensis
Г) Homo sapiens

Термины на русском языке

1) человек прямоходящий
2) неандерталец
3) человек разумный
4) человек умелый

3. Установите соответствие между биосферой, ноосферой и их элементами.

А) мораль
Б) экосистема
В) нижняя часть атмосферы
Г) разум

1) биосфера
2) ноосфера

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

«Первыми __________ (1) человека были камень и палка. Люди добывали себе средства существования охотой и __________ (2). Важнейшим этапом в развитии человека стало появление __________ (3). Люди научились выражать абстрактные __________ (4) вода вообще , зверь вообще . Это привело к возможности обучать потомство ___ (5), а не только примером, планировать действия до охоты, а не во время её и т.д.»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) собирательство
Б) орудия труда
В) земледелие
Г) язык
Д) скотоводство
Е) понятия
Ж) слова

Запи­шите под каждым номером букву, соответствующую вы­бранному вами слову.

1. Прочитайте отрывок из рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни» и выполните задания.

«Он услышал за своей спиной какое-то сопение — не то вздох, не то кашель. Очень медленно, преодолевая край­нюю слабость и оцепенение, он повернулся на другой бок. Поблизости он ничего не увидел и стал терпеливо ждать. Опять послышались сопение и кашель, и между двумя островерхими камнями, не больше чем шагах в двадцати от себя, он увидел серую голову волка. Уши не торчали кверху, как это ему приходилось видеть у других волков, глаза помутнели и налились кровью, голова бессильно по­нурилась. Волк, верно, был болен: он всё время чихал и кашлял.
Вот это по крайней мере не кажется, — подумал он и опять повернулся на другой бок, чтобы увидеть настоящий мир, не застланный теперь дымкой видений. Но море всё так же сверкало в отдалении, и корабль был ясно виден. Быть может, это все-таки настоящее? Он закрыл глаза и стал думать -и в конце концов понял, в чём дело. Он шёл на северо-восток, удаляясь от реки Диз, и попал в долину реки Коппермайн. Эта широкая, медлительная река и была Коппермайн. Это блистающее море — Ледовитый океан. Этот корабль —
китобойное судно, заплывшее далеко к вос­току от устья реки Маккензи, оно стоит на якоре в заливе Коронации. Он вспомнил карту Компании Гудзонова зали­ва, которую видел когда-то, и всё стало ясно и понятно.
Он сел и начал думать о самых неотложных делах. Об­мотки из одеяла совсем износились, и ноги у него были содраны до живого мяса. Последнее одеяло было израсхо­довано. Ружьё и нож он потерял. Шапка тоже пропала, но спички в кисете за пазухой, завернутые в пергамент, ос­тались целы и не отсырели. Он посмотрел на часы. Они всё еще шли и показывали одиннадцать часов. Должно быть, он не забывал заводить их.
Он был спокоен и в полном сознании. Несмотря на страшную слабость, он не чувствовал никакой боли. Есть ему не хотелось. Мысль о еде была даже неприятна ему, и все, что он ни делал, делалось им по велению рассудка. Он оторвал штанины до колен и обвязал ими ступни. Ведёрко он почему-то не бросил: надо будет выпить кипятку, пре­жде чем начать путь к кораблю — очень тяжёлый, как он предвидел».

1) Дайте определение понятия природа . Составьте с этим понятием два предложения, раскрывающие его смысл.

2) Рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни» повествует о выживании человека в условиях дикой природы. Брошен­ный товарищем, герой рассказа идёт по канадской тундре. По пути он преодолевает различные трудности, а в конце рассказа вынужден вступить в схватку со старым и боль­ным волком, из которой выходит победителем. На основа­нии приведённого отрывка, напишите не менее трёх ка­честв путника, которые помогли ему выжить в живой природе без помощи других людей.

3) Напишите три примера позитивного влияния общества на природу.

4) Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания , по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

1. «Всё, что против природы, то и против разума, а что против разума, то нелепо, а потому должно быть от­вергнуто» (Б. Спиноза ).
2. «Природа окружает человека мраком и понуждает его вечно стремиться к свету» (И.В. Гёте ).
3. «Природа создавала свои творения, преследуя свои це­ли, но её цели — узы и цепи для человека» (М. Горь­кий ).

Ответы на тест обществознанию Человек общество природа
Часть 1
1-2, 2-1, 3-4, 4-3, 5-3, 6-3, 7-4, 8-4, 9-1, 10-2.
Часть 2
1-способность
2-4123
3-2112
4-БАГЕЖ

В жизни человека природа играет важную роль.Человек не может существовать без общества так же, как и без природы. Человек, природа, общество - взаимосвязанные части, компоненты одной цепочки, составляющие жизни планеты.

Значение природы

Обществознание 8 класса предлагает изучать понятие «природа» в нескольких значениях .

  • Природа - это окружающий мир во всем его проявлении. Природой в данном смысле считается все, кроме того, что создается сознанием человека: мысли, образы и идеи.
  • Природа - это все, что развивается и появляется не в ходе человеческой деятельности. По такому понятию, природа делится на 2 составляющие части: живая и неживая. Обе группы существовали до появления человека.
  • Природа - это биосфера планеты Земля, оболочка, в которой происходят живые процессы.

Последнее значение противопоставляется понятию «общество». Жизнь людей, «человеческий фактор» изменяют природу, вмешиваются в ее развитие, меняют структуру биосферы.

Единство природы и человека

Что связывает человека, природу и общество? Ученые нашли множество доказательств тесного взаимодействия. Человек - это элемент системы, частица, но от него зависит множество процессов. Человек не может существовать вне природы. Это его место жизни. Чем можно аргументировать такое утверждение? Природа дает людям питание. Растения, животные, рыбы появились еще до человека, он нашел в них полезные питательные элементы, без которых не может существовать. То же можно сказать и о воде. Реки, озера, природные водоемы, внутренние воды дают человеку возможность обеспечить себя питьем. Человек не продержится и 3 минут без воздуха. Откуда он его берет?

Из атмосферы. Именно это позволяет сделать вывод: человек и природа - неразделимы.

Некоторые ученые предсказывают наступление эпохи ноосферы, когда будет торжествовать гармония между обществом людей и природой. Данный период еще не наступил, но ученые верят в его скорый и обязательный приход.

Человек – часть природы

Человек - это верхняя ступень развития природы. Ум его позволяет руководить тем, что находиться рядом. В Древнем Китае все живые существа ученые расставили по ступеням: на начальной ступени расположились растения, затем рыбы. Всех остальных поднимали вверх по совершенству и широте интеллекта. На верхней ступеньке оказался человек. Почему? Человек - не просто царь, божество. Он тот, кто отвечает за эволюционные процессы. Он сохраняет историю и то, что появилось за много миллионов лет до него. Человечество постоянно занимается совершенствованием, умом, который приобрел от природы. Направлять силу разума человек должен не на разрушение, а на сохранение всего живого.

Часть своего исторического развития человек прошел через путь, аналогичный всем живым существам, но постепенно выбрал другой: он начинает трудиться. Труд преображает личность. Для труда нужны знания, человек, работая, обретает умения и опыт.

Источник научных открытий

Природа, окружающая человека, дарит ему множество знаний. Постигая ее тайны люди стали мудрее и практичнее. Множество законов было открыто в ходе изучения взаимосвязи компонентов планеты. Человек постигал природу и создавал новое.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Поняв суть силы земного притяжения, он взлетел в воздух, сконструировав самолеты.
  • Вентиляционные системы многоэтажных зданий сходны по принципу с доступом воздуха внутрь термитников.
  • Акваланг появился после наблюдения над поглощением водным жучком воздуха.

Идей, которые человек получил у природы, множество. Исследователи открывали строение растений, переносили их в технические устройства. Биологи наблюдали за жизнью животных и открывали целебные травы, новые способы одомашнивания диких обитателей леса.

Гремучие змеи «подарили» людям приборы ночного видения, а лягушка «раскрыла» принцип раздельного видения изображения, которое стало основой устройства электронных машин.

Что мы узнали?

Из статьи по обществознанию мы узнали, какова роль природы в жизни человека и общества, что значит для человека природа, как нужно относиться к планете. Ответы на вопросы помогают воспитать в себе черты заботливого хозяина Земли.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 659.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: Человек, общество, природа

1. Докажите, что человек существо биосоциальное?

2. Назовите главные отличия человека от животного

3. Как человек реализует себя в обществе?

Практическое задание: запишите в два столбика из приведенного ниже списка признаки, характерные для человека

Наследуемые признаки Признаки, приобретаемые человеком на протяжении жизни

Способность защищаться; способность относиться к другим, как к себе; способность делать запасы впрок; способность отличать хорошее от дурного; способность строить жилье; определенный овал лица; способность передвигаться; способность мыслить; способность утолять голод, способность слышать, способность к живописи

План изучения новой темы: Природа и её значение в жизни человека; Человек – вершина пирамиды или звено в цепи?

Природа – это окружающий нас мир во всем бесконечном проявлении

Природа – это биосфера нашей планеты, т.е. земная оболочка, охваченная жизнью

Природа- естественная среда обитания человека

« Допустим, что мы случайно убили мышь. Это значит, что всех будущих потомков мыши не будет…Не хватит 10 мышей – умрет одна лиса. Десятью лисами меньше…погибнут насекомые и стервятники, сгинет неисчислимое множество форм жизни»

Человек- венец природы?

1.Человек наделен разумом

2. Умение накапливать информацию, обобщать её и создавать нечто несуществующее в природе

3.Создание своих собственных законов, среди которых на первое место вышли требования морали

Или человек – звено цепи?

1. Человек имеет разум, но может ли он воспользоваться этим преимуществом?

Человек относится к природе как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать

Тема эссе: Человек венец природы или звено в цепи?

Домашнее задание: §2 , творческие задания на тему: « Глобальные экологические проблемы современности», «Организации, созданные для защиты природы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Человек, общество, природа" 6 класс

Данная презентация предназначена для урока обществознания в 6 классе (учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А.)Цели презентации:1. подвести учащихся к пониманию взаимосвязи человека и природы.2. способст...

Обществознание, 8 класс

Урок № 02

Человек, общество, природа

Д.З.: § 2, ?? (с.18), задания (с.18-19), «Вспомним» к § 3, заполнить таблицу «Человек - венец природы»

© А.И. Колмаков


Задачи урока:

  • Подвести учащихся к пониманию того, что от их выбора деятельности, осознания личной ответственности за окружающую среду зависит благополучие и процветание страны.
  • Создать основу для формирования у школьников экологической культуры, знаний о значении природы в жизни человека и общества, влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, механизмах и регуляторах этой деятельности.
  • Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: прогнозирование результата; выдвижение гипотез и их обоснование; поиск и оценка альтернативных способов разрешения проблемы.

Знать и уметь (УУД)

  • Раскрывать смысл понятия «ноосфера».
  • Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку.
  • Характеризовать возможности человеческого разума.
  • Раскрывать значение моральных норм.
  • Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей.
  • Анализировать и оценивать текст с заданных позиций.
  • Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы

Понятия, термины

  • биосфера;
  • ноосфера;
  • природа;
  • человек – венец природы;

Проверка знаний учащихся

1. Что означают слова: «Человек - существо биосоциальное»?

2. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?

3. В чём проявляется творческий характер деятельности человека?

4. В чём заключается взаимосвязь между мышлением и речью?

5. Как проявляются способности человека?

6. Что такое самореализация человека?

7. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?


Изучение нового материала

  • Что такое природа?
  • .
  • Место человека в мире природы .

Вспомним. Подумаем.

  • ВСПОМНИМ. Что такое экологический кризис? Какие природные ресурсы вам известны? Какое применение им находит человек? Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым? Каким должно быть отношение человека к природе? Разделяете ли вы мнение, что человек обязан заботиться о природе? Если да, то зачем и в чём должна проявляться забота?
  • ПОДУМАЕМ. Будут ли изменяться природные свойства человека в отдалённом будущем?

Что такое природа?

Три значения термина «природа» в философском понимании:

  • в широком - всё сущее , весь мир во всём многообразии его форм и бесконечности проявлений;
  • в узком - биосфера , т. е. «область жизни», земная оболочку, охваченная жизнью ;
  • природа как всё, что возникло и способно развиваться вне человеческой деятельности ( живая и неживая природа существовала задолго до появления человека ).

Что такое природа?

задание

значения термина «природа»

в биологии

в географии

в обществознании

Таким образом, человек вышел из природы; культура и материальное производство сформировали социальную сущность человека и общества.


Что такое природа?

Окружающая человека среда и её компоненты

О неодолимой тяге к краскам земли, к теплу солнца у детей, вывезенных родителями на дождливую Венеру и вынужденных почти всё время проводить в убежищах, мы читаем в рассказе американского писателя Р. Брэдбери «Всё лето в один день».

На с.14 прочитайте отрывок из рассказа Р. Брэдбери «Всё лето в один день».

Чему учит автор? Какие природные ресурсы и в каких целях использует человек? Что вы знаете о проблеме их исчерпаемости? Какая опасность в этом? Что делать, чтобы не было этой опасности? Приведите примеры бережного и гуманного отношения к природе.


Взаимодействие человека и окружающей среды

С давних времён существовало два подхода к окружающему миру - теоретический и мифопоэтический . Последний ярче всего выражен в искусстве, однако он вовсе не является монополией искусства.

Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах и всё меньше становится доступным человеку современной технической цивилизации.

Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне оправданным, но не культурным отношением.

Но можно видеть в природе не просто мёртвую материю, не просто землю как источник урожаев, но ещё и землю как мать.

Губин В. Д., российский философ


Взаимодействие человека и окружающей среды

  • Прочитайте в учебнике (с.15) отрывок из рассказа Р. Брэдбери «И грянул гром» и ответьте на вопросы:
  • какая проблема заявлена в рассказе?
  • Прослеживается ли авторская позиция в этом рассказе? Если да, то какая?
  • Разделяете ли вы её? Почему? Объясните свой ответ.
  • Какова наша личная ответственность перед окружающим миром?

Взаимодействие человека и окружающей среды

  • В еликий русский учёный В. И. Вернадский считал, что придёт то время, когда дальнейшее развитие планеты, а следовательно, и человеческого общества будет направляться разум ом. Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума. Позднее был придуман новый термин - ноосфера (от лат. - разум). Под ноосферой понимают область планеты, охваченную разумной деятельностью человека.
  • В ступление в эту эпоху предполагает в первую очередь изменение отношения человека к природе, такую организацию общественной жизни, производства, при которой можно обеспечить гармонию природы и общества .

  • Работаем в парах!
  • Задание: долгое время в обществе господствовало мнение, что человек стоит на последней ступени эволюционного развития.
  • На какие аргументы ссылались сторонники этой позиции (см. с. 16-17 учебника) и в чём суть каждого аргумента? Какую позицию выбрали вы? А может быть, у вас есть своя, особая точка зрения на место человека на «лестнице живых существ», на проблему эволюции, её прогрессивной направленности?

Место человека в мире природы. Человек - венец природы?

  • Во-первых, человек наделён разумом .
  • Во-вторых, он умеет накапливать информацию о многих конкретных явлениях, обобщать её, создавать нечто не существующее в природе .
  • В-третьих, возникшее человеческое общество стало подчиняться своим собственным законам , среди которых на первое место вышли требования морали .

Человечество поднялось на новую ступень развития - от первобытного стада к общественной организации людей.

Первая точка зрения

Могущество человеческого разума, избавление от законов дикой природы, создание грандиозного здания культуры привели многих к выводу, что человек - существо высшее и живёт по собственным законам, а природа - источник ресурсов для жизнедеятельности человека.


Вторая точка зрения

Человек лишь звено в долгой цепи развития природы, которая не имеет направленного движения от простого к сложному, и на смену человеку могут прийти иные организмы.

Во-первых, само понятие прогресса (движения от простого к сложному) придумали люди. Природа не знает никакого целенаправленного движения, в противном случае её надо наделить разумом.

Во-вторых, довольно относительно деление на простые и сложные организмы.

В-третьих, палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных , как на смену гигантским земноводным приходили ящеры, а потом и они вымерли. Жизнь продолжается!!!

Земля без человека возможна?

В-четвёртых, человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки . За бездумное отношение уже сегодня человеку приходится расплачиваться.


Место человека в мире природы. Человек- венец природы?

Человек, ты часть природы! Береги среду, в которой ты живёшь!


Проверь себя

1. Каковы основные значения понятия «природа»?

2. В чём выражается природное единство мира?

3. Какова роль природы в жизни человека и общества?

4. Как, по мысли Вернадского, связаны биосфера и ноосфера?

5. Какие возможности открыл перед человечеством разум?

6. Присущ ли прогресс развитию природы?

7. В чём проявляется неразумность отношения человека к природе?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?