Моделирование с помощью нейролингвистического программирования. Моделирование с помощью нлп

Роберт Дилтс


Моделирование с помощью НЛП

Предисловие научного редактора


Книга Роберта Дилтса «Моделирование с помощью НЛП» представляет интерес для людей очень многих профессий. В ней много полезного для психологов, менеджеров, бизнес-консультантов, педагогов, специалистов в области НЛП.

Очень часто НЛП воспринимается как набор психологических техник. Роберт Дилтс напоминает нам, что НЛП - это прежде всего дисциплина, занимающая моделированием, т. е. выявлением, формализацией и передачей успешного опыта в самых различных областях, таких как психология, менеджмент, образование и т. д. А техники являются всего лишь результатом моделирования и удобным способом передачи опыта, отмоделированного в той или иной предметной области.

Сейчас наша страна переживает очень важный и непростой этап в своем развитии. Идет нелегкий, но необходимый процесс становления новых экономических отношений. Успешность, устойчивость, конкурентоспособность российских фирм и промышленных предприятий зависит не только от макроэкономических условий. Важнейшими, но часто неосознаваемыми ресурсами, необходимыми для развития в условиях жесткой конкуренции и несовершенства рыночных институтов, являются современные методы мышления и менеджмента. Их внедрение, как правило, стоит гораздо дешевле, чем новые производственные линии, но они могут на порядок повысить эффективность работы предприятия - сократить время и усилия, необходимые для решения бизнес-задач, увеличить скорость адаптации к быстро меняющимся условиям рынка. В этой книге представлены современные методы мышления и менеджмента, смоделированные при помощи НЛП.

Интереснейшей особенностью подхода НЛП к образованию и обучению является то, что передаются не истины, а модели,

«снятые» с наиболее талантливых людей, причем они формализованы таким образом, что могут быть с успехом использованы в самых различных областях. О том, как осуществляется процесс моделирования в НЛП, также можно прочесть в этой книге.

Если бы нужно было объяснить в двух словах что такое НЛП, то можно было бы сказать: талант - это божья искра, а НЛП - это дисциплина, которая ее моделирует и отдает людям.

Михаил Гринфелъд,

координатор Совета Тренеров НЛП

http :// www . nlp . ru



Приход нового тысячелетия принес с собой много перемен и послужил стимулом для развития так называемой «новой экономики», или «экономики знаний». Ей свойственны следующие тенденции:

1. Быстрые изменения в технике.

2. Возросшая скорость перемен и необходимость реагировать

3. У пор на развитии взаимоотношений и создании взаимодействий типа «выигрыш - выигрыш».

Эти динамические перемены привели к резкому повышению необходимости обладать способностью «учиться обучению». Нигде это не является более очевидным, чем в России последних десяти лет, претерпевающей глубокие социальные преобразования.

Моделирование в НЛП предоставляет нам одни из самых эффективных на сегодня методов обучения обучению. НЛП дает нам полезные знания и навыки, с помощью которых мы можем достигать поставленных целей и решать различные проблемы в личной жизни и профессиональной деятельности. Приемы и методы НЛП являются эффективными средствами создания лучшего будущего для нас, наших семей и коллег. Среди областей применения НЛП можно выделить такие, как достижение личных целей, решение семейных проблем, помощь в обучении и развитии творческого мышления, поддержание физического и психического здоровья, улучшение дел в бизнесе. Эффективность технологии изменений в НЛП привела к ее широкому распространению по всему миру. НЛП внесло большой вклад в развитие моделирования поведения, которое включает в себя выявление и анализ примеров успешной деятельности (разновидность сочетания «разметки местности» и анализа успеха); иногда при этом для сравнения рассматриваются примеры неудачной деятельности.

НЛП является наукой о поведении, предоставляющ ей:

1) эпистемологию - систему знаний и ценностей;

2) методологию - приемы и процедуры применения знаний и ценностей;

3) технологию - средства, позволяющие применять эти знания и ценности.

НЛП содержит ряд уникальных принципов и понятий, которые позволяют анализировать и выявлять значимые паттерны ценностей, поведения и межличностных отношений и превращать их в полезные и надежные инструменты. НЛП основано на ряде простых лингвистических, нервных и поведенческих паттернов и понятий, которые в некоторых аспектах являются более фундаментальными и независимыми от содержания, чем любая другая существующая модель человеческого мышления и взаимодействия. НЛП дает возможность оценивать не только поведенческое содержание наших поступков, Но и те невидимые силы, которые кроются за этим поведением, а также структуры мышления, которые обеспечивают успех нашим действиям. Название «нейро-лингвистическое программирование» подразумевает интеграцию трех различных отраслей науки.

Компонент «нейро» относится к нервной системе. Существенная часть НЛП связана с пониманием и использованием принципов и паттернов нервной системы. Согласно НЛП, мышление, память, творчество, создание мысленных образов и все остальные когнитивные процессы являются результатом выполнения определенных программ внутри нервной системы человека. Человеческий опыт представляет собой комбинацию или синтез информации, которую мы получаем и обрабатываем с помощью нервной системы. На практике это связано с восприятием мира через чувства: зрение, осязание, слух, обоняние и вкус.

Нейро-лингвистическое программирование связано также с лингвистикой. С точки зрения НЛП, язык в некотором смысле является продуктом нервной системы, однако при этом стимулирует и формирует деятельность самой нервной системы. С уверенностью можно сказать, что язык представляет собой один из основных способов, которым один человек может активировать или стимулировать нервную систему других людей. Таким образом, эффективное общение и взаимодействие связаны с использованием языка для обучения, стимуляции и вербализации понятий, целей и проблем применительно к той или иной задаче или ситуации.

Наконец, понятие «программирование». В основе нейро-лингвистического программирования лежит представление о том, что обучение, память и творчество являются функциями определенных нейро-лингвистических программ, которые с большей или меньшей эффективностью служат выполнению определенных задач или достижению определенных результатов. Иными словами, мы как человеческие существа осуществляем взаимодействие с окружающим миром посредством внутреннего программирования. Мы реагируем на проблемы и воспринимаем новые идеи согласно тому типу психических программ, который создали внутри себя, - а эти программы далеко не одинаковы.

Некоторые программы или стратегии являются более эффективными для осуществления того или иного вида деятельности, чем другие. НЛП и различные направления психологии на определенных участках дублируют друг друга, поскольку НЛП берет начало в неврологии, лингвистике и когнитивной психологии. Кроме того, мы используем принципы компьютерного программирования и теории систем. Цель этого направления - синтезировать ряд различных научных теорий и моделей. Особую ценность НЛП придает то, что здесь в единую структуру сведены теории самого разного рода.

Большинство методик и приемов НЛП берут начало в таком процессе, как «моделирование». Первичная задача НЛП заключалась в том, чтобы смоделировать эффективное поведение и скрытые за ним когнитивные процессы. Моделирование в НЛП подразумевает определение того, как работает мозг («нейро»), путем анализа языковых паттернов («лингвистическое») и невербальной коммуникации. Затем результаты подобного анализа шаг за шагом складываются в стратегии или программы («программирование»), служащие для передачи навыка другим людям или в другие сферы применения.

НЛП было создано Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером (Handler & Grinder, 1975, 1976, 1979), которые начали с моделирования общих когнитивных, лингвистических и поведенческих паттернов выдающихся психотерапевтов - таких как Фриц Перлз (гештальт-терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и Милтон Эриксон (гипнотерапия). На первый взгляд, модель, основанная на интерактивных навыках успешных психотерапевтов, не может иметь отношения к другим областям деятельности - таким как менеджмент, обучение или руководство. Однако если задуматься над тем, какое понимание человеческой природы, восприятия и мотивации требуется для того, чтобы оказать терапевтическое воздействие на поведение другого человека, то становится очевидным, что в целом ряде аспектов навыки успешного психотерапевта совпадают с навыками успешных учителей, руководителей и менеджеров. Вне зависимости от степени совпадения одни и те же принципы моделирования могут быть использованы при выявлении значимых терапевтических средств и поведенческих, психологических и лингвистических методов выдающихся руководителей, менеджеров и учителей.

В действительности НЛП уже широко применяется для исследования того, как умственные стратегии, языковые паттерны и системы ценностей влияют на разнообразные виды деятельности, связанные с образованием и менеджментом. В их число входят коммуникативные навыки (Dilts, et al, 1980 McMaster & Grinder, 1981; Richardson & Margoulis, 1981 Laborde, 1982; Dilts, 1983; Yeager, 1985; Eicher, 1987; Smith 6 Hallbom, 1988), навыки продаж (Moine , 1981; Dilts, 1982, 1983 Bagley & Reese, 1987), навыки ведения переговоров (Dilts, 1979 Maron, 1979; Caster, 1988; Dilts, 1993, 1994), управление творчеством и инновациями (Dilts, Epstein & Dilts, 1991; Dilts & Bonissone, 1993), рекруитмент и отбор персонала (Bailey, 1984) и лидерство (Pile, 1988; Caster, 1988; Dilts, 1996).

НЛП обладает одновременно аналитическими и интерактивными инструментами, которые различаются в зависимости от уровня анализируемого поведения или отношений, - «ключи доступа», «раппорт», «позиция восприятия», «логические уровни», «паттерны метамодели», паттерны «Фокусов языка», «условия хорошей сформированного результата» и т. д., поскольку каждый из них «режет пирог» на куски особого размера, пригодного для особого типа взаимодействия. Благодаря многоуровневой структуре, представленной в НЛП, становится возможным придавать абстрактной понятийной информации о глобальных и культуральных паттернах и тенденциях такую форму, которую можно было бы связать с конкретным организационным инструментом, семинаром-тренингом или индивидуальными действиями и поведением.

Программирование позволяет построить практическую модель психологических элементов, необходимых для эффективного руководства, мышления и поведения.

Систему убеждений НЛП характеризует то, что, с одной стороны, мы все отличаемся друг от друга в физическом плане и в плане нашего жизненного опыта, но с другой стороны, у нас есть множество общих качеств, и на уровне процессов нам ничто не мешает поучиться чему-нибудь, скажем, у Альберта Эйнштейна. Ему потребовалась целая жизнь для создания психических программ, с помощью которых была сформулирована теория относительности; однако, поскольку программа уже создана, мы можем понять и научиться применять ее структуру без того, чтобы тратить на это целую жизнь. Точно так же программисту требуется гораздо больше времени на то, чтобы написать компьютерную программу, чем на то, чтобы перенести готовую программу на другой компьютер.

Таким образом, несмотря на то, что в НЛП много внимания уделяется определению и признанию индивидуальных различий и индивидуальных стилей мышления, здесь утверждается также, что мы можем учиться на опыте других людей, потому что между нашими нервными системами существует сходство по многим фундаментальным параметрам. Кроме того, для нас могут оказаться полезными программы других людей.

Вероятно, самым важным аспектом НЛП является его практичность. Понятия и тренинги НЛП делают акцент на интерактивных, экспериментальных контекстах обучения, позволяющих с готовностью воспринимать и понимать принципы и процессы. Более того, поскольку механизмы НЛП списаны с эффективных человеческих образцов, даже люди с небольшим или нулевым опытом нередко интуитивно осознают ценности и структуры, лежащие в основе этих механизмов.

Тренинги по НЛП используются во многих крупных корпорациях и организациях мира, включая «Фиат», IBM , American Express , Армию Соединенных Штатов, Государственную железную дорогу Италии, Apple Computer , Xerox , Merrill Lynch , Mercedes Bern , BMW и др.

«Эпистемология» НЛП

Эпистемологией называется дисциплина, которая занимается систематическим исследованием структур и процессов, лежащих в основе человеческих знаний. Термин «эпистемология» происходит от греческих слов epi - «над» или «на», histanai - «поместить», «установить» и logos - «слово» или «причина», т. е. он означает «то, на чем мы основываем свои рассуждения». Таким образом, эпистемология представляет собой фундаментальную систему понятий и допущений, на которой человек основывает и генерирует все остальные знания. По определению Грегори Бейтсона: «Эпистемология есть история происхождения знания; иными словами, откуда вы знаете то, что вы знаете».

Эпистемология НЛП начинается с предположения «карта не есть территория» - каждый из нас осуществляет свои возможности через существующие в его голове модели, или «карты мира».

НЛП учит, что ни одна карта не является сколько-нибудь более истинной или реальной, чем другие, однако способность человека достигать успеха и развиваться является функцией обладания картой, которая предоставляет наиболее широкий спектр возможностей. В терминологии НЛП, мастер - не тот, кто уже знает ответы и решения, а тот, кто способен задать стоящие вопросы и направить процесс обучения, решения проблемы и творчества в нужном направлении, чтобы создать новые «карты мира», ведущие к новым ответам и возможностям.

Цель совершенствования навыков НЛП заключается в том, чтобы научиться моделировать, а также применять принципы и средства моделирования для развития гибкости на самых нижних уровнях нашей личности. Эпистемология подразумевает исследование скрытых предположений, лежащих в основе различных моделей личностной организации, - и тех, благодаря которым мы похожи друг на друга, и тех, которые обеспечивают нашу уникальность.

Применение эпистемологии связано с системой отличий и навыков, которую человек или организация используют для удовлетворения ценностей и достижения целей. Прикладная эпистемология отвечает на такие вопросы, как

«Как мы узнаем, что знаем что-либо или что обладаем операционной компетентностью?», «Как мы узнаем, что другие знают что-либо или обладают операционной компетентностью?» или «Посредством чего мы развиваем знания и операционную компетентность?».

Прикладная эпистемология также связана с системой ценностей и целей в рамках того или иного подхода. В частности, философия НЛП предполагает, что эффективные обучение и изменение требуют первоначального утверждения целей, оснований и процедур обоснования, необходимых для достижения конкретного желаемого состояния. Затем предоставляется широкий выбор стратегий и видов деятельности, позволяющих варьировать операции, применяемые для достижения целей.

Другой важный вопрос прикладной эпистемологии -

«Как ваши знания, навыки или открытия вписываются в то, что было известно до этого?». Какой бы блестящей ни была новая идея, она не будет воплощена на практике до тех пор, пока не придет в соответствие с имеющимися знаниями. Одна из наиболее важных задач прикладной эпистемологии и моделирования - предоставить людям возможность понимать те идеи, которые ставят под сомнение и преобразуют старые способы мышления. Это особенно сложно в тех случаях, когда люди продолжают думать «на старый лад». Философ Артур Шопенгауэр полагал, что все новые идеи проходят три стадии. На первой из них идея кажется нелепой, на второй встречает яростное сопротивление, а на третьей воспринимается как нечто Давно известное и самоочевидное.

Роберт Дилтс. (Моделирование с помощью НЛП)

Название: Моделирование с помощью НЛП.

Книга Роберта Дилтса «Моделирование с помощью НЛП» представляет интерес для людей очень многих профессий. В ней много полезного для психологов, менеджеров, бизнес-консультантов, педагогов, специалистов в области НЛП.
Очень часто НЛП воспринимается как набор психологических техник. Роберт Дилтс напоминает нам, что НЛП - это прежде всего дисциплина, занимающая моделированием, т. е. выявлением, формализацией и передачей успешного опыта в самых различных областях, таких как психология, менеджмент, образование и т. д. А техники являются всего лишь результатом моделирования и удобным способом передачи опыта, отмоделированного в той или иной предметной области.

Эта книга рассказывает о процессе моделирования в НЛП и возможностях его применения в исследовании способностей к эффективному лидерству. В первой части книги даются определения принципов и средств эффективного моделирования («эпистемология», методология и технология НЛП). Моделированием называется процесс, в ходе которого то или иное сложное событие или явление разбивается на достаточно мелкие элементы, позволяющие воспроизвести или определенным образом использовать это событие или явление. Моделирование поведения подразумевает наблюдение за теми процессами, которые лежат в основе выдающегося достижения любого рода, и составление их «карты». Задача моделирования поведения заключается в том, чтобы создать практическую карту, или «модель», данного поведения, которую любой желающий мог бы использовать для имитации или воспроизведения этого поведения. Цель моделирования поведения - установить наиболее значимые элементы мышления и действий, необходимые для того, чтобы достичь определенного результата или реакции.

Содержание
Оглавление
Предисловие научного редактора
Предисловие автора к русскому изданию
Благодарности
Предисловие
Введение
1. ОБЩИЙ ОБЗОР НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Нейро-лингвистическое программирование
Принципы НЛП
Глубинные структуры и поверхностные структуры
«Эпистемология» НЛП
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Что такое моделирование?
Обзор моделирования в НЛП
Моделирование глубинных и поверхностных структур
Уровни моделирования
Моделирование способностей
TOTE: минимальные требования для моделирования эффективных навыков и видов поведения
Уровни сложности навыков и способностей
3. МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Методология моделирования
Три основные позиции моделирования
Имплицитное и эксплицитное моделирование
Основные фазы моделирования
Краткое изложение пошаговой процедуры моделирования
Несколько упражнений для начинающих
Групповое моделирование
Поиск значимых паттернов
Методы Милля
Моделирование с помощью методов Милля
Возможные погрешности методов Милля
Определение программы моделирования
Цели моделирования
4. СТРАТЕГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Стратегии моделирования
Стратегии микромоделироваиия
Стратегии макромоделирования
Стратегии прикладного моделирования
Стратегии продвинутого моделирования
Прикладное моделирование и процесс «обратного распространения»
Конгруэнтность кода
5. МОДЕЛИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЛИДЕРСТВА

Моделирование навыков лидерства в компании «Фиат»
Фаза базового исследования
Фаза прикладного исследования
6. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
Моделирование навыков лидерства в решении проблем
Методология сбора информации
Паттерны и результаты
Определение проблемного пространства и пространства решения
Общий цикл решения проблем
Ключевые элементы пунктуации проблемного пространства - модель SCORE
Операционные подходы к решению проблем

Имажинерия как групповой процесс
7. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ
Моделирование навыков лидерства в делегировании
Методы сбора информации
Паттерны и результаты
«Выравнивание»
Матрица коммуникации
Практическое применение и средства
8. ОБУЧЕНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Моделирование навыков лидерства для обучения на рабочем месте
Методология сбора информации
Паттерны и результаты
Практическое применение и средства
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А:
Модель ROLE
Физиологические ключи:
превращение ROLE в BAGEL
Приложение Б:
Паттерны метапрограмм
Перечень ключевых паттернов метапрограммы
Литература

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Моделирование с помощью НЛП. Дилтс Р. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Роберт Дилтс


Моделирование с помощью НЛП

Предисловие научного редактора


Книга Роберта Дилтса «Моделирование с помощью НЛП» представляет интерес для людей очень многих профессий. В ней много полезного для психологов, менеджеров, бизнес-консультантов, педагогов, специалистов в области НЛП.

Очень часто НЛП воспринимается как набор психологических техник. Роберт Дилтс напоминает нам, что НЛП - это прежде всего дисциплина, занимающая моделированием, т. е. выявлением, формализацией и передачей успешного опыта в самых различных областях, таких как психология, менеджмент, образование и т. д. А техники являются всего лишь результатом моделирования и удобным способом передачи опыта, отмоделированного в той или иной предметной области.

Сейчас наша страна переживает очень важный и непростой этап в своем развитии. Идет нелегкий, но необходимый процесс становления новых экономических отношений. Успешность, устойчивость, конкурентоспособность российских фирм и промышленных предприятий зависит не только от макроэкономических условий. Важнейшими, но часто неосознаваемыми ресурсами, необходимыми для развития в условиях жесткой конкуренции и несовершенства рыночных институтов, являются современные методы мышления и менеджмента. Их внедрение, как правило, стоит гораздо дешевле, чем новые производственные линии, но они могут на порядок повысить эффективность работы предприятия - сократить время и усилия, необходимые для решения бизнес-задач, увеличить скорость адаптации к быстро меняющимся условиям рынка. В этой книге представлены современные методы мышления и менеджмента, смоделированные при помощи НЛП.

Интереснейшей особенностью подхода НЛП к образованию и обучению является то, что передаются не истины, а модели,

«снятые» с наиболее талантливых людей, причем они формализованы таким образом, что могут быть с успехом использованы в самых различных областях. О том, как осуществляется процесс моделирования в НЛП, также можно прочесть в этой книге.

Если бы нужно было объяснить в двух словах что такое НЛП, то можно было бы сказать: талант - это божья искра, а НЛП - это дисциплина, которая ее моделирует и отдает людям.

Михаил Гринфелъд,

координатор Совета Тренеров НЛП

http :// www . nlp . ru


Приход нового тысячелетия принес с собой много перемен и послужил стимулом для развития так называемой «новой экономики», или «экономики знаний». Ей свойственны следующие тенденции:

1. Быстрые изменения в технике.

2. Возросшая скорость перемен и необходимость реагировать

3. У пор на развитии взаимоотношений и создании взаимодействий типа «выигрыш - выигрыш».

Эти динамические перемены привели к резкому повышению необходимости обладать способностью «учиться обучению». Нигде это не является более очевидным, чем в России последних десяти лет, претерпевающей глубокие социальные преобразования.

Моделирование в НЛП предоставляет нам одни из самых эффективных на сегодня методов обучения обучению. НЛП дает нам полезные знания и навыки, с помощью которых мы можем достигать поставленных целей и решать различные проблемы в личной жизни и профессиональной деятельности. Приемы и методы НЛП являются эффективными средствами создания лучшего будущего для нас, наших семей и коллег. Среди областей применения НЛП можно выделить такие, как достижение личных целей, решение семейных проблем, помощь в обучении и развитии творческого мышления, поддержание физического и психического здоровья, улучшение дел в бизнесе. Эффективность технологии изменений в НЛП привела к ее широкому распространению по всему миру. НЛП внесло большой вклад в развитие моделирования поведения, которое включает в себя выявление и анализ примеров успешной деятельности (разновидность сочетания «разметки местности» и анализа успеха); иногда при этом для сравнения рассматриваются примеры неудачной деятельности.

Моделирование фокусирует внимание на том, как люди действуют. Существует мудрая пословица: «Если вы дали человеку рыбу, то накормили его на один день; если вы научили его ловить рыбу, то накормили его на всю жизнь». Используя пример с ловлей рыбы как метафору, моделирование одновременно помогает человеку поймать рыбу и учит человека, как ловить рыбу. Следовательно, оно предполагает достижение сразу двух целей - обучение тому, что нужно делать, и тому, как это делать.

Способность к эффективному моделированию открывает двери для многих возможностей, которые прежде были недоступны человечеству. В дополнение к методологии, которую можно использовать для того, чтобы сделать наши мысли более точными и простыми для понимания, моделирование может трансформировать наше восприятие других людей. Например, если мы видим человека, делающего что-то лучше нас, то вместо того, чтобы испытывать чувство неполноценности, завидовать и проявлять подозрительность, мы можем моделировать его деятельность. Таким образом, мы также сможем обладать теми способностями, которыми обладает другой человек.

Я очень хочу, чтобы средства моделирования способствовали «русскому Возрождению» и чтобы русское сообщество НЛП могло стать «моделирующим сообществом», в котором дарования и ресурсы каждого человека признаны, по достоинству оценены и полностью реализованы для создания мира, в котором хотят жить люди.

Искренне ваши

Роберт Б. Дилтс

Санта-Крус, Калифорния

Эта книга

с огромной любовью и уважением посвящается:

Джудит Делозье,

Toddy Эпштейну,

Джино Бониссоне,

Тиму Холлбому,

Сузи Смит,

Роберту Макдоналъду,

Ричарду Кларку,

Стивену Джиллигэну,

Дэвиду Гордону,

Лесли Камерон-Бэндлер,

Джону Гриндеру,

Ричарду Бэндлеру

и всем остальным моим коллегам по моделированию, которые помогли сделать НЛП столь богатой областью научного поиска.

Благодарности

Я хотел бы выразить признательность:

Джудит Делозье, которая внесла огромный вклад в разделы по моделированию и НЛП. На протяжении более чем двадцати лет нашего знакомства она остается для меня постоянным источником вдохновения и прекрасным партнером по работе.

В основе всего НЛП лежит моделирование – именно идея моделирования эффективности позволила изначально воссоздать успешные паттерны гениев современности (Милтона Эриксона, Фрица Перлза, Вирджинии Сатир, Грегори Бейтсона), а затем – объединить их в систему нейро-лингвистического программирования. И моделирование же является кульминацией НЛП-способность создавать собственные модели и системы описания субъективного опыта, воспроизводимые другими людьми, традиционно считается одним из важнейших критериев мастерства в НЛП.

Определимся с понятием: моделирование – создание описания поведенческого навыка, позволяющего другим людям обучиться этому навыку. Выделяют два типа моделирования – из 2-ой и из 3-ей позиции восприятия. С моделированием из 3-ей позиции связано явное моделирование, цель которого – создание структурированного описания опыта. Моделирование из 2-ой позиции называют неявным, его цель – глубинное понимание процесса, без попыток логического объяснения совершаемых действий. Спецификой НЛП-моделирования является то, что оно сочетает оба этих подхода.

Общую схему классического моделирования методами НЛП можно разделить на несколько этапов:

1. Подготовка – идентификация навыка, поиск людей, обладающих навыком, договоренность с бессознательным о безопасности процесса; 2. Макро-моделирование – разбивка навыка на базовые блоки и создание общего описания, разложение навыка в формате модели Т.О.Т.Е., создание общей метафоры навыка, выявление стратегий, лингвистических особенностей, ценностей, убеждений, физиологических состояний и метапрограммного профиля для каждого из этапов; 3. Микро-моделирование – описание навыка на более детальном уровне разбивки, подробное описание каждого из блоков, детализация, дающая полное описание навыка и позволяющая ему научиться; 4. Мета-моделирование – создание комплексного описания навыка; 5. Вычитание – облегчение модели, избавление от лишних и ненужных элементов.

Наиболее популярными системами моделирования в НЛП являются стратегии моделирования Джона Гриндера, Роберта Дилтса и Дэвида Гордона. И если стратегия моделирования Джона Гриндера скорее ориентирована на неявное моделирование, то стратегии Дэвида Гордона и Роберта Дилтса – на аналитическое создание описательных систем. Стратегия моделирования по Джону Гриндеру:

1. Определение навыка и поиск человека, им обладающего; 2. Подстройка и бессознательное «снятие» паттернов без всяких попыток логически объяснить их смысл, слепое доверие носителю навыка и вера в эффективность этих действий; 3. Самостоятельное воспроизведение скопированных паттернов, до тех пор, пока не будут получены результаты, близкие к результатам моделируемого; 4. Рефлексия, кодирование паттернов, создание комплексной модели на основе описания как паттернов моделируемого, так и собственных освоенных паттернов; 5. Проверка – инсталляция модели в третьего человека.

При создании комплексных описательных моделей важно использовать описание всех ключевых элементов:

Убеждения и ценности Стратегии Эмоции Внешнее поведение.

Для выявления стратегий используется модель Т.О.Т.Е. (тест-операция-тест-выход), состоящую из четырех базовых элементов:

1. Вход (первый тест, запуск стратегии) – триггер, который запускает стратегию. На этом этапе для нас важна информация, как человек понимает, что пора начинать запускать стратегию, или какие факторы должны сложиться, чтобы она запустилась автоматически; 2. Операция – на данном этапе происходит действие, доступ к данным (ресурсам), необходимым для выполнения действия, и их обработка; 3. Обратная связь – тест, определение результатов совершенного процесса, сопоставление имеющегося и желаемого состояния; 4. Выход.

Дэвид Гордон предлагает выстраивать выявление стратегий на понятийном аппарате, в который включены следующие составляющие:

Критерий – элемент, отвечающий за важность навыка и придающий ему смысл; Определение критерия; Сенсорное описание; Причинно-следственная связь; Мотивировка; Первичная и вторичная операции стратегии Т.О.Т.Е.; Поддерживающие эмоции.

Для моделирования состояний часто используются модели ВАGЕL, SОАR и RОLЕ. На уровне выявления физиологии используется модель ВАGЕL:

В – поза, положение тела; А– ключи доступа (мимика, голос, дыхание) G – жесты Е – движения глаз L – языковые паттерны.

Для выявления динамики состояний может использоваться модель SОАR (состояние – операция – и – результат), показывающая взаимосвязь состояний и выполняемых действий, и для выявления репрезентаций – модель RОLЕ:

R – репрезентативная система О – ориентация вовне или вовнутрь L – взаимосвязь задействования репрезентативных систем – последовательности и синестезии Е – эффекты.

Стратегия моделирования по Роберту Дилтсу (краткое изложение):

1. Определение навыка и поиск специалиста 2. Сбор информации – как из 3-ей позиции, так и из 2-ой (подстройка и ассоциированное проживание паттернов) 3. Структурирование полученной информации, сведение паттернов в единую модель 4. Проверка эффективности модели на собственном опыте 5. Оптимизация модели, вычитание балластных элементов 6. Структурирование способа инсталляции модели другим людям 7. Определение способов измерения эффективности модели и границ ее применения.

Стратегия моделирования по Дэвиду Гордону (краткое изложение):

1. Макро-моделирование: а. Выявление убеждений – что отвечает за важность навыка и придает ему смысл, что является более высоким критерием, каковы сенсорные подтверждения критерия, каковы фоновые убеждения; b. Выявление стратегий – определение набора внутренних процессов и внешнего поведения; с. Выявление эмоций – состояния, на базе которых человек строит свое поведение, а также сигнальные эмоции, отражающие правильность или неправильность протекания стратегий; d. Описание внешнего поведения – поведение, действия, движения, мимика, вербализации и т.д. 2. Микро-моделирование – разбивка навыка на этапы стратегии Т.О.Т.Е. (запуск, процесс, выход) и повторение процедуры для каждого этапа; 3. Создание комплексной модели.