Логопедические занятия для ребенка 6 лет. Стихи на пополнение словарного запаса, развитие речи

Когда мы слышим незамысловатую речь карапуза, безусловно, это не может не вызвать улыбку. И действительно, когда ему 2-3 года, ничего страшного в этом, но если малыш перешагнул рубеж 5-ти лет и у него есть проблемы с выговариванием некоторых букв или с невнятной речью, родителям стоит обратить на это пристальное внимание.

Поэтому сегодня мы хотим поговорить о логопедических дефектах, которые наблюдаются в возрасте 5-6 лет, какие существуют занятия для детей, чтобы исправить данную проблему, и рассмотрим упражнения, которые родители смогут делать вместе с детьми дома.

Логопедические дефекты

Речевых дефектов существует огромное множество, но мы рассмотрим самые распространенные варианты, которые встречаются наиболее часто.

Заикание

У детей этот дефект считается наиболее распространенным. Из-за того, что мышцы, которые составляют речевой аппарат, находятся в судорожном состоянии, происходит нарушение плавности и ритма речи. Различают клоническую форму заикания (когда малыш растягивает или повторяет определенные слоги, например, м-м-м-машина или ве-ве-ве-велосипед и т. д.) и тоническую (вследствие которой в речи возникают паузы, т. е. м…машина или в…велосипед.) Заметить данное нарушение можно, когда крохе будет около 3-х лет, именно в этом возрасте он начинает выстраивать большие предложения.

Поэтому, в такой ситуации не стоить тянуть до 4-5 лет, а обращаться к врачу, как только вы заметили данное отклонение, и начинать логопедические занятия для детей.

Дислалия

Еще одним частым нарушением считается дислалия, т. е. возникновение фонетических нарушений, но при этом у ребенка нормальный слух и хорошо поставленная речь. Дислалия бывает 3-х видов:

  • Нарушение произношения шипящих(ж, ч, ш, щ) и свистящих звуков (з, с, ц) или их затруднительное произношение;
  • Ротацизм, т. е. неправильное произношение буквы «р»;
  • Ринолалия, или «гнусавость», когда при произношении у ребенка искажается звук и тембр голоса. Основной причиной такого явления считается нарушение в строении составляющих речевого аппарата (носоглотка, носовая полость, твердое и мягкое небо).

Задержка речевого развития

Такое нарушение наблюдается у детей до 5 лет, и заключается оно в том, что речь ребенка скудная, он слишком мало говорит и имеет небольшой речевой запас. В такой ситуации необходимо обратиться к специалистам и исключить неврологические отклонения в развитии.

Общее недоразвитие речи

Такая проблема достаточно часто возникает из-за того, что с малышом с самого начала говорили неправильно, т. е. вместо четкого выговаривания слов с ним «сюсюкались» и искажали правильное произношение. В такой ситуации малыш просто запутывается и не может понять, в чем его ошибка. Проявляется такое нарушение после 5-ти лет и заключается в том, что малыш может неправильно произносить, склонять и образовывать слова.

Также существуют ситуации, когда у ребенка наблюдается проблемы с развитием речи по причине неврологических отклонений или заболеваний. В таком случае необходима комплексная помощь врача невролога и логопеда.

Когда нужно обратиться к логопеду

Этот вопрос родители задают часто, потому что есть различные мнения по этому поводу. Кто-то говорит, что если есть какие-то подозрения отставания в развитии речи, сразу нужно бежать к врачу. А кто-то, наоборот, ждет определенного возраста, в котором у крохи все должно наладиться. Как же правильно должны поступить родители?

Все очень просто: чем раньше вы заметите проблему и начнете ее решать, тем у малыша будет больше шансов научиться правильно произносить те или иные слова. В данной ситуации, лучше сходить на прием к врачу и услышать, что у вашего сына или дочки нет проблем, чем пропустить их, не спешить при этом идти к специалисту и лишить кроху своевременной помощи.


Логопедические занятия с ребенком дома

Логопедические занятия с детьми зависят от возраста: например, в 5 лет упор необходимо делать на правильное произношение сложных согласных звуков и логических цепочек, а в 7 – на построение ребенком небольших рассказов.

Большую часть занятий вы можете проводить вместе со своим крохой дома в виде различных игр, которых существует огромное множество в зависимости от проблемы, и главное – то, что малышам очень нравится играть. Таким образом, вы сможете соединить приятное с полезным. С некоторыми основными упражнениями вы сможете ознакомиться в видео, приведенном ниже.

  • В современном мире нам катастрофически не хватает общения. Интернет и социальные сети – это те места, где люди пропадают больше и чаще всего, и даже современные социологические исследования ясно говорят о том, что мы нуждаемся в общении друг с другом. Это касается и родителей. В современных семьях родители не разговаривают со своими детьми или делают это крайне редко. И эта причина приводит к тому, что они начинают поздно говорить, становятся замкнутыми и малообщительными. Поэтому начинать общаться нужно еще тогда, когда малыш находится в утробе своей мамы. А когда он появляется на свет, общение нужно не только для того, чтобы развивать с ним отношения, но и для его речевого развития. И чем больше ваша речь будет наполнена разнообразными словами, тем больший запас слов будет у вашего малыша.
  • Также читайте детям книги. Во-первых, во время чтения он будет слышать и запоминать новые слова, тем самым увеличивая свой словарный запас, а во-вторых, вы покажете дочери или сыну источник новой и интересной информации. И со временем ему или ей понравится читать. Согласитесь, это же очень здорово.
  • Еще очень важно психо-эмоциональное развитие. Если мальчики и девочки растут в спокойной обстановке, окружены любовью и вниманием, как правило, проблемы с речью у них возникают гораздо меньше. И даже если у малыша есть проблемы со здоровьем, которые мешают развиваться, окруженный любовью кроха сможет преодолеть этот барьер гораздо легче, чем детки, лишенные заботы и родительской ласки.

Логопедические упражнения с детьми – видео

Предлагаем вашему вниманию видео, в котором представлены артикуляционные упражнения, помогающие ребенку правильно выговаривать звуки речи. Такие занятия помогут вашему ребенку научится правильно разговаривать.

Конспект занятия в логопедической группе «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)

Дунаева Лилия Григорьевна, учитель – логопед ДОУ №287 г. Донецка
Описание работы: Данное занятие рекомендовано логопедам, воспитателям логопедических групп. Проводимое в конце учебного года, занятие может стать показателем результативности речевой коррекции. Данное занятие можно показать на родительском собрании с целью повышения компетентности родителей в вопросе преодоления речевых нарушений у дошкольников.
Возраст: 5-6 лет.
Цели: Формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью, закрепление произношения звука Ш в словах, предложениях, чистоговорках, развитие фонематического слуха, тонкой моторики рук, артикуляционного аппарата, логического мышления, внимания, воображения, воспитание интереса к сказкам.
Материал: магнитная доска, картинки к сказке «Маша и медведь», предметные картинки.
Предварительная работа: отработка звукопроизношения на специальном речевом материале, разучивание артикуляционной, пальчиковой гимнастики, чистоговорок.

Ход занятия

Логопед:
Ребята, мы с вами долго трудились, учились правильно произносить звуки, строить красивые предложения, составлять интересные рассказы. Надеюсь, вы запомнили много интересного и полезного для себя. Вспомним наше правило.
Дети:
Говорим всегда красиво, правильно, неторопливо.
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб всем было понятно.
Логопед:
Ребята, вы любите сказки? Давайте вспомним, какие сказки вы знаете. (Ответы детей) Посмотрите на нашу доску. Догадайтесь, какая сказка сегодня у нас в гостях.
(На магнитной доске картинки: медведь, Машенька)
Дети:
Сказка «Маша и медведь».
Логопед:
Послушайте внимательно и скажите, какие звуки я выделяю: Маш-ш-ша, миш-ш-шка.
Дети:
Звук Ш.
Логопед:
Вспомните, какой звук Ш, дайте ему характеристику.
Дети:
Всегда согласный, твёрдый, глухой.
Логопед:
Что нужно делать, чтобы звук Ш получился красивый?
Дети:
При произнесении звука Ш губы немного округлены и выдвинуты вперёд, язык «чашечкой», выдыхаемая струя тёплая.
Логопед:
Ш-всегда шипящий звук:
Шар воздушный сдулся вдруг.
Дети:
Ш-ш-ш-ш.

Логопед:
Постараемся красиво рассказать чистоговорки.
Дети (по очереди):

Раз - шептались две подружки.
Два - кукушка на опушке.
Три - ношу в шалаш игрушки.
На четыре - мою ушки.
Пять - купили Даше шашки.
Шесть - покушай пшённой кашки.
Семь - в лукошке две картошки.
Восемь - крошки на ладошке.
Девять - штопаем башмак.
Десять - шире держим шаг.

Логопед:
Молодцы. Садитесь поудобнее, будем вместе рассказывать сказку «Маша и медведь». В одной деревушке, в бревенчатой избушке у дедушки и у бабушки жила-была внучка …
Дети: Машенька.
(На магнитной доске картинки: избушка, Машенька)

Артикуляционная гимнастика

Утром Машенька проснулась и улыбнулась («улыбка»).
Поиграла на дудочке, потом опять улыбнулась («улыбка» - «трубочка»).
Пошла Маша завтракать, взяла ложку («ложечка»).
Взяла чашку («чашечка»).
Достала вкусное варенье («вкусное варенье»).
Позавтракала Машенька и пошла качаться на качелях («качели»).
А потом Машенька играла в мяч («катание шарика»).


Логопед:
Продолжаем сказку. Как-то раз Машенька пошла в лес за ягодами.
(На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка)
Логопед:
В лесу поднялся сильный ветер. Как шумят деревья в лесу?
Дети:
Ш-ш-ш-ш.
Логопед:
Испугалась Машенька, но выглянуло солнышко и послало ей свой лучик.
(На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка, солнышко)

Пальчиковая гимнастика

Солнце с неба посылает (ритмично скрещивать руки над головой)
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет (плавно покачивать руками)
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает (ритмично потирать щёки)
Щёчки, щёчки, щёчки.
А весной на носик ставит (ритмично постукивать по носу)
Точки, точки, точки.
Золотят веснушки деток,
Очень нравится им это (указательные пальцы поставить в уголки губ).


(На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка, избушка).
Логопед:
Долго ли, коротко ли шла Машенька. Вдруг видит, стоит избушка. Кто же в ней живёт?
Отгадайте загадку и узнаете.
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка уронила шишку,
Угодила прямо в ….
Дети:
В мишку.
(На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка, избушка, мишка).
Логопед:
Видит Маша, в доме у мишки беспорядок. Решила Машенька навести порядок и принялась за дело. Тем временем пришёл мишка домой, смотрит, в избушке всё аккуратно сложено, расставлено по местам. Только не поймёт мишка, где его игрушки, а где Машенькины. Давайте поможем мишке найти его игрушки. В названии мишкиных игрушек слышим звук Ш. Выберите картинки со звуком Ш.
(На магнитной доске предметные картинки)
Дети самостоятельно выбирают нужные картинки.


Логопед:
Решили Машенька и мишка поиграть и стали придумывать предложения. Послушайте, что у них получилось. Правильно ли это?
Кошка убегает от мышки. Каша готовит Машу. Лошадка едет на Мише. Ландыш нашёл Наташу. Мышка ловит кошку. Шишка нашла мишку.
Логопед:
Нашей Маше пора возвращаться домой. Мишка очень подружился с Машенькой, он проводил её до самого дома.
Логопед:
Вы мне очень помогли рассказать сказку. Какой звук вы старались правильно произносить в словах, предложениях, чистоговорках? Что нужно делать, чтобы звук получился красивый?

Звук и буква –Ж. Путешествие в сказочный лес. Старшая логопедическая группа

Вялкова О.В.

Учитель-логопед НДОУ «Детский сад №45» ОАО «РЖД»

Цели:

Закрепить правильное произношение звука -Ж-.

Формировать навыки деления слов на слоги.

Развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза.

Обогащать словарный запас.

Упражнять в словообразовании.

Вызывать интерес к языку на основе упражнений по интонационной окраске фразы.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность, умение слушать товарища.

Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Оборудование:

Схемы согласных звуков.

Схемы, обозначающие место звука в слове: в начале и в середине слова.

Символы-кружочки, обозначающие гласные (красные) и твердые, мягкие (синие, зеленые)согласные звуки.

Домики для слов разного слогового состава.

Картинки для крепления на фланелеграф: дом и домик, два человечка большой и маленький, пирог, пирожок, сапог, сапожок, флаг, флажок, утюг, утюжок, кружка, кружечка, ложка, ложечка, жаба, ежик, уж; насекомые различного слогового состава: жук, шмель, паук, муха, муравей, бабочка; знакомые детям буквы (Ж,А,Б,А)

Предметные картинки: желуди, журавль, желе, жемчуг, жуки, ножницы, ежевика, дождик, пружина;

художник, лыжник, книжная полка, лежащий кот.

Фланелеграф, наборное полотно.

Ход занятия.

Орг. момент.

Дети встают в круг.

(Психоэмоциональный настрой)

Логопед. Поздоровайтесь друг с другом,

Улыбнитесь всем вокруг.

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг,

А теперь соседу справа

Ты улыбку передай,

Утра доброго желай,
С нами в сказку приглашай.

Дети садятся на стульчики полукругом.

Введение в тему.

Логопед. Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку. Узнаем о приключениях маленьких лесных жителей и будем им помогать. Но попасть в сказку сможет тот, кто правильно услышит нужный звук. Послушайте, какой звук часто повторяется в скороговорке:

Жук жужжит, а встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

(Дети. Звук -Ж-.)

Логопед. Правильно. А где можно услышать звук Ж?

(Дети. Жужжит пчела, жужжит юла, электродрель, мотор машины жужжит, пила жужжит и т.д.)

Логопед. А что вы знаете о звуке Ж, он какой?

(Дети. Он согласный, звонкий и всегда твердый.)

Основная часть.

Логопед. Я вижу, что вы готовы к путешествию в сказку, где живет звук -Ж-.

Сейчас — поворачиваемся вокруг себя и говорим волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять,

В сказке очутились мы опять.

Будьте внимательны, ответы на все вопросы вы должны придумывать со звуком Ж.

Логопед рассказывает сказку, по ходу сказки дети отвечают на вопросы.

На фланелеграф крепятся картинки домик, жук и уж.

Логопед. Жили-были Жук и Уж. Однажды Жук говорит Ужу:

Какая-то у нас крыша темная, старая. Вот бы покрасить ее в яркий веселый цвет.

Покрасить можно,- говорит Уж,- только какой краской?

Как вы думаете, какой краской они могут покрасить крышу, чтобы в названии

был звук Ж?

(Дети: желтой, оранжевой)

Логопед продолжает.

Конечно лучше желтой, сказал Жук.

Но у нас нет желтой краски,- сказал Уж.

Ну тогда оранжевой,- сказал Жук.

И оранжевой нет, сказал Уж.

Тогда надо идти к Жабе, у неё много всякой краски.

А надо сказать, что Жаба ничего никому не давала. Значит она была какая?

(Дети: Жадная.)

А где живет Жаба?- спросил Уж.

Точно не знаю. Где-то в лесу, у большой лужи.

Ладно, пошли, а дорогу у кого-нибудь спросим.

И пошли Жук и Уж искать Жабу.

Упражнение на фонематический слух и фонематическое восприятие.

На наборном полотне картинка — ёжик, схемы обозначающие место звука в слове: в начале и в середине;

на столе предметные картинки: желуди, журавль, жемчуг, желе, жуки, ножницы, ежевика, дождик, пружина;

художник, лыжник, книжная полка, лежащий кот,

Логопед продолжает. Красиво в лесу, цветы цветут, пчелки жужжат. Видят, сидит Ёжик и делает задания, которые ему задали в Лесной школе.

Стали они спрашивать у Ёжика дорогу к жилищу Жабы. А Ежик говорит:

Поможете мне выполнить задания, тогда и я вам помогу.

В первом задании надо услышать, где спрятался звук -Ж в слове -

в начале, или в середине и поставить картинку к нужной схеме?

(Дети по одному выходят, выбирают картинку, проговаривают слово, определяют место звука Ж в слове (Например: Это пружина, в этом слове звук -Ж- в середине.) и ставят картинку к нужной схеме).

Логопед. А во втором задании,- сказал Ежик,- надо отгадать слова, в них должен быть звук -Ж- и поставить нужную картинку.

*Как называется профессия человека, который рисует картины? (художник)

*Спортсмен, бегущий на лыжах. (лыжник)

*Полка для книг, какая? (книжная)

*Как можно назвать ленивого кота, который любит лежать на боку? (лежебока)

(Дети называют слова и ставят нужные картинки на наборное полотно).

Вот спасибо друзья, какие вы сообразительные.

Упражнение на словообразование.

На фланелеграф крепятся дом и домик и два человечка большой и маленький.

Перед фланелеграфом на столе картинки: пирог — пирожок,

сапог - сапожок, флаг - флажок, утюг - утюжок, ложка - ложечка, кружка - кружечка.

Никак братья не помирятся, потому что не могут разобрать свои вещи. Жук и Уж стали спрашивать дорогу к жилищу Жабы. А братцы и говорят:

Сначала помогите нам вещи разобрать, а уж мы в долгу не останемся.

Дети, давайте поможем нашим друзьям поделить предметы, какие большому, а какие маленькому братцу.

(Дети крепят картинки, называя слова:

-Большому брату - пирог, маленькому — пирожок, сапог - сапожок, флаг - флажок, утюг - утюжок, ложка -ложечка, кружка — кружечка)

Логопед.-Ребята, назовите предметы маленького братца.

Какой звук появился в названии каждого маленького предмета?

(Дети проговаривают «маленькие» слова и определяют, что в названиях появился звук Ж)

Логопед. Молодцы! Вы помогли помириться братьям, и они показали дорогу нашим друзьям.

Формирование навыков деления слов на слоги.

На фланелеграфе три домика для слов разного слогового состава.

На столе картинки разного слогового состава с изображением насекомых: жук, шмель, паук, муха, муравей, бабочка;

Логопед. Идут Жук и Уж дальше, смотрят, на полянке 3 домика. На первом домике нарисованмак , и одна короткая полоска, на втором - ландыш , и полоска разделена на две части, а на третьем — ромашка и полоска разделена на три части. Ребята, как вы думаете, что это значит?

(Дети дают свои ответы с пояснением: в слове МАК - один слог, ЛАНДЫШ - два слога,

РОМАШКА - три слога.)

Логопед. Ребята, посмотрите, возле домиков ползают разные насекомые, они никак не могут найти свои домики. Стали у насекомых Жук и Уж спрашивать дорогу к жилищу Жабы, а насекомые говорят:

Помогите нам наши домики найти, тогда укажем вам дорогу.

Дети, давайте поможем насекомым найти свои домики. Надо определить, сколько слогов в названии каждого насекомого и поместить их в нужный домик.

(Дети определяют количество слогов в слове и, комментируя, крепят картинки в нужный домик.

Примерные ответы детей:

Жук, (шмель)- В этом слове 1 слог, он живет в домике, где нарисован мак и одна полоска.

Муха, (паук) - 2 слога, живет в домике с ландышем и двумя полосками.

Муравей,(бабочка) - 3 слога, живет в домике с ромашкой и тремя полосками.)

Очень обрадовались насекомые и решили поиграть.

Дружно пальчики считаем - насекомых называем.

Сжимают и разжимают пальцы.

Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.

Поочередно сгибают пальцы в кулачок,

Начиная с большого.

Это кто же тут жужжиит? Ой, сюда пчела летит! Прячьтесь!

Дети приседают, делая ладонями «домик» над головой.

Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

На фланелеграф крепятся картинки: жаба, лужа, домик,

На столе буквы: А, Ж, А, Б и символы-кружочки, обозначающие гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Логопед. Идут Жук и Уж и видят большую лужу, а возле нее сидит Жаба.

Поздоровались наши друзья с Жабой и вежливо попросили у нее желтой краски. А она отвечает: «Не дам! Жалко краску. Вот если только поможете мне.

Была у меня надпись на домике «ЖАБА» и рассыпалась, а собрать я не могу.»

Дети, давайте поможем нашим друзьям починить надпись..

(Дети по одному, комментируя, крепят буквы на домик, составляя слово ЖАБА.)

Логопед. Чтобы домик был красивый, давайте под каждой буквой поставим символ звука.

(Дети делают звуковой анализ слова с выставлением символов-кружочков, комментируя свои действия: Первый звук -Ж- он согласный, всегда твердый, обозначаем синим цветом. Второй звук -А-, он гласный, обозначаем красным цветом. и т.д.)

Логопед. Ребята, а какой кружок у нас остался? И почему?

(Дети. Остался зеленый кружок, потому что в слове ЖАБА нет мягкого согласного звука).

Логопед. Молодцы! Жаба очень довольна, что ее домик стал такой красивый и даже подобрела. «Ладно, сказала она,- дам я вам ведерко желтой краски».

Работа над интонацией.

На фланелеграфе крепится домик Жука и Ужа с желтой крышей.

Логопед. Радостные Жук и Уж вернулись домой покрасили крышу желтой краской, сели на крылечко и решили поиграть - стали придумывать про Жабу предложения и по разному их произносить. Давайте тоже придумаем.

(Дети придумывают разные предложения. Логопед выбирает одно(например , Жаба живет возле лужи. ) и предлагает произносить с разной интонацией: грустно, вопросительно, радостно).

Итог.

Логопед. Понравилось вам путешествие? Какие задания мы помогли выполнить нашим друзьям? (Ответы детей)

Наши сказочные герои решили вас отблагодарить за помощь. Наступила весна, снег тает, и они дарят вам первые весенние цветы, в их названии тоже есть звук -Ж-. Как они называются?(Дети. Подснежники.)

В качестве приза каждый ребенок получает картинку с рисунком подснежника.

Логопед. А теперь нам пора обратно в детский сад, в нашу группу.

Поворачиваемся вокруг и говорим:

Раз, два, три, четыре, пять - В нашей группе мы опять.

Логопед. Спасибо, дети, вы все молодцы.

Использование звуковых игр

В процессе развития фонематического слуха, фонематического восприятия, формировании навыков деления слов на слоги и звукового анализа и синтеза я использую речевые игры со сказочными героями: Словознайкин и Звукознайкин. Такие игры активизируют деятельность детей, создают благоприятный эмоциональный фон, вызывают интерес и пользуются успехом у детей старшего дошкольного возраста.

Словознайкин прочитал много книг, знает много стихов, загадок, поговорок, знает все о словах, может объяснить значение всех незнакомых слов. А еще он придумал разные интересные игры, в которых научит нас делить слова на слоги и записывать их с помощью схем. А Звукознайкин знает все о звуках, правильно и красиво говорит. Он придумал игры со звуками.

Игры Словознайкина.

«Нарисуй слова»

Цели: Упражнять детей в умении делить слова на слоги и определении ударного слога.

Оборудование : карточки, разделенные на две колонки. В левой колонке карточки вертикально расположены предметные картинки (3-4 штуки), названия которых содержат разную слоговую структуру. На правой стороне, напротив каждой картинки, дается образец- схема этого слова (разделенные на слоги с обозначенным ударением). Эта сторона карточки закрыта чистой полоской плотной бумаги.

Описание игры:

Перед началом игры уточнить с детьми, что такое слог, ударение, сколько может быть ударных слогов в слове.

Затем каждому ребенку дается карточка. Предлагается рассмотреть картинки на карточке, назвать их, определить количество слогов и ударный слог.

Игры Звукознайкина.

«Разбери слова по звукам»

Цели: Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Развивать навык звукового анализа и синтеза слов.

Оборудование : карточки, разделенные на две колонки. В левой колонке карточки вертикально расположены предметные картинки (3-4 штуки). На правой стороне, напротив каждой картинки, дается образец- схема звукового анализа слова (гласные - красными, согласные твердые - синими, согласные мягкие - зелеными кружочками.) Эта сторона карточки закрыта чистой полоской плотной бумаги.

Описание игры:

Перед началом игры уточнить с детьми, какие бывают звуки. Каким цветом обозначаем гласные звуки? Твердые согласные? Мягкие согласные?

Затем каждому ребенку дается карточка. Предлагается рассмотреть картинки, назвать их. Затем, самостоятельно на чистой полоске карточки, напротив каждой картинки сделать звуковой анализ и записать схему.

После выполнения задания, дети убирают полоску, и проверяют по образцу, правильно ли выполнено задание.

Примечание : Для усложнения задания эти две игры можно объединить в одну.

Пичугина Г.А. Необычная поездка. «Логопед» №3, 2009г. Стихотворение в орг.моменте.

Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей. Речевые игры и упражнения №1 2006г.

Волина В.В. «Учимся играя». Новая школа. Москва 1994г.

(Звук -Ж- адаптированная сказка «Жадная жаба»)

Инновации в логопедическую практику. Сборник. Линка-Пресс. Москва 2008

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Санкт-Петербург 2011г.

Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Москва 2002г.

Логопедические занятия с детьми 6-7 лет. Санкт-Перербург 2004г.

Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ш, Ж. Ярославль 1996г.

Репина З.А. Уроки логопедии. Екатеринбург.1999г.

В этом возрасте артикуляционная гимнастика детьми выполняется с первичной демонстрацией взрослого и далее по его словесным указаниям:

  1. Улыбочка. Вначале губы растягиваются в улыбке, зубы прикрыты, затем они обнажаются и снова прячутся под губками.
  2. Наказание непослушного язычка. Язык ложится на нижнюю губку и верхней его надо пошлепывать. При этом произносится звук ”пя-пя”.
  3. Лопатка. Рот немного приоткрыт. Язык из своего обычного положения ложится на нижнюю губу, а затем прячется обратно.
  4. Трубочка. Рот открывается, язык максимально выдвигается вперед, его края загибаются трубочкой и так удерживаются несколько секунд.
  5. Облизывание губ. Рот полуоткрыт. Круговым движением языка облизываются губы сначала по часовой стрелке, затем обратно.
  6. Чистка зубов. Зубной щеточкой служит язык ребенка, который делает ”чистку” вначале краев верхних зубов, потом их внутренней поверхности, внешней. То же самое выполняется и с нижними зубами.
  7. Часы. Губки ребенка растянуты в улыбке при открытом рту. Кончик языка ритмично двигается вправо-влево, дотрагиваясь до его уголков.
  8. Змея. При открытом рту согнутый трубочкой язычок быстро выдвигается вперед и задвигается обратно. При этом прикасаться к зубам и губам нельзя.

Логопедические упражнения для детей: постановка звука „р”

Если ваш малыш не выговаривает звук „р”, то вам просто необходима консультация логопеда. Возможно, причина проблемы состоит в слишком короткой уздечке - перепоночке, которая держит язык. Ее еще называют подъязычной связкой. Диагностировать это сможет только логопед. И если он подтвердит, что уздечка действительно короткая, то стоит ее подрезать.

Тогда языку обеспечится необходимая амплитуда движений - и все упражнения для постановки звука ”р” будут эффективными.

Другими причинами неправильного произношения могут быть низкая подвижность артикуляционного аппарата (что исправляется упражнениями) , нарушение фонематического слуха. Последнее порой зависит от генетики. Если же физиологических основ нарушения дикции у малыша нет, то самое время проводить ежедневные упражнения. Не стоит беспокоиться по поводу непроизношения или неправильного выговаривания звука ”р” ребенком в 2-4 года. Если же он до 5 лет не выговорился, то тогда действительно следует начать занятия:

  1. Кисточка маляра. Это разминочное упражнение. Язык - кисточка, которой нужно погладить верхнее нёбо, начиная от зубов и далее в сторону горла.
  2. Гармошка. Рот немного приоткрыт, язык плотно прижимается сначала к верхнему нёбу, затем к нижнему с одновременным опусканием челюсти вниз.
  3. Чистка зубов. Рот приоткрыт немного. Язык-щетка двигается между зубами, достигая самых крайних уголков.
  4. Комарик. Нужно приоткрыть рот, кончик языка продвинуть между зубами и так попробовать произнести звук «з-з-з» , изображая комара. Затем кончик языка перемещается вверх, упираясь в верхние зубы, а комарик при этом продолжает издавать свой писк.
  5. Рот открыт, конец язычка прижимается к верхним зубам. Ребенок должен быстро произносить звук «д-д» . В это время взрослый шпателем или просто чайной ложечкой, ее ручкой ритмично, но без нажима должен колебать уздечку влево и вправо. Вибрация воздуха будет постепенно превращать произносимый звук „д” в „р”. Это основное упражнение для его постановки.

Волнующая многих родителей и далеко не самая простая сама по себе тема о постановке звуков у детей пятилетнего возраста требует тщательного рассмотрения. Занятиям по логопедии у детей часто уделяется очень мало внимания, и совершенно зря. Взрослые отмахиваются, мол, пройдет само с возрастом, но ведь может и не пройти. Зачастую «корявая» речь взрослого человека берет свои истоки именно с этих детских «недоучек».

Неправильная нечистая речь создает сначала ребенку, а потом и взрослому, массу комплексов. Он становится замкнутым и малообщительным. Спешите исправлять недостатки уже сейчас, чтобы помочь крохе избежать подобных проблем в будущем. Этим можно заниматься и дома. Домашняя обстановка раскрепощает ребенка, и ему проще свободно заниматься. Предлагаем вашему вниманию ряд полезных и интересных игр, которые вы сможете организовать самостоятельно.

Проработка речи у ребенка должна начинаться с дошкольного возраста

Виды дефектов

Обратимся сначала к основным видам речевых нарушений. Существует их огромное количество, но каждый в итоге становится уникальным, так как принадлежит конкретному ребенку:

  • Заикание (рекомендуем прочитать: ). Явление это встречается чаще всего. Заметить его можно уже ближе к трем годам, когда ребенок начинает выстраивать свои первые большие предложения. Для исправления дефекта лучше незамедлительно обратиться к специалисту. Важно также следить за успехами и не бросать игровые упражнения, ведь бывают случаи, когда «болезнь» снова возвращалась.
  • Дислалия (рекомендуем прочитать: ). Подразумевает под собой это мудреное слово ни что иное, как путаницу в произнесении отдельных согласных звуков. Наиболее часто это явление охватывает звуки «р», «л» и «ш».
  • Гнусавость. Такое явление тоже имеет место среди дефектов, но вероятнее всего проблема лежит именно в неправильном строении речевого аппарата, тогда маме и папе прямая дорога к ЛОРу, который постарается ее решить и максимально исправить.
  • Общее недоразвитие речи или . Зачастую это явление глубоко связано с неправильным подходом в общении с ребенком. В семье с малышом часто сюсюкались, коверкали слова и окончания. Все это создало огромную путаницу в детской головке и теперь он уже сам постоянно путает предлоги, окончания и т.д. Спешите исправлять, ведь школа не за горами!
  • Врожденные заболевания на неврологической почве. В данном случае консультация и лечение у невролога строго необходимы.
  • Задержка речевого развития или ЗРР. Проявить себя этот недуг может ближе к трехгодовалому возрасту. Среднестатистический ребенок обычно говорит в этом возрасте много и без умолку, а вот если наблюдается явная скудость речи, стоит навестить специалиста для консультации.

Будьте всегда начеку. От вашего пристального внимания не должны ускользнуть никакие изъяны. Заметив неладное, не откладывайте лечение, а как можно скорее обратитесь к опытным врачам.


Если скудость речи дошкольника бросается в глаза, нужно проконсультироваться с опытным логопедом - возможно, будут выявлены определенные отклонения

Помощь логопеда: когда пора?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Надо с грустью признать, что современные средства коммуникации, такие как телевизор, компьютер, резко и основательно вытеснили из жизни общение. Чтение книг свелось к минимуму, а вот просмотр телепередач и мультфильмов занимает чуть ли не полдня. Дети чрезмерно мало общаются как с родителями, так и друг с другом. Телевизор предлагает широкий спектр всего интересного и увлекательного, а значит искать другие пути получения информации нет смысла.

Отсюда появляются проблемы со звукопроизношением. Встречаются они все чаще и чаще, а усугубление проблемы подчас становится быстрым. За телевизором и монитором родитель может не заметить, что ребенку нужна помощь, а ее стоит оказывать чем раньше, тем лучше. Любая проблема, в частности логопедическая, не терпит отлагательств, тогда возможность исправить неладное и поставить правильную речь значительно увеличивается.

Домашние занятия по логопедии

Наиболее часто врачей-специалистов по логопедии посещают родители с детками после четырехлетнего возраста. Это возраст, когда дети могут уже освоить произнесение сложных согласных звуков, а также умеют строить логически законченные предложения. В шестилетнем возрасте ребенок запросто может построить рассказ - к примеру, по картинке. Такая задача не по плечу вашему чаду? Это повод обеспокоиться и попросить помощи у специалиста.

Постановка диагноза у логопеда или иного специалиста будет подразумевать посещение уроков - как правило, несколько раз в неделю. Нужно обязательно соблюдать график, иначе добиться устойчивого результата будет достаточно сложно.

Усидчивость и упорство непременно дадут свои достойные и приятные плоды в виде чистой речи. Игры дома желательно проводить в хорошем настроении и не заставлять кроху заниматься против его воли. Предложим вашему вниманию интересные и полезные упражнения, которые можно проводить в домашних условиях, отталкиваясь от имеющейся проблемы.


Родители тоже могут заниматься с ребенком дома, используя для этого дидактические материалы

На произношение звуков

Чаще всего в поле деятельности логопеда попадают звуки Л, Р и Ш. Именно они являются самыми коварными. Кроха может сначала их просто пропускать в словах и не произносить. Это вариант нормы, со временем малыш освоит эти звуки, но ситуация усложняется, когда на их смену ребенок выбирает более легкие звуки и заменяет ими трудные для произношения.

Звук Р

Важно перед играми размять весь артикуляционный аппарат. Работать у детей должно все - и язык, и губы, и небо. Начнем со звука Р. Хорошими помощниками станут такие упражнения:

  • Рот следует широко открыть и в этом положении улыбнуться. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Язычок своим кончиком совершает гладящие движения по верхнему небу вперед-назад. Потренируйтесь сами, чтобы суметь объяснить впоследствии это ребенку более наглядно и доступно.
  • Кончик языка совершает чистящие движения зубок с их внутренней стороны. Рот при этом открыт широко. Правильное объяснение поможет справиться с этим упражнением любому 5-летке.
  • Хорошим упражнением станет вот такой развивающий вариант. Небольшой шарик с отверстием следует надеть на палочку. Малютку просим открыть рот и произнести: «ДДРРР». В этот момент надо проводить шариком под язычком. Движения должны быть быстрыми.
  • Малышу дается задание произнести слово «да». Кончик языка при этом упирается в верхние зубки. Затем звук «Ды», теперь уже язычок упирается в верхнее небо.

Правильно поставить артикуляцию для произнесения звука «р» вам поможет обучающее видео, которое вы увидите ниже. Переходим к следующему трудному звуку.

Звук Л

Произносим звук «Л»:

  • Рот широко открыт, а язычок лежит на нижней губе. Помогая себе рукой, поддерживая подбородок, произнесите слоги «ла», «ло», «ли», «лу».
  • Совершайте красящие движения язычком по поверхности неба.
  • Предложите крохе достать языком до кончика носа.
  • Облизываем губки, как будто там осталось варенье.

Звук Ш

Переходим к сложному звуку «Ш»:

  • Самый кончик язычка поместить под верхнюю губу. Теперь резкий рывок вниз, должен получиться звонкий щелчок.
  • Вытянуть губки вперед трубочкой и замереть в этом положении около 7 секунд.
  • Небольшую ватку положите на носик малышу и предложите сдуть ее. Задача крохи поднять ватку вверх. Упражнение это очень веселое и наверняка понравится вашему малышу.

Это были упражнения на артикуляцию и правильную постановку звуков. Ниже мы рассмотрим интересные варианты упражнений для ежедневной развивающей деятельности.

Занятия для четкой речи

Дети-пятилетки уже весьма сообразительны и прекрасно умеют повторять за взрослыми, воспроизводить даже очень сложные действия. Действительно, задания на артикуляцию подчас могут быть весьма тяжелыми. Мы исключили все самое сложное и оставили только те упражнения, которые просты в исполнении и в то же время весьма эффективны. Они будут отличной тренировкой и для деток с ОНР.

Артикуляционная гимнастика

  • Широко улыбнуться, показав всем свои зубки. Затем вытягиваем губки вперед трубочкой.
  • Максимально напрячь мышцы губ, после совершить плавное расслабление.
  • Слегка покусывать поочередно нижнюю и верхнюю губки.
  • Изображаем язычком цокот копыт. Все детки обожают так делать.

Времени для разминки понадобится не больше 15 минут. Все упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, имеющим некоторые нарушения в дикции.

Предложим еще забавные и эффективные речевые игры для детей 5-6 лет для правильной постановки звукопроизношения:

  • Воспроизводить младенческий плач: «Уа-уа!»
  • Пищим как мышки: «Пи-пи-пи».
  • Кричим, как будто мы заблудились в лесу: «Ау! Ау!»
  • Гудим как ветер в горах: «Ууууу!»
  • Сочетаем гласные и согласные звуки. Кричим как животные: «Мяу», «Гав», «Ква-ква», «Га-га-га».
  • Рычим как мишки: «Ррррр!»
  • Поем песенку: «Ла-ла-ла, ля-ля-ля».

К слову сказать, пение весьма полезно для обучения правильной речи. Любая любимая песня окажется кстати. Многие детки очень любят песни вроде «Во поле березка стояла» или «Жили у бабуси два веселых гуся». Они станут отличными помощниками, ведь там происходит плавное растягивание звуков, а для коррекции произношения - это отличная вещь. Не зря в детских садах в образовательную программу, обязательно включаются музыкальные занятия, правда они не исключают деятельности логопеда, присутствующей там же.


Пение, даже любительское, помогает ребенку быстрее выработать навыки правильной речи

Занятия в детском саду

В детских садах, как правило, проводятся игры по логопедии, которые делятся на 2 основных типа:

  • Индивидуальные. Когда у определенного ребенка присутствует проблема, требующая решения.
  • Групповые. Занятия проводятся одновременно с несколькими детьми, у которых имеются схожие дефекты речи.

Такие занятия необходимы в каждом дошкольном учреждении, но правда бывают не повсеместно. Ближе к школьному возрасту занятия по логопедии становятся обязательными, ведь идет подготовка к школе. Прекрасной тренировкой станут распевки. Вроде бы и песни, но не простые. Звуковое произнесение происходит вместе с совершением определенных действий.

Хорошая игра «Летящий самолет». Малыши хором изображают звук летящего самолета: «Уууууу!». При этом для убедительности следует расправить руки-крылья. Командуем:

  • Самолет подлетает ближе (гудение становится громче), самолет улетает (звук делается тише).
  • Поломка! Одновременно с гудением, малыши ударяют себя ладошкой по груди.
  • Заходим на посадку! Продолжая напевать: «Ууууу!» самолетики приземляются и садятся на свои стульчики.

Позанимайтесь с микрофоном. Попробуйте показать детям, как меняется громкость звука, когда мы то приближаем, то отдаляем микрофон.

Помните, что большинство проблем решаемо. Главное - не запускать и не сбрасывать все на самотек, а заниматься и развиваться, тогда даже диагнозы вроде ЗПР или ЗПРР не будут казаться такими уж страшными.


Работа с микрофоном позволяет развить артистизм ребенка, а ему самому дает возможность услышать свою речь со стороны

Когда врач поставил «ЗПР»

Кроме родителей, готовых самостоятельно найти массу недостатков у своего кровинушки, есть и такие, которые наоборот не замечают очевидного. В пять лет ребенок должен уметь свободно и связно излагать свои мысли. Путать слоги в словах в этом возрасте недопустимо.

Приведем ряд диагнозов, постановка которых часто очень пугает родителей:

  • ЗРР. Отстает в своем развитии при данном диагнозе только произносительная сторона. Психические же функции не нарушены. Ранняя диагностика позволит не перерасти ЗРР в ЗПРР.
  • ЗПРР – задержка психоречевого развития (рекомендуем прочитать: ). В данном случае страдает не только речь, но и психика, а вместе с ней и умственные способности.
  • ЗПР – задержка психического развития. Обширный диагноз, который кроме прочих областей также затрагивает и произносительные навыки ребенка.

При постановке одного из диагнозов следует как можно скорее обратиться за помощью к специалистам, ведь чем раньше будет начат процесс лечения, тем быстрее и эффективнее произойдет реабилитация. Запущенность может произойти в любом виде заболевания, поэтому не откладывайте начало терапии.

Любящие родители должны в первую очередь создать для ребенка положительную и спокойную внешнюю среду, а также заняться поиском толковых врачей. Здесь, скорее всего, понадобится логопед и невролог. Ниже мы приведем небольшой список дидактической литературы, которая может оказаться весьма полезной при корректировочных упражнениях с ребенком.

Литература

Когда у кого-то в семье имеются речевые дефекты, под рукой и на полках обязательно должны быть дидактические тематические книги. Грамотные авторы предлагают комплексы уроков для логопедических игр, которые будут весьма полезны.

  • «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», автор Теремкова Н.Э. Это первый из четырех альбомов. Каждый альбом посвящен отдельным лексическим темам.
  • «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет», автор Дербина А.И. Оптимальный способ научить чему-то ребенка – это игра. Игровая форма подачи материала будет уместна для деток дошкольного возраста. Подойдет данная книга для родителей деток, имеющих сложные речевые дефекты.
  • «Уроки логопеда. Игры для развития речи», автор Косинова Е.М. В данной книге тоже предлагается игровая форма подачи материала, а еще один большой плюс, что по ней можно заниматься с детьми абсолютно разного возраста: от 6 месяцев и до 6 лет! В книге имеются задания для пальчиковой и для артикуляционной гимнастики (рекомендуем прочитать: ).Loading...