Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией. Голубева Г.Г

О проблемах русской культуры и русской речи сказано и написано очень много. Они широко освещаются в прессе, обращая внимание педагогов на снижение таких аспектов культуры устной речи, как орфоэпические нормы, отсутствие «чувства» языка, не владение логикой языка и т. д.
Мы живём в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология, социальные факторы сказались на особенностях развития речи дошкольников.
В связи с этим речь детей имеет различные нарушения, не всегда является эффективным средством коммуникации и не выразительна.
А ведь именно дошкольный возраст – период интенсивного развития личности, который характеризуется целостностью сознания эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребёнка в различных видах деятельности.
Развитие выразительности речи дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.
Одним из типов выразительности речи является интонационная выразительность. Подходы к понятию интонация разнообразны.
Интонация(от лат. Intono – громко произношу) – совокупность просодических элементов речи, таких как мелодика, ритм, темп, интенсивность, тембр и др.
Интонация фонетически организует речь, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессивной и эмоциональной окраски.
Б. Н. Головин под интонацией понимает движение, в процессе развертывания речи, высоты её звучания, силы, тембра, темпа и членение её паузами. Интонация – явление весьма сложное, несмотря на то, что слушателем оно воспринимается как нечто целостное, нерасчленённое и поэтому « простое».
В.В. Соколова определяет интонацию как единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа и тембра произношения. Некоторые исследователи включают в состав компонентов интонации и паузы.
Рассмотрим основные характеристики интонационной выразительности.
Просодика – сложный комплекс элементов, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоции.
Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.
Сила голоса –произнесение звуков, фраз с различной громкостью.
Темп речи – скорость протекания речи во времени, её ускорение или замедление, обусловливающее степень её артикуляторной и слуховой напряженности.
Тембр – окраска, качество звука.
Логическое ударение – интонационное средство; выделение, какого – либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.
Все эти компоненты – звуковая оболочка речи и звучания, материальное воплощение содержания, смысла речи. Они взаимосвязаны и реально существуют в единстве.
У детей с нарушениями речи интонационные возможности характеризуются рядом особенностей:
· недостаточно четкое различение интонационных конструкций в речи собеседника;
· слабое различение варьирования темпа и громкости в речи окружающих людей;
· глухой, маловыразительный и слабомодулированный голос;
· недостаточное осознание использования интонационных конструкций, изменения темпа, громкости;
· бедность мимики жестов, пантомимики;
· недостаточное понимание и передача жестов, мимики, пантомимики, обозначающих чувства, состояния, переживания.
Следовательно, в процессе логопедического воздействия важная роль отводится работе по формированию интонационной выразительности речи ребёнка.
Борисова Е.А. выделяет среди дошкольников несколько групп:
1) Дети, имеющие выраженную, эмоциональную речь, не комплектующие и не стесняющиеся в присутствии сверстников или взрослых;
2) Дети, проявляющие живость и выразительность лишь в кругу хорошо знакомых и близких людей; в новой обстановке они теряются, конфузятся, замыкаются;
3) Дети безынициативные, с невыразительной речью и мимикой, скованные, но легко подражающие средствам выразительности взрослого и в ходе тренировочных упражнений закрепляющие их и демонстрирующие их в дальнейшем;
4) Дети, имеющие очень низкие внешние эмоциональные проявления, отказывающиеся от публичных выступлений.
Пользуясь данной классификацией, из детей, зачисленных на логопункт моего детского сада на начало года прошлого учебного года к первой группе относились 16%, вторая группа-24%, третья группа -40%, четвёртая – 20% детей.
На конец года: первая группа-67%, вторая группа -20%, третья группа – 13%, четвертая группа -0%.
Основные задачи по формированию интонационной выразительности:
· формировать представления об интонационной выразительности в импрессивной речи;
· учить модулировать голос по высоте, силе и тембру;
· учить выражению с помощью голоса экспрессивно – эмоциональных оттенков речи
· развивать способности к саморегуляции, умения выполнять деятельность согласно заданному способу;
· Развивать способности понимать свои эмоции и чувства и передавать их с помощью мимических и интонационных средств.
Одним из наиболее эффективных методов в формировании выразительности детской речи является театральная деятельность с детьми. Театральные игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно – речевой и игровой деятельности.
Использование знакомых и любимых сказок, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка, предоставляют возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании.
Театральная деятельность открывает широкие перспективы формирования выразительности речи детей, но в жестких временных рамках логопункта детского сада, сложно реализовать данный метод в полном объёме.
Проективная деятельность с детьми одно из новых направлений, которое может быть использовано для формирования выразительной речи детей.
В рамках курсов повышения квалификации, мною и группой логопедов, был предложен творческий проект для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Цель это проекта:
Дети научатся модулировать голос по высоте, силе и тембру, выражать с помощью голоса экспрессивно – эмоциональные оттенки в речи через создание мультфильма по сказке В. Сутеева « Кто сказал мяу?». Продуктом проекта был мультфильм на основе детских рисунков по сказке В. Сутеева « Кто сказал мяу?».
Данный проект очень интересный, эффективный, но требует хорошего владения специальными техническими знаниями.
В старших группах дети должны выражать разнообразные и тонкие чувства. У детей старшего дошкольного возраста одновременно с собственной эмоциональностью речи следует формировать умение слышать выразительность других, т.е. анализировать на слух некоторые качество речи.
Для формирования эмоциональности речи детей мною активно используются карточки с изображением различных эмоциональных состояний детей.
1. Упражнения с использованием карточек «эмоций»:
· Рассмотреть карточки и ответить, какие эмоции испытывает каждый из изображенных детей.
· Попросить объяснить, что такое « радость». Пускай ребёнок вспомнит, когда чувствует радость; как он выражает свою радость. Проработать таким же образом и остальные эмоции.
· Рассмотреть с ребёнком пиктограммы, которые схематично отображают эмоции. Подобрать пиктограммы к фотографиям детей.
· Ребёнок с закрытыми глазами вытягивает одну из карточек и с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, изображенное на карточке. Один ребёнок показывает, остальные угадывают.
· Дети самостоятельно рисуют свои пиктограммы.
· Прослушав стихотворение, дети находят карточку с соответствующим «настроением».
· « Мимический диктант». Взрослый произносит предложения, дети последовательно выставляют карточки – пиктограммы с соответствующими мимическими выражениями.
· Ребёнок вытягивает карточку и повторяет предложенную или самостоятельно составленную фразу с выпавшим настроением. Остальные дети, должны угадать его «настроение».
· Произнести одну и ту же фразу, передовая разное отношение к случившемуся (грусть, радость, удивление).
· Дети составляют предложение по предметной или сюжетной картинке, передавая заданное эмоциональное состояние.
Все фразы, стихотворения, тексты для данных упражнений подбираются для автоматизации поставленных звуков.
Многие авторы для выполнения некоторых из перечисленных заданий предлагают использовать « мимический кубик».
2. Упражнения на развитие высоты и силы голоса.
Голос – важная речевая характеристика, которая способствует общению, или затрудняет его.
Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно прямо и мгновенно передаёт эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим.
2.1. Формирование умения изменять силу голоса.
Все упражнения выполняются с соблюдением правильной техники дыхания и с использованием сохранных звуков.
· Длительное произнесение отдельных гласных и согласных звуков:
а-а-а-а, у-у-у-у, з-з-з-з.
· Упражнение « Эхо»: логопед произносит звук « А» то громко, то тихо, то длительно, то кратко. Детям следует повторить.
· Упражнение «От тихого к громкому»: дети изображают, как пыхтит ёжик в лесу, который подходит к ним всё ближе и ближе.
· Упражнение «От громкого к тихому»: дети представляют, как улетает от них филин всё дальше и дальше (Ух-ух-ух).
· Посчитай от 1до5, назови дни недели разным по силе голосом так, чтобы первое слово произносилось тихо, второе громче и наоборот.
· Произнеси чистоговорку так, чтобы первая строчка звучала громко, вторая тихо, третья громко, четвертая тихо.
· Послушай текст, подумай, где нужно изменить силу голоса.
2.2 Формирования умения изменять высоту голоса.
Упражнение « Медведица и медвежонок». Произнести «топ –топ» низким или высоким голосом.
· Упражнение « Комар – медведь».Произнести заданную фразу либо высоким голосом («как комар»), если логопед показывает игрушку или изображение комара, либо низким голосом («как медведь»), если показывают медведя.
· Посчитай от 1до5, назови дни недели разным по высоте голосом так, чтобы первое слово произносилось высоко, второе ниже и наоборот.
· Игра « Крокодил». Ребёнок берет, закрыв глаза, карточку с рисунком животного, птицы или их детёнышей и изображает данного животного, имитируя его движения и голос. Остальные дети должны угадать, кто он.
На этапе закрепления мною используется игра « Стоит в поле Теремок». На поле изображен Теремок, вокруг которого изображены различные животные. Путешествуя по дорожкам, игроки выполняют различные задания и получают цветы и подарки.
Игра заканчивается, когда один из игроков придет к финишу.
Определяются победители в номинациях « Скороходы» и « Артисты».
Детям старшего дошкольного возраста нравятся игры – путешествия, поэтому я изготовила своё игровое поле, каждый цвет которого соответствует, какому-либо небольшому заданию, связанному с формированием интонационной выразительностью речи. Если выполняешь задание правильно, то твоя фишка остается на выпавшем кружке, если нет, возвращаешься на прежнее место и передаёшь ход. Есть чёрный цвет пропуск хода, есть зелёный дополнительный ход. Правила этой игры можно постоянно менять и использовать это игровое поле при любой другой теме.
Таким образом, от систематичной и кропотливой работы учителя – логопеда, требующей терпения и изобретательности, зависит то, овладею ли дети яркой, эмоциональной речью, будут ли использовать в ней все средства выразительности.

Интонационная выразительность речи

Ещё в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может о многом "рассказать": хорошо ли выспался? рад чему - либо? расстроен чем - то? Вспомните, с какой легкостью младенец угадывает голос матери среди других голосов, понимает, сердится она или довольна им, дело в том, что основным носителем смысла речи для маленького ребенка является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении.

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. "Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, «… есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьсот способов сказать "нет", в то время как написать это слово можно только один раз". (Б. Шоу) .

Что же это такое, интонационная выразительность речи?

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания, поскольку очень важно уметь различать и самому передавать чувства: радость, печаль, удивление и т.д. Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон), усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Интонация - это сложный комплекс, включающий несколько выразительных средств звучащей речи.

Мелодика - повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность и др. Именно это позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют её гласные звуки, изменяясь по высоте и селе.

Темп - ускорение и замедление речи в зависимости о содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.

Ритм - равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги. Иначе говоря, чередование следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса.

Фразовое ударение - выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов.

Логическое ударение - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании.

Тембр речи - звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый мрачный и т. д.

Как правило, интонационной выразительностью дети овладевают естественным путем. Но как показывает практика,у воспитанников с речевыми нарушениями, имеются нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур. Речь наших детей монотонна и невыразительна, убыстренная или наоборот - замедленная. Они не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

Коррекционная работа с детьми по формированию интонационной выразительности сочетает мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, ритма, темпа, силы и модуляции голоса. А также на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов, развитие эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства и настроения

Как Вы думаете, зачем нужно развивать у ребенка интонационную выразительность? Что поможет формированию интонационной выразительности речи?

Именно эмоциональная речь взрослых служит образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания. При заучивании стихотворения, при рассказывании или пересказе взрослый сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную речь взрослых, и в самостоятельной своей речи начинают использовать нужные интонации. =-----Попробуйте выразительно рассказать вместе с ребенком любое стихотворение, например:

Маша варежку надела: -Ой, куда я пальчик дела?

Нет ведь пальчика, пропал, в свой домишко не попал.

Маша варежку сняла: - Поглядите-ка, нашла!

Ищешь-ищешь, не найдешь, здравствуй, пальчик!

Как живешь?

Получилось? Здорово!

Теперь поговорим о работе над темпом речи. Ребенок обладает собственной скоростью протекания во времени психических процессов. Это касается и речи. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном, чем замедленном темпе. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи. Артикуляция звуков ухудшается. Иногда отдельные звуки, слоги и даже слова проглатываются. Особенно часто это бывает при произнесении длинных слов или фраз. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети научились говорить в умеренном темпе, при котором слова звучат особенно отчетливо, выразительно и красиво. Учите детей отхлопывать ритмы. Например, такие:

Простые ритмы Сложные ритмы

! -!

! -!

! -! -!

! -! -!

! -!

! -! -!

! -! -!

Предлагаем детям выразить определенные эмоции при помощи мимики и выразительных движений (радость, удивление, интерес, жалость, обида и т. д

Развитию понимания эмоционально - образного содержания высказываний способствует ознакомление дошкольников с устным народным творчеством.

Прежде всего - это слушание сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, подчеркивающими смысл фразы, хорошо модулированным голосом, так, чтобы каждый герой повествования имел свой узнаваемый голос.

Очень хорошо зарекомендовали себя в этом смысле диски со сказками и стихами, прочитанные профессиональными актерами. После неоднократного прослушивания сказки можно предложить ребенку пересказать текст, подражая голосам актеров.

Полезно использовать упражнения, направленные на развитие смены голоса. Этой же цели могут служить стихотворения, содержащие вопросительные и повествовательные предложения такие как “Кулики”.- Кто там бродит у реки? - Это наши кулики. - А чего они хотят? - Накормить своих ребят. - Где ребята? - На песочке. - Сколько их? - Сынок и дочка. У сынка на горлышке все промокли перышки, от того, что, не спросясь, сунул клювик прямо в грязь.

И, конечно же, по эстетической значимости и влиянию на выразительность речи и общее развитие ребенка почетное место по праву принадлежит театрализованной деятельности. Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств малыша. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Устраивайте дома, пусть небольшие, но увлекательные и наполненные эмоциями представления.

Игровые упражнения

для развития интонационной выразительности речи

1.Взрослый называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией - так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т.п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).

По мнению Жинкина, интонационная выразительность речи является наивысшим уровнем развития языка. Просодические проявления можно отметить уже у детей в младенческий период .

Начальным этапом доречевого развития считается рефлекторный крик ребенка, который к 2-3 месяцам жизни становится все более модулированным и отражает различные оттенки недовольства, являясь тем самым средством коммуникации с окружающими. До двух месяцев голосовые выражения дифференцируются благо-I даря разным интонациям голоса (крика, плача), но более подробной дифференциации плач уже не получает, так как после двух месяцев дифференцируются звуки. В сочетании с выразительными мимическими движениями интонированный крик и модулированные звуки являются средством выражения состояния ребенка. Р.В. Тонкова-Ямпольская указывает, что во время крика ребенка активизируются специфические зоны коры. Ребенок слышит свой крик, импульсы достигают слухоречевых и речедвигательных зон коры, а отсюда передаются на органы артикуляции, постепенно давая им толчок к развитию.

В 2-4 месяца у ребенка появляются короткие звуки - гуканье, а затем и гуление. Звуки не несут смыслового содержания, но имеют определенную интонацию, с их помощью ребенок привлекает внимание взрослого. Прежде всего, дети усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто употребляются взрослыми. Звуки гуления становятся средством общения с взрослым в силу их интонационной выразительности, начиная с конца третьего месяца жизни, когда звуки гуления делаются достаточно отчетливыми по интонации .

Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепета происходит после шестого месяца в течение седьмого месяца, затем процесс накопления звуков замедляется и новых звуков появляется мало. Процесс интенсивного накопления звуков в лепете совпадает с периодом миелинизации, значение которой заключается в том, что с ее наступлением связан переход от генерализованных движений к более дифференцированным. От 7-8 месяцев до одного года артикуляция особенно не расширяется, но появляется понимание речи. Семантическую нагрузку в этот период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова. Общение осуществляется с помощь эмоциональной интонации. Примерно к 11 месяцам появляются активные лепетные цепи слогов. При этом какой-либо слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. Вероятнее всего, это начальная стадия формирования ударения.

Данные онтогенеза свидетельствуют о том, что интонационные средства воспринимаются и усваиваются детьми значительно раньше, чем начинается формирование словесной речи. Исследование Тонковой-Ямпольской показали, что процесс овладения интонационной системой языка начинается у ребенка уже на стадии гуления. Гвоздев отмечает, что ребенок пользуется интонацией понижения для выражения спокойного констатирования уже в период однословного предложения. Примерно в то же время появляются разновидности восклицательной интонации, а на втором году жизни - вопросительные .

Проявления интонационной выразительности речи, выражающиеся в виде эмоционально-выразительных вокализаций, являются предпосылкой языкового развития ребенка.

Интонационная выразительность речи включает в себя несколько акустических компонентов: тон голоса, его тембр, интенсивность, или силу звучания голоса, мелодику, паузы, словесное логическое ударение, темп речи. Эти акустические характеристики интонационной выразительности речи зависят от частоты и амплитуды колебания голосовых связок, от степени мускульной напряженности органов речи, от различной скорости смены артикуляций, от эмоционального тонуса.

Интонационная выразительность речи увеличивает объем сообщения, сообщая не только то, что содержится в тексте, но и то, что в подтексте. Анатомо-физиологическую природу интонационной выразительности речи составляют речедвижения, в основе которых лежат модуляции глоточной трубки, влияющие на мощность звуковой речи (Жинкин) .

Интонационная выразительность речи уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя. Интонация организует смысловую сторону речи при помощи логических интонаций - повествования, перечисления, выделения ударных слов, изменения темпа речи.

Восприятие интонации отмечается у детей раньше, чем воспроизведение. Это связывают с тем, что интонационное поле речеслухового анализатора (восприятие интонации) заканчивает свое становление к концу периода лепета, тогда как становление интонационного поля в речедвигательном анализаторе (воспроизведение интонации) заканчивается только в период формирования устной речи.

Классификацию типов интонационной выразительности речи предложил А.К. Цеплитис и выделил следующие :

1. Интеллектуальные

2. Волюнтативные

а) повествовательные

б) побудительные

3. Эмотивные

4. Изобразительные

Значение интеллектуальных типов интонационной выразительности речи предоставляет собой отраженные в языке моменты мыслительной деятельности, связанной с порождением высказываний: утверждение (передача информации) или вопрос (выражение желания получить информацию).

Волюнтативные значения интонационной выразительности речи относятся к сфере речевой деятельности человека. Выделяют две группы волюнтативной интонации:

а) повествовательные - интонация констатации в высказываниях факта или суждения, но не выражающих интонационно волю или эмоциональное состояние говорящего; интонация совета, но без принуждения исполнить его;

б) побудительные типы интонации: интонация приказа; интонация просьбы.

Эмотивная интонация - выражение эмоций интонационными средствами: гнева, испуга, нежности, печали, равнодушия, стыда, удивления.

Изобразительные типы интонационной выразительность речи служат для воспроизведения физических свойств явления, предмета. Семантика этих типов интонационной выразительность ричи связана с такими психическими процессами, как восприятие, ощущение, воображение. Например, для сообщения о чем-то большом используется низкий диапазон голоса, т.е. низкие частоты и замедленный темп, а для характеристики чего-то маленького используется высокий диапазон голоса.

Мелодика является основным компонентом интонационной выразительности речи и обеспечивает повышение и понижение тона голоса. Фонетическая мелодика в сочетании с ударением и паузами оформляет смысловые отношения между частями фразы. Русской речи свойственно четыре вида мелодики по направлению движения тона: нисходящая мелодика, восходящая мелодика, восходяще-нисходящая мелодика, ровная мелодика.

Старший дошкольный возраст это период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности (Л.С. Выготский, В.А. Жилин, Г.Г. Кравцов, и др.) .

В системе факторов, обусловливающих становление личности, особая роль принадлежит выразительности речи. Уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится основным средством общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением (Л.С. Выготский и др.).

При достижении старшего дошкольного возраста формирование речи настолько значительно, что можно говорить не только об овладении им фонетикой, лексикой, грамматикой, но и о развитии таких качеств речи, как содержательность, точность и выразительность .

Речь является важным средством самовыражения ребёнка. С этой точки зрения особое значение имеет выразительность как качественная характеристика речи, многие исследователи подчёркивают функциональное значение выразительности речи (Е.Э. Артемова, Н.С. Жукова др.) .

Выразительность речи обеспечивает эффективность коммуникации, способствует донесению смысла высказывания до слушателей. Уместное и оправданное использование средств речевой выразительности делает старшего дошкольника интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, позволяет привлечь внимание взрослых и сверстников. Старший дошкольник с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.

Выразительность речи позволяет старшему дошкольнику ярче проявить себя в разных видах деятельности, и прежде всего, в игровой и в художественной. Выразительность характеризует не только уровень формирования детской речи, но и особенности личности старшего дошкольника: открытость, эмоциональность, общительность и так далее. Широкое влияние, которое оказывает выразительность на коммуникативную культуру личности, взаимоотношения с окружающими, самовыражение в разных видах творческой деятельности, обусловливает необходимость исследования факторов и средств формирования выразительности речи в старшем дошкольном возрасте.

Л.С. Выготский подчёркивал, что сущность процесса формирования индивида состоит в его постепенном вхождении в человеческую культуру посредством овладение особыми «орудиями ума». К ним, прежде всего, относятся язык и речь, которые всегда стоят между человеком и миром, и являются средствами открытия для субъекта наиболее существенных сторон окружающей действительности. Кумулятивная накопительная функция родного языка, позволяет рассматривать его важным каналом духовного формирования личности .

Ограниченные интонационные возможности дошкольников характеризуются рядом особенностей:

  • · недостаточная модуляция голоса по силе и высоте;
  • · нарушения координации движений дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры;
  • · нарушения дыхательной функции: ослабленное речевое дыхание, короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта;
  • · трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;
  • · нарушения мелодического компонента интонации;
  • · нарушения темпо-ритмической организации высказывания.

Если речь у детей неразвита или плохо развита, то страдают такие психические процессы как: внимание, память, восприятие и, самое главное, логическое мышление. Следовательно, необходимо развивать у детей дошкольного возраста развития навыки общения. Очень важно, чтобы ребенок умел владеть голосом, интонацией, умел модулировать голос в зависимости от обстановки, в которой он находится, будь то общение с взрослыми, сверстниками, в игре, учебной деятельности или в повседневной жизни.

Работа по формированию выразительности речи у старших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях: воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.

Ритм и интонация речи и стиха начинают уступать ведущее место слову. Слово сначала в речи, затем в стихах становится носителем смысла, а ритм и интонация превращаются в своего рода аккомпанемент словесной речи. Вместе с тем перестройка ритма и интонации речи таит в себе опасность: слово может настолько оттеснить ритм, что фактически речь ребенка теряет свою выразительную красочность и ритмичность.

Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях.

Таким образом, выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи. Выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи старшего дошкольника.

Роза Змановская
Интонационная выразительность речи

Интонационная выразительность речи

Все мы знаем о том, что устная речь имеет большой запас средств для передачи мыслей и чувств. Роль интонации в речи огромна .

Интонация – сложное явление , которое включает в себя следующие элементы :

б) логическое ударение;

г) темп речи ;

д) тон высказывания;

Выясним сущность каждого элемента.

Мелодика существенно влияет на значение высказывания, его смысл.

Например : Он пришёл (констатируем факт) .

Он пришёл? (вопросительная интонация ) .

В любом предложении важное по смыслу слово выделяется голосом, ставится логическое ударение.

Способы выделения логически ударного слова в устной речи :

а) повышение или понижение тона на этом слове;

б) замедленное произнесение слова;

в) пауза перед логически ударным словом.

Способы выделения логически ударного слова в письменной речи :

а) выделяющийся шрифт;

б) прописные буквы;

в) восклицательный знак в скобках;

г) тире перед значимым словом.

Логически ударное слово, как правило, ставится в конце предложения. Чтобы правильно поставить логическое ударение, надо внимательно прочитать текст, вникнуть в его содержание. Постановка логического ударения зависит от смысла высказывания. А теперь поупражняемся в постановке логического ударения в трёх вопросительных предложениях.

Небольшая подсказка : правильно расставить логические ударения помогут слова во второй части предложений.

Вы сегодня приедете или кто другой?

Вы сегодня приедете или завтра?

Вы сегодня приедете или не приедете?

Следующие важные элементы устной речи – паузы , темп.

Паузы облегчают дыхание, позволяют сделать добор воздуха, собраться с мыслями. Физиологическая пауза вызвана необходимостью вдохнуть воздух. Желательно, чтобы физиологические паузы совпадали с логическими, синтаксическими.

Ритмические паузы выделяются в конце стихотворной строки.

Логические паузы (смысловые) связаны с логикой речи .

Если пауза сделана неправильно, может измениться смысл высказывания.

(Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать.)

Темп речи – это скорость произнесения слов и целых фраз. Темп бывает медленный, средний и быстрый. Средний темп составляет 120 слов в минуту.

Необходимо заметить, что темп речи – величина непостоянная. На протяжении дня у одного и того же человека темп речи меняется . Это зависит от многих факторов :

а) индивидуальность говорящего;

б) темперамент;

в) настроение;

г) психологическое состояние.

Например, возбуждённый человек говорит быстрее, чем обычно. Человек усталый, чем-то подавленный, говорит вяло и замедленно. Темп зависит также и от содержания высказывания. Если рассказываем о стремительно развивающихся событиях, темп речи убыстряется . Если говорим о замедленных действиях, темп речи замедляется . Например : «Как долго тянется день! Как медленно он идёт, ползёт как черепаха!»

Темп речи зависит и от жанра высказывания и характера передаваемой информации. Например, репортаж о спортивных играх, обзор политических событий произносится достаточно быстро. Лекция, присяга, торжественное обещание произносится более медленно.

Встречаются люди, которые при всех обстоятельствах говорят очень быстро. Именно о них сложены пословицы : «Строчит, как из пулемёта» , «За твоим языком не поспеешь босиком» и т. д. Быстрая речь, особенно, если это лекция, требует усиленного внимания, вызывает утомление. Кроме того, быстрая речь не всегда бывает понятной. Нежелательна и замедленная речь. О ней народ говорит : «У него слово слову костыль подаёт» , «Слово за словом на тараканьих ножках ползёт» . Замедленная речь расхолаживает слушателей, ослабляет внимание и тоже утомляет аудиторию.

Как видим, темп надо использовать умело. Это сильное оружие речевого общения.

В устной речи значительную роль играет и тон. Он отражает самые разнообразные чувства, переживания, душевные состояния человека. От чего зависит выбор тона? Он определяется многими причинами : и настроением, и ситуацией общения, и содержанием передаваемой информации, и, конечно, той целью, которую вы хотите достичь в процессе общения. Например, если ваша цель – похвалить кого-то, сделать комплимент, то и тон вашей речи будет ласковый , восторженный. Если ваша цель - попросить о каком-нибудь одолжении, покупке, то и тон у вас должен быть не приказной, не требовательный, а ласковый, способный растрогать человека.

Одним из качеств хорошей речи является её ритмичность, то есть, определённое, последовательное чередование звуков, слогов, слов и целых фраз. Такая упорядоченность речи делает её мелодичной, музыкальной. Чёткий ритм характерен, прежде всего, для стихотворной речи . Все перечисленные выше компоненты являются звуковой оболочкой речи .

Они взаимосвязаны и реально существуют в единстве. Педагоги дошкольных учреждений должны всегда заботиться о выразительной стороне речи . Особое значение речь взрослого приобретает в процессе обучения детей родному языку.

Дошкольник усваивает язык практически, по подражанию. Он заимствует у окружающих и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить. Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребёнок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи . При передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций , мимики и жестов. К сожалению, в каждой группе есть дети, у которых речь тусклая, вялая, тихая, невыразительная . Опыт показывает, что формирование выразительной речи можно осуществлять с помощью игры и игровых действий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности.

Особо надо выделить театрализованные игры с сюжетным замыслом и ролевыми действиями. Одна из ведущих ролей в них принадлежит логопеду. Дети вначале будут только зрителями. Речь логопеда на этом этапе служит им образцом для подражания. Они стараются прочувствовать интонации , особенно построенные на контрастах. Постепенно творческая активность детей возрастает, у них развиваются мелодико-интонационная выразительность , плавность речи .