Презентация на тему: Системный подход к управлению. Скачать работу на тему: Системный подход к управлению производственными процессами

Системный подход - направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (Холл А. Д., Фейджин Р. И., поздний Берталанфи)

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос - половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

Основные принципы системного подхода

Целостность , позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

Иерархичность строения , то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

Структуризация , позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

Множественность , позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Системность , свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Особенности системного подхода

Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем , согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы.

Развёрнутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов :

- системно-элементного или системно-комплексного , состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;

- системно-структурного , заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;

- системно-функционального , предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;

системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;

- системно-ресурсного , заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;

- системно-интеграционного , состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;

- системно-коммуникационного , означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть её связей с окружающей средой;

- системно-исторического , позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования - создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиболее полное и целостное представление об этом материале.

В учебнике раскрываются вопросы исследования организации как сложного социального образования - социально-экономической системы, обладающей упорядоченной внутренней структурой, многообразием связей между элементами, включая человеческие отношения, требующей некоторых специфических методов и подходов. Организация рассматривается и исследуется с применением системного, структурного, функционального, процессного, поведенческого, информационного и ситуационного подходов.
Учебник разработан с учетом требований государственных образовательных стандартов и предназначен для студентов высших учебных заведений экономических и неэкономических специальностей, может быть использован в качестве методического материала при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров в сфере управления, а также в научной и практической деятельности.

Общие понятия теории систем.
Изучение любого сложного объекта предполагает представление его как системы. Особенно это актуально в условиях изменчиво-неопределенной среды, динамики внешних и внутренних процессов организации.
Под системой будем понимать упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих целостное единство .

Как правило, все системы искусственного происхождения являются целенаправленными, т.е. создаются и существуют для достижения определенной цели (целей). Можно выделить базовые признаки системы :
существует определенный порядок расположения и взаимодействия материалов, энергии и информации (конструкция, структура системы);
существует цель, для достижения которой создана система;
выходы материалов, энергии и информации размещены в соответствии с заранее установленным порядком;
существует совокупность предпочтений (приоритеты, критерии, оценки), обеспечивающая оптимальное (рациональное, предпочтительное) сочетание и взаимодействие элементов системы.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1.1. Общие понятия теории систем
1.2. Организация как система
1.3. Теория организации в системе наук
1.4. Эволюция взглядов на организацию
2. СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Сложность организации
2.2 Формализация
2.3. Соотношение «централизация / децентрализация»
2.4. Основные виды организационных структур
3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
3.1. Принятие решений в организациях
3.2. Координация
3.3. Организационные коммуникации
3.4. Организационная эффективность
4. ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
4.1. Основная и обеспечивающая деятельность компании
4.2. Правила выделения процессов в организации
4.3. Система управления бизнес-процессами
4.4. Современные методики описания бизнес-процессов
4.5. Реинжиниринг
5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ
5.1. Руководитель - менеджер - лидер
5.2. Организационная культура
5.3. Межгрупповые отношения в организации
5.4. Доверие в организациях
6. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ
6.1. Диагностика и анализ ситуаций
6.2. Модели ситуационного подхода к организации
6.3. Формы организаций в России
6.4. Интеграция организаций
6.5. Организационные изменения и развитие
7. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ
7.1. Влияние информационных систем на организацию
7.2. Информация в организации
7.3. Создание и внедрение информационных систем
7.4. Роль информационных систем в деятельности организаций
7.5. Электронный бизнес и электронная коммерция
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИКУМ ПО ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
П1. Общие рекомендации по изучению курса
П2. Методические рекомендации
П3. Темы практических занятий
П4. Материалы для внедрения в процесс обучения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Теория организаций, Системный подход, Истомин Е.П., Соколов А.Г., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Блауберг И.В.


М.: Эдиториал УРСС, 1997.- 448 с.
Серия «Философы России XX века»
ISBN 5-901006-08-9

Формат: DjVu 10 Мб

Качество: сканированные страницы
Язык: русский

В монографии видного российского философа и методолога науки Игоря Викторовича Блауберга (1929-1990) публикуются его основные работы по философии, методологии и истории системных исследований. Издаваемая в серии "Философы России XX века”, эта монография содержит важный материал по истории развития системных исследований в Советском Союзе в 60-90 годы и в ней излагаются теоретико-методологические системные концепции и идеи, не потерявшие своего значения в настоящее время. Монография рассчитана на философов, методологов науки и научных работников, интересующихся проблемами философско-методологического инструментария научных исследований.

Игорь Викторич Блауберг. Жизнь и научное творчество (Э. М. Мирский, В. Н. Садовский) 5

Раздел первый. ПРОБЛЕМА ЦЕЛОСТНОСТИ И ПУТИ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 53
Проблема целостности в физической географии 55
Часть и целое 75
Понятие целостности и его роль в научном познании 83
- Проблема целостности в научном исследовании 83
- Обобщающая функция понятия целостности 93
- Представления о целостности как ориентир познавательного процесса 101
- Способы расчленения целого 120
Целостность и системность 134

Раздел второй. СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД 163
Место системных идей в современной науке 165
Современное состояние системных исследований 172
Философские аспекты исследования систем 186
- Системная «картина мира» 188
- Теоретико-познавательные проблемы системного подхода 192
- Проблема времени в исследовании систем 199
Проблемы логики и методологии системного исследования 224
- Логико-методологический анализ как особая сфера системного подхода. Содержательные и формальные аспекты методологии и логики исследования систем 224
- Изучение объекта, представляющего собой систему, и изучение объекта как системы 233
- Процессы анализа и синтеза в системном исследовании. 236
- Понятие «система» и его функции в системно-структурных исследованиях 240
- Другие системные понятия 249
- Некоторые принципы методологического анализа обобщенных системных концепций 258
Системный подход и биология 267
Системный подход в социальном познании 277
Перспективы развития системных исследований 282
- Литература ко второму разделу 292

Раздел третий. ФИЛОСОФСКИЙ ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ 305
Философский принцип системности и системный подход 307
Системный подход и системный анализ 329
- Критика системного анализа и ее уроки 331
- Структура современных системных исследований. Проблема целостности 335
- Проблема взаимосвязи системы и среды 340

Раздел четвертый. СИСТЕМНАЯ РЕФЛЕКСИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 347
Изучение научной дисциплины как один из способов комплексного исследования науки 349
Научное знание в системе инновационного процесса 367
О целостности восприятия глобальных проблем 380

Раздел пятый. ИЗ ИСТОРИИ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 389
Системный подход как предмет историко-научной рефлексии 391
Из истории системных исследований в СССР: попытка ситуационного анализа 407

Список научных трудов Игоря Викторовича Блауберга 429
Именной указатель 440

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»

Институт спорта и физического воспитания

Кафедра Теоретико-методических основ физической культуры и спорта

Доклад

На тему: «Системный подход»

Работу выполнила: магистрантка 1 курса

Филимонова Екатерина Викторовна

Проверил: д.п.н., профессор

Полянский Валерий Петрович

Москва 2015

Понятие «системный подход» (англ. «systems approach») стало широко употребляться с кон. 1960-х - нач. 1970-х гг. в англоязычной и русской философской и системной литературе. Системный подход - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Исторически идеи системного исследования объектов мира и процессов познания возникли еще в античной философии (Платон, Аристотель), получили широкое развитие в философии нового времени (Кант, Шеллинг), исследовались Марксом применительно к экономической структуре капиталистического общества.

Специальная разработка системного подхода началась с середины ХХ века с переходом к изучению и использованию на практике сложных многокомпонентных систем.

Системном подход - способ организации действий, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, "Правильно заданный вопрос - половина ответа". Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

Основные понятия системного подхода: "система", "элемент", "состав", "структура", "функции", "функционирование" и "цель".

Система - объект, функционирование которого, необходимое и достаточное для достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается (в определенных условиях среды) совокупностью составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом.

В центре внимания при системном подходе находится изучение не элементов как таковых, а прежде всего структуры объекта и места элементов в ней. В целом же основные моменты системного подхода следующие:

1. Изучение феномена целостности и установление состава целого, его элементов.

2. Исследование закономерностей соединения элементов в систему, т.е. структуры объекта, что образует ядро системного подхода.

3. В тесной связи с изучением структуры необходимо изучение функций системы и ее составляющих, т.е. структурно-функциональный анализ системы.

4. Исследование генезиса системы, ее границ и связей с другими системами.

Основные принципы системного подхода:

Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

К числу важнейших задач системного подхода относятся:

1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем;

2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических свойств систем;

3) исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок.

В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества .

Важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта.

Системный подход в исследованиях физической культуры позволяет комплексно охватить совокупность явлений и закономерностей, присущих ей, дает возможность осмыслить их во взаимосвязи, исключить искусственное их расчленение на части, выявлять целостность, присущую объектам действительности, позволяет включить в этот процесс специалистов различных специальностей и профилей

Предпосылкой проникновения системного подхода в науку 20 в. явился прежде всего переход к новому типу научных задач: в целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы организации и функционирования сложных объектов; познание оперирует системами, границы и состав которых далеко не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. Во 2-й пол. 20 в. аналогичные по типу задачи возникают и в социальной практике: в социальном управлении вместо превалировавших прежде локальных, отраслевых задач и принципов ведущую роль начинают играть крупные комплексные проблемы, требующие тесного взаимоувязывания экономических, социальных, экологических и иных аспектов общественной жизни (напр., глобальные проблемы, комплексные проблемы социально-экономического развития стран и регионов, проблемы создания современных производств, комплексов, развития городов, мероприятия по охране природы и т.п.).

Изменение типа научных и практических задач сопровождается появлением общенаучных и специально-научных концепций, для которых характерно использование в той или иной форме основных идей системного подхода. Наряду с распространением принципов системного подхода на новые сферы научного знания и практики с сер. 20 в. начинается систематическая разработка этих принципов в методологическом плане. Первоначально методологические исследования группировались вокруг задач построения общей теории систем. Системный подход не существует в виде строгой теоретической или методологической концепции: он выполняет свои эвристические функции, оставаясь совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований. Эта ориентация осуществляется двояко.

Во-первых, содержательные принципы системного подхода позволяют фиксировать недостаточность старых, традиционных предметов изучения для постановки и решения новых задач.

Во-вторых, понятия и принципы системного подхода существенно помогают строить новые предметы изучения, задавая структурные и типологические характеристики этих предметов и т.о. способствуя формированию конструктивных исследовательских программ. Роль системного подхода в развитии научного, технического и практически-ориентированного знания состоит в следующем.

Во-первых, понятия и принципы системного подхода выявляют более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании (напр., понятие биосферы в концепции В.И. Вернадского, понятие биогеоценоза в современной экологии, оптимальный подход в экономическом управлении и планировании и т.п.).

Во-вторых, в рамках системного подхода разрабатываются новые по сравнению с предшествующими этапами развития научного познания схемы объяснения, в основе которых лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта и выявление типологии его связей.

В-третьих, из важного для системного подхода тезиса о многообразии типов связей объекта следует, что любой сложный объект допускает несколько расчленений. При этом критерием выбора наиболее адекватного расчленения изучаемого объекта может служить то, насколько в результате удается построить «единицу» анализа, позволяющую фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику.

системный конструируемый общенаучный объект

Список литературы

1. Вертакова Ю.В., Согачева О.В. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. - М.: Кнорус, 2009.

2. Блауберг И.В., Э. Г. Юдин Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973.

3. Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник, 2004.

4. Савельев А. В. Онтологическое расширение теории функциональных систем // Журнал проблем эволюции открытых систем. -- Алматы, 2005. -- № 1(7). -- С. 86-94.

5. Системные исследования. Ежегодник, вып. 1-26. М., 1969-1998;

6. Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 421

7. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978;

8. Юдин Э. Г. Методологическая природа системного подхода // Системные исследования. - М.: Наука, 1973.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность системного подхода как основы комплексного анализа. Основные принципы системного подхода. Системный подход в менеджменте организации. Значение системного подхода в управленческой организации. Системный подход к управлению операциями.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2008

    Системный подход к управлению и его корифеи. Современное представление о системном подходе. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы. Отличия традиционного и системного подходов к управлению. Значение системного подхода в управлении.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2008

    Зарождение теории систем. Становление системного мышления и развитие системной парадигмы в ХХ веке. Теоретические основы системного подхода к управлению организацией и их применение на практике. Этапы развития системных идей в менеджменте.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2009

    Сущность и основные принципы системного подхода в исследовании систем управления организацией. Применение системного подхода для проведения анализа системы менеджмента качества продукции на примере промышленного предприятия ТОО "Бумкар Трейдинг".

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Общая характеристика системного подхода. Принятие управленческих решений. Системный анализ. Роль и характеристика системного подхода в управлениии пенсионного фонда г. Белорецка. Общая характеристика и разработка рекомендаций по совершенствованию.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2008

    Основные черты и принципы системного подхода к исследованию систем управления. Оценка эффективности системы управления. Решение задачи оценки эффективности вариантов и принятия решения о выборе облика новой системы. Системный подход в моделировании.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2011

    курсовая работа , добавлен 10.09.2014

    Изучение принципов и основных направлений развития системного подхода. Особенности его применения при разработке управленческих решений. Системология как наука о методах системного исследования окружающего нас мира. Обзор целей создания системотехники.

    презентация , добавлен 10.02.2016

    Сущность и значение системного подхода в управлении. Основные элементы и типы организационной системы, оценка их позитивных и негативных сторон. Системный анализ в ОАО "Завод ЖБК-1", разработка предложений и мероприятий по его совершенствованию.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2012

    Основные свойства систем управления. Сущность, принципы и требования системного подхода к разработке и реализации управленческих решений. Механизм и процедуры системного анализа процесса принятия решений администрацией по благоустройству г. Якутска.

Автор : Уемов А.И.
Название
Издательство : Мысль
Год : 1978
Формат : DJVU
Страниц : 272
Размер : 3,4 МБ
Язык : Русский
Качество: Отличное, 600дпи, текстовой слой, цветные обложки и ч/б иллюстрации

В монографии рассматриваются философские проблемы системных исследований, значение системного подхода для изучения сложных явлений действительности, для практики, излагается один из вариантов системного построения - так называемая параметрическая теория систем. Метод построения такой теории основан на применении положений материалистической диалектики, в частности метода восхождения от абстрактного к конкретному. В работе дается анализ фундаментальных понятий этого подхода понятия системы и основных ее закономерностей, системных параметров и свойств; азрабатывается специальный формальный язык системных исследований, с помощью которого формулируются основные положения теории.

Содержание:
Предисловие 3
Глава I. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ 7
1. Принцип взаимосвязи как методологическая основа системного подхода 7
2. Системный подход и современная наука 23
3. Системный подход и системная теория 37
Глава II. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ 58
1. К проблеме категориальной основы языка системного подхода 58
2. Категориальные основы языка системного подхода 70
3. Формальные определения категорий «вещь», «свойство», «отношение» 79
4. Правильно построенные формулы языка тернарного описания 89
Глава III. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ 98
1. Методы уточнения понятия системы 98
2. Анализ существующих определений понятия системы 103
3. Реляционное обобщение оиределєний понятия системы 118
4. Концепт, структура и субстрат системы 126
5. Метатеоретичеокое исследование определения понятия «система» 130
Глава IV. ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 141
1. Пути построения общей теории систем 141
2. Реляционные общесистемные параметры 145
3. Атрибутивные системные параметры 150
Глава V. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ БИНАРНЫМИ АТРИБУТИВНЫМИ СИСТЕМНЫМИ ПАРАМЕТРАМИ 177
1. Определение значения атрибутивных системных параметров на конкретных объектах 177
2. Установление связи между значениями атрибутивных бинарных системных параметров с помощью ЭВМ 180
Глава VI. ЭЛЕМЕНТЫ ДЕДУКТИВНОЙ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ 188
1. Значение дедуктивной теории систем 188
2. Операции и правила вывода в языке тернарного описания 191
Глава VII. ПРОСТОТА И СЛОЖНОСТЬ СИСТЕМ КАК ЛИНЕЙНЫЙ СИСТЕМНЫЙ ПАРАМЕТР 199
1. Проблемы измерения «простоты - сложности» 199
2. Мера сложности по Н. Гудмену 202
3. Энтропийная мера ссубстратно-структурной сложности 204
Глава VIII. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМНО (ПАРАМЕТРИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ И ОБЪЯСНЕНИЯ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ И НАУКЕ 208
1. Двойственные определения понятия системы и анализ структуры автоматизированных систем управления предприятиями 208
2. Выявление логической структуры предложения с помощью формализованного языка описания систем 210
3. Системно-параметрическое описание народнохозяйственных комплексов 217
4. Общесистемные закономерности и проблемы определения направления времени 225
Глава IX. ПРИМЕНЕНИЕ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ К ПРОБЛЕМАМ ОПТИМИЗАЦИИ 232
1. Соответствие явной и латентных структур системы как условие ее оптимального функционирования 232
2. Теоретико-системные аспекты охраны и рационального использования окружающей среды 234
3. Системный подход и проблема ритма жизни 243
4. Использование общей теории систем для выбора способов изучения иностранных языков 248
5. Параметр «простоты-сложности» и проблема истинности теоретических систем 260
Заключение 270
ОГЛАВЛЕНИЕ 271