3 лицо единственное число примеры. Как определить лицо глагола? Широкое применение различных видов сокращений

11) Более ослабленное, неопределенное, более обобщенное значение лица. Объясняется это тем, что в научной речи не принято употреблять местоимение 1 лица ед. ч. “Я”. Его заменяют местоимением “МЫ” (авторское МЫ). Принято считать, что употребление местоимения “МЫ” создает атмосферу авторской скромности и объективности: Мы исследовали и пришли к выводу… вместо: Я исследовал и пришел к выводу… . Нам представляется… вместо Мне представляется... . Однако следует иметь в виду, что употребление авторского МЫ может, напротив, создавать атмосферу авторского величия, особенно когда исследование не представляет особого научного интереса.

12) Преобладание изъявительного наклонения. За ним следует сослагательное в силу того, что в научном поиске необходимо отражается (и фиксируется в речи) элемент предположительности. Повелительное наклонение представлено редко (в основном при описании опытов: проверьте результаты…, сличите данные… ).

13) Именной характер – типичная черта научного стиля изложения, и объясняется это наличием в этом стиле качественных характеристик предметов и явлений. Кроме того, частое употребление в научном стиле имен существительных в сочетании с прилагательными объясняется целью научного стиля – сообщить читателю большое число предметных значений в возможно более компактной форме. В связи с этим необходимо охарактеризовать особенности употребления имен существительных в научном стиле.

14) Значительно более редкое, по сравнению с другими стилями, в частности, разговорным и художественным, употребление одушевленных существительных.

15) Частотность имен существительных среднего рода, например, с суффиксами –ние, –ство, поскольку эти слова обозначают отвлеченные понятия.

16) Более распространенноеупотребление формы единственного числа вместо множественного. Эти формы служат для обозначения обобщенного понятия или неделимой совокупности. Их употребление объясняется тем, что формы множественного числа имеют более конкретное значение, указывая на отдельные считаемые предметы, например: Примеры геометрических фигур: треугольник, квадрат, окружность .

17) Не характерно использование иностилевых элементов (в частности, эмоционально-экспрессивного и образного), особенно для научно-технической разновидности современного русского научного языка. Научное изложение рассчитано на логическое, а не на эмоционально-чувственное восприятие, поэтому эмоциональные языковые элементы не играют решающей роли в научной литературе. Использование эмоциональных элементов в научном тексте в значительной мере определяется областью знания, к которой он относится. Так, научно-гуманитарная, а также научно-естественная литература, где предмет исследования – человек и природа, допускают употребление эмоционально-экспрессивных средств языка. Научно-техническая литература, предмет исследования которой – машина, не предполагает или предполагает в очень малой степени использование эмоциональных элементов. Не меньшее значение здесь имеет и жанр научного произведения. Так, в свернутой информации (в реферате) эмоциональный элемент вовсе отсутствует, в научно-технических статьях он тоже крайне редок, в монографиях же встречаются чаще.



18) Широкое применение различных видов сокращений:

Графических (изд-во ),

Буквенных аббревиатур (ГОСТ ),

Сложносокращенных слов (Госплан ),

Сокращений без гласных (млрд ),

Сокращений смешанной формы (НИИцветмет ).

По сфере применения различают:

Общепринятые сокращения (ГОСТ, сберкасса, и т.д., руб .);

Специальные сокращения, употребляемые в литературе, рассчитанной на специалиста, в библиографических и словарных текстах и т.д. (к.п.д. );

Индивидуальные сокращения, принятые только для данного издания, например, для журнала определенной отрасли (П – плотина, ТС – термоэлектрическая система ).

В буквенных (условных) сокращениях, которые применяют для терминов и слов, которые часто повторяются в тексте, сокращение делается, как правило, по первым буквам термина. Каждое такое сокращение при первом написании поясняется в круглых скобках, дальше по тексту оно употребляется без скобок.

Синтаксические особенности научного стиля речи продиктованы тем, что научная мысль зачастую длинна, подробна и не может быть выражена простыми предложениями. Перед составителем текста стоит задача вместить довольно большой объем информации в ограниченный объем текста. Поэтому в научных текстах используется большое число синтаксических средств, способствующих синтаксической компрессии.

1) Тенденция к сложным построениям, что способствует:

Передаче сложной системы научных понятий,

Установлению отношений между причиной и следствием,

Доказательствами и выводами.

2) Распространенность разных типов сложных предложений,в частностис использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что, ввиду того что, в то время как и пр.

3) Использование вводных слов и сочетаний в качестве средств связи частей текста: во-первых, наконец, с другой стороны, на первый взгляд, как уже указывалось, о чем речь пойдет ниже, которые указывают на последовательность изложения.

4) Использование слов (словосочетаний) связок для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом: таким образом, в заключение и пр.

5) Использованиепредложений с однородными членами и обобщающими словами при них.

6) Однообразие предложений по цели высказывания − они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

7)Употребление неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений обусловленное обобщенно-абстрактным характером научной речи, вневременным планом изложения материала. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах : Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения .

8) Стремление ксинтаксической компрессии – к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста. Это проявляется в особенностях построения словосочетаний, в особенностях предложений. Так, для научного стиля характерны словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени, часто с предлогом для: обмен веществ, коробка передач, прибор для монтажа .

9) Широкое употребление имен прилагательных в роли определения в терминологическом значении: гласные и согласные звуки, уголовный кодекс, условные рефлексы и т.п.

10) Употребление именного сказуемого (а не глагольного), что способствует созданию именного характера научного стиля.Чаще всего именные сказуемые встречаются в определениях и рассуждениях, при этом связка нередко отсутствует (нулевая связка), например: Акция – это ценная бумага, которая является свидетельством о внесении определенной доли в уставной фонд и дающая право на получение части прибыли в виде дивиденда .

11) Широкое употребление именных составных сказуемых с краткими причастиями типа “может быть использован ”.

12) Использование наречий на –о для качественной и обстоятельственной характеристики явлений: убедительно, интересно, значительно.

13) Специфические функции вопросительных предложений, связанные со стремлением пишущего привлечь внимание к излагаемому: Какие же новые объяснительные принципы несет в себе синергетический подход?

14) Широкое употребление страдательных (пассивных) конструкций, при этом часто отсутствует указание на производителя действия: Особенности волновых процессов в обществе связаны со структурой общественных отношений .

15) Преобладание сложных предложений с союзной связью (с союзами), в связи с тем, что для научной речи характерно выяснение причинно-следственных отношений между явлениями. 16) Широкое использование сложных сочинительных и подчинительных союзов и союзных слов, таких, как: несмотря на то что, ввиду того что, потому что, вследствие того что, тогда как, между тем как, в то время как и др.

17) Нередкая замена вводных слов,указывающих на последовательность изложения (во-первых, во-вторых и т.п.) цифровой нумерацией.

18) Использование вводных слов, выражающих предположение (очевидно, вероятно и т.п.) при изложении гипотезы.

19) Характерное использование группы вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким вводным словосочетаниям тот или иной факт может быть представлен как:

Вполне достоверный (действительно, конечно, разумеется ),

Предполагаемый (положим, видно, надо полагать ),

Возможный (вероятно, должно быть, возможно ).

20) Использование группы вводных слов и словосочетаний, содержащих указание на то, каков источник сообщения: по нашему мнению, по убеждению, по понятию, по сведению, по сообщению, с точки зрения, согласно гипотезе, определению и др.

21) Частота употребления пропозициональных установок, выражающих отношение автора к высказываемому и одновременно служащих для связи с предшествующим, что обеспечивает доказательную оценочность: Представляется целесообразным отметить, Следует, однако, подчеркнуть, Условимся считать, что, Возвращаясь к вопросу о, Заметим, Вслед за … будем считать.

21) Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания, достигаемая при помощи определенных связующих слов или групп слов, отражающих этапы логического изложения и являющихся средством связи мыслей в ходе логического рассуждения.

Это целый ряд наречий и наречных выражений и других частей речи, а также сочетаний слов: так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, кроме, к тому же, также, тем не менее, еще, все же, между тем, помимо, сверх того, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сначала, в заключение, в конце концов, следовательно, в результате, далее, затем, другими словами, в связи с этим, в общем, по существу, вкратце и др., которые обычно стоят в начале предложения. Они служат, как правило, не для связи слов в предложении, а для связи частей целого текста.

Близки к ним словосочетания типа: следует указать, интересно отметить, наблюдения показывают, в данной работе, в последующем и др. При помощи этих внутренних введений осуществляется переход от одной мысли к другой, выделение главного и т. п.

Лицо глагола - это один из его непостоянных признаков и его важнейшая категория, с помощью которой можно определить кто производит описываемое глаголом действие. Поэтому в задачах по русскому языку в школе ученикам нередко требуется определить лицо глагола. В ходе морфологического разбора важно уметь точно выяснять постоянные и непостоянные признаки слов данной части речи. Лицо – изменяемая грамматическая категория глагола. Чтобы определять его правильно, важно помнить рекомендации, следовать заданному алгоритму.


Определяем лицо глагола. Несколько рекомендаций
Простые советы помогут вам правильно определять лицо у глаголов. Постарайтесь их запомнить.
  1. Для начала попробуйте задать к глаголу вопросы:
    • глаголы первого лица: что делаю? что делаем? (пишу, пишем);
    • глаголы второго лица: что делаешь? что делаете? (пишешь, пишете);
    • глаголы третьего лица: что делает? что делают? (пишет, пишут).
    Как вы уже обратили внимание, к глаголам каждого лица задаются вопросы двух типов – для единственного и множественного числа.
  2. Один из самых простых способов определения лица глагола – подстановка соответствующего по смыслу местоимения. Вам понадобится обязательно запомнить местоимения всех трёх лиц, чтобы суметь хорошо применить этот метод.
    • 1 лицо: я, мы. Например: я хожу, мы ходим.
    • 2 лицо: ты, вы. Например: ты ходишь, вы ходите.
    • 3 лицо: он, она, оно, они. Например: он учится, они учатся.
  3. Также важно помнить формальные признаки лица глагола – глагольные личные окончания.


    Хороший вариант – создать собственную таблицу с примерами. Начертите её на отдельном листе плотной бумаги, придумайте свои примеры на каждое окончание и вставьте их в соответствующие строки. Так вы сможете быстро запомнить все окончания и в дальнейшем легко определять лицо глагола.

  4. Обратите внимание на важный момент: у глаголов, находящихся в прошедшем времени, лицо не определяется! Также не нужно определять этот признак у инфинитива. Например: училась (я, ты, она). Учиться (мне, тебе, ей). Вам достаточно подставить соответствующие местоимения, чтобы убедиться: глаголы прошедшего времени и инфинитивы не обладают грамматической категорией лица. Обязательно укажите это отдельно на вашем листе с таблицей и приведите собственные примеры. Тогда вы уже не забудете данную особенность глагола как части речи.
  5. В сложных случаях нужно использовать все известные вам методы определения лица глагола. Лучше применять все способы до тех пор, пока вы не начнёте свободно ориентироваться в этой грамматической категории глагола и правильно определять лицо. Тогда вам будет достаточно пользоваться одним, наиболее удобным для вас, методом.
Как определить лицо глагола? Алгоритм
Как определить лицо глагола правильно? Вам понадобится вспомнить советы и воспользоваться алгоритмом.
  1. Выпишите глагол, лицо которого вам требуется определить, на отдельный листочек.
  2. Убедитесь, что глагол имеет настоящее или будущее время, не является инфинитивом. Если перед вами глагол будущего, настоящего времени, приступайте непосредственно к анализу.
  3. Подставьте к глаголу местоимение, подходящее по смыслу. Определите лицо местоимения. Глаголы употребляются с местоимениями того же лица, какое они имеют. Например, если к вашему глаголу подошло местоимение второго лица – перед вами глагол второго лица.
  4. Задайте к глаголу вопрос. Выясните, на вопрос какого лица он отвечает, исходя из этого определите лицо глагола.
  5. Самый надёжный способ – определение лица по формальному признаку. Разберите глагол по составу и выделите в нём окончание. Вспомните таблицу личных глагольных окончаний и запишите, какое лицо у данного глагола.
Выполняйте анализ глагола тщательно, не торопясь, вспоминайте рекомендации, местоимения, вопросы, соответствующие разным лицам, таблицу, следуйте алгоритму. Тогда вы будете правильно определять данную грамматическую категорию глагола.

Лицо в русском языке выступает в качестве важнейшего морфологического признака глаголов. При помощи лиц в предложении выражается отношение того, кто производит действие к тому, кто о нем говорит.

Существуют три формы лиц: 1-е, 2-е и 3-е. Именно лицо является определяющим признаком слова, позволяющим правильно проставлять суффиксы и окончания в нем. В конечном итоге именно знание лиц позволяет грамотно излагать свои мысли.

В форме 1-го лица находятся те глаголы, случаи употребления которых, предусматривают совпадение совершающего действие и того, кто о нем говорит.

Пример: Я кушаю, я делаю, я говорю, я сплю, мы делаем и т.д.

Глаголы во 2-м лице указывают на то, что совершаемое действие относится не к самому рассказчику, а к его собеседнику.

Пример: Ты делал, ты кушал, ты говорил, ты спал, вы делаете.

Глаголы, находящиеся в 3-ем лице выражают отношение действия к человеку (людям), не участвующим в разговоре и обычно употребляются с местоимениями - он, она, оно, они.

Пример: Он делал, он кушал, он говорил, они спали, она делала, оно выпало.

На лица в русском языке у глаголов главным образом указывают окончания. У глаголов первого лица единственного числа (в настоящем и будущем временах) окончания или . Например: пишу, читаю, позвоню, закричу. У глаголов 1-го и 2-го спряжения окончания в 1-м лице одинаковы.

Второе лицо в русском языке у глаголов имеет свои особенности. Они связаны с окончаниями глаголов. А как известно, окончания в глаголах зависят от спряжения. Глаголы 1-го спряжения имеют окончание -ЕШЬ в единственном числе и -ЕТЕ во множественном числе. Например, поешь, зайдешь. Глаголы 2-го спряжения имеют окончание -ИШЬ в единственном числе и -ИТЕ во множественном. Например, звонишь, кричите. 2-е лицо у глаголов можно узнать либо в определенном контексте, либо по особому окончанию.

3 лицо в русском языке определяется местоимениями "он", "она", "оно", "они". Глаголы 1-го спряжения имеют окончания -ЕТ в единственном числе и -ЮТ во множественном (он, она, оно читает, они читают). У глаголов 2-го спряжения — окончания -ИТ и -АТ (ЯТ) во множественном числе (он, она, оно звонит, они звонят).

Глаголы в сослагательном наклонении и в прошедшем времени изъявительного наклонения по лицам не изменяются, в этих формах представлены различия не по лицам, а по родам. С личными формами глагола соотносятся личные местоимения-существительные.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Личные местоимения - это слова, которые указывают на предмет, не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы кто? что? Например:

стол стоит - он (стол) стоит

монета упала - она (монета) упала

В примере он и она являются личными местоимениями, обратите внимание, что личными местоимениями можно заменять имена существительные.

К личным местоимениям относятся:

я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

Личные местоимения имеют 3 лица и изменяются по числам (единственное и множественное).

1 лицо личных местоимений

К первому лицу относятся местоимения я и мы . Местоимение я - единственное число, а мы - множественное число.

Личные местоимения 1-го лица единственного числа указывают на человека, который говорит о себе:

я говорю, я умный, я поеду

Множественное число указывает на несколько человек, идёт указание на себя и кого-то ещё:

мы говорим, мы умные, мы поедем

2 лицо личных местоимений

Ко второму лицу относятся местоимения ты и вы . Местоимение ты - единственное число, а вы - множественное число.

Личные местоимения 2-го лица единственного числа указывают на человека, к которому обращаются, то есть на собеседника:

ты хочешь, ты добрый, ты поедешь

Множественное число указывает на несколько человек, к которым идёт обращение, включая собеседника:

вы хотите, вы умные, вы поедете

Местоимение вы часто употребляется вместо местоимения ты для выражения вежливости относительно одного собеседника. Следовательно иногда вы является формой единственного числа. Например:

Пётр Семёнович, вы уже уезжаете?

3 лицо личных местоимений

К третьему лицу относятся местоимения он, она, оно и они . Местоимения он, она, оно - единственное число, а они - множественное число.

Местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам:

он - мужской род

она - женский род

оно - средний род

Во множественном числе местоимение по родам не изменяется, для всех родов используется единственная форма они .

Личные местоимения 3-го лица единственного числа указывают на того или на то, не участвующего в обсуждении (указание о ком или о чём говорят):

он говорил, она добрая, оно яркое

Множественное число указывает на несколько человек или предметов, о которых идёт речь:

они шумят, они быстрые, они поедут

Склонение личных местоимений

Личные местоимения изменяются по падежам (склоняются):

Таблица склонения личных местоимений
Падежи
Им. Род. Дат. Вин. Творит. Предл.
1-е лицо ед.ч. Я Меня Мне Меня Мной Обо мне
1-е лицо мн.ч. Мы Нас Нам Нас Нами О нас
2-е лицо ед.ч. Ты Тебя Тебе Тебя Тобой О тебе
2-е лицо мн.ч. Вы Вас Вам Вас Вами О вас
3-е лицо ед.ч. м.р. Он Его Ему Его Им О нём
3-е лицо ед.ч. ж.р. Она Её Ей Её Ей (Ею) О ней
3-е лицо ед.ч. ср.р. Оно Его Ему Его Им О нём
3-е лицо мн.ч. Они Их Им Их Ими О них

Использование встречающегося ненормативного варианта ихний вместо их не допустимо и является грубой ошибкой.

Правописание с предлогами

Предлоги с местоимениями пишутся раздельно:

ко мне, у вас, к нам

После предлогов в начале местоимений 3-го лица в косвенных падежах (его, ему, им, её, ей, ею, их, ими ) добавляется буква н :

с н им, к н ей, у н его, для н её, за н ими

Формы 3-его лица единственного числа относят действие к человеку или предмету , о котором говорят, но который сам не является участником акта общения (читает, пишет, любит ). С такими формами глаголов употребляются местоимения он, она, оно или имена существительные, которые называют субъект действия :

Студент читает книгу. Он готовится к экзамену.

Студентка отвечает на экзамене. Она очень волнуется .

Под моим окном растёт дерево . Оно зеленеет

Глагольные формы 3-его лица единственного числа могут выражать и безличное значение , то есть обозначать такие действия , которые не имеют субъектов .

В зависимости от лексического значения различаются безличные глаголы , которые называют процессы, не имеющие исполнителей, безлично-возвратные глаголы и личные глаголы, которые в некоторых случаях выражают безличные значения .

Безличные глаголы обозначают:

1) явления природы (вечереть – вечереет, светать – светает, морозить – морозит, холодать – холодает, смеркаться – смеркается и др.);

2) физические или психические состояния живых существ , которые происходят помимо их воли (знобить – знобит, тошнить – тошнит, першить – першит и др.). Носители (субъекты) таких состояний обязательно обозначаются формами косвенных падежей имён существительных или личных местоимений:

Больного знобит . В горле першит .

3) возможность/невозможность действия , обусловленную стечением обстоятельств (удаться – удастся, привестись – приведётся и др.). Носитель такого состояния выражается формой дательного падежа существительного или личного местоимения:

Если мне удастся там побывать, я буду рад.

4) наличие или недостаток чего-либо (недоставать – недостаёт, хватать – хватает и др.):

Мне всего хватает . Этим детям недостаёт заботы .

Безличные глаголы имеют неполную парадигму , которая включает только формы инфинитива, третьего лица единственного числа настоящего и будущего времени, среднего рода прошедшего времени изъявительного наклонения и среднего рода сослагательного наклонения (например: светать – светает, будет светать, светало, светало бы; похолодать – похолодает, похолодало, похолодало бы ).



Безлично-возвратные формы личных глаголов образуются с помощью постфикса -ся от глаголов, называющих действия или состояния лиц. Носители таких состояний в предложениях обозначаются формой дательного падежа существительного или местоимения. Безлично-возвратные формы глаголов обозначают состояния, не зависящие от воли человека, сравните:

Мне не работается – я не работаю,

Больному не спится – больной не спит.

В безличном значении могут употребляться и личные глаголы , которые обычно называют действия, имеющие субъекта. В таких случаях в предложении субъект действия обозначается косвенным (чаще всего творительным) падежом существительного:

Вкусно пахнет хлебом (сравните: хлеб вкусно пахнет).

Листву гонит ветром (сравните: ветер гонит листву).

Личные и неопределённо-личные значения форм третьего лица множественного числа

Формы 3-его лица множественного числа относят действие к лицам или предметам , о которых идёт речь, но которые сами в разговоре не участвуют (читают, пишут, любят ). Эти формы сочетаются с местоимением они или с именами существительными во множественном числе, которые называют субъектов действия :

Студенты сдают сессию. Они ждут каникул .

Формы 3-его лица множественного числа могут выражать и неопределённо-личное значение . В таких случаях глаголы употребляются без подлежащего и относят действие к неназванному лицу (или лицам) – субъектам действия.

Глаголы 3-его лица множественного числа употребляются в неопределённо-личных значениях, когда нужно сосредоточить внимание на самом действии или когда производители этого действия неизвестны :

По радио передают новости. Посылки принимают до 18 часов .

В прошедшем времени глаголы в неопределённо-личном значении имеют форму множественного числа :

Его встретили радушно.

Обобщённо-личные значения лично-числовых форм глаголов

Разные лично-числовые формы глаголов могут выражать и обобщённо-личное значение . Глаголы в таком значении относят действие к любому лицу или лицам и чаще всего употребляются в пословицах и поговорках:

Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

Цыплят по осени считают .

Моя хата с краю – ничего не знаю .

Один пишем – два в уме.

Основные термины

Вопросы

3. Какие грамматические значения выражают окончания форм настоящего и будущего времени?

4. Сколько лично-числовых форм в настоящем и будущем времени имеют глаголы несовершенного вида?

5. Сколько лично-числовых форм будущего времени имеют глаголы совершенного вида?

6. Какое значение имеет форма первого лица единственного числа?

7. С каким личным местоимением употребляется форма первого лица единственного числа?

8. К кому относит действие форма первого лица множественного числа?

9. С каким личным местоимением употребляется форма первого лица множественного числа?

10. Какое значение имеет форма второго лица единственного числа?

11. С каким личным местоимением употребляется форма второго лица единственного числа?

12. В каких случаях используются формы второго лица множественного числа?

13. С каким личным местоимением употребляется форма второго лица множественного числа?

14. Почему формы первого и второго лица могут употребляться без личных местоимений?

15. К кому или чему относит действие форма третьего лица единственного числа?

16. Чем выражается субъект действия, названного формой третьего лица единственного числа?

17. Какие процессы обозначаются безличными глаголами?

18. Что обозначают безлично-возвратные глаголы?

19. Как выражен субъект состояния, названного безлично-возвратным глаголом?

20. В каких случаях личные глаголы выражают безличные значения?

21. Чем обозначается субъект действия, названного формой третьего лица множественного числа?

23. В каких случаях формы третьего лица множественного числа выражают неопределённо-личное значение?

24. Какое значение глагольных форм называется обобщённо-личным?