Классические теории управления персоналом. Классические и современные теории управления персоналом

Наука об управлении персоналом существует уже более ста лет и находится на стыке психологии, экономики труда, организации управления, трудового права и других дисциплин. За это время роль человека в организации успела существенно измениться, а на свет появилось множество теорий управления кадрами.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что представляет собой кадровое управление персоналом;
  • Какие модели и теории управления персоналом существуют;
  • Чем современные теории управления персоналом отличаются от классических.

Основные теории управления персоналом: от классики к современности

Теория управления персоналом как наука начала формироваться на заре периода промышленной революции. Авторами первых работ на эту тему стали Ф. Тейлор, сформулировавший принципы научного менеджмента, Ф. Гилберт , Г. Эмерсон . В настоящее время все существующие теории управления персоналом можно условно поделить на три группы:

  • классические теории;
  • теории человеческих отношений;
  • теории человеческих ресурсов.

Классические теории , развивавшиеся с 1880 по 1930 год, сводились преимущественно к разработке методов контроля за выполнением работниками возложенных на них задач. А также к формированию прогрессивных для той эпохи методов воздействия на эффективность производства: разделению труда на несложные процедуры с выделением стандартных операций, максимально доступных для понимания исполнителем, и повышению квалификации сотрудников.

Кроме того, значительное внимание уделялось безопасности труда и созданию предпосылок для качественной работы, исследованию влияния индивидуальных особенностей работников на результативность трудового процесса, особенностям применения инструментов мотивации. Авторами значимых классических теорий считаются Г. Форд, М. Вебер, А. Файоль.

Теории человеческих отношений , применяющиеся с начала 1930-х годов по сей день, принимают за основу трудового процесса сотрудничество и взаимодействие между работниками и руководителями. Основными инструментами влияния на эффективность труда сотрудника считаются вовлеченность в общее дело и наличие мотивации (не обязательно материальной). Главной задачей руководителя становится грамотное распределение обязанностей с учетом индивидуальных свойств и потребностей сотрудников, а также создание в коллективе атмосферы, позволяющей каждому работнику чувствовать себя полезным и нужным.

Деятельность по управлению персоналом сводится не только к контролю со стороны начальства, но и к личному самоконтролю работника: руководителям рекомендуется обеспечивать подчиненным возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты труда. Представителями теории человеческих отношений стали М. Фоллетт, К. Арджерис, Р. Блейк.

Самые современные методики управления персоналом базируются преимущественно на теориях человеческих ресурсов , утверждающих, что труд сам по себе способен приносить удовлетворение большинству работников. Задача руководителя – рационально использовать человеческие ресурсы, опираясь на способность работников к самоконтролю, творчеству, самостоятельному принятию решений. Начальству полагается по возможности сделать труд максимально разнообразным и интересным. Возрастает роль стратегического планирования и гибких форм вознаграждения. Авторы, сделавшие значительный вклад в развитие теории человеческих ресурсов - А. Маслоу, Д. Макгрегор, Ф. Герцберг.

Современные модели управления персоналом и их особенности

Путь развития, который прошли теории управления персоналом, демонстрирует постепенный рост влияния человеческого фактора на организацию трудового процесса. Современная компания напоминает сложный организм, жизнедеятельность которого напрямую зависит от слаженности работы отдельных элементов. Чтобы обеспечить эффективное взаимодействие на всех уровнях, применяются комплексные модели управления персоналом. Специалисты по менеджменту организаций делят использующиеся в наши дни модели на четыре основные группы: немецкую (европейскую), американскую, японскую и семейную.

  • Американская (иногда – англо-американская или аутсайдерская) модель корпоративного управления базируется на применении внешних инструментов контроля. Компания, менеджмент которой построен на базе данной модели, в значительной степени подвергается влиянию внешних факторов. К примеру, фондового рынка или рынка труда. На все производственные процессы и всех участников сообщества оказывается воздействие со стороны непосредственных руководителей организации. Сегодня именно такая модель наиболее распространена в США, Швеции, Великобритании.
  • Для немецкой (германской, инсайдерской) модели управления персоналом характерно социальное равенство. Влияние факторов внешнего управления, напротив, уменьшается. На первый план выходят такие аспекты управления персоналом, как обеспечение абсолютной заинтересованности каждого акционера или сотрудника в результатах работы компании. Принципы германской модели управления персоналом положены в основу корпоративной культуры стран Центральной Европы.
  • Японская модель корпоративного управления подразумевает приоритет коллективных интересов над личными и главенство корпоративного духа; преданность работодателю (во многих японских компаниях практикуется система пожизненного найма), подкрепляемая предоставлением работникам ряда социальных гарантий и прочих благ; достижение баланса интересов трех сил – инвесторов, управляющих (руководителей) и работников (специалистов).

Следует заметить, что далеко не в каждой компании приживается такое управление персоналом: кадры, подобранные стихийным образом, далеко не всегда готовы встроиться в систему настолько же плотно, как японские работники, которых зачастую с раннего возраста готовят к работе на конкретном предприятии.

Семейный капитализм (семейная модель управления компанией) распространен в странах Латинской Америки, Азии, Канаде, нередко встречается во Франции, Италии и других странах Европы. Суть системы сводится к концентрации и распределению капитала по семейным каналам.

  • Семейная модель корпоративного управления обеспечивает жесткий контроль над бизнесом, но имеет ряд недостатков: даже если на практике применяется самая современная теория управления персоналом организации, основной целью существования компании, так или иначе, остается удовлетворение интересов одной семьи при слабой информационной прозрачности всех бизнес-процессов.

Вышеописанные модели корпоративного менеджмента не являются взаимоисключающими: кадровая политика по управлению персоналом любого отдельно взятого предприятия может содержать элементы двух и более моделей, поскольку ни одна из них не обладает явными преимуществами перед другими и не может считаться универсальной.

Узнать о корпоративном менеджменте, мотивации сотрудников и эффективных схемах управления помогут статьи:

Классические теории управления персоналом господствовали с 1880 года по 1930 год. Видными представителями этих теорий являются: Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г.Форд, А.К. Гастев, П.М. Керженцев и др. Эти ученые считали, что труд является естественной необходимостью для человека. Об интересе и удовлетворенности работников речь не шла. Люди должны работать, по мнению теоретиков, чтобы получить результат. То есть они пропагандировали работу ради результата. При таком отношении к труду не возможно творчество, кроме того, возрастает роль руководителя: он должен быть справедливым, строго контролирующим и сохраняющим производство. Организация труда, в данном контексте, понималась как дифференцировка задач для работников: простые – сложные или легковыполнимые – сложновыполнимые.

Теории человеческих отношений управления персоналом были актуальными с 1930-х годов до конца 20-говека. Яркими представителями этих теорий являются: Э. Мейо, К. Арджелис, Р. Ликарт, Р. Блейк и др. Эти авторы считают, что главный мотив людей, занятых в труде, это стремление быть полезными и значимыми в труде. Этот мотив является самым сильным, более сильным, чем деньги. И так главная идея ученых, сторонников теорий человеческих отношений, звучит так: «Самовыражение себя как индивида определяет мотивацию человека в труде».

Отношения руководителей и работников в таком труде становятся более благоприятными и принимаемыми с обеих сторон. Главная задача для руководителя – создавать условия для индивидуального самовыражения работников. Руководитель учитывает предложения работников, дает им возможность самостоятельно работать, информирует их о планах работы организации.

Теории человеческих ресурсов – это современные теории управления персоналом, представленные А. Маслоу, Ф. Герцбергом, Д. Макгрегором и др. Ученые данного направления считают, что труд дает человеку удовлетворение. Работники – люди творческие, ответственные, способные к самоконтролю. В разработке целей участвуют и руководители, и работники. Задача руководителя – как можно лучше использовать человеческие ресурсы, то есть создать такие условия, чтобы люди смогли самореализовываться. Ставка на самоконтроль - главная идея теоретиков. И это главное условие для повышения производительности труда.

Учитывая информацию, содержащуюся в основных теориях управления персоналом, перейдем теперь к выделению этапов в истории практики управления персоналом на производствах.

Так до 1900 года в труде центральное место занимал интерес к технологии производства, при этом интересы работников не учитывались. Главная задача для руководителей – поддержание дисциплины.

С 1900 года по 1910 год в труде центральное место занимали: безопасность труда работников и создание предпосылок для хорошей работы.

С 1910 года по 1920 год в труде центральное место занимают: эффективность производства, повышение заработной платы на основе повышения производительности труда, стимулирование обучения.

С 1920 года по 1930 год в труде центральное место занимают: учет индивидуальных особенностей работников за счет разработки психологических тестов, опросов, учета предложений при планировании.

С 1930 года по 1940 год главным в труде является: налаживание сотрудничества и взаимодействия между работниками и руководителями на производстве.

С 1940 года по 1950 год в труде центральное место занимают: обеспечение экономических гарантий и социальной поддержки (организован пенсионный фонд для работников).

С 1950 года по 1960 год в труде центральное место занимает обеспечение человеческих отношений и возможность проявления в них инициативы и самодисциплины. На этом этапе впервые стало возможным и необходимым управление персоналом организаций.

С 1960 года по 1970 год в труде центральное место занимают: сотрудничество, развитие и углубление партнерства; совместное участие в управлении.

Период с 1970 года по 1980 год характеризуется уходом от монотонии труда и стремлением сделать труд интересным и разнообразным.

С 1980 года по 1990 год в труде центральное место занимают: перераспределение, переподготовка, поиск работы для персонала, особенно, в период экономических кризисов.

С 1980 года по 2000 год в труде центральное место занимают: стратегическое управление и планирование трудовых ресурсов. Особое внимание обращают на гарантии занятости, создание гибких форм вознаграждений, профессиональную переподготовку персонала. Данное направление работы с персоналом по сегодняшний день углубляется, детализируется и расширяется.

Предоставленный обзор развития идей об управлении персоналом отчетливо показывает возрастающую роль человеческого фактора в организации и на производстве.

ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ n классические теории - Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд, А. К. Гастев, П. М. Керженцев и др. , n теории человеческих отношений Э. Мэио, К. Арджерис, Р. Ликарт, Р. Блеик и др. n теории человеческих ресурсов А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор и др.

1. Классические теории (1880 по 1930 г.) n Труд для большинства индивидов не приносит удовлетворения. То, что они делают, менее важно для них, нежели то, что они при этом зарабатывают. n Главной задачей руководителя является строгий контроль и наблюдение за подчиненными. Он должен разложить задачи на легко выполнимые, простые и повторяющиеся операции, разработать несложные процедуры труда и воплощать их на практике.

2. Теории человеческих отношений (1930 г.) n Индивиды стремятся быть полезными и значимыми они испытывают желание быть интегрированными в общее дело и признанными как личности. Эти потребности являются более важными в побуждении и мотивированности к труду, чем уровень заработной платы. n Главная задача руководителя - сделать так, чтобы каждый трудящийся чувствовал себя полезным и нужным. Он должен информировать своих подчиненных, а также учитывать их предложения, направленные на улучшение планов деятельности организации. Руководитель должен предоставлять своим подчиненным определенную самостоятельность, что предполагает личный самоконтроль над исполнением.

3. Теории человеческих ресурсов n Труд большинству индивидов доставляет удовлетворение. Индивиды стремятся внести свой вклад в реализацию целей, понимаемых ими, в разработке которых они участвуют сами. Большинство индивидов ответственны, способны к самостоятельности, к творчеству, к личному самоконтролю, даже большему, чем это требует занимаемое индивидом по иерархии место. n Главной задачей руководителя является более рациональное использование человеческих ресурсов. Он должен в коллективе создать такую обстановку, в которой каждый человек может максимально проявить свои способности. Руководитель способствует участию каждого в решении важных проблем, постоянно расширяя самостоятельность и самоконтроль у своих подчиненных.

Английская философия управления персоналом основывается на традиционных ценностях нации и теории человеческих отношений. Она предусматривает: n уважение личности работника, n искреннюю доброжелательность, n мотивацию работников и поощрение достижений, n обеспечение высокого качества работ и услуг, n возможность систематического повышения квалификации, n гарантии достойного заработка.

Американская философия управления персоналом построена на традициях конкуренции и поощрения индивидуализма работников и четко ориентирована на прибыль компании, от величины которой зависит личный доход работника. Для нее характерна: n четкая постановка целей и задач, n высокая оплата труда персонала, n поощрение потребительских ценностей.

Японская философия управления персоналом основывается на традициях уважения к старшему, коллективизма, всеобщего согласия, вежливости и патернализма. Здесь преобладает теория человеческих отношений. Ей присущи: n преданность идеалам фирмы, n пожизненный наем сотрудников в крупных компаниях, n постоянная ротация персонала, n создание условий для эффективного коллективного труда.

Российская философия управления персоналом весьма многообразна и зависит от формы собственности, региональных и отраслевых особенностей и размера организации. Крупные акционерные организации, созданные на базе государственных, сохраняют прежние традиции и характеризуются: n четкой дисциплиной, n коллективизмом n хозяйственностью, n предусматривают повышение уровня жизни работников и сохранение социальных благ и гарантий в новых условиях хозяйствования.

Современная парадигма управления персоналом n Переход от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами. Человеческие ресурсы люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их человеческого ресурса.

Современная парадигма управления персоналом n Переход от управления персоналом к управлению человеческим капиталом. n К человеческому капиталу относятся приобретенные знания, навыки, энергия, способность к осознанным действиям, постоянному совершенствованию и развитию.

Виды человеческого капитала n Общий (перемещаемый). Это совокупность теоретических или достаточно универсальных знаний работника; n Социальный (неперемещаемый), под которым понимаются знания людей, специфики предприятия и своей работы, их личные связи, способы и культура общения, доверие.

Теория жизненных сценариев личности (Э. Берн). n «Я» хороший, «Все ОНИ» хорошие, «жизнь – хороша» сценарий «победителя» ; n «Я» плохой, «ОНИ» плохие, «жизнь – плоха» сценарий «побежденного» , «неудачника» ; n «Я» хороший, но «ОНИ» плохие, «жизнь – плоха» сценарий «озлобленного пессимиста» ; n «Я» плохой, а «ОНИ» хорошие – сценарий «комплекса неполноценности» .

Принципы новой парадигмы управления персоналом n опора на фундаментальные основы современного менеджмента - n n n n n качество, нововведения, персонал, сервис; этика качества предоставляемых образовательных услуг; честность и доверие к работникам; методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой; атмосфера в организации, содействующая раскрытию способностей работающих; долевое участие каждого работника в общих результатах; качество личной работы и ее постоянное улучшение; активный поиск менеджером обратной связи с подчиненными; открытое обсуждение уровня компетентности работников, имеющихся вакансий и путей их замещения; создание возможностей для всестороннего профессионального роста каждого работника; ответственность работника за собственное развитие (вместо ответственности руководителя за развитие персонала).

Методы управления персоналом n Административные методы; n Организационное воздействие; n Распорядительное воздействие; n Экономические методы; n Социально-психологические методы; n Социологические методы; n Психологические методы;

Система управления персоналом n n n кадровое планирование; набор и увольнение персонала; обучение и развитие персонала; мотивация и вознаграждение персонала; организация деятельности работников; оценка и аттестация кадров.

ТИПОВОЕ «ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ» УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ n n n n n Цели 1 -го уровня: планирование и маркетинг персонала; учет и наем персонала; организация трудовых отношений; обеспечение нормальных условий труда; обеспечение развития персонала; мотивация и стимулирование персонала; социальное развитие персонала; развитие организационных структур управления; правовое обеспечение управления персоналом; информационное обеспечение управления персоналом

ТИПОВОЕ «ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ» УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ n n n n n Цели 2 -го уровня: обучение персонала; повышение квалификации персонала; введение в должность и адаптация новых работников; оценка кандидатов на вакантную должность; аттестация персонала; реализация деловой карьеры; создание системы служебно профессионального продвижения; организация работы с кадровым резервом; организация рационализации и изобретательства

ТИПОВОЕ «ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ» УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Цели 3 -го уровня: n определение потребности в обучении; n распределение средств на обучение; n составление учебных планов и программ; n организация и оценка процесса обучения.

Маркетинг персонала n Маркетинг персонала - вид деятельности по изучению рынка рабочей силы с целью удовлетворения потребности организации в персонале, выявления круга источников и путей обеспечения этой потребности. Маркетинг персонала является условием роста человеческого ресурса организации за счет внешних источников.

Элементы кадровой политики n Политика занятости – обеспечение организации высококвалифицированным персоналом и сопровождение ротации n Политика развития – создание условий для повышения квалификационного уровня и продвижения работников n Политика оплаты – формирование конкурентной системы вознаграждения на основе результатов деятельности n Социальная политика – реализация социальной программы организации n Политика трудовых отношений – установление процедур разрешения трудовых конфликтов

Содержание кадровой политики Система мотивации Кадровое плани рование Аттестация персонала Анализ работы Поиск персо нала Адаптация Отбор пер сонала Обучение и Развитие персонала Оргкультура Контроль и аудит персонала

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА В КОМПАНИИ Cистема подбора персонала - множество взаимосвязанных элементов и процессов составляющих единое целое оказывающих целенаправленное воздействие на обеспечение притока в компанию специалистов, создающих добавленную стоимость компании

Элементы и процессы системы подбора персонала 1. Процесс создания вакансии и 2. 3. 4. 5. формирования заявки на подбор Процесс привлечения кандидатов на вакансию Процесс отбора кандидатов Процедура найма Завершение подбора

Служба персонала по отношению к системе подбора персонала являются разработчиками, методистами, соисполнителями и координаторами n n Разработчики разрабатывают и отстраивают саму систему подбора персонала. Методисты оказывают методическое сопровождение всех процессов, включенных в систему подбора персонала. Соисполнители принимают непосредственное участие во всех процессах системы по подбору персонала. Координаторы координируют работу всех элементов системы подбора персонала и действия всех участников процессов подбора

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНФИГУРАЦИЮ СИСТЕМЫ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА (1) ВНУТРЕННИЕ Стратегические цели компании, структура бизнеса компании. n Кадровая политика компании относительно привлечения специалистов. n Структура персонала компании: - уровень образования персонала, - гендерное соотношение, - возрастная структура, - наличие или отсутствие однотипного персонала и его численность, - наличие или отсутствие штучных специалистов и их численность и другое. n

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНФИГУРАЦИЮ СИСТЕМЫ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА (2) ВНУТРЕННИЕ n n n Структура и объем потребности в персонале. Уровень текучести кадров. Наличие (и состояние) или отсутствие системы обучения и развития персонала, подготовки кадрового резерва. Система мотивации персонала. Система социально-экономической и психологической поддержки персонала.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНФИГУРАЦИЮ СИСТЕМЫ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА (3) ВНУТРЕННИЕ n n n Состояние охраны труда в компании, техническое оснащение и условия работы. Уровень компетентности (подготовленности) руководителей структурных подразделений к участию в подборе персонала. Сезонность бизнеса компании. Бюджет на подбор персонала. Имидж компании.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНФИГУРАЦИЮ СИСТЕМЫ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА (4) ВНЕШНИЕ n Состояние рынка труда - Соотношение спроса и предложения. - Уровень зарплат. - Структура безработицы. - Отраслевые индикаторы. - Бизнес-конкуренты. Бизнесы-реципиенты. Бизнесы-доноры. - Демографическая ситуация. n Состояние законодательства, диктующего условия рынку труда

«НУЖЕН ТАКОЙ ЖЕ, НО БЕЗ КРЫЛЬЕВ»: ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАЯВКИ НА ПОДБОР ПЕРСОНАЛА Заявка - это форма, регламентирующая условия появления нового работника Основные функции заявки n фиксирует ключевые факторы описания вакансии, на которую ведется подбор n фиксирует договоренности службы персонала и внутреннего заказчика n заявка на формирование рабочего места (комплектация, сроки)

РАЗДЕЛЫ ЗАЯВКИ НА ПОДБОР ПЕРСОНАЛА n n n n Условия формирования вакансии (ввод новой должности или вакантная, временная или постоянная, бюджет). Наименование должности, подразделение, статус, количество. Основные и дополнительные задачи, которые будут поставлены перед новым сотрудником. Компетенции: образование, опыт (какой и сколько), что должен знать, что должен уметь, дополнительные требования (что желательно, но не обязательно), личностные характеристики. Условия работы: в чьем подчинении, наличие подчиненных, структура и размер компенсационного пакета, перспективы роста, допуск к конфиденциальной информации, наличие командировок, режим работы. Условия подбора (какие и с кем собеседования, тестирование, экспертная оценка профессионального уровня, кто принимает решение). Условия работы над заявкой (сроки, ответственные, закрытие заявки, служебные отметки об этапах подбора). Подписи заказчиков и исполнителей.

Разновидности ресурсов сети Интернет (1) Вид ресурса Краткое описание Электронные доски объявлений о поиске работы и работников (www. job. ru) Общедоступны, бесплатны, универсальны. Как следствие - захламлены. Использовать можно, но следует приготовиться к большому потоку «пустой породы» Работные сайты (www. job portal. ru) Интернет агентства подбору персонала (www. hh. ru) Общедоступны, но с управляемым контентом. Необходимый набор сервисов как для соискателей, так и для работодателей. Условно бесплатны. Удобны в работе по Качественный сервис, гарантии, многофункциональность, множество дополнительных удобств, нужная аудитория, относительно недорого

Разновидности ресурсов сети Интернет (2) Вид ресурса Краткое описание Специализированные Удобны целенаправленностью поиска в форумы нужной профессиональной среде. (www. dis. ru) Часто имеют специальные разделы для ищущих работу. Удобны для поиска специалистов среднего уровня, активно ищущих работу Интернет сообщества (www. je xecutive. ru) Поиск целесообразен лишь в том случае, если вы в сообществе состоите Специализированные профессиональные сайты (www. saldo. ru) Удобны целенаправленностью поиска в нужной профессиональной среде. По сути это биржи труда или службы занятости, встроенные в портал

Разновидности ресурсов сети Интернет (3) Вид ресурса Краткое описание Социальные сети (www. moikrug. ru) Поиск специалистов среднего уровня и молодых специалистов (в том числе выпускников). Возможно, в процессе развития социальных сетей станет возможным и поиск специалистов более высокого уровня Студенческие форумы Как правило, расположены на сайтах вузов. Иногда имеют отдельные сайты. Есть объединенные студенческие сайты с форумами. Можно использовать для поиска выпускников и молодых специалистов Интернет версии газет объявлений о работе (www. job today. ru) Аналогичны бумажным вариантам газет с объявлениями о работе

«САМ СЕБЕ РЕКРУТЕР»: РЕСУРСЫ ПО ПОИСКУ СПЕЦИАЛИСТОВ ü Внутренние ресурсы компании ü Кадровые агентства ü Профильные вузы ü СМИ ü Доски объявлений ü Профессиональные объединения ü Коллеги ü Собственная база соискателей ü Ярмарки вакансий ü Сайт компании

Факторы, влияющие на выбор ресурса § срочность подбора специалиста § бюджет § уровень искомого специалиста § мощность источника (самого ресурса) § назначение ресурса § ситуация на рынке труда (баланс спроса и предложения)

Способы поиска вакнасий 1) поиск по размещенным объявлениям (резюме) специалистов 2) размещение собственного объявления (вакансии)

Способы поиска вакансий Первый способ Второй способ Конкурс на свою персону объявляет соискатель: публикует резюме Конкурс на свою вакансию объявляет работодатель: публикует вакансию Работодатель проявляет интерес и предлагает свою вакансию Соискатель проявляет интерес и предлагает резюме для участия в конкурсе на вакансию Соискатель делает выбор и принимает решение об участии в конкурсе на вакансию или отказе. Работодатель принимает решение, допус тить соискателя к участию в конкурсе на вакансию или нет Заинтересованное лицо - работодатель. Работодатель демонстрирует свою привлекательность Заинтересованное лицо - соискатель. Соискатель демонстрирует свою привлекательность Соискатель принимает решение и заявляет свои условия Работодатель принимает заявляет свои условия решение и

КАДРОВЫЕ АГЕНТСТВА - ПОМОЩНИКИ ИЛИ? . . А у вас нет такого же, но без крыльев? К сожалению, нет. . . Будем искать. . . К/ф «Бриллиантовая рука» n Recruiting (рекрутинг) - это поиск и подбор персонала среднего и низшего звена n Exclusive Search («прямой поиск» или «целевой поиск») прямой целенаправленный поиск и подбор персонала высшего управленческого звена и редких специалистов («эксклюзивный поиск»)

КАДРОВЫЕ АГЕНТСТВА - ПОМОЩНИКИ ИЛИ? . . А у вас нет такого же, но без крыльев? К сожалению, нет. . . Будем искать. . . К/ф «Бриллиантовая рука» n Head Hunting разновидность метода Exclusive Search, охота за конкретным специалистом и его переманивание в компанию («охота за головой») n Preliminaring (прелиминаринг) - привлечение на работу через производственную практику или стажировку перспективных молодых специалистов (студентов и выпускников вузов)

Маркетинг персонала включает: 1) исследование рынка труда и рынка рабочей силы; 2) сегментирование рынка рабочей силы - процесс разбивки рынка труда на группы на основе различий: n а) квалификации (руководитель, экономисты, рабочие); n б) уровня оплаты труда; n в) учебных заведений, выпускающих и переподготавливающих специалистов;

Адаптация процесс приспособления к новым условиям работы в результате изменений в составе работников подразделения приспособление работника к организации (взаимное приспособление работника и организации).

Виды адаптации n Профессиональная адаптация - предусматривает приспособление работника к новым требованиям к содержанию труда на новом рабочем месте, приобретение дополнительных знаний, умений, навыков. n Психофизиологическая адаптация - адаптация работника к новым физическим и психологическим нагрузкам. n Социальная адаптация (социализация) - усвоение работником новых социальных норм, системы организационных ценностей, особенностей социального взаимодействия внутри коллектива, группы, принятых в организации моделей поведения работников. n Организационная адаптация – усвоение роли и организационного статуса своего рабочего места.

Трудовая адаптация процесс приспособления организма к новым для него условиям функционирования. Трудовая адаптация разделяется на следующие виды: § § профессиональная адаптация социально-организационная адаптация социально-психологическая адаптация психофизиологическая

Трудовая адаптация (1) 6 Профессиональная адаптация – это адаптация к самой трудовой деятельности со всеми обеспечивающими ее предметами и временными составляющими. На процесс профессиональной адаптации оказывают влияние: факторы среды, в которой осуществляется адаптация (это рабочее место, учебный, технологический процесс и т. д.); факторы, которые могут быть названы индивидуально-личностными, т. е. связанные с особенностями самого адаптанта; факторы управления процессом адаптации

Трудовая адаптация (2) 6 Социально-организационная адаптация это адаптация к самой организации, условиям ее организации и жизнедеятельности. Она включает в себя следующие аспекты: - административно – правовой, - социально – экономический, - управленческий, - рекреационно – творческий –

Трудовая адаптация (3) n Социально-психологическая адаптация - связана с вхождением нового работника в первичный коллектив. Факторы, играющие роль регуляторов адаптационного процесса: морально – психологический климат, идейную общность, сплоченность вокруг общественно значимых целей, взаимную требовательность и ответственность, взаимопомощь, личность адаптанта

Упражнение в группах n Определить условия и факторы, влияющие на эффективность: 1) профессиональной адаптации 2) организационной адаптации 3) социально психологической адаптации 4) Психофизиологической адаптации n Работа руководителя с адаптантом

2 ключевых мысли n "Правильные люди делают правильные вещи" ("Right people do right things") n Первые дни сотрудника в компании играют РЕШАЮЩУЮ роль в том, как он потом будет работать в компании и относится к ней

Первичная адаптация n Имеет место в отношении работников, вновь принятых в организацию n Призвана обеспечить их приспособление к новым условиям труда n Охватывает период от одного до трех месяцев (период испытательного срока), реже до шести-двенадцати месяцев

Задачи первичной адаптации n информирование работника о специфике работы в n n n данной организации знакомство с организационными требованиями, нормами, правилами поведения знакомство с профессиональными требованиями, условиями труда на данном рабочем месте адаптация работника к особенностям социального взаимодействия внутри коллектива изучение особенностей самого работника и их адаптация к требованиям рабочего места, внешнего окружения адаптация организации к отдельным характеристикам нового работника (перераспределение функций, изменение требований, отдельных аспектов социального взаимодействия)

Мероприятия трудовой и социальной адаптации 1. Организационный аспект связан с изучением системы управления организацией и механизма функционирования отдельных ее звеньев, усвоением работником своей роли и своего статуса в организационной структуре. 2. Профессиональный аспект связан с приобретением необходимых в данной должности и на данном рабочем месте дополнительных знаний, умений и навыков. 3. Психофизиологический аспект связан с адаптацией к физическим и психологическим нагрузкам, обусловленным новыми условиями труда. 4. Социальный аспект предусматривает адаптацию к новым условиям социального взаимодействия, действующим нормам поведения, ценностям, сложившимся социальным ролям.

Общие программы адаптации включают в себя знакомство: с положением организации на рынке, имиджем, корпоративной культурой, миссией, спецификой деятельности, целями, общей и специфическими стратегиями развития, проводимой политикой в области ассортимента, качества обслуживания, работы с поставщиками, клиентами, n работой с персоналом, кадровой политикой, механизмами ее реализации. Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, собеседований, изучения фирменной литературы, документации, путем непосредственного общения с наставником. n n n n

Специальная программа профессиональной и социальной адаптации включает в себя § § § изучение должностных инструкций, непосредственных обязанностей, документооборота, действующих правил и процедур, границ поведения, особенностей организации трудового процесса, обуславливающих его эффективность, § стандартов выполнения работы и проч. проводится на рабочем месте

Оценка эффективности процесса адаптации на основе: n оценочных тестов, n устных опросов, n изучения мнения наставника, непосредственного руководителя, коллег по работе По результатам оценки кадровая служба составляет заключение о соответствии нового работника требованиям организации.

Последующая адаптация Проводится в результате: n внутреннего перевода работника на новое рабочее место, n в связи с происходящими реорганизациями n изменением организационного статуса или профессиональной роли работника. Программа адаптации разрабатывается исходя из ее целей и задач.

Конкретный набор действий зависит от компании и должности, но программа максимум следующая: n Непосредственный руководитель плотно побеседует с новичком: рассказывает ему его цели и задачи, его место в организационной структуре, вертикальные и горизонтальные связи и т. п. n Новичка представляют коллективу, знакомят его с будущими сослуживцами. Лучше, если непосредственный руководитель или HR лично пройдет с новичком по кабинетам, однако в большой компании всех не обойдешь (только свой департамент), поэтому делают email рассылку по компании с краткой информацией о новичке, его роли и прошлом опыте. Желательно с фотографией. n "Новобранцу" выдают буклет, который часто так и называется, например, "Курс молодого бойца". Там изложена история компании и ее достижения, оргструктура, ключевые клиенты и многое другое: все то, что необходимо знать "молодому" сотруднику. Конечно, выдают его должностную инструкцию, описания и регламенты исполнения тех бизнес процессов, в которых он будет принимать участие. Если необходимо, выдают каталоги продукции для изучения. Это прояснит его понимание компании и избавит окружающих от типовых вопросов. Естественно, что информацию, которая представляет собой коммерческую тайну, давать на этом этапе преждевременно. n Новичку организуют внутреннее обучение / стажировку.

n Новому сотруднику назначают наставника, который уделяет ему время, объясняет ему нюансы работы, знакомит с неписанными правилами коллектива. n Крупные компании проводят периодически специальные тренинги для новичков (new hire training, kick off training), причем, если компания западная, то в штаб квартире. Там выступают топ менеджеры, рассказывают о компании и ее достижениях, о требования к сотрудникам, о перспективах. Это очень сильно мотивирует: "сам большой босс говорил с нами"! А также, что очень важно, позволяет напрямую транслировать ценности компании от высшего руководства к сотрудникам. n Через некоторое время новичку устраивают экзамен на знание компании, своих задач, и всего остального. Конечно, о будущем экзамене он должен знать с самого начала, и готовиться к нему. Кстати, по итогам может приниматься решение о прохождении испытательного срока. n Если испытательный срок пройден, то молодого сотрудника важно поздравить с этим фактом, можно провести некую процедуру "инициации". Это психологически очень важно. Лучше публично, и чтобы это не было тривиальной пьянкой, а скорее торжественное поздравление первого лица компании с "успешным вступлением в ряды Сотрудников компании X" (именно так, с большой буквы: тут это еще возможно, потом поздно будет) и вручением памятного сувенира.

Профессиональное развитие - приобретение сотрудниками новых компетенции, знаний, умений и навыков, которые они используют или будут использовать в своей профессиональной деятельности; - процесс формирования у сотрудников организации новых профессиональных навыков и знаний. Основные методы профессионального развития: профессиональное обучение, развитие карьеры, образование.

Профессиональное обучение процесс формирования у сотрудников организации специфических профессиональных навыков посредством специальных методов обучения. Основные виды профессионального обучения: - обучение на рабочем месте - обучение вне рабочего места (аудиторное обучение).

Факторы, влияющие на потребности организации в развитии своего персонала n динамика внешней среды (потребители, n n конкуренты, поставщики, государство); развитие техники и технологи, влекущее за собой появление новой продукции, услуг и методов производства; изменение стратегии развития организации; создание новой организационной структуры; освоение новых видов деятельности.

Форма заявки на профессиональное обучение n n n n Заявка на профессиональное обучение на 2009 г. Ф. , И. , О. сотрудника: Должность: Отдел: Ф. , И. , О. руководителя: 1. Обучение по (Опишите как можно более подробно Ваши потребности в профессиональном обучении. Например, если речь идет о компьютерном обучении, отметьте программы) Требуемый уровень Сроки обучения 2. Обучение по (Опишите как можно более подробно Ваши потребности в профессиональном обучении. Например, если речь идет о компьютерном обучении, отметьте «программы) Требуемый уровень Сроки обучения 3. Обучение по (Опишите как можно более подробно Ваши потребности в профессиональном обучении. Например, если речь идет о компьютерном обучении, отметьте программы) Требуемый уровень Сроки обучения Подпись сотрудника: Утверждение руководителя:

Методы обучение на рабочем месте Метод Издержки (подготовк (реализаци а) я) Область применения Инструкт высокие аж низкие простые операции, ручной высококвалифицированные сотрудники Ротация средние смежные профессии, руководителей высокие сложные профессии, высокое мастерство, ручной труд, высокая степень риска средние Наставни низкие чество труд, подготовка

Методы обучение вне рабочего места Издержк и (подгото вка) Издержки Область применения (реализация) низкие большой объем материала, множество концепций, большое число слушателей, ограниченные ресурсы Практическ средние ая ситуация средние иллюстрация концепций, принятие решений, рассмотрение альтернатив Деловые игры высокие практические навыки, иллюстрация концепций, виденье организации, подготовка руководителей низкие средние теоретические и практические навыки, концепции Лекция высокие Самообучен низкие ие высокие

Лизинг персонала n Лизинг персонала характерен для современного инновационного управления персоналом и означает подбор кадров на временные рабочие места за счет краткосрочной или среднесрочной аренды персонала другой организации. n Лизинг персонала осуществляется на основе долгосрочного или краткосрочного договора между лизинговой компанией (лизингода телем), сдающей в аренду персонал, и фирмой арен датором (лизингополучателем), которая постепенно вносит арендную плату за использование рабочей силы другой фирмы. n По истечении срока действия договора арендатор либо возвращает рабочую силу лизинговой компании, либо продлевает срок действия договора, т. е. заключает новый договор.

Признаки слабого руководителя: n n n слабый руководитель всегда сталкивается с не предвиденными обстоятельствами, которые не способен был предугадать, почувствовать их приближение и подготовиться к ним; он убежден, что все знает лучше других, старается все и везде сделать сам, участвует буквально во всех делах (сам звонит, подписывает и т. д.); письменный стол такого руководителя всегда за вален какими либо вещами, нужными и ненужными; слабый руководитель любит работать допоздна, по 10 14 ч в сутки;

Признаки слабого руководителя: n такой руководитель везде и всюду ходит с n n большим кейсом, который носит с работы домой, а из дома на работу; решения старается отложить «на завтра» , т. е. надеется, что вопрос решится сам или его решит кто то другой; никогда ничего не решает и не доводит до конца; вопросы накапливаются и давят на психику; все видит в черно белом цвете, для него не существует оттенков, нюансов; любит из мухи раздувать слона;

Признаки слабого руководителя: n старается принять лучшее решение вместо n n реального, т. е. выполнимого; такой руководитель фамильярен с подчиненными, пытается играть роль «хорошего парня» ; готов к любому компромиссу, бывает, склонен свалить вину на другого или на обстоятельства; у него всегда открыта дверь, т. е. в любой момент к нему может войти любой человек; при получении премии, наград, льгот он ставит свою фамилию первой.

ПРАВИЛА СИЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: n Руководитель не должен быть «погонщиком» , погонщик полагается на свою власть, а руководитель - на содействие и помощь тех, кого он ведет, погонщик заставляет жить своих подчиненных в мире слухов, догадок, интриг, а руководитель держит всех в курсе дела, привлекает к решению различных проблем. n Руководитель должен верить в свое дело, быть смелым, целеустремленным, решительным и уметь показать эти качества подчиненным. Должен уметь ценить время своих подчиненных. Руководитель дол жен быть строгим и требовательным, но строгость и требовательность никогда не должны переходить в придирчивость и жесткость. Одно из главных ка честв руководителя - уметь критиковать и воспринимать критику.

ПРАВИЛА СИЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: n Руководитель должен быть приветливым и тактичным, обладать чувством юмора, что способствует производительности труда. n Руководитель должен знать своих подчиненных; особенно это важно в больших коллективах, где всегда есть опасность, что человек может «потеряться» , быть незамеченным, невостребованным, n Хороший руководитель должен соблюдать культуру управления.

Культура управления n Культура управления - это комплексная обобщающая n n n характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. Основными элементами культуры управленческого труда являются: культура содержания рабочего места; культура приема посетителей; личная культура управленческого персонала (моральные качества, чувство ответственности за порученное дело); культура работы с письмами и клиентами (ответ должен быть ясен, убедителен); культура составления управленческих документов (считается, что умелое расположение заголовка повышает восприятие информации, содержащейся в документе).

Корпоративная культура n Корпоративная культура - сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его реакции в критических ситуациях.

Компетентностный подход в управлении персоналом: учебно-практическое пособие / под ред. <...> ISBN 978-5-392-10142-9 Излагается сущность компетентностного подхода в управлении персоналом организации; выделены этапы становления компетентностного подхода ; исследованы подходы к определению компетенций ; обоснована сущность компетенции ; предложена типология компетенций ; приведены примеры компетенций и их описание. <...> КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ Учебно-практическое пособие Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; тел. <...> Термин был введен в обиход еще в 1959 г. компанией White для описания ка честв личности, определяющих «превосходное» исполнение работы . <...> Было разработано интервью по получению поведенческих примеров (Behavior Event Interview), совмещающее в себе метод анализа кри тических событий Фланагана (Flanagans Critical Incident Method) и Тематиче ский апперцептивный тест (ТАТ). <...> На первом этапе исследования были отоб раны две группы дипломатов: группа лучших исполнителей - самых блестящих и эффективных молодых дипломатов, и группа средних исполнителей . <...> Все они при няли участие в интервью по получению поведенческих примеров (BEI). <...> Предметом BEI был краткий рассказ о трех суперуспехах и трех самых серьезных неудачах. <...> По материалам Манчестерской и Лонкоширской школ бизнеса. <...> 1 4 Компетентностный подход в управлении персоналом помощи CAVE (Content Analysis of Verbal Expression - контентанализа вербальных высказываний). <...> В 1979 г. Американская ассоциа ция менеджмента (AMA) выделила пять кластеров компетенций , связанных с эффективным поведением менеджера. <...> Благодаря этим исследованиям с 1989 г. компетент ностный подход стал применяться в американских бизнесшколах . <...> Разработан словарь из 360 ин дикаторов, определяющих 21 компетенцию, а также приведены примеры ис  пользования компетентностного подхода в различных HRпрактиках. <...> Страны, занятые реформированием системы высше го образования по Болонскому типу <...>

Компетентностный_подход_в_управлении_персоналом.pdf

УДК 005.95(075.8) ББК 65.290.2я73 М67 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Авторы: Митрофанова Е. А., Коновалова В. Г., Белова О. Л. Рецензенты: кафедра управления человеческими ресурсами РЭА им. Г. В. Плеханова, зав. кафедрой засл. деят. науки РФ, д-р экон. наук, проф. Ю. Г. Одегов; Под редакцией д-ра экон. наук, проф. А. Я. Кибанова. М67 Митрофанова Е. А., Коновалова В. Г., Белова О. Л. Управление персоналом: теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом: учебно-практическое пособие / под ред. А. Я. Кибанова. - Москва: Проспект, 2014. - 72 с. ISBN 978-5-392-10142-9 Излагается сущность компетентностного подхода в управлении персоналом организации; выделены этапы становления компетентностного подхода; исследованы подходы к определению компетенций; обоснована сущность компетенции; предложена типология компетенций; приведены примеры компетенций и их описание. Важное место занимает рассмотрение технологии формирования модели компетенций, в рамках которой исследованы подходы, принципы и методы формирования модели компетенций; четко обозначены структура и уровни модели компетенций; сформирован алгоритм формирования модели компетенций. Технология формирования модели компетенций демонстрируется на конкретных примерах. Завершается пособие рассмотрением практических вопросов использования моделей компетенций в управлении персоналом. УДК 005.95(075.8) ББК 65.290.2я73 Московская академия государственного и муниципального управления, проректор засл. экономист РФ, д-р экон. наук, проф. А. Ф. Зубкова. ISBN 978-5-392-10142-9 © Коллектив авторов, 2014 © ООО «Проспект», 2014

Стр.2

СОДЕРЖАНИЕ 1. Сущность компетентностного подхода...................................................................... 1.1. Эволюция развития компетентностного подхода......................................... 1.2. Понятие компетенции и компетентности. Модели компетенций........... 2. Формирование модели компетенций......................................................................... 3. Использование моделей компетенций в управлении персоналом.................. 3.1. Использование модели компетенций при отборе и оценке персонала 3.2. Использование модели компетенций при обучении персонала.............. 3.3. Использование модели компетенций при разработке систем стимули рования персонала.................................................................................................... 3 3 6 23 41 47 58 61

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра управление строительством

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: Теории управления персоналом

по дисциплине: Основы управления персоналом

Выполнила: Хатунцева А.С.

Руководитель: Агафонова М.С.

Воронеж - 2015

Введение

1. Классические теории

2. Теории человеческих отношений

3. Теории человеческих ресурсов

Заключение

Введение

Изучение теорий управления персоналом является важнейшим аспектом в управленческой науке, в том числе в основах управления персоналом. Это обусловлено тем, что управленцы в настоящее время в условиях жесткой конкуренции должны максимально эффективно управлять своими подчиненными.

От момента зарождения управленческой науки до настоящего времени роль управления значительно возросла. Всего выделяют 3 группы теорий управления персоналом: классические теории, теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов.

Цель работы - изучение теорий управления персоналом.

Так же необходимо решить ряд задач:

Рассмотреть основные тезисы классических теорий управления персоналом;

Рассмотреть основные идеи теорий человеческих отношений;

Рассмотреть основные положения теорий человеческих ресурсов.

Объект исследования - положения теорий управления персоналом.

Предметом исследования являются концепции управления человеческими ресурсами.

В данной самостоятельной работе для изучения теорий управления мною были использованы научные и учебные работы. Периодические издания и материалы из интернета.

Теории управления делятся на 3 группы: классические теории, теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов.

управление человеческий персонал классический

1. Классические теории

Теория Ф. Тейлора

Основателем школы научного управления является Фредерик Тейлор. Изначально Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые в 1910 году применил Луис Брандвйс.

Фредерик Тейлор полагал, что управление как особая функция состоит из принципов, которые могут применяться к видам социальной деятельности.

Основные принципы Фредерика Тейлора:

1. Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деятельности.

2. Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев.

3. Равномерное и справедливое распределение обязанностей.

4. Взаимодействие администрации с рабочими.

Тейлор считал, что в обязанности руководителя входит отбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении.

Он разработал систему дифференциальной оплаты, согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой.

Теория Г. Эмерсона

Г. Эмерсон в своем труде «Двенадцать принципов производительности» (1911г) рассматривает и формулирует принципы управления предприятиями.

Принципы управления Г. Эмерсона:

1) Точно поставленные идеалы или цели, к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления.

2)Здравый смысл, т. е. подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей;

3) Компетентная консультация, т. е. необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанных с производством и управлением. Подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным;

4) Дисциплина--подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку;

5) Справедливое отношение к персоналу.

6) Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями;

7) Диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление деятельностью коллектива;

8) Нормы и расписания, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери;

9) Нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты;

10) Нормирование операций, предлагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции;

11) Письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ;

12) Вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника.

2. Теории человеческих отношений

Теория Э. Мэйо Начало этому направлению положил Элтон Мэйо. Первым серьезным достижением поведенческой школы было доказательство того, что на производительность труда исполнителя оказывают влияние не только материальные факторы, но и психологические и отчасти социальные.

Выводы Э. Мэйо:

1. Выработка рабочего определяется скорее групповыми нормами, чем его физическими возможностями. Групповые нормы, по существу, являются неписаными правилами, регулирующими неформальную организацию. 2. Рабочие гораздо чаще действуют или принимают решения как члены группы, нежели как индивиды: поведение их в большинстве случаев обусловливается групповыми нормами. 3. Особое значение неформальных лидеров для достижения целей группы, установления и поддержания групповых норм.Лидер группы--это человек, чья деятельность в наибольшей степени совпадает с групповыми нормами, т. е. человек,чье поведение воспринимается как наиболее соответствующее достижению целей группы.

Исходя из этого, менеджер выполняет две функции: экономическую и социальную. Первая направлена на максимизацию цели организации, вторая -на создание и управление трудовых объединений и групп, эффективно работающих вместе. Достижением в анализе неформальной структуры было доказательство необходимости расширения границ организационного анализа за пределы должностей структуры. Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, от и уровень удолетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности.

Теория К. Арджириса

В центре внимания К. Арджириса было изучение влияния организационной структуры на поведение работников. При этом он исходил из представлений о человеке как развивающемся организме. Таким образом, поведение интересовало его прежде всего в свете того влияния, которое ограничения формальной организации накладывают на развитие ее членов.

Необходимые тенденции развития индивида в организации Арджирис сформулировал в следующих постулатах:

1) от пассивности к активности;

2) от зависимости к независимости;

3) от потребности немедленного удовлетворения потребностей к способности их отсроченного удовлетворения;

4) от способности выполнять только конкретные операции к способности осуществлять абстрактные операции;

5) от нескольких способностей к их многообразию.

3. Теории человеческих ресурсов

Теория Герцберга

Двухфакторная мотивационная теория Герцберга это еще одна теория, основанная на потребностях, которую Герцберг разработал со своими сотрудниками.

Они сделали опрос 200 инженеров и офисных работников одной лакокрасочной фирмы. Анкета состояла всего из двух вопросов:

1. Можете ли Вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно хорошо?

2. Можете ли Вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно плохо?

Проработав результаты опроса, Герцберг и его сотрудники пришли к выводу, что мотивирующие факторы можно подразделить на две большие категории - мотивирующие факторы (мотивация) и гигиенические факторы.

Гигиенические факторы в теории Герцберга

Согласно теории Герцберга, гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа.

Так, гигиеническими факторами могут быть: политика фирмы и администрации, нормальные условия работы, достойный заработок, статус, межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными, степень непосредственного контроля за работой.

Это так называемые факторы здоровья, которые снимают неудовлетворенность работой.

Согласно теории Герцберга, при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. Но их достаточность вызывает удовлетворение и создает мотив повышения эффективности трудовой деятельности.

Мотивирующие факторы в теории Герцберга

Согласно теории Герцберга, мотивирующие факторы - это внутренние факторы, связанные с самим характером и сущностью работы.

Мотивирующими факторами являются, например: успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности за выполняемое дело,возможности творческого и делового роста.

По теории Герцберга, эти факторы создают мотив, когда работник хорошо представляет цель и знает, как ее достигнуть.

А отсутствие или недостаточность факторов мотивации не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и создает мотив повышения производительности труда.

Заключение

Почти в каждой отрасли производства, сфере товаров и услуг в настоящее время преобладает острая конкуренция, поэтому каждая управленческая единица должна обладать обширными теоретическими знаниями, в том числе знать теории управления персоналом.

В данной работе была выполнена цель-изучение теорий управления персоналом.

Были решены следующие задачи:

Рассмотрены основные тезисы классических теорий управления персоналом;

Рассмотрены основные идеи теорий человеческих отношений;

Рассмотрены основные положения теорий человеческих ресурсов.

· Ф. Тейлор разработал 4 принципа научно менеджмента. Считал, что руководитель обязан подобрать персонал, подходящий ему по определенным критериям, а затем обучить в нужном направлении.

· Двенадцать принципов организации труда, предложенные Эмерсоном, послужили основой рациональной организации труда на промышленном предприятии и в настоящее время эффективно используются на практике управления. Он считал, что не производство должно подстраиваться к управлению, а управление должно обслуживать производство.

· Кратко о принципах Мэйо: человек - “социальное животное”, включенное в контекст группового поведения; жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой; руководители промышленности в большей степени должны ориентироваться на людей, чем на продукцию

· В своих постулатах Арджирис призывал к активности, независимости, способности отсроченного удовлетворения потребностей, способности осуществлять абстрактные операции и к многообразию способностей

· С точки зрения Герцберга гигиенические факторы не мотивируют сотрудников на улучшение результатов, на достижение прорывов в работе. Гигиенические факторы влияют лишь увлетворенность сотрудника своей работой. Мотивирующие факторы действуют, по теории Герцберга, как раз наоборот. Отсутствие этих факторов не несет неудовлетворенность, но их присутствие вызывает мотивирующий эффект и заставляет сотрудников стараться достичь лучших результатов.

В ходе написания работы поставленная цель достигнута, а задачи реализованы

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность классических концепций управления, взгляды Ф. Тейлора, А. Файоля на принципы управления. Основа доктрины "человеческих отношений" Элтона Мейо. Отличительные характеристики и положения теории "человеческих ресурсов" Д. Мак-Грегора и У. Оучи.

    реферат , добавлен 31.01.2011

    Развитие теории управления как составной части философии. Основные положения теории управления Ф. Тейлора, формирование классического направления А. Файоля. Школа человеческих отношений и поведенческих наук Э. Майо. Развитие теории управления в России.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2011

    Формирование науки об управлении персоналом. Характеристика современных теорий управления персоналом. Японское, американское и российское философско-понятийное осмысление управления персоналом. Концепции, закономерности и принципы управления персоналом.

    реферат , добавлен 17.02.2011

    Классификация теорий мотивации поведения человека. Содержание и сравнительный анализ основных теорий трудовой мотивации, а именно теории Маслоу, Альдерфера, Герцберга, Аткинсона и Макклелланда. Роль трудовой мотивации в управлении персоналом предприятия.

    реферат , добавлен 08.01.2010

    Появление и сущность мотивационной теории Ф.Герцберга. Теория Герцберга в системе теорий мотиваций. Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе. Сравнительная характеристика мотивационных теорий. Факторы условий труда связаны с окружающей средой.

    реферат , добавлен 18.02.2009

    Управление персоналом как жизненно обусловленная стратегическая функция, сформировавшаеся под воздействием множества факторов. "Научная организация труда" Ф. Тейлора. Школа "человеческих отношений", теория мотивации Э. Мэйо. Путь России перехода к рынку.

    реферат , добавлен 24.04.2009

    Обзор основных моделей управления персоналом. Менеджмент персонала, определяющий место человека в организации. Управление человеческими ресурсами. Выстраивание дружественных отношений в коллективе. Формирование и развитие теории управления персоналом.

    статья , добавлен 22.06.2015

    Исследование значения системы управления персоналом для современного субъекта хозяйственной деятельности. Анализ трудового поведения объекта, опираясь на главные положения основных мотивационных теорий. Роль системы вознаграждения для мотивации персонала.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2010

    Основы зарождения менеджмента. Этапы развития управленческой мысли. Принципы научной школы управления в первой половине ХХ века. Классическая теория управления. Концепция школы человеческих отношений. Эволюция теорий управления после Второй мировой войны.

    дипломная работа , добавлен 25.07.2010

    Изменение концепции управления человеческими ресурсами. Структура персонала организации. Кадровый потенциал. Проблемы управления человеческими ресурсами. Качество человеческих ресурсов. Модель кадровой политики. Служба управления человеческими ресурсами.