Правила наложения светотени на лице. Как рисовать падающую (отброшенную) тень, используя перспективу

Поэтому убедитесь, что вы прорисовали их хорошо. Я опишу метод, который иногда использую сам, и думаю, что он дает хорошие результаты.

Для того, чтобы начать прорисовку теней вам понадобятся в основном те же инструменты, какими вы пользуетесь обычно:

  • Карандаши . Из всей линейки твердостей карандашей для прорисовки теней лучше использовать маркировки от 3В до 5B. В то же время подчеркивать тени необходимо карандашом с твердостью В2.
  • Бумага для затирки .Для растирания карандаша я в основном используют только салфетки, хотя на самом деле подходят и другие изделия, например, мягкие бумажные полотенца или туалетная бумага. Стоит, однако, обратить внимание на качество бумаги, потому что она не должна быть слишком мягкой, как большинство некачественных носовых платков. Кроме того, в платочках или салфетках не должно быть никакой пропитки, так как она пачкает бумагу.

  • Блендер . Это специальный карандаш или бумага, свернутая в рулонный блок, как показано на рисунке ниже.
  • Ластик .Обычно стерка «собирает» излишне затененные места и вытирает полосы света.

Тонирование

Первым шагом написания портрета является подготовка эскиза. Затем следует наметить все основные теневые пятна.

Затенение всегда начинается с нанесения начального тона, охватывающего всё — ровного серого цвета. Конечно, это должен быть светлый оттенок, потому что его роль заключается в том, чтобы подчеркнуть тон тела на бумаге. Я использую для этого карандаш Н3 или Н2, и рисую им очень осторожно, держа карандаш под достаточно острым углом, так чтобы касаться плоской стороной заточенного карандаша. Как показано на рисунке ниже.

После того как я покрыл равномерным тоном все лицо, следует начать поиск тех мест, где тень на лице является более темной. А затем обрисовать в общих чертах эти участки снова, так чтобы кое где на бумаге получилось 2 слоя карандаша. После чего мой рисунок выглядит так.

Следующим шагом является сильный выбор теней. Для этого я обычно использую карандаш с твердостью НВ и, как прежде, я держу его под большим углом. Следует постоянно сравнивать рисунок с фотографией, добавляя характерные тени. На этом этапе нам нужно много терпения, не старайтесь сделать все это сразу. Лучше подождать в течение 5 минут, а затем оценить всю работу свежим взглядом, подобный анализ даст лучшие результаты. Затенение делается медленно, я лично очень часто исправляю те вещи, которые не вписываются в общую тоновую картину.

Тень на лице зависит от направления света, поэтому на данном этапе стоит представить себе, где находится тот человек. которого вы рисуете, является ли освещение интенсивным, откуда падает свет и куда ложится тень. Кстати очень часто взгляд «замыливается» на изображение, которое вы рисуете. Лично у меня есть способ для достижения более продуктивных результатов: я кладу рядом с каждым напечатанное изображение в градациях серого и быстро перевожу взгляд с одного на другое. Это позволяет мне видеть, где я делаю тень слишком темной, где яркой, где на самом деле находятся световые пятна и блики.

Шлифование

Теперь стоит перейти к дальнейшему преобразованию портрета — шлифованию. В частности, я использую для этого простой бумажный платок. Это очень легко, я наматываю бумагу на палец и мягко растираю тени. Нет необходимости беспокоиться, что вы выйдете за контур лица, потому что, как правило, остальной фон картины темнее, а также растертый карандаш очень легко стереть ластиком. Помните, что бумага, которой вы пользуетесь для шлифования, достаточно быстро становится грязной и начинает оставлять грязный след. Поэтому я часто меняют место, которым смешиваю слои карандаша, иначе тени могут получиться слишком сильными.

Следующим шагом является дополнение теней и полутонов, которые следует наносить так же, как описано выше, постоянно сравнивая получающийся рисунок со стандартом. Для того, чтобы дорисовать отсутствующие элементы, есть два пути: либо сначала дорисовать тень и растереть ее; либо использовать «грязные» ранее использованные носовые платочки. Таким образом можно прорисовывать тона и тени практически всех элементов портрета. Но иногда остаются места, достаточно малые по размерам, которые трудно растушевать пальцем. В таких случаях использовать бумажный платок не возможно, здесь следует пользоваться специальным блендером.

Создание бликов

Заключительным этапом работы по лицу является вытирание светлых пятен в тех местах, где лицо безмятежно, это, как правило нос, щеки, лоб и подбородок. Как это сделать? Усеченным ластиком аккуратно протрите слой карандаша для получения более чистого листа. Обратите внимание, что здесь главное не переусердствовать, и что «световые пятна» не имеют острых краев!

Прорисуйте все остальные детали: волосы, брови, глаза, рот, сережки. Старайтесь сделать их максимально похожими, это добавит правдоподобности портрету.

Конечно, кроме лица нужно прорисовать видимую часть тела и одежды.

Не бойтесь практиковать свои навыки, делайте ошибки и исправляйте их, прислушивайтесь к советам. Во всяком случае, после того как вы нарисуете достаточно большой объем портретов, сможете делать это очень хорошо. Я лично заметил, что с каждым рисуноком, я узнаю что-то новое, исправляю ошибки и в следующий раз уже не допускаю их снова.

Поэтому, я еще раз отмечу, что наиболее важным является опыт, другими словами, практика, практика и еще раз практика.

Чтобы понять как изобразить объем, начинающих учат рисовать геометрические фигуры. Но как передать свет и тень на более сложных формах? Например в портрете? Рассмотрим законы светотени на примере рисунков различных объектов, в том числе рисунке головы человека.

Сначала немного теории

Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из:

  1. Блик;
  2. Свет;
  3. Полутень;
  4. Собственная тень;
  5. Рефлекс;
  6. Падающая тень.

На примере рисунка шара, куба и головы человека Вы можете увидеть где находятся перечисленные области светотени. Но теперь подробнее о каждой.

  1. Бликом называется самая светлая часть, которая является отражением яркого света: лампы, солнца и т. д. Блик хорошо заметен на глянцевых (блестящих) поверхностях и практически не виден на матовых.
  2. Свет — как видно из названия, это освещённая часть предмета.
  3. Далее следует промежуточная область между светом и тенью — полутень .
  4. Собственная тень — это самая темная часть предмета.
  5. В конце перечисленных зон будет располагаться рефлекс . Слово «рефлекс» — происходит от лат. reflexus, что означает отражение. Т. е. в нашем случае рефлекс — это отраженный свет в теневой части предмета. Отражается он от всего, что окружает предмет с теневой стороны: от стола, потолка, стен, драпировок и т.п.. Область рефлекса всегда чуть светлее тени, но темнее полутени.
  6. Падающая тень — это тень отбрасываемая предметом на то, что его окружает, например, на плоскость стола или стены. Чем ближе тень к предмету, от которого она образуется, тем более темной она будет. Чем дальше от предмета — тем она светлее.

Кроме описанной последовательности, есть ещё одна закономерность. На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.

Форма границы между светом и тенью

Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму. Посмотрите на рисунки шара, цилиндра, куба, вазы, и на рисунок головы человека.

Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения.

На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию. Ну, а в портрете эта линия приобретает сложную, замысловатую форму. Граница света и тени здесь зависит и от характера освещения, и от формы головы человека, черт лица и анатомических особенностей. В данном рисунке она проходит по краю лобной кости, по скуловой кости, и далее вниз, к нижней челюсти. В рисунке головы человека очень важно различать светотень на всей голове в целом и светотень на каждом отдельном участке лица, например, на щеках, губах, на носу, подбородке и т. д. Начинающим художникам следует приучить себя видеть рисунок, который образует граница между светом и тенью. Например, особенно причудливый характер она приобретает в природных формах. Одно дело — рисовать простые геометрические фигуры, и совсем другое — стволы деревьев, листву, рельеф каменистого берега, лепестки цветов, траву… Чтобы научиться передавать объем или светотень на таких сложных объектах, сначала учатся на простом. Далее, усложняют задачу. Например, начинают с рисунка цилиндра, а с приобретением уверенности можно порисовать складки на тканях. Потом — натюрморты. Ну, а дальше, и пейзажем можно заняться или портретом.

Направленный и рассеянный свет

Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы.

В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием. При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем. При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света. При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена.

Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.

Все эти особенности светотени будут заметны не только при электрическом свете или его отсутствии. Когда в ясный день светит солнце, свет будет четко направленным и резким. Когда облачная погода — он будет рассеянным. Соответственно это скажется на светотени деревьев, ландшафта или даже интерьера комнаты, освещенной светом из окна.

Заключение

Можно еще долго продолжать обсуждение данной темы. Но лучше всего наблюдать своими глазами за реальным миром. Как освещены объекты? Как меняется светотень и при каких условиях? Задавайте себе эти вопросы и находите ответы, когда наблюдаете за натурой. Нет ничего лучше натуры. Поэтому, помня описанные выше закономерности светотени, наблюдайте, запоминайте, делайте зарисовки с натуры. Тогда Вы сможете уверенно воплотить законы светотени на практике.

Мой учитель заметила, что «с человека я начинаю косметику цветовую наводить, а не форму, что очень типично для начинающего » и посоветовала отличное упражнение — это порисовать гипсы: «Они чем хороши — не отвлекаешься на цвет, там идет понимание именно формы и свето-тени. Основ рисунка. » В идеале, конечно, нужно реальные, но где на Доминике их найдешь? Пришлось воспользоваться простыми фотографиями из сети: для этого достаточно забить в поисковике «греческая скульптура» и «маскарон», и постараться проследить логику тени/форму по классике (греческой или барочной).

Первое задание: помогает понять форму рельефа.

1. Сделать зарисовку маскарона, уловив выражение лица.

2. Гипсовая голова.

3. Гипсовая голова (это мрамор), сделать акварелью.

Комментарий учителя:
«У тебя получились рисунки на тему, а не копии:) Самый удачный пожалуй — акварельный. Ну теперь хоть четко видно откуда у проблемы ноги растут. Все что тебе требовалось — правильно повторить тени. И где они? А нету. Самые проблемные места у всех рисунков — носы и губы. У первого рисунка тени на носу обратные к форме. Во втором глаза по отношению к носу гуляют как хотят, вне зависимости от формы… Они же в углублении, а нос чуть выдается, почему тогда левый к нам глаз так отскочил от носа, а правый к нему заехал? Куда девались тени от носа? И все движение лица немного не такое как на фото. В третьем — глаза и вся верхняя часть лица шире чем в натуре, а лоб — ниже. Там аккуратный такой овал почти, а у тебя трапеция… Попробуй в GIMP наложить свои рисунки на фото, чтобы увидеть свои ошибки. »

Второе задание: также работа над проработкой формы

Сделать три наброска гипсовых скульптур. Сразу показываю оригиналы фоток, мои наброски и комментарии учителя.

«Ну в целом… знаешь, форма носов уже лучше… Начала что-то чувствовать. И как бы общее впечатление лучше.
Но косяки как всегда, без этого пока никак.
»

«У Давида нос приплюснутый, он отдельно от линии середины губ гуляет… Да и губы-то уехали влево. А нос вплюснулся вправо… У глаз хотелось бы более глубокую проработку увидеть, со всеми их плоскостями. Лицо шире. Форма губ не понята до конца. »

«Вторая скульптура — это молодая еще, степенная, но с чувством юмора дама времен Екатерины… У тебя это брюзга старая и… небритая. И самый большой косяк тут — форма подбородка. У нее ведь он отнюдь не двойной, ты его не поняла, не увидела его форму. Да и лицо как под прессом сплющенное. Части лица по отдельности рисовала, не смотрела соотношение друг с другом? »

«И у третьей, греческой скульптуры, получились близко посаженные, разные по форме глаза. Левый к нам глаз значительно больше правого (у скульптуры тоже больше, но не до такой степени), не той формы и вверх уехал от своего положенного места. Узковатое лицо. Ракурс правильный только у носа (вниз немного смотрит), все остальное просто прямо на зрителя развернуто. А эта скульптура ведь снята чуть сверху. Шея слишком длинная. И губы … у тебя слишком четкая линия вокруг них везде. А посмотри внимательно, есть ли там действительно такой контур? Увидать пятно, форму, а не помаду! Это же голый гипс! »

Третье задание: проработать ошибки второго

1. Отрисовать глаза Давида.

«Давид уже пояснее »

2. Отрисовать шею и подбородок.

«Подбородок вроде лучше, даже губы уже больше на правду похожи »

3. Отрисовать опять ту же самую голову целиком:
«Она чем хороша — ты можешь идти от пятна, общего объема, а не ковыряться в кажущихся линиях. Там все-все видно, даже при том что она невелика по размеру. Все, что тебе нужно есть, постарайся это понять:))) »

Мои комментарии к своим рисункам:
«По-моему, задания мне начинают помогать понять форму. В голове начинает складываться представление о ней. Глаза стали понятны, особенно, после того как я прорисовала Давида. И нос теперь понимаю, что призма, а не понятная абстракция. Сейчас сделала набросок третьей головы целиком — на мужика зараза опять похоже. Шею похоже слишком удлинила. И под носом все тоже надо было сократить пропорции.»

Ответ учителя:
«У тебя под носом как раз сокращать ничего не надо, но губы правильно в ракурсе нарисовать, а вот глаза ты завысила, и как итог — вся лицевая часть непропорционально большая по отношению к затылочно-волосяной. Да, шея длинная. »

«Четвертое задание: проработка отдельных частей лица»

1 Нарисовать вот такой ракурс

2. И вот такой

3 А это для закрепления понимания глаз

Выберите правильные материалы. Конечно вы можете рисовать обычным карандашом, на обычной бумаге, но для теней вам стоит использовать специальные карандаши. Вы можете найти недорогие карандаши для рисования практически в любом магазине. Постарайтесь найти жесткую бумагу, которая сможет впитать в себя тени.

Сделайте линейный набросок вашего объекта. Используйте существующий объект или фотографию объекта. Самое главное, чтобы ваш объект был неподвижным, так у вас будет много времени рисовать его.

  • Приглядитесь к домашним предметам. Домашние вещи, например цветы, кухонные принадлежности или часы, могут быть отличными объектами для рисования. Вы можете также нарисовать что-то, что вы коллекционируете: шапки или фигурки.
  • Используйте контрастное пространство, чтобы сделать контуры вашего объекта точнее. Контрастное пространство, это пространство вокруг вашего объекта, к примеру, если вы рисуете стул, это пространство между ногами стула и полом.
  • Если вы используйте фотографию, чтобы срисовать что-то, постарайтесь распечатать ее в черно-белом цвете. Таким образом, вы сможете сделать более точные тени.
  • Определитесь с ахроматическими цветами. Ахроматические цвета начинаться с белого и заканчиваться черным цветом, имея посередине несколько оттенков серого. Тем не менее, большинство объектов используют всего пять разновидностей серого.

    • Чтобы создать шкалу ахроматических цветов, вам стоит начать с того, что вы нарисуете прямоугольник. Вы можете нарисовать его в углу вашего рисунка или не чистом листке бумаги.
    • Разделите прямоугольник на пять частей, и прономеруйте их. Вы можете разделить прямоугольник на большее количество частей, чтобы у вас было больше оттенков теней, но для начала вам хватит 5.
    • Нарисуйте 5 разных оттенков серого, начиная с белого (самый первый квадрат) и заканчивая черным (последний квадрат).
    • Не стоит иметь черный и белый цвет в ахроматических тонах, кроме того случая, если ваш объект находится под прямыми лучами света. Лучше использовать только серые тона.
  • Найдите источник света. Тени падают против света, и самые светлые части будут ближе к свету. Самые темные части будут дальше от света.

    • Уделите особое внимание отражениям, так как они могут быть самым ярким местом вашего объекта.
    • Ваш источник света создаст тени, которые вам придется зарисовать. Тени делают рисунок более реалистичным, по этому, не забудьте нарисовать их.
  • Выберите способ штрихования. В зависимости от вашего объекта, источника света и вида вашего рисунка, вы можете выбрать между несколькими видами рисования теней. Некоторые из самых популярных это прямая штриховка, крестовая и круговая штриховка.

  • Сделайте пробные тени. Так как вы ещё в начале вашего рисунка, не стоит делать жесткие и темные тени, чтобы вы могли легко их стереть, если понадобится. Рисуйте мягко и постепенно заполняйте те места, которые надо.

    • Оставьте самые светлые части вашего рисунка белыми.
    • Сравнивайте ваш рисунок с вашим объектом, чтобы быть уверенным, что вы рисуете правильные тени, в правильных местах.
  • Добавьте несколько слоев теней. Постепенно затемняйте, накладывая больше слоев тени. Контраст между темными и светлыми местами, должен стать ощутимее.

    • Используйте шкалу ахроматических тонов. Вы сможете иметь одинаковые оттенки серого на всем рисунке.
    • Не спешите. Процесс напоминает проявление черно-белой пленки, он происходит постепенно. Терпение ключ к успеху.
    • Чем больше вы углубляете ваши тени, тем менее заметными будут становиться контуры вашего рисунка. В настоящей жизни, ничего почти не имеет видимых, черных контуров. То же самое должно происходить и в вашем рисунке.
  • В этом уроке мы наглядно рассмотрим как правильно строить падающую/отброшенную тень с помощью двухточечной перспективы.

    Свет важен

    Свет утверждает свою необходимость в рисовании через свой валёр. Под валёром подразумевается затемненность или освещенность оттенка тона объекта. В большинстве случаев более темный валёр используют для теней, а светлый, соответственно, для освещенных участков. Валёр, который находится между этими крайностями, обычно называют полутоном.

    Валёр - в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета. Система валёров представляет собой градацию света и тени какого-либо цвета в определенной последовательности.
    Из Wiki.

    Необходимо создавать иллюзию света в рисунке, так как свет является определяющим фактором при различении предметов внешнего мира. Если мы хотим научиться создавать иллюзии в рисунках, самой главной иллюзией будет как раз создание света.

    Свет активно действует в двух локациях – подсвеченной стороне и полутонах. Наш мозг запечатлевает их положение и усиливает их интенсивность, так же, как интенсивность теней.

    Свет и тень

    Тени обычно разделяют на «собственные» и «отброшенные». Собственная тень – это тень от самого объекта, а отброшенная тень – результат непроходимости света в объекте. Таким образом, тень «падает» на ближайшие поверхности.

    Собственная тень может сообщить наблюдателю информацию о форме объекта, в то время как отброшенные тени формообразуют объект и направление света.

    Отброшенные тени

    Важна форма отброшенной тени, так как наблюдатель получает из ее очертаний представление о форме объекта. Некоторые художники пользуются этой особенностью, если они хотят заставить тени «говорить» особенным образом, управляя источником света. Однако такой подход требует некоторой сноровки и знания теории перспективы.

    Для большинства рисунков с натуры тени объектов очевидны, и их можно нарисовать, основываясь на сравнении между позитивным и негативным пространствами. Однако, если вы рисуете воображаемые предметы, вам пригодится данный навык.

    В видео ниже мы рассматриваем использование производной перспективы, чтобы уметь создавать формы отброшенных теней в виде простых прямоугольников и сфер.

    Как использовать «перспективу», чтобы расположить отброшенные/падающие тени

    Начнем с разбора процесса отбрасывания теней от прямоугольных объектов .

    Сначала мы нарисуем простой прямоугольник, для этого воспользуемся двухточечной перспективой. Важно включать линию горизонта в план картины – для нас это будет «точка затухания тени».

    Когда прямоугольник будет готов, мы определим источник света над уровнем горизонта. Чем ближе источник света будет располагаться к линии горизонта, тем длиннее будут тени.

    Можно нарисовать линию от источника света до уровня горизонта. Точка пересечения этих двух линий (линия от источника света и линия горизонта) будет «точкой затухания тени».


    Теперь мы можем нарисовать три линии от источника света, рассеивающиеся до верхних углов нашей формы. В этом случае мы имеем в виду три ближайших к наблюдателю угла.


    Затем мы нарисуем линии по направлению от точки затухания тени до трех нижних углов нашей формы. Они должны быть достаточно длинными – такими же, как линии до верхних углов.


    Точки пересечения помогают определить форму отброшенной тени.


    Мы можем использовать получившуюся форму как основу для заполнения тени цветом.


    Рисуем отброшенные тени сферы с использованием перспективы

    Теперь, когда мы рассмотрели процесс создания отброшенных теней с использованием перспективы на примере прямоугольника, разберем стратегию построения тени для сферы. (Существует несколько способов построения тени для сферы, но этот самый простой, на мой взгляд).

    Как и в предыдущем примере, нам придется определить линию горизонта, так как они пригодится нам при определении точки затухания тени. Нам также понадобится определить источник света и точку затухания тени.

    Затем нарисуем круг, который впоследствии станет сферой. Чтобы было проще определить форму отброшенной тени, впишем круг в квадрат.


    Проведем линии от источника света до двух верхних углов квадрата, вписывающего в себя окружность.


    Теперь нарисуем линии от точки затухания тени до двух нижних углов квадрата.


    Полученные точки пересечений можно использовать для определения формы квадратной отброшенной тени.


    Теперь нам нужно создать овальную форму для собственно сферической тени. Для начала необходимо определить, где кривые будут соприкасаться с краями. Чтобы найти эти точки, нам нужно нарисовать линии от источника света до середин сторон квадрата с каждой из сторон.


    Затем, с помощью этих точек пересечения определим форму отброшенной от сферы тени.


    Теперь можно добавлять цвет и валёр к самой сфере и отброшенной тени, чтобы завершить рисунок. У вас есть все ориентиры для этого.


    Надеюсь, статья была вам полезна! Оставляйте свои комментарии, пожелания и вопросы!