Характеристики социальных ролей. Социальная роль: примеры и классификация

Сейчас очень популярна тема личностного роста. Создана масса различных тренингов и методик развития личности. Стоит это дорого, а эффективность катастрофически низка, трудно найти квалифицированного специалиста.

Разберёмся с понятиями, чтобы избежать блуждания в поисках самого эффективного способа стать успешнее. Процесс развития личности включает в себя освоение социальных ролей и навыков коммуникации (создания, поддержания и развития качественных отношений).

Именно через различные социальные роли проявляется и развивается личность. Освоение новой роли может кардинально изменить жизнь. Успешная реализация основных для человека социальных ролей создаёт ощущение счастья и благополучия. Чем больше социальных ролей человек способен воспроизвести, тем лучше он приспособлен к жизни, тем более он успешен. Ведь счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. Принимают активное и сознательное участие в жизни общества. Дружеские компании, увлечения и хобби значительно обогащают жизнь человека, но не могут компенсировать неудачи в реализации значимых для него социальных ролей.

Отсутствие реализации значимых социальных ролей, непонимание или их неадекватная трактовка создаёт в жизни человека чувство вины, низкую самооценку, ощущение потерянности, неуверенности в себе, бессмысленности жизни.
Наблюдая и осваивая социальные роли, человек усваивает стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны, осуществлять самоконтроль.

Социальная роль

— это модель поведения человека, объективно заданная позицией личности в системе общественных и личных отношений.

Скажем так, в обществе задан некий безликий шаблон ожидаемого поведения, в рамках которого что-то считается допустимым, а что-то выходящим за рамки нормы. Благодаря данному стандарту от исполнителя социальной роли ожидается вполне предсказуемое поведение, на которое могут ориентироваться окружающие.

Такая предсказуемость позволяет сохранять и развивать взаимодействие. Последовательное выполнение человеком его социальных ролей создаёт упорядоченность повседневной жизни.
Семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца, брата. На работе он может одновременно быть инженером, мастером производственного участка, членом профсоюза, начальником и подчиненным. В социальной жизни: пассажиром, водителем личного автомобиля, пешеходом, покупателем, клиентом, пациентом, соседом, гражданином, благотворителем, другом, охотником, путешественником и т.д.

Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве значимых следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли.

А какие социальные роли значимы для вас?

В семье: муж/жена; отец/мать; сын/дочь?

В профессии и карьере: добросовестный работник, эксперт и специалист в своей области, управленец или предприниматель, начальник или собственник бизнеса?

В общественно-политической сфере: член политической партии/благотворительного фонда/церкви, беспартийный атеист?

Без какой социальной роли ваша жизнь будет неполной?

Жена, мать, бизнес-леди?

У каждой социальной роли есть смысл и значение.

Чтобы общество нормально функционировало и развивалось, важно, чтобы все его члены осваивали и исполняли социальные роли. Так как образцы поведения закладываются и передаются из поколения в поколение в семье, давайте посмотрим на семейные роли.

Согласно исследованию, основная масса мужчин женится, чтобы иметь постоянного партнера по сексу и развлечениям. Кроме того, жена для мужчины является атрибутом успеха, который поддерживает его статус. Следовательно, смысл социальной роли жены в том, чтобы разделять увлечения и интересы своего мужа, чтобы выглядеть достойно в любом возрасте и в любом периоде жизни. Если же мужчина не получает сексуальное удовлетворение в браке — придётся искать иное значение брачных отношений.

Социальная роль матери предусматривает заботу о ребенке: здоровье, питании, одежде, домашнем уюте и воспитании полноценного члена общества. Часто женщины в браке подменяют выполнение роли жены ролью матери, а потом удивляются, почему отношения разрушаются.

Социальная роль отца заключается в обеспечении защиты и безопасности своим детям, в том, чтобы быть наивысшим авторитетом в оценке детьми своих действий, в навыках соблюдении иерархии.

Задача родителей, как отца, так и матери – за время взросления помочь ребенку сформировать личность, способную жить и создавать результаты в своей жизни самостоятельно. Привить морально-нравственные и духовные нормы, основы саморазвития и стрессоустойчивости, заложить здоровые модели отношений в семье и социуме.

Социологическое исследование утверждает, что большинство женщин выходит замуж, чтобы иметь статус замужней женщины, надежный тыл для воспитания детей в полноценной семье. Она ждёт от мужа восхищения и открытости в отношениях. Следовательно, социальная роль мужа в том, чтобы иметь юридически оформленный брак с женщиной, заботиться о жене, участвовать в воспитании детей весь период их взросления.

Социальные роли взрослых дочерей или сыновей подразумевают самостоятельную (финансово независимую) от родителей жизнь. В нашем обществе считается, что дети должны осуществлять заботу о родителях в тот период, когда те становятся беспомощными.

Социальная роль не является жесткой моделью поведения.

Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Если человек воспринимает социальную роль как жесткую маску, стереотипам поведения которой он вынужден подчиняться, он буквально ломает свою личность и жизнь превращается для него в ад. Поэтому, как и в театре, роль одна, а каждый исполнитель придает ей свои оригинальные черты. Например, от ученого-исследователя требуется придерживаться установленных наукой положений и методов и в то же время творить и обосновывать новые идеи; хороший врач-хирург - это не только тот, кто хорошо делает обычные операции, но и тот, кто может пойти на нетрадиционное решение, спасая жизнь больного. Таким образом, инициатива и авторский почерк является неотъемлемой принадлежностью выполнения социальной роли.

У каждой социальной роли есть предписанный набор прав и обязанностей.

Обязанность - это то, что человек делает исходя из норм социальной роли, вне зависимости от того, нравится ему это или нет. Так как обязанности всегда сопровождаются правами, выполняя свои обязанности в соответствии со своей социальной ролью, человек имеет право предъявить свои требования к партнеру по взаимодействию. Если в отношениях нет обязанностей, то нет и прав. Права и обязанности как две стороны одной медали – одно невозможно без другого. Гармония прав и обязанностей предполагает оптимальное выполнение социальной роли. Любой дисбаланс в этом соотношении свидетельствует о некачественном усвоении социальной роли. Например, часто в сожительстве (так называемом гражданском браке) конфликт возникает в тот момент, когда партнеру предъявляются требования социальной роли супруга.

В выполнении социальных ролей заложены конфликты и, как следствие, психологические проблемы.

  1. У каждой личности есть авторское исполнение общепринятых социальных ролей. Между заданным стандартом и личной интерпретацией невозможно достичь полного совпадения. Надлежащее исполнение требований, связанных с социальной ролью, обеспечивает система социальных санкций. Часто страх несоответствия ожиданиям приводит к самоосуждению: «Я плохая мать, никудышная жена, отвратительная дочь»…
  2. Личностно-ролевой конфликт возникает, если требования социальной роли противоречат жизненным устремлениям личности. Например, роль начальника требует от человека волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”.
  3. Когда у человека несколько социальных ролей со взаимоисключающими требованиями или у него нет возможности выполнять свои роли в полном объеме возникает межролевой конфликт . В основе этого конфликта лежит иллюзия «невозможное возможно». Например, женщина хочет быть идеальной хозяйкой и матерью, при этом успешно управлять крупной корпорацией.
  4. Если к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальной группы, возникает внутриролевой конфликт . Например, муж считает, что жена должна работать, а его мама считает, что жена должна сидеть дома, воспитывать детей, заниматься домашним хозяйством. Сама женщина при этом думает, что жене важно творчески и духовно развиваться. Пребывание внутри ролевого конфликта ведет к деструкции личности.
  5. Повзрослев, человек активно вступает в жизнь общества, стремясь занять в ней свое место, удовлетворить личные потребности и интересы. Взаимоотношения личности и общества можно описать по формуле: общество предлагает, личность ищет, выбирает свое место, стараясь реализовать интересы. При этом она показывает, доказывает обществу, что находится на своем месте и будет хорошо выполнять отведенную роль. Неспособность подобрать для себя подходящую социальную роль приводит к отказу от выполнения любых социальных функций – к самоустранению .
    • Для мужчин такая психологическая травма чревата нежеланием иметь жену и детей, отказом от защиты своих интересов; самоутверждением за счет унижения беззащитных, склонностью к пассивному стилю жизни, самолюбованию и безответственности.
    • Для женщин нереализованность некоторых социальных ролей приводит к неконтролируемой агрессии не только по отношению к окружающим, но и по отношению к себе и своим детям, вплоть до отказа от материнства.

Что же делать, чтобы избежать проблем?

  1. Определите для себя ЗНАЧИМЫЕ социальные роли и способ их актуализации.
  2. Опишите модель поведения в данной социальной роли, исходя из смыла и значения этой роли.
  3. Изложите свою систему представления о том, как нужно вести себя в данной социальной роли.
  4. Опишите представление значимых для вас людей о данной социальной роли.
  5. Оцените реальное поведение, найдите расхождение.
  6. Скорректируйте свое поведение таким образом, чтобы ваши границы не нарушались и ваши потребности удовлетворялись.

Социальная роль в самом распространённом понимании представляет собой поведение людей, занимающих в обществе определённое положение. По сути, это комплекс требований, которые ставит перед человеком общество, и действий, которые он должен выполнять. И социальных ролей даже у одного человека может быть довольно много.

В дополнение к этому, каждый человек может обладать и большим количеством статусов, а окружающие люди, в свою очередь, имеют полное право ожидать от других надлежащего выполнения своих социальных ролей. Если смотреть с этой точки зрения, социальная роль и статус являются двумя сторонами одной «монеты»: если статус составляет совокупность особых прав, обязанностей и привилегий, то роль – это действия в рамках данной совокупности.

Социальная роль включает в себя:

  • Ролевое ожидание
  • Исполнение роли

Социальные роли могут быть конвенциональными и институционализированными. Конвенциональные роли принимаются людьми по соглашению, и они могут отказаться от их принятия. А институционализированные предполагают принятие ролей, обусловленных социальными институтами, например, семьёй, армией, университетом и т.д.

Как правило, культурные нормы усваиваются человеком посредством , и лишь немногие нормы принимаются обществом в целом. Принятие же роли зависит от статуса, который занимает тот или иной человек. То, что может быть вполне нормальным для какого-то одного статуса, может быть абсолютно неприемлемым для другого. Исходя из этого, социализацию можно назвать одним из основополагающих процессов обучения ролевому поведению, в результате которого человек становится частью социума.

Виды социальных ролей

Различие социальных ролей обусловлено множеством социальных групп, форм деятельности и взаимодействий, в которые вовлечён человек, и в зависимости от которых социальные роли могут быть индивидуальными и межличностными.

Индивидуальные социальные роли взаимосвязаны со статусом, профессией или деятельностью, которой занимается человек. Они являются стандартизированными безличными ролями, строящимися на основе обязанностей и прав, вне зависимости от самого исполнителя. Такими ролями могут быть роли мужа, жены, сына, дочери, внука и т.д. – это роли социально-демографические. Роли мужчины и женщины – это биологические определённые роли, которые предполагают особые поведенческие шаблоны, закреплённые социумом и культурой.

Межличностные социальные роли взаимосвязаны с отношениями между людьми, регулирующимися на эмоциональном уровне. К примеру, человек может занимать играть роль лидера, обиженного, кумира, любимого, осуждаемого и т.п.

В реальной жизни, в процессе межличностного взаимодействия все люди выступают в какой-либо доминирующей роли, типичной для них и привычной для окружающих. Изменить же устоявшийся образ может быть очень сложно, причём как для человека, так и для его окружения. И чем дольше существует конкретная группа людей, тем более привычными становятся для её членов социальные роли каждого, и тем сложнее подвергнуть изменению устоявшийся поведенческий стереотип.

Базовые характеристики социальных ролей

Базовые характеристики социальных ролей выделил в середине XX века американский социолог Толкотт Парсонс. Им были предложены четыре характеристики, присущие всем ролям:

  • Масштаб роли
  • Способ получения роли
  • Степень формализации роли
  • Вид мотивации роли

Коснёмся этих характеристик немного подробнее.

Масштаб роли

Масштаб роли зависит от того, каков диапазон межличностного взаимодействия. Если он велик, то велик и масштаб роли. Например, супружеские социальные роли отличаются огромным масштабом, т.к. между супругами имеется широкой диапазон взаимодействия. С одной точки зрения, их отношения являются межличностными и основывающимися на эмоциональном и чувственном многообразии, но с другой – их отношения регулируют нормативные акты, и в некоторой степени они формализованы.

Обе стороны такого социального взаимодействия интересуются всевозможными сферами жизни друг друга, а их отношения практически ничем не ограничиваются. В иных же ситуациях, где отношения строго обусловлены социальными ролями (клиент-сотрудник, покупатель-продавец и т.п.), взаимодействие осуществляется исключительно по конкретной причине, а масштаб роли сведён к небольшому кругу соответствующих ситуации вопросов, а значит, является очень и очень ограниченным.

Способ получения роли

Способ получения роли находится в зависимости от того, какова вообще степень неизбежности для человека конкретной роли. Например, роль юноши, мужчины или старика будет автоматически определена возрастом и полом, а для её приобретения не требуется никаких усилий, хотя проблема может заключаться в соответствии человека своей роли, являющейся данностью.

А если говорить о других ролях, то порой их нужно достигать и даже завоёвывать в процессе жизни, предпринимая для этого конкретные целенаправленные усилия. К примеру, роли профессора, специалиста или даже студента нужно достигать. Большая часть социальных ролей связана с достижениями людей в профессиональной и других сферах.

Степень формализации роли

Формализация является описательной характеристикой социальной роли и определена , когда один человек взаимодействует с остальными. Какие-то роли могут предполагать установление лишь формальных отношений между людьми, и отличаются специфическими правилами поведения; другие могут основываться на неформальных отношениях; а третьи вообще будут сочетанием особенностей первых двух.

Согласитесь, что взаимодействие нарушителя правопорядка и полицейского должно определяться комплексом формальных правил, а отношения между влюблёнными, напортив, должны основываться на чувствах. Это и есть показатель формализации социальных ролей.

Вид мотивации роли

То, чем мотивирована социальная роль, будет зависеть от мотивов каждого конкретного человека и его потребностей. Разные роли всегда будут обуславливаться разнообразными мотивами. Так, когда родители пекутся о благе своего ребёнка, они руководствуются чувствами заботы и любви; когда продавец стремится продать товар клиенту, его действия могут определяться желанием увеличить прибыль организации и заработать свой процент; роль человека, бескорыстно помогающего другому, будет основываться на мотивах альтруизма и совершения благих поступков и т.д.

Социальные роли не являются жёсткими моделями поведения

Люди могут по-разному воспринимать и исполнять свои социальные роли. Если социальная роль воспринимается человеком как жёсткая маска, образу которой он должен соответствовать всегда и везде, он может полностью сломить свою личность и превратить свою жизнь в страдание. И делать этого ни в коем случае нельзя, к тому же у человека практически всегда есть возможность выбора (если роль, конечно, не обусловлена естественными причинами, такими как пол, возраст и т.д., хотя и эти «проблемы» многими людьми сейчас успешно решаются).

Любой из нас всегда может освоить новую роль, что повлияет и на самого человека, и на его жизнь. Для этого существует даже особая техника, называющаяся имидж-терапией. Подразумевает она «примерку» человеком на себя нового образа. Однако человек должен обладать желанием войти в новую роль. Но интереснее всего то, что ответственность за поведение лежит не на человеке, а именно на роли, задающей новые поведенческие шаблоны.

Таким образом, человек, желающий измениться, начинает даже в самых привычных и обыденных ситуациях, раскрывая свой скрытый потенциал и достигая новых результатов. Всё это говорит о том, что люди способны сами «делать» себя и выстраивать свою жизнь так, как они хотят, невзирая на социальные роли.

ВОПРОС К ВАМ: А вы можете сказать, что в точности знаете и понимаете свои социальные роли? А хотелось бы вам найти способ развить в себе ещё больше преимуществ и избавиться от недостатков? С большой долей вероятности можно сказать, что множество людей даст отрицательный ответ на первый вопрос и положительный – на второй. Если и вы узнали здесь себя, то предлагаем вам заняться максимальным самопознанием – пройти наш специализированный курс по самопознанию, который позволит вам узнать себя как можно лучше и, вполне вероятно, расскажет вам о самом себе то, о чём вы даже представления не имели. Курс вы найдёте по .

Желаем вам успешного самопознания!

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Попытка систематизации социальных ролей была сделана Талкоттом Парсонсом и его коллегами (1951). 3 Они считали, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность.

2. Способ получения.

3. Масштаб.

4. Формализация.

5. Мотивация

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или владельца похоронного бюро) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами - например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о докторе медицины, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.

4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день, с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение г теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами - его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что работник социальной сферы вроде Бюро пособий по безработице трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды.

Как считает Парсонс, любая роль включает какое-нибудь сочетание этих характеристик. Например, роль проститутки. Обычно эти дамы не проявляют никаких чувств к своим клиентам. Данная роль скорее достигнутая, а не предписанная, так как она усваивается на основе определенной деятельности. Она строго ограничена рамками секса, предлагаемого за деньги. Обычно проститутки обслуживают своих клиентов в соответствии с принятыми правилами - за определенный вид услуг установленная плата. Проститутки работают для собственной выгоды - сексуальные услуги ради личного обогащения.

Выполняя роли, человек, как правило, испытывает эмоциональные и нравственные переживания, может войти в конфликт с другими людьми, испытывать моральный кризис, раздвоенность. Это порождает дискомфорт, неуверенность, психологическое расстройство, являющееся признаками ролевого напряжения.

Основными причинами ролевых напряжений являются прежде всего ролевые конфликты.

Как многообразны формы, причины, ситуации, порождающие ролевые напряжения, так и многообразны пути их преодоления. Мы не ведем речь о преодолении первооснов, первопричин психологического напряжения в ходе ролевого поведения - речь идет лишь о путях преодоления напряжений, возможной депрессии.

Одним из таких путей является метод рационализации ролевых ожиданий, создающий иллюзорные, но кажущиеся рациональными оправдания неудач.

Рационализация ролевых ожиданий может снижать притязания, переносить притязания с одного престижного статуса на другой, но в другой области, сфере (к примеру, с производства на семью, и наоборот).

Суть принципа разделения ролей, как пути преодоления ролевых напряжений, - осознанная дифференциация правил, приемов, норм, присущих выполнению одной роли, от норм, образцов поведения, присущих другой роли.

Принцип иерархизации ролей также может сыграть огромную роль в преодолении серьезных психологических переживаний, порожденных столкновением ролевых предуказаний. «Что для меня важнее – дети, семья, или наука?». Столкнувшись с такой дилеммой, человек оказывается в тупике, выход из которого – выбор самой личностью одной из этих ролей в качестве приоритетной. И в конфликтных ситуациях следует выполнять предуказания роли, которой отдано предпочтение.

Регулирование ролей – это сознательные, целенаправленные действия общества, нации, коллектива, семьи, цель которых – преодоление психологического напряжения личности, вызванного ролевым конфликтом.

Одна из форм регулирования ролей, связанная с утверждением (пропагандой) властными органами, средствами массовой информации новых стандартов ролевого поведения (могла бы сыграть немалую роль в утверждении в нашем обществе образца предпринимателя, фермера и т.д., повышении их престижа).

Влияние социальной роли на развитие личности

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам - вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения - имиджетерапия (имидж - образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.

Социальная рольтрактуется как ожидание, вид деятельности, представление, стереотип, социальная функция, набор норм и т.д.

Кроме того, выделяются две главные характеристики ролей (аспекта):

1) ролевое ожидание - то, что от меня ожидают

2) ролевое исполнение - то, что я буду реально исполнять.

Определенная согласованность ролевого ожидания с ролевым исполнением служит гарантией оптимального социального взаимодействия.

Виды социальных ролей определяются вариативностью социальных групп, типов деятельности и отношений, в которые включена личность.

Классификация социальных ролей по Герхарду:

1. Статусные - изменяемые с величайшим трудом, предписаны нам от рождения.

Мужчина - Женщина

Возрастные роли

Роль гражданина своей страны

2. Позиционные - определяются профессионально-квалификационным разделением труда в обществе. (Физики, химики, журналисты; Старшие и младшие научные сотрудники; профессора, категории актеров). Более определены, чем статусные. Статусные, в свою очередь, накладываются на позиционные.

3. Ситуационные - исполняются в той или иной ситуации. Пешеход, покупатель и т.д. Больше степеней свободы. Различие в их количестве может привести к конфликту.

Классификация позиционных ролей на работе по Брауну:

1. Ориентир.

2. Одобритель, эмоциональный лидер.

3. Уникальные роли, обусловленные характеристиками человека. Например, козел отпущения.

Т. Парсонс. Подход к проблеме социальных ролей. Характеристики анализа социальных ролей:

1. Эмоциональность (врач и служитель кладбища должны быть сдержаны).

2. Способ получения (способы бывают достигнутые (студент) и предписанные).

3. Масштаб (окулист, продавец или друг, родитель).

4. Формализация. Формализованные роли содержат определенную структуру действий. Библиотекарь и друг - поведение относительно взятой книги.

5. Мотивация. Мотив есть всегда, но не всегда осознаваем.

Т. Шибутани. Классификация социальных ролей:

1. Конвенциональные. Люди договариваются о правилах их исполнения (преподаватель и студент).

2. Межличностные. Неформальные, индивидуализированные. Как вести себя с тем или иным человеком.

В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные ролисвязаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). В интеракционистских концепциях такие роли называют конвенциональными (конвенция - соглашение). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли : муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина – это тоже социальные роли (гендерные роли), биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения.

Межличностные ролисвязаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социально й роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей.

По степени проявления выделяют активные и латентные роли.

Активные ролиобусловлены конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени (учитель на уроке).

Латентные ролине проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем этой роли (учитель дома).

Каждый из нас является носителей большого числа латентных социальных ролей.

По способу усвоения роли делятся на:

Предписанные (определяются возрастом, полом, национальностью).

Приобретенные (которые субъект усваивает в процессе социализации).

Основные характеристики социальной роливыделил американский социолог Т. Парсонс. К ним относятся:

- масштаб;

- способ получения;

- эмоциональность;

- формализация;

- мотивация.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб (например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, продавец – покупатель: взаимодействие осуществляется по конкретному поводу – покупки – масштаб небольшой).

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека.

Роли молодого человека, старика, мужчины, женщины обусловлены и не требуют особых усилий для их приобретения. Другие роли достигаются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных усилий: студент, академик, писатель и т.д.

Уровень эмоциональности : каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления её субъекта.

Существуют роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и контроль: следователь, хирург и т.д. И наоборот от актеров требуется повышенная эмоциональность.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальные; третьи могут сочетать и те и другие.

(инспектор ГАИ к нарушителю только формальные).

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенке, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

Нет сомнения в том, что влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует её взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также её участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

(дополнительная информация, не для записи)

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения – имаготерапия (имаго - образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблонные поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. У истоков имаготерапии стоит метод психодрамы Д. Морено. Он лечил людей от неврозов, предоставляя им возможности проигрывания тех ролей, которые они хотели бы, но не могли исполнить в жизни.

12. Социальные экспектакции личности

ЭКСПЕКТАЦИИ - термин социальной психологии, используемый для обозначения ожидания чего-то в межличностных взаимоотношениях, например оценки действий индивида со стороны других людей

Экспектации существенно обусловлены индивидуальными особенностями личности, предметной деятельностью и организационной структурой группы, групповыми нормами, эталонами совокупности социально-психологических ожиданий, будучи внутренне принятыми личностью, составляют часть ее ценностных ориентации.

Межличностное общениепридает экспектации психологический смысл - экспектация выступает как мотив поведения человека

Экспектации играют регулирующую роль в студенческой группе: с одной стороны, обеспечивают адаптацию, приспособление студента к своим сокурсникам, а с другой - общественное мнение, принятые в студенческой среде эталоны поведения, через экспектации соответствующим образом проектируют сознание и действия каждого члена студенческой группы, способствуют приспособлению группы к личности.

Социальная роль - образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.

Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. Человек должен выполнять те или иные материальные ценности в социальной системе.

Это модель поведения человека , объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль - «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус» . Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно , К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества - это невротик . Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты , возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.

Ирвинг Гофман в своих исследованиях ритуалов взаимодействия, принимая и развивая базовую театральную метафору, обращал внимание не столько на ролевые предписания и пассивное следование им, сколько на сами процессы активного конструирования и поддержания «внешнего вида» в ходе коммуникации, на зоны неопределённости и двусмысленности во взаимодействии, ошибки в поведении партнёров.

Понятие «социальная роль » было предложено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х годах, причём первый трактовал понятие «социальная роль» как единицу общественной структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, второй - в плане непосредственного взаимодействия людей, «ролевой игры», в ходе которой, благодаря тому, что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. Линтоновское определение социальной роли как «динамического аспекта статуса» закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Т. Парсонсом, А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном. Идеи Мида получили развитие в интеракционистской социологии и психологии. При всех различиях оба этих подхода объединяет представление о социальной роли как об узловой точке, в которой смыкаются индивид и общество, индивидуальное поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности людей сопоставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от чего происходит отбор людей на те или иные социальные роли. Разумеется, в действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные социальные роли оказываются плохо совместимыми.

Виды социальных ролей в обществе

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

  • Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, предполагающие специфические способы поведения, закреплённые общественными нормами, обычаями.
  • Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне тяжело как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Характеристики социальных ролей

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом . Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

  • По масштабу . Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта.
  • По способу получения . Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
  • По степени формализации . Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
  • По видам мотивации . В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - отношения регулируются нормативными актами и в определённом смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жёсткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми - чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.