Высказывания академика в п глушко. Сергей Тарзан Глушко, биография, новости, фото

Сергей Глушко, широко известный под псевдонимом Тарзан, яркий пример того, что талантливый человек всегда многогранен. Начав свой творческий путь в качестве бодибилдера и стриптизера, очень скоро он также стал популярен и успешен, как певец и актер. В настоящее время Сергей Глушко трудится над несколькими новыми проектами и обещает зрителям много нового и интересного. Принимая во внимание данный факт, мы решили воспользоваться паузой, дабы немного углубиться в биографию артиста и внимательно проследить, как развивался многогранный талант одного из самых известных стриптизеров России.

Детство Сергея Глушко

Будущий артист родился и вырос в небольшом городке под названием Мирный, расположенном недалеко от военно-космической базы «Плесецк». Его отец был военным, а потому с ранних лет Тарзан воспитывался в строгости. С детского возраста он посещал различные спортивные секции и достаточно рано начал увлекаться бодибилдингом. Однако на первых порах это было просто увлечением.

Настоящей же страстью молодого Тарзана была … музыка. Уже в шестнадцать лет вместе с компанией единомышленников Сергей сколотил любительскую группу «Фортуна», которая некоторое время спустя стала достаточно известна в Мирном и других городах Архангельской области. В данном коллективе высокий блондин с приятным низким голосом исполнял роль солиста и фронтмена. Группе сопутствовал успех. Главный хит коллектива «Город белых ночей и заснеженных весен» попал в радиоротацию нескольких региональных станций. Однако некоторое время спустя коллектив прекратил свое существование. Единственной более-менее значимой наградой в истории «Фортуны» стал приз зрительских симпатий конкурса «Весенние голоса», который в 1987-м году проходил в городе Мирный.

После этого Сергей Глушко задумался о карьере военного. Решив пойти по стопам отца, «Тарзан» подал документы в Военно-космическую академию им. А. Можайского. Окончив с отличием данное учебное заведение в звании лейтенант, в течение нескольких лет Сергей служил инженером-энергетиком на космодроме Плесецк, где выполнял функции по обеспечению космических комплексов и подготовке стартовых площадок к запланированным пускам космических ракет. За свой труд на благо родины Сергей Глушко получил звание капитана.

Переезд Тарзана в Москву и последующая карьера

Как признается сам «Тарзан», решение о переезде в российскую столицу пришло к нему достаточно неожиданно, и было вызвано определенной усталостью от привычного положения дел. Таким образом, стремясь что-то изменить в своей жизни, в один прекрасный момент Сергей Глушко оставил службу, а вместе с ней и родной город Мирный.

Сергей Глушко и «Тарзан-шоу»

Оказавшись в Москве в начале девяностых, Тарзан в какой-то момент решил вновь вернуться к подзабытому увлечению детства – бодибилдингу. По вечерам он часами занимался в спортзале, а днем зарабатывал себе на жизнь, работая в охране, а затем торгуя предметами мебели. Данный период в жизни Сергея был непростым, однако в глубине души он отчего-то точно знал, что движется в правильном направлении. И очень скоро судьба вознаградила его за старания.

Попав в одно из модельных агентств Москвы, Тарзан начал сниматься в телевизионной рекламе, а затем – в музыкальных клипах. Дебют в новой роли оказался достаточно успешным, а потому очень скоро Сергей «попал на глаза» режиссеру Ольге Суботиной, которая пригласила его принять участие в одной из своих постановок.

Спектакль «Половое покрытие», в котором его героя называют не иначе как «Мачо», стал для артиста новой ступенькой к славе. В скором времени Сергею последовало предложение принять участие в эротическом шоу в качестве стриптизера, и молодой артист без раздумий ответил согласием. В

Течение нескольких лет Тарзан работал в клубах Москвы, а затем начал выходить на сцену вместе с артистами эстрады, работая над танцевальным сопровождением номеров. В данном качестве Сергей стал широко известен. Многие известные артисты с радостью приглашали его в свои номера, и карьера Глушко стала стремительно набирать обороты.

Карьера Сергей Глушко как певца, актера и писателя

Параллельно с работой в эротических шоу, Тарзан начал успешно осваивать и другие профессии. Дабы совершенствовать свои актерские навыки, Сергей поступил в Российскую академию театрального искусства, а также начал брать частные уроки вокала.

В скором времени ему поступило предложение режиссера Юрия Елхова и, отправившись в Белоруссию, Тарзан снялся в историческом фильме компании «Беларусьфильм» «Анастасия Слуцкая», который имел довольно большой успех в прокате. Стоит отметить, что данная роль не стала для него первой, однако предыдущие эпизодические появления на экране сложно назвать серьезным успехом.

Наташа Королева и Тарзан – Не забуду

После этого Сергея Глушко стали чаще приглашать в различные кинематографические проекты. В большинстве из них Тарзан все также играл небольшие роли, однако несколько действительно интересных работ в его фильмографии также можно отыскать. К числу таковых стоит отнести боевик «Клоунов не убивают», триллер «Исповедь дьявола», драму «Московский жигало», а также телесериалы «Дальнобойщики 3» и «Плата за любовь».

При активном содействии своей второй супруги Натальи Королевой , Тарзан также дебютировал на московской сцене в качестве певца. Дуэтом пара записала три композиции «Без тебя», «Не забуду», а также «Веришь или нет», которая стала особенно популярна.

Сергей Глушко сейчас

В настоящее время в карьере Сергея Глушко наступила небольшая пауза. Он на какое-то время исчез со сцены, однако, по словам самого артиста, это не что иное, как затишье перед бурей.

К данному моменту последней работой Тарзана является книга «Культ тела», в которой он рассказывает о различных концепциях построения идеальной фигуры.

Личная жизнь Тарзана, Сергей Глушко и Наташа Королева

В 1992-м году еще в городе Мирный Тарзан стал встречаться с девушкой по имени Елена Переведенцева, которая работала на космодроме Плесецк. В этом же году пара сыграла свадьбу. Однако очень скоро супруги поняли, что не подходят друг другу.


Семь лет спустя, уже будучи достаточно известным артистом, Сергей стал встречаться с певицей Натальей Королёвой. В 2002-м году у пары родился сын Архип. Год спустя пара решила узаконить свои отношения. Сейчас в этой семье все хорошо. По крайней мере никаких грязных слухов о личной жизни Тарзана в прессе не появляется.

Самые главные и самые знаменитые ракеты производства Советского Союза вошли в жизнь с помощью генерального конструктора, имя которого стоит в истории наряду с самыми важными для страны. Глушко, создавший многие десятки мощнейших реактивных двигателей. Валентин Петрович, несмотря на очень многие свои увлечения, главное в своей жизни определил ещё в детстве.

Начало

Родился будущий академик Глушко в Одессе в 1908 году, а в 1924-м окончил профессионально-техническую школу «Металл» имени Троцкого. В пятнадцать лет он уже состоял в оживлённой, длившейся восемь лет, переписке с самим Циолковским, который высылал мальчику все свои новые труды. Этот гениальный юноша ещё далеко до своего совершеннолетия уже публиковал статьи об освоении космоса и увлечённо писал книгу о проблемах эксплуатации планет. В двадцатые годы двадцатого века, когда и самолётов-то основная часть населения не видела! А в 1925 году юный Глушко едет в Ленинград, чтобы учиться там в университете, ибо знания ему были необходимы для воплощения всех мечтаний.

Сложна учёба на физико-математическом факультете! Да и время в стране было трудное - восстановление после чудовищной разрухи. Но будущий академик Глушко не сетовал на безденежье, он уже в студенчестве не вагоны разгружал, а научной работой занимался. Голод, холод и остальные лишения на этом фоне волновали его мало. И это, конечно же, принесло свои плоды: уже в 1933 году Глушко Валентин Петрович стал главой отдела ракетного научно-исследовательского института, а ещё через три года - главным конструктором реактивных двигателей.

Вдали от посторонних глаз

Начиная с 1933 года жидкостные реактивные двигатели, созданные гениальным конструктором, прирастали числом модификаций. Тогда же родился и знаменитый двигатель ОПМ-65, который планировали устанавливать на аэроторпеды в качестве вооружения самолётов, а как прототип современных ракет - и для ракетопланов. В 1938 году будущий академик Глушко уже был оценён по достоинству.

Его спрятали, осудив "за вредительство", как всех ведущих инженеров и конструкторов страны. Присудили восемь лет лагерей и отправили "в шарашку", то есть закрытое КБ для ведения дальнейших разработок. Сначала в Тушино, на авиационный завод № 82, где Валентином Петровичем были разработаны реактивные установки, устанавливаемые на самолёты. Собственно ракетостроение, в чистом его виде, пока не рассматривалось как дело полезное, но вскоре всё изменилось.

Перед Победой

Глушко Валентин Петрович был освобождён в 1944-м. Он сразу же встал во главе опытного, или, лучше сказать, - особого конструкторского бюро в Казани, где разрабатывались специальные двигатели. В 1946 году он был в числе тех, кто в Германии изучал немецкие разработки в ракетной области.

Вернувшись оттуда с новыми идеями, Глушко работает уже в преобразованном ОКБ-456 на авиазаводе в Химках, где к 1948 году появился первый двигатель РД-100 для ракеты, а потом и ещё огромное множество их для самых разнообразных летательных объектов. Глушко Валентин Петрович, биография которого целиком и полностью связана с реактивными двигателями, именно тогда стал безусловным лидером в их создании.

Заслуги

В 1974 году начала работу совсем новая организация, которую возглавил академик Глушко, - НПО "Энергия", куда вошли ОКБ-456 и ОКБ-1. Генеральный конструктор изменил курс вверенного ему предприятия кардинальным образом. Именно поэтому вся российская космонавтика, в том числе и современная, обязана этому человеку почти всем. Это он проектировал двигатели космического корабля "Восток" - от первого полёта в космос до создания станций на орбите. Без него наши космические достижения были бы совсем другими. Возможно, их вообще не было бы.

Именно поэтому был установлен в Одессе памятник Валентину Глушко, на красивом проспекте, тоже названном именем этого "засекреченного" человека. И на в Москве тоже есть такой монумент. Однако, заслуги его перед отечеством невозможно переоценить. Валентин Петрович Глушко - Герой Социалистического Труда (дважды), у него пять орденов Ленина, а также ордена Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции, множество медалей. Он лауреат Ленинской и Государственной премий СССР.

Королёв

Ещё в ОКБ-1 с выдающимся конструктором работали замечательные специалисты, которых он набирал в бюро самостоятельно (представьте себе, как ценили этого заключённого, которому позволялось такое). Это легендарные люди: Уманский, Желтухин, Лист, Витка, Страхович, Жирицкий и многие другие. В 1942 году по ходатайству главного конструктора Глушко уже в Казань был переведён самый легендарный человек, которому покорился космос.

Глушко Валентин Петрович и Королев Сергей Павлович вместе разрабатывали ту самую военную технику, которая принесла победу стране. были установлены на Пе-2, и сразу же скорость его стала выше на 180 километров в час. Шли испытания с истребителями Як-3, Прирост скоростей был впечатляющ - до двухсот километров в час. Таким образом с помощью жидкостного реактивного двигателя изменилась сама судьба ракетной техники.

Взаимоотношения с властью

Сталин досрочно "освободил" Глушко и снял судимость в 1944 году. Но в жизни конструктора от этого решения не изменилось практически ничего. Он всегда, вне зависимости от судов, был человеком засекреченным и ограждённым от остальной жизни огромной стеной творческой работы, которая необходима стране и которую требуют душа и сердце. Но Глушко правильно использовал этот сталинский жест. Он подал вождю список из тридцати человек, которых нужно было тоже освободить досрочно и оставить для работы в КБ. Так и случилось. Большинство из этих людей связали свою судьбу с Глушко навсегда.

А с 1945 года этот в прошлом осуждённый на много лет человек стал заведовать кафедрой в Казанском авиационном институте, где занимался реактивными двигателями и готовил достойных помощников себе и своему ОКБ. Ещё интереснее: вчерашний осуждённый "за вредительство" полтора года изучает ракеты в Германии (1945-1947 годы), будучи в командировке. Трофеи - немецкое ракетостроение - конструктора, конечно же, впечатлили. Но и о взаимоотношениях власти и творческого контингента этот случай тоже рассказал многое. Со Сталиным у Глушко было четыре продолжительные личные встречи, где обсуждалось отечественное ракетостроение. Вождь задавал вопросы умные, толковые, квалифицированные.

Космос

В 1953 году Глушко избрали в Академию наук членом-корреспондентом, а в 1957-м без защиты диссертации ВАК присвоила ему докторскую степень. Наступило время воплощения своих детских мечтаний. Валентин Петрович разрабатывал обширные программы пилотируемых даже лунных поселений, с его лёгкой руки появились космические корабли многоразового использования. Он всерьёз занимался вопросами освоения Венеры и Марса, планировал полёты к астероидам.

И многие из его мечтаний, пронесённых сквозь целую жизнь, воплотились. Запуск первого спутника на орбиту планеты подтолкнул страну к бурному развитию ракетостроения. Сообщение с Землёй начали поддерживать орбитальные комплексы "Мир", "Салют" посредством пилотируемых кораблей "Союз" и транспортных которые разрабатывал Валентин Петрович Глушко. Но многое так и не сбылось, до сих пор.

Луна

Глушко руководил разработкой лунной станции, на которой постоянно находились бы люди. Гриф работы "совершенно секретно" не позволял воодушевить этой идеей общественность, а потому, когда после неудачных запусков Н-1 лунную программу закрыли, никто об этом не горевал, кроме генерального конструктора. И даже всё то огромное, что свершилось, не могло его утешить до конца. А свершилось? Более пятидесяти модификаций жидкостных двигателей, которые и теперь применяются на семнадцати моделях космических и боевых ракет. Именно под его руководством созданные двигатели ракет-носителей запустили автоматические станции к Марсу, Венере и Луне, они же установлены на пилотируемые корабли "Союз" и "Восток", а сколько искусственных спутников Луны и Земли выведено на орбиту с их помощью!

А космический аппарат "Буран", разработанный под руководством Глушко, этот космический корабль, легко взявший на себя функции самолёта, с новейшими теплозащитными материалами, с компьютерными расчётами в десятки тысяч чертежей, и с двигателем, самым мощным и сегодня - ЖРД РД-170, детище Глушко, не уступающее, а превосходящее по многим параметрам даже "Шаттл"! Аппарат поистине безупречный! Но... не цветут яблони на Марсе, нет на лунных дорожках наших следов. Не дождался Валентин Петрович. В 1989 году он скончался, и его именем международный союз астрономов назвал кратер на видимой стороне Луны. Может быть, как раз тот, который и влёк по ночам к себе этого великого и деятельного мечтателя.

Женщины

Женщин тоже очень любил Глушко Валентин Петрович. Семья поэтому у него была далеко не одна, несмотря на "засекреченность", долгую отсидку в "шарашках" и нечеловеческую занятость. Первый раз он женился в девятнадцать лет, будучи студентом Ленинградского университета. Вагоны он не разгружал, но, когда особо было голодно, немного подрабатывал ремонтом квартир, где и обнаружилась бывшая одесская девушка Сусанна Георгиевская, будущая писательница. Что произошло между супругами, почему они развелись, осталось тайной. Но обстоятельства изумляют. Валентин был ранен из огнестрельного оружия. Сказал, что причина - неосторожное обращение. После чего последовал развод.

Появилась новая женщина, жениться на которой он не успел - Тамара Саркисова. Однако дочь Евгения родиться успела. Ареста Глушко Тамара сильно испугалась и отреклась от всех отношений. Поэтому, когда появилась возможность, Глушко к ней не вернулся - не простил. В Германии у него появилась преподавательница, которую звали Магдой, и родились дети - Юрий и Елена. Потом наверняка было что-нибудь ещё, о чём история умалчивает. Глушко мужчиной был чрезвычайно интересным и чисто внешне, и ореол гениальности над ним сиял нестерпимо. А вот в 1959-м, когда конструктору исполнился пятьдесят один, в его жизни появилась Лидия Нарышкина, девушка восемнадцати лет, работавшая в его КБ "Энергомаш" в Химках, с которой он прожил оставшиеся двадцать восемь лет, воспитав прекрасного сына.

Валентин Петрович Глушко родился 21 августа (по новому стилю — 2 сентября) 1908 года в Одессе. По национальности украинец.

Был четыре раза женат. Жены: Сусанна Михайловна Георгиевская (в браке с 1927 по 1930 годы), детская писательница; Тамара Саркисова (в браке с 1937 по 1944 годы, отреклась от мужа после его ареста), Магда Максовна Глушко, преподаватель иностранного языка Московского государственного университета; Лидия Пёрышкова (с 1961 года). Четверо детей: дочери Евгения и Елена, сыновья Юрий и Александр.

Ещё во время учёбы в школе Глушко активно переписывался с К. Э. Циолковским и публиковал статьи космической тематики. В 1924 году он окончил профессионально-техническую школу, а в 1925 году поступил на физическое отделение физико-математического факультета Ленинградского государственного университета. В феврале 1929 года Глушко был отчислен за неоплату обучения, но уже весной сумел сдать третью часть дипломного проекта «Металл как взрывчатое вещество» в Комитет по делам изобретений. Ему было предложено заняться реализацией этой разработки.

С мая 1929 года Глушко работал начальником 2-го сектора (впоследствии отдела) ракет на жидком топливе Газодинамической лаборатории. Он стал одним из основоположников советского жидкостного двигателестроения, разработав и испытав двигатели ОРМ-52, работавшие на азотно-кислотно-керосиновом топливе. Кроме того, за время своей работы в лаборатории он создал электрический ракетный двигатель и ракеты моделей «ЛА-1, РЛА-3 и РЛА-100. В 1933-1934 годах Глушко читал курс лекций «Жидкое топливо для реактивных двигателей» и «Конструкция жидкостных ракетных двигателей» в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского.

В сентябре 1933 года Глушко возглавил 1-й отдел, а в январе 1934 года — азотно-кислотный сектор Ленинградского отделения Ракетного НИИ (с 1937 года — НИИ-3). В 1936-1938 годах был главным конструктором жидкостных ракетных двигателей. В те годы он создал целую линейку двигателей ОРМ, включая и первый в мире двигатель для полёта человека ОРМ-65.

23 марта 1938 года Глушко был арестован органами НКВД СССР по обвинению во вредительстве. Поводом для этого послужил донос начальника отдела реактивных двигателей НИИ-3 А. Г. Костикова. Помимо Глушко, были арестованы и впоследствии осуждены начальник НИИ И. Т. Клеймёнов, его заместитель Г. Э. Лангемак и начальник отдела ракетных летательных аппаратов . 15 августа 1939 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило Глушко к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. Отбывал наказание он в «шарашке», возглавлял конструкторскую группу 4-го специального отдела НКВД СССР при Тушинском авиазавода № 82, затем в течение четырёх лет был главным конструктором Конструкторского бюро 4-го Спецотдела НКВД СССР при Казанском авиамоторном заводе № 16. В эти годы им были разработаны проекты вспомогательной установки жидкостных ракетных двигателей на самолётах, самолётные ускорители двигателей. 2 августа 1944 года Глушко был освобождён из заключения со снятием судимости. Полностью он был реабилитирован только 29 сентября 1956 года.

С декабря 1944 года Глушко работал главным конструктором ОКБ-СД. Занимался проведением испытаний двигателей РД-1 на различных моделях советских самолётов, разработал трёхкамерный двигатель РД-3 с тягой 900 кг. Впоследствии стал заведующим кафедрой реактивных двигателей Казанского авиационного института. После окончания войны дважды командировался на несколько месяцев в Германию для изучения трофейной продукции немецкого ракетостроения.

В июле 1946 года Глушко вновь был назначен главным конструктором ОКБ-СД, занимал эту должность до мая 1974 года. За эти годы он руководил разработкой более 50 жидкосных ракетных двигателей и их модификаций, которые применялись на 17 космических и боевых ракетах. Двигатели Глушко стояли на всех советских ракетах-носителях, запускавшихся в период с 1949 по 1976 годы. Двигатели РД-107 и РД-108 стояли на межконтинентальной баллистической ракете «Р-7», впоследствии ставшей ракетой-носителем для космических кораблей «Восток» и «Союз», РД-216 и РД-251 — на ракетах-носителях «Космос» и «Протон», РД-170 — на ракете-носителе «Энергия».

В мае 1974 года Глушко был назначен директором и генеральным конструктором Научно-производственного объединения «Энергия», располагавшегося в городе Калининграде (ныне — Королёв Московской области). Руководил созданием орбитальных космических станций «Салют-6», «Салют-7», «Мир», проектировал многоразовую транспортно-космическую систему «Энергия-Буран», разрабатывал модификации пилотируемых космических кораблей «Союз».

Валентин Петрович Глушко является автором 250 научных работ и изобретений. В 1958 году он был избран академиком Академии наук СССР. За свои научные достижения он дважды закрытыми Указами Президиума Верховного Совета СССР удостаивался звания Героя Социалистического Труда. Кроме того, он избирался членом ЦК КПСС (с 1976 года) и депутатом Верховного Совета СССР пяти созывов (1966-1989 годы).

Академик Валентин Петрович Глушко, один из пионеров ракетно-космической техники, в истории КАИ известен как первый заведующий кафедрой ракетных двигателей, основанной в 1945 году.

Но мало кто знает, что этому предшествовало. Вынужденный работать в спецтюрьмах НКВД в разных областях нашей родины, в том числе в Казани, Глушко создал базу, на основе которой он и другие конструкторы создали ракетные двигатели, благодаря которым советские корабли покорили космос.

Валентин Глушко родился 2 сентября 1908 г. в Одессе. Уже в юности он был деятельной и разносторонней личностью. В 1919 г. был зачислен в реальное училище имени св. Павла, которое закончил в 1924 г. Одновременно с учебой Глушко руководил кружком Общества любителей мироведения при Одесском отделении Русского общества любителей мироведоведения.

В эти же годы (1920-1922) занимался в консерватории по классу скрипки, затем был переведен в Одесскую музыкальную академию. Глушко грезил космосом. Известно, что он занимался сбором материалов для написания книги о межпланетных сообщениях, цель которой была доказать необходимость завоевания мирового пространства.

С 1923 по 1930 г. он состоял в переписке с Константином Эдуардовичем Циолковским – мыслителем, разрабатывавшим теоретические основы космонавтики и философские проблемы космологии. Возможно, это оказало на молодого Глушко огромное влияние и вдохновило его. Подумать только, тогда еще не было ракет, бороздящих космические просторы.

Только идеи чудаковатого мыслителя, которые впитывались пытливыми, мечтательными умами. Обычным людям идеи таких научно-фантастических писателей, как Жюль Верн или Герберт Уэллс, казались чистой воды фантастикой. Но на заре двигателестроения ничто не было таким сильным, как вера в науку, научно-технический прогресс.

От юношеской мечты к действиям

По окончании IV профтехшколы в 1924 г. Глушко проходил практику на арматурном заводе «Электрометалл» им. В.И.Ленина. В это же время он закончил работу над первой редакцией своей книги «Проблема эксплуатации планет». В газетах и журналах уже публиковались его научно-популярные статьи о космических полетах: «Завоевание Землей Луны» (1924), «Станция вне Земли» (1926) и многие другие.

По путевке Наркомпроса УССР Глушко направили на учебу в Ленинградский государственный университет. Туда он прибыл в августе 1925 г., но из-за позднего приезда не успел сдать экзамены. В результате в течение всего первого курса был вольнослушателем. В 1926 г. его зачислили на второй курс физического отделения физико-математического факультета.

Параллельно с учебой он работал рабочим (сначала оптика, а затем механика) в мастерских Научного института им. П.Ф.Лесгафта, а в 1927 г. был геодезистом Главного геодезического управления Ленинграда.

Диплом как билет в один конец

Его превосходная дипломная работа вызвала большой интерес. В первой её части предлагался проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплан» с электрическими ракетными двигателями. Третья часть дипломной работы – «Металл как взрывчатое вещество», посвященная электрическому ракетному двигателю, заинтересовала военных.

Этот факт обозначил дальнейшую судьбу Глушко, которая отныне была тесно связана с работой на государство. В начале мая 1929 г. ему предложили немедленно начать экспериментальные работы по реализации своего предложения. 15 мая 1929 г. Глушко зачислили в штат Газодинамической лаборатории (ГДЛ) в качестве руководителя подразделения по разработке электрических и жидкостных ракет и ракетных двигателей.

В 1930-м лаборатория разработала конструкцию и начала изготовление первого отечественного жидкостного ракетного двигателя ОРМ-1. В 1932 г. одновременно с работой в ГДЛ Глушко был консультантом в отделе лабораторий Путиловского завода. За время работы в ГДЛ были разработаны конструкции и испытаны двигатели серии ОРМ на азотнокислотном-керосиновом топливе: с ОРМ-1 до ОРМ-52.

В январе 1934 г. Глушко перевели в Москву и назначили начальником сектора Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) Наркомата обороны. В 1933-1934 гг. он читал два курса лекций: «Жидкое топливо для реактивных двигателей» и «Конструкция ЖРД» в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского, а в 1935-м параллельно с работой в РНИИ заведовал Реактивными курсами по переквалификации инженеров при Центральном совете Осоавиахима – Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству.

В декабре 1935 г. вышла в свет книга «Ракеты их устройство и применение» под редакцией Г.Э.Лангемака и В.П.Глушко. В марте 1936-го опубликована работа Глушко «Жидкое ракетное топливо для реактивных двигателей» (курс лекций).

Говоря о вкладе Глушко в область профессиональной технической литературы, стоит отдельно упомянуть 10-томный справочник и учебник по ракетным двигателям «Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания» А.Ф.Дрегалина, В.Е.Алемасова, А.П.Тишина, вышедший под его редакцией. Работа над ним велась более десяти лет.

Осужден… Но занимается наукой

В те времена это коснулось очень многих, но для каждого это была личная трагедия. В марте 1938 г. Глушко необоснованно репрессировали. Вплоть до августа 1939 г. он находился под следствием во внутренней тюрьме НКВД СССР на Лубянке и в Бутырской тюрьме. 15 августа Особым совещанием его осудили на 8 лет…

Но Глушко повезло: до 1940 г. он работал в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД при Тушинском авиамоторном заводе. За это время его командой были разработаны проекты вспомогательной установки ЖРД на самолетах С-100 и Сталь-7. В 1940 г. Глушко направили в Казань, где он продолжил работу в качестве главного конструктора КБ при Казанском заводе №16 по разработке вспомогательных самолетных двигателей.

27 августа 1944 г. по решению Президиума Верховного Совета СССР его досрочно освободили со снятием судимости, а в 1945-м по его собственному выбору назначили заведующим кафедрой реактивных двигателей Казанского авиационного института. Глушко дали выбрать себе команду, состав кафедры сформировался из надежных, хорошо знакомых ему людей. И хотя на этой должности Глушко проработал не более года, он сохранил связи с кафедрой и институтом. После перевода в Москву приглашал преподавателей кафедры в подмосковные Химки, в демонстрационный зал, где находились модели разрабатываемых им двигателей.

После Казани. Продолжение пути

В сентябре 1946 г. распоряжением Правительства СССР коллектив ОКБ-СД из Казани, в котором работал Глушко, направили на авиазавод №456 в Химках. Этим же приказом Глушко назначили Главным конструктором ОКБ-456. Наряду с основной работой с 1947 по 1954 г. Глушко читал курс лекций на высших инженерных курсах при МВТУ им. Н.Э.Баумана, которые были изданы в 1948 г. под названием «Основы устройство реактивных двигателей на жидком топливе».

23 октября 1953 г. Глушко избрали членом-корреспондентом АН СССР, а 26 октября 1957 г. решением Высшей аттестационной комиссии ему была присуждена степень доктора технических наук без защиты диссертации. Светило отечественного двигателестроения внес огромный вклад в сферу развития подвластной ему науки.

В 1958 г. его избрали действительным членом Академии наук СССР; с 1965 по 1989 г. он стал председателем Научного совета по проблеме «Жидкое топливо» при Президиуме АН СССР; был главным редактором энциклопедии «Космонавтика» выпуска 1968, 1971 и 1985 гг.; с 1969 г. руководил научно-методическим советом по астрономии и космонавтике Всесоюзного общества «Знание».

22 мая 1974 г. Глушко назначили директором и Генеральным конструктором НПО «Энергия», в состав которого входило и конструкторское бюро энергетического машиностроения. В этой должности он работал до июня 1977 г. По его проекту и под его непосредственным руководством была создана многоразовая космическая система «Энергия-Буран» и постоянно действующая многомодульная станция «Мир».

Кроме того, он возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз» и разработке их модификаций «Союз Т» и «Союз ТМ», а также грузового корабля «Прогресс», совершенствованию орбитальных станций «Салют», реализации программы пилотируемых полетов, в том числе и международных.

«Прошу развеять мой прах на Луне»

Вклад Валентина Петровича Глушко в отечественную науку и воздушно-космический потенциал страны трудно переоценить. Под его руководством до 1988 г. были созданы более 50 самых совершенных ЖРД и их модификаций на высоко- и низкокипящих окислителях, применяемых на 17 боевых и космических ракетах.

За свою многолетнюю деятельность Глушко был удостоен звания дважды Героя Социалистического Труда, награжден пятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и многими медалями. Он лауреат Ленинской и Государственных премий. Избирался депутатом Верховного Совета 7-11 созывов, делегатом XXI-XXVII съездов партии, был членом ЦК КПСС с 1976 года.

В 1994 г. решением XXII Генеральной ассамблеи Международного астрономического союза имя Глушко присвоили кратеру на видимой стороне Луны. У Валентина Петровича было четверо детей: Евгения (1938), Елена (1948), Юрий (1952) и Александр (1972).

Незадолго до кончины Глушко просил развеять его прах на Луне или на Марсе. Освоение Луны было последним его замыслом… Обычно у человека помимо профессии есть какое-то страстное увлечение. То, чему он отдает большую часть себя с радостью и удовольствием. Но чтобы профессия стала делом жизни, бывает очень редко. У Глушко это было именно так.

Его деятельность была даже не работой, совпавшей с увлечением. Это было великим делом, которому он посвятил себя всего, доказав, что нет ничего невозможного. Есть только вера в безграничный потенциал человеческого разума.

Дарья БОРИСОВА

Материал подготовлен на основе фактов из биографии,

написанной сыном ученого - Александром Валентиновичем Глушко

НАША СПРАВКА:

Жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) - химический ракетный двигатель , использующий в качестве ракетного топлива жидкости, в том числе сжиженные газы. По количеству используемых компонентов различаются одно-, дву- и трёхкомпонентные ЖРД.

/jdoc:include type="modules" name="position-6" />

Глушко Валентин Петрович основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения, один из пионеров и творцов ракетной техники, бессменный руководитель ГДЛ-ОКБ. Родился 2 сентября 1908 года в Одессе. В 1919 г. зачислен в Реальное училище имени св. Павла, которое закончил в 1924 г. Одновременно с учебой в училище руководил Кружком общества любителей мироведения при одесском отделении Русского общества любителей мироведоведения (РОЛМ). В эти же годы занимался в консерватории по классу скрипки у профессораСтолярова, а затем был переведен в Одесскую музыкальную академию. Кроме того, он занимается сбором материалов для написания книги о межпланетных сообщениях, цель которой доказать необходимость завоевания мирового пространства.

По окончании IV Профтехшколы в 1924 г. он проходит практику на Арматурном заводе "Электрометалл" им. В.И. Ленина (сначала в качестве слесаря, а затем токаря), после чего получает диплом об окончании школы. В это же время он закончил работу над первой редакцией своей книги "Проблема эксплуатации планет", в газетах и журналах были опубликованы его научно-популярные статьи о космических полетах "Завоевание Землей Луны" в 1924 г., "Станция вне Земли" в 1926 г. и др.

По путевке Наркомпроса УССР был направлен на учебу в Ленинградский государственный университет, куда прибывает в августе 1925 г., но, из-за позднего приезда, не успевает сдать экзамены. В результате 1 курс Университета им прослушан вольнослушателем. В 1926 г. зачисляется на II курс физического отделения физико-математического факультета. Параллельно с учебой он работает в качестве рабочего (сначала оптика, а затем механика) в мастерских Научного института им. П.Ф. Лесгафта, а в 1927 г. геодезистом Главного геодезического управления Ленинграда. В качестве дипломной работы, состоящей из трех частей, Глушко предложил проект межпланетного корабля "Гелиоракетоплана" с электрическими ракетными двигателями. 18 апреля 1929 г. третья часть, посвященная электрическому ракетному двигателю под названием "Металл как взрывчатое вещество", была сдана в отдел при Комитете по делам изобретений. Этой работой заинтересовались военные. В начале мая 1929 г. Глушко был вызван к уполномоченному комитета в Ленинграде Н.Я. Ильину, где ему было предложено немедленно начать экспериментальные работы по реализации этого предложения.

С мая 1929 года – начальник 2-го сектора (с 1932 года – отдела) ракет на жидком топливе Газодинамической лаборатории (ГДЛ). За это время Валентином Петровичем были разработаны и испытаны жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) ОРМ-52 на азотно-кислотно-керосиновом топливе, электрический ракетный двигатель, ракеты РЛА-1 – РЛА-3, РЛА-100. С сентября 1933 года – начальник 1-го отдела Ленинградского отделения Ракетного научно-исследовательского института (РНИИ), с января 1934 года – начальник азотно-кислотного сектора РНИИ (с 1937 года – НИИ-3). В 1936-1938 годах – главный конструктор ЖРД. За этот период В.П.Глушко разработаны двигатели ОРМ-53 – ОРМ-101, в том числе и первый в мире двигатель, предназначенный для полёта человека (ОРМ-65).

23 марта 1938 года Глушко был арестован органами НКВД г. Москвы по доносу.. На основании актов технической экспертизы, проведенной в институте по заданию НКВД, 15 августа 1939 года Особое Совещание при НКВД приговорило Глушко к 8 годам исправительно-трудовых лагерей, но впоследствии он был оставлен для работы в техническом бюро. Сначала он был направлен на московский авиационный моторостроительный завод в Тушино, где занимался разработкой проекта вспомогательной установки ЖРД на двухмоторном самолете С-100 для форсирования маневров самолета, а затем в 1940 г. в Казань для продолжения работ.

Под руководством В.П. Глушко за период до 1944 г. было создано семейство вспомогательных авиационных ЖРД РД-1, РД-1ХЗ, РД-2 и РД-3 с насосной подачей азотной кислоты и керосина, с регулируемой тягой и максимальной тягой у земли от 300 до 900 кг. Эти двигатели прошли в 1943-46 гг. наземные и летные испытания. По письму Берии от 16.06.1944 г. на имя И.В. Сталина с просьбой о досрочном освобождении конструкторов за выполнение работ, имеющих важное оборонное значение, 27 июля (фактически – 2 августа) 1944 г. В.П. Глушко был освобожден. С декабря 1944 года был назначен главным конструктором ОКБ-СД. За это период проведены наземные и лётные испытания ЖРД РД-1 на самолётах Пе-2Р, Ла-7Р, Як-3 и Су-6. Разработан трёхкамерный азотно-кислотно-керосиновый ЖРД РД-3 тягой 900 кг, проведены официальные стендовые испытания ЖРД РД-1ХЗ с химическим повторным зажиганием. В 1945 году – заведующий кафедрой реактивных двигателей Казанского авиационного института. В июле-декабре 1945 года и мае-декабре 1946 года находился в Германии, где занимался изучением трофейной немецкой ракетной техники.

В 1941-74 гг. В.П. Глушко – главный конструктор, в 1974-89 гг. – генеральный конструктор НПО «Энергия». С 1946 г. была начата разработка мощных ЖРД. В 1948-53 гг. под руководством Валентина Петровича в ГДЛ-ОКБ создаются ЖРД для первых отечественных ракет дальнего действия и научных геофизических ракет. ЖРД конструкции ГДЛ-ОКБ в 1957 г. обеспечили запуск первого в мира искусственного спутника Земли, а в 1961 г. – старт космического корабля с Ю.А. Гагариным на борту. С 1962 г. начались полеты космических ракет серий «Космос», «Интеркосмос», на которых были установлены мощные двигатели, разработанные под руководством Глушко. В 1965 г. был создан ЖРД для мощной космической ракеты «Протон», обеспечившей в последующие годы доставку на Луну луноходов, взятие проб лунного грунта, запуск искусственных спутников Венеры и Марса, посадку аппаратов на Марс, получение изображений поверхности Венеры, полеты орбитальных станций «Салют».

Под непосредственным руководством Валентина Петровича были созданы орбитальные станции «Салют-6», «Салют-7» и «Мир». По его проекту была создана многоразовая транспортно-космическая система «Энергия-Буран». Кроме того, он возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз» и разработке их модификаций «Союз Т» и «Союз ТМ», а также грузового корабля «Прогресс».

Жил в Москве. Умер 10 января 1989 года. Награждён 5 орденами Ленина (20.04.1956, 2.09.1958, 30.08.1968, 1978, 198..), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Трудового Красного Знамени (16.09.1945), медалями. Лауреат Ленинской (1957) и Государственных (1967, 1984) премий СССР. Награждён Золотой медалью имени К.Э. Циолковского Академии наук СССР (1958).