Смысл жизни в одном человеке. Смыслы жизни, в чем они заключаются

Возможен ли четкий, окончательный ответ на вопрос о смысле жизни? И да, и нет. Ведь с одной стороны смысл жизни (смысл бытия) находится в нише вечных философских проблем. Вечных, а значит, никогда еще ни один из древних философов и никто из современных величайших умов не смог дать такой ответ, который не заставил бы сомневаться и попытаться этому возразить. А ведь варианты ответов абсолютно разные.

От смысла жизни, который заключается исключительно в устремлении человека к добродетели (ведь добродетель и есть счастье), через известный лозунг эпикурейцев: «ешь, пей, веселись», что означает «довольствуйся внешними сторонами жизни», к полному отрицанию, любого проявления смысла жизни.

«Жизнь человека – лишь проявление некой мировой воли» (А. Шопенгауэр).


Погоня же за наслаждениями, или стремление к добродетелям – все в конечном итоге приведёт к разочарованию, пресыщению и скуке. Ищи не ищи, нет его… смысла жизни. А может тогда стоит его выдумать? Быть может в этой выдумке и есть истинный смысл?

«Жизнь до того, как мы её проживем, – ничто, но это от вас зависит придать ей смысл» (Жан-Поль Сартр).


Да… возможно очень мудро и философично. Но все же не избавляет от мучительного поиска на вопрос о собственном смысле жизни, особенно в период безнадежной апатии и разочарования.

Смысл жизни человека с точки зрения религии

Итак, смысл жизни – есть вечный вопрос философии, но что интересно, наряду с этим, вопрос о смысле жизни всегда имеет четкий и фундаментальный ответ в религии. Религий, конечно, существует много, но в современном мире, в эффекте глобализации, мы все чаще ограничиваемся тремя мировыми религиями: христианством, исламом и буддизмом. Так может, стоит покопаться в религиозном ответе о смысле жизни? Хотя бы учитывая то обстоятельство что, не смотря на столь разноплановый характер мировых религий, все они смотрят в одну сторону, отвечая на этот самый главный в жизни человека вопрос.

Раскрывая вопрос о смысле жизни с точки зрения религии, мы непременно заглядываем в область трансцендентного. Иначе говоря, постигнуть смысл жизни мы можем лишь «перешагнув», «выйдя за пределы», «переступив» границы самой жизни. Но это совсем не означает, что нужно умереть для того, чтобы узнать истинный смысл жизни. Хотя, с точки зрения религии, тут уж тайный смысл вечного вопроса откроется нам во всей его полноте. Но, к счастью, мы и до этой критической точки в состоянии постичь главную цель жизни человека.

Как ни странно, но почти все религии усматривают в человеческой жизни глубокий смысл, святое (или лучше сказать правильное) назначение и важную цель. Цель эта в сущности своей едина для всех религий и направлена она в конечном итоге на человека, и служит человеку. Так, в христианстве, где следуя догматическому богословию, смысл и цель человеческой жизни заключаются в уподоблении Богу, наследовании такой жизни с Богом, которая была бы вечной и блаженной, а значит и в необходимости непрерывного познания .


В исламе смысл жизни заключается в поклонении Аллаху, вручении себя Всевышнему, покорности Богу. В буддизме, учитывая отрицания в этой религии идеи первопричины или Бога-творца, смысл и главная цель жизни заключается в окончании страданий. На первый взгляд, смысл жизни в христианстве и в исламе кажутся схожими. И вместе с этим, они так же кажутся как то очень уж отдаленными от того, что может быть направлено на человека и служить для него, быть для него благом, а значит тем, в чем он усматривает свое собственное счастье. Ведь наследование или покорность Богу и собственное счастье выглядят диаметрально противоположными явлениями. А вот в буддизме, кажется, действительно все сходится. Здесь главным смыслом является избавление от страданий, а значит – обретение некого блаженного состояния отсутствия страданий и желаний (нирвана).

Но если не останавливаться на уровне так называемого «первого взгляда», а все же начать «копать» всё глубже, то становится ясно, что все религии (и даже те, которые не входят в число мировых), стремятся, прежде всего, к благу для человека, к его собственному счастью и покою. Наследование Бога в христианстве и покорность Аллаху в исламе это лишь указание путей избавления от страданий, которые уже выносятся буддизмом как непосредственно смысл жизни. Суть религиозного смысла жизни заключается в стремлении к благу для человека, избавлении его от страданий, в его собственном счастье. Необходимо лишь постичь взаимосвязь между этим счастьем и путем к его достижению, а далее – согласится пройти этот путь.

В чём заключается смысл жизни? (современный взгляд)

Авторы Интернет-журнала сайт прекрасно понимают, что сегодня уже не все так ясно понимают религиозные и философские высказывания, поэтому мы также дадим ответ на этот сложный вопрос, несколько иными словами на примера. Итак, в чём может быть смысл вашей жизни:
  • Насладиться красотой земных благ;

  • Подарить жизнь другому человеку (родить и воспитать ребенка);

  • Сделать для будущего человечества, что-то нужное и полезное;

  • Прочувствовать человеческие эмоции (любовь, страх, ненависть, счастье, радость, гордость и т.п.).

  • Помочь другим людям.

Другими словами, у каждого из нас есть призвание, которое нужно выполнить. Следует помнить, что ничего на Земле не происходит просто так, у всего есть свой сокровенный замысел. Поэтому любыми событиями следует уметь наслаждаться и относиться снисходительно, причём даже плохим.


Только когда вы осознаете, что живёте здесь и сейчас, и только один раз, только тогда взглянете на своё существование диаметрально противоположным взглядом.

«Несчастье современного человека велико:

ему не хватает главного - смысла жизни»

И.А. Ильин

Никто из нас не любит бессмысленную работу. Например, носить кирпичи туда, а потом обратно. Копать «отсюда и до обеда». Если нас просят сделать такую работу, это у нас неминуемо вызывает отвращение. За отвращением идет апатия, агрессия, обида и.т.п.

Жизнь - это тоже работа. И тогда становится понятным, почему бессмысленная жизнь (жизнь без смысла) нас толкает на то, что мы готовы бросить всё самое ценное, но убежать от этого отсутствия смысла. Но, к счастью, смысл жизни есть.

И мы его обязательно найдем. Хотелось бы, чтобы, несмотря на объем этой статьи, Вы прочитали ее внимательно и до конца. Чтение - тоже труд, но не бессмысленный, а который окупится сторицей.

Зачем человеку смысл жизни

Зачем человеку знать смысл жизни, можно ли как-нибудь прожить без него?

Ни одно животное не нуждается в этом понимании. Именно желание понять цель своего прихода в этот мир отличает человека от животных. Человек - высшее из живых существ, ему недостаточно только питаться и размножаться. Ограничивая свои потребности только физиологией, он не может быть по-настоящему счастлив. Имея смысл жизни, мы получаем цель, к которой мы можем стремиться. Смысл жизни - это мерило того, что важно, а что - нет, что полезно, а что вредно для достижения нашей главной цели. Это компас, который показывает нам направление нашей жизни.

В таком сложном мире, в котором мы живем, без компаса обойтись очень трудно. Без него мы неминуемо сбиваемся с пути, попадаем в лабиринт, упираемся в тупики. Именно об этом говорил выдающийся философ древности Сенека: «Кто живет без цели впереди, тот всегда блуждает».

День за днем, месяц за месяцем, год за годом мы блуждаем по тупикам, не видя выхода. В итоге это хаотическое путешествие приводит нас к отчаянию. И вот, застряв в очередном тупике, мы чувствуем, что у нас нет уже ни сил, ни желания идти дальше. Мы понимаем, что мы обречены всю жизнь попадать из одного тупика в другой. И тогда возникает мысль о суициде. Действительно, зачем жить, если нельзя никуда выйти из этого ужасного лабиринта?

Поэтому так важно - стремиться разрешить этот вопрос о смысле жизни.

Как оценить, насколько верен определенный смысл жизни

Мы видим человека, который что-то делает в механизме своей машины. Есть смысл в том, что он делает, или нет? Странный вопрос, скажете вы. Если он починит машину и отвезет на ней семью на дачу (или соседа в поликлинику), то, конечно, есть. А если он целый день копается в своей раздолбанной машине, вместо того чтобы уделить время своей семье, помочь жене, прочитать хорошую книгу, и никуда на ней не ездит, то, конечно, смысла нет.

Вот так и во всём. Смысл деятельности определяется по её результату.

Смысл человеческой жизни тоже нужно оценивать через итог. Итог для человека - момент смерти. Нет ничего более определенного, чем момент смерти. Если мы запутались в лабиринте жизни и не можем размотать этот клубок с начала, чтобы найти смысл жизни, давайте его размотаем с другого, очевидного и точно известного конца - смерти.

Именно о таком подходе и писал М.Ю. Лермонтов:

Мы пьем из чаши бытия

с закрытыми очами,

златые омочив края

своими же слезами;

когда же перед смертью с глаз

завязка упадает

и все, что обольщало нас,

с завязкой упадает;

тогда мы видим, что пуста

была златая чаша,

что в ней напиток был - мечта,

и что она - не наша!

ИЛЛЮЗОРНЫЕ СМЫСЛЫ ЖИЗНИ

Самые примитивные ответы на вопрос о смысле жизни

Среди ответов на вопрос о смысле жизни есть три самых примитивных и глупых. Обычно такие ответы дают люди, которые серьезно не задумывались об этом вопросе. Они настолько примитивны и лишены логики, что подробно останавливаться на них нет смысла. Давайте коротко рассмотрим эти ответы, подлинная цель которых в том, чтобы оправдать свою лень и не трудиться над поисками смысла жизни.

1. «Все так живут, не задумываясь, и я проживу»

Во-первых, так живут не все. Во-вторых, уверены ли Вы, что эти «все» счастливы? И счастливы ли Вы, живя «как все», не задумываясь? В-третьих, что смотреть на всех, у каждого своя жизнь, и каждый сам ее строит. И когда что-то не заладится, не «всех» винить придется, а себя… В-четвертых, рано или поздно большинство «всех», оказавшись в каком-либо серьезном кризисе, все-таки тоже задумается о смысле своего существования.

Так что может быть не стоит ориентироваться на «всех»? Еще Сенека предупреждал: «Когда возникает вопрос о смысле жизни, люди никогда не рассуждают, а всегда верят другим, а между тем, зря примыкать к идущим впереди опасно». Может быть, стоит прислушаться к этим словам?

2. «Смысл жизни - в том, чтобы понять этот самый смысл» (Смысл жизни - в самой жизни)

Несмотря на то, что эти фразы красивы, претензициозны, могут сработать в группе детей или низкоинтеллектуальных людей, но в них нет никакого смысла. Если подумать, то понятно, что сам процесс поиска смысла не может являться одновременно самим смыслом.

Любому человеку понятно, что смысл сна не в том, чтобы спать, а в восстановлении систем организма. Мы понимаем, что смысл дыхания не в том, чтобы дышать, а в том, чтобы могли происходить окислительные процессы в клетках, без которых жизнь невозможна. Мы понимаем, что смысл работы не в том, чтобы просто работать, а чтобы принести пользу себе и людям на этой работе. Так что разговоры о том, что смысл жизни в том, чтобы сам смысл искать - детские отговорки для тех, кто не хочет над этим думать серьезно. Это удобная философия для тех, кто не хочет признаваться в отсутствии у него смысла жизни и не хочет его искать.

А откладывать постижение смысла жизни на конец этой жизни - это всё равно, что желать получить путевку на роскошный курорт на смертном одре. Какой смысл в том, чем ты уже не сможешь воспользоваться?

3. «Смысла в жизни нет» .

Логика здесь такая: «Я не нашел смысла, значит его нет». Слово «найти» подразумевает, что человек предпринимал некие действия по поиску (смысла). Однако, по правде говоря, многие ли из тех, кто утверждает, что смысла нет, действительно искали его? Не будет ли честнее сказать так: «Я и не пытался найти смысл жизни, но полагаю, что его нет».

Вам нравится это высказывание? Вряд ли оно выглядит разумным, скорее оно звучит просто по-детски. Дикому папуасу может показаться совершенно ненужным, бессмысленным предметом калькулятор, лыжи, прикуриватель в автомобиле. Он просто не знает, для чего нужен этот предмет! Чтобы уяснить пользу от этих предметов, необходимо изучить их со всех сторон, постараться понять, как ими правильно пользоваться.

Кто-то возразит: «Я действительно искал смысл». Тут возникает следующий вопрос: а там ли Вы его искали?

Самореализация как смысл жизни

Очень часто можно слышать о том, что смысл жизни - в самореализации. Самореализация - это реализация своих возможностей с целью достижения успехов. Реализовать себя можно в разных сферах жизни: семье, бизнесе, искусстве, политике и пр.

Этот взгляд не нов, так считал еще Аристотель. Он говорил о том, что смысл жизни - в доблестной жизни, успехах и достижениях. И именно в этом саморазвитии большинство и сейчас видит смысл жизни.

Человек, конечно, должен реализовать себя. Но делать самореализацию основным смыслом жизни - неправильно.

Почему? Давайте подумаем над этим, учитывая неизбежность смерти. Какая разница - самореализовался человек и умер, или не самореализовался, но тоже умер. Смерть сравняет этих двух людей. Жизненные успехи не возьмешь на тот свет!

Можно сказать, что останутся на земле плоды этой самой самореализации. Но во первых, эти плоды не всегда хорошего качества, а во вторых, даже если они самого лучшего качества, то толку самому человеку, который их оставил, - ноль. Он не может воспользоваться результатами своих успехов. Он мертв.

Представьте себе, что Вам удалось самореализоваться - Вы известный политик, великий художник, писатель, военачальник или журналист. И вот Вы… на собственных похоронах. Кладбище. Осень, моросит дождь, на землю летят листья. А может, лето, птицы радуются солнцу. Над открытым гробом звучат слова восхищения Вами: «Как я рад за покойного! N очень хорошо удалось то и это. Все те способности, что были даны ему, он воплотил не то что на 100, а на все 150%!»…

Если Вы на секунду оживёте, утешат ли Вас подобные речи?..

Память как смысл жизни

Еще один вариант ответа на вопрос о смысле жизни: «Чтобы оставить свой след, чтобы меня помнили». При этом бывает, что человеку неважно даже, хорошую ли память, или не очень хорошую он о себе оставит. Главное - «чтобы меня помнили!» Ради этого многие люди всеми возможными способами стремятся к известности, популярности, к славе, к тому, чтобы стать «знаменитым человеком».

Конечно, добрая память имеет некую ценность для вечности - это благодарная память наших потомков о нас, оставивших им сады, дома, книги. Но сколько продлится эта память? Имеете ли Вы благодарную память о своих прадедах? А прапрадедах?.. Никого не будут помнить вечно.

А вообще внешние достижения человека (та самая реализация) и память других об этих успехах соотносятся как бутерброд и запах бутерброда. Если уж сам бутерброд бесполезен, то тем более - его запахом не напитаешься.

Какое дело до этой памяти будет нам тогда, когда мы умрем? Нас-то уже не будет. Так стоит ли тогда посвящать свою жизнь тому, чтобы «оставить след»? Никто не сможет воспользоваться своей славой, когда покинет этот мир. Никто не сможет оценить степень своей известности в могиле.

Снова представьте себя на собственных похоронах. То, кому поручена надгробная речь, напряжённо думает, что бы хорошего сказать о Вас. «Мы хороним непростого человека! Вот сколько людей пришло сюда проводить его в последний путь. Немногие удостаиваются такого внимания. Но это лишь слабое отражение той славы, которую N имел при жизни. Многие завидовали ему. О нем писали в газетах. На доме, где N жил, будет закреплена мемориальная табличка…».

Покойный, очнитесь на секунду! Вслушайтесь! Вас сильно порадуют такие слова?..

Смысл жизни - сохранение красоты и здоровья

Хотя древнегреческий философ Метродор и утверждал, что смысл жизни в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться, большинству людей все же понятно, что это не может быть смыслом.

Трудно найти что-то более бессмысленное, чем жизнь ради поддержания собственного здоровья и внешнего вида. Если человек заботится о своем здоровье (занимается спортом, физкультурой, своевременно проходит профилактические медицинские осмотры), то это можно только приветствовать. Мы же говорим о другом, о той ситуации, когда поддержание здоровья, красоты, долголетия становится смыслом жизни. Если человек, видя смысл только в этом, ввязывается в борьбу за сохранение и украшение своего тела, он приговаривает себя к неизбежному поражению. Смерть все равно выиграет это сражение. Вся эта красота, все это мнимое здоровье, все эти накаченные мышцы, все эти эксперименты по омоложению, солярии, липосакции, серебряные нити, подтяжки ничего после себя не оставят. Тело уйдет под землю и сгниет, как и положено белковым структурам.

Теперь Вы - старая звезда эстрады, которая молодилась до последнего вздоха. В шоубизнесе много говорливых людей, которые всегда найдут, что сказать в любой ситуации, в том числе и на похоронах: «Ах, какая красавица умерла! Как жаль, что не смогла радовать нас еще 800 лет. Казалось, смерть уже не властна над N! Как же неожиданно эта смерть вырвала ее из наших рядов в возрасте 79 лет! Она всем показала, как можно победить старость!»

Очнись, мертвое тело! Повеселит ли тебя оценка того, как ты жила?

Потребление, удовольствия как смысл жизни

«Приобретение вещей и их потребление не может придать нашей жизни смысл... Накопление материальных вещей не может заполнить

пустоту жизни тех, у кого нет уверенности и цели»

(Купец-миллионер Савва Морозов)

Философия потребления появилась не сегодня. Еще известный древнегреческий философ Эпикур (341-270 до Р.Х.), который считал, что смысл жизни — в избежании неприятностей и страданий, получении удовольствий от жизни, достижении покоя и блаженства. Можно также назвать эту философию культом удовольствия.

Этот культ царит и в современном обществе. Но даже Эпикур оговаривал, что нельзя жить только ради получения удовольствия, при этом не согласуясь с этикой. Мы же сейчас дошли до царствования гедонизма (проще говоря, жизнь только ради наслаждения), в котором и с этикой уже особо никто не согласует. Нас настраивают на это реклама, статьи в журналах, телевизионные ток-шоу, бесконечные сериалы, реалити-шоу. Этим пронизана вся наша повседневность. Везде мы слышим, видим, читаем призывы жить в свое удовольствие, брать от жизни все, ловить момент удачи, «отрываться» по полной…

С культом удовольствия теснейшим образом связан культ потребления. Для того, чтобы получить удовольствие, мы должны что-то купить, выиграть, заказать. Потом потребить это, и всё заново: увидеть рекламу, купить, употребить по назначению, получить удовольствие. Нам начинает казаться, что смысл жизни в том и заключается, чтобы пользоваться тем, что повсеместно рекламируется, а именно: определенные товары, услуги, чувственные удовольствия («секс»); впечатления, доставляющие удовольствие (путешествия); недвижимость; разнообразное «чтиво» (глянцевые журналы, дешевые детективы, дамские романы, книги по мотивам сериалов) и т.д.

Таким образом, мы (не без помощи СМИ, однако по своей воле) превращаем себя в обессмысленных полулюдей-полуживотных, чья задача - только есть, пить, спать, гулять, выпивать, удовлетворять половой инстинкт, наряжаться… Человек сам низводит себя до такого уровня, ограничивая цель своей жизни удовлетворением примитивных потребностей.

Тем не менее, испробовав к определенному возрасту все мыслимые удовольствия, человек пресыщается и чувствует, что, несмотря на разнообразные наслаждения, жизнь его пуста и в ней чего-то важного не хватает. Чего же? Смысла . Ведь в удовольствии смысла не найти.

Удовольствие не может быть смыслом существования хотя бы потому, что оно проходит и, следовательно, перестает быть наслаждением. Любая потребность удовлетворяется лишь на определенное время, а потом заявляет о себе снова и снова, причем с новой силой. Мы в своей погоне за наслаждением похожи на наркоманов: получаем некое удовольствие, оно скоро проходит, нам необходима следующая доза удовольствия - но оно тоже проходит… А нам это наслаждение необходимо, у нас вся жизнь на этом построена. Причем чем больше мы получаем удовольствия, тем больше нам опять хочется, т.к. потребности всегда растут пропорционально степени их удовлетворения . Все это похоже на жизнь наркомана, с той лишь разницей, что наркоман гонится за наркотиком, а мы за разными другими наслаждениями. Еще это напоминает ослика, бегущего за привязанной впереди морковкой: хотим поймать, а догнать не можем... Вряд ли кому-то из нас сознательно хочется быть похожим на такого осла.

Итак, если серьезно задуматься, то очевидно, что удовольствие не может быть смыслом жизни. Вполне естественно, что человек, считающий своей целью в жизни получение удовольствий, рано или поздно приходит к серьезному душевному кризису. Например, в США около 45% людей пьют антидепрессанты, несмотря на высокий уровень жизни.

Мы потребляем, потребляем, потребляем… и живем так, будто будем потреблять вечно. Однако впереди у нас смерть - и это достоверно известно каждому.

Теперь над Вашим гробом могут сказать так: «Какой насыщенной жизнью N жил! Мы, его близкие, не видели его месяцами. Сегодня он Париже, завтра - в Бомбее. Можно было только позавидовать такой жизни. Как много в его жизни было разных удовольствий! Он был поистине счастливчиком, баловнем судьбы! Сколько N поменял машин и, извиняюсь, жен! Дом его был и остаётся полной чашей»…

Откройте один глаз и взгляните на мир, который Вы покинули. Как Вы думаете, Вы прожили жизнь, как надо?

Смысл жизни - достижение власти

Не секрет, что есть люди, которые живут ради увеличения своей власти над другими. Именно так и пытался объяснить смысл жизни Ницше. Он говорил, что смысл жизни человека в стремлении к власти. Правда, сама история его жизни (сумасшествие, тяжкая смерть, нищета) стала опровергать это утверждение еще при его жизни…

Властолюбивые люди смысл видят в том, чтобы доказать себе и окружающим, что могут возвыситься над другими, достичь того, чего другие не смогли. Ну и в чем же этот смысл? В том, что человек может иметь кабинет, назначать и увольнять, брать взятки, принимать важные решения? Это смысл? Ради того, чтобы получить и удержать власть, они зарабатывают деньги, ищут и поддерживают нужные деловые связи и делают многое другое, нередко переступают через свою совесть…

На наш взгляд, в такой ситуации власть - это тоже своего рода наркотик, от которого человек получает нездоровое наслаждение и без которого он уже не может, и которому требуется постоянное увеличение «дозы» власти.

Разумно ли видеть смысл своей жизни в реализации власти над людьми? На пороге жизни и смерти, оглянувшись назад, человек поймет, что всю жизнь он прожил зря, то ради чего он жил, уходит от него, и он остается ни с чем. Сотни тысяч имели огромную, а иногда даже невероятную власть (вспомним Александра Македонского, Чингисхана, Наполеона, Гитлера). Но в один момент они ее теряли. И что?

Никого еще власть не сделала бессмертным. Ведь то, что случилось с Лениным, далеко не бессмертие. Велика ли радость - стать после смерти чучелом и объектом любопытства толпы, как обезьянка в зоопарке?

На Ваших похоронах много вооруженной охраны. Испытующие взгляды. Опасаются теракта. Да Вы и сами умерли не своей смертью. Гости, одетые в чёрное с иголочки, похожи друг на друга. Тот, кто «заказал» Вас, тоже здесь, высказывает соболезнования вдове. Хорошо поставленным голосом кто-то читает по бумажке: «…Жизнь всегда на виду, хоть и постоянно окруженный охраной. Очень многие завидовали ему, у него было немало врагов. Это неизбежно при том масштабе руководства, масштабе власти, которую имел N... Такого человека очень трудно будет заменить, но мы надеемся, что NN, назначенный на этот пост будет продолжать все то, что начал N…»

Если бы Вы услышали это, Вы поняли бы, что жили не зря?

Смысл жизни - приумножение материальных благ

Английский философ XIX века Джон Милль видел смысл человеческой жизни в достижении выгоды, пользы, успеха. Надо сказать, что философия Милля являлась мишенью для насмешек почти всех его современников. Вплоть до XX века представления Милля были экзотическими взглядами, которые не поддерживались практически никем. И вот в прошлом веке ситуация изменилась. Множество людей поверило в то, что в этой иллюзии можно найти смысл. Почему в иллюзии?

Сейчас очень многие думают, что человек живет для того, чтобы зарабатывать деньги. Именно в приумножении богатства (а не в удовольствии его тратить, о чем мы говорили выше) они видят смысл своей жизни.

Это очень странно. Если не является смыслом всё то, что можно купить на деньги, - удовольствия, память, власть, то как могут быть смыслом сами деньги? Ведь ни одну копейку, ни миллиарды долларов нельзя будет использовать после смерти.

Богатые похороны будут слабым утешением. Мертвому телу не легче от мягкости обивки дорогого гроба. Мертвым глазам безразличен блеск дорогого катафалка.

И снова кладбище. Место рядом со знаменитыми. Могильный участок уже выложен плитками. На стоимость гроба можно было бы обучить бедного юношу в университете. Над группой родственников клубится облако взаимной ненависти: не все довольны разделом наследства. Даже в восхищенных речах проскальзывет скрываемое злорадство: « N был избранным человеком. Сплав удачи, воли и упорство помог достичь ему такого успеха в бизнесе. Думаю, если бы он прожил бы еще 3 года, мы увидели бы его имя в списке крупнейших миллиардеров журнала «Форбс». Мы, знавшие его много лет, могли только с восхищением наблюдать, как высоко взлетел наш друг…»

Если на мгновение прервать молчание смерти, что Вы сказали бы на это?

Будет о чем вспомнить в старости

Некоторые говорят: «Да, конечно, когда ты лежишь на смертном одре, то все теряет смысл. Но ведь хотя бы было что вспомнить! Например, многие страны, веселые гулянки, хорошую и сытную жизнь и т.п.». Давайте честно разберем этот вариант смысла жизни - жить только для того, чтобы было о чем вспомнить перед смертью.

Например, у нас была сытая, полная впечатлений, богатая и веселая жизнь. И вот у последней черты мы можем вспомнить все прошлое. Принесет ли это радость? Нет, не принесет. Не принесет потому, что это хорошее уже прошло, а время остановить нельзя. Радость можно получить только в настоящем от того, что было сделано действительно хорошего для других. Потому что в этом случае то, что ты сделал, живет. Мир остается жить, с тем хорошим, что ты для него сделал. Но ощутить радость от того, чем ты радовал себя -ездил на курорты, кидал деньги, имел власть, удовлетворял свое тщеславие и самолюбие - не получится. Не получится потому, что ты смертен, и скоро не будет и воспоминаний об этом. Все это умрет.

Что радостного для голодного в том, что он когда-то имел возможность обжираться? Никакой радости, а наоборот, боль. Ведь слишком хорошо виден контраст между хорошим «раньше» и ужасно плохим и голодным «сегодня» и совсем никаким «завтра».

Например, алкоголик не может порадоваться за то, что он вчера много выпил. Ему сегодня как раз от этого плохо. И он не может вспомнить вчерашнюю водку и таким образом похмелится. Она ему нужна сейчас. И реальная, а не в воспоминаниях.

В течение этой временной жизни у нас может много чего быть, по нашему мнению, хорошего. Но мы ничего не можем взять с собой из этой жизни, кроме души.

Например, мы пришли в банк. И нам дают возможность придти в хранилище банка и брать любое количество денег. Мы можем держать сколько угодно денег в руках, набивать карманы, падать в кучи этих денег, кидаться ими, обсыпать себя ими, но… не можем выйти с ними за пределы хранилища банка. Таковы условия. Скажите, то, что Вы держали в руках несметные суммы, но что это Вам даст, когда Вы выйдете из банка?

Отдельно хотелось бы привести аргумент для людей, которые хотят покончить с жизнью. Уж вам, как никому другому должна быть очевидна тщетность хороших воспоминаний. И у Вас в жизни были хорошие моменты. Но сейчас, вспоминая их, Вам не становится лучше.

ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ЖИЗНИ, НО НЕ СМЫСЛ

Смысл жизни - жизнь ради близких

Очень часто нам кажется, что жизнь ради близких - это как раз и является главным смыслом. Многие люди видят смысл своей жизни в близком человеке , в ребенке, супруге, реже - родителе. Они нередко так и говорят: «Я живу ради него», живут не своей, а его жизнью.

Безусловно, любить своих близких, жертвовать чем-то ради них, помогать идти по жизни - это необходимо, естественно и правильно. Большинство людей на земле хочет жить, получая радость от семьи, воспитывать детей, заботиться о родителях и друзьях.

Но может ли это быть главным смыслом жизни?

Нет, боготворить близких, видеть только в них смысл всей жизни, всех своих дел -это тупиковый путь.

Понять это можно при помощи простой метафоры. Человек, который весь смысл своей жизни видит в близком человеке, подобен футбольному (или иному спортивному) фанату. Фанат - это уже не просто болельщик, это человек, который живет спортом, живет удачами и неудачами той команды, приверженцем которой он является. Он так и говорит: «моя команда», «мы проиграли», «у нас есть перспективы»… Он отождествляет себя с игроками на поле: он будто сам гоняет футбольный мяч, он радуется их победе так, как если бы это была его победа. Нередко так и говорят: «Ваша победа - это моя победа!» И напротив, поражение своих любимцев он воспринимает крайне болезненно, как личную неудачу. А если он по какой-либо причине лишается возможности посмотреть матч с участием «своего» клуба, то чувствует себя так, будто его лишили кислорода, будто сама жизнь проходит мимо него… Со стороны этот фанат выглядит нелепо, его поведение и отношение к жизни представляется неадекватным и даже просто глупым. Но не аналогично ли выглядим мы, когда смысл всей своей жизни видим в другом человеке?

Фанатом быть проще, чем самому заниматься спортом: проще смотреть матч по ТВ, сидя на диване с бутылкой пива, или на стадионе в окружении шумных друзей, чем самому бегать по полю за мячом. Вот ты поболел за «своих» — и вроде сам уже поиграл в футбол… Происходит отождествление человека с теми, за кого он болеет, и человека это устраивает: не надо тренироваться, тратить время и силы, можно занять пассивную позицию и при этом получать массу сильных эмоций, практически таких же, как если бы сам занимался спортом. Зато никаких затрат, неизбежных для самого спортсмена.

Так же поступаем и мы, если смыслом нашей жизни является другой человек. Мы отождествляем себя с ним, проживаем не свою жизнь, а его. Мы радуемся не своим, а исключительно его радостям, иногда мы даже забываем о важнейших потребностях своей души ради мелких житейских потребностей близкого человека. И делаем мы это по той же причине: потому, что это проще. Проще строить чужую жизнь и исправлять чужие недостатки, чем заниматься своей душой, трудиться над ней. Проще занять позицию фаната, «болеть» за близкого, не работая над собой, попросту махнув рукой на свою духовную жизнь, на развитие своей души.

Тем не менее, любой человек смертен, и если он стал смыслом Вашей жизни, то лишившись его, Вы почти неизбежно потеряете желание жить дальше. Наступит серьезнейший кризис, выйти из которого можно, только найдя иной смысл. Можно, конечно, «переключиться» на другого человека, и жить теперь ради него. Нередко люди так и поступают, т.к. они привыкли к подобной симбиотической связи и жить по-другому просто не умеют. Таким образом, человек постоянно находится в нездоровой психологической зависимости от другого, и излечиться от нее он не может, потому что не понимает, что болен.

Перенося смысл своей жизни на жизнь другого человека, мы теряем самих себя, полностью растворяемся в другом - таком же смертном человеке, как и мы. Мы жертвуем ради этого человека, которого тоже не обязательно когда-то не станет. Оказавшись у последней черты, не спросим ли мы себя: ради чего же мы жили? Растрачивали всю свою душу на временное, на то, что без следа поглотит смерть, создали себе кумира из любимого человека, по сути дела, прожили не свою, а его судьбу… Стоит ли посвящать этому свою жизнь?

Некоторые живут не чужую, а свою жизнь с надеждой, что могут оставить близким наследство, материальные ценности, статус и.т.п. Только мы хорошо знаем, что это не всегда хорошо. Незаработанные ценности могут развратить, потомки могут остаться неблагодарными, с самими потомками может что-то случится и нить порвется. В этом случае получится, что живя только для других, сам человек прожил свою жизнь без смысла.

Смысл жизни - работа, творчество

«Самое дорогое у человека — это жизнь. И прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества».

(Николай Островский)

Другой распространенный вариант ответа на вопрос о смысле жизни - работа, творчество, некое «дело жизни» . Всем известна расхожая формула «удавшейся» жизни - родить ребенка, построить дом, посадить дерево. Что касается ребенка, это мы вкратце обсудили выше. А как насчет «дома и дерева»?

Если мы видим смысл своего существования в каком-либо занятии, пусть даже полезном для общества, в творчестве, в работе — то мы, будучи мыслящими людьми, рано или поздно задумаемся над вопросом: «А что будет со всем этим, когда я умру? И какая польза будет мне от всего этого, когда я буду лежать при смерти?» Ведь все мы прекрасно понимаем, что ни дом, ни дерево не вечны, они не простоят и нескольких сотен лет… И те занятия, которым мы посвящали все свое время, все свои силы, - если они не принесли пользы нашей душе, то имели ли они смысл? В могилу мы не возьмем с собой никаких плодов своего труда - ни произведений искусства, ни сады посаженных нами деревьев, ни наши самые гениальные научные разработки, ни любимые книги, ни власть, ни самых больших банковских счетов …

Не о том ли говорил Соломон, оглядываясь на закате жизни на все свои великие свершения, которые были делами его жизни? «Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме… Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева; сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья; приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих — разные музыкальные орудия. И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! (Еккл. 1, 12; 2, 4-11).

«Дела жизни» бывают разными. Для одного дело жизни это служение культуре, другого - служение народу, третьего - служение науке, а четвертого - служение ради «светлого будущего потомков», как он его понимает.

Автор эпиграфа, Николай Островский, самозабвенно служил «делу жизни», служил «красной» литературе, делу Ленина и мечтал о коммунизме. Мужественный человек, работоспособный и талантливый писатель, убежденный идейный воин, он жил «борьбой за освобождение человечества», отдал жизнь и все силы этой борьбе. Прошло совсем не много лет, и мы этого освобожденного человечества не видим. Опять его закабалили, собственность этого свободного человечества, поделили между собой олигархи. Самоотверженность и идейность, воспетая Островским, является нынче мишенью для насмешек хозяев жизни. Получается, что он жил ради светлого будущего, поднимал людей своим творчеством на подвиг, а теперь этими подвигами пользуются те, которым плевать и на Островского, и на народ. И ведь так может случиться с любым «делом жизни». Даже если оно и поможет поколениям других людей (многие ли из нас способны сделать так много для человечества?), то все равно это не может помочь самому человеку. После смерти это не будет утешением для него.

ЖИЗНЬ - ЭТО ПОЕЗД В НИКУДА?

Приведем отрывок из замечательной книги Юлии Ивановой «Дремучие двери». В этой книге, молодой человек, баловень судьбы, Ганя, живущий в безбожное время СССР, имеющий хорошее образование, успешных родителей, перспективы задумывается о смысле жизни: «Ганя с удивлением обнаружил, что современное человечество над этим не очень-то задумывается. Никто не хочет, естественно, глобальных катастроф, атомных или экологических, ну а вообще-то едем и едем... Некоторые еще верят в прогресс, хотя с развитием цивилизации вероятность полететь под атомный, экологический или прочий откос весьма возрастает. Другие с удовольствием повернули бы паровоз назад и строят насчет этого всякие радужные планы, ну а большинство просто едет в неизвестном направлении, зная лишь одно - рано или поздно из поезда тебя выкинут. Навсегда. А он помчится себе дальше, поезд смертников. Над каждым тяготеет смертный приговор, уже сотни поколений сменили друг друга, и ни сбежать, ни спрятаться. Приговор окончательный, обжалованию не подлежит. А пассажиры стараются вести себя так, будто им ехать вечно. Поудобнее устраиваются в купе, меняют коврики, занавесочки, знакомятся, рожают детей - чтоб потомство заняло твое купе, когда выкинут тебя самого. Своеобразная иллюзия бессмертия! Детей, в свою очередь, заменят внуки, внуков - правнуки... Бедное человечество! Поезд жизни, ставший поездом смерти. Мертвых, уже сошедших, в сотни раз больше, чем живых. Да и они, живущие, приговорены. Вот шаги проводника - за кем-то пришли. Не за тобой ли? Пир во время чумы. Едят, пьют, веселятся, играют в карты, в шахматы, собирают спичечные этикетки, набивают чемоданы, хотя на выход здесь требуют "без вещичек". А иные строят трогательные планы переустройства купе, своего вагона или даже всего поезда. Или вагон идет войной на вагон, купе на купе, полка на полку во имя счастья будущих пассажиров. Досрочно летят под откос миллионы жизней, а поезд мчится себе дальше. И эти самые безумные пассажиры весело забивают козла на чемоданах прекраснодушных мечтателей».

Вот такая невеселая картина открылась юному Гане после долгих размышлений о смысле жизни. Получалось, что всякая жизненная цель оборачивается величайшей несправедливостью и бессмыслицей. Самоутвердись и исчезни.

Потратить жизнь, чтобы облагодетельствовать будущих пассажиров и освободить им место? Красиво! Но они-то тоже смертны, эти будущие пассажиры. Все человечество состоит из смертных, значит, жизнь твоя посвящена смерти. А если кто-то из людей и достигнет бессмертия - разве справедливо бессмертие на костях миллионов?

Ладно, возьмем общество потребления. Самый идеальный вариант - отдаю по способностям, получаю по потребностям. Могут быть, конечно, самые ужасные потребности, да и способности тоже... Жить, чтобы жить. Ешь, пей, веселись, рожай, ходи в театр или там на бега... Оставь после себя гору пустых бутылок, стоптанных башмаков, грязных стаканов, прожженных сигаретой простыней...

Ну а если крайности отбросить... Заходи в поезд, садись на свое место, веди себя прилично, занимайся, чем хочешь, только не мешай другим пассажирам, уступай дамам и старикам нижние полки, не кури в вагоне. Перед тем, как уйти навсегда, сдай проводнику постельное белье и выключи свет.

Всё в любом случае оканчивается нулем. Смысл жизни не находится. Поезд идёт в никуда…

Как Вы поняли, как только мы начинаем смотреть на смысл жизни с точки зрения ее конечности, то наши иллюзии начинают стремительно пропадать. Мы начинаем понимать, что то, что нам казалось смыслом на некоторых этапах жизни, не может стать смыслом существования всей жизни.

Но неужели смысла нет? Нет, он есть. И известен давно благодаря епископу Августину. Именно блаженный Августин совершил величайшую революцию в философии, объяснил, доказал и обосновал наличие того смысла, который мы ищем в жизни.

Процитируем Международный философский Журнал: «Благодаря философским воззрениям блж. Августина, христианские религиозные учения, позволяют сделать логичные и полные построения для нахождения смысла человеческого существования. В христианской философии вопрос о вере в Бога является главным условиям наличия смысла жизни. В то же время в материалистической философии, где человеческая жизнь конечна и за ее порогом ничего нет, само существование условия для решения этого вопроса становится невозможным и в полный рост встают неразрешимые проблемы»

Давайте и мы попробуем найти смысл жизни в другой плоскости. Постарайтесь понять то, о чем будет написано ниже. Мы не ставим целью навязать Вам свою точку зрения, а только даем информацию, которая сможет ответить на очень многие Ваши вопросы.

СМЫСЛ ЖИЗНИ: ГДЕ ОН ЕСТЬ

«Познавший свое значение усматривает и назначение свое.

Назначение человека - быть сосудом и орудием Божества».

(Игнатий Брянчанинов)

Был ли известен смысл жизни до нас?

Если искать смысл жизни среди вышеперечисленного, то найти его невозможно. И неудивительно, что, пытаясь найти его там, человек отчаивается и приходит к выводу, что смысла нет. А на самом деле он просто не там искал…

Метафорично поиски смысла можно изобразить следующим образом. Человек, ищущий смысл и его не находящий, подобен заблудившемуся путнику, оказавшемуся в овраге и ищущему нужную дорогу. Он бродит среди густых, колючих, высоких кустов, растущих в овраге, и пытается там найти выход к той дороге, с которой он сбился, к тому пути, который его приведет к его цели.

Но таким способом найти правильную дорогу невозможно. Необходимо сначала вылезти из оврага, подняться на гору - и оттуда, сверху, можно увидеть верный путь. Так же и нам, ищущим смысл жизни, нужно для начала поменять точку обзора, потому что из ямы гедонистического мировоззрения нам не увидеть ничего. Без приложения определенных усилий мы никогда не выберемся из этой ямы, и уж точно никогда не найдем верный путь к осмыслению жизни.

Итак, понять истинный, глубинный смысл жизни можно, только потрудившись, только приобретя некоторые необходимые знания . И эти знания, что самое удивительное, доступны каждому из нас. Просто мы не обращаем внимания на эти кладези знания, проходим мимо них, не замечая или презрительно отмахиваясь от них. А ведь вопрос смысла жизни поднимался человечеством во все времена. Все люди предыдущих поколений сталкивались с точно такими же проблемами, с которыми сталкиваемся и мы. Всегда было предательство, зависть, пустота души, отчаяние, обман, измена, беды, катастрофы и болезни. И люди умели переосмыслить и справиться с этим. И мы можем использовать тот колоссальный опыт, который накопили предшествующие поколения. Не обязательно изобретать велосипед - он на самом деле давно уже был изобретен. Нам осталось только научиться на нем ездить. Все равно ничего лучше и гениальнее мы не придумаем.

Почему же мы, когда дело касается научных разработок, достижений медицины, полезных изобретений, облегчающих наш быт, разнообразных практических знаний в той или иной профессиональной сфере и т.п. - широко используем опыт и открытия наших предков, а в вопросах столь важных, как смысл жизни, существование и бессмертие души - мы считаем себя умнее всех предшествующих поколений, и с гордостью (нередко и с презрением) отвергаем их знания, их опыт, причем чаще всего отвергаем заранее, даже не изучая и не пытаясь понять? Разумно ли это?

Не более ли разумным представляется следующее: изучить опыт и достижения предков, или как минимум, ознакомиться с ними, поразмышлять, и только потом делать для себя вывод, правы ли были предшествующие поколения, или нет, может ли их опыт быть нам полезен, стоит ли нам учиться их мудрости? Почему мы отвергаем их знания, даже не пытаясь вникнуть? Не потому ли, что это проще всего?

Действительно, для того, чтобы сказать, что наши предки мыслили примитивно, а мы гораздо умнее и прогрессивнее их, большого ума не нужно. Голословно утверждать - очень легко. А изучить мудрость предыдущих поколений без труда не получится. Нужно сначала ознакомиться с их опытом, их знаниями, пропустить через себя их философию жизни, попытаться для этого хоть несколько дней прожить в соответствии с ней, а потом оценить, что этот подход к жизни несет на самом деле - радость или тоску, надежду или отчаяние, душевное спокойствие или смятение, свет или мрак. И уж тогда человек сможет с полным правом судить, верен ли был тот смысл, который видели в своей жизни его предки.

Жизнь как школа

А в чем же, собственно, видели смысл жизни наши предки? Ведь этот вопрос поднимался человечеством на протяжении веков.

Ответ всегда находился в саморазвитии, в воспитании человеком самого себя, своей вечной души, и в приближении ее к Богу. Так мыслили и христиане, и буддисты, и мусульмане. Все признавали существование бессмертие души. И вполне логичным тогда представлялся вывод: если душа бессмертна, а тело смертно, то неразумно (и даже просто глупо) посвящать свою недолгую жизнь служению телу, его наслаждениям. Потому, что тело умрет, значит вкладывать все свои силы в удовлетворение его потребностей - бессмысленно. (Что, собственно, и подтверждается в наши дни отчаявшимися материалистами, подошедшими к черте самоубийства.)

Итак, смысл жизни, считали наши предки, надо искать в благе не для тела, а для души. Ведь она бессмертна, и наслаждаться приобретенным благом сможет вечно. А кто не хотел бы вечного наслаждения?

Однако, чтобы душа смогла наслаждаться не только здесь, на земле, необходимо ее обучить, воспитать, возвысить, иначе она не сможет стать вместить в себя ту бескрайнюю радость, которая ей уготована.

Поэтому жизнь можно , в частности, представить себе как школу . Эта простая метафора помогает приблизиться к осмыслению жизни. Жизнь - школа, в которую человек приходит, чтобы обучать свою душу. Это главная цель посещения школы. Да, в школе есть немало другого, кроме уроков: переменки, общение с одноклассниками, футбол после уроков, внеклассные мероприятия - посещения театров, турпоходы, праздники… Однако всё это второстепенно. Да, возможно, было бы приятнее, если бы мы приходили в школу только для того, чтобы побегать, пообщаться, погулять в школьном дворе… Но тогда мы бы ничему не научились, не получили бы аттестата, не смогли бы ни получать дальнейшее образование, ни работать.

Итак, мы приходим в школу, чтобы учиться. Но сама по себе учеба ради учебы тоже бессмысленна. Мы учимся, чтобы получить знания, умения и получить аттестат, а потом пойти на работу, и жить. Если предположить, что после окончания школы не будет больше НИЧЕГО, то посещать школу, разумеется, смысла нет. И никто с этим не спорит. Но в действительности-то жизнь после школы продолжается, и школа - это всего лишь один из этапов ее. И от того, насколько ответственно мы относились к нашему обучению в школе, во многом зависит «качество» нашей последующей жизни. Человек, который бросает школу, считая, что ему вовсе не нужны преподаваемые в ней знания, так и останется неграмотным и необразованным, и это будет ему мешать на протяжении всей его дальнейшей жизни.

Так же глупо, во вред себе, поступает человек, который, придя в школу, сразу отвергает все накопленные до него знания, даже не ознакомившись с ними; утверждает, что не верит им, что все открытия, совершенные до него, - ерунда. Комичность и нелепость такого самоуверенного отвержения всех накопленных знаний очевидна каждому.

Но не каждому, к сожалению, очевидна еще большая нелепость аналогичного отвержения в ситуации, когда речь идет о понимании глубинных основ жизни. А ведь наша земная жизнь является тоже школой - школой для души . Она дана нам для того, чтобы образовывать свою душу, научить ее любить по-настоящему, научить ее видеть в окружающем мире добро, творить его.

На пути саморазвития и самовоспитания нам неизбежно встретятся трудности, так же как и обучение в школе не может всегда быть легким. Каждый из нас прекрасно понимает, что любое более или менее ответственное дело связано с разного рода трудностями, и было бы странно ожидать, что такое серьезное дело, как образование и воспитание души, будет легким. Но эти проблемы, испытания тоже для чего-то нужны - они сами по себе являются весьма важным фактором развития души. И если мы не научим свою душу любить, стремиться к свету и добру, пока мы еще живем на земле, то она не сможет получать бесконечное наслаждение в вечности, просто потому, что она неспособна будет воспринимать добро и любовь.

Замечательно сказал старец Паисий Святогорец: «Этот век не для того, чтобы прожить его припеваючи, а для того, чтобы сдать экзамены и перейти в иную жизнь. Поэтому перед нами должна стоять следующая цель: приготовиться так, чтобы, когда Бог позовет нас, уйти со спокойной совестью, воспарить ко Христу и быть с Ним всегда».

Жизнь как подготовка к рождению в новую реальность

Можно привести в данном контексте еще одну метафору. Во время беременности организм нерожденного ребенка вырастает из одной клетки до полностью сформировавшегося человечка. И главная задача внутриутробного периода - в том, чтобы развитие ребенка прошло правильно и до конца, чтобы к моменту родов ребенок занял правильное положение и смог родиться в новую жизнь.

Девятимесячное пребывание в утробе матери - это тоже в некотором смысле целая жизнь. Ребенок там зарождается, развивается, ему там по-своему хорошо - питание поступает вовремя, температура постоянная, он надежно защищен от воздействия внешних факторов… Тем не менее, в определенное время ребенку нужно родиться; как бы хорошо ему ни казалось в животе у мамы, в новой жизни его ждут такие радости, такие события, который просто несравнимы с кажущимся удобством внутриутробного существования. И для того, чтобы попасть в эту жизнь, малыш проходит через серьезнейший стресс (каковым являются роды), испытывает невиданную ранее боль… Но радость от встречи с мамой и с новым миром сильнее этой боли, и жизнь в мире в миллион раз интереснее, приятнее, разнообразнее, чем существование в утробе матери.

Аналогична и наша жизнь на земле - её можно уподобить периоду внутриутробного существования. Цель этой жизни - развитие души, подготовка души к рождению в новую, несравненно более прекрасную жизнь в вечности. И так же, как в случае с новорожденным малышом, «качество» той новой жизни, в которой мы окажемся, напрямую зависит от того, насколько правильно мы развивались в «прошлой» жизни. И те скорби, которые нам встречаются на жизненном пути, можно уподобить стрессу, испытываемому младенцем во время родов: они временны, хотя и кажутся подчас бесконечными; они неизбежны, и все через них проходят; они ничтожны по сравнению с радостью и наслаждением новой жизни.

Или другой пример: задача гусеницы развиться до такой степени, чтобы потом стать прекрасной бабочкой. Для этого надо выполнить определенные законы. Гусеница не может представить того, что она будет летать и как это будет. Это рождение в новую жизнь. И эта жизнь в корне отличается от жизни приземленной гусеницы.

Жизнь как бизнес-проект

Еще одной метафорой, которая объясняет смысл жизни является следующая:

Представим, что добрый человек дал Вам беспроцентный кредит на то, чтобы Вы осуществили свой собственный бизнес-проект и при его помощи смогли заработать денег на будущую жизнь. Срок кредита равен сроку Вашей земной жизни. Чем лучше Вы инвестируете эти деньги, тем богаче и комфортнее будет Ваша жизнь по окончании проекта.

Один вложит кредит в дело, а другой начнет эти деньги проедать, устраивать пьянки, гулянки, но только не работать над преумножением этой суммы. Чтобы не думать и не работать, будет находить кучу причин и оправданий - «никто меня не любит», «я слабый», «зачем зарабатывать на будущую жизнь, если неизвестно что там будет, лучше уж пожить сейчас, а там видно будет» и.т.п. Естественно, тут же появляются дружки, которые хотят прокутить с человеком этот кредит (не им же отвечать потом). Они убеждают его, что долга возвращать не надо, что Того, кто дал кредит, не существует (или что судьба должника Ему безразлична). Они убеждают, что если кредит есть, то его надо тратить на хорошую и веселую настоящую жизнь, а не на будущую. Если человек с ними соглашается, то начинается гулянка. В итоге человек приходит к банкротству. Срок отдавать кредит приближается, а он растрачен, и ничего не заработано.

Так вот, Бог дает нам этот кредит. Сам кредит - это наши таланты, умственные и физические способности, душевные качества, здоровье, благоприятные обстоятельства, внешняя помощь.

Посмотрите, не похожи ли мы на игроманов, растрачивающих деньги на сиюминутную страсть? Не заигрались ли мы? Не причиняют ли нам наши «игры» страданий и страха? А кто же те «друзья» которые нас так активно толкают прогулять эту ссуду? А это наши враги - бесы. Сами они распорядились своими талантами, своими ангельскими качествами наихудшим образом. И того же желают нам. Самый для них желательный расклад, это если человек не просто прогуляет с ними эту ссуду, а потом будет за это страдать, а то, если человек просто отдаст им эту ссуду. Мы знаем много примеров, когда манипулируя слабыми людьми, бандиты их лишали жилья, денег, наследства, оставляли бомжами. То же самое происходит и с теми, кто впустую проживает свою жизнь.

Стоит ли продолжать этот ужас? Не пора ли подумать о том, что мы заработали и сколько времени у нас осталось на осуществление нашего проекта.

Часто суициденты ругают Бога за то, что они не получают то что хотят, что трудно жить, что нет понимания и.т.п.

А не кажется ли Вам, что нельзя обвинять Бога в том, что мы просто не умеем зарабатывать, правильно вкладывать то, что Он дал, что мы не знаем законов, по которым надо жить, чтобы процветать?

Согласитесь, что довольно глупо продолжать прогуливать то, что дано, да еще и обвинять кредитора. Может лучше подумать о том, как исправить ситуацию? И наш Кредитор всегда поможет нам в этом. Он не поступает как еврейский ростовщик, высасывая все соки из должника, а кредитует от Любви к нам.

(Психолог Михаил Хасьминский, Ольга Покалюхина )
Как найти смысл жизни? (Альфрид Лэнгле )
Есть ли смысл в мыльной опере? (Иеромонах Макарий (Маркиш) )
Выбор добра (Протоиерей Димитрий Смирнов )
Смысл жизни: Приумножить таланты или развить способности? (Протоиерей Алексий Уминский )

/D/ Eitenzsinn; /Е/ Meaning; /F/ Raison;

/Еsр./ Razon de seг.

Идеальное представление человека о своем предназначении в мире, цели своей жизнедеятельности, возможности самореализации по образцам общественного или личностного идеала. Смысл жизни человека является личностной мировоззренческой установкой, определяющей направление его деятельной активности. В зависимости от направленности установки на прошлое, настоящее или будущее человеческое бытие обретает эмоциональную и социальную наполненность и тональность.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СМЫСЛ ЖИЗНИ

понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества. «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить» Л. Н. Толстой. Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, образа жизни, миропонимания, конкретно-исторической ситуации. Если в обществе создаются благоприятные условия для свободного развития человека, то он склонен видеть смысл жизни в достижении счастья и благополучия. Если же мир оказывается враждебным и жестоким, то земная жизнь может утратить свою ценность и рассматриваться лишь как подготовка к другой, «истинной», неземной жизни, ради которой и нужно жить. В крайних ситуациях ощущение неистребимости зла и собственного бессилия перед ним может подвести человека к выводу о бессмысленности жизни вообще. Уяснение смысла жизни предполагает выбор целей и средств их достижения, предпочтение тех или иных ценнос тей, ориентацию на определенные нравственные идеалы, понимание собственных способностей и возможностей, постоянную оценку своего поведения, поступков других людей, пересмотр и переоценку существующего порядка вещей и происходящего в нем. Чем острее человек чувствует свою связь с другими людьми и в то же время осознает себя свободной личностью, индивидуальностью, чем активнее содействует утверждению в мире добра, чем бескомпромисснее борется со злом, тем полнее, осмысленнее его жизнь Бессмысленной жизнь может лишь казаться. Проблема смысла жизни формулируется следующим образом: имеется ли для нас нечто более высокое и важное, чем наша непосредственная жизнь? Само появление вопроса и его экзистенциальная острота связаны с принадлежностью человека к двум мирам: миру непосредственного бытия и миру духовного поиска, устремленного к вечным и безусловным ценностям. Без этого второго мира внутри нас жизнь превратилась бы в «суету сует» (Экклезиаст), беличье колесо. Жизнь, лишенная смысла, есть неподлинная жизнь, потому что, будучи поглощенным непосредственным, человек движется по траектории, предзаданной ему внешней необходимостью. С.ж. есть проблема экзистенциально-метафизическая, а не только (и даже не столько социальная. Человек, обретший смысл и живущий в соответствии с ним, укоренен в бытии, бесконечно важном для себя. Именно тогда суета не властна над ним. Поиски и обретения С.ж. вовсе не означают какого-либо игнорирования непосредственной жизни, вечного конфликта с ней как источником вместилищем страдания (ср. с Востоком: брахманизм. буддизм). Более того. именно наша непосредственная жизнь является критерием истинности выбранного нами смысла. Движение нашей, точнее – моей жизни. подчиненное смыслу, должно возвышать, раскрепощать, делать меня свободным, углублять мое единение с миром, который теперь есть мой мир, а я – его свободное творческое начало, независимо от того, нахожу ли я С.ж. в идее, любимой работе. любимом человеке или в чем-либо другом. Если это не так, если моя жизнь унижает и подавляет меня, то выбранный мною С.ж. – ложь, а самая жизнь – трагедия. Для русского самосознания. идеалом которого является святость, весьма актуальна проблема жертвенности. Принесение себя в жертву является правом, а иногда и долгом свободного человека. Но самопожертвование не может рассматриваться как смысл, цель жизни, ибо жертвенность и деспотизм есть стороны одного и того же отношения. Бесспорно, всякая эпоха, всякая культура стремятся к выработке неких смысловых вариантов. но выбор смысла всегда происходит в сфере глубоко интимной, экзистенциальной. А потому смыслы не задаются, смыслы прозреваются.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В ряд ли на земле найдется человек, который никогда бы не думал о смысле жизни . Вопрос о предназначении конкретно каждого из нас встает в нашем сознании со всей серьезностью, ведь он связан с необходимостью принятия решения о том, как жить. Наш выбор в этом случае имеет далеко идущие последствия.

В современном обществе можно встретить людей с разным пониманием того, что такое смысл жизни человека :

1. Находятся люди, которые считают размышления подобного рода утопичными, а потому предпочитают просто «существовать» по причине их нахождения на Земле. Родился – значит, живи…

2. Другие, перебирая бесконечное количество вариантов, ищут то, что могло бы наполнить их жизнь смыслом, и тратят на это всю жизнь.

3. Некоторые, не находя того, что ищут, принимают радикальное решение – лишить себя жизни.Зачем она нужна, если в ней нет смысла?

4. Есть также и те, которые заявляют об имеющемся у них этом самом смысле и позиционируют себя счастливыми людьми.

Всех описанных нами людей объединяет одно: никто не хочет потратить свою жизнь впустую и быть обманутым. Смысл жизни человека неразрывно связан с понятиями о счастье, цели в жизни, её предназначении. Неправильно выбранный ориентир, в конце концов, приводит человека к разочарованию и краху жизни.

В чем смысл жизни человека

Р азмышления о назначении человека и его роли во Вселенной известны со времен появления средств записи информации. Естественно, что размышления подобного рода привели древних философов к вопросу о том, из чего состоит человек. Телесная составляющая никогда не подвергалась сомнению и вызывала лишь анатомический интерес, так как с ее потребностями все достаточно просто – дышать, есть, пить… Телу не нужен особый смысл или идея – оно существует как биологическая материя. Что же касается нематериальной составляющей человека, то тут все гораздо серьезнее.

Что такое душа?

Д авайте посмотрим на различные понимания духовной сущности человека, имевшие место на протяжении истории.

1. «Материальная» душа

Аристотель говорил: «Некоторые люди рабы, а другие свободные граждане потому, что так назначено природой… Правильно и справедливо, что одними следует править, а другие должны осуществлять правление, к которому они пригодны от природы; и коли так, власть господина над рабом тоже справедлива».

В такой иерархии все было просто. Будь тем, кем ты родился – это и есть то место, которое ты должен занимать. Что-то подобное повторилось в 19-20 веках. Философия Ницше о сверхчеловеке, воспринятая множеством умов, преломилась в понимании людей самыми разными путями, что привело к таким вещам, как «очищение нации» Гитлером, «построение идеального общества» коммунистами и т.д.

Как в античности, так и учении Ницше, человек не рассматривался как состоящий из духовного начала и тела. Появившиеся в 19 веке труды Дарвина о происхождении видов, учение Маркса и
Энгельса о диалектическом материализме поставили под удар само устройство Вселенной и человека как ее части.

Ницше заявлял о необходимости «убийства Бога» для освобождения человека от предрассудков и страхов. Человек перестал быть носителем нравственной души. Материализм смотрел на человека как на высокоорганизованную биологическую материю, и только материю…. В результате каждому уделялось то место, на котором он будет более всего полезен для «общественной пользы». А она, в свою очередь, являлась единственным мерилом истины, с формулировкой «цель оправдывает средства». Именно поэтому гитлеровские лагеря смерти считались рациональным средством «очищения расы». По этой же причине в СССР описанных Солженицыным диссидентов расстреливали, ссылали или бросали гнить в тюрьмах как вредные для общества элементы.

2. Душа желаний

Но описанная выше модель жизни устраивала далеко не всех. Находились мыслители, которые всерьез признавали существование души у человека и размышляли о ее потребностях. Моменты нравственности, любви и добра действительно довольно трудно описать биологической материей. Последователи Эпикура возвели удовольствия в ранг высшего блага. Они считали, что человек будет счастлив тогда, когда не будет иметь страданий и обретет невозмутимость души. В этой концепции человек качественно отличается от того, что предлагает чистый материализм. Он имеет душу с притязаниями на счастье и определенными потребностями, которые необходимо удовлетворять.

Необходимо отметить и философию Востока с подобной концепцией в понимании души. В этой парадигме тело становится обузой душе, имеющей неземную природу и соответственные этой природе потребности. Важным моментом этого взгляда является вечность души и ее нематериальность, но в ряде случаев речь идет не о возвращающейся к Богу душе, а о ее реинкарнации в «следующей жизни» и продолжения существования в телесном облике.

3. Эмпирическая и мистическая душа

На этот раз во главе угла стоял личностный, нематериальный и порой необъяснимый опыт, который занял место мерила истины. Логика такой концепции проста: кто не пережил - тот не поймет и не имеет морального права оценить то, что произошло. А значит, и возможность общих правил становится неправильно. Такое положение вещей привело к множественности истин и мнений. Представители данного направления философии (Гоббс, Локк и др.) ставили перед собой задачу познания природы или ее подчинения через опыт, приобретаемый каждым человеком отдельно. Кстати, развитие этого учения приводит к пантеизму – многобожию.

4. Божественная душа

Стоит отметить еще один исторический взгляд на душу. В яркой форме он был выражен в период средневековья и частично – в эпоху возрождения. Влияние церкви и ее законов стало неотъемлемой частью каждой области жизни. Взгляд на духовную сущность человека опирался на Библию. Эта душа отличается от предыдущих четким началом, определенной целью, и совершенно четко поддается описанию.

Душа человека:

1. Не материальна.
2. Сотворена Богом.
3. Вечна.
4. Человек несет ответственность за правильные отношения с ее Творцом.
5. этой души - достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире.

Идеальный смысл жизни

К акими параметрами должен обладать идеальный смысл жизни , которому он мог бы посвятить всю свою жизнь и не разочароваться? Я пришел к трем простым критериям:

1. Идеальный смысл жизни находится вне времени и должен иметь ценность на протяжении всей жизни. Он не может быть ограничен временными рамками и быть достигнут на определенном этапе жизни. Для краткосрочных целей есть другое название – мечта.

2. Идеальный смысл жизни нематериален, он не может иметь земной, материальной ценности, так как он потеряет ценность, когда будет достигнут.

3. Идеальный смысл жизни осуществим. Многие люди столкнулись с разочарованием в конце жизни лишь потому, что были увлечены идеей, которая сама по себе нереальна. Хороший тому пример – коммунизм, который строили несколько стран. Миллионы людей были заражены этой идеей. Работая по две смены, ущемляя себя во благо светлого будущего, ссылая инакомыслящих, они, в конце концов, остались у «разбитого корыта».

Где же искать смысл жизни?

Т еперь давайте подведем итог всему, что было написано выше. Довольно много людей гоотово разменивать свою жизнь на «мыльные пузыри», мимолетные иллюзии, так и не разобравшись в том, зачем их душа пришла в этот мир.

Материальное состояние, почет в обществе, власть – все это “мыльные пузыри”. Кто-то предпочитает «забыться», уйти от реальности и проблем, которые возникают в жизни – в современном мире достаточно средств, одурманивающих разум. Другие люди перебирают многочисленные идеи, теряя на это драгоценное время. К сожалению, даже общечеловеческие ценности (например, хорошая семья) не способны дать человеку постоянный и надежный смысл, наполняющий его жизнь.

Исходя из критериев идеального смысла жизни, которые я вывел для себя, я пришел к пониманию, что есть всего два понятия, соответствующие этим критериям:

1) Смерть

Как бы парадоксально это не звучало, но смерть соответствует заявленным требованиям смысла жизни. Она нематериальна, не зависит от поставленных сроков деятельности человека, и она осуществима. Смерть как неспособность существовать биологически. Но разве можно назвать это смыслом??? Конечно, нет!!! Жить ради смерти абсурдно. Важно также понимать, что мы находимся здесь не по своему выбору – процесс нашего рождения был задуман Кем-то помимо нас. А значит, логично предположить, что в поисках своего предназначения, мы должны основываться не на своем представлении, а попытаться понять устройство мира и свое место в нем. И абсолютно точно мы не имеем права лишать себя жизни, так как наше появление и уход из жизни определены не нами.

2) Существование после смерти

Этот смысл тоже соответствует описанным выше требованиям. Только, в отличие от первого варианта, действительно является смыслом, способным дать направление всей жизни. Определить ее судьбу, конечную цель и дать надежду на вечное блаженство. Смысл жизни можно найти только в Боге.

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь» (Библия, Евангелие от Иоанна 14:6).

Разговоры о загробной жизни у многих людей вызывают улыбку. Такой смысл жизни для них тоже неприемлем. Ведь он ставит под сомнение их собственную значимость и ограничивает их свободу. Действительно, чтобы принять Христа своим Спасителем, человек должен признать собственную немощь и доверить свою судьбу в руки Того, Который существует вне земного времени и открывает то, что нужно человеку, как его Творец.

Нам кажется логичным изучить инструкцию по эксплуатации прибора, составленную его изготовителем. Только вот почему-то инструкция Творца людей (Библия) многими игнорируется…

В чем истинный смысл жизни

Если вы сегодня размышляете о значимости и ценности жизни, то постарайтесь ответить себе на простые вопросы:

1.Какова ваша душа, ее потребности и ценности?
2.Какими характеристиками должен обладать ваш идеальный смысл жизни?
3. По чьей воле вы сегодня находитесь на Земле и рассуждаете об этих вопросах?
4. Если существует Бог, сотворивший вас, то каково ваше место в Его замысле?

Т акие размышления привели меня к пониманию Бога. Бога личностного, с которым можно иметь отношения. Того Бога, который наполняет жизнь смыслом, дарит надежду и исполняет Свои обещания. Сотворивший небо и землю, Он сотворил и человека. Но человек согрешил, пренебрегши повелением Бога, и дальнейшие отношения стали невозможны. Иисус Христос пришел на Землю для того, чтобы решить эту проблему. Он - реальная историческая личность - умер на кресте, чтобы искупить вину всех людей перед их Создателем. Отношения с Богом можно наладить, поверив в Христа как личного Спасителя. И Он даст вам смысл жизни земной, и блаженную вечность после смерти.

Экология жизни. Психология: Смыслы жизни можно разделить на три группы: витальные, социальные и идеальные. Можно выделить 16 основных смыслов жизни. Смыслы жизни обеспечивают человека энергией жить дальше и оправдывают уже прожитые годы.

Смыслы жизни можно разделить на три группы: витальные, социальные и идеальные. М ожно выделить 16 основных смыслов жизни. Смыслы жизни обеспечивают человека энергией жить дальше и оправдывают уже прожитые годы. Далеко не все смыслы – высшие, в смысле ориентации на возвышенную цель, но все они идеальны в том смысле, что позволяют человеку жить ради них.

Витальные.

1. Жизнь ради жизни (выживания) . Базируется на инстинкте самосохранения. Один из самых естественных смыслов. Смыслообразующее качество здесь - выживание. Смыслом наполняет нашу жизнь каждый прожитый день, просто тем, что его удалось прожить. Данный смысл особенно актуален в условиях постоянной угрозы жизни. В.Франкл отмечал наличие подобного смысла у обитателей концентрационных лагерей, хотя и не считал его удачным.

2. Жизнь ради удовольствия. Имеются в виду удовольствия: пищевые и питьевые. В основе пищевой и питьевой инстинкт соответственно. Смыслообразующее качество здесь - удовольствие, получаемое от еды и питья.

В быту существуют две разновидности этого смысла: а) обжорство, б) пьянство. Не смотря на то, что с точки зрения психологии подобные идеалы обычно не являются достойными и чаще вообще не считаются смыслами, однако в реальности многие люди живут именно ради этого. Наслаждение, как смыслообразующая позиция рассматривалась еще З.Фрейдом, правда он ее относил преимущественно к сексуальному инстинкту.

3. Жизнь ради богатства (денег) . Формируется на базе инстинкта запасания (сбор меда пчелами, собирание орехов белками и др.). Смыслобразующая позиция здесь богатство, современным символом которого выступают деньги.

анный смысл подходит многим людям (а не только очень богатым), потому что осмысленность существования придает здесь не величина счета, а его постоянное пополнение. Многие пенсионеры в наши дни находят удовольствие в том, что откладывают копейки на сберкнижку, и ее пополнение вызывает приятное чувство не зря проходящего времени.

4. Жизнь ради приятного времяпрепровождения, развлечений (ничегонеделанья): праздники, вечеринки, выходы в театры и кино, легкий флирт, светская жизнь, всевозможные хобби и т.д. Формируется на базе инстинкта экономии сил, который требует от живого существа ничего не делать, как только представляется такая возможность. Смыслообразующая позиция – здесь возможность «хорошо провести время».

Социальные смыслы.

5. Жизнь ради любви (на базе полового инстинкта). Классический смысл жизни по З.Фрейду. Смыслообразующая позиция здесь - количество и качество сексуальной любви (в т.ч. в ее вытесненных вариантах).

Может быть две разновидности этого смысла. В первом случае смыслообразующей позицией выступает количество любви, т.е. для человека будет важным количественное умножение любящих его и любимых им людей. Это смысл жизни для многочисленных дон Жуанов и Клеопатр. Встречается чаще у мужчин, чем у женщин.

Во втором случае смыслоориентирующей позицией выступает качество любви, этот смысл часто оказывается соединенным с идеями семьи, супружеской верности, и развитии отношения в паре. Чаще всего эти разновидности сменяют друг друга на протяжении жизни: в молодости человек больше ориентирован на увеличения количества любви, с возрастом начинает ценить качество.

Характерной особенностью этого смысла является некоторая обезличенность партнера. Важен сам акт любви, а не личность партнера. Если не удается добиться любви с одним потенциальным партнером, человек, ведомый этим смыслом, постарается найти другого (он никогда не хранит верность ушедшему партнеру, какими бы сильными не были между ними чувства).

6. Жизнь ради детей (на базе родительского инстинкта). Смыслообразующая позиция – здесь продление рода (дети, внуки, правнуки). Это один из самых удачных смыслов. Более свойственен женщинам, чем мужчинам. Хотя Д.А.Леонтьев считал его наиболее часто встречающимся как у мужчин, так и у женщин.

7. Жизнь ради гнездышка (дома), формируется на базе территориального инстинкта, частный вариант его – инстинкт гнездования. Построение уютного гнездышка может заполнить смыслом жизнь, как мужчины, так и женщины. Различие выступает в отношении к дому.

Для женщины гнездышко – это ее дом и его внутреннее убранство (ремонт, обои, пололок, купить стенку в кухню). Для мужчины гнездышко – это дом и его окрестности (строительство новых пристроек и построек, гараж, машина в гараже). Многие люди, живущие этим смыслом жизни, считают, что живут ради семьи; хотя семья в этом случае – вторична, первичен дом, члены семьи рассматриваются как добытчики, «несущие в дом», строители его и укрепители.

8. Жизнь ради большой социальной группы (Родины, партии, церкви, нации и т.п.), формируется на базе стадного инстинкта, того, что сбивает животных в стада и стаи, и может заставить их ради этой стаи пожертвовать жизнью. Этот смысл жизни актуализируется в моменты опасности, угрожающей большой группе; при отсутствии такой опасности, обычно не декларируется.

9. Жизнь ради дружбы (малой группы лично знакомых тебе людей, не связанных биологическими узами) . В основе все тот же стадный инстинкт, просто стада по численности бывают разные. Смыслоорганизующая позиция – здесь дружба, количество и качество дружелюбных актов выраженных по отношению к членам твоей малой группы. Этот смысл характерен для юношеского возраста.

10. Жизнь ради карьеры (власти) , формируется на базе иерархического инстинкта, кого который определяет порядок клевания в стае уток и заставляет животных драться, чтобы стать вожаком. Смыслоорганизующая позиция здесь – движение по карьерным (или властным) ступенькам. Пока движешься вверх, твоя жизнь осмысленна.

Данный смысл можно соотнести с предлагаемым В.Н.Дружининым сценарием «жизнь ради достижения». «Выдающиеся изобретатели, талантливые рок-музыканты, режиссеры и кинозвезды… Главное – достичь поставленной цели, стать победителем. Возникает термин «психология победителя». Культ человека, выбравшего дорогу успеха, достижения цели, является итогом развития индустриального и постиндустриального общества».

11. Разновидностью предыдущего смысла может быть «жизнь ради профессионального мастерства». Этот смысл предполагает профессиональное совершенствование человека, без движения по социальной лестнице, это особенно важно в тех профессиях, где карьерный рост ограничен (рабочие специальности, многие профессии служащих и т.п.). Человек находит удовлетворение в том, что он делает свое дело лучше всех его коллег (автомеханик лучше других чинит карбюраторы, учительница русского языка добивается поголовной грамотности своих учеников и т.п.). Но «профессионализм», для того, что бы осуществлять функцию смысла жизни нуждается в признании его со стороны других людей: работников, начальства, клиентов.

12. Жизнь ради конкретного человека – на базе инстинкта следования , который заставляет антилоп бежать за вожаком, а гусят – за объектом, который они запечатлели как мать. Этот смысл нужно отличать от «жизни ради любви», поскольку в его основе не половой инстинкт, а именно инстинкт следования.

Поэтому, человек, которому посвящается жизнь – это редко половой партнер, им может быть выдающийся родственник (в т.ч. супруг или ребенок), но может быть и совершенно чужой человек, иногда идеальный герой прошлого. Очень часто это уже умерший человек, во имя памяти которого осуществляется жизнь последователя.

Это очень личностный смысл, ибо следовать можно только за этим конкретным человеком (этой личностью), а не любым другим, даже удовлетворяющим всем условиям. Одним из вариантов религиозных смыслов жизни – может выступать именно этот: жизнь во имя основателя данного религиозного учения.

Идеальные смыслы.

13. Жизнь ради познания (учебы, науки). Формируется на базе ориентировочно-исследовательского инстинкта. Разновидностью этого смысла может выступать вариант сценария «жизнь как предисловие» (В.Н.Дружинин), когда смысложизненной позицией в нем выступит – учеба: приобретение знаний. «И все же «жизнь как подготовка к жизни» придает смысл затратам времени, человек знает для чего он живет, он прикреплен к действительности, и каждую новую ситуацию рассматривает как возможность чему-нибудь научиться. Отсюда проистекает жажда новизны, но не просто частоты событий, а новизны личного опыта».

14. Жизнь ради творчества (искусства). Формируется на базе подражательного инстинкта. Творчество – во многом является подражанием внешнему миру, т.е., воплощением каких-то ситуаций, картин в объективированных автором субъективных образах. Творческие люди живут во имя создания этих образов (картин, книг, фильмов). Данный смысл может быть свойственен жизненного сценария «Жизнь ради творчества» (по В.Н.Дружинину).

15. Жизнь ради самосовершенствования (совершенствование способностей в любой области, спорт). Формируется на базе игрового инстинкта, который дает возможность детенышам в игре развивать силу, навыки, умения; они могут понадобиться ему в будущем, но пока еще совсем не нужны.

Людям исповедующим этот смысл жизни тоже может быть свойственен сценарий «Жизнь как предисловие»; только смысложизненной позицией здесь будет умножение возможностей и способностей самого человека, его организма, его душевных и духовных качеств, а не знаний, как в случае смысла, формирующегося на основе ориентировочно-исследовательского инстинкта.