Духовный поиск и развитие. Духовные поиски – через черный ход не войти

Не требуйте справедливости к себе, отдавайте ее от себя во вне.
Юрий Бурлан

Я не помню, когда появилось желание заняться самопознанием и духовным развитием личности. Я не считала, сколько специализированной литературы я прочитала, гонимая страстным желанием познать себя, узнать, что такое высшая сила, есть ли бог на свете, и как с этими вопросами жить мне. Я проглатывала информацию, не боясь поперхнуться. Но я ни разу не задала себе вопрос, чего стоит мой духовный поиск. И однажды этот вопрос возник сам по себе. Вот тут и началось самое интересное.

Духовное поиск и развитие – о чем мечтает обыватель

Мысли о духовности – эдакий индикатор готовности человека узнать нечто большее о мире и о себе, чем он знал до сих пор.

Вот и предновогодний ажиотаж – самое время поразмышлять о духовности. Ведь это не только время подвести итоги, сбросить с себя тонны практически уже прошлогодних горестей, но и время ощутить единство – со своим окружением, с другими людьми. Однажды в последний день года, сидя в ресторанчике, и ощущая себя «белым человеком», женщиной (уже почти сытой, довольной, но все же одинокой женщиной), я поняла, что радость, не разделенная ни с кем, вместо эйфории приносит такой же силы разочарование.

Я, как и любой другой человек, хотела всего лишь вписаться в систему человечества. Мне, как и многим другим субъективистам и интровертам по натуре, часто вписаться мешает концентрация на внутренних ощущениях, которая, порой, вводит в меня состояние тотальной обособленности своего «Я» (мира внутри) от мира снаружи.

В тот Новый год я почувствовала это. Я собрала все бутылки итальянского шампанского, которые мне достались в качестве презентов к празднику, открыла телефонную книгу и начала всех поздравлять в надежде, что к кому-нибудь смогу приткнуться со своими бутылками. В итоге все они были выпиты в клубе, в котором я никогда до этого не была, в компании, которую я до этого никогда не видела (за исключением одной знакомой). Было весело.

Проблема субъективистов – иллюзорное духовное самопознание

Таким, как я, бывает сложно не выпасть из жизни из-за ее постоянного шума. Надо ли говорить, что медитации, философия, религия, различные околонаучные и околорелигиозные течения, которые способны помочь нам отрешиться, «остановиться на бегу и увидеть, как цветут цветки сакуры», любимы такими, как я.

Сначала это приносит колоссальное облегчение, но потом – незаметно – иллюзорный духовный поиск превращается в бесконечный процесс поглощения информации ради информации. Рост личности ради роста. Твой внутренний свет постепенно начинает угасать. А выстроенная тобой концепция – рушиться. Наступает кризис, совершенно необъяснимый, с одной стороны, и совершенно очевидный, с точки зрения системно-векторной психологии.

Духовные поиски – через черный ход не войти

Так в чем же причина кризиса? Не зная причину, почему, точно понимаешь, что если не получаешь нужного результата – значит, действуешь не теми способами, идешь не тем путем.

Для начала разобраться бы, что такое духовность. Вычеркиваю все, что поисковик выдает по типу «духовный человек должен жить не в душе, а в духе» и прочие философские высказывания. Впервые по-настоящему задумываюсь над тем, зачем мне нужно самопознание и духовное развитие личности (по-кожному, с точки зрения пользы (для себя) и выгоды (для других)).

Духовность как новое содержание меня – возможность по-новому ощутить себя в мире. Быть и внутри, и снаружи сбалансированным. Ощутить единство, целостность мира, но, не концентрируясь на внутренних ощущениях, а выползая из своей внутренней ракушки наружу.

Духовность – философская абстракция с конкретным результатом

В системно-векторной психологии духовное постижение – это путь, приводящий яркого и законченного индивидуалиста, субъективиста и интроверта к экстравертации. То есть способности ощутить единым целым себя с миром, не отдаляя свое «Я» от мира снаружи. Не концентрироваться внутри себя (например, во время медитации или чтения эзотерической литературы), а активно созидательными действиями реализовывать себя среди людей.

Зачем это нужно? В первую очередь, чтобы не ощущать в себе черную дыру и вписаться в этот мир. Не в последнюю очередь – чтобы создавать правильные мысли, а не получать чужие.

Мы часто забываем о том, что мы не существуем отдельно от других людей. Мы и есть система. Но когда начинаешь ощущать мир целостно, до тебя постепенно доходит, что ты, твой сосед, друг, родственник – это коллективное психическое. Психическое, обрамленное в оболочки. Стоит чуть больше, изнутри, понять себя, как механизм этого понимания перекидывается и на других – так же, изнутри, начинаешь видеть, что движет каждым человеком в действительности.

Результат – чуть ярче краски, чуть богаче звуки, чуть вкуснее общение, чуть больше включенности в жизненный поток и чуть больше кайфа от жизни. Легче вписаться в нее, при этом не нужно судорожно внушать себе, что ты любишь людей. Но и ответственность у тебя уже совсем другая. Если мы целостны, то каждый из нас несет ответственность за поступки остальных, в том числе негативные.

Духовное поиск и развитие – чудаки не от мира сего

Невесело. Непросто. Но в этом, согласно системно-векторной психологии, и состоит духовное развитие личности. В стремлении жить (как чудаки) не для себя, а для других.
Чтобы в своих масштабах повторить супругов Кюри, решивших не патентовать радий и не зарабатывать на своем открытии, потому что оно, открытие, принадлежит человечеству.

Человечество развивается (вопреки пессимистам, считающим, что оно деградирует). Усиливается концентрат коллективного психического и вместе с ним растет потенциал, с которым каждое новое поколение появляется на свет. И у нас, у людей, есть выбор, какой заряд, «+» или «–», прибавить к мощнейшему запалу, зреющему в психическом (в одном котле) и проявляющемуся в каждом из нас в частности.

Без вопроса «есть ли Бог» – системный взгляд на духовность

Размышляя на тему духовности системно, приходишь к нескольким выводам.

Во-первых, духовность не равнозначна эзотерическим практикам, медитациям и всему тому, что вырабатывает привычку мастерски отключать определенные участки мозга. Духовность – состояние, в котором ты чувствуешь себя частью целого, живешь для других и несешь ответственность за всех, не только за себя. Тело – внешняя оболочка – это ресурс, и максимум, что ты можешь сделать с ним – это научиться держать его в тонусе и хорошо себя чувствовать, чтобы оно не отвлекало от настоящей духовной работы над собой, от самопознания и духовного развития личности.

Во-вторых, жить надо на всю катушку, максимально выкладываясь и отдавая миру то, что у тебя внутри. Ведь все, что ты делаешь для других, ты делаешь в первую очередь для себя.

И, наконец, деградации как таковой нет, есть разные объемы психического и желания, которые сложно наполнить в современном мире в условиях всеобщей дезориентации. Что может сделать каждый? Сориентироваться. Научиться ощущать себя частью целого.

Духовный поиск и развитие издревле были и остаются уделом ничтожно малого количества людей. Это происходит не потому, что большая часть населения планеты, по сути, двуногие животные или, как любят говорить некоторые последователи радикальных духовных течений, «космический мусор». Основная причина низкой популярности духовного поиска состоит в том, что инстинкт выживания человека подсказывает ему, мол, для начала неплохо бы наесться досыта, иметь крышу над головой и спутника жизни для продолжения рода.

Беда лишь в том, что большинство людей не знают, когда в подобных стремлениях следует остановиться и перестать искать всё более вкусную еду, дорогостоящую крышу и идеального спутника. В действительности человеку в материальном плане не так уж много и нужно, что бы вам не врали хорошо одетые люди с рекламных плакатов. Основной генератор счастья – наш ум, а не декорации вокруг. Но понять это можно только лишь утратив доверие к социуму и тому мышлению, которое воспитывалось в наших головах с раннего детства.

С недоверия и начинается духовный поиск. Когда вы чётко уверены, что всё в мире так, как должно быть, и порядок вещей вас устраивает, вам не до духовного поиска. Именно поэтому в большинстве случаев духовные искатели оказываются бунтарями. Вспоминается художественный фильм «Остров», в котором главный герой во время молитвы в храме поворачивался к иконе боком. Бунтарство, впрочем, не означает, что перед вами духовный искатель. Против системы можно бунтовать как просто ради развлечения, так и для того, чтобы прорекламировать другую систему. Ярким примером такого бунта являются мелкие религиозные организации, выступающие против крупных государственных религий.

Всякое учение, имеющее более одного последователя, ложно. Именно поэтому духовный поиск предполагает индивидуальный путь, «через тернии к звёздам». На этом пути у вас могут быть наставники, единомышленники, но никак не абсолютные авторитеты в виде книг или гуру. Если вы нашли некий источник «Истины», то на этом ваш духовный поиск окончен. Лишь недоверие ко всему может помочь вам идти дальше.

Недоверие, впрочем, не означает, что вы становитесь нелюдимой и конфликтной личностью. В традиции духовного поиска существует такое понятие как «цветы на обочине». Это и есть те самые способности, которые обретает духовный искатель. Характер этих способностей зависит от того, в каком направлении двигался ищущий и какие практики применял.

Направление духовного поиска во многом зависит от жизненной ситуации, которая сложилась у человека. Очень часто ищущего мотивирует болезнь. Тогда духовный путь начинается с оздоровительных практик: йоги, цигуна, пранаямы или техник визуализации. Излечившись от болезни, человек понимает, что в процессе исцеления для него открылся новый, неизведанный мир, в котором всё уже не так однозначно, как казалось раньше. Бывает и так, что духовный поиск человека начинается с тяги к неизведанному – тем законам, в соответствии с которыми строится бытие. Ищущий осваивает методы, которые помогают ему расширить диапазон восприятия, пытается постичь, как устроен мир на невидимом глазу духовном уровне.

Иногда к духовному поиску человека толкает сама система, оказывая постоянное давление на его личность. Отщепенцы всех мастей, белые вороны, гадкие утята и прочие «неудачники», просто-напросто вынуждены прекратить извечную социальную гонку за собственным хвостом и обратить внимание на себя. Почему социум не принимает человека? Ответ на этот вопрос можно найти в бесчисленном количестве эзотерических книг. Отличным примером подобной литературы являются книги Ошо.

Как правило, если духовный искатель не обостряет конфликт с социумом, то, благодаря «цветам на обочине», очень легко находит своё место в системе и налаживает контакт с окружающими людьми. Здесь уместно вспомнить книгу Ричарда Баха «Чайка Джонатан Ливингстон», в которой главный герой сначала отказывается от всеобщей гонки за пищей, а затем изобретает уникальный способ её добычи. При этом к подобной разработке Джонатан специально не стремится, а открывает метод ловли рыбы на глубине случайно, в процессе изучения возможностей своего тела.

Главное в духовном поиске, как уже писалось выше, – не останавливаться. Можно ещё добавить, что не следует относиться к тому, чего вы достигли, слишком серьёзно и трепетно. Как только вы решаете, что стали не просто рядовым ищущим, а человеком, достигшим на духовном пути неких успехов, эти самые «успехи», становятся кандалами на ваших метафорических ногах, идущих по духовному пути.

Когда человек начинает духовный поиск ? Когда у него возникает негативное чувство, что жизнь бессмысленна. Все заканчивается смертью. Человек проходит через такую агонию, и в итоге ничего не достигает.

Однажды вы осознаете, что жизнь незначительна, в той форме, как мы ее ведем. И вы начнете поиск чего-то более значительного, блаженного. Это позитивная часть.

Вся жизнь человека — это воображаемая проекция. Он хочет достичь желаемого. И думает, что это цель его жизни. А жизнь разбивает мечты, потому что она такая, какая есть. А не такая, как кто-то хочет. Нет, реальность не настроена враждебно, это человек не в ладу с ней.

Однажды человек осознает это и перестанет желать чего- либо, а захочет узнать «то, что есть». Духовный поиск — это встреча с существованием без каких -либо желаний. Если не будет желаний, то проецирующий механизм перестанет работать, и человек сможет увидеть то, что есть на самом деле.

Желания никогда ничего не дают, только обещают. И разочаровывают. Реальность всегда здесь и сейчас, в настоящем, но человек всегда в будущем (в мечтах, желаниях) или в прошлом (в воспоминаниях). Желания, мечты — это сны. Однажды сон человека нарушится, и он пробудится в реальности, в настоящем. Это то, чего всегда не хватало человеку- завершение, экстаз.

Духовный поиск — это значит быть в настоящем моменте. А это возможно только когда отсутствует желающий ум. Единственное время, которое есть — это сейчас, оно вечно, но нас в нем нет. Можно назвать это медитацией, йогой, молитвой, как угодно. Главное — не должно быть ума. В настоящем ум существовать не может. Когда вы о чем- то думаете, вы уже в прошлом.

Когда вы здесь и сейчас, вы взрываетесь в реальности, а она взрывается в вас.

Сначала осознайте разочарования жизни. Не оставляйте ни одной иллюзии, потому что вы к ней привяжетесь. Не избегайте ничего. Осознайте жизненные разочарования. Только тогда вы сможете оказаться в здесь и сейчас. Пройдите эту негативную часть, и медитация дастся вам легко, потому что никто уже не желает, не мечтает.

Люди бегут с такой скоростью, что не видят открытое существование. И чем больше они разочаровываются, тем больше повышают скорость. А ум говорит им, что они не достигают, потому что надо бежать быстрее.

В Индии мир называют «сансара» — колесо. Люди бегут и колесо тоже вращается. И если кто- то остановится, колесо продолжает вращаться все равно. Нужно выйти из него совсем. Стать его свидетелем. И тогда человек будет вне его.

Однажды познав этот порочный круг, человек становится безмолвным и блаженным. Он уже ничего не ожидает, и поэтому не разочаровывается. Он не надеется и нет чувства безнадежности. он сдержан, спокоен, волен, непоколебим.

Все, что можно познать: Бога, мокшу, реальность, есть в настоящем моменте, и только в нем. Знание приходит, когда вы находитесь здесь и сейчас.

пересказ бесед Бхагвана Шри Раджниша (Ошо)

Духовный поиск – это поиск самого себя. Кажется странным, но цивилизация, максимально обустроившая наш быт, обеспечившая нас светом и теплом, избавившая от поисков и добычи пищи, лишила нас связи в миром природы и Высшим источником.

Современный человек от зари до зари мечется c целью заработать побольше денег, чтобы приобрести жилище попросторнее, благоустроить его побогаче, купить машину подороже. А потом оставшуюся жизнь еще больше зарабатывать, чтобы раздавать кредиты, содержать дом, машину, дачу, домработницу и садовника.

Я всегда считала, что вовсе неплохо иметь большой дом, хорошую машину и домработницу. Вопрос в другом: действительно ли это так необходимо лично Вам? Или скорее, это всего лишь навязанный извне стереотип успешного человека, который непременно должен быть “упакован атрибутикой материального благосостояния”.

В определенном возрасте, как правило, от 35 до 42 многие люди переживают духовный кризис . И среди них, как ни странно, хватает “успешных” и ”упакованных”. Осознавая, что полжизни позади, некоторые люди приходят к страшному выводу о том, что никакой жизни на самом-то деле и не было: так, только одна “упаковка”. Как писал великий Данте:

Земную жизнь, пройдя наполовину,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь.

И только тогда человек, преодолевая боль разочарований, ступает на стезю духовного поиска . Независимо от “степени крутости” рано или поздно каждому приходится ЧЕСТНО оценить свои жизненные достижения. На самом деле жизнь справедлива, хотя для того, чтобы это понять, нужен большой опыт.

Духовный поиск – это поиск ответов на главные жизненные вопросы: “Кто я? ”, ”Что делаю?”, ”Зачем пришел в этот мир?” Духовный поиск – это поиск своего жизненного предназначения , истинной цели , смысла своего существования .

Как здорово, когда молодежь встает на путь духовного поиска : самопознания, творческого саморазвития и самореализации. Ведь понимая, куда и зачем двигается, по прошествии времени такой человек не испытывает боли разочарований. Даже возрастная психология констатирует тот факт, что, только выполнив основные задачи того или иного возрастного цикла, человек может свободно идти по жизни дальше.

Так что же? По-прежнему, будем переносить всю ответственность за отсутствие смысла жизни, за ложные ценности , за стремление к чужим целям на современное общество, урбанизацию, правительство или все же примем ее на себя? Давайте примем на себя и будем целенаправленно и последовательно осуществлять личностный рост и духовно совершенствоваться. Ведь для зрелого и разумного человека иного пути просто нет!

Материальное блага хороши лишь тогда, когда являются следствием выполнения любимой и полезной для других людей работы, осуществления истинных жизненных целей, реализации своей земной миссии.

Я не против домов и машин, я против жертвования главным в пользу второстепенного…

Дорогой друг! Приглашаю Вас подписаться на мою рассылку (под левым меню этого сайта) и приступать к осуществлению своего духовного поиска .