Что такое беглый гласный? Безударные беглые гласные в корнях и суффиксах имен существительных и прилагательных.
Медиа-урок по русскому языку в 3 классе.
(2 четверть, урок 59)
Тема: «Беглые гласные в корне слова»
образовательная: формировать представления о беглых гласных посредством
наблюдения за словами, уметь разбирать по составу слова с беглыми
гласными, различать синонимы, однокоренные слова и формы одного
и того же слова;
развивающая: обогащать словарный запас, развивать умение работать в парах,
воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
воспитывающая: формировать мотивы учебной деятельности за счет привлекательности
медиа-урока, продолжить воспитание у учащихся интереса к русскому
языку, осознание его неограниченных возможностей.
Оборудование:
медиа-проектор, презентация, карточки для групповой работы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
1. Вводная беседа.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
С ним мы вместе поплывем
В ту страну, в которой сами
Правила и орфограммы
Изучаем день за днем
Её грамматикой зовем.
Итак, отправляемся в путь вслед за сказкой …
Прочтите стоки. Из какого они произведения? Назовите сказку полным названием.
Найдите однокоренные слова в отрывках. Какие процессы происходят в корнях этих слов?
С какой темою мы познакомились на прошлом уроке. Вспомните, какие согласные могут чередоваться в корне слова? /СЛАЙД 2/
2. Проверка домашнего задания
Какое задание было в упражнении? (фронтально) упр. с. 122 /СЛАЙД 3/
3.Чистописание
/СЛАЙД 4/ Мы снова в сказке Пушкина. Прочтите строки.
Объясните, почему некоторые слова записаны с заглавной буквы.
Запишите первые четыре строчки красиво и аккуратно. /СЛАЙД 4/ щелчок
3. Введение в новую тему.
Объясните слова «сияя в злате». Подберите к нему слово из современного русского языка (золото). /СЛАЙД 6/
Посмотрим, что происходит в корне. Гласная то появляется, то «выпадает». То же происходит и в слове «вышли». /СЛАЙД 7/
/СЛАЙД 8/ - Обратите внимание на выделенные буквы в словах. Измените их так, чтобы выделенная гласная «выпала». /СЛАЙДЫ 9 - 11/
Если не можете справиться, попросим подсказку компьютера.
3. Новая тема.
1. Сообщение темы урока.
Гласные, которые то появляются, то «убегают», называются беглыми гласными.
И о них пойдет сегодня речь на нашем уроке./СЛАЙД 12/ Мы научимся находить и возвращать «беглецов» в слова и выясним, для чего же нужно это уметь делать.
2. Первичное закрепление.
Мы снова в сказке Пушкина. В ней встречается много устаревших слов, в которых происходит процесс, о котором мы говорим на уроке – беглые гласные. Случается, что устаревшие слова и современные соседствуют, то есть встречаются вместе. Вот пример.
/СЛАЙД 13/ Найдите два таких слова. /СЛАЙД 13/ щелчок
3. Парная самостоятельная работа.
Мы убедились, что в сказке о царе Салтане достаточно много слов с беглыми гласными:
/СЛАЙД 14 /
Но и в современном русском языке они есть. Давайте в этом убедимся, выполнив парные задания. Измените слова по вопросам-подсказкам, скажите, какие процессе происходят в их корнях. /Работа по карточкам. Проверка./
1. Сон, сонный, уснул, приснился – беглая гласная .
2. Огонь, огонёк, огненный – беглая гласная
ветер, ветерок, ветреный – беглая гласная
3. Рука – ручной, приручить – чередование согласных
друг, дружный, дружить – чередование согласных
4. Слух, слуховой, слушал, прислушаться - чередование согласных
Берег, бережок, береговой, прибрежный - беглая гласная
4. Упражнения в нахождении беглых гласных.
Работа в тетрадях. Упр. 84 с. 123
Что происходит в корне этих слов? (Исчезает беглая гласная)
У доски – двое учащихся записывают слова парами, выделяют беглую гласную.
Влияют ли беглые гласные на способы проверки безударных гласных? (Нет.)
4. Электронная физкультминутка для глаз.
Вспомните строки к данной иллюстрации. /СЛАЙД 15/ Послушаем песенку белочки и одновременно выполним гимнастику для глаз – следите глазами за перемещающимися предметами. . /СЛАЙД 16/
5. Закрепление.
1. Измените данные слова так, чтобы они отвечали на вопрос чего? Понаблюдайте, что происходит в корне. Работа у доски. /СЛАЙД 17 – 22/
Какие гласные могут чередоваться в корне? (Чаще всего о и е )
Влияет ли беглая гласная на способ проверки безударной гласной? /Нет/
3. - Зачем мы изучаем процессы чередования согласных в корне, «беглых» гласных в корне, ведь они не влияют на способы проверки безударных гласных? /СЛАЙД 23/
Когда мы подбирали в чистописании устаревшие слова, мы расширяли словарный запас.
Изученные процессы в корне слов помогут грамотно писать подобные слова.
Правильно подбираем однокоренные слова.
Помогут ли нам эти знания в разборе слов по составу? (Да)
6. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Наше путешествие, как и сказка, подошло к концу. Во время урока нас сопровождала музыка великого русского композитора Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане». Я надеюсь, что этот урок не только дал вам знания, но и доставил удовольствие.
А чтобы закрепить то, что вы узнали, выполните домашнее задание – упр. 87 стр. 124
/СЛАЙД 24/ щелчок
А оценки сегодня получили следующие ребята…
Вводные замечания. Правильное написание буквы на месте безударного гласного в ряде случаев определяется беглостью этого гласного.
Беглый гласный появляется во многих именах существительных и прилагательных в одной из форм склонения, между двумя конечными согласными основы (в составе суффикса или корня).
Беглый гласный имеется в тех формах, где отсутствует окончание (в формах с так называемым нулевым окончанием), а именно: у существительных муж. рода II склонения – в форме им. п. ед. ч. (мешо к – мешка, оте ц – отца ); у существительных I склонения и сред, рода II склонения, а также у некоторых существительных, имеющих только формы мн. ч., – в форме род. п. мн. ч. (сестра – сестё р, кишка – кишо к, кольцо – коле ц, сутки – суто к ); у качественных прилагательных – в краткой форме ед. ч. муж. рода (сильный – силё н – сильна, умный – умё н – умна ); у притяжательных прилагательных с суффиксами −ий и −ачий (−ячий ) – в форме им. п. ед. ч. муж. рода (лиси й – лисьего – лисья, кошачи й – кошачьего – кошачья ). Во всех остальных формах склонения перечисленных групп слов беглый гласный отсутствует.
Беглый гласный может появляться также не в отдельной форме слова, а в другом родственном слове (во всех его формах), напр.: игла – иго льный, иго лка; очки – очо чки; тайга – таё жный; Москва – моско вский, подмоско вный; сто – со тый, со тня; корабль – корабе льный, корабе льщик; война – вое нный; польза – поле зный; литьё – лите йный, лите йщик; министр – министе рский, министе рство .
Беглые гласные встречаются как под ударением, так и в безударной позиции. Под ударением обычны беглые гласные о (на письме передаваемый также буквой ё ) и е , редко встречается гласный и (оди н – одна, яйцо – яи ц, цифра – цифи рь ). При этом перед й (в отличие от безударной позиции, см. § 64, п. 3 и п. в) здесь пишется, в соответствии с произношением, буква е , напр.: соловей – соловья, семья – семей, семейный и семейка, друзья (мн.ч. ) – друзей, келья – келейный и келейник, чей – чья, третий (третья ) – третейский, ничья (сущ.) – ничейный.
§ 64. Безударные беглые гласные передаются буквами е , о или и по следующим правилам (ниже после каждого примера в скобках приводится форма или слово, где беглый гласный отсутствует).
1. После твердых парных согласных беглый гласный передается буквой о , напр.: лапо ть (лаптя ), котёно к (котенка ); бано к (банка ), пушино к (пушинка ), дочуро к (дочурка ), кухо нь (кухня ), око н (окно ), суто к (сутки ), носило к (носилки ); громо к (громкий ), близо к (близкий гало чий (галка, гало к ), уто чка (утка, уто к ), постаново чный (постановка, постаново к ), суто чный (сутки, суто к ).
2. После мягких парных согласных, шипящих, ц и j перед всеми согласными, кроме й , беглый гласный передается буквой е , напр.: мизине ц (мизинца ), дяте л (дятла ), вете р (ветра ), паре нь (парня ), Паве л (Павла ), комоче к (комочка ); сваде б (свадьба ), бане к (банька ), песе н (песня ), баше н (башня ), лее к (лейка ), крыше к (крышка ), лампоче к (лампочка ), клёце к (клёцка ), пяте н (пятно ), полотене ц (полотенце ), перыше к (перышко ), дене г (деньги ); горе к (горький ), вкусе н (вкусный ), важе н (важный ), спокое н (спокойный ), зное н (знойный ), прямолинее н (прямолинейный ); то же в производных от таких слов, напр.: горе чь (горький, горе к ), строче чный (строчка, строче к ), пеше чный (пешка, пеше к ), неже нка (нежный, неже н ), мае чка (майка, мае к ), раве нство (равный, раве н ), узе лок (узе л, узла ).
3. Перед й безударный беглый гласный передается буквой и , напр.: кели й (келья ), олади й (оладья ), гости й (гостья ), певуни й (певунья ), ущели й (ущелье ), копи й (копьё ), взгори й (взгорье ), подножи й (подножье ), варени й (варенье ); волчи й (волчья ), верблюжи й (верблюжья ), трети й (третья ); то же в производных от таких слов, напр.: олади йка (оладья, олади й ), ке́ли йка (келья, кели й ), но ср. вариант келе́ йка .
Исключения: буква я (вместо ожидаемой е ) пишется в слове зая ц (зайца ) и в производном зая чий ; буква и (вместо ожидаемой е ) – в форме достои н (достойный ) и в производном достои нство ; буква е (вместо ожидаемой и ) – в словах у́лей (у́лья ), чи́рей (чи́рья ), в формах род. п. мн. ч. ру́жей (ружьё ) и су́дей (судья́ ), наряду с вариантом суде́й .
По тому же правилу передаются на письме безударные беглые гласные, появляющиеся не в отдельной форме слова, а в слове в целом, во всех его формах (в противоположность другим однокоренным словам, где беглого гласного нет). Перечень таких слов:
а) с буквой о на месте беглого гласного (после твердых парных согласных): бестоло чь (бестолковый ), вето шь (ветхий ), копо ть (коптить ), ропо т (роптать ), шёпо т (шептать ); буко вка (буква ), иско рка (искра ), тыко вка (тыква ); лёго чный (лёгкие ), насморо чный (насморк ), пасо чный и пасо чница (пасха , кушанье), блано чный (бланк ), широкоспекто рный и узкоспекто рный (спектр ), фейерверо чный (фейерверк ), шерено жный (шеренга ); директо р (директриса ), императо р (императрица );
б) с буквой е (после мягких парных согласных): горе нка (горница ), гусе льки и гусе льцы (гусли ), куде рьки (кудри ), лесе нка (лестница ), цифе рка и цифе рблат (цифра ); дирижабе льный (дирижабль ), жабе рный (жабры ), крупнокалибе рный и мелкокалибе рный (калибр ), кеге льный и кеге льбан (кегли ), солне чный (солнце ), ясе льный и ясе льки (ясли ); бургомисте рский (бургомистр ), маги́сте рский (магистр ), наряду с вариантом магисте́ рский; мебе ль (меблировать, меблированный ), шабе р (слесарный инструмент) (шабрить, шабровать );
в) с буквой и (перед j ): Васили й (Васильевич и Васильевна ), Григори й (Григорьевич ), Витали й (Витальевна ) и т. п.; жреби й (жеребьевка ), мани я (маньяк ), Итали я (итальянский ). Исключение (и не перед j ): кроли к (крольчиха, крольчонок ).
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Правила русской орфографии и пунктуации
Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Буква – Название буквы
Аа – а
Бб – бэ
Вв – вэ
Гг – гэ
Дд – дэ
Ее, Ёё– е, ё
Жж – же
Зз – зэ
Ии – и
Йй – и краткое
Кк – ка
Основной принцип употребления букв
Общие правила употребления букв определяют передачу на письме парных твердых и мягких согласных, а также звука («йот»).
Между звуками и буквами алфа
Основной принцип передачи на письме значимых частей слов
В основе правил русской орфографии лежит принцип необозначения на письме мены звуков под влиянием положения в слове.
Звуки в составе слова находятся в неравных условиях. В
Особенности написания некоторых категорий слов
В словах иноязычного происхождения (особенно в собственных именах), а также в аббревиатурах встречаются написания, отступающие от общих правил употребления букв. Например, в некотор
Буквы а – я, у – ю
§ 1 . Буквы а, у употребляются:
Для передачи гласных а, у в начале слова и после гласных, напр.: ад, алы
Буквы э – е
§ 6 . Буква э пишется в начале корня для передачи гласного э (без предшествующего j):
1.
Буквы и – ы
§ 11 . Буква и пишется:
1. Для передачи гласного и в начале слова и после гласных, напр.: имя, издавна,
Буквы а, у
§ 13 . После ж, ш, ч, щ, ц пишутся буквы а, у (и не пишутся я, ю), нап
Буквы и, ы
§ 14 . После ж, ш, ч, щ пишется буква и (и не пишется ы), напр.: жи
Буквы о, ё, е на месте ударных гласных
§ 17 . После ж, ч, ш, щ для передачи ударного гласного э пишется буква е, напр.:
Буквы о, е на месте безударных гласных
§ 20 . В безударном положении после ж, ч, ш, щ пишется буква е – в соответствии как с ударным
Буквы о и е после ц
§ 22. После ц для передачи ударного гласного о пишется буква о, для передачи ударног
Буква э после шипящих и ц
§ 25. Буква э пишется после букв ж, ч, ш, ц только в следующих особых случаях.
1. В аббревиат
Буква й
§ 26. Буква й пишется для передачи звука («йот») после гласных в конце слова или перед согласными, напр.: ма
Буква ь как знак мягкости согласного
§ 29. Буква ь пишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов, напр.: голубь, оставь, тетрадь, грязь, жаль, семь,
Не после шипящих
§ 31. Буква ь пишется (независимо от произношения) в следующих грамматических формах:
а) в сложных числительных перед
После шипящих
§ 32. После ж, ш, ч, щ буква ь пишется по традиции в следующих грамматических формах:
а) на к
Правописание безударных гласных
§ 33. Общее правило. Написание букв на месте безударных гласных устанавливается путем проверки другими словами и формами, где в той же значимой части слова (в том ж
Безударные гласные в корнях
§ 34. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корне
Особенности написания отдельных корней
§ 35. Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с
Безударные гласные в приставках
§ 38. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в приставках (кроме приставки раз‑/роз‑ , см. § 40) у
Безударные гласные в суффиксах
§ 42. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в суффиксах устанавливается путем проверки словами и формами с тем же су
Особенности написания отдельных суффиксов
§ 45. −енн‑, −ян‑. В именах прилагательных, образованных от существительных, следует различать суффиксы −енн‑ и −
Безударные соединительные гласные
§ 65. При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера использует
Безударные гласные в падежных окончаниях
§ 67. В соответствии с общим правилом (см. § 33), написание букв на месте безударных гласных в окончаниях устанавливается путем проверки формами слов с тем же оконч
Падежные формы существительных на −ий, −ие, −ия.
1. Существительные с неодносложной основой муж. и сред, рода на −ий и −ие в предл. п. и жен. рода на −ия в дат. и предл. п. ед. ч. имеют в безударном положени
Гласные в глагольных окончаниях
§ 74. Написание безударных гласных в глагольных окончаниях подчиняется общему правилу (см. § 33): неударные окончания проверяются соответствующими ударными. Примене
Безударные частицы не и ни
§ 77. Существуют две разные по значению и употреблению частицы – не и ни. Ср. случаи, когда они высту
Глухие и звонкие согласные
§ 79. Общее правило. Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согл
Непроизносимые согласные
§ 83. В группах согласных один из согласных может не произноситься: в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, рдч, стц, здц, нтск, ндск, ндц, нтств, стск
Группы согласных на стыке значимых частей слова
§ 84. Прилагательные с суффиксом −ск‑ , образованные от слов с основой на гласную + ск, оканчиваются на −
Двойные согласные на стыке значимых частей слова
§ 93. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной буквой, напр.: беззаконный, бе
Двойное н и одно н в суффиксах прилагательных и существительных
§ 97. С двойным н пишутся суффиксы −енн (ый), −ственн (ый), −енн (ий)
Полные формы
§ 98. Пишутся с нн суффиксы полных форм страдательных причастий прошедшего времени: −нн‑ и −ённ‑
Краткие формы
§ 100. Краткие формы страдательных причастий прошедшего времени пишутся с одним н, напр.: читан, читана, читано, читаны; прочитан
Двойное н и одно н в словах, образованных от прилагательных и причастий
§ 105. Наречия на −о, существительные с суффиксами −ость, −ик, −иц (а), образованные от прилагательных и страдательны
Двойные согласные в русских корнях
§ 106. Двойные согласные пишутся в корнях русских (не заимствованных) слов в следующих случаях.
Двойное ж пишется в словах
Двойные согласные в заимствованных (иноязычных) корнях и суффиксах
§ 107. Написание двойных согласных в корнях заимствованных (иноязычных) слов определяется в словарном порядке, напр.: аббревиатура, акклиматизация, аккомпанемент
Косая черта
§ 114. Сфера применения знака / (косая черта) – научная и деловая речь. Он употребляется в следующих функциях.
1. В функции, близкой к союзам и
Апостроф
§ 115. Знак апостроф – надстрочная запятая – имеет в русском письме ограниченное применение. Он используется при передаче иностранных фамилий с начальными буквами Д
Знак ударения
§ 116. Знак ударения – знак ́, который ставится над гласной буквой, соответствующей ударному звуку. Этот знак может употребляться последовательно и выборочно.
Общие правила
§ 117. Следующие разряды слов пишутся слитно.
1. Слова с приставками, напр.:
а) с русскими приставками: безаварийный, бескасс
Нарицательные имена
§ 119. Следующие разряды существительных пишутся слитно.
1. Существительные, слитное написание которых определяется общими правилами: сло
Имена, псевдонимы, прозвища, клички
§ 123. Пишутся раздельно:
1. Сочетания русского имени с отчеством и фамилией или только с фамилией, напр.: Александр Сергеевич Пушкин,
Географические названия
§ 125. Пишутся слитно:
1. Названия со вторыми частями −город, −град, −дар, −бург, напр.: Звенигород, Б
Имена прилагательные
§ 128. Следующие разряды прилагательных пишутся слитно.
1. Прилагательные, слитное написание которых определяется общими правилами: слова
Имена числительные
§ 132. Пишутся слитно:
а) количественные числительные со второй частью −дцать, −надцать, −десят, −сто, −
Местоименные слова
Местоименные слова (противопоставляемые словам знаменательным) выступают в роли существительных (напр., кто, что), прилагательных (напр., какой, такой), наречий (нап
Наречия
Вводные замечания. Наречия, образованные с помощью приставок от слов различных частей речи, в соответствии с общими правилами слитного и раздельного написания пишут
Служебные слова и междометия
§ 140. Пишутся слитно следующие служебные слова и междометия.
1. Предлоги, образовавшиеся из предложно‑падежных сочетаний: ввиду,
Сочетания с частицами
§ 143. Пишутся через дефис сочетания со следующими частицами.
1. С частицами −де, −ка, −те, −то, −с,
Слитное написание не
§ 145. Вне зависимости от грамматической принадлежности слова отрицание не пишется слитно в следующих случаях.
1. Если после
Корректирующие правила
(правила координации)
Вводные замечания. Назначение этих правил – предупреждать появление таких написаний, которые следуют из основных пра
Собственные имена людей, животных, мифологических существ и производные от них слова
§ 159. С прописной буквы пишутся личные имена, отчества, фамилии, псевдонимы, прозвища, напр.: Ольга, Алёша, Александр Сергеевич Пушкин, Пётр Ильич Чайковский, А
Географические и административно‑территориальные названия и производные от них слова
§ 169. В географических и административно‑территориальных названиях – названиях материков, морей, озер, рек, возвышенностей, гор, стран, краев, областей, насе
Астрономические названия
§ 178. В названиях небесных тел, созвездий и галактик с прописной буквы пишутся все слова, кроме родовых наименований (звезда, комета, созвездие, планета, астеро
Названия исторических эпох и событий, календарных периодов и праздников, общественных мероприятий
§ 179. В названиях исторических эпох и событий, календарных периодов и праздников с прописной буквы пишется первое слово (которое может быть единственным), напр.:
Названия, связанные с религией
Написание названий, связанных с религией, подчиняется общим правилам, однако учитываются традиционные способы представления отдельных групп названий, сложившиеся в церковно‑ре
Названия органов власти, учреждений, организаций, обществ, партий
§ 189. В официальных составных названиях органов власти, учреждений, организаций, научных, учебных и зрелищных заведений, обществ, политических партий и объединений
Названия документов, памятников, предметов и произведений искусства
§ 194. В составных названиях важнейших документов и сборников документов, государственных законов, а также архитектурных и других памятников, предметов и произведен
Названия должностей, званий, титулов
§ 196. Названия должностей, званий, титулов пишутся со строчной буквы, напр.: президент, канцлер, председатель, министр, премьер‑министр, заместитель минис
Названия орденов, медалей, наград, знаков отличия
§ 197. Названия орденов, медалей, наград, знаков отличия, не сочетающиеся синтаксически с родовым наименованием, заключаются в кавычки и в них пишутся с прописной б
Названия товарных знаков, марок изделий и сортов
§ 198. Названия видов и сортов сельскохозяйственных культур, овощей, цветов и т. п. – термины агрономии и садоводства – выделяются кавычками и пишутся со строчной б
Прописные буквы в особом стилистическом употреблении
§ 201. С прописной буквы пишутся некоторые наименования в текстах официальных документов, сообщений, договоров, напр.: Высокие Договаривающиеся Стороны, Чрезвыча
Аббревиатуры и производные от них слова
Вводные замечания. Аббревиатуры – это существительные, состоящие из усеченных слов, входящих в исходное словосочетание, или из усеченных частей исходного сложного с
Графические сокращения
Графические сокращения, в отличие от аббревиатур, не являются самостоятельными словами. При чтении они заменяются словами, сокращением которых являются; исключение: и. о. (ис
ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА
Вводные замечания. При расположении текста на странице (печатной, машинописной, рукописной) нередки случаи несовпадения конца строки со знаком пробела, из‑за
О НАЗНАЧЕНИИ И ПРИНЦИПАХ ПУНКТУАЦИИ
Обслуживая потребности письменного общения, пунктуация имеет четкое назначение – способствовать расчленению письменного текста для облегчения его понимания. Расчленение же может име
Знаки препинания в конце предложения
§ 1. В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка (повествование,
Неромантичный человек
Говорят, что молодость – самое счастливое время в жизни. Это говорят те, кто давно был молод и забыл, что это такое (Ток.).
Точка ставится после первого предложения
Знаки препинания в начале предложения
§ 4. В начале предложения для обозначения логического или содержательного разрыва в тексте, резкого перехода от одной мысли к другой (в начале абзаца), ставится
§ 5. При смысловом подчеркивании отдельных членов вопросительного или восклицательного предложения знаки препинания ставятся после каждого из членов, которые оформл
Членение предложения с помощью точки
§ 9. При парцелляции (т. е. при расчленении повествовательного предложения на самостоятельные части) ставится точка: После десятилетки устроилась работать почтал
§ 10. Между подлежащим и именным сказуемым на месте отсутствующей связки ставится тире, если подлежащее и сказуемое выражены существительными в фо
Тире в неполном предложении
§ 16. В неполных предложениях на месте пропущенных членов предложения или их частей ставится тире.
1. В частях сложного предложения с пар
Тире в функции соединения
§ 19. Тире ставится между двумя (и более) словами, которые, сочетаясь друг с другом, означают пределы (значение «от… до») – пространственные, временны́
Тире в функции выделения
§ 21. Тире ставится перед членами предложения для их подчеркивания, акцентирования (в стилистических целях). Такие члены предложения называются присоединительными.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ИМЕНИТЕЛЬНОМ ТЕМЫ
§ 23. Именительный падеж (именительный темы или представления) как синтаксическая структура, стоящая перед предложением, тему которого она представляет, отделяется
Знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и без союзов
§ 25. Однородные члены предложения (главные и второстепенные), не соединенные союзами, разделяются запятыми: В кабинете стояли коричневые барха
Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами
§ 33. Если обобщающее слово предшествует ряду однородных членов, то после обобщающего слова ставится двоеточие: Рыбак‑подледник бывает
Знаки препинания при однородных определениях
§ 37. Однородные определения, выраженные прилагательными и причастиями и стоящие перед определяемым словом, отделяются друг от друга запятой, неод
Знаки препинания при повторяющихся членах предложения
§ 44. Между повторяющимися членами предложения ставится занятая. Например, повторение подчеркивает длительность действия: Еду, еду
Знаки препинания при обособленных согласованных определениях
§ 46. Обособляются (выделяются или отделяются) запятыми определительные обороты, т. е. определения, выраженные причастиями или прилагательными с за
Знаки препинания при обособленных несогласованных определениях
§ 53. Несогласованные определения, выраженные существительными в форме косвенных падежей с предлогами и относящиеся к нарицательным именам существительным,
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
§ 68. Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, выделяются запятыми, независимо от места расположения по отношению к
Знаки препинания при ограничительно‑выделительных оборотах
§ 78. Обороты со значением включения, исключения и замещения, называющие предметы, включенные в ряд однородных членов или, наоборот, исключенные и
Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения
§ 79. Уточняющие члены предложения выделяются запятыми. Относясь к тому или иному слову в предложении, они сужают обозначаемое ими понятие или в к
Знаки препинания в цельных по смыслу сочетаниях с подчинительными союзами или союзными словами
§ 87. В неразложимых сочетаниях, включающих в свой состав цельные по смыслу выражения, запятая не ставится.
1. В неразложимых сочетаниях
Знаки препинания при сравнительных оборотах
§ 88. Сравнительные обороты, начинающиеся сравнительными союзами (будто, словно, точно, чем, нежели, как будто, подобно, что, равно как и и др.), выделяются
Знаки препинания при вводных словах, сочетаниях слов и предложениях
§ 91. Вводные слова и сочетания слов выделяются или отделяются запятыми: Миша Алпатов, конечно, мог бы нанять лошадей (Пр
Знаки препинания при вставках
§ 97. Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения) выделяются скобками или тире. Они содержат дополнительные сведени
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ
§ 101. Обращение, т. е. слова и сочетания слов, называющие адресата речи, выделяется (или отделяется) запятыми. При усилении эмоциональности стави
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ МЕЖДОМЕТИЯХ И МЕЖДОМЕТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
§ 107. Междометия выделяются (или отделяются) запятыми: – О, где‑то пожар! (Бун.); – Но, но
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ УТВЕРДИТЕЛЬНЫХ, ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ И ВОПРОСИТЕЛЬНО‑ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ СЛОВАХ
§ 110. Слова да и нет, выражающие утверждение и отрицание, в составе предложения отделяются или выделяются запятой: – Да
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
§ 112. Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая.
При этом между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
§ 115. В придаточных частях сложноподчиненного предложения используются союзы и союзные слова будто, где, даром что, если (если… то), ибо, зачем,
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
§ 127. Между частями бессоюзного сложного предложения при перечислении ставится запятая: Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга кр
Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях
§ 131. В сложных синтаксических конструкциях, т. е. в сложных предложениях с разнотипной синтаксической связью (с сочинением и подчинением; с сочинением и бессоюзно
Знаки препинания при прямой речи
§ 133. Прямая речь, т. е. речь другого лица, включенная в авторский текст и воспроизведенная дословно, оформляется двумя способами.
Если прямая речь идет
Знаки препинания при цитатах
§ 140. Цитаты заключаются в кавычки и оформляются знаками препинания так же, как прямая речь (см. § 133–136):
а) Марк Аврелий сказал: «
Выделение кавычками цитат и «чужих» слов
§ 148. Кавычками выделяются цитаты (чужая речь), включаемые в авторский текст, в том числе в прямую речь (см. § 140–145).
Без кавычек офор
Выделение кавычками необычно употребляемых слов
§ 150. Кавычками выделяются слова, чуждые лексикону пишущего: слова, употребляемые в необычном (специальном, профессиональном) значении, слова, принадлежащие особом
Сочетание знаков препинания и последовательность их расположения
§ 154. При сочетании вопросительного и восклицательного знаков вначале ставится основной знак, указывающий на цель высказывания – вопросительный зн
Взаимодействие знаков препинания в сложных конструкциях
§ 161. В разных частях сложных синтаксических конструкций по условиям контекста могут оказаться два двоеточия, двоеточие и тире.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ И ПРАВИЛА РУБРИЦИРОВАНИЯ
§ 164. Деловые, а также научные, специальные тексты часто включают в себя различные перечни, составные части, которые требуют условных обозначений. Такие перечни ну
Конец предложения
точка
в конце повествовательного предложения § 1
вопросительный знак
в конце предложения, заключающего вопрос § 1
в конце риторического вопроса §
Знаки конца предложения внутри предложения
вопросительный и восклицательный знаки
при смысловом подчеркивании отдельных членов вопросительного или восклицательного
предложения § 5
при включении во
Тире между подлежащим и сказуемым
между подлежащим и сказуемым, выраженными
существительными § 10
перед сказуемым со словами вот, это § 11
при выражении подлежащего и сказуемого
(
Однородные члены предложения занятая
между однородными членами, не соединенными
союзами § 25
при повторяющихся союзах (типа и… и, ни… ни). § 26
при двукратном повторении союза и § 26
При наличии обобщающих слов
двоеточие
после обобщающего слова перед перечислением. § 33 при отсутствии обобщающего слова в деловом
и научном тексте § 33, прим.
тире
перед об
При однородных определениях
запятая
при определениях, обозначающих признаки
разных предметов § 37
при определениях, выражающих схожие признаки
одного предмета § 37
При согласованных определениях
запятые
при причастных оборотах или прилагательных с зависимыми словами, стоящих после определяемого слова § 46
при определительных оборотах, стоящих перед определ
При несогласованных определениях
запятые
при определениях в форме косвенных падежей с предлогами, относящихся к нарицательным
существительным, если это имя уже имеет
определение § 53
При обстоятельствах
запятые
при деепричастных оборотах § 68
при деепричастных оборотах, стоящих после
союзов сочинительных (кроме а),
подчинительных и союзных слов §
При ограничительно‑определительных оборотах
запятые
при оборотах с предлогами кроме, наряду с, помимо, исключая, за исключением, включая, сверх и др.
в абсолютном начале предложения § 78
между подле
При присоединительных членах предложения
запятые
при членах предложения со словами даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому; да и, да и только, да и во
В цельных по смыслу выражениях
запятая не ставится
в неразложимых сочетаниях с подчинительными союзами и союзными словами как ни в чем не бывало, сделать как следует, во что бы то ни стало, кто во что го
При сравнительных оборотах
запятые
при оборотах с союзами будто, словно, точно,
чем, нежели, как будто, что и др § 88
при оборотах с союзом как:
если обозначают уподобление
Вводные конструкции
запятые
при вводных словах и сочетаниях слов:
– указывающих на степень достоверности
– указывающих на степень
обычности § 91, прим. 1, п. б)
Вставные конструкции
тире
при вставке внутри предложения § 97, прим. 1
при вставке внутри другой вставки,
заключенной в скобки § 99, прим.
тире или скобки
пр
Обращения
запятые
при обращении в начале, в середине и в конце
предложения § 101
при расчленении обращения § 101
восклицательный знак
при обращени
Междометия и междометные выражения
запятые
при междометиях и междометных выражениях в начале и в середине предложения § 107,109
восклицательный знак
при междометиях с повышенной эмоциональн
Утвердительные, отрицательные и вопросительно‑восклицательные слова
запятая
при словах да, нет, ага, ну‑ну,
что ж, так § ПО; § 110, прим. 3
восклицательный знак
при словах утвердительных и отрицательных,
В сложносочиненном предложении
запятая
между частями сложносочиненного предложения (с соединительными, противительными, разделительными, присоединительными
и пояснительными союзами) § 112
В сложноподчиненном предложении
запятая
между главной и придаточной частями
предложения § 115
перед словами особенно, в частности, а именно, а также, а (но) только и др., если они стоят
Употребление кавычек
при прямой речи, расположенной в строку
(в подбор) § 133, п. 1; 134–137
при выделении цитат § 140–148
при выделении чужих слов в авторском тексте… § 14
Последовательность расположения знаков
вопросительный знак, восклицательный
знак(?!) § 154
вопросительный знак или восклицательный
знак с многоточием (?..) (!..) (?!.) § 154
запятая, т
Оформление перечней и правила рубрицирования
римские цифры и прописные буквы в перечне § 164, пп. в); г); ж)
римские цифры и прописные буквы вне текста (как заголовки) § 164, п. д)
строчные буквы и арабские ц
Условные сокращения
Ав. – Л. Авилова
Айт. – Ч. Айтматов
Акун. – Б. Акунин
Ам. – Н. Амосов
А. Меж. – А. Межиров
Ард. – В. Ардаматский
Ас. – Н. Асеев
Беглые гласные возникали фонетически закономерно вследствие утраты редуцированных в слабых позициях и изменения их в гласные полного образования в сильных позициях ([ъ ][о ], [ь ][е ]), например: [съ н〤 ®со н], [с〤 на®сна]; [дь н〥 ®д̓е н] (день), [д〥 не®дна] (дня).
Возникнув как фонетическое явление, беглость гласных превратилась в морфологическое явление, сопровождающее образование определенных морфологических форм. Ср.: клh[т〤ка]®кле[тка], клh[тъ к〤]®кле[то к] ишпаргалка – шпаргал о к . Словошпаргалка появилось в русском языке в 18 в., когда процесс падения редуцированных уже давно прекратил свое действие. Это заимствование из польского языка, в котором оно, в свою очередь, образовалось на основе лат.sparganum«пеленка». Зд. беглое О появилось на месте нуля звука по морфологической аналогии со словами типаклетка – клет о к , где беглое О возникло фонетически закономерно. Действие закона морфологической аналогии проявляется и в тех случаях, когда беглые гласные возникают на месте этимологических гласных полного образования, например: [ле д〤 – ле да®ле д – л да] (беглая гласная Е зд. на месте этимологического гласного полного образования *e), [ро в〤 – ро ва®ро в – р ва] (беглая гласная О зд. на месте этимологического гласного полного образования *о), [камы – каме не®каме н– кам на] (беглая гласная Е зд. на месте этимологического гласного полного образования *e). Появление в представленных случаях беглых гласных Е и О происходило по морфологической аналогии со словами типа [д̓е н– д надь н〥 – д〥 не], [со н – с на¬съ н〤 – с〤 на], в которых беглые гласные Е и О возникли фонетически закономерно.
Беглые гласные Е и О появлялись также на месте нуля звука для облегчения произношения в сочетаниях «шумный + сонорный», «сонорный + сонорный», оказавшихся после утраты слабых редуцированных на конце слов, например:
вh[тр〤]®вh[т]®ве[те р];
сес[тр〤]®се[ст]®сес[те ́р]®сес[то ́р];
хы[тр〤]®хы[т]®хи[те ́р]®хи[то́р];
о[гн〥] ®о[гн]®о[го н].
Появление беглых гласных в этом случае объясняется следующим образом: в результате утраты слабых редуцированных в АКС сонорные звуки приобрели слоговость в порядке фонетической компенсации; слоговость сонорных не удерживалась, так как не была характерна для языка восточных славян; за счет утраты слоговости развивался гласный звук перед сонорным – [о] после заднеязычных согласных, [е] после остальных согласных. В говорах данный случай представлен значительно шире, например: кораб е ль ,руб е ль ,жиз е нь . Такое употребление характерно и для русского просторечия.
Развитие «второго полногласия»
После падения редуцированных на месте сочетаний редуцированного с плавным Iтипа (* t ъ rt , * t ь rt , * t ъ lt )перед слабым редуцированным развивалось«второе полногласие» . Данный термин предложен выдающимся лингвистом Александром Афанасьевичем Потебней (1835–1891). Явление «второго полногласия» объясняют так: утрата слабого редуцированного вызвала развитие слоговости у плавного в предыдущем слоге в порядке фонетической компенсации; слоговость плавного не удержалась, так как она не была характерна для языка восточных славян (ср. случай возникновения беглых гласных в сочетаниях «шумный + сонорный», «сонорный + сонорный»); за счет утраты слоговости плавного развивается гласный, аналогичный предшествующему.
Например:
[сум ь рч 〥 ны̌и®сум е ч нои®сумер е чный], ср.: сумер ки (сумь р ки);
[пъ лн 〤 ®полн ®поло н], ср.: пол ный (¬пъл ны̌ и).
Явление «второго полногласия» отражается в памятниках русской письменности с 13 в. Данный процесс проходил непоследовательно. В современном русском литературном языке обнаруживаются лишь единичные факты «второго полногласия»: ср. сумере чный, но вер х (вь рх〤 ); поло н, но мол ния (мъ лн〢 ㆓). В диалектах это явление представлено шире, ср.:молонья ,верех ,гороб (гъ рб〤 )и др.