Конспект образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Опасные ситуации дома. Опасные ситуации в жилище Опасные и аварийные ситуации в доме

1. Подумайте и запишите, какие опасные ситуации, связанные с темой урока, могут возникнуть в квартире или доме.

В доме или квартире может произойти пожар, затопление водой с верхнего этажа или из канализации, взрыв бытового газа.

2. Обобщи результаты работы групп по теме урока. Вырежи условные знаки из Приложения и расположи их в соответствующих окошках. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей условные знак

Как действовать

при пожаре

при аварии водопровода

при утечке газа

3. Укажи стрелкой правильное действие для каждого случая.

4. Папа Серёжи и Нади так проиллюстрировал некоторые правила безопасности. Пронумеруй рисунки, на которых показаны действия: 1 - при пожаре; 2 - при аварии водопровода; 3 - при утечке газа.

5. Начерти схему эвакуации из своего класса на случай пожара или другой опасности. Путь от класса к выходу из школы покажи красной стрелкой.

6. Составь список самых важных телефонных номеров на случай опасности.

Телефоны родителей: +7-917-963-62-12, +7-495-423-21-25
Диспетчер: 365-62-57
Ближайшие соседи: +7-917-544-56-87
«Скорая помощь»: 03 (с мобильного телефона 103)
Пожарная охрана: 01 (с мобильного телефона 101)
Газовая служба: 04 (с мобильного телефона 104)
Служба спасения: 112
Другие телефоны: +7-927-463-36-36 (баба Света)

Этот список ты можешь переписать на отдельный лист и положить рядом с телефонным аппаратом.

Пожар - неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, вред жизни и здоровью людей, интересам общества и государства.

Умышленный поджог Последствия пожара – печальны, но их, как и сам пожар, можно избежать, соблюдая элементарные требования правил пожарной безопасности.

Основные требования в области пожарной безопасности: üне оставляйте без присмотра включенные электроприборы, газовые плиты; üне используйте для сушки белья газовые и электрические плиты; üследите за исправностью электропроводки, не пользуйтесь поврежденными электроприборами, электророзетками; üне включайте в одну электророзетку одновременно несколько мощных потребителей электроэнергии, перегружая электросеть; üне пользуйтесь в помещении источниками открытого огня (свечи, спички, факела и т. д.); üзапрещается хранить в квартирах баллоны с горючими газами, емкости с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями и т. д. ; üустраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.

Если пожар случился Признаки пожара: ØНаличие запаха дыма ØНаличие открытого огня, пламени ØНаличие характерного запаха горящей резины, пластмассы, нарушение подачи электропитания – признаки горения электропроводки. Чего нельзя делать при пожаре в доме (квартире): vбороться с пламенем самостоятельно, не вызвав пожарных (если Вы не справились с огнем за несколько секунд, его распространение приведет к большому пожару); vзаливать водой не обесточенные электроприборы; vпытаться выйти через задымленный коридор или лестницу (дым очень токсичен, горячий воздух может также обжечь легкие); vопускаться по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней и веревок (если в этом нет самой острой необходимости, ведь падение без отсутствия специальных навыков почти всегда неизбежно); vпрыгать из окна (начиная с 4 -го этажа, каждый второй прыжок смертелен)

При пожаре в квартире необходимо: üСообщить в пожарную охрану по телефону 01 или 112 (с мобильного). Набрав номер, нужно кратко сообщать следующее: причину вызова; точный адрес (улица, номер дома, квартиры, этаж, подъезд, код); Вашу фамилию и номер телефона; запишите или запомните фамилию дежурного диспетчера, принявшего Ваш вызов üДо прибытия пожарных подразделений принять возможные меры к эвакуации людей, документов, материальных ценностей. üПопробовать самостоятельно потушить пожар, используя огнетушитель или подручные средства (воду, плотную ткань, и т. д.). üПри опасности поражения электрическим током отключить электроэнергию (автоматы в щитке на лестничной площадке). üПомнить, что легковоспламеняющиеся жидкости тушить водой неэффективно. Лучше всего воспользоваться огнетушителем, стиральным порошком, а при его отсутствии мокрой тряпкой.

üПерекрыть газ. üВоздержаться от открытия окон и дверей для уменьшения притока воздуха. üЕсли в квартире сильно задымлено, и ликвидировать очаги горения своими силами не предоставляется возможным, немедленно покиньте квартиру, прикрыв за собой дверь. üПри невозможности эвакуации из квартиры через лестничные марши используйте балконную лестницу, а если ее нет, то выйдите на балкон, закрыв плотно за собой дверь, и постарайтесь привлечь к себе внимание прохожих и пожарных. üПо возможности организовать встречу пожарных подразделений, укажите на очаг пожара. üРекомендуем Вам заранее застраховать себя, свое имущество на случай пожара и хранить документы, деньги в месте, известном всем членам Вашей семьи на случай внезапной эвакуации при пожаре.

Четыре важных "нельзя" при эксплуатации или утечке газа в квартире: I. Не ремонтируйте газовые приборы самостоятельно. II. Не привязывайте к газовым трубам бельевых веревок и не используйте их в качестве заземления. III. Не исправляйте сами дефекты газопроводных труб! Инструментом можно высечь роковую искру. IV. Не оставляйте без присмотра работающие газовые приборы, особенно - если доступ к ним имеют дети.

Ваши действия при утечке газа в квартире: 1. Распахните двери. 2. Прекратите поступление газа: перекройте газ. 3. Откройте окна. 4. Как можно быстрее вынесите пострадавшего на свежий воздух. 5. Вызовите аварийную службу (04)

Воздействие электричества на человека зависит от величины силы тока, времени и условий его «контакта» с человеком, а также от индивидуальных особенностей каждого из нас. При силе тока в 10 -15 миллиампер человек не может самостоятельно оторваться от электропровода, а сила тока, который течет в проводах наших квартир, составляет 5 – 10 ампер, что смертельно опасно.

Меры предосторожности при работе с электроприборами: Отключайте прибор от электросети при его техническом обслуживании (моете, меняете запасные части); Не беритесь за электроприборы мокрыми руками; Не вытягивайте вилку из розетки, потянув за шнур: рано или поздно он оборвется; Не ремонтируйте приборы «на глазок» , неисправные выключатели и розетки меняйте; Не включайте больше одной вилки в розетку: это может привести к короткому замыканию; Следите, чтобы провода приборов не были защемлены мебелью, дверью и т. д. ; Пользуясь удлинителем, после окончания работы сначала выдернете его из розетки, а после скручивайте;

Человека, попавшего под напряжение, надо немедленно освободить от тока. Необходимо оттянуть пострадавшего от провода или же отбросить сухой палкой оборвавшийся конец провода от пострадавшего.

Неотложная доврачебная помощь при электротравмах: Если пострадавший не дышит, сделайте искусственное дыхание; При отсутствии сердцебиения сделайте непрямой массаж сердца: Следите за чистотой ротовой полости пострадавшего! Согрейте пострадавшего. Наложите стерильную повязку на место электротравмы. Вызовите скорую медицинскую помощь. Проводите мероприятия по неотложной помощи до прибытия реанимационной бригады.

Токсическое действие ртути Ртуть – серебристо-белый, тяжелый, подвижный, жидкий, чрезвычайно опасный металл. Ртуть и ее соединения широко используются в промышленности: приборы; радиолампы; рентгеновские трубки; батареи; фотоматериалы; обработка металлов, тканей, кожи; приготовление красок.

Что делать, если дома разбился ртутный градусник? Открыть форточки, окна для доступа свежего воздуха, (исключить сквозняк) Удалить из помещения людей, в первую очередь детей Ограничить доступ людей в помещение (закрыть двери) с целью уменьшения разноса паров ртути в смежные комнаты Исключить разнос ртути по смежным комнатам на обуви (постелить коврик, смоченный раствором марганцовки, на входе)

Осторожно и тщательно собрать в любую герметичную тару с плотно прилегающей крышкой (например – стеклянная банка с полиэтиленовой крышкой) все осколки градусника, шарики ртути

Место сбора ртути необходимо обработать слабым раствором марганцовки Все отходы от термометра, что Вам удалось собрать в герметичную тару, для исключения дальнейшего загрязнения территории и дома, надо сдать в организацию, которая владеет безопасными технологиями демеркуризации помещений и ртутных отходов (Проконсультироваться в МЧС)

Причины обрушений зданий: Ошибки проектировании Ошибки при строительстве по проекту Взрыв бытового газа, горючих жидкостей, и взрывчатых веществ Террористический акт

Что делать при обрушении? Услышав взрыв или обнаружив, что дом теряет устойчивость, постарайтесь покинуть его как можно быстрее; Возьмите по возможности документы и деньги; Спускайтесь по лестницам; Спустившись уйдите подальше от стен; Если выйти из дома не удалось: отключить газ и электричество; открыть входную дверь; выбрать место у капитальных стен; спрятаться под столом;

Наименование опасных ситуаций

Причины опасных ситуаций

Неосторожное обращение и шалость детей с огнем; нарушение правил пользования элек-тробытовыми и электронагревательными при-борами; нарушение правил хранения и исполь-зования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей; утечка бытового газа; неосторож-ное обращение с пиротехническими изделия-ми и др.

Поражение электрическим током

Использование неисправных электроприбо-ров и электрооборудования, ремонт не обес-точенных электроприборов, игры детей с ра-ботающими электроприборами, прикоснове-ние открытой частью тела (особенно мокры-ми рукам) к неисправной электропроводке, оголенным или оборванным электропроводам.

Отравление препаратами бытовой химии

Нарушение правил пользования и хранения препаратов бытовой химии; использование неизвестных препаратов и препаратов приоб-ретенных не в магазине разлитые или расы-панные препараты.

Вопрос 2.Сформулируйте подробно общие правила вызова специаль-ных служб (скорая помощь, милиция, пожарная охрана, спасатели и др.) по телефону при возникновении опасных или аварийных ситуаций в доме, квар-тире:

Ответ. При вызове специальные службы по телефону, необходимо сообщить:

Причину вызова (пожар, несчастный случай, взрыв, нападение, запах газа, захват заложников и т.п.)

Свое имя и фамилию, а также номер телефона, откуда передается сообще-ние;

Точный адрес (улица, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код) или другие ориентиры.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 2,5 балла:

    за правильный ответ на первый вопрос - 1,5 балла (по 0,5 балла за каждую из трех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен, баллы не начис-ляются;

    за правильный ответ на второй вопрос - 1,0 балла (первая позиция - 0,3 балла, вторая - 0,3 балла, третья - 0,4 балла). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются

Задание 4. Опасные или аварийные ситуации в доме квартире могут произойти в любое время, поэтому жильцы должны знать порядок действий при их возник-новении. Рассмотрите предложенные Вам ситуации и найдите правильное решение.

Ситуация 1. Вы пришли после прогулки домой, разделись и пошли мыть руки. Включив свет в ванной комнате, видите, что из вентиля с горячей водой фонтанирует (вытекает) вода, её уже достаточно много на полу, и она посте-пенно прибывает. Определите алгоритм Ваших действий и заполните схему:

Позвонить в диспетчерскую ремонтно-экс-плуатационного управления и вызвать специ-алистов

Отключить электричество и перекрыть воду

В местах протечек поставить тазы или ведра, обмотать мес-та протечек тканью и как можно скорее начать убирать скопив-шуюся воду

Ситуация 2. Вы спускаетесь по лестнице с 4-го этажа, на котором нахо- дится ваша квартира. На лестничной площадке, между вторым и первым эта-жами чувствуете специфический запах и понимаете, что где-то происходит утечка газа. Примите решение, определив алгоритм Ваших действий, и заполните схему:

1. Оповестить окружающих о мерах предосторожности

2. Сообщить в аварийную газовую службу об аварии по телефону 04

3. Не включать и не выключать освещение

4. Организовать проветривание помещения

Ответьте на вопрос. Что запрещается делать при обнаружении запаха газа в помещении?

Ответ. При обнаружении запаха газа в помещении не допускается зажигать огонь, курить, включать и выключать электроосвещение и электроприборы, поль-зоваться электроприборами.

Оценка задания.

    за правильный ответ на первую ситуацию - 1,5 балла (по 0,5 балла за каждую из трех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен, баллы не начис-ляются;

    за правильный ответ на вторую ситуацию - 2,5 балла (по 0,5 балла за каждую из четырех позиций, плюс 0,5 баллов за правильный ответ на дополнительный вопрос). Если по какой либо позиции ответ не верен, баллы не начисляются.

Задание 5. Экстремальная ситуация в условиях природной среды обычно воз-никает внезапно и её возникновение не всегда можно прогнозировать. Рассмотрите предложенные Вам ситуации и найдите правильное решение.

Ситуация 1. Вам предстоит отправиться в недельный турпоход. При подго- товке к нему необходимо подобрать одежду и обувь. Каких требований вы будете придерживаться? Заполните таблицу.

Ситуация 2. Группа туристов из 7 человек двигается по маршруту. Нео- жиданно, резко ухудшились погодные условия, начался сильный дождь, под- нялся ветер, местность труднопроходимая. Руководителю группы удалось сооб-щить по мобильному телефону о приблизительном местонахождении груп пы. Опре делите, какое решение должен принять руководитель и каков алгоритм действий группы в этой ситуации?

Ответ. Руководитель группы должен принять решение оставаться на месте.

1. Определить наличие в группе пострадавши, больных, ослабленных. При нали-чии таковых оказать им помощь.

2. Организовать работы по сооружению временного укрытия

3. Организовать поиск топлива и разведение костра.

4. Взять на учет имеющиеся запасы воды и продуктов питания, установить их нормы расхода

5.Организовать приготовление пищи

6. Оборудовать сигнальные знаки и подготовить сигнальные костры.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 4 балла:

    за правильный ответ на первую ситуацию - 1,0 балла (по 0,5 балла за каждую из двух позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен, баллы не начис-ляются;

    за правильный ответ на вторую ситуацию - 3,0 балла (по 0,5 балла за каждую из шести позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются.

Задание 6 (теоретическое).Водоемы опасны как летом, так и зимой. Ежегодно на них происходят различные несчастные случаи. Поскольку знания безопасного поведения на водоемах помогают предотвратить трагические случайности Вам предлагается ответить на следующие вопросы.

Цель: формировать у первоклассников убеждение в том, что соблюдение правил техники безопасности при обращении с предметами домашнего оби­хода снижает риск бытового травматизма; формировать умение обращаться за экстренной помощью в случае пожара и т. д.

Задачи:

1.Организовать деятельность учащихся по систематизации и обобщению знания правил безопасного поведения в быту (умению предвидеть опасность, избегать опасных ситуаций).

2.Организовать деятельность по развитию коммуникативных навыков работы в паре и группе;

3.Содействовать формированию и развитию познавательного интереса;

4.Содействовать формированию культуры ЗОЖ;

5.Способствовать формированию собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

6.Создавать условия, способствующие сохранению и укреплению физического, психологического и эмоционального здоровья учащихся.

Ход урока.

1 . Эмоциональный настрой.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Мир вокруг разнообразный,

И урок наш очень важный.

Ребята, давайте настроимся на важную работу.

2.Формулирование темы и целей урока.

Ребята, отгадайте загадку.

В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый ...(Дом)д-предметная картинка!!

Д-поговорка «Мой дом –моя крепость»

Почему так говорят?

Да, дома мы находим убежище, укрытие от холода, голода, находим понимание и любовь наших близких людей. Мой дом – моя крепость.

Вы полностью согласны с этой пословицей?

Придя домой, мы привыкли чувствовать себя уютно, комфортно и спокойно. Мы привыкли к своему дому, и нам все кажется в нём известным и обычным. Нам даже в голову не приходит, что дома нас могут поджидать какие- то опасности.

3.Новая тема.

А теперь подумайте, можно ли оставаясь дома, чувствовать себя в безопасности? Нет ли каких-нибудь домашних опасностей?

(ответы на вопрос)

Какова же тема нашего урока?

« Опасные ситуации в доме» (на доске)

Д- предметная картинка с изображением дома!!

Учитель: Сегодня мы поговорим о доме, где живет каждый из нас, и о самых обычных вещах в нашем доме. Каждый дом – это не просто крыша и стены. Свое жилье человек наполнил удобными механизмами. В доме каждого человека много вещей: бытовая техника, посуда, одежда, мебель, острые и режущие предметы и многое другое. Все эти вещи – наши помощники, они помогают человеку, создают удобства в нашей жизни. К нам на урок сегодня пришел Домовенок Кузя, который никогда не жил в городской квартире и мы с вами вместе постараемся ему рассказать обо всех опасных домашних предметах. А вот, что за вещи окружают человека в доме, вы назовете, отгадав загадки.

(Загадываю загадки, слова-отгадки вывешиваются на доску предметные картинки)

1. В ней варят щи,
компот и каш
На всю семью
Большую нашу .(Кастрюля)

2. В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг)

3. На железной клумбе
Цветы голубые –
Помогают стряпать
Кушанья любые. (Газовая плита )

4. За белой дверцей стужа, лед,
Там Дед Мороз, друзья, живет. (Холодильник )

5. Он учиться помогает,
Информацию хранит,
В игры он с тобой играет,
С дисков музыка звучит. (Компьютер )

6. Что за чудо, что за ящик?
Сам певец и сам рассказчик,
И к тому же заодно
Может показать кино. (Телевизор )

7.Смотрите: мы раскрыли пасть,

В неё бумагу можно класть.

Бумага в нашей пасти

Разделится на части. (Ножницы)

8.Маленького роста я,

Тонкая да острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу. (Иголка)

9.Если хорошо заточен,

Всё легко он режет очень –

Хлеб, картошку,

свёклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож)

.(читает наиз. 1 уч-ся)

Вывод: Дом в порядке содержи:

Вилки, ножницы, ножи,

И иголки, и булавки

Ты на место положи.

Учитель: Молодцы! Все загадки отгадали. Давайте разберемся, что же может быть опасным в доме? Назовите, о каких колющих и режущих предметах говорилось в загадках?

Учитель: Первая опасность в доме – острые и колющие предметы. Порядок в доме нужен не только для красоты, но и для безопасности.

Ты навсегда запомнить должен:

Будь с розеткой осторожен!

С ней не должен ты играть,

Шпильку, гвоздь туда совать -

Дело кончится бедой:

Ток в розетке очень злой!!! .(читает наиз. 1 уч-ся)

Физкультминутка для глаз???

- Выполнение задания № 1 в рабочей тетради : отметить красными кружками рисунки предметов – источников опасности, а зелеными – предметов, помогающих ее избежать.

Проверка – светофоры у каждого из учащихся.

-Выполнение задания № 2 в рабочей тетради : обведи красным цветом рисунки, на которых дети не соблюдают правила безопасности.

Проверка.

Д-пословицы:

1.Берегись бед – пока их нет.

2.Осторожность – мать безопасности.(Как вы понимаете смысл этих пословиц?)

Д- автомобили экстренных служб, рассматривают иллюстрации в рабочей тетради и учебнике.(можно включить сигналы машин экстренной помощи)

Стихи про экстренные службы (читают наизусть 4 учащихся):

1. Знает каждый гражданин

Этот номер – 101.

Если в дом придет беда-

Позвони скорей туда.

Если нету телефона,

Позови людей с балкона.

2. Если вдруг беда у вас,

Позвони 102 сейчас.

Если вдруг пробрался вор,

С ним короткий разговор.

Стоит вам меня позвать,

Я приеду вас спасать

От грабителя и вора,

Ох, получит эта свора.

3. Это кто звонит 103?

Громче адрес говори!

Корь? Ангина? Кто больной?

Ждите доктора со мной,

Привезу его в два счета,

Это ведь моя работа!

Доктор сделает укол!

Где больной?

Залез под стол.

4. 104-телефон,

Вам всегда поможет он.

«Аварийку» вызывай

И спасателей встречай.

Если в доме пахнет газом,

Вызывай на помощь сразу!

Ведь спасателей отряд

Вам помочь, конечно, рад!

-Выполняют задание № 3 в рабочей тетради : соедини рисунки специального транспорта с рисунками опасных ситуаций. Напиши телефонов для вызова помощи.

Физкультминутка

1.Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре? (маршируют)

2.Кто, поставив греться кашу, полчаса играет в мячик? (приседают)

3.Кто из вас, заметив дым, говорит: «Пожар! Горим!» (маршируют)

4.Признавайтесь быстро в том, кто из вас шалит с огнем? (приседают)

5.Кто, почуяв газ в квартире, вызывает 104? (маршируют)

6.Кто украдкой в уголке жег свечу на чердаке? (приседают)

Молодцы, вы узнали опасности и правильно выполнили упражнения.

4.Закрепление.

Инсценировка стихотворения «Советы мамы»

Сын: На кухне газ у нас горит,
Меня он тянет, как магнит.
Как мама я хочу уметь
Все ручки на плите вертеть,
И спички ловко зажигать,
И газ включать и выключать.
Но мама строго мне сказала:
Мама:
– К плите чтоб руки не совал!
Опасно это, так и знай!
Пока за мной понаблюдай,
Учись на кухне помогать,
Посуду мыть и вытирать,
А к газу ты не подходи –
Сперва немного подрасти!

Выключай в квартире газ –
За газом нужен глаз да глаз.
Запах, чувствуя в квартире,
Позвоните 104. ??- о чем предупреждала мать своего сына?

Работа в парах – придумать свои запрещающие знаки по безопасности в доме(на партах круги). Отчет о работе пар.

5.Подведение итогов урока- Давайте ещё раз повторим эти правила. Расскажите их родным и знакомым.

Я предлагаю вам игру «Доскажи словечко»
Дыма столб поднялся вдруг,
Кто не выключил …? (утюг)
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками …? (играл)
Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё …? (над газом)
Столб огня чердак объял.
Кто там спички …? (зажигал)
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жёг …? (траву)
Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые …? (предметы)
Дым увидел – не зевай,
А пожарных … (вызывай)
Помни, каждый гражданин
Этот номер … (1 01)

101 – пожарная часть
Когда пожар,
Рецепт один
– Звоните срочно 101

102 – милиция,
Если кто-то лезет в дом,
Пробивая двери лбом.
Двери держатся едва
– Позвони скорей «102»!

103 – скорая медицинская помощь,
Если что-то в глаз попало,
Поврежденный глаз не три,
Позови на помощь старших,
Пусть звонят скорей «103»!
Если утюгом обжегся,
Воду на ожег не лей,
Отправляйся к телефону
И звони «103» скорей!

104 – газовая служба.
Служба газа «104».
Газ, почувствовав в квартире,
Иди к соседям – звони104.

6.Рефлексия. д- стихотворение, у детей – фигурки человечков. Прикрепляют фигурки человечков к одной из четырех строчек. «Урок полезен, все понятно…»

Действия при пожаре квартире

Что же ты можешь сделать, если в твоем доме что-то загорелось?

Давай запомним последовательность самых неотложных и обязательных действий.

  1. Вызови пожарную охрану по телефону 01.
  2. При этом дежурный спросит тебя, где и что горит, точный адрес в фамилию. Быстро и четко все назови. Тебя могут спросить, как лучше подъехать к дому и сколько в нем подъездов.
  3. Если телефона нет — зови соседей, кричи «Пожар», зовя на помощь, стучи в стены, по трубам, чтобы все услышали твой сигнал тревоги.
  4. Покинь горящее помещение, предупреди соседей. Встречай пожарных.
  5. Только если огонь небольшой, попробуй справиться с ним сам: срывай горящие занавески, топчи огонь ногами, заливай водой, накрывай одеялом, сбивай веником. Дыши при этом через мокрый шарф или полотенце.
  • распахивать окна и двери в горящем помещении — кислород способствует горению, а дым его уменьшает;
  • близко подходить к огню из-за опасности взрывов, обрушения конструкций зданий. При больших пожарах образуются воздушные потоки, которые могут затянуть человека в огонь;
  • поддаваться панике и мешать тем, кто тушит пожар, спасает имущество;
  • тушить водой включенные в сеть электробытовые приборы, электрощиты и провода.

Если загорелся телевизор

Из-за возгорания телевизоров в России ежегодно гибнут сотни людей. Иногда (при скачке напряжения) могут загореться даже выключенные телевизоры, но с оставшейся в сети вилкой.

При возгорании телевизора или иного электробытового прибора действуй по следующему алгоритму:

  1. Постарайся быстро выключить прибор;
  2. Засыпь огонь песком, землей из цветочного горшка, стиральным порошком;
  3. Накрой плотной тканью, покрывалом, курткой, ковриком, чтобы прекратить доступ воздуха к пламени.

Однако самое лучшее — это не доводить дело до пожара. Для этого нужно не так уж и много — тщательно соблюдать инструкции и правила безопасности.

Действия при утечке бытового газа

Бытовой газ может быть двух видов: магистральный газ (метан), чаще используемый в крупных городах, и сжиженный газ в баллонах, состоящий из смеси двух газов — пропана и бутана. Первый — легче воздуха и, значит, поднимается вверх; второй — тяжелее и поэтому при утечке заполняет в первую очередь подвалы, подземные коммуникации.

Бытовой газ не имеет ни цвета, ни запаха. Для того чтобы вовремя заметить утечку, в него добавляют сильно пахнущее вещество, придающее ему специфический «газовый» запах.

Причины утечки бытового газа и отравлений им:

  1. неисправность труб, плит, колонок, баллонов;
  2. неправильная установка газового оборудования;
  3. слабое крепление резинового шланга между баллоном (трубой) и плитой, из-за чего может произойти взрыв;
  4. неполное закрытие крана газовой плиты;
  5. заливание огня газовой горелки выкипающей водой, молоком;
  6. задувание слабого огня сквозняком.

Поэтому, если ты самостоятельно разогреваешь обед, не отходи далеко от газовой плиты и держи ее под контролем.

Очень важно обеспечить в помещении, где установлена газовая плита, хорошую вентиляцию. Если нет вытяжной установки, то при работе газовой плиты нужно всегда держать форточку или окно приоткрытыми. При наличии в кухне вентиляционного отверстия необходимо следить за чистотой фильтра, установленного в нем, так как он постепенно забивается грязью и жиром.

Имей в виду, что пламя газовой горелки должно быть ровным голубого цвета. Если же оно красное или желтое, а на кастрюлях, сковородках появилась накипь — газ сгорает неполностью и надо вызвать мастера.

Запомни!

  • При запахе бытового газа в доме или подъезде нельзя трогать электровыключатели, звонить в электрозвонок, вызывать лифт, пользоваться спичками и зажигалками.
  • От любой искры может произойти взрыв газа во всем доме.
  • Быстро открой двери и окна, чтобы сквозняком выдуло ядовитое скопление газа.
  • Перекрой газовую трубу.
  • Все это нужно делать, задерживая дыхание и прикрывая рот и нос любой тканью.
  • Если причина загазованности неясна и своими силами справиться не удается, то следует быстро покинуть опасное место и вызвать аварийную газовую службу Лучше сделать это от соседей по телефону 04.

При отравлении любым газом у человека вначале начинает сильно болеть и кружиться голова, появляется шум в ушах. Затем темнеет в глазах, подкатывает тошнота. Эти признаки — важный сигнал для тебя, ты должен побыстрее уйти из опасного места и предупредить окружающих.

При более сильном отравлении затемняется сознание, появляются мышечная слабость, сонливость. Возможны потеря сознания, судороги и смерть.

Первая помощь «надышавшемуся» угарным или бытовым газом: пострадавшего необходимо вывести, вынести на улицу. При слабом поверхностном дыхании или его остановке следует применить искусственное дыхание. Помогают в таком случае растирание тела, грелки к ногам, кратковременное вдыхание паров нашатырного спирта.

Действия при затоплении жилища

Чаще всего оно начинается в ванной или на кухне, но может и на чердаке, и в подвале.

Затопление жилища происходит по различным причинам. Наиболее частые — это:

  • и неисправность (срыв) кранов, легкомысленное отношение жильцов к протечке воды;
  • невнимательность (забыл закрыть кран); засорение канализационной системы; повреждения отопительной системы, трубопровода;
  • сильные проливные дожди;
  • протечка крыши, потолка.

Как следует поступать в случаях технических аварий?

  1. В первую очередь постарайся закрыть кран или перекрыть водопро-вод. Если не можешь это сделать самостоятельно — попроси кого-нибудь из взрослых.
  2. Сообщи о случившемся родителям или соседям, если же их нет дома, то диспетчеру ремонтно-эксплуатационного управления (РЭУ) или жилищно-эксплуатационной конторы (ЖЭК).
  3. Предупреди соседей, проживающих ниже.
  4. В местах протечек поставь тазы, банки, кастрюли и ведра, собирай в них воду с пола совком и тряпкой. Этим ты сможешь уберечь пол от вздутия, а соседей снизу — от затопления и расходов на ремонт.
  5. Ценные вещи перенеси в шкафы, на сухое место, мебель накрой пленкой, плащами, фанерой.
  6. Если вода течет сверху по стенам или капает с потолка, отключи электричество. При сильном затоплении (подтоплении) всего этажа или дома лучше уйти из него, не пользуясь лифтом и взяв с собой необходимые вещи и документы. Залитый «водой дом» может рухнуть.

Чтобы по твоей вине не произошло затопления в квартире, выполняй простые правила:

  1. не оставляй без присмотра льющуюся воду;
  2. перед уходом из дома проверяй краны, особенно в те дни, когда отключается вода;
  3. не играй, не прыгай, не раскачивайся на
  4. радиаторах и трубах отопления;
  5. не засоряй ванну, раковину и канализационную систему большими кусками бумаги, тканью, марлей, волосами;
  6. уходя из дома, не оставляй открытыми окна. Хороший ливень может создать на полу твоей комнаты небольшое озерко со всеми вытекающими последствиями для домашнего бюджета и той части твоего тела, которая не освобождена от наказания.

Действия при разрушении здания

Причин разрушения зданий немало. В первую очередь в сейсмоопасных зонах— это землетрясения. Кроме того, взрывы (например, газа), ветры большой силы (бури, ураганы, смерчи), длительная вибрация, ошибки строителей, провалы почвы.

Многоэтажное здание — сложное сооружение. При серьезных разрушениях здания выходит из строя вся его «начинка»: лопаются трубы, рвутся электропровода. Разрушения могут происходить очень быстро, а иногда в течение нескольких часов, что дает возможность спасти людей и имущество.

Что делать в случаях опасности разрушения здания?

  1. Почувствовав первые толчки (в случае землетрясения начинают раскачиваться люстры, дрожит мебель, дребезжат окна), и увидев первые трещины, немедленно действуй. Если ты находишься на первом или втором этаже, выходи на улицу.
  2. Если ты живешь выше второго этажа, устройся в наиболее безопасном месте — проеме капитальных внутренних стен, углу, образованном внутренними капитальными стенами. Не стой у окон, дверей, лестниц, не оставайся в угловых комнатах.
  3. Для того чтобы защититься от обломков конструкций, стекол, падающих предметов — спрячься под кровать, стол, под парту (в школе), закрыв голову руками.
  4. Без промедления выходи на улицу, как только прекратятся толчки. Помни: нельзя пользоваться лифтом, касаться проводов, зажигать огонь.
  5. Не отчаивайся, оказавшись в завале: человек может несколько дней продержаться без воды и пищи. Постарайся помочь себе самому и тем, кто придет на помощь: подай голос, постучи по трубам и батареям, чтобы тебя услышали, попытайся понять, где ты находишься, возможно, рядом есть выход. Для защиты от холода используй любые тряпки, бумаги, одежду и одеяла.