Первичные и стационарные средства пожаротушения на судах речного флота. Пожарная безопасность на судне: причины возгорания, виды сигнализаций Средства пожаротушения на судне

Работа судовых систем обеспечивает живучесть судна, т.е. безопасность плавания, необходимые условия обитаемости, сохранность груза, а также выполнение специальных функций, связанных с назначением судна, например на танкерах, спасателях, промысловых судах.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«НИКОЛАЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ ИМЕНИ АДМИРАЛА МАКАРОВА»

Кафедра судостроения

РЕФЕРАТ

с дисциплины

Судовые система судна

на тему: «Противопожарная система судна»

Студента _ V _ курсу _ 5 11 2 групи

Черняєв Максим Ігорович

(прізвище та ініціали)

Керівник

д.т.н. профессор_Зайцев В.В.___

(посада, вчене звання, науковий ступінь, прізвище та ініціали)

Херсон - 2014

Введение…………………………………………………………………………3

1 Общие понятия современных противопожарных системю………………..4

2 Виды противопожарных систем…………………………………………......6

2.1 Водяная противопожарная система……………………………………..6

2.2 Спринклерная система пожаротушения………………………………..8

2.3 Дренчерная система пожаротушения…………………………..……...10

2.4 Система пенного пожаротушения………………………………...........11

2.5 Система порошкового пожаротушения ………………………………..12

2.6 Система СО2-пожаротушения ………………………………………..13

2.7 Система аэрозольного пожаротушения……………………………….14

Заключение…………………………………………...………………………..16

Список использованной литературы………………...………………………17.

ВВЕДЕНИЕ

Судовые системы – это комплекс трубопроводов с арматурой, обслуживающими их механизмами, цистернами, аппаратами, приборами и средствами управления и контроля над ними.

Судовые системы представляют собой совокупность специализированных трубопроводов с механизмами, аппаратами, приборами и устройствами.

Они предназначены для перемещения жидкостей, воздуха или газов в целях обеспечения нормальной эксплуатации судна (за исключением энергетической установки, трубопроводы которой в число судовых систем не входят).

Работа судовых систем обеспечивает живучесть судна, т.е. безопасность плавания, необходимые условия обитаемости, сохранность груза, а также выполнение специальных функций, связанных с назначением судна, например на танкерах, спасателях, промысловых судах. На гражданских судах обычно предусматривают:

  • Трюмные системы – осушительная, водоотливная, перепускная, нефтесодержащих трюмных вод.
  • Балластные системы – балластная, дифферентная, креновая, замещения.
  • Системы пожаротушения – водяного пожаротушения, водяного орошения, спринклерная, водораспыления, водяных завес, паротушения, пенотушения, углекислотного тушения, объёмного химического, инертных газов, порошкового пожаротушения.
  • Системы бытового водоснабжения – пресной бытовой воды, питьевой воды, мытьевой воды, бытовой забортной воды, бытовой горячей воды.
  • Сточные системы – сточных вод, хозяйственно-бытовых вод, шпигатов открытых палуб.
  • Системы микроклимата – вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления (парового, водяного, воздушного).
  • Системы холодильных установок – холодильная.
  • Системы хозяйственного пароснабжения .
  • Системы сжатого воздуха .
  • Системы охлаждения судового оборудования .
  • Система гидравлики .

Вспомогательные – измерительная, воздушная, переливная, система связи, сигнализации, управления.
Специальные системы :
Танкера – грузовая, зачистная, газоотводная, мойки грузовых танков, орошения.
Спасатели – грунторазмыва, грунтоотсоса, водоотливно-спасательная, сжатых газов.
Промысловые – рыбьего жира, тузлука, рыбоподачи.

1 Общие понятия современных противопожарных систем

Современные системы противопожарной защиты основаны на использовании новейших средств и способов обнаружения и тушения пожаров и снижению потерь от использования огнетушащих средств. К ним следует отнести, прежде всего, применение тонкораспыленной воды и воды аэрозольного распыла, пены высокой кратности. Все стационарные установки перечисленных типов предназначены для тушения пожаров в замкнутых объемах.

В современных установках тушения пожаров спринклерного дренчерного типа использование оросителей, например, «Аквамастер» и аналогичных им, позволяет получать капли воды, подаваемой на тушение, средним диаметром 100–150 микрон. На рынке в последнее время появились не только оросители, устанавливаемые вертикально, но и с горизонтальной установкой. Давление воды в таких установках на выходе из оросителя должно быть в пределах 0,5–1,2 МПа (5–12 кг/м2). Применение тонкораспыленной воды позволяет в 1,5–2 раза сократить количество подаваемой на тушение воды и повысить эффективность ее применения.

Применение воды аэрозольного распыла (перегретой воды) позволяет тушить со средним диаметром капель около 70 микрон и ликвидировать пламенное горение практически всех горючих материалов, не реагирующих с водой с выделением большого количества тепла и горючих газов. Время тушения пламени твердых горючих материалов и жидкостей, как правило, не превышает одной минуты. Применение установок такого типа сдерживается тем обстоятельством, что для получения воды аэрозольного распыла необходимо или иметь емкость, в которой вода постоянно находится при температуре 150–170 °С, или специальное оборудование, позволяющее за короткое время нагреть воду до необходимой температуры.

В настоящее время все большее распространение для защиты замкнутых объемов находит применение пена высокой кратности (кратность пены 400 и более). Применение установок пожаротушения пеной высокой кратности позволяет за короткое время заполнить защищаемый объем пеной и ликвидировать горение. Для получения пены высокой кратности следует применять только те пенообразователи, на которые в сертификате указано, что они позволяют получать пену высокой кратности. Применение таких установок позволяет значительно уменьшить количество пенообразователя и воды, хранимых в резервуарах насосной станции пенного пожаротушения, а следовательно, и затраты.

Все большее применение находят лафетные стволы с дистанционным управление и пожарные роботы. Пожарные роботы по всем параметрам соответствуют установкам автоматического пожаротушения: обеспечивают автоматическую пожарную сигнализацию защищаемой зоны, определяют координаты загорания и производят автоматическое тушение пожара распыленной водой или пеной низкой кратности. Площадь, которую защищает один пожарный робот, составляет от 5 000 до 15 000 м2 при расходе воды или раствора пенообразователя из одного ствола от 20 до 60 л с”1.

Наибольшее применение в настоящее время находят лафетные стволы с дистанционным управлением и сканирующие стволы. Они применяются для орошения несущих конструкций и ферм в машинных залах электростанций, в цехах машиностроительных и других предприятий. Сканирующие стволы подают струи воды по заранее заданной программе, режим подачи воды (скорость и траектория движения ствола). Стволы этого типа являются наиболее дешевыми, и отчасти по этой причине их применение значительно шире. Применение роботизированных лафетных стволов частично сдерживается по причинам их высокой стоимости и необходимости постоянного обслуживания, которое требует привлечения высококвалифицированных специалистов.

Применение пожарных роботов других типов и с применением других видов огнетушащих веществ пока во всем мире незначительно; так, их применение сдерживается по тем же причинам, что и роботизированных стволов. Но вместе с тем следует ожидать, что применение пожарных роботов в достаточно скором времени возрастет с появлением их новых типов и конструкций, а также снижением стоимости.

Для тушения пожаров нефти и нефтепродуктов все большее применение находят современные средства и способы с применением пены низкой кратности, получаемой с использованием фторированных пленкообразующих пенообразователей. Для тушения пожаров нефти и нефтепродуктов в резервуарах довольно широкое распространение получил подслойный способ подачи пены низкой кратности. Однако следует отметить, что данный способ применим далеко не всех случаях. Не следует применять этот способ для тушения пожаров горючих жидкостей, имеющих высокую вязкость, а также полярных жидкостей, которые разрушают подаваемую пену с высокой скоростью. Проблематично тушение подслойным способом высокооктановых бензинов, в которых содержание полярных жидкостей достигает 18–20%. Для тушения пожаров полярных жидкостей и смесевых топлив следует применять подачу пены низкой кратности сверху с использованием пенообразователей предназначенных для этой цели.

Для тушения пожаров в резервуарах, оборудованных понтоном, следует применять комбинированный способ подачи пены низкой кратности в резервуар. При этом способе пена подается на поверхность горючей жидкости и под слой горючей жидкости одновременно. Применение такого способа подачи пены позволяет ликвидировать горение практически во всех случаях, включая такие, когда понтон находится в нижнем положении, например, при выводе резервуара из эксплуатации для проведения ремонтных работ.

2 Виды противопожарных систем

Стационарные системы пожаротушения монтируют при постройке судна. Их делят на линейные и кольцевые . Стационарные установки позволяют быстро подать огнетушащее средство к очагу пожара, взять его под контроль и обеспечить тушение.
2.1 Система водяного пожаротушения – основная система для защиты оборудуемая независимо от наличия других систем. Система трубопроводов состоит из основной магистрали с диаметром труб 100-150 мм и ответвлений диаметром 38-64 мм. Все участки водопожарной магистрали, проходящие по открытым палубам, должны иметь спускные краны для осушения магистрали на случай опасного понижения температуры.

Водяная противопожарная система (ВППС предназначена для:

  • обеспечения забортной водой высокого давления потребителей комплекса систем борьбы за живучесть (БЗЖ) - систем орошения и водораспыления, системы защиты вахт и сходов;
  • обеспечения забортной водой высокого давления в качестве рабочей воды эжекторов системы осушения трюмов;
  • обеспечения забортной водой системы "забортной воды", предназначенной для обслуживания мытьевой системы при санобработке л/с и обслуживание смыва в гальюнах.

ВППС выполнена по кольцевой схеме (см. рисунок) с семью боевыми перемычками и состоит из:

Рисунок 1 – Схема водяной противопожарной системы

  • трех турбонасосов ТПЖН-150/10 производительностью 150 куб.м/час и напором 10 м.вод.ст, расположенных в носовом машинно-котельном отделении (МКО), помещении вспомогательного котла (ПВК) и кормовом МКО и служащих для подачи забортной воды в боевые перемычки № 3, 4 и 5;
  • четырех электронасосов НЦВ-160/80 производительностью 160 куб.м/час и напором 80 м.вод.ст, расположенных попарно в насосных отделениях № 1 и 2 и служащих для подачи забортной воды в боевые перемычки № 1,2,6 и 7;
  • семи боевых перемычек, к каждой из которых подключен один пожарный насос. Отбор воды на потребители, указанные выше производится ТОЛЬКО от перемычек;
  • восемнадцати главных разобщительных клапанов с дистанционным управлением из поста энергетики и живучести (ПЭЖ) с помощью электропривода, служащих для разобщения ВППС в боевом режиме и переключения участков ВППС для подачи воды в другие перемычки при выходе из строя каких-либо насосов или участков системы. Эти клапаны помечены на схеме восклицательным знаком;
  • системы дистанционного контроля и управления, состоящей из местных контрольных манометров, расположенных у насосов, дистанционных манометров, расположенных на мнемосхеме в ПЭЖ и запасном ПЭЖ (ПДУ КМКО), а также датчиков давления, подключенных к каждой перемычке и служащих для автоматического запуска дежурного электропожарного насоса при падении давления в ВППС до 6 кГс/кв.см в повседневном режиме. Кроме того, в систему дистанционного контроля и управления входит пускорегулирующая аппаратура электропожарных насосов.

ВППС работает в двух режимах:

  • боевой режим - в этом режиме все главные разобщительные клапаны ЗАКРЫТЫ и работают ВСЕ семь насосов. При этом обеспечивается автономное питание перемычек с их потребителями. При выходе из строя насоса, обслуживающего перемычку и исправном состоянии любой бортовой ветви "кольца" с помощью переключения соответствующих клапанов нерабочая перемычка подключается к работающим.
  • повседневный режим - в этом режиме на стоянке работает ТПЖН № 2, на ходу - ТПЖН № 1 и 3. Все электронасосы, не находящиеся в планово-предупредительном осмотре или ремонте (ППО и ППР) находятся в дежурстве - готовности к автоматическому запуску при падении давления в ВППС до 6 кГс/кв.см.

Нормальное значение давления в ВППС составляет 7-8 кГс/кв.см.

В целом данное конструктивное исполнение ВППС считается классическим и наиболее надежным даже по сравнению с исполнением аналогичной системы на кораблях более поздних проектов. Наиболее сильными сторонами такого решения являются:

  • очень короткие боевые перемычки, расположенные поперек корпуса корабля (минимизирован объем потенциального критического повреждения);
  • наличие трех турбопожарных насосов. Исходя из концепции обеспечения работоспособности паросиловой энергетической установки (ПСУ) при отсутствии электроэнергии на корабле (полное самообеспечение), подача воды в ВППС так же будет происходить несмотря на отсутствие электроэнергии.

Слабым местом конструктивного решения является низкое расположение боевых перемычек и бортовых ветвей "кольца", т.е боевые перемычки вместе с отводами к потребителям попадают в поражаемый объем при подводных взрывах. При расположении перемычек вблизи или на уровне палубы непотопляемости (нижней палубы) этот недостаток мог бы быть изжит.
2.2 Спринклерные системы пожаротушения применяют на паромах и пассажирских судах для защиты жилых помещений, расположенных рядом с ними коридоров и общественных помещений. Их назначение – в ограничении распространения пожара и снижении температуры в защищаемых помещениях, что дает возможность организовать надежную эвакуацию пассажиров и членов экипажа.
Во всех защищаемых помещениях устанавливают достаточное число спринклеров – специальных клапанов с плавкими вставками, обеспечивающими закрытое положение клапанов. При повышении температуры в помещениях легкоплавкая вставка выплавляется, клапан-спринклер открывается, и вода начинает разбрызгиваться по помещению. На судах обычно используют спринклеры, срабатывающие при температуре 60-75 °С;

Обозначения: 1 - Распределительный трубопровод; 2- Универсальный сигна-лизатор давления; 3-Щит управления и контроля; 4- Пневмобак или импульсное устройство; 5- Контрольно-пусковой узел; 6 – Нормальная задвижка; 7 – Электродвигатель; 8 – Насос; 9 – Станция пожарной сигнализации; 10 – Компрессор.

Рисунок 2 – Схема спринклерной установки водяного пожаротушени

2.3 Дренчерная система пожаротушения по компоновке магистралей и установке распылительных головок аналогична спринклерной. Трубопроводы в обычном состоянии не заполнены водой. При включении системы пускается насос и подает забортную воду в магистраль ко всем распылителям – мелкораспыленная вода покрывает защищаемую площадь. Дренчерные установки пожаротушения
применяют для орошения грузовой палубы судов с горизонтальной погрузкой и танкеров, трубопроводов и открытых поверхностей емкостей газовозов. При возникновении пожара дренчерная установка охлаждает металлические палубыи другие конструкции судна, препятствуя распространению пожара.
Дренчерные установки предназначены для одновременного тушения пожара по всей защищаемой площади, создания водяных завес, а также орошения строительных конструкций, резервуаров с нефтепродуктами и технологического оборудования.

Дренчерная установка может состоять из одной или нескольких секций. Каждая из них обслуживается самостоятельным контрольно-пусковым узлом. Автоматическое включение дренчерных установок может обеспечиваться одной из следующих побудительных систем:

  • при наличии клапана группового действия – гидравлической или пневматической системой со спринклерами, системой пожарной сигнализации и побудительным трубопроводом, тросовой системой, имеющей легкоплавкие замки;
  • при наличии задвижек и вентилей с электроприводом – системой пожарной сигнализации с электрическими пожарными извещателями .

2.4 Система пенного пожаротушения применяется при пожарах в машинных помещениях и насосных отделениях. Все танкеры оборудуют палубными установками пенного пожаротушения.
На судах рекомендованы установки воздушно-механической пены.

Обозначения: 1 – Автоматический водопитатель(Пневмобак); 2- Трубо-провод от основного водопитателя; 3-Емкость с пеноообразователем; 4- Распределительный водопровод; 5- Запорно-регулирующее устройство; 6 – Пенный ороситель; 7 – Сигнально устройство; 8 – Контрольно-пусковой узел.

Рисунок 3 – Схема пенной спринклерной установки пожаротушения

2.5 Системами порошкового пожаротушения должны быть оборудованы все суда, перевозящие сжиженные газы наливом. На судне может быть несколько установок, смонтированных на салазках так, чтобы защищаемые ими площади перекрывали друг друга.
Пена как огнетушащее средство обладает высоким изолирующим свойством и частично охлаждающим. При вводе в действие установки в смеситель начинают подавать воду и пенообразователь. Образующийся в смесителе пенный раствор поступает к очагу пожара. На выходе пенного раствора устанавливают воздушные эжекторы, в которых завершается процесс ценообразования вследствие подсоса воздуха.
Время действия установки зависит от запаса пенообразователя в цистерне. Когда весь пенообразователь израсходован и через выпускные отверстия начинает поступать вода, во избежание разрушения пены установку отключают. Важным словием ликвидации пожара является максимальная подача пены в течение первых 3 минут. Стационарные пожарные стволы пенотушения располагаются так,
чтобы любая точка защищаемого помещения была удалена не более чем на 9 м.

По способу управления установки порошкового пожаротушения подразделяются на:

  • Автоматические установки – обнаружение пожара осуществляется посредством установки автоматической пожарной сигнализации с последующим поступлением сигнала на запуск АУППТ.
  • Установки с ручным запуском (местный, дистанционный) – подача сигнала на запуск АУППТ осуществляется вручную из помещения пожарного поста, станции пожаротушения, защищаемых помещений.

Автономные установки – функции обнаружения пожара и выдачи порошкового состава осуществляются независимо от внешних источников питания и управления (как правило, этой функцией снабжены модули пожаротушение для повышения надежности срабатывания при отказе внешних систем).

Обозначения: 1 – Корпус огнетушителя; 2- Клапан пневматический; 3-Баллон со сжатым газом; 4-Направляющая труба с грузом; 5-Тросс; 6 –Рукоятка ручного пуска; 7 –Легкоплавкий замок; 8 – Насадок.

Рисунок 3 – Схема автоматического порошкового огнетушителя.

2.6 Система СО2-пожаротушения используется для защиты грузовых, машинных и насосных помещений, кладовых, камбуза. Стационарными установками СО2-пожаротушения оборудуют машинные и
грузовые помещения судна. Установка С02-пожаротушения машинных помещений вводится в действие, если ранее принятые меры не позволили локализовать пожар. По магистрали углекислый газ подается в жидкой фазе под давлением, на выходе расширяется и в зону пожара подается плотный газ, эффективно вытесняющий кислород и понижающий его содержание в воздухе до 15% и ниже. Углекислый газ как огнетушащее средство нейтрален и не повреждает дорогостоящие грузы и механизмы.

Перед вводом в действие установки СО2-пожаротушения защищаемое помещение должно быть загерметизировано, за 20 с до момента подачи газа включается автоматический сигнал тревоги, одновременно с которым загорается световое табло, предупреждающее людей об опасности. По сигналу тревоги все люди должны покинуть помещение. Старший механик обязан убедиться в эвакуации людей из машинного помещения. Без дыхательного аппарата опасно входить в помещение, куда был подан углекислый газ, даже на короткое время.

2.7 Системы аэрозольного пожаротушения предназначены для ликвидации пожаров внутри помещений, связанных с использованием огнеопасных жидкостей, в трюмах кораблей, картинных галереях, музеях, архивах, кабельных туннелях, на различных электроустановках, находящихся под напряжением, а также во всех случаях, когда свойства участвующих в горении веществ и материалов не позволяют применять для пожаротушения воду или воздушно-механическую пену, или когда использование установок газового пожаротушения дает больший экономический эффект. Установки газового пожаротушения подразделяют: по способу тушения, по способу пуска и по способу хранения огнетушащего средства.

По способу тушения данные установки делят на установки объемного и локального пожаротушения. Способ объемного тушения основан на равномерном распределении огнетушащего средства и создании огнетушащей концентрации во всем объеме помещения, что обеспечивает эффективное тушение в любой точке помещения, в том числе и труднодоступной. Установки объемного тушения применяют в закрытых помещениях, в которых возможно быстрое развитие пожара. Установки локального (местного) тушения применяют для тушения пожаров агрегатов и оборудования при невозможности или нецелесообразности тушения в объеме всего помещения. Принцип локального пожаротушения заключается в создании огнетушащей концентрации в опасном пространственном участке помещения. Локальное тушение может осуществляться как с помощью автоматических установок, так и ручными средствами.

По способу пуска установки газового пожаротушения бывают:

  • с тросовым (механическим);
  • пневматическим;
  • электрическим;
  • комбинированным пуском.

По способу хранения огнетушащего средства в баллонах установки подразделяют на установки:

  • под давлением;
  • без давления.

Обозначения: 1- Узел отключения автоматического пуска; 2-Побудительная труба; 3-Побудительные баллоны; 4-Клапан распределительного устройства; 5-Сигнализатор давления; 6 –Выпускные насадки; 7 –Насадки побудительной системы(сприклеры); 8 – Кран ручного включения; 9 – Запорный клапан ; 10 – Секционн ый предохранитель; 11-Пусковые воздушные баллоны; 12-Баллоны с огнетушащим средством.

Рисунок 5 – Схема газовой системы пожаротушения.

Заключение

В последние годы в Украине высокими темпами проводят реконструкцию, капитальный ремонт и техническое переоснащение промышленных и общественных зданий сооружений под объекты различного назначения. Это также касается и объектов водного транспорта. В крупных, средних и даже малых городах, где есть водоемы (река, море, озеро) для обустройства гостиниц, ресторанов, офисных помещений используют судна. Для этих целей используют стояночные, пассажирские, постоянно или временно эксплуатируют у причала (берега), а также выведены из эксплуатации судна.

Пожарная безопасность на судах является чрезвычайно важной. Суда являются автономными, их помещения с разной степенью пожарной опасности располагаются рядом, в их конструкциях есть горючие материалы, в помещениях есть источники зажигания, пути эвакуации ограничены. Названные факторы, повышают пожарную опасность судов. В связи с этим вопросы обеспечения безопасности людей при авариях или пожаров на судах является особенно актуальным.

Суда проектируют и строят по специальным правилам, в отличие от зданий и сооружений. Нормы безопасности в этих правилах постоянно совершенствуют с учетом мирового опыта. В Украину классификацию гражданских судов и технический надзор за ними осуществляет национальное классификационное общество - Регистр судоходства Украины. Согласно Правилам Регистра судоходства Украины, «стояночные суда - несамоходные плавучие сооружения с корпусом понтонного типа или судового образования, которые обычно эксплуатируют у причала (берега)». Наличие у судна действующего класса Регистра означает, что оно находится под наблюдением предусмотренным Правилами классификационного общества за его техническим состоянием. По условиям эксплуатации и символом класса судно должно полностью или в определенной степени соответствовать требованиям Правил, которые на него распространяются по назначению. В Правилах Регистра содержатся требования к пожарной безопасности на судах , а именно к конструктивным элементам противопожарной защиты судна, систем пожаротушения и пожарной сигнализации, а также к противопожарному оборудованию и обеспечению.

Список использованной литературы

2. http://sea-library.ru/bezopasnost-plavanija/196-uglekislotnoe-pozharotuschenie.html

3. http://www.ooo-ksu.ru/pozharotushenie.html

4. http://admiral-umashev.narod.ru/ttd_14.html

5. http://www.engineerclub.ru/sistemi13.html

6. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RRzkui:l!xoxyls:!vumgwz@lto9

7. http://ksbsecurity.com/protivopozharnye-sistemy/

8. http://crew-help.com.ua/stati_out.php?id=58&tema=an

9. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=51665

10. http://seaspirit.ru/shipbuilding/ustrojstvo-sudna/sudovye-sistemy.html

11. Чиняев И.А. Судовые системы

М.: Транспорт, 1984, 216c. 3-e издание переработанное и дополненное.

12. Александров А.В. Судовые системы

Под редакцией Войткунского Я. И. - Л.: Судостроение, 1985. — 544 с.


10

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3704. Основы теории судна 1.88 MB
Пособие для самоподготовки Остойчивость морского судна Измаил – 2012 Пособие по курсу Основы теории судна разработано старшим преподавателем кафедры СВиЭС Домбровским В.Чимшыр В Пособии рассмотрены вопросы контроля и обеспечения остойчивости морских судов представлен перечень вопросов решаемых судоводителем по поддержанию судна в мореходном состоянии и даны краткие пояснения по каждому вопросу. В приложениях материалы пособия изложены в последовательности необходимой для понимания изучающим курс Основы теории судна.
15302. ТЕОРИЯ И УСТРОЙСТВО СУДНА 99.52 KB
Основные технико-эксплуатационные характеристики судна. Класс судна Регистра Украины. Определение водоизмещения координат центра тяжести и посадки судна.
14893. Определение места судна по двум пеленгам 322.02 KB
Определение места судна по двум пеленгам. Нанести на линии пути счислимое место судна на момент взятия пеленгов. В точке их пересечения получим обсервованное место судна на момент взятия пеленгов. На точность обсервованного места оказывают влияние следующие факторы: очерёдность пеленгования ориентиров; скорость судна; систематическая погрешность ошибка в поправке компаса.
14892. Определение места судна по двум горизонтальным углам 215.78 KB
Определение места судна по двум горизонтальным углам. Измерить три угла между направлениями на три ориентира по схеме как показано на нижеприведённом рисунке. Зафиксировать момент Т и отсчёт лага ОЛ измерения второго угла. Два измерения первого угла усреднить...
14891. Основы определения места судна методом обсерваций 293.02 KB
Основы определения места судна методом обсерваций. Определение места судна только методом счисления пути не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания. Погрешности счисления накапливаются и точность места судна снижается пропорционально пройденному по счислению расстоянию. Обсервация это определение места судна по измерениям навигационных параметров навигационных ориентиров с известными координатами.
1476. РАСЧЕТ ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА КОНДЕНСАТНОЙ СИСТЕМЫ СУДНА 287.64 KB
Конденсатно-питательная система предназначена для отбора конденсата из главного и вспомогательного конденсаторов, приема и выдачи, хранения, подготовки и подачи питательной воды к паропроизводящим установкам и агрегатам и на органы регулирования управления.
17692. Разработка принципиальной технологии постройки корпуса судна 269.83 KB
Габариты цеха 96х34х12 и количество пролетов 1 создают для рабочих трудности как при сборке и сварке секций так и при специализации каждого пролета. Один пролет усложняет задачу размещения на производственной площади рабочих зон для формирования закладных днищевых плоскостных палубных бортовых и криволинейных носовая кормовая секций; - в связи с увеличением числа пролетов необходимо и увеличение числа...
20558. Разработка технологии изготовления сварной металлоконструкции «Секция настила рефрижераторного судна» 1.34 MB
Области применения сварки непрерывно расширяются. Сварка стала ведущим технологическим процессом при изготовлении и ремонте металлических конструкций и изделий в промышленности строительстве транспорте сельском хозяйстве и т. Некоторые только осваиваются возможности их еще познаются и основное применение их в перспективе.
20574. ШТУРМАНСКАЯ ПРОРАБОТКА МАРШРУТА ПЕРЕХОДА СУДНА ПРОЕКТА CF-7200A-1 ПО МАРШРУТУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ‒ КАЛИНИНГРАД 413.88 KB
Написание пояснительной записки и представление руководителю для ознакомления. Анализ требований к современному состоянию морских карт руководств и пособий для плавания. Описание порядка комплектования судна картами и пособиями для плавания. Подбор карт руководств пособий для плавания.
4138. Система альтернативного голосування. Система кумулятивного голосування. Система балів 4.28 KB
Система альтернативного голосування. Система кумулятивного голосування. Система балів Способом яким долається нерезультативність системи абсолютної більшості вже у першому турі виборів є альтернативне голосування преференційне або абсолютне голосування за якого виборці голосують за одного кандидата але вказують при цьому порядок своїх переваг для інших. Така система запроваджена у Австралії при виборах Палати представників нижньої палати австралійського парламенту.

Система водотушения (тушение огня сплошной струей воды) проста, надежна и ею оборудуются все без исключения суда независимо от условий их эксплуатации и назначения. Основными элементами системы являются пожарные насосы, магистральный трубопровод с отростками, пожарные краны (рожки) и шланги (рукава) со стволами (брандспойтами). Помимо своего прямого назначения система водотушения может обеспечивать забортной водой системы водяного орошения, водораспыления, водяных завес, пенотушения, спринклерную, балластную и др.; эжекторы осушительной и водоотливной систем; трубопроводы охлаждения механизмов, приборов и устройств; трубопроводы промывки фекальных цистерн. Кроме того, система водотушения подает воду для обмывки якорных цепей и клюзов, мытья палуб и продувания кингстонных ящиков.

На спасательных и пожарных судах имеется специальная система водяного пожаротушения, независимая от общесудовой системы.

Систему водотушения нельзя использовать для тушения горящих нефтепродуктов, так как плотность топлива или масла меньше, чем воды, и они растекаются по ее поверхности, что приводит к увеличению охваченной огнем площади. Водой нельзя тушить пожары лаков и красок, а также электрооборудования (вода является проводником и вызывает короткое замыкание).

Магистральный трубопровод системы выполняют линейным и кольцевым. Число и расположение пожарных рожков должны быть такими, чтобы в любую точку пожара можно было подать две струи воды от независимых пожарных рожков. Пожарный рожок представляет собой запорный клапан, имеющий с одной стороны фланец, которым он соединяется с трубопроводом, а с другой стороны - быстросмыкаемую гайку для присоединения пожарного рукава. Свернутый в кольцо рукав со стволом хранится в стальной корзине около пожарного рожка. На пожарных катерах, спасательных судах и буксирах помимо рожков устанавливают лафетные стволы, из которых можно направлять мощную струю воды на горящее судно.

Напор в магистрали должен обеспечивать высоту струи воды не менее 12 м. В качестве механизмов системы водотушения применяют обычно центробежные и (реже) поршневые насосы. Подачу и напор пожарных насосов рассчитывают исходя из наиболее неблагоприятного случая работы системы, например из условия одновременного обеспечения действия пожарных рожков в количестве 15 % от всего числа установленных на судне, водяного орошения трапов и выходов из МО, системы водораспыления в МО, системы пенотушения. По Правилам Регистра СССР минимальный напор должен быть 0,28-0,32 МПа; расход воды через ствол - не менее 10 м 3 /ч.

Приемные трубопроводы пожарных насосов обычно присоединяют к кингстонам, причем насос должен иметь возможность принимать воду не менее чем из двух мест.

На рис. 5.43 приведена типовая схема системы водяного пожаротушения с кольцевой магистралью.

Рис. 5.43. Схема системы водяного пожаротушения с кольцевой магистралью для грузовых судов
1 - магистрали на обмыв якорных цепей и клюзов; 2 - угловой клапан; 3 - к системе водораспыления в МО; 4 - к системе пенотушения; 5 - на промывание цистерн сбора сточных вод; 6 - к системе орошения выходов и вахт; 7 - концевой клапан; 8 - манометр; 9 - центробежный насос; 10 - мановакуумметр; 11 - угловой невозвратно-запорный клапан; 12 - клинкетная задвижка; 13 - водяной фильтр;- 14 - кингстонный ящик; 15 - донный кингстон; 16 - невозвратно-запорный клапан; 17 - магистрали забортной воды

К двум центробежным насосам 9 забортная вода поступает от кингстона 15 и от другой магистрали 17 через фильтр 13 и клинкетные задвижки 12. У каждого насоса имеется байпасный трубопровод с невозвратно-запорным клапаном 11, позволяющий перекачивать воду по замкнутому контуру (работать «на себя»), когда нет расхода воды на потребителей. Напорные трубопроводы обоих насосов включены в кольцевую магистраль, от которой отходят: трубы к пожарным клапанам 2; трубопровод 1 на обмыв якорных цепей и клюзов; ответвления - 3 к системе распыления МО, 4 к системе пенотушения, 5 на промывание цистерн сбора сточных вод, 6 к системе орошения выходов и вахт.

Судно представляет собой закрытую систему, к которой предъявляются повышенные требования в плане пожарной безопасности. Вне зависимости от вида, назначения, района плавания, вида двигателя, материалов корпуса/надстройки и других параметров водный транспорт должен иметь эффективное оборудование для пожаротушения . Это обеспечит безопасность персонала/пассажиров и минимизирует ущерб в случае чрезвычайной ситуации.

Система пожаротушения на судне проектируется с учетом возможных причин пожара - от особенностей конструкции корабля до характера перевозимых грузов и человеческого фактора. Наиболее действенными являются автоматизированные системы, обеспечивающие объемное распыление пожаротушащего вещества (воды, пара, пены, аэрозоля) на открытых и скрытых путях распространения пламени.

Судовые системы пожаротушения: основные требования

По нормам Российского речного и морского регистра судоходства системы объемного пожаротушения на пассажирских и грузовых судах речного/морского флота, а также на буксирах и других видах водного транспорта должны обеспечивать эффективную противопожарную защиту таких объектов, как:

  • машинные отделения, котельные, генераторные, насосные, распределительные щиты;
  • вентиляционные системы в помещениях для механического и электрооборудования;
  • коффердамы и отсеки для цистерн под топливо, масло, сбор подсланевых вод;
  • кладовые для хранения легковоспламеняющихся жидкостей и газов;
  • помещения общего назначения (для пассажиров и персонала).

В последнее время для обеспечения безопасности судов все чаще применяются установки аэрозольного пожаротушения , что обусловлено их преимуществами перед другими видами огнетушащего оборудования.

Особенности аэрозольного объемного пожаротушения

Аэрозольная система пожаротушения включает в себя генераторы огнетушащего аэрозоля (ГОА ), датчики (дыма, огня, температуры), узлы автозапуска, светозвуковые оповещатели. При обнаружении признаков пожара происходит запуск генераторов, которые выбрасывают в помещение облако газоаэрозольной смеси. Состав быстро гасит пламя и долго сохраняет огнетушащую концентрацию, исключая возможность повторного воспламенения.

Достоинства аэрозольного пожаротушения для водного транспорта

  • Высокая противопожарная эффективность - модульная система охватывает все отсеки судна, генераторы подбираются по размерам помещения (защищаемый объем зависит от модели и составляет 2,2-134 м3).
  • Отличные эксплуатационные характеристики - после установки генераторы не требуют периодической перезарядки, рабочие температуры модулей варьируются в диапазоне +/-50 °C, бесперебойно функционируют на объектах с уровнем влажности до 98%.
  • Экономическая эффективность - аэрозольные установки имеют наиболее низкую цену среди всех видов огнетушащего оборудования, не требуют затрат на обслуживание и обустройство отдельного помещения под станцию пожаротушения.
  • Простой монтаж - прокладка кабелей для автоматизации системы ведется по существующим трассам, генераторы не нуждаются в подключении к инженерным сетям, поэтому работы можно проводить без вывода судна из эксплуатации.
  • Экологичность - аэрозольная смесь не содержит токсинов и агрессивных химикатов, не причиняет ощутимого вреда людям и не наносит ущерба дорогостоящим корабельным агрегатам и электрооборудованию.

АО НПГ «Гранит-Саламандра» - ведущий мировой производитель аэрозольных огнетушащих установок. Мы оказываем полный комплекс услуг - от продажи оборудования до разработки проектных решений и профессиональной установки аэрозольных систем пожаротушения на любых судах.

Одновременно с постройкой судна выполняют монтаж стационарных систем, которые бывают двух типов – кольцевые и линейные . При их помощи осуществляется быстрая транспортировка огнетушащих веществ к месту возгорания, локализация и тушение огня.

Водяную систему монтируют независимо от других, она является основной. Состоит система из основной и ответвленной магистралей, различающихся по диаметру (до 150 и 64 мм соответственно), оснащённых спускными кранами. Суммарная производительность насосов должна быть на уровне 140 – 180 тонн в час. Их располагают ниже ватерлинии, возле насосов монтируют кингстоны.

Диаметр трубопроводов на водопожарной системе обязательно должен обеспечивать напор воды 350 кПа у наиболее дальних или высоко размещённых кранов у грузовых кораблей и 520 кПа на танкерах. Для защиты от замерзания открытие участки магистрали обеспечивают спускным и отсечным клапанами. Линейная схема отличается наличием одной магистрали, от которой отходят вертикальные и горизонтальные трубы. На танкерах её прокладывают диаметрально. Кольцевая система представляет собой соединённые параллельные магистрали, образующие кольцо. При повреждении участка магистрали его отключают, но система продолжает работать в прежнем режиме. Во внутренних помещениях краны устанавливают на дистанции 20 м между ними, на палубе дистанция может составлять 40 м. Длина пожарных рукавов соответственно колеблется от 10 – 15 до 15 – 20 м.

Жилые помещения на суднах, паромах защищают от огня при помощи спринклерных систем. В их функциональные особенности входит локализация огня и снижение температуры при пожаре. Спринклеры (клапаны с плавкими вставками) открываются при повышении температуры свыше 60 С, и начинается разбрызгивание воды в помещении. Спринклерная система монтируется из нескольких устройств – пневмогидравлической цистерны, трубопровода и спринклеров, сигнально-контрольного устройства. Минимальная мощность спринклеров составляет 5 л на 1 кв. м. каюты или другого помещения. Их обычно монтируют в верхней части кают и жилых помещений. Параллельно со срабатыванием спринклерной системы включается сигнализация, информирующая экипаж о месте возгорания.

Дренчерными системами пожаротушения оснащают танкеры, газовозы, суда, на которые осуществляется погрузка горизонтальным способом. Основное отличие от спринлерной системы – при включении дренчерной запускается насос, который подает воду из-за борта в магистраль и потом – непосредственно к распылителям. Установка выполняет охлаждение металлических частей и палубы суден.

Кроме этого, системы судового пожаротушения могут работать по принципу образования водяных завес и водного орошения. Распылители системы водораспыления монтируют в области подволока помещения, подключая их питание к независимому насосу с автоматическим срабатыванием или водопожарной магистрали. Водяную завесу формируют при помощи щелевых распылителей, присоединённых к пожарной магистрали. Их применяют в случаях, когда невозможен монтаж огнестойких конструкций на судне. Водяное орошение устраивают на выходах из машинных отсеков.

Альтернативные и дополнительные типы установок пожаротушения

Для защиты от огня машинных и насосных отделений всех судов (особенно танкеров) оборудуют установки и системы пенного пожаротушения . Порошковые системы обязательны к применению на судах, перевозящих сжиженные наливные газы. При значительных величинах кораблей монтируют несколько установок, каждая из которых защищает определенный участок. Образование пены осуществляется при помощи смесителя, где смешивается пенообразователь с водой. Пена подается через эжектор в место возгорания. На морских судах и нефтеналивных танкерах используют пену низкой кратности (1: 10), на сухогрузах и рефрижераторах – средней (1:50 – 1:150), в машинных отсеках и грузовых помещениях с применением горизонтального способа погрузки – высокой (1: 1000). Толщина пены составляет 15 – 20 см (соответственно для мазута и нефти, бензина и керосина), её расход – 150 л на 1 м3 (15 л воды и 0,75 л пеноообразователя).

Действующим веществом в системах порошкового пожаротушения являются поташ, квасцы, углекислая сода и т. д., которые распыляются при помощи азота или инертного газа. Системы состоят из станций, в которых монтируют резервуары с порошком, к которым присоединяют газовые баллоны. Данный тип устанавливают в местах с электрооборудованием, малярных отсеках, на газо- и химовозах и судах, осуществляющих перевозку опасных грузов.

Если вероятность Неконтролируемое горение вне специального очага, приносящее материальный ущерб.

">пожара высока, суда оборудуют системами углекислотного тушения, устанавливая их в машинных и грузовых отделениях. Данная система запускается в крайнем случае, если принятые меры не локализовали огонь . Газ через магистраль транспортируется в жидком состоянии, при выходе расширяется и становится обычным газом с повышенной плотностью. Углекислотные станции состоят из баллонов, наполненных сжиженным газом, коллектора, трубопроводов с клапанами и соплами.

Помимо тушения углекислотным газом, возможно использование альтернативных средств. К ним относятся химические агенты – инертные газы, жидкости с высокой степенью испарения. Инертные газы (или дымовые, идущие от котлов) поступают в скуббер, где происходит их очистка и охлаждение. Данный тип пожаротушения используют на сухогрузах, рефрижераторах, наливных танкерах. Легкоиспаряющиеся жидкости в системах тушения представлены галоидированными углеводородами, смесями хладона и бромистого этила, которые сохраняют в резервуарах с антикоррозионным покрытием, а подают сжатым воздухом к распылителям в помещение, где есть Место первоначального возникновения пожара.

">очаг возгорания.

Размещение и комплектация судов системами и установками пожаротушения

Станции пожаротушения размещают на открытых палубах, к ним должен быть дополнительный вход с внешней палубы. Грузовые сухогрузы оборудуют системами водного и пенного тушения, используя их поочередно. Паротушение возможно в трюмах, при подведении системы от котельной установки (иногда с использованием пароэжекторов). Судна оснащают береговыми соединениями водопожарной магистрали, в том числе переносными или обязательно стационарными, при осуществлении международных рейсов.

На пожарных постах размещают пусковые устройства систем, указатели пожарной сигнализации и противопожарное оборудование. Аварийно-пожарные посты есть двух типов – местные, где хранят определённое оборудование, и общесудовые, где находятся многофункциональные виды устройств пожаротушения. Если длина судна составляет более 45 м, аварийно-противопожарное оборудование хранят на нескольких постах, размещенных выше переборки, при длине меньше 31 м возможно использование одного совмещённого поста.

В зависимости от возникновения различных типов возможного пожара (возгорание твёрдых веществ, пожары классов B, C) используют соответственно воду, пену или порошковый огнетушитель , углекислотную и хладоновую системы. Для ликвидации пожаров класса D стационарные системы не задействуют. Помимо стационарных систем пожаротушения используют передвижные установки – механизированные насосы, переносные мотопомпы, другие приборы, которые монтируют на транспортных средствах.

Правильное использование и квалифицированная комплектация судов противопожарными системами надёжно защищает экипаж и груз кораблей от возможного возгорания. Поэтому для защиты корабля от огня необходимо комплексно использовать основной и альтернативный типы систем пожаротушения.

Активная ППЗ судна предназначена для обнаружения и сигнализации о возникновении пожара или взрывоопасной ситуации, воздействия на реакцию горения в автоматическом режиме или с участием человека, предотвращение или подавление взрывов.

В состав активной противопожарной защиты входят:

Системы пожарной сигнализации;

Противопожарные системы судна;

Переносные средства борьбы с пожаром.

Системы пожарной сигнализации делятся на три группы:

Системы обнаружения пожара;

Системы оповещения о пожаре;

Системы предупреждения о включении систем пожаротушения.

Система обнаружения пожара предназначена для выявления очага пожара на ранней стадии его развития и формирования сигнала. В ней используются специальные инфракрасные, тепловые, давления, дифференциальные, температурные и дымовые датчики. Система оповещения о пожаре предназначена для подачи звуковых и световых сигналов на командные пункты (КП). На современных судах системы обнаружения и оповещения сводят в единую систему автоматического обнаружения и, как правило, совмещают их с соответствующими системами пожаротушения.

Все судовые стационарные системы и переносные средства можно классифицировать по их конструктивным особенностям. Конкретное конструктивное исполнение систем зависит от категории судового помещения и его расположения.

По способу использования энергии все средства и системы можно разделить на автономные и неавтономные.

Автономные средства не требуют подвода энергии и используют для своего функционирования либо двигатели, либо различного рода аккумуляторы (электрические, воздушные, химические). Неавтономные средства необходимо подключать к судовым источникам энергии (электрическая сеть, пожарная магистраль, система воздуха высокого или среднего давления).

По огнетушащему составу противопожарные системы и средства можно разделить на водяные, пенные, газовые, порошковые и хладоновые (ингибиторные).

По принципу тушения различают системы и средства поверхностного и объемного тушения.

Общесудовые противопожарные системы;

Системы защиты помещений энергетической установки.

Для полной характеристики какой-либо противопожарной системы необходимо указать все ее классификационные признаки. Например, стационарная автономная система объемного пенного тушения пожара в электростанции.

Отдельным направлением активной противопожарной защиты является создание следующих противопожарных средств:

Переносные пожарные насосы;

Пожарные стволы и пеногенераторы;

Огнетушители;

Пожарный инструмент.

Разработка элементов конструктивной противопожарной защиты, а также создание и совершенствования систем и средств борьбы с пожаром проводится на основе тщательного анализа известных случаев взрывов и пожаров на судах, действий личного состава по борьбе с пожаром и количественной оценки различных вариантов противопожарной защиты.