Церковь сергия, что в крапивниках. Церковь сергия, что в крапивниках Церковь в крапивинском переулке

Крапивенский переулок, расположенный на задворках Высоко-Петровского монастыря, существовал с конца XVI века. С.К. Романюк в книге «Из истории московских улиц» отмечает: «Название его связывают с зарослями крапивы, якобы особенно буйно росшей здесь. Однако в Москве переулки обычно назывались по фамилии домовладельца, жившего в нем. В документе 1752 года упомянут некий коллежский асессор Алексей Крапивин, живший тут, – возможно, от его фамилии и произошло наименование переулка… В Крапивенский переулок выходила и часть большого владения князей Одоевских. Это была барская усадьба с большим каменным домом в центре, садом и прудом».

Церковь в Крапивенском переулке известна с конца XVI века. Освящена она в честь великого молитвенника и печальника земли Русской – преподобного Сергия Радонежского. Основатель Троицкого монастыря по праву считается величайшим из святых Древней Руси. Сергий родился в очень трудное для нашей страны время, когда на Русской земле практически невозможно было найти человека, который бы помнил, каково это – жить не под гнетом татаро-монголов. Люди беспомощно опускали руки, безнадежно отдавались своему прискорбному положению, не находя никакого выхода и утешения. Сергий Радонежский дал русскому народу столь нужные ему утешение и надежду.


Преподобный поселился в глухой, непроходимой лесной чаще, но свет его добрых дел и оттуда сиял и распространился по всей Руси. Сергий Радонежский был для соотечественников примером нравственного совершенства, примером того, как нужно «жить во Христе». Он старался уйти от мира, чтобы посвятить свою жизнь усердной молитве и служению Богу, но без его чуткого участия, без его бережного благословения не прошло ни одно крупное историческое событие второй половины XIV столетия. Знаменитый русский историк В.О. Ключевский так характеризует роль преподобного Сергия Радонежского в жизни русского народа и государства:

«Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч. Человек, раз вдохнувший в общество такую веру, становится для него носителем чудодейственной искры, способной зажечь и вызвать к действию эти силы всегда, когда они понадобятся, когда окажутся недостаточными наличные обиходные средства народной жизни».


Москва, а вслед за нею и вся Русь стала почитать преподобного Сергия своим небесным покровителем. В сознании русского человека он занял место рядом с Борисом и Глебом – национальными заступниками Руси. Сергиевская церковь за юго-восточной стеной Высоко-Петровского монастыря, основанного в XIV веке митрополитом Петром, была тесно с ним связана. По одной из версий, в монастыре трудились не только иноки, но и миряне, а так как в монастыре нельзя было ни крестить, ни венчать, то специально для этого построили храм во имя преподобного Сергия. Впрочем, вокруг причин возникновения на этом месте церкви до сих пор не умолкают споры.


Одно из древнейших названий Сергиевского храма – «в Старых Серебряниках». Раньше здесь находилась Старая Серебряная слобода, в которой жили серебряники – ремесленники, работавшие на Монетном дворе. В ружных книгах XVII века церковь имеет уточнение «что в Новых Сторожах». Следовательно, на этой территории селились дворцовые сторожа. В Москве есть храмы Троицы Живоначальной в Серебряниках и Вознесения Господня в Сторожах. По количеству топонимических уточнений церковь преподобного Сергия Радонежского даст фору многим московским храмам. Ее называли также Сергиевской церковью «что на Трубе» или «на Петровке у Трубы».


«Трубой» в народе прозвали отверстие в стене Белого города, сделанное специально для реки Неглинной. Храм Сергия Радонежского располагался как раз между Петровкой и «Трубой». Но больше всего вопросов вызывает уточнение «в Крапивниках». Церковь находилась в пределах Белого города в непосредственной близости от древнего Высоко-Петровского монастыря, и трудно поверить, что здесь в XVI–XVII веках была глухая, заросшая крапивой местность. Если посмотреть на Сигизмундов план Москвы 1610 года, то можно увидеть, что вся территория между Петровкой и рекой Неглинной застроена деревянными домами.


С другой стороны, в столице часто случались разрушительные пожары, из-за которых мог появиться пустырь, заросший крапивой. Не стоит забывать и версию о домовладельце асессоре Крапивине, предложенную Романюком. Храм преподобного Сергия Радонежского впервые упоминается в документах в первой половине XVII века. В пожаре 1677 года церковь сгорела, а через год началось строительство новой каменной церкви. В писцовой книге 1680 года она называется «церковь Сергия Чудотворца, что у Трубы, каменная». Храм представлял собой бесстолпный четверик с тройной апсидой и луковичной главой на барабане. При церкви была построена колокольня.

В книге конца XIX века, посвященной Сергиевской церкви, сказано об одном из колоколов: «Лета 7197 (1689) года вылит сей колокол сечеными, приложили от малого своего подаяния за многое свое согрешение стольники князь Михайла да князь Иван Юрьевичи Ухтомские в церкви Преподобного отца Сергия Чудотворца, что меж Петровки у реки Неглинной, у Трубы, в Старых Серебряниках, для поминовения усопших сродников своих. Весу в сем колоколе 73 пуда». В этой книге неспроста упоминается фамилия князей Ухтомских. В XVII и XVIII веках в церкви преподобного Сергия Радонежского находилась родовая усыпальница этого знатного рода.


Ухтомские происходили от Рюрика и являлись младшей ветвью удельных князей Белозерских. Основатель рода – князь Иван Иванович – владел Ухтомской волостью на реке Ухтоме и принял фамилию от этой волости. Характерная черта рода – его многочисленность. Ухтомские были записаны в дворянские родословные книги более десяти губерний. Среди Ухтомских было немало известных имен. Василий Иванович по прозвищу «Большой» отличился в казанском походе 1467 года. Хлыновский воевода Михаил Федорович во время Смуты остановил наступление на Вятку. Самым известным представителем этого княжеского рода является архитектор Д.В. Ухтомский.


В 1702 году к Сергиевской церкви был пристроен широкий южный придел Иоанна Предтечи, а через несколько лет – северный Никольский придел. В 1749 году произошла крупная переделка храма Сергия Радонежского в Крапивниках, благодаря которой он приобрел вид, близкий к современному. Появились колокольня и верхний ярус церкви в виде невысокого четверика со срезанными углами. В основных гранях верхнего яруса были прорезаны окна, промежуточные грани украсили арочными нишами, а углы – пилястрами. Кстати говоря, Д.В. Ухтомский в середине XVIII века работал в Высоко-Петровском монастыре и мог принимать участие в переустройстве Сергиевского храма.


В январе 1771 года в Москве началось ужасное бедствие – открылась моровая язва. Краевед Е.А. Звягинцев в статье «Чума в Москве в XVI и XVIII вв.» отмечает: «Эпидемия 1771 года была повальной болезнью преимущественно городской бедноты. В своем озлобленном состоянии московская «чернь» готова была думать, что зараза является делом чьей-то злой воли. Распространялись подозрительные слухи о преступном поведении докторов, обострялось всегдашнее недоверие к представителям царской власти, к дворянству. В народе зрело глухое недовольство, которое в сентябре 1771 года, когда беспощадная чума достигла наибольшей силы, вылилось в так называемый чумный бунт».

Из-за моровой язвы в приходе церкви преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках осталось только шесть дворов. Священник умер, несколько лет храм не работал, а приход был приписан к Знаменской церкви за Петровскими воротами. Второй раз Сергиевский храм закрыли после нашествия на Москву Наполеона в 1812 году. Французские захватчики разграбили церковь, а страшный московский пожар нанес ей сильнейший урон. В 1813 году она на долгие годы оказалась приписанной к храму Григория Богослова в Богословском переулке близ Дмитровки. Церковь преподобного Сергия находилась в таком плачевном состоянии, что в 1820-х годах ее хотели разобрать.

Только благодаря митрополиту Московскому Филарету, который посчитал здание прочным, удалось сохранить храм в Крапивенском переулке. В 1848 году монахи Афонского Пантелеимонова монастыря попросили передать им Сергиевскую церковь для устройства в ней подворья. Но это был единственный в Москве храм, главный престол которого освящен в честь Сергия Радонежского, поэтому Филарет отказал афонским монахам. «Иное дело идти на Афон для безмолвия, а иное, после удаления на Афон для безмолвия, с именем афонского безмолвника идти жить в молву московскую на подворье», – как всегда кратко и точно объяснил владыка свое решение.


В 1870 году прихожане и причт храма Григория Богослова в очередной раз отказались отдать церковь преподобного Сергия Радонежского – теперь для размещения в ней Сербского подворья. В книге, изданной Сергиевской церковью, есть описание храма в Крапивенском переулке в XIX веке: «В центре уличного фасада размещалась колокольня, частично выходившая за красную линию переулка. Первый ярус колокольни представлял собой кубический объем с рустованной отделкой главного фасада, в котором видны ворота. На боковых фасадах отделка принимает форму широких рустованных столбов, поддерживающих профилированный карниз, завершающий первый ярус.


Второй ярус колокольни представляет собой равногранный восьмерик, в каждой грани которого пробито по арке, несколько выступающей из плоскости стены и завершенной замковым камнем. Нижняя часть каждой стены восьмерика оформлена плоской прямоугольной филенкой, верхняя часть (над аркой) – плоской фигурной филенкой, доходящей до карниза. Стыки стен восьмерика оформлены угловыми пилястрами, на которых лежит сложный многопрофильный карниз. Завершение колокольни купольное, в нем по сторонам света устроены треугольные заглубленные фронтоны, отделанные сложной профилировкой. На куполе установлен глухой цилиндрический барабан».

В 1883 году в церкви преподобного Сергия Радонежского было устроено подворье Константинопольской церкви в Москве. В то время предстоятелем Константинопольского Патриархата являлся патриарх Иоаким III, которого за плодотворную церковную деятельность называли «корифеем патриархов». Иоаким был неустанным защитником греческой церкви и не позволял турецким властям ущемлять права православных. Патриарх пользовался огромной поддержкой российского правительства и большим уважением среди российского духовенства. В 1887–1892 годах на месте домов причта по проекту С.К. Родионова было построено здание для Константинопольского патриаршего подворья.


Дома возводились по периметру участка, образовав вокруг церкви тесный двор неправильной формы. В цокольной части здания при помощи окрашенного кирпича была изображена полосатая византийская кладка, на основном поле стены – мусульманские орнаменты. В наличниках верхних окон византийские колонки обрамляли килевидные проемы. В венчающем карнизе на дворовых фасадах применили древнерусские мотивы – поребрики, городки. Фактически это зашифрованное послание, которое читается примерно так: подворье древней Константинопольской Патриархии, находящейся в мусульманской стране, выстроено на Русской земле.

В 1920-х годах церковь преподобного Сергия была закрыта, а Константинопольское подворье ликвидировано. Храм приспособили под учреждение: появились новые окна, в центральной апсиде пробили дверь. Колокольня, выступавшая за красную линию переулка, была сломана до первого яруса. В 1960–70-х годах в здании храма помещался цех завода металлических изделий, в котором производили коньки и лыжные крепления. В колокольне располагалась районная трансформаторная подстанция. Новые пристройки исказили первоначальный облик церкви. Здание Константинопольского подворья было занято жилыми квартирами и различными конторами.

В 1991 году храм возвратили верующим. Святейший Патриарх Алексий II освятил главный престол в честь преподобного Сергия Радонежского, после чего в храме возобновились регулярные богослужения. Главной святыней Сергиевской церкви является знаменитый Кийский Крест патриарха Никона с частицами мощей более чем ста святых. Когда-то кипарисный Крест-мощевик находился в Крестном монастыре на острове Кий. По преданию, в 1639 году будущий патриарх чудесным образом спасся от неминуемой гибели во время бури в Белом море. Вместе с «неким христианином» Никон оказался на необитаемом скалистом острове.

«Кий сей остров?» – спросил Никон у своего спутника, но тот не знал. Тогда Никон сказал: «Пусть же сей остров зовется Кий». Чтобы отблагодарить Бога за чудесное спасение, он поставил на берегу поклонный Крест, на котором сам написал образ распятого Христа. В 1650-х годах Никон (а он к тому времени уже стал патриархом Московским и всея Руси) велел устроить на острове Кий Крестный монастырь. По просьбе Никона из Палестины привезли кипарисный крест, размеры которого соответствовали размерам Голгофского Креста. До закрытия монастыря в 1923 году Крест покидал остров всего однажды – в 1854 году из-за нашествия англичан.


В 1930 году Кийский Крест был передан в антирелигиозный музей на Соловецких островах. Потом он хранился в запасниках Исторического музея в Москве. С августа 1991 года он находится в храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Кийский Крест – уникальная святыня. В нем помещены частицы мощей пророка Даниила, Иоанна Предтечи, евангелистов Матфея, Марка и Луки, апостолов Павла, Фомы, равноапостольного царя Константина, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста и многих других известных святых. В центре Креста серебряный ковчежец с частью Ризы Христовой и частицей Животворящего Креста.


В 1990-х годах Никольский придел церкви преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках был освящен во имя Серафима Саровского. В 1993 году при храме был открыт лицей духовной культуры. С помощью архитектора Т.С. Антоновой с точностью до нескольких сантиметров удалось восстановить размеры и формы колокольни по образцу XVIII века. На Светлую седмицу 6 мая 2002 года на колокольне состоялся первый концерт фестиваля колокольных звонов. Старший звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя И.В. Коновалов исполнил звон Новодевичьего монастыря. В 2003 году расписали купол и алтарную стену главного престола.


Помимо Кийского Креста святыней храма является икона Федоровской Божией Матери, которой молятся люди, ищущие себе доброго супружества, ожидающие ребенка или те, у кого долго нет детей. Многие сокровища Москвы спрятаны в переулках. Вот и в небольшом Крапивенском переулке спрятался удивительный храм преподобного Сергия Радонежского. Практически как ожерельем окружен он необычным зданием бывшего Константинопольского подворья, в котором причудливо чередуются красные и белые кирпичи. Такое соседство делает Сергиевскую церковь еще более таинственной. Этот уголок Москвы практически не изменился с XIX века и является настоящим украшением города.

Денис Дроздов

Церковь преподобного Сергия в Крапивниках известна с конца XVI столетия. Она изображена на «Петровом чертеже» Москвы, и это пока единственное свидетельство существования одноглавого храма в то время. Первое письменное подтверждение существования церкви относится к 1625 году, тогда она была деревянной.

Название церкви «в Крапивниках» однозначного объяснения не имеет. По одной из версий, так могли называть местность малонаселённую, заросшую бурьяном и крапивой. Согласно другой точке зрения, переулок, в котором церковь стоит, получил название по имени хозяина одного из дворов.

В самом деле, в 1752 году одно из владений рядом с храмом принадлежало коллежскому асессору Алексею Крапивину. В прошлом были и другие названия церкви: «в Старых Серебряниках», «у Трубы», то есть близ Трубной площади, «в Сторожах».

В дореволюционное время церковь в Крапивниках была единственным храмом центра столицы, главный престол в котором был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского.

Сергиевская церковь невелика, она стоит под углом к Крапивенскому переулку и далеко выдаётся на проезжую часть своей колокольней. Такое расположение говорит нам о древности храма. Самая старая часть церкви – небольшой по площади четверик, построенный в камне в 1678 году. С севера, юга и запада он окружён более поздними пристройками. Только восточная стена его не была ничем застроена. Здесь мы можем увидеть алтарную апсиду, наличники окон, старый карниз. Каким было первоначальное завершение кубического здания, точно не известно. Скорее всего, церковь была одноглавой.

Южный придел во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи был пристроен к храму в 1702 году. Он объединён с трапезной единым пространством. В 1885-1886 годах придел Иоанна Предтечи был увеличен. Заново была построена абсида, отодвинутая на восток. Она стала вровень с двумя другими алтарями храма. Предтеченский придел стал больше по площади, чем древний четверик и северный придел. Ныне этот придел посвящен Всем святым, в земле Русской просиявшим.

В 1749 году церковь перестроили, и она стала почти такой, какой мы видим её сегодня. Над старым четвериком появилось новое завершение в виде прямоугольного объёма со срезанными углами. На коротких сторонах его были устроены арочные ниши с замковыми камнями. Все углы надстройки украсили пилястры. Новое завершение храма покрыто высоким восьмигранным куполом и увенчано простым, без украшений, гладким барабаном с маленькой главой и ажурным кованым крестом. Одновременно к храму был пристроен северный Никольский придел (в 1998 году он освящён во имя Серафима Саровского). Церковь получила черты стиля барокко. Не исключено, что перестройка храма велась по проекту мастера школы князя Д.В. Ухтомского - главного архитектора Москвы середины XVIII столетия.

В Сергиевском храме был крещен известный русский философ, общественный деятель, писатель и музыкальный критик В.Ф. Одоевский (1804-1869). В 1812 году, во время пребывания в Москве наполеоновской армии, церковь сильно пострадала. После ухода французов она была приписана к соседнему храму Иоанна Богослова (не сохранился, стоял в Петровском переулке). Богослужения возобновились только в 1875 году.

15 ноября 1883 года Сергиевская церковь, не имевшая своего прихода, была передана Константинопольскому Патриархату под устройство собственного подворья (представительства в Российской империи).

В 1920 году храм преподобного Сергия в Крапивниках во многом разделил судьбу всей Русской Православной Церкви. В нем насильственно были изъяты ценности (богослужебные сосуды, старинные ризы на иконах и сами иконы). Известно, что изъятие ценностей сопровождалось волнениями прихожан. В 1934 году умирает последний греческий настоятель храма. Благодаря тому, что с формальной точки зрения Константинопольское подворье не принадлежало Русской Церкви, его еще несколько лет не закрывали. Храм был закрыт одним из последних в Москве – в 1938 году. В конце 1930-х годов у закрытой уже церкви разобрали ярус звона колокольни и барабан над основным объёмом. Внутри было устроено кустарное производство по заточке коньков, что объясняется близостью любимого москвичами катка “Динамо”. В таком виде храм сохранялся до 30 августа 1991 года, когда он был освящён Патриархом Алексием II. Сейчас храм - Патриаршее подворье.

В 2001 году была восстановлена разобранная большевиками колокольня, а в 2010 году освящен придел в честь Всех святых, в земле Русской просиявшим. В 2013 году открыта роспись Серафимовского придела, выполненная иконописцем Ириной Зарон.

На наружной северной стене храма укреплены доски с надписями красивой вязью, рассказывающие о погребённых рядом с ними прихожанах. Здесь похоронено несколько представителей княжеского рода Ухтомских. Они жили в Сергиевском приходе в XVI- XVIII веках. Здесь же были могилы княгини Е.М. Дашковой (1711 год), стольника М.Б. Челищева и его супруги и других. До нашего времени под юго-западным углом трапезной сохраняется усыпальница князей Ухтомских. Некрополь Сергиевского храма – один из самых известных в Москве

В церкви Сергия с 1991 года находится выдающееся произведение искусства и почитаемая святыня – Кийский Крест, один из самых значительных реликвариев в истории христианства. Крест, повторяющий размеры Креста Христова, был изготовлен по приказу Патриарха Никона и освящён 1 августа 1656 года в Москве. Он предназначался для основанного Никоном Крестного монастыря на Кий-острове в Белом море. Патриарх Никон поместил в Крест частицы мощей 104 святых и 16 камней из различных святых мест Палестины. Крест находился на своём месте, в соборе Крестного монастыря, до 1923 года. Затем его перевезли в антирелигиозный музей на Соловках, а в 1930 году в Государственный исторический музей в Москве. Среди других почитаемых святынь этого древнего храма – чудотворные иконы: образ Божией Матери Феодоровская и образ преподобного Сергия Радонежского.

Судьба храма Сергия Радонежского в Крапивниках складывалась подчас драматично. Во время эпидемии 1771 года он лишился и священника, и значительной части прихожан, после разорения 1812 года церковь, бесприходную, приписали к другому храму, а в 1883 году отдали Константинопольскому Патриархату под устройство подворья. Важно при этом заметить, что церковь была уникальной в своем роде. Других приходских храмов с главным престолом во имя в Москве той поры не обреталось.

По документам храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (или же «в Крапивках») известен с 1625 года, в первые десятилетия своего существования он был деревянным. В 1677 году старая церковь сгорела, расчистив, таким образом, место под постройку каменного храма, который и начали возводить в 1678 году скромным четвериком с позакомарным покрытием и одной луковичной главкой.

Каменная церковь преподобного Сергия, выстроенная в конце 1670-х годов, была изначально очень мала, так что здание потребовалось расширить, вследствие работ середины XVIII века Сергиевский храм приобрел вид, близкий к современному: с севера он прирос приделом, посвященным святителю Николаю, над главным четвериком возвысился второй ярус. В это же время появилась и возрожденная ныне колокольня.

После революции Церковь преподобного Сергия оставалась действующей. В 1922 году из нее изъяли ценности. Закрыт он был только в 1938 году, едва ли не последним из московских храмов, обреченных закрытию. После этого его, как водится, обезобразили — обезглавили и наполовину разобрали колокольню. В здании церкви разместился цех №2 Первого московского завода коньков, производившего собственно коньки и лыжные крепления.


Саша Митрахович 15.08.2017 06:35


Основной объем храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках возводился накануне эпохи нарышкинского барокко. Строители его не гнались за изысканностью, а имели в виду лишь добротность. Спустя некоторое время к храму пристроили трапезную и южный придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. По оси «восток — запад» придел оказался короче основного четверика, что должно было сообщать зданию известную неуклюжесть.

В середине XVIII века храм существенно видоизменился, приобретя черты, знакомые нам по сегодняшним фотографиям. Придел святителя Николая, устроенный с севера, несколько уравновесил общую композицию, а восьмерик (иногда его называют четвериком со скошенными углами, что даже более справедливо), поставленный над основным объемом, придал ей определенное сродство с малыми храмами Высоко-Петровского монастыря — Пахомиевским и Толгским. Причем с храмом Толгской иконы Божией Матери Сергиевскую церковь в большей степени роднит некая камерность, а с Пахомиевским — именно решение второго яруса, хотя и здесь о разительном сходстве говорить не приходится: Пахомиевский храм увенчан «равномерным» восьмериком, каждая грань которого изначально имела окно.

Имени архитектора, производившего перестройку церкви прп. Сергия, мы не знаем, однако можно предположить, что к ней приложил руку зодчий из круга Д.В. Ухтомского, в ту пору — главного архитектора Москвы, Д.В. Ухтомский известен как мастер елизаветинского барокко. Сергиевская церковь, конечно, не имеет в своем оформлении достаточно черт, позволяющих с первого взгляда определить ее как «елизаветинскую», но это говорит скорее о том, что архитектор, перестраивавший ее, сумел проявить и такт, и чувство меры. А барочные черты ее «четверик со скошенными углами», несомненно, несет.


Саша Митрахович 15.08.2017 07:13


К сожалению, до закрытия храма Сергия Радонежского никому не пришло в голову сфотографировать или зарисовать интерьеры. Поэтому «лучше один раз увидеть» в данном случае не получится. Да и «сто раз услышать» — тоже. Описания тогдашнего храмового убранства довольно скупы. Например, архимандрит Серафим, автор брошюры «Церковь преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца» (1884), сообщает, что в главном приделе иконостас был пятиярусный, с четырьмя иконами в местном ряду, одетыми медными посеребренными ризами. В приделах были двухъярусные иконостасы, в переходе между главным храмом и Никольским приделами помещалась старинная икона Явления Божией Матери преподобному Сергию «в сребропозлащенной ризе», а в трапезной висели пять больших древних икон — Николая Чудотворца, Спаса Нерукотворного, Божией Матери «Утоли моя печали», Казанская и Балыкинская.

Оформлять интерьеры после возвращения храма Церкви пришлось заново. Лидия Владимировна Каледа так вспоминала о том, как выглядел храм внутри в 1991 году: «Иконостаса толком не было, и все собирали по крошечкам. нес туда из дома все, что можно, так что все те полотенца, которыми обустраивался наш храм, были отнесены туда». Полотенца и пикейные одеяла с прикрепленными к ним иконами заменяли алтарную преграду.

Естественно, в подобных условиях заботились о том, чтобы храм внутри выглядел хоть сколько-нибудь пристойно. Не до жиру, быть бы живу. Поэтому к церковному искусству в подлинном смысле слова принадлежит лишь убранство бывшего Никольского, а ныне Серафимовского придела, относящееся уже к самому недавнему времени. Росписи алтарной части придела выполнены Ириной Зарон, алтарная преграда — Сергеем Антоновым. Чета мастеров, известная своими работами для храмов, создала по-настоящему достойный, благородный ансамбль, в котором фресковая живопись, укорененная в древнерусской традиции (как тут не вспомнить о росписях Дионисия в Богородице-Рождественском соборе , тем более что и там присутствует композиция «О Тебе радуется», помещенная Ириной Зарон в конхе алтарной апсиды Серафимовского придела), органично сочетается с резными иконами, отсылающими к творениям старых мастеров-кресторезов. Преграда в достаточной степени «прозрачна» и пропускает взгляд рядового, не вхожего в алтарь богомольца к росписям.


Саша Митрахович 15.08.2017 07:19