Страховщики грозятся уйти с рынка осаго. Натуральное хозяйство: что не так с рынком осаго  Уход с рынка осаго 7 страховых компаний

Страховые компании уверяют, что ОСАГО приносит им одни убытки. Некоторые их них, например, Allianz и «ВТБ страхование», приняли решение покинуть этот рынок. Другим страховщикам потребовались серьезные финансовые вливания. Сложившаяся ситуация может и вовсе закончиться крахом всей системы обязательного автострахования. При этом некоторые эксперты считают главной причиной происходящего непомерную жадность страховщиков.

Разница в степени убыточности

Как пояснил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, общие выплаты по ОСАГО в I квартале на 22% превысили собранные премии, причем в некоторых регионах разрыв составляет 150%. Этот результат включает все выплаты страховщика: не только страховое возмещение, но и расходы на ведение дел. Без них собственно страховые выплаты составили 97% собранных премий.

Управляющий директор «Эксперт РА» по страховым рейтингам Алексей Янин отмечает, что сегодня все страховщики испытывают трудности с ОСАГО. Возникает только разница в степени убыточности. По словам эксперта, лучше всех чувствуют себя страховые компании, которые ведут бизнес в крупных городах. «В целом это выбор между более-менее терпимым, плохим и очень плохим», - полагает Янин.

Гендиректор «Альфастрахования» Владимир Скворцов также считает, что в I квартале ситуация действительно хуже, чем в прошлом году. И пока эксперты не предвидят никаких улучшений на этом рынке.

Соблюсти нулевой баланс

В марте этого года ЦБ изменил формулу расчета соотношения капитала страховщиков и принятых ими на себя страховых обязательств. Пересчет оказался болезненным для страховщиков с большой долей ОСАГО. В результате «Росгосстрах» резко сократил долю на рынке ОСАГО (ниже 20%). Но это не помогло, и крупнейшей компании потребовались дополнительные средства. Теперь «Росгосстрах» ставит задачу соблюсти хотя бы нулевой баланс между убытками по ОСАГО и прибылью по другим видам страхования.

По словам гендиректора ГСК «Югория» Алексея Охлопкова, раньше «Росгосстрах» абсорбировал убыточных клиентов. Теперь эти обязательства легли на страховые компании. И это оказалось для многих непосильной ношей.

В единстве сила?

В этой ситуации компании предпочли объединяться. Как стало недавно известно, подконтрольная Борису Йордану группа «Ренессанс страхование» договорилась о слиянии со страховыми активами негосударственного пенсионного фонда «Благосостояние», которое контролируется «Российскими железными дорогами».

СМИ сообщают, что сделка находится в финальной стадии, но пока еще не подписана. Эксперты поясняют: для Йордана это возможность получить новые качественные активы на балансе «Ренессанса». Для НПФ - шанс на долю в хорошей страховой компании с грамотным топ-менеджментом.

В тоже время необходимо учитывать, что положение самого «Ренессанс страхования» также далеко от идеального. Чистая прибыль группы в 2016 году упала более чем в четыре раза по МСФО, до 0,6 млрд рублей. А большую часть портфеля компании занимает автострахование - КАСКО (сборы 1,7 млрд руб. за I квартал, доля рынка КАСКО - 4,7%, 8-е место по сборам) и ОСАГО (1,1 млрд руб., доля рынка 2,4%, 9-е место по сборам).

Так что насколько это слияние ответит чаяниям руководителей компаний, сказать сегодня достаточно сложно. Не станет ли это «союзом лузеров»?

Собрать побольше - выплатить поменьше?

ОСАГО успешно функционирует во многих развитых странах. Так почему же с ней возникли проблемы в России? Ряд экспертов считают - с самого начала система ОСАГО стала давать сбои, так как страховые компании решили, что должны немедленно получать сверхдоходы за счет разницы между сборами и выплатами.

Логика проста - чем меньше страховые компании выплачивали клиентам, тем больше становилась их прибыль. Так, в 2003 году, в первый год действия ОСАГО, страховые компании собрали 25,3 млрд рублей, а заплатили лишь 1,1 млрд. Но по закону об ОСАГО страховщики должны направлять на выплаты автовладельцам и пострадавшим в ДТП пешеходам не менее 80% сборов. На деле же выходило порядка 50%: за 13 лет действия ОСАГО страховые компании собрали с автовладельцев 1,25 трлн рублей, а выплатили только 670 млрд рублей, вместо положенного по закону 1 триллиона рублей.

Помимо этого, существовали многочисленные возможности сократить положенные выплаты. Например, привлечение к расчету ущерба карманных экспертов, отказ компенсировать утрату товарной стоимости. К особо изощренным способам можно отнести перенос центров урегулирования убытков в такие удаленные места, куда человеку как можно сложнее было добраться и получить выплату.

На слуху и множество других попыток страховщиков «срубить» лишнего с клиентов. Например, навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО, отказ в заключение договора тем, кто отказывается купить дополнительные услуги у страховой компании и т.п.

К большому разочарованию страховых компаний, многие автомобилисты, пытаясь защитить свои права, стали обращаться в суды и выигрывали их. При этом по признанию самих граждан, если бы компании выплатили сразу адекватную сумму, то не потеряли бы гораздо большую. В интернете нетрудно найти массу таких рассказов. Например, после судов одному из автовладельцев компания заплатила вместо 45 тысяч рублей более 150 тысяч. Пользователь делает вывод о том, что жадность страховых компаний и привела к их убыточности. Эта точка зрения также имеет право на существование.

Тревожные перспективы

Чтобы стабилизировать ситуацию на страховом рынке, были приняты поправки в закон об ОСАГО, которые устанавливают приоритет натуральных выплат над денежными (28 апреля они вступили в силу). Таким образом, возмещение ущерба теперь будет осуществляться в виде ремонта автомобиля. По идее, новые правила должны позволить максимально обезопасить автовладельцев: качественную услугу они получат в сертифицированных центрах, которые будут проходить специальную проверку.

Но, по мнению автоюриста Сергей Радько, ничего хорошего эти поправки не принесут. Неясно, например, какое количество сервисов будет соответствовать заявленным требованиям. Эксперт считает, что поправки защищают в итоге интересы страховых компаний, а не граждан.

Как будет развиваться дальше ситуация с ОСАГО, сказать достаточно сложно. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорит, что если не принять дополнительных мер, в 2017 году может возникнуть убыточность в целом отрасли ОСАГО. При этом какие меры необходимо предпринять, чиновник не уточняет.

В свою очередь эксперты полагают: в случае ухудшения ситуации, государство вполне может и отменить обязательное страхование автогражданки. Но также вероятно, что и автовладельцы начнут массово отказываться от покупки полисов ОСАГО. Им эта система становится просто не выгодной.

Кризис на рынке ОСАГО, неизбежно ведет к тому, что страховые компании покидают этот рынок. Если ранее с "автогражданкой" работало порядка 180 компаний, то сейчас, эта цифра сократилась втрое. Но самое печальное то, что положительных изменений в этом плане ждать не приходится. Убыточность рынка ОСАГО ведет к тому, что количество страховых компаний, на нем, неизменно продолжит сокращаться. Такие прогнозы делает и Центробанк, и представители РСА, подчеркивая что на рынке ОСАГО, действительно кризис.

Накануне, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев в эфире НСН, отметил следующее:

«К ежегодно уходящим компаниям, которые покидают рынок, исходя из своей финансовой несостоятельности, добавились те страховщики, которые уходят добровольно. Они понимают, что нести убытки, которые для них создаёт ОСАГО, невозможно. Новые страховщики не горят желанием заходить на рынок, видя его убыточность. Поэтому, действительно, прогнозы по итогам 2018 года показывают, что рынок также будет уменьшаться. И если не произойдёт либерализация тарифов в середине 2018 года, ситуация может ещё больше ухудшиться».

Ситуация осложняется еще и тем, что альтернативы обязательному страхованию автогражданской ответственности нет, подобные системы работают во всем мире, а посему выходит, что система ОСАГО это нужный и важный инструмент.

Эксперт подчеркнул:

«К сожалению, на данный момент в ОСАГО есть серьёзный системный кризис. Он связан, в первую очередь, с тем, что тарифы, которые устанавливаются государством, в отдельных сегментах или в отдельных регионах, являются либо недостаточными, либо чрезмерными. Эта несбалансированность приводит к тому, что страховщикам в отдельных регионах просто невыгодно осуществлять продажи полисов ОСАГО – они несут серьёзные, катастрофические убытки. И вынуждены как-то перераспределять свои прибыли из хороших благополучных регионов. Но даже это сейчас не спасает рынок. И требуется серьёзная либерализация тарифов по ОСАГО».

Выход из сложившейся ситуации лишь один, это понимают и в РСА и в ЦБ, тарифы ОСАГО нужно освобождать от госрегулирования.

«На сегодняшний момент оно не успевает за теми изменениями, которые происходят на рынке. И не совсем "рыночно" реагирует на те сегменты, которые являются прибыльными или, наоборот, убыточными по ОСАГО. Этот приводит к тому, что произошла разбалансировка. И сейчас отдельные территории или отдельные категории клиентов, например, молодые водители или таксисты, крайне убыточны для страховщиков. Ими никто не хочет заниматься. Они приносят убытки для компаний. Но поднять им тарифы в нынешней конфигурации страховщик не может, так как тариф регулируется государством».

Страховой рынок в 2018 году покинут 20% действующих компаний, предсказывают страховщики, опрошенные экспертами КПМГ. Среди других их прогнозов - рост рынка на 7%, увеличение сделок M&A и новый рекорд убыточности в сегменте ОСАГО

Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

​Страховой рынок в течение 2018 года могут покинуть почти 50 страховых компаний — к концу года их останется 168 против 217 в феврале, следует из результатов июньского опроса топ-20 крупнейших страховщиков. Итоги опроса представлены в исследовании аудиторско-консалтинговой компании КПМГ «Обзор рынка страхования в России. 2018 год» (есть у РБК).

К концу первого квартала, по данным ЦБ, в стране действовали 204 страховые компании. По итогам 2017 года рынок покинули 30 страховых компаний (на конец года их было 226). Основная причина ​— добровольный отказ от лицензий (16 страховщиков), еще пять — в связи с реорганизацией, а у девяти лицензия была отозвана из-за нарушения законодательства.

При этом, по оценкам крупнейших компаний — респондентов КПМГ, в 2018 году страховые сборы вырастут на 7%, в основном за счет деятельности топ-20 страховщиков (по итогам 2017 года был рост 8%). Основным драйвером рынка останется страхование жизни, которое в течение ближайших двух лет будет показывать ежегодный прирост на уровне 30% и выше. А вот рынку ОСАГО участники рынка предрекли рекордную убыточность в текущем году, несмотря на принимаемые ЦБ меры по либерализации тарифов, которые, как ожидается, осенью вырастут на 20%.

Естественный отбор

Среди основных причин ухода страховых компаний с рынка в КПМГ указывают усиление контроля ЦБ за соблюдением страховщиками регуляторных требований. Уже сейчас они должны соблюдать новые требования по открытому стандарту представления отчетности (формат XBRL), единому плану счетов, а впереди внедрение новых стандартов международной финансовой отчетности (МСФО 17) и директива Solvency II (аналог банковского «Базель II» для страхового рынка), говорит партнер, руководитель практики по работе со страховыми компаниями КПМГ в России и СНГ Юлия Темкина. Для реализации всех этих требований нужны инвестиции — как в технологии, так и в профессиональные кадры. Для небольших компаний это зачастую неподъемно, и их бизнес в результате просто перестает быть прибыльным, отмечает эксперт. «Им сложно еще и потому, что, как правило, это нишевые или кэптивные игроки, не имеющие диверсифицированных портфелей в отличие от крупных компаний», — указывает Темкина.

В «АльфаСтраховании» ожидают коэффициент убыточности в 2018 году в районе 85%, но комбинированный КУ может вырасти до 115%, говорит руководитель управления андеррайтинга «АльфаСтрахования» Денис Макаров. В «РЕСО-Гарантии» считают, что убыточность в текущем году в лучшем случае останется на прежнем уровне. «Регулятор проводит очень активную работу по улучшению ситуации на рынке, однако мы видим и противоположные тенденции (например, рост мошенничества в электронных полисах), по совокупности этих факторов ситуация в лучшем случае останется на прежнем уровне», — говорит заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.

В «Ингосстрахе» не берутся предсказывать убыточность ОСАГО по итогам года, так как с 1 июня в два раза увеличился размер лимита на выплату по европротоколу (без вызова полиции) — до 100 тыс. руб. «Как это скажется на убыточности, не знает никто», — поясняет глава дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.

Тарифы помогут

Чтобы снизить убыточность ОСАГО, ЦБ . В рамках первого этапа предполагается расширение коридора базовых ставок на 20% вверх и вниз до 2746-4942 руб. (сейчас 3432-4118 руб.), что позволит страховщикам повышать или понижать тарифы в более широких пределах. После расширения коридора средний обобщенный водитель заплатит за полис 7 тыс. руб., тогда как сейчас платит 5800 руб., зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

Но запланированная либерализация ОСАГО не успеет оказать значительного влияния на убыточность страховых компаний до конца года, говорит Юлия Темкина. В этом году на убыточности все еще будут сказываться инициативы, принятые ранее, — «Единый агент» и электронное ОСАГО. В КПМГ считают, что тарифы вырастут главным образом в глубоко убыточных регионах, в то время как «хорошие» регионы (с точки зрения выплат по ОСАГО) могут показать даже снижение стоимости полисов.

Страховщики склонны консервативно оценивать динамику убыточности — это усиливает их позицию по вопросу о целесообразности повышения тарифов, предупреждает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин. По его мнению, расширение тарифного коридора приведет в большей степени к повышению тарифов, чем к понижению. С другой стороны, эта мера негативно скажется на покупательной активности клиентов: может возрасти количество поддельных полисов (предлагаемых якобы по более низким тарифам) либо же часть населения просто откажется от страхования.

Сроки перехода рынка ОСАГО к безубыточности зависят от того, когда начнут действовать принципы либерализации, запланированные ЦБ, говорит представитель РСА. «В лучшем случае комбинированный коэффициент убыточности будет равен порядка 100%», — отметил он.

Суть данного документа сводится к тому, что страховые компании получат определенные квоты на объемы продаж ОСАГО. При невыполнении заданных объемов право реализации полисов уйдет к конкурентам, которые смогут заключать договоры с автовладельцами от имени проштрафившихся страховщиков. Такое положение устроило не всех игроков данного рынка.

«Необходимость продавать полисы ОСАГО в регионах, которые являются проблемными, однозначно изменяет бизнес-модель компаний. И мы видим по факту и по плану уменьшение количества игроков», - цитирует Banki.ru слова директора департамента страхового рынка Банка России Игоря Жука .

Крайний срок подписания соглашения - 25 июля. Выходит, что сегодня автовладельцы могут столкнуться с проблемами при приобретении «автогражданки». Среди недовольных есть и лидеры рынка. Так, в «Росгосстрахе» могут заявить о прекращении работы с этим видом страховки. Эта компания занимает четверть рынка ОСАГО, однако в последние месяцы сокращала активность в этом направлении бизнеса. Аналитики считают, что отказ «Россгостраха» от ОСАГО маловероятен, поскольку компания зависит от соответствующих поступлений, но если это произойдет, обвала «автогражданки» не случится - четыре компании-лидера готовы занять долю «Россгостраха», в их числе - «РЕСО-Гарантия», «Ингосстрах», ВСК, «Альфа Страхование».

В Российском союзе автостраховщиков продолжают рассчитывать, что «отказников» не будет и все подпишут соглашение до 25 июля.

«После этого срока компании, не подписавшие соглашение, будут подвергаться штрафам. Максимальный размер штрафа составляет 500 тыс. рублей, и штраф в 200 тыс. рублей может быть наложен на компанию, которая подала пакет документов для присоединения к соглашению, но не устранила в них определенные недочеты, затягивает срок подписания документов», - рассказал агентству «Интерфакс» президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс .

Пока РСА и страховые компании разбираются с соглашением, в регионах по-прежнему не меняется ситуация с приобретением полиса ОСАГО. С этим столкнулись в Челябинской области. К нам обратился автомобилист Илья Липатников .

«Настало время страховаться. Прошел техосмотр и заехал в страховую "ЮжУралАско". Народу почти не было, ну, думаю, сейчас по-быстренькому все оформлю, а мне говорят: "У нас прием по талонам". Приезжайте с утра, занимайте очередь и в девять утра (кому хватит) получите талон. Нормально, говорю! А сейчас можно получить, раз приехал, чтобы в шесть утра очередь не занимать? Ответили, что нет, только с утра», - написал Илья в письме в редакцию сайта.

На этом история не закончилась.

«С утра приехал. Выдают в день по 19 талонов! Спрашиваю: кто последний? Позвала женщина из "Волги", записывайся, говорит, все последние тут. Предприимчивые люди собирают по сто рублей за ведение очереди по списку. Передают эту эстафету как-то между собой, еще и умудряются заработать. Самое интересное оказалось позже: люди приезжают за талонами утром (такие как я, новенькие) и натыкаются на людей, которые уже давно стоят по спискам. До драки вырывают эти талоны у сотрудниц страховой при открытии», - продолжает возмущенный автовладелец.

А вот снимок, который прислал нам Антон Заболотников. Так в Челябинске стоят в очередях за ОСАГО.


Мы дозвонились в компанию «ЮжУралАско» и попытались приобрести обязательную для водителей страховку.

«Приезжайте к девяти утра и получайте талон. С ним вас примут в этот же день», - уверили в страховой.

Связавшись с нашим собственным источником в компании, мы узнали, можно ли получить заветный полис.

«Если будете страховать по кругу, то без проблем оформят и ОСАГО. Тут никаких очередей. Только ОСАГО - тогда по талону. На них лимит и постоянная очередь. Почему так происходит? Мне ответ неизвестен», - рассказал менеджер, пожелавший скрыть свое имя.

Подобные проблемы наблюдаются в Ростовской области, республике Адыгее, Нижнекамске и других городах России.

Минувший год стал сложным для автостраховщиков. Все внимание компаний, оставшихся на рынке ОСАГО (их уже всего 59, хотя 14 лет назад насчитывалось 240), сосредоточено сейчас на выправлении ситуации с автогражданкой. ОСАГО уже давно тормозит из-за хронической недостаточности тарифа, но в прошлом году страховщики впервые ушли в глубокий минус.

Сборы страховщиков по ОСАГО снизились на 3% за год, а суммы выплат выросли с утроенной скоростью (9% в 2017 году). При этом пени, штрафы, неустойки и накладные расходы в структуре выплат по суду уже превысили 50%. Средняя выплата в ОСАГО в 2017 году увеличилась на 10% с 69 000 до 75 800 рублей, а средняя премия упала на 4% - с 6032 рублей до 5800 рублей.

Многие из тех, кто остался на рынке, сознательно снижают свою долю. Показателен пример прежнего лидера, компании «Росгосстрах»: несколько лет назад она контролировала треть рынка ОСАГО, сейчас доля компании едва превышает 10%. Бедствие, которое терпит этот некогда серьезнейший игрок, сказалось на всем рынке, и, конечно, первая в современной истории национализация страховщика не прошла безболезненно.

Преступные автоюристы

К 2018 году мегарегулятор страховой отрасли, Министерство финансов России, признал, что ОСАГО сдерживается не рыночными методами, а по социальным основаниям. Были разговоры, что после выборов нужно будет как-то это исправить. По словам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, стратегическая задача состоит в уходе от предвыборной зависимости ОСАГО в ближайшие три-четыре года. Необходимо поставить ОСАГО на рыночные рельсы, чтобы рынок нашел равновесную цену, а ОСАГО стало базовым каско и приносило благо автовладельцу, не будучи убыточным для страховщика.

Одно из важнейших событий прошлого года - поправки в закон об ОСАГО, касающиеся натурального возмещения. Когда мы выходили с инициативой этого закона, то рассчитывали, что изменения сыграют положительную роль в выравнивании ситуации, что таким образом удастся побороть «черных автоюристов». Это движение началось массово после того, как в 2012 году на страхование распространили закон о защите прав потребителей, а затем в 2014 году увеличилась максимальная выплата по ОСАГО.

Когда максимум, что можно получить с одной аварии, - 100 000 рублей, это не особо интересно злоумышленникам. Преступлений в этой сфере было 10-15%. Сейчас, когда можно «накрутить» 400 000 рублей за «железо» плюс 500 тысяч рублей за ущерб жизни и здоровью (и это не считая штрафов и пеней), извлечение денег из аварий стало бизнесом. Люди заинтересовались, сгруппировались, привлекли профессиональных юристов и поставили все на поток. Получились целые банды. Мы надеялись, что с принятием закона о натуральном возмещении недобросовестные автоюристы успокоятся, но этого не случилось.

В процессе согласования закона столько было введено ограничений, что многое из задуманного просто не работает. Сервисное техобслуживание не укладывается в отведенное законом время, так как многие запчасти нужно заказывать, а детали просто не приходят вовремя. Ограничение в 50 км до станций техобслуживания в некоторых регионах абсурдно. Например, Волгоград растянут на 100 км: как тут уложиться?

В итоге закон не смог «перекрыть кислород» мошенникам: те же самые недобросовестные автоюристы нашли новые способы затаскивать страховщиков в суд по натуральному возмещению. При этом доля урегулирований в натуральной форме у некоторых крупных компаний доходит до 40% в ряде регионов. Используя лазейки в законодательстве, недобросовестные посредники без малейших угрызений совести подрывают основы рынка страхования, призванного защитить всех, кто ездит по дорогам страны. И эти люди даже не считают себя преступниками.

В итоге такого компромиссного текста закона страховщики получили рост выплат, в том числе за счет обязательности ремонта новыми запчастями. Это примерно на 30% увеличивает затраты. В то же время страховые компании не смогли избавиться от дополнительной нагрузки нестраховых выплат в судах.

Есть и еще один нюанс действия натурального ОСАГО. Автовладелец по соглашению со страховщиком может отказаться от ремонта. В этом случае он подписывает бумагу, что согласен с той выплатой, которую ему рассчитали в страховой компании.

Мошенничество с электронными полисами

В 2017 году были запущены обязательные продажи электронного ОСАГО, что дало возможность по большей части решить проблемы доступности полисов в проблемных регионах. Часть регионов России получили такой статус из-за того, что страховщики просто отказывались там работать из-за запредельных убытков. К концу года через интернет продавалось уже более 34% полисов ОСАГО.

Не сразу удалось наладить всю систему - на первом этапе отмечалось большое количество сбоев в работе сайтов страховых компаний и базе данных РСА, которая в силу чрезмерной нагрузки не всегда справлялась. Мы всерьез начали работу по созданию новой базы с совершенно другими техническими параметрами: когда создавалась нынешняя, о таких нагрузках никто не мог и подумать.

Важным моментом в увеличении доступности ОСАГО стало создание Российским союзом автостраховщиков системы гарантирования возможности заключения договора ОСАГО в электронном виде - системы «e-ОСАГО Гарант», которая позволяет совершить покупку через сайт РСА. Эта функция подключается при наличии сбоев на сайте компании, в которую обратился клиент, либо если у этой компании закончились «электронные бланки», то есть номера полисов.

По мере роста доступности мы стали отмечать появление новых форм мошенничества: подделку электронных документов и фальсификацию данных в заявлениях на заключение договоров ОСАГО, заполняемых при оформлении через интернет. Активизировались и недобросовестные посредники, которые якобы помогают автовладельцам заполнить форму заявки, а на деле вводят их в заблуждение относительно стоимости полиса и зарабатывают на этом.

Мошенники начали массово регистрировать в интернете сайты по продаже ОСАГО, копирующие сайты страховщиков. Для борьбы с этим явлением РСА заключил договор со специализированными компаниями по борьбе с кибермошенничеством. За девять месяцев 2017 года было выявлено и заблокировано более 700 таких сайтов.

Сейчас ситуация с мошенничеством и злоупотреблением правом перешла все мыслимые пределы. Страховщики потеряли около 40 млрд рублей из-за мошенничества в сфере ОСАГО. В 2017 году РСА совместно Банком России провел серию межведомственных совещаний в регионах, чтобы донести мысль о том, что проблемы в ОСАГО чреваты ростом социальной напряженности.

Мы проехали почти по всем федеральным округам (на 2018 год оставили относительно благополучные Центральный и Северо-Западный), провели межведомственные совещания с МВД и Генпрокуратурой, довели до сведения местных властей, насколько катастрофическая ситуация складывается у них под носом. Местные власти должны понимать, что ситуация с мошенничеством по ОСАГО напрямую влияет на его доступность, а следовательно - на социальную напряженность в регионе.

Итогом совещаний стала системная работа всех сторон, активизация следствия и доведение дел до суда. В целом правоохранители обратили больше внимания на страховое мошенничество. По итогам этой работы в органы правопорядка направлено более 8100 заявлений по выявленным фактам страхового мошенничества в страховании в целом. По ним возбуждено 1565 уголовных дел. Большинство заявлений и возбужденных дел касается ОСАГО. Мы надеемся, что впоследствии сможем сказать: «2017 год стал переломным в борьбе со страховыми мошенниками». Впрочем, сейчас мы только в начале трудного и долгого пути.

Проблемы ОСАГО стали системными, и решать их необходимо комплексно - постепенно «отпуская» тарифы, давая возможность страховщикам поощрять добросовестных водителей пониженными коэффициентами и наказывая рублем разного рода нарушителей. Установление справедливого тарифа поможет устранить возникшие перекосы и пресечет практику, когда «плохих» водителей дотируют добропорядочные автовладельцы.