Синтаксический разбор пора. Что такое синтаксический разбор

Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении. Порядок при синтаксическом разборе. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений. Ошибки при разборе простого предложения§4. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Выделяем из предложения нужное словосочетание. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.

Важно соблюдать порядок разбора. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения. Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Чертим схему предложения. Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном.

Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. I. Разобрать предложение по членам. II. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку. III. Сделать описательный разбор по следующей схеме: 1. По цели высказывания: – повествовательное, – вопросительное, – побудительное.

В простом предложении:

Прямое дополнение- это дополнение в форме винительного падежа без предлога, относящееся к члену предложения, выраженному переходным глаголом. Они связывают главным образом части сложного предложения, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных и неоднородных членов. Если перед нами предложение, то выделить из него словосочетания. Естественно, характеристика словосочетания отличается от характеристики предложения, потому что словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей, как предложение.

Но простое предложение имеет лишь одну грамматическую основу, а сложные — более одной. Поэтому для последних важно выявить характер синтаксической связи между частями. То есть схемы разбора простого и сложного предложения имеют важные различия. Приступая к разбору, важно понимать, какие единицы синтаксиса ты разбираешь и что для этого требуется.

В предложении, имеющем однородные члены.

1. Определить главное и зависимое слова, выделить главное, от него поставить вопрос к зависимому. 3. Определить вид синтаксической связи: согласование, управление, примыкание. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Пример разбора сложного предложения

Предложение с прямой речью, прямая речь находится в препозиции по отношению к словам автора. Слова автора представляют собой простое предложение, двусоставное, нераспространенное, полное, неосложненное.

Простейший способ реагирования на некорректную входную цепочку лексем - завершить синтаксический анализ и вывести сообщение об ошибке. Однако часто оказывается полезным найти за одну попытку синтаксического анализа как можно больше ошибок. При обнаружении ошибки синтаксический анализатор пропускает входные лексемы по одной, пока не будет найдена одна из специально определенного множества синхронизирующих лексем. Иногда при обнаружении ошибки синтаксический анализатор может выполнить локальную коррекцию входного потока так, чтобы это позволило ему продолжать работу.

Естественно, данная стратегия бессильна, если настоящая ошибка произошла до точки обнаружения ошибки синтаксическим анализатором. При срабатывании таких продукций регистрируется ошибка, но синтаксический анализатор продолжает работать в обычном режиме. Под порядком слов в предложении понимается последовательное расположение его членов.

Изменение обычного, прямого порядка слов в предложении приводит к их смысловому и эмоциональному выделению. Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе.

Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора. Разбор постоянно отрабатывается на уроках и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов. Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля.

Содержание и структура таких предложений может быть очень разнообразной. Этап 2: Определите интонацию и эмоциональную окраску предложения. На этой стадии синтаксического разбора предложения посмотрите, какой знак препинания стоит в конце предложения. Этап 3: Найдите в предложении грамматические основы. Этап 4 для простого предложения: Найдите главные члены и дайте характеристику предложению.

И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Для начала рассмотрим синтаксический разбор простого предложения с примерами. Синтаксический разбор требует знаний и умений. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое,не осложнено. Грамматический разбор - В информатике, синтаксический анализ (парсинг) это процесс сопоставления линейной последовательности лексем (слов, токенов) языка с его формальной грамматикой.

Не всем школьникам легко дается полный синтаксический разбор предложения. Мы подскажем вам правильную последовательность действий, которая поможет легче справиться с таким заданием.

Этап 1: Внимательно прочтите предложение и определите цель высказывания.

По цели высказывания предложения разделяются на:

  • повествовательные – «Красота спасет мир» (Ф. Достоевский);
  • вопросительные – «Русь, куда ж несешься ты?» (Н. Гоголь);
  • побудительные – «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. Пушкин); «Завет писателям: не нужно выдумывать интриги и сюжеты. Пользуйтесь сюжетами, которые предоставляет сама жизнь» (Ф. Достоевский).

Повествовательные предложения содержат сообщение о чем-либо и характеризуются спокойной повествовательной интонацией. Содержание и структура таких предложений может быть очень разнообразной.

Цель вопросительных предложений – получить от собеседника ответ на поставленный в предложении вопрос. В некоторых случаях, когда вопрос носит риторический характер (т.е. не требует ответа), цель такого предложения иная – патетическое высказывание какой-либо мысли, идеи, выражение отношения говорящего к чему-либо и т.п.

Цель высказывания побудительного предложения – мотивировать адресата сообщения совершить какое-либо действие. Побуждение может выражать прямой приказ, совет, просьбу, предостережение, призыв к действию и т.п. Различия между некоторыми из этих вариантов зачастую выражаются не структурой самого предложения, а интонацией говорящего.

Этап 2: Определите интонацию и эмоциональную окраску предложения.

На этой стадии синтаксического разбора предложения посмотрите, какой знак препинания стоит в конце предложения. По этому параметру предложения разделяются на:

  • восклицательные – «Ну что за шейка! Что за глазки!» (И. Крылов);
  • невосклицательные – «Мысль летит, а слова идут шагом» (А. Грин).

Этап 3: Найдите в предложении грамматические основы.

Количество грамматических основ в предложении определяет, каким является это предложение:

  • простое предложение – «Вино превращает человека в скотину и зверя, доводит его до исступления» (Ф. Достоевский);
  • сложное предложение – «Мне кажется, что люди не понимают, сколько убожества и несчастий в их жизни возникает из-за лени» (Ч. Айтматов).

В дальнейшем синтаксический разбор сложного предложения и синтаксический разбор простого предложения идут разными путями.

Для начала рассмотрим синтаксический разбор простого предложения с примерами.

Этап 4 для простого предложения : Найдите главные члены и дайте характеристику предложению.

Простое предложение в зависимости от наличия полного набора главных членов предложения или отсутствия какого-либо из них может быть:

  • односоставным – «Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный - невозможно» (А. Пушкин), отсутствует подлежащее; «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера» (Б. Пастернак), отсутствует сказуемое;
  • двусоставным – «Очень плохим признаком становится потеря способности понимать юмор, аллегории, шутки» (Ф. Достоевский).

Укажите, какой главный член присутствует в односоставном предложении. В зависимости от этого, односоставные предложения бывают именными (наличествует подлежащее: назывными) и глагольными (наличествует сказуемое: определённо-личными, неопределённо-личными, обобщенно-личными, безличными).

Этап 5 для простого предложения : Посмотрите, есть ли в предложении второстепенные члены.

По наличию/отсутствию дополнений, определений и обстоятельств, простое предложение может быть:

  • распространенным – «Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице» (И. Бунин);
  • нераспространенным – «Припадок кончен. Грусть в опале» (С. Есенин).

Этап 6 для простого предложения : Определите, полное предложение или неполное.

Полным или неполным является предложение – зависит от того, входят ли в его структуру все члены предложения, которые нужны для законченного, имеющего смысл высказывания. В неполных отсутствует какой-либо из главных или второстепенных членов. А смысл высказывания определяется контекстом или предыдущими предложениями.

  • полное предложение – «Слова у Пришвина цветут, сверкают» (К. Паустовский);
  • неполное предложение – «Как тебя зовут? - Меня Аночкой» (К. Федин).

При синтаксическом разборе предложения для неполного укажите, какие члены предложения пропущены.

Этап 7 для простого предложения : Определите, осложнено предложение или не осложнено.

Простое предложение может быть осложнено либо не осложнено вводными словами и обращениями, однородными либо обособленными членами предложения, прямой речью. Примеры простых осложненных предложений:

  • «Остап Бендер, как стратег, был великолепен» (И. Ильф, Е. Петров);
  • «Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец, мужеством в бою» (К. Симонов).

Этап 8 для простого предложения

Сперва обозначают подлежащее и сказуемое, потом второстепенные в составе подлежащего и второстепенные в составе сказуемого.

Этап 9 для простого предложения

При этом укажите грамматическую основу, если предложение осложнено – укажите осложнение.

Посмотрите на образец синтаксического разбора предложения:

  • Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распространенное, полное, осложненно однородными сказуемыми, обособленным определением (причастный оборот), обособленным обстоятельством (деепричастный оборот).
  • Письменный разбор: повест., невоскл., прост., двусост., г/о швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распр., осложн. однородн. сказ., обособл. опред. (причастн. оборот), обособл. обст-вом (деепричастн. оборот). Теперь рассмотрим синтаксический разбор сложного предложения с примерами.

Этап 4 для сложного предложения : Определите, как связь существует между частями сложного предложения.

В зависимости от наличия или отсутствия союзов, связь может быть:

  • союзной – «Тот, кто стремится к самосовершенствованию, никогда не поверит, что это самосовершенствование имеет предел» (Л. Толстой);
  • бессоюзной – «В момент, когда луна, такая огромная и чистая поднялась над гребнем той темной горы, звезды, которые были на небе, разом открыли глаза» (Ч. Айтматов).

Этап 5 для сложного предложения : Выясните, что связывает части сложного предложения вместе:

  • интонация;
  • сочинительные союзы;
  • подчинительные союзы.

Этап 6 для сложного предложения : На основании связи между частями предложения и средств, которыми эта связь выражена, классифицируйте предложение.

Классификация сложных предложений:

  • сложносочиненное предложение (ССП) - «Странное влияние имел на меня отец, и странные были наши отношения » (И. Тургенев);
  • сложноподчиненное предложение (СПП) – «Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу» (И. Гончаров);
  • сложное бессоюзное предложение (БСП) – «Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь» (А. Пушкин);
  • предложение с разными видами связи – «Люди разделяются на две категории: те, что сначала думают, а потом говорят и, соответственно, делают, и те, которые сначала действуют, а потом уже думают» (Л. Толстой).

Связь между частями бессоюзного сложного предложения может выражаться разными знаками препинания: запятой, двоеточием, тире, точкой с запятой.

Этап 7 для сложного предложения : Охарактеризуйте связи частей предложения.

Определите:

  • к чему относится придаточная часть;
  • посредством чего придаточная часть присоединяется к главной;
  • на какой вопрос отвечает.

Этап 8 для сложного предложения : Если придаточных частей несколько, опишите отношения между ними:

  • последовательное – «Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка» (К. Паустовский);
  • параллельное – «Надо точно учитывать среду, в которой развивается поэтическое произведение, чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно» (В. Маяковский);
  • однородное – «Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна» (А. Чехов)

Этап 9 для сложного предложения : Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.

Этап 10 для сложного предложения : Теперь разберите каждую часть сложного предложения, как простое, см. схему выше.

Этап 11 для сложного предложения : Составьте схему предложения.

При этом укажите средство связи, тип придаточной части. Посмотрите на образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения:

Заключение

Схема синтаксического разбора предложения, предложенная нами, поможет правильно охарактеризовать предложение по всем значимым параметрам. Пользуйтесь этим поэтапным руководством регулярно в школе и дома, чтобы лучше запомнить последовательность рассуждений при анализе предложений.

Примеры синтаксического разбора предложений простой и сложной структуры помогут верно охарактеризовать предложения в устной и письменной форме. С нашей инструкцией сложное задание станет понятнее и проще, поможет усвоить материал и закрепить его на практике.

Напишите комментарий, пригодилась ли вам эта схема. И если она оказалась полезной, не забудьте рассказать о ней друзьям и одноклассникам.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Не всем школьникам легко дается полный синтаксический разбор предложения. Мы подскажем вам правильную последовательность действий, которая поможет легче справиться с таким заданием.

Этап 1: Внимательно прочтите предложение и определите цель высказывания.

По цели высказывания предложения разделяются на:

  • повествовательные – «Красота спасет мир» (Ф. Достоевский);
  • вопросительные – «Русь, куда ж несешься ты?» (Н. Гоголь);
  • побудительные – «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. Пушкин); «Завет писателям: не нужно выдумывать интриги и сюжеты. Пользуйтесь сюжетами, которые предоставляет сама жизнь» (Ф. Достоевский).

Повествовательные предложения содержат сообщение о чем-либо и характеризуются спокойной повествовательной интонацией. Содержание и структура таких предложений может быть очень разнообразной.

Цель вопросительных предложений – получить от собеседника ответ на поставленный в предложении вопрос. В некоторых случаях, когда вопрос носит риторический характер (т.е. не требует ответа), цель такого предложения иная – патетическое высказывание какой-либо мысли, идеи, выражение отношения говорящего к чему-либо и т.п.

Цель высказывания побудительного предложения – мотивировать адресата сообщения совершить какое-либо действие. Побуждение может выражать прямой приказ, совет, просьбу, предостережение, призыв к действию и т.п. Различия между некоторыми из этих вариантов зачастую выражаются не структурой самого предложения, а интонацией говорящего.

Этап 2: Определите интонацию и эмоциональную окраску предложения.

На этой стадии синтаксического разбора предложения посмотрите, какой знак препинания стоит в конце предложения. По этому параметру предложения разделяются на:

  • восклицательные – «Ну что за шейка! Что за глазки!» (И. Крылов);
  • невосклицательные – «Мысль летит, а слова идут шагом» (А. Грин).

Этап 3: Найдите в предложении грамматические основы.

Количество грамматических основ в предложении определяет, каким является это предложение:

  • простое предложение – «Вино превращает человека в скотину и зверя, доводит его до исступления» (Ф. Достоевский);
  • сложное предложение – «Мне кажется, что люди не понимают, сколько убожества и несчастий в их жизни возникает из-за лени» (Ч. Айтматов).

В дальнейшем синтаксический разбор сложного предложения и синтаксический разбор простого предложения идут разными путями.

Для начала рассмотрим синтаксический разбор простого предложения с примерами.

Этап 4 для простого предложения : Найдите главные члены и дайте характеристику предложению.

Простое предложение в зависимости от наличия полного набора главных членов предложения или отсутствия какого-либо из них может быть:

  • односоставным – «Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный - невозможно» (А. Пушкин), отсутствует подлежащее; «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера» (Б. Пастернак), отсутствует сказуемое;
  • двусоставным – «Очень плохим признаком становится потеря способности понимать юмор, аллегории, шутки» (Ф. Достоевский).

Укажите, какой главный член присутствует в односоставном предложении. В зависимости от этого, односоставные предложения бывают именными (наличествует подлежащее: назывными) и глагольными (наличествует сказуемое: определённо-личными, неопределённо-личными, обобщенно-личными, безличными).

Этап 5 для простого предложения : Посмотрите, есть ли в предложении второстепенные члены.

По наличию/отсутствию дополнений, определений и обстоятельств, простое предложение может быть:

  • распространенным – «Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице» (И. Бунин);
  • нераспространенным – «Припадок кончен. Грусть в опале» (С. Есенин).

Этап 6 для простого предложения : Определите, полное предложение или неполное.

Полным или неполным является предложение – зависит от того, входят ли в его структуру все члены предложения, которые нужны для законченного, имеющего смысл высказывания. В неполных отсутствует какой-либо из главных или второстепенных членов. А смысл высказывания определяется контекстом или предыдущими предложениями.

  • полное предложение – «Слова у Пришвина цветут, сверкают» (К. Паустовский);
  • неполное предложение – «Как тебя зовут? - Меня Аночкой» (К. Федин).

При синтаксическом разборе предложения для неполного укажите, какие члены предложения пропущены.

Этап 7 для простого предложения : Определите, осложнено предложение или не осложнено.

Простое предложение может быть осложнено либо не осложнено вводными словами и обращениями, однородными либо обособленными членами предложения, прямой речью. Примеры простых осложненных предложений:

  • «Остап Бендер, как стратег, был великолепен» (И. Ильф, Е. Петров);
  • «Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец, мужеством в бою» (К. Симонов).

Этап 8 для простого предложения

Сперва обозначают подлежащее и сказуемое, потом второстепенные в составе подлежащего и второстепенные в составе сказуемого.

Этап 9 для простого предложения

При этом укажите грамматическую основу, если предложение осложнено – укажите осложнение.

Посмотрите на образец синтаксического разбора предложения:

  • Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распространенное, полное, осложненно однородными сказуемыми, обособленным определением (причастный оборот), обособленным обстоятельством (деепричастный оборот).
  • Письменный разбор: повест., невоскл., прост., двусост., г/о швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распр., осложн. однородн. сказ., обособл. опред. (причастн. оборот), обособл. обст-вом (деепричастн. оборот). Теперь рассмотрим синтаксический разбор сложного предложения с примерами.

Этап 4 для сложного предложения : Определите, как связь существует между частями сложного предложения.

В зависимости от наличия или отсутствия союзов, связь может быть:

  • союзной – «Тот, кто стремится к самосовершенствованию, никогда не поверит, что это самосовершенствование имеет предел» (Л. Толстой);
  • бессоюзной – «В момент, когда луна, такая огромная и чистая поднялась над гребнем той темной горы, звезды, которые были на небе, разом открыли глаза» (Ч. Айтматов).

Этап 5 для сложного предложения : Выясните, что связывает части сложного предложения вместе:

  • интонация;
  • сочинительные союзы;
  • подчинительные союзы.

Этап 6 для сложного предложения : На основании связи между частями предложения и средств, которыми эта связь выражена, классифицируйте предложение.

Классификация сложных предложений:

  • сложносочиненное предложение (ССП) - «Странное влияние имел на меня отец, и странные были наши отношения » (И. Тургенев);
  • сложноподчиненное предложение (СПП) – «Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу» (И. Гончаров);
  • сложное бессоюзное предложение (БСП) – «Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь» (А. Пушкин);
  • предложение с разными видами связи – «Люди разделяются на две категории: те, что сначала думают, а потом говорят и, соответственно, делают, и те, которые сначала действуют, а потом уже думают» (Л. Толстой).

Связь между частями бессоюзного сложного предложения может выражаться разными знаками препинания: запятой, двоеточием, тире, точкой с запятой.

Этап 7 для сложного предложения : Охарактеризуйте связи частей предложения.

Определите:

  • к чему относится придаточная часть;
  • посредством чего придаточная часть присоединяется к главной;
  • на какой вопрос отвечает.

Этап 8 для сложного предложения : Если придаточных частей несколько, опишите отношения между ними:

  • последовательное – «Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка» (К. Паустовский);
  • параллельное – «Надо точно учитывать среду, в которой развивается поэтическое произведение, чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно» (В. Маяковский);
  • однородное – «Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна» (А. Чехов)

Этап 9 для сложного предложения : Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.

Этап 10 для сложного предложения : Теперь разберите каждую часть сложного предложения, как простое, см. схему выше.

Этап 11 для сложного предложения : Составьте схему предложения.

При этом укажите средство связи, тип придаточной части. Посмотрите на образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения:

Заключение

Схема синтаксического разбора предложения, предложенная нами, поможет правильно охарактеризовать предложение по всем значимым параметрам. Пользуйтесь этим поэтапным руководством регулярно в школе и дома, чтобы лучше запомнить последовательность рассуждений при анализе предложений.

Примеры синтаксического разбора предложений простой и сложной структуры помогут верно охарактеризовать предложения в устной и письменной форме. С нашей инструкцией сложное задание станет понятнее и проще, поможет усвоить материал и закрепить его на практике.

Напишите комментарий, пригодилась ли вам эта схема. И если она оказалась полезной, не забудьте рассказать о ней друзьям и одноклассникам.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Синтаксис – наиболее сложный раздел современного русского языка. В школе синтаксический разбор предложения практически всегда вызывает серьёзные затруднения, так как при анализе необходимо использовать полученные ранее знания комплексно: уметь различать части речи, обращаться к сведениям из лексики, отлично ориентироваться в смысловой нагрузке и функциях разных членов предложения, правильно указывать простые предложения в составе сложного и определять их роль.


В школе и вузе предъявляются различные требования к синтаксическому разбору предложения. Школьники обычно обозначают части речи, при анализе комментируют каждое слово. Требование связано с тем, что для правильного разбора необходимо хорошо знать морфологию, нельзя путать понятия синтаксиса и морфологии (существует распространённая ошибка, когда смешивают части речи и члены предложения). На филологических факультетах разных высших учебных заведений схемы синтаксического разбора индивидуальны: это зависит от того, по какому учебному комплексу проходит обучение, какие имеются методические разработки на кафедре. При подготовке к поступлению абитуриенту понадобится выяснить требования конкретного вуза, иначе разбор может быть признан неверным.

Чтобы правильно сделать синтаксический разбор предложения, нужно освоить большой объём теории, уметь точно использовать термины, получить практический навык. Практика играет особенно большую роль, поэтому желательно регулярно тренироваться, анализируя предложения разного уровня сложности.

К синтаксическому разбору предъявляются строгие требования: его можно делать только по чёткой схеме, не отступая от заданного алгоритма. Зачастую нужно также начертить графическую схему предложения, отразив в ней уровни членения, зависимость простых предложений друг от друга. Также члены предложения графически выделяются разными знаками прямо в тексте (несколькими типами подстрочных линий).

Общая схема синтаксического разбора предложения
Существует общая схема, по которой осуществляется синтаксический разбор предложения. Она варьируется в зависимости от конкретных требований, но основная база остаётся прежней.

  1. Указывается цель высказывания: повествовательное, побудительное, вопросительное предложение.
  2. На данном этапе следует написать, каким предложение является по интонации: восклицательным или невосклицательным.
  3. Определяется тип предложения: простое или сложное, состоящее из нескольких простых.
  4. У сложных предложений нужно указать тип конструкции: простая (однотипная), сложная (разные виды связи между простыми предложениями в составе сложного).
  5. Указывается тип связи предложений: союзная, бессоюзная.
  6. У союзных предложений два типа: сложносочинённые и сложноподчинённые.
  7. Для сложноподчинённого предложения определяют тип придаточного: определительное, изъяснительное, обстоятельственное, присоединительное;
  8. Нужно обозначить тип обстоятельственного придаточного предложения:
    • образа действия;
    • места;
    • времени;
    • условия;
    • меры и степени;
    • сравнения;
    • уступки;
    • следствия;
    • цели;
    • причины.
  9. Если предложение сложное, выполняется описание связи частей в составе сложного. Части нумеруются, указываются все виды связи (бессоюзная и союзная, подчинительная и сочинительная), при необходимости делают членение на уровни.
  10. Затем переходят к характеристике каждого простого предложения, указав его номер.
  11. Анализ простого предложения продолжает указание на наличие главных членов: односоставное или двусоставное.
  12. У односоставного предложения определяют его тип: назывное, обобщённо-личное, безличное, определённо-личное или неопределённо-личное.
  13. На данном этапе нужно написать тип сказуемого: ПГС (простое глагольное сказуемое), СГС (составное глагольное сказуемое) или СИС (составное именное сказуемое).
  14. Теперь следует определить наличие второстепенных членов: распространённое (имеются второстепенные члены), нераспространённое (второстепенные члены отсутствуют).
  15. В этом пункте разбора указывают, является ли предложение осложнённым, чем именно оно осложнено.
  16. В конце анализа надо определить, тип предложения по полноте: полное или неполное. Неполными называют предложения, в которых опущены главные или второстепенные члены, но их можно легко восстановить из контекста.
Также потребуется графически обозначить члены и границы предложений в тексте, начертить схемы, указав в них номера предложений, союзы, задав вопросы к придаточным предложениям от главных.

Способы выражения членов предложения
Знание способов выражения членов предложения поможет сделать синтаксический разбор предложенияправильно, не путая его части. Нередко ученики школ с трудом определяют даже главные члены предложения, поскольку существует ряд сложностей, а общепринятые стереотипы мешают верно найти основу и точно проанализировать второстепенные члены.

Необходимо помнить, что разные части речи обладают практически неограниченными возможностями и могут быть почти любыми членами предложения, за редким исключением. Зачастую школьники привыкают, что подлежащее – это существительное, а сказуемое – глагол. Не увидев подходящих частей речи в предложении, они оказываются в затруднительном положении и не знают, как разобрать его по составу. На самом деле нельзя заключать анализ в подобные рамки.

Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа и выражается разными частями речи: существительными, местоимениями, числительными. Также подлежащее может быть выражено:

  • прилагательным (красный – мой любимый цвет);
  • причастием, перешедшим в существительное (окружающие умолкли);
  • союзом (и – соединительный союз);
  • неопределённой формой глагола (например, неопределённая форма глагола с существительным в винительном падеже: иметь в доме врача – серьёзное преимущество).
Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? что происходит с предметом? каков предмет? что он такое?

Чтобы отличать разные типы сказуемых, важно вспомнить о лексическом и грамматическом значении слов. Лексическое значение отражает смысл слова, а грамматическое содержит грамматические категории (например, наклонение, время, число и род глагола). Типы сказуемых:

  • ПГС: сказуемое выражено личной формой глагола, в которой ГЗ и ЛЗ совпадают. Иногда ПГС выражено фразеологизмом, содержащим спрягаемую глагольную форму.
  • СГС: должно состоять как минимум из двух слов. Каждое слово несёт своё значение: инфинитив глагола (лексическое значение) и модальная или фазисная связка (грамматическое значение). Фазисная связка указывает на фазу действия, а модальная отражает отношение к действию. Связка может быть выражена словами, отражающими оценку действия, желательность, необходимость, краткими прилагательными.
  • СИС: должно состоять как минимум из двух слов. Именная часть (ЛЗ) и формальная либо полузнаменательная связка (ГЗ). Более распространена формальная связка: глагол быть. В роли именной части выступают все именные части речи, наречия, словосочетания. Полузнаменательной связкой бывают глаголы делаться, стать, являться, казаться и другие; глаголы состояния, движения.
Определения отвечают на вопросы какой? чей? Их делят на согласованные и несогласованные.
  • Согласованное определение узнать легко, оно выражено местоимением-прилагательным, прилагательным, причастием, порядковым числительным. Главное не спутать его с именной частью СИС.
  • Несогласованное определение обычно выражается существительными в косвенных падежах, но иногда им становятся наречия, словосочетания, инфинитивы, прилагательные сравнительных степеней. Существуют также несогласованные определения-приложения.
Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. Чаще выражается существительным.

Обстоятельство отвечает на общий вопрос как? Выражается наречиями, существительными. Обстоятельства делятся на разряды:

  • обстоятельство времени;
  • места;
  • образа действия;
  • причины;
  • сравнения;
  • уступки;
  • условия;
  • цели;
  • меры и степени.
Нужно учитывать нюансы выражения членов предложения разными частями речи, чтобы правильно выполнить синтаксический разбор предложения.

Типы придаточных предложений
Анализируя сложноподчинённое предложение, важно правильно определить тип придаточного предложения. Оно может быть обстоятельственным, изъяснительным и определительным.

  1. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей. В качестве средств связи выступают союзы, союзные слова.
  2. Придаточные определительные предложения относятся к существительному, присоединяются с помощью союзных слов, иногда союзов, отвечают на вопросы чей? какой?
  3. Придаточные обстоятельственные предложения отличаются в зависимости от разряда:
    • ПО места отвечают на вопросы куда? откуда? где? присоединяются с помощью союзных слов;
    • ПО времени отвечают на вопросы до каких пор? как долго? когда? на сколько времени? Распространено присоединение с помощью союзов только, когда, пока, как только и т.д.;
    • ПО меры и степени отвечают на вопросы в какой мере? насколько?, относятся к слову, выражающему понятие, которое может иметь степень проявления;
    • ПО образа действия отвечают на вопрос как?, в главную часть можно вставить слова таким образом, так;
    • ПО условия отвечают на вопрос при каком условии?, присоединительные союзы – когда, если, как скоро;
    • ПО причины раскрывают вопрос почему?, союзы благодаря тому что, так как, потому что, вследствие того что;
    • ПО цели: вопросы с какой целью? зачем? и пр. Союзы лишь бы, чтобы, для того чтобы;
    • ПО следствия: следствие вытекает из первой части, союз так что;
    • ПО уступки: вопросы вопреки чему? несмотря на что? Союзы пускай, даром, несмотря на то что;
    • ПО сравнительные: вопросы как что? подобно чему?Союзы будто, словно, точно, как;
  4. Придаточные присоединительные не отвечают на вопросы, не выражают смысловых отношений обстоятельства, но дают дополнительную информацию к главной части. Средства связи: союзные слова (относительные местоимения что, где, откуда, когда, как, почему, отчего, зачем).
В многочленных предложениях нужно указывать вид подчинения. Оно бывает последовательным: первое придаточное подчиняется главному, второе придаточное – первому и т.д. При параллельном подчинении придаточные зависят от главного, но отвечают на разные вопросы. Когда подчинение однородное, придаточные зависят от одного главного слова, отвечают на один вопрос.
В университетах разбирают в основном многочленные предложения, поэтому выделяют уровни членения, связи между ними, указывают все блоки и особенности их отношений между собой, чертят сложные схемы. В школе обычно ограничиваются предложениями, состоящими из двух-четырёх простых.

Каждый из нас учился в школе. Наверное, ещё свежи в памяти те воспоминания о тетрадках, ручках, прописях, азбуках и других важных и нужных вещей в школе. А также правила, правила и ещё раз правила. Правил действительно было много — сложение, вычитание, правила русского языка, правила грамматики. Когда-то это всё было в новизну, и яростно впитывалось пытливым детским умом, чтобы затем использоваться в тестах и контрольных.

Через определённое время многое просто забывается . Вряд ли взрослый человек сможет сейчас по требованию быстро сделать морфологический разбор слова. Ну, конечно, если он сам не является учителем русского языка и литературы. Русский язык очень красив и могуч, он яркий и разнообразный. Но в то же время грамматика русского языка довольно сложна, особенно если в какой-то момент все правила, которые когда-то были выучены за партой в школе, просто испарились из памяти.

Как и морфологический разбор слова, не каждый сможет с ходу сделать синтаксический разбор предложения. Статья позволит ответить на следующие вопросы: «Как делать синтаксический разбор предложения?», «Как делать синтаксический разбор?», «Как осуществить синтаксический анализ предложения?». В данной статье речь пойдёт именно об этом . Читатель сможет освежить свои знания, вспомнить уже забытые правила синтаксического разбора, а затем применить их на практике, если в этом появится необходимость.

Существует общая схема для осуществления синтаксического разбора предложений . Она может варьироваться в зависимости от того, какую конструкцию требуется разобрать, но, в принципе, основная база остаётся без изменений.

Итак, для синтаксического разбора нужно следовать следующим пунктам упомянутой выше схемы:

  1. Для начала следует указать цель предложения. Предложение может быть повествовательным, вопросительным, или же побудительным. Определить это совсем легко — обычное образование считается повествовательным, так как сообщает определённую информацию, вопросительное имеет в конце вопросительный знак, а побудительное — соответственно, восклицательный, так как побуждает к действию.
  2. Далее определяется интонация разбираемого высказывание. По этому критерию предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
  3. При разборе обязательно нужно указать, простое предложение или сложное, состоящее из нескольких простых.
  4. У сложных предложений потребуется указать тип конструкции. Тут может быть два варианта — простая конструкция (однотипная) или сложная (подразумевается наличие разных видов связи между несколькими простыми конструкциями в сложном).
  5. Если сочетание сложное, то понадобится указать тип связи нескольких простых в нём. Связь может быть союзной и бессоюзной.
  6. Союзные конструкции могут быть сложноподчинёнными и сложносочинёнными.
  7. Если конструкция является сложноподчинённой, то придётся указать также и тип придаточного: изъяснительное, определительное, присоединительное и обстоятельственное.
  8. В случае наличия последнего, то потребуется обозначить тип такого придаточного предложения:
    • образа действия;
    • времени;
    • места;
    • меры и степени;
    • условия;
    • уступки;
    • сравнения;
    • цели;
    • причины;
    • следствия.
  9. В том случае, если предложения является сложным, при его разборе потребуется обязательно выполнить описание связи его частей. Все части понадобится пронумеровать и при этом указать все виду связи (союзная и бессоюзная, сочинительная и подчинительная), также если есть необходимость, нужно сделать членение на уровни.
  10. Затем, указывая номер простого предложения, сделать характеристику каждого из них.
  11. При осуществлении анализа простых конструкций, обязательно нужно указать, односоставное предложение или двусоставное. Определить это можно, просто обратив внимание на то, есть ли там и подлежащее, и сказуемое.
  12. Если предложение односоставное, то следует определить его тип: назывное, обобщённо-личное, безличное, определённо-личное или неопределённо-личное.
  13. Затем понадобится обозначить тип имеющегося в конструкции сказуемого. Сказуемое может быть следующего типа: простое глагольное сказуемое (ПГС), составное глагольное сказуемое (СГС), составное именное сказуемое (СИС).
  14. На данном этапе потребуется обозначить распространённое образование или нераспространённое. Сделать это очень легко. Если в нём есть второстепенные члены, то оно распространённое, если же они отсутствуют, то оно, соответственно, нераспространённое.
  15. Потом обязательно указывается осложнено ли предложение, и чем.
  16. Напоследок, требуется указать, полная ли конструкция или неполная, то есть присутствуют ли все второстепенные члены, или же они опущены.

Типы придаточных предложений

Большую трудность зачастую вызывает определение типа придаточных частей в сложноподчинённых конструкциях . Чтобы в этом разобраться, далее будет представлена информация, ознакомление с которой позволит легче осуществить синтаксический разбор, если оно является сложноподчинённым.

Основные моменты

Итак, что следует уяснить при разборе:

  1. Придаточные предложения изъяснительного типа отвечают на вопросы косвенных падежей. В качестве связующих средств выступают союзные слова или просто союзы.
  2. К существительному относятся придаточные конструкции определительного типа. Чаще всего присоединяются с помощью союзных слов, но бывают случаи, когда используются и союзы. Отвечают на вопросы «какой?, «чей?».
  3. Возможно, больше всего проблем возникает при определении придаточного обстоятельственного предложения (ПО). Они различаются в зависимости от разряда.

Разряд придаточного обстоятельственного предложения

Следует помнить о следующих разрядах:

  1. ПО времени отвечают на следующие вопросы: «когда?», «до каких пор?», «как долго?», «на сколько времени?». Обычно для присоединения используются союзы «когда», «только», «как только», «пока» и другие.
  2. ПО цели отвечают на вопросы «зачем?», «с какой целью?».
  3. ПО следствия — союз «так что».
  4. ПО места — вопросы «куда?», «где?», «откуда?».
  5. ПО образа действия — «как?», в главную часть конструкции можно вставить слова «так», «таким образом».
  6. ПО причины раскрывают вопрос «почему?».
  7. ПО уступки — вопросы «несмотря на что?», «вопреки чему?». Используются союзы «даром», «пускай», «несмотря на то что».
  8. Сравнительные придаточные обстоятельственные предложения отвечают на следующие вопросы: «подобно чему?», «как что?», при этом обычно используются союзы «словно», «как», «будто», «точно».

Видео

Понять, что такое синтаксический разбор предложения и как его правильно выполнить, вам может этот видеоурок.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.