Баба яга - мифический персонаж или реальная женщина. Кто такая баба яга

Ну, кто не знает этого сказочного персонажа. Злая старуха, летающая на ступе с помелом, ворующая детей и славящаяся людоедскими наклонностями. Да только не все так просто. Не зря говорят: «Сказка ложь, да в ней намек». Трудно поверить, но по версиям некоторых исследователей, Баба Яга вовсе не злая, наоборот, она древняя богиня славянского пантеона.

Слово «Яга» - огрубленное «Яшка».

Яша в славянских песнях называли ящура - некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого; отсюда наше более понятное - пращур.

Баба Яга изначально - прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо - воинственная) рода и традиций, детей и около домашнего (часто лесного) пространства.

Считается, что в период распространения христианства на Руси, которое совсем не мирным и доброжелательным путем происходило, всем языческим божествам придавались демонические черты. Искажались вся их суть, им приписывались страшная внешность и злые намерения.

Есть сведения, что некоторое участие в этом приняли еще и мусульмане.

Они наблюдали ритуал, когда женщина, изображающая Ягу, клала младенцев в печь. В печи была камера, куда не попадал ни огонь, ни жар. Это был ритуал очищения огнем.

Но арабы всем говорили, что Баба Яга - ест младенцев.

Так добрая и заботливая берегиня превратилась в страшную ведьму.

Есть еще одна версия, кем же была Баба Яга на самом деле. Если почитать наши сказки, то получается, что какой бы ужасной ведьма ни была, но без нее главный герой ничего бы не смог сделать. Она дает мудрые советы, волшебные вещи, которые помогают герою, а также кормит, поит и в баньке парит пришедшего за подсказкой царевича.

Сказки - лишь хранилище позабытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Любая сказка несет в себе как минимум два уровня информации: общий и скрытый. Общий говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в данном обществе. А вот скрытый указывает на нюансы жизни в далекие времена.

Так вот, если представить себе эпоху матриархата и задаться вопросом – кто стоял во главе племени в это время? То ответ будет таким:

старейшина общества – это женщина достаточного возраста для того, чтобы иметь право поучать всех остальных, и достаточно молодая, чтобы быть в состоянии отстоять свое место в обществе физически. То есть не девица, но и не старуха – настоящая баба в нормальном понимании этого слова.

Именно к такой главе приходили за советом, лечением и также за правом на собственную жизнь.

А что же значит тогда «Яга»?

существует много точек зрения о расшифровке слова «Яга». Одна из них определяет это слово как «решающий».

Как известно, во многих племенах, для молодых людей проводились разные процедуры посвящения в полноценные члены общества. Многие из них были тяжелыми и даже мучительными. Подобные задания и давались старейшиной, она же и принимала решение, справился ли претендент с ними или нет.

Время матриархата заканчивалось, но женщины-жрицы остались. Скорее всего, они уходили в лес, где было удобнее испытывать претендентов на взрослость. Конечно, задания, предоставляемые будущей Бабой Ягой, были разные – мужчина должен был уметь охотиться, пасти, делать оружие, и, в конце концов, быть в курсе, что нужно делать с женой. О последнем редко говорят и мало где пишут, но в сказках это отражено, как и в серьезных исследованиях.

Естественно, что всевозможные трудные задания воспринимались испытуемыми плохо, поэтому постепенно Бабу Ягу стали относить к отрицательным, но нужным персонажам.

Продолжение следует.

Бабой-Ягой из сказок до сих пор пугают детей - придет, унесет и съест. Она фигурирует и в произведениях для взрослых - например, упоминается в первом фильме о Джоне Уике. Что же это за персонаж такой?

Кто такая Баба-Яга?

Версий существует несколько. По одной из них это древняя славянская богиня, причем совсем не злая - она покровительствовала детям и звалась бабой Йогой.

С приходом на славянские земли христианства, добрая покровительница трансформировалась в злую старуху. Кстати, у богини никакой костяной ноги не было, а был змеиный хвост.

Ученые считают, что изначально Баба Яга не была мифическим существом - это была мудрая женщина, повитуха, которая помогала женщинам разродиться от бремени. А прозвище ее получилось из-за того, что роженицы, производя на свет дитя, громко кричали - «ягали».

Еще одна версия связана с Сибирью: дескать, древние народы, которые там жили, носили странную меховую одежду. Она удивила и напугала славян настолько, что они наделили носящих ее сверхъестественными силами - так появились леший и Баба Яга.

Ну а самая простая версия такова: это ведуньи и знахарки, которые обычно жили на окраине деревне. И несмотря на то, что людям они помогали, крестьяне их побаивались и рассказывали разные истории. Так и появился собирательный образ известного всем персонажа.

Мир живых и мертвых - в одной избушке

Считалось, что эта старуха принадлежит сразу двум мирам. И поэтому, кстати, она могла быть то злой похитительницей детей, то относительно положительным персонажем, помогающим главным героям. Отсюда же и костяная нога - это то, что физически связывало ее со всем загробным. Да и жилище у нее было непростое, ведь стояла изба Бабы-Яги на куриных ногах.

Таким образом исследователи трактуют и известную из детских сказок просьбу для ее необычной избушки на курьих ножках: пока ее дверь обращена в чащу леса, она является частью мира мертвых. Когда же она поворачивается к просящему, то как бы возвращается таким образом в мир живых. И обитательница избушки становится просто в меру вредной, но мудрой бабкой, которая поможет и делом, и советом.

У Яги-Ягишны всегда крючковатый нос, она обычно горбатая и плохо видит. Непременно должна быть лохматой и, конечно, с костяной ногой. Какого-то акцента на одежде обычно нет, но в некоторых сказках она описывается как старуха, одетая в традиционный славянский наряд.

Взгляд ученых на Бабу-Ягу как мифологический архетип

По мнению некоторых исследователей, это адская богиня, которая любит кровопролитие, выкармливая человеческой кровью (особенно детской) собственных внучек.

По еще одной научной версии она воплощает собой матриархат с одной стороны, ведь является хозяйкой леса. С другой стороны в сказках о Бабе-Яге видели и отголоски анимализма (теория принадлежит В.Проппу) - именно поэтому ее избушка стоит на курьих ножках.

И, наконец, есть теория, согласно которой образ персонажа пришел из греческих мифов о богине Гекате, так что данная научная точка зрения относит Бабу-Ягу в категорию проводников в мир мертвых (он же - то самое Тридевятое царство).

Какую роль играет Баба Яга в славянской мифологии и какова история этого героя? С детства нам известно, это дряхлая колдунья или ведьма, негативный герой, который обитает на окраине леса и ворует младенцев. Но верен ли образ, который преподносят сказки, и существовала ли Баба Яга на самом деле?

В статье:

Баба Яга в славянской мифологии - персонаж, которого мы знаем

Баба Яга в исполнении Георгия Миллера

Баба Яга - грозная славянская колдунья. В арсенале у ведьмы разнообразные артефакты: ступа, метла, плащ невидимка, сапоги-скороходы.

Сказки описывают место обитания Бабы Яги так: высокий забор из человеческих костей вокруг избы, на заборе расположены черепа, роль засова играет человеческая нога, а замок - это рот с острыми зубами. Сама колдунья полуслепая, с металлическими зубами и костяной ногой.

Злобная и коварная колдунья всё время пытается завлечь кого-то в свой дом, зажарить в печи младенцев и старается убить добрых молодцев.

На самом деле такой образ далеко не уникален и встречается не только в славянской, но и в скандинавской, тюркской и иранской мифологии. Похожая колдунья даже есть в африканских легендах.

Однако стоит ли верить образу, который сформировали нам сказки в детстве? Все становится немного более ясно, если вспомнить о древнем обществе и матриархате. В давние времена для того, чтобы стать взрослым, необходимо было владеть определенными навыками и доказать, что человек действительно ими владеет.

Если говорить о матриархате, то подобное решение (стал взрослым человек или нет) принимается женщиной. Матриархат закончился, а вот функция главной женщины осталась. Вполне логично предположить, что такие женщины стали отныне жрицами, которые стали вынуждены уходить в леса.

С завершением матриархата жрицы становятся отшельницами и уже проживают отдельно от других людей. Они все также продолжали испытывать «претендентов на взрослость».

Задумывались, какие ситуации описывают сказки, если главный герой мужчина? Попадая в плен к ведьме, он должен выполнить какие-то задания. На самом деле они были вполне просты, для прохождения испытания необходимо было кого-то поймать, что-то принести, дров наколоть, кого-то победить.

А разве не подобным образом мужчина мог доказать, что он состоялся как воин, как человек, способный найти себе пропитание, защитить свою будущую жену, род?

Если говорить о женщинах, встречающихся в подобных сказках, то в основном это царевны, особенные красавицы и рукодельницы. Если мы посмотрим на этих девушек, то поймем, что именно такие женщины могли стать женами князей, либо сами претендовали на какую-то значимую роль в обществе.

Протестировать таких претенденток явно не могли обычные родственники. Сделать это должна была именно старшая жрица. В данном случае задания, назначаемые Бабой Ягу были также естественными: приготовить, пошить, убрать.

Таким образом можно прийти к тому, что Баба Яга действительно существовала. Однако это был собирательный образ всех тех жриц, чья цель была - помогать людям, а не вредить.

Баба Яга - заботливая берегиня

Несмотря на то, что такой персонаж кажется незамысловатым и простым, есть и другие теории которые описывают эту героиню славянских мифов с абсолютно другой стороны.

По одной из них, эта женщина была заботливой и мудрой берегиней, а имя Яга - это трансформированное слово «Яшка», то есть «ящер», прародитель всего сущего, что нас окружает. В наше время известно слово близкое к этому - «пращур». Согласно такой версии, эта ведьма считается прародительницей.

Есть легенда, что ранее колдунья была доброй ведуньей, берегиней. Когда же на Руси было радикально принято христианство, то всё то доброе, светлое и чистое, что когда-либо облагораживало язычество, всячески старались испортить, уничтожить.

Поэтому берегиням, которые помогали людям, приписывались негативные черты: отвратительная внешность, злые намерения. Поэтому можно предположить, что изначально Баба Яга у славян была добрым персонажем, заботливым и несомненно очень важным.

Например, помните ли вы, что злобная старуха из сказок пыталась запекать младенцев? Если посмотреть в глубь данного ритуала, то можно открыть на себя удивительные подробности. В далекие времена был широко распространён ритуал припекания детей. Делалось это и с магической целью, и с практической. Стоит отметить, что популярен этот обряд был даже вплоть до начала 20 века.

К ритуалу припекания ребенка прибегали в том случае, если малыш был хилый, недоношенный, у него был рахит атрофия и подобные заболевания. Выполняется этот обряд бабкой-знахаркой. Малыша обмазывали тестом, клали на лопату и трижды ненадолго отправляли в растопленную печку. Теперь можно увидеть сказку в другом освещении, при котором Баба Яга пыталась спасти ребенка, помочь ему окрепнуть.

Также бытовало мнение, что подобным образом можно сжечь все болезни, которые выйдут на улицу с дымом через трубу, а припечёный ребенок станет здоровым и сильным.

Что известно о месте обитания ведьмы? Ножки избушки, в которой проживал сказочный персонаж, называют «курьи ножки». В разнообразных расшифровках указывается, что это можно понимать, как «ножки, подпоры куреня», которые нередко использовались при строительстве избы.

Баба Яга - на самом деле богиня Макошь?

Выше перечисленные теории относительно происхождения Бабы яги далеко не единственные. Если мы обратимся в славянским мифам, то узнаем еще одну, весьма странную и, казалось бы, нереальную легенду.

Согласно ней Баба Яга - это далеко не ужасающая колдунья обитающая в отдаленной избушке в темном лесу. А легендарный персонаж, темная ведьма и жена самого Велеса. Это подталкивает к мысли, что, возможно, за обликом Бабы Яги на самом деле прячется , которая и являлась супругой .

Как известно, Макошь была одной из центральных фигур в славянских мифах, особой популярностью она пользовалась у представительниц женского пола. Ее считали божеством удачи, плодородия и благодати.

Колдунья живущая между двумя мирами

Так как долгое время Яга жила на окраине леса (на рубеже между миром людей и темным лесом - миром мертвых) это повлияло на ее дальнейшую судьбу. Она все время жила на рубеже между явью и навью.

Возможно, именно поэтому обыватели и приписали ей черты колдуньи, которая обитает между двумя мирами. Эта информация объясняет наличие у ведьмы костяной ноги, ведь она является частью загробного мира. В таком случае Баба Яга похожа на живого мертвеца.

Зачастую при описании образа данного персонажа в древней славянской мифологии люди упоминали, что у неё железные зубы. Это указывает на то, что Бабу Ягу нельзя назвать существом из Нави со стопроцентной уверенностью. Всё из-за того, что такой металл с давних пор служит одним из основных орудий против темных сил, наряду с серебром.

Однако и к живым причислить ее тоже нельзя, так как она умеет говорить с растениями, животными, повелевает стихиями, в арсенале имеет различные магические атрибуты.

Баба-яга — персонаж неоднозначный и потому очень интересный. Несмотря на ее пугающий внешний вид — вся в бородавках, нос крючком соединяется с задранным подбородком, белая козлиная бороденка, крючковатые пальцы, страшное морщинистое лицо, горб на спине, — Бабу-ягу нельзя причислить к отрицательным персонажам сказки. Ее неоднократные угрозы съесть Ивана Царевича, Машеньку, Василису и других многочисленных путников никогда не воплощаются в жизнь. Баба-яга скорее волшебный помощник, просто помощь она осуществляет особую.

Обратите внимание, что герой сказки до того, как приходит к избушке на курьих ножках, встречается и разговаривает с лесными зверями (еж, заяц, медведь, щука и т. д.), а после посещения дома Бабы-яги героя ждут испытания встречей с Кощеем (Кащеем) Бессмертным, Змеем Горынычем, Лихом Одноглазым, Кикиморой, Лешим — в общем, с демонологическими существами, которые не принадлежат реальному миру. Они ирреальны и представляют собой мир мертвых в сказке. Баба-яга принадлежит этому миру только наполовину: одна нога у нее костяная, другая — живая.

Баба-яга — сказочный «пограничник». Ее необычная избушка — своего рода «контрольно-пропускной пункт». В избушке Бабы-яги герой проходит все необходимые обряды, чтобы отправиться в мир сверхъестественного: он парится в баньке (покойника моют перед погребением), Баба-яга поит и кормит путника (поминки по умершему), герой обязательно ночует в странной избушке (ночь — время перехода из одного состояния в другое, недаром сон сравнивают с маленькой смертью). Герою необходимо попасть в мир ирреального, чтобы через испытания обрести сверхъестественную силу, потому что своей силы для преодоления возникших на его жизненном пути препятствий недостаточно.

В связи с этим интересно вспомнить интерпретацию образа Бабы-яги психоаналитиком и доктором философии Клариссой Пинколой Эстес. В книге «Бегущая с волками» она пишет о том, что Баба-яга — прообраз Старой Дикой Матери, аллегория Первозданной Женщины, обладающей дикой жизненной силой, которая пугает своей мощью неподготовленную наивную душу: «Баба-яга — сама суть инстинктивной, целостной души: ей известно все, что было раньше; она — хранительница небесных и земных сущностей. Белый День, Красное Солнышко и Темная Ночь — ее дети. Баба-яга внушает страх, потому что одновременно олицетворяет и разрушительную энергию, и энергию жизненной силы». И если герой проходит в доме Бабы-яги необходимую подготовку для погружения в иной мир и черпает силу в сражениях с демонологическими существами, то героине достаточно только посещения дома Бабы-яги и выполнения в нем необходимой женской работы, чтобы обрести душевную силу и стать мудрее.

Каждая женщина хотя бы раз в своей жизни «отправляется к Бабе-яге». Эта инициация наивной души нам более известна как «снятие розовых очков», когда выясняется, что мир, казавшийся добрым и приветливым, оказывается жестоким: тяжелая болезнь, предательство или смерть близкого человека — все, что вызывает у наивной души вопрос «За что?». Обретение силы для преодоления суровых жизненных испытаний сопровождается огромной душевной работой, которая аллегорически выражается в сказках в том, что у Бабы-яги героиня стирает белье, метет пол, готовит еду, из кучи мусора выбирает маковые семена. На наш взгляд, это очень точная аллегория, поскольку, чтобы разобраться в сложной жизненной ситуации, необходимо навести в своей душе порядок: разложить по полочкам мысли и чувства, избавиться от ненужного груза, «отделить зерна от плевел», «накормить» душу новыми впечатлениями, ощущениями, знаниями. Женщина, сумевшая выполнить эту нелегкую работу, перерождается: перестает быть наивной, становится сильной и мудрой, готовой к любым испытаниям, которые преподносит жизнь. Ее голова становиться ясной, душевная среда незамусоренной, ей хватает творческой энергии для осуществления своих замыслов и проектов. В сказке героиня, побывавшая у Бабы-яги, в дальнейшем или успешно противостоит злой мачехе и сестрам, или становится находчивой и смелой для того, чтобы убежать от злой колдуньи.

К сожалению, не все возвращаются от Бабы-яги. Сказки дают нам позитивный сценарий: сказочная героиня, несмотря на свою наивность, всегда достаточно сильна, чтобы уйти от Первозданной Дикой Женщины, унеся с собой часть ее мудрости и энергии. В жизни мы знаем много примеров, когда женщина, не сумев выполнить «важную работу у Бабы-яги», постепенно угасает под грузом жизненных испытаний, сетуя на тяжелую долю, жестокую судьбину. В этом случае инициация не пройдена и переход на следующий, качественно новый уровень жизни невозможен.

Подобная интерпретация образа Бабы-яги подтверждается данными мифологических словарей и энциклопедий. Читаем в «Энциклопедии языческих богов»: «Баба-яга — костяная нога — богиня войны. Яга была таким же полноправным божеством, как и Перун, и имела свои места поклонения». В энциклопедии «Мифы народов мира» Баба-яга описывается как лесная старуха-волшебница, повелевающая зверями и птицами, хозяйка мира мертвых, не только воительница и похитительница, но и дарительница, помощница героя. Атрибуты Бабы-яги (например, лопата, с помощью которой яга пытается сажать детей в печь) позволяют говорить о ней как о жрице в обрядах посвящения (инициации) героя.

Интересно проанализировать имя древней богини. Яга соотносится с Йендза (в польском jedza, чешское jezinka — «лесная баба»), что первоначально означало «змеиная мать». В русском языке этому имени родственны еж и уж. Вспомним уменьшительно-ласкательную форму имени Яга — Ёжка. Тот факт, что, по данным некоторых славянских мифов, Яга была женой Змея с Калинового Моста, а также варьирование первой буквы имени Я/Ё позволяет нам выстроить своеобразную смысловую цепочку: Ёжка — Яшка — Ящер — пращур. Кроме того, в тюркских языках имя «Баба-яга» соответствует сочетанию слов «бабай Ага», что в переводе означает «старый дед», то есть прародитель. Не тот ли это бабай, которым пугают детей? Возможно. Ведь персонажи, сходные с Бабой-ягой, известны практически во всех мифологиях и культурах. Например, говоры старожилов Амурской области и Хабаровского края, известные как русские говоры Приамурья, содержат три разных наименования одного и того же сказочного персонажа — полудницы. Это говорит о популярности данного мифологического образа у казаков-переселенцев. В Словаре русских говоров Приамурья читаем три разные словарные статьи:

«1. Полудница (устаревшее). Мифическое чудовище вроде Кикиморы или Бабы-яги, которым пугали детей. А детей у нас полудницей пужали. Она как Кикимора, мохнатая, как кошка. Баба-яга огородная она;

2. Болудница. Сказочное существо, которым пугали детей. Болудницей детей пугали: вон в горохе болудница сидит;

3. Полудушка (устаревшее). Страшное мифологическое существо. Не ходи в огород — там полудушка».

Полудница — общеславянский мифологический персонаж, о чем свидетельствует энциклопедия «Мифы народов мира»: «Полудница (польское и словенское poludnica, чешское polendnice) в славянской мифологии полевой дух в виде образа девушки в белом платье с длинными волосами или косматой старухи, появляющейся в поле и преследующей тех, кто там работает. Воплощение солнечного удара. Полудница может свернуть шею, похитить ребенка, оставленного в поле. Полудницей также пугают детей, забирающихся в огороды». Имя этого мифологического персонажа восходит к двум словам: поле и полдень (появляющаяся в поле в полдень).

Интересно, что в народном сознании носителей русских говоров Приамурья образ Полудницы соотносится с образом Бабы-яги и воспринимается как нечто страшное, чудовищное, пугающее и опасное. Показательно, что этот мифологический персонаж сохранился именно в диалектной речи и благодаря народным говорам не только не был утрачен, но и продолжил свою жизнь в замечательной повести-сказке «Полудница Акуля» известного дальневосточного писателя Николая Наволочкина. Так же, как и в современных литературных сказках о Бабе-яге (М. Мокиенко «Как Бабы-яги сказку спасали», Э. Успенский «Вниз по волшебной реке», А. Усачев «Баба-яга — Золотая нога» и др.), где главная героиня больше похожа на добрую деревенскую старушку, которая уже не делает гадостей и совсем не ест людей, в повести Н. Наволочкина Полудница — это не страшное полевое чудовище, а, напротив, добрый дух, заботливо следящий за порядком в огороде. У нее даже имя доброе, деревенское — Акуля.

В предисловии к повести-сказке писатель акцентирует наше внимание на доброте главной героини: «Давным-давно, когда я был совсем маленьким, все мальчишки нашей деревни знали, что в огороде живет бабка полудница, ростом с валенок. Она охраняет и холит огород и следит, чтобы мы зря не баловались на грядках... Но полудница добрая, а в наше время так не хватает доброты...». Полудница Акуля знает язык зверей и птиц, общается с ними на короткой ноге, дружит с пугалом Игнатом, помогает взойти молодым росткам, выгоняет корову, случайно забредшую в огород, однако хозяевам не показывается, маскируясь под кучу огородного мусора.

Вот так страшная колдунья, огородная Баба-яга, пугающая и ворующая детей, превратилась в заботливую деревенскую бабушку, помогающую людям, оберегающую их посевы. На наш взгляд, это не случайно. Сегодня, когда в мире господствуют информационные технологии, когда дети гораздо лучше умеют играть в компьютерные игры, нежели читать книги, когда сама книга стала в большинстве случаев электронной, так не хватает сказки с традиционными мифологическими персонажами и так хочется, чтобы эта сказка была доброй и противостояла своей добротой мультяшным роботам-киборгам и другим, инородным для нашей культуры, злодеям.

Юлия БОБРИКОВА

ПЕДАГОГ

Легенда o Бабе-Яге

Баба-Яга - персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего - отрицательный персонаж.

Лесная старуха-волшебница, один из самых известных персонажей народного мифотворчества славян. Вид у нее не просто страшный, а подчеркнуто отталкивающий : одна нога как у скелета, длинный нос до подбородка достает. Эксцентричному облику злобной старухи оответствует и необычный способ передвижения : Баба-яга летает верхом на метле, ухвате или в ступе, заметает свой след помелом. Повинуются Бабе-яге все звери , но самые верные ее слуги - черные коты, вороны и змеи. Живет она в избушке на курьих ножках, которая стоит в дремучем лесу за огненной рекой и сама во все стороны поворачивается. Нужно только попросить : «Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила : к лесу задом, ко мне передом!» - и избушка послушно исполнит просьбу. Забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе - черепа, вместо замка - рот с острыми зубами. В древности Бабу-ягу считали привратницей между миром живых и мертвых, а избушку ее - вратами в потустороннее царство.

В сказках Баба-яга часто выступает как антагонист героев, которые борются с ней и силой или хитростью побеждают. Колдунья (варит всяческие зелья) и людоедка, она похищает детей и не прочь погубить случайно забредшего в ее избушку путника, но, как правило, оказывается одурачена и наказана. Иногда Баба-яга предстает в образе дарительницы, помощницы героев. Тогда она помогает им, указывает дорогу, снабжает волшебными предметами и дает мудрые советы.


Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-Яги : дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет) ; похитительница детей; Баба-Яга-воительница. Подобный герой есть в немецком фольклоре : фрау Холле или Берта. «Мыстам-кемпыр» - называют Бабу-Ягу в казахских сказках.

К образу Бабы Яги в своём творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты А. С. Пушкин, В. А. Жуковский («Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке» , Алексей Толстой, Владимир Нарбут и др. Живописные интерпретации её образа получили широкое распространение среди художников серебряного века : Ивана Билибина, Виктора Васнецова, Александра Бенуа, Елены Поленовой, Ивана Малютина и др.

Происхождение образа

В древности умерших хоронили в домовинах - домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, - отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога» . Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга - это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей.

Чаще других играл роль Бабы-Яги Георгий Милляр, в том числе в фильмах :"Морозко","Василиса Прекрасная","Огонь, вода и… медные трубы", "Золотые рога"

В фильмах "Там, на неведомых дорожках…" роль доброй Бабы-Яги исполнила Татьяна Пельтцер. В фильме "Огонь, вода и… медные трубы" роль дочери Бабы-Яги исполнила Вера Алтайская. В фильме "Новогодние приключения Маши и Вити" роль Бабы-Яги исполнила Валентина Кособуцкая. В фильме «В тринадцатом часу ночи» Баба-Яга -Зиновий Гердт. В фильме «Чудеса в Решетове» - Ёла Санько. В фильме «Начало» , режиссер Глеб Панфилов, персонаж Инны Чуриковой - Паша Строганова, играет в самодеятельном театре роль Бабы-Яги. Как Иванушка-дурачок за чудом ходил - Мария Барабанова

В 2004 г. село Кукобой Первомайского района Ярославской области было объявлено «родиной» Бабы-Яги, там же был создан музей Бабы-Яги. Русская православная церковь выступила с резкой критикой этого начинания.

Знакомя детей с героями народных сказок, обязательно останавливаемся на этом образе. Дети с хохотом наряжаются в костюм Яги, разыгрывают небольшие сценки,имитируют повадки героини в аэробике "Баба-Яга", играют в народные игры с участием фольклорного персонажа. Лучшей Бабой-Ягой признана Аня.