Корейцы. История происхождения и факты

Люди тех лет жили в пещерах и строили примитивные дома.

Древнейший корейский гончарный предмет относится к 8000 году до н. э. Гончарные предметы 3500-2000 годов до нашей эры (Гончарный период Чыльмун) находят по всей территории полуострова, а также в Приморском крае , Монголии и Маньчжурии . Гончарное искусство Чыльмун проявляет сильное сходство с гончарной культурой Дзёмон в Японии .

Современная историческая наука относит летописные упоминания («Хвандан коги », «Кювон сахва », «Самгук юса » и др.) о существовавших в то время корейских государствах Хвангук , Синси и Пэдальгук к области мифов.

Древний Чосон

По легенде первое корейское государство было основано сыном женщины-медведицы и небожителя Тангуном в 1300 году до н. э. Историки называют самый ранний этап корейской истории периодом государства Древний Чосон (Ко Чосон). Территория Древнего Чосона находилась в районе севера Корейского полуострова и полуострова Ляодун . Большинство современных историков сходятся во мнении, что дата 2333 год до н. э. является сильно удревнённой, поскольку не подтверждается никакими историческими документами кроме отдельных средневековых корейских хроник (Самгук Юса и подобные). Первые упоминания о Древнем Чосоне относятся к IV-III векам до н. э. Считается, что на заре своего развития Древний Чосон был племенным союзом, состоявшим из отдельно управлявшихся городов-государств, а централизованным государством он стал около IV века до н. э. Примерно в это же время на юге полуострова образовалось протогосударство Чин , а также протогосударства Три Хан (Самхан). В 108 году до н. э. Древний Чосон был покорен китайской империей Хань.

Ранние государства (108 до н. э. - III век)

После падения Кочосона на территории полуострова образовалось три племенных союза: Махан , Чинхан и Пёнхан (собирательное название Три Хан - Самхан). Севернее Самхана развивалось государство Пуё (Фуюй). Также на территории бывшего Кочосона возникло несколько небольших государств, среди которых Окчо и Тонъе (восточное Йе).

Три королевства

Пэкче и Объединённое Силла

Поздние три королевства

Корё

Чосон

Столица Чосон была перенесена в Хансон, современный Сеул , а в 1394 году в качестве официальной религии было принято конфуцианство . В XV веке был разработан корейский алфавит хангыль .

Чосон (название Кореи во время правления династии Чосон) в период с по 1598 годы страдал от набегов японцев (смотрите статью Семилетняя война (Корея)). Но командующий корейским флотом Ли Сунсин , объединив морские силы всего южного побережья, нанес ряд сокрушительных поражений численно превосходящему японскому флоту.

После вторжений из Маньчжурии в и 1636 годах династия стала данником империи Цин .

Внутренняя политика Чосона целиком управлялась конфуцианской бюрократией . Несмотря на попытки адаптировать западные достижения, Корея оставалась закрытой страной.

Закат Чосон

В 1882 году Ли Хаын на короткое время вернулся к власти после так называемого Инцидента в Имо en . Но вскоре он был вывезен в Китай и королева Мин вернула себе власть.

Начавшееся в 1893-94 гг. революционное движение, во главе которого стояли представители движения тонхак, заставило короля обратиться за помощью к Китаю. Китайское правительство послало свои войска в Корею, на что Япония ответила посылкой своих. Началась Японско-Китайская война 1894-95 гг. Корея в ней официально участия не принимала, но она велась из-за Кореи и отчасти на её территории. После войны Корея попала фактически под протекторат Японии. Король управлял отныне под строжайшим контролем Японии. В 1895 году японцы убили королеву Мин . Скандал был настолько широким, что в Японии над убийцами был устроен показательный процесс, однако все они были признаны невиновными.

11 февраля 1896 года ван Коджон бежал из дворца и скрылся в российском посольстве, где прожил целый год; только в марте 1897 года он вернулся в свой дворец, после чего принял титул императора, на деле не обладая практически никакой властью.

В 1904 году началась Русско-японская война . Официально Корея в ней участия не принимала, но война, сперва морская, потом сухопутная, велась сначала в пределах Кореи; её гавани были местами высадки японских войск. Когда война окончательно перекинулась на территорию Маньчжурии, Корея осталась оккупированной японскими войсками, производившими в ней реквизиции. 30 января 1904 года российский посланник А. И. Павлов должен был выехать из Сеула. По договору 10 (23) февраля 1904 года, подписанного корейским императором под давлением Японии, Корея аннулировала в одностороннем порядке русско-корейские договоры и формально признала себя союзником Японии. Зависимость корейского государства сохранялась и после окончания русско-японской войны и была официально оформлена японо-корейским договором о протекторате 17 (4) ноября 1905 г.

История Кореи, начавшись с периода правления мифического героя Тангуна, насчитывает ряд исторических эпох: период Трёх государств, Объединённое Силла, государство Корё, период правления династии Чосон, время японского колониального господства, раздел полуострова на два государства и современный этап – эпоха развития Республики Корея. Хотя в наши дни понятие «территория Кореи» ограничивается определением «Корейский полуостров и прилегающие к нему острова», в прошлом исторической авансценой для предков нынешних корейцев выступали северо-восточные земли современного Китая и обширный регион, прилегающий к Корейскому полуострову.

Миф о Тангуне и государство Древний Чосон

Отправной точкой в истории как корейской нации, так и корейской государственности следует считать миф о Тангуне. Краткое содержание мифа о Тангуне Хванун, сын Небесного владыки Хванина, задумав править миром смертных, спустился вместе с духами Ветра, Туч и Дождя под дерево Синдансу («священное дерево Тан»), что на горе Тхэбэксан (ныне – гора Мёхянсан в провинции Северная Пхёнандо в Северной Корее), и основал «священный град» Синси. Миф повествует также о том, что к Хвануну обратились с мольбой тигр и медведица, прося сделать их людьми. Хванун ответствовал: «Это будет возможно, ежели вы в течение ста дней, питаясь лишь чесноком да полынью, не будете выходить на солнечный свет». Тигр испытания не выдержал, а медведица, проявив терпеливость, обернулась женщиной Уннё (т. е. «Женщиной-медведицей»). Уннё хотела иметь детей, и тогда Хванун, приняв человеческий облик, взял её в жёны. У них родился сын, которого назвали Тангун. Тангун (полный титул – Тагун-Вангом) основал столицу в крепости Пхёнъянсон, а страну назвал Чосон. Он правил страной 1500 лет, а в возрасте 1908 лет превратился в горного духа. Так этот миф изложен в историческом сочинении XIII в. «Самгук юса» («Забытые деяния Трёх государств»). Анализ мифа о Тангуне За мифическими событиями, предшествующими появлению на свет Тангуна, кроется миграция предков современных корейцев на Корейский полуостров и занятие ими доминирующего положения по отношению к коренному населению. Свита, с которой Хванун сошёл на землю, может истолковываться как культура земледелия и другие передовые технологии, которые принесли с собой на полуостров протокорейские племена. Женщина-медведица Уннё символизирует аборигенное население, а её брачный союз с Хвануном аллегорически изображает процесс смешения пришельцев с насельниками и формирование единого этноса. Тангун выступает как предводитель этого нового этнического образования и одновременно как его символ. Поэтому у корейцев принято называть себя потомками Тангуна. Государство Древний Чосон (2333 г. до н.э. (?) – II в. до н.э) Согласно корейским летописным источникам, Тангун-Вангом основал государство на пятидесятом году царствования легендарного китайского императора Яо, в год «тигра» по традиционной хронологии. Если перевести эту дату на современное летосчисление, то получится 2333 г. до н.э. Время существования государства Древний Чосон принято относить к доисторической эпохе. Поэтому события, происходившие в тот период, можно реконструировать путём анализа мифов, опираясь на сведения, почерпнутые из древнекитайских хроник, а также на данные археологии. Изучение этимологии имени «Тангун-Вангом» позволяет сделать вывод о теократическом характере власти в ту эпоху. История Древнего Чосона подразделяется на ряд периодов: Чосон Тангуна, Чосон Кичжа (ок. 1121 – 194 гг. до н.э.) и Чосон Вимана (194 – 108 гг. до н.э.). Каждый из этих периодов ознаменован приходом к власти новых сил в лице Тангуна и выходцев из Китая – Киджа (кит. Цзи-цзы) и Вимана. Закат Древнего Чосона приходится на II до н.э., когда в борьбе за гегемонию в регионе он начал терпеть поражение от ханьского Китая.

Период Трёх государств (I в. до н.э. – 668 г. н.э.)

В I в. до н.э. ряд племён, проживавших на территории Корейского полуострова и Манчжурии, объединившись, образовали три государства. На севере полуострова и в Манчжурии было создано государство Когурё. В западной части Корейского полуострова находилось государство Пэкче. Наконец, восточные земли занимало государство Силла. Хотя в генезисе этих трёх государств участвовало несколько этнических групп, можно утверждать, что представления о едином первопредке Тангуне были их общей чертой. △ Государство Когурё (37 г. до н.э. – 668 г. н.э.) Основателем государства Когурё (37 г. до н.э. – 668 г. н.э.) считается Чумон (вошедший в историю под храмовым именем Мудрого правителя Тонмёна). Государство было образовано в южной части Манчжурии племенами пуде и доминировало на всей территории Манчжурии и в северной части Корейского полуострова. Конуре стояло на пути продвижения на полуостров ханьцев (центрообразующего этноса Китая), поэтому с самого момента основания государства конфликты с Китаем были неизбежны. Китайское военно-политическое влияние на Корейском полуострове было ликвидировано с покорением когурёсцами округов Аннан (кит. Лолан) и Тэбан (кит. Дайфан), которые были образованы на полуострове Китаем после падения Древнего Чосона. А разбив в 598 г. огромную армию китайской династии Суй, Когурё самоутвердилось как сильнейшее государство в Северо-Восточной Азии. Среди трёх корейских государств Когурё также обладало самыми обширными территориями и мощной армией, что на протяжении долгого времени делало его на полуострове страшной силой. Однако в войнах с многотысячными суйскими армиями силы Когурё подрывались, и в конце концов государство пало под ударами союзных войск государства Силла и пришедшей на смену Суй династии Тан. После гибели Когурё его население подпало под власть Силла. Но часть когурёсцев, мигрировав на север и объединив там ряд народностей, создали государство Пархэ (кит. Бохай). Государство Пэкче (18 г. до н.э. – 660 г. н.э.) Государство Пэкче (18 г. до н.э. – 660 г. н.э.) согласно легенде было основано выходцами из Когурё – братьями Ончжо и Пирю, сыновьями Мудрого правителя Тонмёна, перебравшимися на юг. За этой мифологической версией можно разглядеть процесс основания нового государства мигрантами из Когурё, вытесненными оттуда правящим кланом. На северном направлении Пэкче сталкивалось с Когурё, которое препятствовало дальнейшему продвижению своего соседа. На западном направлении Пэкче через морской путь поддерживало отношения с различными китайскими царствами. Завоевав южную часть округа Тэбан (кит. Дайфан), оплота китайского влияния на полуострове, Пэкче укрепило своё положение, что привело к столкновениям с Когурё. Впоследствии с ростом могущества Силла Пэкче пришлось вести изнурительную борьбу и на восточном направлении. Интенсивно развивались также связи Пэкче с Японией. История государства Пэкче отмечена взлётом блистательной культуры. Но противостояние с Силла изматывало силы страны, пока, наконец, в 660 г. государство не погибло под натиском союзных войск государства Силла и китайской династии Тан. После падения Пэкче многие выходцы из этого государства, переправившись в Японию, способствовали формированию государственности и культуры в этой стране. Государство Силла (57 г. до н.э. – 935 г. н.э., включая период Объединённого Силла) Если в мифах об основателях Когурё и Пэкче прослеживается пуёский компонент, то миф об основателе государства Силла (57 г. до н.э. – 935 г. н.э., включая период Объединённого Силла) принадлежит к группе мифов, где герой рождается из яйца. Из яйца появляется на свет и мифический основатель Силла Пак Хёккосе. Миф о Пак Хёккосе скрывает в себе процесс смешения местного населения с носителями более передовой культуры, пришедшими извне, и формирования нового этноса. Время существования государства Силла, включая период Объединённого Силла, когда на протяжении 992 лет на троне сменилось 56 правителей, в Корее называют «Тысячелетним царством». Будучи зажато в юго-восточной части Корейского полуострова, государство Силла практически не имело доступа к передовой культуре, что сказалось на его замедленном развитии. Тем не менее, постепенно развиваясь, это государство развило как военный, так и культурный потенциал. А союз с танским Китаем позволил разбить поочерёдно Пэкче и Когурё и осуществить историческую задачу объединения всех трёх государств на Корейском полуострове..

Период Объединённого Силла (668 – 935)

История Силла после объединения трёх государств называется периодом Объединённого Силла (668 – 935). Это было время пышного расцвета культуры при государственном покровительстве буддизму. Избавившись после объединения страны от вмешательства Китая, Силла сумело объединить под своей властью все земли Корейского полуострова за исключением части территории на севере. К северу от Объединённого Силла находилось образованное выходцами из Когурё государство Пархэ (кит. Бохай). Таким образом, были заложены основы для формирования и развития единой нации. В поздний период Силла верхи погрязли в роскоши и развлечениях, а политическая ситуация в стране оказалась дестабилизирована. В провинции самоуправствовала местная знать, и началась эпоха междоусобной борьбы, которую в историографии также называют временем Позднего троецарствия. С повторным объединением страны под властью династии Корё Силла прекратило своё существование.

Период династии Корё (918 – 1392)

Основатель династии Корё (918 – 1392) Ван Гон (877 – 943) в качестве столицы избрал Сонак (современный город Кэсон в Северной Корее). В 935 г. он включил Силла в состав нового государства, а в 936 г. разгромил государство Хубэкче (Позднее Пэкче), завершив тем самым повторное объединение страны. При династии Корё особым почитанием пользовался буддизм, а внешняя политика ставила своей задачей продвижение на север, вследствие чего земли государства были расширены. В поздний период династии Корё страна подверглась нашествию монголов (династия Юань в Китае), и правящий дом Кореи, попав в подчинённое положение от завоевателей, едва сохранял своё автономное существование. Воспользовавшись смутой в Китае, вызванной утратой власти династией Юань и утверждением династии Мин, Корё восстановило государственный суверенитет. Однако с усилением влияния военных и появлением сильного лидера по имени Ли Сон Ге трон перешёл к нему, а династия Корё прекратила своё существование. Она правила страной 474 года, и за это время на престоле успели побывать 34 монарха

Период династии Чосон (1392 – 1910)

Династия Чосон (1392 – 1910) была основана выдвинувшимся из среды военных Ли Сон Ге (ван Тхэчжо) при поддержке опиравшегося на идеи конфуцианства (чжусианства) реформаторского крыла правящего слоя. Считается, что прежняя династия была смещена не грубой силой, а отречением от престола, причиной чему послужила утрата ваном Мандата Неба в силу своей недобродетельности. Период правления династии Чосон уникален тем, что хотя правитель и был наделён абсолютной властью, у него существовал противовес в лице конфуциански образованных чиновников и учёных. Поэтому, даже называясь монархом, он был обязан и в личных, и в государственных делах педантично следовать положениям политической философии того времени. В государстве Чосон получили широкое развитие как культура, так и техника, примером чему могут послужить создание корейского алфавита и изобретение дождемера. С другой стороны, приверженность условностям и церемониалу вкупе с излишней придирчивостью в том, что касалось теоретических выкладок, привели общество к стагнации. Следствием проводившейся в течение долгого времени политики изоляционизма явилась неспособность реагировать на вызовы эпохи в Новое время. Став жертвой соперничества великих держав, Корея в итоге подпала в 1910 г. под колониальный гнёт империалистической Японии.

Период японского колониального господства (1910 – 1945)

С началом периода японского колониального господства (1910 – 1945) в Корее было учреждено генерал-губернаторство Чосон (яп. Тёсэн). На поздних этапах был выдвинут лозунг «Нэсон ильчхе» (яп. «Найсэн – иттай»), что означает «Япония и Корея – единое целое». Политика, проводимая под данным лозунгом, ставила своей целью полную ассимиляцию корейцев, лишение их своих национальных корней. Запрещалось произносить по-корейски свои имена и фамилии, запрещалось говорить по-корейски и даже пользоваться корейским алфавитом. В период колониального порабощения не прекращалась вооружённая антияпонская борьба корейских партизанских отрядов, базировавшихся на территории Китая и России. В Китае было образовано Временное правительство в эмиграции, осуществлявшее руководство национально-освободительным движением. Первомартовское движение за независимость, развернувшееся в Корее 1 марта 1919 г., вошло в историю как всенародное движение, проходившее под лозунгом «Тоннип мансе!» («Да здравствует независимость!») и противопоставившее действиям вооружённых войск и полиции ненасильственные методы борьбы. С окончанием в 1945 г. Второй мировой войны японская армия ушла с территории страны, и период колониального господства завершился

Современный период

После освобождения страны в 1945 г. в южной части страны были размещены американские войска, а в северной – советские. В каждой из этих двух зон присутствия действовала своя военная администрация, и это стало первым зерном дальнейшего раздела страны. После проведённых в 1948 г. выборов на Юге было сформировано сепаратное правительство, и была провозглашена Республика Корея. Правительство Республики Корея было признано мировым сообществом как единственно легитимное правительство на Корейском полуострове. На Севере при поддержке СССР был создан коммунистический режим – Корейская Народно-Демократическая Республика. Со вторжения Северной Кореи на Юг началась Корейская война, длившаяся с 1950 по 1953 г. Вмешательство войск ООН и китайской армии завершилось в итоге перемирием, закрепившим раздел страны. После этого, пережив период нестабильности в 60-х гг., Республика Корея осуществила в 70-х гг. ускоренное экономическое развитие, получившее название «чуда на реке Ханган». В конце 80-х была проведена политическая демократизация, подразумевающая смену власти в стране посредством института прямых президентских выборов. Наряду с этим во взаимоотношениях с Севером произошёл отход от установок времён «холодной войны». Был произведён переход к обоюдному признанию существующих в обеих Кореях политических систем, к эре примирения и сотрудничества.

Хотел этот текст поместить в предущем посте, но пост оказался слишком большим и ЖЖ его не принял. Поэтому выкладываю отдельно.

Считается, что первое Корейское королевство «КоЧосон» было основано 5000 лет назад королём Тангуном, однако кроме гончарных предметов с того времени ни чего не сохранилось и история о Тангуне подтверждается лишь древними корейскими хрониками и верой самих корейцев. Явно история КоЧосона начинает прослеживаться с 5го века д. н. э. Сейчас существуют и развалины городов того периода и письменные упоминания древнего государства в том числе в китайских источниках. Однако название Корея произошло от государства Когурё, которое образовалось в 1 веке нашей эры, после того как государство КоЧосон было уничтожено Китайской империей Хань. Когурё кроме территории современной КНДР занимало территорию, где сейчас расположены китайские Далянь, Шеньян, Харбин и наш Хасанский район. Столицей Когурё был Пхеньян. 3 года назад я посещал комплекс гробниц Когурё , который внесён в список культурного наследия Юнеско .

Со временем Когурё севернее Пхеньяна превратилось в государство Бохай (про Бохай, мы, Приморцы, знаем), а южнее Пхеньяна образовалось государство «Объединенное Силла». В 935 году после феодальных войн и смены династий, «Объединённое Силла» превратилось в «Корё», сокращённое от «Когурё». Столицей Корё стал город Кэсон, сейчас Северокорейский город, находящийся на самой границе с Южной Кореей. В Кэсоне в 53 году было подписано соглашение о перемирии в Корейской войне.

В конце 14 века династию Корё, сменила династия Чосон, которая воевала и с Маньчжурами и с Японцами, проводила политику изоляционизма, а в результате превратилась в данника китайской династии Цин. Под маркой освобождение Кореи от Китайского владычества, Япония в конце 19 века усилила своё влияние на полуострове, по сути, превратив Корею в своего вассала. В 1910 году Япония попросту присоединила Корею к себе, сделав своей колонией, после этого началось жестокое истребление всего корейского. Корейцам запрещали учить родной язык, заставляли их брать японские имена, их тысячами вывозили в Японию на тяжёлые работы, корейские женщины подвергались сексуальной эксплуатации и насилию. Из Кореи были вывезены многие произведения искусств и множество исторических ценностей, их культура приходила в упадок.

8 августа 1945 года СССР объявил войну Японии, а 9 августа начал военные действия. И хотя 15 августа Япония капитулировала, Японские войска оказывали сопротивление вплоть до 22 августа, когда 25-я армия взяла порт Вонсан.
В Пхеньяне стоит монумент, посвящённый Красной Армии, армии освободительнице.

Монумент расположен на сопке над рекой Тэдон в центре города. Вокруг монумента расположен великолепный парк.
Американские войска, ни каких военных действий в Корее не вели, их высадка на полуострове началась только 8 сентября. К тому времени Советские войска могли бы занять весь полуостров, но мы остановились у 38 параллели, которая по согласованию союзников, разграничивала зоны ответственности принятия капитуляции.

Советское руководство видело Корею объединённым независимым государством. Над ней не планировалось устанавливать протекторат, мы не препятствовали созданию различных партий. Советский Союз отказывался от идеи создания социалистического государства Корея, лишь бы Американские войска покинули континент. В конце 45 года министрами иностранных дел стран союзников был даже подписан документ, по которому предполагалось создание независимого демократического Корейского государства с выборами и многопартийностью. СССР и США должны были совместно «опекать» объединённую Корею 5 лет, а затем её должны были оставить в покое. Однако Американцы не торопились реализовывать договорённость, а позже началась холодная война и о договорённостях забыли. СССР и США вывели свои войска из кореи в 1948 году. На севере руководителем стал командир партизанской дивизии Ким Ир Сен, а на юге корейский диссидент, живший в Америке Ли Сын Ман. Разделённая Корея оказалась предоставлена сама себе. И на севере и на юге были сильны коммунистические выступления, но Ли Сын Ман став президентом запретил Коммунистическую партию, чем вызвал сильное недовольство своих граждан. Ким Ир Сен решил этим воспользоваться и в 1950 году напал на Юг, взял Сеул и очень быстро получил контроль над всем Югом за исключением Пусана. Тогда на помощь Югу пришли Американцы, которые не хотели потерять для себя плацдарм в материковой Азии. После вмешательства Американцев, Северяне стали нести поражения, но когда их оттеснили к северной границе, в войну вступили китайцы и баланс сил изменился. Север повторно взял Сеул, потом потерял его, и два долгих года война шла с переменным успехом в районе 38 параллели, пока не было заключено перемирие, до сих пор так и не подписанное Югом.

Вот в состоянии непрекратившийся войны эти страны в общем то и живут до сих пор, один народ разделённый пополам холодной войной и амбициями сверхдержав.

История Кореи: с древности до начала XXI в. Курбанов Сергей Олегович

§ 1. Когурё

§ 1. Когурё

Когурё было особым государством среди Трех государств, поскольку в его состав вошли территория, а вместе с ней была воспринята и культура китайского округа Наннан (313 г.), а затем протогосударства Пуё (494 г.). Округ Наннан с китайским населением и высокоразвитой культурой сыграл огромную роль в становлении культуры Когурё.

До начала IV в. не только в культурном, но и территориальном плане Когурё было небольшим протогосударственным образованием в среднем течении реки Амноккан. С севера оно было ограничено протогосударством Пуё, а с юга - китайским округом Наннан. Этнической основой Когурё были племена мэк. В дальнейшем были присоединены племена окчо, пуё и др.

Мифическим основателем Когурё считается государь Чумон. Чумон - личное имя, в переводе на русский язык означает «Меткий лучник». Храмовое имя Чумона - Тонмён-еаи, т.е. «Светлый государь Востока». Слово «Восток» в данном случае обозначает Корею, поскольку она находится к востоку от Серединной Империи - Китая.

Представим краткое изложение мифа об основателе Когурё.

Правитель Пуё Хэбуру до старости не имел сына. Поэтому он молил духов гор и рек о наследнике. Однажды около озера Конён он увидел необычный камень, велел перевернуть его и обнаружил под ним маленького ребенка, похожего на лягушку. Хэбуру решил, что это Небеса посылают ему наследника и взял мальчика с собой, назвав его Кымва, что значит «золотой лягушонок».

По настоянию своего министра по имени Аранбуль правитель был вынужден перенести столицу на восток и основать там Восточное Пуё. Причиной тому явился сон министра, в котором Небеса повелели ему освободить прежнюю столицу с тем, чтобы Небо смогло послать туда своих наследников и основать новое государство. Действительно, через некоторое время в прежней столице неизвестно откуда появился человек по имени Хэмосу, объявил себя сыном Небесного государя и стал править.

После смерти правителя Пуё Хэбуру его место занял Кымва. Однажды к югу от горы Тхэбэк нашли девушку по имени Юхва («Цветок ивы»), которая говорила, что она - дочь речного владыки Хабэка и что как-то в доме у реки Амноккан человек по имени Хэмосу («небесный» правитель прежнего Пуё, ради которого Хэбуру оставил столицу) овладел ею, за что родители разгневались и выгнали девушку из дома. Кымва решил взять ее с собой и поселил в отдаленном доме, так, чтобы никто не мог ее видеть. Однако лучи солнца постоянно преследовали девушку, и от них невозможно было спрятаться. Под действием лучей она зачала и родила огромное яйцо. Кымва хотел было избавиться от яйца, выбросив его, но птицы и животные сохранили яйцо. Он хотел сам разбить его, но не смог и, в конце концов, вернул матери. Мать положила яйцо в теплое место, и через некоторое время из него появился красивый мальчик. Он был очень смышленым и хорошо стрелял из лука, поэтому его и назвали Чумон - «Меткий лучник».

У Кымва было еще семеро сыновей, которые испытывали зависть к Чумону и даже боялись его. Они всячески упрашивали отца избавиться от Чумона. Кымва не хотел расставаться с ним. Тогда сыновья и придворные сановники задумали убить Чумона. Об этом узнала мать - Юхва и тайно известила сына. Чумон бежал с тремя друзьями. Погоня не смогла догнать беглецов. Чумон кормил лошадей так, что хорошие лошади выглядели хилыми (они то и достались Чумону), а плохие - упитанными (на них ездил ван и его приближенные). Ко всему прочему, все живое в природе помогало беглецам. Например, рыбы и черепахи всплыли и выстроились так, что получился мост через реку Ом-хосу, которую пересекал Чумон. Так он достиг местности Чольбончхон, встретив по дороге трех мудрецов, которые стали его сопровождать. Местность ему понравилась, и он решил основать государство, дав ему название Когурё и взяв фамилию Ко. Это было в 37 г. до и. э. Тогда Чумону исполнилось 22 года. Его слава росла, и правители пограничных с Когурё территорий изъявляли желание подчиниться его власти.

Современные исследователи считают, что миф о Чумоне отражает процессы переселения части племен, населявших протогосударство Пуё, и образования таким образом Когурё - сначала как союза племен, а затем - государства.

Основой формирования государства Когурё послужили пять родовых объединений - бу: Сонобу (возможен вариант прочтения как Еннобу), Чоллобу, Суннобу, Кваннобу и Керубу. Упоминания о бу встречаются в исторических источниках, начиная со II в. до н.э., а именно со 107 г. до н. э. Тогда в среднем течении реки Амноккан, после падения Древнего Чосона, появилась небольшая область Когурё, в которой проживали пять бу. Доминирующее положение занимал род Суннобу, а его глава признавался за вана.

К концу I в. до н. э. во главе когурёских бу встал родоплеменной союз Керубу, пришедший, как предполагается, из Пуё, что и отражено в мифе о Чумоне. Тогда глава Керубу стал ваном союза пяти бу , а за всем союзом закрепилось название «Когурё» - название местности, где проживал клан Керубу.

Сторонники теории раннего становления государственности в Когурё считают, что ван был не просто главой союза племен, а фактически государем. В качестве аргумента приводят использовавшиеся в Когурё уже на рубеже тысячелетий наименования высших должностей, отчасти напоминающие классические китайские. Например, санга - министр или сачжа - посланник. С другой стороны, были и такие наименования, которые трудно сопоставить с чем-либо. Например, кочхуга, условный перевод - «министр». В данном случае иероглифы, с помощью которых записывается должность, используются как знаки транскрипции вне связи с их значением. Трудно достоверно судить о том, что стояло за этим или другим подобным названием.

С самого начала образования для Когурё было характерно социальное расслоение. Высшее сословие представляли ван, а также тэга - главы родоплеменных объединений. Основную часть населения составляли крестьяне. Зажиточные слои именовались хомин, что значит «зажиточный народ», а бедные крестьяне - хахо, т.е. «низшие дворы». С крестьян собирались продукты сельского хозяйства, рыбных и соляных промыслов. Последнее дает основание говорить о ранних формах налогообложения, а значит, и о некоторых элементах государства.

С первых веков своего существования Когурё не избежало столкновений с ближайшими соседями - Китаем и Пуё. Например, в 28 г. ханьский (китайский) наместник Ляодуна напал на Когурё. В 121 г. когурёский Тхэчжо-ван напал на Ляодун и китайский округ Хёнтхо. В 172 г. в правление государя Синдэ-вана имело место вторжение китайских войск в Когурё и т. д.

Однако более всего Когурё конфликтовало со своим северным соседом Пуё. И Пуё, и Когурё, очевидно, находились на соотносимом уровне развития. Поэтому каждое из двух протогосударств могло быть поглощено другим, что и случилось впоследствии. В 6 г. до н. э. из Пуё был снаряжен военный поход в Когурё, в который отправилось 50 000 человек. Во многом из-за зимней непогоды нападавшей стороне пришлось отказаться от продолжения похода. В 13 г. н.э. в правление Юри-вана было успешно отражено очередное нападение пуёсцев. В 21 г. Тэмусин-ван сам отправил войско в поход на Пуё. В 56 г. король Тхэчжо-ван напал на земли племен окчо и присоединил их.

Излагая раннюю историю каждого из Трех государств, буквально по каждому отдельному событию можно найти ряд фактов, которые либо поддерживают, либо опровергают теорию раннего формирования государственности. К примеру, выше было упомянуто о походе на Ляодун Тхэчжо-вана . Согласно сведениям из «Самгук саги», Тхэчжо-ван правил 94 года (53-145), т.е. жил он около 100 лет, что для ранней истории маловероятно.

Конец II в. н. э. является тем рубежом, когда уже однозначно можно говорить о начале формирования государственности в современном понимании этого термина, что связано с рядом важнейших изменений в административном устройстве Когурё. Пять бу были переименованы и получили названия в зависимости от сторон света (в отличие от прежних названий родоплеменных объединений). Так, Керубу стал называться Нэбу - «Внутреннее бу» (или Хванбу - «Желтое бу»), Чоллобу - Пукну, т.е. «Северное бу» (или Хубу - «Заднее бу»), Сун-нобу - Тонбу, т.е. «Восточное бу» (или Чвабу - «Левое бу»), Кван-нобу - Намбу, т.е. «Южное бу» (или Чонбу - «Переднее бу»), Соно-бу - Собу, т. е. «Западное бу» (или Убу - «Правое бу»). Указанный факт переименования, скорее всего, связан с объединительными процессами, происходившими в Когурё, когда родоплеменные различия стирались, и все население становилось более или менее однородным.

Второе изменение произошло в системе наследования «должности» вана. Наследование по линии братьев, когда после прекращения линии наследования ван избирался заново, сменилось на наследование от отца к сыну. Этот факт свидетельствовал об усилении центральной власти.

Однако, на наш взгляд, именно присоединение в 313 г. китайского округа Наннан (образованного в свое время на месте Древнего Чосона) послужило поворотным моментом в формировании государственности Когурё как в территориальном, так и в культурном плане. Говоря о культурном влиянии, основное внимание хотелось бы обратить на значение китайской письменности, которая стала быстрее распространяться с присоединением округа. На протяжении полутора тысяч лет корейскую культуру и корейскую государственность обслуживала исключительно иероглифическая письменность, заимствованная из Китая. Роль письменности в процессе формирования государства - тема для специальных исследований, и мы не будем останавливаться на ней подробно. В любом случае, новый этап распространения иероглифической письменности подготовил почву для принятия буддизма из Китая. В Серединном государстве к тому времени все основные буддийские каноны были переведены на китайский язык. Считается, что буддизм проник в Когурё в 372 г. и вскоре стал государственной религией.

Именно в IV в. в Когурё окончательно утвердилось конфуцианство и была основана придворная конфуцианская академия. Конфуцианство служило идейной основой теории государственного управления в Корее.

К V в. Когурё не только окончательно оформилось как государство, занимавшее весь север Корейского полуострова, но и имело развитый аппарат власти, армию, сложившиеся классовые отношения. Описанию этих процессов как в Когурё, так и в двух других корейских королевствах будет специально посвящена глава 5 первой части книги.

автора Курбанов Сергей Олегович

Глава 4. ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕХ ГОСУДАРСТВ: КОГУРЁ, ПЭКЧЕ И СИЛЛА В I-IV ВЕКАХ Когурё, Пэкче и Силла - первые три государства Корейского полуострова, с истории которых начинается непрерывная история корейской культуры. Образовавшись почти одновременно, Три государства боролись

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 2. Когурё Поначалу власть в Когурё принадлежала семье Ко, члены которой были выходцами из клана (бу) Керубу. Достаточно высокое положение в обществе занимал и клан Сонобу, будучи правящим на ранних этапах формирования государственности, а также клан Чоллобу, откуда родом

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 1. Противостояние Пэкче и Когурё Почти половина столетия понадобилась Когурё для того, чтобы освоить новые территории бывшего Лэлана. Со второй половины IV в. Когурё начинает активные действия против Пэкче. В 369 г. 20-тысячное войско - конница и пехота во главе с

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 4. Войны Когурё с китайской империей Суй Военное противостояние Китая и ранней Кореи началось еще со времени государства Древний Чосон. Наибольшей агрессии извне подвергались территории северо-запада Корейского полуострова, т. е. Когурё. Нападения совершали не только

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 2. Покорение Пэкче и Когурё танским Китаем и объединение Кореи под эгидой королевства Силла Сменивший Тай-цзуна новый китайский император Гао-цзун (650-683), следуя совету своего предшественника, больше не снаряжал масштабных походов в Когурё, но мысли покорить Корейский

Краткая информация

Южная Корея является одной из самых популярных стран для туризма во всей Азии. Это не удивительно, учитывая, что в Южной Корее есть большое количество исторических памятников, буддистских монастырей, храмов и пагод. Туристов в этой стране ждут горнолыжные курорты, красивые горы, водопады на реках, а также длинные песчаные пляжи.

География Южной Кореи

Южная Корея располагается в южной части Корейского полуострова в Восточной Азии. На севере Южная Корея граничит с Северной Кореей, на востоке (через Японское море) – с Японией, а на западе (через Желтое море) – с Китаем. Общая площадь страны – 99 392 кв. км, включая и острова, а общая длина государственной границы – 238 км.

Большую часть территории Южной Кореи занимают горы и возвышенности. Самая высокая вершина – гора Халласан, чья высота достигает 1 950 м. Равнины и низменности составляют только около 30% территории страны, они находятся на западе и юго-востоке Южной Кореи.

Южной Кореи принадлежат около 3 тысяч островов, большая часть из них очень маленькие и необитаемы. Самый большой остров этой страны – Чеджу, находящийся в 100 км от южного побережья.

Столица

Столица Южной Кореи – Сеул, в котором сейчас проживают более 10,5 млн. человек. Историки утверждают, что Сеул существовал уже в IV веке до н.э.

Официальный язык

Официальный язык в Южной Корее - корейский, относящийся к алтайским языкам.

Религия

Более 46% населения Южной Кореи считают себя атеистами. Еще 29,2% южных корейцев являются христианами (18,3% - протестанты, 10,9% - католики), более 22% - буддистами.

Государственное устройство Южной Кореи

Согласно действующей Конституции, Южная Корея – это парламентская республика. Ее глава – Президент, избираемый на 5 лет.

Однопалатный парламент в Южной Корее называется Национальное собрание, он состоит из 299 депутатов, избираемых на 4-летний срок.

Основные политические партии - консервативная партия «Сэнури», «Объединенная демократическая партия», «Либерально-передовая партия».

Климат и погода

Климат в Южной Корее очень разнообразный – континентальный и влажный муссонный, с холодной зимой и жарким летом. Средняя температура воздуха - +11,5С. Самая высокая средняя температура воздуха – в августе (+31С), а самая низкая – в январе (-10С). Среднегодовое количество осадков – 1 258 мм.

Море в Южной Корее

На востоке Южная Корея омывается теплыми водами Японского моря, а на западе - Желтого моря. Общая береговая линия составляет 2 413 км. В августе вода у берегов Южной Кореи прогревается до +26-27С.

Реки и озера

Большинство рек Южной Кореи находятся в восточной части страны. Многие реки впадают в Желтое море. Самая большая река в Южной Корее – река Нактонган. Некоторые реки имеют удивительной красоты водопады (например, в природном парке Чхонджеёнпхокпхо).

История Южной Корее

Как таковая, история Южной Кореи начинается в 1948 году, когда единая ранее Корея разделилась на два государства – Республику Корея (Южная Корея) и КНДР. Согласно мифологии, корейское государство образовалось в 2 333 году до н.э.

В 1950-53 годах между Южной Кореей и КНДР шла война, в которой активное участие принимали США, Китай, СССР и даже ООН. Мирный договор между этими странами до сих пор не подписан, а их границу разделяет Демилитаризованная зона.

В состав ООН Южную Корею приняли только в 1991 году.

Культура

Культура Южной Кореи основывается на многовековых культурных традициях корейского народа. Традиции и обычаи жителей Южной Кореи уникальны, если, конечно не брать во внимание Северную Корею (а это, конечно же, невозможно).

Самый главный праздник в Южной Корее - праздник Соль, который считается отображением китайского Нового года.

Зимой жители Южной Кореи отмечают Фестиваль горной форели Хвачон и праздник рыбы-ледянки Индже.

В конце марта в Кенджу проходит ежегодный фестиваль ликеров и рисовых пирожных, а в апреле (или мае) южнокорейцы празднуют День рождения Будды. В конце мая корейцы отмечают Фестиваль боевых искусств Чхунджу.

В сентябре-октябре каждого года жители Южной Кореи отмечают праздник урожая «Чхусок». В эти дни корейцы берут на работе небольшой отпуск, чтобы посетить могилы предков.

Кухня Южной Кореи

Кухня Южной Кореи основывается на старинных корейских кулинарных традициях. Основные продукты питания – рис, морепродукты, рыба, овощи, мясо.

В Южной Корее рекомендуем попробовать рисовую кашу, рис с овощами, «кимчи» (квашеная или маринованная капуста), картофельные лепешки, суп из морепродуктов, различные рыбные супы, блюда из кальмаров и осьминогов, «пульгоги» (корейские шашлыки), жареные свиные ребрышки, печенье «ходуквачжа».

Традиционные безалкогольные напитки в Южной Корее - рисовый и ячменный отвар, а также отвары и настои из трав и специй.

Что же касается алкогольных напитков, то в Южной Корее популярно местное рисовое вино и рисовый ликер «соджу».

Помните, что «boshingtang» - это суп из собак. Правительство Южной Корее предпринимает попытки, чтобы запретить приготовление этого блюда, однако пока неудачно. Блюдо «boshingtang» жители Южной Кореи обычно употребляют летом. Южнокорейские мужчины утверждают, что это блюдо способствует выносливости.

Достопримечательности

В Южной Корее сейчас насчитывается несколько тысяч историко-архитектурных и археологических памятников. По количеству достопримечательностей Южная Корея занимает одно из первых мест во всей Азии. Некоторые южнокорейские достопримечательностей входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО (например, буддистский храм Соккурам). В десятку лучших достопримечательностей Южной Кореи, на наш взгляд, могут войти следующие:

  1. Королевский дворец Кёнбоккун в Сеуле
  2. Крепость Хвасон
  3. Буддистский монастырь Пульгукса
  4. Буддистский храм Пульгукса
  5. Пещерный буддистский храм Соккурам
  6. Дворец Токсугун в Сеуле
  7. Гробницы династии Ли в Кванныне
  8. Королевский дворец Чхандоккун в Сеуле
  9. Колокольня Посингак в Сенуле
  10. Святилище Хенчхунса возле Асана

Города и курорты

Самые большие города Южной Кореи – Пусан, Инчхон, Тэгу, Кванджу, Тэджон и, конечно же, Сеул.

Лучшие пляжные курорты Южной Кореи находятся на берегу Японского моря. Самые популярные пляжи на берегу Японского моря – Кенпходэ возле города Каннын и Наксан возле городка Чончжин. Большинство пляжей окружено прекрасными сосновыми лесами. Пляжный сезон в южной Корее очень короткий – с июля по август.

Еще одно популярное место для пляжного отдыха в Южной Кореи – остров Чеджу, находящийся в 100 км от Корейского полуострова. Также туристам рекомендуем обратить внимание на пляжи острова Канхвадо в Желтом море.

В Южной Корее много горнолыжных курортов, которые популярны среди жителей Азии. Эти горнолыжные курорты имеют неплохо развитую инфраструктуру катания, и, кроме того, цены там гораздо меньше, чем, например, в Европе. Самые популярные горнолыжные курорты в Южной Корее – Муджу, Янджи, Йонпхён, Бэрс-Таун и Чисан-Форест.

Сезон катания – с конца ноября по середину марта. На некоторых горнолыжных курортах используется искусственный снег, поэтому катаются на лыжах там круглый год.

В Южной Корее есть много термальных и горячих источников. Туристам рекомендуем посетить курорт Енпхен на востоке страны, где находятся отличные горячие источники, температура воды в которых составляет +49С. Кстати, на этом горнолыжном курорте туристы найдут и неплохие горнолыжные трассы.

Сувениры/покупки

Туристы из Южной Кореи обычно привозят изделия народного творчества, лампы, подставки для книг, традиционные корейские народные маски, куклы в традиционных корейских одеждах, корейские чашки для чая, ожерелья, заколки для волос, браслеты, одеяла, шарфы, корейские сладости, корейский чай, корейское белое вино.

Часы работы учреждений

Банки:
Пн-Пт: 09:00-16:00

Супермаркеты работают ежедневно с 10:30 до 20:00 (в выходные дни закрываются позже).