В древнеиндийской мифологии брахма бог творец изображался. Бог Брахма – создатель вселенной

Творец Вселенной, нерождённый, неизменный,
Прибежище движущихся и неподвижных творений,
Брахма есть Первопричина, Хранитель и Разрушитель,
в нём заключено всё сущее

«Маркандея-пурана», глава 42, «Рождение Брахмы»

И значальным творцом Вселенной в ведической культуре считается бог Брахма . В составе триады главных божеств ведического пантеона - Тримурти (санскр. त्रिमूर्ति - ‘три лика’, триединое божество) - Брахма является создателем Вселенной в начале времён, в то время как Вишну - её хранитель на протяжении периода её существования, а Шива - разрушитель Вселенной в конце времён. Такой тройственный божественный союз олицетворяет собой единство ипостасей трёх божеств, заключает в себе идею троичности Вселенной, так как все три божества являются проявлениями единой божественной сути в различных её аспектах. Эпическая поэма «Хариванша-пурана», формально считающаяся дополнительной 19-ой книгой «Махабхараты», так трактует идею триединства божественного проявления Вселенной: «Он есть Вишну, он также есть и Шива, и Шива есть также и Брахма: одно существо, но три бога - Шива, Вишну, Брахма».

Брахма и сотворение Вселенной

Брахма - творец Вселенной со всеми её многочисленными созданиями, при этом он сам является первым рождённым созданием во Вселенной. Мир был проявлен им из первопричины в изначальной пустоте - вселенского яйца Махадивьи. В нём Брахма сидит на лотосе, произрастающем из пупа Вишну, который есть первооснова всего сущего, и создаёт материальный мир. Изначальная пустота - это абсолютное всё, то есть Брахма, будучи содержащим в себе всю Вселенную, проявляет её в видимой форме. Корень самого слова «Брахма» означает ‘расширение’, ‘увеличение’; изначальная форма бытия была сокрыта в нём, и он эманировал из себя всю природу - проявил её из абстрактной, непроявленной вечности в конкретную, зримую субстанцию. Лотос олицетворяет собой абстрактную и конкретную Вселенную, потому и является священным цветком, символизирующем чистоту, совершенство и духовное пробуждение. Его семена содержат миниатюрный прообраз будущего цветка, так и Брахма проявляет этот мир по своему прообразу. Вселенское яйцо является символом Вселенной, проявленной из центра - зародыша. Аллегория яйца, из которого была проявлена Вселенная, символизирует «сгусток» энергий всех будущих живых существ.

Тотчас же введя меня в иллюзорное состояние силой Своей Майи, Шива в ходе Своей Лилы, поместил меня в Лотос, растущий из пупа Вишну. Вот почему я стал известен как "Рождённый в лотосе" и как "Золотой зародыш"

«Шива-Махапурана». Глава 7

Все мы пребываем в иллюзии существования, находимся под покровом майи (санскр. माया - ‘иллюзия’, ‘видимость’). Вселенная возникла из мирового яйца, в котором спит Брахма. Так что наш реальный проявленный мир - это лишь сон Брахмы, создателя этого мира.

Наша Вселенная постоянно расширяется, что научно доказано современными учёными-астрофизиками, и это лишь подтверждает сведения, содержащиеся в древнейших текстах Пуран, согласно которым, изначально в диаметре Вселенная составляла 500 миллионов йоджан (8 млрд км), однако к концу времён она вырастет до 9,5 млрд км. Таким образом, древнейшие источники священных знаний хранят точные данные о масштабах проявленной Вселенной.

Сам Брахма и есть Вселенная, а каждая частица её - его проявление.

Брахма - лишь причина сотворяемого при совершении творения, и от него исходят энергии-шакти сотворённого, становясь причиной возникновения предматерии, за исключением этой единственной причины, нет иной, которой бы мир был обязан своим существованием

«Вишну-пурана», книга 1, глава IV, 51-52

Космические циклы мироздания. День и ночь Брахмы

Образ Брахмы, погружающегося в сон и бодрствующего, формирует представления о времени, представляющем собой систему космических циклов. Когда Брахма бодрствует, на протяжении «дня Брахмы», он создаёт Вселенную, но засыпая, вновь растворяет её.

Жизнь Брахмы длится сто лет. Таким образом, наша Вселенная существует в течение 311 040 000 000 000 земных лет (далее по тексту - з.л.), соответствующим ста божественным годам Брахмы (Маха-кальпа). «Кальпа» на санскрите कल्प - ‘порядок’, ‘период’, ‘эпоха’, а «маха» (महा) означает ‘большой, великий’, соответственно «Маха-кальпа» означает ‘великий век’. Этому периоду проявления космической божественной энергии, противопоставляется период, когда по истечении жизни Брахмы, Вселенная прекращает своё существование, начинается Маха-пралайя («пралайя» на санскрите प्रलय - ‘разрушение, растворение’, «маха-пралайя» - ‘великое разрушение’) - период непроявленной Вселенной, продолжающийся тоже сто лет (311,04 трлн. з.л.), по завершении его приходит время рождения для нового Брахмы, и теперь он начинает новый цикл создания и уничтожения Вселенной. Согласно тексту «Бхагавата-пураны» («Шримад-Бхагаватам»), Вселенная входит в тело Вишну и пребывает там до начала возрождения и наступления следующего цикла кальп.

Один год Брахмы длится 3 110 400 000 000 з.л., а месяц (всего их двенадцать) равен тридцати дням Брахмы, соответствующим 259 200 000 000 з.л. Божественные сутки составляют 8 640 000 000 з.л. Таким образом, день Брахмы равен по продолжительности его ночи и составляет 4 320 000 000 з.л.

День Брахмы, или Кальпа, представляет собой период активности Вселенной. За день Брахмы протекают четырнадцать Манвантар, проходит 1 000 Маха-юг (Дивья-юг или Чатур-юг). Одна Манвантара («манвантрары», на санскрите मन्वन्तर, - время, когда правят прародители человечества Ману) составляет приблизительно 71 Дивья-югу, так, в течение дня Брахмы царствуют четырнадцать Ману, один Ману правит в период, соответствующий 306 720 000 з.л., включая временные интервалы меж ними (точное значение - 308 571 429). Одна Маха-юга насчитывает 4 320 000 з.л., и она подразделяется на 4 юги, следующие одна за другой, среди которых: Сатья-юга, или Крита-юга, (1 728 000 з.л.), Трета-юга (1 296 000 з.л.), Двапара-юга (864 000 з.л.) и Кали-юга (432 000 з.л.). Каждую новую югу предваряет время сумерек, или «сандхья», и последующий период - «сандхьянса», которые длятся 1/10 времени соответствующей юги.

Ночь Брахмы, или Пралайя, - время отсутствия активности, период покоя, в промежутках между днями Брахмы, уничтожается всё, что было проявлено в материальной форме, однако, субстанции остаются в ожидании начала нового дня, происходит частичное разрушение, природа «отдыхает», в отличие от более длительного периода, Маха-пралайи, по истечении жизни Брахмы, когда всё существующее растворяется в первичную субстанцию, из которой новый Брахма создаст вновь Вселенную в новом цикле творения. Необходимо иметь в виду, что «рождение» и «смерть» Брахмы - это метафоры, описывающие процессы, подобно тому, как Солнце «рождается» на заре и «умирает» с последними лучами на закате.

Согласно Ведам, на данном этапе мы находимся в Швета-Вараха-Кальпе (кальпа воплощения «Вепря»), с начала жизни Брахмы прошёл 51 божественный год, и это первый день (Кальпа) второй парардхи - второй половины жизни Бога-творца.

Когда мир был единым океаном, Владыка познал, что в водах находится Земля. Поразмыслив, Праджапати захотел её поднять и принял иное тело; - подобное тому, как и прежде в начале кальп он перевоплощался в рыбу, черепаху и прочих, так и теперь он предстал в обличье вепря - Варахи

«Вишну-пурана», книга 1, глава IV, 7-8

Идёт седьмая манвантара Шраддхадевы (Вайвасваты) Ману, 28-ая Дивья-юга, четвёртая эпоха которой - Кали-юга - берёт своё начало в 3102 г. до н. э., получается, что в нынешнюю Кали-югу мы прожили порядка 5 120 лет, и до окончания этого периода осталось около 426 880 лет.

Изображение бога Брахмы

Брахма изображается в виде четырёхликого бога (четыре лика представляют 4 Веды (Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхараведа), либо 4 Юги, либо 4 стороны света, которые он обозревает, дабы всё подмечать в сотворённом мире). В руках у Брахмы можно увидеть следующие атрибуты: скипетр, иногда ковш или ложку, символично отражающие Брахму как повелителя яджн; камандалу (сосуд), наполненную водой священной реки Ганги, символизирующей изначальную субстанцию, из которой возникла Вселенная; акшамала (чётки, которые нужны для отсчитывания вселенского времени), а также Веды, как символ знания, или цветок лотоса, как символ проявленного космоса. Вахана (ездовое животное) Брахмы - лебедь, олицетворяющий божественную мудрость.

Брахма восседает на лотосе, что олицетворяет его вечную божественную суть, либо в колеснице, запряжённой семью лебедями, представляющими семь миров (локи).

Жена Брахмы

Согласно текстам Пуран, жена Брахмы - богиня знания и мудрости Сарасвати (санскр. सरस्‍वती - ‘полноводная’ - являющаяся олицетворением священной реки), порождённая им путём произнесения священного слога; по одной из легенд, она настолько очаровывает его своей божественной красотой, и он создаёт себе четыре лика, чтобы безотрывно лицезреть её.

Жена бога символизирует женское проявление божественной творческой энергии, изначальную природу (Пракрити), материальную первопричину Вселенной, её женское основополагающее начало. А Бог Брахма, отделившись от первопричины бытия, оживляет изначальную природу своим выдохом.

Богиня Сарасвати покровительствует искусствам, наукам, ремёслам, мастерству, почитается также как создательница языка санскрита и алфавита деванагари (санскр. देवनागरी - ‘божественное письмо’). У супруги Брахмы множество разных имён, одно из них - Савитри, что означает ‘солнечная’.

Изображают её, как правило, в образе красивой женщины в белом, что олицетворяет чистоту и свет её сути, сидящей на лотосе, в её четырёх руках представлены следующие атрибуты: акшамала, книга, вина (музыкальный инструмент - как символ искусства; высочайшего звука небесных сфер, где двойственность бытия растворяется в сознании, и оно очищается от влияния гун материальной природы; также может являться символом разностороннего развития и гармонии). Ваханой её так же, как и у Брахмы, является лебедь, который обладает способностью отличать правду от лжи, что символически означает необходимость умения различать истину от ложного знания, которые сводят с истинного Пути искателя. Зачастую рядом с богиней присутствует павлин - это птица Солнца, символ мудрости, красоты и бессмертия.

Сарасвати олицетворяет истинное знание. Она выступает помощницей всем тем, кто стремится познать суть бытия и выйти за рамки привычных представлений о жизни, познать истину. Она сопровождает человека на его духовном Пути, позволяет постичь священные писания, преодолев омрачения и другие препятствия.

Первые творения Брахмы

В начале времён Брахма своей волей, начинает творить Вселенную и, проявив четыре типа творческих сил, Брахма создаёт богов, асуров, прародителей человечества и людей. Объединившись с водами первичного океана, Брахма принимает частицу тамаса в себя. Изначально Брахма, приняв аспект ночи (качество косности, пассивности - проявление гуны Тамаса), создаёт асуров (а-суры, что означает «не боги»), затем он отбрасывает это тело, в которое проник тамас, и оно становится ночью. Приняв форму дня, в состоянии благостного восторга, он создаёт богов, и, отбросив тело, оно становится днём. Всё так же находясь в качестве благости (проявление гуны Саттвы), как и в предыдущем теле, но уже в вечерние сумерки, думая о себе, как об отце Мира, он творит прародителей человечества (питары), отбрасывая и это тело, оно становится сумерками меж днём и ночью. И, наконец, Брахма становится утренними сумерками (качество страстности - гуна Раджаса), или рассветом, и порождает людей, тело Брахмы становится сумерками, разделяющими ночь и день. Так, Брахма впоследствии создаёт и всех других живых существ.

Итак, создав четыре основных вида существ - богов, асуров, питаров и людей, он далее создавал подвижные и неподвижные вещи, якшей, пишачей, апсар, киннаров, ракшасов, птиц, скот, диких животных, змей и всё, что изменчиво или неизменно, всё, что тленно или нетленно. Все существа наделяются теми же свойствами, какими были наделены когда-то, и так неизменно происходит снова и снова, при каждом творении

«Маркандея-пурана», глава 45 «Порядок Творения»

В зависимости от времени творения, существа проявляют активность в определённое время суток: люди - утром, боги - днём, асуры - ночью, а питары - вечером. Символическим отображением дня, ночи и сумерек являются тела Брахмы, проявляющиеся в форме трёх гун материальной природы, так что все сотворённые Брахмой существа, от богов до людей, подвержены воздействию трёх гун.

Сыновья Брахмы

Брахма породил семь духовных сыновей - Великих Риши (Саптариши (санскр. सप्तर्षि - ‘семь мудрецов’), которые были призваны помочь ему в процессе творения Вселенной. Они являются прародителями живых существ. Изначально в «Ригведе» упоминаются семь Риши, однако, они ещё не «индивидуализированы» и не имеют имён. Позднее их количество достигает девяти: в «Вайю-пуране» и «Вишну-пуране», к семи Риши добавляются ещё по одному.

Так что, согласно текстам Пуран, Брахма породил силой духа своего наделённых разумом сыновей, подобных себе, имена которых: Бхригу, Пуластья, Пулака, Крату, Ангирес, Маричи, Дакша, Атри и Васиштха.

Первый сын - Маричи (санскр. मरीचि - ‘светящийся огонёк’), рождённый от души Брахмы. Самым известным сыном Маричи является Кашьяпа, который выступает прародителем богов и асуров, людей и других живых существ, олицетворяет изначальное единство всего сотворённого во Вселенной.

Очи Брахмы сотворили его сына Атри (санскр. अत्रि - ‘поедающий’) - отец Бога луны - Сомы, а также бога Дхармы, защищающего справедливость.

Третьим сыном Творца Вселенной является великий Ангирас (санскр. अंगिरस्), который был порождён от уст Брахмы и выступал посредником меж богов и людей.

Четвёртый сын Брахмы Пуластья (санскр. पुलस्त्य) произошёл из правого уха Творца.

Пятый сын Творца Пулаха (санскр. पुलह) проявился из левого уха Брахмы.

Шестой, рождённый из ноздрей Брахмы, - Крату.

А седьмым был Дакша (санскр. दक्ष - ‘ловкий’), родился из большого пальца правой ноги Творца.

Восьмой сын, рождённый из кожи Брахмы, был Бхригу (санскр. भृगु - ‘сияющий’), который является хранителем небесного огня Агни, который он передал людям.

Девятый сын, рождённый разумом Брахмы, - Васиштха (санскр. वसिष्ठ - ‘великолепный’).

Не стоит понимать буквально рождение сыновей Брахмы из определённых частей тела отца, это аллегории того, что все они являются божественными творениями, неотделимые от Творца-прародителя, частицы его божественной сути, а каждая частица Бога есть сам Бог, вышедший из самого себя.

Варны, сотворённые Брахмой, или какая каста появилась из ступней ног Брахмы

Стрела Брахмы

Как твёрдый алмаз или Индры стрела громовая, Была сотворённая Брахмой стрела роковая, Чей путь преградить не смогла бы скала вековая!

«Рамаяна»

Брахма создал оружие, которое возможно активировать лишь посредством воспевания соответствующих мантр. Такое оружие было доступно лишь воинам, владевшим знанием того, как привести её в действие на тонком плане посредством звуковых вибраций, создаваемых воспеванием мантр, а также умевших и прекратить её действие. Брахмастра на санскрите (ब्रह्‍मास्‍त्र) означает ‘стрела Брахмы’ или ‘оружие Брахмы’ («астра» - ‘остриё’, ‘копьё’, ‘стрела’). В древнеиндийском эпосе «Рамаяна», в части, повествующей о гибели Раваны, описывается стрела Брахмы:

В её острие было пламя и солнца горенье,
И ветром наполнил создатель её оперенье,
А тело стрелы сотворил из пространства.
Ни Меру, ни Мандаре не уступала она по размеру.
Стрела златопёрая все вещества и начала
Впитала в себя и немыслимый блеск излучала.
Окутана дымом, как пламень конца мирозданья,
Сверкала и трепет вселяла в живые созданья.
И пешим войскам, и слонам, и коней поголовью
Грозила, пропитана жертвенным жиром и кровью,
Как твёрдый алмаз или Индры стрела громовая,
Была сотворённая Брахмой стрела роковая,
Чей путь преградить не смогла бы скала вековая!
Железные копья она рассекала с разлёта
И с громом обрушивала крепостные ворота.
Стрела, о которой небесный напомнил возница,
Блистала роскошным своим опереньем, как птица.
И - смерти приспешница - ратников мёртвых телами
Кормила стервятников эта несущая пламя.
Для вражеской рати была равносильна проклятью
Стрела Праджапати, что Раме была благодатью!

«Рамаяна», ч.108, «Гибель Раваны

Это оружие упоминается не только в «Рамаяне», но также и в «Махабхарате», её описание встречается в таких ведических текстах, как Дханур-Веда, где подробно рассказывается о науке ведения боя, и в Сканда-Пуране, где упоминается также о разнообразных видах оружия, применявшегося во времена битв между богами и асурами. Действие брахмастры распространяется на все три мира, которые разрушаются под действием мощных ослепительных лучей Сурьи, и противодействовать ей может лишь такая же брахмастра, однако, столкновение двух стрел Брахмы приведёт к разрушению Вселенной, ибо действие такого оружия подобно космическому пожару Самвартака, происходящему в конце времён.

P. S. Для понимания истинной сути Брахмы, не стоит ограничивать свой разум материалистическими представлениями об образе бога, как некоего человекообразного существа, изволившего проявить весь мир в материальной форме. Изображения богов с присущими человеку атрибутами, как правило, заключают в себе антропоморфные представления, которые должны быть восприняты нами как аллегории и метафоры, олицетворяющие определённые аспекты божества.

Брахма – всеведущий, многоликий, глядящий во все стороны, созидатель, дающий власть,
четырехрукий мировой Творец, длани коего показывают на все стороны света. Верования индуизма утверждают, что в момент пробуждения Брахмы возникла Вселенная, если он прикроет очи, - Вселенная бесследно исчезнет. Но Кальпа - продолжительность дня Брахмы – равна 4 320 000 000 человеческим годам.
Брахма в масштабном понимании – это глубоко медитирующие боги, стоящие вне сферы чувственности, а в более узком – это духи, принадлежащие Миру Брахмы .



Культ Брахмы, входящего в триаду божеств тримурти, не сильно распространен. По сравнению с храмами Вишну и Шиву , храмов, посвященных Брахме очень мало, так как поклонение на планете ему было очень мало, в связи с многочисленными, посылаемыми в его адрес, проклятиями. Это подтверждают разные писания индуизма. К примеру, «Шива-пурана» описывает, как Вишну в облике вепря в начале творения занялся поисками начала громадного шива-лингама, а Брахма в облике лебедя – его конца. Вишну, вскапывая землю, не смог найти начала лингама и по-честному признался в этом Шиве, отдавая почести Великому, а Брахма, поднявшись ввысь и увидав кетаки (излюбленный цветок Шивы), попросил его подтвердить, что конец был найден. Но Шива распознал неправду и, сильно разгневавшись, проклял Брахму на то, что никто и никогда в трех мирах не будет возносить ему почести.
По иной истории, Брахму проклял величайший мудрец Бхригу, проводивший на земле ведийское жертвоприношение, которое должен был возглавить высочайший из богов. Брахма, к которому явился Бхригу, углубленный в музыку, исполняемую Сарасвати (супруга Брахмы - богиня знания и учености), даже не увидел мудрого мужа. Риши разгневался и послал проклятия Брахме, что никто никогда не произнесет его имя и не станет поклоняться ему.
Однако молитвы Брахме присутствуют во всех ритуалах индуизма, но храмы Брахмы можно посчитать по пальцам. Брахмы, встречающиеся в источниках буддизма, и, с точки зрения космологии, вызывают ассоциации высочайшей власти или чрезмерного чувства божеской гордости.
Брахма-Сахампати, наиболее почитаемый в Таиланде и буддистском Китае, имеет 4 головы, символизирующие разум в 4-х грубых составляющих. Иногда мы слышим неправильное название Брахмы – Будда с четырьмя лицами. В индийском Пушкара находится самый крупный знаменитый храм Брахмы - Брахмаджи Мандир, в котором находится четырехликий Мурти Брахма. Говорят, что у Брахмы четыре лица, чтобы беспрерывно следить по всем сторонам за созданным миром. Иная версия тоже имеет право быть. По ней, Брахма создал из своего тела безупречно идеальную женщину, в которую тут же влюбился без ума, не в состоянии отвести от нее своих очей. И для беспрестанного наблюдения за прелестницей у Брахмы появилось четыре головы, а затем и пятая, когда супруга взлетела ввысь. Но пятая голова вскоре была отрублена Шивой за инцест с дочерью. Неотразимую дочь Брахмы, ставшую его женой, звали разными именами: Сатарупа, Савитри, Сарасвати, Гаятри и Брахмани.
Брахма-Сахампати несет преуспеяние, развитие и удачу. Святилища, посвященные ему, находятся во многих местах. К примеру, бангкокская кумирня Ераван. Брахма-Сахампати находится ближе всего к Будде, невидимо помогая ему в процессе медитации и просветления, и взывает нести дхарму человечеству.
Изображают Брахму всегда с четырьмя главами, декламирующими каждая свою Веду, четырьмя ликами и четырьмя дланями, олицетворяющими восток, юг, запад и север, с белой бородой (мудрость и вечный процесс созидания), в красных одеждах, с красноватым цветом кожи и безоружным.
По древнейшим священным писаниям, с ним связаны следующие символы:
- ваза с водой (сотворение Вселенной),
- четки (течение времени),
- жертвенная ложка (жертвенные подношения),
- книги Вед (знания),
- цветок лотоса (природа и сущность всего живого),
- золото (деятельность),
- корона (высшая власть),
- лебедь (милость и способность отличать дурное от доброго).
Статуэтка Брахмы , помещенная в вашем доме, будет помогать во всех благих делах, принесет благосостояние, успех, развитие, удачу, спокойствие и здоровье.

Брахма – главный бог индуистской мифологии. Это один из трех богов священной триады. Он является творцом всей вселенной.

Существует несколько легенд о появлении Брахмы. Две из них встречаются чаще всего. Объединяет их лишь то, что Брахма является саморожденным. По первой легенде Брахма является из цветка лотоса, который вырастает из пупа Вишу. Отсюда и другое название Брахмы – Набхиджа(«явившийся из пупа»). Хотя верховный бог имеет боле двух десятков имен. Второй миф повествует о том, что верховный Бог индуистов появился из воды, в которую попало семя Вишу. Оно превратилось в золотое яйцо, из которого и появился Брахма. А остатки этого яйца превратились во Вселенную. Существует главный бог 100 своих собственных лет (311 040 000 000 000 человеческих лет). По истечении этого времени наступает конец цвета и исчезает.Затем верховный бог появляется вновь, и все возрождается опять на такой же период. Получается, что этот процесс бесконечен.

Индуистская троица представляет собой человека с тремя лицами. В самом центре находится Брахма. Его изображают с красноватым цветом кожи и в красных одеждах. Он имеет четыре головы и четыре руки. Очень часть Брахма предстает с белой длинной бородой, она символизирует бесконечность бытия бога, а также его вечную мудрость. По легенде каждая из четырех голов непрерывно вещает одну из четырех Вед. У Брахмы четыре руки тоже существуют не просто так, каждая олицетворяет одну из четырех сторон света. Причем задние руки отвечают за ум и разум, а передние за человеческое эго и самоуверенность. Руки Брахмы всегда заняты. В одной руке находится ложка, из которой льется священный огонь. В другой руке Бог держит емкость с водой, этот сосуд может быть изготовлен из металла, либо из кокосовой скорлупы. Третья рука перебирает четки, отсчитывая время существования Вселенной. А вот четвертая рука держит либо книги, либо цветок лотоса, олицетворяющий жизнь всех организмов.

По одной из легенд у Брахмы было 5 лиц. Но пятое лицо отрубил Шиву, когда разозлился на верховного бога.

Брахма передвигается на лебеди. Эта птица очень почитаема в индуистской мифологии. Уважения лебедь достиг благодаря своей божественной способности отделять молоко из воды. Это символизирует то, что каждый субъект мироздания должен уметь разделять плохое и хорошее, должен находить те вещи, который содержать духовный ценности и отвергать то, что их не имеет.

Существует огромное количество легенд о существовании Брахмы. Например, одна из них повествует о том, что из своего лица создал бог дочь. Она получилась до того прекрасной, что Брахма сам в нее и влюбился. Это была Сарасвати, богиня красноречия. Она стала женой творца Вселенной. Помимо этой Сарасвати у Брахмы было еще две жены, но в одних сказаниях это разные богини, а другие легенды говорят, что одна богиня имела разные имена (Савитра, Савара дзви).

Различные источники приводят разнообразные сведения о потомстве верховного бога. У него было более 20 сыновей, всех их Брахма сотворил самостоятельно. Например, бог любви и страсти Камо появился из сердца творца. Несколько сыновей были рождены умом и силой мысли Брахмы – Санака, Санатана, Маричи, Ангирас и другие. Однажды, когда бог был в гневе, из его межбровья появился Рудра.

В настоящее время в Индии не так уж и много храмов, которые посвящены Брахме. В основном все преклоняются Вишну и Шиву. В легендах рассказывается, почему так произошло. На Брахму было наложено очень много проклятий, поэтому большая часть народа отвернулась от него. Но все-таки около 10 храмов, посвященных Брахме, в современной Индии можно найти.

В религиозных верованиях Индии, бог Брахма один из трех главных божеств. К этой тройке так же относят Вишну и Шиву, однако многие культы почитают Брахму как главного в этом триумвирате.

Брахму называют творцом, который создал Вселенную, Шива же почитается как разрушающий ее бог, а Вишну считается богом, который ее охраняет.

Если верить древним преданиям, то бог Брахма родился из яйца, которое плавало в безбрежном океане. Он разделил яйцо и из одной половины создал землю, а из другой небо. Потом он сотворил богов, людей, животных, растения и все прочее, что есть на свете.

Как утверждают сказания, Брахма имел сыновей, которые стали первыми богами, звали их Ангираса, Бхрига, Дакша. Так же в легендах говорится о том, что из своего ребра Брахма создал богиню Савитри. Она была настолько прекрасна, что Брахма создал себе четыре лица, чтобы все время смотреть на неё.

Другие индийские легенды рассказывают о том, как Брахма спас от потопа первого человека по имени Ману, превратившись в рыбу, и о том, как из своего бедра сотворил величайшего мудреца Нарада.

Изображение и атрибуты Брахмы

Традиционно Брахму изображают четырехруким и четырехликим существом, причем все четыре лица, обычно, золотого цвета, а кожа красноватого. Одет Брахма в красное одеяние. Принято считать, что четыре лица этого бога, это олицетворения четырех книг «Веды» и каждое лицо Брахмы непрерывно цитирует свою часть древнего трактата.

Нередко Брахма изображается с бородой, которая в Индии олицетворяет долгожительство (бессмертие или вечную жизнь). Такое изображение особенно характерно для северных районов Индии.

Как правило, на изображениях Индийские боги удерживают оружие (лук, стрелы, мечи и прочее), но в руках у Брахмы совершенно другие предметы. Четыре руки - это четыре стороны света, однако у каждой руки есть и свои особенные значения. Каждая рука божества символизирует одно из качеств: эго, разум, самоуверенность и ум. Но кроме самих рук, большое значение, имеют предметы, которые держит Брахма.

В одной своей руке он сжимает ложку, которая проливает топлёным маслом гхи на жертвенный огонь. В другой руке он удерживает сосуд наполненный водой (камандала). Этот сосуд обычно металлический или выполнен из кокосового ореха. Вода в Руках Брахмы - это эфир, а из эфира были сотворены остальные элементы бытия. В третьей руке находятся четки, которые служат для отсчета времени. Четвертая рука бога Брахмы держит древнее писание «Веды» или цветок лотоса.

Книга «Веды», которую сжимает Брахма - символ знаний. Цветок - символ всего живого. Борода (обычно черная или седая) - мудрость и процесс вечного творения.

Очень часто Брахма изображается верхом на лебеде, который является не только его средством передвижения, но и олицетворяет собой справедливость, которую несет это божество. Кроме того, в мифологии древней Индии лебедь имеет уникальное свойство отделять воду от молока, хорошее от плохого, и вещи, которые имеют духовную важность от не имеющих духовной важности.

В ведической культуре среди бесчисленного количества богов принято выделять трех – самых главных Богов, это Вишну, Брахма и Шива. Эти божества символизируют три силы, которые являются основополагающими во Вселенной: силу сохранения, силу созидания и силу разрушение.

Данную статью мы по мере возможности будем пополнять Богами и их описанием 🙂

Бог Вишну

Вишну — Бог сохранения Вселенной, но существует культ, в котором его почитают главным и единственным божеством. Поклонение этому богу происходит или непосредственно, или через его аватары-воплощения: Раму и Кришну.

Как написано в древних текстах Пурунах, Вишну имеет 10 аватаров или воплощений. Из них 9 уже приходили на землю, а последнее воплощение придет на землю перед полным разрушением мира в эпоху .

В утверждается, что цель прибытия Кришны в этот мир — поддерживать нравственные устои (дхарму), побеждать зло и проводить божественные ритуалы для спасения душ людей.

Вайшванская традиция – это направление в ведической культуре, которое почитает Вишну верховным Богом. В своем учении эта религия опирается и на ряд древних текстов. К этим текстам относятся такие, как Тайттирия-самхита, Яджур-веды и Вишну-сахасранама. В этих древнейших писаниях бога Вишну называют «Сверх Душа», а также Верховный бог, который знает прошлое и будущее. Вишну также называют создателем Вселенной, который правит ею и поддерживает в ней жизнь.

Изображение и атрибуты Бога Вишну:

Бога Вишну изображается с четырьмя руками с темно-голубой кожей (небесный цвет, небосклон). Каждая рука бога Вишну держит предмет, имеющий определенное символическое значение. В первой руке Вишну сжимает цветок лотоса, который символизирует красоту. Вторая рука держит булаву, которая является оружием против демонов — асуров. В третьей руке находится священная раковина шанкха – символ славы, долголетия и процветания. В древности такие раковины использовали для того, чтобы трубить в них на ритуальных церемониях, или во время боя для созыва войск. В четвертой руке заключен огненный диск (сударшана-чакра), который также является оружием для обезглавливания демонов.

Вишну еще известен под другими именами, такими как Пуруша, Парахатма, Махапуруша, Бхагаван (тот, кто обладает всеми достоинствами). В индуизме принято считать, что Вишну имеет все положительные качества, которые только возможны. Основные из них: знание и мужество, могущество и сила, красота и сострадание, богатство и щедрость.

Богиня Лакшми

Лакшми — Богиня благополучия, изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Она - воплощение грации, красоты и обаяния. Считается, что поклонение Лакшми защитит их от мирских несчастий и бедности. Лакшми является супругой Вишну и олицетворяет его энергию. Лакшми обещала своему супругу, что где бы он ни был в трех мирах, она всегда будет рядом с ним. В земных воплощениях она замужем за аватаром Рамой (как Сита) и Кришной (как Радха, а позже Рукмини).

На групповых изображениях Вишну со спутниками Лакшми всегда присутствует рядом с ним или массируя его стопы. Тем самым демонстрируется, что энергия Лакшми находится под божественным контролем и Вишну использует ее для благосостояния живых существ.

Вместе с Вишну богиня представлена в аспектах трех гун. В саттва-гуне Лакшми сопровождает Вишну верхом на Гаруде. В раждас-гуне Лакшми представлена одна, восседающая на слоне или находящаяся в лотосе. Четыре руки Лакшми символизируют четыре цели человеческой жизни: дхарма (праведность), артха (благосостояние), кама (любовь, наслаждение) и мокша (освобождение). Если Лакшми изображается с двумя руками, то они держат либо лотосы, либо шрипхалу (кокос) и лотос. Её могут сопровождать две женщины-носильщицы (чаури) с опахалами и с двумя или четырьмя слонами, несущими гхаты.

В индивидуальной иконографии Лакшми сидит или стоит на троне из лотоса. Как отмечалось, в одной или двух руках она также держит цветы лотоса. Это символизирует духовное знание, чистоту, освобождение. В тамас-гуне Лакшми верхом на другой ездовой птице, сове по имени Улука (Uluka). Сова символизирует мудрость и интеллект благодаря ее способности видеть в темноте и предвидеть события в будущем. Когда Лакшми восседает на сове, считается, что человек ослеплен богатством и забыл о целях земной жизни.

Бог Брахма


Брахма
— один из трех главных Богов. Брахму называют творцом, который создал Вселенную. Согласно Шримад Бхагаватам (3.8.14 — 16) Брахма является саморожденным, не имеющим матери, рождённым из цветка лотоса, выросшего из пупа Вишну в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной.

Изображение и атрибуты Бога Брахмы.

Традиционно Брахму изображают четырехруким и четырехликим Богом. Одет Брахма в красное одеяние. Принято считать, что четыре лица этого бога, это олицетворения четырех книг «Веды».

Нередко Брахма изображается с бородой, которая в Индии олицетворяет долгожительство (мудрость и процесс вечного творения.). Такое изображение особенно характерно для северных районов Индии.

Брахма изображается в виде четырёхликого бога (четыре лика представляют 4 Веды (Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхараведа), либо 4 Юги, либо 4 стороны света, которые он обозревает, дабы всё подмечать в сотворённом мире). В руках у Брахмы можно увидеть следующие атрибуты: скипетр, иногда ковш или ложку, символично отражающие Брахму как повелителя яджн; камандалу (сосуд), наполненную водой священной реки Ганги, символизирующей изначальную субстанцию, из которой возникла Вселенная; акшамала (чётки, которые нужны для отсчитывания вселенского времени), а также Веды, как символ знания, или цветок лотоса, как символ проявленного космоса. Вахана (ездовое животное) Брахмы - лебедь, олицетворяющий божественную мудрость.

Богиня Сарасвати


Сарасвати
— Богиня мудрости, знания, искусства, красоты и красноречия. Брахмачарини, помощница Брахмы при творении Вселенной. Сарасвати осуществляет брак неба и земли, именно она созидает небесный Брачный Чертог - Чертог спасения и вечного блаженства. Первоначально речная богиня.

Некоторые из имен Сарасвати звучат как «дающая существование», «властительница речи и жизни», «высшее знание». Она считается воплощением всех знаний: искусств, наук, ремесел и мастерства.

Сарасвати изображают в виде красивой женщины сидящей на белом лебеде - символе Сил Света, одетой в белое. Обычно она сидит на лотосовом пьедестале (падма-сана) в прекрасной позе (лалитасана): одна нога свисает вниз, в то время как другая находится под ней. Связана с белым цветом, символизирующим чистоту знания. Она не носит драгоценности и золото, одета строго - в знак того, что предпочитает духовные ценности материальным. Обычно её изображают с четырьмя руками. В её руках:

  • священная книга Вед - символ науки
  • чётки из белого жемчуга - символ духовности
  • чаша со священной водой - символ созидающей и очищающей силы
  • вина - музыкальный инструмент, символ искусства

На некоторых рельефах она не держит музыкальный инструмент и её руки сложены в абхая-мудру (жест защиты) или в варада-мудру (жест благословения). Средством её передвижения (ваханой) является лебедь, а её эмблема - шестиконечная звезда или гексаграмма (шаткопа или садъянтра). Иногда её изображают стоящей.

Бог Шива


Шива
— это величайший из Богов (Махадев). Шива — это благость мира и мира душа. Шива — это разрушитель Вселенной. Шива — это истина. Шива — это разрушитель иллюзий, которые приковывают человека к материальному миру… Махайог - «великий йогин», а также Натарадж - «король танца», но также и Мритьюнджай - «побеждающий смерть», восседающий на троне горы Кайлас в тибетских Гималаях. В его образе объединено множество аспектов, что и неудивительно, ведь он считается Абсолютом, а в Абсолюте есть всё. Можно описывать бесконечно ….

В ведической культуре один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду - тримурти. Шива не только добрый защитник, но и грозный Бог, обитающий на полях сражений и у погребальных костров. Шива - творец и вместе с тем Бог времени, а следовательно, и разрушения, Бог плодородия и в то же время аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе.

Супруга богиня Парвати так же именуемая Шакти или Кали, она так же почитается как богиня, побеждающая демонов. Сыновья Шивы: Ганеша, известный как бог мудрости, и Сканда — бог который победил злого демона Тараки.

Шива, чаще всего, изображается танцующим. Это связанно с тем, что согласно приданию, его танец пробуждает Вселенную в начале нового цикла ее бытия, а в конце цикла Шива разрушает ее танцем смерти. При этом другие боги следят за его танцем, подпевают и играют ему на музыкальных инструментах.

Таким образом, Шива соединяет в себе как созидающее, так и разрушающее начало. Также принято считать, что Шива имеет сто восемь форм или воплощений.

Изображение и атрибуты Бога Шивы.

Обнаженное тело, покрытое пеплом. Спутанные волосы, которые сдерживают мощную Гангу. Растущая луна — одно из украшений. Три глаза. Бога Шиву называют также Трйямбака Дева и изображается он как трехглазый. Его первый глаз - это солнце, второй - луна, а третий - огонь. Змея вокруг шеи. Трижды обвивается вокруг шеи Шивы и смотрит в направлении правой стороны. Каждое из колец змеи символизизирует время - прошлое, будущее и настоящее. Ожерелье из рудракши. Ожерелье из рудракши символизирует то, что Шива непреклонно, без компромисов, поддерживает закон и порядок во вселенной. Варда мудра. Правая рука Шивы изображается одновременно как дающая благословения, уничтожающая зло, разрушающая невежество и пробуждающая мудрость в последователях. Трезубец (Тришула). Трезубец, изображенный рядом с Шивой, символизирует три его основные энергии (шакти): желание (иччха), действие (крийя) и знание (джняна). Дамару (барабан). Символизирует две чрезвычайно непохожие формы существования - очевидная и неочевидная. Бык Нанди. Средство передвижения Шивы. Тигриная шкура. Скрытая энергия.

Богиня Парвати


Парвати
— Богиня света, красоты и любви. Она добрая и благородная. Является благой формой Дэви, шакти (сила, женская творческая энергия) Шивы.

Ещё имена благих форм: Гаури («Светлая, Благая»), Трипурасундари («великолепие трёх миров»), Лалита - «Играющая», Бхавани (англ.) («оживляющая»). В гневной форме Дэви носит имена Кали («Чёрная»), Шьяма, Чанди (Чанда, «Гневная»), Дурга («Неприступная»), Бхайрави (англ.) («Зловещая»).

Союз Шивы и Парвати – идеальный брак, они созданы небом друг для друга и во всех проявлениях они вновь обретают друг друга. Парвати – образцовая жена и мать, женщина, посвятившая всю свою жизнь супругу, растворившаяся в своей любви и принесшая себя в жертву возлюбленному. Именно поэтому женщины приходят в храмы Шакти (верховное женское божество) и молятся Парвати, желая иметь счастье в супружестве.

Богиню изображают в виде прекрасной женщины, от лица которой исходит божественное сияние. Она в своем женском обличье не совершала никаких чудес, она только служила мужу и делила с ним все горести и страдания, и испытания. Но когда в ней проявляются черты Кали (Разрушительницы) или Дурги, она способна совершать чудеса.

Сам великий Бог Шива считает, что без своей божественной половины, он живет как холодный труп и не способен ни созидать, ни разрушать без ее присутствия.

Просмотры: 1 040