Деятельность это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят

Основные классификации деятельности

По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.


Основа классификации Виды деятельности
Субъект деятельности - индивидуальная - коллективная
Характер самой деятельности - репродуктивная (деятельность по образцу) - творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов)
Наличие или отсутствия новизны - шаблонная, однообразная - инновационная, изобретательская
Соответствие общекультурным ценностям, социальным нормам - моральные или аморальные - законная или незаконная
Соотношение с общественным прогрессом - прогрессивная или реакционная - созидательная или разрушительная
В соответствии с формами объединения людей - коллективная - массовая - индивидуальная
Зависимость от сфер общественной жизни - экономическая -социальная -политическая - духовная
Особенности проявления человеческой активности - внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами) - внутренняя (умственные действия)

Общение.

1) Общение – вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями

Функции общения:

1) контактная

2)информационная (функция общения, связанная с обменом информацией, идеями. обогащением друг друга новыми знаниями)

3) побудительная, стимуляция активности

4) координационная (взаимное согласование действий)

5) понимающая

6) эмоциональная (обмен эмоциями)

7) влияние (изменение состояния или поведения партнера)

Общение и коммуникация.

Коммуникация Общение
ограничено передачей информации предполагает взаимодействие и взаимопонимание партнеров
Однонаправленный поток сведений при отсутствии обратной связи Диалог и обмен мнениями переговоры
однонаправленностью передачи информации от одного (отправителя) к другому (получателю)
выступление политика по радио
выступление политического деятеля по телевидению Общение может происходить в форме дружеской переписки
отправление телеграфного сообщения дрессировки животного
выступление политического лидера на митинге обменом информацией между партнерами
восприятия произведения искусства наличием обратной связи в процессе обмена информацией между всеми участниками
школьного анкетирования равноправием участником в обмене информацией
социологического опроса
психологическое тестирование
дипломатическая переписка

Общение в:

Общение между реальным субъектом и воображаемым партнером Ритуальное действие человека с самим собой («внутренним голосом») Общение с художником – создателем произведения
Общение вымышленных партнеров действующими лицами литературного произведения, диалог персонажей радиопьесы, Е. Базаров и П. П. Кирсанов
общения реального субъекта с иллюзорным партнером Иллюзорному партнеру присваиваются не свойственные ему качества разговор ребенка с игрушкой, разговор с собакой
диалог программиста с компьютером
дрессировки животного
Общение между реальными субъектами В процессе труд соц. Практики, духовное общение, игра, представительное общение (Дипломатическое) выступление лектора перед слушателями, разговор соседей
беседа соседей на скамейке у подъезда
между журналистом и политиком в телепередаче новостей
Л. H. Толстой и Пьер
Ф.М. Достоевский и Раскольников
Д.И. Писарев и Е. Базаров
интервью журналиста с политиком в Интернете
переписки друзей по Интернету
спортивный поединок

Общение подразделяется на:

Творчество

1) Творчество- деятельность человека по созданию чего-либо качественно нового.

2)Основные этапы творческой деятельности:

1.возникновение творческой идеи;

2.концентрация знаний, относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений;

3.сознательная и бессознательная работа над материалом, озарение;

4.проверка, доработка в процессе реализации замысла.

3) Виды творчества

Научное изобретательство литературное

Смысл жизни.

1) Смысл жизни – вопрос о предназначении человека, о том, стоит ли жизнь, чтобы ее прожить. Вопрос рождается из сомнений в существовании этого смысла. Действительность зачастую непоследовательна и абсурдна.

2) Экзистенциализм (Бердяев, Сартер): в центре внимания проблемы сущности и существования человека. Человек внутренне свободен и он сам обретает свою сущность. Вера в прогресс потерпела крах, царят отчуждение, произвол, насилие, безответственность.

Смысл жизни – регулятивное понятие, присущее всякой развивающейся мировоззренческой системе, именно оно истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего необходимо предписанная ими деятельность. Смысл жизни содержит: объективное содержание (существование человека определяют социальные условия, смысл жизни должен объединять усилия личности и общества для решения назревших задач; субъективное содержание (смысл жизни познают люди в определенных субъективных формах)

Столетиями лучшие умы человечества пытаются решить проблему ухода из этого мира, где кипит жизнь. Так хочется быть вечным зрителем этой великолепной и грандиозной картины вселенной.

В мировых религиях проблема смерти решается так:

Современная наука о смерти (танатология). Смерть имеет два измерения:

Наука занята поисками бессмертия:

1. гены, потомство

2. медицина будущего

3. результаты творчества

4. прорыв в иные измерения, миры, трансформация сознания

Интерес к проблеме жизни и смерти обострили глобальные проблемы и успехи биоинженерии (эвтаназия, аборты, суицид, хосписы)

Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

Деятельность человека Деятельность животного
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой
Целеполагание в деятельности Целесообразность в поведении
Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения) Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы
Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека Воздействие на среду осуществ ляется, как правило, органами тела, данными природой. От сутствие способности изготавливать орудия труда с помощью раннее созданных средств
Продуктивный, творческий, созидательный характер Потребительский характер: не создает ничего нового по сравнению с тем, что дано природой

Основные компоненты деятельности
1. Субъект деятельности - это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество).
2. Объект деятельности - это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека).
3. Мотив → Цель → Методы и средства → Процесс → Результат (продукт)

Мотив - совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих на правленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельности - это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие - это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Виды действий

Вид Его сущность
Целенаправленное действие Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий
Ценностно-рациональное действие Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т.д.
Аффективное (лат. affectus - душевное волнение) действие Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д.
Традиционное действие Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Игра - это особый вид деятельности» целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых.

Характерные черты игры : происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение - это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами . Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].

Структура общения:
1) Субъект - тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом).
↓ 2) Цель - это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении.
↓ 3) Содержание - это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому.
↓ 4) Средства - это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.).
↓ 5) Получатель информации.

Существует несколько классификаций общения.

Общение
По используемым средствам общения По субъектам общения
Непосредственное - с помощью естественных органов - рук, головы, голосовых связок и т. д.
Опосредованное - с помощью специально приспособленных или изобретенных средств - газета, компакт-диск, след на земле и т. д.
Прямое - личные контакты и непосредственное восприятие друг друга.
Косвенное - через посредников, которыми могут выступать другие люди.
Между реальными субъектами.
Между реальным субъектом и иллюзорным партнером , которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.).
Между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний голос»), в диалоге с образом другого человека.
Между воображаемыми партнерами - художественными образами произведений .

Функции общения

В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:

Общение - это элемент любой деятельности, а деятельность - необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

Общение - один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

Общение и деятельность - это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учение - это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования .

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:
- труд - это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром можно говорить о труде;
- труд - один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Труд - это вид деятельности, которая направлена ни достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практи ческая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодейст вия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Основные классификации деятельности
По объектам и результатам (продуктам) деятельности - создание материальных благ или культурных ценностей.

Деятельность
Материальная (практическая) Связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей Духовная Связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей
· Материально-производственная . Преобразование природы
· Социально-преобразовательная . Преобразование общества
· Познавательная . Отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах, религиозных учениях
· Ценностно-ориентировочная . Положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения
· Прогностическая . Планирование или предвидение возмож-ных изменений действительности

Основа классификации Виды деятельности
Субъект деятельности - Индивидуальная
- Коллективная
Характер самой деятельности - Репродуктивная (деятельность по образцу)
- Творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов)
Соответствие правовым нормам - Законная
- Незаконная
Соответствие моральным нормам - Моральная
- Аморальная
Соотношение с общественным прогрессом - Прогрессивная
- Реакционная
Зависимость от сфер общественной жизни - Экономическая
- Социальная
- Политическая
- Духовная
Особенности проявления человеческой активности - Внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами)
- Внутренняя (умственные действия)

Творчество - это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Творчество - это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.

Важнейшие механизмы творческой деятельности
- Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.
- Воображение - способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
- Фантазия (гр. phantasia - психический образ, плод воображения) - характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
- Интуиция (лат. intueri - пристально смотреть) - знание, условия получения которого не осознаются.

Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:

- сознательный характер - человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;
- продуктивный характер - направлена на получение результата (продукта);
- преобразующий характер - человек изменяет окружающий мир и самого себя;
- общественный характер - человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Все люди способны испытывать и выражать различные эмоции и чувства: любовь, гнев, страх, радость и грусть. В доме, где создана здоровая обстановка, родственники относятся к ним с пониманием и не скрывают их. Для детей не секрет, что ощущают родители, как они могут отреагировать на тот или иной поступок, чего от них ожидать и что требуется от них самих. Члены семьи как бы чувствуют друг друга, они открыты для искреннего общения.

Научите малыша понимать и правильно выражать свои чувства: прислушайтесь к собственным эмоциям и выражайте их с помощью слов и действий; вы станете образцом для подражания.

Сделайте так, чтобы ребенок думал о своих чувствах и давал им выход. Поощряйте стремление к самовыражению.

Однако случается, что в семье не принято говорить о своих чувствах. В результате дети не ощущают родительской любви, заботы и защиты и вырастают скрытными, неотзывчивыми, недоверчивыми и неуверенными в себе. Люди, не скрывающие собственные эмоции, не способны наладить тесный контакт со своими детьми.

Как происходит обмен эмоциями в семье?

Любовь

В детстве Владимир жил с мамой, и она много работала. Когда ему было два года, он часто пытался ее обнять и посидеть вместе, однако мать отталкивала его: «Пойди поиграй со своими игрушками. Я устала». Это очень обижало мальчика, но он продолжал искать тепла, пока однажды не сдался. Став взрослым, Владимир не способен любить и быть любимым.

Гнев

Ребенок должен научиться не терять над собой контроль, испытывая гнев и разочарование. демонстрируйте хороший пример и рассказывайте о своих чувствах, когда расстроены. Если вы хотите передать свою мудрость детям, снимайте напряжение, используя спокойные разговоры.

Когда Альберту было всего два с половиной года, его отец, напиваясь, словно впадал в бешенство и оскорблял жену. Подражая папе, мальчик также прибегал к насилию, стоило ему немного разозлиться. Он кидался деревянными кубиками в других детей в детском саду, и директор хотел исключить его.

«Это не только ваше личное дело. Мы не допустим Альберта к занятиям, пока вы не обратитесь к психологу и не научите ребенка держать себя в руках и решать проблемы без применения насилия».

Мать поняла, что для нее и ее сына будет лучше, если она уйдет от мужа. Переехав к своим родителям, женщина отвела Альберта к врачу, а его отцу дала понять, что не вернется, пока он не пройдет курс интенсивной терапии.

Большинство родителей впервые сталкиваются с проблемой «отцов и детей», когда ребенок уже научился ходить, говорить и способен думать, а значит, стремится к независимости. Такой период эмоционального роста - вполне естественное явление, но зачастую он связан с определенными проблемами. Неумение выражать чувства словами ведет к раздражительности, к истерикам, слезам, крикам, дракам и к другим проявлениям агрессии.

Представьте, что вы оказались в незнакомой стране без знания местного языка. Вы голодны, но не можете найти ресторан. Никто вас не понимает. Не захочется ли вам закричать?

Если вы внимательны к своему малышу, то можете предотвратить истерику.

Оказавшись в магазине, маленький Филипп всегда просит Ингу купить ему воздушный шарик. Получив его, он крепко держится за мамину руку, смотрит на свою «драгоценность» и спокойно сидит в тележке со счастливой улыбкой на лице. Поход за покупками проходит без проблем. Если Инга не соглашается покупать шарик, Филипп плачет и пытается вылезти из тележки. Мальчик расстраивается и не понимает, почему мать так непоследовательна в поступках.

Решить проблему достаточно легко. Детям нравится постоянство, поэтому, заходя в магазин, где они всегда покупали шарики, Инга должна снова это сделать, чтобы избежать конфликта. Если же она этого не хочет, ей следует ходить за покупками в какой-нибудь другой магазин, где воздушные шары не так бросаются в глаза.

Каждый день ваш малыш сталкивается со все новыми испытаниями, поэтому избегайте таких ситуаций, которые могут спровоцировать истерику.

Прибегайте к силе только в том случае, если действия ребенка представляют опасность для него самого или для других. Например:

Ваш ребенок пытается засунуть палец в розетку, не обращая внимания на то, что вы предупреждаете: «Нельзя! Там ток!» Настаивайте на своем. Возьмите ребенка на руки и отвлеките его чем-нибудь. Если он падает на пол, толкается и кричит, отведите его в безопасное место и оставьте там до тех пор, пока не успокоится. Не стоит ничего говорить во время истерики: он все равно не послушает вас. После того как ситуация нормализуется, объясните: «Я тебя люблю и не хочу, чтобы тебе было больно. Когда тебе плохо, мне тоже плохо. Если тебе что-то не нравится, подойди ко мне и спокойно все расскажи. Я же не могу тебе помочь, когда ты кричишь!»

Страх

Всем людям свойственно чего-то бояться, но в ваших силах помочь своему малышу преодолеть страх. Боязнь темноты - распространенное явление. Вам поможет ночник и мягкая игрушка. Перед сном включайте спокойную музыку, чтобы ребенок не боялся остаться один. Лишний раз поцелуйте и обнимите его. Если ночью он плачет, спрашивайте: «Чего ты боишься? Что случилось?» Внимательно выслушайте и скажите что-нибудь успокаивающее.

«Когда дядя Слава был маленьким, он боялся темноты, так же как и ты. Мама клала ему под подушку фонарик, и как только дяде становилось страшно, он его включал, осматривал комнату и ничего страшного не находил. А потом он засыпал, счастливый и спокойный. Держи, вот и тебе фонарик, прямо как у дяди Славы. Давай его включим и все осмотрим. Видишь что-нибудь страшное?»

Радость и грусть

Дети, растущие в атмосфере оптимизма и счастья, учатся улыбаться, радоваться жизни и дарить окружающим хорошее настроение.

Они копируют родительское выражение лица, телодвижения и расположение духа. Если же вашему малышу грустно, возможно, это лишь ваше отражение.

Трехлетней Даше нравилось ходить в детский сад и заниматься там изобразительным искусством и собирать головоломки. Все это сопровождалось улыбками, смехом, разговорами с друзьями и воспитательницей. Она также любила слушать музыку и рассказы, но когда приходило время идти домой, она мрачнела.

«Что случилось?» - спросила однажды ее воспитательница, отводя детей к родителям. «Моя мама делает такое лицо, когда видит меня», - ответила девочка.

Когда к садику подъехала мать Даши, воспитательница все поняла. Вместо того чтобы обрадоваться встрече, женщина сидела молча и скучающе смотрела, как ее дочь сажают в машину. Как же обидно было малышке ощущать на себе безразличный материнский взгляд! На самом ли деле мать так огорчалась при виде Даши или у нее были другие проблемы?

Будьте честны сами с собой, с вашим супругом и ребенком. Если для печали есть причина, например, болезнь или тяжелая потеря, объясните это малышу, чтобы он не принимал ваши чувства на свой счет.

Если у вас плохое настроение каждый день, это ненормально, и вам следует обратиться к специалисту. Не позволяйте печали одолеть вас и причинить боль вашему мужу и детям. Изо всех сил старайтесь быть в хорошем расположении духа в присутствии ребенка и говорите ему: «Я тебя люблю», даже когда вам плохо. Иногда дети винят себя в депрессиях родителей и тоже страдают.

Деятельность
человека
Активность животного
Приспособление к
природной среде путем ее
масштабного
преобразования, ведущего
к созданию искусственной
среды существования
человека. Человек
сохраняет свою
природную организацию
неизменной, поменяв в то
же время свой образ
жизни.
Приспособление к
условиям среды прежде
всего путем перестройки
собственного организма,
механизмом которой
являются мутационные
изменения, закрепляемые
средой.

Целеполагание в
деятельности
Целесообразность в
поведении
Сознательная постановка
целей, связанных со
способностью
анализировать ситуацию
(раскрывать причинноследственные зависимости,
предвидеть результаты)
Подчинение инстинкту,
действия заранее
запрограммированы.
Воздействие на среду
специально
подготовленными орудиями
труда, создание
искусственных объектов,
которые усиливают
возможности человека.
Воздействие на среду
осуществляется органами
тела, данными природой.
Отсутствие способности
изготавливать орудия труда
с помощью раннее
созданных средств.

Деятельность
человека
Продуктивный,
творческий,
созидательный
характер.
Активность
животного
Потребительский
характер: не создает
ничего нового по
сравнению с тем, что
дано природой.

Основные компоненты
деятельности
Объект
Деятельности – это то,
НА ЧТО направлена
деятельность
Субъект
Деятельности - это КТО
осуществляет
МОТИВ
Цель
Методы и средства
Процесс
Результат
(продукт)

Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.

В качестве мотивов могут быть использованы
потребности
Социальные
убеждения
установки
интересы
Влечения
И эмоции
идеалы

Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

10. Действие – это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

11. Виды действий

Вид
Его сущность
Целенаправленное
действие
Характеризуется рационально
поставленной и обдуманной целью.
Целенаправленно действует тот индивид,
чье поведение ориентировано на цель.
ЦенностноРациональное
действие
Характер. Осознанным определением
своей направленности и
последовательности планируемой
ориентацией на него. Индивид следует
своим убеждениям о долге, красоте и т.д.
Аффективное (лат.
Affectus – душевное
волнение) действие
Обусловлено эмоциональным состоянием
индивида. Он действует под влиянием
аффекта.
Традиционное
действие
Основано на длительной привычке. Часто
это автоматическая реакция на привычное
раздражение в направлении некогда
усвоенной установки.

12.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается
каждый индивид в процессе своего
индивидуального развития
ИГРА
ОБЩЕНИЕ
УЧЕНИЕ
ТРУД

13. Игра – особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс –

Игра – особый вид
деятельности, целью
которого не является
производство какогонибудь материального
продукта, а сам процесс –
развлечение, отдых.

14.

Характерные черты игры
Происходит
в условной
ситуации,
которая,
как правило,
быстро
меняется
В ее процессе
используются
так называемые
замещающие
предметы
Нацелена на
удовлетворение
интереса
ее участников
Способствует
развитию личности,
обогащает ее
вооружает
необходимыми
навыками

15. Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.

16.

Субъект – тот, кто является инициатором
общения (отдельные люди, группы)
Цель – это то, ради чего у человека возникает
необходимость в общении
Структура общения
Содержание – это та информация,
которая передается в межличностных
контактах от одного к другому
Средства – это способы передачи информации,
передаваемой в процессе общения
Получатель информации

17.

ОБЩЕНИЕ
По используемым
средствам общения
Непосредственноес помощью органов
(головы, голоса и т.д.)
Опосредованное –
Через изобретения
(газеты, компакт-диск)
По субъектам
общения
Между реальными
субъектами
Между реальным
Субъектом и
иллюзорным
партнером
Прямое – личные
контакты
Между реальным
субъектом и
воображаемым
партнером
Косвенное - через
посредников
Между воображаемыми
партнерами

18. Функции общения

Наименование
функции
Социализация
Ее содержание
Формирование и развитие межличностых
отношений в качестве условия
становления человека как личности.
Познавательная
Познание людьми друг друга.
Психологическая
Осуществление определенного
воздействия на психологическое
состояние человека.
Отождествления Выражение причастности человека к
(противопоставления)
группе:
«Я – свой» или «Я – чужой».
Организационная Организация совместной деятельности
людей

19. Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

20.

Учение
Организованное
Осуществляется
в образовательных
учреждениях
Неорганизованное
Осуществляется в других
видах деятельности,
как их побочный,
дополнительный
результат

21. Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

22. Характерные черты труда

Целесообразность;
Нацеленность на достижение
запрограммированных ожидаемых
результатов;
Наличие мастерства, умений, знаний;
Практическая полезность;
Наличие результата;
Развитие личности;
Преобразования внешней среды
обитания человека.

23. Основные классификации деятельности

1.
По объектам и результатам деятельности – создание
материальных благ и культурных ценностей.
Деятельность
Материальная
МатериальноСоциальнопроизводственная преобразовательная Познавательная
Духовная
ЦенностноПрогностическая
ориентировочная

24. По характеру самой деятельности

По объекту деятельности
2.
Деятельность
Индивидуальная
3.
Коллективная
По характеру самой деятельности
Деятельность
Репродуктивная
Творческая
4. По соответствию правовым нормам
Деятельность
Законная
Незаконная

25.

5.
По соответствию моральным нормам
Деятельность
Моральная
Аморальная
6. По соотношению к общественному прогрессу
Деятельность
Прогрессивная
Реакционная
7. По зависимости от сфер общественной жизни
Деятельность
Экономическая
Политическая
Социальная
Духовная
8. По особенностям проявления человеческой активности
Деятельность
Внутренняя
Внешняя

26. Творчество – это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда раннее несуществовавшее.

27. Важнейшие компоненты творческой деятельности

Комбинирование, варьирование уже
имеющихся знаний;
Воображение – способность создавать новые
чувственные или мыслительные образы в
сознании;
Фантазия – характеризуется особой силой,
яркостью и необычностью создаваемых
образов;
Интуиция – знание, условия получения
которого не осознаются

28. Характерные черты деятельности

Сознательный характер. Человек
сознательно выдвигает цели деятельности
и предвидит ее результаты.
Продуктивный характер. Направлена на
получение результата.
Преобразующий характер. Человек
изменяет окружающий мир и самого себя.
Общественный характер. Человек в
процессе деятельности, как правило,
вступает в разнообразные отношения с
другими людьми.

Деятельность способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.


Мотив совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности . В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельности это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека . Деятельность состоит из цепи действий. Действие это процесс, направленный на реализацию поставленной цели .



Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Игра это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых .

Характерные черты игры : происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями . Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами . Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].

Существует несколько классификаций общения.

В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:

– общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

– общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

– общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учение это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования .

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

– труд – это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде;

– труд – один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Труд это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Основные классификации деятельности

По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.



Творчество это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Творчество – это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.

Важнейшие механизмы творческой деятельности

Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний .

Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.

Фантазия (гр. phantasia – психический образ, плод воображения) – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

Интуиция (лат. intueri – пристально смотреть) – знание, условия получения которого не осознаются.

Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:

сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);

– преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;

общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Образец задания

B3. Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

Ответ: 22121.