Характер дневниковых записей. Мемуарный жанр

План урока

Предмет Риторика Класс 6 Дата _____________

Тема: Дневниковые записи.

Цель: познакомить обучающихся с дневниковыми записями известных людей, научить выделять жанровые признаки дневниковых записей, вызвать у детей желание записывать свои мысли, анализировать свое поведение на страницах дневника.

Задачи: научить писать сочинения разных жанров (дневниковые записи).

Эпиграф:

По дневнику весьма удобно судить о самом себе.

Л.Н. Толстой

Психологическая подготовка.

Слово учителя.

Сегодня, ребята, мы поговорим о дневниках. Что такое дневник? Каковы его жанровые особенности? Познакомимся с дневниковыми записями известных людей. Узнаем, для чего ведутся дневники. И, может быть, после нашего урока у некоторых из вас появится желание завести свой дневник.

- Что мы называем дневником?

Из словаря Сергея Ивановича Ожегова: ДНЕВНИК, -а, м. I. Записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущиеся изо дня в день. Вести дневник. Дневник экспедиции. 2. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении.

Мы с вами сегодня познакомимся более подробно со первым значением слова.

Давайте прочитаем отрывок из повести Анатолия Георгиевича Алексина

« Необычайные похождения Севы Котлова»:

«Для начала я изрисовал всю обложку и края первой страницы человеческими головками, фигурками животных, хвостатыми росписями. Первую фразу я начинал три раза и три раза нарочно зачеркивал: я знал, что так именно поступают со своими рукописями знаменитые прозаики и поэты. Но что делать дальше, я не знал…»

Дневники привлекают больше своим содержанием, а не формой. Человек должен хорошо представлять, для чего он пишет дневник, что хочет в нем выразить.

Прежде чем мы с вами приступим к более детальному изучению жанровых особенностей дневников, давайте познакомимся с дневником некоего человека. Что мы узнаем об этом человеке из его дневниковых записей?

Май 197… года.

Больше всего на свете я люблю рисовать!

Мне иногда кажется, что и во сне я рисую: вожу волшебным карандашом по синему полотну неба, и возникают очертания…

Сегодня весь день гуляла по его (Пушкина) парку…

С аллеи проходила вглубь, потом по мягко шуршащей траве опять возвращалась на протоптанную траву. Рыже- жёлтые кучи листьев- как цветные фишки-ориентиры на травяном плате парка… После прогулки очень хочется рисовать!

Вчера закончила свой новый цикл «Последние дни поэта»…

Не хочу заканчивать на грустной ноте… Пусть будет больше солнечных дней, которые он (Пушкин) так любил. Мне хочется, чтобы все были здоровы и счастливы.

Что вы можете сказать об этом человеке?

Он любит рисовать, занимается этим серьёзно, увлекается поэзией Пушкина, любит людей и жизнь.

Таким образом, можно сделать вывод, что по дневнику можно судить о внутреннем мире человека, его увлечениях и образе мыслей.

Но только ли?

Из дневника Л. Н. Толстого:

Я никогда не имел дневника, потому что не видел никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, я буду судить о ходе этого развития. В дневнике должна находиться таблица правил, и в дневнике должны быть определены мои будущие деяния…

Как понимаете эпиграф нашего урока?

Итак, для чего ведутся дневники?

Дневник помогает человеку раскрыться, особенно это важно в юном возрасте, когда человек порой не имеет друзей и страдает от одиночества.

Дневник помогает привести в порядок свои мысли, он дисциплинирует, по дневнику можно судить о духовном росте человека.

Дневник развивает творческие способности, позволяет посмотреть на себя со стороны спустя какое-то время.

Изучение нового материала.

Слово учителя.

Теперь давайте попробуем разобраться, какие черты характерны дневниковым записям.

Определите и запишите жанровые признаки следующих фрагментов.

8 января 1817 г., Царское Село. «Я прочел мои «Воспоминания о Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминалось имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Не помню, как кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел обнять меня.

Меня искали, но не нашли»

Из чьего дневника представлены строки?

Жанровые черты:

Указание на дату и место действия.

Повествование от 1- ого лица.

Записи на основе первичных впечатлений.

1815год, Царское Село.

Я счастлив был! ...нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием… Наконец потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице,- сладкая минута!

Как она мила была! Как черное платье пристало милой Бакуниной!

Жанровые черты:

Эмоциональность. Экспрессивная лексика.

Отрывочность записей.

Синтаксис: восклицательные предложения, односоставные предложения

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать. А спокойствие - душевная подлость!

Из дневника Л. Н. Толстого.

Жанровые черты:

Отражается внутренний мир, мысли и чувства человека.

Монологичность.

Отличительные особенности жанра дневниковых записей:

    Указание на число, год, иногда и время суток, соблюдается хронология.

    Называется место (город, учебное заведение, село, страна).

    Повествование ведется от 1- го лица.

    Записи на основе первичных впечатлений.

    Монологичность

    Отрывочность мыслей, краткость записей.

    В записях отражается внутренний мир, ярче проявляются личностные качества человека.

    Наличие односоставных, неполных, восклицательных предложений.

    Использование эмоционально-окрашенной лексики.

Закрепление изученного материала.

Задание. Зная жанровые особенности дневниковых записей, попытайтесь самостоятельно написать текст, отражающий ваше настроение. Представьте, что вы видите хмурое небо, дождь, запоздалый луч из-за тучи. И на бумаге появляется текст, передающий ваше состояние души или доброе, не испорченное погодой, или плаксивое, созвучное этой непогоде. Попробуйте передать в жанре дневниковой записи эти состояния души.

Ребята зачитывают получившиеся работы.

Итог урока.

Давайте подведем итоги нашего урока.

Отметки за урок.

Домашнее задание: Составить дневниковые записи на основе личных впечатлений от прожитой недели.

Ведение дневника позволяет увековечивать события из жизни и прорабатывать мысли и чувства. Некоторые люди ведут дневник для учебы, чтобы глубже понять изучаемый материал. К счастью, делать записи в дневнике очень просто. Для начала выберите тему, на которую будете писать, например, о том, что происходит в вашей жизни. Потом напишите вступление и выразите свои мысли.

Шаги

Выберите тему

    Напишите о том, что происходит в вашей жизни. Это может быть то, чем вы занимаетесь, происходящие с вами события или ваши достижения. Используйте дневник в качестве отчета о том, как выглядит ваша жизнь в данный момент, чтобы потом вы могли вернуться к этому периоду.

    • Это отличный способ фиксировать вещи, которые вы хотите запомнить.
    • Например, можно написать о забавном случае, произошедшем во время обеда, о забитом победном голе в футбольном матче или о ссоре с другом. События могут быть как положительными, так и отрицательными.
  1. Изучите свои эмоции или чувства по отношению к чему-либо. Напишите о том, через что вы проходите, что чувствуете, и что, как вы надеетесь, произойдет в будущем. Сделайте дневник своей «жилеткой», в которую можно поплакаться, чтобы лучше справляться со своими эмоциями.

    • Допустим, вам грустно, потому что вы переживаете расставание с партнером. Можно написать, что вы чувствуете и чего вам будет не хватать без отношений. Это поможет вам высвободить эмоции, чтобы запустить процесс восстановления.
  2. Используйте писательские подсказки, если вы не знаете, о чем писать. Если вы пытаетесь выработать у себя привычку вести дневник или должны делать записи для учебы, писательские подсказки помогут вам найти тему. Поищите подсказки в интернете, а потом выберите одну, которая запустит ваше воображение. Вот несколько примеров:

    • напишите, чем бы вы хотели заняться в выходные;
    • расскажите о месте, которое вы хотели бы посетить;
    • представьте, что вы обнаружили фантастическое существо;
    • напишите о том, что вы хотите изменить;
    • делайте записи с позиции любимого персонажа книги или фильма.
  3. Записывайте свои реакции на лекции и прочитанные материалы в дневнике для учебы. Если вы ведете дневник в качестве школьного или университетского задания, пишите о процессе обучения. Это включает в себя изучение материала, прослушивание лекций и обсуждения в классе. Кроме того, опишите свои мысли по поводу того, что вы изучаете. Вот несколько примеров:

    • краткое содержания прочитанного материала и лекции;
    • анализ учебного материала;
    • связи между темами, которые вы изучали;
    • свои личные связи с учебным процессом;
    • вопросы, которые у вас возникли о тексте или лекции.

    Совет: Если вы ведете учебный дневник, концентрируйтесь на изучении и анализе текущего материала. Например, можно подвести итоги учебного процесса, записать свои размышления о нем и обозначить возникшие вопросы. Не пишите о своем отношении к тому, что вы читаете или изучаете.

    Совет: как правило, в дневнике для учебы приветствие не используется.

Выражайте себя в личном дневнике

    Не задумывайтесь о грамматике и орфографии. Позвольте себе совершать ошибки, когда будете делать записи в дневнике. Вы ведете его для себя, поэтому ничего страшного, если что-нибудь будет написано неправильно. Просто позвольте своим мыслям свободно перетекать на бумагу.

    • Если ошибки действительно не дают вам покоя, можно вернуться и исправить их после того, как вы закончите.
  1. При желании проявите творческий подход. Можно использовать любой формат для записей, поэтому поэкспериментируйте с различными структурами. Это поможет вам сохранять привычку писать, так как у вас будет свобода делать то, что кажется естественным в этот день. Например, можно попробовать следующее:

    • превратите воспоминание в рассказ;
    • запишите, что вам снилось прошлой ночью;
    • составьте список, например, записать чем вы занимались в этот день или за что вы благодарны;
    • нарисуйте каракули или вставьте изображения в дневник;
    • запишите тексты песен или цитаты, которые важны для вас;
    • сочините собственные слова песни или стихотворение;
    • пишите в потоке сознания.
  2. Используйте «Я»-утверждения, чтобы вести дневник от первого лица. Вы пишете о своих мыслях, впечатлениях и размышлениях, поэтому нет необходимости вести повествование от третьего лица. Абсолютно нормально вести дневник от первого лица, если только вы сами не хотите делать записи как-то иначе.

    • Например, можно написать: «Сегодня я обедал с Алиной», - а не: «Сегодня Антон обедал с Алиной».
  3. Добавляйте детали, которые отражают все пять органов чувств, чтобы сделать запись живой. Это необязательно, но это сделает ваши записи в дневнике интереснее и поможет вам вспомнить, что тогда происходило. Подумайте, что вы видели, слышали, чувствовали, а также какие запахи ощущали и что пробовали на вкус во время описываемых событий или впечатлений. Потом включите некоторые из этих деталей в свою запись.

    • Например, предположим, что вы отдыхали у моря. Можно добавить такие детали, как: «Морские брызги, бьющие мне в лицо», «Запах горящего дерева от костров на пляже», «Вкус соли на моих губах», «Солнце, сверкающее на поверхности воды» и «Крики других веселящихся людей на пляже».
  4. Не переживайте о длине записей. Необязательно каждый раз заполнять всю страницу. Вполне нормально делать как короткие, так и длинные записи. Вносите в дневник то, что вам хочется сказать. Если вы не можете придумать, что еще написать, двигайтесь дальше и закончите запись.

    • При ведении дневника гораздо важнее писать часто, нежели много.

Делайте записи в дневнике для учебы

  1. Организуйте свои мысли, чтобы сделать их последовательными. Запись в дневнике необязательно должна походить по структуре на эссе, даже если вы пишите для учебы. Тем не менее, у того, кто будет читать ваши записи, должна быть возможность следить за ходом ваших мыслей. Выражайте свои мысли

Тема урока: Сочинение в форме дневниковых записей.

Подготовила учитель русского языка и литературы

Абрамова Любовь Фроловна

МБОУ Большелогская СОШ, Аксайского района, Ростовской области

Класс: 10

Актуальность урока на современном этапе развития школы определяется, прежде всего, тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к написанию творческого задания ЕГЭ в 11 классе (блок «С»).
Работа над дневником учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и письменно. А развитие личности - это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Урок ориентирован на достижение следующих образовательных результатов:

Личностных:

Понимание роли текста в жизни человека;

Осознание эстетической функции языковых средств в тексте;

Стремление к речевому совершенствованию.

Метапредметных:

Адекватное понимание информации устного и письменного текста;

Способность извлекать информацию из различных источников;

Овладение приёмами отбора и систематизации материала на пройденную тему;

Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка

Способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения.

Предметных:

Усвоение основ знаний о тексте;

Способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов.

Проблемный вопрос: Как писать сочинение в жанре дневниковых записей

Цель: научить анализировать содержание исходных текстов, в которых авторская мысль развивается через веерное и цепное расположение доводов. Создавать текст определённого типа, стиля и жанра; уместно использовать языковые средства выразительности.

Задачи урока:

Образовательная : научить анализировать содержание исходных текстов, в которых авторская мысль

развивается через веерное и цепное расположение доводов, подготовить к написанию домашнего сочинения;

развивающая: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; развивать навыки переработки текстов, а именно: составление схемы, выделение тезисов, анализ

текста по алгоритму, соответствующему критериям оценки на ЕГЭ по русскому языку заданий части С;

воспитательная: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности, воспитывать языковую культуру общения.

Ожидаемые результаты:

Умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию;

Умение работать в группах;

Коммуникативная компетентность;

Осознание полезности получаемых знаний и умений;

Развитие навыков самостоятельной работы с источником информации, самостоятельное принятие решения;

Развитие навыков коммуникативности;

Развитие навыков мыслительной деятельности при анализе текста;

Развитие навыков самоанализа и рефлексии.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Виды деятельности : работа с эпиграфом, аналитическая беседа, анализ текста (работа в группах), составление плана написания сочинения, подготовка к выводам.

Время: занятие рассчитано на 45 минут

Тип занятия : систематизации и обобщения знаний и умений

Оборудование: мультимедийный проектор; интерактивная доска; материал для интерактивной доски по теме урока; слайды с этапами урока и заданиями;

У учащихся : учебник, тетрадь, раздаточный материал

Раздаточный материал : тексты №1, № 2 , № 3 для анализа; Опережающее домашнее задание: изложить в виде дневниковой записи свои размышления о целях и задачах дневниковой деятельности

Эпиграфы к уроку:

« Самый интересный роман – роман о себе «ежедневном»»

Ю. Олеша

Тема урока: Сочинение в форме дневниковых записей

Ход урока

    Организационный момент . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!

А) Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока.

Ребята, обратите внимание на оформление класса, на тему урока. И может кто-то попытается сформулировать, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке и как это всё можно совместить? Прочитайте эпиграф и скажите, что может стать таким романом?

(учащиеся делают попытку сформулировать цель урока со своей стороны: таким романом может стать личный дневник любого человека).

Учитель: Дневник не любит «постороннего взгляда». Это труд души, который адресован самому себе или воображаемому собеседнику. Вы уже много знаете о дневниковой деятельности:

- зачем люди ведут дневники ? (страницам доверяют свои раздумья и сомнения, оценку себя и окружающих. Ежедневные записи помогают увидеть изменения в нас самих, каждая страница становится зеркалом. Начав общение с собой, мы постепенно развиваем в себе способности общаться друг с другом)

- о чём пишут люди в дневниках? (это может быть анализ событий дня, какой-то отдельный случай, яркое событие, размышления по поводу чего-либо)

В) Корректировка сформулированной учащимися цели урока

На протяжении предыдущего урока мы говорили о содержании и структуре дневниковых записей, наша задача сегодня – обобщить эти знания и применить на практике, т.е. написать сочинение в жанре дневниковых записей.

СЛАЙД 1 тема урока, цели урока

2. Актуализация знаний.

Теперь мы проверим творческое задание, в котором требовалось изложить в виде дневниковой записи свои размышления о целях и задачах дневниковой деятельности. (Чтение и комментирование учениками)

- легко ли было вести дневник?

Вывод: вести дневник – нелёгкая задача. Сделав свои первые опыты в этом жанре, вы убедились, что совсем непросто сесть за стол и заставить себя сосредоточиться над листом бумаги.

3. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

Дневник – это словесное творчество, и у него есть свои законы. О них мы поведём разговор дальше.

- каковы основные признаки дневниковой записи . (Содержание записи ограничивается определённым временным отрезком: неделя, день, месяц. Дневниковая запись делается обычно после событий, реже перед ними. Обязательная примета – даты, бывают и рисунки)

- каковы функции дневника и что побуждает нас обратиться к дневнику

(1) эмоциональное самовыражение. Всплеск полноты чувств, выход из состояния душевного дискомфорта. 2) интеллектуальное самообеспечение. Анализ событий дня, чтобы зафиксировать наиболее яркие впечатления, поразмышлять над увиденным, услышанным.

- принято считать, что каждая запись представляет собой текст. Согласны ли вы с этим? (Да, предложения связаны по смыслу и грамматически, можно придумать заглавие и определить авторскую задачу)

Кто из известных вам современных писателей использовал в своих произведениях форму дневника? (Н. Носов «Дневник Коли Синицына», О.Железников «Дневник П.М.М.», А. Алексин «Похождения Севы Котлова» и др.)

- Какие типы текстов представлены в дневниках (повествование, описание, рассуждение, дневниковая запись представляет собой смешанный тип)

- Дневник как жанр предполагает свободную форму записи. О каких формах дневниковой записи вы узнали на уроках? (Исповедь. Портретная зарисовка. Афористическая беседа и др.)

4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция .

Работа по группам. Каждой предлагается текст и вопросы. Учащиеся дают развёрнутые ответы и делают выводы

См. приложение

СЛАЙД 4

Вывод: делают учащиеся.

5.Рефлексия ( подведение итогов занятия)

Составим план написания сочинения в жанре дневниковых записей:

    Познакомиться с письмами, дневниковыми записями писателей, произведениями, написанными в жанре дневника. Это поможет выдержать форму и условности изложения, характерные для этого жанра.

    Определить идею сочинения, основную мысль, которую беретесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не «утонуть» в обширном материале.

    Составить план, который поможет наметить , с чего начать работу, какие разделы выделить в сочинении, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам необходимо прийти.

    Иметь в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер.

    Помнить, что дневниковые записи, письма помогают проследить за становлением личности, раскрывают внутренний мир ведущего дневник . Проверить, отвечает ли этому требованию сочинение.

Сопоставим задачи урока с их выполнением, дадим общую оценку работы класса, отметить работу групп, есть ли какие-то вопросы, готовы ли выполнить домашнее задание: написать сочинение в жанре дневниковых записей «Один день из жизни самого себя.

ВЫВОД : Регулярное ведение дневника служит хорошей речевой практикой, обогащает и совершенствует язык, развивает внимание к «мелочам жизни». И, может быть, когда-нибудь страницы вашего дневника станут страницами Главной книги о себе «ежедневном»

    Домашнее задание

Написание сочинение «Один день из жизни самого себя».

приложение 1

ГРУППА 1

Везёт как утопленнику! Первый день каникул, а я носа из дому показать не могу, до того он распух. Аллергия, должно быть.

Наш пёс влюбился в Митци. Она – коккер-спаниель. Шансов у пса никаких: а) не породистый, б) не следит за собой, как все нормальные псы. Пытался втолковать ему это, но он лишь грустно и тоскливо посмотрел на меня и снова улёгся под калиткой Митци. Любовь – это вам не фунт изюму. Ведь у меня с Пандорой те же проблемы, что и у пса с Митци: оба принадлежим к более низким классам общества, чем наши возлюбленные.

ЗАДАНИЯ:

    Представьте себя на месте подростка и попытайтесь объяснить, что заставило его сделать эту запись?

    Найдите те слова и обороты речи, которые передают состояние автора? Для какого стиля они характерны?

ГРУППА 2

Пошёл в занудную школу. Мне всё было трын-трава, поэтому я надел красные носки. Ходить в красных носках в школу было строго запрещено, но в гробу я теперь видал ихние запреты…

Учительница заметила мои красные носки и стукнула директору, то вызвал меня к себе. Потом отправил переодеваться в чёрные носки, как предусмотрено формой.

Когда я пришёл домой, папа тут же позвонил в школу:

Вы терроризируете моего сына из-за цвета носков!

Директор сказал, что если я вернусь в школу в чёрных носках, то всё будет прощено и забыто, но папа ответил, в таких и буду ходить.

Директор заявил, что стремится поддерживать школу «на уровне». Папа возразил, что сборная Англии выиграла чемпионат мира без чёрных носков.

Директору, похоже, после этого нечем было крыть. Папа повесил трубку и сказал: «Один – ноль в мою пользу».

ЗАДАНИЯ:

    Почему запись заканчивается …? Какую смысловую нагрузку несёт этот знак?

    Приведите примеры, подтверждающие, что дневниковые записи охватывают жизненные ситуации?

    Каковы особенности лексики? Для какого стиля характерны эти слова?

ГРУППА 3

Выходной день.

Я твёрдо решил в новом году:

    Вешать брюки на место.

    Вкладывать диски обратно в чехлы.

    Ласково обращаться с собакой.

    Не выдавливать большие прыщи.

    Не начинать курить.

    Снова ходить в библиотеку.

    Стать интеллектуалом.

ЗАДАНИЯ:

    Прочитайте дневниковую запись, что вы можете сказать об её авторе?

    Как вы думаете, какой пункт нарушает последовательность, не отвечает авторскому замыслу??

    Что можно сказать о дисциплинарности этого человека?

    Какая часть речи указывает на систему?

ГРУППА 4

Тщательно проинспектировал свою собственную внешность. За последний год вырос лишь дюйма на два, так что придётся смириться с печальным фактом – мне суждено быть одним из тех, кому всегда плохо виден экран кино.

Вот невезуха: на подбородке вылез прыщ, на носу – тоже. Уши торчат, а волосы сами собой раскладываются на три прибора. Как ни зачёсывай, а модно не причешешь.

ЗАДАНИЯ:

    В данной дневниковой записи произошли изменения в авторе, остался ли он верен своим принципам?

    Какие особенности лексики подтверждают, что автор ваш современник, ваш одноклассник?

Знакомство учащихся с особенностями жанра дневниковых записей;развитие и совершенствование коммуникативной и культуроведческой компетенции;воспитание устойчивого интереса к чтению.

Урок развития речи в 7 классе

    Познакомить учащихся с особенностями жанра дневниковых записей;

    Развитие и совершенствование коммуникативной и культуроведческой компетенции;

    Воспитывать устойчивый интерес к чтению.

Ход урока

"По дневнику весьма удобно судить о самом себе".

Л. Н. Толстой

Погружение в тему урока

    А кто из вас, ребята, ведет днев-ник?

    Я веду, по совету учителя геогра-фии: дневник помогает мне вести наб-людения за природой.

    А я записываю в дневник свои впечатления о прочитанных книгах, записываю имена героев книг, выра-жения, которые мне нравятся.

    Помогают ли вам в чем-нибудь записи в дневниках?

    Конечно, помогают, особенно при устных ответах или при подготовке к сочинениям.

    Это очень хорошо, что некоторые из вас ведут дневники. Когда человек фиксирует увиденное или прочитанное, он лучше помнит людей и события, при необходимости может опереться на эти воспоминания. Только не ведите такой дневник, какой был у писателя Марка Твена в детстве. Помните, как он сам потом смеялся над ним: «Понедельник: встал, умылся, лег. спать. Пятница через месяц: встал, умылся, лег спать».

    Я и сейчас с гордостью думаю, — пишет М. Твен, — что даже в столь юном возрасте я, встав поутру, умывался.

    Слово дневник вам хорошо знакомо. Каково его лексическое значение?

    Малый толковый словарь под редакцией Лопатина дает такое определение:

Дневник -

    записи, ведущиеся изо дня в день;

    ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успехах.

Словарь Даля толкует так: Дневник - поденные записи.

Литературовед: Дневник - литературно-бытовой жанр в художественной литературе - форма повествования от первого лица, которое ведется в виде повседневных, как правило, датированных записей.

Почему люди ведут дневники?

    Для самоанализа своих действий и поступков.

    Для записи наблюдений, для познания себя и окружающего мира.

    От одиночества.

Беседа об особенностях дневниковых записей

Учитель: Чем же отличаются дневниковые записи от каких-либо других записей?

    Каждая запись почти всегда приурочена к определенной дате.

    Предельная искренность, откровенность высказывания.

    Зашифрованность или полное сокрытие имен и фамилий.

    Фиксация «только что» случившегося или перечувствованного не только личного характера, но и общезначимого.

Учитель: Вы совершенно правы. Все эти элементы обеспечивают непринужденный выбор и расположение материала и позволяют создать иллюзию свободного выражения мыслей и впечатлений автора - повествователя. В этом отношении дневник ближе к письмам, чем к воспоминаниям. У вас на мониторах фрагмент дневниковых записей А.С. Пушкина.

«В 1821 году начал я свою автобиографию и несколько лет сряду занимался ею. В конце 1825 года, при открытии несчастного заговора, я принужден был сжечь записки. Они могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв. Зато буду осмотрительнее в своих показаниях, и если записки будут менее живы, то более достоверны»

    Чем интересны дневниковые записи А.С. Пушкина?

    Поэт записал фразы, факты, которые могут быть использованы в работе над произведением.

    Дневник А.С. Пушкина по своей функции сближается с «записными книжками»

    Эти записи делаются для себя и не рассчитаны на публичное восприятие, что придает записям особую подлинность, достоверность.

Учитель: Сочинения в жанре дневниковых записей могут быть интересны своими развернутыми, вдумчивыми суждениями:

    об особенностях творчества какого-либо писателя;

    о каком-то прочитанном произведении;

    о волнующем воображение литературном герое.

Такие сочинения приближаются практически к рецензиям, носят оценочный характер. Но при этом их должно отличать особая откровенность пишущего, искренность его впечатлений и переживаний.

На мониторе вам представлены два текста. Определите, какой из текстов относится к жанру дневниковых записей.

    Гринев приехал в Белогорскую крепость. Он увидел меня на полу в крестьянском платье, бледную, худую, с растрепанными волосами. Перед ней стоял кувшин с водой, накрытый ломтем хлеба. Увидев Гринева, Маша закричала. Петр Андреевич был не один.

    17 марта 1774 года. Я была принята родителями Петра Андреевича с искренним радушием. Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать меня, бедную сироту.

Ученик: Второй пример соответствует требованиям к сочинению в жанре дневниковых записей. А первый фрагмент дневником не является, так как в тексте имеются следующие неточности: нет даты, речь ведется от третьего лица, сообщается о тех фактах, свидетелем которых Мария Ивановна быть не могла

Учитель: Заполните таблицу «Отличительные особенности жанра дневниковых записей»

Учитель: Напишите миниатюру в жанре дневника. (Несколько работ зачитываются)

10.02.2007г. провел весь день дома. Взял с полки повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», начал читать. В который раз перечитываю это произведение, но все равно чувства переживаю те же самые. Это что-то необыкновенное. Захватывающее. До самой ночи не мог оторваться

Учитель: Молодцы! Вы сегодня были внимательны, любознательны и активны. А что нового для себя вы взяли на уроке? (ответы учащихся)

Домашнее задание: Напишите сочинение в жанре дневника на одну из тем «История моей школы», «Почему так названа моя деревня»

Литература

    В.И. Даль. Толковый словарь русского языка/ Москва: «Аст. Астрель», 2006г.

    Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров/ Москва: «Просвещение», 2000г.

    А.М. Ежова. Обучение сочинению, Литература в школе//2002// №5.

    Н.И. Иванченко-Свиридова. Как написать хорошее сочинение/ Санкт - Петербург: «Абрис Д», 2006г

    Т.О. Скиргайло. Сочинения разных жанров/ Казань: ИПКРО РТ, 2001г

Сочинение в жанре дневниковых записей является нетрадиционным сочинением, к традиционным относятся сочинение-повествование, или . Сочинения в виде дневника иногда задают по русскому языку, однако чаще – по литературе.

В практике преподавания литературы накоплен большой опыт использования различных форм изложения от имени автора или от имени героя, именно эти практики легли в основу такого , как дневниковые записи.

Дневники, как и сочинения в этом жанре могут быть разными:

  • Дневник-собеседник –это такой дневник, которому доверяют тайны, приводят собственные рассуждения, сокровенные мысли.
  • Дневник альбом – в котором, помимо текста, много рисунков.
  • Дневник — копилка счастья – здесь записывают только хорошее, что случается в повседневной жизни
  • Путевой дневник – ведётся во время путешествия, рассказывается о впечатлениях от увиденного.

Особенности сочинения-дневниковой записи.

Если мы говорим о литературе, то здесь сочинения в жанре дневниковых записей могут быть нескольких видов:

  • дневник, написанный от лица очевидца событий (возможно, придуманных);
  • дневник, ведущийся от лица литературного героя;
  • дневниковые записи от лица ученика, который постепенно осваивает какое-либо произведение или изучает творчество писателя.

Для того, чтобы успешно написать сочинение в виде дневниковых записей по литературе

1) ученик должен хорошо знать текст: сюжет, причинно-следственные связи в произведении, понимать поступки героя, уметь их мотивировать;

2) от ученика требуется хорошее понимание психологии героя: ему необходимо вжиться в характер персонажа, понять его образ мыслей и суметь их передать, т. е. нужно овладеть стилем чужой речи (лексикой, особенностью построения предложений и т. д.).

Одним словом, при написании сочинения в виде дневниковых записей по литературе ВЫ ДОЛЖНЫ вжиться в образ, думать и действовать в соответствии с логикой героя в литературном произведении, логикой развития сюжета и композиции.

Если мы говорим о сочинении в жанре дневника, которые задают по языку, то тут есть множество вариантов. Чаще всего предлагается картина, к которой нужно написать сочинение. В таком случае вам нужно описать то, что происходит на картине от первого лица, можно придумать события, предшествующие данной истории или произошедшие после нее, и записать это в виде дневника.

Как написать сочинение в виде дневниковых записей?

Несколько простых советов:

  • Будьте искренними – это же дневник! Пишите от первого лица.
  • Используйте даты / указание времени.
  • Записи могут быть разными по характеру, по длине, по настроению.
  • Некоторые записи просто рассказывают о произошедших событиях, в других дается оценочное мнение.
  • Записи могут быть отрывочны
  • Написан в виде монолога

Дневник является эпистолярным жанром. В этом жанре написано множество известных произведений – к примеру, «Дракула» Брэма Стокера или Дневник анны Франк.

Прежде чем, написать сочинение, стоит задуматься: а зачем люди ведут дневники? Понимание этого поможет вам сделать сочинение в большей степени похожим на дневниковые записи.

Вот некоторые из наиболее распространенных причин, почему люди ведут дневник.

  • Чтобы осмыслить то, что произошло.
  • Порассуждать, почему вышло так, а не иначе.
  • Чтобы спланировать дальнейшие действия.
  • Чтобы привести в порядок мысли.

Дневниковые записи чаще описывают те события, которые уже произошли, но иногда высказываются мысли по поводу того, что еще предстоит.

В отличии от настоящего дневника, сочинение в виде дневника нужно писать грамотно. Предложения должны быть логически связаны.