Шпаргалка: Методы психолого-педагогического исследования их классификации и характеристики. Классификации методов педагогического исследования

Общеметодологические и философские принципы научного познания влияют на методы конкретно-научного познания, поэтому научный метод должен избираться соответственно области, в которой происходит научный поиск. То есть, в зависимости от степени сложности исследования изменяются и методы его решения, виды эксперимента, приемы и средства.

Классификация представляет собой распределение предметов, явлений и понятий по классам, группам, отделам, разрядам в зависимости от общих признаков.

Существуют различные классификации методов педагогического исследования.

Методы научного исследования можно разделить на общелогические и научные, которые в свою очередь дифференцируются на эмпирические и теоретические.

К общелогическим методам относятся:

Анализ (греч. – разложение) – метод исследования, суть которого в том,что предмет изучения мысленно или практически расчленяется на составные элементы (части объекта или его признаки, свойства, отношения и каждая из частей исследуется отдельно).

Синтез (греч. – соединение) – этот метод исследования позволяет осуществлять соединение элементов (частей) объекта, расчлененного в процессе анализа, устанавливать связи между ними и познавать объекты исследования как единое целое.

При изучении конкретного объекта исследования, как правило, анализ и синтез используются одновременно, поскольку они взаимосвязаны.

Индукция (лат. – наведение) – это такой метод познания, при котором по частным факторам и явлениям выводятся общие принципы и законы. Это умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). В таком умозаключении общий вывод о признаках совокупности элементов делается на основе исследования части элементов этой совокупности. При этом исследуемые факты отбираются по заранее выработанному плану.

Различают полную индукцию и неполную:

Полная индукция – обобщение относится к конечно-обозримой области фактов и сделанное при этом умозаключение исчерпывающе рассматривает изучаемое явление.

Неполная индукция – обобщение относится к бесконечной или конечно-необозримой области фактов, а сделанное при этом умозаключение позволяет составить лишь ориентировочное, предварительное мнение об изучаемом объекте. Это мнение может быть недостоверным. При использовании метода неполной индукции могут возникнуть ошибки, причинами которых являются:

Поспешность обобщения;

Обобщение без достаточного основания по второстепенным или случайным признакам;

Подмена причинной связи обычной последовательностью во времени;

Необоснованное распространение полученного вывода за пределы конкретных условий, в которых он был получен, т.е. подмена условного безусловным.

Дедукция (лат.– выведение) – это такой метод познания, при ко-тором частные положения выводятся из общих. Посредством дедукции вывод об отдельном элементе некоторой совокупности делается на основе знаний о признаках всей совокупности, т.е. она является методом перехода от общих представлений к частным.

Несмотря на свою противоположность, индукция и дедукция в процессе научного познания всегда используются совместно, представляя разные стороны единого диалектического метода познания – от индуктивного обобщения к дедуктивному выводу, к проверке вывода и более глубокому обобщению – и так до бесконечности.

Аналогия (греч.– соответствие, сходство) – это метод научного познания, с помощью которого достигается знание об одних предметах или явлениях на основании их сходства с другими. Умозаключение по аналогии – это когда знание о каком-либо объекте переносится на другой менее изученный объект, но сходный с первым по существенным свойствам, качествам. Такие умозаключения являются одним из основных источников научных гипотез. Благодаря своей наглядности метод аналогий получил широкое распространение в науке.

Метод аналогий является основой другого метода научного познания – моделирования.

Моделирование (лат. – мера, образец) – это метод научного познания, заключающийся в замене изучаемого объекта его специально созданным аналогом или моделью, по которым определяются или уточняются характеристики оригинала. При этом модель должна содержать существенные черты реального объекта.

Моделирование является одной из основных категорий познания, на его идее базируется практически любой метод научного исследования как теоретический, при котором используются раз-личные абстрактные (идеальные) модели, так и экспериментальный, использующий предметные (материальные) модели. К абстрактным моделям относят мысленные, логические, воображаемые (логико-математические) и математические модели. Последние описываются тождественными с оригиналом уравнениями. К материальным относят физические, вещественные или действующие мо-дели. Они сохраняют физическую природу оригинала.

Метод моделирования опирается на содержательное знание объекта исследования и предусматривает решение таких важных вопросов, как отношение модели и объекта исследования, степень сходства модели с оригиналом, правомерность перенесения полученной при изучении модели информации на объект.

Современной науке известно несколько типов моделиро­вания:

1) предметное моделирование, при котором исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометри­ческие, физические, динамические или функциональные харак­теристики объекта-оригинала;

2) знаковое моделирование, при котором в качестве моде­лей выступают схемы, чертежи, формулы. Важнейшим видом такого моделирования является математическое моделирова­ние, производимое средствами математики и логики;

3) мысленное моделирование, при котором вместо знако­вых моделей используются мысленно-наглядные представле­ния этих знаков и операций с ними.

Астрагирование – это мысленное отвлечение от тех или иных сторон, свойств или связей объекта познания. Научная абстракция представляет собой отвлечение в процессе познания от частных и несущественных сторон рассматриваемого явления в целях сосредоточения на общих, основных, существенных его чертах. Выделяя существенное, научная абстракция способствует углублению познания. Вмести с тем необходимо знать границы абстракции, т.е. абстрагирование в исследовании должно быть теоретически обосновано.

Для эмпирического уровня исследования характерными являются такие методы:

- наблюдение – восприятие объективной действительности, дающее знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях, изучаемых объектов;

- описание – закрепление и передача результатов наблюдения с помощью определенных знаковых средств;

- измерение – сравнение объектов по каким-либо свойствам или сторонам;

- сравнение - одновременное соотносительное исследование процесса общих для двух или более объектов свойств или признаков;

- эксперимент – наблюдение специально созданных и контролируемых условий.

Наблюдение - целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но - в качестве конечной цели - о его существенных свойствах и отношениях.

Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и техническими устройствами (микроскопом, телескопом, фото и кинокамерой и др.). С развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным.

Основные требования к научному наблюдению:

    однозначность замысла; наличие системы методов и приемов;

    объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента). Обычно наблюдение включается в качестве составной части в процедуру эксперимента. Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов, расшифровка показаний приборов, кривой на осциллографе, на электрокардиограмме и т. п.

Познавательным итогом наблюдения является описание – фиксация средствами естественного и искусственного языка исходных сведений об изучаемом объекте: схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и т. д. Наблюдение тесно связано с измерением, которое есть процесс нахождения отношения данной величины к другой однородной величине, принятой за единицу измерения. Результат измерения выражается числом.

Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.

В эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от влияния побочных, обстоятельств и представляется в «чистом виде». При этом конкретные условия эксперимента не только задаются, но и контролируются, модернизируются, многократно воспроизводятся.

Основные особенности эксперимента:

а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования, б) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя, в) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях; г) возможность рассмотрения явления в «чистом виде» путем изоляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоятельств или путем изменения, варьирования условий эксперимента, д) возможность контроля за «поведением» объекта исследования и проверки результатов. Основные стадии осуществления эксперимента: планирование и построение (его цель, тип, средства, методы проведения и т. п.); контроль; интерпретация результатов. Эксперимент имеет две взаимосвязанных функции: опытная проверка гипотез и теорий, а также формирование новых научных концепций. В зависимости от этих функций выделяют эксперименты: исследовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие, изолирующие и т. п. По характеру объектов выделяют физические, химические, биологические, социальные эксперименты. Важное значение в современной науке имеет решающий эксперимент, целью которого служит опровержение одной и подтверждение другой из двух (или нескольких) соперничающих концепций. Опытно - экспериментальная педагогическая работа. Если речь идет об обобщении опыта, то ясно, что научное изыскание непосредственно вытекает из практики, следует за ней, способствуя кристаллизации и росту рождающегося в ней нового. Но такое соотношение науки и практики в наши дни не является единственно возможным.

Во многих случаях наука обязана опережать практику, даже передовую, не отрываясь, однако, от ее запросов и требований.

Метод внесения преднамеренных изменений в учебный и воспитательный процесс, рассчитанных на получение воспитательного и образовательного эффекта, с их последующей проверкой и оценкой и есть опытная работа.

Дидактический эксперимент. Экспериментом в науке называется изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях. Характерная черта эксперимента - запланированное вмешательство человека в изучаемое явление, возможность многократного воспроизведения исследуемых явлений в варьируемых условиях. Этот метод позволяет разложить целостные педагогические явления на их составные элементы. Изменяя (варьируя) условия, в которых эти элементы функционируют, экспериментатор получает возможность прослеживать развитие отдельных сторон и связей, более или менее точно фиксировать полученные результаты. Эксперимент служит проверке гипотезы, уточнению отдельных выводов теории (эмпирически проверяемых следствий), установлению, и уточнению фактов

Реальному эксперименту предшествует мысленный. Проигрывая мысленно различные варианты возможных экспериментов, исследователь отбирает варианты, которые подлежат проверке в действительном эксперименте, а также получает предполагаемые, гипотетические результаты, с которыми сравниваются результаты, полученные в ходе действительного эксперимента.

Этапы проведения экспериментальной работы:

- диагностический этап (констатирующий). Выявление реального состояния исследуемого объекта. На диагностическом этапе необходим подбор оптимального диагностического инструментария, комплекс разнообразных методов и методик;

- формирующий этап эксперимента, предлагает формирование нового качества, реализованного самим исследователем, в результате практической апробации, элементов авторской модели, технологии содержания форм методов учебной деятельности. Данный этап соотносится с гипотезой исследования, на данном этапе необходимо представить поэтапную реализацию условий, обозначенных в гипотезе.

- контрольный (заключительный) этап эксперимента, в рамках которого представляются результаты опытной экспериментальной работы.

На данном этапе представляется сравнительно-сопоставительный анализ на начало и конец эксперимента. Положительная динамика количественных показателей по определенным критериям позволяет судить о качественных изменениях в рамках проведенного эксперимента.

Сравнение - познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов. Сравнить - это сопоставить одно с другим с целью выявления их соотношение. Простейший и важный тип отношений, выявляемых путем сравнения, - это отношения тождества и различия. Это тот метод, с помощью которого путем сравнения выявляется общее и особенное в психолого – педагогических явлениях, достигается познание различных ступеней развития одного и того же явления или разных сосуществующих. Этот метод позволяет выявить и сопоставить уровни в развитии изучаемого явления, происшедшие изменения, определить тенденции развития.

Измерение - процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств. Важной стороной процесса измерения является методика его проведения. Она представляет собой совокупность приемов, использующих определенные принципы и средства измерений. Под принципами измерений в данном случае подразумеваются такие явления, которые положены в основу измерений.

Существует несколько видов измерений. Исходя из характера зависимости измеряемой величины от времени, измерения разделяют на статистические и динамические. При статистических измерениях величина, которую мы измеряем, остается постоянной во времени (измерение размеров тел, постоянного давления и т.п.) к динамическим относятся такие измерения, в процессе которых измеряемая величина меняется во времени (измерение вибрации, пульсирующих давлений и т.п.).

Хорошо развитое приборостроение, разнообразие методов и высокие характеристики средств измерения способствуют прогрессу в научных исследованиях.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм «мыслительных операций». Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность, что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мыслительном эксперименте, но не в реальном. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям путем обработки данных эмпирического знания.

Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» - таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.

Научные методы теоретического исследования.

Теоретический уровень научного познания включает такие методы как:

    Формализация - построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.

    Аксиоматический - построение теории на основе аксиом.

    Гипотетико-дедуктивный - создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения.

    Восхождение от абстрактного к конкретному - отображение во всей полноте сущности изучаемого объекта путем нахождения главной связи, ее изменений, открытия новых связей и установление их взаимодействия.

    Систематизация - расположение мыслей, предметов и явлений в определенном порядке (по целевому признаку, масштабам, сочетанию свойств).

    Структурно-функциональный анализ - изучение функционирования каждого элемента структуры, зависимости между общими и частными функциями различных органов или явлений.

Формализация - отображение содержательного знания в шаговом символическом виде. Формализация базируется на различении естественных и искусственных языков. Выражение мышления в естественном языке можно считать первым шагом формализации. Естественные языки как средство общения характеризуются многозначностью, многогранностью, гибкостью, неточностью, образностью и др. Это открытая, непрерывно изменяющаяся система, постоянно приобретающая новые смыслы и значения. Дальнейшее углубление формализации связано с построением искусственных (формализованных) языков, предназначенных для более точного и строгого выражения знания, чем естественный язык, с целью исключить возможность неоднозначного понимания - что характерно для естественного языка (язык математики, логики и др.). Символические языки математики и других точных наук преследуют не только цель сокращения записи это можно сделать с помощью стенографии. Язык формул искусственного языка становится инструментом познания. Он играет такую же роль в теоретическом познании, как микроскоп и телескоп в эмпирическом познании. Именно использование специальной символики позволяет устранить многозначность слов обычного языка. В формализованных рассуждениях каждый символ строго однозначен.

Как универсальное средство для коммуникации и обмена мыслями и информацией язык выполняет множество функций. Главное в процессе формализации состоит в том, что над формулами искусственных языков можно производить операции, получать из них новые формулы и соотношения. Тем самым операции с мыслями о предметах заменяются действиями со знаками и символами. Формализация в этом смысле представляет собой логический метод уточнения содержания мысли посредством уточнения ее логической формы. Но она не имеет ничего общего с абсолютизацией логической формы по отношению к содержанию. Формализация, таким образом, есть обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. Она уточняет содержание путем выявления его формы и может осуществляться с разной степенью полноты.

Аксиоматический метод - один из способов дедуктивного построения научных теорий, при котором: а) формулируется система основных терминов науки (например, в геометрии Эвклида - это понятия точки, прямой, угла, плоскости и др.); б) из этих терминов образуется некоторое множество аксиом (постулатов) - положений, не требующих доказательств и являющихся исходными, из которых выводятся все другие утверждения данной теории по определенным правилам (например, в геометрии Эвклида: «через две точки можно провести только одну прямую»; «целое больше части»); в) формулируется система правил вывода, позволяющая преобразовывать исходные положения и переходить от одних положений к другим, а также вводить новые термины (понятия) в теорию; г) осуществляется преобразование постулатов по правилам, дающим возможность из ограниченного числа аксиом получать множество доказуемых положений - теорем. Таким образом, для вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода.

Аксиоматический метод - лишь один из методов построения научного знания. Он имеет ограниченное применение, поскольку требует высокого уровня развития аксиоматизируемой содержательной теории.

Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы:

    организационные;

    эмпирические;

    по способу обработки данных;

    интерпретационные.

К организационным методам ученый отнес:

    сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.;

    лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;

    комплексный - как исследование одного объекта представителями разных наук.

К эмпирическим :

    обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);

    эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.);

    психодиагностический метод;

    анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы);

    моделирование;

    биографический метод.

По способу обработки данных:

    методы математико-статистического анализа данных и

    методы качественного описания.

К интерпретационным:

    генетический (фило- и онтогенетический) метод;

    структурный метод (классификация, типологизация и др.)

Ананьев подробно описал каждый из методов, но при всей тщательности его аргументации, как отмечает В.Н. Дружининв своей книге "Экспериментальная психология", остается много нерешенных проблем: почему моделирование оказалось эмпирическим методом? Чем практические методы отличаются от полевого эксперимента и инструментального наблюдения? Почему группа интерпретационных методов отделена от организационных?

Целесообразно, по аналогии с другими науками, выделить в педагогической психологии три класса методов:

    Эмпирические , при которых осуществляется внешне реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.

    Теоретические , когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее - предметом исследования).

Среди основных теоретических методов педагогического исследования В.В. Дружинин выделил:

- дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе - восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат - теория, закон и др.;

- индуктивный - обобщение фактов, восхождение от частного к общему.

Результат - индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация; моделирование - конкретизация метода аналогий, "трансдукция", умозаключение от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования. Результат - модель объекта, процесса, состояния.

    Интерпретационно-описательные , при которых субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).

Наконец, интерпретационно-описательные методы - это "место встречи" результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы; с другой стороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам.

Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость и, в конечном счете, оправдание или опровержение гипотезы.

Все методы исследования предлагают подразделять на собственно педагогические и психологические. Можно выделить также методы других наук: констатирующие и преобразующие, эмпирические и теоретические, качественные и количественные, частные и общие, содержательные и формальные, методы описания, объяснения и прогноза.

Каждый из этих подходов несет в себе особый смысл, хотя некоторые из них тоже достаточно условны. Возьмем, например, деление методов на педагогические и методы других наук, т. е. непедагогические. Методы, относимые к первой группе, это, строго говоря, либо общенаучные (например, наблюдение, эксперимент), либо общие методы социальных наук (например, опрос, анкетирование, оценивание), хорошо освоенные педагогикой. Непедагогические методы - это методы психологии, математики, кибернетики и других наук, используемые педагогикой, но пока еще не настолько адаптированные ею и другими науками, чтобы приобрести статус собственно педагогических.

Множественность классификаций и классификационных характеристик методов не следует считать недостатком. Это отражение многоаспектности методов, их разнокачественности, проявляющихся в различных связях и отношениях.

В зависимости от аспекта рассмотрения и конкретных задач исследователь может использовать различные классификации методов. В реально используемых совокупностях исследовательских процедур просматривается движение от описания к объяснению и прогнозу, от констатации к преобразованию, от эмпирических методов к теоретическим. При использовании некоторых классификаций тенденции перехода от одной группы методов к другой оказываются сложными и неоднозначными. Наблюдается, например, движение от общих методов (анализ опыта) к частным (наблюдение, моделирование и т. д.), а затем снова к общим, от качественных методов к количественным и от них снова к качественным.

Существует также другая классификация. Все разнообразные методы, используемые в психолого – педагогических исследованиях можно подразделить на всеобщие, общенаучные и специальные.

Общенаучные методы познания - это методы, носящие общенаучный характер и применяемые во всех или в ряде областей. К их числу относятся эксперимент, математические методы и ряд других.

Общенаучные методы, используемые различными науками, преломляются в соответствии со спецификой каждой данной науки, использующей эти методы. Они тесно смыкаются с группой конкретно-научных методов, применяемых лишь в определенной области и не выходящих за ее пределы, и используются в каждой науке в различных сочетаниях. Огромное значение для решения большинства проблем педагогики имеет изучение реально складывающегося учебно-воспитательного процесса, теоретическое осмысление и переработка творческих находок учителей и других практических работников, т. е. обобщение и пропаганда передового опыта. К числу наиболее распространенных методов, используемых для изучения опыта, относятся наблюдение, беседа, анкетирование, ознакомление с продуктами деятельности учащихся, учебной документацией. Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический матёриал или данные, характеризующие особенности течения какого-либо явления. Для того чтобы внимание исследователя не рассеивалось и фиксировалось прежде всего на особо интересующих его сторонах наблюдаемого явления, заранее разрабатывается программа наблюдения, выделяются объекты наблюдения, предусматриваются способы регистрации определенных моментов. Беседа применяется как самостоятельный или как дополнительный метод исследования в целях получения необходимых разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника в отличие от интервьюирования - разновидности метода беседы, перенесенного в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом могут открыто записываться. При анкетировании - методе массового сбора материала с помощью анкет - ответы на вопросы пишутся теми, кому адресованы анкеты (учащиеся, учителя, школьные работники, в отдельных случаях - родители). Анкетирование применяется с целью получения таких данных, которые исследователь не может получить другим путем (например, выявления отношения опрашиваемых к изучаемому педагогическому явлению). Эффективность беседы, интервьюирования, анкетирования во многом зависит от содержания и формы задаваемых вопросов, тактичного объяснения их цели и назначения в частности, рекомендуется, чтобы вопросы были посильными, однозначными, краткими, ясными, объективными, не содержали бы в скрытом виде внушения, вызывали бы интерес и желание отвечать и т. п. Важным источником получения фактических данных является изучение педагогической документации, характеризующей учебно-воспитательный процесс в том или ином учебном заведении (журналов учета успеваемости и посещаемости, личных дел и медицинских карт учащихся, ученических дневников, протоколов собраний и заседаний и т. п.). В этих документах отражены многие объективные данные, помогающие установлению ряда причинных связей, выявлению некоторых зависимостей (например, между состоянием здоровья и успеваемостью).

Изучение письменных, графических и творческих работ учащихся является методом, вооружающим исследователя данными, отражающими индивидуальность каждого учащегося, показывающими его отношение к работе, наличие тех или иных способностей.

Однако, для того чтобы судить об эффективности тех или иных педагогических воздействий или о ценности методических находок, сделанных практическими работниками, а тем более для того, чтобы давать какие-либо рекомендации относительно применения тех или иных нововведений в массовой практике, рассмотренных методов недостаточно, так как они выявляют в основном лишь чисто внешние связи между отдельными сторонами изучаемого педагогического явления. Для более глубокого проникновения в эти связи и зависимости применяется педагогический эксперимент - специально организуемая проверка того или иного метода или приема работы с целью выявления его действенности и эффективности. В отличие от изучения реально сложившегося опыта с применением методов, регистрирующих лишь то, что уже существующий эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль играет исследователь. Основным условием применения педагогического эксперимента в советской школе является проведение его без нарушения нормального хода учебного процесса, когда есть достаточно оснований полагать, что проверяемое нововведение может способствовать повышению эффективности обучения и воспитания или хотя бы не вызовет нежелательных последствий. Такой эксперимент получил название естественного эксперимента. Если эксперимент проводится в целях проверки какого-либо частного вопроса или если для получения необходимых данных нужно обеспечить особо тщательное наблюдение за отдельными учениками (иногда с применением специальной аппаратуры), допускается искусственная изоляция одного или нескольких учащихся и помещение их в особые, специально создаваемые исследователем условия. В этом случае используется лабораторный эксперимент, который в педагогических исследованиях применяется довольно редко.

Научно обоснованное предположение о возможной эффективности того или иного проверяемого экспериментально нововведения носит название научной гипотезы.

Существенной частью эксперимента является наблюдение, проводимое по специально разработанной программе, а также сбор определенных данных, для чего применяются контрольные работы, анкеты, беседа. В последнее время все чаще начинают применяться в этих целях и технические средства: звукозапись, киносъемка, фотографирование в определенные моменты, наблюдение с помощью скрытой камеры телевидения. Перспективно использование видеомагнитофонов, позволяющих записывать наблюдаемые явления, а потом воспроизводить их для проведения анализа.

Наиболее важным этапом в работе с применением этих методов является анализ и научная интерпретация собранных данных, умение исследователя перейти от конкретных фактов к теоретическим обобщениям.

При теоретическом анализе исследователь задумывается о причинно-следственной зависимости между применяемыми методами или приемами воздействия и получаемыми результатами, а также ищет причины, объясняющие появление некоторых неожиданных непредвиденных результатов, определяет условия, при которых наступало то или иное явление, стремится отделить случайное от необходимого, выводит определенные психолого – педагогические закономерности.

Теоретические методы могут иметь применение и при анализе данных, собранных из различных научно-педагогических источников, при осмыслении изученного передового опыта.

В педагогических исследованиях применяются и математические методы , помогающие не только выявлению качественных изменений, но и установлению количественных зависимостей между педагогическими явлениями.

Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются следующие.

Регистрация - метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество успевающих и неуспевающих, посещавших занятия без пропуска и допускавших пропуски и т. п.).

Ранжирование - (или метод ранговой оценки) предполагает расположение собранных данных в определенной последовательности, обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей и, соответственно определение места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление списка учащихся в зависимости от количества допущенных ими в контрольной работе ошибок, числа пропущенных занятий и т. п.).

Шкалирование как количественный метод исследования дает возможность ввести цифровые показатели в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны указать степень или форму оценки, выбранную из числа данных оценок, пронумерованных в определенном порядке (например, вопрос о занятии спортом с выбором ответов: а) увлекаюсь, б) занимаюсь регулярно, в) занимаюсь нерегулярно, г) не занимаюсь никаким видом спорта).

Соотнесение полученных результатов с нормой (при заданных показателях) предполагает определение отклонений от нормы и соотнесение этих отклонений с допустимыми интервалами (например, при программированном обучении нормой часто считается 85-90% правильных ответов; если правильных ответов меньше, это означает, что программа слишком трудна, если больше - значит, она слишком облегчена).

Применяется и определение средних величин полученных показателей - среднего арифметического (например, среднего количества ошибок за контрольную работу, выявленных в двух классах), медианы, определяемой как показатель середины ряда (например, при наличии пятнадцати учащихся в группе это будет оценка результатов восьмого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок).

При анализе и математической обработке массового материала применяются статистические методы, в число которых входит вычисление средних величин, а также подсчет степеней рассеивания около этих величин - дисперсии, среднего квадратичного отклонения, коэффициента вариации и др.

Рассмотрим характеристики эмпирических исследований.

К методам эмпирического исследования следует отнести: изучение литературы, документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос, оценивание (метод экспертов или компетентных судей), тестирование. К более общим методам этого уровня относятся обобщение педагогического опыта, опытная педагогическая работа, эксперимент. Они по существу представляют собой комплексные методики, включающие определенным образом соотнесенные частные методы

Изучение литературы , документов и результатов деятельности. Изучение литературы служит методом ознакомления с фактами, историей и современным состоянием проблем, способом создания первоначальных представлений, исходной концепции предмета, обнаружение «белых пятен» и неясностей в разработке вопроса.

Изучение литературы и документальных материалов продолжается в ходе всего исследования. Накопленные факты побуждают по-новому продумывать и оценивать содержание изученных источников, стимулируют интерес к вопросам, на которые ранее не было обращено достаточного внимания.

Основательная документальная база исследования - важное условие его объективности и глубины

Наблюдение. Очень широко метод, используемый как самостоятельно, так и в качестве составной части более сложных методов Наблюдение заключается в непосредственном восприятии явлений с помощью органов чувств или их косвенном восприятии через описание другими непосредственно наблюдавшими людьми.

В основе наблюдения лежит восприятие как психический процесс, но это вовсе не исчерпывает наблюдение как метод исследования. Наблюдение может быть направлено на изучение отсроченных результатов обучения, на изучение изменений в объекте в течение определенного времени. В таком случае результаты восприятия явлений в разное время сопоставляются, анализируются, сравниваются и только после этого определяются результаты наблюдения. При организации наблюдения должны быть заранее выделены его объекты, поставлены цели, составлен план наблюдения. Объектом наблюдения служит чаще всего сам процесс деятельности учителя и ученика, о ходе и результатах которого судят по словам, действиям, поступкам, результатам выполнения заданий. Цель наблюдения определяет преимущественное сосредоточение внимания на тех или иных сторонах деятельности, на тех или иных связях и взаимоотношениях (уровень и динамика интереса к предмету, способы взаимопомощи учащихся в коллективной работе, соотношение информативной и развивающей функций обучения и т. д.). Планирование помогает выделить последовательность наблюдения, порядок и способ фиксирования его результатов. Виды наблюдений могут выделяться по различным признакам. По признаку временной организации различают наблюдение непрерывное и дискретное, по объему - широкое и узкоспециальное, направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов (монографическое наблюдение за отдельными учащимися).

Опрос . Этот метод используется в двух основных формах: в виде устного опроса интервью и в виде письменного опроса – анкеты. Каждая из этих форм имеет свои сильные и слабые стороны.

Опрос отражает субъективные мнения и оценки. Нередко опрашиваемые догадываются, что от них требуется, и вольно или невольно настраиваются на требуемый ответ. Метод опроса надо рассматривать как средство сбора первичного материала, подлежащего перепроверке иными методам. Опрос всегда строится исходя из ожиданий, базирующихся на определенном понимании характера и структуры исследуемых явлений, а также представлений об отношениях и оценках опрашиваемых. Возникает, прежде всего, задача выявить объективное содержание в субъективных и часто несовпадающих ответах, выявить в них ведущие объективные тенденции, причины несовпадений в оценках. Затем возникает и решается задача сравнения ожидаемого и полученного, что может служить основанием для корректировки или изменения первоначальных представлений о предмете.

Оценивание (метод компетентных судей). По существу, это сочетание косвенного наблюдения и опроса, связанное с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно оценить изучаемое. Этот метод весьма экономичен. Использование его требует ряда условий. Прежде всего, это - тщательный подбор экспертов - людей, хорошо знающих оцениваемую область, изучаемый объект и способных к объективной и непредвзятой оценке.

Изучение и обобщение педагогического опыта. Научное изучение и обобщение педагогического опыта служит различным исследовательским целям; выявлению существующего уровня функционирования педагогического процесса, узких мест и конфликтов, возникающих в практике, изучению эффективности и доступности научных рекомендаций, выявлению элементов нового, рационального, рождающегося в каждодневном творческом поиске передовых педагогов. Таким образом, объектом изучения может быть массовый опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (для выявления характерных недостатков и ошибок), но особое значение имеет изучение передового опыта, в процессе которого выявляются, обобщаются, становятся достоянием науки и практики ценные крупицы нового, найденные в массовой практике: оригинальные приемы и их сочетания, интересные методические системы (методики).

Естественно, что выбор методов во многом определяется уровнем, на котором ведется работа (эмпирический или теоретический) характером исследования (методологическое, теоретическое прикладное) содержанием его конечных и промежуточных задач.

Можно указать на ряд характерных ошибок при выборе методов:

    шаблонный подход к выбору метода, трафаретное его использование без учета конкретных задач и условий исследования; универсализация отдельных методов или методик, например, анкетного опроса и социометрии;

    игнорирование или недостаточное использование теоретических методов, особенно идеализации, восхождения от абстрактного к конкретному;

    неумение из отдельных мётодов составить целостную методику, оптимальным образом обеспечивающую решение задач научного поиска.

Любой метод сам по себе представляет полуфабрикат, заготовку, которую нужно модифицировать, конкретизировать применительно к задачам, предмету и конкретно к условиям поисковой работы.

Наконец, нужно подумать о таком сочетании исследовательских методов, чтобы они удачно дополняли друг друга, раскрывая предмет исследования полнее и глубже, чтобы была возможность результаты, полученные одним методом, перепроверить, используя другой. Например, результаты предварительных наблюдений и бесед с учащимися полезно уточнить, углубить, проверить, анализируя результаты контрольных работ или поведение учащихся в специально созданных ситуациях.

Сказанное позволяет сформулировать некоторые критерии правильности выбора метода исследования:

1. Адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, а также. накопленному материалу.

2. Соответствие современным принципам научного исследования.

З. Научная перспективность, т. е. обоснованное предположение о том, что вы- бранный метод даст новые и надежные результаты.

4. Соответствие логической структуре (этапу) исследования.

5. Возможно более полная направленность на развитие личности обучаемых, потому что исследовательский метод во многих случаях становится методом образования и воспитания, т. е. «инструментом прикосновения к личности».

6. Взаимосвязь и взаимообусловленность с другими методами в единой методической системе.

Все составные элементы методики и методику, в целом, нужно проверить на соответствие задачам исследования, достаточную доказательность, полное соответствие принципам педагогического исследования.

Педагогическое исследование представляет собой поиск способов и путей усовершенствования педагогического процесса. Такие пути и и есть методы педагогического исследования. С их помощью удается добыть информацию о том или иной изучаемом предмете, провести ее анализ и обработку, после чего включить ее в систему известных знаний.

Классификация методов педагогического исследования

Исследования классифицируются несколькими способами. Так по выделяют:

· Теоретические и причинно следственного анализа, сравнительно-исторический анализ.

· Практические методы: беседа, анкетирование, наблюдение, эксперимент.

В зависимости от источников информации методы педагогического исследования делятся на методы изучения теоретических источников и методы анализа существующего педагогического процесса. По способам обработки анализа тех или иных данных выделяют такие методы, как метод анализа и метод количественной обработки материала.

Некоторые методы педагогического исследования

1. Наблюдение как метод педагогического исследования является наиболее доступным и распространенным. Под наблюдением подразумевается заранее подготовленное и организованное восприятие процесса, явления или объекта в естественных условиях. Следует отметить, что несколько отличается от так называемого житейского. Во-первых, в научном наблюдении ставятся конкретные задачи, разрабатываются схемы наблюдения, выделяются объекты. Во-вторых, полученные результаты нужно обязательно зафиксировать. В-третьих, полученные данные обязательно обрабатываются. О высокой эффективности наблюдения можно говорить в том случае, если оно будет систематическим, разносторонним, длительным, массовым и объективным. Так как наблюдение не занимается раскрытием внутренней стороны педагогического исследования, то применяют его лишь на начальном этапе исследования, в купе с другими методами.

2. Изучение опыта - один из самых древних методов педагогического исследования. В широком смысле изучении опыта подразумевается организованную которая направлена на установление исторических связей обучении и воспитания, а также вычленение устойчивого общего в воспитательно-учебных системах. Благодаря такому методу проводится анализ путей решения проблем, а также выводится взвешенное заключение о необходимости применения этих решений в новых исторических условиях.

3. Изучение продуктов ученического творчества, таких как, классных и домашних работ, рефератов, докладов, сочинений, а также результатов технического и эстетического творчества. Подобный метод имеет широкое применение, например, его используют при оценке индивидуальных особенностей учеников, их наклонностей, интересов и отношения к различным обязанностям и делам. Организация педагогического исследования таким методом также требует тщательного планирования, а также подготовки к умелому использованию с другими методами.

4. Беседы, диалоги, дискуссии - это то, что помогает выявить отношения людей, их намерения, чувства, позиции и оценки в отношении того или иного явления. Педагогическая беседа имеет особенности: она характеризуется заранее продуманными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир исследуемых, а также выявить причину появления того или иного поступка.

5. Эксперимент - это своего рода наблюдение, только в данном случае экспериментатор наблюдает за тем процессом, который он сам же планомерно осуществляет. Так, педагогический эксперимент может проводиться с группой учеников, школой или сразу же с несколькими школами. Насколько надежным окажется эксперимент, во многом зависит от соблюдения всех его условий.

6. Тестирование - один из самых популярных методов педагогического исследования. Он представляет собой целенаправленное и одинаковое обследование всех испытуемых, которое должно проводиться в строго контролируемых условиях. Тестирование от других методов исследования отличается доступностью, точностью, простотой и возможностью автоматизации.

7. Анкетирование - массовый сбор материала, который осуществляется посредством заранее разработанных опросников, так называемых анкет. Анкетирование основывается на том предположении, что анкетируемый человек будет честно отвечать на приведенные в анкете вопросы. Однако, как показывает статистика, на практике подобные ожидания оправдываются лишь на половину, что резко подрывает доверие к анкетированию как к объективному методу получения данных.

ТЕМА 2

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Методология педагогики, ее задачи и структура. Методы педагогического исследования, их классификация. Логика научно-педагогического исследования.

Основные понятия: методология, методология педагогики, метод исследования, метод педагогического исследования.

§ 1. Методология педагогики, ее задачи и структура

Под методологией науки понимается совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений.

Методология педагогики – это учение о педагогических знаниях, процессе их получения и практическом применении.

Ведущие задачи методологии педагогики:

    определение и уточнение предмета педагогики и ее места среди других наук, важнейшей проблематики педагогических исследований;

    установление принципов и методов приобретения знаний о педагогической действительности;

    определение направлений развития педагогической теории;

    определение путей взаимодействия науки и практики, основных способов внедрения достижений науки в педагогическую практику;

    анализ зарубежных педагогических исследований.

Структура методологии педагогики представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура методологии педагогики

§ 2. Методы педагогического исследования, их классификация

Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования .

Методами педагогического исследования называют способы изучения педагогических явлений.

Все многообразие методов педагогического исследования можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы.

Классификация методов педагогического исследования представлена в таблице 2.

Таблица 2

Классификация методов педагогического исследования

1. Методы изучения педагогического опыта – это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса.

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдения.

Этапы наблюдения:

    определение целей и задач (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

    выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

    выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);

    выбор способов регистрации результатов наблюдения (как вести записи);

    обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное – наблюдение «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение – очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или уточнения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Беседа проходит по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения, ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника.

Интервьюирование – разновидность беседы, при которой исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом лицом к лицу, анкетирование – заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов.

Изучение работ учащихся. Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут предоставить сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях.

Исследовательская деятельность предполагает:

    опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;

    активное воздействие исследователя на педагогическое явление;

    измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия;

    неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

Выделяют 4 этапа эксперимента:

    теоретический – постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотезы;

    методический – разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов;

    собственно эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

    аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

По условиям организации различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий).

По конечным целям эксперимент делится на констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий (развивающий), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (содержания методов, форм) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения.

2. Методы теоретического исследования.

В ходе теоретического анализа обычно выделяют и рассматривают отдельные стороны, признаки, особенности или свойства педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя и систематизируя их, исследователи выявляют в них общее и особенное, устанавливают общие принципы или правила.

В теоретических исследованиях используются индуктивные идедуктивные методы. Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – наоборот, от общего суждения к частному выводу.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. Они связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

3. Математические методы применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также дляустановления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Математические методы помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

Регистрация – выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, число учеников, активно работающих на занятии, и часто пассивных).

Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого.

Шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок.

§ 3. Логика научно-педагогического исследования

Педагогическое исследование предполагает ряд стадий: подготовительную, практическое решение проблемы, количественную обработку полученных данных, их интерпретацию, формулирование выводов и предложений.

На подготовительном этапе анализируется практическая деятельность с целью определения наиболее актуальной педагогической проблемы, решение которой приведет к ощутимым положительным результатам в развитии, обучении и воспитании учащихся. Осуществляется сбор предварительных материалов для конкретизации возможных причин возникновения избранной педагогической проблемы.

Эта работа завершается формулировкой гипотезы, т.е. предположения о наиболее вероятной возможности решения данной проблемы. Составляется методика исследования – отбираются необходимые методы, технические средства, определяются условия их применения и способы обобщения полученных данных.

Практическое решение проблемы связано с реализацией методики исследования в виде серий наблюдений, опросов, экспериментов.

Количественная обработка полученных данных осуществляется с помощью математических методов исследования.

Интерпретация полученных данных проводится на основе педагогической теории с целью определения достоверности или ошибочности гипотезы, что позволяетсформулировать выводы и предложения.

Методы педагогических исследований.

Методы педагогического исследования - это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Методы педагогических исследований подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование.

Анализ - мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделœение отдельных признаков и качеств явления.

Одно и то же исследуемое явление можно анализировать по многим аспектам. Всесторонний анализ признаков качеств позволяет глубже раскрыть их.

Синтез - мысленное соединœение признаков, свойств явления в общее (абстрактное) целое.

Синтез - это смысловое соединœение. В случае если просто суммировать признаки явления, между ними не возникает логической системы, образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей.

Анализ и синтез тесно связаны между собой в любом научном исследовании.

Абстрагирование - мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Конкретизация - мысленная реконструкция, воссоздание предмета на базе вычлененных ранее абстракций (по своей логической природе процесс, противоположный абстрагированию).

Сравнение - установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.

Для того чтобы сравнить между собой определœенные явления, крайне важно выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в рассматриваемых объектах. Несомненно, составной частью этого процесса всœегда будет анализ, так как во время установления различий в явлениях следует вычленить измеряемые признаки. Поскольку сравнение - это выявление определœенных соотношений между признаками, то ясно, что в ходе сравнения используется и синтез.

Обобщение - выделœение в явлениях общих черт, ᴛ.ᴇ. подытоживание исследования.

При использовании метода сравнения устанавливаются общие признаки явлений, позволяющие объединить их в одну смысловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергалось сравнению.

Моделирование - это исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделœей.

Индукция и дедукция - логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.

К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и т.п.

Рассмотрим более подробно некоторые из этих методов.

Наблюдение - метод исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств (целœенаправленное, систематическое изучение определœенного педагогического явления). Наблюдение наряду с самонаблюдением является основным исследовательским методом.

Наблюдение имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий. Основными из них являются:

· целœенаправленность;

· аналитический характер.
Размещено на реф.рф
Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются;

· комплексность. Следует не выпускать из поля зрения ни одной значительной стороны наблюдаемого;

· систематичность. Необходимо не ограничиваться разовым ʼʼснимкомʼʼ наблюдаемого, а на базе более или менее продолжительных (пролонгированных) исследований выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определœенный период.

Виды наблюдений различаются по следующим признакам: по временной организации - непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени); по объёму - широкое (сплошное), когда фиксируются нес доступные особенности поведения наблюдаемых в целом, и узкоспециальное (выборочное), направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов; по способу получения сведений - непосредственное (прямое) и косвенное (опосредованное). При прямом наблюдении исследователь регистрирует увиденные факты, при косвенном наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.

Наблюдение должна быть также включенным и невклю-ченным (по типу связи наблюдателя и наблюдаемого). Включенное наблюдение предполагает, что исследователь сам является членом группы, поведение которой рассматривается. В случае если при этом он маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождаются серьезные этические проблемы. В невключенном наблюдении позиция исследователя открыта͵ он наблюдает за происходящим со стороны.

По условиям проведения наблюдения бывают полевые (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования).

Существуют и другие виды наблюдения исходя из того, какой признак положен в основу исследования.

Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны. Достоинства наблюдения заключаются в том, что оно позволяет изучить предмет:

· в целостности;

· в естественном функционировании;

· в многогранных связях и проявлениях. Недостатки наблюдения состоят в том, что данный метод

· не позволяет:

· активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определœенные ситуации;

· наблюдать одновременно за большим количеством явлений, лиц;

· охватить некоторые труднодоступные явления, процессы;

· избежать вероятности ошибок, связанных с личностью наблюдателя;

· делать точные замеры.

Беседа в качестве метода научного исследования дает возможность узнать мнение, отношение воспитателœей и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям. Беседа применяется как самостоятельный или как дополнительный метод исследования в целях получения крайне важно й информации или разъяснения того, что не было понято при наблюдении. В силу этого данные, полученные с помощью беседы, более объективны.

Исследователь, проводящий беседу, должен уметь вызвать собеседника на откровенность, четко ставить вопросы, которые должны быть тактичными, при этом нецелœесообразна постановка вопросов ʼʼв лобʼʼ. Беседа проводится по заранее намеченному плану, в свободной форме, без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование.

При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определœенной последовательности. Ответы при этом можно открыто фиксировать.

Рассмотренные выше методы исследования при всœех их положительных сторонах обладают существенным недостатком: с их помощью ученый получает сравнительно ограниченное количество данных, причем эти данные не носят достаточно представительного характера, то есть относятся к небольшому числу обследуемых объектов. Между тем нередко возникает крайне важно сть провести массовое изучение тех или иных вопросов. В этих случаях используется анкетирование.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет). Применяются различные типы анкет:

· открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа͵ и закрытые, в которых крайне важно выбирать один из готовых ответов;

· полузакрытые (полуоткрытые), когда даются готовые ответы и можно добавлять собственные;

· именные, предлагающие указывать фамилию испытуемого, и анонимные - без указания автора ответов;

· полные и урезанные;

· пропедевтические и контрольные; и т.д.

Тестирование - метод педагогического исследования с использованием тестов.

Тест (от англ. test - проба, испытание, исследование) - стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Тест выступает в качестве измерительного инструмента͵ в связи с этим он должен удовлетворять строгим и ясным требованиям. Это ни в коей мере не случайно подобранный набор вопросов. Качество теста определяется надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствием теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).

Педагогический эксперимент - преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов.

Как и наблюдение, педагогический эксперимент считается базовым исследовательским методом. Но если при наблюдении испытатель пассивно ждет проявления интересующих его процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы.

Существуют два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторным является эксперимент, который проводится в искусственно созданных условиях.

Естественный эксперимент проводится в обычной обстановке. Он исключает то напряжение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют.

Учитывая зависимость отхарактера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты бывают констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет наличное состояние (до формирующего эксперимента).

Формирующий (обучающий, преобразующий) эксперимент - это активное формирование какой-либо установки.

К педагогическому эксперименту предъявляются определœенные требования. В первую очередь, он не должен допускать риска для здоровья участников эксперимента. Во-вторых, его нельзя проводить с заведомо отрицательным результатом.

Изучение документов также является методом педагогического исследования. Документом принято называть специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

По форме фиксации информации существуют следующие документы:

· письменные (содержат в основном буквенный текст); к ним относятся классные журналы, дневники, медицинские карты, тетради учащихся, рабочие (календарные) планы преподавателœей, учебные планы, протоколы собраний, программы, контрольные работы и др.;

· статистические (информация в основном цифровая);

· иконографические (кино- и фотодокументы, картины);

· фонетические (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты);

· технические (чертежи, поделки, техническое творчество).

К методам педагогического исследования также относятся изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики, элементов нового, эффективного в деятельности педагогических работников.

М.Н. Скаткин выделяет два вида передового опыта: педагогическое мастерство и новаторство.

Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки и практики.

Новаторство представляет собой собственные методические находки, новые наработки.

Методом педагогического исследования является шкалирование, ᴛ.ᴇ. превращение качественных факторов в количественные ряды.

Такое преобразование дает возможность, к примеру, качества личности изобразить в виде шкалы. Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных лиц, принято называть рейтингом.

К методам научного исследования относится также метод обобщения независимых характеристик, предполагающий выявление и анализ мнений, полученных от различных людей, а также метод педагогического консилиума, ᴛ.ᴇ. обсуждение результатов изучения уровня воспитанности и обученности школьников и совместная выработка средств преодоления недостатков.

В последние годы всœе большее распространение получает социометрический метод, который позволяет установить социально-психологические взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных параметрах. Этот метод дает возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в группе, по пому метод принято называть также методом структурного акал та коллектива.

Особое положение занимают математические методы и методы статистической обработки исследовательского материала.

Математические и статистические приемы в педагогике используются для обработки полученных с помощью опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Οʜᴎ дают возможность оценить результаты работы, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Таковы наиболее важные методы исследования, применяемые в педагогике. Каждый из них выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельной стороны педагогического процесса. Для всœестороннего изучения применяются методы исследования в совокупности.

Методы педагогических исследований. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы педагогических исследований." 2017, 2018.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова»

Факультет педагогики и методики начального образования

Реферат на тему: «Понятие педагогического исследования. Классификация исследований»

студентки 2курса ОЗО

Горбенко Евгении Анатольевны

метод педагогический исследование анкетирование

Под методикой педагогического исследования подразумевают совокупность принципов, методов, приемов, техники, процедур и организации собственно исследовательской работы, т.е. изучение педагогических явлений, решение научных проблем в учебно-воспитательном процессе. К настоящему времени это достаточно развитая отрасль педагогической науки. Есть методы, исторически давно сложившиеся и ставшие уже традиционными, но есть и такие, которые возникли относительно недавно, или создаются в настоящее время. обрабатываются ранее известные; используется современная компьютерная, вычислительная и видеотехника.

Методы педагогического исследования, хотя и весьма условно, можно подразделить на две большие группы: общенаучные и конкретно-педагогические. Возможно еще и такое деление: методы теоретического исследования, моделирование, формализация, теория вероятностей; системный, структурно-функциональный, статистический анализ. Логические методы: сопоставление и сравнение, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция, доказательства, обобщение и абстрагирование. На их характеристике мы не останавливаемся.

Есть также методы практические (в отличие от теоретических), имеющие задачей создание, сбор и организацию эмпирического материала -- фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности.

Существуют классификации методов исследования по источникам накопления информации, по изучению педагогического процесса в естественных условиях, то же -- в специально измененных условиях, по способу обработки и анализа данных исследования.

Прежде чем перейти к изложению вопросов методики исследования, подчеркнем: источники предшествуют методам. Это надо понимать так: до того, как применять методы как инструмент исследования, надо иметь базу фактов и сами факты. Ибо именно они побуждают исследователя, увидевшего педагогическую проблему, сформулировать ее в виде проблемы научной, а затем уже обратиться к методам исследования. Короче говоря, идея об источниках и фактах предшествует идее о методах исследования. Сама идея о научном поиске начинается тогда, когда обнаруживается расхождение, противоречие, разрыв между каким-либо новым, неизвестным фактом и известной теорией.

Вкратце рассмотрим методы педагогического исследования, не придерживаясь строгой классификации. Дело в том, что исследователь использует их в комплексе, хотя на отдельных этапах деятельности обращается то к одному, то к другому методу.

Наблюдение (обсервационные методы) -- универсальный метод многих наук: психологии, биологии, химии, астрономии, а также педагогики. Чтобы подчеркнуть, что мы говорим о наблюдении явлений воспитания, впредь будем его называть педагогическим наблюдением. Сам термин “педагогическое наблюдение” имеет ряд значений: житейский смысл (“Последи за ребенком, не выбежал бы на дорогу”); наблюдение практического педагога (воспитателя, учителя, преподавателя); наблюдение контрольное (инспектора, директора, администрации школы); учебное наблюдение (студента-практиканта, курсанта, слушателя, учителя-стажера) и наблюдение исследователя. О последнем мы поговорим более подробно.

Педагогическое наблюдение -- метод познания педагогического процесса и явлений воспитания путем целенаправленного, планомерного, непосредственного их восприятия, прослеживания за изменением и развитием условий и результатов воспитательной практики. Педагогическое наблюдение проводится как в естественных, так и в экспериментальных условиях. Оно может быть организовано и в школе, и во внешкольных и дошкольных учреждениях, и в семье, и в оздоровительных лагерях, и в вузе, и в трудовом коллективе, -- словом, всюду, где изучается и исследуется опыт воспитания, обучение, педагогическое явление.

Наблюдение бывает невключенным и включенным.

Педагогическое наблюдение проводится не случайно и стихийно, а целенаправленно и планомерно. Для этого необходима предварительная подготовка. Исходя из темы, задач исследования, конкретной, избранной научно-педагогической проблемы, надлежит сформулировать цель и задачи наблюдения, наметить его объект, место и календарные сроки, определить участников. Следует также подготовить план, вопросы, последовательность, организацию наблюдения.

Опросные методы: беседа, анкетирование, интервью достаточно широко распространены в педагогическом исследовании.

Беседа -- это обмен суждениями, мыслями двух (диалог) или нескольких лиц, группы. Есть ее ведущий и другие участники. Она имеет разные формы.

Катехизическая (от греч. katechesis -- наставление, поучение) -- вопросно-ответная форма изложения темы (первоначально -- христианского вероучения): формулируется вопрос и тут же дается на него ответ

Эвристическая (от греч. heurisko-- нахожу) -- система обучения, при которой задается серия наводящих вопросов.

В педагогике различают три варианта беседы по ее назначению: информационную, воспитательную и исследовательскую.

В информационной беседе ее ведущий сообщает собеседникам новую информацию, например, из области науки, техники, искусства, политики, спорта.

Предназначение воспитательной беседы -- объяснить, внушить собеседникам представления и понятия о принципах и нормах Конечная цель такой работы -- формирование поведения личности.

Исследовательская беседа предполагает получение ее руководителем новой информации педагогического содержания от самих собеседников. Искусство исследовательской беседы в том и состоит, чтобы через серию вопросов “выудить” у собеседников как можно больше новой информации по теме исследования, узнать больше фактов

Ценность беседы как метода заключается в том, что это всегда живой контакт исследователя с объектом изучения. Непосредственное общение дает возможность варьировать вопросы, задавать уточняющие. Исследователь при этом нередко получает сведения о таких ценных фактах, о наличии которых и не подозревал.

Анкетирование -- метод письменного опроса, подробно разработанный в социологии. В настоящее время анкетирование широко используется и в педагогическом исследовании, и особенно в социальной педагогике.

Анкета - это опросный лист из серии упорядоченных вопросов и высказываний. Есть два варианта ответов: выборочный, когда из нескольких предлагаемых и анализируемых респондент выбирает тот, который соответствует (или наиболее близок) лично ему, и конструктивный, при котором анкетируемый сам формулирует ответ.

Достоинства анкетирования: оно позволяет в сравнительно короткий срок получить много информации. Его данные можно подвергнуть количественному анализу, обратившись к статистическим методам, использовать вычислительную технику. Так будет схвачена обобщенная картина педагогического явления.

Интервью (от англ. interview-- беседа)-- один из основных видов опроса через беседу, которую проводит исследователь по заранее намеченному плану либо с одним лицом, либо с группой. Их ответы и служат материалом педагогического содержания для последующего анализа, интерпретации и обобщения, разумеется, в совокупности с материалом, полученным и другими методами. Интервью бывают свободными: интервьюеру предоставляется свобода в постановке, формулировке и порядке вопросов, в их количестве, но при условии, что они соответствуют теме исследования. Интервью полустандартизированное: когда интервьюер использует строго необходимые и потому заранее намеченные, а также возможные и вариативные вопросы. Стандартизированное интервью проводится на основе строго сформулированных вопросов в точной последовательности -- по опросному листу. Ответы бывают открытыми (любыми возможными) или закрытыми, т.е. только теми, которые содержатся в опросном листе. Материал интервью анализируется.

К опросным методам близко примыкают характеристика и сочинения как методы исследования.

Характеристику как метод можно подразделить на независимую и свободную. Независимая характеристика имеет в виду получение характеристики на одно и то же лицо от разных людей по одной и той же теме. Свободная характеристика предполагает описание разными людьми какой-либо одной черты личности, но разных людей.

Сочинения как метод исследования в чем-то схожи с характеристиками. Группа людей пишет свободное сочинение на заданную тему, интересующую исследователя. Объем работы не определяется.

Метод биографий. Изучение биографий известных ученых, писателей, других деятелей искусства и культуры, спорта, героев труда, войны, революции, политических деятелей и т.д. дает богатый фактический материал педагогического содержания. Исследователь анализирует условия, в которых они формировались как личности: какая была семья, окружающая социальная среда, увлечения, где учился, кем и где работал, что, по мнению исследователя, способствовало развитию, формированию и становлению таланта, выдающихся черт личности. Достоинство метода биографий в том, что исследователь берет для изучения жизнь и деятельность тех людей, которые, как правило, себя уже проявили выдающимися способностями, практическими делами и стали известны обществу. Он мысленно восстанавливает (реконструирует) условия их жизни и развития, ищет движущие силы формирования выдающихся способностей личности. Этот метод труден тем что требует длительной, иногда продолжающейся годами, кропотливой работы исследователя. При этом практически невозможно прибегнуть к помощи статистики, вычислительной техники. Зато результаты исследовательской работы сторицей вознаграждаются добытыми фактами, прежде всего педагогического содержания, но и не только: исследователь имеет дело с фактами, относящимися к широкому спектру истории науки, культуры, социологии и т.д.

Педагогический эксперимент (от лат. experiment -- проба, опыт). Это хотя и сложный и трудоемкий, но, пожалуй, самый продуктивный метод педагогического исследования. Дело в том, что педагогические процессы, проходящие в привычных условиях, не всегда содержат готовый материал по теме, интересующей исследователя. И поэтому методом обычного наблюдения трудно накопить фактический материал. Тогда исследователь искусственно создает такие условия, при которых проявились бы те явления, которые он изучает. Иначе говоря, он прибегает к педагогическому эксперименту, в котором используется комплекс методов: наблюдения, беседы, статистические исследования и др. Эксперимент проводится в специально создаваемых (в этом смысле -- необычных, искусственных) и в то же время -- контролируемых условиях и ситуациях. Эксперимент-- это постановка своего рода “педагогического опыта” для проверки степени эффективности методов, приемов обучения и воспитания. Эксперимент позволяет вычленять те или иные педагогические явления, изменять ситуацию протекания педагогических процессов и по необходимости повторять их.

В зависимости от особенностей проведения в педагогическом исследовании используются различные виды экспериментов.

Констатирующий эксперимент предполагает опытную работу в несколько измененных контролируемых условиях. Например, при изучении степени эффективности использования технических средств в обучении на обычном (традиционном) уроке занятия проводятся с применением аппаратов и оборудования, притом -- на разных этапах урока, а также без технических средств. Результаты усвоения учащимися материала сравниваются и делаются выводы: есть ли разница в эффективности обучения с применением ТС или нет; если есть, то в чем, и какая?

Преобразующий эксперимент (его еще называют созидающим) имеет в виду значительное и даже существенное изменение условий, иногда среды протекания педагогического процесса. К примеру, одну и ту же тему по литературе в одном и том же классе изучают на уроках, традиционных по структуре: опрос, изложение нового материала, закрепление, проверка усвоенного. В другом классе ее изучают в иной организации -- в форме деловой игры, «праздника» и т.д. В этом случае меняются, преобразуются и ситуация, и обстановка проведения занятий. Результаты усвоения материала также анализируются и делаются выводы об эффективности той или иной организации занятия.

Лабораторный эксперимент в отличие от естественного, который проводится в обычных и привычных условиях, организуется в специальной лаборатории. Здесь используются специальные приборы и оборудование, воспроизводящие педагогическую ситуацию, фиксирующие соответствующие реакции исследуемых. Например, при изучении реакции поведения школьницы 2-го класса в специальном помещении ей одной показывают сцены, разыгрываемые куклами (своеобразный кукольный театр). По сюжету демонстрируются и сцены, вызывающие восторг, и сцены конфликтных отношений и т.п. варианты поведения. Приборы фиксируют реакцию девочки на эти сцены: сочувственную, радостную, порывается помочь пострадавшему; сожаление, безразличие и т.д. Зафиксированные данные сравниваются с соответствующими сценами, которые вызвали те или иные переживания. Делаются выводы.

Контрольный эксперимент организуется для проверки степени достоверности тех результатов, которые получены ранее при проведении констатирующего, преобразующего или лабораторного экспериментов. Он организуется в виде повторного или перекрестного. Повторный проводится как дублирование уже состоявшегося эксперимента. Перекрестный имеет в виду перемену местами экспериментальной группы (ЭГ) с контрольной (КГ): бывшая экспериментальная группа в перекрестном эксперименте становится контрольной, а бывшая контрольная -- экспериментальной.

Сравнивая результаты повторного и перекрестного экспериментов, мы можем судить, насколько достоверны полученные факты и материалы, в какой мере их можно использовать для последующего анализа.

Тест (от англ. test-- испытание, исследование, проверка)-- это объективное и стандартизированное измерение выборки поведения индивида. Говоря образно, из “моря” выхватываем “каплю”, анализируем ее особенности и по ней судим обо всем “море”. Полученные результаты поддаются статистической обработке.

В зависимости от назначения различают тесты достижений, интеллекта, креативности (способностей), личностные и др.

Оценочные шкалы (от лат. scala-- лестница) как самооценка и рейтинг. Самооценка предполагает оценку индивидом по определенным параметрам своих достижений, личностных качеств, действий, поступков и т.п. Причем устанавливается шкала оценок в баллах, процентах или других количественных показателях, которые затем подвергаются статистическому анализу и качественной интерпретации. Слабая сторона этого метода состоит в значительной субъективности оценок индивидом собственных личностных качеств, действий, поступков и поведения.

Рейтинг (от англ. rating-- оценка, порядок, классификация, класс, разряд) -- это метод субъективной оценки какого-либо явления по заданной шкале. Подобные оценки дают эксперты (компетентные судьи). В их роли выступают, в частности, опытные методисты, директора школ, педагоги-новаторы, ученые-психологи, преподаватели вузов, сотрудники научных центров, института повышения квалификации и т.п. Например, при исследовании профессиональной квалификации учителя и установлении уровня его педагогического мастерства эксперты в соответствии с предложенной шкалой дают оценку отдельным качествам и действиям педагога. Данные анализируются: количественный анализ проводится по специальной формуле, и, кроме того, дается качественная оценка.

Педагогический консилиум (лат. consilium-- совещание, обсуждение) как метод педагогического исследования впервые разработан и предложен Ю.К. Бабанским в 70-е годы. Сейчас консилиум используется чаще всего в педагогической диагностике.

Заканчивая разговор о методах педагогического исследования, подчеркнем, что они используются не отдельно, а в комплексе, дополняя друг друга. Например, педагогические факты, накапливаемые наблюдением, дополняются фактами, добытыми опросными, экспериментальными и другими методами. Каждый метод имеет и сильные, предпочтительные, и слабые стороны, которые в сочетании перекрываются.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Интервью, анкетирование, беседа как методы исследований в педагогике для установления текущего состояния педагогического явления. Виды анкетирования: сплошное, выборочное и личное. Классификация вопросов анкеты. Проверка анкет, их типичные варианты.

    реферат , добавлен 12.11.2009

    Определение понятия наблюдения. Основные виды и этапы процесса наблюдения. Главные требования, предъявляемые к процессу наблюдения. Эмпирический метод изучения человека в педагогической практике. Основные достоинства и недостатки метода наблюдения.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2012

    Предметы и объекты различных отраслей педагогики и психологии. Основные общенаучные принципы психолого-педагогического исследования и требования к процессу его проведения. Сущность, достоинства и недостатки методов наблюдения и экспертных оценок.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2014

    Характеристика теоретических и математико-статических методов педагогического исследования. Виды, формы и методы контроля и оценки учебной деятельности учащихся. Технология (этапы) формирования коллектива. Накопление фактов о педагогическом явлении.

    контрольная работа , добавлен 06.04.2014

    Понятие педагогического исследования, общая классификация методов психолого-педагогических исследований. Характерные черты эмпирических и теоретических исследований. Пути внедрения результатов исследования, характерные ошибки при выборе методов.

    реферат , добавлен 03.12.2010

    Виды педагогических методов наблюдения в спорте. Объекты педагогического наблюдения. Специфические приемы регистрации наблюдаемых явлений и фактов. Педагогический анализ и оценка. Подготовка исследователя к проведению педагогического наблюдения.

    реферат , добавлен 13.11.2009

    Виды методов обучения: преподавание, учение и контроль. Основные функции педагогического контроля: оценочная, стимулирующая, развивающая, обучающая, диагностическая и воспитательная. Психолого-педагогические аспекты тестирования и правила его проведения.

    контрольная работа , добавлен 28.10.2011

    Схема построения педагогического эксперимента. Определение оптимального числа промежуточных исследований. Классификация педагогического эксперимента, методические особенности его проведения. Специфика построения схемы многофакторного эксперимента.

    реферат , добавлен 12.11.2009

    Классификация (группировка) специфических методов исследования в физическом воспитании. Разновидности методов организации учебно-воспитательной работы в опытных группах. Сбор текущей и ретроспективной информации. Сущность педагогического наблюдения.

    реферат , добавлен 12.11.2009

    Компьютер как инструмент педагогического исследования. Конструирование логики педагогического исследования. Построение основной гипотезы исследования. Фиксация данных педагогического исследования. Автоматизация процесса анкетирования и тестирования.