Науки об организме человека. Анатомия, физиология и гигиена — науки, изучающие строение, функции организма человека и условиях сохранения его здоровья

Анатомия и физиология человека относится к числу биологических дисциплин, составляющих основу теоретической и практической подготовки медицинских сестер.

Анатомия — это наука, которая изучает форму и строение организма в связи с его функциями, развитием и под воздействием окружающей среды.

Физиология — наука о закономерностях процессов жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей и клеток, их взаимосвязи при изменении различных условий и состояния организма.

Анатомия и физиология человека тесно связаны со всеми медицинскими специальностями. Их достижения постоянно оказывают влияние на практическую медицину. Невозможно проводить квалифицированное лечение, не зная хорошо анатомии и физиологии человека. Поэтому прежде чем изучать клинические дисциплины, изучают анатомию и физиологию. Эти предметы составляют фундамент медицинского образования и вообще медицинской науки.

Строение тела человека по системам изучает систематическая (нормальная) анатомия.

Строение тела человека по областям с учетом положения органов и их взаимоотношения между собой, со скелетом изучает топографическая анатомия.

Пластическая анатомия рассматривает внешние формы и пропорции тела человека, а также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения;возрастная анатомия — строение тела человека в зависимости от возраста.

Патологическая анатомия изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани.

Совокупность физиологических знаний делят на ряд отдельных, но взаимосвязанных направлений — общую, специальную (или частную) и прикладную физиологию.

Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных жизненных процессов, общих проявлений жизнедеятельности, таких как метаболизм органов и тканей, общие закономерности реагирования организма (раздражение, возбуждение, торможение) и его структур на воздействие среды.

Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей (мышечной, нервной и др.), органов (печени, почек, сердца и др.), закономерности объединения их в системы (системы дыхания, пищеварения, кровообращения).

Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта).

Физиологию условно принято разделять на нормальную и патологическую. Первая изучает закономерности жизнедеятельности здорового организма, механизмы адаптации функций на воздействие разных факторов и устойчивость организма. Патологическая физиология рассматривает изменения функций больного организма, выясняет общие закономерности появления и развития патологических процессов в организме, а также механизмы выздоровления и реабилитации.


РИС. А
На данном рисунке показаны структуры, находящиеся непосредственно под кожей, вид спереди. На левой половине тела изображена лимфатическая сеть. На правой - артериальная сеть (красным) и венозная сеть (синим), а также некоторые наиболее крупные из близких к поверхности нервов (белым). Подкожные артерии и вены обрезаны в тех местах, где они направляются в глубь тела. Для головы также показаны лимфатическая, артериальная и венозная сети.




РИС. Б Вид спереди 1. Мышцы живота


22. Латеральная подкожная вена 26. Ключица 35. Дельтовидная мышца 36. Диафрагма 53. Лобная мышца 62. Паховый канал 64. Межреберные мышцы 73. Нижняя челюсть 74. Жевательная мышца 82. Носовая кость 85. Затылочная мышца 89. Круговая мышца глаза 90. Круговая мышца рта 95. Большая грудная мышца 96. Малая грудная мышца 107. Четырехугольные мышцы верхней губы 111. Ребро 112. Хрящевая часть ребра 115. Околоушная слюнная железа 117. Поднижнечелюстная слюнная железа 119. Передняя зубчатая мышца 126. Грудино-ключично-сосцевидная мышца 127. Грудина 133. Височная мышца 144. Пупок 150. Большая скуловая мышца




РИС. В


Вид сзади 1. Мышцы живота


а. наружная косая б. внутренняя косая в. прямая мышца живота г. поперечная мышца живота


22. Латеральная подкожная вена 26. Ключица 34. Мозговая капсула 35. Дельтовидная мышца 36. Диафрагма 38. Нижняя надчревная артерия и вена 53. Лобная мышца 62. Паховый канал 64. Межреберные мышцы 65. Межреберные сосуды и нервы 73. Нижняя челюсть 76. Верхняя челюсть 89. Круговая мышца глаза 91. Глазница 95. Большая грудная мышца 96. Малая грудная мышца 111. Ребро 112. Хрящевая часть ребра 113. Венечная связка печени 115. Околоушная слюнная железа 116. Подъязычная слюнная железа 117. Поднижнечелюстная слюнная железа 120. Лобная пазуха 121. Верхнечелюстная (гайморова) пазуха 126. Грудино-ключично-сосцевидная мышца 127. Грудина 135. Поперечная мышца груди 144. Пупок




РИС. Г


Вид спереди 4. Кожные нервы предплечья 5. Фасция предплечья 13. Кожные нервы плеча 14. Фасция плеча 18. Плечеголовные вены


a. левая б. правая


20. Головной мозг 22. Латеральная подкожная вена 23. Мозжечок 24. Мозговые артерии 25. Большие полушария 32. Венечные артерии и вены 35. Дельтовидная мышца 36. Диафрагма 43. Глазное яблоко 45. Фасция бедренных мышц 47. Бедренные кожные нервы 51. Овальная ямка 52. Лобная кость 54. Желчный пузырь 55. Сердце


67. Внутренняя яремная вена 69в. Поперечная ободочная кишка 71. Печень 72. Легкое 73. Нижняя челюсть 75. Сосцевидный отросток височной кости 76. Верхняя челюсть 83. Носовые хрящи 86. Большой сальник 87. Малый сальник 88. Зрительный нерв 97. Околосердечная сумка 113. Венечная связка печени 116. Подъязычная слюнная железа 120. Лобная пазуха 121. Верхнечелюстная (гайморова) пазуха 123. Тонкая кишка 128. Желудок 130. Подключичная вена 136. Тимус 137. Щитовидный хрящ 138. Щитовидная железа 139. Язык 148. Верхняя полая вена




РИС. Д


Вид сзади 5. Фасция предплечья 7. Аорта 14. Фасция плеча 18. Плечеголовные вены


a. левая б. правая


22. Латеральная подкожная вена 23. Мозжечок 25. Большое полушарие 28. Общий желчный проток 33. Мозолистое тело 35. Дельтовидная мышца 36. Диафрагма 39. Надгортанник 41. Слуховая (евстахиева) труба 44. Серп большого мозга 45. Фасция бедренных мышц 51. Овальная ямка 52. Лобная кость 54. Желчный пузырь 55. Сердце


a. правое предсердие б. правый желудочек в. левое предсердие г. левый желудочек


56. Печеночная артерия 57. Печеночная вена 66. Межжелудочковая перегородка 67. Внутренняя яремная вена 69в. Поперечная ободочная кишка 70. Гортань 71. Печень 72. Легкое 73. Нижняя челюсть 76. Верхняя челюсть 78. Продолговатый мозг 81. Брыжейка 87. Малый сальник 92. Твердое небо 93. Мягкое небо 99. Глотка 100. Гипофиз 101. Варолиев мост 102. Воротная вена 106. Привратник желудка 118. Портняжная мышца 120. Лобная пазуха 123. Тонкая кишка 128. Желудок 130. Подключичная вена 137. Щитовидный хрящ 138. Щитовидная железа 139. Язык 143. Носовые раковины 146. Небный язычок 147. Нижняя полая вена 148. Верхняя полая вена




РИС. Е


Вид спереди 6. Аппендикс 7. Аорта 8. Подмышечная артерия 10. Двуглавая мышца плеча 12. Плечевая артерия 16. Плечевое сплетение нервов 17. Плечеголовной ствол 19. Плечелучевая мышца 21. Бронхи 24. Мозговые артерии 27. Чревная артерия 28. Общий желчный проток 29. Общая сонная артерия 36. Диафрагма 37. Двенадцатиперстная кишка 39. Надгортанник 40. Пищевод 50. Сгибательные мышцы предплечья 55. Сердце (стрелки показывают направление кровотока)


a. правое предсердие б. правый желудочек в. левое предсердие г. левый желудочек


56. Печеночная артерия 57. Печеночная вена 66. Межжелудочковая перегородка 69. Толстый кишечник


72. Легкое 77. Срединный нерв 79. Нижняя брыжеечная артерия 80. Верхняя брыжеечная артерия 81. Брыжейка 84. Носовая перегородка 94. Поджелудочная железа 98. Пристеночная (париетальная) брюшина 102. Воротная вена 103. Легочные артерии 104. Легочные вены 106. Привратник желудка 109. Четырехглавая мышца бедра 124. Селезенка 125. Селезеночная артерия и вена 129. Подключичная вена 140. Трахея 147. Нижняя полая вена 148. Верхняя полая вена




РИС. Ж


Вид сзади 6. Аппендикс 7. Аорта 8. Подмышечная артерия 10. Двуглавая мышца плеча 12. Плечевая артерия 16. Плечевое сплетение нервов 17. Плечеголовной ствол 19. Плечелучевая мышца 24. Мозговые артерии 28. Общий желчный проток 29. Общая сонная артерия 36. Диафрагма 37. Двенадцатиперстная кишка 40. Пищевод 50. Сгибательные мышцы предплечья 69. Толстый кишечник


a. слепая кишка б. восходящая ободочная кишка в. поперечная ободочная кишка г. нисходящая ободочная кишка д. сигмовидная кишка


72. Легкое 79. Нижняя брыжеечная артерия 80. Верхняя брыжеечная артерия 81. Брыжейка 84. Носовая перегородка 94. Поджелудочная железа 98. Пристеночная (париетальная) брюшина 102. Воротная вена 109. Четырехглавая мышца бедра 124. Селезенка 125. Селезеночная артерия и вена 129. Подключичная вена 140. Трахея 147. Нижняя полая вена




РИС. З


Вид спереди 2. Приводящие мышцы 3. Надпочечник 7. Аорта 9. Непарные вены 10. Двуглавая мышца плеча 11. Мочевой пузырь 15. Плечевая мышца 16. Плечевое сплетение нервов 19. Плечелучевая мышца 20. Мозг 23. Мозжечок 25. Большие полушария 26. Ключица 27. Чревная артерия 30. Клювовидно-плечевая мышца 31. Клювовидный отросток лопатки 33. Мозолистое тело 35. Дельтовидная мышца 36. Диафрагма 39. Надгортанник 41. Слуховая (евстахиева) труба 42. Разгибательные мышцы предплечья и кисти 46. Бедренная артерия и вена 48. Бедренный нерв 49. Бедренная кость 50. Сгибательные мышцы предплечья и кисти 58. Плечевая кость 59. Общая подвздошная артерия и вена 60. Подвздошная мышца 61. Подвздошная кость 63. Паховая (пупартова) связка 64. Межреберные мышцы 65. Межреберные сосуды и нервы 68. Почка 69е. Прямая кишка 70. Гортань 73. Нижняя челюсть 76. Верхняя челюсть 77. Срединный нерв 78. Продолговатый мозг 79. Нижняя брыжеечная артерия 80. Верхняя брыжеечная артерия 92. Твердое небо 93. Мягкое небо 99. Глотка 100. Гипофиз 101. Варолиев мост 105. Поясничная мышца 108. Квадратная поясничная мышца 109. Квадратная мышца бедра 110. Почечная артерия и вена 111. Ребро 114. Крестцовая артерия и вена 118. Портняжная мышца 120. Лобная пазуха 122. Пазуха клиновидной кости 131. Подлопаточная мышца 132. Симпатический ствол 134. Грудной лимфатический проток 139. Язык 141. Трапециевидная мышца 142. Трехглавая мышца плеча 143. Носовые раковины 145. Мочеточник 146. Небный язычок 147. Нижняя полая вена 149. Позвоночник

Анатомия, физиология и гигиена человека — науки, являющиеся разделами биологии и изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья; гигиенические аспекты охраны окружающей среды.

Анатомия

Анатомия изучает форму и строение органов и составляемых ими систем человеческого тела в связи с выполняемыми функциями; физиология исследует жизненные функции организма и его отдельных частей. И строение, и функции органов взаимосвязаны, поэтому их понимание невозможно в отрыве друг от друга. Знание анатомического строения, согласованной функции органов и систем позволяет обосновать гигиенические условия труда и отдыха, меры профилактики заболеваний для сохранения здоровья, трудоспособности и долголетия человека. Поэтому гигиена изучается в тесной связи с анатомией и физиологией.

Анатомия человека включает следующие частные дисциплины:

  • нормальную анатомию, изучающую строение здорового человека и его органы;
  • патологическую анатомию — морфологию больного человека;
  • топографическую анатомию — науку о местонахождении любого органа в человеческом теле;
  • динамическую анатомию, изучающую двигательный аппарат с функциональных позиций, что имеет значение для правильного физического развития человека.

Анатомия исследует становление человека в его историческом развитии в процессе эволюции животных, используя сравнительно-анатомический метод. К анатомии примыкают гистология — наука о тканях, и эмбриология, которая изучает процессы образования половых клеток, оплодотворение, зародышевое развитие организмов.

Современная анатомия широко использует эксперимент и располагает новейшими методами исследования, включая современную оптику, рентгеновское излучение, применяет методы радиотелеметрии, пластические материалы, сплавы, консерванты и опирается на законы физики, химии, кибернетики, цитологии и др.

Физиология

Физиология — наука, изучающая функции целостного организма, т.е. процессы жизнедеятельности организма и составляющих его органов и отдельных частей.

Физиологию можно разделить на три отдела:

  • общую,
  • сравнительную,
  • специальную

Общая физиология исследует основные закономерности реагирования живых организмов на воздействия среды. Сравнительная физиология изучает специфические особенности функционирования целостного организма, а также тканей и клеток организмов, относящихся к разным видам. Сравнительная физиология тесно связана с эволюционной физиологией. Кроме того, существуют специальные разделы физиологии, изучающие физиологию различных видов животных (например, сельскохозяйственных, хищных и т. д.) или физиологию отдельных органов (сердца, почек, печени и т. д.), тканей, клеток.

Для изучения функций организма применяют различные методы. К ним относятся кратковременное или длительное наблюдение за работой органов при повышении функциональной нагрузки, действии на них раздражителей или при перерезке нервов, введении лекарственных веществ и т. п. Широко используются также инструментальные методы изучения, которые исключают какое-либо повреждение тканей и органов животных. С помощью различных приборов можно получить сведения об электрических процессах, происходящих в организме, о состоянии нервной системы, сердца и других органов. Современные методы позволяют регистрировать электрическую активность любого органа. С помощью оптических методов изучают внутреннюю поверхность стенки желудка, кишечника, бронхов, матки и т. д. Исследование тела с помощью рентгеновских лучей дает возможность изучать функционирование пищеварительной, сердечно-сосудистой и других систем у здорового и больного человека.

Все большее значение приобретают радиотелеметрические способы передачи информации о физиологических процессах. Например, радиотелеметрию применяют для изучения состояния человека во время космических полетов. Для оценки функциональной активности органов человека широко используют биохимические исследования тканей, жидкостей организма — крови, спинно-мозговой жидкости, мочи и т. д. Таким образом, только с помощью всестороннего исследования организма можно глубоко понять принципы функционирования его на клеточном, тканевом, органном и системном уровнях.

Гигиена

Гигиена рассматривает влияние условий жизни и труда на здоровье человека. Она разрабатывает мероприятия по созданию благоприятных условий быта, труда и отдыха, обеспечивающих сохранение здоровья.

В современных условиях, по мере внедрения в промышленность и быт достижений научно-технического прогресса, возрастают неблагоприятные изменения физико-химических свойств окружающей среды. Отходы промышленных предприятий часто содержат химические вещества, оказывающие вредное влияние на организм человека. В мусоре, бытовых отходах имеются загнивающие органические вещества, которые содержат огромное количество микробов, в том числе и болезнетворных. Ухудшение гигиенических условий жизни отрицательно сказывается на здоровье и продолжительности жизни людей.

Задача гигиенистов заключается в улучшении санитарного состояния городов и населенных пунктов. Важна также правильная планировка жилых и промышленных районов, чтобы исключить по возможности вредное воздействие на организм производственного шума, вибрации, пыли, электромагнитного поля. Мощным оздоровительным фактором являются зеленые насаждения. Они снижают интенсивность уличного шума, задерживают пыль, создают оптимальный микроклимат.

Анатомия, физиология и гигиена тесно взаимосвязаны и составляют основу медицины, так как их знание способствует предупреждению и лечению болезней человека.

Современные успехи медицины поразительны: осуществляются операции на мозге, сердце, пересадка тканей и отторгнутых частей тела, переливание крови, пластические операции; синтезированы и успешно применяются гормоны, витамины, лечатся и предупреждаются с помощью лекарственных препаратов многие болезни, используются аппараты искусственного дыхания и кровообращения, искусственная «почка».

Знание строения человеческого тела и его функций пзволяет создавать рациональные системы физических и спортивных упражнений, способствующих формированию гармонически развитой личности.

1. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении данной темы.

    Ответ: Какие науки изучают организм человека? Чем организм человека отличается от организма других живых существ? Как работает организм человека, в чем его особенности? Откуда появился первый человек на земле?

2. Прочитайте по учебнику «Введение». Выпишите в левый столбец таблицы черты сходства организма человека с другими организмами, а в правый - черты различия.

3. Подумайте, какие преимущества дает людям цивилизация, какие негативные последствия и издержки она принесла. Запишите свои выводы в таблицу. Сопоставьте их со взглядами авторов статьи «Введение».

4. Прочитайте § 1 учебника. В левый столбец таблицы выпишите названия биологических наук о человеке, в правый - методы, которые применяются в них для исследований.

5. Прочитайте § 2. В таблицу впишите фамилии двух античных мыслителей и двух учёных эпохи Возрождения и укажите их вклад в науку.

    Ответ: Я узнала о науках, которые изучают организм человека, и об учёных, внесших вклад в развитие этих наук. Кроме того, что эти знания мне пригодятся для общего развития, они помогут мне в жизни. Например, зная простейшие правила гигиены можно предохранить себя от многих заболеваний. Знания в области анатомии и физиологии помогут мне лучше понять свой организм, а в области психологии - саму себя и окружающих меня людей.

7. Решите кроссворд № 1

1.Анатомия - (гречес.anatome- «рас­сечение») - наука о строении организма и его органов.

Методы Анатомии :

Вскрытие мертвого тела и изучение его органов.

В древности вскрытие тела человека считалось большим грехом и было запрещено.

Только в период Возрождения ученым разрешили вскрывать тела казненных преступников.

-мето­ды прижизненного исследования: рентген, ультразвуковое исследование (УЗИ), моделирование работы органов (в том числе компьютерное) и другие.

2.Физиология - наука о функциях организма и его органов.

Функция органа - это его работа.

Строение органов и их функции тесно свя­заны между собой . Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на собственную руку. Почему против каждого сустава, пальцев на тыльной сторо­не кисти находятся складки и почему они расправляются при сжимании руки в кулак? Ответить несложно: если бы не было складок, согнуть палец было бы невозможно - кожа натянулась бы и затруднила это движение.

Методы физиологии:

А. Эксперимент - опыт, искусственное воспроизведение /моделирование како­го-нибудь явления при определенных условиях с целью исследования /изучения.

Хронические эксперименты – это длительные экспериментына живых жи­вотных -Например, в желудке и в коже делали отверстия и соединяли эти отверстия трубкой. Благодаря этому в любой момент можно было получить содержимое желудка. Для этого надо было вынуть пробку, кото­рой закрывали трубку, выводящую содержимое желудка наружу. Так удалось изучить не только работу органа, но и его регуляцию.

Изучение работы органов животных (+постановка эксперимента) и перенос /экстраполирования полученных данных на человека т.к. сходные органы животных и человека выполняют похожие функции .Благодаря экспериментальным животным - лягушкам, морским свинкам, собакам и обезь­янам - удалось выяснить, какие функции вы­полняет каждый орган.

Б. Исследование работы любого органа человекаиживотного при помощиприборов : электро­кардиограммапозволяет точно проанализировать биение сердца и при необходимости назначить лечение.

В. Лабораторные методы исследования: анализ крови (общий и биохимический) и других биологиче­ских жидкостей.

Г.Инструментальные методы исследования.

3. Гигие́на (от др.-греч. «здоровье») - область /раздел медицины, изучающаявлияние условий жизни, трудас целью создания оптимальных условия для существования (сохранения здоровья, работоспособности, долголетия) +разрабатывающая профилактики различных заболеваний.

→Гигиена, наряду с санитарией и эпидемиологией, является одним из направлений профилактической медицины .

Основные разделы наукиГигиены:общая гигиена (пропедевтика гигиены), коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена, военная гигиена и др.

Методы гигиены:

-клинические - выяснение причин массовых заболеваний,

- физиологические - установление приспособитель­ных возможностей организма к неблагоприятным условиям природной и со­циальной среды,

-лабораторные - анализ факторов внешней среды (анализ проб воздуха воды и т. д.).

Факторы воздействующие на организм :

Физические - шум, вибрация, электромагнитное и радиоактивное излучения, климат и т. п.

Химические - химические элементы и их соединения.

На каждый этот фактор врачи-гигиенисты разрабатываютПДК (предельно допустимые концентрации ве­ществ) ,превышение которых в атмосфере, воде, продуктах, почве или вещах может оказаться вредным для здоровья человека , асанитарные врачи следят за соблюдением этих норм (поэтому если – что-то не так у нас в доме или на работе мы тут же сообщаем об этом вСЭС санитарным врачам).

Так, ПДК хлора в водопроводной воде - 0,5 мг/л. Это значит, что вода совершенно безопасна, если содержание хлора и его соединений не превышает 0,5 мг в одном литре.

Гигиенические Рекомендации разрабатываютврачи - гигиенисты: вы­ясняют, нет ли вредных излучений, не опасны ли для здоровья людей воздух, вода, пища, почва; следят за состоянием колодцев и водопровода, за чистотой в парикмахерских, банях и бассейнах, на заводах и фабриках, в школах и инс­титутах; проверяют выгребные ямы и помойки; изучают влияние на людей бытовых насекомых, крыс и мышей, собак и кошек, домашнего скота и диких животных.

Гигиенические Рекомендации внед­ряются через СЭС ( санитарно-эпидемиологические станции) и СЭЦ (санитарно-эпидемиологичес­кие центры) .

Инспектору СЭЦ даны большие права: он может остановить работу любого предприятия, если технология производства и выпускаемая про­дукцияне соответствуют санитарным нормам ; закрыть торговые точки, где не соблюдают гигиенические правила или продают опасный для здоровья товар.

Административные или уголовные наказания несут люди, нарушающие санитарные нормы общежития: захламляющие дворы и подъезды, устраива­ющие шумные вечеринки в ночное времяи т. д.

Санитарные врачи устанавливают источники заболеваний и при необ­ходимости объявляюткарантин - запрещение или ограничение выезда и въезда на территорию, где появилась опасная инфекция.

Карантин может быть введен в детском саду, школе, больнице и в других учреждениях на время проведения необходимой дезинфекции.

Нарушившие карантин могут стать раз­носчиками инфекции и вызвать эпидемию, опасную для многих людей.

Эпидемия - широкое (массовое) распространение какой-нибудь инфекционной (заразной) болезни.

4. Валеология (лат. valeo - «быть здоровым») - теория здоровья складывающаяся из физического, нравственного и духовного здоровью человека.

-это интегральная наука т.е. основана на знаниях естественных, общественных и гуманитарных наук - медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других.

Точнее Валеология - это наука о: 1.правилах здорового образа жизни,

2.резервах здоровья человека,

3. правилах гигиены,

4.основах экологической грамотности.

Что такое здоровье? в биологическом смысле - это физиологическаяадаптация /приспособление конкретного организма к жизни в каких-то конкретных /определенных условиях и возможность приспосабливаться к меняющемся условиям.

Какие факторы провоцируют негативные сдвиги в состоянииздоровья человека?

Науки об организме человека

Аудиофрагмент "Место человека в системе органического мира. Науки, изучающие организм человека" (12:48)

Организм человека - предмет изучения таких наук, как анатомия , физиология и гигиена .

Анатомия и ее методы

Анатомия - наука о строении организма и его органов. Термин "анатомия" происходит от греческого слова anatome , что в переводе значит "рассечение" . Один из методов анатомии - вскрытие мертвого тела и изучение его органов.

В древности вскрытие тела человека считалось большим грехом и было запрещено. Только в период Возрождения ученым разрешили вскрывать тела казненных преступников. Сцена вскрытия трупа изображена голландским художником XVII в. Рембрандтом ван Рейном. Современник художника доктор Тюлп показывает ученикам, как работают мышцы, сгибающие пальцы рук.

В настоящее время строение организма изучается не только при вскрытии трупов, но и прижизненно: с помощью рентгена, ультразвукового исследования (УЗИ), моделирования работы органов (в том числе компьютерного) и других методов.

Физиология и ее методы

Физиология - наука о жизненных функциях организма и его органов. Функция органа - это его работа. Строение органов и их функции тесно связаны между собой. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на собственную руку. Почему против каждого сустава пальцев на тыльной стороне кисти находятся складки и почему они расправляются при сжимании руки в кулак? Ответить несложно: если бы не было складок, согнуть палец было бы невозможно - кожа натянулась бы и затруднила это движение.

Однако функции не каждого органа так же легко наблюдать, как функцию мышц. Какую работу выполняют печень, почки, мозг, сердце, в наши дни известно каждому школьнику. Но так было далеко не всегда. Ученым приходилось проводить многочисленные эксперименты, чтобы ответить на эти вопросы. Оказалось, что сходные органы животных и человека выполняют похожие функции. Благодаря экспериментальным животным: лягушкам, морским свинкам, собакам и обезьянам - удалось выяснить, какие функции выполняет каждый орган.

Сначала исследования вели на выделенных из тела и помещенных в питательный раствор органах, позже, с развитием науки, ученые научились работать на живых животных. Такие эксперименты стали называть хроническими . Например, в желудке и в коже делали отверстия и соединяли эти отверстия трубкой. Благодаря этому в любой момент можно было получить содержимое желудка. Для этого надо было вынуть пробку, которой закрывали трубку, выводящую содержимое желудка наружу. Так удалось изучить не только работу органа, но и его регуляцию.

В настоящее время изобретены специальные приборы, которые позволяют без малейшего вреда для здоровья исследовать любой орган животного, не нарушая целостности организма.

Эти приборы врачи теперь используют и для исследования здоровья людей. Для того чтобы узнать, хорошо ли работает сердце, вовсе не обязательно его извлекать. Можно проанализировать его биение, сделать электрокардиограмму и по полученным данным точно определить состояние этого органа и меры, которые следует предпринять, чтобы исцелить его от недуга. Важную информацию дает лабораторный анализ крови и других биологических жидкостей.

Анатомия и физиология тесно связаны между собой. Без знания строения органа, особенностей его работы нельзя понять причины возникновения заболеваний, создать необходимые условия для его нормальной работы.

Знания о строении и работе органов позволили создать приборы, которые заменяют их во время операций: искусственные почки, сердце, легкие и др.

Гигиена и ее методы

Гигиена - раздел медицины о создании условий для сохранения и укрепления здоровья. В задачу этой науки входит изучение условий жизни, работы и отдыха здоровых людей, для того чтобы сохранить и укрепить их здоровье, предохранить от болезней, повысить их силу, выносливость, способность переносить неблагоприятные условия и быстро приспосабливаться к непривычным условиям. Всем этим занимается гигиена.

У этой науки также есть свои методы: клинические (выяснение причин массовых заболеваний), физиологические (установление приспособительных возможностей организма к неблагоприятным условиям природной и социальной среды), лабораторные (анализ проб воздуха, воды и т. д.).

Внедряют гигиенические рекомендации в жизнь санитарные врачи: выясняют, нет ли вредных излучений, не опасны ли для здоровья людей воздух, вода, пища, почва; следят за состоянием колодцев и водопровода, за чистотой в парикмахерских, банях и бассейнах, на заводах и фабриках, в школах и институтах; проверяют выгребные ямы и помойки, изучают влияние на людей бытовых насекомых, крыс и мышей, собак и кошек, домашнего скота и диких животных.

Гигиенисты устанавливают предельно допустимые концентрации веществ (ПДК), превышение которых в атмосфере, воде, продуктах, почве или вещах может оказаться вредным для здоровья человека, а санитарные врачи следят за соблюдением этих норм. Так, ПДК хлора в водопроводной воде 0,5 мг/л. Это значит, что вода совершенно безопасна, если содержание хлора и его соединений не превышает 0,5 мг в одном литре.

Кроме поликлиник в стране действуют санитарно-эпидемиологические центры (СЭЦ) и санитарно-эпидемиологические станции (СЭС), в задачу которых входит несение санитарной службы в пределах данного региона.

Инспектору СЭЦ даны большие права: он может остановить работу любого предприятия, если технология производства и выпускаемая продукция не соответствуют санитарным нормам, закрыть торговые точки, где не соблюдают гигиенические правила или продают опасный для здоровья товар. Административные или уголовные наказания несут люди, нарушающие санитарные нормы общежития: захламляющие дворы и подъезды, устраивающие шумные вечеринки в ночное время и т. д.

Санитарные врачи устанавливают источники заболеваний и при необходимости объявляют карантин - запрещение или ограничение выезда и въезда на территорию, где появилась опасная инфекция. Карантин может быть введен в детском саду, школе, больнице и в других учреждениях на время проведения необходимой дезинфекции. Нарушившие карантин могут стать разносчиками инфекции и вызвать эпидемию, опасную для многих людей. Большую помощь оказывает санитарная служба и в охране окружающей среды от загрязнений.

Гигиенические знания необходимы всем. Они позволяют успешно бороться со многими болезнями, разрабатывать меры профилактики для сохранения окружающей природы и здоровья человека.

Анатомия - наука о строении человека и его органов. Наряду со вскрытием мертвого тела использует рентген, УЗИ и другие методы прижизненного исследования.

Физиология - наука о жизненных функциях организма и его органов. Использует эксперименты (опыты) на животных, в том числе хронические, а также лабораторное и инструментальное исследование.

Гигиена - отрасль медицины, изучающая условия сохранения и укрепления здоровья. Использует клинические и физиологические наблюдения, лабораторный анализ факторов внешней среды. Внедряются гигиенические рекомендации через систему СЭС и СЭЦ.