Как сделать своими руками барельеф из декоративной штукатурки? Барельеф на стене — лучшие идеи при оформлении дизайна и современная скульптура (115 фото).

Оформление стен, выполненное в однотонном варианте, очень быстро приедается, а оригинально исполненное, красивое – радует и изумляет.

Наиболее эффектным способом декорирования по праву признаны барельефы. При правильном расположении на стеновых поверхностях они смотрятся весьма изысканно и креативно, при этом идеально гармонируя практически с любым дизайном.

Для этого нужно выбрать подходящий узор и соответствующую антуражу цветовую гамму.

Создать такие настенные украшения самостоятельно несложно, нужно лишь изготовить или купить специальные трафареты. В связи с этим барельеф может годиться существенным достоинством – формируемый дизайн получается абсолютно уникальным. Встретить где-нибудь похожий декор вряд ли возможно.

Барельеф на стене – что это такое?

Ещё много столетий назад люди активно оформляли стены собственных домов всевозможными украшениями. Могла это быть резьба по камню или дерева, оригинальные штукатурки и т. п. Однако в их ряду, барельеф всегда позиционировался как наиболее изысканный и статусный.

Барельеф являет собой выступающий над поверхностью стены, объёмный декоративный элемент. Это могут быть фигуры людей или животных, растения, узоры, предметы быта, мифические существа и многое другое. Часто встречаются семейные гербы или единичные картинные произведения. Такое широчайшее разнообразие вариантов позволяет реализовать самые затейливые стилистические идеи, оформляя помещение в произвольной цветовой гамме.

Чтобы воплощать в реальность такие проекты, используются специальные шаблонные формы из прозрачного полимера. Такие трафареты, после предварительного планирования будущего интерьера можно изготовить собственноручно, заказать в специальной мастерской или купить готовые матрицы. Последний вариант наиболее худший, поскольку модели неуникальны и выбор ограничен.

Читайте также: Выбираем шторы правильно (фото). Виды штор

Предназначение матрицы, в общих чертах, состоит в нанесении на подготовленную поверхность стен выступающих узоров в виде дополнительного штукатурного слоя.

Внимание! Когда фигурный элемент выступает над общей поверхностью более 1/2 своего объёма, то это горельеф (рельеф высокий), а если меньше – барельеф!

Методика самостоятельного изготовления матрицы для барельефа

Никаких сверхсложных действий предпринимать не нужно. Следует подготовить такой набор материалов:

— рисунок-эскиз (узоры, линии, геометрические фигуры и т. п.);

— нетолстые листы прочного пластика. Каждый трафарет используется однократно, поэтому следует припасти достаточное количество ПВХ-листов;

— канцелярский скотч;

— графитовый карандаш, маркер перманентный.

После приготовления, следует выполнить манипуляции в полном соответствии с пошаговой инструкцией:

1. Выбор готового орнамента или самостоятельное его начертание. Можно подобрать интересные варианты на тематических сайтах или в специальных альбомах.

2. Приготовление материала для трафарета. Здесь, нужно очистить лист пластика от упаковки или загрязнений, если таковые имелись. Дополнительно рекомендуется обезжирить его поверхности.

Совет! Оптимальными заготовками для клеше будут листы ПВХ-пластика (толщина 0,14-0,17 мм) для обложек брошюр. Этот материал гибкий, очень прочный и прозрачный, а последнее свойство значительно облегчит перенос рисунка с трафарета-эскиза!

3. Вырезание трафарета. Края на срезах должны быть ровными и чёткими, нельзя допускать образование заусенец или надрезов – они могут испортить будущий трафарет, что в виде неровностей отразится на финишном результате.

4. Нанесение рисунка на пластик. Это можно осуществить несколькими простыми способами:

— используя копировальную бумагу, когда запланированный орнамент напечатан на тонкой бумаге;

— обводка контуров узора, подложенного под лист прозрачного пластика;

— аккуратное очерчивание вырезанных из плотного картона форм.

Подсказка! Чтобы не происходило смещений, необходимо лист с основным рисунком надёжно закрепить скотчем к поверхности пластикового листа!

Как сделать барельеф на стене своими руками с использованием трафарета

Чтобы выполнять качественное изготовление барельефов посредством матрицы без наличия базовых навыков в аналогичных работах, нужно предельно чётко усвоить основные нюансы и технологические особенности этого процесса.

Читайте также: Американский стиль в интерьере (фото): история возникновения, отличительные черты, грамотное оформление

Напутствие! Чтобы качественно начать работу, желательно потренироваться на куске доски или фанеры. Как только элементы будут получаться без дефектов, можно смело приступать к чистовой отделке стеновых поверхностей!

Посмотрите видео с подборкой фото барельефов в интерьере

Создание барельефа

1. Подготовка

На стене расчерчивается ориентационная разметка, необходимая для симметричного и ровного нанесения декоративных деталей.

Разметку целесообразно делать по существующим ориентирам (углы, стыки, края проёмов и т. п.), поскольку они очень часто не идеально ровные. Если разместить барельефы по меткам, сделанным с помощью монтажного уровня, они будут идеально ровно «лежать» на стенах, а это визуально проявит «кривизну» стен, проёмов или углов комнаты.

2. Фиксация трафарета

Чтобы барельеф получился качественным, необходимо ровно разместить на стене каждый шаблон. Можно применять для этого несколько вариантных способов:

— использовать клеевые составы, однако, они часто оставляют впитавшиеся пятна и поверхностные неровности, которые потом дополнительно нужно удалять;

— применить двусторонний скотч или малярную сетку – они удобны в применении и легко удаляются со штукатурки.

В итоге фиксатор наносится на трафарет не ближе 4,0 мм к краю вырезанного орнамента. Аккуратно, без смещений, матрицу следует прикрепить к стене.

3. Грунтование стены

Этот этап не является обязательным, однако, он только улучшит прочность прилипания барельефов к декорируемой поверхности. Технология покрытия грунтовочным раствором участка стены под украшение не отличается от аналогичной подготовки стен перед покраской или поклейкой обоев.

После каждого грунтования (оптимально 2 слоя) должна следовать достаточная по времени просушка.

4. Нанесение барельефа

Эффектные, объёмные рисунки будут получаться только из мелкозернистой шпаклёвочной смеси. В готовом к применению виде она представляет собой однородную, вязкую, пастообразную массу.

Шпаклёвочный материал можно приобрести в готовом состоянии или как сухую смесь для самостоятельного разведения (инструкция с рецептом обычно прилагается).

Читайте также: Современный облик ванной комнаты: выбираем мебель для ванной

В несколько слоёв шпаклёвка наносится на трафарет (вырезанную область), равномерно покрывая его, причём каждый новый слой нужно добротно уплотнять.

5. Снятие шаблонной плёнки

Приступать к удалению матрицы можно только после полноценной просушки и затвердевания штукатурного состава. Никаких сложностей при снятии не должно возникать – крепко захватив край трафарета, плавным отклеивающим движением лист без спешки отделяется от стены.

Не нужно расстраиваться если края узора получились небезупречно ровными. Всё равно барельеф будет подвергаться чистовой обработке, после чего, дефекты сгладятся наждачкой.

Рекомендуем видео мастер-класс по изготовлению барельефа своими руками

6. Декорирование барельефов

— подкорректировать созданные элементы мелкоабразивной шкуркой и оставить до итоговой покраски стен. После её осуществления декор стен будет сплошным;

— декорировать барельефы по отдельно задуманному плану.

Первый вариант более простой и низкозатратный, а потому является часто используемым. Когда создаётся уникальный, дорогой, креативный интерьер ремонт продолжается по второму, длительному сценарию. Для этого нужно сохранить трафареты (можно только 3-4 листа) и очистить их от штукатурных загрязнений. После общей покраски стен и их полной просушки берётся чистый трафарет и накладывается на барельеф одной рукой, а второй, декоративный элемент раскрашивается подготовленными и разведёнными красками.

Таким образом, каждая деталь раскрашивается индивидуально. Трафарет при этом нужен для профилактики попадания красителей на отделанную стеновую поверхность.

Важно! Используя разные краски и комбинации оттенков можно получить удивительные, эффектные результаты, например, оформить края барельефов золотой или перламутровой краской!

Заключение

Несмотря на довольно сложное создание барельефного оформления (один, несколько или множество элементов), этот вариант декоративной отделки вполне можно осуществить самостоятельно. Такое оформление, несомненно, придаст жилью эксклюзивный шарм, креативность и будет радовать владельца, приятно изумляя при этом всех гостей!

Сразу оговоримся: пошаговые технологии и полный перечень всех составляющих будет указан ниже, в соответствующем разделе.

Сначала мы перечислим только основное, что нужно иметь:

  • Алебастр;
  • Клей ПВА;
  • Финишную шпаклёвку;
  • Воду.

Это основа основ, а вот вспомогательные материалы уже зависят от вида рисунков, с какими мы и разберёмся здесь и сейчас.

Самые солидные барельефы выходят из алебастровой массы, залитой в формы.

В зависимости от вида последней, вы можете получить абсолютно любую конфигурацию выпуклого рисунка: фрукты, цветы, ракушки и даже классические капители.

Главное тут – просто найти подходящую форму, а остальное уже просто мелочи. Залить гипс вовсе несложно .

Вот примерно такие элементы декора можно сделать за какой-то час. Это морская тематика, а вы вольны выбирать что угодно, на свой вкус.

Эти ракушки вылиты с помощью обычных детских пасочек для песка и прикреплены к листам гипсокартона. А обрамление рамки выполнено готовыми пенопластовыми багетами, которые обычно крепят на стык потолка и стены.

Вроде, ничего сложного. Гипса полно в строительных магазинах. Но где ж взять удачную форму?

Тут придется вас огорчить, выбор не так и велик: мало найти просто визуально подходящий по виду образец, нужно ещё, чтоб материал выдержал нагревание гипса во время застывания.

Да-да, он разогревается достаточно сильно и расширяется! Поэтому, формы для изготовления мыла, допустим, не подойдут. Они просто лопнут и всё, так как сделаны их слишком тонкого пластика, не самого лучшего качества.

Нужно что-то посущественней, типа тех же пластмассовых пасочек, а ещё лучше – силикон для выпечки. Ему не страшны никакие метаморфозы материала, так как он рассчитан и на большой нагрев и на растяжение.

И главное, вынимать из него готовое изделие куда проще, чем из чего-то жёсткого.

С этим видом барельефа своими руками мы поверхностно разобрались, а детальное описание процесса мы вам дадим ниже, в соответствующей подрубрике. Там же вы найдёте полный перечень необходимых материалов и приспособлений для каждого из видов картин своими руками.

Но кроме отливки, есть и другие варианты исполнения .

Например, барельеф из готовых гипсовых статуэток! Смотрится такая картина чрезвычайно дорого, а вот конечная её цена не может не радовать.

Особо красиво смотрятся панно с различными греческими персонажами мифов, например, Афродитой или маленькими ангелами.

Если брать этих дам из гипса, а не мрамора, то такая покупка не ударит по карману. Но и это ещё не все варианты!

Вы можете сделать очень милую композицию, используя обычные цветы из материи, видов которых в магазинах сувениров не счесть. Кроме этого, можно использовать шишки и прочие подходящие формы. Выглядеть это будет так:

Барельеф из гипса можно сделать съёмным, как обычную картину, а можно и монолитными, как одно целое со стеной, как вы уже видели на верхнем рисунке с ракушками.

А если вы умеете рисовать, то для вас не составит труда сделать объёмный рисунок прям из шпаклёвки, не используя никаких вспомогательных средств и форм. Но для этого нужно иметь художественный вкус и самые элементарные навыки лепки. Вот что может получиться:

Или даже так, но для этого надо быть мастером.

Вот, собственно и все методы, доступные практически каждому. А теперь давайте перейдём к конкретике и начнём наконец-то делать, а не мечтать!

Делаем форму для заливки гипса

Если для всяких – разных ракушек, фруктов и жучков форму найти можно и делать её нет смысла, то для некоторых деталей, типа ягоды винограда, проще самому сделать основу, чем пытаться её отыскать.

Конечно, их можно не отливать, а скатать из шпаклёвки, но выглядеть это будет несколько хуже, так как материал этот более пористый при высыхании.

А вообще, при определённой сноровке вы сможете делать какие угодно формы, используя готовые статуэтки. Купили одну, а вылили потом хоть десять! И хотите их дарите, хотите панно делайте…

Ну что ж, приступим. Если речь идёт об отливке ягодки винограда, то вам её нужно предварительно скатать из густой шпаклёвочной массы замешанной с клеем ПВА, в пропорции:

  • Финишная шпаклёвка – 0.5 кг;
  • Клей ПВА – 1 ст.ложка;
  • Вода – 100 грамм.

Замешиваем густую массу, наливая воду постепенно. Так как её количество мы дали примерно, потому что оно может существенно отличаться в применении с разными видами шпаклёвки.

После того, как замешали, слепите виноградинку и положите её высыхать на сутки примерно. Лопнуть она не должна, так как масса с добавлением ПВА становится довольно устойчивой к растрескиванию.

К слову, на всё той же верхней картинке с ракушкам, вы можете увидеть внизу стену, отделанную в технике декоративных мазков. Так вот их нужно делать именно такой смесью, на основе ПВА.

Ну что, высохла виноградинка? Давайте делать форму. Нам для этого понадобится:

  • 0.5 литра силикона;
  • Коробочка из фанеры;
  • Саморезы;
  • Кисть.

Жидкий силикон продаётся в строительных магазинах, а коробочку вы можете подобрать любую, в неё вы будете закладывать виноградинку и заливать ей силиконовой смесью.

Главное, чтоб её можно было легко разобрать, а затем снова собрать на саморезы, а прорехи замазать смесью силикона. Это нужно для того, чтоб вы потом смогли легко, не повредив, вытащить готовую форму. Если подходящей коробки не нашлось, то можете собрать её из листов фанеры.

Мы вам покажем пошаговые фото на примере заливки статуэтки, а вы уже можете класть туда, что угодно. Тут важно понять последовательность, да и всё. И количество силикона может быть разное. На виноградинку нужно 100 грамм, а на сову, показанную ниже, уже 1 литр.

Итак:


А теперь давайте перейдём к самому интересному, формированию фигурок из алебастра своими руками.

Как сделать алебастровую смесь для барельефов

Если вы используете силиконовые формы, смазывать ничем их не нужно. А вот если заливаете гипс в пластиковую пасочку, то нужно хорошенько смазать её подсолнечным маслом.

Смесь для заливки делаем так:

  • 2 части гипса
  • 1 часть воды

Порошок всыпаем в воду постепенно, постоянно помешивая, не допуская образования комочков.

Слишком интенсивно мешать не нужно, нет никакого смысла, вы только перенасытите субстанцию кислородом и готовая фигурка может быть покрыта пузырьками.

Затем заливаете её в выбранную форму, вровень с её краем. И отдыхаете, примерно сутки.

В общем-то, гипс схватывается гораздо раньше. Но чем дольше простоит фигурка в форме, тем она будет крепче и шанс повредить её, доставая, будет равняться нулю.

Крепим на стену барельеф

Теперь готовую композицию нужно закрепить на стене или на куске гипсокартона, если вы хотите сделать съёмный барельеф. В любом случае, прикрепляются они одинаково. Вы можете прикрепить их с помощью жидкого силикона или простой шпаклёвки.

Главное тут вот что: замазать щели между стеной(гипсокартонном) и фигуркой, чтоб это вышел единый конгломерат. Сделать это можно тоже шпаклёвкой.

Если есть какие-либо неровности, их нужно аккуратно снять абразивной лентой. А потом вы покрываете готовую картину водоэмульсионной краской в пару слоёв.

Лучше всего смотрятся чисто белые композиции на таком же фоне, это классический вариант. Но вы можете красить в какие угодно цвета, но уже потом, по верху слоя белой краски.

Барельеф на основе заливных форм

А вот тут мы уже перечислим всё, что может понадобится именно для этого вида панно:

  • Алебастровая смесь
  • Формы
  • Основа из гипсокартона(если предполагается по вашей задумке)
  • Шпаклёвка(или силиконовый клей)
  • Водоэмульсионная краска

Как делать алебастровую смесь, мы уже писали выше, поэтому, повторяться не будем, лучше дадим вам некоторые важные рекомендации, касаемые процесса.

Если вы придумали какую-либо композицию, то не спешите сразу клеить элементы на стену.

Лучше сначала выложите их на полу и посмотрите, хорошо ли они смотрятся. Ведь по нескольку раз снимать и снова клеить заготовки нехорошо, они испачкаются и слоёв краски потом понадобится больше.

Помимо вылитых в формах элементов, вы можете добавлять в свою композицию различные материалы. Допустим, если вы делаете картинку с ракушками, то можно приклеить на стену обычный щебень и покрасить его белым цветом. Этим вы придадите объём и картина будет смотреться гораздо интересней.

Барельеф из готовых статуэток

Вам понадобится:

  • Картинная рама;
  • Профиль;
  • Саморезы;
  • Гипсокартон;
  • Шпаклёвка;
  • Силиконовый клей;
  • Статуэтка;
  • Декоративные элементы на выбор;
  • Водоэмульсионная краска.

Панно с античными фигурами нужно обязательно делать в каких-то рамках. Просто так на стену его не повесишь, это будет смотреться некрасиво. Что вы можете сделать?

Вы можете закрепить прям на стену картинную раму, внутренность сравнять с ней шпаклёвкой, образуя единое целое, затем прикрепить пьедестал для статуи(для этого удобно использовать профиля, обшитые гипсокартонном), который тоже шпаклюете.

Затем на клей ставите статуэтку и снова проходите все щели, чтоб вид получился литой. На пространство в раме вы можете добавлять различные элементы: камешки, ракушки, колонны(их можно купить в отделах зоотоваров, там много различных украшений для аквариумов в виде замков и прочей подходящей стилю красоты).

А затем просто покрываете все краской, включая раму. Если нужно, даже не двумя, а тремя слоями. Приятно, что смотрится этот барельеф своими руками просто потрясающе, а по сути, для начинающих это вполне посильная задача.

Барельеф – картина из шпаклёвки

Вам понадобится:

  • Шпаклёвочная смесь на ПВА;
  • Водоэмульсионная краска;
  • Художественный талант.

А вот тут уже всё в ваших руках, причём, в буквальном смысле слова. Нет какой-либо особой техники, которую можно дать и её выполнит каждый, даже не имея навыка.

Единственное что мы можем сказать, так это то, что делать барельеф своими руками из шпаклёвки нужно этапами.

Если вы сразу положите большой кусок на стену, он просто не будет держаться. Рисунок формируют постепенно, наращивая по мере высыхания. Ну и конечно, используйте рецепт смеси на основе ПВА.

Готовое панно покрываете краской и можете звать гостей, что похвастаться!

Барельеф из тряпичных цветов

Вам понадобится:

  • Цветы из ткани или шишки еловые
  • Жидкая алебастровая смесь
  • Клей силиконовый
  • Водоэмульсионная краска

Алебастровую смесь нужно делать немного жиже, чем для заливки фигурок. В неё вы обмакиваете заготовки и оставляете их сушить. Когда они высохнут, то окунаете второй раз, чтоб фигура приобрела однородный и монолитный цвет.

Затем вы их крепите на стену с помощью клея, а покрасить их проще из баллончика, матовой краской. Так как они достаточно пушистые и возиться с кистью не очень удобно в этом случае.

Такие цветы не слишком обязывают придерживаться строго определённого интерьерного стиля. Например, если вы делаете Афродиту, то нужно где-то продублировать колонны или греческую фреску.

А в этом случае, всё будет гармонировать: барельефы, любые картины на стенах, какой угодно дизайн кухонной мебели, фото в рамках и т.д.

В заключение: как ухаживать за барельефами

Сколько не мешай ПВА, самодельный барельеф, рано или поздно, начинает терять вид. Образуются зазоры между ним и стеной и это нормально. Вам нужно только изредка замазывать щели и подкрашивать эти места.

Ну вот и всё! Как сделать барельеф своими руками из гипса вы знаете и дело за малым: начать действовать.

Разобраться в тонкостях процесса, как сделать барельеф на стене своими руками на свободном пространстве, можно, соединив знание основных приемов его изготовления с практической отработкой по нанесению жидкого материала и монтажа готовых панелей на стену. Размеры рабочей поверхности не имеют большого значения - художественные изображения можно размещать мелкими деталями на свободных для обзора участках стены, потолка, в нишах и углах. Преимущества самостоятельного исполнения этой части интерьера в том, что после детальной прорисовки стандартного трафарета получается уникальный рисунок.

Подробности и отличия

Декоративная отделка в виде барельефа на стене, сделанная своими руками, придаст комнате художественный объем, оригинальный утонченный вид интерьера. Место расположения, освещенность, выбранная цветовая гамма наполнят самый простой рисунок индивидуальностью и очаруют зрителя. Именно поэтому такой вид оформления частных владений все больше набирает популярность в сравнении с финишными покрытиями массового производства.

Простота и стиль

Создание больших и сложных по наполнению деталями картин внушает новичкам неуверенность в способности выполнить столь кропотливую работу. Начинать осваивать технологию нужно с простых элементов, а при получении уверенного результата, увеличивать масштаб и тонкость линий. При творческом подходе несколькими простыми штрихами и игрой оттенков можно создать целую картину.

Поражающие воображение монументальные картины кропотливо создаются и доводятся до законченного вида мастерами вручную даже, если основные составляющие заранее отлиты в формах. Начинающему оформителю можно приобретать навыки работы с пластичным материалом, используя приемы комбинации перепадов уровня плоскостей и грубую текстуру обработки, применять разделение одинаковых по технике исполнения деталей их контрастным окрашиванием. Своеобразным методом контррельефа вписывают в современные урбанистические стили дизайна изображения на пустых стенах.

Часто импровизированные барельефы применяют для украшения отдельных домашних предметов обстановки: камина, колонны, балки, ниши или проема. Размещение выпуклого рисунка в неожиданном месте оживляет давно привычные стены.

Функции такого рисунка могут быть не только декоративными. Пространственное решение позволяет скрывать неровность одной или смежных поверхностей, придавать привлекательный вид строгим инженерным коммуникациям, получать заданные зрительные эффекты, создавать тематический переход между различными по стилю и назначению зонами и помещениями.

Если проявить немного фантазии, используя подручный материал, то даже для начинающих импровизированный по теме окружающей обстановки сюжет может послужить интересным решением восстановления участков, нуждающихся в ремонте.


Комбинирование с различными материалами

Во многих случаях изготовления барельефа на стене окрашивание получившейся поверхности не становится основным элементом декорирования. Рельефообразующий материал больше нуждается в защите от перепадов влажности воздуха, впитывания жирных паров и пыли.

Текстурный рисунок четко просматривается под различными углами, меняет свой вид с изменением естественной освещенности и умелым размещением искусственной подсветки. Включением или выключением точечных источников света достигается акцентирование или сглаживание восприятия барельефа в интерьере в нужный момент времени.


Выбор объемного изображения на стену начинается с оценки его места расположения по площади, освещенности и функционального назначения помещения.

Барельефу не должно быть «тесно» между соседними углами, расстояние до противоположной стены должно позволять зрителю видеть рисунок целиком. В узких пространствах допустимо использовать мелкие детали, своим размещением на ограничивающих конструкциях не создающие условий для их механических повреждений или травм проходящих людей.

Детали изготовления своими руками

Оформившееся желание — украсить свой интерьер неповторимой композицией на свободных участках комнаты, начинают реализовывать с выбора рисунка. Он определит дальнейшие шаги воплощения идеи в жизнь. Необходимые для барельефа операции:

  1. Составление эскизов художественных элементов. Узор может состоять из повторяющихся одинаковых фигур (1 или нескольких видов). Можно комбинировать на отведенной площади много различных по размеру готовых панелей из гипса, располагая их в заданном порядке. Макет общего плана разбивается на отдельные эскизы каждой детали, нарисованные в масштабе 1:1 для переноса на оформляемую поверхность.
  2. Определить технологические особенности исполнения (панели, трафарет, ручная лепка). Для завершенности картины в любом случае будет нужно выполнять ручную отделку швов наклеенных деталей, прорисовку черт лепнины, зачистку неровностей, придание всей поверхности заданной шероховатости.
  3. Выбрать основной материал, которым будут проводиться работы (гипс, декоративная штукатурка, алебастр, шпаклевка). Компоненты для работы по устройству барельефов не относятся к дешевым разновидностям такого сырья - шпатлевки, грунтовки, клеящие составы для установки отлитых в форме частей должны иметь высокое качество. Прочность изделия не должна подвергаться риску применением сырья с сомнительными характеристиками. Исполнение в цвете требует подбора марок красок, добавочных колеров, лаков для блеска и защиты.
  4. Исходя из расположения панно, целей его установки и нужного эффекта, определить необходимость установки дополнительных источников освещения, количество точек, необходимые для этого работы и материалы.
  5. Заготовить инструменты и приспособления. Они включают в себя как стандартный набор для нанесения и выравнивания шпатлевки, приготовления раствора, измерения и разметки, так и специальные инструменты, которыми создают объемные элементы из густых строительных масс.

Множество доступных шаблонов в сети

Самым трудным, иногда, бывает выбрать что-то одно из всего многообразия возможных вариантов будущего декоративной составляющей интерьера. Все последующие этапы уже зависят от этого решения. Рассмотреть образцы и скачать трафарет для воплощения понравившегося барельефа можно на специализирующихся по этому направлению сайтах:

Выбирать в качестве своей первой попытки художественного оформления квартиры жанровые картины, батальные сцены, сложные изображения людей, диких животных и панорамных видов не рекомендуется.

Повторяющийся орнамент

Подходящим изображением для приобретения навыков получения заданного результата начинающему мастеру станут объемные композиции из плодов, листьев, цветов. Они могут располагаться как отдельными элементами, так и переплетающимися узорами, составлять причудливое дерево или укрывать весь массив.

Для начала следует посмотреть обучающий мастер класс опытного специалиста, который посвятит в тонкости профессионального изготовления, нанесения и обработки лепных деталей рельефа непосредственно на стене.

Пример обучающего видео по изготовлению несложного декора:

Простоту изображения понравившегося элемента не желательно сводить к примитивной выпуклости на стене - обозначение фона или подобия багетной рамки придаст ему завершенный и уместный вид.

Перед началом работ поверхность стены тщательно очищают от старых покрытий, просушивают, обрабатывают грунтовкой и выравнивают шпаклевкой.

Отливки

Отдельный гипсовый элемент изготавливают в приготовленной форме, а затем уже приклеивают в выбранном месте. Для этого нужно следующее:

  • изготовить жесткий ящик (коробку) с низким бортом по габаритам будущей детали;
  • на дно укладывается объемная форма, которую укрывают пленкой (без складок и морщин);
  • изделия, имеющие значительную толщину, армируют, укладывая в форму проволочный каркас;
  • по инструкции изготовителя вымешивают раствор, заливаю его в форму;
  • выдерживают смесь по времени, установленным производителем, до полного засыхания;
  • извлекают отливку, шлифуют, при необходимости, тыльную сторону и торцы для плотного прилегания к основанию;
  • если барельеф состоит из плотно прилегающих отлитых панелей, то обработку лицевой поверхности проводят после заделывания с помощью шпаклёвки всех стыков, чтобы загипсованные части представляли собой на вид единое целое.

Готовые детали, располагающиеся друг от друга на определенном расстоянии, можно соединять методом лепки произвольными линиями, изображающими ветви или лозу.

Контррельеф

Технология углубленного барельефа из декоративной штукатурки состоит в применении 1 из 2 методов исполнения:

  • прорезки нанесенного на стену массива густой смеси по рисунку, перенесенному с полиэтиленовой пленки М 1:1;
  • последовательному наращиванию слоев вокруг заданных участков.

Выравнивание граней делают при помощи стамески, после проводят общее ошкуривание.

Трафарет

Такой способ представляет собой вариант формы, которая устанавливается непосредственно на основе. Берут плотный материал и вырезают в нем участки рисунка, которые будут заполняться штукатуркой или другим составом.


Трафаретным способом можно создавать как основу для выпуклых изображений, так и наращивать борта тонких участков углубленных (контррельеф) композиций.

Лепка

Самый распространенный способ сделать мелкие детали в любом другом виде изображений, а также при изготовлении барельефа из шпаклевки и алебастра.

Рисунок наносят карандашом прямо на стену, большую площадь можно разбить на квадраты для облегчения компоновки и соблюдения масштаба.

Не обязательно тщательно прорисовывать нюансы всей картинки, достаточно обозначить контур предмета и основные линии фрагментов, изображаемых на данном участке.

По завершению барельефа его линии доводят до совершенства остро отточенным инструментом и покрывают цветными либо белыми (отточенто) составами.

Часто такой дизайнерский прием принято использовать для декорирования частных домов, где планировка включает в себя . При этом декор может выступать не только в виде , но и в качестве узора, который опоясывает камин. Кроме того, данное украшение интерьера будет отлично смотреться в дверных и оконных проемах, здесь главное - выбрать нужный размер и фактуру. Высший пилотаж - декоративный барельеф, который будет включать в себя наличие подсветки. Она позволит сделать изображения более объемными, создавая впечатление 3D графики.

Важный момент использования рельефного декора на стене - для него вовсе не обязательно наличие различных цветов, как это бывает в случае обычной росписи. Главное тут - грамотно подобрать освещение, это позволит получить выделение различных граней изображения, используя при этом только искусственное освещение, как показано на фото.

Существует ошибочное мнение, что отделка дома с элементами барельефных вставок является слишком дорогим удовольствием. На самом деле, как сделать, барельеф на стене своими руками вполне доступен для начинающих. Достаточно четко следовать пошаговому руководству, которое представлено ниже. Оно дополнено видео, которое позволит вам ответить на многие вопросы, возникающие в ходе работы.

Барельеф своими руками мастер класс для начинающих

Люди, далекие от ремонта, нередко ошибочно думают о том, что такой художественный декор представляет собой сборную конструкцию, элементы которой отливаются из гипса. На самом деле он производится вручную, и по сути своей является действительно оригинальным и неповторимым произведением искусства. Каждый барельеф сам по себе уникален, даже если для создания используется одинаковый эскиз. В принципе, создание объемного рисунка на стене требует определенных умений и навыков, а также тщательного соблюдения технологии, тем не менее, справится с задачей по силам даже начинающим.

Для начала следует определиться с материалом для создания декора. В данном процессе можно использовать различные варианты, допустим, штукатурку, гипс, алебастр и даже глину. Тем не менее, если вы являетесь новичком в данной деятельности, лучше начинать работу пока исключительно гипсом. В крайнем случае - штукатуркой на гипсовой основе.

Мастер класс Барельеф цветка из гипсовой шпаклёвки своими руками видео

После выбора материала следует приступить к созданию так называемой основы, в которой и будет создаваться декоративный барельеф на стене. Для этого необходимо собрать деревянный ящик с низкими бортами, для чего потребуется несколько реек и фанера в качестве дна. Габариты полученного ящика будут совпадать с габаритами будущего декора, это следует учесть при его сборке. Заменить ящик сможет любая коробка, которая будет иметь жесткие стенки и основание.

Основание ящика следует застелить пленкой, при этом необходимо, чтобы на ней полностью отсутствовали складки либо вы должны постараться сделать их количество минимальным. Затем необходимо заняться приготовлением раствора, что должно осуществляться исключительно по инструкции производителя. Раствор в готовом виде заливается в форму. Для высоких рисунков потребуется проволока для армирования. Залив смесь в коробку, оставьте ее в покое для первичного засыхания, длительность этого периода целиком зависит от рекомендаций производителя.

Барельеф в интерьере фото в квартире

Теперь можно приступать непосредственно к изготовлению барельефа своими руками. Главное условие тут - создание контура будущего орнамента, который затем необходимо заполнять посредством смеси, которая в свою очередь будет приготовлена заново. Объем будущего декора следует наращивать этап за этапом, давая при этом каждому предыдущему слою как следует высохнуть. Прорисовывать контуры на поверхности можно при помощи пленки, накрыв ей поверхность, после чего пленка убирается.

Мастер класс для начинающих Барельеф дерева видео

Очень удачным материалом будет штукатурка, поскольку работать с ней очень удобно пока она находится во влажном состоянии. Благодаря податливости материала, вполне возможным будет убрать излишки штукатурки, а также скорректировать форму будущего рисунка. Также штукатурка, которая недостаточно высохла, легко подвергается ошкуриванию. Не стоит пытаться сразу же выполнить несколько слоев, поскольку затвердевание каждого сегмента является обязательным условием.

Кроме того, руководство «по созданию художественного барельефа на стене для начинающих» включает в себя возможность создания углублений в будущем настенном панно. Углубление создается двумя доступными способами:

  • Прорезывание материала и устранение некоторой его части с готового макета при помощи стамески.
  • Наращивание фона вокруг определенной точки, которая в результате оказывается ниже.

Чаще всего за основу изображения на барельефе выбирают цветок, обычно лилию или тюльпан. Создание лилии своими руками первоначально может показаться слишком трудной задачей, на самом же деле, этот процесс под силу даже начинающему. Тут важно соблюдать каждый шаг процесса, что гарантирует создание успешного рельефа.

Барельефы картины на стенах дизайн фото

Нередко лилии наносят непосредственно на стену, без создания основания в виде ящика. В этом случае обязательным моментом является полное закрытие остальных элементов интерьера при помощи малярной ленты, чтобы избежать повреждений. Далее будущее основание рисунка необходимо покрыть шпаклевкой, а затем, дождавшись ее высыхания, нанести грунтовку. Желательно в качестве грунтовки использовать так называемую краску-грунт, ведь она благодаря своим свойствам позволяет получить максимальную сцепку с элементами декоративного барельефа в дальнейшем. Высыхает такой состав около трех часов.

Кельмой наносится марсельский воск, представляющий собой быстро застывающий материал, подходящий для стартового шага. При помощи пленки, закрепленной по всей поверхности будущего барельефа, следует прорисовать детали. Закрепляя пленку, не стоит забывать о том, чтобы иметь возможность ее свободно отгибать, для этого один край следует оставить свободным.

Барельеф на стене в интерьере фото в квартире

Первоначально наметить на пленке очертания будущего рисунка можно при помощи маркера. После чего, отогнув пленку, следует по полученным следам вырисовывать будущую лилию при помощи всего того же марсельского воска, который будет наиболее удачным материалом, если роспись идет непосредственно по стене, без использования подложки.

Обычно воск, используемый в работе, отличается белым цветом. Чтобы разнообразить барельеф, можно в дальнейшем покрыть застывший цветок определенным составом. Тем не менее, главная задача мастера - придать барельефу максимальную реалистичность. В качестве конечного слоя декоративной отделки лилии можно использовать акриловые краски. Нельзя забывать и про финишный слой, которым необходимо прорисовать каждый элемент композиции.

Мастер класс как создавать цветок на стене видео урок

Как видно из руководства выше, барельеф на стене - процесс интересный, но трудоемкий, для создания его своими руками. Начинающим мастерам потребуется немного усидчивости и внимания, а также точного следования технологии. Здесь важно - запастись вниманием и необходимыми инструментами.

Представляем Вашему вниманию мастер – класс по созданию барельефа на стене. Собственно, по задумке дизайнера на стене разместится гигантское панно в пиратской тематике, выполненное в технике настенной аэрографии (мастер – класс по подобной росписи см. ). В виде барельефа, то есть объемной, будет только декоративная рама.

Создание барельефа на стене. Пошаговая инструкция

Начинать любую работу следует с поверхности. Для этого панно стену я загрунтовал грунтовкой глубокого проникновения «Текс» на акрилатной основе, затем выровнял латексной шпаклевкой и нанес еще один слой грунтовки.

Далее разметил ширину рамы соразмерно согласованному Заказчиком эскизу. Предварительно обернутыми малярным скотчем (чтобы не испортить) деревянными реками, ограничил будущие «доски». Прибил их к стене гвоздями.

Затем вбил гвозди в пространство между рейками и натянул леску – сделал армирование. На тот момент у меня не было проволоки, но при наличии можно использовать ее.

Для создания барельефа я использовал сухие штукатурные смеси: «Волма-слой», «Волма-шов», «Фугенфюллер», «Ротбанд». Лучше всех показал себя «Ротбанд». Смесь из него одновременно и достаточно вязкая, чтобы не «сползать» и держать форму, и достаточно поддатливая и пластичная для придания окончательного объема и формы, прекрасно «режется». «Волма» — более пластичная, поэтому стекает, а «Фугенфюллер» быстро твердеет и очень плохо обрабатывается. Приготавливая смесь, нужно учитывать время жизни полученного раствора. Для каждого состава оно разное (см. упаковку), и нужно успеть не только нанести смесь на поверхность, но и придать объем и рельеф.Для создания рельефа «старого дерева» я использовал старую щетку – швабру, действуя интуитивно, где – то изгибал прожилки, где – то вставлял «сучок» или оставлял поверхность без рельефа (там, где по эскизу будет лента). Усложнял текстуру ножами (кухонным и канцелярским) и разными подручными инструментами.
Образцы лент нашел в Интернете и распечатал в натуральную величину. Затем перенес на гофрокартон и аккуратно вырезал. Получил образец и трафарет. Образец по месту наживил на гвозди. Затем приставил трафарет и закрепил гвоздями, а образец снял. Аналогично сделал армирование лент. Нанес раствор и постепенно стал выбирать в местах перегибов, придавая нужный объем и плавность. Край лент очертил ножом.


Здесь важно успеть до затвердевания раствора, так как после – все равно что камень резать.

Барельеф покрыл грунтом, проявившиеся дефекты зашпатлевал, зашкурил и загрунтовал снова. И так до тех пор, пока результат меня не устроил. Затем покрыл грунтом Тикурилла «Отекс», предварительно заколерованным в самый темный цвет. Затем покрыл «доски» темно – коричневой алкидной эмалью (Тикурилла, Гарден 10), старательно заполняя все поры и трещины «древесины» и сразу же снял верхний слой резиновым шпателем, высветлив выступы и рельефы текстуры.

При желании можно было пройти полусухой кистью более светлым тоном, но я не стал, удовлетворившись результатом.