План распространение реформации в европе контрреформация. Презентация на тему "реформация и контрреформация в европе"













Включить эффекты

1 из 13

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация "Распространение Реформации в Европе. Контрреформация" описывает события в религиозной жизни Европы в период Реформации (XVI в.): раскол католической церкви, новые течения в религии, борьба с еретиками, попытки изменить ситуацию. В конспекте к презентации приведены вопросы для проведения тестирование по данной теме.

  • Жан Кальвин;
  • Католическая церковь;
  • Орден иезуитов;

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Антоненкова А.В.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Слайд 2

Тема урока:

«Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Слайд 3

Сегодня на уроке

  • Продолжим знакомство с Реформацией;
  • Познакомимся с новым вероучением, выясним его отличие от лютеранской;
  • Познакомимся с новыми понятиями.
  • Слайд 4

    План

    1. Жан Кальвин;
    2. Католическая церковь;
    3. Борьба католической церкви с еретиками;
    4. Орден иезуитов;
    5. Попытки реформ и Тридентский собор.
  • Слайд 5

    Жан Кальвин (1509-1564 гг.)

    Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года в городе Нуайон во французской провинции Пикардия. В возрасте 14 лет был послан отцом в Парижский университет для изучения гуманитарных наук и права.
    В Париже изучал диалектику. Владел церковным приходом, в котором в возрасте 18 лет выступал с проповедями. По совету отца вернулся в Париж и начал учиться на юриста.

    Слайд 6

    Кальвинистская (пресвитерианская) церковь

    Его церковь признавала только два обряда: крещение и причастие.
    Церковная община пользовалась правом самоуправления.
    Она избирала и контролировала своих руководителей – пресвитеров (т.е. старейшин).
    Пасторы вмешивались в частную жизнь прихожан.
    Для обсуждения дел они собирались всей общиной и принимали нужные решения.

    Слайд 7

    Но: пасторы вмешивались в частную жизнь прихожан, следили за их поведением, жестоко наказывали за отступление от веры.

    Слайд 8

    Борьба церкви с еретиками

    • доносы,
    • цензура печати,
    • проводили суды,
    • сжигали на костре,
    • расширение деятельности инквизиции,
    • создание ордена иезуитов.
  • Слайд 9

    «Орден Иисуса»

    Игнатий Лойола (1491 -1556) - основатель ордена иезуитов («Общество Иисуса»).

    Слайд 10

    Тридентский собор

    1. Верховенство папы перед Собором.
    2. Строгое соблюдение всех церковных предписаний и указаний папы.
    3. Исключить право церкви толковать Священное Писание.
    4. Укрепить инквизицию и запретить продажу Индульгенций.
  • Слайд 11

    Подведём итог урока

    Вопросы на стр. 107.

    Слайд 12

    Домашнее задание

    П.12, вопросы стр.107, записи.

  • Слайд 13

    В работе использованы

    • http://сайт/
  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Урок по Новой истории в 7-м классе по теме: "Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»" (сл. 2)

    Цель урока: (сл. 3)

    • Доказать, что кальвинистская церковь отвечала интересам самой решительной части буржуазии того времени
    • Выяснить, какие средства применяла католическая церковь в борьбе с Реформацией.
    • познакомиться с новыми понятиями;

    Оборудование: карта "Европа в 16-1пол.17в", тесты, презентация, компьютер

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Проверка домашнего задания:

    Тестирование.

    1. В каком веке происходит явление, связанное с появлением новых вероучений?
    А) в 15 веке
    Б) в 16 веке
    В) в 17 веке

    2. Реформация – это…
    А) борьба за захват новых территорий
    Б) борьба за проведение реформ
    В) борьба за переустройство церкви

    3. К причинам возникновения Реформации не относится:
    А) кризис католической церкви;
    Б) процесс обмирщания сознания
    В) отход населения от религии

    4. Самым большим желанием верующих было:
    А) получить индульгенцию
    Б) получить благословение папы римского
    В) преподнести папе подарок

    5. Индульгенция – это…
    А) разрешение на право собирать налог
    Б) грамота на отпускание грехов
    В) документ, свидетельствующий о принятии таинства крещения

    6. Родиной Реформации является:
    А) Германия
    Б) Франция
    В) Норвегия

    7. Когда начался процесс Реформации в Европе?
    А) в 1521 г.
    Б) в 1519 г.
    В) в 1517 г.

    8. В каком городе состоялся суд над Мартином Лютером?
    А) в Риме
    Б) в Ворсе
    В) в Бонне

    9. Каков итог церковного суда над Лютером?
    А) казнили
    Б) отрёкся от своего учения
    В) друзья помогли ему бежать

    10. Каково название учения М. Лютера?
    А) « Правое дело»
    Б) « Спасение верой»
    В) « Изгнание нечестивых»

    11. Какого положения не содержалось в учении Лютера?
    А) спасение верой
    Б) авторитет в делах веры только Священное Писание
    В) подавайте милостыню нуждающимся

    12. На каком языке, по мнению Лютера, должно вестись богослужение?
    А) на англиканском
    Б) на латыни
    В) на родном языке

    13. Какое название получила церковь Лютера?
    А) англиканская
    Б) лютеранская
    В) кальвинистская

    14. Человек, выступающий против господствующего вероучения, называется:
    А) протестант
    Б) иезуит
    В) еретик

    15. В каком году между князьями был подписан мирный договор?
    А) в 1550 г.
    Б) в 1555 г.
    В) в 1560 г.

    16. В каком городе был подписан этот мирный договор?
    А) в Аугсбурге
    Б) Кёльне
    В) в Дрездене

    17. Протестантские проповедники назывались:
    А) курфюстами
    Б) пасторами
    В) бюргерами

    18. Итогом подписания мирного договора между князьями и императором можно считать:
    А) создание единого государства
    Б) укрепление католического учения
    В) закрепление политической раздробленности

    Ответы: (сл.1)

    Критерии:

    Менее 9 – «2»
    От 9 до 12 - «3»
    От 13 до 17 - «4»
    19 - «5»

    3. Сообщение темы и целей.

    • Сегодня мы продолжим разговор о Реформации в Европе. Давайте вспомним, что такое "Реформация"?
    • В каком из европейских государств Реформация началась раньше всего и почему?
    • Какие группы населения приняли участие в Реформации? Каковы их цели?
    • Как относился к такому явлению император?

    План: (сл. 4)

    1. Жан Кальвин.
    2. Католическая церковь.
    3. Борьба католической церкви с еретиками.
    4. Орден иезуитов.
    5. Попытки реформ и Тридентский собор.

    4.Изучение нового материала.

    1) рассказ учителя:

    • В середине 16 века Реформация распространялась по всей Европе: Англия, Нидерланды, Швейцария, Дания. Норвегия.
    • Одним из крупнейших центров Реформации была Швейцария, где создаётся новое христианское вероучение – кальвинизм, основателем которого являлся Жан Кальвин.
    • Давайте узнаём о нём получше. (сл. 5)

    Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года в городе Нуайон во французской провинции Пикардия. В возрасте 14 лет был послан отцом, адвокатом Жераром Ковеном, в Парижский университет для изучения гуманитарных наук и права.
    В Париже изучал диалектику. Владел церковным приходом, в котором в возрасте 18 лет выступал с проповедями. По совету отца вернулся в Париж и начал учиться на юриста. Из Парижа Жан переезжает в Орлеан, где работает под руководством известного юриста Пьера Стеллы, а затем переезжает в Бурж, где миланский юрист Альциати читал лекции в Буржском университете. Под руководством Альциати изучал римское право. После смерти отца бросает занятия юриспруденцией. Вольмар посоветовал Кальвину изучать теологию.
    Кальвин изучает Библию, труды реформаторов, включая Мартина Лютера. Кальвин не выходит из католической церкви, проповедует идеи очищения церкви. Окончил курс наук со степенью лиценциата. Летом 1531 года уезжает в Париж, где продолжает самостоятельное образование. Получал незначительные доходы от двух церковных приходов. Весной 1532 года публикует за собственные средства свой первый научный труд - комментарии к трактату Сенеки «О кротости». В 1532 году получил в Орлеане докторскую степень.

    2) работа по учебнику: Стр. 101-103

    3) рассказ учителя:

    Кальвинистская церковь. (сл.6)

    Давайте рассмотрим в чём заключалось отличие каливинистской церкви от лютеранской.
    Кальвинистская церковь признавала только два обряда: крещение и причастие.
    Церковная община не подчинялась городским светским властям и пользовались самоуправлением. Она избирала и контролировала своих проповедников и старшин (пресвитеров – старейшин),поэтому и получила название пресвитерианской.
    В церкви не существовало возведённых в ранг священников, вместо них были пасторы, которых избирали из числа наиболее грамотных прихожан. Для обсуждения общих дел община собиралась вместе и принимала нужные решения. На первый взгляд такая церковь кажется демократичной, но (сл. 7)

    1. пасторы вмешивались в частную жизнь прихожан
    2. следили за их поведением
    3. жестоко наказывали за отступление от веры.

    4) работа по иллюстрации:

    В учебнике на стр.102- карикатура.

    • Что на ней изображено? (столкновение глав католической и протестантской церквей) Какие методы использовала католическая церковь в борьбе с протестантами?
    • А как вы думаете, какие слои населения поддерживали эту веру?
    • Давайте узнаем об этом из учебника на стр. 104 (п. Рим кальвинизма)

    Используя самые жестокие методы борьбы, папе удалось в ряде стран подавить реформационное движение. Эти страны (Польша, Италия, Юг Германии) остались католическими и в них надолго были сохранены феодальные порядки. Там, где Реформация победила (Англия, северная и северо - восточная Германия, Голландия, Швейцария) там возникли национальные церкви, укрепилась светская власть королей и князей, создались благоприятные предпосылки для развития новых буржуазных отношений.

    • Как относилась католическая церковь с протестантами?
    • Все протестанты были объявлены папой римским еретиками и использовали для борьбы с ними все возможные средства: (сл. 8)
    1. доносы
    2. цензура печати
    3. проводили суды
    4. сжигали на костре

    Мощным орудием в борьбе против Реформации стал учреждённый папой в 1540 г. новый монашеский орден « Орден Иисуса». Давайте о неё прочитаем. (сл. 10)

    5) работа по учебнику:

    • стр. 104 – 106,
    • стр. 107-109 – дополнительный материал

    6) самостоятельная работа:

    Стр. 106-107 – Тридентский собор (сл.11)

    1. Почему был созван этот собор?
    2. Где и когда он состоялся?
    3. Какие решения были приняты на нём?

    6. Подведение итога урока. Вопросы на стр. 107

    7. Домашнее задание. п.12, вопросы стр.107.

    Урок по Новой истории в 7-м классе

    Слайд 1

    РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕФОРМАЦИИ В ЕВРОПЕ
    МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

    Слайд 2

    УЧЕНИЕ ЖАНА КАЛЬВИНА
    В середине XVI в. Реформация распространялась по всей Европе, охватив Англию, Францию, Данию, Норвегию, Нидерланды, Швейцарию. Одним из крупнейших центров Реформации являлась Швейцария, где создателем нового христианского вероучения стал Жан Кальвина.
    Кальвин получил образование в Парижском университете, где увлекся теологией. Познакомившись с учением Лютера, он в 1533 г. объявляет себя протестантом. За участие в распространении протестантских воззваний Кальвин подвергается преследованиям и бежит в Швейцарию, где пишет книгу, в которой излагает основные положения своего учения.

    Слайд 3

    УЧЕНИЕ ЖАНА КАЛЬВИНА
    Все люди грешны. Души предназначены либо к спасению, либо к погибели. Человек должен полностью покориться судьбе. Божественный знак о спасении – успех в делах. Бережливость и неприхотливость в быту. Человек должен постоянно трудиться. Спасены будут только избранные души.
    «Наставление в христианской вере», 1536 год

    Слайд 4

    УЧЕНИЕ ЖАНА КАЛЬВИНА
    Так оформляется ещё одно протестантское вероучение - кальвинизм. Жители Женевы, одного из центров Реформации, пригласили Кальвина поселиться в их городе. За огромное влияние на умы людей современники назвали Кальвина «Женевским папой».

    Слайд 5

    КАЛЬВИНИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
    Кальвинизм провозглашал новые моральные ценности - бережливость, расчет и накопление в сочетании с неустанным трудом. Для управления были избраны церковные чины, в обязанности которых входило чтение проповедей, благотворительность, преподавание в школе, нравственный надзор. Консистория – это суд, который сочетал в себе функции церковного и гражданского суда.

    Слайд 6

    КАЛЬВИНИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
    Существовала система штрафов и наказаний. Кальвин выступал против всяких излишеств. Под запретом были предметы роскоши, украшения, красивая одежда. Ночные сторожа следили, чтобы после 9 часов вечера никто не выходил из дома, чтобы с утра приняться за работу.

    Слайд 7

    КАЛЬВИНИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
    Постепенно в городе стали появляться недовольные. В 1553 году вышел главный труд М. Сервета «Восстановление христианства», где он отрицает догмат о Троице. Сервет попытался дать представление о крови как обиталище души. Книга Сервета была признана еретической, а весь тираж её уничтожен. В 1546 году Кальвин казнил Мигеля Сервета после продолжительных пыток.

    Слайд 8

    КАЛЬВИНИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
    Кальвинистская церковь признавала только два обряда -- крещение и причастие. Церковная община не подчинялась городским светским властям и пользовалась правом самоуправления. Она избирала и контролировала своих руководителей - проповедников и старшин, пресвитеров (от греч. - старейшина). Вместо священников имелись проповедники - пасторы, которых избирали из числа наиболее грамотных прихожан, знающих Священное Писание. Для обсуждения общих дел представители общин собирались вместе и принимали нужные решения.

    Слайд 9

    КАЛЬВИНИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
    Отменены были все церковные праздники, кроме Пасхи. В церкви отсутствуют иконы, скульптурные изображения святых, ничто не должно было отвлекать от молитвы.

    Слайд 10

    КАЛЬВИНИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
    Кальвинизм пользовался поддержкой дворянства и зарождающегося слоя предпринимателей Швейцарии, Англии, Франции и Голландии, ведь предпринимательская деятельность, нажива превратились в богоугодное дело. Во Франции их называли гугенотами, в Англии – пуританами.
    Гугеноты
    Пуритане

    Слайд 11

    КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
    В Европе с каждым годом увеличивалось количество протестантов. Это не могло не вызвать волнение в католической церкви.

    Слайд 12

    КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
    Контрреформация – борьба католической церкви с протестантизмом.
    Католическая церковь поощряла доносы на протестантов - доносчик получал часть имущества осуждённого. В целях борьбы с вредными идеями в Риме был опубликован «Индекс запрещённых книг». За чистоту веры боролась и инквизиция, особенно свирепствовавшая в Испании и Италии.

    Слайд 13

    КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
    Аутодафе (буквально - акт веры) - торжественная религиозная церемония, включавшая в себя выступление проповедников, публичное покаяние осужденных еретиков и чтение их приговоров. После чего осужденные передавались светским властям для сожжения на костре.
    В Испании в 1481-1808 было сожжено около 35.000 человек

    Слайд 14

    КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
    Главным орудием католической церкви в борьбе с Реформацией стал орден иезуитов, основанный в 1540 году. Главой ордена стал Игнатий Лойола, дворянин из Испании.
    Деятельность ордена: распространение и защита веры, воспитание «добрых католиков»; преподавание и помощь обездоленным; при необходимости жизнь в миру; образование включало и гуманитарные знания.

    Слайд 15

    КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
    Основные принципы построения ордена: жёсткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы - пожизненно избираемого генерала («чёрного папы»), подчинённого непосредственно папе римскому, «приспособительная» мораль.
    Девиз «Всё во славу Бога».

    Слайд 16

    ТРИДЕНСКИЙ СОБОР
    Все это время не утихали споры между сторонниками и противниками реформ католической церкви. Эти разногласия должен был разрешить Тридентский собор, который проходил в итальянском городе Тренто и длился с перерывами в течение 18 лет, с 1545 по 1563 годы.

    Слайд 17

    ТРИДЕНСКИЙ СОБОР
    В результате на соборе были приняты следующие решения: признано верховенство пап над соборами; за церковью сохранилось право толкования Священного писания; все предписания папы были обязательными к исполнению; католические догматы оставались неприкосновенными и не подвергались обсуждению; была увеличена власть епископов; укреплена инквизиция. запрет на продажу индульгенций; открытие семинарий для обучения католических священников.

    Слайд 18

    ИТОГИ РЕФОРМАЦИИ В ЕВРОПЕ
    Изменение отношения людей к труду = в протестантских странах капитализм развивался быстрее. В странах Европы происходило укрепление национальных церквей = укрепление светской власти. Увеличение количества школ = образование становилось все более доступным. Религиозный раскол Европы = в скором времени начали вспыхивать религиозные войны, самой крупной из которых стала Тридцатилетняя.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕФОРМАЦИИ. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ.

    95 тезисов Протестант Библия Аугсбургский мир? ? ? РЕФОРМАЦИЯ Мартин Лютер?

    Идеи Жана Кальвина. Кальвинистская церковь Контрреформация и монашеские ордена. План нашего урока:

    Образован (латынь, древнееврейский, древнегреческий языки). 1533 г. – познакомился с учением М.Лютера стал протестантом. Бежал в Швейцарию, из-за преследований церкви. ЖАН КАЛЬВИН 1509-1564

    души людей, предопределены Богом. никто из верующих не знает собственного предопределения; человек не должен слепо ожидать свершение своей судьбы, он должен двигаться навстречу судьбе через труд; именно труд является знаком спасения души. Т.о Ж.Кальвин провозглашал новые моральные ценности: бережливость, скупость, расчет, неустанный труд. ИДЕИ ЖАНА КАЛЬВИНА:

    Запишем в тетрадь: Жан Кальвин (1509-1564) - основатель пресвитерианской церкви (кальвинистской)

    Используя термины, и пункт учебника №2 напишите 4 предложения на тему: «Устройство кальвинистской церкви» крещение, причастие, самоуправление, пресвитер, пастор, решения.

    Физкультминутка «Угадай-ка»

    1540 г – основание ордена. Игнатий Лойола – основатель ордена иезуитов. Цель – защита католической церкви от реформационного движения (ереси). ОРДЕН ИЕЗУИТОВ

    Какие меры использовали иезуиты для защиты католической церкви? С. 105-106 пункт №5 « + » Положитель-ные меры «-» Отрицатель-ные меры « ? » Интересное

    В конце XVI века европейский мир взорвался в религиозном мятеже, вызванном стремлением личности к свободе и самостоятельности. Эпоха реформации - это эпоха кризиса католической церкви. Реформация оставила в истории глубокий след, изменив духовный, политический и экономический характер европейского общества. ВЫВОД:

    Предварительный просмотр:

    1. Карл V
    2. Филипп II
    3. Мартин Лютер
    4. Томас Мюнцер
    1. 1517
    2. 1519
    3. 1518
    4. 1520
    1. Вормский конкордат
    2. Флорентийская уния
    3. Аутсбургский мир
    4. Утрехтское соглашение
    1. Лютер
    2. Цвингли
    3. Мюнцер
    4. Папа Римский
    1. Карл III
    2. Карл V
    3. Филипп II
    4. Мартин Лютер

    1. Как звали основателя движения за переустройство церкви

    1. Карл V
    2. Филипп II
    3. Мартин Лютер
    4. Томас Мюнцер

    2. Когда были вывешены 95 тезисов Мартина Лютера?

    1. 1517
    2. 1519
    3. 1518
    4. 1520

    3. Согласно, какому соглашению, устанавливался принцип «чья страна, того и вера?»

    1. Вормский конкордат
    2. Флорентийская уния
    3. Аутсбургский мир
    4. Утрехтское соглашение

    4. Кто перевел библию на немецкий язык

    1. Лютер
    2. Цвингли
    3. Мюнцер
    4. Папа Римский

    5. Какой император возглавил католиков в период религиозных войн?

    1. Карл III
    2. Карл V
    3. Филипп II
    4. Мартин Лютер

    1. Как звали основателя движения за переустройство церкви

    1. Карл V
    2. Филипп II
    3. Мартин Лютер
    4. Томас Мюнцер

    2. Когда были вывешены 95 тезисов Мартина Лютера?

    1. 1517
    2. 1519
    3. 1518
    4. 1520

    3. Согласно, какому соглашению, устанавливался принцип «чья страна, того и вера?»

    1. Вормский конкордат
    2. Флорентийская уния
    3. Аутсбургский мир
    4. Утрехтское соглашение

    4. Кто перевел библию на немецкий язык

    1. Лютер
    2. Цвингли
    3. Мюнцер
    4. Папа Римский

    5. Какой император возглавил католиков в период религиозных войн?

    1. Карл III
    2. Карл V
    3. Филипп II
    4. Мартин Лютер

    1. Как звали основателя движения за переустройство церкви

    1. Карл V
    2. Филипп II
    3. Мартин Лютер
    4. Томас Мюнцер

    2. Когда были вывешены 95 тезисов Мартина Лютера?

    1. 1517
    2. 1519
    3. 1518
    4. 1520

    3. Согласно, какому соглашению, устанавливался принцип «чья страна, того и вера?»

    1. Вормский конкордат
    2. Флорентийская уния
    3. Аутсбургский мир
    4. Утрехтское соглашение

    4. Кто перевел библию на немецкий язык

    1. Лютер
    2. Цвингли
    3. Мюнцер
    4. Папа Римский

    5. Какой император возглавил католиков в период религиозных войн?

    1. Карл III
    2. Карл V
    3. Филипп II
    4. Мартин Лютер

    Предварительный просмотр:

    Распространение реформации в Европе. Контрреформация (7 класс)

    Предмет: Всеобщая история

    Класс: 7 класс.

    Тема: «Распространение реформации в Европе. Контрреформация».

    Тип: Изучение нового материала.

    Формы и методы:

    Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.

    Методы контроля: устный (вопросы), письменный (тест, работа с таблицей, синквейн).

    Технология критического мышления

    Приёмы: кластер, синквейн, «Плюс, минус, вопрос» работа с электронной презентацией, письменно-графический (составление кластера, таблицы).

    Формы: фронтальная, работа в парах

    Цель: изучить процесс распространения реформационного движения в Европе на примере Швейцарии.

    Задачи:

    образовательные задачи:

    • познакомиться с идеями Жана Кальвина, определить общие установки кальвинизма;
    • охарактеризовать основные направления контрреформации.

    развивающие задачи:

    • продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя кластер, синквейн;
    • продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа;
    • продолжить развитие навыков критического анализа текста.

    воспитательные задачи

    • воспитание толерантного отношения к различным религиозным течениям.

    Оборудование:

    Учебник: А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М. Ванюшкина Всеобщая история. История Нового времени 1500-1800 гг. – Просвещение 2009.

    Урок составлен на основе поурочно-тематического планирования для 7 «А» класса по примерной программе среднего (полного) общего образования по истории.

    Ход урока:

    1. Стадия вызова. Кластер (по теме Мартин Лютер), тест (10 мин)

    2. Стадия реализация смысла.

    • Жан Кальвин и его идеи. (8 мин)
    • Кальвинистская церковь. (10 мин)
    • Контрреформация, монашеские ордена. (10 мин)

    3. Стадия рефлексии.

    • Выводы. (3 мин)
    • Синквейн.(5 мин)
    • Д/з § 12, заполнить кластер до конца

    Стадия вызова.

    На прошлом занятии мы рассмотрели причины зарождения реформационного движения, и основные идеи, предложенные основателем данного движения Мартином Лютером. Ребята сегодня мы продолжим изучение темы Реформация и поговорим о распространении реформационного движения в Европе на примере Швейцарии.

    Но прежде чем заглянуть на страницы истории 1550 годов, давайте вернемся немного вперед и вспомним о том, что такое Реформация и кто стал ее основателем.

    Обратите внимание на листы расположенные на ваших партах, на которых изображены кластеры, которые мы должны заполнить, объясняя каждый свой шаг.

    Итак, в центре нашего кластера, мы отметим термин Реформация. Давайте вспомним, что это такое?

    Реформация – это движение за переустройство церкви. (Почему возникло данное движение?)

    Какие понятия мы можем выделить исходя из данного термина:

    Мартин Лютер - основатель реформационного движения.

    95 тезисов - тезисы, которые Мартин Лютер написал на дверях церкви в 1517 году (Какие положения входили в 95 тезисов?):

    • индивидуальное общение с богом;
    • освобождение церкви от пышности;
    • подчинение церкви светскому правителю;
    • ведение службы на родном языке.

    Протестанты – сторонники Реформационного движения.

    Аутсбургский мир – мир, по которому заключалось равноправие между католиками и протестантами в Германии 1555 г.

    Вторую часть гроздьев вам необходимо будет заполнить дома, прочитав § 12 и записи в тетради которые мы сегодня сделаем.

    Тест на 5 вопросов на каждый ответ у вас есть по 1 минуте.

    А теперь давайте приступим к изучению нового материала. План нашего урока:

    1. Идеи Жана Кальвина.

    2. Кальвинистская церковь

    3. Контрреформация и монашеские ордена.

    Зародившись в Германии, Реформация начинает распространяться по всей Европе, и в первую очередь она проникает в близ лежавшие к Германии государства Францию, Англию и Швейцарию. Самое большое распространение движение протестантов получает в Швейцарии и это связано с именем Жана Кальвина.

    Кто такой Жан Кальвин нам расскажет Шипачева Наталья (сообщение).

    Жан Кальвин (1509-1564)- основатель пресвитерианской церкви (кальвинистской)

    Вслед за Мартином Лютером Жан Кальвин попытался дать ответ на вопрос волновавших верующих более 1000 лет Свободен ли человек в выборе жизненного пути или его судьба предопределена?

    • Кальвин утверждал, что души людей, предопределены Богом.
    • Никто из верующих не знает собственного предопределения.
    • Но человек не должен слепо ожидать свершение своей судьбы он должен двигаться навстречу судьбе через труд.
    • Именно труд был знаком спасения души.

    Т.о кальвинизм провозглашал новые моральные ценности: бережливость, скупость, расчет, неустанный труд.

    В Женеве Кальвин организовал церковь.

    А теперь прочитав пункт №2 Кальвинистская церковь и используя набор слов, который у вас написан на листах желтого цвета, в паре составьте небольшой рассказ из 4х предложений, какой была Кальвинистская церковь.

    крещение, причастие, самоуправление, пресвитер, пастор, решения.

    физкультминутка

    Идеи Жана Кальвина в последствии распространились не только в Швейцарии, но и Голландии, Франции, Шотландии, Англии. Поэтому для того чтобы остановить победное шествие реформации, католичская церковь приняла экстренные меры, создав монашеские орден иезуитов, целью которого была защита церкви от ереси.

    1540 г. Образование ордена иезуитов

    Контрреформация – борьбы католической церкви с реформационным движением

    Основателен ордена иезуитов был Игнатий Лойола. Сейчас давайте попытаемся выяснить Какие меры использовали иезуиты для защиты католической церкви?

    читая пункт на странице 106 заполните таблицу «+», «-», «?»

    Давайте подведем общий итог: В конце XVI века европейский мир взорвался в религиозном мятеже, вызванном стремлением личности к свободе и самостоятельности. Эпоха реформации это кризис католической церкви. Реформация оставила в истории глубокий след, изменив духовный, политический и экономический характер европейского общества.

    В заключении я предлагаю написать вам синквейн и поставить заключительную точку в изучении данного материала: на тему «Жан Кальвин», «Иезуиты», «Контрреформация».


    В результате распространения Реформации (движения за обновление церкви, подробнее: ) в Европе, помимо лютеранства, возникли новые религиозные течения и церкви. В частности, кальвинизм (кальвинистская церковь). Ответом на Реформацию стала Контрреформация - церковно-политическое движение, целью которого было недопущение распространения протестантских идей и восстановление главенствующего положения католицизма в европейских странах.

    Предыстория

    Причины возникновения новых направлений в протестантизме

    Отсутствие у протестантов единого контролирующего центра, подобного папству.

    Предпосылки возникновения Контрреформации

    • Нежелание католиков мириться с Реформацией.
    • Потеря Римом источников дохода - церковной десятины и пр. на охваченных Реформацией территориях.

    События

    Жан Кальвин родился и провел юность во Франции, получил прекрасное образование, затем увлекся учением реформаторов. Гонения на протестантов во Франции вынудили Кальвина переселиться в Женеву. Здесь выходит его знаменитый труд «Наставление в христианской вере» . В основе учения Кальвина лежит теория божественного предопределения. Кальвин считал, что достичь вечного спасения удостоены лишь немногие. Человек может лишь надеяться, что верно исполняет свое призвание и предопределен к спасению. Бог дает человеку знак — успех в делах. Кальвин подчеркивал высокое достоинство труда, оправдывал накопительство, считал лень величайшим пороком, осуждал церковные праздники, предписывающие верующим не работать в эти дни. Под воздействие учения Кальвина возник новый тип делового человекатрудолюбивого , бережливого .

    По указанию Кальвина в Женеве был составлен проект нового церковного устройства. Теперь община верующих сама выбирала старейшин-пресвитеров и проповедников-пасторов . Они руководили общиной и следили за нравственностью ее членов. Реформы превратили Женеву в унылый и скучный город. Из церковного обихода удалили последние украшения, символы, церемонии. Яркие одежды, театр, танцы, музыка были запрещены как богопротивные. Поощрялись размышления над Библией, распевания псалмов и упорный труд. Светская власть в Женеве стала простым исполнителем предписаний церкви.

    По отношению к своим противникам, будь то католики или протестанты, Кальвин был непримирим. Прежде не свойственные протестантам фанатизм и нетерпимость принесли ему прозвище «женевский папа» . По приказанию Кальвина испанский врач и богослов Мигель Сервет был схвачен и приговорен к смерти. В 1553 г . Сервет погиб на костре и вошел в историю как первая жертва протестантского фанатизма.

    Важную роль в истории сыграли политические идеи Кальвина. Отмечая божественное происхождение власти, Кальвин подчеркивал, что у правителей есть обязанности перед обществом. Если правитель не дает верующим выполнять их христианский долг, то он становится тираном, и община имеет право ему сопротивляться. Последователи Кальвина развили эту идею, тем самым оправдывая даже убийство тирана.

    Учение Кальвина распространилось в Англии и Шотландии, в Нидерландах и во Франции, в Северной Америке. Кальвин развил идеи Лютера и объединил сторонников Реформации для дальнейшей борьбы. Между тем католицизм готовился к решительной схватке.

    Реформация застала католическую церковь врасплох. Вначале папы налагали проклятия на протестантов, пытались приступить к реформам. Однако затем в Риме возобладали сторонники решительной борьбы с Реформацией — Контрреформации. Важнейшую роль сыграл новый орден иезуитов. Его организовал честолюбивый и энергичный испанский дворянин Игнатий Лойола (1491-1556 гг. ). В 1540 г. папа римский Павел III утвердил устав ордена. В «Обществе Иисуса» существовала жесткая иерархия его членов и железная дисциплина. Генерал ордена избирался пожизненно и обладал огромной властью. Помимо монашеских обетов бедности, безбрачия и послушания члены ордена давали особую клятву верности папе. Иезуиты должны были выполнять любые распоряжения начальства, не размышляя о моральной стороне своих действий. Своим внешним видом они скорее напоминали светских ученых. Их задачей было быть в гуще событий. Они поражали эрудицией, пышностью богослужений, нередко были духовниками государей. Ложь, интриги, убийства — все средства использовались ими к «вящей славе Божьей» . Иезуиты организовывали заговоры против протестантских лидеров и подготовили ряд покушений. Много внимания члены ордена уделяли молодежи, они создавали лучшие школы, из стен которых выходили убежденные католики.

    Рис. 2. Игнатий Лойола ()

    Орден иезуитов был важнейшим, но далеко не единственным орудием борьбы с Реформацией. В 1542 г. в Риме был создан инквизиционный трибунал. Особенно жестокими преследованиями прославилась испанская инквизиции. Король Филипп II , религиозный фанатик, однажды заявил: «Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков» . Борьбу с протестантизмом Филипп II распространил и на Нидерланды. Была введена строжайшая книжная цензура. В 1559 г. в Риме издали индекс запрещенных книг. С самого начала Реформации говорили, что разногласия между католиками и протестантами следует обсудить на церковном соборе. В 1545 г. папа римский Павел III в итальянском городе Тренто (Тридент) созвал собор, обеспечив на нем преобладание своих сторонников. Собор заседал с большими перерывами в течение 18 лет. В 1563 г. Тридентский собор подтвердил основные положения вероучения католической церкви, направленные на укрепление церкви и инквизиции. Все сторонники реформации были объявлены еретиками и поставлены вне закона. Тем самым католическая церковь дала католикам право преследовать и убивать лютеран, кальвинистов и сторонников других реформационных учений.

    Рис. 3. Папа Павел III на Тридентском соборе ()

    Католической церкви удалось подавить Реформацию в Польше, Италии, Южной Германии. В странах, где победила католическая церковь, как правило, дольше сохранялись феодальные порядки, тормозившие развитие экономики.

    Реформация в Европе была подготовлена стремительным подъемом культуры в эпоху Возрождения , стремлением личности к большей свободе и самостоятельности. Реформация — это время кризиса католической церкви. Несмотря на попытки церкви задушить Реформацию и отдельные успехи, из-под ее власти вырвались Англия и Шотландия, скандинавские страны, Голландия, Северная Германия, часть Франции.

    Реформация оставила глубокий след в истории, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества. Итогом Реформации стало появление национальных церквей, укрепление светской власти, создание условий для развития национальных государств.

    Список литературы

    1. Булычев К. Тайны Нового времени. — М., 2005

    2. Ведюшкин В. А., Бурин С. Н. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. — М., 2010

    3. Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени. 1500-1789 гг. — М., 2006

    4. Соловьев С. Курс Новой истории. — М., 2003

    Домашнее задание

    1. Каким образом Кальвин оправдывал деловую активность?

    2. Какие идеи Кальвина легли в основу устройства кальвинистской церкви?

    3. Чем устройство кальвинистской церкви отличалось от католической?

    4. Какими способами католическая церковь боролась с Реформацией?