Какие комнатные растения можно поставить в детской комнате. Методическая разработка по окружающему миру на тему: «Комнатные растения Все о комнатных растениях для дошкольников


Как только на свет появляется новый человек, он постепенно знакомиться с окружающим миром. Заботливые родители способствуют ему в этом, выращивая роскошные растения для детской комнаты. По мере взросления, малыш станет замечать, как зелень формирует новые побеги, когда начинает цвести, а иногда, терять листочки. Наступит момент и ему захочется ухаживать за ними, а это приучит ребенка к труду.

Правильно подобранные растения для детской комнаты помогают создать в помещении экзотичный микроклимат. Они успокаивают малыша, впитывают из воздуха вредные вещества, а некоторые из них источают приятный аромат. В таком помещении приятно проводить время, играть, делать уроки, отдыхать и мечтать о прекрасном будущем.

Поскольку дети любят все трогать руками, а нередко и пробовать на вкус, родителям следует отказаться от некоторых видов растений. Не подходят ядовитые, колючие либо слишком пахнущие варианты, вызывающие аллергию.

Правила размещения вазонов и возраст детей

Когда родители обустраивают жилую обитель для своего ребенка, они стараются использовать только полезные и безопасные вещи. Такой подход следует применять и к выбору комнатных цветов, с которыми малышу придется жить долгое время. К тому же существует несколько основных правил размещения таких растений при озеленении детской комнаты:


  • цветы не должны загораживать попадание света в помещение;
  • их нельзя размещать в зоне активных игр малыша, чтобы исключить возможные травмы;
  • слишком крупные растения могут напугать ребенка в темное время суток;
  • большое количество вазонов может пагубно сказываться на эмоциональном состоянии малыша.

Поскольку цветы ночью выделяют углекислый газ, их чрезмерное количество может вызвать недостаток кислорода. А загромождение пространства, усложняет циркуляцию воздуха.

На каждые 5 кв. м жилой площади желательно располагать 1 или 2 вазона. Вместо 4 маленьких цветов подойдет одно большое растение.

Выбирая, какие цветы должны быть в детской комнате, немаловажно учитывать возраст ребенка. Некоторые считают, что младенцев до 6 месяцев лучше оградить от дополнительных вещей в их месте пребывания. Когда же они начнут осознанно интересоваться окружающим миром, разумно поставить небольшой вазон в поле зрения. Со временем в комнату можно будет добавить еще несколько растений. Главное разместить их так, чтобы кроха не попробовал зелень на вкус, не вывернул вазон на себя и не «задохнулся» от его аромата. Комнатные цветы должны приносить только пользу подрастающему поколению планеты.

Подходящие растения для детской комнаты

Если родители решили разместить в помещении с малышом комнатные цветы, им следует мудро подойти к выбору подходящих растений. Ведь они должны соответствовать таким требованиям:

  • украшать интерьер;
  • содействовать благоприятной обстановке;
  • активно вырабатывать кислород;
  • впитывать вредные вещества из воздуха;
  • вызывать положительные эмоции у ребенка.

Рассмотрим подробнее, какие цветы можно ставить в детской комнате, чтобы достичь поставленных целей.

Сенполия

Этот милый цветок часто называют . Его мясистые опушенные листочки никак не навредят маленьким детям, которые будут внимательно их рассматривать. А изумительной красоты бутончики, подарят массу приятных эмоций. Существует огромное количество сортов и видов этого уникального растения для детской комнаты. Разнообразные формы и раскраски соцветий, безусловно, понравятся малышам, готовых познавать мир, не выходя из дома.

Каланхоэ

Чтобы создать в комнате благоприятную обстановку для детских игр, немаловажно поддерживать в ней чистоту воздуха. является самым подходящим вариантом. Цветок выделяет специальное вещество, способное уничтожать различные микробы, витающие в пространстве. К тому же его сок используют для заживления небольших ран и лечения насморка.

Хризантемы

Растение прекрасно вписывается в интерьер, поскольку имеет крупные разноцветные бутоны. Оно активно выделяет в пространство кислород, очищая воздух от газов, попавших в квартиру с улицы. Такие цветы для детской комнаты можно расположить на подоконниках, подставках либо в крупных горшках на полу.

Существует мнение, что хризантемы впитывают вредные испарения различных растворителей и красок. Поэтому, делая косметический ремонт в доме, желательно вспомнить об этих цветах.

Спатифиллум

Для улучшения качества воздуха в помещении, лучше всего подходит именно это растение. С помощью крупных темно-зеленых листовых пластин, цветок впитывает углекислый газ, выделяя большие порции кислорода. Разместив спатифиллум в детской комнате, можно достичь таких целей:

  • чистота воздуха;
  • умеренная влажность;
  • положительные эмоции в период цветения.

Поскольку цветок не требует особого ухода, это дело можно поручить малышу. Так он постепенно приучится к труду, полюбит природу и разовьет чувство эстетики в своем сердце.


Бегония

Выбирая лучшие цветы для детской комнаты, многие отдают предпочтение бегонии, которая чудесно справляется с ролью чистильщика воздуха в доме. Существует целый арсенал видов и сортов этой милой красавицы. На первый взгляд, кажется, что она колючая и может навредить малышу. На самом же деле эти «шипы» очень мягкие и не способны причинять боль.

Благодаря тому, что листья выделяют эфирные масла в пространство, малыш чувствует себя намного лучше. Ведь они благотворно влияют на дыхательную систему ребенка.

Растение размещают на освещенных местах и обильно поливают. Даже маленькие дети способны ухаживать за таким неприхотливым растением.

Цветы, вызывающие опасения

К сожалению, существует много ярких комнатных вазонов, которые не желательно размещать в помещении для детей. Несмотря на свою привлекательность, они могут пагубно влиять на самочувствие малыша. Поэтому рассудительные родители выбирают лишь полезные растения для детской, чтобы способствовать успешному развитию малыша. Рассмотрим несколько вариантов комнатных цветов, которые могут привести к непредвиденным проблемам со здоровьем у ребенка.

Орхидея

Этот королевский цветок никого не оставит равнодушным. Его нежные бутоны различных тонов можно разглядывать бесконечно. Поэтому их часто покупают для украшения домашнего интерьера. А как изумительно выглядит орхидея в детской комнате! Ребенок может ежедневно любоваться ее красотой и развивать тягу к прекрасным вещам. Но так ли безобидно это растение?

По мнению специалистов, может пагубно влиять на общее состояние человека. Это выражается в таких факторах:

  • бессонница;
  • притупленная головная боль;
  • чувство усталости;
  • аллергические реакции на сильный аромат;
  • уныние или депрессия.

Учитывая эти моменты, мудро задуматься: стоит ли ставить эти цветы в детскую комнату? Многие родители пришли к выводу, что «береженного Бог бережет», поэтому размещают орхидею в прихожих, на кухне или в зимнем саду на балконе.

Фикус

Любители пышной комнатной зелени, часто выращивают вазоны крупных размеров:

Каждый из них имеет свои особенности, поэтому, заботясь о малышах, следует рассмотреть все за и против. К примеру, поместив в детской комнате фикус, важно помнить о его размерах и ядовитости.

Конечно, с помощью этого роскошного растения легко создать неповторимый дизайн помещения для ребенка. Широкие мясистые листья, расположенные на мощном стволе, вызывают небывалое восхищение. Малыш даже может почувствовать себя хозяином джунглей, не выходя из дома. Но если он сломает хоть один листок, может случиться беда.

При любом повреждении фикус выделяет молочко, которое иногда вызывает раздражение кожи. А если оно попадет в глаза ребенку? Пожалуй, никому не хотелось бы проверить эти сведения на себе. Мудрые родители задумаются, прежде чем, поместить фикус в комнате своего ребенка.

Кактус

Говорят, что эти милые колючки цветут один раз на 100 лет. Однако их шикарные бутоны радуют глаз намного чаще. К тому же растение чудесно очищает воздух, поглощая вредные вещества.

Несмотря на такие преимущества, кактус лучше выращивать подальше от детей. Поскольку их любопытству нет предела, колючки могут оказаться большой неожиданностью для них.
Хорошо, если это лишь легкий укол. К сожалению, они могут попасть глубоко в кожу и причинить нестерпимую боль.

Подбирая растения для детской, следует помнить важную истину – практически все растения в ночное время поглощают, как и люди, кислород. Поэтому не стоит ставить в спальню цветы с огромными листовыми пластинами.

Выбираем комнатные растения для детской комнаты - видео


Детская комната немыслима без живых растений. Ребенок познает мир, и ему интересно наблюдать, как цветы растут, формируют побеги и листья, распускают бутоны. Помощь в уходе за комнатными растениями приучает малыша к труду и заботе . От комнатных цветов есть и сугубо практическая польза. Они очищают воздух от вредных микробов и химических соединений, витающих в воздухе, и обогащают комнату дополнительным количеством кислорода.

Какие цветы можно держать в детской комнате? При кажущейся простоте вопроса к выбору нужно подойти ответственно, ведь они должны отвечать основным требованиям безопасности :

  • отсутствие колючек;
  • неядовитые;
  • нейтральный аромат;
  • гипоаллергенные.

Этим критериям отвечают 10 комнатных растений , которые заботливые мамы все чаще выбирают для комнаты малыша.


Очищает воздух от вредных примесей и бактерий, не требует особого ухода . Хлорофитум выглядит очень привлекательно за счет многочисленных стрелок с дочерними розетками на концах. Даже если случайно малыш затянет в рот листья хлорофитума, ему не будет никакого вреда.


Неприхотливое растение, включающее большое количество сортов. Все сорта отличаются окраской и рисунком листьев, а также высотой взрослого растения . Цветет сансевиерия в комнатных условиях нечасто мелкими белыми цветками, но вся красота ее заключена именно в жестких плотных мечевидных листьях. очищает воздух и быстро разрастается при минимальном уходе.


Выделяет в воздух эфирные масла, убивающие вредоносных микробов и наполняющие воздух комнаты чистотой и свежестью. Вырастить лимонное дерево можно из косточки. Малышу будет интересно наблюдать, как из семечка, посаженного им в землю, со временем вырастет экзотическое деревце с желтыми плодами.


В детскую комнату целесообразней поставить молодой гибискус, так как взрослые экземпляры могут достигать в высоту 1,5-2 м и занимать большое пространство в детской комнате. Гибискус цветет красными, желтыми или розовыми цветками и неприхотлив в уходе. Даже при отсутствии бутонов блестящая листва китайской розы украсит интерьер.


Любой вид Каланхоэ подойдет для детской : порадует яркими цветками без назойливого запаха, каланхоэ Лациниата (рассеченное) украсит интерьер резными мясистыми листьями, напоминающими оленьи рога, а поможет вылечить насморк.


Или сенполии, отличный вариант для детской. Фиалки неядовитые – кошки часто любят грызть сочные толстые листья. Большое количество сортов, форм и расцветок бутонов позволяет подобрать лучший вариант. Фиалки неприхотливы в уходе и не требуют специальных условий . Несортовые виды сенполий цветоводы часто сравнивают с сорняками – они практически неубиваемы.


Отлично очищает воздух от пыли и вредоносных бактерий. Выделяет в воздух эфирные масла и благоприятно воздействует на дыхательную систему малыша . предпочитает светлое место и обильный полив. Многие мамы опасаются опушки на листьях и стеблях бегоний. На самом деле, волоски не способны поранить ребенка, так как довольно мягкие на ощупь.


По виду Кипарисовик похож на елочку, только не колется и не способен поранить малыша. Выделяет в окружающую среду полезные для дыхательной системы фитонциды , которые одновременно нейтрализуют бактерии и грибки. Нуждается в частом опрыскивании или освежающем душе, смывающем накопившуюся пыль.


Очищает и увлажняет воздух. Отличается крупными темно-зелеными листьями и эффектными белыми цветками . Не вызовет особых трудностей в уходе и создаст атмосферу счастья и любви, ведь недаром спатифиллум называют «цветком счастья».


Словом «декабрист» часто называют шлюмбергеру и рипсалидопсис. Оба цветка достойны находиться в детской, так как являются родственниками и обладают сходными характеристиками. Уход за ними несложен, зато в зимнее время, когда большая часть других растений отдыхает от цветения, декабрист распускает яркие эффектные бутоны. Если не переставлять горшок, цветение может продлиться 2-3 месяца .

Выбирая комнатные растения для детской, не увлекайтесь и не заставляйте ее большим количеством цветочных горшков. Ограничьтесь 3-4 мелкими или поставьте 2-3 экземпляра среднего размера. Помните, в ночное время растения поглощают кислород и выделяют в окружающий воздух углекислый газ.

Запрещенные цветы для детской комнаты

Исходя из соображений безопасности ребенка, не стоит ставить в детскую цветы с колючками – кактус или опунцию. Также нужно избегать ядовитых растений :

  • адениум;
  • аглаонема;
  • алоказия;
  • бересклет;
  • комнатный паслен (солянум);
  • олеандр;
  • пуансеттия;
  • ятрофа.

Разные части перечисленных растений насыщены ядовитым соком , который при контакте с кожей может вызвать раздражение, а при попадании внутрь – отравление.

Заключение

Если ваш карапуз еще мал, выберите цветы для детской, опираясь на наши советы. Если малыш уже подрос, дайте ему возможность сделать выбор самостоятельно . Это поможет ребенку почувствовать себя взрослым и ответственным за судьбу «зеленых квартирантов». Главное – не ставьте в детскую запрещенные растения, и ваш ребенок будет в безопасности.

Живые растения в спальне малыша создают гармоничную, жизнерадостную среду с чистым и полезным воздухом. Ребенок, наблюдая за ростом и цветением растений, познает мир, учится бережному к нему отношению.

В статье, выбираем цветы для детской с точки зрения безопасности, улучшения микроклимата, простоты ухода.

Требования к растениям:

Приятный внешний вид , радующий глаз.

Выносливость, быстрая восстанавливаемость после возможных повреждений в результате игр непоседливой детворы.

Благотворное влияние на состав воздуха :

  • очищение от пыли и химических ядов,
  • увлажнение,
  • обогащение кислородом и фитонцидами.

Меры безопасности

Выбирая горшки или кашпо, отдавайте предпочтение небьющимся материалам. Если дети нечаянно опрокинут растение, они не поранятся. А вам останется лишь собрать землю обратно.

Размещая цветы в зонах досягаемости малышей, позаботьтесь о том, чтобы горшки были максимально устойчивыми, закрепите их или оградите, чтобы они стали недосягаемыми.

Своевременный уход. Зеленые питомцы приносят пользу, если за ними ухаживают как должно: вовремя поливают, подкармливают и очищают от пыли. В ней скапливаются вредные загрязнители, которые обратно возвращаются в воздух.

Не место в детской комнате

Всевозможным лианам . Их длинные побеги несут определенную опасность. Любопытный малыш может в них банально запутаться.

Растениям, вызывающим аллергические реакции :

лианам (филодендронам, плющам), монстерам, фикусам, герани, папоротникам, молочаям, каланхоэ (его сок у аллергиков может вызывать отек Квинке), катарантусам, рододендронам (особенно в пору цветения).

Справедливости ради, следует сказать, что многие представители из приведенного списка весьма благоприятны для здоровья (герань, фикус или каланхоэ), поэтому не нужно его воспринимать как догму.

Смотрите на самочувствие ребенка. И если решите каланхоэ или фикус все же поселить в спальне, то поставьте его так, чтобы ребятня не смогла контактировать с ними, пока не будет уверенности в отсутствии аллергии.

Растениям с ядовитым соком :

молочаям, плющам, фикусам, филодендронам, олеандрам, ламерам, диффенбахиям, монстерам, спатифиллумам, адениумам, гортензиям, глориозам, бегониям.

Сок этих растений может вызывать кожные ожоги (если сломать ветку, оторвать лист) и отравления, в случае попадания внутрь.

Красиво плодным , чьи ягоды могут стать соблазном их съесть: пасленовым (броваллиям, пасленам, перцу декоративному), биллардиерам, брунфельзиям, пассифлорам.

ВАЖНО : обязательно внушите ребенку, что ломать, срывать листочки и пробовать ЛЮБОЕ растение на вкус - очень опасно.

Сильно пахнущим во время цветения (запах может оказаться аллергеном):

рододендронам (азалиям), жасминам, фрезиям, гардениям, табернемонтанам, гиацинтам, примулам, пеларгониям и др.

Многие из этих цветов очень полезны, поэтому их можно выносить из детской только в пору цветения.

Колючим суккулентам (кактусам), длино- и остролистным растениям . Маленькие дети могут легко пораниться об острые края или колючки, опрокинуть на себя горшок, потянув за длинные листья.

Но когда ребенок подрос и стал сидеть у компьютера, кактусам самое место у монитора, они прекрасно поглощают вредное электромагнитное излучение.

Слишком крупным цветам (монстерам, драценам, диффенбахиям). Привлекательный дневной облик может ночью предстать , пугающим малютку.

Растения для спальни ребенка

Лаванда и лавр идеальны для спальни деток.

Их фитонциды благотворны для психики, успокаивают, замедляют ритм сердца, расслабляют, улучшают сон.

Еще в старину было принято вешать веточки лавра в изголовье , а сухую лаванду клали под подушку.

Мирт, пеперомия, эвкалипт, розмарин - это домашние лекари, дезинфицируют от микробов и обогащают фитонцидами воздух, облегчают дыхание, укрепляют защитные функции неокрепшего организма ребенка, помогают профилактике простуд. Их рекомендуют размещать в спальнях часто болеющих деток.

Мирт успокаивает непоседливых чад, снижает , если таковые появляются. Тонкий аромат расслабляет, дарит хороший сон.

Пеперомия - дружелюбный цветок, настраивает домочадцев на мирный, благостный лад, подавляет негатив. Хороши все виды пеперомии, кроме лазающей.

Эвкалипт улучшает сон, активно увлажняет воздух, способствует быстрому восстановлению после болезней. Не зря его называют «деревом жизни». Энергетика эвкалипта мощная, помогает справиться со стрессом и чужим отрицательным воздействием.

Розмарин освобождает атмосферу дома от низких вибраций, привносит в нее согласие и любовь.

Сансевиерия производит кислород круглосуточно, служит эффективным поглотителем формальдегида, бензола, трихлорэтилена, выделяемого мебелью, половыми покрытиями и пр. Укрепляет иммунитет.

Опасны цилиндрическая (имеет весьма прочные побеги, заканчивающиеся острейшими крепкими шипами) и длинолистная (можно пораниться об острые края листьев, опрокинуть растение на себя) сансевиерии. Эти виды нельзя ставить в комнату совсем маленькой ребятни.

Хлорофитум - настоящий борец за чистоту воздуха, хорошо потрудится в жилье после ремонта или недавно построенном.

Поглощает вредные химические вещества, вырабатывает кислород, нейтрализует излучения электромагнитных источников. Имеет легкую радостную энергетику.

Следите за выбрасываемыми весной побегами, они не должны свисать длинными плетями, срезайте или подсаживайте новые дочерние розетки в материнский горшок.

Спатифиллум (женское счастье, лилия мира) - очень эффективный увлажнитель воздуха и фильтр для ацетона, аммиака, формальдегида, бензола, трихлорэтилена и многих других химикатов. Успокаивает, умиротворяет, радует глаз.

И хотя ее сок ядовит, я включила лилию мира за ее достоинства в этот список. Если вы уверенны, что детвора не будет пробовать растение на вкус, случайно не сломает и не обмажется соком, тогда смело размещайте его в спальне.

Гибискус (китайская роза) ярко оживит комнату. Очистит воздух от загрязнителей, ауру помещения - от напряженности и негативных эмоций. Успокаивает капризуль и шалунишек.

Во время цветения гибискус - недотрога, не любит прикасаний и ощупываний без надобности, а если забудете полить, не обидится.

Бегония очищает от бактерий, грибков и прочих гадостей атмосферу, ионизирует и насыщает ее эфироносами, облегчает дыхание и протекание простуд. Стабилизирует психику детей.

Важно! Любое растение, а также пыль на листочках, плесень и грибки на почве при частых поливах, могут вызвать аллергическую реакцию. Будьте внимательны к самочувствию крохи и сразу убирайте источник аллергии из комнаты.

Несколько советов:

Выбирайте растения вместе с ребенком , учитывая его интересы и желания. Такой шаг учит детей проявлять инициативу.

Ухаживать за цветами самостоятельно позволяйте детям с раннего возраста (лет с 5-ти). Ребята привыкают к труду, становятся добрее, внимательнее к природе и людям. Общение с зелеными подопечными развивает мышление, нормализует психику.

Если заинтересованности нет , можно ее пробудить, купив, а лучше смастерив, оригинальный цветочный горшок в виде любимой игрушки (грузовичка, зверушки) или воплотив любую другую идею.

Резюме

Комната малыша должна быть безопасной и комфортной. Это пространство, где появляются первые фантазии и увлечения, формируются привычки. Чем больше красоты и позитива окружает ребенка, тем более творческим и счастливым он растет. В этом нам помогают комнатные растения.

Подбирая цветы для детской, и приучая к уходу за ними, мы достигаем сразу несколько целей: воспитываем ответственность, заботливость, сопереживание, прививаем чувство прекрасного, расширяем кругозор юного поколения.

Когда ребенок испытывает симпатию к зеленому питомцу, между ними устанавливается невидимая связь, происходит благоприятный обмен энергиями. А потому, не помешает поинтересоваться у сына или дочки, нравится ли цветок, прежде чем селить его в комнате малыша.

Здоровья вам и вашим ненаглядным крошкам!


Елена Вальве для проекта Сонная кантата.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ермаковский детский сад №3 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому направлению развития детей»

«Комнатные растения»

с. Ермаковское

Гуминова С.Н. - воспитатель I кв. категории.

Печатается по решению методического совета МБДОУ «Ермаковского детского сада №3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»

Методическое пособие адресовано для педагогов дошкольных учреждений.

Введение………………………………………………………………………………. стр. 4

1. Комнатные растения в экологическом воспитании дошкольников……………. стр. 4

2. Детско-взрослый проект «Комнатные растения» и его реализация……………. стр.5

Приложение……………………………………………………………………………стр.15

Введение.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. Сейчас много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире.

Если люди в ближайшем будущем не научатся, бережно относится к природе они, погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Это происходит оттого, что детский сад недостаточно уделяет внимания экологическому воспитанию.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.

Комнатные растения в экологическом воспитании дошкольников.

Комнатные растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещения, но и действенным средством воспитания и образования детей. Правильно организованная работа с комнатными растениями расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира.

В экологическом уголке детского сада можно посадить свой огород, где дети сначала будут наблюдать за ростом лука и пшеницы, делать зарисовки в дневнике наблюдений, а потом им доставит удовольствие срезать пёрышки лука и кушать его, добавляя в суп. Нужно обязательно рассказывать детям, что растения «чувствуют» добрых и злых людей, добрые и злые мысли. В доме у хорошего человека комнатные растения всегда растут и чаще цветут. Нужно объяснять детям, что не надо стесняться говорить с растениями, отвечать за них.

Но не каждый ребенок обращает внимание на зеленые растения, не каждый стремится принять участие в уходе за ними. И нередко получается что, ребенок видит комнатные растения, но даже названий их не знает. И приохотить к такой деятельности удается далеко не каждого. Но попытаться все-таки можно и нужно. Как?

Для закреплений названий растений мы с детьми изготовили для них «паспорта», в которых указано место рождения растения, его особенности, условия ухода за ним, размножение.

Затем был составлен детско-взрослый проект «Комнатные растения», он рассчитан на реализацию с младшего возраста до подготовительной группы. Проект дает довольно хорошие результаты.

Детско-взрослый проект группы «Солнышко»

«Комнатные растения»

Участники проекта – воспитатели, дети группы «Солнышко» и их родители.

Руководитель проекта : Гуминова С.Н.

Сроки реализации : 4 года (с младшей по подготовительную группу).

Цель: обогащение знаний и умений правильного ухода за комнатными растениями.

Задачи:

1. учить наблюдать и видеть изменения в росте растений;

2. развивать речь и мышление детей;

3.формировать желание заботится о растениях;

3. составлять сказки и рассказы о растениях, опираясь на полученные знания и используя опорные символы «паспорта растения»

Обоснование проекта:

Недостаточность знаний о комнатных растениях и умений правильного ухода за ними явилась пусковым механизмом для проектной деятельности. Чтобы найти ответ на возникающий у детей информационный запрос была организована работа по поиску необходимой информации.

Комнатные растения являются одним из доступных и важных объектов для воспитания и обучения детей и развития у них элементарной экологической культуры. Часто, трудным моментом в этой работе является то, что многие комнатные растения имеют необычные, труднопроизносимые названия. Для того чтобы облегчить процесс запоминания этих названий, можно использовать сказки.

Так и появилась идея написать сказки, все герои которых могут носить имена, соответствующие названиям комнатных растений. Кроме того, по ходу повествования, дети могут получить и некоторые знания о происхождении растений, правилах ухода за ними, о способах размножения и другие полезные сведения.

деятельности

Форма

работы

Предназначение

Ответственные

Предварительный этап

Подбор литературы, картинок растений с их названиями.

Коллектив.

Повышение знаний о комнатных растениях

воспитатели

Изготовление «паспортов растений»

Индив.

парами

Выработка схем строения и способов ухода за ними.

Гуминова С.Н.

Основной этап

Знакомство с каждым растением

Группов.

Расширение кругозора, знаний о комнатных растениях.

Гуминова С.Н.

Определение детей по уходу за растениями.

Индивид.

Дать возможность самостоятельно выбрать полюбившееся растение

Тщательное обследование

выбранного объекта

Индивид.

парами

Воспитывать умение наблюдать, исследовать, замечать.

Дети

Домашнее задание – сочинить сказку о своем растении

семейная

Включение родителей в деятельность детей в ДОУ, оказание помощи в сочинении сказки.

Гуминова С.Н.

Заключительный этап

Презентация сказки.

Индивид.

Развитие речи, умение донести замысел своей сказки, проиллюстрировать ее.

Дети

Воспитатели

Форма представления результата:

  1. «Паспорта» для комнатных растений.
  2. Рассказы и сказки детей о растениях, составленные по схемам и записанные совместно с родителями.
  3. Иллюстрации к сказкам и рассказам, выполненные детьми.
  4. Видеофильмы с детскими презентациями.

Амариллис

Об этом цветке рассказывает эта легенда

Давным – давно на Земле жила прекрасная девушка и звали ее – Амариллис . У нее был замечательный голос и очень доброе сердце. Где ступали ее ножки, распускались прекрасные цветы. Всем была хороша юная девушка, но злая колдунья превратила ее в цветок и сказала, что расколдовать ее сможет только тот, кто полюбит ее в образе цветка.

Однажды молодой ученый, искавший редкие лекарственные растения нашел Амариллис. Он осторожно выкопал луковицу и посадил у себя дома. Поставил цветок в самое освещенное место и терпеливо ухаживал за ним. Любовь молодого ученого к цветку оказалась настолько сильной, что разрушила чары злой колдуньи и вместо цветка появилась девушка. Они полюбили друг друга и прожили вместе долгую и счастливую жизнь. С тех пор на Земле осталась память о ней в виде прекрасного цветка – Амариллиса, который всегда цветет в начале осени, всегда будет восхищать людей и притягивать к себе их взгляды. Не срывайте Амариллис – пусть цветет! А тот, кто увидит его цветение, будет счастливым. Автор легенды: семья Жжоных.

Рассказ о маленьком мальчике Зигокактусе

В одной стране, в лесу, на дереве жил-был мальчик, и звали его Зигокактус.

Ему было скучно одному, не хватало тепла и солнечных лучей, потому-что ветви дерева закрывали от него солнышко.

Он часто смотрел на луг, который был за лесом. На лугу ярко светило солнышко и стоял красивый домик. Зигокактус решил сходить на этот луг.

Он слез с дерева и долго добирался до домика.

И вот его мечта сбылась, он на лугу где много прекрасных цветов, но его никто не замечал, ведь он не цвел.

Зигокактус не отчаивался, все лето, и осень он нежился под лучами солнышка, его обдувал ветерок и он был счастлив…

И вдруг зимой, он зацвел красивыми розовыми цветами.

Его заметила хозяйка дома и поселила Зигокактус на подоконнике.

Так маленький Зигокактус стал комнатным цветком.

Сказка о Бегонии Рекс

В недалеком царстве государстве жили царь с царицей, и была у них дочь Бегония.

Родители очень любили свою дочку, она была красивая, нежная и немного капризная.

Все свое детство принцесса провела в своем королевстве и очень мечтала, где нибудь побывать, но родители некуда ее не выпускали.

Когда она стала совершеннолетней, то решила убежать из своего королевства….

И вот принцесса Бегония очутилась в прекрасном саду, где повстречала доблестного принца по имени Ухо Наполеона.

Они влюбились друг в друга с первого взгляда.

Принц пригласил Бегонию Рекс в свое государство.

Там они сыграли свадьбу и стали жить поживать и добра наживать.

Сказка о Фиалке

А знаешь ли ты, что цветы тоже, как и мы люди могут плакать и смеятся? А еще они умеют дружить. Не веришь?

Так давай я тебе расскажу историю, о которой мне поведала знакомая Лилия.

Произошла она раннею весной на большом приусадебном участке.

Цветы, проснувшись от долгого сна, сладко потянули свои стебельки к солнышку. Все они были, по-своему очаровательны, но самой красивой среди них была Фиалка. Ее несколько лет назад привез из Южной Африки маленький мальчик, хозяйский сын.

Он с трепетом ухаживал за своей подружкой: каждый вечер поливал, а утром, проснувшись, бежал пожелать ей хорошего дня. И Фиалка отвечала взаимностью.

А как они любили поболтать! Обо всем!

Мальчик рассказывал о школе, друзьях, о том, что его радовало и беспокоило. И Фиалка всегда внимательно его слушала.

Она очень переживала, когда что-то, у ее маленького друга не ладилось, и радовалась, когда все было хорошо.

Когда мальчик плакал, с миниатюрных цветочков Фиалки падали на землю маленькие капельки – слезы.

А когда ее друг радовался, то все цветочки так лучезарно улыбались, что даже солнышко на небе начинало напевать какие-то солнечные песенки.

Вот так дружили мальчик и прекрасная Фиалка, а вы не верили, что люди и растения могут быть друзьями.

Конспект комплексного занятия по экологии в младшей группе

«Комнатные растения»

Предварительная работа:

Рассматривание комнатных растений;

Совместная работа по уходу за растениями;

Работа по схемам "Строение цветка", "Полив комнатных растений", "Потребности растений"

Цель: изучение детьми объектов живой природы во взаимосвязи со средой обитания.

Задачи:

учить детей вести наблюдение за объектом живой природы;

развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы, используя развивающие модели;

воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы; формировать навыки ухода за растениями.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, я сегодня нашла в коридоре в самом углу цветок в горшочке и принесла его к нам в группу (демонстрирует чахлый цветок).

Вы знаете, как он называется? (Хлорофитум)

А у нас есть такой цветок в группе? (Да)

(на стол выставляются два цветка. Дети сравнивают их. Отмечают, что чахлому цветку нужна помощь, т.к. у него тусклые, вялые листочки, земля сухая)

Прежде чем помочь нашему новому другу давайте вспомним - цветок, - это растение? (Да)

А какие растения еще вы знаете? (деревья, кустарники, трава и т.д.)

А вы знаете, что все растения растут из семечка? (Да)

Давайте сейчас, используя карточки, посмотрим, что происходит с семечком, когда его сажают в землю.

Когда цветочек вянет, на его месте появляются плоды. Какие плоды вы знаете? (яблоки, груши, черника, морошка, клюква)

А зачем растениям корни? (чтобы пить водичку)

(демонстрация корней лука)

Ребята, а вы знаете, как водичка по корням поднимается к растению

Демонстрация опыта:

В стакан с подкрашенной водой опустить краешек белой ткани, вода начинает подниматься по ткани вверх.

На месте бумаги я нарисовала землю, кто из вас может нарисовать, что у растения находится в земле, а что над землей (дети рисуют корни, стебель с листочками и цветок).

Скажите, пожалуйста, а у всех растений есть стебель? (Нет, у дерева ствол.)

А сейчас из карточек я предлагаю вам выбрать то, что нужно каждому растению для роста (воздух, свет, вода, тепло, любовь и забота)

Мы с вами все повторили, а теперь пришло время помочь нашему новому другу. Что мы будем делать? (поливать, говорить ласковые слова)

А еще можно рассказать стихотворение (читает ребенок):

Цветовод

Цветочный горшок я использовал классно,

Теперь это всем окружающим ясно.

А раньше казалось - горшок и горшок–

Насыпал земли, посадил корешок.

Сиди, дожидайся: взойдет- не взойдет…

Нет! Был у меня свой особый подход,

Не ждал день-деньской, рано утром вставал,

Водой из кувшина росток поливал,

Держал на свету его, землю рыхлил,

Заботился так, словно друга растил.

А самое главное было потом:

Вверх стебель метнулся и вырос бутон,

И с гордостью можно поведать друзьям:

«Для мамы цветок я выращивал сам!»

(В.Борисов)

Давайте найдем самое светлое место в группе и

поставим туда наш цветочек. Будем каждый день за

ним ухаживать, любить, и посмотрим, что с ним произойдет.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Посадка лука»

Программное содержание:

познакомить со свойствами лука, научить сажать луковицы в землю;

воспитывать интерес к окружающему миру, правильное отношение к здоровью,

учить, как поддерживать его весной (витамины, зеленый лук);

Продолжать формировать представление о том, что растение-живое и ему нужны для роста вода, свет, тепло, что во время развития оно меняется (появляются, растут корни и листья), чтобы проверить, когда лук лучше растет, луковицы можно выращивать в разных условиях.

Предварительная работа: наблюдение за луком, поставленным в банку с водой и еще в одну банку без воды.

Ход занятия

Вот-вот наступит весна солнечная, радостная, теплая. Но весна - трудное время для нашего организма, который становится слабым из-за нехватки витаминов. И тут к нам на помощь приходит: «золотистый» и полезный, витаминный, хотя резкий, горький вкус имеет он, обжигает... не лимон. Что это? (показываю луковицу) В луке содержатся витамины группы С. Эти витамины, защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа. Это луковица. Скажите, каково цвета лук? Какой он формы? Потрогайте его пальцем и скажите, лук твердый или мягкий? Вот сейчас я разрежу луковицу (все меня любят, а как раздевать - слёзы проливать). Понюхайте, чем он пахнет? А почему вы плачете? Да лук щиплет глаза и заставляет всех плакать. Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (дать попробовать лук на вкус и чем-нибудь заесть его). Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов. Если посадить луковицу, то из нее вырастут зеленые листики, зеленый лук. В зеленом луке тоже много витаминов. У лука есть верх (показать его), вот отсюда растет зеленый лук. Покажите, от куда растет зеленый лук? А вот низ лука донце (показать), скажем, все вместе: "донце". Покажите где донце у вашего лука? Лук надо сажать донцем вниз. Посмотрите, как я буду сажать? "донцем вниз". Я сажаю с некоторым усилием, а чтобы луковица дышала и грелась на солнце не очень близко друг к другу, чтобы не было тени. А сейчас возьмите луковицу правильно донцем вниз и посадите на нашу грядку. Нам осталось обильно полить, чтобы разбудить корешки к жизни. С помощью ребенка поливаем посадку лука. Давайте поиграем в игру "Расти, расти лучок". Вы будете луком. Я сажаю лук в землю, донцом вниз. Все присели. Теперь я беру лейку и поливаю вас водой, вот лук начинает расти, у него появляются зеленые листики (дети приподнимаются медленно), лук все растет и растет. Зеленый лук становится большим-большим, вот и вырос наш лук (дети выпрямляются), что мы будем делать с нашей посадкой, чтобы лучок быстрее вырос? (поливать, поставить на свет и в тепло).

Лук растет на огороде,

Он большой хитрец в природе,

В сто одежек он одет,

Ребятишки на обед

Не хотят его срывать,

Зачем слёзы проливать!?

Конспект открытого занятия по экологии

"Аптека на подоконнике" из цикла "Растения лечат".

Цель:

закрепить и систематизировать знания о растениях (комнатных и лекарственных)

Задачи:

расширить представление детей о лекарственных растениях (алоэ, каланхоэ, золотой ус, плющ обыкновенный); познакомить и исследовать их лечебные свойства;

воспитывать любовь к комнатным растениям, желание ухаживать за ними; развивать речь детей.

Методы активизации детей: сюрпризный момент, дидактические игры, беседа,

загадки, инсценировка, примеры из жизни детей, оказание помощи больным, трудовая деятельность, рефлексия занятия.

Материал :

серия открыток “Лекарственные растения”; инструменты для ухода за растениями;

дидактический материал; игрушки Нюша и Матрешка; корзинки с карточками; посуда для приготовления лекарства; игрушечные телефоны; комнатные растения; костюм Доктора Айболита; «Волшебное дерево».

Способы организации детей: фронтальный, микрогруппы

Предполагаемый результат:

Расширят представления о комнатных лекарственных растениях,

Закрепят знания о комнатных растениях,

Пополнят свой словарный запас.

План занятия:

Общение с гостями,

Игра «Где спряталась матрешка»

Загадки

Игра “Вспоминай, быстро называй”

Дидактическая игра “Кузовок”

Сценка.

Сюрпризный момент

Примеры детей из жизни.

Знакомство с комнатными растениями

Приготовление лекарства для зверей

Трудовая деятельность детей

Приход Доктора Айболита

Итог занятия

Рефлексия «Волшебное дерево».

Ход занятия

Воспитатель. Поздоровайтесь ребята с гостями (знакомство гостей с комнатными растениями)

Сегодня мы с вами поговорим о растениях. К нам в гости пришла Матрешка и она хочет поиграть с вами в прятки. Поиграем с ней.

Игра «Где спряталась матрешка»

С какими растениями вы играли в прятки?

Послушайте загадки. (Иллюстрации отгаданных растений располагать на доске.)

Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня (крапива ).

Нарядные платьица, желтые брошки. Ни пятнышка нет на красивой одежке (ромашки) .

Колючий куст с шипами и полезными плодами (шиповник)

На зеленой хрупкой ножке вырос шарик на дорожке.

Ветерочек прошуршал и развеял этот шар (одуванчик).

Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок, синеглазый …(василек )

– Молодцы, справились с загадками. А как можно назвать все эти растения?

Правильно, лекарственные. А почему эти растения называют лекарственными?

– Чтобы узнать какие еще лекарственные растения вы знаете, я предлагаю поиграть в игру “Вспоминай, быстро называй”.

Играют 8–10 человек.

Дети выстраиваются в одну шеренгу. Тот, кто правильно называет лекарственное растение, делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто назвал больше всего растений и оказался впереди всех.

– Вижу, названия лекарственных трав вы знаете, но сможете ли вы их распознать?

Все травы перемешались у меня в корзинках, помогите разобрать их.

Проводится дидактическая игра “Кузовок”.

Каждому ребенку предлагаются 1–2 карточки с лекарственными растениями, каждая из которых разрезана на 6 частей.

Ребенок должен собрать цельное изображение какого-либо растения и назвать его.

– А теперь, расскажите, об этих травах – как называется растение, где растет и для чего используется.

(Вызывается несколько детей, каждый из них по выбору рассказывает о каком-то одном растении.)

Ребята, а вы знаете, из каких частей состоит растение?

Правильно из корня, стебля, листьев, плодов и цветов. У некоторых растений в лекарственных целях используют все растение, а в других либо листья, либо цветы.

После ответов детей раздается телефонный звонок. Разыгрывается сценка.

Воспитатель. У меня зазвонил телефон.

– Кто говорит?

– Слон.

Воспитатель. Что вам надо?

– Микстуру.

Воспитатель. Для кого?

– Для сына моего.

Воспитатель. Что случилось?

– Кашель, у него сильный кашель. Не дает ни спать, ни читать.

Воспитатель. Хорошо, хорошо. Пришлю вам сегодня микстуру.

А потом позвонили цапли.

– Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись.

Воспитатель. Хорошо, запишу. Капли вам непременно пришлю.

А потом позвонил медведь, да как начал как начал реветь.

Воспитатель – Погодите, медведь, не ревите. Объясните, чего вы хотите?

Но он все “Му” да “Му”, а к чему, почему – не пойму.

Повести, пожалуйста, трубку.

– А потом позвонила свинья:

– Нельзя ли прислать пластыря? Я сегодня поцарапала спинку, и болит у меня щетинка.

Воспитатель – Где я пластырь возьму? Хорошо, свинья, я вам помогу.

– И такая дребедень целый день, целый день. То олень позвонит, то тюлень.

Воспитатель. Подождите, кажется снова с кем-то беда. Да… Ребята, да это же Нюша. Мы с ней хорошо знакомы. Нюша со своими друзьями помогает нам учиться считать и писать. Нюша, что случилась? Почему ты в слезах?

– Мне сегодня Лосяш подарил чудесный букет цветов. А у меня насморк, и я не чувствую их аромата.

Воспитатель. Что такое, все сегодня разболелись. Как же нам помочь Нюше, слоненку, цаплям и свинке? Из чего приготовить лекарства? Травки, которые мы засушили на зиму, уже кончились, а новые еще не выросли. Что же нам придумать?

Ребята, а вы как думаете, из чего нам можно приготовить лекарства? (Выслушать предположения детей.) Ой, я кажется, догадалась. Внимательно посмотрите вокруг. Догадались?

Воспитатель. Задумывались ли Вы о том, что самые обычные комнатные растения, которые растут в вашем доме, кроме красоты и уюта могут подарить вам еще и здоровье? Они – наши самые верные и близкие друзья и защитники.

Каждый из нас наверняка хоть раз в жизни лечил какую-нибудь болезнь лекарственными травами, купленными в аптеке или сорванными в лесу. Расскажите, пожалуйста.

Примеры детей из жизни.

Достоинства комнатной "аптеки" очевидны – это и красота, и доступность, и чистота воздуха, и даже биоэнергетическая обстановка в квартире.

– Сегодня я расскажу вам о комнатных растениях, которые помогают людям справиться с некоторыми болезнями.

Отгадайте загадку:

Лист горбочком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет;

Зато лечит нас в любой день и час.

На нашем окне живёт привычный всем комнатный цветок – алоэ, или попросту, столетник.

Родной дом алоэ – жаркие пустыни Южной Африки. Если бы мы встретились там с ним – не узнали. Перед нами были бы высокие деревья с тонкими искривлёнными стволами: лес, в котором почти не бывает тени. Трудно там живётся алоэ. Бывает, месяцами, а то и целого года, не дождёшься дождя. Приходится заранее, при любом дожде запасать воду в листьях, а потом понемножку её расходовать. «По привычке» и у нас, в комнатах, напитывает алоэ свои листья соком. Хотя здесь засуха ему не страшна, пей, сколько хочешь.

Сок у алоэ не простой. Каждый знает: порежешь палец или выскочит нарыв – лучше всего приложить чисто вымытый кусочек листа алоэ, сняв с него кожицу. И рана быстро заживёт. Ещё, алоэ называют столетником. Может, назвали алоэ столетником, потому-что кто дружит с этим деревцем-врачом, сам может дожить до ста лет?

– Нюша, этот цветок поможет вылечить твой насморк.

Ребята, может быть, кто-то из вас знает, как можно приготовить капли от насморка из листьев алоэ? (Выслушать предположения детей.)

Из листочка мы выжмем сок, смешаем его с несколькими каплями меда, и лекарство готово. Давай закапаем тебе нос. Как теперь, ты чувствуешь аромат цветов? (Герань)

Нюша - Какой приятный запах.

– Что ж, и для других зверей нам надо приготовить лекарства. Посмотрите на этот цветок. Он также нам пригодиться. Попробуйте сами описать его. (У него прямостоячий стебель, листья овальной формы, темно-зеленого цвета, кожистые, хрупкие.)

А называется он – КАЛАНХОЭ

Сок каланхоэ применяют только как наружное средство для лечения язв, кровоточащих ранок, царапин, а также при пересадке кожи. В этих случаях на поверхность раны накладывают 4–5 слоев марли, обильно смоченной соком каланхоэ.

Сок каланхоэ используется при лечении десен – снижает кровоточивость десен, снимает зуд. Так что вылечить царапины на спинке у свинки мы можем с помощью листочка каланхоэ. Нам надо снять пленку с нижней части листа и приложить его к ранке. Вот и готов цветочный пластырь.

Следующий замечательный доктор, которого можно встретить в наших домах, это дихоризандра, или всем известное, как золотой ус, венерин волос, живой волос, кукурузка, домашний женьшень.

Родина золотого уса – Южная Америка. Это вечнозелёное, многолетнее растение. Целебными свойствами обладает растение, у которого на усах имеется не менее 9 суставчиков коричнево-фиолетового цвета. При хорошем уходе золотой ус иногда цветёт. В народной медицине золотой ус применяют как средство для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, лёгочных и глазных болезней, для заживления ран, ушибов, ожогов.

Из листьев золотого уса мы приготовим для цапель капли (залить горячей водой) от болей в желудке. Заварим листики горячей водой, оставьте настаиваться. Пить настой горячим за 30 мин до еды.

Следующий домашний доктор, который встречается дома, это плющ обыкновенный.

С лечебными целями используют неодревесневшие надземные побеги, реже подземную часть. Отвар листьев применяют при кашле на почве острого и хронического бронхита, пневмонии. Хороший результат даёт его употребление при воспалениях органов пищеварения – гастритах, энтеритах, колитах. Наружно применяется при мозолях, бородавках, полипах, гнойных ранах, ожогах. Полезен плющ от болезней горла и очищает дыхание.

Из листьев плюща мы приготовим лекарство для слона (залить горячей водой) Заварите приготовленный сбор трав горячей водой, оставьте настаиваться. Пейте настой горячим за 30 мин до еды.

Комнатные растения не только наши большие друзья, но и домашние доктора. Чтобы мы могли вовремя получить первую помощь, надо позаботиться о наших докторах.

В: Ребята, в детский сад приехал Доктор Айболит, который ходит по группам и осматривает растения, он считает своим долгом помочь им и посоветовать ребятам, как ухаживать за растениями. Но мы, давайте покажем Доктору Айболиту, что умеем ухаживать за растениями, и приведём их в порядок.

Посмотрите внимательно на растения, как они выглядят, и какой уход им требуется. А работать будете в парах: (Дети договариваются, выбирают растения требующие уход)

Доктор Айболит:

Здравствуйте, ребята! Скоро наступит весна, многие растения за зиму ослабели, а слабым надо помогать. Мы сейчас вместе посмотрим, где они стоят, как выглядят. Вы будете называть их, а я проверю почву, их листочки, стебли, скажу, здоровы ли они. Если надо выпишу рецепты.

Д.А: Аня, что означают ваши схемы? (ответы детей)

Аня: Мы выбрали растение, которое называется Бегония Рекс, и будем очищать пыль с листочков, и рыхлить землю.

(Выясняет, как часто и какой водой дети поливают растения, делается ли рыхление, опрыскивание, даёт рекомендации.)

Д.А: Ваши растения чувствуют себя очень хорошо. Но так как зимой мало света, растениям нужна подкормка. Дарю вам пакетик с удобрением, которое разводится в воде, вносится в почву.

До свидания, ребята, через три недели я снова вас посещу, чтобы посмотреть на земных пациентов, как выполнена рекомендация.

Дарит детям подарок.

Дети моют руки.

4.Итог занятия.

Рефлексия “Волшебное дерево”.

В: Ребята, если вам сегодня было интересно, если вы любите трудиться и ухаживать за комнатными растениями, то повесьте на дерево красные листочки. А если было неинтересно, скучно – чёрные листочки.

Аргументировать свой выбор.

Предложить гостям выбрать листочки и тоже аргументировать свой выбор.

Вопросы для гостей:

Что вам понравилось на нашем занятии?

Узнали ли вы, что-то новое?

А лечились ли вы лекарственными травами?

Есть ли у вас дома лекарственные растения?

А в вашем детском саду есть лекарственные растения?

А кто у вас за ними ухаживает?

Дорогие гости нам очень приятно, что вам понравилось наше занятие, что вам было интересно, что вы узнали что-то новое, спасибо за внимание.



Оформляя детскую комнату, родители всегда тщательно выбирают отделочные материалы, мебель, текстиль и даже игрушки. Любые предметы, в окружении которых будет расти ребенок, должны быть, в первую очередь, безопасными. Ведь для всех мам и пап очень важно, чтобы их малыш был здоровым, веселым, рос хорошо и дышал чистым воздухом…

Многие мамы именно с целью очистить в помещении воздух и насытить его кислородом помещают в детской самые разнообразные растения. Вот только, к сожалению, немногие задумываются о том, какие цветы будут действительно добрыми соседями их чаду. Пришло время поговорить на эту тему. Итак, какие комнатные растения можно разместить в детской комнате?

Начнем со списка «ЗА»
Лучшими соседями детям станут комнатные растения, обладающие фитонцидными свойствами. Именно такие растения вырабатывают наибольшее количество биологически активных веществ, которые убивают вредные микроорганизмы или подавляют их рост и развитие. Доказано, что количество патогенных микроорганизмов в комнате с растениями-фитонцидами на 50 % меньше. Если в комнате растения подобраны правильно, то достаточно 30 минут нахождения в их окружении, чтобы восстановились защитные функции организма.


Хлорофитум хохлатый

Итак, первый кандидат на свой угол в детской комнате - это . Красивое, довольно распространенное растение. Кроме того, что хлорофитум хохлатый абсолютно неприхотливое растение, а значит, не будет отвлекать родителей от общения с ребенком, это еще и уникальный природный фильтр. Растение способно очищать воздух от различных химических примесей и даже вирусов и болезнетворных бактерий. Факт, что в домах, где растет много хлорофитума, реже болеют гриппом.


Герань

На втором месте в списке «зеленых друзей» разместилась , или пеларгония.
Трудно найти человека, который не слышал бы о полезных свойствах этого растения. Герань, как и хлорофитум хохлатый, является мощным фильтром, обеззараживающим воздух. Кроме того, листья герани помогают вылечить насморк. Само же растение неприхотливо и часто радует глаз своими роскошными соцветиями-зонтиками. Однако пеларгония имеет специфический запах, который некоторых людей заставляет отказаться от такого соседства.


Лимон

Третье место досталось цитрусовым. Не играет большой роли, будет расти в детской комнате лимон, апельсин или мандариновое дерево. Эфирные масла, которые содержат эти растения, также обладают прекрасными бактерицидными свойствами. Кроме того, растения семейства цитрусовых обладают успокаивающим эффектом, снимают раздражительность и усталость, даже помогают решить проблемы беспокойного сна. И если ваш ребенок слишком активен или раздражителен, поставьте в его комнате лимонное или апельсиновое деревце.

Вовсе не обязательно, чтобы ваш цитрусовый постоялец плодоносил. Полезными свойствами обладают не только плоды или цветки растения, но даже его листья. Чтобы почувствовать знакомый каждому аромат лимона или апельсина не обязательно искать цветки или плоды, достаточно просто растереть в руках листочек этого растения. Поэтому не выбрасывайте в следующий раз косточки, а посадите их в землю.


Хризантема

Еще один фаворит детской - это Растение отлично фильтрует и обеззараживает воздух. А наши предки обязательно высаживали в доме или возле него хризантемы, чтобы те могли защитить домочадцев от сглаза.


Цикламен

Успокоить капризного малыша может помочь цикламен . Это растение лучше поставить в комнату уже подросшего малыша, потому что флюиды цикламена способны разбудить в ребенке творческое начало и желание взаимодействовать в коллективе. Цикламен в паре с хлорофитумом хохлатым - полезный во всех смыслах декор интерьера детского сада. Итогом работы этого тандема становится чистый воздух и дружелюбная обстановка в детской группе.


Папоротник

Сконцентрироваться на главном и сгладить стрессовую ситуацию поможет . Папоротник защищает от бессмысленной траты времени и усилий, помогает сконцентрироваться на важных вещах и расставить приоритеты.


Гиппеаструм

Еще одно комнатное растение идеально подходящее для детской комнаты - это
Растение выделяет в воздух вещества, уничтожающие вирусы и бактерии. Кроме того, гиппеаструм выделяет алкалоиды, вещества, которые положительно влияют на нервную систему человека. Такой «комнатный питомец» отлично подойдет для детской комнаты, хозяин которой склонен к проявлениям гиперактивности или беспокойно спит.

Чрезмерную активность и раздражительность ребенка помогут усмирить душистые травы. Живой аналог аромалампы - небольшой вазон с мятой перечной, мелиссой лимонной и лавандой. Подросший ребенок может самостоятельно ухаживать за импровизированным «огородиком» и отщипывать листочки для чая. Сами же душистые травы будут очищать воздух комнаты и насыщать его приятными расслабляющими и успокаивающими ароматами.

Каланхоэ Алоэ


Каланхоэ и алоэ еще одни представители комнатных растений, которые должны быть, если не в детской комнате, то в доме, где есть дети.
Во-первых, это растения, обладающие мощными фитонцидными свойствами. Во-вторых, это настоящая аптечка на вашем подоконнике. Ведь соком каланхоэ лечится насморк, а алоэ обладает выраженными заживляющими свойствами.

В списке подходящих для детской комнаты растений также входят и фикус, гибискус, кофе аравийский, мирт и лавр, аспидистра и плосковеточник восточный, аспарагус, розмарин и спатифиллум, бегония цветущая, гардения и толстянка, филодендрон, сансевиерия и пеперомия.

Можно, но осторожно
Комнатные растения в детской комнате нужны. Ведь они не только очищают воздух, подавляют рост бактерий, простейших микроорганизмов и микроскопических грибов, аккумулируют пыль и токсины, но еще и благоприятно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка.
Вот только размещать даже полезные растения в комнате ребенка следует с осторожностью. Если разместить слишком много комнатных растений в детской, то по ночам они будут резко сокращать количество кислорода в комнате. Ведь, как известно еще со школьных уроков биологии, растения поглощают не только углекислый газ, но и кислород. Поэтому в комнате до 12 квадратных метров будет достаточно одного крупного растения или 3-4 мелких.

Озеленяя комнату вашего ребенка, соблюдайте несколько простых правил:

1. До 6 месяцев размещать растения в детской комнате не рекомендуется вовсе, так как это дополнительная нагрузка на иммунную систему ребенка.

2. Когда малышу исполнится 6 месяцев, в его комнате можно разместить первые растения. Выбирайте растения без сильного запаха (любимая многими герань не подойдет). Помните, что даже для грудного ребенка комнатные растения это, в первую очередь, объект изучения. Поэтому поставьте его на видное место, чтобы ребенок мог его рассматривать.

3. С 12 месяцев и до 2 лет, когда ребенок начинает ходить, а потом делает свои первые шаги, из зоны непосредственного доступа ребенка следует убрать любые растения. Идеальным вариантом станут подвесные кашпо или полки, расположенные выше уровня, до которого может дотянуться ребенок. Комнатные растения, установленные на неустойчивых поверхностях или на пути ребенка, который еще не контролирует в полной мере свои движения, это потенциальная опасность получения травм. Кроме того, ребенок может попробовать растение и на зуб. А большинство даже полезных растений, например, алоэ, имеет весьма неприятный вкус.

4. В возрасте с 2 и до 5 лет, каждая мама знает, ребенок начинает активно задавать вопросы в формате «а почему?». Комнатные растения для таких малышей могут стать настоящей находкой. Ведь согласитесь, процесс развития растения лучше показать на живом примере, нежели на словах. В этом возрасте ребенку уже можно поручить самостоятельный уход за комнатными растениями в его комнате. Так воспитывается ответственность и трудолюбие.


Запретный список

А сейчас список запретных растений. Дети любопытны, и потому комнатными растениями им мало просто любоваться, порой хочется потрогать и даже проверить на вкус. А значит, список приглянувшихся в цветочном магазине растений нужно обязательно сверить с
запретным.

Паслен Дифенбахия Аглаонема

Это растение имеет ядовитые плоды.
Дифенбахия и аглаонема. Эти растения выделяют сок, вызывающий чувство жжения. Способно спровоцировать тяжелые аллергические реакции.

Алоказия крупнокорневая Олеандр

Как и дифенбахия, это растение выделяет очень жгучий сок. Но в соке алоказии также содержатся синильная кислота и алкалоиды, способные спровоцировать различные дерматиты.

Растение ядовито, а запах цветов может вызвать обморочное состояние. Это растение не подходит для выращивания в доме.

Молочай Плющ обыкновенный

Молочай (синадениум) . Сок этого растения очень токсичен. При попадании сока на кожу появляется сильный отек и покраснение, а при попадании в глаза от этого сока можно ослепнуть.
Помните! За комнатными растениями, а особенно теми, которые вы разместите в детской, нужно постоянно ухаживать. Причем уход за цветами не должен сводиться только к регулярному поливу. Цветы нужно протирать от пыли, своевременно пересаживать, вносить питательные смеси и так далее. Тем самым, вы не только поддерживаете чистоту в доме, но и помогаете своим растениям фильтровать воздух и в большей мере выделять в воздух полезных веществ. Когда ребенок подрастет, обязательно вовлекайте его в процесс ухода за комнатными растениями. Это нехитрое, но весьма увлекательное занятие способствует развитию малыша, формированию у него чувства ответственности и самостоятельность.

Татьяна ПРУС