Социальное равенство и равноправие. Возможно ли равенство между мужем и женой в супружеских отношениях? Возможно ли в обществе равенство между людьми

Этот вопрос встаёт лишь перед крайне ограниченными людьми, например, христианами. Их-то посадили на ложные постулаты крепко. Если можно молится на распятие, то о здравости говорить не приходится.
РАВЕНСТВО, СВОБОДА БРАТСТВО- это лозунг масонов и большевиков.
ОН ложный, как и вся их философия- сначала интернационализма, позже, более "утончённая" философия космополитизма.
Не может быть человек гражданином мира. Он может быть сыном своего народа (нации). Но не всех народов сразу.
Может быть ещё "перекати-поле" или "иваном не помнящим родства"- это те, кто потеряли вместе с совестью- ПАМЯТЬ. А без памяти человек- животное, амёба.
Так и Равенство-оно просто Природой не предусмотрено.
"Не поравнял Бог лес, не поравнял и людей"- так говорят в народе испокон.
Один родился умным, другой ущербный,
Один красивый-другой уродлив
Один заботится о Родителях, другой-наплевал на долг и обязанность.
Различий между людьми больше, нежели схожести. И это есть- веление СВЫШЕ.
КАК МОЖНО УРАВНЯТЬ УБИЙЦУ И НРАВСТВЕННО, ДУХОВНО ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА? В чём их можно уравнять? Обоим дать одни и те же социальные защиты? И обожание общества?
А между прочим, властвующая клика, уже посадила народ на шаблоны и образчики уродства и безнравственности и огромное количество именно безнравственных,растленных излишеством людей, получают в обилии "любовь" публики. Такие как Борька Моисеев, Алла Пуачева (настоящая фамилия Певзнер)
Оказывается одно-два поколения...и от нравственности великого народа остаются крохи. Вот она...всеохватная сила неруских СМИ.

«Возможно, равенство – это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом» (О. Бальзак).

Возможно ли становление равенства? Одни видят в нём огромную пользу и уверены, что оно реально. Другие утверждают, что в условиях современного общества становление равенства невозможно.

Равенство – положение людей в обществе, обеспечивающее их одинаковое отношение к средствам производства, одинаковые политические и гражданские права, равноправие.

Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-либо делать.

Виды прав:
 личные;
 политические;
 социально-экономические;
 культурные.
Сущность данного высказывания О. Бальзака состоит в том, что равенство является правом, но общества, в котором все люди равны, не может существовать. Это высказывание актуально до сих пор, т. к. социальное неравенство является предметом изучения современных учёных-социологов.

Данное высказывание соответствует взглядам социалистов. Социализм - экономическая, социально-политическая система социального равенства, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества. Это высказывание также соответствует теории правового государства, по которой законы в равной степени относятся ко всем без исключений.

С позиций прагматизма, равенство является сильным социальным регулятором. Я считаю, что обществу, где господствует равноправие, и люди имеют одинаковый доступ к средствам производства, не грозят революции и социальные конфликты. В атмосфере всеобщего равенства не может возникать противоречий, а значит и столкновений. Тогда получается, что каждый человек должен стараться приблизить к данной модели государство, гражданином которого он является?

Но, с позиций экзистенциализма, все стремятся улучшить уровень своего существования. Из этого следует неравномерное распределение доходов, разным становится уровень влиятельности индивидов... Всё отражается на положении человека в обществе или же его социальном статусе. В зависимости от социальных статусов формируются социальные слои, образующие социальную стратификацию, главным принципом которой является социальное неравенство.

Это высказывание также подтверждается биологической точкой зрения. Люди рождаются уже неравными: каждый ребёнок обладает определёнными врождёнными способностями, отличающими его от других. Кроме того, истории известны случаи дискриминации людей по внешности – теория Гитлера о превосходстве арийской расы, конфликт «белых и чёрных» в Америке, где индейцам до сих пор запрещено выезжать из своих резерваций. В современности также существуют фашистские группировки, ставящие свою расу выше всех остальных.

Поэтому я считаю, что равенства никогда не было. Пусть в первобытном обществе люди и не отличались друг от друга ни материальным положением, ни наличием особых прав (отличия появляются лишь с возникновением земледелия и скотоводства), люди всё же различались и физической подготовкой, и личными качествами, а, следовательно, они имели разный доступ к ресурсам (добычу получит тот, кто сильнее и ловчее). В рабовладельческом обществе (по формационной теории К. Маркса) права, доходы и власть распределялись неравномерно: всё зависело от происхождения человека. То же происходило и в феодальном обществе, изменился только способ производства, и у крестьян по сравнению с рабами было больше прав (могли иметь своё хозяйство и средства производства, семью…). При капитализме начинали появляться признаки равноправия, но доступ к средствам производства всё же оставался разным. При социализме, провозглашённом в начале 20 века как общественный строй некоторых стран, равенства тоже не было. Так Декрет о земле, принятый в России в 1917 году привёл не к равенству, а к диктатуре рабоче-крестьянских масс и ущемлению прав дворянства и интеллигенции. Также небезызвестны жестокие репрессии (борьба с вредительством, «дело врачей», гонения на деятелей культуры и искусства), которые делали бесправными определённые слои общества. А сформировавшийся позже слой номенклатуры, пользовавшийся явными привилегиями и в доступе к средствам производства, и процветающее «телефонное право» окончательно опровергает существование равенства в СССР.

Следует согласиться с данным высказыванием О. Бальзака, что равенство является правом, но общества, в котором все люди равны, не может существовать. Равенство может предотвратить революции и социальные конфликты в обществе, но стремление людей повысить свой социальный статус, неравномерное распределение доходов и власти делают его нереальным. В современном мире дети ограничены в правах, существует неравенство между мужчиной и женщиной… Не смотря на то, что Конституция Российской Федерации утверждает, что все равны перед законом и судом (ст. 19), заголовки СМИ всё чаще пестрят фактами коррупции и несправедливости властей к «простым людям». Верить этому или нет – личное дело каждого, но может не зря В. И. Ленин говорил: «Равенство по закону не есть еще равенство в жизни»?..

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь. Отвечает Европейский совет по фатвам и исследованиям. Жена равна мужу в брачных отношениях. Священный Коран назвал каждого "половинкой пары", так как каждый несет ответственность за заботы и чувства другой половины, и таким образом они оба формируют полную пару. Аллах говорит: "[Другое] из знамений Его - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и [взаимную] благосклонность между вами. Воистину, во всем этом - ясные знамения для людей, которые размышляют" (Коран, 30:21); а также:" Аллах одарил вас супругами из вашей среды, дал вам от них детей, внуков и наделил вас благами" (Коран, 16:72). Видно, что оба аята равным образом обращены и к мужчинам, и к женщинам, поскольку нет свидетельств того, что они обращены исключительно к мужчинам. Тем не менее, аят, в котором Аллах обращается только к мужчинам, сопровождается утверждением, что мужчины и женщины равны в пределах брака. Аллах сказал: " Вам разрешается близость с вашими женами в ночь, предшествующую посту. Ваши жены для вас - одеяние, а вы - одеяние для них " (Коран, 2:187). Здесь мы видим, как безукоризненно Аллах описал отношения мужчин и женщин друг к другу, как "одеяния" друг друга, что отражает близость и теплоту. Однако это равенство в принципе не противоречит факту существования конкретных обязанностей и обязательств у каждого участника этих отношений, например, обязанностей мужчины защищать и содержать жену и семью, которая называется къавама. Аллах сказал в Коране: "Мужья - попечители [своих] жен, поскольку Аллах дал одним людям преимущество перед другими и поскольку мужья расходуют [на содержание жен] средства из своего имущества" (Коран, 4:34). Красота стилистики Корана отражена в словах "Аллах дал одним людям преимущество перед другими" , а не просто отдал предпочтение мужчинам над женщинами, поскольку у мужчин есть преимущество в одних аспектах, а у женщин в других. Это особенно касается эмоционального аспекта, поскольку именно мужчина обязан заплатить брачный дар, известный сегодня как калым или махр, а также материального аспекта, поскольку именно он должен создать супружеский дом и содержать его. Поэтому, если мужчина как-то пытается навредить этой семье, он первый же от этого и пострадает. Коран также подчеркнул, что обязанности и обязательства обеих сторон совершенно равны за несколькими исключениями. Аллах сказал: "Женщины имеют [по отношению к мужьям] такие же права, как и обязанности, согласно шариату и разуму, хотя мужья и выше их по достоинствам " (Коран, 2:228). Ибн Аббас сказал: "Я украшаю себя для жены, как и она это делает для меня”, и затем привел в доказательство предыдущий аят. Имам Аль Табари истолковал встречающийся в аяте термин дараджа (или степень) как дополнительные брачные обязанности и обязательства. Другие истолковали его как синоним ранее упомянутого термина кавама, и оба эти толкования верны. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветстсвует) возлагал ответственность на каждого партнера в браке, как это следует из хадиса, переданного от Ибн Умара: " Каждый из Вас – пастырь, и каждый отвечает за свою паству. Мужчина пастырь своего семейства, и он отвечает за них, а женщина пастырь в доме мужа, и она отвечает за него” (Аль-Бухари и Муслим). Ответственность женщины в пределах ее супружеского дома обязывает ее играть образовательную и совещательную роль по отношению к мужу, поскольку она советует ему и желает ему только лучшего. Она должна призывать его к одобряемому всякий раз, когда он так не поступает, и запрещать ему порицаемое. Поскольку это обязанность каждого мусульманина по отношению к другим, например, сына по отношению к отцу, ученика – к учителю, гражданина – к правителю. Однако этот призыв к одобряемому и запрещение порицаемого должен быть в рамках предписаний, упомянутых учеными в достоверных книгах и ссылках. Аллах говорит: "Верующие, как мужчины, так и женщины,- друзья друг другу: они призывают к одобряемому и отговаривают от порицаемого" (Коран, 9:71). Таким образом, брачные отношения ни в коем случае не отменяют призыв к одобряемому и запрещение порицаемого, а, наоборот, поощряют их. Мы знаем, что когда наши праведные предки отправлялись из дома работать, торговать или странствовать, их жены напоминали им перед этим: “Не возвращайся с харамом, ибо мы сможем перетерпеть голод и холод, но мы никогда не вытерпим жар адского племени и гнев Всемогущего!” Поэтому, если женщина видит, что ее муж не выполняет обязательные молитвы, она должна мягко посоветовать ему совершать молитвы, а если она видит,что он употребляет алкоголь, она должна посоветовать ему не пить то, от чего исходит все зло. Она должна также посоветовать ему беречь религию, веру, имущество, детей и семью, а не следовать в поступках за сатаной. Что касается вопроса о том, властен ли муж над своей женой и до какой степени, то ответ на него таков, что у мужа есть право на упомянутую выше кавама. Но это право дает ему власть не беспредельную, а ограниченную предписаниями Шариата и общества, в котором он живет. Согласно Священному Корану семейное право имеет два ограничения: Во-первых: божественное ограничение, то есть [ограничение] от Аллаха. В Коране оно упомянуто как "границы Аллаха" и многократно встречается там, где идет речь о семье. Во-вторых: человеческое ограничение, которое упомянуто в Коране как "маруф" или благое, то есть то, что ценится и признано людьми разумными, культурными и мудрыми. Что касается первого ограничения, то по поводу развода в Коране сказано: " Таковы законы, установленные Аллахом. Так не нарушайте же их. А те, кто не соблюдает законы Аллаха,- нечестивцы" (Коран, 2:229). И далее: " Это - законы, установленные Аллахом. Он разъясняет их для людей осведомленных" (Коран, 2:230). И далее: " Таковы установления Аллаха. Кто преступит установления Аллаха, тот совершит нечестие во вред себе. Ты и не знаешь, что, может быть, Аллах после этого решит по-иному " (Коран, 65:1). Что касается второго, человеческого ограничения, то Аллах говорит: "Обращайтесь с вашими женами достойно" (Коран, 4:19). И далее: " А отец ребенка, согласно обычаю, обеспечивает пропитание и одежду матери" (Коран, 2:233). И далее: "...оставляйте их [у себя], согласно обычаю, или же отпускайте их по обычаю..." (Коран, 2:231). И далее: "Для разведенных жен следует содержание, согласно обычаю, как полагается богобоязненным " (Коран, 2:241). Таким образом, вопросы супружеского дома и семьи должны решаться в совете между мужем и женой, поскольку совет приносит только благое. Священный Коран подчеркнул это в контексте отнимания от груди ребенка: " А если отец и мать захотят отнять [ребенка] от груди по взаимному согласию и совету, то на них нет греха” (Коран, 2:233). Но если они не смогут достичь согласия, тогда решать должен муж, но в пределах упомянутого маруф. Муж не должен вынуждать жену выполнять что-то просто по его желанию под предлогом "повиновения мужу", поскольку любое повиновение должно быть в пределах маруф. Таким образом, жена должна повиноваться мужу только в пределах маруф, т.е. следовать Корану, повествующему о клятве верности, данной женщинами Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): "...не будут выказывать ослушания тебе в установленном для всех..." (Коран, 60:12). В достоверном хадисе сказано: "Повиновение поистине в справедливости” (Аль-Бухари и Муслим). Всевышний Аллах знает лучше.

Есть ли равенство полов? Откройте любой паблик для девочек, и увидите, что если и есть, то его готовы обменять на платье, туфли, помаду от дорогого бренда и возможность показывать все это не на работе в Усть-Кукуево, а, например, на курорте. Да, тренд изменился. На смену прямо-таки феминистским советским взглядам пришло нечто, очень напоминающее обычный патриархат. И пока на западе девушки выбирают карьеру, путешествия, спорт, и позднее материнство, то у нас многие были бы рады выйти замуж и варить борщи, лишь бы только не надо было на работу ходить.

Физические упражнения помогают вырабатывать тестостерон, который дарит наслаждение. Поэтому, секс – лучшее завершение тренировки.

Там где нет возможностей, нет и равенства i

Популярная психология для женщин учит нас примерно следующему:

  1. Будешь слишком умной, мужчина перестанет воспринимать тебя как сексуальный объект;
  2. Построишь успешную карьеру? Тоже жди беды, никто не хочет встречаться с леди-боссом, настоящие мужчины хотят быть боссами сами;
  3. Хочешь вообще пожить в свое удовольствие, и потратить заработанные деньги на путешествия и красивые вещи? Не жди, что кто-то захочет с тобой серьезных отношений, так как девушку заводят только для создания семьи, а какая тут семья, если ты сегодня ловишь ветер в Дахабе, а завтра регистрируешься на Бостонский марафон

В общем, идеальная женщина для замужества – это такой вечный подчиненный. Не глупая, но не умнее мужчины. На работу ходит, но не слишком увлечена карьерой. Зарабатывает, но ровно только, чтобы он не знал, сколько стоит умывалка от «Кларанс», и почему ее не заменяет «Чистая линия».

Да, в крови мужчин – гормон первенства тестостерон. Но если все объяснять высокими половыми гормонами, то после секса, когда поднимается пролактин, парни должны хотеть немедленно обзавестись потомством, или, на крайний случай, парочкой котов. Однако они хотят натянуть джинсы и поехать домой, если к вам у них – ничего серьезного.

Цитата дня

Секс – это комедия положений.

Дмитрий Храповицкий

Цитата дня

Женщине нужна любовь, а мужчине нужна женщина.

Вольф Вондрачек

Цитата дня

Секс – самое забавное из всего того, чем я мог заниматься без смеха.

Вуди Аллен

Кстати, женщин, склонных к авантюризму, не чуждых соревновательного духа, и желающих самостоятельно обеспечить себе все блага никто на половые гормон не проверяет. Обычно им приписывают «неправильное воспитание» и «не те ценности».

Сухая экономическая теория сводит все к более простым вещам. Мы живем не в самой богатой стране. Чтобы построить успешную карьеру, нужно либо много учиться, и выбрать правильную профессию, либо хорошо продавать товары и услуги. К сожалению, очень многие виды занятий не вписываются в эту парадигму. Общество требует от мужчин «быть добытчиком». Потому если добытчик не очень состоялся на ниве зарабатывания денег, проще поддержать его такой вот доктриной. Ищите, дескать, женщину, которая слабее вас, и на фоне нее будете выглядеть молодцом, дорогой товарищ мужчина.

Сексизм и равноправие: страдают все 2

И вот она, женщина. Учится скрывать высокие заработки и такой же высокий интеллект. А рядом с ней – мужчина, который почему-то подозревает ее в попытке освоить его зарплату, сесть на шею, и сразу же наградить семьей, ребенком и ипотекой. Понятно, что если они и встретятся где-то после клуба, то долго без скандалов и ссор не проживут. Ни о каких здоровых отношения не может быть и речи, если один человек постоянно притворяется, а другой – подозревает его во в выдуманных грехах.

Сексизм бывает не только по отношению к женщине. К нему относят и следующие установки:


  • Мужчина просто обязан обеспечить взрослую дееспособную женщину, которая не находится ни в декретном отпуске, ни в затруднительном положении. Вот просто встретились двое, она поступила к нему на содержание, или начала тратить свои деньги исключительно на одежду, процедуры и развлечения, а его – на совместную жизнь и необходимые нужды. Итогом такой точки зрения является ситуация, где мужчина – этакий раб отношений, и должен всеми своими доходами оплачивать наличие этих самых отношений. В этой ситуации женщина – дорогой товар, при помощи которого поднимают себе социальную значимость, только и всего.
  • Мужчина обязан решать проблемы, которые взрослый человек может решить самостоятельно. Например, по первому зову срываться и везти машину женщины на ТО или бросаться чинить в доме все, что чинится, хотя для этого лучше бы нанять специалиста. Причем до отношений девушка вполне могла отвезти машину на ТО сама, и вызвать мастера – тоже.
  • Женщина обязана готовить еду, даже если она работает, занята своими проектами, и готовить не умеет в принципе. Причем мужчина может питаться до отношений полуфабрикатами и едой с доставки, но начав жить с женщиной, он сильно расстраивается, если она тоже предпочитает доставку, а не веселый досуг со щами и борщами.
  • Оба просто горят желанием немедленно обзавестись детьми, даже если у них нет квартиры, желания воспитывать отпрысков, и совместных денег, чтобы обеспечить нужды ребенка, хотя бы, на первые годы его жизни без потерь для себя.
  • Мужчина обязан удалить из друзей всех девушек, перестать переписываться с ними в соцсетях, и вообще, по возможности, вести себя как социальная пария, и ни в коем случае не общаться с женщинами, даже если того требует работа, хобби или какой-нибудь несчастный визит в домовой комитет. Женщина же должна сменить стиль одежды на «замужний». Да, побольше серых кофт непонятного размера, штанов в стиле «джинсы моей мамы», ботинок на плоской подошве, и поменьше макияжа. Красить волосы, делать ногти, ресницы, губы, и ходить е косметологу теперь тоже не надо.

  • Если женщина получает карьерное продвижение, она должна сто раз подумать. А как там ее вторая половинка. Вдруг она стрессанет настолько, что перестанет воспринимать ее как брачного партнера, и убежит к менее властной и более женственной соседке. Если мужчина получает такое повышение, женщина должна радоваться. Пусть даже теперь все обязанности по дому и воспитанию детей лягут на нее, и придется переехать за Полярный Круг. Карьера мужа важнее. А ты что? Борщи!
  • Мужчина захотел сидеть с ребенком в декретном отпуске, потому как у него карьерный тупик, он любит домашние дела, и у него лучше получается ухаживать за малышом? Нет, ни в коем случае. Так же он потеряет свою мужественность. И уйдет к мамашкам на детской площадке. А если женщина не хочет терять 3 года успешной карьеры – она плохая мать. Потому как просто обязана быть рядом с малышом. Даже если это «рядом» и обернется ей потом необходимостью растить ребенка в однокомнатной квартире и таскать в школу на автобусе.
  • Женщина обнаружила, что муж завел любовницу? Надо терпеть, вести себя как обычно, записаться на кучу дорогостоящих процедур красоты, чтобы вернуть его. Мужчина обнаружил, что жена завела любовника? Он ни в коем случае не виноват, Ничего делать не надо, разве что, выгнать жену и найти новую.

Может ли существовать? 3

Мы так устроены, что сравниваем себя с другими. Так вот не во всех семьях «папа работает, а мама – красивая». И не во всех отношениях мужчина обязан, а женщина обязана только пожертвовать своей свободой.

Да, на работе многим приходится бороться с дискриминацией за равенство полов, причем, по отношению к обоим полам. Только представьте себе мужчину в школе, или женщину-водителя автобуса. Но мы вольны уходить с работ, которые не нравятся, или где не устраивает коллектив. Мы не обязаны общаться с людьми, чьи жизненные ценности не разделяем, и не должны терпеть обиды и дискриминацию в отношениях.


Каждый человек может найти того, кто разделяет его установки и ценности, и построить и карьеру, и гармоничные семейные отношения. Поэтому равенства полов, может быть, и нет в обществе, но в отдельной семье оно вполне достижимо, если это то, к чему стремятся ее члены.

  • Аналитические возможности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • Беспокойное десятилетие: Неустойчивость и выравнивание возможностей энергетического сектора
  • Богатейшая синонимика разговорного языка позволяет японцам по-особому строить беседу, дает возможность тактично касаться деликатных тем.
  • В чем же заключается суть возможного проекта нашего выживания?
  • В). В условиях диверсификации достигается эффект лучшего использования ресурсов, возможность варьировать продукцией при изменении спроса, повышения конкурентоспособности
  • Может ли общество существовать без иерархии и неравенства? В марксистской теории делались попытки обосновать, что неравенство и стратификация существовали не всегда, например, в первобытном обществе их не было. Так ли это на самом деле? Выше было показано, что неравенство и доминирование присутствуют в сообществах животных. Даже в самых простейших человеческих обществах, несмотря на видимость равенства, присутствовало половозрастное доминирование. Наиболее удачливые охотники, искусные умельцы, лица, обладавшие редкими способностями (шаманы, знахари) и т. д., также занимали более высокое положение, чем остальные. Между различными общинами всегда имелось неравенство в доступе к полезным ресурсам (нефрит, обсидиан, соль, глина), и те, на чьей территории были расположены эти ресурсы, извлекали из своего положения определенные выгоды.

    Все это свидетельствует о том, что неравенство, пусть даже в самой примитивной форме, существовало всегда. Многие выдающиеся мыслители скептически рассматривали возможность создания общества без иерархии и стратификации. Они полагали, что стремление уравнять всех во всем является предпосылкой исчезновения всякой индивидуальности. Рассматривая эту проблему, Питирим Сорокин подобрал множество примеров из истории, когда люди пытались создать общество равных. Но все они заканчивались неудачно. Христианство начиналось с эгалитарных общин, но возвело могущественную пирамиду с папой, кардиналами и инквизицией. Святой Франциск создал институт монашества с этой же целью, но уже через семь лет от былого равенства не осталось и следа (Сорокин 1992). Масштабный коммунистический "эксперимент" XX столетия только подтвердил эту закономерность на большом фактическом материале. На всем пространстве "мировой системы социализма" от СССР до Кубы и Кореи четко вырисовывается общая тенденция, закон мировой истории – первоначальный эгалитаризм революционеров быстро сменяется установлением жесткой иерархии, классовых перегородок, стремлением элиты к роскоши, тотальным надзором над гражданами, массовым террором. Всякий раз благородные намерения социальных инженеров оборачиваются дорогой в ад. Важно подчеркнуть, что светлое будущее оказывалось преисподней и для тех, кто начинал его в очередной раз создавать. Революции, как правило, пожирали своих творцов – если наивные реформаторы не успевали выбросить из головы мечты о социальной справедливости, волна рвущихся к власти карьеристов сметала их на своем пути.

    Разрыв между массами и их представителями, сумевшими подняться на ступеньку выше в общественной иерархии, происходит едва ли не автоматически. Бруно Беттельгейм описывает, как быстро это происходит в концентрационном лагере с человеком, попавшим из простых заключенных в лагерную "элиту". Староста, который еще вчера был готов рыться в помойке в поисках картофельной шелухи, сегодня посылает на смерть заключенного, которого застал за аналогичным занятием. Ему трудно представить себе, что значит быть голодным. Он уже не может посмотреть на мир глазами человека, находящегося по ту сторону колючей проволоки. Удивительное свойство человеческой психики – быстро забывать все, что было с тобой ранее (Bettelgeim I960).

    Привилегированные группы твердо стоят на страже своих завоеваний. Чуть меньше трех лет прошло со времени Октябрьской революции, а молодая номенклатура уже вошла в такой вкус привилегий, что в голодной воюющей России пришлось создать специальную "контрольную комиссию", призванную разобраться со злоупотреблениями некоторых представителей партии. Комиссия просуществовала недолго. Через два года на XI съезде РКП(б) в 1922 г. было выдвинуто уже более умеренное требование: положить конец большой разнице в оплате различных групп коммунистов. Спустя еще год был разослан циркуляр ЦК и ЦКК РКП(б), в котором только осуждалось использование некоторыми партчиновниками государственных средств на оборудование своих служебных кабинетов, дач и личных квартир. Документ провозглашал, что "необходимый уровень жизни ответственных работников должен обеспечиваться более высокой заработной платой" (Вселенский 1991: 319). Разве не наивными выглядят в этой связи высказывания некоторых современных российских политиков, заверяющих общественность, что массовую коррупцию среди чиновничества можно предотвратить посредством установления аппарату высокой зарплаты.

    Роберт Михелс (1876‑1936) на примере современных профсоюзных рабочих организаций показал, как возникает организационная иерархия (Michels 1959). Особую пикантность его анализу придает то, что он проделал его на примере социал‑демократических партий. Согласно Михелсу, любая политическая партия или профсоюзная организация сталкиваются в своей деятельности с различными проблемами (организация политических кампаний и выборов, печатная деятельность, ведение переговоров и т. д.). Данная деятельность отнимает много времени и иногда требует специальной подготовки. Если организация включает большое число членов, то нужны дополнительные усилия по их координации. Постепенно формируется управленческий аппарат, который занимается обеспечением жизнедеятельности организации, собирает взносы, ведет переписку и проч. За свою работу управленцы получают вознаграждение. Так прямая демократия в социалистических партиях сменяется представительной.

    В условиях роста организации массы неизбежно теряют контроль над ней. Эта задача передоверяется специальным ревизорам или соответствующим службам, которым вменяется осуществлять надзор над функционерами и периодически информировать большинство о результатах проверок.

    Со временем возникает разрыв между массами и выборными лидерами организаций. В первую очередь этот разрыв касается образа жизни и доходов. Новый образ жизни является более разнообразным (умственный труд, поездки, связь с миром бизнеса, правительственными и профсоюзными органами, прессой и т. д.) и приносит большее удовлетворение. Более высокий уровень доходов и доступ к каналам перераспределения средств своих организаций позволяет вести комфортный образ жизни, улучшить жилищные условия, приобрести более роскошный автомобиль и проч. Все это постепенно меняет мировоззрение профсоюзных функционеров.

    Они уже стремятся не столько к выполнению программных установок своей партии, сколько к сохранению собственного положения. Дистанция между ними и простыми рабочими увеличивается все больше и больше. В то же время они все больше и больше сближаются с другими профсоюзными чиновниками иных организаций, а также с администрацией своей собственной организации. Осознавая свои общие интересы, функционеры вырабатывают механизмы для защиты своего положения и власти в рамках всей группы. Они концентрируют в своих руках инфраструктуру организации, органы печати и финансовые средства. Наконец, они лучше простых масс информированы и более изощрены в интригах и политической борьбе. Если внутри организации возникает оппозиция, то все эти рычаги могут быть направлены против ревизионистов. В этом, по Михелсу, заключается "железный закон олигархии".

    Из всего этого Михелс сделал вывод, что само по себе наличие профсоюзов в организациях не является достаточным условием для существования демократии. Профсоюзные лидеры и функционеры имеют свои собственные цели, часто отличные от интересов избравших их масс, они испытывают большое искушение устранить демократические процедуры контроля и возможность переизбрания, стремятся превратить свое влияние в олигархическую власть. Эти выводы созвучны идеям Бертрана Рассела, который показал, что без организационной иерархии не может существовать ни одна форма общества. Главная проблема любого общественного строя, в том числе и демократического, заключается в том, что сложное общество предполагает введение организационной иерархии, но управленческая элита преследует совсем другие интересы, нежели управляемое большинство (Russel 1938).