Повседневная жизнь пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва салям). Описание Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) в Священном Коране и Сунне

Ничто не могло противостоять распространению Ислама. Хотя были и 13 мучительных лет в Мекке, и жестокость неверующих. Коран имел исключительное влияние на людей: даже самые ярые враги истинной религии признавали, что смысл Книги Аллаха глубок и даёт отдохновение сердцу.

В ту пору жил известный среди арабов поэт Туфайль. В страхе перед «губительным» воздействием Корана он ходил, заткнув уши ватой. Однажды стихотворец встретился с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) и подумал про себя: «Если я умный человек,

то, наверное, смогу сам отличить правду ото лжи». Он приблизился к Расулюллаху (салляллаху алейхи ва саллям) и стал его слушать. Коран настолько поразил Туфайля, что он ушёл от Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) мусульманином.

Мушрик Валид бин Мугира поражался необыкновенному языку и красноречию Корана: «Видит Аллах, то, что я слышал недавно от Мухаммада, - это не слова человека или джина. Эти речи изумительны и сладостны.

Смысл их, словно обильные плоды зелёной долины, где текут реки… Без сомнения, Мухаммад победит, никто не сможет достичь его уровня». В другой раз, слыша чтение Корана, он так комментировал свои впечатления: «Я знаю все виды и жанры стихосложения, но это не рифмы, эти строки выше стихов. Такую смысловую и звуковую гармонию мне ещё не доводилось слушать». И тут же, оправдываясь перед соплеменниками, бин Мугира заявлял: «Однако он вносит смуту в родственные отношения…» Так мирские интересы мешали многобожникам принять постулаты Небесной Книги, ибо тогда им пришлось бы отказаться от многого привычного в жизненном укладе.

Мекка была в то время центром бурной торговли, а мушрики - успешными купцами. Если бы они признали Единственного Аллаха, то им пришлось бы прекратить продавать идолов. В Коране шла речь о равенстве людей перед Всевышним, и хозяев, и рабов, поэтому следует забыть о высоком социальном статусе. Но более всего пугал мушриков призыв к ответственности. В Коране говорилось о Судном Дне, когда человек будет спрошен обо всём, что делал на земле. Мекканцы же подозревали, что многие их деяния были греховными: они относились к рабам хуже, чем к животным, женщины не имели прав и считались чьей-либо собственностью. Ислам призывал держать под контролем свои страсти и привносить в жизнь дисциплину, что также было не по вкусу многобожникам. Поэтому они всячески изощрялись в попытках заглушить голос Корана. Сначала мушрики избивали и казнили тех, кто знал Коран, шумели во время его чтения, распускали слухи о колдовстве, запугивая приходящих в Мекку караванщиков. Затем, они посылали известных ораторов на площадь, где мусульмане читали Коран, чтобы отвлечь внимание толпы. Но ничто не могло остановить растущего интереса к Исламу.

Курайшиты поняли, что не могут справиться с Мухаммадом (салляллаху алейхи ва саллям) собственными силами, и отправились за советом к иудеям Медины. Тем было известно о рождении Расулюллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Они сказали: «Задайте ему три вопроса. Если он сможет ответить на них, то он действительно Пророк, если нет, то самозванец. Спросите его о юношах, которые спали в пещере и проснулись живыми через столетия, спросите о человеке, который прошёл все земли от запада до востока, спросите также о том, что есть душа». Посланник Всевышнего (саллялаху алейхи ва саллям) после того как услышал эти вопросы, сказал: «Приходите завтра, я дам вам ответ» . Но откровения от Аллаха не было ровно 15 дней. Курайшиты уже праздновали победу. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) был огорчён. Но вскоре к нему явился ангел Джабраиль (алейхиссалям) вестью от Всевышнего. Создатель предупреждал Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «И ни о чём никогда не говори: «Я непременно сделаю это завтра», - не добавив слов «Ин ша Аллах» («если пожелает Аллах»)». Всевышний в ниспосланных аятах дал ответы на вопросы иудеев о юношах-обитателях пещеры, о пророке Зулькарнайне и о душе. После этого многобожники не смогли больше возражать.

Салават – это определенная ду‘а-мольба с возвеличиванием пророка Мухаммада (его положения пред Богом и людьми).

Имам аль-Куртуби говорил: «Салават пророку Мухаммаду от Бога – милость Его, довольство и возвеличивание его пред ангелами. Салават от ангелов – мольба за пророка Мухаммада и прошение прощения. Салават от последователей (от уммы) – мольба за него, прошение прощения и возвеличивание его положения» .

Салават - испрашивание у Господа благословения для пророка Мухаммада, например, говоря

اللَّهُم صَلِّ عَلَى سيِّدِنَا مُحَمَّد وَ سَلِّم («аллахумма солли ‘аля сайидина мухаммад ва саллим») либо при упоминании его имени говоря

صَلَّى اللهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم

(«соллял-лаху ‘алейхи ва саллям») [да благословит его Всевышний и приветствует].

В Коране сказано:

«Поистине, Аллах (Бог, Господь) благословляет Пророка [Мухаммада, окружает его Своей милостью], и ангелы молятся за него [подчеркивая и подтверждая величие его миссии, его значение для истории человечества]. [А потому и вы] верующие, молитесь за него [прося у Бога] Божественного благословения и приветствия [говоря, например, «аллаахумма солли ва саллим ‘аля сайидина мухаммад»]» ().

Однажды сподвижники спросили пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «О посланник Божий, мы знаем, как приветствовать тебя миром (салямом) [читая в молитве-намазе ташаххуд ], но как нам проговаривать ас-соля (салават) в твой адрес?» Он ответил: «Говорите: «Аллаахумма солли ‘аля мухаммад ва ‘аля эли мухаммад, кяма солляйте ‘аля эли ибрахим, иннакя хамиидун маджиид. Аллахумма барик ‘аля мухаммад ва ‘аля эли мухаммад кяма барактэ ‘аля эли ибрахим, иннякя хамиидун маджиид » . Эта форма касается салавата в молитве-намазе, хотя может применяться и в других случаях.

У этого салавата есть более полная форма.

اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ

كَماَ صَلَّيْتَ عَلىَ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ

وَ باَرِكْ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ

كَماَ باَرَكْتَ عَلىَ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ فِي الْعاَلَمِينَ

إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ

Транскрипция:

«Аллаахумма солли ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад. Кяма солляйтэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим, ва баарик ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад, кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиима филь-‘аалямиин, иннэкя хамиидун маджиид».

Перевод:

«О Аллах! Благослови Мухаммада и род его, как Ты благословил Ибрахима (Авраама) и род его. И ниспошли благословение Мухаммаду и роду его, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму (Аврааму) и роду его во всех мирах. Поистине, Ты – Восхваляемый, Прославляемый».

Одной из кратких и распространенных форм салавата является, например:

اللَّهُمَّ صَلِّ و سَلِّمْ عَلَى مُحَمَّد

(«Аллаахумма, солли ва саллим ‘аля мухаммад») или

اللَّهُمَّ صَلِّ وَ سَلِّمْ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّد («аллаахумма, солли ва саллим ‘аля сайидинаа мухаммад»).

Я предпочитаю вторую, она звучит более уважительно, не «на равных», как некоторые любят, а словом «сайидинаа» подчеркивая уважение и почтение к Пророку. Сайид – то есть уважаемый, почитаемый; главенствующий. К примеру, в современном арабском речевом этикете, когда обращаются к аудитории, говорят «ас-сайидаат вас-садат» (дамы и господа).

Когда желательно проговаривать салават?

Проговаривать его можно в любое время, но желательнее (мустахаб):

В пятницу и в ночь с четверга на пятницу ,

Утром и вечером;

Входя в мечеть и выходя из нее,

Находясь рядом с могилой Пророка в Медине,

Отвечая на призыв муаззина (когда он говорит «ашхаду анна мухаммадан расуулюл-ла»);

В начале мольбы-ду‘а (говоря, например, الحَمدُ لِله والصَّلاةُ و السَّلامُ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّد («аль-хамду лиль-ля вас-соляяту вас-саляяму ‘аля сайидина мухаммад»)) и завершая мольбу-ду‘а (говоря, например,

و صَلِّ اللَّهُم عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّد و الْحَمْدُ لِله رَبِّ العَالَمِين («ва солли, аллаахумма, ‘аля сайидина мухаммад, валь-хамду лиль-ляяхи раббиль-‘аалямиин»));

Собираясь в одном обществе, кругу людей и расходясь;

При упоминании имени пророка Мухаммада;

Во время обхода вокруг Сафы и Марвы в Мекке, целуя черный камень во время хаджа или ‘умры;

Просыпаясь ото сна;

Завершая чтение полного Корана;

В периоды трудностей и сложностей;

Прося у Бога прощения, раскаиваясь;

В начале наставления, обращения к людям или предваряя урок;

Во время бракосочетания .

Награда за салават

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто просит [у Аллаха (Бога, Господа)] для меня благословения один раз [проговаривая салават] , тому возвращается в ответ десять Божественных благословений [для него лично]» .

Мольба, обращенная к Богу о помиловании в Судный День, - это очень много! Мольба, обращенная к Богу о возможности воспользоваться заступничеством пророка Мухаммада в Судный День - это очень много! Если сосредоточить чуточку внимания на данной мольбе словом и делом, но каждый день(!), это даст огромный эффект как в земной, так и в вечной перспективах.

Шейхи, устазы и другие уважаемые люди

Что касается уважения к ученым и праведникам в Исламе, то оно приветствуется, но должно иметь меру и быть благоразумным в свете Корана и Сунны.

Салават проговаривается только в адрес пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) .

Считаю, что устремленность к Божьей милости и прощению молитвами и делами, а также надежда на заступничество пророка Мухаммада, реализуемая через практикование оставленного им наследия и проговаривание салаватов при упоминании его имени - огромный вклад в возможность каждого из нас воспользоваться его заступничеством в Судный День. Нужно ли что-то еще, нужно ли еще у кого-то просить заступничества? Я лично не вижу в этом необходимости, но и не называю верующих, практикующих посещение святых мест и гробниц, просящих у шейхов и устазов, мушриками (язычниками). Жизнь быстротечна и коротка, а потому лучше делать то, в чем ты уверен, но каждый день, хотя бы по чуть-чуть.

Хадисы про салават

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если услышите муаззина , то повторяйте произносимое им [тихо, про себя] . Затем просите [у Всевышнего] благословения для меня [проговорите салават]. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Аллах (Бог, Господь) одаривает десятью. После этого просите для меня аль-васийля - степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Божьих. Я желаю быть им. Кто просит для меня [у Бога] аль-васийля , тот обретет мое заступничество [в Судный День]» .

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят салават и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана:

للَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ

آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ ،

وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ .

Транскрипция:

«Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссоляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыиля, ваб‘асху макааман махмуудан эллязии ва‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяямэ. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».

Перевод:

«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы[-намаза]! Дай пророку Мухаммаду аль-васийля и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение . И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас зашел в мечеть, то пусть проговорит салават , а после скажет: اللَّهُم إِفتَحْ لِى أَبْوَابَ رَحْمَتِكَ («Аллаахумма, ифтах ли абвааба рахматикь») (о Господи, распахни для меня врата Твоей безграничной милости!). А когда будет выходить [из мечети], то пусть также проговорит салават и скажет: اللَّهُم أَسْئَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ («Аллаахумма, ас’алюкя мин фадликь» (о Господи, прошу Тебя [проявить ко мне даже то, чего я не заслуживаю] из милости Твоей))» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас намерен помолиться (обратиться к Богу с мольбой-ду‘а), тогда пусть начнет с благодарности Всевышнему и восхваления, после проговорит салават , а затем уже молит Бога, о чем пожелает» .

См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 27. С. 234.

Отмечу, что в аяте, и при упоминании Аллаха (Бога, Господа), и при упоминании ангелов, говорится именно про салават («юсоллююна ‘алян-наби», то есть «проговаривают салават Пророку»). Переводя аят, я дал смысловой перевод с учетом комментариев и пояснений ученых.

Подробнее о ташаххуде читайте, например, в моей книге «Мусульманское право 1-2».

Если вы читаете намаз, то должны знать, что в нем после последнего ракяата читается салават. Этот салават также применим и в иных случаях, когда вы дополнительно намерены проговорить благословение-салават в адрес пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1511, хадис № 4797; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 10. С. 682–685, хадис № 4797 и пояснение к нему.

Подчеркну, что это желательно, а не обязательно.

Начинается с заходом солнца в четверг.

См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 27. С. 237.

Например, говоря «аллахумма солли ‘аля сайидина мухаммад ва саллим» либо при упоминании его имени - говоря «соллял-лаху ‘алейхи ва саллям» (да благословит его Всевышний и приветствует).

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 175, хадис № 70–(408); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 181, хадис № 1530, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 532, хадис № 8809, «сахих».

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 10. С. 685; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 27. С. 239.

Муаззин (муэдзин) - призывающий на молитву-намаз, читающий азан.

Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 199, хадис № 611; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 165, хадис № 10–(383).

Св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 165, хадис № 11–(384); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 27, хадис № 5/1037; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 56, хадис № 506.

Аль-васийля - одна из степеней в Раю.

Хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 199, хадис № 614; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 120, хадис № 614 и пояснение к нему.

Например, сказав «аллаахумма солли ‘аляя сайидинаа мухаммад».

Хадис от Абу Хумейда; св. х. Абу Дауда, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 41, хадис № 582, «сахих». Также см.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 93, хадисы № 772 и 773, оба «сахих».

Обычно мольба-ду‘а начинается со слов: «Аль-хамду лил-ля, вас-соляяту вас-саляяму ‘аля сайидина мухаммад». В завершение мольбы проговаривается: «Ва солли аллаахумма ‘аля сайидина мухаммад, валь-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямин».

Св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 177, хадис № 1481, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 50, хадис № 717, «сахих».

Всем нам приятно, когда нам улыбаются - от этого поднимается настроение и становится легче на душе. Врачи также говорят о пользе улыбки и хорошего настроения. Но еще задолго до того, как о пользе улыбок и смеха стало известно современной медицине, об их благе много было сказано в исламской традиции. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда встречал приходящих к нему с улыбкой на лице и обучал этому своих последователей, говоря, что улыбка - это одна из разновидностей садаки (благотворительности).

Ислам - это не просто религия, это полноценный образ жизни. Он учит нас, как вести себя с утра до вечера, и даже говорит нам, в каком положении нам лучше спать.

Некоторым может показаться тяжелым соблюдать правила, которые регулируют их жизнь все 24 часа в сутки, но на самом деле Ислам - это естественный образ жизни, поэтому его правила соблюдать так же легко, как и дышать.

В частности, одной из таких естественных вещей является улыбка. Небольшой изгиб рта, благодаря которому не только мы, но и окружающие нас люди чувствуют себя приятно. Улыбка облегчает нам жизнь и освобождает наш дух. Попробуйте сами! Разве вы не чувствуете себя легче и счастливее?

Улыбка Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям)

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) улыбался часто и с искренней радостью. Он улыбался столь часто, что рассказы о его улыбке и добром поведении повторялись снова и снова в сообщениях о его нраве и поступках.

Абдуллах ибн Харис (радыАллаху анху) сказал:

«Я никогда не встречал человека, который улыбался бы так часто, как Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям). Пророк Мухаммад считал улыбку своему брату разновидностью милостыни (садака)» (Тирмизи).

Джарир ибн Абдуллах (радыАллаху анху) сказал:

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не отказывал мне в позволении увидеться с ним с того времени, как я принял Ислам, и он никогда не смотрел на меня иначе, как с улыбкой (на своем лице)» (Муслим).

Когда одного из сподвижников Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили, сидел ли он рядом с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), он ответил:

«Да, очень часто. Он (Пророк) обычно сидел на том месте, где он совершал утреннюю молитву, до восхода солнца; когда оно всходило, он вставал, и, если сподвижники вспоминали какие-то моменты из времен джахилии и смеялись, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) улыбался» (Муслим).

Один из сподвижников Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) - Анас ибн Малик (радыАллаху анху) рассказывал о своих отношениях с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), когда он (Анас) был маленьким мальчиком.

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был лучшим из людей по своему нраву. Однажды он послал меня по какому-то делу, но я сказал: «Я клянусь Аллахом, что не пойду». Но в своем сердце я чувствовал, что сделаю то, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) велел мне. Так, я вышел из дома и побежал к мальчикам, которые играли на улице. Внезапно Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который подошел сзади, обхватил меня за шею, а когда я посмотрел на него, он улыбался» (Абу Дауд).

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) обладал добрым и мягким характером. Его любимая жена Аиша (радыАллаху анха) говорит, что его характер был подобен Корану, имея в виду, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) жил так, как было описано в Коране. Так что поведение и личность Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) служат для нас лучшим примером для нашей жизни. Сподвижник, который провел с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) более 10 лет, говорил:

«Все время, которое я находился с ним, я ни разу не слышал от него грубого или обидного слова. Он разговаривал всегда вежливо и был добр со всеми».

Естественное расположение Пророка заставило его улыбаться и смеяться вместе с окружающими его людьми.

Положительные эффекты улыбки

Следовательно, если Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) улыбался, это должно быть естественно для нас и для окружающих нас людей. Ислам был ниспослан Создателем как идеальный образ жизни для человечества, поэтому иногда какие-то незначительные вещи очень важны. Улыбка - одна из этих вещей. Поэтому неудивительно, что улыбка содержит много положительных моментов.

Было также доказано, что улыбка повышает производительность. Она помогает нам выглядеть моложе и согласно, по крайней мере, одному исследованию, увеличивает продолжительность нашей жизни на семь лет. Кроме того, улыбка заразительна, так что, когда вы улыбаетесь, вы не только сами получаете эти (вышеперечисленные) блага, вы передаете их тем, кто видит вас, и побуждаете их улыбаться вам в ответ.

Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) описывали как доброго и щедрого человека, и его щедрость распространялась на его улыбки окружающим. Мы знаем из научных данных, как полезна улыбка - однако, в первые годы Ислама никто еще не знал об этом.

Сподвижники подражали своему дорогому другу и Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), зная, что его образ действий в каждом вопросе был результатом вдохновения свыше. Знали ли они о пользе улыбки - навряд ли, но определенно, они чувствовали счастье и прилив сил каждый раз, когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) улыбался им.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) помогал нуждающимся и больным, навещая их, чтобы справиться об их здоровье, и когда он входил к ним или уходил, он желал им мира с улыбкой на лице.

Перед тем как закончить, хочется напомнить, что Ислам - это путь золотой середины, мы являемся общиной, призванной к умеренности во всем, так что нельзя думать, что смех и шутки - это единственно возможная форма поведения в любых обстоятельствах.

Помните, что, хотя наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) улыбался и шутил со своими родными и друзьями, давая им шутливые прозвища, он проявлял твердость во всем, что касалось морали. Он никогда не шутил таким образом, что это было обидным для кого-то и не говорил неправду даже в шутку.

Передается, что он сказал:

«Горе тому, что говорит ложь, чтобы развеселить людей, горе ему!» (Тирмизи).

Описание Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) в Священном Коране и Сунне

Его описание в Священном Коране:

Вот некоторые из аятов Священного Корана, указывающие на высокие качества и черты, характеризующие нашего Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), Посланника милости Всевышнего Создателя к мирам:

1. «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам!» (Анбия 21/107)

Всевышний Аллах украсил Своего Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) великолепием милосердия. Его сущность является милостью для всех творений. Милостью для верующих, потому что счастья в этом мире и в мире ином достигнут те, кто уверовал в него и следовал его пути. Милостью для неверующих (кяфиров), потому что с его приходом неверующие были ограждены от божественной кары, которая постигала в этом мире те грешные народы, которые жили до них; их наказание было отсрочено до Судного Дня.

2. «О, Пророк, воистину, Мы послали свидетелем, благовестником и предостерегающим увещевателем. И призывающим к Аллаху с Его дозволения, освещающим светочем» (аль-Ахзаб 33, 45/46).

3. «Несомненно, к вам явился Посланник из вашей среды; тяжко для него то, что вы страдаете. Он заботится о вас, сострадателен и милосерден он к верующим» (ат-Тауба 9, 128).

В этих аятах Всевышний Аллах проявил благосклонность к нашему Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), наделив его свойственными только Ему эпитетами «Сострадательный» (Ар-Рауф) и «Милосердный» (Ар-Рахим).

Сострадательность и забота Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) — это страдания и тяготы, которые он переносил, наставляя людей на истинный путь, дабы были они счастливы в этом мире и в мире ином.

4. «Он – Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Книге и мудрости, хотя прежде они пребывали в явном заблуждении» (аль-Джума, 62/2).

Согласно этому аяту миссия нашего Пророка представлена четырьмя основными обязанностями:

б) Привести людей к благу через духовное очищение.

в) Учить Божественной Книге.

г) Показывать Божественную Мудрость.

5. «Йа-Син. Клянусь мудрым Кораном! Воистину, ты – один из посланников. На прямом пути» (Йа-Син.36/1-4).

6. «Воистину, Аллах оказал милость верующим, когда отправил к ним Посланника из них самих…» (Али-Имран.3/164)

Всевышний Аллах, зная, что рабы Его не смогут подобающим образом следовать Его повелениям, направил к ним посланником своего любимца, которого одарил состраданием и милосердием, повиновение и подчинение которому посчитал равноценным повиновению и подчинению Себе и повелел:

7. «Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху…»(ан-Ниса,4/80)

Всевышний Аллах условием любви к Себе определил послушание и следование Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям):

8. «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи. Аллах- Прощающий, Милосердный» (Али Имран 3/31)

Несомненно, быть послушным ему значит заслужить любовь Аллаха, потому что Аллах одарил его высочайшей нравственностью,

9. «И воистину, твой нрав превосходен» (аль-Калам, 68/4)

поскольку Всевышний Аллах расширил его сердце Иманом и Исламом, раскрыл его светом послания, наполнил его знанием и мудростью:

10. «Разве Мы не раскрыли для тебя грудь твою? И не сняли с тебя ношу твою, которая отягощала спину твою? И не возвысили для тебя славу твою?» (аль-Инширах, 94/1-4)

Слово «ноша» в этом аяте ученые комментируют как тяготы времен джахилии или как ношу пророческой миссии до возвещения Корана.

А аят «И не возвысили для тебя славу твою?» подразумевает возвышение его имени с приданием ему пророческой миссии и упоминанием его имени вместе с именем Аллаха в слове шахады (свидетельство веры).

Всевышний Аллах украсил его самыми прекрасными чертами и достоинствами, сделал его образцом подражания для остальных людей:

11. «Несомненно, в Посланнике Аллаха есть прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний День и часто поминает Аллаха» (аль-Ахзаб, 33/21)

12. «Не равняйте обращение к Посланнику среди вас с тем, как вы обращаетесь друг к другу» (Т.е. не говорите «о Мухаммад!», говорите «О, Посланник Аллаха!» «О, Пророк Аллаха») (ан-Нур, 24/63)

Всевышний Аллах, обращаясь ко всем пророкам, называл их по именам, но к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) обращался: «О Посланник!», «О Пророк!», что свидетельствует об особых божественных почестях к нему.

Одной из особых почестей Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) являются два божественных обещания, касающиеся его уммы:

13. «Аллах не станет подвергать их наказанию, пока ты находишься среди них, и Аллах не станет подвергать их наказанию, пока они молят о прощении» (аль-Анфаль, 8/33)

По этому поводу Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал следующее:

«Всевышний Аллах дал мне два заверения, касающиеся моей уммы. Первое — кара Всевышнего Аллаха не коснется моей уммы, пока я нахожусь среди них, и второе – кара Всевышнего Аллаха не коснется их, пока они просят о прощении. После моего ухода и до Судного Дня я оставляю вам истигфар» (мольбу к Аллаху о прощении) (Тирмизи, Тафсируль-Коран, 3082).

В этом же и смысл аята: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам».

Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал:

«Я являюсь причиной безопасности и источником надежды для моих сподвижников. После моего ухода мои сподвижники столкнутся с опасностями, которые были им обещаны». (Муслим, Фадаилус-Сахаба, 207)

Пророк наш является для своих сподвижников источником надежды и безопасности, ведь он защищал их от смут, раздоров, разногласий и заблуждений. А его Сунна будет продолжать служить его умме, обеспечивая ей безопасность и питая надеждой.

14. «По милости Аллаха ты был мягок к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно рассеялись бы из окружения твоего» (Али Имран, 3/159)

Существует необходимый этикет, который мы должны соблюдать, когда пишем имена наших праведных предшественников. Это великие авторитеты религии, и они заслуживают определенного уважения.

Большинство людей имеет привычку сокращать мольбу за них аббревиатурами как «р.а.» и «а.с.»

Намного хуже этого - использование акронима «с.а.с.» по отношению к Пророку, мир ему и благословение. Величайший человек на земле заслуживает большего уважения чем это.

«Написание аббревиатуры взамен полного написания «салляллаху алайхи ва саллям» - да благословит его Аллах и приветствует, является нежелательным. Согласно ученным-хадисоведам». (Ибн Салах, стр.189. «Тадрибу Рави» 2/22)

«У тех, кто хотел сэкономить чернила, используя сокращённую аббревиатуру салавата на Пророка, мир ему и баслагословение, были болезненные последствия ». («аль-Кавлюль Бадиъ» стр. 494)

В нынешнее время полное написание «салляллаху алайхи ва саллям», «разияЛлаху анху», «рахимахуЛлах» или «алайхи ссалям» не займет так много времени или энергии.

Кто то и вовсе может использовать готовую функцию клавиш для этого - смысл в том, чтобы это было напечатано в полной форме.

«Ученным-хадисоведы призывали авторов писать выражение «салляллаху алайхи ва саллям» полностью, а также произносить устно то, что они пишут». («Тадрибу Рави», 2/20, «аль-Кавлюль Бадиъ», стр. 495)

Великое вознаграждение

Известный табиин Джаъфар ас-Садик, да смилуется над ним Аллах, сказал:

«Ангелы продолжают посылать благословение тем, кто написал «да смилуется над ним Аллах» или «да благословит его Аллах и приветствует », до тех пор, пока чернила сохранены на бумаге». (Ибн Каййим в «Джиляуль Афхам», стр. 56. «аль-Кавлюль Бадиъ», стр. 484. «Тадрибу Рави», 2/19)

Суфян Саври, да смилуется над ним Аллах, известный Муджахид сказал:

«Достаточна польза для распространяющих хадисы от того, что они непрерывно получают благословение для себя до тех пор, пока выражение “ да благословит его Аллах и приветствует ” остается написанным на бумаге». («аль-Кавлюль Бадиъ», стр. 485)

Алляма Сахави, да смилуется над ним Аллах, привел множество случаев из жизни на эту тему от разных передатчиков хадисов. («аль=Кавлюль Бадиъ», стр. 486-495. Ибн Каййим, да смилуется над ним Аллах, «Джиляуль Афхам», стр. 56)

Среди них следующий случай:

Сына Аллямы Мунзири, Шейха Мухаммада ибн Мунзири, да смилуется над ним Аллах, увидели во сне после его гибели. Он сказал:

«Я вошел в Рай и поцеловал благословенную руку Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал мне: «Тот, кто напишет руками «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует», будет со мною в раю»

Алляма Сахави, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это сообщение было передано по достоверной цепочке . Мы надеемся на милость Aллaхa, благодаря которой Он одарит нас этим достоинством». («аль-Кавлюль Бадиъ», стр 487)

Амин.

Аль-Хаттиб аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, также сообщил о нескольких подобных снах. («аль-Джамиу ли Ахляки Рави», 1/420-423)

Еще одно замечание

У некоторых из нас есть привычка писать «аляйхи салям» (мир ему) при упоминании имени Посланника Аллаха, д

Ученые передали, что такую привычку иметь нехорошо. («Фатхуль Мугис»; сноска на «аль-Кавлюль Бадиъ», стр.158)

На самом деле Ибн Салах и имам Навави, да смилуется над ними обоими Аллах, объявили это нежелательным (макрух). («Мукаддима ибн Салах», стр.189-190, «Шарх сахих Муслим», стр.2 и «Тадриб ва Такриб», 2/22)

Тоже самое относится и к тому, кто говорит: «аляйхи салят» (благословение ему). Причина в том, что нам приказано в Коране просить обе вещи: И Салят (благословение) и Салам (мир) Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. (Сура 33, аят 56)

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране (смысл):

إِنَّ اللَّـهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ ۚ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (сура 33, аят 56)

Говоря «аляйхи салям», мы посылаем лишь «салам» без «салята».

Если у кого-то есть привычка изредка говорить «аляйхи салям» (мир ему) , а в некоторых случаях «аляйхи салят» (благословение ему), то это не будет считаться нежелательным (макрух).

Давайте будем писать и произносить салават в полном виде, без сокращения, всегда, когда мы поминаем имя нашего любимого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Заметка:

«Салляллаху алайхи ва саллям» (Да благословит его Аллах и приветствует) - принято говорить исключительно при упоминании имени нашего любимого Посланника Аллаха, д а благословит его Аллах и приветствует.

«РазияЛлаху анху» (да будет доволен им Аллах) - в отношении сподвижников Пророка, д а благословит его Аллах и приветствует.

«РахимахуЛлах» (да смилуется над ним Аллах) - в отношении ученых, праведников, познавших Аллаха

«Алайхи ссалям» (мир ему) - в отношении остальных Пророков, мир им.

Имам ас-Суюты сказал: «И было сказано, что у первого, кто сократил написание салавата в виде “с..а.с.”, была отрезана рука». (См. “Тадриб ар-рауи” 2/77)

Табиин (мн.ч., араб. تابعين ) -последователи. Термин "таби"ин" употребляется по отношению к мусульманам, видевших сахабов.