Шаманская болезнь, проявления. Духовный кризис и "шаманская болезнь" Болею шаманской болезнью духи зовут на родину

«Прежде чем стать шаманом, человек долго болеет, и ему кажется, что души умерших шаманов, его «утха» (предки), приходят и учат.Когда приходят эти умершие шаманы, тогда делаешься бессознательным, будто и разговариваешь с ними, как с живыми. Никто из посторонних их не видит. Иногда один приходит, иногда несколько, много, почти все умершие шаманы приходят».

(свидетельство Михаила Степанова из кн. Г.В. Ксенофонтова «Легенды и рассказы у якутов, бурят и тунгусов»).

«Сто пятьдесят лет тому назад в 4-м Харанутовском роде Кудинского ведомства жил бурят по имени Алдыр-Ареев. Он в течение пятнадцати лет хворал, с ума сходил, сдурел. В зимнее время нагишом пять верст бежал. Потом уже нашел его утха — Баруунай (из Хондогор-Шошолок). (Утха говорит ему) — «Ты чего дуришь? Нас не знаешь, ты будь шаманом, зависи от нас — утха! Согласен?» — Согласился».

(свидетельство Булагата Бухашеева из кн. Г.В. Ксенофонтова).

Как видим, в болезни значительную роль играет утха, «духи умерших шаманов». В бурятской традиции утха связано также еще и со смыслами корня, кровного права стать избранником. Если в роду у человека имеются сильные шаманы, то это это значит, что у него есть утха, поэтому духи могут предложить ему нелегкую участь избранного духами. В предложенном отрывке Утха предстает как персонифицированный феномен, который обращается к посвящаемому. В большинстве случаев Утха спрашивает о согласии-несогласии избранника с новой ролью, а также с тем, что должен делать испытуемый, чтобы благополучно пройти путь Посвящения.

Современные представления о протекании шаманской болезни в основном связаны с кошмарными сновидениями. Их глубина и реалистичность поражает. В конце 90-х гг. ХХ в. был описан следующий случай. К женщине-бурятке стало являться два духа монгольских шаманок. Видения были ужасными: женщину преследовали руки, ладони. Сон мешался с явью. Однажды, после очередного кошмара женщина проснулась, открыла глаза... И к своему ужасу увидела над собой те самые ладони, которые встречались ей лишь во сне. Только после крика ужаса и зажженного родными в комнате света видение исчезло. Трагедия женщины заключалась еще и в том, что она не знала бурятского языка. А Утха беседовал с ней именно на бурятском. Избранница просто не понимала, что хотят от нее духи предков.

Словом, шаманская болезнь представляет собой сакральный феномен, который, естественно, имеет свою мифологию. Представления о том, что мир населяют духи, от которых значительно зависит жизнь рода, восходят к тем временам, когда человек был беззащитен перед силами природы. Человек особенно пристально всматривался и вслушивался в окружающий мир, развивал те качества и органы чувств, которые давали ему сведения, позволявшие выжить. Очевидно, тогда и возникло убеждение: духи обитают рядом с человеком, однако не все люди могут видеть их. Эта способность свойственна избранным, которая появляется в процессе инициации, шаманской болезни.

«Пока человек еще не стал шаманом, его душу (амiн) берет утха (те шаманские духи, от которых шаман происходит) в «Саайтани суулгандэ» (суулга — собрание сходка) на небо и там учат. Когда учение кончат, мясо его варят, чтобы он поспел. В старину всех шаманов варили, чтобы они шаманскую грамоту знали <...>

(В это время) шаман мертвый семь суток лежал. Когда он полумертвый лежит, собираются родственники, песни поют: «Наш шаман живой будет, будет нас выручать!» Бабы не приходят, только одни мужики».

Для сибирских народов место, в котором происходит обучение, достаточно произвольно. Это может быть небо, а может быть и нижний мир. Иногда говорят о том, что от этого зависит «цвет» шамана: белый или черный. Но черный шаман — это не тот шаман, который призван вредить людям, просто он общается и прибегает к помощи духов нижнего мира. Вот фрагмент видений Спиридона Герасимова, якутского шамана:

«Когда я лежал в этом положении, стали тянуть влево за переносье железным крючком. Я приподнял голову, глаза мои по-прежнему получили способность видеть. Оказалось, что я лежу в устье Кровавой реки с течением вперед и назад... Из этой реки почерпнули воды и досыта напоили меня, затем, просверлив уши, положили в глиняную посуду... и сказали: «Ты стал знаменитым шаманом, имеющим кровавое подножье». Подбросили кусок запекшийся крови величиной с подушку и, поставив меня в нем, сказали: «Ты будь знаменитым из злых шаманов с кровавым подножьем». Эти слова я повторял, сам не зная для чего. На шею (мне) накинули петлю из веревки и повели куда-то очень далеко». (В.Н. Басилов. Избранники духов. — М.: Политиздат, 1984).

Как видим, перед нами описание шаманской болезни «злого» или «черного» шамана. Обращает на себя внимание образ Кровавой реки, которая дала избраннику имя знаменитого шамана, имеющего кровавое подножье. Русло реки ветвится, создает образ дерева. В этом смысле вода как символ Хаоса становится главным проводником шамана в Нижнем мире. Таким образом, речь идет, безусловно, о Мировом Древе, соединяющим Верхний, Средний и Нижний миры. Устье — начало реки, точка, из которого растет дерево. Поэтому Спиридон стоит у подножья дерева, которое он намерен использовать для путешествий в иные миры. В якутской традиции души еще не рожденных шаманов вскармливались в гнездах или «люльках» мирового дерева. Подобные представления были присущи, очевидно, и бурятам. В частности, в материалах Жамцарано в описании посвящения шамана упоминается о трёх птичьих гнёздах на «мать-дереве» и об одном на вершине «Отца-дерева».

Не менее важным является символика страдания. Прежде чем стать избранником духов соискателя духи варили в котле, умерщвляли... Возможно, именно степень мучений, выпавших на долю посвящаемого, определяло его будущую силу:

«Теперь мясо мы твое обрежем, сварим, чтобы ты поспел. Ты мертвый будешь лежать, (а мы твое мясо) прикладем обратно и оживешь, образуешься шаманом. Не одного тебя мясо будет вариться, (поэтому нужно тебе) свое мясо узнавать. Если прикладем чужое, то дурность выйдет!»

(свидетельство Булагата Бухашеева)

По другим источникам, у будущих шаманов духи пересчитывали кости. Если их было необходимое количество, то «соискатель» мог стать шаманом, если - не хватало, человек умирал. Считалось, хорошим признаком, если у шамана больше костей, чем у обычного человека. Это являлось признаком его силы. Поэтому буряты очень почитали шестипалых шаманов, у которых существовало биологическое отклонение. Известный ольхонский шаман Валентин Хагдаев имеет на одной руке шесть пальцев.

Так или иначе, смысл шаманской болезни - смерть обычного человека и рождение шамана. В обычных условиях такое рождение - результат призыва человека духами предков. Правда, существуют свидетельства, когда шаманами становились по другому:

«В Булагатском хошуне десять лет тому назад умер больщой черный шаман (хара буо) по имени Мылыксэн Балтаевский. Когда он шаманом делался, отдал своему утха семьдесят человек (из) своих родственников. У него своего утха не было, потому не должен был быть шаманом... Он силой залез, чужое утха взял... Через это его и наказали... семьдесят человек уложил и сделался шаманом».

(свидетельство Булагата Бухашеева)

«Бурят Мылыксэн дал своему утха из своих родственников семьдесят человек, чтобы стать шаманом. Раньше у него утха не было, а из семидесяти человек образовалось новая утха. Шаман, имеющий утха, не должен давать».

(свидетельство Буина Булагатова и Багдуя Башилханова)

Остается загадкой, как этот шаман переживал шаманскую болезнь, если не имел утха, каким образом ему удалось вступить в контакт с духами, у которых он выторговал право быть избранником. И что значит 70 человек, жизнями которых он был вынужден расплатиться? Стало ли это роком, преследовавшим его всю жизнь, или он символически принес в жертву своих родичей и лишил их защиты, или что-то еще.

Вы никогда не задумывались, как становятся шаманами? Знакомые с общими концепциями шаманизма знают, что это такие же люди как и мы с вами. Они рождаются, стареют и умирают. У них есть семья, дети, внуки и кроме определенных способностей ничто не говорит об их магической природе.

Шаман по наследству или?..

Рано или поздно Шаман совершает свой последний путь в земной жизни и переходит в другое бытие, становясь Духом. Как правило, наследником шамана становится кто-то из родни, но это может быть и абсолютно посторонний человек, даже не подозревающий о предначертанном пути.

Потенциальный Шаман обладает основной способностью – сенсетивностью, то есть, чувствительностью. Учеными доказано, что такие люди – это не вымысел, а личности, у которых правое полушарие мозга развито больше, чем его левая логическая часть. Духи старого служителя не могут оставаться без посредника и ищут его среди жителей общины, которой служил их прежний хозяин/проводник.

Когда такой человек найден, Духи начинают вводить его в другие миры, и такое вхождение не всегда проходит гладко. Был даже введен термин – шаманская болезнь , который характеризует состояние человека близкое к умопомешательству, неадекватным состояниям и прочим отклонениям психического характера.

Настолько ли это болезнь?

В какой-то момент к Избранному приходят Духи и начинают вводить его в мир сновидений. Эти существа являются или его покровителями из верхнего мира, или Духами-помощниками из среднего и нижнего миров. Находясь в состоянии, когда реальность и тонкий мир воспринимаются одновременно, будущий неподготовленный Шаман не всегда может адекватно реагировать на окружающих и на происходящее с ним. Проблема усложняется тем, что сторонние наблюдатели не видят того, что осязает он, а шаман сам не понимает, что его не понимают

Такое состояние вошло в научную литературу, как «шаманская болезнь». С течением времени Шаман обучается и избавляется от данного «недуга». Тут есть два пути:

  1. Вместе с Духами он самостоятельно исследует все приобретенные свойства и методом проб и ошибок начинает ими управлять.
  2. Если состояние молодого Шамана не улучшается, и он самостоятельно не может справиться с ним, односельчане идут за помощью к опытному Шаману из другой общины, чтобы он научил непосвященного.

Помощь при шаманской болезни

Чтобы как можно быстрее научится различать миры (реальный и мир духов) Избранный учится камланию. Как только к нему приходят Духи, он начинает ритуальные действия. Более опытный Шаман помогает своему последователю сделать бубен (или отдает свой), трещотку либо хомуз. При приближении Духов Избранник начинает отбивать ритм на музыкальном инструменте и усиливает состояние транса. Это помогает разделить в сознании два мира и научиться управлять способностью входит в транс. Постепенно мозг приучается к вибрациям и ритмике бубна и для вхождения в состояние транса требуется все меньше времени.

Окончание камлания означает возвращение в реальность.

Что за чертой «шаманской болезни»?

Во время обучения, то есть протекания шаманской болезни, Шаману показывают тропинки, по которым он может ходить, вводят в разные миры и уголки этих миров. Он учится управлять и призывать Духов-помощников, общаться с покровителями из верхнего мира.

Практически для опытного шамана не существует невыполнимых задач. Он может избавить от болезней, вернуть душу человеку или его утраченную жизненную энергию, решить жизненные проблемы. Все это дается с разрешения и с помощью Духов разных уровней. Так у Духов-покровителей Шаман спрашивает к какому богу ему обратиться в конкретной ситуации, А уже отталкиваясь от ответа, посылает своих Духов-помощников в нужный мир или часть мира.

Главным во всем обучении является умение контролировать переходы из одного состояния в другое. Именно этот контроль отличает Избранника от не очень здорового человека. По большому счету, Шаман – это очень сильная и самодостаточная личность, которая умеет найти правильный выход из любой ситуации. Ученье дается не легко, но растворение в природе, умение ловить все вибрации окружающего мира помогают преодолеть любые барьеры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Шаманизм очень часто напоминает волшебную сказку – духи, камлание, бубен, путешествие между мирами. Но мало кто знает, что избранничество и путь шамана связаны с так называемой «шаманской болезнью», которая является обязательным этапом прохождения обучения, по сути, именно она и определяет, станет ли человек шаманом или нет. Так что же это такое – «шаманская болезнь»?

Определение «шаманской болезни»

«Шаманская болезнь» - это ряд специфических состояний человека, сопутствующих формированию шамана. Это не болезнь в привычном смысле слова, так как она не является следствием какой-либо инфекции, заражения, физической травмы или психического расстройства. В каком-то смысле можно сказать, что она - одновременно испытание и «переформатирование» всей структуры человека, готового стать шаманом. Именно поэтому «шаманскую болезнь» можно рассматривать как первый этап шаманского посвящения, ведь часто так и происходит – она постепенно переходит в инициацию.

В целом же, «шаманская болезнь» - это своего рода период «рождения» шамана, такой же мучительный, но необходимый, как обычные роды человека, ибо во время «шаманской болезни» полностью меняется поведение человека, его отношение к жизни, меняется тело и так далее.

Признаки и симптомы «шаманской болезни»

Наиболее характерными симптомами шаманской болезни являются повышенная сонливость, часто сопровождаемая кошмарами, склонность к одиночеству и долгим прогулкам по нелюдимым местам, видения, различного рода галлюцинации, частые головные боли, которые в некоторых случаях доходят до эпилептических припадков, а также конвульсии странного происхождения и чрезмерная задумчивость.

Какими бы не были симптомы «шаманской болезни», устранить их каким-либо медикаментозным или «волшебным» способом нельзя, напротив, это только ухудшит ситуацию, поскольку ее природа связана с более могущественными силами, чем человеческие.

Почему возникает «шаманская болезнь» и когда она проходит?

«Шаманская болезнь» возникает, когда человека выбрали духи для того, чтобы он стал шаманом. Причем в некоторых случаях она появляется только как следствие того, что избранник не желает быть шаманом, и тогда духи будут мучить его столько, сколько потребуется. А в некоторых случаях она – просто этап формирования шамана. Но в любом случае, какой бы причиной не была вызвана «шаманская болезнь», избраннику духов ничего не остается, как принять свою судьбу и заняться шаманством, после чего «шаманская болезнь» и все негативное, что было с ней связано, исчезает без следа, словно ничего и не было.

Шаманизм. Одно из самых противоречивых явлений в магии. Шаманы, как и все что с ними связано, всегда были скрыты за занавесом таен и суеверий.

Само слово «шаман» означает «тот, кто возбужден, тронут разумом».
Считается, что шаманы являются промежуточным звеном между миром духов и повседневной жизнью. Шаманы способны исцелять болезни, предсказывать будущее, управлять погодой и толковать сны.
Шаманы, а ими могут быть как мужчины, так и женщины, иногда наследуют магическую силу, однако чаще всего приобретают её посредствам откровений через сновидения, во время болезни или в периоды нарушения психологического равновесия, которое преодолевается таинственным образом.

Одной из характерных черт шаманизма является «Шаманская болезнь». Именно с нее, как принято считать, начинается становление человека, как шамана.

Шаманский дар, как правило, был тяжким бременем для своего обладателя. В раннем детстве или юности будущий шаман переживал глубокое психическое потрясение, что «пробуждало» шаманскую болезнь. Эта болезнь заключалась в мучительных душевных переживаниях (встречи с духами предков принуждавшими человека начать шаманить) и физическими страданиями (эпилептические припадки, тяжелые формы истерии, неожиданные потери сознания и т.д.). Практически, у человека выбранного духами для шаманского служения выбора не было. Так или иначе, духи принуждали жертву подчиниться. После того как избранник начинал шаманить, болезнь отступала, и страдания прекращались.

О шаманской болезни толком ничего неизвестно. В основном описывается духовный аспект. Переживания и видения шамана.

Например, Мать-Хищная-Птица.

По поверию, она похожа на большую птицу с железным клювом, загнутыми когтями и длинным хвостом. Эта мифическая птица показывается только дважды: при духовном рождении шамана и при его смерти. Она забирает его душу, уносит ее в преисподнюю и оставляет для дозревания на ветке ели. Когда душа достигает зрелости, птица возвращается на землю, разрывает тело кандидата на мелкие кусочки и раздает их злым духам болезней и смерти. Каждый из духов пожирает доставшийся ему кусочек тела. Это обеспечивает будущему шаману способность лечить соответствующие болезни. Этот обряд рассказывает о такой части магии как симпатическая, или магия подобия, съеденный какой-то болезнью, шаман становится с ней как бы един, что позволяет ему понять глубинную причину этой болезни и получить над ней власть. После съедения всего тела духи отходят. Мать-Птица складывает кости на место, и кандидат пробуждается как от глубокого сна.

Существует множество подобных поверий, но все они пронизаны общим смыслом: «человек, проходя сквозь мучения, оказываясь перед ликом смерти, получает знание и силу».

Что касается конкретного физического проявления болезни, то информации крайне мало. Считается, что люди, которым суждено стать шаманами, зачастую имеют особые метки, как родимое пятно, лишний палец, две макушки или нечто подобное. В основном, говорится, что шаманская болезнь выглядит как непонятное недомогание, обостряющееся каждый месяц в новолуние и прекращающееся только с началом шаманской практики.

Самая правдоподобная история шаманской болезни, что я слышала, это история Исаака Тенса:

«Американский индеец по имени Исаак Тенс в возрасте 30 лет начал непроизвольно впадать в транс. Перед ним возникали драматические и часто ужасающие образы духов животных преследующих его. После одного такого экстатического состояния Тенс начал петь: «Песня выходила из меня помимо моей воли, и я никак не мог остановиться. Вскоре я увидел перед собой огромных птиц и разных животных. Они меня звали... Такие видения случаются, когда человек готов стать халааитом (шаманом - целителем)»»

Что касается меня, то мой интерес к шаманской болезни не случаен.
Год назад у меня начались приступы, во время которых, резко падало давление, и снижался уровень лейкоцитов в крови до критического.
Два раза лежала в больнице, но врачи ставили диагноз пищевая инфекция и на том заканчивали разбираться.
Приступы повторялись сначала раз в три месяца, потом в два и вот последние четыре приступа повторяются каждый месяц в одних и тех же числах, на новолуние месяца.
Я не знаю можно ли назвать мою болезнь шаманской, однако, во время нее я могу видеть людей в комнате, их движение, не открывая глаз (причем это меня совершенно не удивляет в «больном» состоянии), стены комнаты будто выгибаются и надуваются. Присутствует общее ощущение нереальности.
Когда приступы были раз в три месяца, то тело полностью восстанавливалось за 5-6 часов. Сейчас, на восстановление уходит, как правило, сутки.
После того, как я начала собирать информацию по шаманской болезни, я очень удивилась тому факту, что к «особым меткам» относят и две макушки, т.к. у меня их как раз столько)))

Снять все признаки заболевания может начало шаманской практики или посвящение в шаманы другим, опытным шаманом, однако таковых поблизости не наблюдается, и я не знаю можно ли как-то иначе справиться с этим недугом.

"В шаманизме самых разных народов мы встречаемся с уникальным явлением, получившим название "шаманская болезнь" и представляющим собой как бы свидетельства шаманского призвания будущего адепта. Хотя "шаманская болезнь" и весьма распространена в самых разных регионах, однако ее нельзя считать непременным атрибутом шаманизма. Мы встречаемся с ней только там, где существует представление об избранничестве шамана и где будущий шаман оказывается бессильным перед волей духов, которая никак не согласовывается с личным волеизъявлением избранника (это весьма характерно для сибирского шаманизма). В тех же традициях, где будущий шаман или избирается еще в детском возрасте практикующим шаманом, или же шаманское служение становится результатом сознательного и добровольного выбора человека (как у эскимосов), "шаманская болезнь" неизвестна. Очень часто мы встречаемся с этим видом психофизической патологии в родах потомственных шаманов, даже если потомки шаманского рода полностью порывают с традицией. Известны случаи, когда молодые люди из шаманских семей, воспитывавшиеся в условиях советского общества, в атеистических и материалистических убеждениях, тем не менее страдали от "шаманской болезни" и избавлялись от нее, только начав практиковать шаманскую психотехнику и, по существу, становясь шаманами.
(По мне так это родовой дух-подселенец, в роду с ним договор на сотрудничество, он одын и передают его по наследству, выбирают при этом кого посильней энергетически или младшего из детей шамана. Отработка по роду 7-ка и часто по периоду после 40 лет, когда эта 7-ка включается, т.к. предыдущий носитель подселенца должен помереть. 7-ка породу может быть у нескольких детей, она родовая, но проявится в полную силу только у одного из рода в одном поколении.)

В чем заключается "шаманская болезнь"? Это целый комплекс патологических состояний, которые испытывают будущие шаманы в молодости (часто в пубертатный период) (вообще-то после 40 лет, но бывает. когда по периоду дубль или нижний канал включается) и являющиеся в глазах шаманов свидетельством избранности человека духами для шаманского служения. Очень часто человек пытается сопротивляться этим состояниям, не желая становиться шаманом, однако патологические симптомы нарастают, становясь мучительными и непереносимыми. И только обратившись за помощью к шаману и пройдя через шаманскую инициацию (посвящение), человек целиком и полностью избавляется от болезненных ощущений.(т.е. преодолевают эти состояния сильные психологически и энергетически, что бы работать потом на этом поприще нужно быть сильным, слабую же психику скорее эта болезнь сгубит, часто умирают от шаманской болезни, вернее чаще) "Шаманская болезнь" обычно проявляется в приступах сонливости, головной боли, ночных кошмарах, слуховых, зрительных галлюцинациях и иных формах патологических состояний. Больной начинает слышать голоса духов, зовущих его, видит странные и пугающие видения. После шаманской инициации и начала шаманской деятельности все эти симптомы навсегда проходят, что объясняется шаманистами как результат следования человека своему призванию и согласие с волей могущественных духов и предков-шаманов.(ученик проходит обучение у более старшего товарища. который развивает его психические способности и учит с этим жить)

Феномен "шаманской болезни" заставлял многих исследователей (Ольмаркс, Ниорадзе, В.Г.Богораз-Тан, Д.Ф.Аберль и др.) видеть корни шаманизма в психопатологии, а именно в так называемой арктической истерии. Это точка зрения была полностью развенчана М.Элиаде.*

* См.: Eliade M. Shamanism. P. 23-32.

Во-первых, арктическая истерия (весьма распространенная в северных широтах болезнь, связанная с недостатком света, холодом, дефицитом витаминов и т.д.) не может быть источником и причиной шаманизма хотя бы потому, что шаманизм (и "шаманская болезнь") распространен по всему миру, а отнюдь не только в арктических и субарктических регионах. Весьма развитые шаманские традиции существуют в тропиках (например, в Индонезии), где никаких причин для повальной психопатологии нет.

Во-вторых, переживания невротика и истерика сами по себе лишены религиозного содержания и религиозной ценности и могут сопоставляться с религиозными трансперсональными состояниями лишь по каким-то чисто внешним параметрам. Более того, сами нативные носители шаманской традиции прекрасно отличают шаманскую харизму от психопатологии: например, среди суданских племен весьма распространена эпилепсия, однако эпилептики никогда не становятся шаманами.
(эпилепсия возникает от той же причины, что и шаманская болезнь, подселение духа. Но при эпилепсии при переключении или завладении управлением телом духом душа хозяина сопротивляется, отсюда и мгновенная отключка скафандера и переключение на другую душу. Я наблюдала приступы на своём друге с 7\7 по роду. Пока он не стал использовать своего подселенца, он от этих приступов не избавился.)

В-третьих, шаман отнюдь не просто больной человек, а исцелившийся больной, полностью контролирующий свое состояние и управляющий им. Отличие шаманского транса от патологических состояний заключается и в том, что это управляемые состояния, достигаемые посредством особой, разработанной в данной традиции психотехнической процедуры.(согласна на 100 процентов, человек договорившийся со своим духом и даже сотрудничающий с ним, всю работу делает дух обычно и он же даёт информацию, опять же нужна сильная психика)

В-четвертых, шаманы представляют собой интеллектуальную элиту своих народов. Их интеллектуальный уровень и волевые качества в целом значительно выше, чем у их среднего соплеменника. Именно шаманы выступали, как правило, хранителями национальной культуры и традиций, фольклора и эпоса. Поэтому авторитет шамана чрезвычайно высок в своей среде, последнее доказывается и тем, что в ранний период коллективизации в СССР шаманов очень часто избирали председателями колхозов. (выживают сильные энергетически и психически, а значит и интеллектуально. Если "род ослаб", начали грешить в роду, потомство мельчать, то шаманский род просто вымрет.)

Здесь следует добавить, что шаманская деятельность представляла собой именно служение. "Это тяжелая работа" – как выразился в беседе с этнологами один сибирский шаман. Причем это бескорыстное служение. Средства на жизнь шаман обычно добывал другим трудом, не имевшим никакого отношения к религии (охотой, рыболовством и т.п.).

Таким образом, психопатологическая концепция шаманизма безусловно может считаться совершенно не соответствующей действительности. Пока же мы просим читателя обратить особое внимание на следующее: шаман проходит через болезнь и исцеляется сам, более того, пройдя через болезнь, он выходит из нее обновленным и с более высокими интеллектуально-психологическими характеристиками, чем до нее. Методом исцеления и самораскрытия личности и индивидуальных способностей шамана является посвящение (инициация).