Дополнение. Прямое и косвенное дополнения в русском языке

Признака или служащий его орудием. Различаются прямое и косвенное дополнение. Прямое дополнение обозначает объект, непосредственно охваченный действием. Критерии его выделения в разных языках различны. В выражается винительным без , сочетается только с глаголами. В зависимости от характера действия такой объект может быть внешним (неизменным): «купить дом», «бросить камень», и внутренним (результативным): «строить дом», «раздробить камень». Разновидность внутреннего объекта - объект содержания («родственное дополнение», figura etymologica ), т. е. объект, как бы извлекаемый из самого действия: «думать думу», «кликать клич», «горе горевать». Объект, обозначающий предмет речи, мысли, восприятия («сообщать известие», «замышлять преступление», «видеть корабль»), называется делиберативным.

Косвенное дополнение выражается существительным в косвенных падежах с предлогами и без предлогов. С понятием косвенного дополнения связано представление об объекте, затронутом действием не прямо (ср. «сообщить новости» и «...о новостях») и не полностью, а частично (ср. «выпить воду» и «...воды»). С косвенным дополнением может быть связано также представление о меньшей объекта (ср.: «ждать поезда» в отличие от «ждать поезд») и о его своеобразной активности (ср.: «испугаться собаки», «радоваться за сына», где объект определённым образом стимулирует деятельность субъекта). В классической лингвистике понятием косвенного дополнения охватываются разнообразные виды объектных значений. В частности, различаются объекты, на которые нацелено действие («просить хлеба», «добиваться успеха») и от которых оно отправляется или уклоняется («лишиться наследства», «избежать ссоры»); объекты-адресаты («улыбнуться ребёнку», «помочь соседу»); объекты-орудия («жать серпом», «покорить красотой»). В структуре высказывания все виды объектов в принципе совместимы и иерархически упорядочены: «рассказать друзьям (О - адресат) правду (делиберативный прямой О) о войне (делиберативный косвенный О) словами очевидца (орудийный косвенный О)», причём одни объекты связаны с глаголом как ядром сообщения более обязательной, другие - менее обязательной связью.

Разновидностью дополнения иногда считается член предложения, выраженный и обозначающий зависимый глагольный признак («надеяться отдохнуть», «обещать помочь», «бояться ошибиться», «убедить остаться»). При ещё более широком понимании дополнения под него подводятся также разнообразные виды придаточных предложений, связанных с главными изъяснительными отношениями («Хочу, чтобы мне помогли», «Знаю, что мне помогут», «Боюсь, как бы не ошибиться»). В школьных грамматиках наряду с глагольными дополнениями выделяются приименные дополнения, которые в большинстве случаев являются производными от глагольных, ср.: «читать книгу» и «чтение книги», «любить родину» и «любовь к родине», «жаждать славы» и «жажда славы», «наполнить содержанием» и «наполненный содержанием».

  • Шахматов А. А., Синтаксис русского языка, 2 изд., Л., 1941;
  • Грамматика русского языка, т. 2, ч. 1, М., 1954; М., 1960;
  • Пешковский А. М., Русский синтаксис в научном освещении, 7 изд., М., 1956;
  • Есперсен О., Философия грамматики, пер. с англ., М., 1958;
  • Габучан К. В., Дополнение, в кн.: Русский язык. Энциклопедия, М., 1979.

И. Н. Кручинина.


Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. В. Н. Ярцева . 1990 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Дополнение" в других словарях:

    ДОПОЛНЕНИЕ - ДОПОЛНЕНИЕ, дополнения, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. дополнять дополнить. Он занимался дополнением и исправлением старых статей для сборника. || Часть, присоединенная для разъяснения или исправления прежде написанного. В новом циркуляре… … Толковый словарь Ушакова

    дополнение - См. добавление, прибавление в дополнение... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. дополнение аугментация, пополнение, прибавление, добавление, добавка, надбавка, прирост,… … Словарь синонимов

    ДОПОЛНЕНИЕ - второстепенный член предложения, выражающий отношение одного предмета мысли к другому, названному глаголом (приглагольное дополнение) или именем (приименное дополнение). В функции дополнения преимущественно выступает косвенный падеж имени (с… … Большой Энциклопедический словарь

    ДОПОЛНЕНИЕ - ДОПОЛНЕНИЕ, я, ср. 1. см. дополнить. 2. То, чем что н. дополнено, прибавление. Д. к резолюции. В д. (сверх, помимо чего н. другого). Дополнения к одежде (галстуки, пояса, шарфы, сумки, украшения). 3. В грамматике: второстепенный член предложения… … Толковый словарь Ожегова

    дополнение до 1 - обратный код поразрядное дополнение — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы обратный кодпоразрядное дополнение EN one s complement …

    ДОПОЛНЕНИЕ - (поправка к документу) (rider) Американский термин, означающий пункт или условие, внесенные в дополнение к важному законопроекту, но не имеющие прямой связи с его содержанием. В большинстве случаев такие дополнительные пункты не вошли бы в… … Политология. Словарь.

    Дополнение - 1. То же, что адденда, добавочный текст с уточнениями, изменениями или новыми соображениями, помещенный автором после произведения или его части (раздела), когда вводить новый материал в ранее написанный текст либо нецелесообразно (потребовалась… … Издательский словарь-справочник

    ДОПОЛНЕНИЕ - (Suplement), Польша, 2001, 108 мин. Фильм о выборе жизненного призвания и отношения к вере. Главный герой мечется в поиске своего призвания между монастырем и обыденной жизнью, в которой у него есть девушка и брат. В ролях: Павел Окраска, Моника… … Энциклопедия кино

    Дополнение - ДОПОЛНЕНИЕ. Грамматический термин, обозначающий существительное в косвенном падеже, как часть предложения. В некоторых традиционных грамматиках термин Д. употребляется в более узком смысле для обозначения существительного в косвенном падеже,… … Словарь литературных терминов

    ДОПОЛНЕНИЕ - (complement) Товар, спрос на который изменяется в том же направлении, что и спрос на некоторые другие товары, цены на которые изменились. Например, рост цены на хлеб может привести к падению спроса на него; если одновременно упадет спрос на… … Словарь бизнес-терминов

    дополнение - Структурная часть основного текста, составленная из материалов, выделенных автором для размещения в конце произведения или его раздела. [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды и элементы Обобщающие термины части и элементы текста… … Справочник технического переводчика

Дополнение

Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает объект (предмет), на который направлено или с которым связано действие или (реже) по отношению к которому проявляется качественный признак. Иногда дополнение обозначает субъект действия или состояния (см. бюро переводов). Например: Старик ловил неводом рыбу (А. Пушкин); К смирению и кротости он был совершенно не склонен (К. Чуковский); Мне не спится, нет огня... (А. Пушкин).

Дополнения , выражающие объект действия, употребля­ются при глаголах, а также при образованных от них существительных: доставить грузы - доставка грузов; ра­ботать над статьёй - работа над статьёй.

Дополнения , называющие объект, по отношению к которому проявляется качественный признак, употребляются при прилагательных и образованных от них существительных: верный долгу - верность долгу; скуп в движениях - скупость в движениях.

Дополнения делятся на прямые и косвенные.

Прямое дополнение - это дополнение , которое зависит от переходного глагола и выражается именем существительным или местоимением (а также любой частью речи, употреблённой в значении существительного) в винительном падеже без предлога: увидеть картину, спеть песню, чи­нить утюг, написать письмо, решать задачу, увидеть его, встретить знакомого.

Прямое дополнение может быть также выражено существительным в родительном падеже без предлога. Родительный падеж вместо винительного употребляется в двух случаях: 1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: чувствовал радость - не чувствовал радости; слышал голоса - не слышал голосов; 2) если действие переходит не на весь предмет, а лишь на часть: купил хлеб - хлеба; выпил воду - воды: ...Командир орудия не ушел с огневой позиции, попросил поднести ему снарядов от разбитых пушек (В. Астафьев); Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной... (А. Пуш­кин).

Прямое дополнение обозначает объект, на который непосредственно направлено действие, который может возникать, создаваться или исчезать, разрушаться в процессе действия: связать свитер, написать реферат, украсить комнату, проверить диктант, сломать дерево, снести дом и т. п.

Все остальные дополнения являются косвенными, они выражают различные отношения действия или признака к предметам: Не стану я жалеть о розах, увядших с лёгкою весной (А. Пушкин); Вспомнилась Аксинье молодость и вся её бедная радостями жизнь (М. Шолохов).

Дополнения могут быть выражены:

1) именем существительным в любом косвенном падеже с предлогом или без предлога: Золотым лучом деревню об­ лило (А. Майков);

2) местоимением: Спорить с ними я никогда не мог (М. Лермонтов);

3) количественным числительным: Разделите трид­цать шесть на два;

4) любой частью речи в значении существительного: Я бежал к бабушке и спрашивал её о забытом (М. Горь­кий);

5) инфинитивом: Все просили её спеть что-нибудь (М. Лермонтов);

6) синтаксически цельными словосочетаниями и фразеологизмами (теми же, что и подлежащее): Охотники убили семнадцать бекасов (Л. Толстой).

Второстепенные члены играют в предложении важную роль, обогащая его, внося ясность, поясняя подлежащее и сказуемое. Среди них выделяется и дополнение. Ошибка в выделении данного второстепенного члена заключается в том, что его часто путают с подлежащим, особенно когда оно стоит в винительном падеже. Чтобы не допускать неточностей, необходимо знать, на какие вопросы отвечает дополнение. Об этом мы и расскажем в статье.

Общие сведения

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. К ним относятся все, кроме именительного (на него отвечает подлежащее).

Обычно к дополнению задается вопрос от членов предложения (второстепенных и главных), которые выражены либо глаголами, либо близкими по значению к ним (причастиями, деепричастиями).

Значение

Значения дополнения могут быть совершенно различными. Разберем подобные отношения со сказуемым в предложении и посмотрим, каким образом дополнение отвечает на вопросы. Примеры ниже.

Ольга делает (что?) укол.

Ольга делает укол (кому?) маме.

Ольга делает укол (чем?) шприцем.

Иногда встречаются дополнения, зависящие от отглагольных существительных и прилагательных: покорение вершины, движение в конец строя, пожаренная на сковороде рыба.

Если систематизировать значения, принимая во внимание то, на что отвечает дополнение, получится следующее:

  1. Этот второстепенный член определяет предмет, испытывающий на себе действие: выбрать (что?) профессию, стирка (чего?) белья.
  2. Предмет, в интересах которого действие исполняется: написать брату, подойти к сестре, приехать к родителям.
  3. Средство исполнения действия или орудие труда: писать ручкой, плыть брассом, рисовать кистью и красками.

Чем бывает выражено дополнение?

Дополнение, как и подлежащее, выражается следующими частями речи:

  1. Существительным, стоящим в форме косвенного падежа или местоимением-существительным в такой же форме. Предлог при этом вариативен: пошла (к кому?) к маме; довольна (чем?) работой; размышляю (о ком?) о нем; приведи (кого?) его.
  2. Любой субстантивной частью речи (наделенной функцией существительного). Все были заинтересованы (кем?) читающим.
  3. Инфинитивом. Зрители просили труппу (о чем?) станцевать еще раз.
  4. Именем числительным. Я умножу (что?) пятнадцать (на что?) на десять.
  5. Фразеологизмом. Я прошу сестру (о чем?) не вешать нос.

К чему относится дополнение?

Так как дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, то чаще всего оно относится к глаголу-сказуемому. Таким образом оно вносит ясность в основное действие, о котором сообщается в предложении. Мы гуляем (с кем?) с дочкой по магазину. В данном случае дополнение "с дочкой" распространяет глагол-сказуемое "гуляем".

Однако этот второстепенный член может относиться и к существительному, которое имеет в своем значении какое-либо действие. К примеру, "Он водитель (чего?) большегрузного автомобиля". Дополнение "автомобиля" относится к существительному "водитель".

Краткие прилагательные близки по форме и значению к глаголу-сказуемому, поэтому к ним также может относиться этот второстепенный член: Я зла (на кого?) на своего соседа. Дополнение с предлогом "на соседа" относится к краткому прилагательному "зла". Реже оно относится к полному прилагательному: Похожий (на кого?) на отца.

Нередко дополнение поясняет наречие либо прилагательное в сравнительной степени. К примеру: Она выглядит моложе (чего?) своих лет. Жасмин ароматнее (чего?) розы.

Прямое

В зависимости от того, на какие вопросы отвечает дополнение, оно бывает либо прямым, либо косвенным. Первое требует постановки в винительный падеж, также при нем не может быть предлога.

Такое дополнение определяет объект действия. Относится оно к переходному глаголу либо наречию. Например: ненавидеть врага - прямое, стоит в винительном падеже, а глагол "ненавидеть" переходный. Еще пример: Мне жаль твоего друга. Дополнение "друга" относится к наречию "жаль", выполняющему роль сказуемого в данном предложении.

На какие вопросы отвечает дополнение прямое? Только вопросы родительного или винительного падежа. Разберем варианты:

  1. Самый распространенный - форма винительного падежа с отсутствующим предлогом: Мы наряжали елку всей семьей. Дополнение "елку" - прямое, употреблено в форме винительного падежа, предлога нет.
  2. Форма родительного падежа при обозначении части чего-либо целого: Я налила в чашку заварки, а после разбавила кипятком и положила лимон. Дополнение "заварки" - прямое, стоит в родительном падеже. Также родительный падеж может указывать на какой-либо результат действия, совмещенный со значением количества: Мне нужно сходить купить муки и хлеба.
  3. В безличных предложениях, когда в роли сказуемого выступает наречие: Как жаль потраченных лет.

Косвенное

На какие вопросы отвечает дополнение косвенное? На все остальные: винительный с предлогом, дательный, творительный и предложный. Последние три могут употребляться как с предлогом, так и без него.

  • В наших детских мечтах были яркие путешествия и беззаботные будни (косвенные дополнения - мечты, будни).
  • Мы прикинулись взрослыми, чтобы прокатиться на этом аттракционе (косвенное дополнение - взрослыми).
  • Разговоры о предстоящем торжестве занимали все свободное время (косвенное дополнение - о торжестве).
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: обогащение словарного запаса уч-ся новыми словами, усвоение теоретического материала, умение находить в предложении прямое и косвенное дополнение, воспитание личностных компетенций, привить любовь к поэзии.

Тип урока: синтетический

Вид урока: урок-эксперимент

Наглядность: плакаты, фломастеры

Ход урока

I . Организационный момент (1-2 мин)

а) приветствие (слайд №3): Здравствуйте! В разных странах здороваются по-своему: А в одном из африканских племен при встрече говорят: “Я тебя вижу”:
б) аутогенная тренировка: каждый про себя произносит фразу “Я самый лучший!”

II . Опрос домашнего задания: прочитать эссе на тему “Русские народные традиции”

III . Новая тема: Прямое и косвенное дополнение

1. Слово учителя.

Дорогие ученики! Сегодня у нас необычный урок, который пройдет в творческой мастерской. Вы должны провести эксперимент и определить какова тема сегодняшнего урока. (На доске висит белый плакат, на котором ученики должны написать тему урока после того, как проведут лингвистический эксперимент и сделают вывод).
Но перед тем как приступить к занятиям, мы должны посадить дерево ожиданий, т.е. каждый ученик пишет на листочках свои ожидания от этого урока и прикрепляет их на дерево. (Дерево ожиданий. Слайд №4)

2. Мозговой штурм (Слайд №5). Вопрос: Какова тема нашего урока?

Опорные понятия: главные члены предложения, второстепенные члены предложения, подлежащее, сказуемое, дополнение, косвенное и прямое дополнение.
Мукагали Макатаев, учитель русского языка, лирика, Данте, Шекспир (Среди этих понятий новыми являются: прямое и косвенное дополнеие, Мукагали Макатаев. Опираясь на новые понятия ученики приходят к единому мнению, что на уроке мы будем говорить о прямых и косвенных дополнениях, а также лексическая тема будет посвящена творчеству Мукагали Макатаева.)

3. Учитель: О чем мы говорили на прошлом уроке?

Ученики: Мы изучили тему “Дополнение”

(Уч-ся, отвечая на этот вопрос, пишут на плакате-справочнике определение дополнения. Остальные термины, касющиеся новой темы, заносятся учениками в этот справочник!)

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. (Слайд №6)

4. Лингвистический эксперимент(7 слайд

Приведем примеры: (синтаксическая пятиминутка)

В русском языке:

На ярмарке можно купить сплетенную корзину и лоскутный коврик.

Мастера показали, как слепить игрушку из шины

В казахском языке:

Тура және жанама толықтауыш

1) Баланы оқытуды жек көрмедим (Табыс септік тура толықтауыш)
2) Құлақ естігенді көз көреді
3) Өнер – білім бар жұрттар (Неден?Шығыс септік, жанама)
Тастан сарай салғызды (Ы.Алтынсарин)
4) Жылқыда өт жоқ , өсер малда өлім жоқ (Жатыс септік) жанама толықтауыш

В английском языке:

Прямое, косвенное и предложное доплнение
1) I wrote a letter (прямое)
Я написала письмо
2) I wrote a letter to him (whom?) (косвенное)
3) I spoke about him (предложное дополнение)
(Я говорила о нем)

(Ученики находят в предложениях дополнения, так как они владеют тремя языками, уч-ся проводят сопоставление и делают вывод: в казахском языке два вида дополнений, в английском три вида дополнений, а в русском языке сколько?)

5. Лингвистический эксперимент в творческой мастерской продолжается (8 слайд)

Объясните, почему словосочетания разделены в два столбика?

Записав примеры, ученики определяют падежные формы существительных и указывают на переходность глаголов. На плакате–справочнике уч-ся пишут:
Переходные глаголы обозначают действия, непосредственно и обязательно направленные на какой-либо предмет. Действие, обозначаемое этим глагол, предполагает тот или иной объект (дом, плотина, завод и т.п.) и невозможно без него. Объект, на который переходит действие переходного глагола, всегда выражается формой винительного падежа без предлога.
Иногда прямое дополнение при переходном глаголе стоит в форме родительного падежа: при обозначении частичного объекта, при отрицании.
Непереходные глаголы обозначают действия, не направленные на какой –либо предмет. Они имеют значение положения в пространстве, состояния, звучания: сидит, горюет, лает и др. В соответствии со своим значением они не могут управлять формой винительного падежа без предлога.

6.Презентация справочника (9 слайд).

На плакате - справочнике ученики в два столбика пишут падежные формы, которые необходимы при переходных и непереходных глаголах. Затем делают вывод о прямых и косвенных дополнениях и на пустом плакате пишут тему урока.
Прямое дополнение относится к переходному глаголу и выражается формой винительного, реже - родительного без предлога. Все остальные дополнения называются косвенными.

7. Выборочное упражнение.

1. Моя бабушка любит собирать лекарственные растения. 2. Моя искренность поразила Пугачева. 3. Дай мне, пожалуйста, молока. 4.Сынок,купи в магазине хлеба. 5. Сказали, в течение дня не будет воды. 6. Я не люблю шуток твоих. 7. Чтобы достичь цели, надо много трудиться. 8. Больной лишился сна. 9. Многие композиторы отдали музыке всю свою жизнь. 10. Я никому не позволю себя обманывать. 11.Олово плавим, машинами правим. 12. Старик ловил неводом рыбу. 13. Из газет и старых журналов я узнавал о жизни других городов, других народов. 14.Без музыки и песен не проходит ни один праздник. 15.Я ездила в город с подругой. 16. Дулат хорошо играет в шахматы.

8. Работа по таблице(Слайд №10)

Уч-ся закрепляют свои знания о прямых и косвенных дополнениях с помощью таблицы.

9. Фонетическая зарядка (или речевая зарядка) шипение змеи; шелест листьев; воет ветер; каркает ворона.(Слайд№11)

(Уч-ся должны произнести слова, выполняя действия, которые перечислены выше, например: шипение змеи – с-с-солнце, ц - ц- цветок, с - с – свет; воет ветер – пере – у - у- улок, у- у- улица, слу- у- у- чай; каркает ворона- кар- кар- картина, кар- кар- картон, кар- кар- каррикатура.
Эта фонетическая зарядка служит мостиком для перехода к лексической теме “Мукагали Макатаев”.

Учитель: Как вы думаете используют ли этот метод (т.е. повторение одинаковых звуков) поэты в стихотворениях? Как он называется?

Ученики: Этот метод называется аллитерация. Его часто используют поэты. Аллитерация- повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи. Аллитерация выделяет отдельные слова и строки, которые становятся поэтому особенно выразительными:

Грохочет эхо по горам,
Как гром, гремящий по громам.
(Г.Державин. Водопад.)

(“Краткий словарь литературоведческих терминов”. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев)

Учитель: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Мукагали Макатаева (Слайд №12). Это известный казахский поэт. Его стихи занимают важнейшее место в казахской литературе. Мукагали Макатаев писал стихи и на русском языке. Он работал учителем русского языка. А сейчас вы должны прочитать текст о нём, соблюдая нормы произношения.

Упражнение 4 из учебника “Русская речь” под редакцией Г.Бадамбаевой.

Один из талантливейших казахских поэтов Мукагали Макатаев прожил всего 45 лет (1931-1976). Он родился в Нарынкольском районе Алма-Атинской области. В его доме собирались учителя, за просто приходили к поэту его читатели. Вечерами часто обсуждали стихи, беседовали о поэзии. Впервые казахского учителя познакомил с творчеством Макатаева в 1966 году в газете “Қазақ әдебиеті” старейший поэт нашей республики Абдильда Тажибаев.
На формирование Макатаева - поэта большое влияние оказала устная поэзия казахского народа, любовь к которой у него проявилась еще в детстве. Долгими зимними вечерами будущий поэт любил слушать у очага рассказы, легенды, песни.
Мукагали Макатаев переводил на казахский язык произведения Данте, Шекспира и других классиков зарубежной литературы.

10. Лексический уголок: работа с новыми словами – обсуждали, влияние, легенды.

Составить с новыми словами предложения. Просклонять существительные.

11. Работа с текстом: Текст перепечатать ну бумагу мелким шрифтом и повесить на доску.

Класс разделить на две группы и попросить их закрыть учебники. Каждая группа должна
восстановить текст в тетрадях. Для этого два ученика пишут, а остальные уч-ся, прочитав у доски по одному предложению, подходят к ученику, который пишет, и диктуют по памяти прочитанное предложение. Группа, которая первая восстановит текст без ошибок и (подчеркнет в предложениях дополнение) достойна награждения.
(Этот вид работы позволяет ученикам развивать память, а также дает уч-ся возможность подвигаться на уроке)

12. Задача из “Медвежонка”: найти дополнение.

Тореро надел сомбреро.
Сомбреро надел Тореро.
Ответ: Сомбреро (от испанского) – широкополая шляпа с высокой конусообразной тульей и обычно с закруглёнными вверх краями полей.

13. Структурная дискуссия на тему: “Читает ли современная молодежь художественную литературу?” (Слайд №1 3 )

Ученики высказывают своё мнение с точки зрения оптимистов, пессимистов, реалистов. Наблюдатели и аналитик дают оценку высказываниям.

14. Обобщение урока: Дерево с результатами. (Слайд №14)

Ученики на листочках пишут свои отзывы и прикрепляют к дереву. Учитель сравнивает ожидания с полученными результатами.

15. Домашнее задание: написать о любимом поэте, употребляя прямые и косвенные дополнения.


Прямое дополнение обозначает объект, на который направлено действие, выражается формой винительного падежа без предлога, распространяет переходный глагол, а также некоторые слова категории состояния (видно дом, слышно музыку, больно голову): Создает человека природа, но развивает и образует его общество (Белинский). Форма родительного падежа прямого дополнения возможна при переходных глаголах с отрицательной частицей не: Я не
люблю весны (Пушкин); Я представить не могу положения, чтоб когда-нибудь было нечего делать (Достоевский).
Препозиция прямого дополнения нередко позволяет ему сохранять форму винительного падежа при переходных глаголах с отрицанием не. По-видимому, это объясняется ослаблением связи субстантивного слова с глагольным. Ср.: Ночь не принесла прохлады (А. Н. Толстой).- Отцовский дом не мог я распознать (Есенин). Но возможен и родительный падеж: Солнца не видно - небо затянуто Жгучей (Герасимов).
Примечание. Не являются прямыми дополнениями формы родительного падежа в следующих предложениях, так как в них нет переходных глаголов: Мне не хватает нежности твоей, тебе моей заботы не хватает (Щипачев); Сильнее кошки зверя нет (Крылов); Герасима уже не было во дворе (Тургенев).
Косвенное дополнение выражается формами косвенных падежей с предлогами и без предлогов и относится к глаголу,
прилагательному, к словам категории состояния, к существительному: Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне (Есенин); Слово «завтра» придумано для людей нерешительных и для детей (Тургенев); Лукошко, полное росы, Я из лесу принес (Маршак); Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь - не сад, в котором растут только одни цветы (Гончаров).
Значение объекта у второстепенных членов предложения часто осложняется определительным и обстоятельственным значениями.
Определительные дополнения подчиняются членам предложения, выраженным отглагольными существительными, сохраняющими в семантике компонент действия (категориальное значение глагола). Этим объясняется соотносительность ряда глагольных и субстантивных словосочетаний: думать о прошлом - думы о прошлом, мечтать о путешествиях - мечта о путешествиях, требовать качества - требование качества, изучать историю - изучение истории и т. д.
Чем ярче в семантике отглагольных существительных глагольный компонент, тем отчетливее значение объекта у их распространителей. При нейтрализации глагольного компонента в зависимом слове сильнее определительное значение: мысль о тебе, смысл речи и т. д.
Обстоятельственные дополнения подчиняются глагольным формам: Порхают над цветами бабочки... (Соколов-Микитов); Для_
искусства годится только тот материал, который завоевал
место в сердце (Паустовский).

Еще по теме § 45. Прямые и косвенные дополнения:

  1. ДОПОЛНЕНИЯ К СТАТЬЕ «ВОПРОС О СВОБОДЕ ВОЛИ» Дополнение 1
  2. Предложения с прямой и косвенной речью, их структурносемантические особенности. Механизм замены прямой речи косвенной.